Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Жизнь отца фотия. «Иногда узнаю, что за спиной обо мне отзываются нелестно»

Жизнь отца фотия. «Иногда узнаю, что за спиной обо мне отзываются нелестно»

24 февраля 2016

Мы побывали в монастыре в гостях у священника и выяснили, как изменилась его жизнь после победы

Мы побывали в монастыре в гостях у священника и выяснили, как изменилась его жизнь после победы.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Иеромонаху Фотию всего 30 лет. Он — насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, то есть постоянно живет в обители и подчиняется местному уставу. Не стоит путать с затворником, давшим обет не выходить из кельи. А ведь в прошлом году, после того как отец Фотий победил в четвертом сезоне шоу «Голос», интернет разразился «праведным гневом»: раз поп, тогда зачем на сцену вышел? А если и вышел, тогда зачем ему ряса? И вообще это светское шоу. Мы отправились в гости к отцу Фотию.

Свято-Пафнутиев Боровский монастырь стоит в 120 километрах от Москвы, на окраине Боровска (Калужская область) — на берегу реки Протвы. Отец Фотий встречает нас в монастырской редакции, где трудится обычно и сам. Тут даже свое издательство есть: креативный батюшка помогает с дизайном и версткой бумажных изданий — монастырской газеты «Вестник», детского журнала «Кораблик», книг.

Встает иеромонах, как принято в монастыре, засветло, молится в келье — туда никого не пускает, затем посещает литургию и встречает гостей здесь — в последнее время после победы отца Фотия на шоу «Голос» число паломников к нему чуть ли не перекрывает количество туристов и верующих. Гостей иеромонах обычно зовет в чайную. Монахи как будто не обращают внимания на шумиху вокруг своего брата — интервью Фотий дает чуть ли не каждый день, а недавно даже Тимур Кизяков с программой «Пока все дома» приезжал в обитель. Но напряженная или даже необычная аура вокруг отца Фотия все же ощущается — даже здесь, вроде бы среди своих, он как будто иной. Оказывается, так было всегда.


Службе отец Фотий уделяет большую часть времени, но на общение с друзьями и поклонниками пару часов остается. Фото: Михаил ФРОЛОВ

«Комплименты и лестные отзывы — это прививка»

— Отец Фотий, два месяца назад вы . Ваша жизнь поменялась после этого? Хотя бы частично.

— В глобальном смысле, конечно, нет. Меньше времени осталось на отдых. Больше времени стал уделять появившимся поклонникам. Много общаюсь с прессой. Идут концерты и встречи с людьми. Это физически утомляет. В остальном все по-прежнему.

— То есть лестные отзывы, подарки, комплименты и прочие искушения не подрывают духовную работу над собой?

— Скажем так, это упражнения для меня. Не нужно бояться этого или отсекать. Иначе духовный иммунитет так и не выработается. Это как прививка от гриппа. Каждый красноречивый отзыв мне льстит, но я отдаю себе отчет в том, что это не моя заслуга. А Божья воля. Как монах я почти научился относиться к похвале и критике ровно. Конечно, меня можно оскорбить комментарием в Сети. Но такие мнения — гневные, трезвые, часто объективные — я специально оставляю. Они разбавляют патоку, которую льют мне в откликах.

— Немножко смущало. Но я старался не дать никому возможности сбить меня с толку. Просто делал свое дело, и все. Как есть трость, ветром колеблемая. То к земле приникает, то встает в рост. Если бы я рассеивал внимание на негатив, подчинялся влиянию, то разрушил бы свою индивидуальность. Перестал бы быть личностью. А этого не хотелось.

— высказывал вам претензии лично?

— Он общался со мной довольно мягко. С одной стороны, уважал меня как священнослужителя, ведь он сам — верующий человек. И говорил, что у него есть друзья среди духовенства — протоиерей Димитрий Смирнов, к примеру. Но, с другой стороны, он рассматривал меня как певца с высоты опыта и возраста. Конечно, он говорил о недочетах. Но не оскорблял, не заставлял меня покинуть проект или изменить мнение по поводу участия в «Голосе». Такого не было.

Для кого-то прозвучит кощунственно, но именно шоу «Голос» прославило батюшку на всю страну. Фото: Руслан РОЩУПКИН

«Иногда узнаю, что за спиной обо мне отзываются нелестно»

— Патриарх одним из первых поздравил вас с победой в «Голосе». Личной беседы после этого не состоялось?

— Лично мы не общались. Но такая встреча вскоре может произойти.

— Интернет заполнен критикой в ваш адрес. И «иеропевцом» вас кличут, и «поп-артистом». А как братия реагирует на вашу светскую популярность? Неужели нет ни одного косого взгляда?

— Все бывает. Пока это не принимает крупных масштабов, слава Богу. Среди знакомых, братии и духовенства есть люди, которые не согласны с тем, что я делаю. Были даже архиереи, которые говорили мне об этом во время службы в храме Христа Спасителя (25 января в Татьянин день после литургии спел для студентов в главном храме страны. — Авт.). Но их — один процент от общего числа людей. Некоторые, наоборот, хотят со мной сфотографироваться. Был один священник, честно сказавший в глаза: «Я не защищаю вас и не поддерживаю то, что вы делаете». Пожалуй, это было исключение. В остальных случаях узнаю от друзей, что обо мне отзываются нелестно. Что поделать… этого следовало ожидать. Считаю, что все правы: и белые, и красные (улыбается).

«Я не хотел быть священником»

— 21 февраля вы отправились в . Как удалось убедить руководство Церкви в том, что вам можно это сделать?

— Убеждать никого не пришлось. Информация об этом в СМИ была неверно интерпретирована. Опасения были в том, чтобы меня не взяли в оборот и не возили по всей стране, как мартышку: «Смотрите, какой у нас есть поющий батюшка». Именно этого опасался митрополит (духовный «начальник» иеромонаха, митрополит Калужский и Боровский Климент. — Авт.). А затем ему объяснили, что никаких выгод извлекать из тура никто не будет, он согласился. Участие в туре — условие контракта с фирмой Universal Music, который я подписал по итогам победы в «Голосе». И задача тура — показать живого человека, невыдуманный образ. С ним можно встретиться, беседовать, это не пиар-проект Первого канала или РПЦ. Вот такая цель. Люди должны увидеть, что все честно и по-настоящему.


«Есть у меня такой грешок», — ответил священник ведущему «Голоса» Дмитрию Нагиеву на вопрос про любовь к селфи. Фото: vk.com

— Обязательства сана иеромонаха не противоречат такой карьере?

— Этот сан подразумевает нахождение в монастыре, принятие монашеских обетов и служение в качестве священника. В народе иеромонахи и монахи называются «черным» духовенством, потому что они не могут жениться. «Белое» духовенство — обычные иереи, священники с семьей. Больше никаких особенностей — молчать, быть нелюдимым, не выходить из кельи и так далее — нет.

— Не хотелось бы переводить беседу на уровень физиологии, но все же мужчине в молодом возрасте непросто без любимой женщины. Как вы пришли к такому решению?

— Ход жизни продиктовал мне этот выбор. Наверное, была предрасположенность к монашеству. Нестандартное мировоззрение отличало меня от других. Я всегда был белой вороной и очень сильно отличался от сверстников — в детском саду, школе. Все это и привело к монашеству. Обдуманный и логичный шаг.

Меня обзывали и дразнили. Я не дрался. А они не понимали, как на это реагировать

— В чем проявлялась нестандартность?

— Меня обзывали, дразнили и видели, что моя реакция не совсем предсказуемая — молчал и не дрался. Они не понимали, не знали, как реагировать, продолжали издеваться — это их веселило. Работал стадный эффект — весь класс начинает травить и выдавливать из коллектива. В результате даже те, кто мало-мальски тянулся ко мне, под влиянием большинства отвернулись.

— Значит, травили только за смирение?

— Если вы имеете в виду отношения с женским полом, то здесь никакой нестандарности в поведении не было и нет. Я всегда влюблялся и до сих пор вижу, замечаю женскую красоту, как бы странно для монаха это ни звучало. Правда, после стольких лет жизни в монастыре начинаешь привыкать к одиночеству. Вырабатывается некая бесчувственность: мне уже сложно соблазниться.

— Нет ли в этом внутреннего противоречия: природа борется с тяжестью обета? Вы ведь живой человек.

— Конечно, есть. Я человек из плоти и крови. Меня посещают разные помыслы. Поэтому всю жизнь надо размышлять и молиться. Никогда не наступит такого момента, когда человек будет жить в абсолютной благости и безгреховности. Без «лишних» мыслей. Говорят, что за мирянином ходит один бес, за монахом — сто, чтобы сбить с пути.

— У обычных смертных есть план: посадить дерево, построить дом, воспитать сына. А как у вас?

— Есть, куда расти. Но главного я достиг: стал иеромонахом. Когда я пришел в монастырь первый раз, то не хотел быть священником. Духовник сказал мне: поступай в семинарию и становись священником. Это высшая ступенька. Никаких должностей я занимать не хочу, потому что с повышением сана появляется больше обязательств и ответственности. Пожалуй, это не для меня. Я не организатор. С этим прекрасно справляются другие люди.

Отец Фотий увлекается фотографией, а иногда не против поучаствовать в исторической реконструкции. Фото: vk.com

— Родители сразу приняли ваше решение? Выходит, мужской род на вас закончился.

— Такая потеря далась им непросто. Любой маме тяжело терять свою кровинку. Но в то же время она испытывает большую радость и гордость за меня. У меня есть брат, а значит, возможность продолжать род. Папа благословил меня на этот путь.

— Вы родились в Нижнем Новгороде, а потом с родителями оказались в Германии. Долго вы прожили в Европе?

— Мы эмигрировали в Кайзерслаутерн в 2002 году, я там прожил три с половиной года.

— Было трудно адаптироваться?

— Мне все нравилось. Первое время было тяжеловато с языком, но потом подучил. У меня появилось много друзей, особенно среди музыкантов. Единственное, что вызывало смущение, — я не знал, как зарабатывать.

— В Европе неплохое пособие по безработице.

— Да, но для этого нужно обойти многие инстанции, отмечаться, искать работу и показывать на бирже труда подписи, что устроиться не удалось. Я хотел быть музыкантом, а это было непросто. Оставалось подрабатывать в костелах: играл в протестантских церквях на органе (отец Фотий с детства занимался музыкой и владеет инструментами. — Авт.). Затем собирался поступать в Высшую школу музыки на кафедру органа, но как раз в тот момент и решил уйти в монастырь.

«Было бы интересно дать ответ Кончите Вурст»

— На своей странице в Инстаграме вы часто публикуете фото с почтовыми коробками и бандеролями. Что шлют вам почитатели?

— Письма, поздравления, рисунки, поделки. Пытаются помочь, выручить, позаботиться. Один раз я обмолвился, что вышел на мороз без перчаток. Так вот прислали перчатки. Хотя они у меня и так есть (улыбается).

— Ваш любимый сыр — тоже?

— В посылке не пошлешь — испортится. Сыр приносят на концерты. И дарят после выступления.

Иеромонах часто принимает гостей в монастырской трапезной. И очень любит разные сыры. Фото: Михаил ФРОЛОВ

— А еще недавно вы сфотографировали любимые виды парфюма…

— Долго думал, стоит ли это делать. Потому что предполагал, что это вызовет резонанс. Но не побоялся. Хоть я священник и могу вызвать смущение у людей, надо понимать, что необходимо показывать реальный образ человека. Чтобы народ видел: , у него такие же потребности, как и у всех. Поскольку у меня есть аккаунт в Инстаграме и я пытаюсь, скажем так, подражать известным людям, которые выкладывают фото о своей жизни, ничего предосудительного в этом не вижу.

— Есть ли у монахов способы мирского отдыха? За котиком поухаживать, в шахматы поиграть или футбол.

— Наш монастырь находится в живописном месте на берегу реки. Почти заповедник. В свободное время люблю погулять на свежем воздухе, побродить по лесу. Это успокаивает. Идешь, как по деревне, много деревянных домишек, речка, лесок.

— Изобретение химического элемента «Фотия», изображение которого есть у вас в Инстаграме, фанаты придумали?

— Это моя шутка. Сам придумал. А натолкнули на это слухи о том, что для Гелы Гуралиа (финалист второго сезона «Голоса». — Авт.) люди переделали таблицу Менделеева под его имя: гелий и так далее. Вот и я решил немного «потроллить».

— В этом году . В следующем, когда представителя России будет определять жюри Первого канала, неплохие шансы на командировку появятся у вас. Готовы выступить на конкурсе?

— Да. После «Голоса» мне ничего не страшно. Хотя, думаю, Патриарх будет против. Хотя дело щекотливое — было бы интересно дать ответ и показать, что есть поющие священники. С нравственной точки зрения переориентировать «Евровидение».

— Заключительный вопрос в стиле Марселя Пруста. Что бы вы хотели спросить у Бога при встрече?

— У Бога?

— Да.

— Когда ты встречаешься с Богом, никаких вопросов не бывает. Они просто отпадают. Что бы я ни спросил, это будет детский вопрос, ответ на который будет мне уже известен. Я сказал бы: «Господи, прости мои грехи». Самое важное — просить у Бога милости. Каждый из нас падает, встает и идет дальше. Главное — не отвергать Бога и оставаться с ним, как бы жизнь ни складывалась. Нужно смиряться, но не считать себя безнадежным: «Ну ладно, грешен, этого не исправить, буду пить и веселиться дальше». Такое зазнание приводит не к покаянию, а к обратному процессу. Отворачиваться от Бога не надо — он никогда не отворачивается от нас. И любит каждого.

Личное дело

(Виталий Мочалов) родился в Горьком 11 ноября 1985 года в нерелигиозной семье. Занимался в музыкальной школе, пел в церковном хоре. Поступил в музыкальное училище, но в 17 лет переехал с семьей в Германию. Зарабатывал игрой на органе. В 2005 году вернулся в Россию, был принят в братию Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. В монастырском издательстве занимается дизайном и версткой. В 2015 году победил в шоу «Голос». На решающем этапе победил Михаила Озерова из команды Александра Градского с оглушительным перевесом: 76% на 24%. По итогам «Голоса» подписал контракт со звукозаписывающей компанией Universal Music.

« »
Суббота/21.30, Первый

Участник шоу голос Иеромонах Фотий (Мочалов) вызывает самые противоречивые чувства у поклонников проекта.
С одной стороны зрителям приятен проникновенный голос певца, с другой, – подопечный Григория Лепса изначально поставлен в более комфортные условия и это вызывает нарекания.

Отцу Фотию не дают петь рок, джаз или просто песни в быстром темпе. Он всегда красиво, но в общем, всегда однобоко выступает в проекте Первого канала. Впрочем, это не помешало исполнителю собрать наибольшее количество зрительских голосов.

Кто же такой Отец Фотий, откуда он родом, какова его личная жизнь, как он пришел в церковь и как попал на шоу Голос, – на эти вопросы мы ответим вам в сегодняшней публикации.
Иеромонах Фотий, в Миру Виталий Мочалов родился в Нижнем Новгороде 1 января 1987 года.
Мальчик с детства приобщился к музыке и вере. Он посещал местную музыкальную школу, учился петь и играть на фортепиано. Когда Виталию исполнилось семь лет, он стал просить свою мать, чтобы она отвела его в церковь и окрестила.
В школе мальчик чувствовал себя белой вороной, поскольку подвергался издевательствам со стороны учеников. Он не желал принимать участие в играх, а все свое время посвящал занятиям музыкой. Первое приобщение к церкви Виталий получил в детском православном лагере «Благовест».
Истинное воцерквление будущего монаха произошло уже во взрослые годы. Семья Мочаловых находилась в это время в эмиграции в Германии. Там Виталий ходил в местный приход, учился игре на органе, совершал паломнические поездки и постепенно пришел к мысли о монашестве.
Спустя три года Виталий вернулся в Россию, поступил на службу Свято – Пафнутьевский монастырь в Калужской области и принял постриг, став иеромонахом Фотием.
Монашеская жизнь не стала препятствием для занятия Фотия музыкой. Иеромонах был направлен на клирос, а для постановки голоса брал уроки по вокалу в Москве.
После двадцати уроков Фотий вернулся в монастырь, но связи со своим учителем не терял. Виктор Твардовский посещал своего ученика в монастыре, разучивая с ним более сложные вещи, в том числе арии из опер.
Постепенно иеромонах Фотий освоил романсы, песни. Ему подарили хорошую музыкальную технику, благодаря которой он смог записать и выложить в интернет два диска.
С появлением проекта Голос на первом телеканале, друзья иеромонаха предлагали ему попробовать свои силы, но Фотий решился только к четвертому сезону. Первоначально он рассчитывал попасть в команду Александра Градского, но ему пришлось пойти к Григорию Лепсу.
Наставник встретил нового подопечного немного в штыки, задав ему вопрос «Что вы будете делать, если победите в проекте»
Фотий растерялся и честно ответил, что он не думал об этом, и прийти на проект для него подвиг.
Впрочем, несмотря на некоторые несогласования, конкурсант успешно проходит из одного тура в другой. В следующий раз мы увидим отца Фотия уже в полуфинале, и возможно, что он пройдет и в финал шоу Голос.

Иеромонах Фотий, слепые прослушивания, Ария Ленского

Иеромонах Фотий, «По дороге в Загорск»

Отец Фотий успешно прошел в финал, исполнив «Монолог» Марины Цветаевой. Конкурсант получил 60% от наставника и 79, 25 от телезрителей. Таким образом иеромонах Фотий набрал общее количество голосов 139, 2% Слушать песню «Монолог» в исполнении отца Фотия

С вами был ваш сайт , до скорых встреч

Иеромонаху Фотию 29 лет, он насельник Боровского монастыря, в монастыре он уже 10 лет. Он – регент монастырского хора.

“Родился в Горьком. С детства любил пение, но в музыкальную школу брать не хотели из-за кривых пальцев, но в итоге взяли - школу закончил по классу фортепиано. В музыкальном училище не доучился из-за переезда в Германию. В 20 лет решил уйти в монастырь, для чего переехал в Боровск”, – отец Фотий.

Оригинал Беседовал Александр Зайцев, «Лента.Ру» – lenta.ru 23.12.2015 00:04

Иеромонах Фотий о своем участии в шоу «Голос»

Иеромонах Фотий (Мочалов) - звезда четвертого сезона телешоу «Голос» и претендент на победу в финале, который состоится в пятницу 25 декабря. «Лента.ру» поговорила с поющим батюшкой об участии в конкурсе, поклонниках, монашестве, духовных дарах и внутреннем спокойствии.

«Лента.ру»: В представлении многих людей монах и телешоу - несовместимые вещи. Некоторые думают, что ваше появление в «Голосе» - это миссионерский проект церкви. Как вы попали на этот конкурс?

Я хотел поучаствовать в «Голосе» с самого начала - с того, времени, как он появился. Мне было интересно наблюдать за конкурсом, за тем, как реагируют наставники, как и кого они отбирают. Я представлял себя на их месте, мне хотелось тоже хотя бы за кадром, но быть критиком и судьей: повернулся бы я или не повернулся к тому или иному участнику? Я долгое время не решался отослать заявку. До этого я уже много выступал, но не на телевидении, конечно. И мои друзья все-таки сподвигли меня попробовать. Я им говорил: не получится, никто меня не отпустит. Но заявку отправил, подумал - была не была, почему бы не попробовать. Тем более что такого люди еще никогда не видели, им будет интересно.

И Первый канал прислал мне приглашение на кастинг. Тогда я сказал, что это уже нужно согласовать с нашим церковным начальством. Они отправили официальное письмо нашему правящему архиерею митрополиту Клименту. И он одобрил и дал свое благословение на это. Так я попал на кастинг. Там меня очень хорошо приняли. Продюсер шоу Юрий Аксюта отнесся ко мне с большим уважением. Он сказал: «Мы постараемся, чтобы ваше выступление на канале было как можно более гармоничным, и чтобы ничто не запятнало вашего священнического достоинства».

Как отнесся к вашей идее отправиться на «Голос» ваш духовный отец, наставник - схиархимандрит Власий (Перегонцев), которого считают современным старцем, прозорливым человеком?

Я к нему подходил, спрашивал. Он, конечно, был удивлен, но сказал, что да - можно участвовать. И когда я уже прошел первое прослушивание, он меня спрашивал, как там и что. Он в курсе всех событий и рад, что я у господина Лепса.

Он знает Лепса?

Он слышал о нем. Высказался, что он хороший, большой музыкант.

А каково это - быть духовным сыном такого человека, которого считают прозорливым старцем, чудотворцем, который может видеть мысли человека, предсказывать будущее?

Я не воспринимаю его как какого-то прозорливца, я к нему иду как к духовно мудрому человеку, у которого есть огромный жизненный опыт, который может помочь на монашеском пути. Когда были судьбоносные вопросы, я у него спрашивал и во всем полагался на волю Божию. А как-то специально узнавать будущее - как, знаете, подходят к ясновидящим, - я не люблю и никому не советую. Нельзя использовать в корыстных целях чьи-то дары. На отце Власии Божия благодать - может быть, сам он не подозревает, что он прозорливый, а Господь так делает, что через него люди получают четкие ответы на свои вопросы. Я просто его слушаюсь - и все. Скажет «нет» - значит, нет, если «да» - да. Если бы он мне сказал: не надо тебе на этот «Голос» - то, конечно, я бы не пошел.

Какие ваши ощущения от самого конкурса, изнутри? Это же место, куда люди приходят с тем, что называется тщеславием - желанием прославиться. Там такой клубок амбиций. Как в этой атмосфере себя чувствует монах?

Ну, среди участников в целом царит спокойствие. Я не видел, чтобы кто-то «зазвездился», затщеславился. Там есть уже и состоявшиеся звезды, для которых этот конкурс - просто очередной пиар. Ну, а те, кто был неизвестен, за исключением единиц, не делают из этого конкурса какое-то суперсобытие, после которого можно возгордиться и провозгласить себя звездой. Конкурс дает трамплин для восхождения, но для этого нужно очень много работать, и потом много работать в других жанрах и проектах, чтобы доказать публике свое умение и способность доставлять людям радость своим пением.

А какие у вас планы в случае победы - или в случае непобеды?

У меня много спрашивали, что я буду делать в случае победы, - и господин Лепс тоже на прослушивании задал вопрос: «Вот вы победите. И что дальше?» Я не нахожу что ответить на это, потому что я всегда полагаюсь на волю Божию - как будет, так и будет. Я вижу водительство Божие в этом деле: любой шаг здесь промыслителен, и мне не нужно вообще ничего делать - все как будто делается за меня. Даже по поводу репертуара: я пытаюсь не встревать и соглашаться на любую песню, которую мне дают. Ведь даже в этом есть промысел Божий: если мне предлагают такую песню - значит, именно она зацепит людей.

Иеромонах Фотий исполняет арию Ленского на слепом прослушивании «Голоса»

Как на вас реагируют другие участники конкурса, персонал студии? Каково им в присутствии священника и монаха?

Первое время не все понимали, что я участник. Видели, что батюшка мелькает среди конкурсантов, но не знали, какова его роль, до последнего момента, когда были слепые прослушивания. И до сих пор, если я хожу где-то там в павильоне, у меня спрашивают: «А вы к кому?».

А ваше монастырское послушание связано с пением?

Да, напрямую. Я руковожу хором в определенные дни. В другие - служу как священник, согласно расписанию.

Расскажите, как вы пришли к монашеству. Сейчас вам 30 лет, а в каком возрасте ушли в монастырь?

Я пришел в монастырь в 20 лет с одной простой мыслью: посвятить себя служению Богу, оставив музыку позади как жертву. Я не ушел в монастырь от чего-то, из-за какой-то неустроенности или личных проблем. Наоборот, пришел с горящим сердцем, желая все отдать Богу и быть с Ним в монастыре, служить только Ему, ни на что не размениваясь.

В монастыре я чудесным образом сразу попал к педагогу по вокалу и, взяв двойной курс уроков, начал петь совершенно новым голосом, с новой постановкой. Десять лет голос все совершенствовался, приводился в новую форму. Мы с педагогом разучивали и эстрадные песни, и оперные арии. Вот на этих курсах я и развил свой голос до такой формы, которая позволяет выступать и записываться.

Я записал два собственных диска в монастыре, выступал на разных площадках - в домах культуры по области, один в раз в Калужской филармонии.

С классическим, духовным репертуаром?

Иногда классическим, иногда эстрадным. Это стиль кроссовер - на рубеже классики и эстрады. Как Андреа Бочелли, например.

А до монастыря вы, значит, занимались музыкой?

Да, я хотел быть музыкантом, сочинять музыку. Когда мы с родителями переехали в Германию, я начал играть на органе и хотел поступать в Высшую школу музыки по классу органа. Но тут произошла переоценка ценностей, и я решил, что служение Богу - выше, чем музыка.

Это был резкий переход, или вы с детства были верующим человеком?

Да, я был верующим. И я как раз вспомнил, как мне было хорошо в детском православном лагере, в воскресной школе. Вот это воспоминание о благодати - девственной, непорочной - тоже повлияло на меня. Захотелось вернуться в лоно церкви и быть в служении, на послушании.

Что вы слушаете из современной музыки?

Много чего слушаю, кроме легкомысленного. Могу что-то клубное послушать, если оно качественное - хаус, например. Хотя это редко, это только если какая-нибудь отдельная композиция понравится, я ее оставляю в своем плей-листе. А так мне многие жанры нравятся, кроме рока и рэпа. Милен Фармер, Джош Гробан, Ирина Богушевская и Алла Пугачева, но это естественно. Зоя Ященко и «Белая гвардия».

Наверняка у вас появились поклонники и поклонницы. Одолевают ли они вас?

Может быть, приезжают к вам в монастырь?

Пока люди не стремятся специально ко мне в монастырь, но бывает такое, что, приехав в монастырь, они узнают меня, радуются встрече, фотографируются, говорят, что болеют за меня.

Вам удается сохранять спокойствие в этой новой для вас реальности шоу-бизнеса?

Я умею абстрагироваться от этого. Конечно, бывают какие-то периоды, когда нужно напрячься и быть в этой суете, но потом возвращаешься в монастырь - в тишину, спокойствие. Просыпаешься утром, и даже непривычно как-то. Думаешь: неужели я участвую в «Голосе»? Неужели я там? Все равно ил - раз - и оседает, и вода снова становится прозрачной.

Беседовал Александр Зайцев

– К вам Григорий Лепс. Вас это удивило?

– Я ожидал, что это будет Александр Борисович Градский и рассчитывал на это. Но когда я увидел, что повернулся Григорий Лепс, я понял, что надо менять свою стратегию, свое видение себя на этом конкурсе. То есть не просто идти по протоптанной дорожке, как мы знаем, к Градскому идут люди с академическим вокалом, а попробовать себя в чем-то другом.

Поет иеромонах Фотий (Мочалов)

Великая Пятница,2014, поет иеромонах Фотий (Мочалов)

На службе Великой Пятницы в Свято-Пафнутьевом монастыре поет иеромонах Фотий (Мочалов)

Иеромонах Фотий - Believe & Little Drummer (Josh Groban covers)

Исполняет Иеромонах Фотий (Мочалов).
Hieromonk Photios (Photy) (Mochalov) sings.

Официальная группа ВК:
Рождественские встречи в МПЦ Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. 16 января 2015.

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный

Поют (посередине): иеромонах Фотий, Стефан Генич, иеромонах Макарий; подпевает схиархимандрит Власий

In memoria di Caruso, исполняет иеромонах Фотий на Пасхальной встрече

Официальная группа ВК:

"Улетай на крыльях ветра" Иеромонах Фотий

исполняет иеромонах Фотий (Мочалов) на Пасхальной встрече
Официальная группа ВК:

Русь, всегда святою будь! (Иеромонах Фотий, Сати Мовсесян, Светлана Серегина)

Фрагмент музыкально-театральной постановки «Наше Отечество - Святая Русь» на открытии Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии. Калужская областная филармония. 18.09.2013
Режиссер и автор музыки: Оксана Набойченко
Трио: Сатеник Мовсесян, Светлана Серегина, иеромонах Фотий (Мочалов).
Хоровой театр "Благозвучие", г. Калуга
Официальная группа ВК:
Не забываем ставить палец вверх;)

Скоро в Белгороде состоится концерт иеромонаха Фотия (в миру - Виталий Мочалов), который стал победителем прошлогоднего конкурса и телепроекта "Голос". В свое время его участие в конкурсе и победа вызвали бурные обсуждения в сети. В приходах миряне и духовенство высказывались как "за", так и "против". Страсти немного поулеглись, а сейчас отец Фотий с концертами гастролирует по стране.

Когда мне задают вопросы по поводу участия монаха в эстрадных конкурсах и допустимости эстрадной жизни для него, я оказываюсь нередко в затруднительном положении. С одной стороны, это действительно можно воспринять как миссионерский проект, с другой стороны, когда знакомишься с этой миссией ближе - у самого возникают неразрешимые вопросы.

Я вовсе не хочу никого судить, я лично не знаком с о.Фотием, я искренне верю, что он глубоковерующий христианин и с чистым сердцем, любя музыку, старается нести ее людям, как дар Божий. Я знаком с разными священнослужителями, для которых творчество - тоже является родной стихией. Потому об о.Фотие и его деятельности лучше спросить у него самого, что мы и сделаем, рассмотрев его интервью, которое первым выскакивает по запросу в ютубе.
Сразу стоит оговорится, что все написанное ниже - мои личные наблюдения и рассуждения, мое личное мнение, которое определяется моим пониманием христианства и миссии. Я долго находился в раздумьях, каково же мое отношение ко всему происходящему? Чаша весов склонялась то в одну сторону, то в другую, пока я, наконец, не посмотрел внимательно пару раз это интервью. Кроме того, в сеть попало видео собрания монашествующих Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, на котором вопрос по о.Фотию был поднят наместником Боровского Свято-Пафнутьевского монастыря. Отец-наместник на видео утверждает, что после победы на "Голосе" о.Фотий фактически выпал из жизни монастыря, находится на гастролях чаще, чем в монастыре. И хотя Святейший поддержал в своем ответе миссионерские порывы иеромонаха Фотия, но обозначил, что он все-же монах, и из жизни монастыря не должен выпадать, потому должен находиться в послушании наместника и правящего архиерея. Вот видео с этого собрания:

Итак, теперь привожу то самое интервью, в котором о.Фотий рассказывает о себе и о том, как он попал в проект "Голос":

Что же мы узнаем из этого интервью? Для человека, слабо знакомого с источниками, в которых православие черпает основы своего бытия, в этом видеоролике сложно обнаружить странности. Но у священника, или "продвинутого" мирянина сразу возникают вопросы и замечания. Итак, проведем для начала анализ видео с итервью :


  1. Виталик Молчанов уходит из мира в монастырь, чтобы быть монахом и спасать душу.

  2. Отец Фотий не стесняется говорить о том, что у него - талант, причем, талант и незаурядные способности к пению еще с детства. Скромненько так, правда? Далее иеромонах говорит о том, что сложил свой талант ради служения Богу, отказался от великой музыкальной карьеры.

  3. Но находится девушка-подружка, которая восхищается его талантом и вытягивает обратно в мир (более того - на эстраду), говоря, "почему бы тебе не принять участие в шоу "Голос"?".

  4. Наместник монастыря не благословляет о.Фотия принимать участие в "Голосе", вероятно, зная его внутреннее устроение и не видя пользы в этом. Та же подружка убеждает батюшку: "Найди нужные слова, скажи, что это надо для миссии, авось, согласится". В общем, придумай такую причину, которая будет звучать по-христиански привлекательно. Отец Фотий находит лазейку, как попасть в шоу. Он подает заявку на участие без благословения наместника, а затем, благодаря администрации "Голоса", прыгает "через шапку", получая благословение у епархиального архиерея. Причем, выходит очень даже удобно - он сам за себя не просил, за него попросили организаторы. Отец Фотий искренне тому радуется, потому что он и сам уверен, что на его прошение митрополит бы наверняка тоже отказал, как и наместник. В общем, благодаря таким манипуляциям, батюшка получил добро на свое участие.

  5. В видео о.Фотий утверждает, что у людей возникло неправильное представление о монашестве, будто монахи - люди, закрывшиеся от общества, но по его словам, монахи должны самореализовываться и не зарывать свои таланты.

  6. На 15-й минуте о.Фотий вспоминает, что он монах, и ему неправильно будет соединять светскую жизнь и монашескую.

  7. Далее о.Фотий рассуждает о том, что такое монашеское делание и жизнь в молитве. Оказывается, монашество таково: человек занимается послушаниями в монастыре, смиряет свою гордыню и должен исполнять не свою волю, но слушать волю своего игумена, потому что игумен - заботливый отец, который отвечает не только за дисциплину, но и за душу каждого своего монаха. И фактически - он прав.

  8. Ну и наконец - выигрыш в "Голосе". Отец Фотий "выиграл" автомобиль, и спокойно сказал, как им распорядится. Оказывается, монах давно мечтает об авто, и очень рад, что теперь ему на него не придется копить деньги....

Теперь из первого ролика , где обсуждается феномен о.Фотия с участием Святейшего, мы узнаем, что получилось в результате :

  • Отец Фотий практически не живет в монастыре и не принимает участия в жизни монашеской общины.

  • Отец Фотий не только поет, но еще и "говорит", и иногда он говорит ужасные вещи. Например, в одном из интервью он, по словам наместника, сообщил, что пошел на сцену, потому что жизнь в монастыре ему наскучила.

  • Со слов наместника, прихожане монастыря отказываются исповедоваться теперь у иеромонаха, что вызывает в нем обиду.

  • Отец Фотий ездит по гастролям и собрал уже довольно крупный капитал.

Теперь хотелось бы сделать мои замечания и прийти к определенным выводам :

А) Отец Фотий совершенно не понимает, кто такой монах и что такое монашество. Монах от "monahos" - "один". Это человек, который оставляет мир и уходит в пустыню, отшельничество для борьбы со своими страстями - своей гордыней, тщеславием, самомнением. Монах бегает от людской славы, потому подвижники всегда старались скрываться от почитателей. Только потом, со временем, возникли общежительные монастыри, где монахи стали жить группой, совершая общее делание, чтобы легче было выживать в суровых условиях. Монашеский путь не предполагает совершенно раскрытие в человеке светских талантов и участие в мирских развлечениях. Монашество предполагает следующие основные моменты:
-уход от мира (и не только внутренний, а реальный уход от мирской жизни в монастырь, либо в безлюдные места);
- отложение своей воли ради воли духовного руководителя;
- воздержание телесных и душевных чувств и нестяжательство.
Чтобы все это узнать, достаточно открыть любую книгу о православном монашестве, в этом может убедиться всякий желающий, потому я даже не буду утруждаться и приводить ссылки на святых отцов, ибо они единогласны в этом мнении. И то мнение людское, что монах уходит от общества - вовсе не людские заблуждения, как считает о.Фотий, а реальность монашеского бытия. Странно, что иеромонаху это не известно. Хотя... возможно, ему правда просто скучна такая жизнь?

Б) Довольно странно слышать от человека рассказы о собственной талантливости. Так же нелепо звучат фразы о том, что он принес талант в жертву Богу, уйдя в монастырь. Потому что дальше он противоречит себе, говоря, что очень рад был применить свой талант в монастыре. Вероятно, монастырской площадки затем ему показалось маловато, и он пошел "в массы", послушав предложение подружки...

В) Отец Фотий невероятно талантлив не только в пении, но и в умении противоречить себе. Такое чувство, что он к концу интервью забыл, о чем говорил в начале. Ибо когда мы сопоставим то, как он попал в "Голос" (пункт 4) с его рассуждениями о монашеской жизни (пункт 7), то выходит следующая картина: отец Фотий утверждает, что монах должен отложить свою волю и находится в послушании своему игумену, но по факту он же откровенничает, что ему плевать на волю своего игумена, не благословившего участие, ибо его желание попасть в "Голос" победило, и он нашел способы обойти игуменское благословение. Более того, его игумен теперь жалуется Патриарху, что отец Фотий после победы в шоу фактически вышел из под его руководства, и де-факто не является уже членом его общины, хотя де-юре в ней состоит. Это ли есть монашеское послушание?
Еще одно противоречие в том, что утверждая для монаха невозможность вести одновременно монашескую и светскую жизнь, отец Фотий считает себя монахом, но монашескую жизнь фактически оставил.

Г) Теперь перейдем к вопросу нестяжательности и монашеского ухода от мира.
Когда прозвучал вопрос о том, как батюшка распорядится выигранным автомобилем, у меня вдруг заискрилась христианская надежда, что о.Фотий скажет вот сейчас: "Дорогие мои, я ведь монах, у меня же в монастыре есть и крыша над головою, и питание, и одеждой не обделен - машина то мне зачем? Из келлии в храм на богослужение я и пешком дойду. Пожертвую я авто на свой родной монастырь, там оно полезнее будет!".
Но нет, батюшка разом оборвал все мои эти фантазии и не обинуясь заявил, что давно мечтает о машине, а потому очень рад, что он ее получит как приз от шоу. Теперь то ему не придется копить на нее деньги (???). А учитывая замечание наместника о том, что о.Фотий катается по стране и собрал уже приличный капитал - это добавляет очередные вопросы... Не будем их задавать, просто примем этот пункт "Г" к сведению, как факт, и не будем никого судить.

Такая картинка складывается из пазлов, разбросанных в приведенных видео.

Теперь я бы хотел кратко порассуждать о том, является ли эстрадная деятельность о.Фотия миссией. Сам факт того, что христианин имеет талант, и может покорять людские сердца пением - не является миссией. Не важно, священник он, мирянин или монах. Монашество - это вообще образ жизни, это не сан, ведь жизнь в браке мы тоже не считаем саном. Потому в данном шоу участие иеромонаха просто вызвало ажиотаж. Эстрада любит неординарность, и то, что монах вышел петь романсы - конечно добавило о.Фотию "очков". Есть очень аргументированное мнение специалистов, что если бы на сцену вышел не иеромонах Фотий, а просто Виталий Мочалов, вряд ли бы он победил, ибо были более сильные конкуренты. Но вопрос даже не в этом. Если бы отец Фотий по благословению священноначалия устраивал творческие вечера духовной музыки, где параллельно проповедовал бы Христа - это был бы реально хороший миссионерский ход. Нам известно много священников, которые через искусство прославляют Бога и несут Благую Весть миру. В Черноземье, к примеру, известны священники-близнецы братья Качаловы, которых узнают как дуэт "Братцы". Есть много других творческих проектов, которые успешно реализуются, и то, что священники и монашествующие принимают в них участие - только плюс. К примеру, владыка Тихон (Шевкунов) - режиссер по образованию, и когда он был архимандритом, ему его сан не мешал снимать фильмы христианского содержания. Реально это - проповедь и миссия.
Но когда монах борется за победу в эстрадном шоу на звание лучшего голоса России (возникает вопрос о смирении, сразу же), а затем ездит с гастролями, на которых поет романсы о любви между мужчиной и женщиной, и это позиционируется как миссия - я прошу прощения у тех, кто очень полюбил о.Фотия, но никакого отношения к миссии это не имеет. Выступления о.Фотия свидетельствуют лишь о том, что Господь дал ему слух и хорошие голосовые связки, а его любовь к музыке и труд с преподавателем-вокалистом сделали его неплохим певцом. Что здесь миссионерского - не очень понятно. То, что он - иеромонах? Ну и что? А если бы он вместо натаскивания голосовых связок качался штангой и победил во всероссийском конкурсе армреслинга, либо получил бы звание лучшего повара России и т.д. - это тоже была бы миссия?
Мне кажется, нам давно пора уже наконец выработать четкое определение тому, что такое миссия, и какие формы деятельности таковой не являются.

Я сам не лишен ни голоса, ни музыкального слуха, определенное время нес послушание регента полу-профессионального хора в Кресто-Воздвиженском храме г. Белгорода, потому я хорошо понимаю любовь о.Фотия к музыке. Он крайне симпатичен мне как певец. Но в остальном, у меня складывается четкое впечатление, что батюшка сам не определился в жизни, чего он желает. Потому и находится в таком подвешенном состоянии. Вроде бы и монах, но при этом - эстрадный певец, поющий романсы на гастролях. Ничего плохого нет в самих романсах, да и любовь между мужчиной и женщиной - благословлена Богом и освящается в брачном союзе, как великая святыня. Но не удел монашествующих выдавать обычные эстрадные концерты в качестве миссионерской "фишки", иначе вскоре нам доведется видеть в качестве миссии монашеский бокс, монашеский цирк и т.д.

Есть еще один момент, о котором четко упомянул наместник в своем обращении к Патриарху Кириллу. Отец Фотий не только поет, он еще и ГОВОРИТ. Есть много людей (особенно женщин, любящих исскусство), которые обретают в публичном священнике пастыря и авторитет, задают ему вопросы, обращаются за духовным советом, о чем он сам говорит иногда в своем видео-блоге. Дай Бог, чтобы эстрада не убила в нем монаха и христианина! А учитывая его понимание монашества и его путь в "Голос" - он еще не успел даже понять, что такое монашество. Более того, эстрадная жизнь иеромонаха вызывает серьезную смуту среди консервативных верующих и прихожан.

Будем молиться и надеяться, что тот сложный и опасный путь, по которому идет о. Фотий, приведет все же и его, и тех людей, которые ему доверяют, к Царствию Божию.

Иеромонах Фотий – единственный священнослужитель России, которому удалось прославиться благодаря телевизионному проекту. Несмотря на всю преданность своему монастырю в его душе с самого детства занимала огромное место музыка и любовь к пению.

Именно поэтому, заручившись поддержкой своих собратьев, он рискнул попробовать свои силы на вокальном телепроекте «Голос». Искренность и душевность певца настолько запала в душу судьям и телезрителям, что по итогу финального голосования ему удалось набрать рекордное количество голосов и стать победителем четвертого сезона.

Детство иеромонаха Фотия

Виталий Мочалов (в будущем Иеромонах Фотий) появился на свет 11 ноября 1985 года в городе под названием Горький, который со временем переименовали в Нижний Новгород. С раннего возраста мальчик увлекался музыкой и глубоко в душе знал, что его жизнь будет связана с творчеством.

В 7 лет молодой человек мог похвастаться неплохой игрой на фортепиано и хорошим голосом. Базовые навыки он получил в местной музыкальной школе, которая длительное время не хотела обучать талантливого юношу, мотивируя это тем что у него неподходящие пальцы. Справившись со всеми трудностями, ему все же удалось окончить школу по классу фортепиано.


Чтобы улучшить свои навыки парень записался в школьный хор, а также при каждом удобном случае подпевал своей маме. Она, кстати, в свое время закончила ту же самую музыкальную школу. Занимаясь любимым делом Виталий даже и не подозревал, что уже совсем скоро его голос начнет «ломаться».

Как только это произошло он решил посещать церковную школу и продолжать петь в хоре. Дни пролетали, мальчик взрослел и все дальше отдалялся от своих одноклассников. Закончив 9 классов, Виталий подал документы в музыкальное училище, где надеялся получить новые знания.


Проучившись всего 1 год, был вынужден оставить обучение и переехать с родителями в немецкий город Кайзерслаутерн. Чтобы не растерять то, чему он выучился, парень продолжал заниматься музыкой и пением, но на этот раз вместо фортепиано он выбрал орган.

В это время Фотий начал активно выступать на концертах, а также часто принимал участие в церковных службах, зарабатывая таким образом свои первые деньги. Годы шли, но юноша так и не смог привыкнуть к чужой стране, поэтому в 2005 году он решил вернуться на родину.

Иеромонах Фотий и церковь

В 2005 году, когда юноше исполнилось 20 лет, он вернулся в Россию и поступил на службу в Свято-Пафнутьевский монастырь в Калужской области. Именно в этот период своей жизни обыкновенный парень, которого родители назвали Виталием, превратился в иеромонаха Фотия. Решение он принял самостоятельно, поэтому родные даже и не пытались переубедить своего сына.


Оказавшись в церкви, парень продолжил заниматься музыкой и даже более, прикладывал очень много усилий, чтобы усовершенствовать свой голос. В этом ему помог заслуженный педагог Виктор Твардовский, который отзывался о парне очень лестно. Он считал его добрым, светлым и умным молодым человеком, обладающим твердым характером.

Кроме музыки Фотий также увлекается фотографиями и изучением различных иностранных языков. За сравнительно небольшое время ему удалось в совершенстве овладеть английский и немецким языком. Вдобавок к этому он способен исполнить практически любую песню на японском, итальянском и грузинском.

Иеромонах Фотий исполняет роль в постановке «Наше Отечество - Святая Русь»

Завершив обучение у Твардовского, Фотий длительное время занимался вокалом, используя специальные упражнения, которые разработал уважаемый учитель. И только в 2010 году парень принял иноческий постриг, а спустя 3 года официально стал иеромонахом.

Иеромонах Фотий и шоу «Голос»

Иеромонах Фотий должен был участвовать в проекте «Голос» еще в 2013 году, его даже пригласили на кастинг, но на тот момент он был не готов идти за благословением. На самом деле, он не сразу отважился отправить заявку, так как считал, что богослужителю не место на таком шоу.


Спустя некоторое время парень все переосмыслил и понял, что «Голос», в первую очередь, конкурс талантов, а уж потом телешоу. Собравшись с мыслями, он отправился на серьезный разговор с духовниками и митрополитами, чтобы убедить их отпустить его на конкурс. В целом, ему понадобилось 2 года, ведь вновь подать заявку он осмелился лишь в 2015 году.

Попав на шоу Фотий всячески пытался не запятнать честь монастыря и достоинство всей церкви. Возможно справиться со всеми трудностями ему помогла вера, а быть может многочисленные молитвы настоятелей и духовных отцов. На самом деле придя на шоу парень хотел не славы и всеобщего признания, а наоборот подтолкнуть и призвать всех людей к самосовершенствованию через музыку.

Оказавшись впервые на большой сцене, иеромонах не растерялся и шикарно исполнил арию из Евгения Онегина. К сожалению, его творчество впечатлило лишь Григория Лепса , ведь именно он повернулся к участнику.

Иеромонах Фотий «Спокойной ночи, господа"» (Финал - Голос)

Как позже признался сам Фотий, он мечтал попасть в команду к Александру Градскому , но судьба распорядилась иначе. Несмотря на это, его кумир все же уделил ему внимание и даже согласился исполнить с ним арию Ленского из оперы «Евгений Онегин».

Поначалу члены жюри даже и не догадывались что священнослужителю удастся дойти до финала, но глубоко в сердце они были рады этому. В финале проекта Григорий Лепс очень гордился своим подопечным, так как ему удалось оправдать все его ожидания. Сразиться за главный приз шоу «Голос» посчастливилось четверым конкурсантам: Эре Канн (команда Басты), Михаилу Озерову (команда Александра Градского), Ольге Задонской (команда Полины Гагариной) и Иеромонаху Фотию (команда Григория Лепса).

В декабре 2015 года священнослужитель исполнил песню Per te («Для тебя») и покорил ею всех телезрителей. Во время прямого эфира за него проголосовало более 900 000 телезрителей. В итоге он одержал феноменальную победу заполучив 75% всех голосов. Официально став победителем, ему вручили ключи от новенького автомобиля. Монах Фотий служит в Свято-Пафнутьевском монастыре

В свое время, будучи уже священнослужителем парень мечтал отдать долг Родине и стать военнослужащим. К сожалению, врачи обнаружили проблемы со зрением и отказали ему. С тех пор все свободное время он посвящал музыке и церкви.

Возможно именно благодаря своему упорству и целеустремленности ему удалось не просто выиграть шоу, но и преподнести урок всем людям, которые сомневаются в своих силах.

Иеромонах Фотий сегодня

В феврале 2016 года в гости к иеромонаху Фотию заглянул ведущий телепрограммы «Пока все дома» Тимур Кизяков . Встреча прошла в чайной комнате Свято-Пафнутьева монастыря. Во время чаепития за столом сидели Иеромонах Иосиф, Фотий и вся его группа поддержки, которая помогала справляться со всеми трудностями на шоу «Голос».