Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Где проживают ханты. Проектная работа "быт и культура коренных народов севера"

Где проживают ханты. Проектная работа "быт и культура коренных народов севера"

Под термином «политическая карта» обычно понимают два значения — в узком и широком смысле. В узком смысле — это картографическое издание, на котором показаны современные границы государств мира и принадлежащие им территории. В широком смысле, политическая карта мира — это не только государственные границы стран, нанесенные на картографическую основу. Она несет в себе информацию об истории формирования политических систем и государств, о соотношении государств в современном мире, о своеобразии регионов и стран по их политическому устройству, о влиянии размещения стран на их политическое устройство и экономическое развитие. При этом политическая карта мира является исторической категорией, так как на ней отражаются все изменения политического устройства и границ государств, происходящие в результате различных исторических событий.

Изменения на политической карте могут быть: количественными , в том случае, когда изменяются очертания границ страны в результате присоединения земель, территориальных потерь или завоеваний, уступки или обмена участками территории, «отвоевания» суши у моря, объединения или распада государств; качественными , когда речь идет об изменениях политического устройства или характера международных отношений, например в ходе смены исторических формаций, приобретение страной суверенитета, образование международных союзов, изменение форм государственного устройства, появление или исчезновение очагов международной напряженности.

В своем развитии политическая карта мира прошла несколько исторических периодов: Древний период (до V в. н.э.), характеризующийся развитием и крушением первых государств: Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима.

В древнем мире на арену главных событий выходят первые великие государства. Вы все наверняка помните их из истории. Это славный Древний Египет, мощная Греция и непобедимая Римская Империя. Одновременно с ними существовали и менее значимые, но тоже довольно развитые государства в Средней и Восточной Азии. Их исторический период заканчивается в 5 веке нашей эры. Принято считать, что именно в это время уходит в прошлое рабовладельческий строй.

Средневековый период (V-XV вв.), характеризующийся преодолением обособленности хозяйств и районов, стремлением феодальных государств к территориальным захватам, в связи с чем крупные части суши были поделены между государствами Киевская Русь, Византия, Московское государство, Священная Римская империя, Португалия, Испания, Англия.



В нашем сознании за время от 5 до 15 веков произошло очень много изменений, которые одним предложением не охватить. Если бы историки того времени знали, что такое политическая карта мира, этапы формирования ее были бы уже тогда разделены на отдельные части. Ведь вспомните, за это время родилось христианство, зародилась и распалась Киевская Русь, начинает возникать Московское государство. В Европе набирают силу большие феодальные государства. Прежде всего это Испания и Португалия, которые наперебой один за другим совершают новые географические открытия.

В то же время постоянно изменяется политическая карта мира. Этапы формирования того времени изменят дальнейшую судьбу многих государств. Еще несколько столетий просуществует могущественная Османская империя, которая захватит государства Европы, Азии и Африки.

Новый период (XV-XVI вв.), характеризующийся началом европейской колониальной экспансии.

С конца 15 – начала 16 веков начинается новая страница на политической арене. Это было время начала первых капиталистических отношений. Века, когда в мире начинают зарождаться огромные колониальные империи, покорившие весь мир. Часто меняется и переделывается политическая карта мира. Этапы формирования постоянно сменяют друг друга.

Постепенно Испания и Португалия теряют свою мощь. За счет грабежа других стран уже невозможно выжить, ведь более развитые государства переходят на совершенно новый уровень производства продукции – мануфактурный. Это дало толчок в развитии таких держав, как Англия, Франция, Нидерланды, Германия. После гражданской войны в Америке к ним присоединяется новый и очень крупный игрок – Соединенные Штаты Америки. Особенно часто менялась на рубеже 19-20 веков политическая карта мира. Этапы формирования в тот период зависели от исхода успешных военных кампаний. Так, если еще в 1876 году Европейскими странами было захвачено лишь 10 % территории Африки, то всего лишь за 30 лет им удалось покорить уже 90 % всей территории жаркого континента. В новый 20 век весь мир вступил уже практически поделенный между сверхдержавами. Они управляли экономикой и властвовали единолично. Дальнейший передел был неминуем без войны. Так заканчивается новый период и начинается новейший этап формирования политической карты мира.

Новейший период (с начала XX в.), характеризующийся окончанием Первой мировой войны и практически завершенный к началу XX века переделом мира.

Передел мира после Первой мировой войны внес огромные коррективы в мировом сообществе. Прежде всего исчезли четыре могущественные империи. Это Великобритания, Османская Империя, Российская Империя и Германия. На их месте образовалось множество новых государств. Одновременно с этим появляются новое течение – социализм. И на карте мира возникает огромное государство – Союз Советских Социалистических Республик. В то же время укрепляются такие державы, как Франция, Великобритания, Бельгия и Япония. Им были переданы некоторые земли бывших колоний. Но такой передел многих не устраивает, и мир снова оказывается на пороге войны. На этом этапе некоторые историки продолжают писать о новейшем периоде, но сейчас принято считать, что с окончанием Второй мировой войны начинается современный этап формирования политической карты мира.

Вторая мировая война обрисовала нам те границы, большинство из которых мы видим и сегодня. Прежде всего это касается государств Европы. Самый большой результат война принесла тем, что полностью распались и исчезли колониальные империи. Возникли новые независимые государства в Южной Америке, Океании, Африке, Азии. Но еще продолжает существовать самая большая страна в мире – СССР. С ее распадом в 1991 году появляется еще один важный этап. Многие историки выделяют его как подраздел современного периода. Ведь в Евразии после 1991 года образовалось 17 новых независимых государств. Многие из них решили продолжить свое существование в границах Российской Федерации. Например, Чечня долго отстаивала свои интересы, пока в результате военных действий не победила власть могущественной страны. В то же время продолжаются изменения на Ближнем Востоке. Там происходит объединение некоторых арабских государств. В Европе возникает единая Германия и распадается Союз ФРЮ, в результате чего появляются Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, Сербия и Черногория.

Мы представили лишь основные этапы формирования политической карты мира. Но история на этом не заканчивается. Как показывают события последних лет, скоро придется выделять новый период или перерисовывать карты. Ведь посудите сами: еще два года назад Крым относился к территории Украины, а теперь нужно полностью переделывать все атласы, чтобы изменить его подданство. А еще проблемный Израиль, тонущий в боях, Египет на пороге войны и передела власти, несмолкающая Сирия, которую вообще могут стереть с лица Земли могущественные сверхдержавы. Все это наша современная история.

Домашнее задание.
Заполнить таблицу "Этапы формирования политической карты мира"

Название периода

Временной промежуток

Основные события

Древний период

Новейший период


Под термином «политическая карта» обычно понимают два значения — в узком и широком смысле. В узком смысле — это картографическое издание, на котором показаны современные границы государств мира и принадлежащие им территории. В широком смысле, политическая карта мира — это не только государственные границы стран, нанесенные на картографическую основу. Она несет в себе информацию об истории формирования политических систем и государств, о соотношении государств в современном мире, о своеобразии регионов и стран по их политическому устройству, о влиянии размещения стран на их политическое устройство и экономическое развитие. При этом политическая карта мира является исторической категорией, так как на ней отражаются все изменения политического устройства и границ государств, происходящие в результате различных исторических событий.

ХАНТЫ живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах и Александровском и Каргасокском районах Томской области (804 человека). Общая численность 22,5 тыс. человек. Близки к манси, с которыми объединяются под названием обские угры.

Среди хантов выделяются три этнографические группы - северная, южная и восточная. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре. На северных Хантов оказали сильное влияние ненцы, на восточных - селькупы, южные (прииртышские) Ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы - васюганские, салымские, казымские Ханты и др. До начала 20 века русские называли Хантов остяками, ещё ранее (до 14 века) - югрой, югричами.

В основе формирования Хантов лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, охотников и рыболовов, и скотоводческих угорских племён, пришедших во 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Во 2-й половине 1-го тысячелетия нашей эры складываются основные группы Хантов, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая реки Северная Сосьва и Ляпин, а также частично реку Пелым и реку Конда на западе. С 15-17 веков часть Хантов вытеснялась манси из западных областей на восток и север. На севере Ханты частично ассимилированы ненцами, в южных районах (Бараба, реки Тура, Тавда, Иртыш) - в значительной степени тюркизированы. Процессы обрусения Хантов в 18-20 веках особенно интенсивно проходили на Иртыше, Оби, Конде. Миграция Хантов на север и восток продолжалась и в 20 веке.

Традиционные занятия Хантов - речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Оленеводство в тундре и лесотундре - самодийского типа, имеет мясо-шкурный характер, стада по 1000-1500 голов кочуют в меридиональном направлении (весной к северу, осенью к югу). Лесное оленеводство - местного происхождения: стада небольшие, выпасаются недалеко от поселений, используются для транспортных целей. В южных районах и по Оби с 19 века распространено животноводство и овощеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты ("заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы" и др.). Традиционные средства передвижения - лыжи, камусные и голицы, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками-долблёнками, дощатыми лодками-неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья - большими лодками с каютами, крытыми берестой.

Современное сельское население по-прежнему занимается традиционными отраслями хозяйства. Зимой Ханты жили в постоянных зимних селениях, с весны разъезжались в сезонные селения на места рыболовных угодий. Зимние капитальные постройки были либо каркасными, углублёнными в землю, пирамидальной или усечённо-пирамидальной формы, либо срубными. Они отапливались открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Сезонные жилища - каркасные из жердей, крытые корой деревьев. Постройки располагались разбросанно: жилой дом (иногда - зимний и летний дома), один или несколько хозяйственных амбаров (чаще всего свайных), навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг для приготовления пищи, вешала для просушки сетей, одежды, для вяления и копчения рыбы, иногда - собачьи домики, в 20 веке - баня. Охотники зимой во время промысла жили в избушках в лесу.

Оленеводы в тундре и лесотундре, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах самодийского типа, зимой - крытых покрышками из оленьих шкур, летом - из бересты. Чум широко использовали также (особенно летом) на сезонных поселениях и рыбной ловле.

Значительная часть сельского населения сейчас живёт в новых посёлках, построенных в 1950-х годах в связи с переводом Хантов на оседлый образ жизни, укрупнением и реорганизацией хозяйств. Часть промыслового населения живёт в традиционных селениях.

Одежда у северных Хантов близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном. У восточных Хантов вся одежда распашная, меховая или халатообразная суконная. Обувь - меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние - с меховыми чулками). В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным). Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги. Косы раньше украшали накосниками с ложными косами. Мужчины также носили косы. Была известна татуировка.

Основные продукты питания - рыба, мясо оленя, лося и других животных, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, варёным. Пьют рыбий жир, заготавливая его с ягодами. Излюбленное блюдо - рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Ещё в 17-18 веках нередки были большие отцовские и братские семьи. По правилам левирата младший брат брал в семью вторую жену с детьми - от умершего старшего брата. У оленеводов было принято в помощь старой жене брать молодую. Было известно деление на фратрии и генеалогические группы, близкие родам. Фратриальное деление более чётко прослеживается у северных Хантов. Фратрии и генеалогические группы имеют тотемический характер: они носят названия зверей и птиц, которые считаются их предками (лось, бобр, лягушка, трясогузка и др.).

Хотя Ханты были христианизированы, старшее поколение и сейчас сохраняет многие традиционные верования и культы, основанные на представлениях, связанных с тотемизмом, анимизмом, шаманизмом, культом предков и пр. Большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов ("медвежий праздник"), празднуемый как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С "медвежьим праздником" связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, театр.

Кондихо, кандаяхи : Современный этноним от к о н д и х о, к а н д а я х и, х а н д о х о - "человек", "люди". Имеется большое количество самоназваний территориальных групп хантов.

Основная территория расселения

Живут в Тюменской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, в бассейне р.Обь и по ее притокам.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 17221, 1926 - 17334, 1959 -19410, 1970 - 2II38, 1979 - 20934, 1989 - 22521.

Этнические и этнографические группы

Этническая культура хантов неоднородна. Территориально выделяются три этнографические группы, соответствующе диалектному делению хантыйского языка. Эти группы, в свою очередь, делятся на территориальные, представители которых, как правило, расселяются в бассейне одной реки.

Антропологические характеристики

Атропологические особенности хантов, позволяют отнести их к уральской контактной расе, которая внутри неоднородна, в территориальном соотнесении монголоидных и европеоидных черт. Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы.

Язык

хантыйский : Хантыйский язык входит в угорскую группу уральской языковой семьи и делится на три группы диалектов - северную, с четырьмя диалектами, южную, с тремя диалектами и восточную, с тремя диалектами. Внутри диалектов выделяются наречия.

Писменность

Диалектарная раздробленность затрудняла создание письменности. В 1879 году букварь на одном из диалектов хантыйского языка издал Н. Григоровский. В последствии, священником И.Егоровым на обдорском диалекте создан букварь хантыйского языка, который затем был переведен на ваховско-васюганский диалект. В начале, 1930-е гг. основой хантыйской азбуки послужил казымский диалект, с 1940 г. в основу литературного языка был положен среднеобской диалект. В настоящее время письменность существует на основе пяти диалектов хантыйского языка: казымском, сургутском, ваховском, сургутском, среднеобоком.

Религия

Православие : После прихода в Сибирь русских, ханты были христианизированы. Процесс этот был неравномерным и коснулся, прежде всего тех групп хантов, которые испытывали разностороннее влияние русских переселенцев (южные ханты). У прочих групп отмечается наличие религиозного синкретизма, выражающегося в адаптации ряда христианских догм, при преобладании культурной функции традиционной мировоззренческой системы.

Этногенез и этническая история

Северные ханты. Генезис их культуры археологи связывают о усть-полуйской культурой (конец I тыс. до н.э. - начало I тыс н.э.), локализованной в бассейне р. Обь от устъя Иртыша до Обской губы. Это северная, таежная промысловая культура, многие традиции которой, на следуют современные северные ханты.
С середины II тыс. н.э. северные ханты испытали сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры. В зоне непосредственных территориальные контактов, ханты частично подверглись ассимиляции со стороны тундровых ненцев (т.н. семь ненецких родов хантыйского происхождения).
Южные ханты. Расселяются вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет у югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии, значительную роль сыграло южное лесостепное население, наслоившееся на общехантыйскую основу. Значительное влияние на южных хантов оказали тюрки, позднее русские.
Восточные ханты. Расселяются в Среднем Приобье и по притокам: Салым, Пим, Тромъеган, Аган, Вах, Юган, Васюган. Эта группа в большей степени, чем другие, сохраняет северосибирские черта культуры, восходящие к уральскому населению - тягловое собаководство, долбленая лодки, преобладание распашной одежды, берестяная утварь, промысловая экономика. Другой значимой составляющей культуры восточных хантов, является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования Западно - Южно - Сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
Таким образом, при наличии общих черт культуры, свойственных хантыйскому этносу, что связывается с ранними этапами их этногенеза и формирования уральской общности, в которую наряду с утрами входили предки кетов и самодийских народов, последующее культурное "расхождение", формирование этнографических групп, в большей степени определялось процессами этнокультурного взаимодействия с соседними народами.

Хозяйство

Для северных хантов свойственно охотничье рыболовецкое хозяйство, жилище тапа землянки и чума, упряжное собаководство (вероятно до ХVIП в.), камусные лыжи, распашная одежда из шкур и рыбьей кожи, составная долбленая лодка, деревянная И берестяная утварь.
В среде северных хантов самодийское оленеводство распространяется на юг до Березова и бассейна р. Казым. В культуре хантов оно представлено в таежном, транспортном варианте, с обычным для оленеводческой традиции набором культурных элементов - олений транспорт, частично жилище, комплекс зимней "глухой" одежды, утварь, изменением некоторых норм общественной жизни (собственность на оленей и их наследование, меты собственности), мировоззрения (олень в погребальном обряде). В сфере оленеводства северные ханты довольно активно взаимодействовали с коми-ижемцами.
Южные ханты. При наличии промыслового комплекса, им известно скотоводство и земледелие.

Традиционные поселения и жилища

Ханты вели полуоседлый образ жизни. В этой связи у них у них были представлены постоянные заимние и временные весенне/летне/осенние поселения (юрты). Зимние поселения были более многолюдны. Поселения имели свободную планировку и располагались в местах промыслов.
Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у обских угров выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений.
- кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков);
- постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Сев.Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь);
- постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва);
- постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки);
- постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда).
Жилища хантов очень разнообразны. Зимние - землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей. Отопление при помощи чувала. По периметру стен нары. Возможны локальные конструктивные варианты. В качестве зимнего жилища строились срубные постройки.
Более разнообразными по форме (коническая, двухскатная, односкатная, сферическая и т.п.) являются сезонные постройки. Они строились из жердей и покрывались берестой.

Библиография и источники

Общие работы

  • Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб., 2000./Федорова Е.Г.
  • Рыболовы и охотники бассейна Оби:проблемы формирования культуры хантов и магнси.СПб., 2000./Федорова Е.Г.
  • Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992./Кулемзин В.М., Лукина Н.В.

Отдельные аспекты

  • Обские угры (ханты и манси). Серия "Народы и культуры". Вып. 7. М., 1992.
  • Жилище народов Сибири. (Опыт типологии). М., 1998./Соколова З.П.
  • Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984./Кулемзин В.М.

Отдельные региональные группы

  • Формирование материальной культуры хантов. (Восточная этнографическая группа). Томск, 1985./Лукина Н.В.
  • Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов // Материалы по этнографии Сибири ХVIII в. ТИЭ. 1947. Т. 5/Зуев В.Ф.
  • Васюганско-ваховские ханты в конце ХIХ - начале ХХ вв. Этнографические очерки. Томск, 1977/Кулемзин В.М., Лукина Н.В.

Ханты – это народ, издревле проживающий на севере Российской Федерации, преимущественно на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Ханты – не единственное название данного народа, на западе он известен как остяки или югры, однако более точное самоназвание «ханты» (от хантыйского «кантах» — человек, народ) в советское время было закреплено в качестве официального.

В исторических хрониках первые письменные упоминания о народе ханты встречаются в русских и арабских источниках Х века нашей эры, но доподлинно известно, что предки хантов проживали на территории Урала и Западной Сибири уже в 6-5 тысячелетии до н.э., впоследствии они были вытесненными кочевниками в земли Северной Сибири.

Обычно ханты – это люди невысокого роста, около 1,5-1,6 м, с прямыми черными или темно-каштановыми волосами, смуглой кожей, глаза темные. Тип лица можно охарактеризовать как монгольский, но с разрезом глаз правильной формы – немного плоское лицо, скулы заметно выдаются, губы толстоватые, но не полные.

Культура народа, язык и духовный мир не однородны. Это объясняется тем, что ханты расселились довольно широко и в разных климатических условиях сформировались различные культуры.

Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство.

Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство.

Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона.

Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда предварительно выкапывали яму (по тип землянки). Ханты-оленеводы жили в чумах – переносное жилище, состоящее из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой (летом) или шкурами (зимой).

Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Также у хантов существовали тотемные покровители, семейные божества и покровители-предки. Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников. Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры. При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться.

Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник. Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц.

Были и священные места, место на котором живет покровитель. На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель.

До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям (например медвежий праздник проводят перед выдачей лицензий на отстрел медведя).

Племя хантов весьма искусно в охоте и рыболовстве. Также северные ханты промышляют кочевым оленеводством, что и является их основным занятием. Южные ханты, ведут охоту на пушного зверя, ловят рыбу, разводят зверей, в некоторых случаях скот.
Ханты населяют подавляющую часть Ханты-Мансийского автономного округа.

Их поселения встречаются в бассейне реки Оби и множества ее притоков, в Ямало-Ненецком округе и на севере Томской области. Если говорить о западной части Ханты-Мансийского округа, а точнее по берегам водных артерий Сосьве и Ляпину, то там проживает народность манси.

Самые значительные собрания предметов быта хантов и манси находятся в Петербурге в Музее этнографии народов СССР а также в Музее антропологии и этнографии.

Менее значительными, но все же весьма информативными коллекциями могут похвастаться Тобольский государственный музей-заповедник и Томский областной краеведческий музей.

Быт хантов имеет свои особенности. Совсем недавно все хозяйство данной народности было натуральным. Ханты самостоятельно изготавливали для себя как одежду и предметы обихода, так и приспособления для ведения промыслов.

В их традиции разнесение обязанностей на мужские и женские. Так мужское население было занято обработкой дерева, металла и кости.

Народ Ханты

А вот прекрасная половина обрабатывала шкуры, шила одежду и обувь, ткала, вязала, плела, изготавливала утварь из бересты, а также украшения из металла (расплавленный металл заливался в формы).

Знакомясь с искусством этой народности, нельзя не обратить внимание на красочность, богатство узора и многообразие методов изготовления. Кроме привычных для севера материалов, таких как дерево, береста, олово, свинец, шкуры оленя и пушных зверей, ханты умело использовали рыбью кожу, изготавливали циновки из травы и камыша, ткали полотнища из крапивного волокна.

Их мастера делали сосуды из корней кедра, а мастерицы украшали рубахи и кафтаны искусной вышивкой. Существует много техник плетения и вышивки цветным бисером. Ханты предпочитают яркие оттенки в своем облачении.

Женщины повязывали на головы шерстяные и хлопчатобумажные платки, украшенные крупным ярким декором. Закрепляют их за передние углы квадрата, оставляя задние концы свободно свисать.

Ханты

Ханты (собственное имя — ханти, рука, кантек, устаревшие Остяки) — автохтонные маленькие угрики, живущие на севере Западной Сибири. Hanty самозанятости означает людей.

номер

Есть три этнографические группы Ханты: северный, южный и восточный и южный (Прииртыш) ханты, смешанные с русским и татарским населением.

По данным переписи 2002 года, количество хантов в России составляет 28 678 человек, 59,7% из которых проживают в Ханты-Мансийском районе, 30,5% в Джамальском автономном округе, 3,0% в Томской области, 3,0% — в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 0,3% — в Коми. Согласно переписи 2010 года, число хантов увеличилось до 30 943 человек, из которых 61,6% проживают в Ханты-Мансийском районе, 30,7% — в Джамальском автономном округе, 2,3% — в Тюменской и Хантинской областях Мансийский округ без ЯНАО 2,3% — Томская область.

Динамика численности популяции Ханты:

22 306 18468 19 410 21 138 20934 22 521 28 678 30 943

история

Предки Ханты-пропитанной к югу от нижнего течения OB и поселились на территории современного Ханты-Мансийского и Ямало-ненецкого районах южного автономного округа, а также на основе смешения на тысячелетия я, наконец, аборигены и иммигранты финские племена начали этногенез Hunt (Усть-poluyskaya культура).

Ханти был назван в честь рек, например, Кондиху = «люди Конда», Ас-джах = «люди обоих», а из последнего, возможно, русское имя Ханты- остяки , хотя, по мнению других исследователей, русские могли одолжить слово «Остяк» с татарского «рта» = варвар.

Самоеды (ненцы вместе, ENets, нганасаны, селькупы и ныне вымершие Саян самодийская в дореволюционной России) называют Яраны ханты или yargan (слово, которое близко к Иртыш-hantskomu Яр — «Alien»).

Традиционная рыбалка — это рыбалка, охота и выращивание оленей.

Традиционная религия — это шаманизм и православие (с XVI века). Они принадлежат к Уральскому матчу.

антропология

Словарь энциклопедии Брокгаус и Эфрон описали Ханти:

В складских остяках среднем, это даже ниже средняя высоты (от 156 до 160 см) с черным или коричневой (редко блондинкой), как правило, прямыми, длинные волосы (которые носят или ослаблены, или трикотажный), темные глаза жидкость, бородой, Мерцающий пол и не совсем лицо, слегка выстилающие щеки, густые губы и короткие, испещренные корнем широкого и вязаного конца носа.

В общем, этот тип напоминает нам немного о монгольском, но глаза правильно разрезаны, а череп чаще узкий и длинный (долихо- или субдолихоцефальный).

Кто такие ханты? Их история, культура, жизнь — что с ними?

Все это дает особый след Остякам, а некоторые видят останки особой древней расы, которая когда-то населяла часть Европы. Женщины маленькие и более монгольские, чем мужчины.

Ханты (а также манси) характеризуются следующим комплексом свойств:

  • низкий рост (в среднем для мужчин менее 160 см),
  • общая грация (миниатюрная структура),
  • узкая голова, плоть или долиноцефальная форма и низкая высота,
  • плоские мягкие черные или светло-каштановые волосы,
  • темные или смешанные глаза,
  • замечательно изменяет процент монгольских морщин от век, покрывающего слезные туберкулез (эпикантус) группами,
  • различные лицевые формы средней высоты, с заметным выравниванием и зигзагом,
  • нос слегка или умеренно видимый, преимущественно средней ширины, преимущественно с плоской или вогнутой носовой спиной, с поднятым кончиком и основанием,
  • ослабленный рост бороды,
  • относительно широкий рот,
  • малая толщина губ,
  • средняя или жидкая борода.

язык

Хантанский язык (устаревшее название остякского языка) вместе с манкским и венгерским языками формирует обь-угорскую группу уральского семейства языков.

Язык ханти известен своей необычной диалектной фрагментацией. При условии, что западная группа — обдорск, обобл и парастышский диалект и восточная группа — сургутские и вах-васюганские рекламы, с другой стороны, с 13 диалектами.

С XIX века на Остяке (Ханты) были серьезные работы. Итак, в 1849 году А. Кастрен произвел короткую грамматику и словарь, а в 1926 году — словарь Паасонен. В 1931 году порошок Остяка был выпущен.

Е. Hatanzeeva («Ханты knijga»), но его ошибки редакционного характера были сделаны, в частности, неправильный выбор диалекта, иррациональные принципы транскрипции и методологических ошибок, что покрытие часто не используется. В том же году был разработан научно-исследовательский институт ассоциации черно-народного предварительного проекта казимского алфавита в рамках избирательного СССР, а книга Казима ABC была опубликована в 1933 году.

В 1950 году на Всесоюзной конференции, посвященной развитию литературных языков народов Крайнего Севера, было решено создать сценарий для еще трех хантийских диалектов: Вачовского, Сургута и Шурышкарского.

культура

1 ноября 1957 года Ханты-Мансийский округ опубликовал первую газету на языке хантов как «Ленинский пунт-хуват» («Ленинский путь»), которая была расколота в 1991 году в Ханти «Ханти-ясанг» манси «Луима Серипос».

Газета Ханти также публикует журнал Luh avt.

10 августа 1989 Общественная организация была создана «ЮГРА спасения», одна из главных задач которой является укрепление коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа, в том числе сохранение национальной самобытности, образа жизни и культуры как хантов, манси, ненцев так.

Этно-рок-группа H-Ural с 2009 года

исполняет песни на Шуришкаре и династиях Ханчжоу.

Коренные народы Сибири: Ханты

Примеры употребления слова остяки в литературе.

Я уже говорил в последнем письме, что так называемые остяки Томской губернии отнюдь не остяки и не особенное, как полагает Клапрот, племя, происходящее от смешения остяков с самоедами, а настоящие самоеды, распространившиеся от Тыма до Чулыма.

Самоеды они или остяки , или смесь этих двух народов — этого нельзя было решить без знания остяцкого языка и остяцкой культуры.

Он знал по прежнему опыту, что найти такого человека чрезвычайно трудно, так как остяки очень неохотно сообщают иноземцам сведения о своем языке.

Если сейчас упустить момент, то приехавшие остяки разнесут весть о приезде иноземцев, желающих знать остяцкий язык, и это известие, дополняемое невероятными вымыслами и тревожными предостережениями, облетит весь край и очень помешает путешественникам в изучении остяков.

К этому присоединяется еще и то, что остяки , составляющие несомненную ветвь финского племени, распространены почти до помянутого хребта.

Выяснение истинного происхождения народа ханты затруднено из-за отсутствия необходимых достоверных данных. У учёных имеются отрывочные сведения их дальних соседей, поэтому версии выдвигаются на основе лингвистики, археологии и фольклора.

Например хантийский язык лингвисты относят к финно-угорской группе уральской семьи, однако, где жили первые его носители, учёные также до сих пор не выяснили.

Предполагается, что предки хантов около 4 тысячелетий назад (во время потепления климата) переселились по Оби к северу, где продолжала заниматься и сельским хозяйством.

В процессе военных столкновений с , мантами, татарами и другими племенами сложились союзы хантийских племён. Во главе их стояли представители знати так называемые «княэпы». После разгрома Сибирского ханства Кучума в конце XVI века западная часть Сибири была присоединена к Московскому государству. В XVII веке началось освоение Западной Сибири русскими, которые соорудили там остроги, позднее превратившиеся в города. Переселение крестьян на эти осваиваемые земли привело к тому, что численность русского населения стала выше, чем коренного.

В начале XVII века хантов было 7859 человек, в конце XIX их насчитывалось 16 256 человек. Однако возрастание численности происходило не за счет естественного прироста, а за счет выявления новых налогоплательщиков.

В 1930 году был создан Ханты-Мансийский национальный округ. В настоящее время ханты проживают в основном в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Томской, Свердловской и Пермской областях. По данным переписи 2002 года на территории России проживает 28 тысяч хантов.

Основными занятиями хантов были речное рыболовство, охота (пушной зверь, лось, медведь), оленеводство и собирательство (грибы, ягоды). В южных районах распространено было животноводство и овощеводство.

Эти традиционные занятия хантов сохранились и в наши дни в сельской местности, однако, довольно большое число их (около 30%) сейчас живёт в городах и заняты в различных сферах.

Зимние жилища ханты делали либо каркасными, либо срубными (на манер русских). Они отапливались они очагом или железной печкой. Кочевники жили в простых каркасных сооружениях, покрытых корой деревьев. Помимо дома во дворе располагались более простые постройки или и вовсе навесы для хранения припасов, печи для выпечки хлеба, баня и тому подобное.

Кочующие оленеводы в тундре и лесотундре жили на стойбищах в чумах самодийского типа, покрытых оленьими шкурами. Большинство хантов (живущих не только в городах, но и в сельской местности) в настоящее время ведут осёдлый образ жизни и живут в более современных постройках.

В XVI-XVIIвеках были большие отцовские и братские семьи. В случае смерти старшего брата младший брал в свою семью его жену вместе с детьми. У некоторых хантов было принято в помощь старой жене брать молодую. Естественно, сейчас все эти обычаи забыты.

Традиционные занятия хантов шитьё одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. У се¬верных групп хантов в верхней мужской одежде преобладала надеваемая через голову (малица, гусь, парка), у южных и восточных - распашная.

Женщины повсеместно носили распашную верхнюю одежду различного покроя. Исключительно женскими видами одежды были набедренный пояс-повязка, двойная шуба из оленьих шкур, большие яркие головные платки. Вообще одежда хантов, в особенности женщин, отличалась яркими цветами. Женщины также носили нагрудные и накосные украшения.

Различных фольклорные жанры ханты обозначают по-своему. Например, сказки они называют моньсь, а песни – арых. Среди народных сказаний легенды о происхождении земли, о потопе, о путешествии в разные миры, о превращении героев в духов и так далее. Значительное место занимают повествования и песни о народных героях (богатырях) и животных. Часто в сказках упоминаются реально существовавшие или существующие поселения

Широкое распространение в народном фольклоре получил орнамент. Героями изображений обычно становятся местные животные, различные бытовые сцены, обряды и так далее. Изображения можно встретить на одежде, предметах быта и даже на теле (татуировки).