Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Фотоблог обо всём.

Костёнки село Хохольского района Воронежской области ; расположено на правой стороне Дона. Приобрело мировую известность в связи с обнаруженными стоянками человека периода позднего палеолита (40 тыс. лет назад). Здесь были найдены остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонта. Жилища круглые или овальные с очагом в центре. Встречались и остатки наземных построек с множеством очагов. Обнаружено значительное количество находок, дающих представление об образе жизни и быте первобытных людей, их хозяйственной деятельности, свидетельствующих о зарождении искусства.

В этом же месте люди жили и в более поздние времена. На левом берегу Дона напротив села обнаружены остатки жилища эпохи бронзового века (2-е тысячелетие до н. э.).

В селе Костёнки и окрестностях издавна попадалось множество диковинных костей. Местные жители рассказывали легенду о чудовищном звере индре , который якобы хотел выпить Дон, но лопнул и разбросал свои кости по всей округе. На эти кости в свое время обратил внимание Пётр Первый. Тогда же, при Петре, сложилось такое представление, что до этих мест доходил полководец Александр Македонский, у которого были боевые слоны. Ныне известно, что кости принадлежат вымершему животному мамонту, на которого охотились люди позднего палеолита. Эти кости и дали название селу, хотя оно сначала именовалось иначе.

В «Дозорной книге» 1615 года записано: «Пустошь на диком поле на Констянтиновском яру Фёдора Оладьина на колодезе дикого поля на пашне пятьдесят четвертей в поле». В «Писцовой книге» 1629 года говорится: «Селцо, что был починок на Костентиновском яру, Костёнки тож, на колодезе, за рекою за Доном что было в поместье за Фёдором Оладьиным, а ныне владеют помесные казаки». Сопоставляя эти данные, можно изложить события, связанные с возникновением села, следующим образом. Видимо, еще в XVI веке около одного придонского яра жил человек по имени Константин . Потом это место запустело, но за ним сохранилось, название Константинов яр , упоминаемый в документе 1615 года. Между 1615 и 1629 годами появилось сельцо, получившее название Костёнки .

В 1642 году в сельце была построена небольшая крепость, (острожек). Поселение стало называться - город Костёнск . По данным на 1676 год, здесь было 164 двора драгун, пушкарей и других служилых людей. В XVIII веке в связи с утратой военного значения Костёнская крепость приходит в упадок. Посетивший ее в 1769 году путешественник С.Г. Гмелин писал: «Город Костёнской худ и мал, и хотя он укреплён валом и палисадником, но оные за недостатком поправления совсем развалились. Прежде построен был на сем месте острог для защищения жителей от татарских набегов, но в прошедшем столетии принуждены были сделать его крепостью, дабы с тем большею силою противиться нападению сего хищного народа; а как в нынешнее время не должно ожидать равной опасности, то крепостное строение оставлено в небрежении. Здесь живут только одни однодворцы, питающиеся земледелием».

Гмелин между прочим сообщал: «Жители заражены ложным мнением о великом подземельном четвероногом звере, которого бытие открывается после его смерти».

В 1779 году город Костёнск преобразован в село Костёнки .

См.: Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. С.134-136.


В мире существует не так много археологических памятников, которые могут похвастаться столь пристальным вниманием ученых как стоянка Костенки. Костенковские стоянки стали объектом исследований в 19 веке и остаются им по сей день.

История раскопок

Само название села Костенки (Воронежская область) намекает на обнаружение здесь каких-то загадочных костей. Интересно, что академик Гмелин, который в ходе своих странствий побывал под Воронежем, отмечает, что в 30 верстах от города были обнаружены кости мамонта. Произошло это ещё в 18 веке.

За 70 лет до этого находки костей близ села были охарактеризованы как останки боевых слонов Александра Македонского, преследовавшего царя Дария. Данное предположение выдвинул сам Петр I.

Официальное же открытие первобытной стоянки в Костенках состоялось в 1879 г. Раскопки проводились под руководством молодого ученого Ивана Полякова. Тогда были обнаружены кости мамонта и ряд каменных орудий.

С того времени в Костенках начинаются регулярные исследования и открываются новые стоянки. Мало того, формируется так называемая костенковская методика, характеризующаяся раскопками большими площадями. Уже более сотни лет на территории названого археологического памятника совместно работают ученые из самых разных стран и областей науки.

Ко второй половине прошлого века археологи пришли к выводу, что комплекс Костенки не представляет собой одного поселения, так появились «Костенки-1», «Костенки-2», «Костенки-14» и т.д. К настоящему моменту на площади 10 км² обнаружено десятки стоянок, возрастом от 45 до 15 тысяч лет.


Погребальная камера из костей мамонта (Костенки 2)

Материальная культура

Скульптурная Реконструкция человека со стоянки Костенки 2. Автор М.М. Герасимов.

Стоянки, обнаруженные в ходе археологических раскопок, состояли из шалашей, основой для которых служили кости мамонтов. Встречаются как вытянутые, так и округлые жилища. Для строительства использовались земляные насыпи, дерево, кости и шкуры животных. В центре такого жилища обязательно был очаг.

Найдено огромное количество бытовых объектов, орудий труда, фрагментов мелкой пластики и украшений, типичных для палеолита. Так, на стоянке Костенки-1 обнаружено 10 так называемых палеолитических венер. Они представляют собой каменные или костяные фигуры женщин с увеличенными объемами живота, груди и бедер.

Обнаруженные археологические находки свидетельствуют о том, что здешние homo sapiens были знакомы со многими ремеслами и элементами художественного творчества. Удивительно, но техники, используемые местными кроманьонцами такие же, как в артефактах, найденных в южнороссийских стоянках эпохи неолита. Это противоречит гипотезе, согласно которой, чем древнее слой, тем примитивнее культура.

Человеческие останки

На территории Костенковских стоянок обнаружено несколько верхнепалеолитических погребений. Именно по обнаруженным здесь останкам была создана скульптурная реконструкция человека эпохи палеолита, вошедшая во многие учебники и энциклопедии мира.

Г. Дебец высказал гипотезу, что черепа Костенок относятся к 3-м расам – кроманьонской, брно-пршедмостской и гримальдийской. По его мнению, это указывает на участие в развитии палеолитического населения Русской равнины древних форм современных рас.


статуэтка женщины

Сенсационные выводы, сделанные в ходе последних исследований

До недавнего времени считалось, что возраст нижних слоев Костенковских стоянок составляет не более 32 тыс. лет. Но в ходе последнего исследования костей и вулканического пепла российские ученые установили, что возраст древнейших находок – 42-40 тыс. лет. Анализ, сделанный американскими учеными, позволил увеличить цифру до 45 тыс. лет.

В итоге в 2007 г. в журнале «Сайнс» появилась статья, в которой американский ученый Джон Хоффекер заявил, что местность на правом берегу Дона – прародина европейских народов.

До этого было принято считать, что Homo sapiens начал заселять Европу с Балкан. Но поскольку в Костенках найдены скелеты кроманьонцев, обитавших здесь 45 тыс. лет назад, можно предположить, что современный человек появился в среднем течении Дона раньше, чем в Европе. Богатые находки доказывают, что здесь были сформированы зачатки древней цивилизации.

В Западной Европе пока не найдено столь древних стоянок. Эволюция от неандертальцев до кроманьонцев там даже не прослеживается. Это, в свою очередь, подтверждает, что современный человек пришел в Европу извне.

Археологический музей

С целью сохранения и изучения древних стоянок в 1991 г. был создан музей-заповедник «Костенки». Его территория охватывает площадь в 9 га, в районе сел Костенки и Борщево.

Самый известный местный памятник – жилище из костей мамонта. Кроме того, музей включает 25 охранных зон, где расположено 60 памятников верхнего палеолита. Комплекс расположен в живописном месте на правом берегу Дона. Стоит отметить, что известные стоянки исследованы лишь частично. Одна из них, а именно «Костенки-11» реконструирована и сохранена под крышей музея.

Согласно расписанию, представленному на официальном сайте, режим работы музея: с 10 до 18 часов. По установленному графику работы, выходной – понедельник.

Открытие, потрясшее научный мир. Наши предки жили на Русской равнине 45000 лет назад


http://youtu.be/4nJmMtmFs8s



Как разбитые палатки


На распутии племён -


Вот курганы,


вот загадки


Неразгаданных времён...


П. А. Вяземский


Костёнки - место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, в Воронежской области. Впервые обнаружено в 1879 году, но первые раскопки начались в 1920-х годах. На площади 10 км² найдено свыше 60 стоянок, возраст которых колеблется от 45 до 15 тысяч лет. Судя по найденным артефактам, наши предки имели развитую культуру и искусство. Это сенсационное открытие ставит под сомнение теорию о том, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал на север Евразии. Костёнки - место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, Хохольского района, Воронежской области. Здешние стоянками эпохи верхнего палеолита известны во всём мире. Русский археолог Александр Спицын назвал их «жемчужиной русского палеолита».



Костёнки - это место сенсационных находок, которые меняют наши взгляды на первобытную историю! С незапамятных времен здесь находили крупные кости загадочных животных. Неслучайно и название этой местности имеет в своей основе корень “кость”. У местных жителей издавна существовало предание о живущем под землёй звере, кости которого и находят люди.




Живым это чудовище никто не видел, поэтому народ решил, что обнаружить его можно только после его смерти. Эти кости заинтересовали даже Петра I. Еще в 1717 году Петр I писал в Воронеж азовскому вице-губернатору Степану Колычеву:«повелевает в Костенску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных». Многие из найденных в Костёнках останков были отправлены в Санкт-Петербургскую “кунсткамеру”. Тогда считали, что найденные гигантские кости — это останки боевых слонов Александра Македонского, «ходившего воевать со скифами». Первые серьезные археологические исследования стоянок в Костенках были проведены выдающимся ученым,антрологом - Иваном Поляковым Во второй половине 19 века. Так, 28 июня 1879 года из первого же заложенного шурфа были извлечены кремневые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад. И лишь с 20-х годов прошлого века началось планомерное изучение палеолитических стоянок. Здесь были все самые известные представители русской археологии: Сергей Замятнин, Петр Ефименко, Александр Рогачев, Павел Борисковский. Костёнки вызывают больший интерес и сегодня. На сегодняшний день, археологические раскопки в районе Костёнок проходят на территории около 10 км². За это время было открыто свыше 60 стоянок, возраст которых по словам учёных колеблется от 45 до 15 тысяч лет! Примечательно, что, согласно традиционной историографии, в этот период Русская равнина была ещё покрыта ледником. Особого внимания заслуживает тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, атакже десять знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами». Таким образом, обнаруженные отечественной археологией находки ставят под большое сомнение общепринятую гипотезу, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал в Западную Европу. Костёнки — это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизация.














"Костенки" - археологический музей-заповедник. Он известен всему миру комплексом древнейших стоянок каменного века. Более 130 лет здесь ведутся научные исследования.

"Костенки" - музей-заповедник. Местоположение

Старинное село, находящееся в 40 километрах в южном направлении от Воронежа, называется Костенки. На территории только этого населенного пункта в разные времена были открыты и исследованы более 26 стоянок древнейших первобытных людей каменного века.

Название свое музей-заповедник получил от названия села. Находится он на территориях с. Костенки и с. Борщево.

25 охранных зон с памятниками каменного века, общая площадь которых составляет около 9 га, объединяет в себе музей-заповедник имеет удивительную и уникальную историческую достопримечательность, которая известна во всем мире. Это место имеет красивое неофициальное название - "жемчужина мирового палеолита".

Создание музея

Идея создания такого замечательного музея принадлежит А.Н. Рогачеву - известному советскому археологу. Построили его на средства местных воронежских властей. Сами раскопки и консервацию памятника осуществляла экспедиция областного Ленинградского отделения археологического института АН СССР под руководством А.Н. Рогачева.

Тогда и создали эту временную выставку. В 1983 году открылся музей, тогда еще бывший филиалом Воронежского краеведческого музея.

А в 1991 году этот филиал отделился от основного краеведческого музея и получил статус музея-заповедника. Причем он включил в себя не только основной музей над одной из стоянок ("Костенки-11"), но и все существующие памятники (верхнепалеолитические) Костенковско-Борщевского района, а также славянское городище - Борщевское. Так образовался государственный археологический музей-заповедник "Костенки". Основная цель его создания - охрана, изучение и популяризация верхнепалеолитических стоянок.

Находки на древних стоянках

Все стоянки имеют свои номера. В процессе последних работ по изучению древнейших стоянок ("Костенки-14", 12) были обнаружены сенсационные находки, которые определенно меняют взгляды на первобытную историю.

На стоянке "Костенки-14" в 2000 г. были найдены самые древние на территории Европы (Восточной) украшения - пронизки с орнаментом, которые изготовлены из трубчатых птичьих костей, подвески из раковин. Они были обнаружены в слое пепла вулканического, принесенного на Русскую равнину с территории Италии более 38 тыс. лет назад.

Эти старинные находки (украшения и остатки поселений), именно в пепле, дают предположение, что это поселение прекратило свое существование в период глобальной катастрофы, произошедшей на территории Европы в ту эпоху.

В 2001 году там же был обнаружен практически целый скелет еще совсем молодого мамонта и даже череп этого животного (обычно он плохо сохраняется). Для территорий Сибири это нормальное явление. Однако все произошло в Костенках. Здесь ранее археологи обычно находили только отдельные кости мамонтов. Их в древности люди приносили на свои стоянки для хозяйственных нужд.

Выходит, что найденный здесь мамонт или провалился в или его затянуло в болото. В том же самом году была еще найдена голова от статуэтки от фигуры человека, выполненная из (возраст - 37 тыс. лет). Это стало мировой сенсацией, так как на сегодня данная находка - древнейшее скульптурное произведение (статуя человека) в палеолите Европы.

Возраст

До этого открытия возраст скульптурных изображений определялся примерно на уровне 32 тыс. лет. Выходит, они старше более чем 10 тыс. лет.

Также по данным анализа в 2002 году американской лаборатории возраст "Костенок-12" (самого старого нижнего культурного слоя) - до 50 тыс. лет (вместо 40 тыс.) для верхнего палеолита.

"Костенки" (музей-заповедник) будут еще долго пополняться древнейшими историческими фактами жизни людей той любопытной эпохи. Большая часть истории этих мест пока покоится под водой и ждет своих исследователей.

С чего все начиналось?

В 1979 году была открыта первая стоянка. Она представляет собой жилище человека из каменной эпохи. Построено оно примерно 20 000 лет назад из костей мамонта. Состоит этот древнейший дом из 570 костей мамонтов. Размер жилища - 9 метров в диаметре. Окружен он кладовыми в виде ям. Впервые его обнаружил местный житель И.И. Протопов (строил погреб) в 1949 году.

Сейчас этот уникальный дом находится прямо внутри здания самого музея на том же месте и почти в том же состоянии, в каком он был, когда его впервые увидел тот местный житель. Много удивительного может представить своим посетителям "Костенки", музей-заповедник.

Рождалось множество удивительных легенд в связи с тем, что люди находили огромные, немыслимых размеров кости мамонтов (они никогда не видели таких животных).
Одна из них гласит, что под землёй живёт огромный зверь, который не появляется на людях. И от слов "ма" - "земля", "мут" - "крот" люди стали называть его "мамут".

На сегодня на этой территории открыто более 60 поселений, возраст которых - между 45 и 15 тысячами лет.

"Костенки" (музей-заповедник) имеет огромное количество различных древнейших экспонатов. В нем выставлены статуэтки женщин ("палеолитические венеры"), многообразные предметы обихода. А фигурки почему-то в большинстве своем вырезались в форме женщин беременных. Они имели символ - продолжение жизни.

Всё это является бесценным и единственным свидетельством самой продолжительной эпохи в культурном развитии человечества на Земле.

Древняя цивилизация под Воронежем — открытие, потрясшее научный мир! Наши предки жили на Русской равнине 45000 лет назад. Место археологических раскопок село Костёнки, общей площадью 36 кв. км., расположено на правом берегу Дона, Хохольского района в Воронежской области. Здесь находится 26 стоянок каменного века в возрасте от 20 до 40 тысяч лет. Большая часть стоянок многослойные и содержат от 2 до 7 культурных слоев, относящихся к разным тысячелетиям.

Обитание первобытного человека в Костёнках совпадает с периодом «Валдайского оледенения» , когда южная граница ледникового панциря находилась на полпути между территориями нынешнего Санкт-Петербурга и Москвой. Наличие большого количества мамонтов на Русской равнине объясняется устойчиво холодным климатом. В последние годы в Костенках был сделан ряд новых сенсационных открытий.

Во время раскопок 2000 года были найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения – пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птиц.


В 2001 г. археологи нашли голову статуэтки человека, вырезанного из бивня мамонта , она создана около 35 000 лет назад. Сегодня это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы.

Костёнки – место сенсационных находок эпохи верхнего палеолита, впервые исследовали в 1879 году. Первые археологические раскопки в Костёнках и научные исследования стоянок начались в 1920-х годах.
Археологические раскопки в Костёнках сегодня проходят на территории около 10 кв. км и вызывают больший интерес. По словам учёных за это время было открыто свыше 60 стоянок разных эпох, возраст которых колеблется от 45 до 15 тысяч лет!

Русский археолог Александр Спицын назвал их «жемчужиной русского палеолита».

Из истории археологических изысканий в Костенках.

С незапамятных времён в Костёнках находили крупные кости загадочных животных. Неслучайно и название этой местности имеет в своей основе корень “кость”. У местных жителей издавна существовало предание о живущем под землёй звере, кости которого и находят люди. Живым это чудовище никто не видел, поэтому народ решил, что обнаружить его можно только после его смерти. Об этих диковинных находках стало известно даже царю Петру Первому.

Любознательный Петр Первый, в 1696 году прибыв в Воронеж по корабельным делам, повелел солдатам Преображенского полка провести раскопки «больших костей» в Костенках. Так впервые было начато исследование исторического памятника, но жители села Костенки пожаловались царю Петру, что солдаты разворотили плотину, и раскоп был прекращен.

В 1717 году Петр I писал в Воронеж азовскому вице-губернатору Степану Колычеву:«повелевает в Костенску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных».
Многие из найденных в Костёнках останков крупных животных были отправлены в “кунсткамеру” Санкт-Петербурга. В то время считали, что найденные гигантские кости – это останки боевых слонов Александра Македонского, «ходившего воевать со скифами». На берегах Дона несчастных животных якобы постиг массовый мор, они пали и потому вся территория устлана их костями.

Первые научные археологические исследования палеонтологических стоянок в Костёнках были проведены выдающимся ученым, антрологом – Иваном Поляковым в 1879 году.
Поляков выдвинул гипотезу о том, что в местах находок костей мамонта, могут быть останки жизнедеятельности первобытного человека. Его гипотеза оправдалась: из первого же шурфа, заложенного 28 июня 1879 года на территории одной из усадеб, археологи извлекли множество кремневых орудий труда, наконечников копий, кусочки золы, угольки, охра, каменные орудия труда – свидетельства древней жизни, факт существования «человека разумного» в этих местах много тысячелетий назад.

В 20-х годах прошлого века началось планомерное изучение палеолитических стоянок древних людей в Костёнках. В археологических и научных исследованиях палеолитических стоянок принимали участие все самые известные представители русской археологии: Сергей Замятнин, Александр Рогачев, Петр Ефименко, Павел Борисковский.

Найденные на раскопках в Костёнках статуэтки женщин (20-30000 лет).

Согласно традиционной историографии, в этот период Русская равнина была ещё покрыта ледником.
Особое внимание учёных привлёк тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, и 10 знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами», возраст которых 20-30-тысяч лет.
Судя по найденным в Костёнках артефактам, известным во всём мире, наши предки имели развитую культуру и искусство 45 000 лет назад. Это сенсационное открытие меняет взгляды на первобытную историю человечества и ставит под сомнение теорию о том, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал на север Евразии и в Западную Европу.

Эпоха верхнего палеолита- 50 тыс лет назад - археологический комплекс « признан самым древним местом обитания человека современного типа. Костёнки – это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле, на Русской равнине с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизация.

Научный переполох.

Археологический мир сотрясает сенсационная новость: под Воронежем обнаружена колыбель европейской цивилизации времен палеолита, прародина всех европейских народов.

Науку переполошила опубликованная в начале 2016 года в журнале «Сайнс» статья профессора университета в Боулдере (штат Колорадо) Джона Хоффекера. Обнаруженные в Костёнках скелеты людей современного типа и возраст археологических находок позволяют утверждать, что «homo sapiens» — «человек разумный» появился в среднем течении Дона намного раньше, чем в Европе.
Справедливости ради заметим, что первыми об этом заявили всему миру учёные Санкт-Петербургского института материальной культуры РАН.

Джон Хоффекер, профессор, штат Колорадо, США пишет : «Костенковские стоянки интересны не только своей уникальной древностью. Мы ещё не знаем, какими путями первобытные люди мигрировали сюда – из Африки или из Азии? Но именно в этих местах они приобрели новые способности и сформировали зачатки человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки в нижнем слое раскопа – кремниевые орудия труда, костяные, каменные статуэтки женщин и животных, которые можно отнести к самым древним произведениям первобытного искусства. Так что здешние homo sapiens жили не только охотой, они знали многие ремесла и были не чужды художественному творчеству».

Антропологическая реконструкция древнего человека, жившего на среднем Дону 28-30 тысяч лет назад.

Проанализировав современными методами найденные в раскопках пепел, споры и пыльцу, а также подвергнув кости палеомагнитному и радиоуглеродному исследованию, российские ученые установили, что костёнковским раритетам никак не меньше 40 000 — 42 000 лет. Американские лаборатории термо-люминесцентным методом определили возраст находок 45 000 лет. Таким образом, палеонтологический стоянки в Костёнках стали самыми древними стоянками первобытного человека в Европе. А заявивший об этом американец Хоффекер сподвигает науку к фундаментальному пересмотру общепринятых взглядов на ранний период истории человечества.

В селе Костёнки каждая вторая изба и сегодня стоит над стоянкой древнего человека. Копни лопатой в огороде – то кость вылезет, то ещё что-нибудь полезное для науки, жители охотно несут свои находки — клыки да камешки археологам.

В законсервированной под крышей музея-заповедника древней стоянке насчитывается 573 кости, которые могли принадлежать 40 мамонтам, и 32 черепа мамонта . Часть костей мамонтов служили фундаментом, в котором укреплялись шесты с натянутыми для тепла шкурами, другая часть костей мамонта была сложена в пяти ямах, приберегалась про запас.

В 2001 году на стоянке Костенки ХIV археологи обнаружили скелет молодого мамонта, который когда-то увяз в болотистой почве на дне оврага. Шестиметровая громадина — костный скелет мамонта, весом пять с половиной тонн была обнаружена археологами во дворе у жителя Костёнки, даже странно, как мамонт умещался на его грядках. Для Костёнок такая находка большая редкость, так как в древних поселениях кости мамонтов были «принесенные». То есть наши пращуры специально собирали большие кости убитых или погибших животных и укладывали их в основание своих жилищ.

Похоже, археологам страшно повезло, что древние жители Костенок извели на свои нужды не всех мамонтов и хотя бы один из них сохранился до наших дней в виде скелета.

«Дальнейшие исследования просто подтвердили, что в селе Костенки богатейшее в России место сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита» — говорит Виктор Попов – директор единственного в мире археологического музея-заповедника «Костенки» Виктор Попов — «Музей археологии – по сути саркофаг, полностью накрывающий древнюю стоянку, – построенный еще при советской власти, был и остается единственным в мире. Просто ни в одном другом месте жилище homo sapiens не сохранилось в таком первозданном виде, как в Костенках. В 1953 году крестьянин Протопопов копал погреб и наткнулся на древние апартаменты.»

Большинство жителей села Костёнки, как в старину, живут натуральным хозяйством, возделывают свои огороды и приусадебные участки, а у некоторых селян даже хаты с земляным полом и крыши покрыты соломой. Для полной схожести с прародителями не хватает только мамонтов.

Палеолитическая охота на мамонтов вошла в сюжеты древнерусских народных сказок . «Бой на калиновом мосту».

Борис Александрович Рыбаков в , ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛУБОКИЕ КОРНИ. Глава третья. «, пишет:

« Для древнего населения Восточной Европы охота была прежде всего облавно-загонная охота на мамонтов , которых огнём факелов нужно было направлять к заранее вырытым и замаскированным ямам и там убивать, пока они не выбрались из них. Эти героические действия охотников на мамонтов повторялись неисчислимое количество раз на протяжении многих тысячелетий и должны были бы как-то запечатлеться в памяти людей . В чистом виде такого сюжета в сказках, разумеется, нет. Но есть несколько загадочных и в то же время устойчивых сюжетов и деталей, которые требуют особого внимания.

Начну с распространённого сюжета «бой на калиновом мосту» . Он описан исследователями многократно, но ни разу не было обращено внимание на поразительную нелогичность: мост, по которому пойдёт массивное мифическое чудовище, изготовлен из калины, мелкого и крайне непрочного кустарника , абсолютно непригодного для каких бы то ни было построек. Ветками калины можно только прикрыть, забросать ловчую яму, но не строить из них.

Чудовище иногда находится под этим калиновым мостом. У этого декоративного моста близ огненной реки происходит встреча и бой сказочного героя с чудовищем , у которого нет единого наименования: его называют то Чудом-Юдом, то Змеем , то заимствованным из былин Идолищем . Когда оно приближается к месту своей гибели, то «гром гремит, земля дрожит » . Крылатость Змея является позднейшим наслоением, как доказал В. Я. Пропп. «Змей, – пишет исследователь, – есть механическое соединение из нескольких животных». «Связь Змея с огнём – постоянная черта его».

Чудовище всегда многоглавое . Нередко сказка упоминает хоботы, а самого Змея называет «хоботистым»

«Змий о 12 головах и 12 хоботах; ногами топат… зубами скрехчет »

Чудо-Юдо своих противников не кусает, не когтит, а «вбивает в землю» или бьёт хоботом, «жогнул своим хоботом».

Самого Змея убивают, помимо стандартного сказочного меча, стрелами, копьями и раскаленными камнями , которые помощники героя бросают ему в пасть; часто герой распарывает брюхо чудищу.

После победы над Змеем его тушу сжигают на костре .В. Я. Пропп указывает два ответвления данного сюжета: во-первых, вместо сухопутного чудища, находящегося под калиновым мостом , в сказке может быть морское чудище, обитающее в пучине и требующее себе человеческих жертв. Это, на мой взгляд, отголоски представлений о ящере, более поздние, чем палеолит. Во-вторых, значительно более поздним, связанным уже с развитием государственности, В. Я. Пропп считает мотив змееборчества типом борьбы Георгия с драконом.

Если мы подытожим все признаки сказочного чудища , с которым герою неминуемо надлежит сразиться, то получим следующее.

1. Чудище огромно и непомерно сильно. Оно не крылато.
2. Оно «хоботисто» или у него несколько голов на длинных шеях.
3. Схватка с чудищем происходит у калинового моста ; иногда чудище бывает прикрыто этим мостом.
4. Обязательной чертой схватки с чудищем является огонь (огненная река ); иногда чудище само извергает огонь.
5. Своих противников чудище «вбивает в землю» .

Не думаю, что будет большой натяжкой признать в этих сказочных приметах чудища обрисовку древнего мамонта (или мамонтов), загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников (калины). Длинношерстные мамонты, размахивая длинными хоботами, прорываясь сквозь «огненную реку», могли и сами быть носителями огня. Охотники, загнавшие мамонтов в яму, должны были окончательно одолеть их, распарывая чрево, пронзая копьями, забрасывая камнями. Мамонты хватали охотников хоботами и, вероятно, действительно «вбивали в землю». Роспись В. М. Васнецова в Историческом музее даёт хорошую реконструкцию этого охотничьего эпизода.

Произведём расчёт, который пригодится нам и для последующего. Когда речь идёт о народной памяти , то в качестве условной единицы удобнее всего взять одно поколение рассказчиков: дед рассказывает внукам. В точных цифрах годов интервал между рассказчиком и слушателями примерно равняется полувеку ; через 50 лет слушатели-мальчишки сами станут стариками, передающими своим внукам то, что они в своё время восприняли от деда. От последних живых мамонтов Восточной Европы до русских крестьян-сказочников XIX века прошло около 240 «поколений рассказчиков» , а для Сибири – всего около 150 поколений. Много это или мало?

Следует учесть, что схватки с мамонтами происходили на протяжении по крайней мере 500 «поколений рассказчиков», и на глазах одного рассказчика за всю его жизнь они повторялись сотни раз. Для того чтобы все героические и трагические стороны этих жизненно необходимых схваток запечатлелись в памяти людей, времени было более чем достаточно. Конечно, за те 240 поколений, когда рассказ вёлся уже о прошлом , не подкреплялся свежими впечатлениями и превратился в чудесную сказку с фантастическими для слушателей персонажами, многое забылось, перепуталось, смешалось с другими, новыми образами, но то, что, несмотря на вполне естественную путаницу, в сказках удаётся все же выделить несколько устойчивых элементов, ведущих нас к палеолитической охоте, является очень интересным.

Очень важны общие наблюдения фольклористов над жизнью и местом в сказочном фонде сюжета «победитель змея». А. И. Никифоров установил его повсеместность, широкое проникновение в разные сказки и вместе с тем отсутствие специальной сказки, посвященной только бою с чудищем. За этим сюжетом «неправомерно сохранять наименование особой сказки, а более правильно видеть в нём только подвижной эпизод, вовлекаемый в связь с другими по мере надобности».

Эту мысль поддерживает и новейший исследователь волшебных сказок Н. В. Новиков, упоминая, что «этот подвижной эпизод в русском материале входит в сочетание более чем с 20 сюжетами » . Из этого становится ясно, что пришедший из другой эпохи красочно описанный бой с хоботистым Змеем оказался таким самостоятельным, своеобразным и впечатляющим эпизодом, который не могли, не хотели забыть. Он не был законченной сказкой, потому что возник в до сказочный период, но титаничностью своих образов и героичностью ситуации импонировал рассказчикам, и они вплетали его всюду, расцвечивая им более бледные сюжеты позднейших эпох, видоизменяли, осмысливали неясное, дополняли. Позднее, когда южные кочевники начали нападать на оседлых земледельцев, чудище-мамонт всё более принимало черты символического огненного Змея, часто верхом на коне (Змей на коне!), олицетворявшего внезапно нападавшего внешнего врага.

Таким образом, можно считать, что к палеолиту восходят в сказках три элемента : связь с инициациями (испытания для добра-молодца), образ женского охотничьего божества (бабы-Яги) и героическое описание грозных схваток с мамонтами».