Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Характеристика описание картины весна боттичелли по плану. «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения

Характеристика описание картины весна боттичелли по плану. «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения

Это произведение написано великим итальянским художником, представителем Эпохи Возрождения, Сандро Боттичелли (в реальности Алессандро ди Мариано ди Вепи) в 1482 году. Как совсем недавно выяснилось, картина предназначалась как подарок ко дню свадьбы могущественного в то время представителя знатного и богатого клана Лоренцо Медичи. И художник, взявшись за выполнение заказа, имел представление о предполагаемых размерах, сюжете и местоположении картины.

В настоящее время «Весна» экспонируется в знаменитой на весь мир флорентийской галерее Уффици, занимая достойное место среди других шедевров итальянских мастеров, таких как Рафаэль, Джорджоне и Тициан.

Сюжет картины живописцу навеяли весьма распространенные тогда произведения Лукреция и Овидия. Глядя на полотно, всплывают знаменитые строки из «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и... Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, ... Шествует Флора-мать…

Как точно подчеркнул и художественно облек в образы на картине Венеру, Меркурия, Зефиру и Флору Боттичелли! Именно с этой картиной теперь неразрывно связаны персонажи Лукреция. Из поэмы «Фасты» появились еще персонажи: Хариты и Хлорида. Воображение живописца облекло бесплотные вымышленные образы античных поэтов во вполне реальных героев картины.

Главной и непререкаемой персоной картины является Венера – богиня любви и благоугающих садов. Ее поза: склоненная чуть набок голова и поднятая вверх рука, как бы одобряют происходящие действия на картине, лицо задумчиво. Значимость Венеры подчеркнута скрытой символикой богини: переплетением деревьев и мирты, образуя арку над ее головой, над головой изображен Амур – ангел-младенец, пускающий стрелы любви.

Слева от Венеры, взявшись за руки, танцуют Хариты: Талия, Аглая и Ефросина. Изящность и привлекательност ь этих богинь радости и веселья подчеркивают грациозные позы в движениях танца и тончайшие ткани, окутывающие их фигуры. Художник умело подчеркнул красочность слияния танцующих дев. Воздушность картине придает эффект невесомости изображенных персонажей – кажется, будто они парят над землей или едва касаются.

Несмотря на обилие черных тонов, произведение не кажется мрачным и угрюмым. Чернота земли показывает обильность чернозема, тем более поражает обилие цветущих растений, разбросанных Боттичелли по всему полотну. При подсчете оказалось, что их число приближается к 500! Апельсиновые деревья склоняются под тяжестью спелых плодов. Все дышит весной и пробуждающейся природой!

В настоящее время искусствоведы ищут разгадку – какой смысл вкладывал живописец в свою картину? Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры. Многие теории предполагают мифологичность – ведь на полотне изображены античные персонажи в цветущем саду. Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то, что будущий жених имел много побочных связей.

Но сколько бы ни было споров и трений, это нисколько не умаляет значимости и красоты «Весны» знаменитого Боттичелли.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Боттичелли, Весна

    Шествие Весны (картина Боттичелли)

    Сандро Ботичелли. "Весна"

    «Неизвестный Боттичелли»

    Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, анализ картины

    Субтитры

    Мы смотрим на одну из величайших картин Сандро Боттичелли - и на одну из самых загадочных, «Primavera». Что значит «Весна». В центре мы видим Венеру в своей священной роще, она смотрит прямо на нас. Фигуры на переднем плане разошлись, чтобы Венера могла свободно смотреть на нас, а мы - на неё. И может, даже могли бы войти в это пространство. Деревья вокруг неё расходятся, чтобы показать нам небо, так что вокруг неё образуется даже своего рода нимб. Действительно, такой полукруг. Вообще-то, я читал, что это почти архитектура, почти как купол апсиды, и это напоминает нам, что обычно в период Ренессанса мы в таком оформлении видим Деву Марию, в церкви, но здесь у нас природный или мифический контекст, и Венера. Да. То есть, это и есть эпоха Ренессанса. Одно из его определений - это возрождение античной греческой и римской культуры, и здесь мы видим художника, который взял языческую тему, тему Венеры, и другие элементы из античной мифологии Греции и Рима. Да. Много фигур из античной Греции и Рима. Именно. Слева мы видим трёх граций. Давайте немного расскажем о том кто это. Этот сюжет был очень популярен в скульптуре Рима, для скульптора это была возможность показать человеческое тело сразу с трёх сторон, так что вы создаёте копии фигуры и слегка поворачиваете каждую из них, чтобы её можно было увидеть со всех сторон. А у левого края мы видим Марса, бога войны. Он отложил оружие. В её саду ему спокойно. Кому не было бы спокойно в её саду? Вы только посмотрите. Сад сказочно красив. Мы не знаем, что именно делает Марс. У него в руках палка. Может, он отталкивает облака, которые приходят слева. В раю всегда солнечно. Конечно. А справа мы видим ещё три фигуры, Зефира - бога ветров, который... Вот эта синяя фигура. Да, эта синяя фигура. Он похищает Хлориду, видите, у неё изо рта выходит веточка с листьями, и она сталкивается с соседней фигурой, это фигура Флоры. Может быть, это один и тот же персонаж. Другими словами, похищение Хлориды может происходить с Флорой. А что делает здесь Флора? Видите, она тянется к своей сумке, полной цветов, которые она роняет, как бы сеет в ковёр трав под ногами. В конце концов, это Primavera. Это весна. Весна. Да. Есть это ощущение плодородной природы. Есть ещё одна фигура, сын Венеры, чуть выше неё, с повязкой на глазах. Это Купидон, который вот-вот выпустит свою стрелу в одну из ничего не подозревающих граций. И, конечно, он не знает, в кого попадёт, но мы можем догадаться. Как обычно у Боттичелли, мы видим фигуры вытянутые, невесомые, стоящие в довольно невозможных позах. То, чего мы обычно не ждём в искусстве Ренессанса. Это, на самом деле, противоречит многим традициям, о которых мы знаем применительно к ХV веку. Эта картина не концентрируется на линейной перспективе. Есть немного воздушной перспективы, это видно в некоторых элементах пейзажа, между деревьями, но за этим исключением это очень фронтальная картина. Это практически фриз, и на нём показан, как мы думаем, буквально набор идей. Историки искусства не знают толком, какие выводы сделать из этой картины. Мы искали тексты, к которым она может отсылать. В любом случае, это, на самом деле, неважно тысячам людей, которые приходят ею любоваться, да и для меня, потому что она невероятно прекрасна. И может, именно потому, что у неё нет чёткого значения, нам в ХХI веке проще её оценить по достоинству. Здесь есть много элементов, которые, на мой взгляд, просто прекрасны. Посмотрите, например, на пышные складки ткани, в которую одеты грации. Или на эти кисточки. Они прекрасны. Меня особенно восхищает то, как руки граций соединяются в трёх местах, создавая прекрасную сложную картину, это очень красиво, это праздник для глаз, игривый и отражающий своего рода сложное представление о красоте. Один из возможных способов толкования этой картины - это особого рода неоплатонический трактат, своего рода размышления о разных возможных видах красоты. Сама Венера удивительно красива. Она слегка склонила голову на бок, она придерживает рукой ткань, делает жест другой рукой и смотрит прямо на нас. И очень сложно удержаться и не захотеть присоединиться к ней в её саду. Subtitles by the Amara.org community

История создания картины

Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный . Картина висела над софой, называемой летуччо. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр » (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Учитывая то обстоятельство, что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани, исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Такие подарки были в то время обычным явлением . В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина, и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.

Источники

Первым источником для Боттичелли являлся фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей »:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом .

Из него на картине появились: Венера , Флора , («Венеры крылатый вестник») и Зефир .

Следующие четыре персонажа Боттичелли взял согласно отрывку из поэмы Овидия «Фасты» (Книга 5. 3 мая. Флоралии):

195 «Флорой зовусь, а была я Хлоридой…

Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,

Он полетел за мной: был он сильнее меня…

205 Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,

И на свой брачный союз я никогда не ропщу.

Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:

В зелени все дерева, вся зеленеет земля.

Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…

Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,

Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»

Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,

Я никогда не могла: нет и числа их числу…

Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,

220 Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои .

Описание

На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковёр»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).

Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.

Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду , это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле .

Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем . Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».

Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.

Интерпретации

Существует огромное количество версий относительно интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.

Философские версии связаны с неоплатонизмом . Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано , с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии . Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas) . В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия – вверх.

Различные мифологические версии трактуют изображённый сад на картине как сад Гесперид , в качестве источника рассматривают Апулея , и тогда вместо Венеры говорят о Исиде , вместо Меркурия говорят о Марсе , и т. д.

Религиозные версии исходят из того, что на самом деле речь идёт о Мадонне, а сад представляет собой Hortus conclusus . По одной версии, правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая – как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре – любовь к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.

Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци . Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д.

Есть и экзотические версии, в которых игнорируются литературные и исторические источники. Их сторонники считают, что в картине зашифровано некое послание. Например, восемь персонажей картины рассматриваются как ноты: Зефир соответствует «до», Хлорида – «ре», и так далее, а Меркурий – опять «до», но на октаву выше. Другая версия построена на соответствии Флора – Флоренция, в этом случае каждый персонаж – это итальянский город. Имеются сторонники алхимии, астрономии и т. д.

История картины

Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры » Вазари , он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью.» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.

В 1815 году она попала в запасники Уффици, её высоко не оценили, и в 1853 отправили в Академию для изучения молодыми художниками. Вернулась она в Уффици в 1919 , таким образом, на протяжении около 400 лет её мало кто видел, и лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году картина подверглась реставрации. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици.

Галерея

Сандро Боттичелли. Весна. 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мало, кто знал о «Весне» Боттичелли целых … 450 лет!

Сначала она хранилась у потомков Медичи. Потом попала в Галерею Уффици. Но … Вы не поверите – она пролежала в запасниках 100 лет!

И только в начале 20 века ее выставили на всеобщее обозрение благодаря тому, что ее разглядел известный искусствовед. Это было начало славы.

Теперь это один из главных шедевров Галереи Уффици. И одна из самых известных картин .

Но «прочесть» ее не так просто. Вроде она про весну. Но здесь немало персонажей.

Зачем их столько? Почему Боттичелли не изобразил одну девушку в образе Весны?

Попробуем разобраться.


Сандро Боттичелли. Весна (с расшифровкой). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Чтобы легче было прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:

Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц – МАРТ.

Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины.

Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения.

Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.

Как и с людьми, так и с божественными созданиями он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.

2. ХЛОРИДА

Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.

Флора (в девичестве – Хлорида) о замужестве не жалела. Хоть и взял Зефир ее в жены против воли. Видимо девушка была меркантильной. Ведь стала она гораздо могущественнее. Теперь не только за цветочки отвечала, но вообще за всю растительность на Земле.


Франческо Мельци. Флора. 1510-1515 гг.

Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.

Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле.

Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа … ведь у Амура завязаны глаза.

А попадёт Амур скорее всего в одну из Граций. Которая уже загляделась на молодого человека слева.


Сандро Боттичелли. Весна (фрагмент). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли здесь не оригинален, изобразив трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.

«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!

7. МЕРКУРИЙ

Меркурий, Бог торговли, разгоняет своим жезлом тучи. Что ж, неплохая помощь Весне. К которой имеет отношение через свою мать, плеяду Майю.

Именно в ее честь древние римляне дали месяцу название «Май». А самой Майе приносили жертвы 1 мая. Дело в том, что отвечала она за плодоносность земли. А без этого никак в предстоящее лето.

Почему же тогда Боттичелли изобразил ее сына, а не саму Майю? Она между прочим была прелестна – старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр.


Сандро Боттичелли. Меркурий (фрагмент картины «Весна»). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Не смогу точно ответить. Но мне нравится версия о том, что Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего ряда.

Все-таки Весна – это зарождение жизни. А без мужчин в этом процессе никак (по крайней мере во времена художника). Ведь недаром он изобразил всех женщин беременными. Заложить весной плодородие – главное.


Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г.

А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Над головами героев – апельсиновое дерево. Которое и цветёт, и плодоносит одновременно. Не только на картине. Оно и вправду так может.

Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

А чего только стоит ковёр из пятисот реально существующих цветов! Это просто цветочная энциклопедия какая-то. Осталось только названия на латыни подписать.

Итальянцы философствуют не только в трактатах, во всем, что касается полета человеческой мысли. Большинство картин, написанных художником – послания для всех, кто интересуется творчеством великого мастера ренессанса Алессандро Боттичелли .

About konobella

Светлана Конобелла, писатель, публицист и сомелье Итальянской Ассоциации (Associazione Italiana Sommelier). Культивист и реализатор разнообразных идей. Что вдохновляет: 1. Все, что выходит за рамки общепринятых представлений, однако почитание традиций мне не чуждо. 2. Момент единения с объектом внимания, например, с грохотом водопада, восходом в горах, фужером неповторимого вина на берегу горного озера, горящим в лесу костром, звездным небом. Кто вдохновляет: Те, кто создают свой мир, полным ярких красок, эмоций и впечатлений. Живу в Италии и люблю ее правила, стиль, традиции, так же как и "ноу-хау", но Родина и соотечественники навсегда в моем сердце. Редактор портала www..

Посещая галерею Уффици во Флоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичел­ли. Чем же так примечательна эта картина, создан­ная художником более 500 лет назад в 1478 году? Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философ­ский смысл. Движение в картине устремлено справа – нале­во. В верхнем правом углу картины видна голубо­вато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это - символ ветра. От его полета согнулись стволы деревьев. Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины, и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами. Эту девушку, в длинном расшитом цветами платье, с худощавым лицом и венком на золотых волосах часто называли Вес­ной. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.

Три фигуры понадобились Боттичелли для живописной иллюстрации мифа.

Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зе­фир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т.е — о весеннем цветении природы. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слета­ют цветы, покры­вая мелким узором ее подол. Следующая справа фигура - это уже пре­вращенная Хлорис, в ее новом облике. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Вы­шитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.

Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.

Об этом свидетельствует парящий в воздухе Амур (ее сын) с луком и огнен­ной стрелой. Живописно расступившиеся полукругом деревья, заполняющие фон картины, также показы­вают, что здесь располагается смысловой центр картины художника. Скло­нив голову, Венера смотрит в сторону зрителя, благословляя опекающим жестом правой руки группу Граций. Жест привлекает к себе внимание, за­ставляя лучше ощутить ритмическую па­узу в центре картины и направляет взгляд дальше влево.

Венера и ее спутницы Грации символизируют второй месяц весны - апрель.

Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Последний персонаж картины художника - Меркурий (крайняя фигура слева). Он — частый спутник Граций, поскольку символизирует разу­м и красноречие, а также является творцом искусств. В древнеримском календа­ре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Он назван так в честь матери Меркурия - Майи. Месяц считался концом весны и началом лета. Может быть, поэтому Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам.

Мир, отраженный в живописи Боттичелли, необычен и загадочен.

Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ров­ным. А просвет среди деревьев, вол­нообразной полосой проходящий через всю кар­тину, в правой части ее показывает небо там, где ожидалось бы увидеть продолжение поверхности луга. Возможно, Боттичелли сознательно отка­зался от ренессансной перспекти­вы, ради усиления ощущения чуда.

Композиционный ритм «Весны» Боттичелли довольно сложен.

Фигуры расположены волнообразно. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево, и почти нет горизонталей. Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погружаясь в созерцание Меркурия. Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Таким образом, в живописи усиливается ощущение созерцательности, благодаря чему в картине художника появляется более важная, чем положенная в ее основу аллегория - тема духовной жизни. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Фло­ры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) - все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию, наряду со скромностью ее одежд можно понять и как предпочтение в человеке материального — духовному.

Картина Боттичелли была написана для одного юноши из семьи Медичи, самой влиятельной во Флоренции.

Вероятно, она должна была способствовать укреплению привязанности к существовавшим в то время нравственным идеалам Образ Венеры в картине Боттичелли символизирует не только любовь и красоту, но и «гуманитас» - достойную принадлежность к человечеству человечность. К тому же, слово «грация» в итальянском языке относится, наряду с красотой, к доброте и милосердию.

«Весна» тесно связана с культурой Италии XV века. Движения ее персонажей напоминают танцы того времени. По своей тематике и выбору действующих лиц она перекликается с костюмированными шестви­ями, проходившими во Флоренции каждую весну. Поэтому ее смысл, аллегории и символизм были понятны в ту эпоху.

Но было в живописи картины и такое содержание, воспринять которое были способны лишь наиболее образованные современники Боттичелли.

Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Но, это не единственное повторение в картине. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого божества Венеры; считали, что Грации - это она сама. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня; одну из Граций в XV веке в Италии часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считался богом ветра и в этом качестве назывался Зефиром! Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа. Один из них олицетворяет ветер, дух и разум другой - любовь, природу и цветение.

Один и тот же дух слетает на землю, становясь силой любви, влекущей к постижению и сотворению цветущей красоты мира, и он же обращается к небесам (Меркурий, разгоняет жезлом облака и среди них ищет волшебный плод). Круг замыкается, чтобы повториться сначала. Разум выступает в картине «Весна» в союзе с любовью - началом и основным источником познания, согласно учению флорентийских философов, современников Боттичелли.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
««Весна» Боттичелли» А. Баранова М, 1978 г.