Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Исследование традиций русского гостеприимства. Спишите, употребляя нужные синонимы: гостеприимный, радушный или хлебосольный

Исследование традиций русского гостеприимства. Спишите, употребляя нужные синонимы: гостеприимный, радушный или хлебосольный

1.Образуйте формы множественного числа от существительных цвет(тон,окраска) и цвет (цветок). 2.Составьте предложения со следующими словосочетаниями:

яркие цвета(окраски,выделяющиеся интенсивностью тона,цвета),яркие цветы(цвет с отчётливо выраженной окраской). 3.спишите предложения, употребляя вместо пропуска слова цвета или цветы.Вставьте пропущеные буквы. 1)... последние милей р_оскошных перв_нцев полей. 2)Никогда не видела скупая на... северная природа такого богатого сочетания красок. 3) Поляны красивые: жирные травы по грудь, а в них... , крупные, восковые, красоты небывалой - жаль, непахучие.

Задание: спишите, вставив пропущенные буквы. Карма…ый фонарь, клюкве…ый морс,

земля…ой вал, кожа…ая куртка, це…ый приз, ледя…ая горка, лу…ый календарь, перро…ый ларёк, обеде…ая зона, оловя…ый солдатик, ю…ый натуралист, деревя…ый стол, соловьи…ые трели, глиня…ый кувшин, овчи…ый полушубок, болезне…ый вид, румя…ая девица, тушё…ый картофель, неслыха…ая радость, жёва…я тетрадь, огне…ый столб, маринова…ые огурчики, багря…ый закат, нечая…ый гость, дела…ый ребятами, ветря…ая мельница.

Задание : спишите, вставив пропущенные буквы.

Жестя…ая банка, звери…ый рык, искусстве…ая ёлка, каме…ая ограда, мгнове…ый результат, шерстя…ое платье, огне…ый смерч, безветре…ая погода, соловьи…ые трели, трёхто…ый грузовик, време…ый журнал, листве…ая куча, журавли…ые крики, станцио…ый смотритель, торжестве…ый день, инфекцио…ое заболевание, пря…ые смеси, жела…ый ребёнок, невида…ые тропы, смышлё…ый малыш, ране…ый боец, кова…ая лошадь, песча…ая буря, соломе…ая шляпа.

3) Спишите, употребляя один из глаголов в нужной форме.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскрой скобки. 1. Густой туман(надеть или одеть) долину поэтому дороги (не)было видно. 2. Она причесалась (надеть или одеть) празничное платье и окинув взгядом комнату решительно вышла. 3. Игорь (надеть или одеть) на малыша свою джинсовую куртку взяв его на руки бережно понёс домой. 4. Было жарко и молодые блестящие листочки торопились (надеть или одеть) деревья.

КТО СКОЛЬКО СМОЖЕТ упражнение 1.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. 1.(Не)узна..ш(?)

(не)поймёш(?)-это волны или рож(?). Это лес или камыш(?) иль с небес струится тиш(?)... (К. Бальмонт). 2. Я притворюсь беззвучною зимой и вечные (на)век захлопну двери и всё(таки) узнают голос мой и всё(таки) ему опять повер..т. (А. Ахматова). 3. Разброса(н,нн)ым в пыли по магазинам (где их н..кто н.. брал и н.. б..рёт!), моим стихам как драгоце(н,нн)ым винам настан..т свой черед. (М. Цветаева). 4. Вся любовь происход..т из нужды и тоски; если(бы) человек (н..)в(чём) (н..)нуждался и (н..)тосковал он (н..)когда (н..)полюбил(бы) другого человека. (А. Платонов). 5. Маргарита летела (по)прежн..му медле(н,нн)о в пусты(н,нн)ой и (неизвестной местност.. над холмами усе..(н,нн)ыми редкими валунами лежащ..ми меж отдельных громадных сосен. (М. Булгаков). 6. Пушинки (не)проше(н,нн)о валятся на руки. Мне страшно в безлюдьи пороши разнузда(н,нн)ой. (Б. Пастернак). 7. Мелкий ж..лтый лист нет-нет да и слетит с берёзы; в просторах скоше(н,нн)ых полей уже пусто и светло (по)осе(н,нн)ему.

Упражнение2. Вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки, выпишите из предложений словосочетания: 1) с причастиями; 2) с отглагольными прилагательными; 3) с деепричастиями.

Будучи ране_ым, солдат оставался в строю. Игра актера была проникнове_а и взволнова_а. Человеческая память обладает пока еще необъяснимым свойством навсегда запечатлевать всякие пустяки. Такие же худые женщины выносили на улицу тазики, стирали белье, переговаривались и тут же развешивали стира_ое. Мировая общественность была взволнова_а сообщениями о зверствах фашистов. Немного подальше, в самой глуши заброше_ого и одичалого малин_ика, стояла беседка, пр_хитро ра_краше_ая внутри, но до того ветхая и дряхлая снаружи, что, глядя на нее, становилось жутко. Прижимаясь щ_кой к тополю, Мария обняла его неостывший ствол. Девочка воспита_а бабушкой. Скрестивши могучие руки, главу опустивши на грудь, идет и к рулю он садит_ся и быстро пускается в путь. День был серый и ветре_ый. Дождь барабанил по крыше, точно сердяс_ и негодуя на кого (то). Манеры этой девушки св_детельствуют о том, что она тактична и воспита_а. В небольшом, окле_ом белым, соверше_о пустом зале было св_тло, пахло масля_ой краской, на бл_стящем, краше_ом полу у стены стояли две китайские вазы. Изучая иностранный язык, необходимо много читать. Коше_ая трава сегодня хорошо сохнет. Коше_ая позавчера трава уже высохла. Скоше_ая трава лежит ровными рядами. Каждый год в ноябр_ский день в нашей школе соб_раются выпускники минувших лет. Ответы экзаменующихся были содержательны и продума_ы. Степь была пусты_а, ужасающе темна. упражнение 3. Данные словосочетания замените фразеологическими оборотами, в состав которых входят деепричастия (см. слова для справок). Слушать с напряженным вниманием, согласиться неохотно, сказать чистосердечно, трудиться усердно, уехать, обманувшись в своих ожиданиях, жить просто, смотреть пристально, работать небрежно.

^ Слова для справок: не мудрствуя лукаво, положа руку на сердце, спустя рукава, навострив уши, не покладая рук, не солоно хлебавши, скрепя сердце, не отрывая глаз.

упражение 4.Прочитайте. Укажите ошибки, допущенные в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки .

Приступая к работе над сочинением, в моем представлении возникает план будущей работы. Открывая страницы романа «Евгений Онегин», перед тобой возникает неповторимый мир (П, п)ушкинской эпохи. Воспроизведя в драме «Гроза» (семейно) бытовой уклад купечества и мещанства, драматургом отображена борьба между народными нравственными традициями и жестокими домостроевскими принципами «темного царства». Прочитав роман «Обломов», передо мной встала проблема крепос_ного права в России. Рискуя жизнью, им был спасен человек. Услышав о разведке, Пете стало весело. Выписывая из текста цитаты и составив план, я готовился к сочинению. Сильно простудившись, мне нездоровилось. Переходя через рельсы, стрелоч_ника оглушил неожида_ый свисток п_ровоза.

упражнение 5.. Спишите, вставив пропущенные буквы. Хлопоч_щая хозяйка, обезлюд_вший хутор, трепещ_щий листок, повале_ая ветром ива, дремл_щий старик, лома_щаяся ветка, протопта_ая тропинка, насыще_ый цвет, увеш_нные шишками ели, ра_кинув могучие крылья, хлещ_щие брызги, плещ_щиеся дети, стел_щийся туман, зан_в Бородино, испуга_о смотрел, напружин_в сильные лапы, п_стара_мся войти в их пол_ожение, посып_тся угрозы, искре_ее сострадание, ре_щие знамена, кол_щий дрова рабочий, бор_щийся народ, ро_щие траншею строители, кле_щий карандаш, колебл_мая волной тень, наблюда_мый со дна моря, хорошо вид_мое зарево, свед_щий человек, изране_ый солдат, кова_ый меч_, отчая_ый крик, тесто замеш_но, посе_ное зерно, замеш_н в неприятную историю.

упражнение 6 Выполните морфологический разбор причастий, деепричастий. Идя по мягкой, давно неезженной дороге, они незаметно отошли от деревни на версту. Григорий вышел, дрожа улыбкой, с взбешенными глазами.

Нужна помощь пожалуйста! ! !срочно! Умоооляю пожалуйста

Прочитайте фрагмент сказки В. Гаршина. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Она распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои леп... стки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза* точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почу... ствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего в её тонкие леп... стки розовым светом. В цв... тнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.

Задания:
1)Выпишите из текста синонимы. _____________________.
2)Выпишите из текста антонимы. _____________________.
3)Подберите к словам в тексте антонимы и запишите антонимические пары к существительному, прилагательному и глаголу. Например, хорошее-плохое, плакала-смеялась. __________________.
4)Выпишите из текста омоним солнце. Составьте с ним словосочетания, иллюстрирующие данные лексические значения.
1.Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскалённый шар, излучающий свет и тепло.
2.Ясная, солнечная погода.
3.перен. Тот, кто является предметом поклонения, восхищения, любви.
//4. Тот, кто прославился в какой-либо области деятельности; знаменитость.
5.разг. Разновидность покроя юбки клёш. _________________.
5)К слову, помеченному звёздочкой*, подберите слова одной и той же тематической группы.
Умоляю помогите!! !

Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…

Н.М.Карамзин

Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте, а память о славных народных застольях, царских, дворянских и купеческих гастрономических пиршествах жива и поныне.

Что представляет собой понятие гостеприимство?

Оказывать гостеприимство - значит нести ответственность за благополучие гостя в течение всего времени, пока он находиться под вашим кровом.

А. Брийя-Саварэн

На мой взгляд, самое развернутое определение «гостеприимства» дается в библейском словаре. Согласно ему,

Гостеприимство - это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли.

Это щедрость души человека.

Это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям.

Гостеприимный дом не бывает пуст, а его хозяин - одинок.

В других словарях даются менее развернутые, но похожие по смыслу определения. Например, в словаре В.И. Даля дается такая трактовка:

Гостеприимство - это радушие в приеме и угощении посетителей; безвозмездный прием и угощение странников.

Исследование традиций гостеприимства русского народа.

Великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых "Поучениях" говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как он много путешествовал и много видел. А если он будет хорошо принят в гостях, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей страны, распространится далеко за ее пределы.

И действительно, гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.

Русская трапеза. Крестьяне за столом. XIX век

В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки на столе стояли ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от его крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны.

Традиционное русское чаепитие. XIX в. Б. Кустодиев - Московский трактир, 1916г

Так, в XVII в. встреча гостей и сама трапеза представляли собой целую церемонию:

К собравшимся гостям выходила в праздничном наряде хозяйка и приветствовала их, кланяясь в пояс. Гости отвечали ей земным поклоном. За тем следовала церемония целования: хозяин дома предлагал гостям почтить хозяйку поцелуем.

Гости по очереди подходили к хозяйке и целовали её. После снова кланялись ей, принимая из её рук чарку водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, это служило сигналом рассаживаться и приступать к трапезе. Церемониальный стол стоял в "красном углу", возле неподвижно приделанных к стене лавок, сидеть на которых тогда считалось более почётным, чем на приставных, т.к. считалось, что гость находится под покровительством святых.

Кроме подношения во время трапезы гостям хлеба с солью, хозяин церемонии, в знак особого уважения или приязни к кому-нибудь из своих гостей, мог сам положить какого-нибудь кушанье с опричной тарелки. Она специально ставившейся с ним рядом. При помощи своего слуги, хозяин посылал почётному гостю особое блюдо. Передавая это своеобразное послание, слуга, как правило, говорил: «Чтоб тебе, милостивый государь, кушать на здоровье».

Не только особым блюдом или местом, занятым за столом, можно было показать значимость гостя для хозяина дома. Например, считалось большой честью, если во время пира царь снимет со своего плеча шубу и подарит кому-либо из присутствующих.

Царский пир. XVI в.


С появлением в XVII в. трактиров, а позже, и ресторанов, традиции гостеприимства перекочевали и в них. Согласно Волковой В.И., к гостю относились с почтением и благоговением. Встречали с поклоном. Заботились о нем. Старались угодить малейшей прихоти гостя. Обслуживающий персонал знал не только имя гостя, но и его вкусы, предпочтения. На протяжении всего пребывания в ресторане, гость чувствовал себя необходимым, важным.

Как происходила встреча гостя, его облуживание и прощание с ним, я покажу на примере отрывка из книги Иванова Е.П. «Деревенские ярмарки, базары и кабаки»:

Здесь тяжелую дубовую дверь открывал швейцар, который с почтением раскланивался. На его лице было написано, что именно вас он и ожидал увидеть. Он передавал вас другим услужающим, которые вели вас в гардероб. Там занимались вашим разоблачением так ловко и бережно, что вы не замечали, как оказались без пальто - его принял один человек, без шляпы - ее взял другой, третий занялся тростью и галошами (если время было осеннее). Далее вас встречал на пороге зала величественный метрдотель. С видом серьезнейшим он сопровождал вас по залу.

Где вам будет удобно? Поближе к сцене, или вам будет мешать шум? Наконец место выбрали. Сели.

Словно из-под земли выросли два официанта. Они не смеют вступать в разговоры, а только ожидают распоряжений метрдотеля, а тот воркующим голосом, употребляя французские названия вин и закусок, выясняет, что вы будете есть или пить. Наконец, неслышно для вас он дает распоряжения официантам, которые мгновенно вновь появляются с дополнительной сервировкой и закуской. Метрдотель оставляет вас, чтобы через минуту вернуться и проверить, все ли в порядке. Два официанта стоят поодаль, неотступно следят за каждым вашим движением. Вы потянулись за солью, официант уже здесь с солонкой. Вы вынули портсигар, он около с зажженной спичкой. По знаку метрдотеля одни блюда сменяются другими. Нас всегда поражала ловкость официантов и память метрдотеля, который не смел забыть или перепутать, что вы заказали. При уходе все с вами почтительно раскланивались, так же бережно одевали, провожали до дверей.

Отражение традиций гостеприимства русского народа в современной деятельности предприятий индустрии гостеприимства.

Шло время. Гостиницы и рестораны развивались, а традиции гостеприимства стали неотрывной частью их деятельности. Стандарты сервиса вобрали в себя различные черты этих традиций.

Сегодня мы можем повсюду встретить отражение тех или иных традиций в приеме гостей. Так, например:

Встречу гостей на пороге дома, можно сравнить со встречей важных гостей в ресторанах или гостиницах, когда сам директор заведения приветствует прибывших.

Встреча гостей: Палас Отель Селигер.

А вот в чистом виде традицию подавать гостю хлеб-соль и стопку водки в современных условиях можно наблюдать разве что во время культурных фестивалей и стилизованных элементов официальных мероприятий, при встрече иностранных делегаций в аэропорту, обычай почтительного отношения к гостю в доме сохранился у русских буквально на уровне исторической памяти.

Угощение гостей чаркой водки или особым опричным блюдом можно сравнить с «комплиментом» в ресторане, т.е. бесплатным напитком или блюдом за счет заведения, которое предлагается всем гостям.

Как уже упоминалось выше, считалось большой честью, если во время пира царь снимет со своего плеча шубу и подарит кому-либо из присутствующих. Так вот, на сегодняшний день, если гость в свой день рождения приедет в гостиницу, или новобрачные поселятся в отеле, то в номере их будет ждать бутылка шампанского. Или же в ресторане могут подарить бутылку дорогого коллекционного вина.

Раньше считалось почетным сидеть на приставных лавках, или же ближе к хозяину и хозяйке дома. Сегодня почетные гости ресторанов или клубов могут сидеть в отдельных кабинках.

Предугадывание желаний гостя, как пример с солью и спичками, упомянутый выше, на сегодняшний день, считается первоклассным сервисом, который можно наблюдать в ресторанах первого класса. А в отелях это выражается тем, что сотрудники гостиницы стараются угодить малейшей прихоти гостя, и во время следующего его визита, все пожелания будут учтены.

В России существует множество традиций гостеприимства. Одни традиции сегодня успешно применяются в индустрии гостеприимства, другие же, как обычай у жителей Чукотки отдавать гостю на ночь свою жену, сохранились только в летописях и народном творчестве.

Таким образом, применение народных традиций гостеприимства очень важно для успешного развития отрасли ресторанного и гостиничного бизнеса не только в нашей, но и в любой другой стране. Заботой о госте и созданием правильной атмосферы вокруг него, можно мотивировать посетителя покидать ресторан (гостиницу) в хорошем настроении и возвращаться в него снова и снова.

Радушный прием гостей или так называемое хлебосольство всегда было главной отличительной чертой, характеризующей славянские народы. Русское гостеприимство демонстрировало не только материальную щедрость, но и величие человеческой души. Сочетание великодушия и уважения к людям выступали гарантом того, что хлебосольный человек никогда не познает одиночества, а его дом никогда не будет пустым.

Русские традиции гостеприимства

Основные и самые известные традиции гостеприимства касались, прежде всего, приема гостей, трапезы, подачи блюд к столу. Радушных хозяин готов был не только отдать лучший кусок гостю, но и разделить с ним последнее, что у него было. Принять, накормить, спать уложить, да еще и напоследок дать что-то в дорогу – такое проявление гостеприимства было вполне естественными для русского человека.

Хлеб да соль

В каждом доме были рады любому гостю. Его встречали низким поклоном, окружали заботой, а на стол ставили самые лучшие угощения. Если о приходе гостей знали заранее, то приготовления начинались за несколько дней. Традиционно дорогих гостей встречали на пороге дома хлебом и солью. Выпечкой каравая, зачастую, занималась хозяйка дома, она же и выносила его к порогу на вышитом полотенце. Хлеб и соль издавна считались символами изобилия и благополучия, а соль выступала в роли своеобразного оберега.

Встречать путников хлебом-солью означало даровать им свои пожелания мира и добра, призвать к ним милость Бога. Гости, в свою очередь, тоже могли прийти с подобными дарами, таким образом, выражая свое уважение и желая достатка хозяину.

Красному гостю красное место

После радушной встречи гостей приглашали в дом и усаживали на самом почетном месте – в красном углу. Такое название имел левый угол от печи – это было самое светлое и красиво убранное место в доме, где стояли иконы. В обычные дни в красном углу за столом сидел хозяин дома, во время свадебного застолья тут располагались молодожены. Если же в доме ждали гостей, то почетное место в красном углу оставляли за ними.

Изба красна углами, а обед пирогами

По традиции угощение гостей начиналось с того, что глава семьи раздавал всем присутствующим за столом ломти хлеба с солью. Если гости были особо желанными, хозяин собственноручно накладывал им кушанье из особой тарелки, которую всегда ставили во главе стола. Таким образом, демонстрировалось особое уважение и внимание к гостю.

Порядок подачи разносолов на Руси был следующим: сначала угощались пирогами, потом гостям выносили мясные и рыбные блюда, а супы подавали в конце застолья, перед сладкими угощениями.

Напоил, накормил и спать уложил

Чтобы разместить на ночь прибывших издалека гостей, хозяева отдавали им лучшие места в доме – это были широкие неподвижные лавки, покрытые специальной тканью. Эти лавки располагались вдоль стен и были предназначены не только для сна, но для сидения. Самых дорогих гостей могли уложить спать на печной лежанке. Это специальное место на печи, которое было самым теплым и уютным местом для отдыха в доме. В обычные дни на лежанке спали старики и дети.

В добрый путь – скатертью дорога!

Проводы гостей тоже сопровождались определенными традициями. Перед уходом принято было выпить на посошок и посидеть на дорожку. Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути. В старой Руси дороги не отличались каким-либо обустройством, и ездить по ним было настоящим мучением. Поэтому в след уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути.

Современное русское гостеприимство отражает древнейшие обычаи предков, которые сформировали менталитет народа и прочно «срослись» с его представлениями о радушии, хлебосольстве. Обычаи гостеприимства нашли свое выражение в фольклоре, всевозможных пословицах и поговорках, прекрасно отображающих отношение русских людей к гостям.

Как на Руси звали в гости

В старину на Руси деревни и города находились на большом удалении друг от друга. Поездка в соседний населенный пункт представляла собой грандиозное событие и могла занимать до нескольких недель. По этим причинам любой пришлый человек являлся желанным гостем. Он приносил с собой новости, мог рассказать что-то интересное или предупредить о надвигающейся опасности. Встречали гостя с искренней радостью и старались угодить ему во всем.

В условиях существования без телевидения, радио, интернета и других технических развлечений живое общение представляло собой особенную ценность. Но русичи не скучали в ожидании далеких, «заморских» гостей. Скрасить однообразные будни помогали гости из ближайшего круга: соседи, дальние родственники и кумовья, проживающие в другой части деревни. Для таких случаев требовалось приглашение.

В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. «Милости прошу к нашему шалашу», «Милости просим!» - такие фразы сопровождались обычно поклонами. Желанных гостей буквально зазывали к себе в дом. Это обращение подразумевало и то, что человеку будет оказан очень почтительный прием.

Как встречали гостей

Известная русская традиция встречать гостей караваем хлеба и солонкой, доверху заполненной солью, берет начало в глубочайшей древности. Изначально она символизировала готовность отдать гостю самое дорогое и истинно ценное, что есть в доме, - хлеб. Человек, переживший хоть один неурожайный год и голод, прекрасно понимал значение этой традиции.

Поднесение каравая хлеба с солью означало очень многое. Оно символизировало установление мира и добрососедских отношений. В Московском и некоторых других княжествах жители считали, что само словосочетание «хлеба да соль» отвращает от дома и людей любое зло. Обычай встречать долгожданных, дорогих гостей хлебом-солью сохранилась до сих пор. Она повсеместно используется на свадьбах, высокопоставленных приемах иностранных делегаций и пр.

Хлеб-соль гостям подносила хозяйка дома. Она кланялась пришлым в пояс и приветствовала их самыми ласковыми и уважительными словами: «Заходите, дорогие гости! Просим!» Гость должен был съесть кусочек хлеба, обмакнув его слегка в солонку. Затем он приветствовал и целовал радушную хозяюшку. Гость также должен был выпить рюмку водки, после чего участники церемонии снова обменивались поклонами. Так выглядел обряд целования, после которого гостей приглашали в дом.

Как угощали на Руси

На Руси гостям не только оказывалось огромное почтение. Их старались угостить всем самым лучшим, что только есть в доме. Выражение «Закатить пир горой» относится как раз к истинно русскому способу принимать гостей. Переступив порог дома, пришлые крестились на иконы в Красном углу и ждали особого сигнала от хозяйки. Приглашением к столу служило обычное действие хозяйки дома: женщина просто отправлялась к так называемому своему, «женскому» столу. После этого все рассаживались.

Угощение на Руси готовилось богатое, разнообразное и обильное. Например, на княжеских пирах могло быть до 500 перемен блюд. Хозяева старались, чтобы столы чуть ли не ломились под тяжестью угощения. Это был еще один способ показать гостю свое почтение. Подавали пироги с разной начинкой, мясные блюда и запеченную птицу («жаркое»). Затем следовала перемена блюд. Хозяйка угощала «ушным». Так назывались на Руси супы.

После ушного следовал небольшой перерыв. Гости отдыхали от обильной трапезы, общались, выпивали, обменивались шутками-прибаутками. Затем следовал десерт: всевозможные сладости, выпечка, мед и пр. Во время таких пиров много пили, шутили, пели и плясали. Радушный и зажиточный хозяин в знак особого уважения мог даже одарить почтенного гостя шубой или какой-то другой ценной вещью.

Как гостей провожали

Пиры по случаю прихода гостей могли продолжаться много часов. Гостей нередко оставляли на ночевку, предлагали попариться в бане. Когда приходило время прощаться, обязательно следовало выпить рюмку на посошок и посидеть немного «на дорожку». Когда гости, сильно захмелев, наконец собирались в путь, хозяева говорили известное и сейчас пожелание: «Скатертью дорога!»

Это в наше время оно имеет негативную окраску. На Руси так желали легкого пути, чтобы дорога была ровной, гладкой и чистой, как скатерть. Беспокойство о том, чтобы дорогие гости без проблем добрались домой, являлось естественной составляющей традиционного русского гостеприимства.

«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех слявянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благословением…»

…..Н.М.Карамзин «Об истории Государства Российского»

Гости на пороге . Это событие всегда волнительно. Издревле повелось: гость на порог – радость в дом. Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались далеко друг от друга и новый человек всегда был в диковинку. Прежде всего, он приносил новости из мира, а потому вызывал интерес: где был, мил человек? Что слыхал – видал? О чем поведаешь? Что же теперь, когда нас на 1 квадратном километре проживает ой как много? Мы стали гостить друг у друга реже, дела, заботы и что-то еще мешают нам. Но нет эквивалента человеческому общению, дружеской улыбке, шутке - всей той атмосфере, которая создается в кругу друзей, знакомых и близких людей. Чем делиться, если все обо всем знают из СМИ и интернета? Да и в гости нынче ходить не особо требуется – позвонил, переговорил и ладно… грустно становится от этого. Но гостеприимство заложено в нас генетически (нам так кажется) и гостя не прогоняют, а принимают. Только качество приема нынче зависит от качеств гостя, а так не должно быть.

Какую нацию ни возьми, какой уклад ни рассматривай, к гостеприимству везде относились очень серьезно. Званым гостем становился и незваный, но переступивший порог дома, и усталый странник, и добрый путешественник. И пусть поговорки говорят не очень хорошо о незваных гостях, но радушный хозяин всегда умеет сделать так, чтобы каждый гость ощутил себя как у себя дома. Чтобы прослыть хорошим хозяином или хозяйкой, вовсе не обязательно поражать гостей дорогой посудой, столовым серебром и богатым угощением. Важно, чтобы гости, придя к вам, чувствовали себя хорошо и видели, что им искренне рады.

Зрелые, развитые формы гостеприимства ориентированы на малознакомого или незнакомого человека; простейшие, зачастую обычные формы предназначены для хорошо знакомого гостя, например, родственника или соседа. У народов российского Севера хорошо сохранились самые простые формы гостеприимства, в то время как у народов Кавказа оно имеет сложные, ритуализированные до деталей обряды. К кавказским близки формы гостеприимства у горцев Балканского полуострова. У восточных славян - русских, украинцев, белорусов - гостеприимство со временем потеряло общеславянские архаические черты и приобрело своеобразные христианизированные формы. Нынче, в век глобализации практически всех процессов, и само гостеприимство становится обобщенным, то есть формируются одинаковые ритуалы приема гостя. В принципе и гостеприимство и радушие наших предков, какой бы национальности они бы не были, было направлено на то, чтобы гость не чувствовал себя плохо вдали от дома. Но тогда, много веков назад, подход у представителей разных культур и национальностей был разным: от спокойного приема гостя и угощения его простой пищей (в тех регионах, где у людей не было сложностей в пути до дома хозяина, и поэтому гости или путники не были там в диковинку), до бурной радости и празднования в честь гостя (в тех областях, где путь от одного населенного пункта к другому был полон неизвестности и трудностей, в таких местах путники бывали крайне редки и те вести, что они приносили, принимались с большей благодарностью, какой бы оттенок они не несли).

Ритуал гостеприимства, по существу, - это диалог двух сторон, вступающих в общение - хозяина и гостя. Оба они подчиняются достаточно строгому этикетному «сценарию», который связывает, ограничивает их действия и в то же время позволяет достичь конкретных целей: хозяину - достойно принять гостя, заслужив этим милость Бога и уважение людей, гостю - получить приют, пищу и поддержку. Хозяин не только берет на себя заботу о госте, но и обязанность защищать наравне с членами своей семьи. Но важно уметь быть не только гостеприимным хозяином, но и благодарным гостем – знать меру и время, когда надо уйти, не злоупотреблять радушием хозяев. Надо быть таким гостем, чтобы хозяин был рад видеть Вас еще много раз. Прием гостя это всегда большая забота для хозяина, но хороший гость сделает так, чтобы это оказались приятные хозяйские хлопоты. Тогда хорошие впечатления останутся и у гостя, и у хозяина.

Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали присущие только ему обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей. Обряд гостеприимства уходит корнями в первобытное общество как обычай предоставления крова отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся, путешествующим. В те времена, когда коммуникативность между племенами была слабой, каждый гость являлся носителем информации и принимался с уважением. Во времена Гомера в Греции все пришельцы из других мест считались находящими под охраной Зевса. В некоторых странах (Дагестан, Северный Кавказ, Сирия, Арабские страны и др.) гостеприимство было настолько свято, что даже если приходил в дом кровный враг, хозяин встречал его и провожал по всем канонам гостеприимства и в это время его жизни ничего не угрожало. Сейчас почти никогда мы не воспринимаем гостя как заблудившегося, нуждающегося в защите, путешествующего, но от этого не должно меняться отношение к тому человеку, кто пришел к Вам. Но может случиться и так, что человеку потребуется помощь и участие, тогда гостеприимный и радушный хозяин берет на себя обязанности защитника, помощника, порой даже наставника или советчика по тем или иным вопросам, с которыми пришел к нему гость.

«Гостеприимство - это радушие в приеме и угощении посетителей (гостей), безвозмездный прием и угощение странников, или странноприимство», - так образно разъясняет этот термин В.И. Даль. Быть гостеприимным - значит уметь предложить теплый прием для посетителей, создать для них спокойную, благоприятную и дружелюбную атмосферу. Гостеприимство - одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации.

Так давайте быть радушными хозяевами, благодарными гостями. Давайте делиться новостями, смотря друг другу в глаза, улыбаться и видеть улыбку хозяина или гостя, ощущать тепло и поддержку близкого человека, придя к нему в гости или принимая его у себя, просто смеяться и грустить рядом, ненадолго оставив все новые и высокие технологии, так как, повторюсь еще раз, « нет эквивалента человеческому общению, дружеской улыбке, шутке - всей той атмосфере, которая создается в кругу друзей, знакомых и близких людей».