Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Цискаридзе биография кратко. Неужели такой печальный опыт? Вы сохраняете отношения с ним

Цискаридзе биография кратко. Неужели такой печальный опыт? Вы сохраняете отношения с ним

Николай Цискаридзе - российский артист балета, педагог, телеведущий. Экс-премьер Большого театра, народный артист РФ, многократный лауреат «Золотой маски» и Государственной премии РФ.

Биография Николая Цискаридзе

Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси (Грузия). Его отец, Максим Николаевич Цискаридзе, был скрипачом, но воспитывал мальчика отчим - педагог по профессии. Мать Николая, Ламара Николаевна, тоже была учителем, преподавала математику и физику в школе. Большое влияние на мальчика оказала его няня-украинка, которая проводила с ним много времени. Чтобы расширять культурный горизонт ребенка, его с малых лет водили в музеи, театры.

Неизгладимое впечатление на Николая произвел балет «Жизель»: увидев его, он влюбился в искусство балета. Родители были против увлечения сына, маме хотелось, чтобы он пошел по ее стопам и стал учителем. Но однажды Николай увидел объявление о наборе в Тбилисское хореографическое училище, самостоятельно написал туда заявление о приеме и прошел отбор. Только когда его приняли, он рассказал об этом дома. Мама сначала была категорически против, но преподаватели училища убедили ее, что у мальчика есть талант и его надо развивать.

Так в 1984 году Николай Цискаридзе начал заниматься балетом. Прогресс ученика был настолько очевиден, что родителям рекомендовали продолжать обучение в Москве. В 1987 году он поступил в Московское академическое хореографическое училище, в класс П.А. Пестова. Он окончил училище в 1992 году, будучи лучшим учеником класса. Свое образование Николай продолжил в Московском государственном хореографическом институте, педагогический факультет которого окончил в 1996 году.

Творческая карьера Николая Цискаридзе

После окончания училища на просмотре в Большом театре на Николая Цискаридзе обратил внимание Юрий Григорович, который настоял, чтобы талантливого юношу взяли в труппу. Свои первые роли в Большом он готовил с Галиной Улановой и Николаем Симачевым, в дальнейшем его репетиторами были Марина Семенова и Николай Фадеечев.

По традиции начинал Николай Цискаридзе с выступлений в кордебалете. В 1992 году он получил роль Конферансье в «Золотом веке», в 1993-м - дона Хуана в балете «Любовью за любовь», Французской куклы в «Щелкунчике», принца Фортюне в «Спящей красавице», Меркуцио в «Ромео и Джульетте».

Уже в 1995 году он танцевал главную партию в «Щелкунчике», Джеймса в «Сильфиде», Паганини в «Паганини». В «Спящей красавице» Николай Цискаридзе начинал с Голубой птицы, в 1997-м получил роль принца Дезире. В «Баядерке» он сначала исполнял роль Золотого божка, а с 1996 года - Солора. С этой ролью он в 2001 году дебютировал на сцене Парижской национальной оперы.

В 2001 году в «Лебедином озере» в постановке Юрия Григоровича Николай Цискаридзе начал исполнять обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения.

В том же году французский балетмейстер Ролан Пети утвердил Цискаридзе на главную роль в «Пиковой даме» в своей постановке на сцене Большого театра. После этой совместной работы Пети предложил Николаю Цискаридзе выбрать следующий проект, и тот неожиданно остановился на роли Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» на музыку Жаppa.

В 2002 году Николай Цискаридзе вместе со Светланой Захаровой танцевал в гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева на сцене «Ла Скала» в Милане. В 2004 году он выступал в Московской оперетте в роли Смерти в мюзикле «Ромео и Джульетта». В 2005-м Николай Цискаридзе принял участие в проекте Андриса Лиепы - постановке «Синего бога» Скрябина на сцене Государственного Кремлевского дворца.

Николай Цискаридзе, Итан Стифел, Йохан Кобборг и Анхель Корейя стали в 2006 году первыми участниками проекта «Короли танца», гастролировавшего в Нью-Йорке и Калифорнии. В 2008-м он вновь танцевал в Нью-Йорке в рамках проекта «Звезды XXI века».

На концертах он также танцует «Видение Розы» в постановке Фокина, «Нарцисс» Голейзовского, па-де-де из балетов «Корсар», «Фестиваль цветов в Джензано».

В 1995 году Николай Цискаридзе получил серебряную медаль на Международном конкурсе артистов балета в Осаке и премию «Восходящая звезда» от журнала «Балет». В 1997 году он стал обладателем первой премии и золотой медали на Московском Международном конкурсе артистов балета. В 1999-м на фестивале «Бенуа де ля данс» он был назван лучшим танцовщиком года. Трижды, в 1999, 2000, 2003 годах, Цискаридзе получал премию «Золотая маска». В 2001 и 2003 годах он становился лауреатом Государственной премии Российской Федерации. В 2001-м получил звание народного артиста Российской Федерации.

Каждый год в свой день рождения 31 декабря Николай Цискаридзе выходит на сцену Большого театра в балете «Щелкунчик». Как признался артист, для него это лучший способ отметить день рождения, потому что с детства «Щелкунчик» ассоциируется с праздником.

В 1998 году Николай Цискаридзе участвовал в показе Вивьен Вествуд в Нью-Йорке.

На гастролях в Париже Николай Цискаридзе получил травму колена, во время осмотра врачи обнаружили серьезную травму крестообразной связки в коленном суставе, с которой артист полтора года танцевал, не замечая боли.

Всероссийскую известность Николай Цискаридзе получил благодаря телевидению. В 1997 году он стал героем ток-шоу «Моя профессия». Когда появился телеканал «Культура», он стал вести балетный раздел программы «Шедевры мирового музыкального театра». На канале «Россия» он участвовал в популярных шоу «Танцы на льду» и «Танцы со звездами» в качестве члена жюри.

Николай Цискаридзе о «Танцах со звездами»: «Там участвовали выдающиеся спортсмены. В первом составе - почти все олимпийские чемпионы. Было интересно с ними познакомиться. Телевидение - это совсем другая жизнь, для меня это все равно что на курорт съездить. Кроме того, работа на телевидении очень хорошо оплачивается. За одну съемку мне платили в два, а то и в четыре раза больше, чем за месяц очень тяжелой работы в Большом театре».

С 2004 года Николай Цискаридзе преподает в Московской академии хореографии и ведет класс в Большом. В 2011-м он оказался в центре скандала, когда выступил с критикой реконструкции Большого театра.

«Мне кажется, что эта абсолютно чудовищная ситуация планомерно поощрялась руководством Большого театра. Случившийся международный скандал, который быстро привлек всеобщее внимание, нанес значительный ущерб не только театру, но и правовой системе России. И, в первую очередь, самой России».

Спустя несколько месяцев администрация театра объявила, что досрочно расторгает контракт на работу педагогом-репетитором. После того как Цискаридзе назвал решение незаконным и пообещал подать в суд, его восстановили до истечения срока контракта - 30 июня 2012 года.

Но спустя год Николай Цискаридзе был уволен из Большого. Еще в марте 2013 года Цискаридзе отмечал, что опасается увольнения, так как на него наложено два строгих выговора за нарушение трудовой дисциплины. Один из этих выговоров, за интервью газете «Московский комсомолец» в апреле 2013 года, был снят. Цискаридзе не раз допрашивали в связи с покушением на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина - ему плеснули в лицо кислотой. По мнению Цискаридзе, пресс-служба и руководство театра использовали ситуацию с покушением, чтобы надавить на неугодных.

Конфликт с руководством, тянувшийся несколько лет, окончился увольнением именитого танцовщика, уволили Цискаридзе также и с должности педагога-репетитора. В Большом театре Николай Цискаридзе проработал более 20 лет.

Личная жизнь Николай Цискаридзе

Официально Николай никогда не был женат и является одним из самых интересных творческих холостяков в столице.

У Николая есть взрослая дочь, о которой он никому не расскаывал до 2019 года. В целом личная жизнь артиста всегда была тщательно им скрываема.

Николай Максимович Цискаридзе. Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Российский артист балета, педагог, Народный артист РФ (2001).

Отец - Максим Николаевич Цискаридзе, скрипач.

Мать - Ламара Николаевна Цискаридзе (1931-1994), физик-ядерщик, работала на атомной электростанции в Обнинске, позже преподавала физику и математику в средней школе в Тбилиси.

Бабушка по отцовской линии имела французские корни, была актрисой.

Его родители развелись, когда он был еще маленьким. Николая воспитывал отчим.

Большое влияние на него оказала няня, благодаря которой он уже в раннем возрасте приобщился к творчеству Уильяма Шекспира и Льва Толстого. Вместе с мамой часто посещал концерты.

По его словам, большое впечатление на него оказал просмотр фильма «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли. В детстве и юности любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки.

В 1984 году он поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище, классическим танцем занимался в классе П.А. Пестова. Позднее Цискаридзе высоко оценил жёсткую преподавательскую манеру своего учителя, готовившего ученика к преодолению жизненных трудностей.

Уже в школе юноша выделялся своими физическими данными, в концертах сценической практики ему поручались сольные партии и па-де-де.

Закончил училище в 1992 году и, благодаря председателю экзаменационной комиссии Ю.Н. Григоровичу, был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича, первой из которых стал Конферансье в «Золотом веке» (1992), затем последовали Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Французская кукла в «Щелкунчике» (1993).

Настоящий взлёт карьеры для танцовщика начался в 1995 году, когда он за короткий период исполнил главные партии в таких балетах, как «Щелкунчик» Ю. Григоровича, «Чиполлино» Г. Майорова, «Шопениана» М. Фокина, «Сильфида» А. Бурнонвиля.

В 1996 году он дебютировал в Голубой птице в «Спящей красавице» и в миниатюрах Касьяна Голейзовского «Нарцисс» и Михаила Фокина «Видение Розы», начиная с 1997 года одну за другой осваивал главные мужские партии в балетах, идущих в репертуаре Большого театра. В том же году вместе с балериной Марией Александровой участвовал в Международном конкурсе артистов балета в Москве, где завоевал I премию в номинации «Дуэты».

Свои первые партии в театре готовил с Н. Р. Симачёвым, при подготовке номера К. Я. Голейзовского «Нарцисс» своими советами молодому танцовщику помогала Г. С. Уланова, репетировавшая этот номер с его первым исполнителем - Владимиром Васильевым. В дальнейшем готовил свои партии с Н. Б. Фадеечевым, занимался в женском классе М. Т. Семёновой.

В 1998 году Николай Цискаридзе участвовал в показе Вивьен Вествуд в Нью-Йорке.

В 1996 году получил диплом о высшем образовании, закончив Московский государственный хореографический институт. В 2000 году стал членом Союза театральных деятелей России.

В 2001 году стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама», созданном специально для Большого театра. В том же году травмировался в автомобильной аварии, из-за чего прервалась его деятельность телеведущего в программе «Взгляд» на Первом канале.

В 2006-2009 годах был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance), в рамках которого для него поставили номера Ролан Пети («Кармен. Соло») и Борис Эйфман («Падший ангел»).

Участвовал в телевизионном шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».

Занимался педагогической деятельностью в Московской академии хореографии и в Большом театре, где вёл балетный класс для артистов.

В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии, окончил её с красным дипломом в 2014 году.

Каждый год в свой день рождения 31 декабря Николай Цискаридзе выходит на сцену Большого в балете «Щелкунчик». Как признался артист, для него это лучший способ отметить день рождения, потому что с детства «Щелкунчик» ассоциируется с праздником.

Николай Цискаридзе - Щелкунчик

Скандалы Николая Цискаридзе

Конфликт в Большом театре разгорелся в ноябре 2011 года. Тогда Цискаридзе подверг критике проведённую за 6 лет реставрацию Большого и обвинил руководство театра в некомпетентности. Особенно Цискаридзе не понравилось качество реконструкции исторической сцены, где вместо старинной лепнины он обнаружил дешёвую пластмассу и папье-маше, а внутренней отделкой помещений театр, по мнению Николая, стал напоминать большой пятизвёздочный турецкий отель.

9 ноября 2012 года появилось письмо деятелей культуры к с просьбой уволить прежнего генерального директора Большого театра А. Иксанова и назначить на эту должность Цискаридзе.

С января 2013 года Николай оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. В ряде печатных и электронных СМИ публиковалась информация о серьёзном конфликте между Цискаридзе и Филиным, о своих подозрениях в адрес Николая публично говорил и сам Филин. Тогдашний гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов в интервью журналу «Сноб» не исключил причастности Цискаридзе к нападению на Филина. Артист побывал на допросе в Следственном комитете РФ. После этой истории отношения Цискаридзе с администрацией Большого театра обострились до предела.

В марте 2013 года в эфире Первого канала Николай выразил тревогу по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины. В апреле суд отменил один из двух выговоров, наложенный за интервью Цискаридзе газете «Московский комсомолец».

1 июля 2013 года был вынужден покинуть Большой театр в связи с истечением срока трудового договора, который не был продлён.

Конфликт в Академии русского балета начался вскоре после начала нового учебного года, 28 октября 2013 года. Николай Цискаридзе вместе с министром культуры Владимиром Мединским неожиданно прибыл в Санкт-Петербург, в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, где в нарушение устава этого учебного заведения был представлен педагогическому коллективу как исполняющий обязанности ректора. При этом предыдущий ректор, Вера Дорофеева, осуществлявшая чисто хозяйственное управление школой, неожиданно переводилась на работу в Михайловский театр.

В связи с таким изменением структуры управления Академией её художественный руководитель с 2000 года, балерина Алтынай Асылмуратова, попавшая в подчинённое положение к другому артисту, была вынуждена покинуть свой пост. Новым художественным руководителем была объявлена действующая прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, в отличие от Цискаридзе ещё не окончившая свою танцевальную карьеру.

4 ноября 2013 года представители профессорско-преподавательского состава Академии и балетной труппы Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором потребовали пересмотреть решение о назначении Цискаридзе на должность ректора и Лопаткиной на должность худрука академии (сама балерина не давала никаких комментариев по этому поводу).

Чуть позднее Цискаридзе заявил, что продлил договор с Алтынай Асылмуратовой как с худруком Академии - однако уже в начале декабря 2013 года та уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода. В итоге первым проректором и художественным руководителем Академии вскоре стала педагог-репетитор Михайловского театра Жанна Аюпова.

29 ноября 2014 года Николай Цискаридзе был избран ректором академии, за его кандидатуру проголосовали 227 человек, против - 17. Тем самым он стал первым руководителем Академии русского балета, не окончившим это учебное заведение и не знающим его исполнительских и педагогических традиций. Ранее Цискаридзе высказывал противоположные убеждения, утверждая, что не раз отказывался руководить другими балетными коллективами (кроме Большого театра).

По словам телеведущей , его назначению на эту должность поспособствовала жена главы государственной корпорации «Ростех» Сергея Чемезова Екатерина. По словам самого Цискаридзе, принять должность его уговорила «небольшая солидная группа людей».

Общественно-политическая позиция Николая Цискаридзе

Предлагал ввести для выпускников обязательную отработку нескольких лет в театрах России, без возможности отъезда за рубеж: «Я считаю, так как они получили бесплатное образование в России, они должны работать в России, хотя бы первое время они должны принести пользу государству, которое заплатило за их обучение».

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Николай Цискаридзе. Наедине со всеми

Рост Николая Цискаридзе: 183 сантиметра.

Личная жизнь Николая Цискаридзе:

Не женат и никогда не был. В интервью заявлял, что и не собирается жениться.

По слухам, относится к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Фильмография Николая Цискаридзе:

1998 - Жизель (спектакль Большого театра) - Граф Альберт
2003 - Собор Парижской богоматери (спектакль Большого театра) - Квазимодо
2006 - Пиковая дама (спектакль Большого театра) - Германн
2007 - Бенефис Николая Цискаридзе: Видение Розы - Призрак Розы
1999 - Николай Цискаридзе. Быть звездой... (документальный фильм)
2012 - Ералаш № 265, «Мир, в котором я живу» - камео
2017 - Революция online

Репертуар Николай Цискаридзе в Большом театре:

1992 «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева - Солист (Сверстники Джульетты);
1992 - «Золотой век» Д. Шостаковича - Конферансье;
1993 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Меркуцио;
1993 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Французская кукла;
1993 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Принц Фортюне;
1993 - «Раймонда» А. К. Глазунова - Кавалер (гран па, четвёрка кавалеров);
1993 - «Любовью за любовь» Т. Хренникова - Дон Хуан;
1993 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Солист (солисты вальса);
1994 - «Золотой век» Д. Шостаковича - Матрос;
1995 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Щелкунчик-принц;
1995 - «Чиполлино» К. Хачатуряна - Граф Вишенка;
1995 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена - Юноша;
1995 - «Сильфида» Х. С. Лёвенскольда - Джеймс;
1995 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Ротбарт;
1995 - «Баядерка» Л. Минкуса - Золотой божок;
1995 - «Паганини» на музыку С. Рахманинова - Паганини;
1995 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Джига;
1995 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева Меркуцио / Трубадур;
1996 - «Легенда о любви» А. Меликова - Ферхад;
1996 - «Антигона» М. Теодоракиса - солист;
1996 - «Нарцисс», миниатюра на музыку Н. Черепнина;
1996 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Голубая птица;
1996 - «Видение Розы» на музыку фортепианной пьесы К. М. фон Вебера - Призрак розы;
1996 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Король;
1997 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Принц Дезире;
1997 - «Жизель» А. Адана - Граф Альберт;
1997 - «Баядерка» Л. Минкуса - Солор;
1998 - «Раймонда» А. Глазунова - Жан де Бриен;
1999 - «Симфония до мажор» Ж. Бизе - солист III части;
2000 - «Дочь фараона» Ц. Пуни - Лорд Вильсон / Таор;
2001 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Злой Гений / Принц Зигфрид;
2001 - «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского - Германн;
2003 - «Собор Парижской богоматери» М. Жарра - Квазимодо;
2004 - «Спящая красавица» П. Чайковского - фея Карабос;
2004 - «Светлый ручей» Д. Шостаковича - Классический танцовщик;
2004 - «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети - Тезей / Оберон;
2005 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - па-де-де из II акта балета;
2006 - «Урок» Ж. Делерю - Учитель;
2007 - «Корсар» А. Адана - Конрад;
2008 - Alter Ego на музыку В. А. Моцарта;
2010 - «Пахита» - Люсьен д’Эрвильи, гран па из балета

Репертуар Николай Цискаридзе в других театрах:

2001 - «Легенда о любви» А. Меликова (Мариинский театр) - Ферхад;
2001 - «Баядерка» Л. Минкуса (Парижская национальная опера, сцена театра «Опера Бастилии») - Солор;
2001 - «Рубины», «Драгоценности» на музыку Каприччио для фортепиано с оркестром И. Стравинского (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) - солист;
2001 - «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) - Золотой Раб;
2002 - «Лебединое озеро» П. Чайковского (Мариинский театр) - Принц Зигфрид;
2003 - «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) - Солор;
2003 - «Юноша и Смерть» на музыку И. С. Баха (Новый национальный театр, Токио) - Юноша;
2004 - мюзикл «Ромео и Джульетта» («Московская оперетта») - Судьба-Смерть;
2005 - «Манон» на музыку Ж. Массне (Мариинский театр) - Кавалер де Грие;
2005 - «Там, где висят золотые вишни» на музыку Т. Вилемса (Мариинский театр);
2005 - «Смерть Полифема» (Лиликанский театр) - Полифем;
2005 - «Синий бог» на музыку А. Скрябина (Кремлёвский балет, Москва) - Синий Бог;
2006 - бенефис в рамках фестиваля «Русские сезоны. XXI век»: «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна», «Шехеразада» (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко);
2007 - «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) - Солор;
2008 - «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (Латвийская национальная опера, Рига);
2009 - «Щелкунчик» П. Чайковского (Парижская национальная опера) - Дроссельмейер / Принц;
2014 - «Тщетная предосторожность» (Михайловский театр) - вдова Симона

Ни слова об Анастасии Волочковой! Он уже сто раз все о ней рассказал. И потом, называть Николая Цискаридзе «бывшим партнером Анастасии Волочковой» так же нелепо, как, например, Никиту Михалкова - «бывшим мужем Анастасии Вертинской»… Две абсолютно независимые единицы. И самодостаточные.

У нас было два повода обратиться к Николаю с просьбой об интервью. Первый, официальный, - тридцатилетие, грядущее в канун Нового года. Красивая дата для красивого мужчины. И второй, неофициальный, припасенный на всякий случай - а вдруг правда! По самым тончайшим информационным капиллярам просочились сверхсекретные сведения: Николай Цискаридзе женился. Причем сделал это втайне от широкой публики. И женат он на дочери Людмилы Максаковой Марии.

Но за пару дней до встречи обнаружился третий повод - далеко не такой радужный и не такой скандальный. Скорее печальный. На гастролях в Париже Цискаридзе повредил ногу, и на ближайшие полгода он снят с репертуара Большого театра.

Вы всегда утверждали: «Я не знаю, что случится со мною завтра, но я готов к любому повороту событий». Вы фаталист?

Ну как же можно знать, что будет завтра? Есть такая расхожая фраза: если хочешь насмешить Господа, расскажи ему о своих планах. И вот - наглядный пример (жест в сторону левого колена. - Авт.). У меня была куча планов, кипа подписанных контрактов, год был распланирован буквально по дням. А две недели назад я поскальзываюсь во время репетиции «Пиковой дамы» на сцене Гранд-опера… Представьте только: прогон в костюмах, через три дня - премьера, я единственный мужчина-иностранец, которого за последние десять лет пригласили в Гранд-опера. И тут - такой поворот событий! В итоге у меня разрыв связки, и я должен ближайшие шесть месяцев посвятить ноге. Понимаете? Глупая случайность, просто поскользнулся. Разве такие вещи можно просчитать?! Нельзя.

А вам ведь в Новом году предстоит перезаключать контракт с Большим театром. Как вы думаете, его условия изменятся в связи с травмой?

Нет, абсолютно. Падение произошло во время работы, на глазах у всей труппы Гранд-опера. Это, что называется, производственная травма. Так же, как бывает у футболистов, например. Мы часто видим, как их уносят с поля, потом они проходят курс лечения. Но контракты из-за этого не меняются. Впрочем, меня никто не уносил, я сам встал и пошел…

- И все-таки колено повреждено серьезно?

Любая травма серьезна. Когда артист нечаянно порезал палец, он выходит на сцену и чувствует только этот палец - даже если там элементарная царапина. Только потому, что болевые ощущения обострены именно в этом месте.

Другое дело, что с подобным растяжением я мог бы спокойно прожить, будь я простым человеком, каким-нибудь бухгалтером или дворником. Две недели похромал бы и забыл. Но так как я артист балета, придется принимать меры. Всем, чья профессия связана с движением - и спортсменам, и танцорам, и циркачам, - без этой связки жить нельзя. Колено неизбежно будет «вылетать».

- Значит, вам светит хирургическое вмешательство?

Да-да, обязательно. Операция необходима, если я хочу остаться в балете. К счастью, я был застрахован Парижской оперой, так что по части медицины проблем нет. Правда, кое-какие вещи в мою страховку не входят, потому что наша страна - не член Евросоюза. Но мне сказали, что все дополнительные расходы берет на себя Большой театр. Мне очень приятно, что руководство с таким пониманием отнеслось к моему тяжелому положению.

- Вы исключены из репертуара театра на ближайшие полгода?

Да. Но это - ничего страшного.

- А как же премьера в Париже? Я слышала, что для «Пиковой дамы» вам уже срочно ищут замену.

Нет, никто не репетирует. Спектакля просто не будет на парижских гастролях. Ни балетмейстеры, ни руководство Большого театра, ни руководство Гранд-опера не хотят видеть никаких других исполнителей партии Германа, кроме меня.

Понимаете, «Пиковая дама» была заявлена как европейская премьера! И по общему решению она должна пройти именно на том уровне, на котором задумывалась. Наверное, артисты, которые могут это станцевать, есть. Но спектакль был сделан специально на Илзе Лиепа и на меня. И его необходимо сохранить точно таким, каким он сделан. И потом - невероятно сложно танцевать рядом с Илзе. Очень мало актеров, которые могут выйти и равнозначно ей соответствовать, хотя бы не проигрывать на ее фоне. Нельзя забывать, насколько Илзе талантливый и масштабный человек на сцене.

В Большом все чаще происходят непредсказуемые события. Вы когда-нибудь рисовали для себя перспективу: что в одночасье может появиться приказ об увольнении Николая Цискаридзе, как это произошло… с тем же Марисом Лиепа, который пришел на работу и увидел на доске объявлений такой вот приказ.

Понимаете, Марису Эдуардовичу вывесили приказ, когда его стаж закончился. И всем остальным, кого тогда попросили уйти, было уже за пятьдесят. Наш балетный век - очень короткий. Официально мы служим двадцать лет, к сорока годам этот срок истекает. И в принципе артист должен уйти на художественную пенсию. Когда я совсем юным пришел в театр, я застал все эти скандалы. И с тех пор у меня в голове засела мысль: дай Бог, чтобы мне хватило мудрости, дожив до такого возраста, самому понять, что пора уходить. Конечно, не находясь в подобной ситуации, легче о ней рассуждать. Но недаром же существует афоризм, что уходить надо победителем.

- Когда вы пришли в театр, вы испытали шок от местных нравов?

Я испытывал счастье. Счастье, счастье… Наверное, больше года. Я же не театральный ребенок. Раньше я видел театр только со стороны зрительного зала. Даже когда учился в училище и уже танцевал на сцене Большого, у нас было не принято разгуливать за кулисами. Мы, дети, участвовали в школьных концертах, нас держали в «отстойнике» до определенного момента, потом выпускали на сцену, а после выступления - снова «отстойник», раздевалка, и - до свидания. Вообще, когда мы росли, дисциплина была очень серьезная. Везде стояли суровые охранники, которые работали в театре много лет и всех знали в лицо. Такой фэйс-контроль, что ни пройдешь ни проедешь. Театр-то режимный. Словом, когда я пришел туда уже на работу, я элементарно не знал, где находится репетиционный зал. Я стал открывать театр с незнакомой стороны.

- И как вас встретили? Ласково?

Ласково нигде никого не встречают. Нигде и никого. Я, как и все, поступил в кордебалет, но недели через две меня уже активно задействовали в основном репертуаре. Мы пришли в конце августа, а в январе труппа уезжала на гастроли в Лондон. И Юрий Николаевич Григорович не просто взял меня на гастроли (обычно первогодков не берут), он дал мне много партий. Помимо того что это было почетно, это приносило реальные деньги. И естественно, отдав партии мне, кого-то он подвинул. Разумеется, людям это не нравилось. Я многим перешел дорожку. Никого не интересовало, что Григорович преследует исключительно художественные цели. Все пытались найти в моем назначении какой-то второй смысл. Сначала считали, что я чей-то сынок, потом приписывали прочие гадости. Невольно получается некая группка людей, которая тобой недовольна. Ну и ничего.

- Вы действительно вели себя вызывающе смело?

Очень смело. Я никогда не молчал, я отвечал. Отвечал на шутки, на издевки. Сейчас, когда я анализирую, то понимаю, что был не только смелым. Я просто наглым был ребенком! Даже сейчас я не стал бы реагировать так дерзко, как в те времена. Хотя разница между моим положением сейчас и моим положением тогда - колоссальная. Я не то чтобы могу себе позволить больше, просто к любой моей просьбе прислушиваются внимательнее.

- А как вы думаете, интриги вокруг вас плетутся?

Да миллион! Интриги существуют везде. Кто-то кому-то чем-то мешает. Лично мне некогда даже думать об этом, но ведь люди все воспринимают по-разному. Например, я прихожу к руководству, меня спрашивают: с кем вы хотите танцевать? Я открываю расписание и говорю: а можно поставить одного человека, чтобы мне не репетировать лишнее? Ведь каждый новый партнер - это дополнительные репетиции. Я всего лишь берегу свои силы и время, а коллеги могут увидеть здесь интригу: что я копаю под кого-то.

- Вы говорите, что Григорович помог вам в свое время.

Да, конечно. Он не просто помог: он меня взял и дал мне тот шанс, который я сейчас имею. (Николай говорит и словно сам смущается своих слов. И начинает смеяться. - Авт.)

- Вы сохраняете отношения с ним?

Да. Во-первых, когда Юрий Николаевич ушел из театра, его фамилия стала опальной. Танцевать его балеты было опасно. Я танцевал их все. Когда он куда-то приглашал, люди боялись ехать, потому что новое руководство это не приветствовало. Я всегда ездил с большим удовольствием. И потом, я - один из немногих, кто не подписал ни одной бумажки против него.

Вы довольно быстро заняли прочные позиции в труппе. Но сами когда-то признались, что на собственный выпускной экзамен вам смотреть было страшно.

Не страшно. И я говорю сейчас как человек, кое-что понимающий в искусстве балета. На природные способности мне грех жаловаться. С момента моего выпуска прошло двенадцать лет, но за эти годы еще не появился ни один ребенок, который просто по физическим данным мог бы встать рядом. Это редкие данные.

- Какие именно? Вы можете расшифровать для тех, кто далек от балета?

Строение суставов, пропорции тела, гибкость, прыжок, шаг, вращение, координация, музыкальность, что самое главное. Рядом с остальными детьми я выглядел как белая ворона. Это опять-таки не моя заслуга, это природа постаралась. Но я был слабеньким и не подавал признаков каких-то особых актерских данных. А Григорович, он не только выдающийся балетмейстер, у него - чутье. Он увидел во мне персонажей. Не просто сделал меня принцем, голубым героем: бровки домиком, ручки к сердцу. Нет. Первое, что я получил - партия Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Конферансье в «Золотом веке». И тот и другой - самые взрослые персонажи из всех действующих лиц. Самые яркие, характерные. Для меня до сих пор загадка, как он смог в таком ребенке разглядеть задатки того, что потом раскрывалось благодаря хорошим учителям. Я же был совсем мальчишка! А он во мне это увидел.

- А правда, что другие педагоги этого не видели и не хотели принимать вас в хореографическое училище?

Я три года учился в тбилисском училище и пять - в московском. И в московское я действительно поступал три раза подряд. Понимаете, это было главное училище не только Советского Союза, но и всех соцстран. Туда брали и вьетнамцев, и монголов, и китайцев. Мы всех научили балету, причем бесплатно. Дети из Грузинской республики тоже, естественно, обучались - те, у которых папа «завтоваровэд», «главснаб». А я был просто Коля Цискаридзе с улицы. Помните фильм «Приходите завтра»? Так и моей маме объясняли: мест нет. И говорили, что у меня нет данных.

- Вы действительно учились вместе с внучками Горбачева, Андропова, Ельцина?

Внучки Ельцина я не помню. Я знаю, что в училище был спецкласс, где занималась внучка Горбачева - Ксюша, другие «высокопоставленные» дети. Ксюшу я помню как ребенка, она была младше меня лет на пять и носила другую фамилию - не Горбачева. Я как раз был выпускником, мы очень мило общались с маленькими. Естественно, меня знали и Раиса Максимовна, и Михаил Сергеевич. Они часто приходили смотреть, как выступает Ксюша, а я эти спектакли вел.

В параллельном классе училась Алиса Хазанова, дочь Геннадия Хазанова. Моей одноклассницей и партнершей была Олечка Елисеева, дочка Валентина Гафта. К сожалению, она скончалась. На несколько потоков старше выпускалась Таня Андропова. Мы с ней дружили и до сих пор очень дружим. Когда я бываю в Америке, она всегда объявляется. Она вышла там замуж, у нее двое детей.

Что характерно, никто из «папиных дочек» не сделал балетной карьеры. Зачем их отдавали в училище? Ради престижа?

Романтическая ведь профессия - балет. Мне кажется, все девочки мечтают стать балеринами. Кружатся, танцуют. А родители часто подкупаются: ой, какая она музыкальная! И ведут ее заниматься хореографией. Зачастую взрослые не понимают, что это тяжелейшая работа для ребенка. Зато представляете, как родителям удобно: c девяти утра до шести вечера дети учатся. А если есть репетиции, то и до восьми. Наше училище всегда было привилегированным учебным заведением, охранялось серьезно - полная гарантия, что весь день ребенок под присмотром учителей. К тому же мальчики освобождены от армии. А девочки вырабатывают походку, осанку и выглядят как королевы.

- Действительно ли мама предвидела ваше большое будущее?

Нет, моя мама ничего не предвидела. Предвидела моя няня. Она меня воспитывала с тринадцати дней. Пришла, развернула пеленки и сказала: «Балеруном будет. Причем самым знаменитым». Даже в самом нежном возрасте у меня ноги были… специфические для ребенка. Помните советское детство: на всех надевали эти колготки обтягивающие проклятые и шортики. Так вот рядом с остальными детьми мои ноги выглядели довольно… неординарно. (Он снова говорит сквозь смех. Будто красивые ноги - невероятно забавная часть тела. - Авт.)

А мама как раз не хотела, чтобы я балетом занимался. Но педагоги ей все время объясняли, что все это очень серьезно. Не просто детская прихоть, а еще и серьезные возможности есть у ребенка.

- А почему она не хотела?

Ну какая грузинская мама захочет, чтобы ее ребенок был артистом балета? Он должен быть ученым, доктором, на худой конец владельцем ресторана. Но никак не артистом балета. А я в детстве часто показывал на открытку с изображением Большого театра и говорил, что я буду танцевать здесь и только здесь. Мне все твердили: зачем тебе Москва? Лучше быть первым человеком в маленьком городе, чем последним в большом. Я отвечал: может, вам так и лучше, а я буду большим в большом. Я маленький был нахальным!

- А комплексы у вас были в детстве?

Я не считался красавцем. Грузинские дети - они же как ангелочки. А я был обыкновенный мальчик. Обычно в гостях детям говорят: ой, какой милый ребеночек. А глядя на меня, никто так не охал. Максимальный комплимент, который я слышал: ой, какие глазки. Естественно, я понимал: значит, что-то здесь не так, раз мне не говорят, какой я распрекрасный.

- Переживали?

Нет, не переживал. Просто понимал, что я не такой. Но зато всегда старался сделать что-то лучше остальных.

- Как вы сейчас относитесь к своей внешности?

На сцене - очень серьезно, а в жизни мне все равно.

- Ну вам же наверняка часто говорят, что вы такой красавец, такой неотразимый и изысканный.

Я часто слышу комплименты, особенно в последнее время. В прошлом году даже попал в сотку самых красивых людей Москвы, что очень смешно. Знаете фразу - красота в глазах смотрящего? Мне нравятся брюнетки, соседу - блондинки. Мы никогда не договоримся. Как можно сопоставлять эталон красоты Леонардо да Винчи и Рубенса? Абсолютно разные лица…

- И каковы ваши представления о совершенстве? Какие качества или черты вас будоражат?

Да никакие! Человек должен мне сиюминутно понравиться. Это ненормально - иметь список качеств, которые тебе приятны. Сегодня - одно, а завтра - другое. Помню, когда нам преподавали актерское мастерство, там был раздел «любовь». У нас был замечательный педагог, очень смешная женщина, которая учила нас любить: как юноша и девушка встречаются на сцене, как между ними пробегает искра и так далее. Кто-то из учеников показывал, а все остальные смотрели. И она хваталась за голову - ну что ж вы делаете! Она целую лекцию о любви нам прочитала: «Ах, вы не понимаете - ведь иногда один запах просто сводит с ума!» Я тогда подумал: «Она ненормальная, что ли?» Но проходит время, приходит опыт - и ты понимаешь: «А ведь какая умная была женщина! Действительно - все это правда!»

Мне по большому секрету рассказали слух: якобы недавно вы тайно женились на дочери Людмилы Максаковой Маше…

Нет, ничего подобного. Я не спешу. Маша - замечательный человечек, мы с ней очень дружим. Но не более того. Понимаете, когда люди общаются, часто появляются вместе в общественных местах - это сразу воспринимается как роман. Почему-то никто не хочет верить, что мужчина и женщина могут просто дружить.

- За вашим общением стоит только дружба или все-таки намечается роман?

Нет. Никакого романа. Для начала, я очень дружу с Людмилой Васильевной, через нее мы и познакомились с Машей.

- Тогда что за кольцо у вас на руке?

Просто кольцо, обычное украшение.

- Почему вы не торопитесь обзаводиться семьей?

Знаете, мой друг Егор Дружинин и его жена Ника часто останавливаются и подолгу живут у меня. Потому что Ника - моя ближайшая подруга с детства, она мне уже как родственница. Когда я вижу, как они иногда ругаются, я им все время говорю: «Посмотрев на вас, я понимаю, что жениться не надо». Это шутки, конечно. Но для себя по крайней мере я решил - спешить в этой области нельзя. Я человек крайне ответственный во всем и очень занят своим делом.

К тому же мне еще нет тридцати. Надо пожить! Когда человек создает семью, он вступает в другую фазу жизни. Сам я - поздний ребенок, мама родила меня в сорок три года. Я помню первое родительское собрание в школе - к тому времени она была уже солидной женщиной. Пришли родители моих одноклассников - какие-то мальчики и девочки. И вдруг вошла моя мама. И это вошла ма-ма! Рядом с нею все они были никто. В моем представлении родители должны быть зрелыми людьми. И детей надо рожать осознанно. Мне было невероятно интересно рядом с теми людьми, которые меня воспитывали, им было что мне рассказать. А сейчас я вижу детей моих коллег… Я бы не очень хотел оказаться на их месте.

- У вас остается время на личную жизнь?

Конечно, остается. Просто личное - это личное. Когда я был маленький, няня меня кормила и параллельно что-то рассказывала, какие-то свои идеи мне внушала. Так вот, она все время повторяла: можешь заводить романы где угодно, только не с соседями и не на работе. И это у меня отложилось в сознании. Когда я впервые попал на страницы желтой прессы, для меня это было так странно! Ужас какой-то. Не завидую людям, которые настолько знамениты, что не могут позволить себе ездить в метро или ходить на пляж.

- Вам удается скрываться от чужого внимания?

Существуют же - элементарно - закрытые двери и закрытые шторы.

- Тем не менее вы светский человек и часто появляетесь на публике…

Абсолютно нет! Для того чтобы я куда-то пошел, меня надо тащить на аркане, причем приложить немалые усилия. Например, та же Маша Максакова буквально вытаскивала меня на вечеринки. Если бы она не приезжала за мной уже одетая и не стояла бы над душой, чтоб я оделся, - я бы никуда не пошел. Я люблю сидеть дома. Я человек в этом плане неподвижный.

- Я смотрю, у вас на столе совершенно не диетический набор - шоколад, зефир, булочки…

Я никогда не полнею и не сижу на диете. У меня природа такая, мне повезло.

- Что вы включаете в понятие «следить за собой»?

Во-первых, быть опрятным. Не приемлю неаккуратных людей!

- А на что обращаете внимание?

На руки - это первое, на что я смотрю. У человека не могут быть не подстрижены ногти, не сделан маникюр. Такого я просто не понимаю. Особенно, когда грязь под ногтями, тут мне становится совсем плохо. Еще я не перевариваю людей, от которых может как-то пахнуть, которые не одеты в свежее. Элементарно - моя профессия сопряжена с тесным телесным контактом.

- Как вы выбираете себе одежду?

Что нравится, то и выбираю. Я вообще не люблю ходить в магазины, а если прихожу, мне всегда тяжело с размерами. Или талия на два размера больше, или длины не хватает. Мне нравятся достаточно строгие вещи. Хотя могу иногда выпендриться, одеться по-сумасшедшему. Но не на каждый день. Что касается цвета - мне опять-таки повезло, мне любой цвет идет.

- Я очень часто вижу вас в белом.

Белый хорошо оттеняет черные волосы и все остальное на лице.

- Вы поддерживаете отношения со своими родственниками из Грузии?

Очень мало. С теми, кто живет в Москве, я общаюсь, а с теми, кто живет в Грузии, - реже. Только когда сам туда приезжаю. Но у меня не очень много родных.

- Наверняка вы для них - национальная гордость.

Наверное. В Грузии я недавно получил Орден Чести. И самое дорогое - то, что мне его дали в день рождения моей мамы. Случайно, просто так совпало. Это не мой орден, это мамин орден - за то, что я танцую!

- Вы ощущаете в себе грузинские корни, причастность к национальной культуре?

Конечно. Я и есть - грузин. Как я могу их не ощущать? Хотя что касается национальных обычаев - в этом плане (но только в этом!) я не чувствую себя совсем грузином. Я, например, не умею говорить тосты. Моя няня Фаина Антоновна была украинкой, а воспитывала она меня в русских традициях. Я большую часть жизни живу в Москве, все мои педагоги - русские. Слышите - я говорю совершенно без акцента.

- А шумные застолья вы любите?

Я люблю поесть, а застолья - нет. Помню свои первые гастроли с Большим театром. Все старались сэкономить, а я ходил в рестораны и ни в чем себе не отказывал. И не для того, чтоб себя побаловать - я только там и могу питаться. Мне мама очень рано объяснила важность таких вещей. Она была педагогом по физике в школе для привилегированных детей. Зарплаты там платили такие же, как везде, но зато нам полагались социальные льготы - санатории, пансионаты. Мы с ней часто отдыхали вместе. И мама мне всегда говорила, что самое главное - чтобы желудок был здоровым. От качества еды зависит все остальное - и сердце, и легкие, и печень. Экономить на своем здоровье я абсолютно не собираюсь. Для меня главное - правда! - это хорошо поесть. (Тут он прямо-таки хохочет и радуется, как ребенок, своей «ненасытности» - Авт.) Так как я трачу много энергии, я очень люблю мясо и прочие калорийные вещи.

- Вы приспособлены к быту? Можете себе обед приготовить?

Я умею все, буквально все. Но я не делаю ничего. У меня очень много времени забирает моя профессия. Теперь, когда я буду посвободнее, я хоть наконец освою компьютер. Он у меня уже два года стоит, а я к нему даже не подошел ни разу - не было времени. Еще мне нужно доучить французский язык, потому что в обычные дни нет возможности им заниматься.

- Как решаете бытовые проблемы?

У меня есть родня, которая мне готовит. Но сыр в магазине я покупаю сам. Этого я не доверяю никому.

- Вы унаследовали другое национальное качество - я имею в виду грузинскую влюбчивость?

Я не влюбчивый, я - увлекающийся. Понимаете, любовь - это страшная вещь. Это не чувство - это диагноз, болезнь. И я не хочу никогда этим болеть.

- И что - у вас никогда не было такой болезни?

Что значит не было! Я знаю, что это такое, потому и не хочу. Чем позже это случится, тем лучше. Уже хватит!

- Неужели такой печальный опыт?

Не в том дело. Даже когда это хороший опыт, ты все время пребываешь в состоянии… Ой, не хочу. Это так отвлекает!

- Для вас актуальна тема возраста? Все-таки впереди юбилей - тридцатилетие.

Как человек я совершенно не думаю о возрасте. А как артист балета - думаю, конечно. В балете тридцать лет - это, конечно, рубеж определенный.

- Вы прикидываете, чем бы могли еще заниматься? Я слышала, вас интересует драматическое искусство.

Нет-нет. Драма - абсолютно другая сфера творчества. Тут необходимо учиться заново. Возможно, это будет мне интересно. Но, во-первых, надо ставить голос, на театральной сцене голос - главное. Еще мне очень нравится кино. Мне кажется, я мог бы что-то сыграть. В кино есть возможность дублей, есть монтаж. Если что-то получается неудачно, можно исправить.

- Зачем вы взялись изучать такую далекую от искусства науку, как менеджмент?

У меня уже есть одно высшее образование, теперь будет второе. Специальность - управление музыкальными театрами. Возможно, когда-нибудь мне придется пойти на какой-то пост, и я должен понимать элементарные вещи… Чтобы какой-нибудь умный главбух не обвел меня вокруг пальца. Надо быть готовым ко всему - а вдруг.

Вы довольны своим материальным положением? Я читала, что первой госпремии вам хватило на кровать. Какая должна быть кровать-то…

Я считаю так - денег много не бывает. Что касается моих премий, самое главное - тот почет, который они несут, а не финансовая сторона. Конечно, очень весело и забавно, когда ты рассказываешь, куда ты потратил эти деньги. Но! Я вам описать не могу своих ощущений, когда в день получения своей первой госпремии я подходил к Кремлю. Дело даже не в том, что я был очень молод. На меня в свое время произвел большое впечатление фильм «Светлый путь» - помните, как Орлова летит в машине над Кремлем и поет песню: «Мамка, глянь-ка, это ж Танька, это ж я…». Я никогда не думал, что со мной такое произойдет. Я вошел внутрь, увидел зал, который раньше видел только по телевизору, и всех тех великих людей - артистов, режиссеров, музыкантов, рядом с которыми я буду получать награду. И меня охватило невероятное чувство! Я стоял и про себя пел эту песню: «Мамка, глянь-ка, это ж Танька, это ж я…» Понимаете?! Это же непокупаемая вещь. Если б мне сказали, что мне просто грамоту дадут рядом с этими людьми, я уже был бы счастлив. Ну как я мог себе представить, что буду сидеть рядом с Фрейндлих и Нееловой? Башмет получал премию и я! Никогда бы не поверил.

- Но вы не можете не понимать, что на Западе ваш материальный статус был бы значительно выше.

Конечно. Но у нас другая страна и жизнь другая. Я не исключаю возможности поехать работать за границу. Но лишь потому, что мне это интересно. Допустим, на тот месяц, когда меня пригласили в Гранд-опера, меня много куда звали, и там я получил бы в двадцать раз больше. Но для меня работа в Гранд-опера гораздо дороже материальных вопросов. Класс другой! Есть же разница между кофточкой от Армани и кофточкой из перехода. Даже если они одинаковые внешне, а берешь в руки и понимаешь - класс другой. Вот и у людей должен быть класс. Мне Марина Мстиславовна Неелова рассказала, что ей безумно понравилась пьеса: как один богатый человек приходит к женщине, чтобы переплести книги. Она берет заказ, но он ее ставит в такие условия, что она либо попадает в долговую тюрьму, либо выполняет его требование: «Взамен вы должны мне отдаться». Она отвечает - «нет». Выясняется, что он подстроил все специально, потому что поспорил со своим отцом, который сказал ему: «Я знаю лишь одну женщину, способную сказать «нет». Сын решил доказать обратное и не смог. Потому что класс! У этой женщины и у всех остальных он разный.

Как-то мы с Мариной Мстиславовной обсуждали интересную тему. Она спросила: «Коля, а что вы согласились бы рекламировать?» Я задумался. Мы очень долго перебирали разные вещи. И каждый раз она говорила «нет». И я вынужден был с ней согласиться - да, как-то неловко. Ладно, если речь идет о дорогих марках, о крупных косметических фирмах или как Олег Меньшиков - ты представляешь эксклюзивные часы. Но только не прокладки!

- А если бы вам предложили весьма откровенную съемку?

Я видел несколько фотосессий артистов балета, которые соглашались сниматься ню, - ничего хорошего не вышло. По крайней мере мне это не нравится.

- Кроме языка и компьютера чему вы посвятите свободное время?

Себе. Мне предстоит серьезный период, придется много и усиленно заниматься ногой, чтобы восстановить рабочее состояние. Пока не знаю, где меня будут оперировать - у нас или за границей. Ведь не столько сложна сама операция, сколько реабилитационный период. Я же не обыкновенный человек, которому нужно научиться ходить. Мне нужно научиться танцевать. Причем танцевать так, как танцует Николай Цискаридзе. А не как кто-то другой.

Артист балета.
Народный артист России (22.03.2001).

В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище.

В 1992 году после окончания училища был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

Солист балета Большого театра в 1992-2013 гг.
С 2014 года - ректор Академии русского балета имени Вагановой.

театральные работы

Меркуцио - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева,
Французская кукла - «Щелкунчик» П. Чайковского,
Принц Фортюне - «Спящая красавица» П. Чайковского,
Кавалер - «Раймонда» А. К. Глазунова,
Дон Хуан - «Любовью за любовь» Т. Хренникова,
Матрос - «Золотой век» Д. Шостаковича,
Щелкунчик-принц - «Щелкунчик» П. Чайковского,
Граф Вишенка - «Чиполлино» К. Хачатуряна,
Юноша - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена,
Джеймс - «Сильфида» Х. С. Лёвенскольда,
Ротбарт - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского,
Золотой божок - «Баядерка» Л. Минкуса,
Паганини - «Паганини» на музыку С. Рахманинова,
Джига - «Дон Кихот» Л. Минкуса,
Ферхад- «Легенда о любви» А. Меликова,
Принц Дезире - «Спящая красавица» П. Чайковского,
Граф Альберт - «Жизель» А. Адана,
Солор -«Баядерка» Л. Минкуса
Германн - «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского,
Квазимодо - «Собор Парижской богоматери» М. Жарра,
Конрад - «Корсар» А. Адана.

призы и награды

1995 - Серебряная медаль VIII Международного конкурса артистов балета мадам Ойя (Осака, Япония); приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда».
1997 - I премия и золотая медаль VIII Международного конкурса артистов балета в Москве и персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета»; диплом общества любителей балета «Сильфиды» - «Лучший танцовщик 1997 года»[значимость факта?]; театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; Заслуженный артист Российской Федерации.
1999 - приз «Benois de la Danse» в номинации «Лучший танцовщик».
2000 - театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; премия мэрии Москвы в области литературы и искусства.
2000 - премия Danza & Danza (Италия) в номинации Best etoile.
2000 - Народный артист Российской Федерации, Государственная премия Российской Федерации.
2002 - театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» (за партию Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама»); Орден Чести (Грузия); премия «Триумф»; Государственная премия Российской Федерации.
2006 - кавалер Ордена искусств и литературы (Франция); Международная премия мира Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».
2012 - орден святой равноапостольной Нино (Общество русско-грузинской дружбы «Джалиса»)

Он не один раз попал в скандальную сводку новостей благодаря своей принципиальности и уверенности в правоте. Его личная жизнь не известна, так как Николай Цискаридзе заявляет, что нельзя рассказывать о планах, своих возлюбленных и семье. Эти темы запретны для всех, поэтому в прессе и рождается масса сплетен в отношении его, которые им не подтверждаются и не опровергаются.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Николаю Цискаридзе

В последнее время о Николае Цискаридзе возникает много сплетен и досужих, по его мнению, домыслов, поэтому жители необъятной Российской Федерации интересуются всем, связанным с этим популярным человеком, в том числе и такими данными, как: рост, вес, возраст, сколько лет Николаю Цискаридзе. Артист балета неимоверно эффектно выглядит на сцене. Он подтянут и строен. Его вес всего 58 кг при росте в 183 см. Николай Цискаридзе отмечал, что его стройность – это не заслуга природы, а благодаря его постоянным ограничениям в еде и занятиях балетом.

Николай Цискаридзе под новый год отпраздновал свой 43 день рождения. Он считает, что сейчас всё только начинается в его судьбе. С ним полностью согласны все любители балета, которые желают артисту балета и отличному учителю здоровья и долгих лет жизни и творчества.

Биография Николая Цискаридзе. Он голубой? Ориентация гея — это жизнь

Биография Николая Цискаридзе началась в Тбилиси в 1973 году. Мальчик очень увлёкся в детстве куклами, показывая с их помощью представления для родных и соседей. Этому способствовало посещение представления кукольного театра им. Образцова, прибывшего на гастроли в столицу Грузинской ССР, где и жил Николай. Кстати, это увлечение продолжается до сих пор. Николай собирает кукол из разных стран, которых на данный момент в его коллекции более трёхсот.

Но особое место всегда в жизни Николая Цискаридзе всегда занимали любимые танцы. Он решает стать артистом балета, поступив в хореографическое училище города Тбилиси в 11-летнем возрасте. Многие говорили, что его рост является помехой для танцев, но Николай сумел убедить всех в своём выдающем таланте. После учёбу продолжил в Московском академическом училище, обучаясь у самого П.А.Пестова. Николай показал свой незаурядный талант ещё в студенческие годы, станцевав самые трудные партии. К примеру, па-де-де из балета «Фестиваль цветов в Джензано».

Молодой танцор балета стал стипендиатом Международной благотворительной программы «Новые имена». С 1992 года стал работать в Большом театре, куда его пригласил Ю.Н.Григорович. Творческий путь в это время был непростым, но Николай с благодарностью вспоминает своих наставников, особо отмечая Галину Сергеевну Уланову и Николая Романовича Симачева. Параллельно с работой Николай Цискаридзе получил высшее образование, обучаясь на отделении для артистов балета Московского государственного хореографического института. После было участие в ряде престижных международных конкурсов. Артист становится знаменитым не только для почитателей балетного искусства в РФ, но и во всём мире.

В 2001 и 2003 г. ему вручали Госпремию РФ, а обладателем престижной премии «Золотая маска» он становился трижды. В 2011 году наш герой стал советником при президенте РФ по вопросам культуры и искусства.

Из-за конфликта с руководством Большого театра Николай Цискаридзе уходит в марте 2013 года из его труппы, так как с ним отказались продлевать контракт.

Позже его назначили ректором Петербургской Академии русского балета, хотя первоначально коллектив этого учебного заведения был против. Но Николай доказал, что он талантлив даже в управленческой деятельности.

Знаменитый балер участвует в ряде проектов на телеэкранах, показывая, что он строг, но справедлив.

Личная жизнь Николая Цискаридзе

Николай Цискаридзе, по слухам, отрицательно относится к чувству любви, считая, что оно мешает настоящему искусству. Поэтому это породило целый ряд сплетен. В СМИ можно иной раз прочитать Николай Цискаридзе: личная жизнь, голубой или нет. Так газетно-журнальная пресса старается привлечь к себе внимание. Он гомосексуалист, утверждалось в жёлтой прессе, указывая, что ориентация его отличается от ориентации большинства мужчин. Приписывали, что он состоит в связи с Николаем Басковым, но эти данные не подтвердились.

Личная жизнь Николая Цискаридзе – предмет споров.

Жена Николая Цескаридзе

Сам артист заявляет, что в ней всё хорошо и гармонично. Некоторые журналисты увидели его счастливым в отношениях с Анастасией Волочковой, но это тоже оказались сплетни.

Потому если кто-то думает, что Жена Николая Цескаридзе — Анастасия Волочкова — это не правда.

Николай Цискаридзе говорит, что настоящий мужчина должен жениться после 40 лет, что он и собирается сделать. Правда, он очень требовательно относится к выбору будущей избранницы.

Семья Николая Цискаридзе

Сейчас всё свободное время артиста отдано творчеству и обучению молодых артистов балетного искусства. Он заявляет, что когда-нибудь семья Николая Цискаридзе будет существовать, но пока он один. Хотя себя популярный артист и педагог не считает, считая своей семьёй своих многочисленных учеников, которым помогает в их нелёгком труде советом. Правда, многие говорят, что Цискаридзе является очень требовательным педагогом для своих учеников. Но он предъявляет такие же требования и к себе, даже ещё в большей степени.

Николай Цискаридзе не любит вспоминать о своих родителях. Его мама очень рано ушла из жизни, проиграв борьбу с тяжёлым недугом. Развитию болезни способствовала работа на Обнинском атомном предприятии. Николай переживает, что она не порадовалась за своего сына. Он уверен, что она на небесах переживает за него и охраняет от разных бед.

Об отце Николая Цискаридзе известно мало. Он скрипач, устранился из жизни сына, ещё когда тот был маленьким. Николай считает, что не нуждается в общении с близким человеком и его семьёй, да те и не делают никаких попыток в этом направлении.

Дети Николая Цискаридзе

Популярный танцовщик абсолютно не волнуется по вопросу детей. Он считает, что его дети могут появиться в самое ближайшее время, но пока он занят поисками жены. К каждой претендентке артист предъявляет требования, которым ни одна из барышень не соответствует. Он считает, что если у него появятся дети, то он будет просто сумасшедшим отцом. Его ребёнок в полной мере сможет оценить любовь и заботу.

Дети Николая Цискаридзе – это участники конкурса для творческих детей «Синяя птица». Знамениты танцовщик на протяжении трёх сезонов является членом жюри конкурса, оценивая участников честно и справедливо. Он помогает многим участникам после проекта осуществить мечту стать настоящими артистами.

Инстаграм и Википедия Николая Цискаридзе

Популярный артист в области балетного искусства недавно стал вести бурную деятельность в социальных сетях, поэтому странички в Инстаграм и Википедии Николая Цискаридзе есть. На них подписано небольшое количество пользователей, но их число неустанно растёт.

Здесь в основном представлены различные эпизоды из балетной творческой деятельности Цискаридзе. Снимков очень мало. Почти всё наполнение сайта – видеоматериалы, рассказывающие о балетной судьбе артиста.

Многие фотографии и видеоролики вызывают горячие дискуссии среди пользователей. Кроме того, можно ознакомиться и с комментариями, оставленными подписчиками аккаунта. Страничка в Инстаграм представляет интерес всем, кто является поклонником балета и самого танцовщика. Начинающие танцоры смогут увидеть фрагменты репетиционного процесса с показом разнообразных па и движений, который поможет им в совершенствовании своего таланта.