Темный прохладный вечер, двое не спеша прогуливаются по старому парку на окраине города. Атмосфера любви и гармонии переполняет их, как вдруг из-за угла доносится незамысловатая фраза «Эй, пацанчик, позвонить есть?» После чего навстречу им выходит толпа парней, одетых в старые спортивные костюмы с причудливыми кепками на голове. Исход этой встречи нетрудно предугадать - сегодня влюбленный кавалер, скорей всего, вернется домой без своего мобильника.
Итак, кто такие гопники? Фото этих ребят можно увидеть на страницах многих сайтов, но еще чаще их можно лицезреть в выпусках криминальных новостей. Что, конечно же, неудивительно.
По факту, гопник - это мелкий преступник, который ведет распутный образ жизни. Подобные ребята редко действуют в одиночку, как правило, они собираются в небольшие группки. Зачастую встретить их можно в тихих переулках и парках, так как здесь редко бывает людно. Увидев на горизонте одинокого путника, они сразу же начинают обрабатывать его. Для этого используют блатной жаргон, угрозы или же грубую силу.
Существует много версий касательно предыстории этого понятия. Какая верная - определить довольно тяжело, да и к тому же велика вероятность того, что доля правды есть в каждой из них.
Итак, три основные версии возникновения термина "гопник":
Распад Советского Союза привел к тому, что судебная система сильно ослабла. воспользовались этим моментом и подобрали под себя большую часть власти. По всей стране процветал беспредел, гопник это осознал и начал свою дикую охоту.
Гопники, словно хищники, рыскали по улочкам города в поисках новых жертв. Порой это был случайный прохожий, иногда же цель определялась заранее. Ведь в те времена услугами гопников довольно часто пользовались местные авторитеты, дабы не марать собственные руки. Например, довольно часто их использовали для разгрома магазинов конкурентов или для запугивания случайных свидетелей.
Но шли годы, становились все сильней и сильней. Поэтому воры в законе начали вести свои дела более обдуманно, не поднимая лишней пыли. И глупая междоусобная драка гопников им явно была не нужна. Поэтому они перестали пользоваться их услугами, уж тем более покрывать мелких пешек перед лицом закона.
Сейчас культ гопников по-прежнему существует, пускай и не в таких масштабах, как раньше. Нынешние мелкие преступники, как и прежде, «обитают стаями» и так же ведут разбойный образ жизни. Правда, теперь их довольно просто разглядеть даже в самой людной толпе.
Современный русский гопник - это «четкий пацанчик», который живет «по понятиям». Вот только эти понятия сильно отличаются от тех, к которым привыкли нормальные люди. Гопник зачастую лишен даже элементарного сострадания, так как считает, что в его действиях нет ничего противоестественного. В его сознании все довольно просто: выживает сильнейший.
Еще одной проблемой является то, что образ гопника идеализирован Благодаря сериалам, например, той же «Бригаде», преступная жизнь начала привлекать многих ребят. Особенно если их жизнь была далека от совершенства.
Пускай гопник - это и отброс общества, но даже в его в мире есть определенные законы. Прежде всего, он подчиняется зоновским порядкам, и преступать их гопник не имеет права. В противном случае он может потерять авторитет в глазах своих товарищей.
Именно поэтому гопники первым делом стараются запугать свою жертву морально. Для этого они используют разговорные уловки. «Ты кто такой?» или «Ты чего здесь ходишь?» Подобные вопросы - своего рода приветствие, и если человек отвечает неправильно, то гопник начинает активный словесный штурм. Все проходит по давно накатанной схеме, благодаря которой жертва превращается в лоха. А «по понятиям», с лоха и спрашивать не грех.
Зачастую подобный образ жизни ведут те, кто родился в Лишенные родительского тепла и ласки, они с ранних лет наблюдали за тем, как другие радуются жизни. Это ожесточило их сердце и разум, более того, они страстно хотят заполучить все то, чего были лишены, и неважно, каким способом.
Немаловажную роль играет и алкоголь. Гопники с ранних лет употребляют пиво, порой даже водку, ведь достать сейчас спиртное проще простого. А чего ожидать от человека, который начинает пить в 10-12 лет?
Завершающим фактором является плохая компания. Ведь если долго жить с волками, то и выть начинаешь по-волчьи.
Го́пники (также гопы́ , гопари́ , собирательно - гопота́ , гопоте́нь , гопьё, гопна́, гопша́ ) - жаргонное слово русского языка, обозначающее представителей городской прослойки низкого социального статуса, малообразованной, агрессивно настроенной молодёжи (подростки), обладающей криминальными чертами поведения (реже близкой к криминальному миру), часто происходящей из неблагополучных семей , и объединяющейся по признакам контркультуры (неформальной субкультуры). Термин широко употребляется в России и странах бывшего СССР (с конца ХХ века ).
В социальном отношении представители субкультуры главным образом родом с окраин промышленных городов. Большинство гопников вышли из неблагополучных, бедных семей . Имидж и поведение типичного гопника представляют собой пародию на представителей криминального мира 1990-х годов в России и иных странах СНГ. Чёрная кожаная куртка и спортивный костюм также были переняты подростками прямо от них. Гопники занимались мелким воровством, вымогательством денег, грабежами и избиениями прохожих (особенно в ночное время).
Сами себя «гопниками» не называют, и обычно характеризуются самоназванием «нормальные пацаны», «реальные пацаны» или «правильные пацаны». Слово "гопник" в отношении к себе считают унизительным. Себе гопники противопоставляют т. н. «лохов», однако в среде гопников чёткого определения «лоха» не существует. В связи с этим, ярлык «лох» используется гопниками, в зависимости от того, выгодно ли это гопнику или нет, и может применяться даже по отношению к другим гопникам. Помимо этого, представители прослойки гопников отличаются выраженной агрессией против членов общества, чье мировоззрение ориентированно на прогрессивный образ жизни, интеллигенцию и т. н. «западные ценности » (например, против ориентированных на западную культуру «неформалов », «оппозиционеров »), а так же других представителей общества, имеющих более высокое социальное положение , по сравнению с гопниками.
В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи , панков , рокеров), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения , из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру .
Исследователь Елена Бессонова отмечает, что в начале Перестройки гопники были единственными из субкультур молодёжной среды, кто не увлекался никакой музыкой . Позже представители субкультуры были склонны к блатной музыке, русскому шансону (Михаил Круг , группа «Бутырка» , Сергей Наговицын). Также многие предпочитают «попсу » (поп-музыку), «памп » (pumping house) и «пацанский рэп ».
Слово получило широкое распространение в конце 1980-х годов по отношению к тем представителям молодёжи, для которой хищение имущества на улице было, как отмечает саратовский исследователь Елена Бессонова, «частью имиджа, средством развлечения и способом поддержания авторитета» . По мнению исследователя, в 1990-х годах появились «гопы», для которых всё характерное для жизни их «прародителей», к которым автор относит уголовников, стало «своего рода философией жизни, мировоззрением, способом позиционировать себя в обществе» . Однако, Бессонова отмечает, что в отличие от уголовников, «для современного гопа, по преимуществу, важнее попытаться напугать и унизить человека, испытать над ним свою власть, а потом уже - присвоить его деньги » . Близость к криминальному миру предопределила использование воровского жаргона и ненормативной лексики.
Как отмечает кандидат социологических наук Рамиль Ханипов, «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве „неформальных объединений“ и включает их в раздел „агрессивы“. Дискуссии интернет-форумов говорят об уровне развития этих неформальных объединений следующим образом: „…от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являются самой распространённой формой молодёжных объединений“, а все используемые источники подчёркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: „Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег…, алкоголь и сигареты“» .
Доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» фонда «Общественное мнение » Лариса Паутова в 2009 году считала, что «гопота» - это не менее 25 процентов современной молодёжи. Социолог подразумевает под этим словом ни к чему не стремящихся людей, находящих себя в массе себе подобных .
Глава московского отделения ЛДПР О. Лавров заявлял, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии:
Мы считаем, что гопники - самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют. |
Кроме одежды, у гопников есть и другие характерные предметы, например, «семки » - семечки (нечищенные), часто в кульке из бумаги. Гопник разгрызает их и сплёвывает шелуху. Также гопники часто носят с собой пластиковую бутылку пива (естественно, очень дешёвого и некачественного) или водку. Последняя часто бывает налита в пластиковый одноразовый стакан, так как у гопников бытует «поверье», что так она становится вкуснее. Водка тоже почти всегда «палёная».
В конце XIX века в помещениях современной гостиницы «Октябрьская», располагающейся на Лиговском проспекте , было организовано Государственное общество призора (ГОП), куда доставляли беспризорных детей и подростков, занимавшихся мелким грабежом и хулиганством. После Октябрьской революции 1917 года в этом здании было организовано Государственное общежитие пролетариата для тех же целей. Количество малолетних преступников в этом районе выросло в несколько раз. В среде жителей города появилось слово «гопники», которым называли жителей ГОПа с Лиговки. Появилось выражение «количество гопников измеряется в лигах», а среди жителей Петрограда , затем и Ленинграда было принято спрашивать невоспитанных людей: «Вы что, на Лиговке живёте?» .
С ней согласна филолог Е. Н. Калугина, отмечающая, что словом «гопник» могут называть «примитивного, малообразованного молодого человека » . Социолог Альбина Гарифзянова характеризует гопников как «необразованных людей, культурно отсталых, абсолютно не толерантных » . Российскими социологами В. И. Добреньковым и А. И. Кравченко отмечено, что слово «гопник» является производным от слова гоп - жаргонного слова нищих , впитавших в себя элементы криминальной культуры, и обозначавшим «пребывание в ночлежке» .
А. А. Сидоров отмечает, что слово «гопник» используется также для обозначения «нищих, бродяг, бомжей » . По мнению Сидорова, это значение возникло ещё до революции 1917 года, когда в России существовали «приказы общественного призрения» - губернские комитеты, в ведении которых находилась забота о «нищих, калеках, больных, сиротах и т. д.», которые содержались в специальных домах призрения за счёт земских средств. В этом значении слово «гопник» происходит от слова ГОП , которое расшифровывается как «Городское общество призора» (от слова призор - забота, попечение). В связи с тем, что выделяемых средств на помощь неимущим и бездомным не хватало, обитатели домов призора занимались бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством . Поэтому словом «гопник» вскоре стали называть «бродяг, оборванцев и нищих». Это значение сохранилось и после Октябрьской революции 1917 года. Согласно изданию «Большой толковый словарь русского языка » (главный редактор С. А. Кузнецов) гопник - «человек из социальных низов; босяк » . Филолог Т. Ф. Ефремова , словом «гопник» обозначает «опустившегося человека, бродягу » .
Близкие по значению понятия: урла, хулиганы , шпана, дворовые банды, люмпены . [ ]
У слова «гопник» имеется аналог в английском языке: «чав » (анг. - chav) - широко используемое уничижительное сленговое слово, обозначающее молодого человека с низким социальным статусом , который обычно носит «брендовую » спортивную одежду , что также характерно для гопников на постсоветском пространстве.
Кроме того, существует версия, что слово «гопники» взято из культовой для самиздата фантастической повести «Путешествие на Чёрную Ухуру» , в которой описывается «планета гопников» как олицетворение мирового зла. Популяризатор этого слова в конце XX века Майк Науменко в одном из интервью прямо сказал, что почерпнул это слово из произведения А. Старцева и А. Дидейкина. [ ]
С конца первой декады XXI века в СМИ, в выступлениях российских журналистов, писателей, а также оппозиционных политиков стало звучать новое идеологическое клише «ликующая гопота». При помощи этого эпитета они характеризовали участников различных молодёжных массовых организаций, поддерживающих политический курс властей. Впервые оно появилось 29 января 2008 года в газете «Коммерсантъ » в статье о движении «Наши » .
2 февраля 2008 года писатель и теле- и радиоведущий Виктор Шендерович в своей авторской радиопрограмме «Плавленый сырок», в ироническом ключе обыгрывает новый эпитет :
Активисты «Гринпис » всерьез озабочены ситуацией в российской глубинке, - информирует читателей журнал «Хомячки на марше». Одомашненные, но выброшенные бывшими хозяевами на улицу так называемые «Наши » бродят теперь по лесам и окраинам городов, сбиваются в стаи и проводят шумные митинги на опушках. Отлов бродячей гопоты и последующие попытки приучить их к чтению, письму и полезному труду результатов пока не принесли |
Словосочетание активно использовалось позднее СМИ, политиками и блогерами, причем, если первоначально оно употреблялось лишь в негативном ключе в отношении движения «Наши», то затем стало употребляться шире.
19 сентября 2009 года в статье колумниста Павла Святенкова под «ликующей гопотой» подразумевается «реакционная сила, стоящая на пути переворота» .
10 октября 2009 года на ряде региональных порталов появляется статья, посвященная конфликту редакции калининградского информационного сайта с бывшим руководителем местного отделения молодёжного движения «Идущие вместе » и участником форума «Селигер 2009» Константином Миничем, которая была озаглавлена как «Контроль над „Калининград. Ru“ пытается получить „ликующая гопота“» .
Гопникам посвящено множество музыкальных произведений. Одно из первых упоминаний гопников отмечено в песне Леонида Утёсова «Гоп со смыком » из его репертуара 1929-1933 годов.
Широкую известность получила песня «Гопники» Майка Науменко и группы «Зоопарк » (). Один из куплетов песни описывает поведение гопников:
Среди повествующих о гопниках песен:
«Гопота» - название музыкальной группы из Санкт-Петербурга.
Окраина города. Уличные фонари, конечно же, не горят, и вы держите в руках телефон, освещая им бетонную тропинку. Стемнело, опустело, похолодало — желание оказаться в теплой уютной квартире велико как никогда. Вдруг из недр детской площадки доносится залихватский свист. «Соловей-разбойник?» — думаете вы. Но присмотримся внимательно: кто же это зовет нас сиплым голосом и неприветливо требует подойти к нему?
Гопники, гопы, гопари. Собирательно — гопота, гопьё. Мы встречались во дворах, на остановках общественного транспорта, в подземных переходах. Со временем из названия самой распространенной субкультуры это стало именем нарицательным. Выругался матом в маршрутке — гопник. Не выбросил окурок в урну — гопник. Пьешь алкоголь на улице, громко смеешься на людях — гопник. Но мало кто задумывается над тем, какова история этой культуры, какие у нее есть правила и характерные особенности. Мы решили развеять дымку неизвестности своим историческим экскурсом и рассказать все.
История гопников начинается не с лихих 90-х, как многие думают, а с конца XIX века. В дождливом и зябком Петрограде, на Лиговском проспекте создают Государственное общество призора. Сокращенно — ГОП. В него прибывают беспризорники и попавшиеся на мелком хулиганстве и краже дети. Чуть позже, после Октябрьской революции 1917 года, Общество призора переименовали в Государственное общежитие пролетариата. Функция не изменилась, только юных нарушителей закона стало в несколько раз больше. Жители города начали звать воспитанников общежития «гопниками», а в обиходе появилось выражение: «Количество гопников измеряется в лигах». А у невоспитанных людей спрашивали: «Вы что, на Лиговке живете?»
После Великой Отечественной войны, когда гопники еще не стали по-настоящему масштабным явлением, во дворах окраинных районов орудовала советская шпана. Их банды делились по районам и враждовали друг с другом, постоянно устраивая массовые потасовки. Милиция не вмешивалась, потому что шпана обходилась без серьезной уголовщины и не поддерживала связей с миром криминала.
Широкую известность термин «гопник» получил в конце 1980-х, в период перестройки. Это была единственная субкультура, которая не «забивала» за собой определенные музыкальные жанры и не противопоставляла себя массам. Но культурное воздействие в итоге взяло свое — гопники начали использовать «бандитскую феню», придерживались «тюремных понятий» и чувствовали сердцем блатную воровскую романтику — грязную, но честную и пацанскую. К лихим 90-м они стали полноценной частью культуры — с шансоном, позаимствованным у сидевших, спортивной одеждой, обусловленной дешевизной и огромным количеством подделок на районных рынках, а также аутентичными правилами и привычками.
Гопник гопнику рознь, не все придерживались установленных канонов. Всего несколько важных пунктов отличают гопника от обычного уличного хулигана и беспредельщика:
Как упоминалось в статье, чтобы не сойти за «беспредельщика», нельзя драться без причины. Потому конфликт нужно создать. Дальнейшее напоминает либо нехитрую шахматную партию, либо словесную дуэль. И каждый в состоянии ее выиграть, следуя простым советам :
На сегодняшний день никого не удивляют фразы вроде: «гопники», «гопари», «гопье». Реже употребляют понятия «гоп-компании», «гопотень», «гопстер». Различные названия скрывают одну и ту же семантику. Это человек определенного социального статуса, с определенной внешностью, поведенческими и речевыми привычками.
При этом для разных граждан значение слова «гопник» будет несколько разнится в зависимости от опыта опрашиваемого. Чтобы не теряться в заблуждениях и понять существуют ли гопари на самом деле, предлагаю рассмотреть данную статью.
Точная дата появления гоп-группировки незафиксированная. Однако в 1980 году встречалось явление достаточно часто. Компании представляли собой людей с отсутствием моральных качеств, агрессивно настроенных к обществу.
Что характерно, проявлялась агрессия не ко всем гражданам, а лишь тем, что социальное положение или черты были противоположными ихним.
Под эту категорию попадали предприниматели, представители так называемых «белых воротничков», высоко образованная часть населения. Другими словами, целевой аудиторией гопника являются все, кто, по его мнению, имеет более высокий статус.
В 1990 году положение несколько переменилось. Название «гопники» заменили на «гопы». Понятие характеризовало людей с устойчивой жизненной философией , основанной на неспособности положительно себя зарекомендовать. Процент жителей, подходящий под данную характеристику на 1/3 больше предыдущего.
На сегодня в России гопничеством занимается около 25% молодежи. Под «гопничеством» понимается отсутствие отдаленные целей, смысла жизни и, как следствие, нахождение себя только в кругу подобных. В 85% случае гопник не видит себя без таких же, как он. Так как его идентичность сформирована слабо, она подкрепляется внешне.
В 1975-1980 г. большую часть представителей субкультуры составляли лица криминального контингента, ведь к тому времени, когда осужденные покидали зону, у них был сформирован набор соответствующих стандартов поведения.
Даже находясь в атмосфере городской жизни, они продолжали делать все то же, что делали в период заключения. Чтобы избежать повторного наказания, гопники ограничивались мелкими грабежами. В страхе, что об их нарушениях доложат, гопари запугивали жителей.
По этой причине за относительно короткий срок у граждан возникла боязнь перед образом гопника.
В наши дни основную аудиторию гоп-компаний составляет молодежь возрастом от 13 до 25 лет. Причиной существования данных группировок считается негативизм, вызванный чрезмерным давлением на личность, которая еще недостаточно развита.
Классический пример, когда родители проявляют чрезмерную озабоченность моральным воспитанием подростка. Если он не может соответствовать требуемым стандартам, то начинает их отвергать. Так, появляется группа людей, которая принимает молодого человека и способна высоко оценить его личность.
В таком случае, целью создания криминального образа является не избежание наказание путем запугивания, а сам процесс, предполагающий ощущение власти над кем-либо . Здесь для гопника будет важно правильно выбрать жертву. Это скорее будет человек, достигший того положения, которого сам гопник воображаемо достичь не способен.
Зачастую гоп-молодежь со временем поглощается собственным образом и действительно попадает за решетку , однако это только повышает их уровень статуса.
Учитывая, что окружение воспринимает статус представителей субкультуры крайне негативно , для них чрезвычайно важен высокий авторитет. Себя они воспринимают как более крутых и подчеркивают это всевозможными способами, начиная от одежды и заканчивая побоями.
Противопоставляют себя гопники так называемым «лохам». Что интересно, зачастую гопник не может дать точного определения этому понятию. По сути, «лохами» являются все, кто не есть гопником.
Зеркальная ситуация с бытовым восприятием гопников гражданами, ведь в 1990-2000 г. Гопниками считались все, чья мораль несколько отличается от распространенных взглядов. Четкого определения субкультуры не было, несмотря на это к гопью приписывалось 38% граждан.
Хотя и считается, что мораль у гопников развита слабо , у них также есть множество поведенческих критериев, позволяющих определить статус. Допустим, для гопника важно чтобы жертва имела высокое положение. Это может быть высокий достаток, престижная должность, уважение в обществе – то есть все положения, которые могут спровоцировать ощущение ущербности.
Если жертвой махинаций гопника становится человек с низким, по их мнению, положением, гопарь опускается до его уровня . Поэтому большинство представителей опасаются любых видов контакта с обладателями статуса гомосексуалиста.
Го́пники (также — гопы́, гопари́, собирательно — гопота́, гопоте́нь, также самоназвание — пацаны) — жаргонное слово русского языка, уничижительное обозначение представителей городской, близкой к криминальному миру либо с криминальными чертами поведения, прослойки российской молодёжи, а также молодёжи стран бывшего СССР (с конца ХХ века), часто малообразованной, происходящей из неблагополучных семей
Происхождение и значения слова «гопник»
Российский писатель А. А. Сидоров, пишущий под псевдонимом Фима Жиганец, анализируя происхождение слова гопник, ссылается на Владимира Даля, в словаре которого слово гоп «выражает прыжок, скачок или удар…, гопнуть, прыгнуть или ударить». По мнению А. А. Сидорова, словом «гопник» (или «гопстопник») обозначают уличного грабителя. То же следует из краткого словаря криминального жаргона, составленного Ю. К. Александровым, где словом «гопник» обозначен грабитель. По версии справочной службы российского «Справочно-информационного портала Грамота.ру» слово «гопник» относится к жаргонным словам русского языка и обозначает «мошенника, налётчика; погромщика, хулигана».
А. А. Сидоров отмечает, что слово «гопник» используется также для обозначения «нищих, бродяг, бомжей». По мнению Сидорова, это значение возникло ещё до революции 1917 года, когда в России существовали «приказы общественного призрения» — губернские комитеты, в ведении которых находилась забота о «нищих, калеках, больных, сиротах и т. д.», которые содержались в специальных домах призрения за счёт земских средств. В этом значении слово «гопник» происходит от слова ГОП, которое расшифровывается как «Городское Общество Призрения» (от слова призор — забота, попечение). В связи с тем, что выделяемых средств на помощь неимущим и бездомным не хватало, обитатели домов призрения занимались бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством. Поэтому словом «гопник» вскоре стали называть «бродяг, оборванцев и нищих». Это значение сохранилось и после Октябрьской революции 1917 года. Согласно изданию «Большой толковый словарь русского языка» (главный редактор С. А. Кузнецов) гопник — «человек из социальных низов; босяк». Согласно толково-словообразовательному словарю русского языка кандидата филологических наук Т. Ф. Ефремовой, словом «гопник» обозначают «опустившегося человека, бродягу».
В конце XIX века в помещениях современной гостиницы «Октябрьская», располагающейся на Лиговском проспекте, было организовано Государственное Общество Призрения, куда доставляли беспризорных детей и подростков, занимавшихся мелким грабежом и хулиганством. После Октябрьской революции 1917 года в этом здании было организовано Государственное Общежитие Пролетариата для тех же целей. Количество малолетних преступников, промышлявших в этом районе выросло в несколько раз. В среде жителей города появилось слово «гопники», которым называли жителей ГОПа с Лиговки. Появилось выражение «количество гопников измеряется в лигах», а среди жителей Петрограда, затем и Ленинграда было принято спрашивать невоспитанных людей: «Вы что, на Лиговке живёте?»
А. А. Сидоров отмечает, что в конце 1920-х годов «босяцкая братия» словом «гоп» называла ночлежки, а их обитателей — «гопниками», или «гопой». Российскими социологами В. И. Добреньковым и А. И. Кравченко отмечено, что слово «гопник» является производным от слова гоп — жаргонного слова нищих, впитавших в себя элементы криминальной культуры, и обозначавшим «пребывание в ночлежке».
Сидоров обращает внимание на сюжет повести Л. Пантелеева и Г. Г. Белых «Республика ШКИД», в котором учительница, желая пригрозить воспитанникам, прикрикивает на них: «Вы у меня побузите только. Я вам… Гопа канавская!». Рассказывая о странствиях одного из героев повести, авторы пишут: «Королёв всё лето „гопничал“, ездил по железным дорогам с солдатскими эшелонами, направлявшимися на фронт».
Анализируя происхождение слова, Сидоров также обращает внимание на распространённое и ассоциирующееся со словом «гопник» выражение гоп-компания, которое обозначает «весёлое сборище людей не слишком серьёзных и надёжных, на которых лучше не полагаться в ответственном деле».
По мнению Е. Н. Калугиной (Ставропольский государственный аграрный университет), словом «гопник» могут называть «примитивного, малообразованного молодого человека». Социолог Альбина Гарифзянова под гопниками понимает «необразованных людей, культурно отсталых, абсолютно нетолерантных».
Близкие по значению понятия: хулиганы, шпана, уличные пацаны, дворовые банды, люмпены.
У слова «гопник» имеется аналог в английском языке: «чав» (анг. — chav) — широко используемое уничижительное сленговое слово, обозначающее молодого человека с низким социальным статусом, который обычно носит «брендовую» спортивную одежду, что также характерно для гопников.
Характеристика представителей
Как устойчивое выражение слово появилось в конце 1980-х годов по отношению к представителям молодёжи, для которой хищение имущества на улице было не столько профессиональным промыслом, сколько, как отмечает саратовский исследователь Елена Бессонова, «частью имиджа криминализованного сообщества, средством развлечения и способом поддержания авторитета». По мнению исследователя, в 1990-х годах появились «гопы», для которых всё характерное для жизни их «прародителей», к которым автор относит уголовников, стало «своего рода философией жизни, мировоззрением, способом позиционировать себя в обществе». Бессонова отмечает, что «для современного гопа, по преимуществу, важнее напугать и унизить человека, испытать над ним свою власть, а потом уже — присвоить его деньги». Близость к криминальному миру предопределила использование воровского жаргона и ненормативной лексики.
В социальном отношении представители субкультуры, главным образом, родом с окраин промышленных городов. Большинство гопников вышли из бедных, неблагополучных семей.
Имидж и поведение типичного гопника представляют собой пародию на представителей криминального мира 1990-х годов в России и иных странах СНГ. Чёрная кожаная куртка и спортивное трико было перенято подростками прямо от них. Гопники занимались мелким воровством и вымогательством денег.
Представители прослойки гопников отличаются выраженной агрессией против членов общества, ориентированных на западные ценности (как правило, против ориентированных на западную культуру «неформалов»), а также пренебрежительно относятся к т. н. лохам — всем, кто не соблюдает «пацанские понятия» — негласные правила поведения, сложившиеся в криминальной среде.
Как отмечает Рамиль Ханипов (Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева), «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве „неформальных объединений“ и включает их в раздел „агрессивы“. Дискуссии интернет-форумов говорят об уровне развития этих неформальных объединений следующим образом: „…от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являются самой распространённой формой молодёжных объединений“, а все используемые источники подчёркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: „Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег…, алкоголь и сигареты“».
Глава московского отделения ЛДПР О. Лавров заявлял, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии: Мы считаем, что гопники — самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют.
Доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова в 2009 году считала, что «гопота» — это не менее 25 процентов современной молодежи. Социолог подразумевает под этим словом ни к чему не стремящихся молодых людей, находящих себя в массе себе подобных.
В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи, панков, ролевиков), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения, из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру.
В большинстве молодёжных субкультур характерно неприязненное отношение к гопникам, доходящее до крайнего антагонизма.
Исследователь Елена Бессонова отмечает, что в начале Перестройки гопники были единственными из молодежной среды, кто не увлекался никакой музыкой. Позже представители субкультуры были склонны к блатной музыке, русскому шансону (Михаил Круг, группа «Бутырка»). Также многие предпочитают попсу (поп-музыку) и «пацанский» рэп.