Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография александра беляева. Александр беляев биография

Биография александра беляева. Александр беляев биография

«Научная фантастика, если она подлинно научная, не теряет связи с миром реальным. Ведь одна из задач нашей научной фантастики и состоит в том, чтобы показать еще не существующее, как уже существующее».

Александр Романович Беляев

Писатель-фантаст Александр Беляев, на книгах которого выросло не одно поколение юных романтиков, рисовал далекое будущее силой своей фантазии. Но фантазия эта не была абстрактной, она была провидческой. Иначе, чем можно объяснить, что из полсотни научных предвидений в его книгах, только три считаются нежизнеспособными. То, что он писал почти 100 лет назад, было фантастикой, а в наше время это уже реальность.

Творческое наследие Беляева, который начал писать фантастику почти в 40 лет , составляет больше 70 научно-фантастических и приключенческих произведений . По-видимому, многие свои фантастические идеи Александр Беляев почерпнул из трудов Ломоносова, Павлова, Менделеева, Циолковского. А потом, выстраивая по ним увлекательный сюжет, и облекая его в захватывающую литературную форму, создавал настоящие шедевры. На эту мысль наводит тот факт, что в его литературных трудах есть подробные очерки об этих великих русских ученых, значит, он их изучал.

Александр Беляев фантаст – кумир подростков

В советское время трудно было найти мальчиков и даже девочек, которые не читали бы произведения Александра Беляева. Их восхищенно пересказывали, а прочитав одну книгу, ты был обречен прочитать их все, потому что писатель умел до крайности разжечь детское любопытство необычайно увлекательными сюжетами и невиданным полетом фантазии. Как быстро писал сам Александр Беляев книги – легко и запойно, так и читались они на одном дыхании.

Это в равной мере касается всех его романов. Классику советской фантастики: географическо-приключенческий роман «Остров погибших кораблей», романтический «Человек-амфибия» и жутковатый «Голова профессора Доуэля» оценил даже кумир Беляева – английский писатель-фантаст . При их встрече в 1934 году в Ленинграде Уэллс сказал, что с удовольствием прочитал его чудесные романы. Написаны они были во второй половине 20-х годов, когда частично победив жестокую болезнь, приковавшую его к постели, истосковавшийся по перу Беляев пробует себя в научной фантастике.

Вся жизнь – борьба…

Эти слова, как нельзя точно, относятся к Александру Беляеву. Его жизнь никак нельзя назвать праздником, хоть он всегда стремился к нему. Он родился с артистической душой, и она часто вела его против течения жизни. За это, очевидно, жизнь и награждала Александра тумаками и затрещинами.

Родился будущий писатель в семье священника 16 марта 1884 года в провинциальном Смоленске , но продолжателем дела отца не стал, хоть и закончил духовную семинарию. С 17 лет против воли отца он идет своим путем: учится в юридическом лицее, чтобы получить высшее образование, и одновременно играет в театре, увлекается музыкой и живописью, участвует в общественной жизни.

С детства увлеченный Жюлем Верном и Уэллсом, Александр мечтает о приключениях и путешествиях. Мечта сбывается, когда он начинает работать присяжным поверенным, а параллельно заниматься журналистикой и театральной деятельностью. Гонорары позволяют ему, наконец, посетить Европу и поколесить по ней несколько месяцев. 1913 год был лучшим в жизни Беляева: он молодой, красивый, здоровый, щегольски одетый, переполненный впечатлениями после путешествий, мечтает о будущем.

Впереди вся жизнь и заманчивые перспективы в театральной карьере. Но война 1914 года вносит свои коррективы в эти перспективы. Приходится оставить театр и адвокатскую практику. Выручает второе увлечение – журналистика, он работает редактором журнала «Смоленский вестник». Следующий, 1915 год становится печальной точкой отсчета в жизни Беляева.

Вследствие врачебной ошибки, во время прокола плевры был задет спинной позвонок. В результате занесенной инфекции начал развиваться костный туберкулез. Жизнь амбициозного молодого человека в одночасье меняется навсегда. Его слабая спина, поврежденная в юности рискованным прыжком с зонтом, не выдерживает удара новой болезни. Она укладывает Беляева в постель на долгие 6 лет.

Отсюда начинаются его беды, и отсюда же начинается Александр Беляев фантаст. Лечение в теплом климате Крыма приходится на бурный период революции и гражданской войны. Ялта бурлит и клокочет, а он лежит неподвижный, в гипсе, почти без средств к существованию, но с жаждой жизни. У него парализованы ноги, а ему снится, что он летает.

Сражаясь с болезнью, изучает медицину, биологию, иностранные языки, историю. Необходимыми книгами его обеспечивает будущая жена Маргарита Магнушевская, сотрудник местной библиотеки. Если раньше Александр Беляев писал только театральные статьи, очерки, обозрения для журналов, то теперь, лежа, сочиняет сюжеты, где главный герой приключений он сам, и где он обладает невероятными сверх способностями летать, плавать, передавать мысли на расстоянии.

Он побеждает болезнь, и уезжает вместе с молодой женой из Крыма в 1923 году уже другим человеком. Работа в Москве юрисконсультом не мешает ему писать и печатать в журналах научно-фантастические повести и рассказы. После переезда в 1928 году в Ленинград Беляев занимается литературой профессионально, но сырой климат вреден его здоровью и периодически выбивает его из рабочей колеи.

Короткий период жизни в солнечном Киеве в 1930 году, где писатель надеялся поправить свое здоровье, полон бед и печалей. От менингита умирает их старшая 6-летняя дочь, заболевает тяжелым рахитом младшая. Болезнь самого Беляева тоже обострилась. Печатать свои произведения в Киеве на русском языке он не может, переводы стоят дорого. Возвращение в Ленинград было окончательным, а город Пушкин стал его последним местом жительства.

Судьба или редчайший парадокс?

После знакомства с биографией Беляева не покидает ощущение присутствия в ней череды парадоксов. Судите сами.

  • Рос в необычайно религиозной семье священника, а зачитывался Жюлем Верном и Уэллсом.
  • Закончил духовную семинарию, но служил не в церкви, а в театре.
  • Мечтал путешествовать, а с молодости был прикован к постели.
  • В жестокие сталинские годы мало кто из известных людей ушел от незаслуженных репрессий за неосторожно сказанное слово, а произведения Александра Беляева, в частности, резкие критические статьи, такие как «Золушка. О научной фантастике в нашей литературе», проходят незамеченными или воспринимаются благосклонно.
  • Александр Беляев фантаст известен всему миру, но никому не известно точно, где его могила. В войну после операции ему пришлось остаться с семьей в оккупации в Пушкино, и умереть в январе 1942 года от голода и мороза. Жена и дочь не успели его похоронить, потому что их угнали немцы. Похоронен в общей могиле.

Такая вот цепь случайностей, составившая всю жизнь. Даже болезнь Беляева – это звенья одной цепи. Если бы не болезнь, возможно, Беляев так и остался бы в родном Смоленске, продолжая нелюбимую адвокатскую работу, которая хорошо кормила, а для души играл бы мелкие роли в местном театре и писал театральные рецензии и обозрения. Если бы не лечение в Крыму, он не встретил бы такую верную жену, которая стала опорой в его нелегкой жизни.

Его молодого и здорового предали две предыдущие спутницы, а Маргарита всю жизнь была ему не только сиделкой, но и секретарем, и машинисткой, и корректором. После немецкого плена и 11-летней ссылки на Алтае она с дочерью Светланой, наконец, возвратилась в Пушкино. Пережила мужа на 40 лет, но по странному стечению обстоятельств так и не смогла воспользоваться результатами его богатого творческого наследия, к которому имела самое непосредственное отношение.

Всего за 15 лет своего писательства, практически постоянно на больничной койке, Беляев настолько проник в суть научной фантастики, что равных в этом жанре ему не было. Его лебединая песня – роман «Ариэль», написанный в 1941 году , тому подтверждение. Все его читатели единогласно утверждают, что лучшего произведения Александра Беляева они не знают. Это удивительная история о летающем человеке, талантливо написанная мужественным мечтателем, которому приходилось подолгу лежать в гипсе и постоянно носить ортопедический корсет. Но он жил, мечтал и страстно верил, что человек может летать!

Успешного дня вам,

* статья подготовлена по заказу для сайта «Выкрутасы», http://сайт

Александр Романович Беляев родился 4 (16) марта 1884 года в Смоленске в семье священника. В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке. В детстве Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза с дальнейшей порчей зрения. В играх и увлечениях мальчик был необуздан, поэтому родители старались приучить его к порядку и серьезному отношению к делам.

С детства его интересовали приключения и изобретательство; любимым автором Беляева был Жюль Верн. В 11 лет мальчика отдали в Смоленскую духовную семинарию, но, окончив ее (1901 ), он не пожелал связать свою жизнь с карьерой священнослужителя. Беляев увлекается музыкой, литературой; заключив контракт с театром смоленского Народного дома (сезон 1901/02 ), становится актером. Беляев учится в ярославском Демидовском юридическом лицее, а с 1906 работает в Смоленске - сначала помощником присяжного поверенного, затем присяжным поверенным; одновременно печатается в местной прессе.

В 1913 Беляев совершает путешествие по Европе, впечатления от которого позднее найдут отражение в его творчестве. Вскоре Беляев оставляет юриспруденцию.

В 1914 в московском журнале для детей «Проталинка» появляется его первое литературное произведение - пьеса «Бабушка Мойра». Через некоторое время он становится редактором журнала «Смоленский вестник».

1915 год оказывается трагическим для Беляева. Он заболевает туберкулезом позвоночника. Семья Беляевых перебирается в Ялту. 3 года (с 1917 по 1921 ) будущему писателю пришлось провести в постели, в гипсе. После того как болезнь отступила, Беляев работает в уголовном розыске, инспектором в детском доме, а затем, переехав в Москву (1923 ),- в Наркомпочтеле.

В 1925 году в журнале «Всемирный следопыт» был опубликован рассказ «Голова профессора Доуэля». Фантастическое произведение, в основу которого была положена история человека, потерявшего свое тело, сразу привлекло внимание к автору. Казалось бы надуманный, сюжет рассказа по существу был глубоко автобиографичен - Беляеву на собственном опыте пришлось ощутить, что значит полная неподвижность и оторванность от окружающего мира. Правдоподобие психологических описаний, увлекательная, мастерски воплощенная коллизия обеспечили ему успех у читателей. Широкий интерес вызвала сама идея, которую Беляев избрал в качестве темы своего произведения, - возможность существовать без тела, «конструировать» человека. Вокруг нее развернулись критические дискуссии, которые порой сводились лишь к попыткам выяснить степень «научности» художественного рассказа. 12 лет спустя Беляев переработает свое произведение.

В 1937 «Голова профессора Доуэля», теперь уже роман, появится на страницах газеты «Смена».

Вскоре после «Головы профессора Доуэля» во «Всемирном следопыте» появляется повесть Беляева «Последний человек из Атлантиды» (1925 ), замысел которой, по всей видимости, был связан со всеобщим для начала века интересом к истории легендарного континента. Непосредственным источником ее стала книга Р. Девиня «Атлантида, исчезнувший материк». А в 1926 в том же журнале выходит фантастический кинорассказ «Остров погибших кораблей». В предисловие произведение было охарактеризовано как «вольный перевод» американского кинофильма. Вымышленное экзотическое место, где разворачиваются события (остров в Саргассовом море), напряженный приключенческий сюжет, явно ощутимое драматургическое начало действительно роднят его с приключенческими кинопроизведениями. Через год Беляев написал продолжение романа (в фабульном отношении, правда, совершенно самостоятельное).

С 1927 Беляев начинает сотрудничать в возобновленном к этому времени журнале «Вокруг света». С первых номеров в нем начинают печатать роман «Человек-амфибия». Его героем становится ученый - искусный хирург, который создал человека, чье существование неотделимо от моря. Наука и фантастика вновь слились в произведении Беляева со стремительным сюжетом и драматическими событиями, ломающими жизни персонажей. Для Беляева оказывается важной и социальная сторона происходящего - судьба ученого в обществе. Действие «Человека-амфибии», как и многих других произведений фантаста, происходит в далекой экзотической стране.

Во второй половине 1920-х Беляев публикуется достаточно регулярно. Он создает цикл рассказов о профессоре Вагнере - человеке, который умеет делать несколько дел одновременно, не спит, проходит сквозь стены: «Человек, который не спит», «Гость из книжного шкафа» (оба - 1926 ), «Творимые легенды и апокрифы», «Ковер-самолет», «Чертова Мельница» (все - 1929 ), «Амба», «Хойти Тойти» (оба - 1930 ). Рассказы написаны с юмором, динамичны, фантастические образы в них порою предельно близки реальности, порой граничат со сказкой.

В декабре 1928 Беляев с семьей переезжает в Ленинград и очень скоро - в Киев.

К этому периоду относится его работа над романами «Продавец воздуха» и «Властелин мира» (оба - 1929 ), главной темой которых оказывается проблема власти над миром; а также над романом «Человек, потерявший лицо» - об уродце-комике, поменявшем свою популярность и славу на жизнь человека обыкновенной внешности. Тогда же Беляев пишет совершенно противоположное по тематике «производственное» научно-фантастическое произведение - «Подводные земледельцы» (1930 ).

Результатом интереса Беляева к работам К.Э. Циолковского становится ряд произведений о космосе: «Звезда КЭЦ» (1936 ), «Лаборатория Дубльвэ» (1938 ).

В 1938 Беляев окончательно поселяется в Пушкине под Ленинградом. В последние годы своей жизни писатель много внимания уделяет работе с детьми.

Александр Романович Беляев умер от голода 6 января 1942 года в оккупированном фашистами Пушкине.

Александр Романович Беляев (4 (16) марта 1884 - 6 января 1942) - советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» и многие другие. Иногда его называют российским «Жюлем Верном».

Родился 4 марта (16 н.с.) в Смоленске в семье священника. С детства много читал, увлекался приключенческой литературой, особенно Жюлем Верном. Впоследствии летал на аэропланах одной из первых конструкций, сам мастерил планеры.

В 1901 окончил духовную семинарию, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом. Любил живопись, музыку, театр, играл в любительских спектаклях, занимался фотографией, изучал и технику.

Поступил в юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в консерватории по классу скрипки. Чтобы заработать деньги на учебу, играл в цирковом оркестре, рисовал театральные декорации, занимался журналистикой. В 1906, окончив лицей, вернулся в Смоленск, работал присяжным поверенным. Выступал в качестве музыкального критика, театрального рецензента в газете «Смоленский вестник».

Он не переставал мечтать о дальних странах и, накопив деньги, в 1913 путешествует по Италии, Франции, Швейцарии. Впечатления от этой поездки он сохранил на всю жизнь. Вернувшись в Смоленск, работал в «Смоленском вестнике», через год стал редактором этого издания. Тяжелая болезнь - костный туберкулез - на шесть лет, три из которых он был в гипсе, приковала его к постели. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает. Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, служит инспектором по делам несовершеннолетних. По совету врачей живет в Ялте, работает воспитателем в детском доме.

В 1923 переезжает в Москву, начинает серьезную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание-сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

В 1920-е вышли такие известные произведения, как «Остров погибших кораблей», «Человек-амфибия», «Над бездной», «Борьба в эфире». Пишет очерки о великих русских ученых - Ломоносове, Менделееве, Павлове, Циолковском.

В 1931 переезжает в Ленинград, продолжая много работать. Особенно интересовался проблемами освоения космоса и океанских глубин. В 1934, прочитав роман Беляева «Воздушный корабль», Циолковский написал: «... остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволю себе изъявить удовольствие т. Беляеву».

В 1933 выходит книга «Прыжок в ничто», 1935 - «Вторая Луна». В 1930-е были написаны «Звезда КЭЦ», «Чудесное око», «Под небом Арктики».

Последние годы жизни провел под Ленинградом, в г. Пушкине. Войну встретил в больнице.

В свое время литератор Александр Беляев блистательной карьере адвоката предпочел денежно нестабильную профессию писателя. В своих произведениях фантаст предсказал такие научные открытия, как создание искусственных органов, появление систем изучения земной коры и возникновение орбитальных космических станций.

На протяжении всей жизни советская критика высмеивала его кажущиеся безумными пророчества, не подозревая, что в романах, рассказах и повестях тонко чувствующий мир творец приоткрывал завесу тайны, позволяя читателям увидеть мир грядущего будущего.

Детство и юность

Один из основоположников советской научно-фантастической литературы родился 16 марта 1884 года в городе-герое Смоленске. В семье Беляевых, кроме Александра, было еще двое детей. Его сестра Нина умерла в детстве от саркомы, а брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.


Родители писателя были людьми глубоко верующими, часто помогали бедным родственникам и богомольцам, отчего в их доме всегда было много народа. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши и шутки. В играх и увлечениях мальчик был необуздан. Следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза, которая впоследствии привела к ухудшению зрения.


Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его привлекал иллюзорный мир звуков. Доподлинно известно, что литератор без чьей - либо помощи научился играть на скрипке и рояле. Бывали дни, когда Саша, пропуская завтрак и полдник, самозабвенно музицировал у себя в комнате, игнорируя происходящие вокруг события.


Александр Беляев в юности

В список увлечений также входили занятия фотографией и освоение азов актерского мастерства. Домашний театр Беляевых гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы, писатель заменил заболевшего артиста и сыграл вместо него в паре спектаклей. После оглушительного успеха ему предложили остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался.


Несмотря на тягу к творческой самореализации, по решению главы семейства Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую он окончил в 1901 году. Продолжать религиозное образование юноша отказался и, лелея мечту о карьере юриста, поступил в Демидовский лицей в Ярославле. После смерти отца средства семьи оказались ограничены. Александр, чтобы оплатить обучение, брался за любую работу. До момента выпуска из учебного заведения он успел поработать и репетитором, и декоратором в театре, и даже цирковым скрипачом.


По окончании Демидовского лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске. Зарекомендовав себя как хороший специалист, Александр Романович приобрел постоянную клиентуру. Стабильный доход позволил ему обставить квартиру, приобрести дорогостоящую коллекцию картин, собрать библиотеку, а также путешествовать по Европе. Известно, что писателя особенно воодушевляли красоты Франции, Италии и Венеции.

Литература

В 1914-ом Беляев оставил юриспруденцию и посвятил себя театру и литературе. В этом году он дебютировал не только как режиссер в театре, участвуя в постановке оперы «Спящая царевна», но и опубликовал свою первую художественную книгу (до этого были репортажи, рецензии, заметки) – детскую пьесу-сказку в четырех действиях «Бабушка Мойра».


В1923 году писатель перебрался в Москву. В московский период Беляев опубликовал в журналах и отдельными книгами свои увлекательные произведения в жанре фантастики: «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Борьба в эфире», «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля».


В последнем романе коллизия основана на собственном опыте человека, закованного в гипс и парализованного, не властного над своим телом и живущего словно без туловища, с одной живой головой. В ленинградский период из-под пера писателя вышли произведения «Прыжок в ничто»,«Властелин мира», «Подводные земледельцы» и «Чудесный глаз», а также пьеса «Алхимики».


В 1937 году Беляева перестали печатать. Жить стало не на что. Он отправился в Мурманск, где устроился бухгалтером на рыболовном судне. Депрессия стала его музой, и загнанный в угол творец написал роман о своих несбывшихся мечтах, дав ему название «Ариэль». В книге, вышедшей в свет в 1941 году, над главным героем ставят опыты с левитацией и в ходе удачно прошедших экспериментов он получает способность летать.

Личная жизнь

С первой женой Анной Ивановной Станкевич писатель познакомился еще во времена учебы в лицее. Правда, этот союз был недолгосрочным. Через пару месяцев после свадьбы не нагулявшаяся особа изменила мужу с его другом. Стоит отметить, что, несмотря на предательство, после развода бывшие влюбленные поддерживали связь.


Именно Анна познакомила фантаста с его второй супругой, слушательницей Московских высших женских курсов Верой Васильевной Прытковой. Долгое время молодые люди общались по переписке, а после личной встречи, пойдя на поводу у бушующих внутри эмоций, узаконили свои отношения. Известно, что любовного запала новой избраннице автора романа «Продавец воздуха» хватило ненадолго. После того как Вера узнала о болезни благоверного, в их амурной истории была поставлена точка.

В 1915 году судьба нанесла Беляеву жестокий удар, навсегда нарушивший привычный ход жизни и переломивший ее на две части. Писатель заболел костным туберкулезом позвонков, осложнившимся параличом ног. Поиски квалифицированного медицинского персонала привели мать литератора, Надежду Васильевну, в Ялту, куда она и перевезла сына. Врачи, облачившие тело 31-летнего фантаста в гипсовый корсет, не давали никаких гарантий, заявляя, что Александр может на всю жизнь остаться калекой.


Сильная воля не дала Беляеву пасть духом. Несмотря на испытываемые мучения и неясные перспективы, он не опускал рук, продолжая сочинять стихи, которые часто публиковались в местной газете. Также творец занимался самообразованием (изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю) и много читал (предпочтение отдавал творчеству , и ).

В итоге мастер пера победил недуг, и болезнь на некоторое время отступила. За те шесть лет, что фантаст был прикован к постели, страна изменилась до неузнаваемости. После того как Александр Романович крепко встал на ноги, литератор со свойственной ему природной энергетикой включился в созидательный процесс. В течение пары месяцев он успел поработать и воспитателем в детском доме, и библиотекарем, и даже инспектором уголовного розыска.


В Ялте творец познакомился с третьей женой – Маргаритой Константиновной Магнушевской, ставшей ему верной спутницей жизни и незаменимой помощницей. Вместе с ней Беляев в 1923 году перебрался в Москву. Там он устроился на работу в Народный комиссариат почт и телеграфов, а в свободное время занимался писательской деятельностью.

15 марта 1925 года супруга родила ему дочь Людмилу, которая умерла в возрасте 6 лет от менингита. Вторая наследница Светлана появилась на свет в 1929-ом и, несмотря на унаследованную от главы семейства болезнь, сумела реализовать себя в жизни.

Смерть

Ослабленный болезнями, пухнущий от голода и холода Александр Романович умер в ночь с пятого на шестое января 1942 года. Маргарите Константиновне через две недели после смерти мужа удалось оформить документы, достать гроб и отвезти его тело в склеп, расположенный на Казанском кладбище. Там останки именитого фантаста вместе с десятками других дожидались очереди на захоронение, которое было запланировано на март.


В феврале немцы угнали жену и дочь писателя в плен, в Польшу. Когда они вернулись в родные края, бывший сосед передал супруге чудом уцелевшие очки писателя. На дужке Маргарита обнаружила плотно завернутую бумажку, на которой было написано:

«Не ищи моих следов на этой земле. Я жду тебя на небесах. Твой Ариэль».

По сей день биографы так и не отыскали место погребения литератора. Известно, что мраморная стела на Казанском кладбище установлена вдовой автора романа «Прыжок в ничто». Муза Александра Романовича, обнаружив на участке могилу друга, почившего в один день с ее возлюбленным, поставила рядом с ней символический памятник, на котором изображены раскрытая книга и гусиное перо.


Беляева называли отечественным Жюлем Верном, но, несмотря на всю лестность такого сравнения, он был и остается писателем самобытным, оригинальным, по большому счету, ни на кого не похожим, за что на протяжении десятилетий по-прежнему любим многими поколениями читателей.

Библиография

  • 1913 - «Восхождение на Везувий»
  • 1926 - «Властелин мира»
  • 1926 - «Остров Погибших Кораблей»
  • 1926 – «Ни жизнь, ни смерть»
  • 1928 - «Человек-амфибия»
  • 1928 – «Вечный хлеб»
  • 1933 – «Прыжок в ничто»
  • 1934 – «Воздушный корабль»
  • 1937 – «Голова профессора Доуэля»
  • 1938 – «Рогатый мамонт»
  • 1939 – «Замок ведьм»
  • 1939 – «Под небом Арктики»
  • 1940 – «Человек, нашедший свое лицо»
  • 1941 – «Ариэль»
  • 1967 – «Все вижу, все слышу, все знаю»

Александр Романович Беляев (16 марта 1884 - 6 января 1942) - русский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов). За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюлем Верном».

Будущий писатель родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1894 году в духовное училище. Окончив его в 1898 году, Александр был переведён в Смоленскую духовную семинарию. В 1904 году окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убеждённым атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка, печатался в городских газетах как музыкальный критик.

По окончании (в 1908 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. В 1913 году он совершил путешествие за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.

В возрасте 35 лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 году он возвращается к полноценной жизни, начинает работать. В том же году женится на Маргарите Константиновне Магнушевской .
Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска, там он организовал фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А. Беляев (с помощью знакомой) в 1923 году перебрался с семьёй в Москву, где устроился на работу юрисконсультом. Там он начиинает серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание - сила», «Всемирный следопыт».
В 1924 году в газете «Гудок» публикует рассказ «Голова профессора Доуэля» , который сам Беляев называл историей автобиографической, поясняя: «Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни „головы без тела“, которого я совершенно не чувствовал - полная анестезия…» .

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны романы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел .

В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград и с этих пор становится профессиональным писателем. Были написаны« романы Властелин мира», «Подводные земледельцы» , «Чудесное око» , рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера» . Печатались они, в основном, в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. Однако в Киеве издательства принимали рукописи только на украинском языке, и Беляев вновь переезжает в Москву.

1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь Людмила, рахитом заболела вторая дочь Светлана, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В сентябре 1931 года А. Беляев передаёт рукопись своего романа «Земля горит» в редакцию ленинградского журнала «Вокруг света».

В 1932 году он живет в Мурманске. В 1934 году он встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала «Вокруг света».
В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал «Вокруг света». В 1938 году публикует статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому, когда началась война, на предложение эвакуироваться он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован фашистами.
6.1.1942 года, на 58-м году жизни, Александр Романович Беляев умер от голода. Он был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. «Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде „Человек-Амфибия“, замерз от голода у себя в комнате. „Замерз от голода“ - абсолютно точное выражение. Люди так ослабевают от голода, что не в состоянии подняться и принести дров. Его нашли уже совершенно закоченевшим…» .

У Александра Беляева были две дочери: Людмила (15 марта 1924 - 19 марта 1930) и Светлана. Оставшиеся в живых жена писателя и дочь Светлана были угнаны немцами в плен и находились в различных лагерях для перемещённых лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной Армией в мае 1945 года. После окончания войны они были сосланы в ссылку в Западную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет. Дочь замуж не выходила.

Место захоронения писателя достоверно не известно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина установлена на могиле его жены, которая была похоронена там в 1982 году.

Адреса жительства

  • Ул. Докучаева, 4. - Смоленск, Памятное место, где стоял дом, в котором родился писатель-фантаст.
  • 26.10.1936 - 07.1941 года - Ленинград - Дом творчества писателей - Детское Село, Пролетарская улица, 6.

Творчество

А. Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Ещё одной «забавой» были занятия фотографией (существовал сделанный им снимок «человеческая голова на блюде в синих тонах»). Известно, что А. Беляев занимался языком эсперанто. С детства много читал, увлекался приключенческой литературой. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши и шутки; следствием одной из его шалостей стала травма глаза с последующим ухудшением зрения. Мечтал юноша и о полётах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане.

Однажды, при очередной попытке взлететь, он упал с крыши сарая и разбился - значительно повредил спину. Эта травма повлияла на всю его дальнейшую жизнь. В середине 1920-х годов Беляев страдал от постоянной боли в повреждённой спине и даже был парализован на месяцы.

Ещё во время учёбы в лицее А. Беляев проявил себя театралом. Под его руководством в 1913 году учащиеся мужской и женской гимназий разыграли сказку «Три года, три дня, три минутки» с массовыми сценами, хоровыми и балетными номерами. В том же году А. Р. Беляев и виолончелистка Ю. Н. Сабурова поставили оперу-сказку Григорьева «Спящая царевна». Сам он мог выступать и драматургом, и режиссёром, и актёром. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А. Беляеву удалось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо того в нескольких спектаклях.

Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля» , «Властелин мира» , «Человек, потерявший лицо» , рассказы «Человек, который не спит» , «Хойти-Тойти» .

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей:

  • в «Звезде КЭЦ» изображён прообраз современных орбитальных станций,
  • в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии,
  • в «Вечном хлебе» - достижения современной биохимии и генетики.

Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия» ) и воздух («Ариэль» ).

Его последний роман «Ариэль», написанный в 1941 году, перекликается с известным романом А. Грина «Блистающий мир». Герои обоих произведений наделены способностью летать без дополнительных приспособлений. Образ юноши Ариэля - несомненное достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего земное притяжение.

Память

В 1990 году секцией научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградской писательской организации Союза писателей СССР была учреждена литературная премия имени Александра Беляева, присуждаемая за научно-художественные и научно-фантастические произведения.

Помимо биографической литературы, Александру Беляеву посвящён один из телефильмов цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» телекомпании «Цивилизация».

Любопытные факты

Как биография, так и творчество Беляева после нескольких десятилетий советской «канонизации» (и достаточно слабой освещённости) стали предметами противоречивых суждений. Так, известный российский критик и историк фантастики Всеволод Ревич (в том числе, в книге «Перекрёсток утопий») давал творчеству Беляева резко отрицательную оценку, упрекая автора в слабой проработанности собственно фантастических элементов и социально-моралистического посыла произведений, в конъюнктурной безжалостности к «классовым врагам» и «садизме» по отношению к героям, над которыми производились физиологические эксперименты. Литературовед Борис Мягков, в свою очередь, полагал, что Вс. Ревич, например, не понял нарочито пародийной сущности рассказов о профессоре Вагнере («Человек, который не спит» и другие).

По советскому законодательству, действовавшему до 1 октября 1964 года, произведения Беляева перешли в общественное достояние спустя 15 лет после смерти автора. После распада СССР на территории России законодательство об авторском праве изменилось, и срок охраны авторских прав сначала увеличился до 50, а с 2004 года - до 70 лет, после смерти автора. К тому же, Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» эти сроки увеличивались на четыре года для авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней. В настоящее время вопросы авторского права регулируются частью 4 Гражданского Кодекса, а также Федеральным законом Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации», который ограничивает применение Гражданского Кодекса в некоторых случаях (см. Статью 6): «Сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года ».

В 2008 году издательство «Терра» заключило договор с наследницей Беляева (дочерью Светланой) на публикацию его произведений. Вслед за этим «Терра» подала иск к издательствам «АСТ-Москва» и «Астрель» (оба входят в издательскую группу АСТ), выпускавшим Беляева после заключения «Террой» договора. Арбитражный суд города Москвы иск на более чем 7,5 млрд рублей удовлетворил и запретил издательству «Астрель» «распространять незаконно изданные экземпляры произведений А. Беляева ». Апелляционная инстанция отменила решение первой инстанции в части взыскания компенсации и расходов по госпошлине. Кассационная инстанция отменила судебные акты нижестоящих инстанций и в иске полностью отказала, посчитав произведения А. Беляева перешедшими в общественное достояние с 01.01.1993. и в настоящее время охране не подлежащими.

Между тем, Краснодарский краевой суд признал произведения Беляева находящимися в общественном достоянии.

4 октября 2011 года Президиум Высшего Арбитражного суда РФ постановил изменить решения нижестоящих судов: имущественные права А. Беляева подлежат охране по крайней мере до 1 января 2017 года. Теперь суды должны будут заново рассмотреть дело, поскольку оно отправлено на новое рассмотрение.

Романы

  • «Голова профессора Доуэля» (1 (рассказ) : «Гудок», 1924; «Всемирный следопыт», 1925, № 3-4; «Рабочая газета», 1925, 16-21, 24-26 июня; «Голова профессора Доуэля». М.-Л.: ЗиФ, 1926; 2 (повесть) . «Вокруг света», 1937, № 6-10, 12; 3 (роман) . «Смена» (газ., Л.), 1937, 1-6, 8-9, 11, 14-18, 24, 28 февр., 1, 3-6, 9-11 марта; отд. изд. - Л.-М, «Сов. писатель», 1938) - поставлен фильм
  • «Остров погибших кораблей» («Всемирный следопыт», 1926, № 3-4; 1927, № 5-6; отд. изд. - М., «ЗиФ», 1927) - поставлен фильм
  • «Последний человек из Атлантиды» («Всемирный следопыт», 1926, № 5-8; отд. изд. - М., «ЗиФ», 1927)
  • «Властелин мира» («Гудок», 1926, 19-24, 26-31 окт., 2-6, 10-14, 16-18 нояб.; отд. изд. - Л., «Красная газета», 1929)
  • «Борьба в эфире» («Жизнь и техника связи», 1927, № 1-9, под загл. «Радиополис»; отд. изд. - М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)
  • «Человек-амфибия» («Вокруг света», 1928, № 1-6, 11-13; отд. изд. - М., «ЗиФ», 1928) - поставлен фильм
  • «Продавец воздуха» («Вокруг света», 1929, № 4-13) - поставлен фильм
  • «Человек, потерявший лицо» («Вокруг света», 1929, № 19-25)
  • «Подводные земледельцы» («Вокруг света», 1930, № 9-23)
  • «Прыжок в ничто» (отд. изд. - Л.-М., «Молодая гвардия», 1933)
  • «Воздушный корабль» («Вокруг света», 1934, № 10-12, 1935, № 1-6)
  • «Чудесное око» (отд. изд. - К.: Молодий більшовик, 1935, на укр. яз.; перевод И. Васильева - Избранные научно-фантастические произведения в 2-х томах. М., «Молодая гвардия», 1956. Т. 1)
  • «Звезда КЭЦ» («Вокруг света», 1936, № 2-11; отд. изд. - М.-Л.: Детиздат, 1940)
  • «Небесный гость» («Ленинские искры», 1937, 17-27 дек.; 1938, 4-29 янв., 9, 27 февр., 3-27 марта, 3-21 апр., 5-27 мая, 3-21 июня, 3 июля)
  • «Под небом Арктики» («В бой за технику!», 1938, № 4-7, 9-12; 1939, № 1-2, 4; ранее отрывок под загл. «Пленники огня» - «Вокруг света», 1936, № 1; отрывок под загл. «Подземный город» - «Вокруг света», 1937, № 9)
  • «Лаборатория Дубльвэ» («Вокруг света», 1938, № 7-9, 11-12; «Большевистское слово», 1939, 8, 10, 12, 15, 18, 20, 22, 26, 28 янв., 4, 8, 10, 15, 21 февр., 4, 6 марта [публ. не завершена])
  • «Человек, нашедший своё лицо» (отд. изд. - Л., «Сов. писатель», 1940)
  • «Ариэль» (отд. изд. - Л., «Сов. писатель», 1941) - поставлен фильм

Повести

  • «Вечный хлеб» («Борьба в эфире». М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)
  • «Золотая гора» («Борьба миров» (Л.), 1929, № 2)
  • «Земля горит» («Вокруг света», 1931, № 30-36)
  • «Замок ведьм» («Молодой колхозник», 1939, № 5-7)

Рассказы

  • «Ни жизнь, ни смерть» («Всемирный следопыт», 1926, № 5-6)
  • «Идеофон» («Всемирный следопыт», 1926, № 6, подпись: А. Ром )
  • «Белый дикарь» («Всемирный следопыт», 1926, № 7)
  • «Охота на Большую Медведицу» («Вокруг света», 1927, № 4)
  • «Сезам, откройся!!!» («Всемирный следопыт», 1928, № 4, подпись: А. Ром ; «Вокруг света», 1928, № 49, под загл. «Электрический слуга», подпись: А. Роме )
  • «Мёртвая голова» («Вокруг света», 1928, № 17-22)
  • «Инстинкт предков» («На суше и на море», 1929, № 1-2)
  • «Светопреставление» («Вокруг света», 1929, № 1-4,7)
  • «Держи на Запад!» («Знание - сила», 1929, № 11)
  • «Легко ли быть раком?» («Вокруг света», 1929, № 13, подпись: А. Ром )
  • «Отворотное средство» («Вокруг света», 1929, № 27)
  • «В трубе» («Вокруг света», 1929, № 33, подпись: А. Ром )
  • «Нетленный мир» («Знание - сила», 1930, № 2)
  • «Город победителя» («Всемирный следопыт», 1930, № 4)
  • «ВЦБИД» («Знание - сила», 1930, № 6-7)
  • «Зелёная симфония» («Вокруг света», 1930, № 22-24)
  • «На воздушных столбах» («Борьба миров», 1931, № 1)
  • «Солнечные лошади» («Природа и люди», 1931, № 19-20, подпись: Арбель )
  • «Заочный инженер» («Революция и природа», 1931, № 2 (21))
  • «Воздушный змей» («Знание - сила», 1931, № 2)
  • «Шторм» («Революция и природа», 1931, № 3-5)
  • «Сильнее бога» («Природа и люди», 1931, № 10, подпись: Арбель )
  • «Чёртово болото» («Знание - сила», 1931, № 15)
  • «Необычайные происшествия» («Ёж», 1933, № 9-11)
  • «Рекордный полёт» («Ёж», 1933, № 10)
  • «Встреча Нового, 1954 года» («Ёж», 1933, № 12)
  • «Слепой полёт» («Уральский следопыт» [Свердловск], 1935, № 1; с. 27-34)
  • «Пропавший остров» («Юный пролетарий», 1935, № 12)
  • «Мистер Смех» («Вокруг света», 1937, № 5)
  • «Невидимый свет» («Вокруг света», 1938, № 1, подпись: А. Романович )
  • «Рогатый мамонт» («Вокруг света», 1938, № 3)
  • «Анатомический жених» («Большевистское слово», 1940, 12 февр.; «Ленинград», 1940, № 6)
  • Изобретения профессора Вагнера
    • «Человек, который не спит» («Голова профессора Доуэля». М., «ЗиФ», 1926)
    • «Гость из книжного шкафа» («Голова профессора Доуэля». М., «ЗиФ», 1926)
    • «Над бездной» («Вокруг света», 1927, № 2, под загл. «Над чёрной бездной»; «Борьба в эфире». М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)
    • «Творимые легенды и апокрифы»: 1. Случай с лошадью, 2. О блохах, 3. Человек-термо («Всемирный следопыт», 1929, № 4)
    • «Чёртова мельница» («Всемирный следопыт», 1929, № 9)
    • «Амба» («Всемирный следопыт», 1929, № 10)
    • «Хойти-Тойти» («Всемирный следопыт», 1930, № 1-2)
    • «Ковёр-самолет» («Знание - сила», 1936, № 12)