Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Были ли бурлаки. Кто такие бурлаки

Были ли бурлаки. Кто такие бурлаки

Эпиграф:

"Какой, однако, это ужас, - говорю я уж прямо. - Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?"

«Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин


Памятник "Бурлаки на Волге". Самара

Кто такие бурлаки, думаю, знают все. По крайней мере, картину Ильи Репина "Бурлаки на Волге" видели многие. Их быт и труд описан достаточно подробно. Меня же, как человека занимающегося историей Российской империи, заинтересовал вот какой момент. Если верить Википедии и прочим, тиражирующим это утверждение сайтам: "Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов ". Сказано это как-то не определенно, подумал я, хотелось бы, конкретнее о том, когда же в Российской империи бурлачество, как явление, перестало существовать окончательно?


Для начала: "Первый русский пароход был построен на Неве в 1815 г. владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом". Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. "Первый пароход в Волжском бассейне появился на Каме в июне 1816 г.". "В 40-х годах XIX в. появляются пароходы и на реках Сибири" ().

Очень хорошо, подумал я. А к какому периоду относится картина Репина? Задумана в 1869 году, закончена в 1873, т.е. по прошествии 50 (!) с лишним лет после появления пароходов в Волжском бассейне. И за все это время бурлачество не исчезло?

В этой связи читаю:

"Картина Репина «Бурлаки на Волге», законченная в 1873 году, изображала уходящую натуру (как и строки Некрасова «Выдь на Волгу: чей стон раздается / Над великою русской рекой? / Этот стон у нас песней зовется — / То бурлаки идут бечевой!»), ибо золотой век волжского бурлачества был к тому времени далеко позади. Если в начале XIX века бурлаков в России насчитывалось до 600 000 человек, то уже к середине столетия их оставалось менее 150 000. Причем первыми вытеснять их начали не паровые двигатели, а лошади. Коноводные суда были первой попыткой заменить человека в качестве тягловой силы". ()

"Как известно, после написания картины "Бурлаки" И.Е. Репин подвергся критике одного из министров:

"- Hy, cкaжитe, paди бoгa, кaкaя нeлeгкaя вac дepнyлa пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк?.. Hy кaк нe cтыднo - pyccкий?.. Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeдeн к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy."

Говоря современным языком: "фальсифицируете Вы, Илья Ефимович, историю. Нет у нас таких пережитков, потому как докладывают, у нас - сплошная модернизация, паровозы и пароходы".

Это было в начале 1870-х. А в начале 1880-х Н.Боголюбов в “Истории корабля” посвящает бурлачеству целую статью, где указывает:

"Теперь, когда живую силу заменил пар, оно значительно ослабло, но нельзя сказать, чтобы совершенно исчезло. И теперь можно встретить бурлаков запряженных в лямки и тащащих за бечеву судно, сопровождая тягу заунывной песней больше для такта, по тем рекам, где не ходят пароходы, и на речках, удобных для сплава только при разливах, да и на больших реках оно еще не вывелось " ()

О как, "не вывелись"! И это при том, что конкуренцию со стороны пароходов, к тому времени, бурлакам составляла и железная дорога, темпами строительства которой так любях хвастать господа французскобулочники. А они, "не вывелись"!

Так когда же они "вывелись"?

На некоторых фото, которые я привел в этом посте есть вполне точная датировка. Посмотрите и сделайте выводы сами...


Репин. "Бурлаки на Волге". Фрагмент


Бурлак на Волге, 1904г.


Бурлаки на Ладожском канале, 1900 гг.


Отдыхающие бурлаки

"... вот наступает 20—й век, век прогресса и технических революций, а бурлачество все существует. На фотографии 1910- года в лямку впряжены уже женщины.



Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре в Нижегородской губернии. 1910г. Фотография начала XX в. фотографа З.З.Виноградова. Из фондов Государственного исторического музея в Москве.



К фото выше

В чем же дело?

Патриотически настроенный современник уверенно объясняет: выгодно это было мужику (ну и бабе - тем более), заработки, мол, были большие: “Пройдя с баржой от Царицына до Нижнего бурлак зарабатывал столько, что мог купить дом в деревне.”

То, что заработок бурлака был большим для мужика - правда. Тут и Репина в качестве свидетеля можно использовать. Вспоминает он, как его поразила фраза одного из мужиков, признался, что 20-ти рублей ему бы хватило на всю жизнь.

“Heвoльнo дyмaлocь: "Kaкoв бюджeт y этиx бoбылeй. Двaдцaть pyблeй - тaк этo кaпитaл eмy нa вcю жизнь, дa и тoт oн зapыл бы в зeмлю, дa тaк и yмep бы, никoмy нe oткpыв cвoeгo клaдa". И.Е.Репин “Далекое близкое”

А вот какой резон был платить хозяину такие суммы, если содержание лошадей обходилось намного меньше, чем цена домиков в деревне? Вот с этим явная нестыковка.

Хотя, на мой взгляд, ответ - на поверхности - человеческий труд был намного дешевле, чем лошадиный, а бабий труд - еще дешевле.

“Доля бурлака, как видит читатель, не завидная,— труд зачастую не по силам, труд бессмысленный, притупляющий умственные способности, всякого рода лишения и в будущем та же нужда, какая была и при начале”- свидетельствует Боголюбов в конце своей статьи.

Почему же не заработать было мужикам-босякам на домик в деревне? Да потому, что цена рабочей силы зависела от предложения, а желающих заработать на таких работах по всей России было в избытке. Вот и женщины уже стали составлять конкуренцию, сбивая цены солидным артельным мужикам. Женщины, как правило, оплачивались (и соглашались на такую оплату) еще меньше, чем мужчины." ()


Сибирская женская каторга. Бурлачки за работой 1903 г.

Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движения. Чтобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. В роли «шишки» Репин изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки.

Тяжело ли было бурлакам?

Кто такие бурлаки, думаю, знают все. По крайней мере, картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» видели многие. Первый пароход в Волжском бассейне появился на Каме в июне 1816 г.». «В 40-х годах XIX в. появляются пароходы и на реках Сибири» (Источник). Нет у нас таких пережитков, потому как докладывают, у нас — сплошная модернизация, паровозы и пароходы». И это при том, что конкуренцию со стороны пароходов, к тому времени, бурлакам составляла и железная дорога, темпами строительства которой так любях хвастать господа французскобулочники. Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре в Нижегородской губернии. Почти как «бурлаки на Волге»… До сих пор на перекатах и некоторых порогах туристы-водники бурлачат бечевой, да и не только водники.

Казалось бы, бичева должна быть натянута, и крепить ее нужно так, чтобы угол aверт (рис. 2) был как можно ближе к 90°. Все было бы так, если бы бичева была невесома. Расстояние от Астрахани до Н. Новгорода (2172 км) груженые расшивы преодолевали за 2,5-3 месяца, стараясь в основном двигаться под парусом. При этом брался канат в 4-5 раз длиннее и в 1,5 раза толще бичевы, но его вес не слишком осложнял работу. С учетом того, что рабочий день бурлаков длился от рассвета до заката (с небольшим перерывом), получается, что работать бурлаком было действительно трудно!

Такая вот женская доля, впору бы Н.А.Некрасову над ней потужить! Достаточно почитать восторженные строки слабосильного Н.Г.Чернышевского об одном из героев его романа, сильного не только духом, но и телом, который сознательно пошел в бурлаки. Начнем с того, что в те годы, когда герой стихотворения мальчонкой бегал по берегу Волги, крестьяне были закрепощены. В это время какой же крестьянин уйдет от земли? Значит, бурлаки явно были не из крестьян. С бурлаками ему тоже повезло. С появлением пароходов их тяжкий труд стал никому не нужен. Опоздай художник на год-полтора, одним шедевром русской живописи было бы меньше.

Бурлачество как образ жизни

Каждую весну сразу же после ледохода по деревням, стоящим на берегах больших рек, в их низовья, волна за волной проходили артели бурлаков, идущих подряжаться на работу. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. При прохождении судна мимо «Жареного бугра» у Юрьевец-Поволжского бурлацкая артель устраивала причал. Следующий в артельной иерархии за водоливом шел лоцман, он же «дядя», он же «булатник». Передовой бурлак, тянущий лямку, назывался «шишкою», он отвечал за слаженную работу тягловых бурлаков.

Для части бродяг их малоприбыльная профессия стала настоящим образом жизни. Бурлак – это человек, как правило, лишенный семьи и серьезных обязательств.

Наиболее сильно выразился образ бурлака в русском искусстве, которое всегда искало универсальный способ изображения человека из народа. О бурлаках и их нелегкой доле писал Н. А. Некрасов в стихотворении «На Волге» (1860), которое вызвало большой интерес его современников. Как всегда, Репин изобразил разных людей, которые по-разному воспринимают свою бурлацкую долю: от отчаявшихся до готовых бороться за свое счастье.

Четыре века, с 16-го по конец 19-го реки России летом невозможно было представить без бурлаков. Труд бурлака был настолько тяжел, что даже пением не удавалось скрасить его Издревле на Руси существовал особый вид песен — бурлацкие. С появлением первых пароходов труд бурлаков стал менее востребованным, и к началу 20 века бурлаки совсем исчезли. Бурла́к - наёмный рабочий в России XVI - начала XX веков, который, идя по берегу тянул при помощи бечевы речное судно против течения.

Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов. В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века назвали город Рыбинск. В летнюю навигацию через Рыбинск проходила четвертая часть всего российского бурлачества.

Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги. 5. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых. При упоминании бурлаков у большинства возникает в памяти только картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Обычно бурлаки нанимались артелями по 4-6, чаще 10-40 человек, связанных между собой круговой порукой, но иногда артель составляли более 150 человек.

Найдя в галереях картину Телемако Синьорини на эту же тему, написанную, кстати, раньше репинского шедевра, я сделал материал в рубрике «Идеи витают в воздухе» (смотрите здесь). Мои читатели отозвались на материал картинами других художников, и я понял, что тема бурлаков была «плодотворной» в творчестве не только русских живописцев, но и их зарубежных коллег. Поэтому и возник этот материал, в котором помещаю и информацию о самой этой, так называемой, профессии. Я нашел картину Константина Мейсонье, которая называлась «Женщины бурлаки».

Когда Достоевский увидел эту знакомую нам с детства картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни одна река в мире не знала такого размаха бурлачества, как Волга. Главная причина этого - чисто физическая: почти на всей судоходной части реки скорость течения не слишком велика. Ниже мы покажем прямую связь скорости течения с физической нагрузкой, приходящейся на каждого бурлака. Конкретные значения скорости течения Волги во времена Репина можно найти в словаре Брокгауза и Ефрона. Весной, в мае, скорость течения изменялась от 2,5 фут/с в верховьях до 7,7 фут/с ниже Саратова.

Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем », которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов . Некоторое время вместо перемещения судна бурлаками также использовался такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебёдке с конной или паровой тягой (см. кабестан).

В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века назвали город Рыбинск . В летнюю навигацию через Рыбинск проходила четвертая часть всего российского бурлачества.

Бурлакам посвящена известная картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина .

В СССР бурлацкая тяга была запрещена в 1929 году постановлением НКПС , в подчинении которого до 1931 года был и речной транспорт. Однако, в годы Великой отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга имела ограниченное применение.

В других странах

В Западной Европе (по крайней мере в Бельгии , Нидерландах и Франции) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века.

В Германии использование живой силы прекратилось во второй половине XX века. [неавторитетный источник? ]

  • В разговорном латышском языке слово бурлак (латыш. burlaks ) означает не только «бурлак», но и «разбойник ». В разговорном литовском языке словом (лит. burliokas ) называли местных русских старообрядцев . В разговорном же румынском бурлаком (рум. burlac ) называют холостяка.
  • Бурлак - человек, уходящий на приработки: рубить дома, класть печи, на сплав и т. д. Бурлачить - это не обязательно таскать баржи. Слово «бурлачить» можно еще и сейчас услышать в Кирилловском районе Вологодской области. «Опять Васька ушел бурлачить», - может сказать какая-то старая женщина про своего кота. Бурлачить - здесь: охотиться.
  • В современных нормативных актах Российской Федерации нет запрета на бурлацкую тягу (постановление 1929 года утратило силу), однако фактов ее применения в современности тоже нет. Очевидно, это связано с ее экономической неэффективностью.
  • Один из проектов речных буксиров-толкачей получил название «Бурлак».

Бурлаки и бурлачество в искусстве

  • Фёдор Михайлович Решетников , повесть-очерк «Подлиповцы» (1864)
  • Илья Репин , картина «Бурлаки на Волге» (1873)
  • Лев Моисеевич Писаревский, скульптура «Бурлак» (гор. Рыбинск, 1977)
  • Борис Гребенщиков , песня «Бурлак» («Русский альбом», 1992)

Изображения

См. также

Литература

  • Гиляровский В. А. Мои скитания, Изд-во Вагриус, Москва, 2001 ISBN 5-264-00620-2
  • R. Martens, F. R. Loomeijer. Binnevaartschepen. Издательство de Alk (Нидерланды).

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Бурлак" в других словарях:

    См. простолюдин … Словарь синонимов

    БУРЛАК, бурлака (бурлака обл.), муж. Рабочий, который в артели тянет на бечеве суда вверх по реке. «Бурлаки в шалаше пробудилися.» И.Никитин. «То бурлаки идут бечевой.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БУРЛАК, а, муж. В старину: рабочий в артели, к рая вдоль берега против течения тянет суда бечевой. | прил. бурлацкий, ая, ое. Бурлацкая артель. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    бурлак - бурлак, род. бурлака, мн. бурлаки и устарелое бурлака, бурлаки. Например, у Н. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется То бурлаки идут бечевой» (Размышление у парадного подъезда) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Светлана Анатольевна Бурлак (р. 12 июня 1969) российский лингвист, индоевропеист и автор общих работ по компаративистике и происхождению человеческого языка. Жена И. Б. Иткина. Кандидат филологических наук с 1995 года, старший научный сотрудник… … Википедия

    Светлана Анатольевна Бурлак (р. 12 июня 1969) российский лингвист, индоевропеист и автор общих работ по компаративистике и происхождению человеческого языка. Жена И. Б. Иткина. Кандидат филологических наук с 1995 года, старший научный сотрудник… … Википедия

    БУРЛАК - Васка Бурлак, казачий пятидесятник (в Сибири). 1662. Доп. IV, 279. Ивашко Бурлак, якутский казачий пятидесятник. 1679. А. К. II, 614 … Биографический словарь

    Рабочий на речных судах; крестьянин, отправляющийся на заработки; здоровенный парень; холостяк; бродяга; укр. бурлак поденщик, бездомный, бродяга, польск. burɫak старовер, бродяга, здоровяк (из укр.). Толкование слова представляется… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    бурлак - Образовано от существительного бурло – крикун, шумный человек; первоначально обозначало устройство для воспроизведения какого либо шума, крика. Вероятно, развитие значений шло следующим образом: крикун, буян, холостяк, ведущий разгульный образ… … Этимологический словарь русского языка Крылова


Картина «Бурлаки на Волге» , прославившая Илью Репина , с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался мастерством художника, кто-то обвинял его в отступлении от жизненной правды. Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?



Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.



И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.



Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.



Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.



«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».



Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные», работавшие за харчи, так как все жалованье успевали промотать еще в начале пути, их подгоняли «усердные». Чтобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. В роли «шишки» Репин изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге.



Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.



Сегодня художника называют одной из самых загадочных фигур в истории живописи:

Бурлаками называли наемных рабочих, которые с помощью бечевы тянули речные суда против течения. Труд был тяжелым, но давал возможность в сезон заработать огромному числу людей. Столицей бурлачества называли город Рыбинск. Неудивительно, что именно здесь в 1977 году установили первый в нашей стране памятник бурлаку. Долгое время он был еще и единственным. В 2014 году в Самаре появилась скульптурная композиция «Бурлаки на Волге».

Самого опытного и сильного человека в артели бурлаков называли «шишка». Именно он следил за порядком, задавал темп движения. Отсюда и пошло выражение «большая шишка» - то есть, знатный, уважаемый человек.

Бурлаков называли еще «сволочью», причем, ничего обидного в этом не было. Слово «сволочь» происходит от «волочить». Достаточно вспомнить, что в России есть старинные города - Вышний Волочек и Волок-на-Ламе (Волоколамск). Во время летнего мелководья суда не могли пройти по здешним рекам, товар приходилось несколько верст переправлять «волоком». Для этого нанимались артели бурлаков.

А вот оскорбительным это слово могло стать из-за того, что наниматься на «волок» шли люди, не владевшие каким-либо другим ремеслом. Зато они славились огромной физической силой и часто устраивали погромы в питейных заведениях. Поэтому, и отношение местного населения было соответствующим.

О силе некоторых бурлаков легенды ходили по всей России. Особенно славился Никитушка Ломов, уроженец Пензенской губернии. Однажды на Волге он увидел ватагу мужиков, которые пытались выдернуть из прибрежного песка 25-пудовый якорь. Их нанял местный купец, пообещав за работу 3 рубля. То, что не удавалось целой компании, легко сделал Никитушка - раскачал якорь и выворотил его из песка. Но, купец заявил, что Ломова он не нанимал, и заплатил за работу только рубль. Силач решил проучить скрягу: отнес якорь к дому купца и повесил на ворота. Чтобы вернуть якорь на пристань, купец снова нанял артель. Только заплатить пришлось уже намного больше.

Одной из самых популярных песен среди бурлаков была знаменитая: «Эх, дубинушка, ухнем». Причем, пели ее бурлаки не для развлечения, она помогала артели выдерживать темп движения.

Над своей знаменитой картиной «Бурлаки на Волге» Илья Репин работал три года - с 1870 по 1873. Причем, впервые Репин увидел бурлаков не на Волге, а на Неве.

Заинтересовавшись этой темой, художник отправился в деревню Ширяево на Волгу, где познакомился с бурлаками лично. Правда, картина не у всех почитателей таланта Репина вызвала восторг. Например, министр путей сообщения Зеленой упрекнул живописца в том, что он изобразил допотопный способ транспортировки судов, который почти полностью исчез.

А вот знаменитому русскому писателю и журналисту Владимиру Гиляровскому довелось лично потянуть бурлацкую лямку. В молодости с одной из артелей он прошел путь от Костромы до Рыбинска. Он был человеком физически очень сильным, но, однажды и с ним произошел конфуз: Гиляровский навестил своего пожилого отца, и, решив похвастаться силой, согнул дугой железную кочергу. Отец, которому было уже за 70 лет, отругал сына за то, что тот портит вещи в доме и разогнул кочергу обратно.

В 1929 году Народный комиссариат путей сообщения СССР официально запретил бурлацкий труд. Но, к тому времени бурлаков практически не осталось, с появлением пароходов эта профессия ушла в прошлое.