Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Каковы причины возникновения первых государств кратко. Типы и формы государства

Каковы причины возникновения первых государств кратко. Типы и формы государства

Лекция 1. Понятие, признаки и сущность государства.

Понятие и признаки государства.

Понятие и признаки правового государства.

6. Форма государства:

А) форма правления

Б) форма государственного устройства

В) вид государственно-политического режима

Функции государства.

Введение. Роль и значение правовых знаний.

Право есть наука о добром и справедливом. Так определяли право древнеримские юристы. Право происходит от латинского слова «justitia» – справедливость. В настоящее время под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения (норм права), устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Значение и ценность права в том, что право позволяет:

1. Упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития.

2. Выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств.

3. Цивилизованно решать глобальные международные проблемы.

Знание права гражданами :

1. Позволяет им компетентно исполнять свои обязанности.



2. Предостерегает их от совершения правонарушающих деяний.

3. Помогает им защитить свои права и законные интересы.

4. Позволяет им оказывать влияние на формирование общественного мнения по поводу дальнейшего развития и совершенствования права.

Основные теории происхождения государства.

Всего порядка 30 теорий происхождения государства, из них основных – 7-8 теорий.

1) Теологическая теория (Фома Аквинский) – Божественное происхождение государства. Согласно этой теории, появление государства – результат Божественного промысла. Была распространена в средние века.

«+»: теория объединяла, централизовала власть.

«-»: теория основана на вере.

2) Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский) – государство возникло по мере разрастания одной большой семьи. Власть монарха – это разросшаяся отеческая власть, власть отца.

Семья ® род ® племя ® союз племён ® селение ® государство.

Это способствовало объединению, т.к. родственники не шли друг против друга.

3) Договорная теория или теория общественного договора (Гроций, Руссо, Радищев) – переход от первобытного строя к договорному государству. Есть первичный процесс происхождения государства из первобытного общества, и есть вторичный процесс происхождения новых государств из уже существующих на основе договора между разными государствами.

«-»: необходим определённый уровень сознания. Он не везде одинаков в различных государствах.

4) Теория насилия (Дюринг, Каудский) – государство возникло в результате насилия, завоевания. Примеры: Римская Империя (германцы захватили обширные территории Римского государства), государство Александра Македонского.

«-»: эта теория учитывает только военно-политический фактор.

5) Органическая теория (Спенсер, Вормс) возникла в результате ественно-научных открытий. Получила развитие в 19 в. Мы, люди, - биосоциальные существа, вне общества мы существовать не можем. Государство соответствует живому организму, где правитель – голова, правительство – мозг, люди – клеточки, карательные органы – руки.

6) Психологическая теория (Петрожидский, З. Фрейд). Согласно данной теории, государство возникло исходя из психологических особенностей человека. Одни люди любят выделяться из толпы – это управляющие (управленцы). Другим людям надо кому-то поклоняться, подчиняться – это управляемые (исполнители).

7) Материалистическая теория или марксистская (Макиавелли, Монтескье, Гегель, Маркс, Энгельс) рассматривает происхождение государства исходя из социальных и экономических предпосылок. Произошло крупное общественное разделение труда, выделился класс купцов, богатых людей. Произошло имущественное расслоение общества. На этой основе появилось государство из богатых людей. Государство возникло в результате классовой борьбы.

Предпосылки возникновения государства.

Такой социальный институт, как государство, возник на определённом этапе развития человеческого общества. Формирование государства – исторически закономерное явление. Государство пришло на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны: объединение людей по принципу кровного родства, социальное равноправие, отсутствие аппарата управления и принуждения, участие всех взрослых членов рода в управлении делами. Однако изменения в экономической и социальной сферах общества приводят к образованию первых государств (около пяти тысяч лет назад). Эти государства были рабовладельческими, среди них такие, как: Древний Египет, Вавилон, Древний Рим, Древняя Греция. Первое государство славян Киевская Русь сформировалось в IХ веке.

Существовали экономические предпосылки возникновения государства :

1) совершенствование орудий труда;

2) разделение труда;

3) переход от присваивающей экономики к производящей;

4) появление первичного товарооборота;

5) появление частной собственности (в основном, в западных государствах).

Социальные предпосылки :

1) имущественное расслоение общества;

2) введение единобрачия;

Идеологические предпосылки :

1) введение единобожия.

Политические предпосылки :

1) захват жизненного пространства для племени;

2) обеспечение безопасности племени.

Психологические предпосылки :

1) осознание общих интересов.

Фридрих Энгельс в своём труде «Происхождение собственности, семьи, государства» выделил 3 формы происхождения государств :

1. Афинская форма. Становление Афинского государства – это классический путь становления государства. Причиной появления государства стали внутренние процессы, не было ни внутренней борьбы, ни захватнических войн. Произошло расслоение населения по имущественному признаку, выделился класс богатых, который стал управлять.

2. Римская форма. Римское государство появилось в результате борьбы между двумя общественными классами – между патрициями (родовая знать, коренные роды) и плебеями (пришлые).

3. Древнегерманская форма. Государство возникло в результате завоевательных походов германских племён. Они захватили Римское государство.

Ф. Энгельс проигнорировал особенности возникновения древневосточных государств. Там была общинная собственность. Из общины появилось государство.

Основные факторы, способствующие возникновению государств:

1) Природно – климатический фактор. Государство первоначально возникает там, где естественным образом существуют благоприятные природно-климатические условия («мягкий» климат Средиземноморья; долины рек Инд и Ганг; сезонные разливы ® плодородный ил ® урожай несколько раз в год – долина реки Нил в Древнем Египте).

2) Географический фактор предполагает удачное географическое расположение на пересечении или непосредственно вблизи отлаженных торговых путей (передняя Азия – современный Израиль; Великий Шёлковый путь – современный Китай; территория финикийцев – за счёт мореплавания, торговли, обмена товарами).

3) Экономический фактор – «линейная схема», предложенная Ф. Энгельсом – он выявил схему экономического развития. Переход людей от присваивающей экономики к производящей.

4) Фактор власти. Происходит трансформация сущности власти от авторитета её носителя к авторитету должности.

5) Трансформация системы социальных связей от родоплеменных отношений к семейным. Семья – основа государства.

6) Изменение нормативного регулирования от универсального к дифференцированному, в котором в связи с возникновением государства возникает и право. Например, юридическая ответственность ® публичная казнь.

7) Демографический фактор. Формирование государства возможно лишь в тех демографических условиях, когда общество достигает значительного количества его членов, и эффективное управление этим обществом в рамках родоплеменных отношений не представляется возможным.

8) Духовный фактор. Формирование государства возможно лишь в условиях относительно высокой духовной культуры общества, способности этого общества воспринимать ценность государства.

9) Личностный фактор. Развитие государства у отдельных народов тесно связано с проявлением личных качеств правителя.

При формировании государства имеет значение не отдельный фактор, а их необходимая и достаточная совокупность в конкретных исторических общественных условиях.

Юридический факультет

Кафедра теории государства и права

И публично-правовых дисциплин

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Конспект лекций по дисциплине «Правоведение»

Общая часть

Раздел I. Основы государства

Тема 1. Причины возникновения государств

Современная наука, исходя из объективного материалистического понимания мироздания, объясняет происхождение государства как продукт внутренней эволюции общества. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многочисленных и разнообразных причин. Речь прежде всего идёт о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к закреплению государства как новой организационной формы жизни общества.

Государство появилось тогда, когда социальные и классовые противоречия объективно не могли быть примирены, а социально-экономическое развитие общества позволило содержать за счет населения особый аппарат управления для руководства ими.

Государство возникло по следующим причинам:

1. неолитическая революция – переход от собирательной к производительной экономике;

2. разделение труда, история их знает три:

Отделение скотоводства от земледелия;

Отделение ремесел

Появление купечества

3. рост производительности труда и появление излишек, дополнительного продукта (богатства);

4. появление частной собственности;

5. появление эксплуатации;

6. раскол общества на антагонистические страты (класса, группы).

Современная теория государства и права выделяет следующие пути образования государства:

1. Восточное государство (государство азиатского способа производства). Через расслоение общества. Одна малая община не могла построить каналы, поэтому общины стали объединяться, потом выделяется орган управления. Данная теория характеризует путь образования государства как естественный путь развития государства.

2. Европейское государство выделяют по основным направлениям создания:

Полисная система. Государства бассейна Средиземноморья (полисы, города-государства) становились центром для жителей, после роста «лишние» жители отправляются на новые территории, которые захватывали. Суть государства бассейна Средиземного моря – добровольное формирование государства, изначально демократическое. По мере укрепления власти – власть вождей усиливается, подчиненные – в повиновении, либо в зависимости, и власть перерастает в царства.

3. франкский путь, через налет, захват чужих территорий. Жителей захваченных территорий делали рабами, богатство отбирали и делили, города ставили на данные отношения. Например варвары распространили свою власть на территорию Галлии. Оставаясь надсмотрщиками франки оставили государственную верхушку, ассимилировались с местным населением (франкская знать, римская, галльская)

4. буржуазные, образовывались в результате революции, свержения монархии, например Нидерланды, Германия, Австро-Венгрия.

Распад крупных государств, СССР, др. империи.

Крах колониализма

Исходя из всех предпосылок и причин возникновения государств были сформированы различные подходы (теории) происхождения государства, среди них: теологическая теория происхождения государства получила свое распространение в средневековье, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть - вечна и незыблема, а зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Наделяя государство и государей (как посланники или наместники Бога на земле) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка и согласия. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства. Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства заботится о своих подданных, а те в свою очередь должны беспрекословно подчиняться и уважать его. Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные". К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя. Договорная теория происхождения государства, или Теория общественного договора получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед познания государства, так как порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных факторов (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе факторов субъективных. Теория насилия утверждает, что государство -это результат завоевоевания. Она состоит как бы из двух теорий - теории внешнего насилия и теории внутреннего насилия. Авторы теории внешнего насилия немецкий ученый К. Каутский и австрийский мыслитель Л. Гумплович. Эти философы утверждали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Оценивая теорию внешнего насилия, следует заметить, что она основана на ряде исторических фактов. Действительно, в истории человечества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим. Именно с помощью насилия образовались государства лангобардов, вестготов и др. Однако так процесс классообразования происходил далеко не во всех регионах мира (в частности, в Египте и Китае государство появилось “мирным” путем). К тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Завоевания одного народа другим происходили в условиях уже сложившихся протогосударственных и раннегосударственных структур. Авторство теории внутреннего насилия принадлежит Е.Дюрингу. По мнению Дюринга, государство возникает как результат насилия одной части общества над другой, большинства над меньшинством. Действительно, подобное явление в реальной жизни весьма распространено. Однако далеко не всегда государственная власть выражает интересы большинства населения. Органическая теория создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Появление этой теории во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Суть органической теории такова: общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного развития, а как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга и т. п.



Органическая теория в настоящее время не имеет распространения и с научной точки зрения несостоятельна. Представителями психологической теории происхождения государства являются русский ученый Л. И. Петражицкий (1867 - 1931) и французский ученый Г.Тард. Также данную теорию разрабатывал 3. Фрейд. Петражицкий определял общество и государство как совокупность психологического взаимодействия людей и их объединений. Мыслители полагали, что основные причины возникновения государства лежат в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях, психические переживания и склонности людей. Суть данной теории состоит в утверждении, что человек испытывает психологическую потребность жить в рамках организованного сообщества и принимать участие в коллективном производстве. Возникновение государства в этом случае – следствие психологического развития человека, становления своеобразных «правовых эмоций».Основателем расовой теории считается французский ученый Ж. А. де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и великий немецкий философ Ф. Ницше.Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые – «недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и т. д.) - слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы постоянно господствовали над другими.С позиций нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на низшие и высшие. Современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями.Расовая теория носит не научный, а политический характер: не случайно ее положения об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались фашистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время второй мировой войны.Классовая теория происхождения государства Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Функции государства - специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса.Социальное и имущественное расслоение обусловливают такие явления, как непрерывная классовая борьба, постоянные социальные конфликты. Родоплеменная организация, рассчитанная на монолитное единство людей, уже не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании новой властной организации и системы социальных норм, отвечавших изменившимся условиям, приводит к возникновению государства и права.Государство, по словам В.И. Ленина, возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены. Таким образом, государство представляет собой продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены.Государство по Ленину - это машина, аппарат для подавления одним классом другого. В свою очередь, право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Она приобретает государственный характер, поскольку правотворчество есть исключительная прерогатива государства.

1 Государство - это основное средство осуществления по­литической власти, центральный институт политической систе­мы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении - как институт господства, как но­ситель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении - как государственно оформленная всеобщ­ность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

В современной науке государство в узком смысле пони­жается как учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсою­зами и т. п.

Общие признаки государства.

Государства разных исто­рических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей сте­пени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою доста­точно размыты. Это следующие общие признаки.

1. Публичная власть, отделенная от общества и не совпа­дающая с организацией всего населения, наличие слоя профес - сионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родо-племенной организации, основанной на принципах само­управления.

2. Территория, очерчиваемая границами государства. За­коны и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровно-родственному, религиозному или какому-нибудь еще признаку, а на основе территориальной и обычно этниче­ской общности людей.

3. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В любом обществе имеется множество властей: се­мейная, производственная, партийная и т. д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит пра­во на издание законов и норм, обязательных для всего населе­ния.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения про­стирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, ка­ковыми являются жизнь и свобода, определяет особую дейст­венность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства: оружие, тюрьмы и т. п., а также органы: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Нало­ги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.

6. Обязательность членства в государстве и невозможность проживания вне государств. В отличие, например, от такой по­литической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения..

Определение общих признаков государства имеет не толь­ко научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект междуна­родных отношений. Лишь на основе обладания качествами го­сударства те или иные организации признаются субъектами ме­ждународного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выде­ляются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданст­вом), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от дру­гих организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникнове­ния и эволюции.

Причины возникновения государства.

Государство по­является в результате разложения родо-племенного строя, по­степенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ре­сурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

а) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального ор­гана - государства;

б) возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияния этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способ­ствовало классовому расслоению общества. В ходе историче­ского развития по мере стирания классовых противополож­ностей и демократизации общества государство все более ста­новится надклассовой, общенациональной организацией;

в) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и раз­витие государства несомненно. Однако его не следует абсолю­тизировать, упуская из виду другие, зачастую более важные факторы;

г) демографические факторы, изменения в воспроизводст­ве самого человека. Имеется в виду прежде всего рост числен­ности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упоря­дочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этниче­ски близких людей;

д) психологические (рациональные и эмоциональные) фак­торы. Одни авторы (Т. Гоббс) сильнейшим мотивом, побуж­дающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и иму­щество. Другие же (Дж. Локк) ставят на первый план разум лю­дей, приведший их к соглашению о создании специального ор­гана - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем их традиционные формы общежития. Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло по­влечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское государ­ство - США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие

Теории происхождения государства.

Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовла­дельческими государствами. Ее представители (в Средние века - Фома Аквинский, в наше время - Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти является боже­ственная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой тео­рии является вера в бога, божественное начало всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы,

храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универ­сального порядка, создателем и правителем которого является бог. Цель и оправдание государства - предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.

Одной из известных с древних времен является патриар­хальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, ко­торый объяснял происхождение государства разрастанием се­мьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государ­ственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, а он должен проявлять о них отеческую забо­ту. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отожде­ствляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх дол­жен заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, долж­ны повиноваться правителю.

По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, и чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность, созда­ли специальный аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы боль­шинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителям государства. Оно становится органом управления побежденными. В резуль­тате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

а) углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специаль­ную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных свя­зей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредото­чении их у определенных лиц и органов;

б) демографические факторы, изменения в воспроизводст­ве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регули-ровании взаимосвязей между людьми, проживающими на опре­деленной территории. Выделяются и некоторые другие факто­ры, влияющие на образование государства (географические, эт­нические и т. п.). Итак, возникновение государственности обу­словлено многими причинами, среди которых различные кон­цепции выделяют обычно одну в качестве определяющей. Госу­дарство возникает, существует и развивается как результат ус­ложнения экономической и социальной жизни, форма удовле­творения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

2 Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

    форму правления,

    форму территориального (государственного) устройства

    политический (государственный) режим. В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками :

1) это, как правило, единоличное правление ;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству ;

Выделяют две разновидности монархической формы правления : абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки :

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок . Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий . Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную . Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы , например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

3 Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Необходимо выделить следующие характерные признаки механизма государства.

Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

При помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом существует прямая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

В целом понятия «механизм» и «аппарат» государства являются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Таким образом, функции государственной власти реализуются посредством аппарата управления и принуждения, который называется государственным аппаратом. Наличие разветвленной системы государственных органов и организаций, как уже упоминалось выше, является основным атрибутивным признаком государства.

4 Правовое государство - это такая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека; гражданина, а также последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений с ее стороны.

Отличительные признаки правового государства:

1. Правовое государство, прежде всего предпо­лагает существование гражданского общества.

В современной интерпретации гражданское обще­ство - это общество с" развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отноше­ниями между его субъектами, независимое от госу­дарства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, по­литического, морального и культурного статуса, соз­дающих совместно с государством развитые право­вые отношения.

2. Разделение власти. Как известно, теория раз­деления власти исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти: законодательная, испол­нительная и судебная. Это препятствует сосредото­чению власти в руках одного лица или органа. В дан­ном случае каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не в состоянии вы­полнить. Законодательная власть - принимает зако­ны, исполнительная - обеспечивает их исполнение судебная - выносит на их основе решения, причем может привлекать к суду и членов за­конодательных органов, и членов правитель­ства как, частных лиц.

3. Верховенство права. Данный признак правово­го государства означает, что ни один государствен­ный орган, должностное лицо, общественная органи­зация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Государство, под­чиняясь Юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни Правовое государство. Любая попытка - го­сударственного органа ил и должностного лица выйти за Пределы права и поставить себя над людьми должна расцениваться как правонарушение. Верховенство права означает также, что государ­ство не вправе издавать законы, Противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспе­чивают естественные права человека.

4. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и Свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы госу­дарством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть законодательное закрепление условий, при котором возможно ограничение прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы, провозглашенные в конституции.

5. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без Существова­ния многочисленных политических организаций, пар­тий и оппозиции.

Таким обрезом, гражданское общество и право­вое государство представляют собой взаимопредполагающие и взаимодополняющие стороны (дина­мическую и статическую) правового общества. В этом обществе спонтанное и рациональное начало, свобода и порядок уравновешены и в подчинение универсальным нормам организовано таким образом, что не только не подавляет, а наоборот, способствует проявлению самостоятельно­сти и независимости человека, развитию его индиви­дуальности.

5 Понятие, признаки и сущность права

Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Сущность права - "крепкий орешек". Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть прежде всего регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.

Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

6 Источники права. Нормативно-правовой акт как основной источник права

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву функции, оно должно иметь свое внешнее выражение, которое называют источником права. В российской правовой системе обычно различают следующие источники права: правовой обычай; акт референдума; нормативно-правовой акт. Среди источников российского права наиболее важное место занимают нормативно-правовые акты. Нормативно-правовой акт - это выраженное в письменной форме решение компетентного органа, в котором содержится норма права. В числе нормативно-правовых актов следует назвать законы, декреты, указы, постановления, приказы, решения и т. п. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Так, согласно действующей Конституции России, предусматривается, что высший представительный и законодательный орган России - Федеральное Собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ в пределах своей компетенции принимают законы и иные нормативные акты.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты. Основанием данной классификации выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего нормативный акт. В зависимости от этого устанавливается строгая иерархия, определенная система расположения, соподчиненность нормативно-правовых актов. Закон - это акт представительного органа власти, изданный в установленном порядке, регламентирующий важнейшие общественные отношения и имеющий высшую юридическую силу. По юридической силе различают следующие законы: конституционные; текущие (обычные); чрезвычайные. Остальные нормативные акты издаются на основе и во исполнение закона - подзаконные акты.

Различают следующие подзаконные акты: указы; распоряжения; постановления; приказы; решения; инструкции. Подзаконные акты должны соответствовать закону. В случае противоречия подзаконного акта закону - применяется норма закона. В зависимости от органов, издавших тот или иной нормативно-правовой акт, а также от территории, на которую распространяется его действие, нормативные акты в федеративном государстве делят на две группы: федеральные и субъектов федерации (республика, край, область). Первые распространяются на всю территорию России. Вторые имеют юридическую силу на определенной территории. В случае расхождения федеральных нормативно-правовых актов с нормативными актами субъектов, первые имеют приоритет над вторыми.

государственный строй правовой

Причины возникновения государства

Период поздней первобытной общины характеризовался существенными качественными и количественными изменениями, способствующими дальнейшей эволюции первобытного общества в государственное образование. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем неизбежным установление социального неравенства и государства. Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития первобытного общества, на смену которой пришла эпоха перехода от общины к формированию государственных структур, так называемая эпоха “протогосударста”. Развитие этой формы было длительным и противоречивым процессом. В результате таких факторов как: трансформация первобытной общины в систему все более обособленных хозяйств; возникновением большой, патриархальной семьи; выделение ремесел; развитие товарообмена; углубление имущественного и социального неравенства; формирование частной собственности на орудия труда; появление различных форм эксплуатации; внешние территориальные войны и конфликты, увеличивались размеры социальных образований; общины все в большей степени из самостоятельных социальных единиц превращались в составные части формирующихся государств. Таким образом, в конце неолита в основном завершилось эволюционное развитие общества от низшей формы организации (первобытное стадо) к более высшей (государство), характеризующейся более высоким уровнем социальной организации и общественного сознания, уровнем развития экономики и производительных сил, наличием власти, подчинения и нормативного регулирования.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени - более миллиона лет - этапом истории человечества. В ученой среде сегодня нет единого мнения о том, когда возник древнейший человек (а вместе с ним и первобытное общество). Одни считают, что это произошло 1,5 - 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени ко времени более 2,5 млн. лет назад. (Подтверждением последнего являются находки в верхних слоях палеолита (древнекаменного века).

Также нет единого мнения и в вопросе периодизации первобытной истории, где параллельно существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизация.

Из специальных периодизаций наибольшую важность имеет археологическая, в основе которой лежат различия в материалах и технике изготовления орудий труда. Еще древнекитайским и древнеримским философам было известно деление древнейшей истории на три века - каменный, бронзовый (медный) и железный. В Х1Х - ХХ в. эпохи и стадии этих веков были типологизированы и научно разработаны. Каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором выделяют эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита. Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют «послепалеолитом» (а иногда не выделяют вообще). Заключительная эпоха каменного века - новокаменный век (неолит), в конце которого появляются первые орудия из меди.

Археологическая периодизация дает возможность хронологии первобытной истории. «Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит - 45-40 тыс., верхний палеолит - 12-10 тыс., мезолит - не ранее 8 тыс. и неолит - не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа».

Другим видом специальной периодизаций является палеоантропологическая, в основе которой лежит критерий биологической эволюции человека. Здесь выделяются эпохи существования архантропа (древнейшего человека), палеоантропа (древнего человека) и неоантропа (ископаемого человека современного вида).

Также заслуживает интереса подразделение первобытной истории на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями. (Так называемые «аполитейные первобытные общества» (АПО) и «синполитейные первобытные общества» (СПО).

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории, они не могут заменить общей (исторической) периодизации, разработка которой идет уже не одно столетие.

Первую серьезную попытку исторической периодизации предпринял в Х1Х в. американский этнограф Л. Г. Морган, использовав в своей работе «Древнее общество» установившееся членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и выделив в каждой из них низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя - с возникновения рыболовства и применения огня, высшая - с изобретения лука и стрел. В качестве критерия периодизации Л. Г. Морган выдвинул уровень развития производительных сил.

Периодизация Л. Г. Моргана была высоко оценена Ф. Энгельсом, который в то же время положил начало ее пересмотру. Обобщив периодизацию Моргана, он определил эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства - как время производящего хозяйства. Ф. Энгельс также подчеркнул качественное своеобразие низшей ступени дикости как своего рода периода «человеческого стада». Такое же качественное своеобразие высшей ступени варварства было показано им в особой главе («Варварство и цивилизация») его работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Последовавшие в дальнейшем теоретические разработки, применявшие уже в качестве критерия периодизации первобытной истории не уровень развития производительных сил, а различия в способе производства (в частности, в формах производственных отношений), привели к тому, что большинство исследователей сегодня придерживаются отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития первобытной общины:

Праобщина (первобытное человеческое стадо), или период

становления первобытного строя;

  • - раннепервобытная и позднепервобытная (раннеродовая и позднеродовая), или период зрелости первобытного общества;
  • - первобытная соседская (протокрестьянская) общины, или период разложения первобытного общества.

Исходя «…из наиболее устоявшихся точек зрения, эпохи общей (исторической) периодизации могут быть составлены с важнейшими звеньями археологических и палеоантропологических схем следующим образом.

«Первые люди, вероятно, жили стадами и, насколько наш взгляд может проникнуть вглубь веков, мы находим, что так это и было».

В эпоху праобщины «…люди жили малыми родственными группами в 20 - 30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место». Когда группа увеличивалась, возникали сложности в организации и питании. Если она слишком разрасталась, то некоторым семьям приходилось откалываться и отправляться на поиски новых земель - обычно в том же регионе. С этим не возникало никаких проблем, пока численность населения оставалась относительно небольшой, а свободной земли было вдосталь. Основным занятием и основными источниками пропитания людей в автономных локальных группах были охота, рыболовство и собирательство. Они требовали больших затрат времени, при этом собирательство давало относительно мало пищи, которая к тому же была низкокалорийной, а охота еще и была занятием опасным, зачастую сопровождавшимся жертвами, и не всегда удачным.

Людям приходилось вести непрестанную борьбу за существование: «…первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой».* Необходимость защищаться против врагов, помогать друг другу переносить житейские тяготы, наконец, просто выживать, служили побудительной причиной для соединения людей в родственные группы. Причем это единство ограничивалось только рамками кровного родства. «Наши дикие предки не признавали никакого братства, за исключением действительного единокровия, которое рассматривалось ими, как существующий факт. Если два человека не имели кровной связи, между ними не могло быть ничего общего». Узы родства были отправной точкой, связывавшей индивидов в коллектив.

Автономные локальные группы уже строятся по принципу семейных пар, хотя следует подчеркнуть, что парные союзы чрезвычайно непрочны.

Присваивающий характер экономики и вытекающая из него специфика потребления предопределяют целую совокупность фундаментальных принципов, на которых строятся отношения внутри группы.

Человек на этом этапе не мог обеспечить стабильного поступления пищи, достаточного для удовлетворения минимальных потребностей. Ритм потребления очень неравномерен. Периоды удачной охоты влекли изобилие пищи, которая не подлежала хранению. Зато потом могли следовать длительные периоды голодного существования. И в том в другом случае единственным выходом закономерно являлся принцип уравнительного потребления - иначе группа просто-напросто вымирала. Присваивающая экономика и вытекающее из нее уравнительное потребление накладывали соответствующий отпечаток на отношения внутри группы. Автономная локальная группа эгалитарна (уравнительна). Половозрастное деление внутри коллектива сказывалось на порядке потребления, вызывая определенные отклонения от принципа уравнительности, но это вовсе не зародыш социального неравенства, «…это неравенство иного плана, генетически восходящее к неравенству, известному и в мире животных».

Кто осуществлял в локальной группе функции управления, в чем они заключались и каков вообще механизм регуляции поведения членов группы?

До какого бы то ни было имущественного и социального неравенства еще очень далеко. Хотя нормы поведения и существуют - нет специальных, посвященных их соблюдению, основанных на принуждении, механизмов. Лидер в группе есть, но единственное, на что он мог опереться, был его авторитет (престиж), при помощи которого он и решал относящиеся к его компетенции вопросы жизни группы. Никаких других рычагов власти у него не было.

Значительным подспорьем в осуществлении лидером своих функций и, вероятно, основным регулятором, обеспечивающим надлежащее поведение членов группы, были сами условия существования. Индивид без коллектива был обречен на гибель, отсюда, боязнь самого сурового наказания - изгнания из коллектива - определяла конформность поведения отдельного члена. Но не только страх был движущим мотивом соблюдения внутригрупповых норм. Во главе иерархии ценностей первобытного человека лежал уже упоминавшийся престиж, который зависел от общественного мнения. Вообще, оценка коллективом индивида играла в тот период исключительно большое значение. Это было связано и с особенностями сосуществования экономических и социальных отношений. «...Экономические отношения в древних обществах... не являют собой особую и тем более детерминирующую сферу, а погружены в социальные отношения, составляя вместе с ними как бы единое целое».* Суть этого слияния экономического и социального - в существовании системы эквивалентного обмена, так называемой “реципрокности” (от лат. гесiргосо - двигать туда-сюда, возвращать обратно). Поскольку охота, добыча пищи оставалось делом индивидуальным, а потребление - коллективным, внесение в общий котел группы добытого продукта влекло за собой получение взамен вполне ценимых в тот период социальных благ, более того, социальных благ, стоявших на вершине пирамиды ценностей и выражавшихся в одобрении со стороны группы, в получении престижа. «Вождь должен был быть щедрым. Все что он имел или приобретал, вождь отдавал группе, получая взамен уважение и престиж».

Довольно непрактичный по нашим представлениям образ поведения являлся единственным способом выживания группы и, более того, впоследствии, на этапе появления избыточного продукта, сыграл одну из главных ролей в формировании обособленного слоя “управленцев”, в закреплении принципа централизованной редистрибуции (от лат. redistribuo- перераспределяю) совокупного продукта коллектива. Интересно отметить, что в рассматриваемый период развитие производительных сил не имело того значения для эволюции общественных форм, которое ему приписывалось в отечественной литературе. Скорее наоборот - главенствующую роль в этом смысле играло субъективное начало, заложенное в принципе меритократии (от лат. meritus - достойный и греч. kratos - власть), который создавал необходимые предпосылки для появления общественного продукта. Причины для возникновения последнего лежат в другой плоскости, но жажда лидером престижа - а отсюда, как следствие, появление на последующих этапах стремления к максимальному росту экономической функции коллектива - фактор исключительно субъективный.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.

В теории государства различают два основных концептуальных подхода относительно причин возникновения государства - классовый и экономический. Сторонники классового подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс и их сторонники) видят причину возникновения государства в расколе общества на классы, возникшего в результате социально-экономического развития общества и разделения труда, в то время как сторонники экономического подхода (А.В.Венгеров и др.) считают, что государство сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (ок. 4-3 тыс. до н. э.). Так или иначе, государство явилось высшим уровнем эволюционного развития первобытного общества и социального сознания человека.

Итак, причины возникновения государства выглядят следующим образом:

  • 1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
  • 2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;
  • 3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
  • 4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально - классовое расслоение общества.
  • 5) усиление публичной власти, формирование органов управления, а как следствие - создание государственного аппарата.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической -- божественная сила; в договорной -- сила разума, сознания; в психологической -- факторы психики человека; в органической -- биологические факторы; в материалистической -- социально-экономические факторы; в теории насилия -- военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Первые государства возникли 5–6 тыс. лет назад. Государство формировалось через стадии становления, явления «в себе» (государство-класс), явления «для себя» (государство-бюрократия), явления «для других» (государство-нация).

Существует большое количество подходов к описанию и осмыслению государства. Так, Конфуций считал государство «большой семьей», Платон – «справедливым человеческим космосом», Аристотель – простой совокупностью граждан, Гроций – союзом свободных людей для соблюдения права и общей пользы, Гоббс – верховной властью, сосредоточенной в одном человеке (или собрании) и сводящей все воления граждан в единую волю, Маркс – машиной для подавления одного класса другим, Гегель – земнобожественным существом и т.д. Только в XVIII в. государство стали понимать как совокупность институтов, обеспечивающих функционирование системы управления обществом.

Государство возникло и развивалось под воздействием целой совокупности факторов. В качестве основных можно назвать следующие:

1) Факторы, связанные с развитием общественного разделения труда. Управленческий труд выделился в специальную отрасль. Для повышения эффективности постепенно формировалась система учреждений, обладающих верховной властью, будущих органов государственной власти. Появляется также слой профессионалов-управленцев.

2) Экономические факторы. Возникновение частной собственности, классов, эксплуатации потребовало создания специфических норм, правил и структур, которые регулировали бы имущественные отношения. В некоторых странах образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества (например, в России).

3) Силовые факторы. Французские просветители XVIII в. доказывали, что создание государства было необходимо для защиты своей безопасности извне (от врагов), а затем – изнутри (от преступников). Формирование военных союзов из различных племен, активная завоевательная политика требовала создания вооруженной силы, которая является важнейшим элементом государства. С ее помощью необходимо было не только охранять собственную территорию, но и расширять ее пределы за счет других народов, а затем – поддерживать покорность как своих, так и порабощенных народов. Позднее военные отряды также обеспечивали бесперебойную торговлю и регулярную уплату налогов.

4) Демографические факторы. Произошедшие изменения в воспроизводстве самого человека – рост численности и плотности населения, переход от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений – также повышали потребность общества в регулировании взаимосвязей этнически близких людей, проживающих на одной территории, со стороны специально созданных для этого органов.

5) Психологические факторы. Существующие контрактные теории государства утверждают, что государство возникло под воздействием определенных потребностей и эмоций человека. Так, Гоббс считал, что сильнейшим мотивом, побудившим человека к созданию государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за свой дом, имущество, свободу и жизнь. Локк полагал, что только государство способно наилучшим образом обеспечить естественные права людей. Эти теории находят свое подтверждение исторической практикой (например, в Древнем Великом Новгороде существовала договорная система княжения, США создавались под воздействием теории общественного договора).

6) Антропологические факторы. Еще Аристотель обращал внимание на то, что человек как существо коллективное может жить только в рамках определенных форм общежития. Важнейшим фактором очеловечивания (антропогенеза) является развитие способностей согласовывать свои действия, организовываться, обеспечивать достижение целей. Государственная форма организации жизни людей связана с общественной природой человека и ее развитием.

7) Географические факторы. Географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородие земли – все эти и другие условия также влияли на процесс образования и развития государства.

Возникновение государства – закономерный результат стремления людей жить в цивилизованном, благоустроенном обществе. С XVI до XVII вв. государственные образования назывались по-разному: «княжеское господство», «городская община», «республика» и т.п. Н. Макиавелли стал использовать термин «stato» (лат. status – положение, статус) для обозначения государства. Сначала понятие государства закрепляется в Испании(«estado»), затем во Франции («etat»), чуть позднее в Германии («Staat»).

Понятие «государство» употребляют в широком и узком значениях. В широком смысле – это страна, расположенная на определенной территории и управляемая органами высшей власти. В узком значении – это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории.