Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Директор эрмитажа во время войны. Эрмитаж

Директор эрмитажа во время войны. Эрмитаж

К ПЕРЕЕЗДУ ГОТОВИЛИСЬ ДВА ГОДА

О том, что коллекция Государственного Эрмитажа будет эвакуирована на Урал , работники музея узнали еще в 1939 году, когда стало понятно, что войны с Германией не избежать. Поэтому два года они, в буквальном смысле, сидели на чемоданах и ждали приказа об эвакуации. Он был подписан на следующий день после того, как началась Великая Отечественная война – 23 июня 1941 года.

– Нужно было увезти коллекцию как можно дальше от линии фронта, а Свердловск на тот момент являлся ближайшим к Ленинграду крупным городом с развитой инфраструктурой, поэтому выбор пал на него, – объясняет Юлия Сирина, заместитель директора по выставкам и развитию Екатеринбургского музея изобразительного искусства.

Первый эшелон с коллекцией отправился из Ленинграда 30 июня 1941 года. Он состоял из 22 багажных вагонов, в которых разместилось около 500 тысяч экспонатов. Уже 6 июля он прибыл в Свердловск. Второй эшелон, на 700 тысяч экспонатов, отправили 20 июля. Он прибыл через десять дней. Собирались отправить еще и третий, но к тому времени немецкие войска уже замкнули кольцо вокруг Лениграда. Началась блокада.

ЧАСТЬ КОЛЛЕКЦИИ РАЗМЕСТИЛИ В ДОМЕ, ГДЕ ПОГИБЛА ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ

Специальных хранилищ для коллекции в Свердловске строить не стали. Решили обойтись зданием картинной галереи на Вайнера , 11, принадлежащей музею изобразительных искусств. Ему тогда было всего пять лет. Собственная коллекция была еще слишком маленькой, поэтому свободного места оказалось предостаточно.

– Поскольку груз был очень тяжелый, предварительно в здании приняли меры по укреплению железобетонных перекрытий - подвели столбы под балки нижнего этажа, – рассказывает Юлия Сирина. – На втором этаже было решено размещать картины, так как они легче. А на первом – тяжелые скульптуры.

И все равно места оказалось недостаточно. Поэтому работники музея оперативно подыскали еще две площадки – Римско-католический храм Зачатия святой Анны на пересечении улиц Розы Люксембург и Карла Либкнехта , а также дом Ипатьева , где во время революции был расстрелян Николай II с семьей. До Великой Отечественной войны там находился Антирелигиозный музей. Еще несколько ящиков поставили в столярной мастерской за галереей на Вайнера. Там, например, хранилась знаменитая мраморная скульптура Вольтера , сидящего в кресле, сделанная в конце XVIII века Жан-Антуан Гудоном.


– Всю живопись и все, что очень восприимчиво к температурно-влажностному режиму, оставили храниться в нашей галерее, так как тут все-таки изначально были необходимые условия. А вот более долговечные экземпляры перенесли в костел, – добавляет Юлия Сирина. – В костеле была проблема с поддержанием температуры. Там не было централизованного отопления. Согревали помещение печкой. Постоянно приходилось подбрасывать дрова или уголь. Поэтому там находились в основном скульптуры.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

О том, что на Урал эвакуировали коллекцию Эрмитажа, в Свердловске тогда никто не знал. Экспонаты не вынимались из ящиков до окончания войны.

– Выставок не делали. У ящиков стояла круглосуточная охрана, выделенная из числа сотрудников милиции. Все здания были закрыты для посещения, – констатируют в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.


Лишь изредка эвакуированные работники Эрмитажа сверяли их по спискам и смотрели, в каком они состоянии.

– Вместе с коллекцией на Урал приехали 17 сотрудников Эрмитажа, – рассказывает Юлия Сирина. – Их поселили общежитиях, так как город тогда был переполнен. А дети жили в специальном детском доме.

КАРТИНУ РЕМБРАНДТА ВЫНОСИЛИ ИЗ МУЗЕЯ ЧЕРЕЗ ОКНО

Коллекция Эрмитажа находилась в Свердловске до октября 1945 года, когда ее стали отправлять поездами обратно в Ленинград. В этом процессе участвовал известный художник Виталий Волович .

– Я тогда был студентом художественного училища, и нас пригласили помочь отправить коллекцию обратно, – вспоминает Виталий Волович. – Нас это предложение не удивило, потому что мы каким-то образом знали тайну – что в нашем музее находится коллекция Эрмитажа. Мы пришли на улицу Вайнера. Она была заполнена военными. Постоянно там отъезжали и приезжали грузовики накрытые брезентом. Окна были настежь распахнуты, рядом лежали мешки с песком, которыми в годы войны были заложены окна музея. Мы сразу включились в процесс. Небольшие ящики выносили через двери и грузили их в машину. Крупные ящики выносили через окно.

Все экспонаты были заколочены в большие ящики из толстой фанеры, оббитой железом. Отправка продолжалась несколько часов. Помогал Виталию Воловичу Юрий Стратов – будущий художник-постановщик фильма «Приваловские миллионы».

– Мы подошли к большому тяжелому ящику, взялись за него, и к нам вдруг подбежала сотрудница Эрмитажа. Молитвенно сложив руки, она сказала: «Мальчики, ради бога, осторожней! Здесь «Возвращение блудного сына» Рембрандта !» – вспоминает Виталий Волович. – У нас ноги подкосились от волнения. С этого момента разгрузка превратилась в некое ритуальное действо, в религиозный обряд. Потом, когда я приехал в Эрмитаж в Ленинград, я долго стоял перед этой картиной, и было чувство, что я связан с нею судьбой. Я нес на руках «Блудного сына».

Великая Отечественная война стала страшным испытанием для всего Советского Союза. Тяжелая работа велась на полях сражений и в тылу. Об этом мало кому известно, но с первых же дней войны, несмотря на всю сложность ситуации, в которой оказалось государство, проводилась эвакуация музеев и выставочных галерей страны. Нам бы хотелось рассказать о том, какими невероятными усилиями удалось спасти сокровища Эрмитажа во время блокады Ленинграда.

Эрмитаж был крупнейшим собранием художественных и исторических ценностей не только Советского Союза, но и Европы. По воспоминаниям Б.Б.Пиотровского, который был директором Эрмитажа с 1964 по 1990 год, приготовления к эвакуации музея были сделаны задолго до 22 июня 1941 года. Еще в 1939 году были отданы соответствующие распоряжения о подготовке фонда Эрмитажа к эвакуации. Для большей части экспонатов были изготовлены индивидуальные ящики, все было подписано и пронумеровано. Именно этот факт, по мнению специалистов, сыграл решающую роль в успешной эвакуации большинства экспонатов Эрмитажа.

Это кажется невероятным, но, судя по этим сведениям, руководство страны знало о готовящейся войне и заранее позаботилось о сохранении культурного наследия. Никакой паники и хаоса не было: в первый же день войны, 22 июня, все сотрудники Эрмитажа были вызваны в музей и была начата работа по подготовке ценностей к отправке. Картины снимались со стен и упаковывались в специальные ящики, крупные полотна вынимались из подрамников и накатывались на валы по несколько штук. Все это делалось максимально аккуратно и бережно, несмотря на важность и срочность, которая была присуща ситуации.


В те суровые годы директором Эрмитажа был академик И.А.Орбели, который и руководил всеми работами по эвакуации художественных ценностей. Помимо сотрудников самого музея, готовить экспонаты к отправке помогали сотни ленинградцев, которые любили Эрмитаж. По воспоминаниям И.А.Орбели, «…все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки…К еде и отдыху этих людей приходилось принуждать приказом. Им Эрмитаж был дороже своих сил и здоровья» .

В результате самоотверженной работы уже 30 июня 1941 года из Ленинграда ушел первый железнодорожный состав с ценностями Эрмитажа, а 20 июля был отправлен второй эшелон. В общей сложности примерно из 2 миллионов единиц хранения было эвакуировано около 1 миллиона 200 тысяч самых ценных экспонатов. Все сведения об эвакуации были строго засекречены. О том, что везут в вагонах, не знали даже железнодорожники, которые вели состав. Они могли только догадываться, что это было нечто ценное: один из вагонов был бронированным, а весь состав прикрывали от бомбежек зенитные орудия, размещенные на платформах.


Эвакуированные ценности были вывезены на Урал - в Свердловск (ныне Екатеринбург). Интересно, что в Свердловске не нашлось такого большого помещения, в котором бы уместились все ценности Эрмитажа, поэтому они были распределены по трем помещениям. Большая часть коллекции разместилась в Свердловской картинной галерее, остальными местами хранения стали польский католический костел Зачатия Святой Анны и Ипатьевский дом.

По свидетельствам сотрудников Свердловской картинной галереи, здание было полностью заставлено ящиками и коробками, от хранилищ до потолка второго этажа. Галерея в годы войны, естественно, не работала. Более того, в одном из залов был сооружен настоящий сейф: окна и двери были заложены кирпичами, а единственный вход был укреплен стальными решетками. В этом зале хранились самые ценные экспонаты Эрмитажа. Информация о том, где в Свердловске находятся ценности, вывезенные из Эрмитажа, являлась строго секретной. Руководство страны боялось, что фашисты могут разбомбить хранилище или направить диверсионную группу в город, для того, чтобы взорвать ценности.


Третий эшелон с экспонатами, к сожалению, вывезти не успели. Ленинград был блокирован фашистами 8 сентября 1941 года. Все что осталось, было спущено в подвальные помещения - бомбоубежища. Но даже во время войны Эрмитаж не прекращал своей работы: проводились выставки из оставшихся экспонатов, сотрудники читали выездные лекции. Летом в хорошую погоду из хранилищ доставали мебель и выносили ее на улицу для просушивания. В хранилищах было сыро, и антикварные предметы интерьера страдали от влажного воздуха. Чтобы произведения искусства не повредили подвальные мыши и крысы, сотрудники Эрмитажа приютили несколько десятков кошек, которые тоже внесли свой вклад в спасение культурных ценностей. Кстати, кошки находятся на службе музея и сегодня.

В благодарность за спасение части коллекции Эрмитажа Свердловской картинной галерее было передано более 200 картин, редкие книги, коллекция художественного стекала и фарфора, а также несколько скульптур и предметов мебельного искусства. Сегодня галерея имеет другое название: Екатеринбургский музей изобразительных искусств. А в память о тех непростых временах нашей истории в Екатеринбурге планируют создать культурно-просветительный центр «Эрмитаж-Урал».

В июле 1941 года большая часть эрмитажной коллекции, два миллиона экспонатов, была вывезена двумя особо охраняемыми эшелонами через Вологду, Киров и Пермь в Свердловск. Третий эшелон вывезти не успели, и эти сокровища были спасены работниками Эрмитажа в его подвалах.
Давайте посмотрим сравнительные фотографии Эрмитажа в годы блокады и сегодня.
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Шатровый зал (Зал 249)
"- Пустые рамы! Это было мудрое распоряжение Орбели: все рамы оставить на месте. Благодаря этому Эрмитаж восстановил свою экспозицию через восемнадцать дней после возвращения картин из эвакуации! А в войну они так и висели, пустые глазницы-рамы, по которым я провел несколько экскурсий. (П.Ф.Губчевский)"


Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Малый итальянский просвет (Зал 237)


«Это было весной, где-то в конце апреля сорок второго года. В данном случае это были курсы младших лейтенантов. Курсанты помогли нам вытащить великолепную ценную мебель, которая оказалась под водой… А потом я взял этих ребят из Сибири и повел по Эрмитажу, по пустым рамам. Это была самая удивительная экскурсия в моей жизни. И пустые рамы, оказывается, впечатляют (П.Ф.Губчевский).»

Алесь Адамович, Даниил Гранин «Блокадная книга»
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Итальянский кабинет (Зал 230)


"…Можно представить себе, как это было - промороженные за зиму стены Эрмитажа, которые покрылись инеем сверху донизу, шаги, гулко разносившиеся по пустым залам… Прямоугольники рам - золотых, дубовых, то маленьких, то огромных, то гладких, то с вычурной резьбой, украшенных орнаментом, рамы, которых раньше не замечали и которые теперь стали самостоятельными: одни - претендуя заполнить собой пустоту, другие - подчеркивая пустоту, которую они обнимали. Эти рамы - от Пуссена, Рембрандта, Кранаха, от голландцев, французов, итальянцев - были для Губчевского обозначением существующих картин. Он неотделимо видел внутри рам полотна во всех подробностях, оттенках света, красок - фигуры, лица, складки одежды, отдельные мазки… "

Алесь Адамович, Даниил Гранин «Блокадная книга»
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Искусство Фландрии (Зал 245)


"… Считается, что словом нельзя передать живопись. Оно так, однако в той блокадной жизни слово воссоздавало картины, возвращало их, заставляло играть всеми красками, причем с такой яркостью, с такой изобразительной силою, что они навсегда врезались в память. Никогда после Павлу Филипповичу Губчевскому не удавалось проводить экскурсии, где люди столько бы увидели и почувствовали..."

Алесь Адамович, Даниил Гранин «Блокадная книга»
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Галерея Малого Эрмитажа(Зал 262)


«Опустевшие залы величественны и огромны, их стены в кристаллах измороси. Никогда они еще не казались мне такими великолепными. Прежде внимание обычно приковывали к себе живопись, скульптура или прикладное искусство, и малозаметным оставалось искусство создавших дворцы замечательных архитекторов и декораторов. Сейчас же здесь осталось только их изумительное искусство (да повсюду следы жестокого, безмозглого фашистского варварства)»

Художник Вера Милютина
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Галерея Малого эрмитажа (зал 262)


Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Анфилада Эрмитажа (Зал208)

«22 июня 1941 года все работники Эрмитажа были вызваны в музей. Научные сотрудники Эрмитажа, работники его охраны, технические служащие - все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к нам пришли на помощь сотни людей, которые любили Эрмитаж… К еде и отдыху этих людей приходилось принуждать приказом. Им Эрмитаж был дороже своих сил и здоровья».

Директор Эрмитажа академик И. А. Орбели
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Большой итальянский просвет(Зал 238)


«Орбели кликнул клич. Это была самомобилизация всей ленинградской интеллигенции: профессора Академии, искусствоведы, старые и молодые художники пришли сюда в первые же часы войны, пришли по зову сердца. Надо было торопиться. Враг подходил к городу. Реставраторы дали согласие срезать картины с подрамников. Так было быстрее. Но что значит срезать картины?! Художники на это не пошли. Сократили время отдыха, сна".

Художница Л. А. Рончевская
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Гербовый зал (Зал195)


"- Тридцать два снаряда попало. Степень разрушения разная: снаряд в Гербовом зале упал где-то в двух метрах от Малого тронного зала. По каким законам баллистики, я не знаю, но осколки рванули сюда, в Малый тронный зал. В Гербовом зале дырка в полу вниз, в Растреллиевскую галерею, и больше ничего. А Малый тронный зал весь изрешечен осколками. Сбита люстра, ее не удалось восстановить - хрупкая очень бронза была… "

Алесь Адамович, Даниил Гранин «Блокадная книга»
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Галерея Растрелли


«Завтра, 22 сентября 1941 года, к 10 часам утра всем трудоспособным сотрудникам Эрмитажа выехать в Кировский район на работу по строительству оборонительных сооружений. Оставить в музее 50% состава команд МПВО. Ехать за Кировский завод до Петергофского кольца. Трамваи: 13, 28, 29, 33, 42. Пройти до штаба строительства Дзержинского района».

Телефонограмма Дзержинского райкома ВКП(б)
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Золотая гостиная (Зал 304)


Приказ по Государственному Эрмитажу
№ 170
23 июня 1941 г.
В ночь с 22 на 23 июня во время объявления воздушной тревоги по городу штаб МПВО, все команды и подразделения Государственного Эрмитажа проявили исключительную организованность и четкость в работе.
Объявляю благодарность составу штаба МПВО, политработникам, командирам и бойцам за высокую сознательность и самоотверженное выполнение гражданского долга.
Начальник объекта И. Орбели
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Галерея истории древней живописи (Зал241)


«В Эрмитаже было очень много работы. Надо было укрыть оставшиеся музейные ценности в надежные места, приспособить все залы и помещения к военной обстановке. На стекла многочисленных окон наклеивали полоски бумаги крест-накрест, для того чтобы при ударе взрывной волны стекла не рассыпались мелкими осколками. Надо было для противопожарной обороны в залы нанести горы песка и поставить ванны с водой для тушения зажигательных бомб».

Б. Б. Пиотровский
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Зал Юпитера (Зал 107)


«Опустевшие в июле залы античного искусства стали бомбоубежищем и для самоцветного уральского камня, граненного русскими мастерами, и для штабелей картин, которые в зале Юпитера окружили постаменты эвакуированных богов, и для средневековых алебард и пик, спущенных по крутой внутренней лестнице из эрмитажного арсенала прямо в зал Лебедя».


Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Уборка снега. Рисунок Николая Павлова(1942г.)


«За ломы, лопаты и метлы взялись той весной и истомленные голодной блокадой работники Эрмитажа. Им было это не внове: в зимние месяцы они постоянно очищали от снега проезжую часть Дворцовой набережной - фронтовую дорогу, как и многие другие уличные магистрали города. Сейчас, весной, им предстояло очистить от снега и льда, от грязи и мусора всю огромную территорию, окружавшую эрмитажные здания, все захламленные дворы, чердаки, подвалы, канализационные трубы, каждый забитый нечистотами уголок, который под лучами весеннего солнца мог стать очагом инфекционных заболеваний».


Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Дворцовая площадь. Дворцовая площадь. Рисунок Николая Павлова(1942г)


«Случилось это через неделю после прорыва блокады, - рассказывает П.Ф. Губчевский. - Поздно вечером 25 января сброшенная «юнкерсом» фугасная бомба весом в тонну разорвалась на Дворцовой площади. Зимний дворец, его колоссальное здание, фантастичное по плотности массива, колыхнулось как утлый челн в бурном море. Чудовищную силу взрывной волны приняли на себя все эрмитажные здания. Взрывная волна, пройдя через Висячий сад, ворвалась в Павильонный зал и вышибла здесь уцелевшие стекла даже в окнах, обращенных на Неву. Десятки оконных проемов вновь зазияли пустотой. Ночью разыгралась пурга. Вихревые порывы ветра задували в залы мокрый снег, устилая полы белой пушистой пеленой. Утром стало таять, а к вечеру ударил мороз. Мокрый снег смерзся с битым стеклом, образовав на полах сплошную ледяную кору. Все мы принялись спасать от этого губительного настила фигурные паркеты и мозаичные полы. Мне достался Павильонный зал. Толстый слой бугристого льда, смешанного с осколками стекла, покрывал здесь чудесную мозаику, вделанную в пол перед входом в Висячий сад. В моих руках был железный ломик, и я знал, что под моими ногами. Сантиметр за сантиметром я осторожно скалывал лед и стекло».

С. Варшавский, Б. Рест. «Подвиг Эрмитажа».
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Павильонный зал (Зал 204)


Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Испанский просвет.


«В феврале 1942 г. я была включена в число пяти художников, которым поручено зафиксировать «ранения Эрмитажа».
В группу были зачислены: живописцы В.В. Кучумов и В.В. Пачулин, график А.В. Каплун и я - театральный художник, а кто был пятым, к сожалению, забыла…»

Художник Вера Милютина
Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Зал Ван Дейка (Зал 246) Рисунок В.Кучумова.


Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Зал искусства Франции XVIII века(Зал 285) Рисунок В.Кучумова

«С начала войны в бомбоубежища Эрмитажа были превращены многочисленные дворцовые подвалы. Сотрудники музея заложили низкие подвальные окна кирпичом, навесили железные двери, расставили столы и стулья, сколотили топчаны.
Осенью и зимой 1941 года эрмитажные бомбоубежища населяло две тысячи человек. Здесь жили не только сотрудники Эрмитажа и их семьи, но и многие известные деятели искусства и науки».

С. Варшавский, Б. Рест. «Подвиг Эрмитажа»
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015. Манеж Малого Эрмитажа. «Эхо войны» внутри Эрмитажа


Эрмитаж распахнул свои двери для посетителей 8 ноября 1944 года, когда открылась «Временная выставка памятников искусства и культуры, остававшихся в Ленинграде во время блокады». А ровно через год, 8 ноября 1945 года Эрмитаж полностью открылся для публики.

В июле 1941 года большая часть эрмитажной коллекции, два миллиона экспонатов, была вывезена двумя особо охраняемыми эшелонами через Вологду, Киров и Пермь в Свердловск. Третий эшелон вывезти не успели, и эти сокровища были спасены работниками Эрмитажа в его подвалах.


01.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Шатровый зал (Зал 249).

"— Пустые рамы! Это было мудрое распоряжение Орбели: все рамы оставить на месте. Благодаря этому Эрмитаж восстановил свою экспозицию через восемнадцать дней после возвращения картин из эвакуации! А в войну они так и висели, пустые глазницы-рамы, по которым я провел несколько экскурсий. (П.Ф.Губчевский)"




02.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Малый итальянский просвет (Зал 237).

"Это было весной, где-то в конце апреля сорок второго года. В данном случае это были курсы младших лейтенантов. Курсанты помогли нам вытащить великолепную ценную мебель, которая оказалась под водой... А потом я взял этих ребят из Сибири и повел по Эрмитажу, по пустым рамам. Это была самая удивительная экскурсия в моей жизни. И пустые рамы, оказывается, впечатляют (П.Ф.Губчевский)."

Алесь Адамович, Даниил Гранин "Блокадная книга"




03.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Итальянский кабинет (Зал 230).

"…Можно представить себе, как это было — промороженные за зиму стены Эрмитажа, которые покрылись инеем сверху донизу, шаги, гулко разносившиеся по пустым залам… Прямоугольники рам — золотых, дубовых, то маленьких, то огромных, то гладких, то с вычурной резьбой, украшенных орнаментом, рамы, которых раньше не замечали и которые теперь стали самостоятельными: одни — претендуя заполнить собой пустоту, другие — подчеркивая пустоту, которую они обнимали. Эти рамы — от Пуссена, Рембрандта, Кранаха, от голландцев, французов, итальянцев — были для Губчевского обозначением существующих картин. Он неотделимо видел внутри рам полотна во всех подробностях, оттенках света, красок — фигуры, лица, складки одежды, отдельные мазки... "

Алесь Адамович, Даниил Гранин "Блокадная книга"




04.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Искусство Фландрии (Зал 245).

"...Считается, что словом нельзя передать живопись. Оно так, однако в той блокадной жизни слово воссоздавало картины, возвращало их, заставляло играть всеми красками, причем с такой яркостью, с такой изобразительной силою, что они навсегда врезались в память. Никогда после Павлу Филипповичу Губчевскому не удавалось проводить экскурсии, где люди столько бы увидели и почувствовали..."

Алесь Адамович, Даниил Гранин "Блокадная книга"


05.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Галерея Малого Эрмитажа(Зал 262).

«Опустевшие залы величественны и огромны, их стены в кристаллах измороси. Никогда они еще не казались мне такими великолепными. Прежде внимание обычно приковывали к себе живопись, скульптура или прикладное искусство, и малозаметным оставалось искусство создавших дворцы замечательных архитекторов и декораторов. Сейчас же здесь осталось только их изумительное искусство (да повсюду следы жестокого, безмозглого фашистского варварства)»

Художник Вера Милютина


06.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Галерея Малого эрмитажа (зал 262).


07.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Анфилада Эрмитажа (Зал208).

"22 июня 1941 года все работники Эрмитажа были вызваны в музей. Научные сотрудники Эрмитажа, работники его охраны, технические служащие — все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к нам пришли на помощь сотни людей, которые любили Эрмитаж… К еде и отдыху этих людей приходилось принуждать приказом. Им Эрмитаж был дороже своих сил и здоровья".

Директор Эрмитажа академик И. А. Орбели



08.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Большой итальянский просвет(Зал 238). Л.А. Ранчевская. Эскиз картины "Эвакуация Эрмитажа".

«Орбели кликнул клич. Это была самомобилизация всей ленинградской интеллигенции: профессора Академии, искусствоведы, старые и молодые художники пришли сюда в первые же часы войны, пришли по зову сердца. Надо было торопиться. Враг подходил к городу. Реставраторы дали согласие срезать картины с подрамников. Так было быстрее. Но что значит срезать картины?! Художники на это не пошли. Сократили время отдыха, сна".

Художница Л. А. Рончевская

09.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Гербовый зал (Зал195).

"— Тридцать два снаряда попало. Степень разрушения разная: снаряд в Гербовом зале упал где-то в двух метрах от Малого тронного зала. По каким законам баллистики, я не знаю, но осколки рванули сюда, в Малый тронный зал. В Гербовом зале дырка в полу вниз, в Растреллиевскую галерею, и больше ничего. А Малый тронный зал весь изрешечен осколками. Сбита люстра, ее не удалось восстановить — хрупкая очень бронза была… "

Алесь Адамович, Даниил Гранин "Блокадная книга"




10.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Галерея Растрелли.

"Завтра, 22 сентября 1941 года, к 10 часам утра всем трудоспособным сотрудникам Эрмитажа выехать в Кировский район на работу по строительству оборонительных сооружений. Оставить в музее 50% состава команд МПВО. Ехать за Кировский завод до Петергофского кольца. Трамваи: 13, 28, 29, 33, 42. Пройти до штаба строительства Дзержинского района".

Телефонограмма Дзержинского райкома ВКП(б)




11.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Золотая гостиная (Зал 304).

Приказ по Государственному Эрмитажу
№ 170
23 июня 1941 г.
В ночь с 22 на 23 июня во время объявления воздушной тревоги по городу штаб МПВО, все команды и подразделения Государственного Эрмитажа проявили исключительную организованность и четкость в работе.
Объявляю благодарность составу штаба МПВО, политработникам, командирам и бойцам за высокую сознательность и самоотверженное выполнение гражданского долга.
Начальник объекта И. Орбели


12.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Галерея истории древней живописи (Зал241).

"В Эрмитаже было очень много работы. Надо было укрыть оставшиеся музейные ценности в надежные места, приспособить все залы и помещения к военной обстановке. На стекла многочисленных окон наклеивали полоски бумаги крест-накрест, для того чтобы при ударе взрывной волны стекла не рассыпались мелкими осколками. Надо было для противопожарной обороны в залы нанести горы песка и поставить ванны с водой для тушения зажигательных бомб".

Б. Б. Пиотровский



13.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Зал Юпитера (Зал 107).

"Опустевшие в июле залы античного искусства стали бомбоубежищем и для самоцветного уральского камня, граненного русскими мастерами, и для штабелей картин, которые в зале Юпитера окружили постаменты эвакуированных богов, и для средневековых алебард и пик, спущенных по крутой внутренней лестнице из эрмитажного арсенала прямо в зал Лебедя".



14.Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Уборка снега. Рисунок Николая Павлова(1942г.).

"За ломы, лопаты и метлы взялись той весной и истомленные голодной блокадой работники Эрмитажа. Им было это не внове: в зимние месяцы они постоянно очищали от снега проезжую часть Дворцовой набережной — фронтовую дорогу, как и многие другие уличные магистрали города. Сейчас, весной, им предстояло очистить от снега и льда, от грязи и мусора всю огромную территорию, окружавшую эрмитажные здания, все захламленные дворы, чердаки, подвалы, канализационные трубы, каждый забитый нечистотами уголок, который под лучами весеннего солнца мог стать очагом инфекционных заболеваний".

С. Варшавский, Б. Рест. "Подвиг Эрмитажа"



15.Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Дворцовая площадь. Рисунок Николая Павлова(1942г).

"Случилось это через неделю после прорыва блокады, — рассказывает П.Ф. Губчевский. — Поздно вечером 25 января сброшенная «юнкерсом» фугасная бомба весом в тонну разорвалась на Дворцовой площади. Зимний дворец, его колоссальное здание, фантастичное по плотности массива, колыхнулось как утлый челн в бурном море. Чудовищную силу взрывной волны приняли на себя все эрмитажные здания. Взрывная волна, пройдя через Висячий сад, ворвалась в Павильонный зал и вышибла здесь уцелевшие стекла даже в окнах, обращенных на Неву. Десятки оконных проемов вновь зазияли пустотой. Ночью разыгралась пурга. Вихревые порывы ветра задували в залы мокрый снег, устилая полы белой пушистой пеленой. Утром стало таять, а к вечеру ударил мороз. Мокрый снег смерзся с битым стеклом, образовав на полах сплошную ледяную кору. Все мы принялись спасать от этого губительного настила фигурные паркеты и мозаичные полы. Мне достался Павильонный зал. Толстый слой бугристого льда, смешанного с осколками стекла, покрывал здесь чудесную мозаику, вделанную в пол перед входом в Висячий сад. В моих руках был железный ломик, и я знал, что под моими ногами. Сантиметр за сантиметром я осторожно скалывал лед и стекло".

С. Варшавский, Б. Рест. "Подвиг Эрмитажа".


16.Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Павильонный зал (Зал 204).


17.Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Испанский просвет. Рисунок углем Веры Милютиной. «Уборка в зале с большим просветом»(Зал 239).

"В феврале 1942 г. я была включена в число пяти художников, которым поручено зафиксировать «ранения Эрмитажа».
В группу были зачислены: живописцы В.В. Кучумов и В.В. Пачулин, график А.В. Каплун и я — театральный художник, а кто был пятым, к сожалению, забыла…"

Художник Вера Милютина




18.Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Зал Ван Дейка (Зал 246) Рисунок В.Кучумова.


19.Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж Зал искусства Франции XVIII века(Зал 285) Рисунок В.Кучумова .

"С начала войны в бомбоубежища Эрмитажа были превращены многочисленные дворцовые подвалы. Сотрудники музея заложили низкие подвальные окна кирпичом, навесили железные двери, расставили столы и стулья, сколотили топчаны.
Осенью и зимой 1941 года эрмитажные бомбоубежища населяло две тысячи человек. Здесь жили не только сотрудники Эрмитажа и их семьи, но и многие известные деятели искусства и науки".

С. Варшавский, Б. Рест. "Подвиг Эрмитажа"

С началом ВОВ основные коллекции были эвакуированы на безопасные территории.
На Урал было вывезено около 2 миллионов экспонатов. То же, что не успели вывезти бережно «законсервировали» на хранение. В Эрмитаже в годы блокады хранились также ценности, вывезенные из пригородных дворцов Ленинграда....

Не все знают, что все необходимые приготовления к эвакуации Эрмитажа были произведены ещё задолго до войны. Специальные по размеру ящики под каждый экспонат с надписями были изготовлены заблаговременно, это позволило сохранить в целости большую часть коллекции музея (подозреваю что такие ящики есть и сейчас).

В Эрмитаже даже в блокадные годы проходили выставки из не эвакуированных экспонатов. По воспоминаниям блокадников именно непрекращающаяся культурная жизнь города спасла многих жителей Ленинграда от гибели, а на территории музея в Висячих садах выращивали картошку...

За годы блокады Эрмитаж сильно пострадал от бомбежек. Были выбиты стёкла, поврежден фасад, от пожаров, затопления, плесени погибли некоторые экспонаты.

В годы блокады главный музей охраняли женщины - сотрудницы музея. Начальник охраны П.Ф. Губчевский вспоминал: "Мое могучее воинство состояло в основном из пожилых женщин пенсионного возраста, включая и семидесятилетних. Не менее трети всегда находилось в больницах: одни оттуда возвращались, других туда отвозили. Стража, которой я командовал, не превышала тридцати старушек. И это была моя гвардия!".

Тридцать старушек не только охраняли помещения, они участвовали в аварийных работах, залезали на крышу музея, обвязавшись веревкой, и латали ее, ликвидировали возникавшие из-за обстрела пожары и тушили зажигательные бомбы!

На же следующий день после официального снятия блокады, сотрудники Эрмитажа начали работать над подготовкой выставки памятников искусства и культуры, "переживших" блокаду в Ленинграде. Для размещения экспозиции после окончания блокады был выбран второй этаж Ламотова павильона. Нужно было очистить от завалов и отреставрировать Павильонный зал, Романовскую и Петровскую галереи и примыкающие к ним лестницы...

Все приходилось делать самим эрмитажникам. Приехавший из Еревана академик Орбели с удивлением узнавал в плотниках, стекольщиках и малярах, ремонтировавших залы, своих сотрудников. Люди, никогда не занимавшиеся реставрацией, ухитрились восстановить люстры Павильонного зала, затопленные в подвале. Сами натерли паркеты - полторы тысячи квадратных метров! По понятным идеологическим причинам выставку решили открыть в годовщину революции.

8 ноября 1944 года Орбели обходил готовую экспозицию. До открытия оставалось полчаса. Иосиф Абгарович задумался и вдруг велел переставить бронзовый бюст императора Марка Аврелия в самое начало экспозиции.

Зажглись люстры. И первые посетители, поднявшиеся по красным ковровым дорожкам Советской лестницы увидели чудо - экспонаты, сбереженные в тяжелейших условиях блокады. И первым - один новый, только что приобретенный! Табличка, прикрепленная к бюсту Марка Аврелия, гласила: "Найден под откосом около станции Новоселье после крушения взорванного партизанами фашистского поезда с награбленным металлическим ломом. "

Инфа (С) интернет