Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Специалисты выделяют такие виды водного транспорта. Характеристика речного транспорта России

Специалисты выделяют такие виды водного транспорта. Характеристика речного транспорта России

Государственный Технический Университет (МАДИ)

«АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ»

На тему: «Речные и морские грузоперевозки»

Выполнил: Симонов И.С.

Группа: 5ВА

Преподаватель: Филиппова Н.А.

Москва 2017

Транспортные средства. Морской и речной транспорт

План

1. Морской транспорт, общие сведения

2. Речной транспорт, общая характеристика

3. Транспортные суда

Литература

Морской транспорт, общие сведения

Транспортный, морской, речной, судно.

Морской транспорт имеет первостепенное значение для внешних экономических связей государств. Доля морского транспорта в грузообороте мира - более 70%, в перевозках грузов - около 5%. В общем объеме перевозок грузов морским транспортом 56% приходится на сухогрузы, 44% - на наливные грузы. Географию морских перевозок определяет не столько сеть океанских и морских путей, сколько сеть портов, морских каналов, а также доступных для морских судов внутренних водных путей.

Мировой тоннаж морских судов ориентировочно составляет 430 млн. брутто-регистровых тонн (одна брутто-регистровая тонна равна 2,83 куб. м водоизмещения судна). Лидерами по морскому тоннажу являются Панама (72 млн. тонн), Либерия (65), Кипр (25), Япония (19). Значительным флотом располагают также Норвегия, США, Багамские острова, Великобритания, Италия и Франция- Тоннаж морского флота России - 15 млн бр. peг. тонн.

Такие страны, как Либерия, Панама, Кипр, Багамские острова, предоставляют свои флаги другим государствам, что позволяет владельцам этих судов платить меньшие налоги, более низкую заработную плату членам команды и иметь другие выгоды. Под такими «дешевыми» флагами ходит около трети судов мира.

В мировом грузообороте морского транспорта лидируют Япония, Китай, Великобритания, Италия, Франция.

Важной структурой морского транспорта являются порты, которые по своему назначению подразделяются на универсальные и специализированные. Крупнейшим универсальным портом мира является Роттердам (Нидерланды). Ежегодно этот порт принимает и отправляет около 280 млн. тонн грузов. Другими крупнейшими универсальными портами мира являются Тиба, Коббе, Нагоя, Токио (Япония), Нью-Йорк, Лонг-Бич, Филадельфия (США), Шанхай (Китай). Среди специализированных портов мира крупнейшими являются: наливные - Минаэль-Лхмади, Рас-Танура (Кувейт), Харк (Иран); угольные - Хэмптон-Роудз (США), Ньюкасл (Австралия), Дуоан (ЮАР); железнорудные - Тубаран (Бразилия), Торх-Хедланд (Австралия); фосфоритовые - Тампа (США), Касабланка (Марокко).

В целом 8 мире насчитывается более 2000 морских портов, большая их часть (70%) приходится на бассейн Атлантического океана. Однако по количеству перевозимых грузов с гонца 80-х годов XX столетия лидирует Тихий океан. Из 15 крупнейших портов мира 12 расположены на побережье Тихого океана. Меньшую роль в перевозках играет Индийский океан.

Особую роль в морском судоходстве играют каналы. Наиболее важные морские каналы: Суэцкий, Панамский и Кильский.

В развитии морского транспорта наметились следующие тенденции:

Интенсивно стареет мировой морской флот;

Прекратилось строительство супертанкеров из-за их высокой экологической опасности;

В составе морского торгового флота увеличивается доля специализированных судов;

Транспортный процесс концентрируется на меньшем числе морских и океанских трасс, портов;

Крупнейшие порты вес чаще становятся международными распределительными центрами;

Обеспечивается более эффективное взаимодействие с другими видами транспорта

Речной транспорт, общая характеристика

Речной транспорт является одним из старейших видов транспорта. На его развитие оказывают влияние физико - географические и климатические условия, наличие естественных и искусственных водных путей (рек, озер, каналов, водохранилищ). В северных широтах работа этого вида транспорта подвержена сильному влиянию сезонности.

Мировой тоннаж судов речного транспорта составляет около 10% от морского. Протяженность внутренних водных путей более 550 тыс. км. Обширной системой внутренних водных путей располагает Западная Европа, главными речными магистралями которой являются системы рек Рейна и Сены. В Северной Америке главной речной системой являются Миссисипи - Огайо, здесь же существует уникальная система Великих озер. В Азиатских странах наибольшее значение принадлежит речным системам Китая (Хуанхэ и Янцзы), Индии (Инд и Ганг), стран Индокитайского полуострова (Меконг). В Африке важнейшими являются речные системы Конго, Нигера, Нила, Замбези.

Важнейшей составляющей внутренних водных путей являются искусственные водные пути, протяженность которых около 30 тыс. км. Среди важнейших можно упомянуть Береговой канал (США), Средне -германский канал, Беломоро -Балтийский, Волго-Донской и др.

Доля речного транспорта во внутренних грузовых перевозках стран представлена в табл. 1.

Таблица 1. - Доля речного транспорта во внутренних грузовых перевозках

Крупнейшие порты на реках не уступают морским по количеству принимаемых и отправляемых грузов. К таким можно отнести Чикаго, Толедо, Дунут, Детройт (США), Франкфурт-на-Майне, Мангейм-на-Рейне (Германия) и др.

В развитии речного транспорта наблюдаются следующие тенденции:

Снижение его доля в грузообороте среди других видов транспорта, особенно в развитых странах;

Все большее использование судов типа «река-море»;

Возрастающая роль речного транспорта во внешнеторговых перевозках;

Повышение грузоподъемности речных судов.

Речной транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов а пассажиров речными судами по внутренним водным путям.

Доля речного транспорта в грузообороте России составляет немногим более 3%. Речной транспорт обслуживает 68 республик, краев, областей и национальных округов, В крупные приречные города, такие, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород а другие, до 50% всех строительных материалов доставляется по воде.

Речной транспорт России располагает транспортным флотом общим тоннажем 13,6 млн. т, в том числе 2,0 млн. т тоннаж судов смешанного («река-море») плавания. Речной транспорт России имеет более 7000 судоходных компаний и более 30 тыс. судов, 110 грузовых портов, 100 пассажирских вокзалов и 500 павильонов. Промышленная база отрасли насчитывает 113 судоремонтных предприятий.

К гидротехническим сооружениям (ВВП) относятся судоходные каналы, плотины, шлюзы и транспортные судоподъемники.

Канал судоходный (КС) - искусственное русло правильной формы, устроенное обычно в открытой выемке, обеспечивающее судоходство по данному направлению, где ранее оно не осуществлялось либо вообще, либо для судов необходимых габаритов. Каналы по виду делятся на соединительные, обходные и подходные.

Соединительные каналы строят между судоходными реками, озерами и морями. Например, Волго-Донской канал соединяет реки Волгу и Дон; Беломоро-Балтийский канал соединяет Белое море с Балтийским через Онежское, Ладожское озера, реки Свирь и Неву.

Обходные каналы служат для обхода препятствий (порогов, водопадов, озер с тяжелым ветровым режимом, длинных извилин русла и т. п.) на основном водном пути. Например, каналы в обход Ладожского и Онежского озер.

Подходные каналы строят для подхода судов к предприятиям или населенным пунктам.

По типу судоходные каналы делятся на открытые и шлюзованные. Первые возводят при соединении водных путей, имеющих одинаковые уровни воды, вторые - при соединении участков, имеющих различные уровни воды, с помощью шлюзов, судоподъемников или промежуточных водохранилищ.

Наиболее крупными судоходными каналами на внутренних водных путях России сегодня являются:

Беломаро-Балтийский капал (включен в ЕГС) соединяет Белое и Балтийское моря. Введен в эксплуатацию в 1933 г. Общая длина 227 км. Из них 37 км - искусственные водные пути. В состав канала входят

Волго-Балтийский водный путь (включен в ЕГС) соединяет бассейн Волги с Балтийским морем. В состав Волго-Балтийского водного пути входят: Волго-Балтийский канал (в эксплуатации с 1964 г.). Онежское озеро, р. Свирь с двумя гидроузлами, Ладожское озеро пр. Нева. Общая протяженность пути - 1100 км.

Волго-Донской качая (включен в ЕГС) соединяет Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения. Длина канала 101 км. В эксплуатации с 1952 г., имеет 13 шлюзов.

Канал им. Москвы (включен в ЕГС) соединяет р. Москву с р. Волгой. В эксплуатации с 1937 г. Общая длина- 126 км. На протяжении канала имеется 8 водохранилищ и 10 шлюзов.

Плотина судоходная - искусственное гидротехническое сооружение, предназначенное для регулирования уровня воды в водоеме и пропуска паводка.

Шлюз судоходный - сооружение, состоящее из одной или нескольких камер и предназначенное для преодоления судами на плаву напора, образующегося в реке или канале между верхним и нижним уровнями. Перемещение судна от уровня одной камеры до уровня другой осуществляется за счет выравнивания в них уровня воды.

Транспортные суда

Морские суда подразделяются:

Транспортные (грузовые, пассажирские и грузопассажирские);

Промысловые;

Служебно-вспомогательные;

Суда специального назначения.

Грузовые суда делятся на сухогрузные и наливные, а сухогрузные, в свою очередь, на универсальные и специализированные; пассажирские суда на линейные и круизные; грузопассажирские суда занимают промежуточное положение между грузовыми и пассажирскими; промысловые суда подразделяются на добывающие и перерабатывающие.

По району плавания:

Суда неограниченного района плавания;

Суда ограниченного района плавания.

По типу энергетической установки:

Теплоходы (главный двигатель -внутреннего сгорания);

Турбоходы (главный двигатель - паровая или газовая турбина);

Электроходы (гребной винт вращает электродвигатель, а вырабатывает электрическую энергию двигатель иного типа);

Атомоходы (источник тепловой энергии для получения пара - атомный реактор).

Линейные размеры:

Наибольшая длина, м;

Наибольшая ширина, м;

Максимальная высота - расстояние от киля до самой высокой точки, м;

Осадка судна - расстоянии от нижней точки киля до ватерлинии, м.

Скорость судна измеряется в узлах (1 узел - 1 морская миля/час). 1 морская миля = 1852 м - длина дуги в 1 минуту на широте 44 градуса 30 минут или 10 кабельтовых.

Универсальные сухогрузные суда - для перевозки генеральных (штучных) грузов, грузоподъемность 4-8 тыс. т, иногда 14-18 тыс. т, скорость 14-18 узлов.

Суда для навалочных грузов (балкеры) - для перевозки сыпучих бестарных грузов, грузоподъемность 35-60 тыс. т, иногда 200 тыс. т, скорость 14-18 узлов.

Контейнеровозы - для перевозки грузов в контейнерах:

Первая группа - вместимостью 300 контейнеров в 20-футовом исчислении;

Вторая группа - 1000-1500 контейнеров;

Третья группа - более 2000 контейнеров;

Скорость таких судов - 16-30 узлов.

Суда с горизонтальной обработкой грузов - многопалубные суда для перевозки колесной техники и штучных грузов. Загрузка осуществляется через кормовые или носовые аппарели, своим ходом или погрузчиками. Внутри судна грузы с палубы на палубу перемещаются с помощью пандусов. Такие суда разделяют на так называемые «ло-ло» (погрузка-выгрузка с помощью погрузчиков); «ро-ро» (погрузка-выгрузка на колесах своим ходом или накаткой); «ро-ло» (погрузка-выгрузка комбинированная).

Лихтеровозы - специализированные суда, перевозящие баржи (лифтера) с грузом. Распространены суда типа «ЛЭШ». перевозящие по 40-90 лихтеров массой 370 т каждый, скорость в 8-22 узла. Другой тип лихтеровозов «Си-би» вмещает 26 или 38 барж грузоподъемностью по 1300 т каждая. Подъем лихтеров из воды и перемещение их по судну осуществляется подъемниками и тележками. Лихтеровозы вместо барж могут перевозить контейнеры. Особенность лихтеровозов - доставка грузов в мелководные и плохо оборудованные порты.

Рефрижераторные суда -- предназначены для перевозки скоропортящихся грузов. Грузоподъемность 10 тыс. т, скорость - 18-22 узла.

Танкеры-специализированные суда для перевозки пефги и нефтепродуктов.

Газовозы-специализированные суда для перевозки сжиженных газов.

Химовозы-специализированные суда для перевозки жидких химических продуктов.

Пассажирские суда - лайнеры вместимостью от 500 до 1500 человек. Скорость - 22-30 узлов.

Круизные суда вместимостью от 200 до 500 человек. Скорость -16-20 узлов.

Грузопассажирские суда занимают промежуточное положение между грузовыми и пассажирскими. К ним относятся паромы, грузовые суда, имеющие помещения для размещения пассажиров (12 и более человек), либо пассажирские суда, имеющие грузовые трюмы.

Речное судно - плавучее средство, специально предназначенное для перевозки людей, грузов или выполнения иных работ на воде.

Самоходное судно - судно, приводимое в движение силовой установкой.

Несамоходное судно - судно, не имеющее механической установки для самостоятельного движения.

Скоростное судно - любое самоходное судно, способное развивать скорость 35 км/ч и более.

Маломерное судно - судно, длина которого менее семи метров, а гребное независимо от размера.

Парусное судно - любое судно под парусом, в том числе с механическим двигателем, при условии, что последний не используют.

Плот - плавсредство, состоящее из бревен, труб и других предметов, соединенных между собой, в предназначенное для транспортировки по воде.

Буксирный состав - одно или несколько соединенных между собой судов, плотов и других плавсредств, буксируемых на тросе, включая судно, занятое буксировкой.

Судно на ходу - любое судно, если оно не стоит на якоре, не отшвартовано к берегу, причалу и не стоит на мели.

По мощности силовой установки суда речного транспорта подразделяют на шесть групп:

Маломерные суда - менее 55 кВт (менее 75 л. с.)

Суда первой группы - от 11О до 330 кВт (150-450 л. с.)

Суда второй группы - от 331 до 550 кВт (451-750 л. с.)

Суда третьей группы - от 551 до 850 кВт (751-1150 л. с.)

Суда четвертой группы - от 851 до 1620 кВт (1151-2200 л. с.)

Суда пятой группы- 1621 кВт и более (2201 л. с. и более).

По назначению речные суда подразделяются на:

Транспортные;

Служебно-вспомогательные;

Суда технического флота;

Промысловые;

Суда специального назначений.

К транспортным судам относятся:

Грузовые;

Грузопассажирские;

Пассажирские;

Буксиры и толкачи.

Транспортные суда по роду перевозимого груза подразделяют на:

Сухогрузные:

Наливные;

Комбинированные(сухогрузно-наливные).

Сухогрузные, в свою очередь, подразделяются на:

Универсальные;

Комбинированные;

Специализированные.

К специализированным судам относят:

Контейнеровозы;

Овощевозы;

Автомобилевозы;

Газовозы;

Суда для перевозки песка;

Суда для перевозки тяжеловесных грузов.

К комбинированным:

Сухогрузоналивные;

Баржи-площадки.

Большинство наливных судов предназначены для перевозки светлых и темных нефтепродуктов и сырой нефти. К пассажирским судам относятся:

Туристические (для перевозки туристов на большое расстояние);

Пассажирские;

Экскурсионные.

Пассажировместимость таких судов до 400 человек (спальных мест), длина до 135 м, скорость до 30 км/ч.

К судам технического флота относятся суда, предназначенные для технического обслуживания судов, портового хозяйства а водных путей:

Земснаряды;

Землесосы;

Плавдоки;

Плавкраны;

Суда для очистки акватории.

Литература

1. Волгин, В. В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В. В. Волгин. - Москва: Дашков и Кє, 2009. - 457 с.

2. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки “Экономика” / А. М. Гаджинский. - Москва: Дашков и Кє, 2011. - 481 с.

3. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. - Москва: ТрансЛит, 2011. - 317 с.

4. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов. - Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2010. - 659 с.

5. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. - Минск: Право и экономика, 2011. - 460 с.

6. Курганов, В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В. М. Курганов. - Москва: Книжный мир, 2009. - 512 с.

7. Курочкин, Д. В. Логистика: курс лекций / Д. В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 268 с.

8. Логистика: учебное пособие для студентов специальностей “Коммерческая деятельность”, “Маркетинг” учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / И. М. Баско и др. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2007. - 431 с.

9. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В. И. Маргунова и др. - Минск: Вышэйшая школа, 2011. - 507 с.

10. Логистика: учебное пособие / Б. А. Аникин и др. - Москва: Проспект, 2011. - 405с.

11. Логистика. Продвинутый курс: для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. - Москва: Юрайт, 2011. - 734 с.

12. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / В. В. Дыбская - Москва: Эксмо, 2008. - 939 c.

13. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 “Логистика и управление цепями поставок” / В. В. Дыбская. - Москва: Инфра-М, 2012. - 557 с.

14. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики: учебник по специальности 080506 “Логистика и управление цепями поставок” / Н. К. Моисеева. - Москва: Инфра-М, 2010. - 527 с.

15. Неруш, Ю. М. Логистика: учебник / Ю. М. Неруш. - Москва: Проспект: Велби, 2008. - 517 с.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Водный транспорт используют для перевозки людей, а также груза, который портится нескоро. Невзирая на довольно высокую историческую важность проведения морских перевозок, они уже давненько потеряли собственный вес за счет увеличения объемов перевозок коммерческой авиацией, хотя до сей поры водный транспорт используется для перевозок и проведения круизных поездок. Водный транспорт современности, конечно же, значительно медленнее авиационного, но он значительно эффективней, если предполагается перевозка большого количества грузов. Вес груза, перевезенного по морю в 2010 году, составляет порядка шести миллиардов тонн. По морю проходят гонки водного транспорта абсолютно любого типа, а также научные путешествия. Кроме того, стоимость поездки по воде значительно дешевле, в сравнении с передвижением по воздуху.

- баржи представляют собой плоские суда, которые предназначены для перевозки больших и тяжелых грузов в основном по каналам и рекам. В большинстве своем баржа не может самостоятельно передвигаться, а поэтому ей необходим буксир. Еще во времена начала промышленной революции, баржи перевозились при помощи людей или же специальных животных, используемых наравне с железнодорожным транспортом. Через некоторое время баржи сошли с дистанции в связи с трудоемкостью, а также большой стоимостью осуществления перевозки.

В инфраструктуре обслуживающей водный транспорт выделяют доки, порты, верфи и пирсы. В портах на суда производится загрузка и выгрузка грузов, технический осмотр водного транспорта проводится в доке, там же происходит и починка плавсредств.

4.4

Речной транспорт России

Технико-экономические особенности речного транспорта

Общая протяженность внутренних водных путей РФ – 102,7 тыс.км. В течение навигации гарантия глубины поддерживается приблизительно на 40 % этой протяженности (Лена, Волга, Амур, Кама, Дон, Ангара, Печера).

Достоинства речного транспорта:

    сравнительно небольшая стоимость

    высокая провозимая способность при использовании судов большой грузоподъемности

    естественные пути – требуется незначительные капвложения при организации судоходства (в 6-7 раз ниже, чем на постройку 1 км железной или автомобильной дороги)

    удельные затраты энергии на речном транспорте значительно ниже в виду малого сопротивления движению судов

Недостатки речного транспорта:

    кратковременная навигация

    низкая скорость движения

    извилистость речных путей, что удлиняет в 3-3,5 раза путь по сравнению с другими линиями.

    низкая скорость доставки груза.

В европейской части страны из-за строительства ряда соединительных каналов (Волго-Донский, Волго-Балтийский) была создана единая глубоководная система (ЕГС), связывающая 5 морей: Балтийское, Каспийское, Белое, Азовское, Черное. Общая протяженность ЕГС – 6,5 тыс. км с гарантированной глубиной 4 метра на всем протяжении. Для судоходства используются также озера и водохранилища - Байкал, Ладожское, Онежское и др.

Роль внутреннего водного транспорта в транспортной системе России определена географией водных путей и сезонностью их использования. Т.к. абсолютное большинство рек течет в меридиальном направлении, а основные грузопотоки и пассажиропотоки страны продвигаются в широтном направлении, то значимость речного транспорта падает.

Навигация в России начинается с апреля и продолжается до октября (около 240 суток). В остальные сроки для продления навигации используют ледокольные суда. Направления и границы судовых ходов обозначаются плавучими и береговыми навигационными знаками, которые в темное время суток освещают.

Речные пути находятся в ведении Департамента речного транспорта Минтранса РФ. Это пути общего пользования, где запрещается самоплавом сплав леса. Судоходные трассы поддерживаются в эксплуатационном состоянии специальными структурными подразделениями: руслоочищением, землечерпанием, скалоуборкой и тд. На участках путей недостаточной глубины землечерпанием создаются судоходние прорези. Скалоуборочные работы обеспечивают расширение и углубление судовых ходов. Выправительные работы позволяют изменять очертание русел рек, увеличить габариты пути. Тралением обнаруживают скрытые под водой препятствия, удаляемые при руслоочищении.

В виду потери в 1991г. Россией большинства морских портов и около половины морского торгового флота значительно возросла роль речного транспорта в обеспечении внешнеторговых перевозок судами смешанного плавания. Транспортировка судами «река-море» является более выгодной вследствие большой протяженности маршрутов и возможности использования этих судов после закрытия речной навигации в зимний период для перевозок на морских незамерзающих участках.

Сооружения внутреннего водного транспорта

На внутреннем водном транспорте транспортные пути - реки, озера, моря, а также сложные гидротехнические сооружения, т.е. искусственные (водохранилища, каналы, шлюзы).

Судоходство совершается не по всей ширине, а по судовому каналу – фарватеру. Фарватер рассчитан на пропуск 2-х встречных судов. Его обозначают специальными знаками. Судовые каналы устраивают открытыми , когда реки одного уровня, и шлюзованными , когда реки на разных уровнях. Существуют еще обходные каналы к шлюзам. Радиусы каналов не менее 6 длин расчетного судна. Глубина канала берется с запасом один метр. Каналы питаются водой, самотеком из рек, озер или подачей воды насосами на высшую точку канала.

Шлюзы сооружают для пропуска судов через плотины, камеры с 2-мя торцевыми воротами. Шлюзы бывают:

    Однокамерные шлюзы применяются, когда разность воды не превышает 20-25м

    Многокамерные шлюзы применяются, когда разница больше.

    односторонние и двусторонние.

Классификация судов:

    по назначению: технические, вспомогательные (плавучие доки, санитарные станции, краны и др), транспортные, специального назначения

    по способу движения по воде: самоходные и несамоходные (источник энергии вне судна)

    по принципу движения: водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, экранопланы (над поверхностью воды передвигаются)

    по числу гребневых винтов – одновинтовые, двухвинтовые и трехвинтовые

    по способу выполнения грузовых операций – с вертикальной загрузкой-разгрузкой через грузовые люки, с горизонтальной загрузкой-разгрузкой через бортовые порты, через специальные полости, перекачкой и тд.

Большое экономическое значение для речного транспорта имеет расширение безперегрузочного сообщения с применением специальных судов типа "река-море". Эти суда имеют грузоподъемность 2000-2700 тонн.

Общая потребность России в судах «река-море» увеличивается с каждым годом. Сегодня на перевозках российских внешнеторговых грузов заняты более 700 таких судов, принадлежащих различным судовладельцам. Эти суда обеспечивают транспортные связи с иностранными портами 45 стран.

Речные порты и пристани

На внутренних водных путях функционируют порты общего пользования, порты, принадлежащие промышленным предприятиям, причалы, арендуемые клиентурой. По своему назначению они бывают: пассажирские, грузовые, грузопассажирские, военные, затоны.

Грузовые порты осуществляют перевалку грузов с водного транспорта на смежные виды транспорта и обратно. Они делятся на специализированные и универсальные. Степень износа перегрузочных средств, единиц техники достигает 80%.

L – длина причальной линии; n – количество судов; t – время обработки; z – длина судна; a – интервал между судами.


3) бассейновые

Пристань – прибрежный путь посадки или высадки пассажиров. Пристани бывают плавучими (дебаркадеры ).

Более половины общего объема перевозок грузов и пассажиров по водным путям приходиться на Волго-Камский бассейн (стройматериалы). На Востоке страны ведущее место занимает по объему речных перевозок Обь-Иртышский бассейн (лес, нефть, нефтепродукты, сжиженный газ). Южные районы Восточной Сибири связаны с Заполярьем через Енисей (лесные грузы, каменный уголь, нефтепродукты). По реке Ангаре и озеру Байкал транспортируют лесные грузы и уголь; по Лене – сухогрузы, нефтегрузы, лес; по Амуру и его притокам – зерно, соль, рыбу, лес, нефть, металл, уголь.

Речной флот

20 декабря 2000 г. Коллегией Минтранса было записано, что государственная служба речного флота показала, что она не готова осуществлять государственное регулирование деятельности судовых компаний. На учете в речном регистре находится 32,6 тыс. судов. Средний их возраст – 24 года. Негодных – 1824, а годных с ограничением – 1402 судна. Строительство новых судов идет неудовлетворительно. Например , строительство судов в конце 20 века практически не велось:

1993-1995

1996

1997

1998

1999

План

Внутрибассейные

внешние перевозки

Основное уменьшение объема перевозок и обновления флота произошло из-за снижения инвестиционной активности строительного комплекса речного пароходства. В речном флоте наибольший процент занимают танкеры и нефтеполивные баржи. Есть также суда - рефрижераторы, суда для перевозки сжиженного газа, овощевозы, химические суда, автомобилевозы (вмещают до 500 машин).

Основы организации движения флота

    На речном флоте организовано два типа движения: свободное и участковое.

Сквозное движение – движение на линиях от погрузки до разгрузки без перевалок. Участковое – движение по системе тяговых плеч. Сквозное движение лучше. Морской флот в зависимости от назначения движения делится на:

    внутренние (каботажные)- 10%

    внешние (заграничные) – 90%

Плавание организуется по 2-м формам:

    линейное (регулярное)

    рейсовое (нерегулярное).

В США доля внутренних морских путей составляет 10%, в РФ < 1%. В США климат позволяет осуществлять перевозки круглый год, а в России 6 месяцев, а завоз на Крайний Север – 2-3 месяца.

В настоящее время цифры пассажирооборота и грузооборота на речном транспорте несколько выросли.

К общим показателям работы грузового водного транспорта относят: объем перевозок и грузооборот. Величины этих показателей дифференцируют по видам грузов: нефть и нефтепродукты, сухогрузы и наливные грузы. ..

Основные характеристики речного транспорта

Речной транспорт – один из старейших в стране; он имеет особое значение для северных и восточных районов, где низка плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем грузообороте составляет 60 – 90 %.

Речные пути подразделяются в зависимости от глубины и пропускной способности на 7 классов и 4 основные группы: сверхмагистрали (1-й класс), магистрали (2-й класс), пути местного значения (4-й, 5-й классы), малые реки (6-й, 7-й классы). На речном транспорте существуют различные технические сооружения, обеспечивающие эффективность и безопасность работы. Это, прежде всего, шлюзы для перехода судов с одного уровня воды на другой, бакены – знаки для обозначения опасностей на пути или ограждения фарватера, створы – знаки в виде башенных сооружений или столбов, устанавливаемые на линии фарватера для обозначения направления, мест поворотов и т.д., семафоры – мачты на берегу, посылающие разрешающие или запрещающие проход судов сигналы и др.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства речного транспорта:

высокая провозная способность глубоководных путей (например, на Волге при глубине фарватера 120– 140 см провозная способность в 2 раза выше, чем на двухпутной железной дороге);

сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % дешевле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевозка нефти в 3 раза дешевле, леса – в 5 раз дешевле);

удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, и в 15 – 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;

высокая производительность;

меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт (в 10 раз);

меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.

Относительные недостатки речного транспорта:

сезонность работы (на юге – примерно 240 дней из-за обмеления рек, на севере – 120–150 дней из-за ледостава). В США, Германии удельный вес речного транспорта выше, так как в этих странах навигация длится 10–11 мес в в году;

невысокая скорость судов и доставки грузов;

разобщенность речных бассейнов, расположенных, в основном, в меридиональном направлении;

использование рек в естественном состоянии (неравномерность глубин, извилистость пути и др.).

Суточная работа на нашем речном транспорте в 1,5 раза больше, чем в США и Германии (например, объем работ в Германии примерно равен объему работ Волжского пароходства). В России количество пристаней и речных портов в 30 раз меньше, чем в США и Германии, а на реках Сибири их вообще единицы. Восточный бассейн (реки Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока: Обь, Иртыш, Лена и Амур) имеет сложившуюся опорную сеть перевалочных узлов с давних времен.

Технология работы речного транспорта:

несамоходными баржами (методом толкания при расположении буксира сзади снижается сопротивление воды, что понижает стоимость перевозки на 20 – 25%);

секционными составами-тяжеловозами (6 – 8 барж) общей грузоподъемностью до 23 тыс. т;

групповым методом работы на постоянных грузовых линиях с устойчивым грузопотоком по графику движения, с учетом мощности причалов и работы смежных видов транспорта. График особенно необходим на реках со шлюзовой организацией движения;

на одном судне можно отправить грузы по одному или нескольким адресам.

Классификация подвижного состава речного транспорта представлена на рис. 8.4.

Рис.8.4. Классификация подвижного состава речного транспорта

Проблемы и тенденции развития речного транспорта: необходимо совершенствование единой системы внутренних путей России, что возможно при строительстве каналов и шлюзов. В XIX в. была построена Мариинская система с 39 шлюзами. В европейской части России существующие каналы общей протяженностью 19 тыс. км образовали единую глубоководную систему, связывающую Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. В ее состав вошли каналы: Брестско-Пинский протяженностью 2200 км, Волго-Балтийский – 362 км (построен в конце XIX в. и реконструирован для шлюзования большетоннажных судов в 1964 г.), Волго-Донской – 106 км (строительство началось при Петре I), Беломорско-Балтийский – 222 км, им. Москвы (1932–1937) – 128 км (11 шлюзов, 10 водохранилищ, ресурс пресной воды для Москвы). Эта система осваивает половину грузооборота речного транспорта.

Необходимо углубление фарватера для прохода судов большей грузоподъемности и продления сроков навигации; развитие системы судов-ролкеров («Ро-Ро») горизонтальной погрузки, судов типа «река–море», появившихся еще в 1930-е гг. при создании крупных водохранилищ с более сложным ветроволновым режимом; секционных судов (они экономичнее большегруза той же грузоподъемности при упрощенной системе перегрузки и переформируются в зависимости от грузопотоков); судов-катамаранов (мелкосидящие суда типа «Заря» с осадкой 0,45 м при пассажировмести-мости 86 человек и скорости 40 км/ч при посадке-высадке на необорудованный берег; запатентованы во всех ведущих странах мира); судов на воздушной подушке и подводных крыльях, развивающих скорость до 105 км/ч; ледоколов и судов с усиленными корпусами для полярных условий; лихтеров (в 1969 г. в Финляндии реализован проект лихтерного причала, осуществляющего перегрузку при занятости основных причальных линий порта); увеличение грузоподъемности судов (себестоимость снижается на 25 – 30 %); повышение комфортабельности пассажирских судов; создание автоматизированных комплексов для перегрузочных работ; реконструкция имеющихся портов (Темрюк, Ейск, Ростов, Азов, Архангельск, Мурманск и др.); создание судов-доков для перевозки тяжеловесных крупногабаритных грузов и для завоза грузов в места Арктического бассейна, не имеющие перегрузочной техники, и многое другое.

Морской транспорт важен прежде всего тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. Доля морского транспорта в грузообороте составляет 8% , хотя масса перевозимых грузов — менее 1% от общей. Достигается такое соотношение за счет самого большого среднего расстояния перевозок — около 4,5 тыс. км . Перевозки пассажиров морским транспортом незначительны.

В мировом масштабе морской транспорт занимает первое место по грузообороту, выделяясь минимальной перевозок грузов. В России он сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий. К тому же большая часть морей, окружающих территорию страны, являются замерзающими, что удорожает использование морского транспорта. Серьезной проблемой является устаревший флот страны . Большинство кораблей построены более 20 лет назад и по мировым стандартам должны быть списаны. Практически отсутствуют корабли современных типов: газовозы, лихтеровозы, контейнеровозы, суда с горизонтальной погрузкой-выгрузкой и др. На территории России имеется всего 11 крупных морских портов, что недостаточно для страны таких масштабов. Около половины российских грузов из идущих морским транспортом обслуживается портами других государств. В основном это порты бывших советских республик: Одесса (Украина), Вентспилс (Латвия), Таллинн (Эстония), Клайпеда (Литва). Использование морских портов других государств приводит к финансовым потерям. Для решения этой проблемы ведется строительство новых портов на побережьях Балтийского и Черного морей.

Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. Основные порты в нем — редко замерзающие Владивосток и Находка. Около Находки сооружен современный порт Восточный с терминалами для экспорта угля и лесных грузов. Большое значение имеет также порт Ванино, расположенный на завершающем участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В этом порту действует паром, связывающий железнодорожную сеть материковой России с сетью острова Сахалин (портом Холмск).

На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Основные порты в нем: Мурманск (незамерзеющий, хотя и находится за Северным полярным кругом) и Архангельск (лесоэкспортный, одновременно и морской, и речной). Крупные порты действуют также в устье Енисея. Это Дудинка, через которую вывозятся рудные концентраты из Норильска, и Игарка, через которую идет лес и лесная продукция. Участок Северного морского пути между устьем Енисея и Мурманском является круглогодично действующим, что обеспечивается использованием мощных ледоколов, в том числе атомных. Навигация восточнее устья Енисея осуществляется лишь 2-3 месяца в летний период

Третий по значению — Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Санкт-Петербург (замерзающий) и Калининград (незамерзающий). Использование удобного Калининградского порта затруднено, так как он отделен от основной части России территориями зарубежных государств. Около Санкт-Петербурга действует небольшой порт Выборг, через который идут в основном лесные грузы. Строятся порты Усть-Луга и При- морск.

На четвертом месте по объему грузооборота находится Чериоморско-Азовский бассейн. Здесь расположены два незамерзающих нефтеэкспорта ых порта — Новороссийск (мощнейший в России) и Туапсе. К морскому транспорту относятся также перевозки по Каспийскому морю. Самыми крупными здесь являются порты Астрахань (одновременно морской и речной) и Махачкала, через которые идут в основном нефтяные грузы.

Речной транспорт

Речной транспорт (или внутренний водный) являлся главным в России до конца XIX в . В настоящее время его значение невелико — около 2% грузооборота и массы перевозимых грузов . Хотя это дешевый вид транспорта, но он имеет серьезные недостатки. Главный — направления течения рек часто не совпадают с направлениями перевозок грузов. Для соединения соседних речных бассейнов приходится строить дорогостоящие каналы. На территории России речной — сезонный вид транспорта, поскольку реки замерзают на несколько месяцев в году. Общая протяженность судоходных речных путей в России составляет 85 тыс. км. 3/4 грузов, перевозимых в настоящее время речным транспортом России, — это минерально-строительные материалы. Перевозки пассажиров речным транспортом незначительны, как и морским.

Больше половины грузооборота речного транспорта страны приходится на Волжско-Камский бассейн. Он соединен каналами с соседними бассейнами (Дон, Нева, Северная Двина, Белое море), являясь основой Единой глубоководной системы европейской части страны. Здесь же расположены крупнейшие речные порты: Нижний Новгород, Северный, Южный и Западный в Москве, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объему грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. В нем кроме строительных материалов значительную долю в перевозках составляют нефтяные грузы. Основные порты — Новосибирск, Тобольск, Сургут, Лабытнанги, Тюмень. Третий в России — бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. В нем значительную долю в перевозках составляют лесные грузы. Главные порты — Архангельск и Котлас.

Большое значение речной транспорт играет в северовосточной части России, где фактически отсутствуют сети других видов транспорта. Основное количество грузов на эти территории завозится летом или с юга от железной дороги (по Енисею из Красноярска, по Лене из Усть-Кута), или от устьев рек, куда грузы доставляются морским транспортом.