Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Томас гейнсборо биография на английском. Томас гейнсборо картины

Томас гейнсборо биография на английском. Томас гейнсборо картины

«Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасом житейского знания, но это и дало ему возможность проложить свой собственный путь в наблюдении Ве­ликого Мира». Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. Он был широко при­знан при жизни как портретист. Но интерес к Гейнсборо — художнику дополнялся интересом к Гейнсборо — собеседнику и Гейнсборо — музыканту, Гейнсборо — шутнику и Гейнсборо — философу. Его поступ­ки и случайно брошенные реплики, передаваемые друзьями, знакомыми, закрепились в памяти не одного поколения живописцев. «Я самое непостоянное и изменчивое сущест­во», говорил о себе мастер. Импульсивность и непредсказуе­мость его натуры находила отра­жение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд ка­завшихся подмалевками. «Я совершенно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. Однако, современники ценили портреты Гейнсборо даже выше чем произведения его кол­леги и соперника, президента лон­донской Академии художеств Д.Рейнольдса.

Сохранились сведения об особенностях работы Гейнс­боро над портретом.

Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Мастер брал специаль­ные кисти с длинными черенками, чтобы находиться на одинаковом расстоянии от мольберта и моде­ли, и переходил к остальному, лишь выписав целиком лицо. Свое­образие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что живописец не полу­чил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы, и мне этого доста­точно» говорил он. Предприимчивый самоуч­ка в начале 1740-х годов посетил Лондон, где брал уроки у художников педагогов X.Гравело и Ф.Хеймана, про­буя себя одновременно и в скульп­туре. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился), и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты.

Овладев живописным мас­терством, художник мог воссоздавать мельчайшие подробностей внешнего облика человека.

Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. Это видно по портретам ма­тери и отца, а также соседей помещиков - людей, хорошо ему знакомых. Несмотря на некоторую скованность моделей, усиливающую оттенок патриархальности провинциальной жизни, портреты на редкость убедительны. Они заставляют вспомнить, так называемые, «сцены собеседования» - специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсбо­ро. Нарочитое позирование персо­нажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественное существование среди природы. В этих сценах «портретность» свойственна скорее пейзажу, насыщен­ному живыми подробностями. В них легко узнаются окрестности род­ного художнику Суффолка. Лица людей выглядят несколько кукольно; Гейнсборо, действительно, исполь­зовал кукол для написания групповых композиций. Они представляют не столько характеры конкретных людей, сколько несколько наивное воплощение та­ких понятий, как скромность, дос­тоинство, верность и т.д.

Пейзаж представлял для Гейнсборо объект душевного влечения.

Художни­к создавал прекрасные виды, проникнутые поэтическим настроением - от ранних, написанных в созерцательной манере – до поздних, таинственно — взволно­ванных, с энергичным и свобод­ным мазком. Но, все же, наиболь­шим спросом пользовались портреты его кисти. Возможно, именно поэто­му он пришел к мысли объединить два жанра в одном. В 1759 году, следуя настояниям друзей, художник переехал на модный ку­рорт Бат, куда на воды собиралась лондонская знать. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». Это имело простое объяснение: в коллекциях гостей курорта часто встречались работы Ван Дейка, выполненные в подобной манере.

Стремление к живописной цельности подкрепля­лось у Гейнсборо поиском композиционной гармонии.

Нередко, в его портретах можно встретить чуть ироничную переклич­ку крепко стоящей на ногах фи­гуры – с могучим стволом раскиди­стого дерева; лица человека, сидя­щего за столом, и узкой морды дремлющей собаки; силуэта сидящей в кресле женщины, и, напри­мер, виолончели. Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрип­ки, виолончели, и т.д. Это происходило не только потому, что он умел на них играть и коллекционировал; в его представлении, гармоничные колористические сочетания выглядели так же хорошо, как звучание удачно настроенных инструментов.

Существует выражение «портрет — настроение».

Под этим, как правило, подразумевается присутствие некой тайны, недоговоренности в созданном образе. Таков, например, портрет миссис Шеффилд. Глядя на него, зритель невольно включается в разгадывание мимолетных чувств изображенной модели. При этом, он, на время, становится как бы соавтором художника. Здесь, как считал Рейнольдс, заключается одна из главных при­чин популярности картин художника: они лишь напоминают об оригинале, остальное - дело зрительской фантазии.

Современник Гейнсборо, сентиментальный романист Л.Стерн выработал похожую манеру литературного повествования.

Интерес к нюан­сам человеческой психики, мгно­венной смене настроений, междометиям в речи персонажей созда­вал на страницах его книг атмо­сферу быстротекущей жизни. Несмотря на то, что герои Стерна мало похожи на аристократические модели Гейнсборо, мироощущения писателя и художника близки. Подобному восприятию зрелых работ Гейнсборо также способствовала выработанная им манера письма. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая поры­вистые штрихи-росчерки. Таков портрет его племянника, Дюпона. Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма.

В портрете дочерей, бегущих за бабочкой, Гейнсборо тщательно выписал толь­ко лица, во всем остальном сохраняя эскизную бег­лость только что начатой работы.

То, что вначале несло печать не­законченности, в зрелых произведениях стало сознательным худо­жественным приемом. Перспекти­ва картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. В «сценах собеседования» природа и персонажи четко разграничены. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Ут­ренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменя­ется их неразрывной слитностью. Одним и тем же мазком художник прораба­тывает листву, прическу жен­щины, перья ее шляпы, шерсть собачки. Благодаря энергичным движениям кисти, почти растворяются контуры фигур, однако единство композиции не утрачивает­ся.

1780-е годы – время вер­шины славы Гейнсборо.

Пройден большой путь; после кончины художника окажется, что он создал почти семьсот портретов. Но, несмотря на усталость, он весь в работе. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его по­следних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». Заслуживший у исследова­телей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как кра­соту человека, так и представление о его духовной жизни. Художник не оставил школы, но, как призна­вали уже его современники, проложил новый путь в искусстве.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Самый английский художник XVIII века» И. Казаковой, М.1989 г.

Томас Гейнсборо (1727 - 1788)
Даже среди выдающихся талантов, которыми был богат его век, Гейнсборо выделяется одаренностью своей натуры: гениальный живописец, лиричный по своему складу и одновременно смелый в творческих поисках, музыкант-любитель, блестящий собеседник и мастер эпистолярного жанра. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. Его полотна исполнены с такой непринужденной естественностью, с такой искренностью чувства и свободой кисти, что кажутся воплощением поэтического движения собственной души художника. В отличие от Рейнолдса, дарованию Гейнсборо оказалась близка не античная классика, а голландские пейзажисты XVII века и французские мастера XVIII столетия, в особенности Ватто. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса.

Автопортреты.

Самое раннее произведение с авторской подписью художника было нарисовано в 1745 году. На фоне пейзажа был изображен портрет бультерьера, а с другой стороны картины Томас подписал «Замечательно умный пес».

Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины», изображая обычно не более двух персонажей. При этом герои Гейнсборо объединены не столько общим действием или беседой, как у Хогарта, сколько пейзажем.


"Портрет четы Эндрюс" 1748-1749
В изображениях супругов Эндрюс (1748-1749, Лондон, Национальная галерея)

и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. В первой картине открывается вид на равнину с перелесками и ухоженное поле - гордость запечатленных хозяев; во втором холсте изображен уголок английского парка, на фоне которого позируют трогательный хрупкий мальчик со своей сестрой.

Картины раннего Гейнсборо несут отпечаток некоторой наивности и простосердечной искренности. Природа в них словно омыта чистым прозрачным воздухом, в котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур. Чистыми и незамутненными остаются краски окружающего мира, придавая особую светоносную силу полотнам мастера. В дальнейшем, при всех кардинальных изменениях стиля, главные живописные открытия будут сделаны художником именно в тех произведениях, где портретный жанр сочетается с пейзажем.

В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. В Бате, где он поселился, его ждало совершенно иное общество. Цвет английской знати, актеры, музыканты, приезжавшие на воды, стали теперь его заказчиками. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Позировавшей ему аристократии хотелось большей репрезентативности в своих портретах, и Гейнсборо обратился к наследию Ван Дейка, стремясь найти формулу парадного изображения в его произведениях. Однако талант мастера схватывать и верно передавать живое сходство и характер модели, его тонкий поэтический дар одухотворения образа ломают застывшие каноны парадного портретирования. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Многие композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью, а порой приобретают даже налет театральности.

«Портрет графини Мери Хау» (ок. 1763-1764, Лондон, Кенвуд-Хаус), полный непринужденности, не лишенный, однако, и кокетства, тонко уловленного художником.

"Голубой мальчик. Портрет Джонатана Баттла" ок. 1770

В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Он стремился к разнообразию неожиданных эффектов, считая, что портрету нужны блеск и отделка, чтобы выявить внутреннюю жизнь личности.
Чтобы схватить будущее изображение в целом, не рассеивая внимания на частности, художник начинал писать в затемненном помещении. По мере продвижения работы он усиливал освещение и, определив общие контуры композиции, позу модели, приступал к более тщательной моделировке лица и головы. Обычно Гейнсборо использовал светлый подмалевок, розовый или серовато-желтый, который усиливал светоносную силу его колорита. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Он пользовался очень длинными кистями, что позволяло, находясь на одинаковом расстоянии от модели и мольберта, передавать на холсте целостное впечатление от образа. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Добиваясь нужного эффекта, он мог растушевать мазок кусочком губки или просто поправить его пальцем. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Рукой мастера двигала гениальная интуиция, с которой он воспринимал модель и воплощал ее характер и настроение на холсте.

"Портрет дочерей художника с кошкой"

"Портрет Мэри Гейнсборо, дочери художника"

Особой проникновенностью отличаются портреты близких ему людей, прежде всего жены и дочерей, Марии и Маргариты, которых Гейнсборо писал на протяжении всей своей творческой жизни.
В Лондоне, куда Гейнсборо переехал в 1774 году, художник написал самые глубокие и поэтичные свои произведения. Созданные им образы часто проникнуты меланхолией, в них начинают проявляться романтические настроения.

Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775-1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Пейзажи с изображением бегущих облаков, таинственных теней и трепещущей на ветру листвы становятся в поздних вещах мастера своеобразным эмоциональным камертоном.


Портрет мистера и миссис Халлетт (Утренняя прогулка) - Томас Гейнсборо. 1785. Холст, масло. 2З6,2х179,1

На картине изображена элегантная молодая пара, идущая по дороге вдоль леса, и их преданная собака. Уильяму Халлетту и Элизабет Стефен, так зовут героев, по 21 году, и они намереваются пожениться. Портрет написан незадолго до свадьбы, летом 1785.

В полотне соединились оба таланта художника - портретиста и пейзажиста. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Кавалер и дама одеты в лучшие, хотя и не очень практичные для прогулки, костюмы, их облик говорит о высоком социальном статусе.

Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского - «беседа») - картины, изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре.

Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. При этом между персонажами существует некоторая разобщенность, каждый сосредоточен на себе, лица лишены эмоциональности, что по контрасту с полной движения и жизни природой создает в картине ощущение тревожной напряженности.

"Портрет миссис Филип Тикнесс"

"Портрет Молли и Пэгги с рисовальными принадлежностями"

""Софья Шарлотта Шеффилд"

"Портрет миссис Шеридан" 1785

В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Художник мечтал освободиться от тяготивших его заказов на портреты, чтобы уединиться и писать пейзажи, считая это главным своим призванием. В его душе жили образы природы и крестьянского быта, впитанные еще в детстве, проведенном на реке Стур. Сохранились многочисленные зарисовки и этюды, которые он на протяжении всей жизни делал во время пеших прогулок - изображения деревьев, холмов, долин, речушек, мостиков и лесных дорог, растений и животных, выполненные с большой живостью и чувством реальности. Ландшафты достоверны в каждой своей детали, хотя мастер никогда не писал с натуры портрета определенной местности. Подобно композитору, он аранжировал свои пейзажи, согласуясь с собственными представлениями о прекрасном. Художник пользовался своеобразными композиционными моделями, которые он сооружал на столе в своей мастерской: из кусочков пробки и угля он делал передний план, для среднего поля использовались глина и песок, кусты изготовлялись изо мха и лишайников, а дальние леса могли быть обозначены цветной капустой. Затем, при воплощении на холсте общего замысла, его фантазия превращала все это в картины природы, полные, по словам Констебла, тишины, нежности и любви. Вместе с тем в ландшафтах Гейнсборо отчетливо ощущаются свободные и естественные ритмы жизни природы, которым подчинены земля и небо, фигуры людей и животных. Художника волнуют эффекты освещения, способные подчеркнуть изменчивость природы в зависимости от времени дня и погоды. В своих пейзажах он стремится передать световоздушную среду - ветер гонит облака, шелестит листвой, дали подернуты дымкой, контуры предметов и очертания человеческих фигур теряют четкость в потоках воздуха и солнечного света. В поздних пейзажах, как и в портретах, манера мастера становится более свободной, порой почти эскизной. Образы природы приобретают внутреннюю взволнованность, которая достигает апогея в серии картин на стекле, предназначавшихся для просмотра через волшебный фонарь.


"Вид близ деревни Корнард"


"Заход солнца, отдых почтовых лошадей"

"Деревенская девочка с собакой и кувшином"


"Лесоруб, флиртующий с пастушкой"


"Поездка на рынок"

"Портрет актрисы Сары Сиддонс"

Гейнсборо всю жизнь очень любил животных и охотно помещал на портретах рядом с людьми собак , которых изображал иногда более убедительно и с большей симпатией, чем их хозяев. И здесь он очень выразительно характеризует задорного песика, представив его на фоне леса, хотя молодому живописцу и не очень удался переход от песчаного холмика первого плана к деревьям позади. Тогда же был написан и портрет хозяина Бампера, некоего Генри Хилла, ныне утерян­ный (в Сомерсете сохранился портрет его жены)". Видимо для итстори портрет собаки сохранить было важнее, чем ее хозяев.


и еще одна история:
"..и часто его подводила любовь к животным. Говорили, что в портрете виконта Легонье, художник больше внимания уделил его коню, а не хозяину".
трудно с ними не согласиться..

Портрет дамы в голубом - Томас Гейнсборо. Конец 1770 - начало 1780. Холст, масло. 76x64 Выставлена в музее: Эрмитаж
Год: Конец 1770 - начало 1780

Один из самых поэтичных художников, признанный глава английской школы, любимец английских аристократов, наперебой заказывавших ему свои портреты, в собрании Эрмитажа представлен работой, относящейся к расцвету его творчества. Замечательный колорист, Томас Гейнсборо для каждого своего портрета подбирал наиболее выразительную цветовую гамму. Так, живописная поверхность «Портрета дамы в голубом» светится холодными мерцающими красками.
Тонкими и нежными переливами голубого цвета отмечены атласный шарф, лежащий поверх тонкого полупрозрачного белого платья, маленькая изящная шляпка, и кажется, что даже в напудренных волосах присутствуют отсветы голубого. Имя изображенной аристократки остается загадкой для исследователей творчества мастера. Выдвигались предположения, что на полотне изображена герцогиня де Бофор. однако это не подтверждено.

Творчество Гейнсборо занимает важное место в развитии европейской живописи на пути к романтическому и реалистическому пейзажу. Полотна мастера, отмеченные столькими новациями, содержащие в себе глубокий нравственный и эмоциональный заряд, исполненные аристократизма и изящества в сочетании с тонким психологизмом и блеском живописи, поистине стали олицетворением английской национальной школы искусства XVIII столетия.

«Беседа в парке» напоминает галантные картины француза Антуана Ватто, также любившего изображать уединенные прогулки влюбленных в тенистых парках. Персонажи мастера немного театральны, они кажутся актерами, играющими сентиментальную пьесу на фоне изящно написанной сценической декорации с белокаменной беседкой-ротондой в глубине композиции.

СПАСИБО

Вам также будет интересно:

Художник Мартин Джонсон Хед

Karin Taylor - австралийская художница-иллюстратор

Ода орхидее

Томас Гейнсборо — великий английский художник 18 века . Родился в 1727 году. Известен как живописец, график, мастер портрета и пейзажа.

Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Здесь он изучал рисование, стал писать свои первые пейзажи, занимался правкой старых картин, а также помогал другим художникам. Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. Первую картину Томас написал в 1745 году — бультерьер на фоне пейзажа. Художник всю жизнь тяготел именно к пейзажам, но, к сожалению, красивые виды природы не приносили дохода, их мало покупали, и поэтому ему приходилось заниматься портретами. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Чтобы удовлетворить свои потребности в живописи он часто совмещал портретный жанр и пейзажную живопись, получая ещё более красивые и глубокие картины.

Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как и . Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. Он писал необычайно реалистичные и одухотворённые портреты людей, чем заслужил большую славу и пользовался большим вниманием у богатых заказчиков. В конце концов, заказов на портреты было так много, что от переутомления Томас Гейнсборо даже сильно заболел. Великий английский живописец писал картины до конца своей жизни. Умер 2 августа 1788 года от рака. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами».

Автопортрет

Возвращение крестьян с рынка

Возвращение с жатвы

Деревенская девочка

Мальчик в голубом

Пейзаж в Саффолке

Пейзаж с дояркой

Пейзаж с плотиной

Портрет герцогини де Бофор (Дама в голубом)

Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской

Портрет дочерей, преследующих бабочку

Томас Гейнсборо (1727 - 2 августа 1788) - английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Биография Томаса Гейнсборо

Дата крещения Томаса Гейнсборо - 14 мая 1727 года. Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.

В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.

В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Гюбера Франсуа Гравело, преподавателя Академии св. Мартина.

В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах.

Зарабатывал он писанием пейзажей, подправлял старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла.

В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».

15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вероятно, рисунок (около 1746 – 1748) и картина (около 1746 – 1747, Лувр) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Ватто.

Творчество Гейнсборо

Совместно с другими художниками его пригласили украсить детский приют видами восьми лондонских госпиталей. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Однако новых заказов это не принесло, и Гейнсборо решает вернуться в Садбери.

Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж - «портрет четы Эндрюс».

Классические традиции почти не оказали влияния на его творчество.

В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Позднее произведения Гейнсборо теряют наивную простоту работ ранних лет и приобретают более декоративный характер. Он все чаще пишет портреты в рост, в которых явно сказывается влияние творчества Ван Дейка. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее.

В своих портретах Гейнсборо почти никогда не дает типических характеристик, свойственных портретам Рейнолдса.

Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. Смелая и нервная кисть художника то оставляет на полотне почти графический штрих, то ложится пятнышками разноцветных мазков; при взгляде на расстоянии они образуют форму и фактуру предметов.

В 80-е годы художник один за другим создает свои шедевры — Утреннюю прогулку и Портрет Сары Сиддонс.

В последние годы жизни мастер отходит от светской жизни. В его творчестве начинают преобладать другие мотивы.

Он пишет ряд произведений на тему крестьянского быта. Образы деревенской детворы, написанные без всякой слащавости подкупают тонким лиризмом.

В 1786 году Гейнсборо написал лучший из своих больших пейзажей Рыночный воз. Им он словно указывает путь другому замечательному английскому пейзажисту — Джону Констеблу.

Работы художника

  • «Лес Гейнсборо» (1748)
  • Портрет четы Эндрюс (около 1750)
  • «Пейзаж с плотиной» (1750-1753)
  • «Пейзаж с дояркой» (1754-1756)
  • «Мальчик в голубом» (1770)
  • Портрет миссис Мэри Грэм (1775)
  • «Водопой» (1777)
  • «Прибрежный пейзаж с пастухом и стадом» (1783-1784)
  • Портрет Сары Сиддонс (1785)
  • «Утренняя прогулка» (1785)
  • «Деревенская девочка» (1785)
  • «Диана и Актеон» (1785-1788)
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 03.04.2017 18:19 Просмотров: 1214

Он работал в жанре портрета и пейзажа. Занимался также графикой.

Гейнсборо жил в то время, когда Англия переживала период бурного экономического и политического подъёма. В такие периоды в обществе обыкновенно наблюдается расцвет искусства.

Томас Гейнсборо. Автопортрет (ок. 1759)

Родился будущий художник в 1727 г. в семье суконщика в местечке Садбери в восточной Англии. Он был младшим, девятым ребёнком в семье, и с детства проявил способности к рисованию. В возрасте 13 лет его отправили в Лондон на учёбу. Его учителями рисования и живописи были француз Юбер Гравело, работавший в Лондоне; портретист и декоратор Фрэнсиса Хаймена в художественной школе, которой руководил Хогарт .
Через 6 лет он возвращается в Садбери и начинает самостоятельное творчество (пишет портреты и пейзажи). Портреты кисти Гейнсборо этого времени уже отмечены его собственным стилем: непринуждённостью и реалистичностью.

Раннее творчество

Томас Гейнсборо. Автопортрет (1754). Частное собрание (Хогтон)

Ранние пейзажи Гейнсборо ещё носят влияние реалистических голландских пейзажей XVII в ., отличаются тщательной проработкой деталей, что постепенно изменится в более поздних работах: романтичные пейзажи художника станут отличаться свободой живописи, изменчивой игрой света и тени.

Т. Гейнсборо «Корнардский лес» (1748). Национальная галерея (Лондон)

Картина была создана художником в его родном городе Садбери, куда он прибыл в 1748 г. в связи со смертью отца.
Характерной чертой пейзажной живописи Гейнсборо являлось то, что он всегда сочинял композицию у себя в мастерской. Поэтому данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Уровень водоема в правой части картины выше уровня дороги в левой части, в таком случае вода должна затопить дорогу. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Пейзаж создан в стиле классической натуралистической голландской школы живописи, а Энтони ван Дейк на раннем этапе творчества Гейнсборо был главным его вдохновителем.
На картине всё приведено в движение: солнце освещает поля и крыши деревни вдали картины и скоро дойдет до разбитой лесной дороги; вдали по дороге скачет рыцарь. Ближе к переднему плану усталый путник плетётся с мешком за плечами, а понурый пес шагает за хозяином. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Хорошенькая девушка пришла его проведать. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Справа от дороги стоят два осла. Картина насыщена персонажами, действиями и движением, но в то же время очень лаконична.
Гейнсборо чувствовал себя более пейзажистом, чем портретистом. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Тогда художник соединяет портрет и пейзаж – это впервые случилось в 1749 г.

Т. Гейнсборо «Портрет четы Эндрюс». Национальная галерея (Лондон)

Более 200 лет картина находилась в собственности семейства Эндрюс и была скрыта от глаз широкого зрителя. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей.
Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Изображённое на заднем плане картины поместье Обри с пасущимися на нём овцами принадлежало Картерам и, по всей видимости, было частью приданого миссис Фрэнсис. Портрет четы Эндрюс может рассматриваться как своеобразный документ, фиксирующий факт заключения брака, а заодно и деловой сделки.
Миссис Эндрюс сидит на изящной рокайльной скамейке. На ней простое, но элегантное бледно-голубое шёлковое платье на модных продолговатых фижмах. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Поза женщины соответствует нормам этикета: прямая осанка, скрещённые ноги, свободно опущенные на колени руки.
В позе супруга также виден канон, утверждённый в Англии ван Дейком: он стоит, облокотившись на левую руку, в которой держит перчатку, правая, придерживая ружье, упирается в бок; ноги скрещены. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Голову венчает треуголка, которая считалась последним писком моды в 1746 г.
За спинами супругов Эндрюс изображен дуб, символизируя процветание будущей династии.
Особое внимание следует обратить на изображённое Гейнсборо поместье. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Сжатый урожай своим богатством обязан, скорее всего, использованию хлебной сеялки – об этом свидетельствуют борозды на земле.
Овцы – особой породы. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота.

Портреты дочерей

В 1748 г. у художника родилась старшая дочь Мери. Приблизительно в 1750 г. Гейнсборо переезжает в расположенный недалеко город-порт Ипсуич, где и родилась в 1752 г. его вторая дочь Маргарет.

Томас Гейнсборо «Мери и Маргарет Гейнсборо, дочери художника» (1756)

Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Дочери Гейнсборо учились в престижной закрытой школе в Челси.
Известно 6 двойных портретов дочерей Гейнсборо. Большинство из них остались незаконченными. Заказной портрет нельзя было не закончить, а здесь, создав образ и вдохнув в него душу, Гейнсборо остывал к работе. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т.к. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента.

Т. Гейнсборо «Портрет дочерей, преследующих бабочку» (1756)

Старшая Мери (справа) крепко держит за руку младшую Маргарет. Но именно Маргарет больше всего увлечена бабочкой и тянет Мери. В портретах девочек художник тонко передал психологию детства, наивность, увлечение сиюминутным, детскую грацию.
Судьба любимых дочерей великого отца сложилась несчастливо.

Томас Гейнсборо «Портрет Мери, дочери художника» (1777)

Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Отказ от пейзажа позволил сосредоточиться на характере девушки, подчеркнуть ее индивидуальные черты: ум, уверенность в себе, сдержанность.
Вскоре после того, как работа была закончена, Мери вышла замуж за немецкого композитора и музыканта Йохана Кристиана Фишера. Однако вскоре брак распался, и Мери, к тому времени страдавшая от тяжелого психического заболевания, прожила остаток жизни вместе с младшей сестрой Маргарет.
Портреты Гейнсборо часто сравнивают с работами его современника Джошуа Рейнольдса . Портреты Гейнсборо отличаются особым тонким лиризмом и психологизмом в отличие от блестящих, но несколько холодных портретов Рейнольдса. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.

Переезды

В 1759 г. Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры. Там он получал огромное количество заказов на создание портретов и даже заболел от переутомления. Меняется стиль его работ: раньше он писал небольшие портретные группы на пейзажном фоне, теперь пейзаж становится второстепенным. Сначала Гейнсборо пишет поясные или поколенные изображения, потом появляются портреты в рост. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения изображаемого.
В ноябре 1768 г. Рейнольдс пригласил Гейнсборо стать одним из 36 членов-основателей Королевской Академии. Но это сотрудничество прошло под знаком соперничества Гейнсборо с Рейнольдсом.
Здесь же, в Бате, Гейнсборо пробовал создавать офорты. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон.

Т. Гейнсборо «Дама в голубом». Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Эта картина относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стиле Ван Дейка. Художник передаёт утончённую красоту и аристократическую элегантность дамы, грациозность движения руки, поддерживающей шаль.
Предположительно, на погрудном портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет. Герцогиня де Бофор в белом платье и светлой шляпе со страусовыми перьями и голубыми лентами на взбитых в высокую прическу напудренных волосах. Она повернулась слегка влево. На шее у неё чёрная завязанная бантом под подбородком ленточка, на которой висит золотой крестик. Правой рукой с браслетом, украшенным камеей, она придерживает на груди голубой шарф.
Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России.

Последние годы жизни

В 1784 г. у Гейнсборо произошёл конфликт с Королевской Академией. В результате художник забрал свои картины и до конца жизни не принимал участия в выставках Академии, устраивая выставки у себя дома.
В 1785 г. Гейнсборо пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс – это был своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии.

Т. Гейнсборо «Портрет Сары Сиддонс» (1785)

Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Сара Сиддон, одна из двенадцати детей владельцев бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени. Ее портреты писали и другие художники, но только Гейнсборо удалось создать настоящий уникальный волевой облик этой великой актрисы, сумевшей прийти через все тернии к славе.
Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм. У неё изящный профиль. Голову венчает черная шляпа с перьями. Желтый шарф сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей на коленях.
На картине изображена женщина, которая всего смогла добиться только собственным трудом и талантом. И она знает это.

Гейнсборо часто обращался к парным портретам. Одним из лучших таких работ является «Утренняя прогулка», изображающую молодую чету Хэллет.

Т. Гейнсборо «Утренняя прогулка» (1785). Национальная галерея (Лондон)

Значение творчества художника

Гейнсборо считается самым блестящим художником английской школы XVIII в. Его рисунки полны тонкой выразительности, они легки, свободны, отличаются особой одухотворённостью.
Гейнсборо также прекрасно изображал животных, написал серию картин из крестьянской жизни. Причём крестьян он изображал так же поэтично, как и представителей высшего света. В то время такое отношение к людям низшего сословия было прогрессивным, а в искусстве являлось проявлением сентиментализма.

Т. Гейнсборо «Деревенские дети» (собиратели хвороста). Музей Метрополитен (Нью-Йорк)

Гейнсборо умело передаёт характерный для Англии рассеянный свет, несколько туманную атмосферу, смягчающую очертания предметов. Мазки его кисти точные и динамичные, он растворяет один цвет в другом при помощи отдельных мазков.