Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Восемь научно‑технических прогнозов Стругацких. "мир полудня" братьев стругацких как пример отечественной технократической утопии

Восемь научно‑технических прогнозов Стругацких. "мир полудня" братьев стругацких как пример отечественной технократической утопии

В XXII веке решили проблему нехватки ресурсов и избавили людей от необходимости физического труда, что, в свою очередь, со временем привело и к отказу от торгово-рыночных отношений и . Знание стало самым важным ресурсом.

Наиболее необычной характеристикой мира Полудня по сравнению с другими известными фантастическими вселенными (к примеру, или ) является практически полная чуждость ему идей . Ни одна разумная раса мира Полудня не занималась построением галактической империи (альтернативный вариант - республики): ни в двадцать втором веке по летоисчислению Земли, ни до этого. Вместо этого они предпочитают держаться у своих родных планет, и лишь самые развитые технологически ( Земли и, предположительно, ) позволяют себе вмешиваться в дела других планет, и только в форме т. н. , безвозмездного тайного способствования развитию технологий отдельной цивилизации.

На Земле в XXII веке царит глобальная , верхушкой которой является , законодательный и исполнительный орган власти, членами которого являются самые известные , и . Как правило, Совет занимается лишь вопросами глобально-земного и галактического масштаба, оставляя управление колоний местным планетарным Советам.

Романы

Цикл, посвященный миру Полудня, включает в себя десять романов (приведены в хронологическом порядке):

Помимо вышеперечисленных книг, с миром Полудня в той или иной мере связаны произведения , «Стажеры», «Испытание СКИБР», «Частные предположения» и «Хищные вещи века», а также С. Ярославцева ( ) «Экспедиция в преисподнюю».

Ненаписанный роман

Время учеников

См. основную статью,

В конце же 90-х был опубликован ряд произведений, созданных российскими фантастами на основе книг Стругацких (с разрешения Бориса Натановича) и названных собирательным именем . Многие из этих повестей относились к миру Полудня. «Время учеников» - три сборника рассказов и повестей, написанных различными авторами.

Персоналии

  • Комов, Геннадий

Также см. список песоналий мира Полудня.

Прогрессоры

См. основную статью,

Термин «прогрессор» был изобретён братьями Стругацкими и изначально использовался исключительно в мире Полудня. В современной научно-фантастической литературе прогрессорами зовутся представители высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит способствование научному развитию цивилизаций, находящихся на более низком технологическом уровне, повышая тем самым общий уровень жизни их представителей.

Планеты

Разумные расы

Кроме того, существует ряд существ, чья разумность не поддается подтверждению или опровежению, включающий, помимо прочего, септоидов (см. «Полдень. XXII век» ), полуразумного доисторического катапуморидако (см. «Волны гасят ветер» ) и неопознанное предположительно разумное существо, убитое Полем Гнедых в системе Крукса (см. «П22В» ).

Большое Откровение

Критика мира Полудня

Мир Полудня, созданный Стругацкими, подвергался и до сих пор подвергается постоянной критике со стороны как коллег-писателей, так и читателей. Зачастую она проявляется в виде литературных произведений, описывающих альтернативы миру Стругацких, или пародий на него.

Социальный строй

Теория воспитания Стругацких

Для воспитания нового человека Стругацкие описали в «Полдень. XXII век» сеть интернатов. Их Теория Воспитания подвергалась оживленной критике, которая ещё не утихла.

Полемика

Одним из примеров полемики с Миром Полудня является Мир Геометров Сергея Лукьяненко. Геометры были убеждены в возможности построения межзвёздного братства рас (фактически, формы империализма, не свойственного миру Полудня) и преследовали свою цель, подводя под свой уровень технологии все встреченные цивилизации и предлагая им после этого дружбу и братство. Таким образом, «прогрессорами» называли себя те Геометры, в чьи обязанности входило поднятие научного и социального статуса менее развитых цивилизаций. По аналогии, существовали и «регрессоры», которым поручалось снижение уровня чересчур развитых рас (т. н. «Старших Рас» по терминологии книг) путем уничтожения «лишних» научных и культурных достижений до тех пор, пока они не были готовы присоединиться к братству Геометров.

Пародии

Мир Полудня Стругацких стал предметом многочисленных продолжений, подражаний и пародий. Существует масса фэн-литературы и вебсайтов, к примеру:

Я хорошо понимаю, кто сидит передо мной на этом плетеном кресле. Я - представитель Комкона-2, который целью своей поставил разных там Странников из обращения изымать. А ты, О’Ты, именно к ихнему племени и относишься. И не надо мне возражать, ты раскрыт, Странник.

Почему это у вас на Странников такой зуб?

Они угрожают безопасности Объединенного Человечества…Мы не можем ни на секунду забыть об угрозе, которую они нам источают. Мы, комконовцы, все как один, каменной стеной станем на пути их кровавых поползновений. Мы не позволим каким-то там Странникам порабощать нас, угнетать, шантажировать и убивать направо-налево и что там еще они делают с другими цивилизациями.

Владимир Покровский. «Планета, где все можно»

    Список второстепенных персонажей книг из цикла о Мире Полудня, написанных братьями Стругацкими. Содержание 1 Бадер, Август Иоганн Мария 2 Бромберг, Айзек … Википедия

    Эта статья об объекте вымышленного мира описывает его только на основе самого художественного произведения. Статья, состоящая только из информации на базе самого произведения, может быть удалена. Вы можете помочь проекту … Википедия

    Обложка аудиокниги издательства «Вокруг света», 2006 г. Мир Полудня литературный мир, в котором происходят события, описанные братьями Стругацкими в цикле романов, «представительской» книгой которого является «Полдень, XXII век» (от которого и… … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/11 ноября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. В … Википедия

    Здесь представлен список профессий, которыми занимаются люди в Мире Полудня, созданном Аркадием и Борисом Стругацкими. Содержание 1 Предварительные замечания 2 Список профессий … Википедия

    Здесь представлен список профессий, которыми занимаются люди в Мире Полудня, созданном Аркадием и Борисом Стругацкими. Содержание 1 Предварительные замечания 2 Список профессий 2.1 Аграрии и … Википедия

    Значимость предмета статьи может быть не показана в её тексте. Однако существуют авторитетные источники, показывающие значимость (см. раздел Ссылки) Вы можете помочь проекту … Википедия

Bridgeman Images / Fotodom

Без преувеличения можно сказать, что «Полуденный цикл» Аркадия и Бориса Стругацких (это неофициальное название серия произведений о будущем полу-чила в честь повести «Полдень, XXII век») — самая человечная утопия за всю историю советской научной фантастики. После ходячих манекенов фантастов «ближнего прицела» Фантастика «ближнего прицела» — направление в советской научной фантастике 1940-50-х годов, к которому относится группа авторов, ставивших главной задачей «популяризацию достижений современной советской науки и техники и их развития в ближайшем будущем»: В. Немцов, В. Сапарин, В. Охотников, А. Казанцев и другие. , после холодных и совершенных постчеловеков Ивана Ефремова, далеко ушедших по пути духовной эволюции и внутреннего само-совершенствования, люди будущего, списанные, по словам Стругацких, с луч-ших из наших современников, рвали сложившийся шаблон. Научно-техниче-ский прогресс интересовал писателей куда меньше, да и то скорее этические и моральные тупики, подстерегающие человечество на этом пути, чем эпо-хальные достижения и открытия. Но когда требовалось описать предметный мир будущего, соавторы подходили к задаче не менее ответственно и вдум-чиво, чем к созданию образов героев.

1. Создание мобильного самообучающегося кибернетического устройства

По хронологии Мира Полудня Мир Полудня — выдуманный мир, в котором происходит действие многих произведений братьев Стругацких и полу-чивший название по книге «Полдень, XXII век». : около 1960 года

«Поведение Урма определяется его „мозгом“, необычайно сложным и тонким аппаратом из германиево-платиновой пены и феррита. Если у обычной цифровой машины десятки тысяч триггеров — элементар-ных органов, получающих, хранящих и отдающих сигналы, то в „мозгу“ Урма задействовано уже около восемнадцати миллионов логических ячеек. На них запрограммированы реакции на множество положений, на различные варианты изменения обстоятельств, предусмотрено выполнение огромного числа разнообразных операций».

«Спонтанный рефлекс»

После реабилитации кибернетики в 1950-х многие советские фантасты, от Анатолия Днепрова до Ильи Варшавского, всерьез увлеклись робото-техникой. Отдали должное этому поветрию и братья Стругацкие, однако ранний рассказ «Спонтанный рефлекс» так и остался для них проходным эпизодом. Хотя в Мире Полудня роботы занимают определенную нишу и даже могут сыграть ключевую роль в развитии сюжета (как Драмба в «Парне из преисподней»), по востребованности они не идут ни в какое сравнение с биомеханическими конструктами, подробно описанными на страницах повести «Попытка к бегству» (1962).

2. Выход человечества в космос и освоение ближнего Приземелья

По хронологии Мира Полудня: 1960-90-е годы

«К концу третьего десятилетия после первых лунных перелетов почти все объекты в пределах полутора миллиардов километров от Земли были уже знакомы человеку. Появились новые науки — планетология и планетография Луны, Марса и Меркурия, крупных спутников больших планет и некоторых астероидов. Межпланетники — особенно те, кому приходилось месяцами и даже годами работать вдали от Земли, — при-выкли к зыбким напластованиям вековечной пыли на равнинах Луны, к красным пустыням и худосочным рощицам марсианского саксаула, к ледяным пропастям и добела раскаленным горным плато на Мерку-рии, к чужим небесам со многими лунами, к Солнцу, похожему на яр-кую звездочку. Сотни кораблей пересекали Солнечную систему по всем направлениям».

«Страна багровых туч»

Самая заметная точка расхождения Мира Полудня с нашей реальностью. В 1957 году на страницах «Страны багровых туч» Стругацкие точно предска-зали год выхода человека в космос, однако дальше начинается чистая фан-та-стика: считаные годы отделяют первый пилотируемый полет от строи-тель-ства постоянно действующих баз на Луне и на Марсе, от сооружения орби-таль-ных заводов и создания целого межпланетного флота. Вопрос о том, откуда взялась ресурсная база, до сих пор служит предметом ожесточенных споров и регулярно порождает всё новые конспирологические теории.


Кадр из анимационного фильма Рене Лалу «Дикая планета». 1973 год Bridgeman Images / Fotodom

3. Успехи нейтринной акупунктуры

По хронологии Мира Полудня: 1970-е годы

«— Что такое нейтринная акупунктура? — сказал инспектор.
— Это идея Андрея Андреевича, — устало проговорил Горчин-ский. — Облучение нейтринными пучками некоторых участков коры вызывает появление… вернее, резкое возрастание сопротивляемости организма разного рода химическим и биологическим ядам. Заражен-ные и отравленные собаки выздоравливали после двух-трех нейтрин-ных уколов. Это какая-то аналогия с акупунктурой — китайским лече-нием иглоукалыванием. Отсюда и название метода. Роль иглы играет пучок нейтрино. Конечно, аналогия чисто внешняя…
<…>
<…> Андрей Андреевич полагает, что нейтринная акупунктура мо-билизует какие-то неизвестные нам силы организма. Не фагоциты, не нервная стимуляция, а что-то еще, несравненно более мощное».

«Шесть спичек»

Облучение мозга пучком нейтрино помогает излечиться от болезней и одновременно пробуждает скрытые возможности организма, вплоть до экстрасенсорных способностей, но после нервного срыва у ведущего специалиста Центрального института мозга инспектор Управления охраны труда прикрывает это направление исследований. Сюжет незатейливый, однако рассказ «Шесть спичек», опубликованный в 1959 году, можно назвать первым подходом братьев Стругацких к теме человеческого и сверхчеловечес-кого, не раз звучавшей в их более зрелых вещах — повестях «Трудно быть богом», «Гадкие лебеди», «Волны гасят ветер», романе «Отягощенные злом», в сольных произведениях «Дьявол среди людей» С. Ярославцева (Аркадия Стругацкого) и «Бессильные мира сего» С. Витицкого (Бориса Стругацкого) и не только.

4. Запуск двигателей, конвертирующих и накапливающих «энергию времени»

По хронологии Мира Полудня: 1980-е годы

«Речь шла о свойствах времени, о времени как о физическом процессе. По словам Беркута, это была необычайно сложная проблема. Много лет назад, при исследовании проблемы источников энергии звезд, была впервые выдвинута своеобразная, еще экспериментально не подтвер-жденная теория времени как физического процесса, связанного с энер-гией. В основу этой теории легли постулаты, рассматривающие время как материальный процесс, несущий определенную энергию. Потом были найдены (сначала теоретически, а затем и экспериментально) количественные характеристики условий освобождения энергии, связанной с ходом времени. Так родилась механика „физического вре-мени“, иначе называемая тау- или Т-механикой.
<…>
Семьдесят лет назад по решению Всемирного Ученого Совета были заложены и пущены в порядке эксперимента четыре такие системы, четыре псевдовечных двигателя, „двигатели времени“. Один — на Лу-не, в кратере Буллиальд, и три — на Земле: на Амазонке, в Антарктиде и здесь, в тайге».

«Забытый эксперимент»

На первый взгляд, чистая фантастика, остроумная выдумка. Однако в основу концепции «двигателей времени» положена популярная, наделавшая в свое время немало шума работа астрофизика Николая Козырева «Причинная ме-ханика». Доклад Козырева о физической природе времени, прочитанный в 1957 году в Пулковской обсерватории, произвел сильное впечатление на Бо-риса Натановича и послужил толчком к созданию рассказа. Впрочем, в других произведениях «Полуденного цикла» «двигатели времени» не упоминаются и значительной роли в «истории будущего», по Стругацким, не играют.


Кадр из анимационного фильма Рене Лалу «Дикая планета». 1973 год Bridgeman Images / Fotodom

5. Рождение первого ребенка на Марсе

По хронологии Мира Полудня: 1986 год

«Опанасенко шел быстро и думал, что больше так продолжаться не мо-жет. Независимо от того, убил Морган эту гадину или нет, послезавтра надо пойти на Базу и организовать облаву. На всех краулерах и вездехо-дах, с ружьями, динамитом и ракетами… Ему пришел в голову аргумент для несговорчивого Иваненки, и он улыбнулся. Он скажет Иваненке: „На Марсе уже появились дети, пора очистить Марс от всякой гадости“.
„Какова ночка! — думал Новаго. — Не хуже любой из тех, когда я заблудился в тайге. А самое главное еще и не начиналось и кончится не раньше чем к пяти утра. Завтра в пять, ну в шесть часов утра парень уже будет вопить на всю планету. Только бы Мандель не подкачал. Нет, Мандель не подкачает. Папаша Марк Славин может быть спокоен. Через несколько месяцев мы будем всей базой таскать парня на руках, одно-образно вопрошая: „А кто это у нас такой маленький? А кто это у нас такой пухленький?“ Только надо все очень тщательно продумать с центрифугой. И вообще пора вызывать с Земли хорошего педиатра… Парню совершенно необходим педиатр. Жаль вот, что следующие корабли будут только через год“».

«Полдень, XXII век»

Один из важнейших шагов на пути космической экспансии человечества, превращения человека разумного в человека космического — и один из самых неосуществимых прогнозов Стругацких. Пилотируемый полет на Марс перво-начально планировался в СССР на 1971 год, однако «битва за Луну» перечерк-нула планы, показав уязвимость проекта с технической и экономической точек зрения. Сегодня ближайший прогнозируемый срок марсианской экспедиции передвинут на начало четвертого десятилетия XXI века. Что же касается коло-низации планеты, то эксперты, наученные горьким опытом, не спешат с дол-госрочными прогнозами.

6. Массовое внедрение волновой психотехники

По хронологии Мира Полудня: 1990-е годы

«В конце века, когда наметились первые триумфы волновой психо-тех-ники и стали пустеть психиатрические лечебницы, в хоре вос-торжен-ных воплей научных комментаторов раздражающим дис-сонансом про-звучала брошюрка Криницкого и Миловановича. В заклю-чительной ее главке педагог Криницкий и инженер Милованович писали примерно следующее. <…> …Остаются основания предполагать и опасаться, что успехи психотехники приведут к таким способам волновой стимуляции мозга, которые подарят человеку иллюзорное бытие, яркостью и неожиданностью своей значительно превышающее бытие реальное. И если вспомнить, что фантазия позволяет человеку быть и разумным существом, и наслаждающимся животным, если добавить к этому, что психический материал для создания ослепительного иллюзорного бытия поставляется у Человека Невоспитанного самыми темными, самыми первобытными рефлексами, тогда нетрудно представить себе тот жуткий соблазн, который таится в подобных возможностях…»

«Хищные вещи века»

Собственно, волновая психотехника («метод воздействия на мозг с помощью электромагнитного излучения неоптического диапазона») понадобилась Стругацким исключительно для того, чтобы обосновать появление слега — высокотехнологичного наркотика, получившего широкое распространение на рубеже XX-XXI веков. Сторонники конспирологического прочтения «Полуденного цикла» связывают слег с гипноизлучателями планеты Саракш из повести «Обитаемый остров» (1969). В нашей реальности наукообразный термин «волновые технологии» остается достоянием адептов парамедицины и «альтернативных методов диагностики». Кроме того, волновые технологии используются в газо- и нефтеобработке, но к волновой психотехнике они отношения не имеют.


Кадр из анимационного фильма Рене Лалу «Дикая планета». 1973 год Bridgeman Images / Fotodom

7. Создание посадочной площадки на Венере

По хронологии Мира Полудня: 1991 год

«Быков ожидал увидеть то, что сотни и сотни раз описывалось в репор-тажах, очерках и романах: черно-фиолетовую бездну, испещренную ослепительными точками звезд. Вместо этого круглый провал люка озарился мутным желто-розовым светом. Планетолет висел над громад-ным, тускло освещенным туманным куполом. Сероватые тени ползли по блестящему оранжевому полю, медленно сближались и расходились, свивались в кольца и разрывались на неверные исчезающие пятна. Ближе к краям купол темнел, но границы его не были резкими, они как-то незаметно, размытыми лиловыми тонами переходили в полную непроглядную черноту. А в центре тончайшие розовые, желтые и серые дымчатые ленты переплетались между собой, но не смешивались — то ясные и отчетливые, то затянутые однообразной рыжей дымкой…
Вот она какая, Венера, „самая страшная планета в Солнечной системе“!»

«Страна багровых туч»

Природные условия на Венере (температура, давление, состав атмосферы) оста-вались загадкой для астрофизиков до конца 1950-х годов: тщательное исследо-вание планеты затрудняла плотная атмосфера, непроницаемая для оптических телескопов. В середине прошлого столетия писатели-фантасты в основном придерживались теории нобелевского лауреата Сванте Аррениуса, согласно которой Венера, одна из самых молодых планет Солнечной системы, проходит сейчас тот же этап развития, что и Земля в каменноугольный период. Стругац-кие предложили нетрадиционную, новаторскую для своей эпохи трактов-ку: в «Стране багровых туч» Венера — планета негостеприимная, абсолютно не-при-годная для колонизации. В 1950-х Борис Натанович Стругацкий, астро-ном по образованию, работал в Пулковской обсерватории и имел доступ к новей-шим астрофизическим исследованиям, что многое объясняет. Для посадки и взлета с Венеры в повести используется космический корабль серии «Хиус» с прямоточным фотонным двигателем, более мощным и маневренным, чем импульсные ракеты. Полевым испытаниям «Хиуса» посвящена почти половина книги — таких рискованных экспериментов Стругацкие больше никогда себе не позволяли.

8. Исследование Урана при помощи бомбозондов

По хронологии Мира Полудня: 1999 год

«— Схему надо менять, Алешенька, — сказал Михаил Антоно-вич. — Устарело это все — и фазоциклеры, и вертикальная раз-вертка, и телетакторы… Вот я помню, мы ходили к Урану на „Хиу-се-8“… в две тысячи первом…
— Не в две тысячи первом, а в девяносто девятом, — сказал Юр-ковский, не отрываясь от отчета. — Мемуарщик…
<…>
В девяносто девятом году экспедиционная группа Дауге и Юр-ковского впервые в истории науки открыла и исследовала бомбо-зондами так называемое аморфное поле на северном полюсе Урана. Следующее исследование пятна было проведено годом позже».

«Стажеры»

Уран — одна из самых необычных планет Солнечной системы. По многим параметрам она отличается от иных крупных космических тел: у Урана — необычная ось наклона и состав атмосферы, у него отсутствует внутренний источник тепла; в конце концов, он вращается вокруг Солнца в направлении, противоположном вращению большинства других планет, — словом, загадка на загадке. В Мире Полудня начало предметного изучения Урана — символиче-ская точка в летописи освоения Приземелья, недаром экспедиция «Хиуса-8» приходится на рубежный 1999 год. Эпоха героических свершений заканчивает-ся, Солнечная система исхожена вдоль и поперек, чудовища усмирены, на Мар-се рождаются дети, ну а человечество готовится совершить рывок к звездам…

P. S. «Главное — на Земле…» — думает Иван Жилин в повести «Стажеры». Эта фраза давно стала крылатой далеко за пределами круга читателей Стругацких. Однако большинство научных прорывов XX века в Мире Полудня, как нетруд-но заметить, связаны именно с освоением космического пространства. Впро-чем, противоречие это кажущееся. Не так уж сложно представить, какие имен-но технические инновации помогут нам достигнуть звезд. Куда сложнее разо-браться с вечными вопросами — и здесь нам вряд ли помогут даже самые наво-роченные гаджеты. Разве что Золотой Шар из «Пикника на обочине» — но, как говорится, это уже совсем другая история. 

Сейчас больше нет некоммунистов. Все десять миллиардов - коммунисты… Но у них уже другие цели. Прежняя цель коммуниста - изобилие и душевная и физическая красота - перестала быть целью. Теперь это реальность.

Романы

Цикл, посвящённый миру Полудня, включает в себя десять произведений (приведены по хронологии написания):

Ненаписанный роман

Время учеников и другие вольные продолжения

См. основную статью, Время учеников

В конце же 1990-х был опубликован ряд произведений, созданных российскими фантастами на основе книг Стругацких (с разрешения Бориса Натановича) и названных собирательным именем «Время учеников ». Многие из этих повестей относились к миру Полудня. «Время учеников» - пять сборников рассказов и повестей, написанных различными авторами. В 2011 году издательство АСТ начинает выпуск новой серии книг, действие которых происходит в Мире Полудня, а именно на планете Саракш. Серия получила название «Проект Аркадия и Бориса Стругацких „Обитаемый Остров“», и на данный момент в неё входят девять произведений: «Война Ротмистра Тоота» Владимира Свержина , «Саракш: Кольцо Ненависти» Владимира Контровского, «Бомбовоз Его Высочества» Алексея Волкова , «Отдел «Массаракш» Антона Первушина ,Игоря Минакова,Максима Хорсуна, «Атомная крепость» Федора Березина , «Один в поле» Андрея Ерпылева, «Мир Ротмистра Тоота» Владимира Свержина , «Век одиночества» Андрея Чернецова,Валентина Леженды, «Ружья еретиков» Анны Фенх.

Персонажи

  • Горбовский, Леонид

Прогрессоры

См. основную статью, Прогрессоры

Термин «прогрессор» был изобретён братьями Стругацкими и изначально использовался исключительно в мире Полудня. В современной научно-фантастической литературе прогрессорами зовутся представители высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит способствование научному развитию цивилизаций, находящихся на более низком технологическом уровне, повышая тем самым общий уровень жизни их представителей.

Планеты

Разумные расы

Кроме того, существует ряд существ, чья разумность не поддается подтверждению или опровержению, включающий, помимо прочего, септоидов (см. «Полдень. XXII век » ), полуразумного доисторического моллюска катапуморидако (см. «Волны гасят ветер » ) и неопознанное предположительно разумное существо, убитое Полем Гнедых в системе Крукса (см. «П22В» ).

Большое Откровение

Теория воспитания Стругацких

Для воспитания нового человека Стругацкие описали в «Полдень. XXII век» сеть интернатов. Их Теория Воспитания подвергалась оживленной критике, которая ещё не утихла.

Полемика

Одним из примеров полемики с Миром Полудня (а также с миром, описанным Иваном Ефремовым в романе Туманность Андромеды) является Мир Геометров Сергея Лукьяненко , описанный в дилогии «Звёзды - холодные игрушки ». Геометры были убеждены в возможности построения межзвёздного братства рас (фактически, формы империализма, не свойственного миру Полудня) и преследовали свою цель, подводя под свой уровень технологии все встреченные цивилизации и предлагая им после этого дружбу и братство. Таким образом, «прогрессорами » называли себя те Геометры, в чьи обязанности входило поднятие научного и социального статуса менее развитых цивилизаций. По аналогии, существовали и «регрессоры», которым поручалось снижение уровня чересчур развитых рас (т. н. «Старших Рас» по терминологии книг) путем уничтожения «лишних» научных и культурных достижений до тех пор, пока они не были готовы присоединиться к братству Геометров.

Пародии

Мир Полудня Стругацких стал предметом многочисленных продолжений, подражаний и пародий. Существует масса фэн-литературы и вебсайтов, к примеру:

Я хорошо понимаю, кто сидит передо мной на этом плетёном кресле. Я - представитель Комкона-2, который целью своей поставил разных там Странников из обращения изымать. А ты, О’Ты, именно к ихнему племени и относишься. И не надо мне возражать, ты раскрыт, Странник.

Почему это у вас на Странников такой зуб?

Они угрожают безопасности Объединенного Человечества… Мы не можем ни на секунду забыть об угрозе, которую они нам источают. Мы, комконовцы, все как один, каменной стеной станем на пути их кровавых поползновений. Мы не позволим каким-то там Странникам порабощать нас, угнетать, шантажировать и убивать направо-налево и что там еще они делают с другими цивилизациями.

- Владимир Покровский . «Планета, где всё можно»

Примечания

См. также

Ссылки

  • Михаил Шавшин, «XXII век - опыт историографии» (история мира Полудня)
  • Мир Полудня (портал Тол-Эрессеа) - биографии, расы, технологии и т. д.

Я не склонен обожествлять АБС. Высочайшее их писательское мастерство отрицать глупо. Но все же, имхо, есть писатели (именно писатели!) и посильнее, в том числе среди т.н. учеников. Вот хотя бы Рыбаков ранний. А когда под одной обложкой вышли «Парень из преисподней» и «Змеиное молоко» М.Успенского - мне было совершенно очевидно, что из них литературно качественнее на непредвзятый взгляд.

Но Стругацкие ведь и не совсем писатели. Они «больше чем писатели»: они мыслители! Вон, Лев Толстой писал еще хуже по части языка, однако куда ж без него в истории русской словесности? При этом мастерство АБС - весьма отточенное, и его с лихвой хватает для тех целей... нет, не для целей, скорее, для предназначения, ибо чуется мне, что не они выбирали цель творчества своего, а их самих выбрало, «накрыло», наградило, заклеймило откуда-то свыше оным предназначением: стать выразителями идей и мечт целого поколения, замечательнейшего, на самом деле, поколения шестидесятников, а вслед за ним - и целой огромной страты, т.н. советской интеллигенции. Мир Полудня - это ее мир. Мир интеллигентской мечты, мир победившего Этичного Разума: утопичный, наивный, но удивительно привлекательный. Великолепная, глубокая, милая и мудрая Утопия! В этом мире интеллигентно все человечество скопом (и говорит оно, безусловно, в основном, по-русски) и каждый его представитель в отдельности. Конечно, в героях Полудня отражен не сам типичный советский интеллигент как он есть (точнее, был), а лишь его мечтаемый образ, его приукрашенное, облагороженное мнение о себе, которое так комфортно было пестовать на московских и ленинградских кухнях и в курилках столичных НИИ. Но это и правильно! Как в смысле популярности (читать всегда приятнее о том, каким хочется быть, а не о том, какой есть), так и потому, что утопия же! Утопия, основанная на тех же самых посылах, неоднократно опровергнутых историей, но упорно рождавших и рождающих почти все подобные ей красивые сказки: «человек по натуре добр, к тому же звучит гордо», «разум по сути своей этичен». Утопия, в которую хочется верить, ради воплощения которой хочется, черт возьми, жить и бороться! Не припомню, чтобы где-нибудь еще коммунистическая идея нашла столь зримое, объемное, вкусное изображение.

И в этом смысле наиболее цельная вещь цикла, как ни парадоксально - корневая, пусть по структуре она представляет собой сборник новелл. Цельная она - идейно. Искренняя, добрая, даже в каком-то смысле возвышенная. (И, возможно, вечная.) Да, остальные книги Полуденного цикла тоже хороши, каждая по-своему. Но в них Идея мельчает, распадается на какие-то фрагменты, они поднимают более частные вопросы, видимо, вызывавшие у авторов, как бы сейчас сказали, когнитивный диссонанс. И происходит некая деградация, замыливание Идеи. Что, впрочем, неудивительно. АБС столкнулись с глубинным и в каком-то смысле трагичным внутренним противоречием своей модели будущего. Ведь цельностью она обязана как раз таки художественности своего изложения. (Я лично считаю, что именно «Полдень» как таковой в литературном смысле - сильнейшая вещь цикла!) Будучи же критически оцененной тем самым разумом, гимн которому поют Стругацкие, Утопия обнаруживает в себе многочисленные прорехи, которые, увы, не заштопать и не закрыть заплатами. Ведь гимны предназначены для пения, а не для доклада на научных конференциях. «Многия знания - многия печали».

Но при всем этом, надо отдать им должное, АБС остаются искренними до конца. Перед собой и перед читателем, которого рискуют разочаровать. И в итоге цикл обретает еще одно измерение, обнаруживает дополнительную глубину. В нем оказывается отраженным процесс постепенного разочарования того самого Поколения в той самой Идее. В нем еще не высказано, но уже выстрадано мучительное, но честное признание в том, что человека не перевоспитать. Он в глубине своих неизбывных инстинктов зверь, он по социальной своей натуре эгоист, и это вполне нормально, ничего плохого в этом как бы и нет, да вот только разум дискомфортен большинству хомо, так как порождает самоиронию и мешает самовлюбленности. В стабильном социуме не бывает слишком много сапиенсов, к тому ж пассионарных, большинство в нем всегда составляют (и должны составлять) ленивые бюргеры... впрочем, социофилософская дискуссия здесь неуместна. АБС ведь и сами в конце концов поднялись над Полуденной Идеей (напр., «Град обреченный», «Миллиард лет до конца света») с помощью понимания экзистенциальности, а не объективности смысла бытия человеческого.

Но всё это не умаляет красоты и культурной ценности Великой Утопии. Мир Полудня, уверен, займет, если уже не занял достойное место в истории русской словесности.

Оценка: 9

Откровенно говоря, я очень завидую тем, кто еще не дочитал (или только собирается начать) этот великолепный цикл (это относится и к Предполуденному). Я вообще-то не собирался писать отзыв, но только что дочитал «Волны гасят ветер», и теперь меня просто переполняют чувства.

До трилогии о Каммерере Авторы просто показывают нам Мир полудня: Вот «Полдень, XXII век», посмотрите на технологии будущего, на общество будущего, все почти достигло идеала; вот ТББ: нас знакомят с идеей Прогрессорства, показывают задатки великой миссии Человечества, которое взяло на себя роль Богов; а вот ОО, после ЖвМ и ВгВ совсем по-другому его воспринимаешь. В последних повестях у Читателя на глазах рушится все, что создавалось в течении огромного промежутка времени. Непоколебимый,на первый взгляд, баланс в обществе начинает расшатываться, все идеи отходят на второй план, самое время разобраться с происходящим у себя дома, на Земле. И только закрыв последнюю страницу заключительной повести, ты понимаешь, что хочешь еще, больше и больше, но не продолжения, а переигровки финала. В голове вертится: «ну почему все так закончилось? Неужели не было другого выхода?» Но в тоже время понимаешь: это действительно то единственное логическое завершение, идеальный финал Великой Саги.

Мир Полудня притягателен, он заманивает читателя своей гениальностью, с каждой новой повестью все больше подогревая к себе интерес. И вот, когда ты проглатываешь каждую строчку с самым жарким интересом, все обрывается. Конец идеальному обществу, конец XXII века, Полдень прошел, наступает новая эпоха в жизни Человечества. Какой она будет? Об этом лучше не задумываться...

Оценка: 10

Уважаемые современники и сограждане!Потерянное поколение рожденных в СССР! Как же все таки нас колбасило последние 90 лет! Воспитывали нас по одним законам,а жить приходится по другим.Верили в светлые понятные и приятные всем идеалы,а теперь и верить то нечему и некому.Сами АБС не раз отмечали,что не было в мировой истории идеи прекрасней и светлей чем коммунизм. «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!» А в нашей стране получилось так,что теперь при одном слове «коммунизм» скулы сводит. А как было бы прекрасно жить в светлом будущем Братьев Стругацких! Мир Полудня,где же ты?

Оценка: 8

До мелочей продуманный мир будущего. Братья Стругацкие очень красочно представили общество с развитым коммунизмом, как жаль, что бывший СССР так и не смог развиться до такого прекрасного общества. Но благодаря чему этот мир смог оставить позади все войны, расприи, голод и другие проблемы XX века? Конечно же благодаря своим обитателям - людям будущего, которые, по сравнению с нашим обществом, кардинально изменились. В XXII веке главными приоритетами человека являются дружба, любовь и работа, а не власть и деньги. Они осуществляют прогресс человечества, покоряют космос, ищют другие цивилизации.

Некоторые называют общественный строй Мира Полудня фашистким, из-за контроля над инакомыслием, запрета на свободное развитие науки - всё это есть в XXII веке, но как можно представить себе этот мир без таких ограничений? Творческий потенциал человечества может «переступить черту» и тогда произойдёт катастрофа (вспомнить хотя бы «Массачусетский кошмар»).

Стругацкие, по моему мнению, создали самый правдоподобный мир будущего. Человеческая цивилизация сегодня ещё далека до этого мира, но как хочется надеятся, что нам всё же удасться пожить в таком прекрасном светлом будущем.

Оценка: 10

Вот интересно, есть ли где-то цикл произведений объединенный общей идеей, который творился/писался/составлялся более 20 лет?

Очевидно, что цикл этот условный, но в большинстве своем пророческий, не простой для восприятия (особенно последние произведения) и основательно-цивилизационный, и что особенно приятно философский, как и почти все у АБС. Эти книги следовало бы перечитать (или прочитать, кто еще планирует) в хронологическом порядке, может тогда он откроется с новой стороны. Кстати, Трудно быть богом - вообще близко к шедевру.

Оценка: 9

На мой взгляд это самый интересный, самый продуманный мир будущего, и что самое главное, в котором нам с вами хотелось бы жить.

Да, в нем есть свои проблемы, да, есть нерешенные задачи, но зато у нас и у героев есть желание решать эти проблемы и задачи.

Грустно, что скорее всего это самого будущего у нас уже никогда не будет.

Оценка: 10

Замечательный цикл. Как, собственно, и все у Стругацких. Лучшие образцы мировой фантастики!

Абсолютно живые герои, отнюдь не сверхчеловеки, не гении, но как же хотелось бы оказаться среди них! Вот только будет ли им интересно с нами?..

И вообще, если будущее именно такое, как у АБС, мы живем не зря...

Оценка: 10

Сколько бы времени не прошоло, если вам не лень думать и зочеться погрузиться в интересные и прекрасные миры Стругацких то вам подойдет любое их произведение. Но именно цикл мир полудня оставил у меня несгладимое впечетление и воспоминания. Сложные но интересные книги, с иногда не понятной (из-за времени) идеологией но всегда с поняной идей читайте и наслаждайтесь.

Оценка: 9

«Весь мир насилья мы разрушим. До основанья» - Есть такая жизнерадостная пенсенка. АБС нам показывают что даже при самом идеальном развитии ситуации («Мы наш, мы новый мир построим») - на улицах будут убивать людей «во имя высших целей».

Мне грусно и легко, печаль моя светла.