Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Успение Богоматери. Описание картины Караваджо

Успение Богоматери. Описание картины Караваджо

Картина «Успение Марии» была написана Мике-ланджело да Караваджо в 1606 году, за четыре года до смерти художника. Вспыльчивый, дуэ-лянт и скандалист, человек, живущий безалабер-ной жизнью богемы, свободолюбивый ниспровер-гатель каких бы то ни было норм в жизни и ис-кусстве — таким был Караваджо, умерший три-дцати шести лет от роду, но сумевший за свою недолгую жизнь произвести целую революцию в искусстве.
Художник, выросший на земле Италии, не захо-тел принять ни традиций царствовавшего тогда маньеризма, ни доктрин рождавшегося академи-ческого классицизма.
Сознательный бунт против официальной церков-ной живописи с ее экзальтированно-чувственны-ми образами привел Караваджо к самому резко-му и беспощадному реализму. Художник был влюблен в здоровый облик жизни, в искренность простых людей.
В своем искусстве он был «одержим предметом», передачей его материальной, осязаемой «плоти». Он восхищался реальными формами мира, кото-рые воплощал в крепких, весомых массах, выле-пив их контрастной светотенью. Картина «Успение Марии», заказанная церковью Санта Мария делла Скала в Риме, не была при-нята, так как шокировала заказчиков своим принципиальным реализмом. Почти все предста-вители официальной живописи той поры называ-ли Караваджо «антихудожником», но, как пока-зало время, его обращение к жизни простого на-рода стало величайшим завоеванием искусства XVII века. В дальнейшем оно получило свое раз-витие в творчестве Веласкеса, Рембрандта и мно-гих других художников Европы. На картине Караваджо простертое тело мертвой Марии энергичной горизонталью пересекает всю композицию. Покойно лицо усопшей. Но этот непробудный сон отражается болью в сердцах простоватых и некрасивых апостолов, которые, собравшись у смертного ложа богоматери, так простодушно, по-плебейски печалясь, утирают слезы руками.
Только, пожалуй, алая драпировка, торжествен-но венчающая сцену, да то, что Мария написана как бы парящей в пространстве, намекают на многозначительность ситуации. В остальном же сцена представлена как земное событие, и, вжи-ваясь в атмосферу полотна, любой проникается сочувствием к горю людей, утративших дорогое существо; зритель может оценить глубину их чувств и величие этих грубых, поистине мужиц-ких, но полных внутренней духовной силы образов.
Герои «Успения Марии» полны скромной сосре-доточенности. Они полностью погружены в глу-бокое горе. Без позы и аффектации раскрывают персонажи Караваджо красоту своего нравственного мира. Их фигуры, спаянные в одну плотную массу, освещены резким светом, направленным как бы от зрителя на изображенную толпу. Конт-растная светотень, так называемая «тенебросо», резко моделирует каждый объем и вырывает из окружающего сумрака спокойное лицо усопшей, тонкую кисть ее левой руки, откинутой в сторо-ну. Свет лепит компактную фигуру сидящей Ма-рии Магдалины, образ которой списан, вероятно, с какой-нибудь крестьянки. Эта фигура восхища-ет энергией рисунка, психологической убедитель-ностью и пластической красотой. Кажется, что Магдалина на своих согбенных плечах держит всю массу композиции, и этот композиционный прием служит углублению эмоционального со-стояния сцены.
Простота и непосредственность в выражении скор-би, наполнившей души всех собравшихся у тела, четкость композиции, построенной в основном на системе чередующихся вертикалей, контрастная светотень — все это позволяет воспринять леген-ду как правдивую, жизненную драму. Каравад-жо не боится поставить зрителя лицом к лицу со смертью в ее самом реальном обличье. Но он уме-ет эту жизненно простую сцену возвысить до пре-дельно могучей монументальности.

(1605-06)
369x245 см Лувр, Париж

Этот алтарный образ заказал римский юрист Лаэрцо Черубини для семейной церкви Санта-Мария делла Скала. Подобно еще двум картинам Караваджо, полотно было отвергнуто священнослужителями по причине «недостойного изображения». Мария здесь показана действительно умершим человеком, а не прекрасной женщиной, как бы уснувшей перед тем как переместиться на небо (именно такого изображения требовали существовавшие каноны). На этот раз критика в адрес Караваджо была особенно яростной, что отмечено всеми биографами художника. Д. Бальоне пишет, что картину с возмущением отклонили, ибо Караваджо «изобразил тело Богородицы распухшим и с босыми ногами». Д. Беллори отмечает, что тело Богородицы выглядит «вздутым трупом обычной женщины», а Д. Манчини в своей книге приводит и вовсе невероятный факт - будто бы Караваджо писал фигуру Богородицы с трупа проститутки, утонувшей в Тибре (и этот факт подтверждают другие источники).

Образы великой печали

Персонажи
, окружившие смертное ложе Богородицы, являются учениками Христа.
Личность большинства из них не поддается точному определению.
Успение Марии не описано в Библии, но многочисленные апокрифы утверждают,
что рассыпанные по всему миру апостолы были чудесным образом
собраны в одном место, дабы провести рядом с Богородицей последние часы ее земной жизни.


Молодой человек , обхвативший голову руками, -
евангелист Иоанн, которому Христос, умирая на кресте,
поручил заботиться о своей матери.



Тело Богородицы
вытянуто на смертном одре.
Непритязательно одетая, с босыми ногами,
Она выглядит обычной мертвой женщиной, а не Царицей Небесной.

Неутешно рыдающая на переднем плане
картины женщина - Мария Магдалина.
Ее обычно упоминают, как человека, близкого к Богоматери.

Великий итальянский мастер Микеланджело да Караваджо , о его судьбе и работах мы говорим с богословом, экскурсоводом, руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофеем Китнисом.

Караваджо: жизнь и судьба

Тимофей, говорить в связи с Успением Божией Матери именно о Караваджо была Ваша идея. Почему Вы выбрали его работу?

Во-первых, он действительно великий художник, а во-вторых, у него интересная, довольно необычная судьба. Он был известен как гуляка, дуэлянт, скандальный человек, с одной стороны. А с другой – большинство его лучших картин посвящены библейским темам, и он вкладывал в них всю мощь своего таланта. О масштабе его дарования свидетельствует среди прочего и тот факт, что Караваджо не оставил ни одного наброска к своим картинам – вполне возможно, он обходился без них. Конечно, никто из искусствоведов не отрицает его таланта. Обычно о нем говорят, что он большой мастер, что он преодолел маньеризм, который главенствовал в живописи после Ренессанса…

А что такое маньеризм?

Это направление в живописи, расцвет которого пришелся на XVI век. Если говорить в общих чертах, то в самом названии отражена его суть: в сюжетах, технике много манерности, вычурности. Так вот Караваджо был ярким противником этого стиля. По характеру он был революционером. В работах он придерживался подчеркнутого реализма, все его герои – просто живые люди из плоти и крови, причем часто ему позировали люди из народа. Его работы порой поражают натурализмом. На эту тему существует множество легенд. Рассказывали, например, что когда он писал «Воскрешение Лазаря», то выкопал только что погребенное тело и заставлял двух своих помощников его держать – на манер того, как если бы его клали в гроб. А когда те отказались, то он даже якобы достал шпагу и начал им угрожать, что сейчас расправится с ними, если они ему не помогут.

Караваджо. Успение Марии

Неужели он действительно был на это готов?

Думаю, это всего лишь легенда. Но то, что в качестве натурщиков для библейских образов он приглашал людей, жизнь которых с точки зрения общества не была идеальной, – это факт. И ему это тоже ставили в вину.

Так что же говорили ценители живописи о работах Караваджо?

В его работах видели большой талант, но о содержании говорили, что плоть на них довлеет, а какое бы то ни было духовное измерение – отсутствует. Думаю, это несправедливо. Даже притом, что Караваджо без сомнения принадлежит к реализму, в его работах отражено нечто большее, чем земная человеческая жизнь.

А о каком периоде времени идет речь, когда мы говорим о Караваджо?

Давайте вспомним некоторые вехи его жизни. Начнем с того, что Караваджо – это не фамилия, это название небольшой деревни под Бергамо, где он родился. В то время это была частая история (например, Веронезе – тоже производная от названия города Верона). Настоящее имя мастера – Микеланджело Меризи. Он родился в 1571 году в уважаемой семье. Его отец, женатый, кстати, во второй раз, сумел дать сыну хорошее образование. Провинция, где они жили, где находится Караваджо и Бергамо, называется Ломбардия, ее славная столица – Милан. Этот город был известен своими художниками. Под влиянием одного из них – Леонардо да Винчи – Караваджо долгое время находился. Он был хорошо знаком с его работами, но самое большое впечатление на него произвела знаменитая фреска в трапезной храма Санта Мария дель Грация «Тайная Вечеря». Огромное впечатление на него произвела и школа венецианского мастера Тициана. Думаю, чтобы понять любовь Караваджо к телесности, нужно обратиться к традиции именно этого мастера. Но со временем, конечно, Караваджо выработал собственную манеру.

Как и у любого другого художника, у Караваджо был свой покровитель, состоятельный человек знатного рода, олигарх своего времени. Таковым был герцог Колонна. Это очень известная фамилия в Италии, ведущая свое начало с XI века. Колонна и Орсини, другой известнейший клан, – два вечно враждующих дома, вечные соперники, как Монтекки и Капулетти. В том числе, и соперники за папский престол. У герцогского рода Колонна очень интересный герб: собственно, колонна – и над ней корона. А дело в том, что их римский дом стоял рядом с колонной Траяна, отсюда и происхождение фамилии.

Караваджо вынужден был со временем оставить Милан. Характер у него был беспокойный. И хотя он довольно много времени посвящал живописи, получалось у него все сравнительно быстро. Так бывает: там, где более усердный, но менее талантливый трудится днями и ночами, другой художник справляется быстрее. В этом и плюс, и минус Караваджо, ведь у него оставалось достаточно времени для занятий, далеких от эстетики и духовности. Шумные компании, разгул… В итоге эта черта его характера, с которой он до конца жизни не мог справиться, принесла ему много бед. Были у него и минуты просветления… Скажем, есть одна его работа, которая называется «Больной Вакх», где он в аллегорической форме написал самого себя.

У Караваджо было несколько весьма плодотворных периодов творчества: миланский, затем римский, далее он переехал в Неаполь… Судьба сводила его со многими выдающимися людьми того времени. К примеру, у него была встреча с . А в другом случае, когда он попал в тюрьму, то познакомился там с .

В тюрьму он попал из-за убийства? Караваджо ведь однажды убил человека…

Нет, это более поздняя история, она относится уже к римскому периоду его жизни. И кстати, обстоятельства ее до конца не ясны. Во время игры в мяч между Караваджо и одним из его напарников по игре произошла ссора, в результате которой погиб человек. Был ли убийцей Караваджо? Сам он этого не отрицал, но что произошло – доподлинно не известно. По одной версии, художник слишком сильно метнул мяч, по другой – произошла схватка, во время которой Караваджо поразил соперника шпагой. Все это было вполне ожидаемо от человека с таким бешеным темпераментом, как у Караваджо. Но скорее всего, убийство не носило преднамеренного характера, это было трагическое стечение обстоятельств. Тем не менее, папа Павел V объявил Караваджо вне закона. Это означало, что любой человек, узнавший его на улице, обязан был взять его под стражу, а при оказании сопротивления даже мог убить. Наступил период странствий, скорбных скитаний мастера. Он путешествовал по разным городам Италии, одно время скрывался от гнева папы у своего покровителя Колонны… Потом он долгое время жил и работал на юге, в Неаполе. Там он создал несколько работ, которые посвящены . Ну а картину « » он написал для римской церкви Санта Мария делла Скала.

Караваджо: «Успение Марии»

Правда ли, что заказчик не принял эту работу?

Да, картина была отвергнута, причем с огромным скандалом. Про Караваждо после этого был распущен слух, что он человек безнравственный и абсолютно не понимает тему.

Материал по теме


Великий Праздник Успения Богоматери может показаться нецерковному человеку очень странным. Как можно параздновать чью-то смерть? Все у христиан как не «у людей», скажет кто-то. Для них радость то, что для других горе

Что же скандального в этой работе?

Для начала давайте вспомним, о каком событии идет речь. – это христианский праздник, общий для Восточной и Западной Церкви, когда, с одной стороны, вспоминается конец земного пути Пречистой Девы (« » значит уснуть, умереть). С другой стороны – в Успении подчеркивается не менее важная составляющая: Христос Сам приходит за Своей Матерью. На православных иконах этот момент изображается так, что Спаситель как ребенка держит на руках Ее молодую душу, пространство вокруг залито светом, скорбь растворяется в радости. В западной живописи праздник Успения изображается как Вознесение Пресвятой Богородицы – ангелы поднимают Ее на небо. Другой распространенный в живописи и скульптуре сюжет – коронация Божией Матери, Ее торжество на небе, когда Ее Сын, а часто и – Отец, Сын и Дух Святой прославляют Ее как Небесную Царицу, «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». То есть речь идет не столько о печальном событии смерти, сколько о воскресении, которое ожидает всех людей.

Что же из этого мы видим у Караваджо?

Давайте внимательно рассмотрим его работу. Прежде всего, здесь бросаются в глаза фигуры убитых горем апостолов, которые собрались вокруг ложа только что умершей . Божия Матерь изображена так, что тело Ее как будто пересекает холст. Она лежит в алых одеждах. С большим реализмом изображены руки: это руки человека, которого только-только оставила душа. Они безвольно обвисли. У Богородицы бледный лик, как будто после болезни, глаза закрыты… Все это – изображение скорее телесной стороны жизни, чем духовной. Чтобы подчеркнуть особую бледность Пречистой Девы, Караваджо использует алый цвет, типичный для своих работ. Далее, мы видим помещение, практически лишенное света: черный фон на холсте доминирует. Часть апостолов, которые пришли прощаться с Божией Матерью, находятся в тени. И действительно, кажется, что в этой картине только скорбь, и ничего от того светлого праздника , который отмечает Церковь, нет.

Тем не менее, есть несколько деталей, которые указывают и на другую, духовную сторону этого события. Например, чтобы подчеркнуть особую святость Богородицы, Караваджо увенчал Ее нимбом – только Ее, хотя и апостолы, и Мария Магдалина прославлены Церковью как святые. Далее, Божия Матерь изображена так, как будто Она только что умерла, но тело Ее не просто лежит… Если приглядеться: ложе различимо только у изголовья, а дальше – мы видим одежды апостолов, а постели нет. Возникает эффект, что Богородица как бы парит в воздухе.

Но главное даже не в этом. Давайте посмотрим на один выразительный момент, характерный для Караваджо. Это так называемая игра света и тени, воздух, который составляет очень важный скрытый план картины. Он есть во многих работах мастера, особенно на библейские темы (например, « », «Призвание »). Да, в «Успении» Караваджо нет изображения Христа, пришедшего за Божией Матерью. Да, мы видим людей, преисполненных земной скорби. Она всем знакома: все мы теряем близких и дорогих людей и в этот момент плачем. Это вполне понятная скорбь, ведь неестественна для человека, каждый из нас с детства противостоит самой мысли о ней. Есть люди, которые, даже повзрослев, стараются о ней не думать, что, кстати, неправильно, потому что смерть – это составляющая жизни и воскресения. Да, Караваджо мастерски показывает земную скорбь. Но приглядитесь: кроме нее, мы видим на холсте поток света, который уже прорвался в комнату, уже прорезал тьму.

Караваджо не напрасно признан одним из лучших мастеров живописи. Игра света и тени – одно из его ярчайших выразительных средств. Благодаря этому свету мы можем предположить, что произойдет мгновение спустя… Через секунду тело Божией Матери начнет приподниматься и устремляться к этому свету. Собственно, мы не знаем как, но именно это и произошло. Успение Божией Матери в духовном мире – это преодоление смерти, которое стало основной мыслью в творчестве художников с христианским мироощущением. Ведь это начало жизни вечной.

Кстати, вокруг праздника Успения Божией Матери у западных христиан сложилось много красивых традиций. Одна из них связана с Брюсселем, столицей Бельгии. Раз в два года на Успение главную площадь города здесь выкладывают цветами. Это очень красиво. И это символ не погребального венка – это именно цветы, которые символизируют победу жизни над смертью.

Но скажите, почему же заказчики не приняли эту работу?

Думаю, именно потому, что они не увидели на картине второго плана. Караваджо сознательно отошел от традиционных мизансцен, а разглядеть за подчеркнутым реализмом иную, эсхатологическую перспективу заказчики не сумели. Впрочем, они не отрицали мастерство исполнителя, ведь отрицать очевидное невозможно. Но с их точки зрения, с задачей Караваджо не справился: они увидели на картине смерть, но не увидели воскресения.

Кстати, судьба этой работы довольно интересна. Ее вернули автору со скандалом, про Караваджо говорили, что с ним не стоит связываться. И возможно, картина пропала бы, как это часто случалось тогда – затерялась бы где-нибудь на чердаке. Тем более, что у характер у мастера был беспокойный, жизнь бурная… Спас это полотно Рубенс, который в то время жил у известного покровителя искусств Винченцо Гонзага, представителя известного европейского рода, который был в родстве с Габсбургами и даже претендовал на трон императора Священной Римской империи. Рубенс порекомендовал ему приобрети эту отвергнутую картину, что и уберегло ее от гибели. Впоследствии она находилась в частных коллекциях. А сейчас ее место в Лувре, и все желающие могут ее увидеть.

Микеланджело Меризи, Караваджо

1605—1606 гг.

Музей Лувр, Париж

Картина была написана в 1606 году, за четыре года до смерти. Художник имел вспыльчивый и скандальный характер, был дуэлянтом и вел безалаберный образ жизни. Умер в тридцать шесть лет. Но сумел, за свою короткую жизнь произвести революцию в живописи и оставить нам неповторимые шедевры.

В день, когда Караваджо привозит законченную картину Кармелитам, которые и заказали ее для оформления своей церкви в Риме, они внезапно отказываются принять ее по причине непристойности. Но Рубенс, работающий в то время в Италии, при дворе Манту, советует своему меценату — принцу приобрести эту картину для частной коллекции.

Монахи ставят в упрек художнику то, что усопшая Мадонна слишком уж похожа на обыкновенный труп; впрочем, бытует мнение, что Караваджо использовал в качестве модели тело проститутки-утоп ленницы, распухшее и совсем белое.

Представлять Богородицу такой — это значило усомниться в том, что Мадонна вознеслась на небеса сразу после кончины. Изобразив косой луч света, пересекающий картину, мастер словно подчеркивает страдания и боль обступивших одро людей.

Богородица на холсте расположена так, как будто ее тело пересекает картину. Мадонна лежит в ярко-красной одежде. Очень реалистично изображение рук. Это, безвольно обвисшие, руки мертвого человека. У Богоматери безжизненное и бледное лицо, как будто она умерла от болезни, глаза закрыты.

Это – изображение телесной стороны жизни, но никак не духовной. Караваджо намеренно использует красный цвет, что бы подчеркнуть бледность Мадонны. За телом усопшей, мы видим комнату, практически лишенную света. Фоном картины служит черный цвет. Некоторые из апостолов, пришедших проститься с Богородицей, находятся в тени.

Но, в картине есть некоторые детали, которые говорят не только о телесной, но и о духовной стороне события. Над головой Мадонны сияет нибм. Этим Караваджо подчеркнул святость Богоматери. Мадонна на картине изображена так, вроде она умерла, но тело ее не просто лежит... Если присмотреться, то ложе есть только в изголовье, а дальше его нет. Так Караваджо создал эффект парения тела Богородицы в воздухе.

Караваджо не зря признан одним из лучших живописцев. Игра света и тени – его ярчайшее выразительное средство. Благодаря косому лучу света на картине, нам кажется, что через мгновение тело Мадонны начнет подниматься вверх и затем вознесется на небо. Не смотря на не признание картины современниками, Караваджо удалось показать преодоление смерти и воспеть начало вечной жизни.

Караваджо (настоящее имя Микеланджело Меризи да Караваджо) родился в Милане в 1571 году. После ученичества у Симоне Петерцано он приезжает в Рим. Художественными успехами он обязан не столько учителям, сколько своему безудержному темпераменту. В Риме он начинает работу как полуремесленный живописец, который дописывает отдельные детали в картинах признанных мастеров. Недюжинное дарование художника было замечено кардиналом дель Монте, его первым покровителем и меценатом. С помощью кардинала Караваджо получает первый крупный общественный заказ - роспись боковых стен в капелле Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези. Роспись была закончена в 1600 году. Работа не удовлетворила заказчиков из-за необычайного по тем временам натурализма изображения. Но, несмотря на неодобрение первой крупной работы, Караваджо сумел заявить о себе как о художнике нового направления в живописи. Вслед за росписью последовал ряд престижных заказов. В своих ранних произведениях Караваджо привносит в итальянскую живопись понятие «жанр», ранее свойственный только художникам Нидерландов. Но в отличие от голландцев, Караваджо мало интересует то, что происходит или должно произойти, для него интереснее сами уличные типы -гадалка в белом тюрбане, щеголеватый юноша в шляпе с перьями и им подобные. Переломным моментом в жизни художника стало убийство, случайно совершенное им в ссоре, разгоревшейся во время игры в карты. Караваджо вынесли смертный приговор, и он был вынужден бежать из Рима. Дальнейшая жизнь художника проходит в странствиях; он всюду чувствует себя чужим, всюду у него столкновения с врагами, его часто привлекают к суду то за драку, то за оскорбительные стихи, то за ссору с квартирными хозяевами. После бегства из Рима он находит убежище в Неаполе, где за несколько месяцев создает ряд алтарных образов, среди которых знаменитая «Мадонна с четками». В 1607 году он уже на Мальте; там помимо других работ Караваджо пишет «Усекновение головы Иоанна Крестителя», единственную картину, хранящую подпись автора. 1608 год он проводит на Сицилии, в Сиракузах, в Мессине и Палермо, где опять много работает и создает ставшие знаменитыми алтарные композиции. В октябре 1609 года художник вновь возвращается в Неаполь и в июле следующего, 1610 года умирает на побережье Порта Эколе.

Творчество Караваджо оказало колоссальное влияние на развитие итальянской, да и всей живописи в целом. Стиль, привнесенный им в искусство, получил название «караваджизм» и стал одним из определяющих в итальянской живописи XVII века. Приемы, выработанные в жанровой живописи, он применяет и в религиозных композициях, причем «святость» в этих произведениях у него начисто отсутствует. Для художника ничто не важно, кроме сильных тел и материальных предметов, которые можно взять в руки, к которым можно прикоснуться. В своих поздних работах, в период странствий, он все больше погружается во мрак. Живопись становится темной и поразительно напряженной.

Картина «Смерть Марии» - одно из последних произведений художника. Видимо, под влиянием церковной живописи Рима Караваджо обращается к сложной многофигурной композиции. Картина со своей жестокой прямотой стала буквальным воспроизведением жизни. Это, наверное, одно из самых трагических произведений в коллекции Лувра. Телесная реальность смерти, подчеркиваемая текущим из глубины картины резким светом, шокировала всех. Монастырь кармелиток, по заказу которого исполнялся этот образ, отказался от картины еще до окончания работы. По совету Рубенса это полотно пополнило коллекцию герцога Мантуанского, надолго став объектом подражания для других художников. Потом картина попала к Карлу I Английскому, позднее, во время революции, была куплена неким банкиром, а после его банкротства приобретена Людовиком 14 и таким образом оказалась в Лувре.