Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Особенности литературы второй половины 20 века. Периодизация русской литературы второй половины XX века

Особенности литературы второй половины 20 века. Периодизация русской литературы второй половины XX века

Реферат на тему:
Литература второй половины ХХ века.

Во второй половине XX в. изменяется общественная культурная атмосфера в мире. Смягчение климата, бурное развитие науки и техники отразились на всех сферах жизни и искусства. Важным событием 60-х годов стал выход человека в космос, что заставила мир задуматься над судьбой цивилизации. С освоением космического пространства человечество начало связывать новые проекты преобразования действительности. У.эко назвал 60-е годы "пробуждением от тяжелого сна с кровавыми картинами и сценами многочисленных убийств". Однако миру не удалось решить все свои проблемы. Духовное возвышение заступил трагизм угрозы экологического кризиса и ядерной катастрофы. Крупнейшим событием конца XX в. стал крах социалистической системы, что привело к изменению географических и экономических границ, поисков новых принципов сосуществования различных государств; этот процесс идет нелегко, что связано со сложностью изменения общественных форм и сознания, однако главный результат XX ст. - осознание человечеством пагубности насилия во всех его проявлениях и взаимозависимости всех на планете.
Мировой прогресс второй половины XX в. определился прежде всего развитием западной цивилизации, что имела как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, люди получили современную технику, улучшились условия жизни, а с другой - цивилизация начала поглощать личные интересы, негативно влияя на моральный
состояние общества. Усиливается общая отчужденность, действительность превращается "на механический театр марионеток, где режиссером выступила госпожа Машина" (А. Камю). Урбанизация приводит к обезличивание человека, который чувствует себя "очень неуютно в холодном Вселенной"(У.эко).
Конец XX в. вызвал беспокойство у многих представителей культуры. Отчужденность человека, изменение общественных устоев, бурное развитие цивилизации, отказ от прежних идей поставили новые вопросы: что будет с человеком и миром, куда идет общество, как восстановить моральные ценности? Поэтому центральным явлением литературного процесса второй половины XX в. стал переход к постмодернизму, который философ А.М. Фуко назвал "болезненным ребенком литературы конца возраста, полон дурных предчувствий, катастрофичности, страха перед действительностью".
Постмодернизм (лат. past - приставка, означает преемственность; фр. moderne - современный, новейший) - общее название очерченных в последние десятилетия тенденций в искусстве, главными чертами которых является показ разрушенной сознания, деформированной действительности, душной атмосферы эпохи.
Явившись в 1917 году, срок распространился в конце 60-х сперва для обозначения стилевых течений в архитектуре, направленных против безликой стандартизации и техницизма, а вскоре - в литературе и живописи. Популярности постмодернизма способствовали рассуждения философов Ж.Дерріди, Ж.Батея, Ж.- Ф.Ліотара.
На Западе появление постмодернизма была обусловлена преимущественно исчерпаемостью индустриального общества - возникновением мультинациональных монополий, компьютерной цивилизации, угрозой экологической и ядерной катастроф, а также необходимостью обновления модернизма. В литературах стран Восточной Европы, по мнению украинского литературоведа Г. Сиваченко, это явление, кроме того, возникло и как одна из немногих возможностей для писателя сохранить собственную художественную и человеческой позиции, отстоять, хотя бы таким образом, собственный взгляд на мир в условиях мощного политического и идеологического прессинга.
Постмодернизм - явление достаточно широкого масштаба, что возникает на основе тотальных технологий и идеологий, однако не ограничивается их отрицанием. Мысль философа Ж.Бодрійяра о том, что реальность "агонизирует", стала крылатой среди постмодернистов. А.-М.Фуко еще в 60-х годах выдвинул вопрос: "не умерла уже сам человек?"
Герой литературы постмодернизма - человек, потерялась в повседневном бытии, потеряла связь со Вселенной, остро переживает свою отчужденность и потере духовных ориентиров. Она не ведает, куда идти, во что верить, даже о чем думать и что чувствовать, поскольку ее мысли и чувства здеформовані под влиянием трагической действительности. Постмодернизм в образно-символической форме воспроизводит общей абсурд жизни, разрыв социальных и духовных связей в мире, падение человечества в бездну, где нет шансов на спасение.
Произведения постмодернизма отличаются особой поэтикой. Автор взаимодействует с текстом, как с целым миром. Понимание "текста мира" приводит многочисленные реминисценции, подчеркнутую цитатность, которые, с одной стороны, воспроизводят действительность в разбитых образах прежней культуры, а с другой - напоминают о необходимости объединить "разорванные куски реальности" в целостную картину, найти потерянную связь между событиями, мыслями, чувствами.
Чрезвычайной актуальности в литературе постмодернизма вступил прием эстетической игры. Игра писателей с реалиями повседневности и литературными архетипами (прообразами) нарушает глубинные связи, вместо морального подоплеку - плазма бездуховности. Во многих произведениях жизнь предстает страшным театром, каким-то апокалиптическим карнавалом. Литературная игра дает возможность переосмыслить действительность, более того - переиграть определенные ситуации,чтобы найти ответы на сложные вопросы. А когда игра сочетается со смехом, она превращается в противостояние общем абсурда. Известный теоретик и практик постмодернизма итальянский ученый и писатель У.эко считает, что, "когда уже прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоты, его следует-переосмыслить иронично, без наивности", избавляя человека от ужасного страха бытия.
Сюжет в постмодернистских произведениях, как правило, распадается на большое количество микро-сюжетов, отступлений, комментариев и т.д. Текст является своеобразным коллажем мыслей, чувств, ситуаций, реминисценций; Цель такого "роздрібнювання" рассказа - показать потерю целостности в самой действительности, дисгармонию существования человека в мир. Однако все мікросюжети объединяются в творческом воображении рассказчика. Он предстает как Создатель и одновременно как персонаж большей, чем "текст", реальности - жизнь. Писатель надеется, что личность сможет преодолеть свою отчужденность и стать объединяющей силой не только в "тексте", но и в мире.
Характерной чертой постмодернизма является сочетание комического и фантастического. Пародия, гротеск, художественное предвидение помогают авторам овладеть логикой абсурда, заглянуть за грань реального, противопоставить сплошном хаоса "смех жизнь".
Нередко представители постмодернизма применяют элементы различных направлений и течений - реализма, натурализма, "потока сознания", экспрессионизма, сюрреализма и др., которые активизируют поиск средств борьбы с трагичности бытия.
Постмодернизм - это сложный и многомерный движение современной мысли, ее своеобразная реакция на изменения в мировой цивилизации. По словам американского исследователя Дж.Гассана, это "усилия понять наше историческое современное, постичь взаимовлияние языков", знания и власти в нашу эпоху, объединить и поддержать реальные категории нашей экзистенции". По мнению Г.Сиваченко, постмодернизм - это в значительной степени осознанная работа с другой материей, пространством культуры, что является категорией не менее реальной.
Постмодернизм развивается в жанрах фантастической притчи, романа-исповеди, антиутопии, рассказы, мифологической повести, социально-философского и социально-психологического романа и др. Жанровые формы могут сочетаться, открывая новые художественные структуры. Признанными "мастерами постмодернизма является У.эко, Кобо Абэ, Д.Фаулз, І.Кальвіно, В.П"єцух, А.Бітов, Ю.Андрухович и др.
Во второй воловині XX в. активизируется жанр научной фантастики, который в своих лучших образцах сочетается с прогностикой (прогнозами на будущее) и антиутопией. Писатели-фантасты пытаются осознать общие тенденции развития цивилизации, показать влияние научных достижений на жизнь человека, предупредить об опасности превращения личности в "винтик" государственной машины, об ответственности человечества за судьбу Вселенной. Фантастический рассказ все больше получает символико-аллегорическое характер, содержит широкие философские обобщения (Дж. Ацдайк, К.-А.Портер, Дж.-Р.Толк"єн, Р.Шеклі, Р.бредбери, С.Лем, А. и Б.Стругацькі и др.).
В этот период в прозе, поэзии, драме усиливается тенденция к углублению интеллектуализма.
Интеллектуализм (лат. intellectus - ум, познания, intellectualis-умственное, рассудительный) - условное название стилевой доминанты произведения или литературного течения, рода, жанра, связанных с ощутимым преимуществом интеллектуально-розмислових элементов образного мышления над эмоционально-чувственными.
Интеллектуализация литературы второй половины XX в. проявляется в усилении внимания к сложных философских проблем (человек и мир, природа и цивилизация, техника и культура, прогресс и мораль и т.п.), а также в склонности персонажей, рассказчика, лирического героя к умственных рефлексии, самоанализа, в разбивке драматизма процесса мышления, в тяготении к определенных умственных абстракций. Развитие и противоборство идей, понятий становится движущей силой сюжета. В этот период интеллектуализм определил развитие притчи, философского романа, драмы идей, философской лирики.
В предвоенное время возникает, а после Второй мировой войны активно развивается экзистенциализм. Экзистенциализм (от лат. existentiel - существование) - направление в философии и течение модернизма, в которой источником художественного произведения есть сам художник, что выражает жизни личности, создавая художественную действительность, которая раскрывает тайну бытия вообще.
Источники экзистенциализма содержались в трудах немецкого мыслителя Xix в. Э.-С.К"єркегора. Теория сформировалась в трудах немецких (м. хайдеггер, І889-1976; Ясперс, 1883-1969) и французских (А.Камю, 1913-1960; Ж.-П.Сартр, 1905-1980) философов и писателей. М. хайдеггер считал, что искусство нельзя анализировать, интерпретировать, его нужно только переживать. Правда, которую несет произведение, всегда субъективна и индивидуальная, ибо реальность поддается в художественном произведении "отрицанию", она "преодолевается", подтверждая активность сознательного и подсознательного в художника. Эти положения по-разному развивают представители экзистенциализма. Для Г.Марселя характерно несколько мистическое понимание этих постулатов, для Ж.-П.Сартра - социально-политическое. Ясперс понимал искусство как способ формирования у человека потребностей свободы, прежде всего политической.
Экзистенциализм в художественных произведениях отражает настроения интеллигенции, разочарованной социальными и этическими теориями. Писатели стремятся понять причины трагической неустроенности человеческой жизни. На первое место выдвигаются категории абсурда бытия, страха, отчаяния, одиночества, страдания, смерти. Представители этой философии утверждали, что единственное, чем обладает человек, это ее внутренний мир, право выбора, свобода воли.
Экзистенциализм распространяется во французской (А.Камю, Ж.-П.Сартр и др.), немецкой (Е.Носсак, А.Деблін), английском (А. Мердок, В.Голдінг), испанском (М. де Унамуно), американской (Н.Мейлер, Дж.Болдуїн), японской (Кобо Абэ) литературах. В Украине проявился в 1920-х годах в творчестве Пидмогильного, позже - в наследстве І.Багряного, Т.Осьмачки, Барки, В.Шевчука и др.
Во второй половине XX в. развивается "новый роман" ("антироман"), который, по мнению Д.С.Наливайка, возникает как отрицание экзистенциализма.
Антироман - жанровая разновидность современного французского романа 1940-1970-х pp.
Термин впервые ввел Ж.-П.Сартр в предисловии к роману Н.Саррот "Портрет неизвестного" (1947). Представители этого жанра (Н.Саррот, А.Роб-Грийе, M Бютор, К.Симон и др.) воспроизводили разорванное сознание лица, состояние ее чувств и впечатлений. В антиромані нет "отраженной действительности", комфорта, сюжетных коллизий, завязки или развязки, нет героя; его мотивированных поступков, эмоций. В эстетике антироману важное место занимают приемы безгеройної и безфабульної рассказы. Каждый из писателей использует свою манеру письма, прибегая то к изображению мистической власти вещей над людьми (А.Роб-Грийе), то к "напіврозмовй", потока сознания, внутренней диалогичности подсознательного (Н.Саррот), то к мозаики восприятий, схоплень, размышлений (М.Бютор). Противопоставляя себя мастерам классического романа в аспекте описания современного человека и ища новых средств выразительности, "новые романисты" достигли немалого мастерства, однако некоторые писатели, как Ф.Соллерс, Ж.Рікардо, потерпели творческой поражения, отказавшись от показа духовного мира человека.
Значительным явлением театрального авангарда второй половины XX в. с так называемый "театр абсурда". Цепь термин получил распространение, благодаря монографии английского литературоведа М.Ессліна ("Театр абсурда" - 1961). М.Есслін объединил драматургов второй половины XX в. за определенными типологическими признаками, а именно: отсутствие места и времени действия, разрушения сюжета и композиции, иррационализм, парадоксальные коллизии, сплав трагического и комического. В драме "театра абсурда" ничего не происходит, а то, что творится, - абсурдно и непонятное, - оказывается неизвестно почему и ради чего. М. Есслін, вводя новый термин, подчеркивал, что само понятие абсурда относительно явлений современной драматургии не умещается в его словарное значение "бред" или "ерунда". Оно имеет глубокий нравственно-философский смысл, и "театр абсурда" следует рассматривать не как нечто отрицательное, а как отражение существенных духовных тенденций нашего времени, от созидания состояния современного человека, находящегося в разладе с миром, природой, другими людьми, с самим собой.
Самыми талантливыми представителями "театра абсурда" является С.Беккет, Е.Йонеско, Е.Олбі, М.Фріш, С.Мрожек, Г.Грасс, Дж.Релбер, А.Копіт и др., хотя сами драматурги отрицают свою принадлежность к какой-либо направления или школы. Разные исследователи неоднократно делали попытку "изобретения" нового срока по явлений, которые кроются за понятием "театр абсурда". Среди них: "театр возмущение" (Р.Брустайн), "театр протеста и парадокса" (Дж.Веллворт), "театр насмешки" (Е.Жакар) и т.д. Неопределенность срока, впрочем, не отрицает устоявшихся тенденций в современной драматургии, которая продолжает поиск новых путей в искусстве.
Заметным явлением в мировом процессе второй половины XX в. стал "магический реализм".
"Магический реализм" - направление, в котором органично сочетаются элементы действительного и воображаемого, реального и фантастического, бытового и мифологического, вероятного и таинственного, повседневного бытия и вечности.
Наиболее развился в латиноамериканской литературе (А.Карпент"єр, ж. амаду, Г.Гарсіа Маркес, М.Варгас Льоса, М.Астуріас и др.). Особую роль в творчестве этих авторов играет миф, который выступает основой произведения. Художник, пытаясь осмыслить многообразные явления (реальные, культурные, сознательные, подсознательные и др.), стремится к универсальности своих образов и создание общей модели бытия. Классическим образцом такого метода является роман Г.Гарсіа Маркеса "Сто лет одиночества" (1967), где в мифически-реальных образах воссозданы историю Колумбии и всей Латинской Америки.
По мнению А.Карпент"єра, специфику латиноамериканского "магического реализма" предполагает приверженность писателей в барочных форм, которые позволяют создать удивительный и яркий мир, "где соединились все расы и культуры и встретились все эпохи". Авторы пытаются осмыслить исторический ОПЫТ человечества в широком мифологическом и культурном контексте, не сосредоточиваясь на отдельных фактах или событиях, а освещая общие тенденции духовной и общественной эволюции.
Во второй половине XX в. развивается и традиционный реализм, который приобретает новых признаков. Изображения индивидуального бытия "все больше сочетается с историческим анализом, что обусловлено стремлением художников осознать логику социальных законов (Г.Белль, Е.-М.Ремарк, В.Биков, Н.Думбадзе и др.). В художественной прозе заметное место занимает философская и политическая публицистика.
Усложняются средства построения сочинения: в повествовании переплетаются различные временные и пространственные планы, события разворачиваются в разных направлениях. Нередко используется композиционный принцип контрапункта - сочетание относительно независимых сюжетных линий, которые развиваются с неодинаковой скоростью и не всегда последовательно (Б. Пастернак, В. Фолкнер и др.). Этот принцип помогает писателям воспроизвести многогранность современной эпохи.
Заметное стремление реалистов до широких обобщений, что проявляется в изображении событий разных стран и народов от глубокой древности до наших дней. Мир как будто получает утраченную целостность в воображении писателей, которые тяготеют к воссоединению реальных связей и отношений (Ч.Айтматов, Э и др.). Однако синтетизм повествования часто нарушается - и в содержании, и в композиции, и в стиле произведения, удостоверяющий отсутствие гармоничного единства в окружающей действительности.
Как отметил О.Звєрєв, реалистическая литература XX в. отбила распад Вселенной на отдельные миры, показала драматизм существования человека, у которого не осталось "другого реализма личной жизни - одинокого, ужасного, безнадежного, но все-таки настоящего" в загадочном и таинственном бытии.
Таким образом, литературный процесс второй половины XX в. определяется прежде всего переходом от модернизма к постмодернизму, а также мощным развитием интеллектуальной тенденции, научной фантастики, "магического реализма", авангардистских явлений и т.д. В общем искусство второй половины XX в. отличается особым драматизмом, но, как писал Э, "надежда приходит ниоткуда, и в этом ее сила". В литературе последнего времени высказываются надежды на возвращение мировые утраченных идеалов, восстановления нарушенных связей, преодоление отчужденности.

Вопросы и задания
1. .Визначте условия появления постмодернизма в странах Западной и Восточной Европы.
2. Назовите главные признаки постмодернистских произведений.
3. Как вы понимаете формулу "мир как текст" и "текст как мир"? Объясните на примере прочитанных произведений.
4. С какой целью представители постмодернизма используют литературную игру?
5. Назовите модернистские течения, которые продолжают развиваться в 50-90-е годы, а также новые.
6. Что такое "магический реализм"? В творчестве которых писателей он представлен?

Литература
1. Зверев А. XX век как литературная эпоха //Вопросы литературы. - 1992. - № 2.
2. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура //Новый мир. - 1992.-№2.
3. Носов В. Литература и игра //Новый мир.- 1992.- №2.
4. Сиваченко Г.М. Постмодернизм и словацкая проза 70-80-х годов //Вопросы литературоведения. - Черновцы,- 1996. - Выпуск 3 (60).
5. Дискуссия о постмодернизме //Вопросы литературы.- 1991.;- № 11-12.
6. Николенко О.Н. Современная антиутопия. - Харьков; 1996.
7. Литературоведческий словарь-справочник. - К., 1997. "

Жанровое своеобразие русской литературы второй половины 20 века.

Исторический роман (Алексей Толстой «Петр 1»)

Русская автобиографическая проза XX века связана с традициями отечественной литературы прошлого, в первую очередь с художественным опытом Л. Толстого

На воспоминаниях о детстве построены некоторые книги Астафьева. Объединяет их предельная искренность авто ров, исповедальность. В повестях Астафьева 1960-1970-х годов главным героем являлся мальчик, подросток. Это относится и к Ильке из «Перевала», и к Толе Мазову из «Кражи», к Витьке из «Последнего поклона». Общее у названных героев - их раннее сиротство, столкновение с материальными трудностями в детстве, повышенная ранимость и исключительная отзывчивость на все доброе и прекрасное.

Деревенская проза ведет свое начало с 50-х годов. У ее истоков - очерки В. Овечкина («Районные будни», «Трудная вес на»). Как направление в литературе деревенская проза сложилась в период оттепели и просуществовала около трех десятилетий. Она прибегала к разным жанрам: очеркам (В. Овечкин, Е. Дорош), рас сказам (А. Яшин, В. Тендряков, Г. Троепольский, В. Шукшин), по вестям и романам (Ф. Абрамов, Б. Можаев, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин).

Появление песенной лирики в период войны.

Песня «Священная война» - важнейшая роль в истории войны. Фактически заменила гимн Россию Почти вся песня состоит из призывов, обращенных к человеку. Ритм – марш. Цель – вселить в людей веру.

Михаил Исаковский.

Для его произведений характерен лиризм – его интересует внутренний мир человека на войне.

«В лесу прифронтовом» - начинается стихотворение с полного слияния человека с природой. Осенний вальс объединяет людей с разных уголков планеты – мотив единения. Они объединены воспоминаниями о мирной жизни. Защита Родины ассоциируется с защитой любимой женщины.

«И каждый знал: дорога к ней лежит через войну».

Развитие публицистики. Появление публицистический рассказов и очерков.



Темы, идеи, проблемы русской литературы второй половины 20 века.

Советская литература появилась после 1917 года и приобрела многонациональный характер.

1.Военная тема.

Две тенденции в изображении войны: масштабные произведения эпического характера; писателя интересует конкретный человек, психологический и философский характер, истоки героизма.

2.Тема деревни. (Шукшин) - Рассказ Солженицына «Матренин двор», рассказывает нам о последствиях этого страшного эксперимента для русской деревни.

Деревня военных и послевоенных лет. Писатели чувствуют скорую гибель деревни. Нравственная деградация.

Деревенская проза ведет свое начало с 50-х годов. У ее истоков - очерки В. Овечкина («Районные будни», «Трудная вес на»). Как направление в литературе деревенская проза сложилась в период оттепели и просуществовала около трех десятилетий. Она прибегала к разным жанрам: очеркам (В. Овечкин, Е. Дорош), рас сказам (А. Яшин, В. Тендряков, Г. Троепольский, В. Шукшин), по вестям и романам (Ф. Абрамов, Б. Можаев, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин).Особую тревогу вызывал культурный уровень жителей деревни. Писатели акцентировали внимание общества на формировании в подрастающем поколении чисто потребительского отношения к жизни, на отсутствии тяги к знаниям и уважения к труду.

3.Нравственно-этическая и философская тема (Проблема алкоголизма, как способа уйти от действительности)

4.Проблема человека и природы (Астафьев)

5.Проблема социального быта (Трифонов)

6.«Возвращенная литература» («Доктор Живаго»)

7.Сталинская литература (Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)

8.Постмодернизм – реакция на недовольства людей.

"Другая литература" 60-80-е годы (А. Битов, С. Сколов, В, Ерофеев, Л. Петрушевская)

Другой представитель этого направления, Виктор Ерофеев, объясняет использование пародии как форму протеста против не то что недостаточного, а абсолютно неверного нашего представления о человеке.

3) Жанровое своеобразие литературы военных лет.
Наиболее продуктивными жанрами прозы первых двух военных лет были статья, очерк, рассказ. Им отдали дань практически все писатели: А.Толстой, А.Платонов, Л.Леонов, И.Эренбург, М.Шолохов и др. Они утверждали неизбежность победы, воспитывали чувство патриотизма, разоблачали фашистскую идеологию.
А.Н.Толстому принадлежит более шестидесяти статей и очерков, созданных за период 1941 -1944 гг. (”Что мы защищаем”, “Родина”, “Русские воины”, “Блицкриг”, “Почему Гитлер должен потерпеть поражение” и др.). Обращаясь к истории Родины, он стремился убедить современников в том, что с новой бедой Россия справится, как это не раз было в прошлом. “Ничего, мы сдюжим!” – таков лейтмотив публицистики А.Толстого.
Л.Леонов также постоянно обращался к национальной истории. С особой остротой он говорил об ответственности каждого гражданина, ибо только в этом видел залог грядущей победы (”Слава России”, “Твой брат Володя Куриленко”, “Ярость”, Расправа”, “Неизвестному американскому другу” и др.).
Центральной темой военной публицистики И.Эренбурга является защита общечеловеческих ценностей. Он видел в фашизме угрозу мировой цивилизации и подчеркивал, что против него борются представители всех национальностей СССР (статьи “Казахи”, “Евреи”, “Узбеки”, “Кавказ” и др.). Стиль публицистики Эренбурга отличался резкостью красок, внезапностью переходов, метафоричностью. При этом писатель умело сочетал в своих произведениях документальные материалы, словесный плакат, памфлет, карикатуру. Очерки и публицистические статьи Эренбурга составили сборник “Война” (1942-1944).
Военный очерк стал своеобразной летописью войны. Читатели на фронте и в тылу жадно ждали новостей и получали их от писателей.
К. Симонов по горячим следам написал ряд очерков о Сталинграде. Ему принадлежат описание боевых операций, портретные путевые очерки.
Сталинград стал главной темой и очеркового творчества В. Гроссмана. В июле 1941 г. он был зачислен в штат газеты “Красная звезда” и уже в августе выехал на фронт. Всю войну Гроссман вел записи. Его суровые, лишенные патетики сталинградские очерки стали вершиной развития этого жанра в годы войны (”Направление главного удара”, 1942, и др.).
Публицистика оказала влияние и на художественную прозу. Поскольку большинство рассказов, повестей, немногочисленных романов тех лет строилось на документальной основе, авторы чаще всего уходили от психологических характеристик героев, описывали конкретные эпизоды, часто сохраняли фамилии реальных людей. Так в дни войны появилась некая гибридная форма очерка-рассказа. К этому типу произведений можно отнести рассказы “Честь командира” К. Симонова, “Наука ненависти” М. Шолохова, сборники “Рассказы Ивана Сударева” А.Толстого и “Морская душа” Л. Соболева.
И все же среди прозаиков военных лет был писатель, который в это суровое время создавал художественную прозу столь яркую, необычную, что о нем стоит сказать особо. Это Андрей Платонов.
Первый рассказ о войне он написал еще до фронта, в эвакуации. Отказавшись от работы в Военмориздате, Платонов стал фронтовым корреспондентом. Его записные книжки и письма позволяют сделать вывод о том, что любая фантазия оказывается беднее той ужасной правды жизни, которая открывается на войне.
Понять прозу Платонова невозможно, игнорируя его понимание войны и творческих задач писателя: “Изображать то, что, в сущности, убито, – не одни тела. Великая картина жизни и погибших душ, возможностей. Дается мир, каков бы он был при деятельности погибших, – лучший мир, чем действительный: вот что погибает на войне – убита возможность прогресса”.
Интересные рассказы создали в годы войны К.Паустовский,
A. Довженко. Многие писатели тяготели к форме цикла новелл (”Морская душа” Л.Соболева, “Севастопольский камень” Л.Соловьева и др.).
Уже с 1942 г. стали появляться первые повести. Писатели обращались к конкретным случаям, имевшим место при защите Москвы, Сталинграда, других городов и сел. Это давало возможность крупным планом изобразить конкретных людей – участников боев, защитников родного дома.
Одной из самых удачных книг периода войны является повесть B. Гроссмана “Народ бессмертен” (1942). Сюжет опирался на конкретные факты. В повесть вошла потрясшая Гроссмана в августе 1941 г. картина гибели Гомеля. Наблюдения автора, изобразившего судьбы встреченных на военных дорогах людей, приближали повесть к жизненной правде.
За событиями войны Гроссман, стремившийся создать героический эпос, увидел столкновение идей, философских концепций, истинность которых определяет сама жизнь.
Например, описывая гибель Марии Тимофеевны, не успевшей уйти из деревни до прихода врагов, писатель дает нам возможность пережить вместе с нею последние мгновения ее жизни. Вот она видит, как враги осматривают дом, шутят друг с другом. “И опять Мария Тимофеевна поняла своим обострившимся до святого прозрения чутьем, о чем говорили солдаты. Это была простая солдатская шутка по поводу хорошей еды, попавшейся им. И старуха содрогнулась, вдруг поняв то страшное равнодушие, которое фашисты испытывали к ней. Их не интересовала, не трогала, не волновала великая беда семидесятилетней женщины, готовой принять смерть. Просто старуха стояла перед хлебом, салом, полотенцами, полотном, а хотелось есть и пить. Она не возбуждала в них ненависти, ибо она не была для них опасна. Они смотрели на нее так, как смотрят на кошку, теленка. Она стояла перед ними, ненужная старуха, для чего-то существовавшая на жизненно необходимом для немцев пространстве”.
А потом они “переступали лужу черной крови, деля полотенца и вынося другие вещи”. Сцену убийства Гроссман опускает: ему не свойственно подробно рассказывать о таких вещах, живописать смерть.
Происходящее исполнено подлинного трагизма. Но это не трагизм растерзанной плоти, а “трагизм идей”, когда старая женщина с достоинством готова принять неминуемую смерть. Ее унижает не только само присутствие врага на родной земле, но и его отношение к человеку. Фашисты воевали против целого народа, а народ, как доказала история, как доказывал в своей повести В. Гроссман, действительно бессмертен.

XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ

Литература второй половины XX в.

Литература второй половины XX в. почувствовала на себе влияние двух только что завершенных мировых войн. Полмира лежало в руинах, количество человеческих жертв измерялось миллионами. Человечество не могло оправиться от шока преступлений германского нацизма и советского сталинизма...

Вторая мировая война расколола мир на два «полюса»: социалистический лагерь, возглавляемый СССР, и капиталистический лагерь, лидером которого стали США. Конечно, такая политическая, экономическая и культурная «двухполюсности» мира не могла не сказаться на развитии культурного и литературного процесса. Если в СССР и странах социализма усиленно насаждался социалистический реализм, то на Западе преобладало раВНОобразие векторов культурно-литературного развития.

Конечно, начало второй половины XX в. ознаменован осмыслением горького опыта мировых войн (особенно Второй мировой войны и движения Сопротивления фашизму). В Германии (стране, откуда гитлеризм начал свой кровавый поход) таким осмыслением занималась литература расчета с прошлым. Ярким явлением этой литературы является творчество уже знакомого вам немецкого писателя Генриха Белля. Вспомните тяжелые размышления анонимного героя рассказ «Путник, когда ты придешь в Спа...» над тем, а за что же, собственно, он воевал и за какие идеалы его искалечена? Такие размышления не ограничиваются одним-единственным персонажем - над ними размышляли миллионы бывших солдат вермахта и других немцев, которые увидели позорное поражение гитлеровских амбиций и претензий на мировое господство. Еще одним из немецких писателей, которые разрабатывали подобную тематику, был выдающийся драматург Бертольт Брехт. В своей драме «Жизнь Галилея» он поднимает острую проблему ответственности ученого за свои открытия. Должен ли ученый служить любой власти, тем более той, которая может использовать его открытие на зло другим людям? Ведь не забывайте, что эта драма писалась во времена, когда перед человечеством встали новые, неслыханные ранее угрозы. Стоит вспомнить хотя бы ужасы ядерного пожара, мгновенно унесла жизни десятков тысяч жителей Хиросимы и Нагасаки, а ядерное оружие разрабатывали не какие-то полуграмотные невежды, а интеллектуалы, ученые, высокообразованные специалисты. И разве от этого легче матерям, дети которых сгорели в ядерном пламени? К Чернобыльской трагедии 1986 г. было еще почти полвека, но писатель поставил «диагноз», и нельзя не отдать должное дару этого провидца, который еще в те годы предупреждал: «Атомная бомба и как техническое, и как общественное явление - это конечный результат научных достижений и социальной несостоятельности»...

Размышления над тем, что такое человек и мир в ситуации, когда все традиционные фундаментальные идеалы западной цивилизации (гуманизм, вера в человека («Венец творения - человек»), ее ум, в научно-технический и общественный прогресс и т. д.) были если не полностью разрушены, то поставлены под сомнение, возникает такое явление, как философия экзистенциализма.

Показательным является то, что самые выдающиеся философы-экзистенциалисты XX в. были одновременно выдающимися писателями. Такая ситуация напоминала времена Просвещения, когда литературные гении - Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др. - в то же время были выдающимися философами: художественной литературы они пропагандировали и распространяли свои идеи. В середине XX века. такое сочетание тоже, конечно, было неслучайным, ведь именно в это время на первый план выходит аллегоричность, інакомовність, параболічність литературных произведений.

И вообще, применение параболы, аллегории, притчи - излюбленный прием писателей второй половины XX ст. Так, французский писатель-экзистенциалист Альбер Камю в своем известном романе «Чума» вроде бы изобразил эпидемии этой страшной болезни в городе Оране. На самом деле, есть десятки ассоциаций («фашизм - коричневая чума»), намеков (черный дым, словно дым крематориев концлагерей), предосторожностей (бацилла чумы никогда не исчезает, как не исчезает и опасность повторения фашизма) свидетельствуют о глубинном інакомовний пласт, подтекст этого литературного шедевра.

Один из французских философов-экзистенциалистов и одновременно известный писатель Жан Поль Сартр заявил: «Экзистенциализм - это гуманизм». Даже в аллегорическом романе А. Камю «Чума» есть прямое авторское признание: «Люди больше заслуживают восхищения, чем на пренебрежение». И в то же время у автора оказывается мужественная позиция сопротивления злу, поскольку, по авторскому свидетельству, смысл романа заключается и в освещении «борьбе европейского Сопротивления против фашизма» (очень важно, что и сами писатели-экзистенциалисты принимали участие в движении Сопротивления фашистам).

Інакомовлення, притчеподібність присущи и творчеству известного американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Именно глубокий философский подтекст (знаменитый принцип «айсберга») присущий многим его произведениям, в том числе и повести «Старик и море». По внешним простым рисунком (старый Сантьяго поймал, но не смог уберечь рыбу) скрытый такой ассоциативный ряд, что количество комментариев этого произведения несколько раз превзошла его объем.

Со второй половины XX в. в мировой культурное пространство активно входит художественная литература Японии. Благодаря переводам западные читатели читают произведения японских авторов. Начиная с 1945 г. Япония твердо стала на курс либерально-демократических реформ, которые способствовали ее стремительному политическому, экономическому и культурному возрождению и росту («японское чудо»), продолжаются и сегодня. Сразу после окончания войны были сняты все идеологические запреты и диктати и уже в конце 1945 г. было организовано новые литературно-периодические издания, началась публикация произведений, написанных «в стол» во время войны такими выдающимися мастерами слова, как Танидзаки Дзюнъитиро, Наоя Сига.

На вторую половину 1940-х - 1950-е годы приходится деятельность двух значительных литературных группировок «Сенгоха» («послевоенное» - аналог французского литературного группировки «после войны»), возникло в январе 1946 г. вокруг журнала «Кіндай бунгаку» («Литература новой эпохи»). Писатели этой группировки выступали за возрождение и демократизацию литературы, пытались отделить литературу от политики и сориентировать ее на традиции отечественной и современной западной модернистской литературы. Ведущими темами творчества писателей «послевоенной группы» стало осуждение войны, показ страданий, которые она приносит, судьба «маленького человека», обманутой ложными идеалами прошлого. С деятельностью этой группировки связан вступление к литературе одного из виднейших представителей послевоенного японского литературы Кобо Абэ. В конце 1950-х - 1970-е годы в японской литературе появляется большое количество автобиографических, бытовых, детективных, исторических произведений, а также произведений, которые характеризуются углубленным изучением психологии человека (Ясунари Кавабата, Юкио Мисима, Кэндзабуро Оэ и др.). Художественный арсенал писателей этого времени составляют в основном приемы авангардистской литературы.

В 1968 г. японский писатель Ясунари Кавабата (1899-1972) становится первым Нобелевским лауреатом в области литературы за успехи в области литературного творчества. Кавабата широко известен за рубежом многочисленными переводами своих произведений, таких как «Страна снега», «Тысяча журавлей», «Древняя столица», «Стон горы» и др. Его стиль пронизан стремлением к красоте, необыкновенным лиризмом и обостренной чувствительностью. Он сумел филигранно совместить лучшее из литературной техники Востока и Запада.

Успех японской литературы был неслучайным. Об этом свидетельствует то, что в 1994 г. Нобелевская премия по литературе была присуждена еще одному японскому писателю - Кэндзабуро Оэ. А нынешняя популярность японского писателя Харуки Мураками - еще одно свидетельство необычного интереса, который японская культура и литература имеют в мире.

Еще одним примечательным явлением литературного процесса второй половины XX в. является активизация литератур стран «третьего мира», в частности выход на авансцену мировой литературы 1950 - 1960-х лет романа и поэзии Латинской Америки. В 1960-е годы небывалого расцвета потерпел латиноамериканский роман. Вскоре он получил на самом деле мировое признание. Среди его самых ярких представителей можно назвать Г. Гарсиа Маркеса (Колумбия), Г. Астуріаса (Гватемала), А. Карпентьєра (Куба), К. Фуэнтеса (Мексика), X. Кортасара (Аргентина), М. Варгаса Льосу (Перу) и др.

Обновление латиноамериканского романа происходит в двух главных направлениях. Во-первых, модернизировался повествовательный стиль: в арсенале современных латиноамериканских писателей имеющиеся сложная техника композиции и повествования, временные смещения, монтаж, поток сознания, полифоничность, элементы фантастики, обобщенно-символические формы, сложные неоміфологічні модели, раВНОобразные реминисценции и аллюзии.

Во-вторых, была существенно модернизирована тематика латиноамериканского романа. Он активно впитывает высокие интеллектуальные достижения мировой культуры. В то же время новая фаза развития латиноамериканского романа характеризуется углублением интереса к национальной культуре. Однако в отличие от предыдущих попыток, которые в своем большинстве касались внешних, в основном этнографических реалий латиноамериканской действительности, представители нового романа с социально-бытовыми приметами пытаются постичь глубинные, корневые основы национального бытия. Именно отсюда тот углубленный интерес к мифологических истоков современной культуры, которые, по мнению многих художников, предопределяют оригинальность и самобытность национального типа мышления и мировосприятия, выступают в роли его скрытых движущих сил и придают ему глубинного, философско-символического смысла.

Отсюда возникает яркая характерный признак нового латиноамериканского романа, получившая название магический реализм, то есть такого метода изображения действительности, в котором рационально-логическая картина мира причудливо сочетается с алогичными, мифологическими формами ее смыслового измерения и интерпретации. Истоки магического реализма прослеживают с 1949 г., когда появляются первые произведения, начинают его, как романы А. Карпентьєра «Царство от мира сего» и М. Астуріаса «Маисовые люди».

Характерными героями произведений магического реализма выступают индейцы, которые являются носителями кардинально отличного от европейского типа мышления и мировосприятия. Вершинных достижений магический реализм достиг в творчестве одного из виднейших представителей латиноамериканской и вместе с тем мировой литературы Габриэля Гарсиа Маркеса Так, в его известном романе «Сто лет одиночества» особенности мифологического мировоззрения (например, возможность «возвращения» героев после смерти) соединены с наиболее реальными приметами общественно-политической жизни Латинской Америки середины XX века. В то же время художественные завоевания нового латиноамериканского романа не исчерпываются использованием элементов магически-мифологического типа мировосприятие и активно впитывают весь арсенал художественных приемов от сюрреализма до постмодернизма. Таким же широким является и спектр тематики, что его разрабатывает современный латиноамериканский роман.

Все сказанное дает основания вести речь об активизации во второй половине XX в. ведущих жанров интеллектуальной прозы -романа-параболы и романа-мифа. Недаром один из самых известных модернистов XX ст. Т. С Элиот отмечал: «Вместо повествовательного метода мы можем использовать теперь мифический метод».

Нужно отметить, что отличительной особенностью литературного процесса последней трети XX в. стало перерастания модернизма в постмодернизм.

Сейчас мы живем в новом XXI в., годы и десятилетия которого уже тоже становятся историей... Все в этом мире повторяется, в том числе и «грань веков»...

Между столетиями принято считать ее «серебряным веком» (в продолжение пушкинского «золотого века»). Реформы начала 20 столетия, столкновение разных культур и жизненных укладов не могли не отразиться на настроениях творческой интеллигенции. Многих авторов уже не устраивает описание и разбор социальных проблем, большинство писателей начинает задумываться о вечных вопросах жизни и смерти, существовании добра и зла. Значительное влияние на культуру этих времен оказала религия, религиозная тема становится одной из основополагающих тем произведений многих писателей. Русская литература 20 века развивается в новых исторических условиях, что не может не оказать на нее влияния. Творческая интеллигенция этого времени понимает, что грядущие перемены в жизни страны, а значит, и в их жизни неизбежны. Одни ждут их с радостью и надеждой, другие - с трепетом и ужасом, который передается читателю в момент прочтения их произведений.

Революция 1917 года делит всю литературу России тех лет на два лагеря: «пролетарскую» литературу и творчество русских эмигрантов. Ярким представителем последнего является Владимир Набоков, в большинстве произведений которого четко прослеживается тоска по родине.

Русская литература 20 века дала нашей стране и миру в целом большое количество гениев слова. Это касается в первую очередь поэзии. К поэтам «серебряного века» относятся: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок и т.д. К первым представителям советской литературы относятся Есенин и Маяковский. Основоположником так называемой антисоветской литературы считается Александр Блок, написавший в те годы поэму «Двенадцать».

Русская литература 20 века представлена тремя основными направлениями: реализм, литературный авангард и модернизм, каждое из которых подразделяется еще на несколько направлений. Так, модернизм положил начало развитию акмеизма и символизма. Яркими представителями последнего были: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Андрей Белый, Александр Блок. Основоположниками русского литературного акмеизма считаются Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев.

Одним из наиболее интересных направлений литературного искусства первых десятилетий 20 века является возрождение подзабытых романтических форм. Творчество поражает воображение бесконечным полетом фантазии и мечтательностью. Работы революционных рабочих поэтов пишутся в ключе особой, новой романтики пролетариата. Поэты Нечаев, Привалов, Тарасов в своих баснях, призывах и маршах поэтизируют героический подвиг, добавляя в них ярких красок описанием зарева, пожаров, заката, багровой зари.

С началом Великой Отечественной Войны множество оказалось на полях сражений. Произведения этого периода времени были написаны искрометным языком, их основной идеей была борьба с фашизмом. Непременно стоит отметить патриотические стихи Ахматовой, Твардовского, Тихонова. В период войны писатели все чаще обращаются к самому оперативному жанру литературы: очеркам, рассказам, репортажам и памфлетам.

Русская литература второй половины 20 века представлена сразу несколькими жанрами, на становление которых огромное влияние оказали: сталинизм, «оттепель», застой, перестройка. Литература России пережила на своем пути огромное количество трудностей, временами испытывая опеку государства, временами находясь практически полностью под его запретом. Сегодня русская литература 20 века признана во всем мире, произведениями советских авторов зачитываются далеко за рубежом, по ним снимают художественные фильмы, ставят пьесы в театрах. Человек, ни разу не читавший в своей жизни Шолохова, Булгакова, поистине потерял очень многое…

Историческая обстановка первого десятилетия после войны: - победа над фашизмом, - расширение лагеря социализма; - крушение колониальной системы; - движение сторонников мира; - начало «холодной» войны; появление массовой культуры.

Основные черты литературы и направления: - критический реализм;

Модернистские течения (литература сердитых, битников, неореализм, экзистенциализм).

Основная тематика : - война, сопротивление, победа над фашизмом, антифашизм (в основном - критический реализм, восточный лагерь (Зегерс, Арагон, Неруда «Песнь любви Сталинграду»));

Тема непреодоленного прошлого, трагедии, связанные с фашизмом (Ремарк, Бёлль, Мерль) - западный лагерь. - Г.Мерль- «Смерть - моё ремесло» (дневник начальника концлагеря;

Борьба за мир (П.Неруда «Всеобщая песнь»;

Борьба рабочих за свои права (Олдридж);

Крушение колониальной системы (Грем Грин «Тихий американец»);

Место человека в жизни, человек как индивидуальность (Э.Хемингуэй «Старик и море).

Художественные особенности: - внимание к 1 герою;

Новый уровень эпичности, изображение событий в большем масштабе;

Публицистичность;

Документальная основа произведений.

Неореализм - обновленные традиции реализма (из итальянского киноискусства в литературу - Пратолини). Жизнь коллектива - квартала, а не одного героя, не выдумывать сюжет, брать за основу жизнь, создавать форму синхронного изображения жизни людей.

Битники (битничество) - литература молодых, изображение разочарования в условиях послевоенного стабилизирующегося общества в Америке, во Франции - гусарство, в Англии - сердитые. Ф.Саган «Здравствуй, грусть», П.Осборн «Оглянись во гневе», Д. Селлинджер «Над пропастью во ржи» - показ индивидуалистического бунта в студенческом обществе, протест против окружающих, так как детям не нужны ценности родителей. Выход - уйти, опроститься, существовать бродяжничеством, рюкзачная революция.

Экзистенциализм - представители этого течения также недовольны обществом, но это модернистская тенденция. Систему буржуазных ценностей нельзя ликвидировать, но можно совершить духовный переворот для пробуждения нравственных сил человека. Достаточно того, что он осознает, что происходит. «Мухи» Сартра - необходимо понять свой долг перед человеком.

Камю «Чума» - рассказ о коричневой чуме, то есть об оккупации. Стремление языком мифа рассказать о выборе человеком своей судьбы, человек должен сопротивляться чуме. Город в Алжире, начало эпидемии, доктор Руэ наблюдает различные типы характера и отношения к чуме - непротивленец, гуманист, иезуит, преступник, журналист.

Художественные особенности: - полемика с пессимистическими традициями жизни;



Вера в силу человеческого разума;

Мифологизирующие жизнь произведения (характеры не разработаны);

Показ действий человека в пограничной ситуации;

Влияние экзистенциализма на себе испытали: Айрис Мердок (Англия), Кобо Абэ (Япония), Питер О’Нил (Америка).

Литература второго послевоенного десятилетия

Исторические тенденции: - конец «холодной войны», Женева, мирное сосуществование;

Распад колониальной системы (1961 - год Африки);

Новые литературы и континенты вступают в мировой литературный процесс (литература Африки и Латинской Америки);

Стабилизация капитализма, литература общества потребления, интерес к точным наукам.

Основные черты литературы и её направления: - забыть войну; - тенденция к аполитичности искусства, - мода на модернизм и литературу абсурда.

Абсурдная драма - мир - хаос, абсурд, деградация. Сэмюэль Беккет (ирландец из Франции), Эжен Ионеску (парижский румын).

Человек в их произведениях находится в состоянии катастрофического разобщения, он одинок, происходит распад человеческой личности, отрицание возможностей человеческого интеллекта. Поэтому возникает драма без действия и сюжета, отсутствуют там и яркие характеры, а язык перестает быть способом общения между людьми.

Например, драма С.Бэккета «В ожидании Годо» (1956 ). Двое бродяг, Эстрагон и Владимир , на обочине дороги ждут Годо, он им сказал, чтобы его тут ждали. Сколько они уже ждут - неизвестно, они не помнят даже, что было вчера. Кто такой Годо? Вроде бы богатый человек, который совершил благодеяние. Каждый день приходит мальчик и говорит, что Годо прийти не может. Иссякает терпение, возникает идея повеситься (негде ночевать), но ремень для этого использовать нельзя - падают штаны, веревка - обрывается. Оба героя когда-то были людьми, а теперь не помнят даже друг друга, дружба - в общности их состояния и положения.

Реализм без берегов - зародился во Франции - течение носит промежуточный характер между реализмом и модернизмом. Луи Арагон высказал идею «открытого» реализма, нет никаких течений и традиций, реализм тождественен искусству, единственное мерило - талант (Гароди «Эстетика», Эльза Триоле «Великое никогда»).

Критический реализм - возможность рационального познания и неизбежность переустройства мира средствами искусства - литература Латинской Америки (П.Неруда, Ж.Амаду, А.Карпентьер, Г.Г.Маркес), литература Африки.

Тематика : - антифашистская, антивоенная (З.Ленц «Урок немецкого»);

Критика общества потребления (семейный роман, философский роман - Апдайк, документальная проза - Тр. Капоте, рабочий роман - А. Силлитоу);

Антиколониальная проза (Г.Грин «Комедианты», «Наш человек в Гаване», Д.Олдридж).

Художественные особенности: - тяга к философской обобщенности;

Мифологизация действительности;

Углубление психологизма (внутренний мир главного героя);

Обращение к фольклору, использование стилизации;

Многообразие творческих манер.

Третье послевоенное десятилетие(65-75)

Исторические особенности : - студенческие волнения;

Наступление реакции (Вьетнам, убийство Кеннеди);

Неприятие буржуазного общества;

Политизация литературы

Начало экологической проблематики.

Основные тенденции развития модернистских направлений :

Антиискусство и антипоэзия, переход от идей к инстинктам (сексуальная революция);

Политизация искусства - неоавангардизм новых левых;

Жанр «хэппенинга» - изображать то, что происходит, экспромт, вместе со зрителем;

Новый новый роман - о марксизме с позиций структурализма;

Основные тенденции развития реализма : - политическая активность;

Проблема истинной революционности;

Философско-фантастический документальный роман (Р.Мерль «За стеклом»);

Борьба против буржуазного мира (исторический роман Шаброль «Пушка «Братство»»);

Против вещизма и комфорта (Ж.Перек «Вещи» 65г. - главные герои романа не Жером и Сильвия, а вещи);

Проблема истинных ценностей (Ф.Саган «Немного солнца в холодное воде»);

Магический реализм (А.Карпентьер);

Становятся серьезным жанром научная и фантастическая литература, впоследствии обусловившая появление жанра «фэнтэзи»;

Занимает позиции серьезной литературы и детективный роман.