Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Узбек откуда и когда произошёл. Они наливают гостям половину пиалы чая

Узбек откуда и когда произошёл. Они наливают гостям половину пиалы чая

В один пост глоссарий не поместился, .

41. Ташкент.

Намаз - см. фото №2.
Намазгох - это ещё круче, чем Джума-мечеть. Загородная мечеть для пятничных богослужений на открытом воздухе, представлявшая собой по сути просто навес над михраб ом (ниша в стене мечети, указующая на Мекку, в ней молится имам, стоя как бы впереди "ведомых" им мусульман) и минбар ом (кафедра справа от михраба), раскрывающийся в степь.

42. Бухара.

Насвай - "усиленный" жевательный табак, на котором сидит вся Средняя Азия, а в последнее время и к нам привозит. Местные относятся к нему как к "энергетику" и жуют, например, за рулём, периодически открывая дверь и стрёмно сплёвывая на асфальт зелёную жижу. Не секрет, что на разные народы одни и те же вещества действуют по-разному, и возможно, для местных это правда так, а вот для русских это уже полноценный наркотик. Продаётся обычно в таких вот палочках. Ещё в Средней Азии курят гашиш и пьют водку, а вот пиво не очень-то прижилось.

80. Элик-Кала

Яхуды - см. Бухарские евреи.

Изобретение понятия «узбеки»
До национально-государственного размежевания советской Средней Азии такого народа как узбеки не существовало. Осёдлое население, обитавшие на этой территории, назывались собирательным термином «сарт», что по-персидски означает «торгаш». Слово «сарт» встречалось ещё у Плано Карпини в XIII веке. Однако понятие «сарт» было не столько этническим, сколько отражавшим хозяйственно-культурный тип осёдлого населения Средней Азии. Сарты называли себя по наименованию местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы…

Помимо сартов, территорию будущего Узбекистана населяли многочисленны кочевые тюркские племена, такие как минг, юз, кырк, джалаир, сарай, конгурат, алчин, аргун, найман, кыпчак, калмак, чакмак, кыргыз, кырлык, тюрк, туркмен, байаут, бурлан, шымырчик, кабаша, нуджин, килечи, килекеш, бурят, убрят, кыят, хытай, канглы, урйуз, джуналахи, куджи, кучи, утарчи, пуладчи, джыйыт, джуйут, джулджут, турмаут, уймаут, арлат, кереит, онгут, тангут, мангут, джалаут, мамасит, меркит, буркут, кият, куралаш, оглен, кары, араб, илачи, джубурган, кышлык, гирей, дурман, табын, тама, рамадан, уйшун, бадай, хафиз, уйурджи, джурат, татар, юрга, баташ, баташ, каучин, тубай, тилау, кардари, санхиян, кыргын, ширин, оглан, чимбай, чаркас, уйгур, анмар, ябу, таргыл, тургак, турган, теит, кохат, фахыр, куджалык, шуран, дераджат, кимат, шуджа-ат, авган – всего 93 рода и племени. Самыми же могущественными племенами были дурманы, найманы, кунраты и, конечно же, мангыты.


Среднестатистический узбек


Среднестатистическая узбечка
К числу мангытов принадлежала и мирская династия в Бухарском эмирате, сменившая в 1756 году династию Аштарханидов – бывших астраханских ханов и правившая вплоть до взятия Бухары Красной армией в 1920 году. Ещё одним могущественным племенем были минги, образовавшие в 1709 году правящую династию Кокандского ханства.


Сын последнего бухарского эмира майор РККА Шахмурад Олимов


Последний бухарский эмир Алим-хан из рода мангытов
Поскольку вопрос о том, какие народы проживают в советском Туркестане, не имел однозначного ответа, была создана специальная Комиссия по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. Подводя итоги своей работы в течение 1922-1924 годов, Комиссия пошла на явный подлог, выдав представителей разных племен и родов тюрко-монгольского происхождения за исторически несуществующих этнических узбеков. Узбеками Комиссией были назначены и хивинские каракалпаки, и ферганские кипчаки, и самаркандские и ферганские тюрки.


Поначалу Узбекистан был таким же территориальным понятием, как Дагестан, где проживает более 40 народностей, но за несколько десятилетий народам Центрального Туркестана удалось вдолбить, что они являются узбекской нацией.

В 1924 году в качестве названия населению средней части Средней Азии дали собирательное имя узбеков в честь Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в 1313-41 годах и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Именно правление Узбека считается отправной точкой нынешней узбекской историографии, а некоторые учёные, такие как академик Рустам Абдуллаев (не путать с известным московским проктологом), называют Золотую Орду Узбекистаном.


Бухарский зиндан
До национально-государственного размежевания территория Узбекистана входила в состав Туркестанской АССР в состав РСФСР, Бухарской Народной Советской Республики, образованной вместо Бухарского эмирата в результате Бухарской операции РККА, и Хорезмской Народной Советской Республики (с октября 1923 – Хорезмская Советская Социалистическая Республика), образованной вместо Хивинского ханства в результате Хивинской революции.

Узбекские обычаи
Городские узбеки - вполне себе нормальные люди. Они в большинстве своём знают русский язык, вежливы и образованы.Однако в Россию едут не представители узбекской интеллигенции, а жители мелких городков и сельской местности, обладающие совершенно иным менталитетом и соблюдающие свои патриархальные традиции.

Примечательно, что даже в XXI веке сельские узбеки сохранили обычай, согласно которому спутника(цу) жизни одинокому чаду находят родители, личные предпочтения строго второстепенны. И, поскольку один из негласных законов у узбеков - подчиняться и чтить родителей, сынок или дочка вынуждены безропотно соглашаться.

За невест в большинстве регионов Узбекистана до сих пор платят калым. По местным понятиям это компенсация семье девушки за её воспитание и за потерю рабочих рук. Часто деньги, которые семья жениха передает семье девушки во время свадьбы, обеспечивают жизнь младших братьев и сестер невесты. Если же за долголетнее махание в России метлой скопить на калым не удалось, невесту просто воруют. Милиция Узбекистана занимается возвратом невесты лишь в том случае, если родители хорошо заплатят. Но крадут узбеки невест и в других странах. Так, в Ошской области Киргизии, где живёт много узбеков, недавно прошла широкомасштабная акция против практики кражи невест. Активисты тогда выступили с информацией, что ежегодно в Кыргызстане свыше десяти тысяч девушек вынуждено вступают в брак, половина таких браков впоследствии распадается, были случаи суицида похищенных девушек. В результате кража невест в Киргизии теперь приравнена к похищению человека, и за это преступление предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет. Часто за кражу невесты выдают случаи обыкновенного изнасилования, а иногда за возврат невесты домой женихи требуют выкуп.

Другой укоренившейся узбекской традицией остаётся педофилия. Сексуальная эксплуатация мальчиков по-узбекски называется бача-бозлик Бача бази (по-персидски – игра с «телятами»), а сами эти мальчики называются бача.

До присоединения этих краёв к России кокандцы и бухарцы делали частые набеги на казахские аулы и даже русские сёла. Главной добычей во время таких набегов были мальчики, которых продавали в сексуальное рабство, а когда у них начинала расти борода, просто убивали.

В советские времена узбеки страшно обижались на то, что в официальных речах руководителей СССР русский народ назывался старшим братом. Дело в том, что если для нас старший брат это тот, кто вступиться за тебя в уличной драке, то у этих народов старший брат это тот, кто имеет тебя в задний проход. Дело в том, что в семьях у них чёткая иерархия – отец может иметь всех сыновей, дочерей и невесток, а старший брат всех младших братьев и сестёр, а также жён младших братьев. Если же младшие братья начинают иметь племянников – детей старших братьев, то за это уже наказывают, но, как правило, не сильно, но всё-таки, боясь наказания, такие подростки насилуют чужих детей, за что, правда, могут получить уже сильно. Поэтому они либо насилуют совсем маленьких, которые не смогут пожаловаться, либо прибегают к пользованию детской проституцией.


Бача из Самарканда
Детская проституция имеет в Узбекистане глубокие корни. Сутенёрами в ней выступают родители малолетних проституток и проститутов, но если девочку можно продать насовсем, под видом отдачи замуж, то мальчиков приходится сдавать в аренду.

Традиционное хозяйство
К началу XX столетия среди будущих узбеков чисто кочевых групп оставалось немного: большинство племён вело полуоседлый образ жизни, сочетая скотоводство с земледелием. Однако уклад их жизни и организация быта оставались связаны со скотоводческой культурой. Сохранялись домашние промыслы по обработке продуктов скотоводства: кожевенный, кошмоваляние, ковроткачество, узорное ткачество из шерстяных нитей.

Основным жилищем для скотоводов являлась юрта, но и там, где появились стационарные дома, она использовалась как подсобное и обрядовое жилище.

Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. Иногда халат был подпоясан сразу несколькими платками – число платков соответствовало количеству жён у обладателя халата. Женщины носили Чавчан, поверх которого надевалась паранджа.


Узбекская кухня характерна своим многообразием. Пища узбеков состоит из большого числа всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной, реже из кукурузной и других видов муки в виде различных лепёшек (оби-нон, патир и других). Распространены и готовые мучные изделия, в том числе - десертные. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как Лагман, шурпа и каши из риса (шавля) и бобовых (машкичири), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан и т. д.). Разнообразны молочные продукты - катык, каймак, сметана, творог, сузьма, пишлок, курт и т. д. Мясо - баранина, говядина, мясо птиц (курятина и т. д.), реже конина.

Сравнительно незначительное место в питании занимают такие популярные в других регионах продукты как рыба, грибы и другие продукты. Излюбленное блюдо узбеков - плов. Любят узбеки также и манты.

Узбекский язык
Узбекский язык также не представляет собой чего-то единого. Каждое из вышеперечисленных племён говорило на своём языке или наречии, которые даже относились к разным языковым ветвям тюрксих языков – кипчакской (в которую входят казахский, киргизский, башкирский, ногайский, татарский, караимский, карачаево-балкарский, крымчакский, урумский и каракалпакский), огузской (куда входят турецкий, туркменский, гагаузский, афшарский и азербайджанский) и карлукской (уйгурский, хотонский и т.д.). Тогда же, в 20-е годы, на основе языка жителей Ферганской долины был искусственно создан и узбекский литературный язык. Ферганский язык был взят за основу не только потому, что был наиболее близок вымершему чагатайскому литературному языку, на котором писали в эпоху тимуридов, но и для того, чтобы не допустить доминирования мангытского языка и, соответственно, бухарцев, имевших до этого свою государственность. Здесь надо сказать, что среднеазиатская интеллигенция пользовалась до этого в основном таджикским языком, но после оного усиленно внедрялся новоузбекский, предусмотрительно очищенный от многих таджикских заимствований. По этой же причине 1 сентября 1930 года столица Узбекской ССР была перенесена из таджикоязычного Самарканда в тюркоязычный Ташкент. До сих пор в Бухаре и Самарканде узбекская интеллигенция предпочитает говорить по-таджикски, наплевав на все директивы. Носители этого языка на самом деле являются вовсе не таджиками. Это так называемые чала (буквально «ни то, ни сё»), являющиеся в основном для виду принявшими ислам бухарскими евреями. Элементы еврейской обрядности ими почти полностью утрачены, а своё еврейское происхождение они тщательно скрывают.


Раввин обучает грамоте детей бухарских евреев.

Узбеки – самый многочисленный народ Средней Азии. Разумеется, наибольшее представительство титульной нации – в Узбекистане, но достаточно большое количество узбеков живет в Афганистане, в Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане и Туркмении. А также по всему миру. Откуда же пошел этот народ, название которого, по версии историков, является самоназванием «свободных людей»?

Европейцы или азиаты?

Народность Узбекистана сформировалась на протяжении пяти веков, а узбекская национальность развивалась под влиянием тех народов Средней Азии, которые говорили на восточно-иранских наречиях. На рубеже нашей эры влияние на узбекский народ начали оказывать тюркоязычные племена. В конце XIX века национальность узбеков была разбита на три подгруппы: сарты, тюрки и узбеки. После присоединения узбекских земель к России усилился процесс укрепления узбекской нации.


Однако изучение вопроса, откуда появились и кем являются узбеки, началось куда раньше. Особенно исследователей интересовало, откуда пошло название народности. Версий выдвигалось несколько. По одной из них, название «узбек» восходит к Öz Beg (Узбек) – монгольскому хану Золотой Орды – Узбек-хану (1312–1340). Однако, по мнению русского и американского ученого Георгия Вернадского, термин «узбек» использовался как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» он писал: «согласно Полю Пелио имя Узбек (Özbäg) означает «хозяин себя» (maître de sa personne), то есть «свободный человек». Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей». Такого же мнения придерживается П.С. Савельев, писавший о бухарских узбеках в 1830-х годах, который считал, что название узбек означает «сам себе господин».

Как свидетельствует американский антрополог Карлтон Кун, современные узбеки являются весьма неоднородным в расовом отношении этносом: среди них есть представители как «чрезвычайно европеоидных» так и «сильно монголоидных» и множество «смешанных в разной степени» индивидуумов. Однозначно одно: узбеки – метисная группа между европеоидной и монголоидной расами. Возможно, поэтому среди узбеков столько красивых людей, с необычной внешностью, например, темными волосами и светлыми глазами.


Труд украшает человека

Какие же черты характера присущи узбекам? Прежде всего, трудолюбие. Эти люди умудряются вырастить неплохие урожаи практически в пустыне. Как шутят в Узбекистане, настоящий узбекский мужчина должен сделать в жизни следующие три вещи: построить тысячу домов, посадить две тысячи деревьев и... в общем, как-то отвлечься от третьего желания.

Трудолюбие узбеков подтверждают и проведенные в современном Узбекистане исследования. Психологи и социологи установили, что узбеки хорошо относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей, терпеливо переносят жизненные тяготы и лишения, очень чутки к оценкам сослуживцев, выше всего почитают своих родителей и родственников, боятся, когда до последних доходят слухи об их слабом прилежании или недостаточной профессиональной компетентности.


Отсюда вытекает и другая черта, свойственная всем народам Средней Азии, но в большем своем проявлении именно узбекам – это семейственность. Члены одной семьи поддерживают друг друга, почитают и уважают старших. При этом каждый член семьи знает свое место в социальной иерархии и правила поведения: старшим необходимо выражать уважение (так называемый «хурмат»), прикладывать руку к сердцу, и обязательно называть на «вы». Мужчина – выше женщины, а старшие братья в этой иерархии выше младших. Ну, а отношения свекрови и невестки строятся исходя из принципа – «я в свое время намучилась, а теперь и ты мучайся».


Еще узбеки чистоплотны и аккуратны. Этому есть климатические, социальные и религиозные причины. Первая причина – основная. Даже не этнические узбеки, а и представители других национальностей, живущие в Узбекистане, также отличаются чистоплотностью, в отличие от других представителей той же национальности. Дело в том, что в Узбекистане климат очень жаркий и сухой. Летом температура доходит до 60 градусов Цельсия! Продукты портятся быстро, вот почему узбеки никогда не оставляют остатки еды в посуде, на столе, в котлах. На малейший намек грязи слетаются мухи, вот почему узбеки тут же моют посуду, грязное белье. От горячего сухого ветра грязь разлетается в пыль, поэтому узбеки усиленно подметают свои ховли (дома узбеков) и поливают водой землю. Чтобы сохранить влагу и прохладу, узбеки активно сажают деревья (чаще фруктовые – все-таки узбеки народ практичный) и цветы (чаще всего розы). Летом оградки большинства домов в махаллях (соседские общины) сплошь покрыты розами, а аромат цветов распространяется за многие метры.


Чистый, опрятный, уютный дом – это не мечта любого узбека, это его обязанность. Вот здесь кроется социальная причина. Узбеки крайне неодобрительно относятся к нерадивым хозяевам. А поскольку у узбеков сильно развито чувство общинности, и мнение соседей – это не пустой звук, то и ленивая хозяйка все-таки заставит себя проснуться в пять часов утра и подмести свой двор.


Религиозная причина – большинство населения в Узбекистане мусульмане, а в Исламе правила чистоты и гигиены расписаны четко и бескомпромиссно. Если вы встретите человека, который пять раз в день читает намаз, – значит, он совершает омовения тоже пять раз в день.

Семья – основа всего

Как было сказано, у узбеков очень развиты семейственность и общинность. Следовательно, узбеки гостеприимны. В древние времена гостеприимство было для них жизненным правилом и нравственным законом. Отправляясь в дальний путь, странник обычно оказывался в чужом краю, среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем кишлаке, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют.


Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей.


Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, где для самых уважаемых из них отводятся места подальше от входа. После того как старший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа складывались на протяжении многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев с одной стороны, и обычаев кочевых племен – с другой, а еще позднее – исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном.


Плов – всему голова

Отдельно стоит рассказать об узбекской кухне. Ее любят и почитают во всем мире. Она является одной из самых ярких и разнообразных по своим вкусовым и эстетическим качествам кухней на Востоке. Национальная узбекская кухня – это отдельный пласт культуры узбекского народа. В отличие от своих кочевых соседей, узбеки всегда были оседлым народом, культивировавшим земледелие и животноводство. Многие узбекские рецепты имеют многовековую историю, а приготовление пищи сопровождают различные ритуалы, дошедшие до наших дней. Несомненно, узбекская кухня впитала в себя кулинарные традиции тюркского, казахского, уйгурского, таджикского, татарского и монгольского народов, населявших эту территорию, а также и других соседних народов. Среди заимствованных есть такие блюда, как жаркое, люля-кебаб, богурсак, хворост, пельмени, манты, лагман и другие. С другой стороны, такие исконно узбекские блюда, как многие разновидности плова, димлама, буглама, шурпа, мастава и другие, украсили столы многих стран мира.


Что же касается самой трапезы, в Узбекистане, как и у многих народов, прием пищи трехразовый: завтрак – нонушта, обед – тушлик овкат и ужин – кечки овкат. Нонушта буквально означает «ломать лепешки» или «есть хлеб». Едят узбеки в основном руками, а сидят на полу или за низеньким столиком – дастарханом – широкой скатертью. Сначала на стол подают сладости и фрукты. После чая и сладостей подают овощи и салаты. Затем настает очередь супов – ароматной шурпы, густой маставы. И завершают застолье главные блюда – манты, лагман, шашлык и плов.

Происхождение узбекского народа.

Происхождение любого народа – это всегда очень сложный процесс, который в течении веков приводит к возникновению нового народа, с новым названием, с новой культурой, с новым языком. Почти всегда новый народ впитывает в себя культуру и языки народов, живших до появления этого нового народа. А самоназвание народа часто возникает от названия местности, где проживает народ, часто название народа появляется от имени какого нибудь знаменитого правителя (или вождя), имя которого его соплеменники помнять как имя основателя нового народа (нового государства). В истории мы найдем много таких случаев. Но чтобы найти истинные корни происхождения любого народа надо начать с самых древнейших времен (с легендарных времен, которые часто современной наукой не признаются). Современная историческая и этнографическая наука все процессы, происходящие в мире с древнейших времен, любит сильно (очень сильно) упрощать.
Я занимаюсь древнейшей историей народов мира, на основании своих исследований я создал исторический атлас народов, племен, культур с 17 мл.лет днэ. (конечно этот атлас не признан наукой, хотя он в основном базируется на археологических находках, а также на основе мифов и легенд – они то и не признаются историками). Мною составлены прдробные таблицы о появления (исчезновении) любых народов Старого Света (на исследование возникновения индейских народов Америки у меня еще не хватает времени).
В этой статье я буду раскрывать историю возникновения узбекского народа, при этом я буду использовать не только научные (признанные современной наукой) материалы, но и результвты своих исследований.

Что мы знаем про узбеков по официальным источникам?
В Википедии говорится, что узбеки – тюркоязычный народ, который является коренным населением Узбекистана. Этногенез узбеков протекал в Мавераннахре. В формировании узбеков принимали участие древние народы Средней Азии – соглийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, саки, массагеты, восточные иранцы, эфталиты, тюркоязычные племена, которые стали проникать в Среднюю Азию на рубеже 1-2 веков.
Со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата (6 век) численность тюркоязычного населения стала возрастать. В VII-VIIIвв. в Средней Азии проживали такие тюркские племена как: тюрки, тюргкши, карлуки, халаджи и др. В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния привели к тюрко-согдийскому симбиозу (взаимодействию, слиянию).
После вторжения монголов в Среднюю Азию в 1219 году, этногенез населения Средней Азии подвергся изменению. По последним генетическим генеалогическим тестированием из Оксфордского университета, исследование показало, что генетическая примесь узбеков имеет промежуточное положение междуиранским и монгольскими народами.
Арабское завоевание второй половины 7 – 1 пол.8 века оказало определенное влияние на ход этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к 10-му веку вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стал персидско-таджикский и тюркский.
В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс начала формирования этноса, впоследствии ставшего основой узбекcкой нации, особенно активизировался в 11-12 веках, когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемы династией Караханидов. Возникновению узбекской народности предшествовало образование в XII веке крупного государства Хорезмшахов, объединившего как оседлое, так и частично кочевое население Средней Азии.
Новая волна тюркоязычных племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания 13 века. В этот период в оазисах Среднеазиатского междуречья осели такие племена и рода как: найманы, барласы, арлаты, катаганцы, кунграты, джалаир и др. Этноним «узбек» был привнесен в регион после завоевания и частичной ассимиляции в её среде дешткипчакских кочевников (название кочевников Золотой Орды со времен Узбек-хана, 14 век), перекочевавших в Мавераннахр на границе 15-16 веков во главе с Шейбани-ханом из степей современного Казахстана.
Тюркоязычное население Среднеазиатского междуречья, сложившееся к XI-XIIвв. составило основу узбекского народа. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района явились дешткипчакские узбеки, пришедшие в конце XV века вместе с Шейбани-ханом. Тюркоязычные кочевые племена, пришедшие в Среднюю Азию в XVIв. под предводительством Шейбани хана, застали здесь уже многочисленное тюркское и тюркизированное население, которое сформировалось на протяжении длительного периода. Дештикипчакские узбеки включились в это тюркоязычное население, передав ему свой этноним «узбек» лишь как последнее, наиболее позднее этническое напластование.
Процесс формирования современного узбекского народа протекал не только на степных пространствах севера Средней Азии и Казахстана, но также в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась современная узбекская народность, впитавшая элементы этих двух миров.

А что написано в Советской Исторической Энциклопедии про проихождение узбекского народа.
Литературный язык узбеков относится к тюркской группе языков. Древними предками У били согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы, саки, массагеты. С сер.1 тыс.днэ в Ср.Азию начинают просачиваться монголоидные группы млемен. Со 2-й половины
6 в., со времени вхождения Ср.Азии в состав Тюркского каганата этот процесс усилился., начался процесс отюречения по языку ираноязычного населения. Во времена государства Караханидов тюркоязычные племена переходят к оседлости. Все тюркоязычное население Междуркчья (территории между реками Сыр-Дарья и Аму-Дарья), сложившееся к
11-12 векам составило основу узбекской народности. В результате монгольских завоеваний в 13 веке в состав населения Междуречья влилась новая волна тюрко-монгольских племен. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района, явились дешткипчакские узбеки, пришедшие в кон.15 в.вместе с Шейбани-ханом.
В общем и здесь история происхождения узбекского народа похожа на ту, что описана в Википедии.

Как мы заметили, что окончательную точку в формировании узбекского народа поставили дешткипчакские узбеки (к которым уже применялось название «узбеки», так как они считали себя подданными государства Узбек-хана. По этой причине происхождение узбекского народа надо рассматривать в двух направлениях одновременно - происхождение всех народов на территории современного Узбекистана (изменение состава населения на этой территрии) с самых древнейших времен,
- происхождение дешткипчакских узбеков с самых древнейших времен.
Этим я и займусь в этой статье. Начну это делать по картам своего атласа.
Начну я с 17 млн.лет днэ – в это время территория современного Узбекистана была на дне океана. На Земле существовал всего один народ – асуры. Их современыми потомками являются бушмены, готтентоты, пигмеи, веддоиды, папуасы и аборигены Австралии. Асуры жили на одном большом материке – Лемурия (на месте современного Индийского океана).
4 млн.лет.днэ – появился новый народ – атланты (это западные асуры)
1 млн лет.днэ – появился новый народ – муанцы (это восточные асуры)
700 тыс.лет днэ – асуры как народ исчез к территории Земли, вместо его остались племена австралоидов, живших в основном на берегах Индийского океана (Вост.Африка, Юж.Азия, Индонезия, Австралия).
399 тыс.лет днэ – муанцы как народ исчезли, вместо них остались племена населявшие острова Океании, Филиппин, Тайваня, Японии (предки айнов были муанцами).
199 тыс.лет днэ – территория современного Узбекистана стала сушей, но Аральское море еще было соединено с Каспийским и Черным морем. Людей современного вида на этой территории не было. Жили там в основном неандертальцы (это не люди, а прямоходящие обезьяны похожие на людей – это неудачная попытка создать новую расу людей, предпринятая асурами и атлантами с помощью генной инженерии). В это время начинается переселение потомков атлантов на Ближний Восток и Западную Европу, так как материк Атлантида начинает уходить под воду Атлантики.
79 тыс.лет днэ – на территории Междуречья (между реками Аму-Дарья и Сыр-Дарья) начинают появляться небольшие поселения потомков атлантов. В это же время на территории Северного Китая и юга Монголии тоже появляются большие поселения потомков атлантов. Этот народ называл себя туранцами, так как жили на берегу большого Туранского моря (это на месте современной пустыни Гоби).
17500 г.днэ – на территории Междуречья появляются племена костенковской археологической культуры, которые пришли туда с территории Восточной Европы. Это предки будущих дравидоидов (эти племена сложились в результате смешения европеодидов и австралоидов, которое произошло в окрестностях Средней Волги). Это европейский народ с темным цветом кожи.
12000 г.днэ – на севере Евразии произошло похолодание и возникли большие ледники. Это похолодание произошло по причине применения ядерного оружия атлантами против туранцев (потому, что они не подчинялись власти атлантов). В результате этой акции, Туранское море стало быстро засыхать и превращаться в пустыню Гоби. А самы туранцы, получив сильные облучения, частично погибли, а выжившие подверглись генетической мутации и приобрели монголоидные прихнаки (стали отличатьчя от остальных потомков атлантов которын жили в Европе и на Ближнем Востоке). Кроме этого туранский единый народ разделился на большие группы племен – прото-алтайцев (прото-тюрков), прото-монголов, прото-китайцев, прото-тунгусов, прото-тибетцев и т.д.). Эти все народы в последствии всегда стали иметь монголоидные признаки.
7500 г.днэ – на территорию Междуречья проникают племена культуры али-кош с территории современного Ирана, это тоже дравидоидные племена (европеоиды с темной кожей). Если кто хочет знать, на каком языке говорили в те времена жители Междуречья. Могу только предположить, что язык дравидоидов поход на эламский и шумерский языки, так как эти народы были тоже дравидоидами.
5700 г.днэ – на территории Междуречья сформировалась джейтунская культуры. Это племена тех же дравидоиов, но на них оказали влияние более северные европеоиды с Восточной Европы.
3500 г.днэ – на территоории Междуречья сформировалась культура Анау, Это тоже дравидоиды, на них также оказали влияние северные европеоиды, так как на юг их оттесняют племена индоевропейцев, которые к этому времени уже дошли до северных берегов Аральского моря.
1900 г.днэ – на севере Междуречья появилась суянгарская культура (это племена древних индо-иранцев (ариев). Южную часть Междуречья населяют племена культуры алтын-депе (это племена дравидоидов, родственные эламитятам и дравидоидам Хараппской цивилизации на северо-западе Индии).
1500 г.днэ – происходит разделение ариев на древних индийцев и древних иранцев.
Древние индийцы уже нанимают территорию южного Междуречья, а северную часть Междуречья заселяют древнеиранские племена (племена тазабагьябской культуры). К этому времени дравидоидов на территории современного Узбекистана уже нет, они оттеснены на юг – в Иран и северо-запад Индии.
1300 г.днэ – вся территория современного Узбекистана занята племенами древних иранцев. К этому времени древние индийцы уже ушли в Индию.
700 г.днэ – к этому времени на севере Междуречья (Хорезм) сформировался новый ираноязычный народ – хорезмийцы (алеирбадская культура). На остальной территории продолжали жить древнеиранские племена.
600 г.днэ – на севере Узбекистана создано государство хорезмийцев – Хорезмия, в южной части Узбекистана создано государство согдицев – Согд. Оба этих государства населены ираноязычными народами. В северо-восточной части Междуречья свормировался новый ираноязычный народ – массагеты (кочевники).
К 539 г.днэ – Хорезмия, Согдиана, Бактрия подчинены персидскому государству Ахеменидов. Попытки персов подчинить себе массагетов были неудачными.

К 327 г.днэ – Согдиана и Бактрия были подчинены империи Александра Македонского. Хорезм, массегетов и саков (кочевавших к северо-востоку от Хорезмии), македонцы подчинить не смогли. С этого времени начинается усиление государства Хорезм.
250 г.днэ – на юг Узбекистана приходит новый народ – тохары, они были вытеснены тюркскими и монгольскими пленами с территории северо-западного Китая. На северо-востоке Узбекистана сложился новый народ – кангюйцы (этот народ возник на основе массагегов и других ираноязычных племен). У них было свое государство. На юге Узбекистана возникло новое государство Греко-Бактрия.
130 г.днэ – на юге Узбекистана на месте Греко-Бактрии возникли мелкие тохарские государства.
50 г.днэ – на основе тохарских государств возникает Кушанское государство.
450 год нашей эры – в результате великого переселения народов, вызванного передвижением с востока на запад многих тюркоязычных племен во главе с гуннами, в северо-востоке Узбекистана появляются тюрко-язычные племена (это на месте кангюйцев). Юг Узбекистана входит в состав государства эфталитов. Ираноязычные народы – хорезмийцы, согдийцы и бактрийцы по прежнему остаются основным населением территории современного Узбекистана.
В 712 году – Хорезм завоеван арабами, но это завоевание было кратковременным и Хорезм восстановил свою независимость.
750 г – на территории востосной части Казахстана сформировался новый тюркский народ – кипчаки (кочевники). Северо-восточные территории Узбекистана населены карлуками (тюркоязычным народом).
В 819 г. на территории Уззбекистана возникло государство Саманидов, в которое входила не только территория Узбекистана, но и часть Ирана.
900 г – на севере и востоке от Аральского моря сформировался сильный союз племен во главе с огузами (тюркоязычными кочевниками). Они даже создали свое государство. Натиск тюркоязычных племен (заселение территории Узбекистана) усилился.
В 999 г государство Саманидов прекратило существование в результате войны с тюрками-караханидами и вошло в состав государства Караханидов. Юг Узбекистана вошел в состав Газневидского государства.
1050 г – население Узбекистана стало тюркоязычным. Территория Узбекистана вошла в состав государства сельджукок.
1097 г – Хорезм стал снова независим от сельджуков, хотя временами ему приходилось признавать свою зависимость от сельджуков.
1183 г – при хорезмшахе Текеше Хорезм стал окончательно независимым и Хорезм стал могущественным госудаством.
В 1219 г Хорезм завоеван монголами и стал частью империи Чингис-хана.
С 1224 года территория Узбекистана вошла в состав государства Золотая Орда (улус Джучи). Юг Узбекистана входид в Чагатайский улус.
В 1313-1341 годах ханом Золотой Орды был Узбек-хан. Он принял ислам как государственную религию Золотой Орды. С этого времени Золотую Орду в некоторых арабских источниках стали называть государством Узбека.
1350 г – на юге Казахстана начиннает формироваться новый народ кипчаки-узбеки. Юг Узбекистана (Мавераннахр) распадается на ряд небольших государств.
С 1371 года юз Узбекистана входил в состав империи Тимура.
В 1428 году было создано Узбекское ханство во главе с ханом Абул-Хаиром, это ханство возникло в результате распада Золотой Орды,потерпевшей поражение от Тимура. Первоначально оно располагалось на территории южного Казахстана.
1450 г – кипчаки-узбеки населяют территорию современного Узбекистана, становятся основой образования узбекского народа.
В 1499 году Шейбани-хан, потомок Абул-Хаира нчал захватывать территорию Мавераннахра (территорию Узбекистана).
В 1501 году Шейбани-хан отвоевал у Тимуридов Самарканд, основав государство Шейбанидов, он установил свою власть не только над Мавенаннахром, но и над Хорасаном (северо-востоком Ирана).
В 1512 году образовалось Хивинское ханство (в северной части Узбекистана), которое образовалось в связи с распадом государства Шейбанидов, Оно образовалось почти одновремено с Бухарским ханством. В Хивинском ханстве правила династия Арабшахидов. Основным населением Бухарского ханства были узбеки. В Бухарском ханстве (юг Узбекистана) жили и узбеки и таджики.
1600 г – из общей массы казахских племен выделяются каракалпаки, которые поселяются на севере Узбекистана. К этому времени узбекский народ почти полностью сформировался.

О происхождении этнонима узбек и «кочевых узбеков».

Происхождение этнонима узбек и народа с одноименным именем интересовало очень многих исследователей. По сложившейся негласной традиции узбеками называли кочевников из восточного Дешти-Кипчака, вторгшихся под руководством Мухаммеда Шейбани в Среднюю Азию и свергнувших Тимуридов.
По поводу происхождения этнонима узбек выдвигались различные версии:
Аристов Н.А., Иванов П.П., Вамбери Г., Чапличек М.А., Хуукам Х считали, что происхождение этнонима узбек связано с именем золотоордынского хана Узбека .
Григорьев В.В. в своей рецензии на книгу Вамбери писал: «В своей обширной рецензии на книгу А. Вамбери "История Бухары", вышедшую в 1873 г. в Лондоне на английском языке, проф. Григорьев писал "...и это народное имя (узбеки - А.С.) г. Вамбери считает усвоившими его себе тюркскими родами - в память золотоордынского хана Узбека, как утверждает это и хивинский историк Абульгази… В Золотой Орде, где властвовал Узбек-хан, никаких узбеков никогда не было, а появились узбеки в Синей орде, на которую власть Узбек-хана не простиралась, и появились не ранее, как через сто лет после его смерти»
Бартольд В.В. называл узбеками золотоордынскими кочевниками, обитавшими в Восточном Дешти-Кипчаке, сам Сафаргалиев называет узбеков как кочевников улуса Шибана .
По поводу происхождения народа узбеков большинство версий говорят о том, что узбеками называли кочевое население восточного Дешти-Кипчака: Греков Б.Д. и Якубовский А.Ю. полагают, что из мн. персидского (и таджикского) узбекиан - узбековцы возник впоследствии термин узбек, "который и стал собирательным именем для целой группы тюрко-монгольских племен Ак-Орды". Термин же «Улус Узбека» стал применяться не ко всему Улусу Джучи, а лишь к его ак-ордынской части
Их точку зрения поддерживает Семенов А.А.: «Разумеется, хронологические рамки появления названия народа узбеки теперь приходится значительно отодвинуть назад, но главное положение проф. В.В. Григорьева, что в Золотой Орде никаких узбеков не было, а появились они в Синей орде (иначе в Белой орде) на которую власть Узбек-хана не простиралась, остается, несомненно, в силе и по сей день» . Продолжая свою мысль Семенов А.А. пишет: «Иначе говоря, Шейбани-хан, не делая в начале всей тирады никакого различия между казахами и узбеками и обобщая их в один народ узбек и, дальше отделяет последних от казахов в том смысле, что под узбеками подразумевает племена бывшего улуса Шейбана, а под казахами - племена бывшего Восточного Кипчака или улуса Орды» .
Подводя итоги своей статьи, Семенов А.А. дает следующие выводы:
1) узбеки не были выходцами из Золотой Орды и не доказано, что они получили свое имя от золотоордынского Узбек-хана, как полагали некоторые. Составляя с так называемыми казахами один народ, узбеки искони жили в степях Дешт-и-Кипчака, поэтому противоречит истине и утверждение других, что вследствие внутренних смут и распрей откочевавшие на восток, к р. Чу, узбеки, отделившись от общей массы, стали называться казаками (казахами), т.е. вольными людьми
4) Непрестанные распри между узбекскими племенами владений Шейбана и Орды, переходившие в кровопролитные войны с колоссальными ограблениями побеждённых и обращением их в рабов, в XV в. н.э. вылились в более определённую форму борьбы узбекских ханов из дома Шейбана с ханами узбеков-казахов из потомков Чингиза по другой линии. И окончательное обособление узбекских племён Дешт-и-Кипчака, так называемых узбеков-казахов, от узбекских племён Шейбани-хана совершилось в правление последнего, о чем свидетельствует вся политика Шейбани-хана по отношению к своим соплеменникам, не пошедшим за ним в Среднюю Азию и оставшимся в Дешт-и-Кипчаке .
Дальше идеи Семенова А.А. развил Ахмедов Б.А. в своей монографии «Государство кочевых узбеков». Ахмедов Б.А. считал, что в 20-х годах 15 века в Восточном Дешти-Кипчаке (к востоку от Волги и к северу от Сырдарьи) образовалось государство кочевых узбеков, под узбеками Ахмедов Б.А. подразумевал племена, ранее входившие в улусы Шибана и Орды . Здесь мы хотим отметить, что первоначальный состав улуса Шибана известен: согласно Абулгази туда входили четыре племени Кушчи, Найман, Карлук, Буйрук . Согласно списку Масуда Кухистани было 27 племен под властью Абулхаир-хана , из них мы можем признать некоторые «племена» как джучидские кланы (Иджан, Каанбайлы, Тангут, Чимбай) , таким образом, из 23 племен подвластных Абулхаир-хану только три (Кушчи, Найман, Карлук) были коренными шибанидскими племенами. Племена Кият, Конграт и Мангыт, бывшие тремя из четырех кланов карачи-биев в Большой орде так же присутствовали в ханстве Абулхаир-хана . Из коренных тука-тимуридских племен (Минг, Тархан, Уйсун, Ойрат) в составе ханства Абулхаир-хана были плмена Минг и Уйсун, и возможно Ойрат . Племен входивших в состав улуса Орды мы не знаем.
Таким образом, можно утверждать, что состав населения ханства Абулхаир-хана («кочевые узбеки») был гораздо шире, чем племена бывших улусов Шибана и Орды.
Юдин В.П. в своей рецензии на монографию Ахмедова Б.А. делает следующие замечания, касательно темы статьи:
1. Термин узбек приобрел значение этнонима уже в 14 веке и не в Средней Азии, а в Восточном Дешти-Кипчаке .
2. Преувеличение роли государства Абулхаир-хана в истории восточного Дешти-Кипчака. Это государство является естественным приемником государства Джумадука .
Здесь можно согласиться с двумя пунктами, действительно узбеки как этноним начинает мелькать еще в 14 веке, а Абулхаир-хан не основал какое-то отдельное ханство, положившее начало узбекам, а был еще одним из ханов восточной части Золотой Орды.
Исхаков Д.М. считает, что изначально узбеки были названием кочевников, подчинявшихся Шибанидам, но позже этот термин приобрел характер политонима и стал покрывать такие этносы как казахи, мангыты, узбеки-шибаниды
В общем, проиллюстрировав различные точки зрения, мы бы хотели перейти к вопросу об этнониме узбек с другой стороны. Мы намеренно опустим различные интерпретации историков и востоковедов 19-20 веков и проведем контент-анализ первоисточников на предмет наличия в них этнонима узбек.
Большинство источников, употребляющих слово узбек как обозначения этноса или страны можно разделить на две части:
1. Среднеазиатские (Тимуридские) источники
2. Остальные.
Начнем контент-анализ со второй группы:
2.1. Казвини:
«Арпа-каун отправил войска, чтобы они зашли в тыл узбекцам (узбекийан)… пришло известие о смерти Кутлук-Тимура, на котором держалось государство Узбека (мамлакати узбеки)» . Здесь можно отметить, что вряд ли тут термин узбековцы носит этнический характер, он просто констатирует принадлежность армии Узбек-хану. Государство Узбека здесь тоже стоит понимать как государство хана Узбека, а не государство узбеков
2.2. Ибн Батута:
Рассказывая о стране (Чагатайском улусе) Ибн Батута свидетельствует: «Страна его расположена между владениями четырех великих царей: царя Китая, царя Индии, царя Ирака и царя Узбека» . Как считает Арапов А.А. «Таким сопоставлением он фактически признает, что имя «Узбек» не есть личное имя, а наименование страны – «страна Узбека (Узбеков)», такое же как Китай, Индия, Ирак» .
2.3. ал-Калкашанди
Единственный арабский автор, употребивший словосочетание «стран узбековых». «посланник от Тохтамыша, государя стран узбековых» .
В общем, во всех трех источниках название узбек не несет этничности, а имеет либо географический характер, либо касается личности хана Узбека.
Перейдем к среднеазиатским и тимуридским (и зависимых от них) источникам, отрывки из которых есть в СМИЗО:
1.1. Шами
«Они (эмиры Адил-шах и Сары-Буга)… ушли в область узбеков и укрылись у Урус-хана» . «Кутлук-Буга, сын царя Урус-хана узбекского» . «а сам (Тамерлан) вознамерился выступить в область узбеков. Нойоны и эмиры собрались и доложили, что правильно, если бы мы сначала пошли бы на Инга-туру и уничтожили бы его зло, а потом отправились бы в страну узбеков» . «Тимур-Кутлук-хан в области узбеков умер, улус его смешался» .
В этом источнике Урус-хан представлен как узбек в этническом плане, также интересно известие о смерти Тимур-Кутлука в области узбеков.
1.2. Натанзи
«Туман-Тимур узбек» . «Тохтамыш удовлетворил его просьбу (просьба Балтычака, эмира Тимур-бек-оглана о собственной казни). После этого государство узбекское целиком стало в его власти» . «Когда истекло 6 лет его (Тимур-Кутлука) правления и дела царства пришли целиком в прежний порядок, однажды он заснул после длительного пьянства, его дыхание прекратилось, и он скончался. После него снова государство пришло в беспорядок, и улус узбекский по своему обычаю стал искать славного уруга Чингиз-ханова» . «Так как у узбеков всегда было стремление к проявлению державы потомков Чингиз-хана, то они направились служить двору Тимур-султана (сын Тимур-Кутлука)» . «Кара-Кисек-оглан (джучид, военачальник Урус-хана) послал в сторону Отрара, чтобы добыть языка, Саткина большого и Саткина малого, самых выдающихся узбекских смельчаков с сотней всадников» .
1.3. Йазди
«Туман-Тимур узбек (эмир Тимура)» . «Кутлук-Тимур-оглан, Кунче-оглан и Идигу-узбек» . «В ту ночь два нукера Идигу-узбека» [ИКПИ, 310]. «Йаглы-бий бахрин, один из приближенных и ичкиев Тохтамыш-хана ринулся вперед со смельчаками своего узбекского войска» . «Он (Тимур) дал, находившемуся при нем сыну Урус-хана, Койричак-оглану, отряд узбекских храбрецов, находившегося в числе слуг высочайшего двора» . «прибыли из Дашта посол Тимур-Кутлук-оглана и человек эмира Идигу, из Джете также прибыл посол Хизр-Ходжи-оглана… его величество милостиво обошелся с послами узбеков и джете» . Здесь стоит отметить, что под джете тимуридские авторы подразумевали могулов из Могулистана, в то время как могулы называли чагатаев караунасами.
1.4. Самарканди
«Прибыли в качестве послов нукеры Пулад-хана, амира Идигу-бахадура и амира Айсе, которые были обладателями власти в Дашти-Кипчаке и странах узбекских» . «События 813 (06.05.1410-24.04.1411)… прибыли амир Идигу-бахадур из страны узбеков и Дашти-кипчака»… «возвратился тавачи Абан, ездивший в область узбекскую к амиру Идигу» . «Из Хорезма пришло известие, что Джаббар-берди, обратив в бегство Чингиз-оглана, овладел улусом Узбекским» .
«Из узбекских владений бежали сыновья Ходжалака и донесли, что область узбекская пришла в расстройство», «в конце раби (28.03.1419-26.04.1419) Барак-оглан, бежавший из улуса узбекского, пришел искать убежища при дворе мирзы Улугбек-гургана», «туда (в Бурлак) с узбекской стороны бежал человек по имени Балху и привез известие о расстройстве узбеков» .
«Барак-оглан захватил орду Мухаммад-хана (в данном случае Хаджи-Мухаммед) и большая часть улуса узбекского подчинилась и покорилась ему», «Барак-оглан захватил орду Мухаммед-хана, царя узбекского и овладел улусом», «Он (Барак) отправился в страну узбекскую и управление улусом попало в его руки» . «Узбеки, которым образ победы в зеркале воображения казался невозможным, увидели ее, и в руки им досталась огромная добыча (о победе Барак-оглана над Улугбеком)» .
«События…Войско узбекское…вторглось в Хорезм» , согласно Гаффари это войско было послано Кичи Мухаммедом .
«временами некоторые из войска узбекского, сделавшись казаками», «наблюдали за действиями войска Дешти-Кипчакского и казаков узбекских», «царь узбекский Абулхаир-хан» .
«Хан приказал нескольким людям узбекским привести в действие камень йеде. Узбеки поступили согласно приказанию» .
«Прибыл указ о том, чтобы Саийд-йеке султана (Сайдек-хан, дядя Ибак-хана), брата Абулхаир-хана узбекского… прислать в высочайшую Орду», «Абу саид отправил его благодарного и довольного в область узбекскую» .
1.5. Гаффари
«Тимур (сын Тимур-Кутлука) бежал от него (Джалаладдина, сына Тохтамыша) и был убит Газан-ханом (зять Джалаладдина, осаждавший Идигу), одним из узбекских эмиров, который осаждал Хорезм» .
1.6. Рази:
«до конца дней Абу-Саида был государем всего улуса Джучи-хана. В 728/1327-28 г. у него не осталось соперников. Улус Джучиев после него стал называться улусом Узбека» . «Сеид-хан (правитель могулов)… думая, что может быть сможет при его помощи выгнать из своего наследственного владения узбеков Шейбани-хана» .
1.7. Мухаммед Хайдар Дулати.
В большинстве случаев автор делит узбеков на узбеков Шайбана и узбек-казаков, зачастую использование этнонима узбек означает «узбеков Щайбана», но есть исключения как с казахским ханом Тахиром, сыном Адика, сына Джанибека, чьих подданных автор зачастую называет просто узбеками. Ниже мы упомянем те сведения, которые к узбек-казакам и узбекам Мухаммеда Шейбани имеют косвенное отношение:
«Вторая книга - о жизни сего раба и о том, что я видел и знал о султанах, ханах, узбеках, чагатайцах и других» . «В той местности высокому слуху (Сахибкирану) сообщили, что прибывает Туктамиш углан, который, опасаясь Урус хана узбека, обратил лицо надежды к порогу убежища мира Сахибкирана» . «Улус узбеков после смерти Абул-Хайр хана пришел в расстройство, там возникли большие разногласия и большинство [людей] ушло к Кирай хану и Джанибек хану, так что число их достигло двухсот тысяч человек и их стали называть узбек-казаками».
«Убиение Бурудж углана бен Абулхаир-хана узбека» . «Хан (Юнус) подошел с шестью человеками, один из которых был знаменосцем, и, трубя в рог, перешел реку. Каждого расположившегося в доме узбека тут же схватили женщины. Когда Бурудж углан услышал звук рога и увидел шесть человек со знаменем, он вскочил, чтобы сесть на коня, [однако] его конюший - ахтачи и лошадь были схвачены на месте служанками, а из дома выскочили женщины и схватили самого Бурудж углана. В этот момент прибыл хан и приказал, чтобы ему отрезали голову и насадили ее на копье. Из тех двадцати тысяч узбеков мало кто спасся».
«Итак, с помощью [хана] Шахибек хан взял Самарканд и основательно закрепился в нем. Его войско достигло пятидесяти тысяч [человек] и везде, где [только] были узбеки, они присоединялись к нему». . «После этих событий он (Султан Ахмад-хан) выступил против узбек-казаков. Причиной этого было следующее. При описании дел Султан Махмуд хана было упомянуто, что Султан Махмуд хан дважды дал сражение узбек-казахам и потерпел поражение. По этой причине Султан Али хан выступил против узбек-казаков и трижды разбивал их. За все, что они сделали с его старшим братом, Султан Махмуд ханом, он полностью расплатился. Он так укрепил Моголистан, что калмаки и узбеки не могли проходить близко к территории Моголистана на расстоянии семи-восьмимесячного пути».
«По храбрости он (Султан Саид-хан) также выделялся между себе подобными. Так, однажды я находился при нем, когда он сам лично вел атаку, и описание этого имеется во второй книге. В стрельбе я не видел равного ему ни у моголов, ни у узбеков, ни у Чагатаев, как до него, так и после».
«После смерти Абу-л-Хайр хана в улусе узбеков возникли разногласия» . «В Моголистане много крупных рек, подобных Джейхуну или близких к нему, как, например, Ила, Эмиль, Иртиш, Чулак, Нарин. Эти реки ничуть не уступают Джейхуну и Сейхуну. Большинство этих рек впадает в Кукча Тенгиз. Кукча Тенгиз - озеро, отделяющее Моголистан от Узбекистана. Из него вытекает воды меньше, чем впадает - то, что вытекает, равняется одной части впадающей в него воды и течет по [территории] Узбекистана и впадает в Кулзум под названием Атил. В исторических книгах написано Атил, но среди узбеков она известна под названием Идил» .
«После смерти Адик султана эту Султан Нигар ханим взял [в жены] Касим хан, брат Адик султана. После смерти Касим хана ханство досталось Тахир хану, сыну Адик султана. Он настолько почитал ханим, что предпочитал ее родной матери. Ханим была благодарна ему за такое к ней отношение, но обратилась к нему с просьбой: “Ты для меня как сын и при тебе я никогда не вспоминаю и не желаю видеть другого сына, кроме тебя. Однако я стара и у меня нет сил выносить эту кочевую жизнь в степях Узбекистана» . «Поскольку Рашид султан оставался в Моголистане, зимовку он устроил в Кочкаре. А Тахир хан был в Узбекистане. Произошедшие там события вынудили его уехать в Моголистан, и он близко подошел к Кочкару».
«Те места принадлежали в качестве икта Касим Хусайну султану, который был из узбекских султанов Кафы и Крыма» Вероятно этот султан был потомком Султана Баязида, троюродного брата крымских ханов-Тукатимуридов, который служил Тимуридам.
1.8. Фирдаус ал Икбал
Абулек-хан, [сын Йадгар-хана], после своего отца и старшего брата был падишахом в течение шестнадцати лет. Он был очень мягким и безобидным человеком. Поэтому [при нем] среди узбеков возникли вольности и проявилась анархия. Аминек-хан, сын Йадгар-хана, после [смерти] брата открыл дорогу справедливости и правосудию. Эли Мухаммад Шайбани-хана, который овладел Мавераннахром, в период [правления] Аминек-хана перекочевали в Мавераннахр и около него не осталась какого-либо эля, кроме людей, [непосредственно] принадлежавших [ранее] Йадгар-хану .
Как мы знаем Ядигер, Абулек и Аминек были ханами Ногайской орды при поддержке Мусы мангыта, сына Ваккаса . Следующее известие также говорит о том, что мангыты и узбеки были близки, если не идентичны.
1.9. Ибн Рузбихан:
«Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] - шибаниты, и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя - казахи, которые известны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя - мангиты, а [из] них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном (т. е. с Каспийским морем. - Джалилова Р. П.), другой - с Туркестаном, третий - с Дербендом, четвертый - с Хорезмом и пятый - с Астрабадом. И все эти земли целиком являются местами летних и зимних кочевий узбеков. Ханы этих трех племен находятся в постоянных распрях друг с другом, и каждый посягает на другого. И когда побеждают, то продают друг друга, уводят в плен. Имущество и людей [своего противника] они в своей среде считают дозволенной военной добычей и никогда от этого [правила] не отступают... Во всех этих родах очень много уважаемых ханов: каждый род великих и именитых [из] потомков Чингиз-хана называют султанами, а того, кто знатнее их всех, именуют ханом, то есть самым великим из государей и правителей их, которому они оказывают покорность» .
Вполне возможно, что под океаном подразумевается не Каспийское море, как предположила Джалилова Р. П., а Черное море, возле которого ногайцы кочевали также. Называть границей Каспийское море в контексте того сообщения выглядит странным, ведь названы границы, которые находиться по западную (Дербенд) и восточную (Астрабад) части Каспийского моря.
Ибн Рузбихан также описывает казахов как родственников узбекам Шейбани. Мангыты с царями Астраханскими названы также узбеками.
Здесь мы подходим к главному вопросу, каково соотношение было между узбеками и татарами?
Если следовать научной традиции во время развала Золотой орды возникло два этноса татары в Западной части улуса Джучи и узбеки в Восточной части улуса Джучи.
Здесь вполне можно выразить несогласие с такой точкой зрения по следующим причинам:
1. В письменных источниках мы не обнаружили прочной связи между Шибанидами и узбеками, более того в этих источниках зачастую такие персоны как Тохтамыш и его сын Джаббарберди, Идигу, Тимур-Кутлук, Урус-хан, Йаглы-бий бахрин, Тимур-хан и Пулад-хан, сыновья Тимур-Кутлука, Кичи Мухаммед, Койричак, сын Урус-хана, Барак, сын Койричака, Хаджи-Мухаммед, Абулхаир-хан и его сын Бурудж-оглан, Газан (зять Джалал ад-Дина), Ядигер, Аминек, Абулек либо прямо названы узбеками, либо тесно связаны с ними (или являются правителями улуса узбеков). Из них только Хаджи-Мухаммед, Абулхаир-хан с сыном и Арабшахиды являются шибанидами. Здесь резонно предположить, что никакой связи с 14 века между «узбеками» и Шибанидами нет абсолютно, ведь первоначально «узбеки» связаны с правителями Золотой орды.
2. Особенность упоминания этнонимов татар и узбек.
Нигде кроме среднеазиатских тимуридских летописей не встречается такой этноним как узбек, это отмечал еще Семенов А.А.:
«Узбеки, как народ в целом, не был однообразен по своему составу, как бы не пытались объяснить название этого народа, от имени ли золотоордынского хана Узбека (712/1313-741/1340) или как самодовлеющее название народа, взятое само по себе. Интересным обстоятельством, во всяком случае, является то, что ни арабские авторы, современные Узбек-хану и последующие до XV столетия, ни ближайшие по времени к ним персидские источники ни разу не упоминают об узбеках в составе племен Золотой Орды, хотя сношения Узбек-хана с современным ему мамлюкским султаном Египта, ал-Малик-ан-Насыром Мухаммедом (709/1309-741/1341), были весьма оживлёнными» .
Ни русские, ни арабские, ни тем более европейские источники этнонима узбек в 13-14 веках не фиксируют. Более того известны мемуары Иоганна Шильтбергера , который непосредственно был на территории Золотой Орды в начале 15 века, он не находит в восточном Дешти-Кипчаке никаких узбеков, называя всех кочевников татарами, более того Хаджи-Мухаммед у него назван как татарский царь, в то время как в среднеазиатских летописях он является «узбекским государем». Такое же солидарное молчание по поводу этноса узбеков хранят русские и арабские летописи, которые называют население Золотой орды как татары.
Под узбекскими территориями Хайдар Дулати понимал также Кафу и Крым:
«Те места принадлежали в качестве икта Касим Хусайну султану, который был из узбекских султанов Кафы и Крыма» . Очень странным является то, что некие «узбекские» султаны Кафы и Крыма нигде не зафиксированы в истории крымских ханов.
Более того, в среднеазиатских тимуридских летописях абсолютно не встречается этноним татар, кроме тех случаев, когда оно касается племени (например, кара-татары из Рума (малой Азии)), ни один из ханов Золотой орды не назван татарином, а его войско татарским.
Складывается парадоксальная ситуация, когда этноним татар встречается в русских, европейских, арабских летописях, но не встречается в среднеазиатских источниках, в то время как этноним узбек встречается в среднеазиатских источниках, но не встречается в русских, европейских, арабских летописях.
Эта ситуация напоминает ситуацию с половцами, когда некоторые авторы разделяли кипчаков Восточного Дешти-Кипчака и половцев южнорусских степей, как два разных народа.
Основываясь на всем вышесказанном, мы бы хотели высказать свое предположение, что этноним узбек у среднеазиатских авторов был названием всех Золотоордынских кочевников (а не только ее восточной части). В то же время русские, европейские и арабские источники называли все кочевое население Золотой орды как татары.
Это подтверждается словами Ибн Рузбихана:
«казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингиз-хан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами». . Тем самым Ибн Рузбихан косвенно ставит знак равенства между узбеками среднеазиатских авторов и татарами арабских и персидских источников.
Так же интересны высказывания Матвея Меховского в «трактате о двух Сарматиях», где он называет казахов татарской ордой.
Таким образом, можно резюмировать, что этноним узбек не был самоназванием этноса сложившегося на Востоке улуса Джучи, такого этноса и не существовало, был один кочевой этнос на территории Золотой Орды, который в арабских, русских и европейских источниках назывался татар, а в Средней Азии узбек. Первоначально жителями Средней Азии обозначал кочевое население всего улуса Джучи, но позже после завоевания «узбеками» Мухаммеда Шейбани Средней Азии, сузился до определения этим этнонимом потомков этой группы «узбеков». Безусловно, можно сказать, что в улусе Джучи не существовало отдельного этноса «кочевых узбеков».
Исходя из этого, можно утверждать, что этноним узбек это местное чагатайское название кочевого населения Улуса Джучи («татар» по другим источникам), и говоря о «тюрко-татарских государствах» (постордынских ханствах) возникших после падения Золотой орды, мы обязаны включать сюда такие государство как Хивинское и Бухарское ханства в Средней Азии и Казахское ханство.
Золотоордынские татары были предковым этносом для сибирских, крымских, казанских, польско-литовских татар, башкир, узбеков ушедших с Шейбани в Среднюю Азию, казахов, ногайцев, каракалпаков и др. Гипотеза о том, что на территории улуса Джучи возникло два этноса (татары и узбеки) не подтверждается первоисточниками. Она основана на первоначальном знакомстве востоковедов со среднеазиатскими летописями, в которых название узбек было довольно распространено.

Литература:
1. Арапов А.А. «Чудеса путешествия Ибн Батуты по Средней Азии»//Moziydan sado (Эхо истории). - Ташкент, 2003 N3-4, C.38-43.
2. Ахмедов Б.А. «Государство кочевых узбеков». Москва. Наука. 1965. 194 с.
3. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л. Издательство Академии Наук СССР. 1950г. 478с.
4. Ибрагимов Н. «Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии». М.: Наука, 1988.
5. Иоганн Шильтбергер. Путешествие по Европе, Азии и Африке. Баку. ЭЛМ. 1984. 70 с.
6. История Казахстана в арабских источниках. Т.1. Алматы. 2005.
7. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
8. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III - середина XVI вв.). Институт истории АН РТ. Казань: Школа, 2007. 356 с.
9. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. «Казахстан: летопись трех тысячелетий». А. 1992. 373 с.
10. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. 650 с.
11. Мирза Мухаммад Хайдар. «Тарих-и Рашиди» (пер. А. Урунбаева, Р. П. Джалиловой). Ташкент. Фан. 1996.
12. Сабитов Ж.М. «Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана»//Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск. 2009. №2. С.166-180.
13. Сабитов Ж.М. «Ханы Ногайской Орды»//Средневековые тюрко-татарские государства. Выпуск 1. Казань. 2009.
14. Сафаргалиев М.Г. «Распад Золотой Орды». Саранск. 1960.
15. Семенов А.А. «К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана»//Труды академии наук Таджикской ССР. Том XII. 1953. - C.3-37.
16. Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в 15-17 вв. Вопросы этнической и социальной истории. М. Наука. Главная редакция восточной литературы. 1982г. 132с.
17. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. «Михман-наме-йи Бухара» (Записки бухарского гостя). М. Восточная литература. 1976.
18. Юдин В.П. «Центральная Азия в 14-18 веках глазами востоковеда». Алматы. 2001.