Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Древнейшая история человечества. Кратко о первобытном обществе

Древнейшая история человечества. Кратко о первобытном обществе

Как гласят научные данные, первобытные люди появились около 4 миллионов лет назад. В течение многих тысячелетий они эволюционировали, то есть совершенствовались не только в плане развития но и внешне. Историческая антропология подразделяет первобытных людей на несколько видов, которые последовательно сменяли друг друга. В чём состоят анатомические особенности каждого вида первобытных людей, и в какой период времени они существовали? Обо всём этом читайте далее.

Первобытные люди - кто они?

Самые древние люди обитали на территории Африки больше чем 2 миллиона лет назад. Это подтверждают многочисленные археологические находки. Однако доподлинно известно, что впервые человекоподобные существа, уверенно передвигающиеся на задних конечностях (а именно этот признак является самым важным в определении первобытного человека), появились намного раньше - 4 миллиона лет назад. Такая характеристика древних людей, как прямохождение, была впервые выявлена у существ, которым учёные дали название «австралопитеки».

В результате многовековой эволюции их заменил более совершенный Homo habls, известный также как «человек умелый». Ему на смену пришли человекообразные существа, представители которых именовались Homo erectus, что в переводе с латыни означает «человек прямоходящий». И лишь спустя почти полтора миллиона лет появился более совершенный вид первобытного человека, который больше всего напоминал современное разумное население Земли - Homo sapiens или «человек разумный». Как видно из всего вышеизложенного, первобытные люди медленно, но в то же время очень эффективно развивались, осваивая новые возможности. Рассмотрим более подробно, что же представляли собой все эти предки человека, в чём заключалась их деятельность и как они выглядели.

Австралопитеки: внешние особенности и образ жизни

Историческая антропология относит австралопитека к самым первым обезьянам, передвигающимся на задних конечностях. Зарождение этого рода первобытных людей началось на территории Восточной Африки более 4-х миллионов лет назад. На протяжении почти 2-х миллионов лет эти существа распространялись по континенту. Древнейший человек, рост которого составлял в среднем 135 см, имел вес не более 55 кг. В отличие от обезьян австралопитеки обладали более выраженным половым диморфизмом, однако строение клыков у мужских и женских особей было практически одинаковым. Черепная коробка этого вида была относительно небольшой и имела объём не более 600 см 3 . Основная деятельность австралопитека практически ничем не отличалась от той, которой занимаются современные обезьяны, и сводилась к добыче пищи и защите от естественных врагов.

Человек умелый: особенности анатомии и образа жизни

(в переводе с латыни «человек умелый») как отдельный самостоятельный вид человекообразных появился 2 миллиона лет назад на Африканском континенте. Этот древнейший человек, рост которого нередко достигал 160 см, имел более развитый, чем у австралопитека, мозг - около 700 см 3 . Зубы и пальцы верхних конечностей у Homo habilis имели практически полное сходство с человеческими, однако большие надбровные дуги и челюсти делали его похожим на обезьян. Помимо собирательства человек умелый занимался охотой с применением каменных глыб, а для разделки туш животных умел использовать обработанную кальку. Это говорит о том, что Homo habilis является первым человекоподобным существом, имеющим трудовые навыки.

Человек прямоходящий: внешний вид

Анатомическая характеристика древних людей, известных как Homo erectus, заключается в выраженном увеличении объёма черепа, что позволило учёным утверждать, что их мозг сравним по размерам с мозгом современного человека. и челюсти человека умелого оставались массивными, но были не так ярко выражены, как у их предшественников. Телосложение было практически таким же, как у современного человека. Судя по археологическим находкам, Homo erectus вёл и умел добывать огонь. Проживали представители данного вида достаточно крупными группами в пещерах. Основным занятием человека умелого было собирательство (в основном у женщин и детей), охота и рыбная ловля, изготовление одежды. Homo erectus одним из первых начал осознавать потребность в создании запасов пищи.

внешнего вида и образа жизни

Неандертальцы появились намного позже своих предшественников - около 250 тысячелетий назад. Что же представлял собой этот древнейший человек? Рост его доходил до 170 см, а объём черепа - 1200 см 3 . Помимо Африки и Азии эти расселились и на территории Европы. Максимальное количество неандертальцев в одной группе достигало 100 человек. В отличие от своих предшественников они имели зачаточные формы речи, что позволяло соплеменникам обмениваться информацией и более слаженно взаимодействовать друг с другом. Основным занятием этого предка человека являлась охота. Успех в добыче пищи им обеспечивали разнообразные орудия: копья, остроконечные длинные осколки камней, которыми пользовались как ножами, и ловушки, вырытые в земле с помощью кольев. Полученные материалы (шкуры, кожи) неандертальцы использовали для изготовления одежды и обуви.

Кроманьонцы: завершающий этап эволюции первобытного человека

Кроманьонцы или (Homo Sapiens) - это последний известный науке древнейший человек, рост которого достигал уже 170-190 см. Внешнее сходство этого вида первобытных людей с обезьянами было практически незаметно, так как уменьшились надбровные дуги, а нижняя челюсть уже не выдавалась вперёд. Орудия труда кроманьонцы изготавливали не только из камня, но также из дерева и кости. Помимо охоты эти предки человека занимались земледелием и начальными формами животноводства (приручали диких зверей).

Уровень мышления у кроманьонцев был значительно выше предшественников. Это позволило им создавать сплочённые социальные группы. На смену стадному принципу существования пришёл родовой строй и создание зачатков социально-экономических законов.

История делится на два пласта: первобытное общество и цивилизации. Исходным является первобытный строй, который охватывает отрезок времени свыше двух миллионов лет, когда не существовало государственных образований, еще не сложились правовые нормы.

За время своего существования первобытное общество прошло значительный эволюционный путь, на протяжении которого происходило изменение его социокультурного облика и хозяйственного устройства. Выделяют две основные стадии первобытного общества: первая - присваивающее хозяйство, вторая - производящее хозяйство. Смена стадий происходит в эпоху неолита в 8-3 тысячелетии до н.э.

Первая стадия характеризуется становлением пользовались простейшими каменными орудиями, жили за счет присвоения продуктов природы (собирательство, рыболовство, охота), вели бродячий образ жизни, объединялись в локальные группы под руководством вожака. Такая простейшая форма жизни и социальной организации, отражавшая низкий уровень развития производственных, общественных и культурных отношений, называется первобытным стадом или праобщиной. Однако, несмотря на хаотичность внутренней жизни стада, в нем прослеживаются первые первобытного общества, правила, стандарты и прочие поведенческие стереотипы.

Природные инстинкты начинают отступать перед социокультурными стереотипами. Отношения внутри группы носят эгалитарный характер. Распределение продовольственных и других ресурсов происходит равномерно. В основе подобного равенства лежит эквивалентный обмен (как пищей, орудиями труда, так и женами и т.д.). Власть вожака над группой проявляется весьма выразительно. Его воля воспринимается стадом как норма.

Усложнение социальных связей, изменения брачных отношений (появление экзогамии, запрещавшей браки между кровными родственниками) и неолитическая революция привели к возникновению семейно-клановых групп. Произошла смена стада на в основе которой лежали родственные отношения. Строиться родообщинные отношения могли по принципам матрилинейности или патрилинейности.

История первобытного общества после неолитической революции выходит на новый виток. Люди переходят к производящей экономике, что позволяет им не только обеспечить себя выживание, но и начать целенаправленно обеспечивать себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Это стало предпосылкой перехода к оседлому образу жизни. Постепенно отдельные семейно-клановые группы устанавливают контроль над определенной территорией. Первобытное стадо превращается в прочную, разросшуюся численно и связанную с определенной территорией группу производителей. Новая социальная организация основывается на самоуправлении и соморегуляции.

На этой стадии развития первобытное общество переходит к фиксированному разделению труда, распределению пищи и Принципы равенства и эгалитарности по-прежнему сохраняются. Но, вместе с тем, распределение добычи могло производиться и с учетом ролевых функций ее участников (по принципу пола, возраста и т.д.). Преимуществами в коллективе обладал и его лидер. Вокруг него концентрировались члены группы, которые взамен за предоставляемые им блага признавали авторитет лидера. Так сложилась догосударственная форма власти.

В родовых общинах уже существуют правила поведения, обязательные для всех членов ее коллектива. Родовые нормы были связаны с тотемами, имели мифологическую окраску. Порядок распределения добычи становится регламентированным, контроль над этим процессом берет на себя вождь. носят характер самонастраивающихся: они поддерживаются интересами, религиозными верованиями и другими ценностными установками. Но это не исключало принудительности следования нормам, которые выработало первобытное общество. При нарушениях табу преступник мог даже быть изгнан или подвергнут смертной казни.

). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишённых письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах , основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура . Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Терминология

Синонимом «доисторического периода» является термин «праистория », который в русскоязычной литературе употребляется реже, чем аналогичные термины в зарубежной литературе (англ. prehistory , нем. Urgeschichte ).

Для обозначения финальной стадии доисторической эпохи какой-либо культуры, когда сама она ещё не создала своей письменности, но уже упоминается в письменных памятниках других народов, в зарубежной литературе нередко используется термин «протоистория » (англ. protohistory , нем. Frühgeschichte ). Для замены термина первобытнообщинный строй , характеризующего общественное устройство до возникновения власти, некоторыми историками используются термины «дикость», «анархия », «первобытный коммунизм », «доцивилизационный период» и другое. В российской литературе этот термин не прижился.

Неклассические историки отрицают само существование общин и первобытнообщинного строя , взаимосвязь, идентичность власти и насилия .

От следующих за ним этапов общественного развития первобытнообщинный строй отличался отсутствием частной собственности , классов и государства . Современные исследования первобытного общества по мнению нео-историков, отрицающих традиционную периодизацию развития человеческого общества, опровергают существование подобного общественного устройства и существование общин, общинной собственности при первобытнообщинном строе, и в дальнейшем, как закономерный итог несуществования первобытнообщинного строя - несуществование общинного сельскохозяйственного землевладения вплоть до конца XVIII века в большинстве государств мира, включая Россию, как минимум начиная с неолита .

Периоды развития первобытного общества

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества . Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость , варварство и цивилизацию , причём первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота , рыболовство и собирательство , отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство , возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия - цивилизация - связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, начавшуюся с образованием членораздельной речи, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и появления в рационе рыбной пищи, а высшая ступень дикости - с изобретения лука . Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гончарного искусства, средняя ступень варварства - с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства - с началом использования железа .

Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда , их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на каменный век , бронзовый век и железный век .

Эпоха Период в Европе Периодизация Характеристика Виды человека
Древнекаменный век или палеолит 2,4 млн. - 10000 до н. э.
  • Ранний (нижний) палеолит
    2,4 млн. - 600 000 до н. э.
  • Средний палеолит
    600 000-35 000 до н. э.
  • Поздний (верхний) палеолит
    35 000-10 000 до н. э.
Время охотников и собирателей. Начало кремневых орудий , которые постепенно усложняются и специализируются. Гоминиды , виды:
Homo habilis , Homo erectus , Homo sapiens präsapiens, Homo heidelbergensis , в среднем палеолите Homo neanderthalensis и Homo sapiens sapiens .
Среднекаменный век или мезолит 10 000-5000 до н. э. Начинается в конце плейстоцена в Европе. Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудий из камня и кости, также как и дальнобойное оружие - стрелу и лук . Homo sapiens sapiens
Новокаменный век или неолит 5000-2000 до н. э.
  • Ранний неолит
  • Средний неолит
  • Поздний неолит
Возникновение неолита связывается с неолитической революцией . В это же время на Дальнем Востоке появляются древнейшие находки керамики возрастом около 12 000 лет, хотя период европейского неолита начинается на Ближнем Востоке докерамическим неолитом . Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства («присваивающего») - «производящие» (земледелие , скотоводство), которые позднее распространяются и в Европу. Поздний неолит нередко переходит в следующий этап, медный век , халколит или энеолит , без разрыва в культурной преемственности. Последний характеризуется второй производственной революцией, важнейшим признаком которой является появление металлических орудий. Homo sapiens sapiens
Бронзовый век 3500-800 до н. э. Ранняя история Распространение металлургии позволяет получать и обрабатывать металлы: (золото , медь , бронза). Первые письменные источники в передней Азии и Эгеиде. Homo sapiens sapiens
Железный век с ок. 800 до н. э.
  • Ранняя история
    ок. 800-500 до н. э.
Homo sapiens sapiens

Каменный век

Ка́менный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

  • Палеолит :
    • Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus .
    • Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы .
    • Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения .
  • Мезолит и эпипалеолит ; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.
  • Неолит - эпоха появления сельского хозяйства . Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Медный век

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) - период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век

Бро́нзовый век - период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII-XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности - античной Греции и Древнего Рима .

Периоды бронзового века:

  1. Ранний бронзовый век
  2. Средний бронзовый век
  3. Поздний бронзовый век

Железный век

Клад монет железного века

Желе́зный век - период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

Термин «железный век» обычно применяется к «варварским » культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция , Древний Рим , Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров» :

  • протогерманцы (в основном ясторфская культура + юг Скандинавии);
  • в основном протобалтские культуры лесной зоны (возможно, включавшие протославян);
  • прото-финно-угорские и протосаамские культуры северной лесной зоны (в основном вдоль рек и озёр);
  • степные ираноязычные культуры (скифы , сарматы и др.);
  • пастушеско-земледельческие культуры фракийцев , даков и гетов .

История развития общественных отношений

Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой , которую вели совместно, и собирательством . Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости.

Важнейшим этапом в развитии человека стало появление языка. Вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т. д.

Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться ею без спроса (пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов).

Естественным кормильцем человека была его мать - вначале она его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины - братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестер и детей последних. Они жили в общинных жилищах.

Специалисты в настоящее время в основном считают, что во времена палеолита и неолита - 50-20 тысяч лет тому назад - социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат .

Сначала соседние роды и племена обменивались тем, что им давала природа: солью, редкими камнями и т. п. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен». Затем выделились племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вёл земледельческо-скотоводческое хозяйство, и между племенами с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племен, развивался обмен продуктами их труда.

Некоторые исследователи полагают, что племена охотников, не принявшие аграрного образа жизни, начали «охотиться» на крестьянские общины, отнимая еду и имущество. Так сложилась дуальная система производящих сельских общин и грабящих их дружин бывших охотников. Вожди - предводители охотников постепенно перешли от набегового грабежа крестьян к регулярным регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города . Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия .

Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Появление религии

У первобытных племён не было специальных служителей культа ; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари , шаманы и т. п.). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами.

См. также

  • Ранняя история (протоистория)

Примечания

Ссылки

  • Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». - М .: Высш. шк., 1990
  • «Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития». Часть I

Древнейшие люди. В 1959 г. в долине Олдувэй в Кении английский археолог Л.Лики сделал одно из самых знаменитых археологических открытий. Им были обнаружены древнейшие останки костей человекоподобных существ, которые соседствовали с орудиями труда, что дало возможность ученым назвать эти существа Homo habilis - «человек умелый». Затем последовали и другие открытия. Сейчас считается, что древнейшие люди появились около 3 - 2,5 млн лет назад.
Находка костей человекоподобных существ с произведенными ими орудиями труда свидетельствует о выделении человека из мира природы, хотя существует и другой взгляд на развитие человека, где основным считается формирование у него прямохождения (3,5 млн лет назад).
Появившиеся в Африке человекоподобные существа очень отличались от современного человека в анатомическом строении: у них были значительно меньший объем мозга, меньшие рост (около 120 см) и вес (около 50 кг), над глазами нависали массивные надбровные дуги. Хабилисы уже ходили на двух ногах. Древнейшие люди еще не пользовались речью как средством общения. Продолжительность жизни редко превышала 20 лет.
Люди того времени жили коллективами, но еще не ощущали взаимного родства и поэтому эти коллективы были непрочными, легко распадались и снова образовывались. В значительной мере отношения в таких коллективах напоминали отношения в зверином стаде, отсюда за ними закрепилось и название - первобытное человеческое стадо. В стадо входило по 25 - 40 особей.
Основу рациона древнейших людей составляла растительная пища, добываемая собирательством. Мясной рацион был скудным. Человек был далеко не самым сильным или быстрым животным, а навыков коллективной охоты еще не приобрел.
Первоначально древнейшие люди жили в саваннах и редколесьях Африки. Однако человеческие стада были достаточно подвижными и легко переходили с места на место. Приблизительно 1,5 млн лет назад человеческие коллективы начали расселяться за пределы Африки и освоили большие территории Евразии, находящиеся в зоне тропического и субтропического климата. В Европе человек появляется, как сейчас можно судить, около 1 млн лет назад. Однако в количественном отношении людей еще было очень мало и поэтому их отдельные группы разделяли громадные незаселенные территории.
Мы можем говорить о возникновении человеческой речи уже 500 тыс. лет назад. Это свидетельствует о достаточно развитом сознании. К этому времени относится и использование огня.
Около 180 тыс. лет назад сформировался неандерталец.
Выделение человека из мира природы произошло в результате освоения им производства орудий труда и начала их использования в процессе повседневной трудовой деятельности.
Периодизация истории первобытного общества. Большую часть истории человечества составляет период первобытного общества. В этот период развитие шло очень медленно.
Наиболее ярко этот процесс можно проследить на примере совершенствования орудий труда первобытного человека. Они изготовлялись из камня и поэтому хорошо сохранились.
Именно изменения в орудиях труда легли в основу существующей периодизации истории первобытности. Весь период, когда орудия труда изготовлялись из камня получил название каменного века. По уровню совершенствования обработки камня выделяют палеолит, что в переводе с греческого означает древний камень, - 2,5 млн назад - 12 тыс. лет до н.э., мезолит (средний камень) - 12 - 8 тыс. лет до н.э. и неолит (новый камень) - 8 - 4 тыс. лет до н.э.

Похолодание на земле и наступление ледника. Около 100 тыс. лет назад началось общее похолодание на земном шаре, вследствие чего с севера начал наступление ледник. Он охватил громадные территории, а в Восточной Европе дошел до широты Киева.
Человек к тому времени заселял уже значительные территории Евразии. Теперь большая часть этих территорий превратилась в тундру. Резкое изменение климата очень серьезно повлияло на жизнедеятельность человеческих коллективов. Люди, привыкшие к теплому климату, плохо переносили холод. Резко изменились флора и фауна, окружавшие людей. Исчезло большинство съедобных растений, а в местах обитания человека появились многочисленные стада северных животных: мамонтов, оленей, лошадей, бизонов.
Началось одно из самых значительных приспособлений человека к новым условиям обитания. Резко изменился пищевой рацион. Люди освоили коллективную загонную охоту на крупных животных. Мясо стало их основной пищей.
Возросла роль огня в жизни человека. Он согревал человека и использовался для приготовления мясной пищи. Спасаясь от холода, человек начал использовать одежду и строить постоянные жилища.
Это время оказалось достаточно благоприятным для жизни людей, что связано, например, с обилием мясной пищи, о чем свидетельствует и демографический подъем в это время.
Возникновение человека современного вида.
Около 40 тыс. лет назад появился человек современного вида, названный учеными Homo sapiens - человек разумный.
По существовавшим в то время перешейкам человек проник в Австралию и Америку. Расселение людей в различных географических условиях привело к началу процесса расообразования. Результатом стал] деление человечества на европеоидов, монголоидов и негроидов.
Не только внешний вид отличал Homo sapiens от предшественников. Важнейшим событием для становления человека как вида было осознание новых отношений внутри коллективов. Сейчас мы называем эти отношения социальными или общественными.
Прежде всего это выразилось в утверждении отношений родства между людьми. Это был настоящий переворот в жизни человека. Именно признание роддства стабилизировало человеческие коллективы, привело к регулированию отношений между людьми и сделало родовые общины постоянными и сплоченными объединениями, чего не наблюдалось ни в животном мире, ни в первобытном стаде. Возникла родовая община, все члены которой вели происхождение от общего предка.
Важнейшим шагом на пути становления общественных отношений стал запрет на вступление в брак или половые отношения между родичами. Женщин теперь разрешалось брать в соседних дружественных родах. Это в свою очередь вело к установлению стабильных взаимосвязей между отдельными родами. Несколько дружественных родов начали объединяться в племена.
Появился запрет на убийство родича, а если он погибал от руки иноплеменника, род мстил за его смерть. «Кровная месть» во многом способствовала сдерживанию кровавых стычек и войн между родами, так как убивать человека было небезопасно, потому что он находился под защитой своего рода. Поэтому самым страшным наказанием являлось изгнание из рода.
Родовые объединения были важны и потому, что только весь род имел возможность прокормиться. Социальной дифференциации в родовой общине периода охоты и собирательства еще не существовало. Вся собственность рода, в том числе и питание, была общей. Родичи помогали друг другу во всех делах, совместно добывали пропитание. Каждый вносил в жизнь общины посильный вклад и получал от нее столько, сколько было возможно.
Огромную роль в становлении социальных отношений между людьми сыграло появление главного средства общения - языка.
Необходимо отметить в становлении Homo sapiens как социального вида и значение религии. Очень сложным является вопрос о причинах ее появления. Однако ясно, что это была первая попытка людей объяснить окружающий их мир, которая свидетельствует о возникновении абстрактного мышления.
Религиозные взгляды людей того времени проявлялись в возникновении у них обрядов захоронения покойников.
Известно о появлении культа плодородия в это время. Плодородие олицетворяли богини с непропорционально толстыми телами. Их статуэтки археологи называют «палеолитическими Венерами».
О появлении абстрактного мышления в позднем палеолите свидетельствует и палеолитическое искусство. Грандиозное впечатление производят сохранившиеся «пещерные галереи» в пещерах Франции, Испании и в Каповой пещере в России.
Общественные отношения и абстрактное мышление стали отличительными чертами Homo sapiens от его предков.

Первобытно-общинный строй - это самый длительный период в истории развития человечества. Это начало истории развития социального общества - от возникновения человека разумного (около 2 млн. лет назад) и до появления государств и цивилизаций.

Самые древние поселения

Самые давние находки предков Homo Sapiens подтверждают тот факт, что на землях Восточной и Центральной Европы происходил непрерывный процесс эволюции человека. Одно из древних захоронений было обнаружено в Чехии (Пржезлетице). Найденные там останки гоминидов датированы периодом около 800 тыс. лет до н. э. Эти и другие интересные находки подтверждают гипотезу о том, что в нижнем палеолите определенные территории Европы были обжиты предками современных людей.

В период среднего палеолита резко увеличилась рождаемость гоминидов, что согласовывается с большим числом археологических находок останков человекообразных существ, которые жили 150—40 тыс. лет назад. Данные раскопок этого времени связывают с появлением нового типа людей - так называемых неандертальцев.

Неандертальцы

Неандертальцами была заселена почти вся континентальная часть Европы (без северной Англии), севера Восточной Европы и Скандинавии. Первобытное общество тех времен являло собой небольшую группу неандертальцев, живущую большой семьей, занимающуюся охотой и собирательством. Пользовались предки современных людей различными орудиями труда, как каменными, так и выполненными из других природных материалов, например, дерева или костей крупных животных.

История первобытного общества в ледниковый период

Последний ледниковый период начался чуть более 70 тыс. лет назад. Жизнь предков людей резко усложнилась. Наступление холодов полностью изменило первобытное общество, его устои и обычаи. Изменение климата усилило значение огня как источника тепла для древних людей. Некоторые виды животных исчезли или мигрировали в более теплые края. Это привело к тому, что людям требовалось объединяться для охоты на крупного зверя.

В данное время возникает загонная охота, в которой принимает участие большое количество людей. Таким способом неандертальцы добывали оленя, пещерного медведя, зубра, мамонта и других распространенных в те времена крупных зверей. Одновременно развитие первобытного общества распространяется на первые воспроизводительные способы хозяйственной деятельности - земледелие и животноводство.

Кроманьонцы

Процесс антропогенеза завершился приблизительно 40 тыс. лет назад. Сформировался человек современного типа и организовалась родовая община. Тип человека, который сменил неандертальцев, получил название кроманьонца. От неандертальцев он отличался ростом, и большим объемом мозга. Основное занятие - охота.

Жили кроманьонцы в небольших пещерах, гротах, сооружениях, выстроенных из костей мамонтов. Высокий уровень общественной организации этих людей доказывают многочисленные пещерные и наскальные рисунки, скульптуры культового назначения, орнаменты на орудиях труда и охоты.

В эпоху верхнего палеолита в центре и на востоке Европы постоянно усовершенствовались орудия труда. Обосабливаются некоторые археологические культуры, существующие одновременно на протяжении долгого времени. В этот период человек изобретает стрелы и лук.

Родовая община

В эпоху верхнего и среднего палеолита появляется новый тип организации людей - родовая община. Существенными ее признаками являются обрядовые формы самоуправления и общая собственность на орудия труда.

В основном в составе родовой общины находились охотники-собиратели, которые объединялись в ассоциации семей, связанных между собой условиями проживания, семейным родством, общими охотничьими угодьями.

Духовная культура первобытного общества в эту эпоху представляла собой зачатки анимизма и тотемизма, связанных с культом плодородия и магией охоты. Сохранились рисунки, высеченные на камне или нарисованные в пещерах. Первобытное общество оставило потомкам наследие талантливых безымянных художников, чьи рисунки мы можем наблюдать в Каповой пещере на Урале или в пещере Альтамира в Испании. Эти примитивные картины заложили основу для развития искусства дальнейших эпох.

Эпоха мезолита

История первобытного общества меняется с окончанием ледникового периода (10-7 тыс. лет назад). Это событие привело к вынужденному изменению социального развития первобытной общины. Она стала насчитывать около ста человек; охватывала определенную территорию, на которой занималась рыболовством, охотой, собирательством.

В эту же эпоху первобытное общество рождает племя - этническую общность людей с одинаковыми языковыми и культурными традициями. В середине таких сообществ формируются первые органы управления. Власть в первобытном обществе переходит в руки старейшин, которые принимают решения о переселении, строительстве хижин, организации коллективной охоты и прочем.

В военное время власть могла переходить к вождям-шаманам, которые играли роль формальных лидеров племени. Усложнилась система социализации и передачи знаний, умений и опыта молодому поколению. Специфика ведения хозяйства и новые социальные роли привели к появлению парной семьи как самой малой ячейки первобытного общества.

Естественно, нормы первобытного общества не позволяют говорить о семейных отношениях в современном значении этого слова. Такие семьи носили временный характер, их роль состояла в выполнении тех или иных коллективных действий или обрядов. Культура первобытного общества усложнилась, появилась обрядность, которая стала прообразом возникновения религии. Этим же временем датируют первые захоронения, связанные с возникшей верой в загробную жизнь.

Возникновение понятия собственности

Усовершенствование орудий земледелия и охоты привело к изменению мировоззрения и социального поведения людей. Изменился характер труда - стала возможной специализация, то есть определенные люди занимались своими участками работ. Разделение труда в общине стало необходимым условием ее существования. Первобытное общество открыло для себя междуобщинный обмен. Скотоводческие племена обменивались продуктами с земледельческими или охотничьими общинами.

Все вышеперечисленное привело к модификации понятия «собственность». Возникает понимание личного права на предметы быта и орудия труда. Позже понятие собственности перешло на земельные наделы. Усиление роли мужчин в земледелии, структура общинной собственности на землю привела к усилению власти мужчин - патриархату. Патриархальные отношения в совокупности с определением частной собственности - это первые шаги к возникновению государственности и цивилизации.