Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Русская художественная культура XIV—XVI веков. Художественная культура России «Серебряного века

Русская художественная культура XIV—XVI веков. Художественная культура России «Серебряного века

На рубеже XVII – XVIII вв. Россия вступила в новый этап общественной и государственной жизни. Реформы Петра I ускорили и закрепили этот исторический поворот, решительно проявившийся во всех сферах бытия. Перед Россией встали новые политические, экономические, духовные и эстетические задачи.

Особым своеобразием отличается русская культура переходного периода - первой четверти XVIII века, проникнутой пафосом военных побед и духом преобразований. Принципиально новое понимание ценности человеческой личности, ее активности, целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени Петра I. Эпоха потребовала образованных, энергичных, предприимчивых и умелых людей. Заслуги перед государством и талант ставились выше родовитости. Все это нашло отражение в общественной и культурной жизни страны.

Утверждение светских начал в культуре, искусстве, использование европейского опыта стали государственной политикой. В петровское время впервые возникла идея создания Академии художеств . Стало широко практиковаться пенсионерство – посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии.

Строительство новой столицы России Петербурга и других городов привело к развитию архитектуры , возведение многочисленных дворцов требовало совершенствования декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа. Больших успехов достигла гравюра, прикладное искусство. Начали издаваться газеты и журналы, родилась русская журналистика. Был создан первый профессиональный театр.

XVIII век славен великими людьми: Петр I и Екатерина II, Ломоносов и Державин, Фонвизин и Новиков, Никитин и Матвеев, Аргунов и Антропов, Зарудный и Растрелли, Баженов и Шубин, Березовский и Бортнянский, Левицкий и Боровиковский и многие другие – определили лицо культуры этого времени.



Русское искусство первой четверти XVIII в. характеризуется развитиемархитектуры, что было вызвано изменением облика русских городов. Новые типы сооружений (административные, общественные здания) требовали новых конструкций, материалов, развития строительной техники.

Черты нового времени появляются в архитектуре Москвы: жилые сооружения располагаются вдоль улиц, а не усадебным приемом. Строится Арсенал в Кремле. И.П.Зарудный (вторая половина XVII в. – 1727) возводит церковь Архангела Гавриила на территории усадьбы А.Меншикова (т.наз. Меншикова башня); в ней сочетаются церковные и светские элементы.

Строится новая столицаПетербург , который был заложен первоначально как порт и крепость. Создается генеральный план города, укрепляются берега Невы и малых рек, сооружаются каналы. Воздвигаются производственные, административные, жилые дома. Приглашаются многие иностранные архитекторы, русские мастера едут обучаться за границу.

Д. Трезини (около 1670 – 1734) сооружае Петропавловский собор , ворота в Петропавловской крепости; проектирует здание Двенадцати коллегий – главное административное здание страны. Формируется стиль русского барокко . Новые здания отличаются рациональностью планов и конструкций, умеренным пластическим декором фасадов.

Крупнейшие русские зодчие этого периода: М.Г. Земцов (1686 – 1743), возглавлявший контроль над жилым строительством в Петербурге (известная его постройка – Аничков дворец на Невском проспекте); И.К.Коробов (1700 – 1747), знаменитый работами в Адмиралтействе (золоченая "Адмиралтейская игла "); П.М. Еропкин (1698 – 1740), разработавший приемы планировки (например, планировка Адмиралтейского острова).

К середине XVIII века меняется общая направленность строительства. Определяющими становятся дворцовые и церковные сооружения, которые должны были привлекать своими размерами, богатством отделки. В пригородных районах создаются большие парки с геометрической планировкой и декоративными сооружениями, большими дворцовыми зданиями.

Крупнейший архитектор этого времени – Ф.Б. Растрелли (1700 – 1771). Его создания – Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец . Смольный монастырь. Здания дворцов отличаются пышность; строятся торжественные въезды в дворцы, колонны, пилястры. Вводится интенсивная расцветка зданий. Внутри – анфиладное размещение комнат и залов. В отделке используется деревянная, обычно позолоченная резьба, скульптуры, зеркала, живописные вставки.

Известные зодчие – С.И. Чевакинский (1713 – вторая половина 1770-х гг.; Никольский военно-морской собор), Д.В. Ухтомский (1719 – 1774; колокольня Троице-Сергиевой лавры и др. постройки в Москве).

Вторая половина XVIII в. в русском искусстве связана с распространением классицизма . В архитектуре это определило обращение к античности; античные ордера стали главным средством решения фасадов и интерьеров зданий. Основным требованием стало соблюдение гармоничности пропорций.

Именно в этот период в Петербурге строится здание Академии художеств (1764 – 1788), которое возводят А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот . В Москве создается кольцо бульваров, строятся здания Воспитательного дома.

Новые тенденции получают свое развитие в творчестве В.И. Баженова (1737 – 1799; проект Кремлевского дворца, строительство ансамбля в Царицыне, знаменитый Пашков дом в Москве ); М.Ф. Казакова (1738 – 1812; здание Сената в Кремле, Голицынская больница и др.), И.Е. Старова (1745 – 1808; Таврический дворец в Петербурге).

Во второй половине XVIII века в России работают и мастера, приехавшие из Европы. Это Дж.Кваренги (1744 – 1817), который воздвигает здания Академии наук, Государственный банк, торговые ряды; одна из лучших работ – Смольный институт. В пригородах Петербурга работает Ч.Камерон (1740-е – 1812). Им создана знаменитая Камеронова галерея в Царском Селе, интерьеры комнат Екатерины II в Екатерининском дворце.

Наряду с профессиональными архитекторами работают талантливые крепостные зодчие. Так, строится усадьба "Останкино " при участии крепостного мастера П.И. Аргунова . Активно создаются парки, в которых осуществляется синтез искусств, сочетание пейзажа со скульптурой и архитектурой. Это пейзажные парки – Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск и другие.

Скульптура в XVIII веке развивается в двух направлениях: станковая и монументальная. Уже в начале века применяется монументально-декоративная пластика. Под руководством Зарудного в Москве создается белокаменный резной декор церкви Архангела Михаила (Меншикова башня ). Особенной выразительностью отличается монументально-декоративная скульптура в ансамбле Петергофа (в дальнейшем она претерпела изменения). Создаются первые проекты монументальных памятников.

Б.К. Растрелли (1675 – 1744), приехавший в Россию по приглашению Петра I, нашел в ней вторую родину (отец архитектора Растрелли). Им создан бронзовый бюст Петра I, в котором передано не только портретное сходство, но и характер Петра I; бюст А. Меншикова, статуя Анны Иоановны с арапчонком. Самое его значительное произведение – конный памятник Петру I (Петр восседает на коне в облачении римского императора); отлитый в 1745 – 46 гг., он более полувека пролежал в сарае и был установлен только в 1800 г. по приказу Павла I.

Величественный памятник Петру I, названный Пушкиным "Медным всадником ", создает Э.М. Фальконе (1716 – 1791). Петр 1 показан как законодатель и преобразователь России. Он изображен на вздыбленном коне над дикой скалой – пьедесталом. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу утверждающего жеста его правой руки. А.С. Пушкин писал:

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Во второй половине XVIII века начинают работать Шубин, Гордеев, Козловский, Мартос, Прокофьев, Щедрин.

Ф.И. Шубин (1740 – 1805) – по происхождению холмогорский крестьянин, как и Ломоносов, сам определивший свою судьбу. Окончив с золотой медалью Академию художеств, пенсионером едет в Париж и Рим, где изучает античную скульптуру. Основной жанр произведений Шубина – портрет, поражающий глубиной содержания, правдой характера, профессиональным мастерством. Таковы бюст князя А.М. Голицина, портрет П.А. Румянцева-Задунайского и др. Особенно выразительны бюст М.В. Ломоносова , лишенный парадности, передающий его высокий ум и человечность; бюст Павла I, созданный по законам парадного портрета, но раскрывающий всю сложность и противоречивость его характера. Шубин поднял жанр скульптурного портрета на новую качественную ступень.

М.И. Козловский (1753 – 1802) работал, в основном, в историческом жанре в русле классицизма, использовал античные образы и традиции. Его композиции; "Бдение Александра Македонского", "Поликрат", "Геркулес на коне". Его знаменитая статуя в Петергофе ­ "Самсон, разрывающий пасть льва " (погибла в годы Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 г.). Обращался он и к русской истории: статуя "Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", памятник Суворову (Петербург, Марсово поле): изображен в образе бога войны Марса, в античных доспехах и шлеме. В своих скульптурах Козловский стремился передать красоту и совершенство человека.

Живопись в течение XVIII века прошла свой путь развития. Уже в первой половине века появились новые жанры: историческая композиция, изображение баталий, портрет, натюрморт, миниатюра. Широкое распространение получает монументально – декоративная живопись. В станковой живописи художники начинают работать на холсте масляными красками. Самые крупные художники первой половины XVIII века – Никитин и Матвеев.

И.Н. Никитин (около 1685 – не ранее 1742) – один из первых петровских пенсионеров. овладел искусством европейских мастеров, но выработал свой стиль. В его портретах нет внешней эффектности западноевропейского парадного портрета. Никитин отразил дух преобразований, новое понимание личности человека и его места в обществе. Никитин неоднократно писал Петра I. Последняя из этих работ – "Петр I на смертном одре", одна из самых ярких. Наиболее значительное произведение русской живописи этого периода – "Портрет напольного гетмана " (1720-е гг.).

Никому из современников Никитина не удалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии и такого профессионального мастерства.

Другой "птенец гнезда Петрова" – А. Матвеев (1701 – 1739). Тоже учился за границей. В России возглавлял "Живописную команду Канцелярии от строений", которая занималась художественным убранством построек столицы. Росписи Матвеева не сохранились. Наибольшую ценность представляют портреты, правдивые и непосредственные. Среди них – "Автопортрет с женой", который отличается остротой характеристик, точностью рисунка, мягкостью живописной лепки.

В середине XVIII в. творит замечательный мастер И.Я. Вишняков (1699 – 1761); ученик Матвеева, он после его смерти возглавил "Живописную команду Канцелярии от строений". Формируется как монументалист (росписи в Петропавловском соборе, в Троицкой соборной церкви и др.) и как мастер портрета, в котором стремился передать весь сложный душевный мир человека. Вся жизнь персонажей Вишнякова ­ в лице, а лица открыты миру.

Впервые художник изобразил ничем не примечательных людей – семью Тишиных. Николай и Ксения Тишины показаны в венчальных уборах, в традиционных позах, но свободно и непринужденно. Они обладают внутренним достоинством, доброжелательностью и серьезностью.

Значительное достижение Вишнякова – портреты детей Фермор, особенно Сары Фермер. Это парадный портрет, но в нем – поэзия и очарование, музыкальность форм, светлые и нежные цветовые созвучия.

Во II половине XVIII века расцветает исторический жанр в живописи, т.к. именно он мог запечатлеть героические события прошлого и современности. Глубины и монументальности достиг М.В. Ломоносов в мозаике "Полтавская битва ", которая наметила новый путь русской монументальной живописи.

Крупный мастер исторической живописи – А.П. Лосенко (1737 – 1773). Родился на Украине, рано попал в Петербург, где с 16 лет учился живописи. Окончил Академию художеств, где был впоследствии профессором, а позднее директором. Известен был своими рисунками и картинами: "Жертвоприношение Авраама", "Каин", "Авель" и др. Самые значительные картины – "Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой", проникнутые героическим пафосом.

Г.И. Угрюмов (1754 – 1814) создал серию картин из русской истории: "Торжественный выезд Александра Невского...", "Взятие Казани" и другие. Самая значительная – "Испытание силы Яна Усмаря", где создан образ русского героя-богатыря.

Во II половине XVIII в. особых успехов достигает портретная живопись. Художники Рокотов, Левицкий, Боровиковский и др. создали блестящую портретную галерею современников, воспели красоту и благородство человека.

Ф.С. Рокотов (1735/36 – 1808) писал камерные портреты. Он любил изображать человека без парадного окружения, непозирующим. Выражал в живописи стремление передового дворянства следовать высоким нравственным нормам. В портрете В.И. Майкова создан образ поэта, выявлены его характерные черты. Портрет отличает темпераментная живопись, колорит построен на противопоставлении красного и зеленого.

Представление о прекрасном воплощено в портрете В.Е. Новосильцевой. Таковы же портреты Н.Е. Струйской , Е.Н. Орловой, В.Н. Суровцевой, отличающиеся поэтичностью и артистизмом исполнения.


Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Николай Заболоцкий


Д.Г. Левицкий (1735 – 1822), родился в Киеве, там же встретился с Антроповым, что и определило его судьбу. Учился в Петербурге у Антропова, работал в Петербурге и Москве. Левицкий – мастер портрета. За портрет архитектора Кокоринова он был удостоен звания академика. Кокоринов изображен в кабинете, перед ним – план Академии художеств. Замечательно передана пластика жеста, дымчато-сиреневая тональность колорита. Левицким создана серия портретов "смольнянок" – воспитанниц Смольного института. Каждая изображена в определенной сюжетной ситуации, характерной позе. Портретам присуща декоративность, изысканная красота линейных контуров и силуэтов.

Замечателен портрет архитектора Львова , М. Львовой, урожденной Дьяковой. Значительное создание – портрет Екатерины II в духе оды Державина "Фелица". Левицкий изображал сложную духовную жизнь своих моделей, его портреты отличает замечательный рисунок и тонкий колорит.

В.Л. Боровиковский (1757 – 1825) родился в Миргороде, в юности писал иконы. Учится и работает в Петербурге, сближается с Левицким. В основном, пишет портреты, воспевая в своих моделях способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям. Левицкий был близок к сентиментализму, к писателю и историку Карамзину.

В портрете М. Лопухиной он передал очарование молодости, она полна легкой грусти и мечтательности. Портрет полон мягкости и внутренней гармонии. Боровиковским созданы портреты Екатерины II на фоне царскосельского парка, А.Б.Куракина, Г.Р.Державипа, Д.П.Трощинского и других,

Во II половине XVIII в, становится самостоятельным жанром пейзажная живопись, в которой нашли отражение возвышенные идеалы классицизма.

С.Ф. Щедрин (1745 – 1804) – мастер паркового пейзажа. Он создал серии пейзажей Гатчины, Павловска, Петергофа, запечатлел красоту садов и парков, архитектурных ансамблей.

Ф.Я. Алексеев (1753/54 – 1824) изображал виды Москвы, Воронежа, Херсона. Он прославился строгими и стройными картинами с видами Петербурга: набережные Невы, грандиозные дворцы, площади ("Вид на Михайловский замок", "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" и другие) Художник изобразил панораму столицы в серебристо-сером свете северного неба.

Развивается в этот период бытовая живопись: И.Фирсов ("Юный живописец"), М.Шибанов ("Крестьянский обед", "Празднество свадебного сговора").

С XVIII в. начинается развитие новой русскойлитературы, в которой воплощаются идеи Просвещения, облеченные в художественные формы классицизма. В XVIII в. творят выдающиеся мастера слова: А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

Развитие классицизма в русской литературе имело свои особенности. Русские писатели, обращаясь к античным сюжетам, имели большой интерес к отечественной истории, к народному творчеству. Русский классицизм был более демократичен. Во многих произведениях была поставлена проблема крепостного права. Все это вело к накоплению реалистических элементов. Наиболее распространенными жанрами стали оды, послания, героические поэмы, трагедии, комедии и басни.

Связующим звеном между литературой XVII и XVIII вв. явился Феофан Прокопович (1681 – 1736), сподвижник Петра I. Он автор церковных проповедей, трактатов, трагикомедии "Владимир ". Под его влиянием формировался А.Д. Кантемир (1708 – 1744). В своих произведениях он обличает тех, кто презирает учение ("На хулящих учение"), кто похваляется знатностью ("На зависть и гордость дворян злонравных") и другие. Написал девять сатир, явившись зачинателем сатирического направления в русском классицизме.

Одним из выдающихся деятелей русской литературы и всей русской культуры XVIII века был М.В. Ломоносов (1711 – 1765). Обладая энциклопедическим умом, Ломоносов во многих областях знаний достиг выдающихся результатов: в физике, химии, астрономии, философии и т.д. Ломоносов – автор исторических трудов ("Краткой российской летописец с родословием " и др.), автор "Российской грамматики ". Большое значение для развития русской литературы имела реформа Ломоносова в области стихосложения. Это силлабо-тоническая система стихосложения, основы которой сформированы В.К. Тредиаковским (1703 – 1769) и Ломоносовым ("Письмо о правилах российского стихотворства").

Как поэт Ломоносов выступил в различных жанрах. Он писал оды, стихи естественно­научного содержания, трагедии, поэмы. Но основной его жанр – оды, которым он придал черты национального своеобразия. Ломоносов воспевал победы русского оружия ("Ода на взятие Хотина"), дела Петра I (поэма "Петр Великий"). Этапная его ода – "На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года ", где Ломоносов славит мир ("возлюбленную тишину"), воспевает родину, науку. В своих произведениях Ломоносов обращается и к сатире ("Гимн бороде", "К Пахомию").

М.В.Ломоносов явился и теоретиком литературы. Он разработал теорию о трех "штилях" – высоком, среднем и низком ("Предисловие о пользе книг церковных в российском языке").

М.В.Ломоносов, оказав большое влияние на развитие русской культуры, вошел в историю как родоначальник новой литературы (Белинский: "отец русской литературы").

Выдающимся писателем был А.П. Сумароков (1717 – 1777). В поэзии он соперничал с Ломоносовым (писал эклоги, мадригалы, элегии, басни и сатиры). Но особенно популярны были его 9 трагедий: "Хорев". "Дмитрий Самозванец" и другие, именно они утверждали за Сумароковым славу "северного Расина". Трагедии писал и Я.Б. Княжнин ("Вадим Новгородский").

В 60-е гг. появляется русская повествовательная проза: Ф.А. Эмин (1735 – 1770), романы "Приключения Фемистокла" и другие; М.Д. Чулков (1743 – 1792), автор плутовских новелл и волшебно-рыцарских повестей "Пересмешник, или Славенские сказки", романа "Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины" и другие

II половина XVIII в. – период появления журналистики. Значительную роль в этом процессе сыграла деятельность Н.И. Новикова (1744 – 1818), который выпускает сатирические журналы "Кошелек", "Трутень", "Живописец". Позже эту традицию продолжил И.А. Крылов (1769 – 1844) – журналы "Почта духов", "Зритель" и другие.

В XVIII веке наступает новая эра книгоиздательства, подъем книжного дела. Крупнейшим центром книгоиздательства становится Московский университет, созданный Ломоносовым. И в этом деле огромна роль Новикова. Он основал первое в России издательское товарищество – "Общество, старающееся о напечатании книг".

В последней трети XVIII в. новое развитие получает комедия. Д.И. Фонвизин (1744 – 1792) – автор комедий "Бригадир " и "Недоросль ", по словам Гоголя, это "первая истинно общественная комедия".

Ведущий поэт II половины XVIII века – Г.Р. Державин (1743 – 1816). Поэт воспел победы русского оружия ("Осень во время осады Очакова", "На взятие Измаила" и другие), создал образы Румянцева, Суворова, Ушакова, Кутузова. Известность поэту принесла ода "Фелица", где Державин рисует аллегорический образ мудрой царицы, тем самым давая "наказ" властьимущим. Державин обращался и к сатирическому направлению ("Вельможа"), описывал природу ("Бог", "Водопад"). Особое значение поэзия Г.Р.Державина имела для становления таланта А.С.Пушкина. С 70-х годов возрастает роль идей и принципов сентиментализма и предромантизма . Пути развития сентименталистской прозы определил Н.М. Карамзин (1766 – 1826), автор повестей "Бедная Лиза ", "Наталья, боярская дочь", "Марфа Посадница". Выдающимся писателем этого периода был А.Н. Радищев (1749 – 1802), автор "Путешествия из Петербурга в Москву".

Русская культура XVIII века явилась тем фундаментом, на котором было воздвигнуто здание великой русской культуры XIX века.

Реферат

ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры

1. Художественная культура первой половины 19 века

Развитие художественной культуры в эту эпоху характеризовалась быстрой сменой идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим веком и одновременным сосуществованием разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий 19 века происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма и определявшей мотивами действий героя, прежде всего гражданский долг и общественное служение. И как следствие, усиливалось внимание к человеку, а не долг становился важным побудительным мотивом поступков.

Наиболее глубокое влияние на русскую художественную культуру начала века оказал романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ героя, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ей реальностью – таково исходное положение романтизма.

Русский романтизм был неотделим от общеевропейского, но имел при этом ярко выраженную специфику, обусловленную всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей художественной культуры в целом. К исторической проблематики обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция в соответствие со своей миссией глашатая свободы и либерализма не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками 19 века как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образованности, которая сочеталась с романтическими средствами художественной выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал звеном в общем процессе развития художественной культуры от классицизма к реализму. Именно одновременное переплетение стилей в ней дало прекрасный художественный результат и способствовало появлению выдающихся произведений русского искусства.

1.1 Доминирующее положение в художественной литературе «золотого века»

Доминирующее положение в художественной культуре «золотого века» занимала литература. Она играла главную стабилизирующего и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература 19 века была больше, чем литературой. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась по сути дела универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

1.2 Утверждение романтизма

Утверждение романтизма в русской литературе произошло в значительной мере в результате творческих исканий и художественных открытий Василия Жуковского (1783-1852). Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознавать отличие своих воззрений на мир традиционных норм просветительства. Однако среди сложившихся литературных форм он не находил таких изобразительно- выразительных средств, с помощью которых можно было бы добиться наиболее полного художественного выражения этого нового типа видения и чувствования мира. Отражая дисгармонию окружающего мира, его поэзия проникнута осознанием кратковременности человеческого бытия. В сочинениях господствует меланхолическое созерцание Божьего мира, с которым предстоит расстаться без особого сожаления и с надеждой на вечную жизнь. Красота земная и небесная, мгновение и вечность – вот те категории, которые постоянно использует поэт.

Жуковский творил в самых разных жанрах. Это были дружеские послания, романсы, элегия, басни, сказки. Но все же явное предпочтение он отдавал балладе. Баллада, сложившаяся в английской и немецкой литературе, представляла собой эпическое произведение, в котором сильны мотивы фантастики. Этот жанр был чрезвычайно любим романтиками, причем не только поэтами, но и музыкантами. В творчестве Жуковского сохранились основные черты жанра, но они были дополнены русскими национально- бытовыми образами (баллада «Людмила», «Светлана», «Кубок», «Перчатка»).

Жуковский известен не только как поэт- романтик, но и как замечательный переводчик. Многие его сочинения являются вольными переводами романтической европейской поэзии. Он познакомил отечественного читателя с лучшими авторами Англии, Франции, Германии. Благодаря его переводам на русском языке впервые были в напечатаны Гомер и Фирдоуси, Вергилий и Шиллер.

Творчество Жуковского запечатлело мир неординарной, внутренне своеобразной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека вне зависимости от его социального положения.

1.3 Новый способ воспроизведения действительности (критический реализм)

На характер и содержание русской культуры первой половины 19 столетия существенное влияние оказал декабризм, который придал ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние освободительного движения послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе 19 века. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве замечательных русских писателей: Пушкина., Гоголя, Лермонтова.

Основоположником русского критического реализма стал Александр Пушкин (1799- 1837). Именно с его творчеством связано начало «золотого века» в русской литературе, так как он по сути дела явился родоначальником новой литературы, отрази русскую деятельность в непревзойденных художественных образах. Благодаря Пушкину наша культура стала составной частью общеевропейской и заняла в ней подобающее место. Исключительное значение в этом имело создание Пушкиным русского литературного языка, что способствовало не только дальнейшему расцвету русской литературы, но и признанию ей во всем мире.

Пушкин создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах « Евгений Онегин», прозаическое произведение «Повести Белкина», историческую драму «Борис Годунов», историческую повесть « Капитанская дочка», трагедию «Моцарт и Сальери», гениальную поэму «Медный всадник», посвященную судьбе маленького человека в огромной империи, лирические стихи и т.д. Однако, особенно важной и значимой оказалась роль Пушкина в русской поэзии. Именно здесь он нашел новые художественные способы воплощения человеческих чувств и переживаний.

1.4 М.Ю. Лермонтов и его безграничный максимализм

Младшим современником и приемником Пушкина в русской литературе стал Михаил Лермонтов (1814-41), который уже в 16 лет заявил о своем могучем таланте.

В его ранних стихах выражался романтический апофеоз личности, формировался единый поэтический язык, экспрессивный и метафоричный, создавался образ лирического героя. Индивидуальному складу Лермонтова- поэта был близок классический тип романтизма. Поэтому его ранние произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою.

Однако со второй половины 30-х годов в творчестве Лермонтова заметно усиливается реалистические элементы. Новое мироощущение поэта породило новый тип героя его произведений. Поэтому для его сочинений был характерен безграничный максимализм, который оборачивался жаждой абсолютной гармонии и полного преобразования существующего миропорядка. Это выражается в его романе «Герой нашего времени».

1.5 Н.Гоголь. Переход от лирического романтизма к реализму

Друг и современник Пушкина Николай Гоголь (1809- 52) приобрел известность и славу после публикации цикла малороссийский повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», где удивительно романтично нарисовал картину народного быта. Соединив фантастику и мистический гротеск, сатиру и религиозные проблемы, суровый морализм и социальную утопию, автор поэтично передал мир народных верований в сочетании сказочных и христианских представлений.

В середине 30-х годов в творчестве Гоголя произошел поворот от лирического романтизма к реализму. В этом повороте нашло выражение убеждение писателя, что художник не может оставаться безучастным к добру и злу, он должен смириться к творческому воплощению своих взглядов, помогать преобразованию жизни посредством искусства. Поэтому по совету Пушкина Гоголь начинает писать роман- поэму «Мертвые души», основной темой которого стала современная писателю жизнь, являющая собой вопиющие противоречие между духовной мощью русского народа и его рабским социальным положением. В этом произведении Гоголь продемонстрировал свободное владение, разнообразными приемами компоновки сюжета, используя средства выразительности реализма и романтизма, обращаясь то к сатире, то к лирике, то к патетике. Это приемы помогли ему убедительно и достоверно показать нравственный облик современного ему общества с такой художественной психологической силой, что многие гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

Реалистическое направление русской литературы первой половины 19 века стремилось разрешить непримиримые конфликт между потребностями духовной жизни страны и реакционным характером общественного устройства. Поэтому, начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели постоянно стремились воплотить в своих произведениях высокий социально- гуманистический нравственный идеал.

XIX век – эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества. Уже в XIX веке она приобрела мировую известность, оказав влияние на мировой культурный процесс. В духовную жизнь человечества вошли А. Пушкин и П. Чайковский, А. Иванов и И. Репин, Л. Толстой и Ф. Достоевский. Известный английский критик Морис Бэринг писал: "Достоевский создал и понял такие высоты и такие глубины человеческой души, которые лежали далеко за пределами понимания... даже Шекспира". Культура России XIX в. поражает не только глубиной своего содержания, но и многообразием форм своего воплощения.

Развитие общественной мысли России первой половины Х1Хв. прошло под знаком отечественных и европейских событий этого периода: наполеоновские войны, особенно Отечественная война 1812 года, декабристское движение, революции во Франции 1830 и 1848 гг. и. другие. Пробуждается интерес к идеалистической философии, к проблемам народности и историзма, к национальному искусству. В 1818 г. осуществляется публикация "Истории государства Российского " Н.М. Карамзина (1766 – 1826). Оживляется литературно-журнальная жизнь (в первые 20 лет XIX в. возникает более 40 новых журналов, в том числе "Русский вестник", "Вестник Европы" и др.), возникают литературные общества ("Арзамас", "Зеленая лампа", "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств" и другие), литературно-музыкальные салоны (в Петербурге ­ салон Оленина, в Москве – княгини З.Волконской и другие).

В литературе начала ХIХ в. сосуществуют несколько художественных методов: еще проявляется классицизм ; Но Н.М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский (1783 – 1852), И.И. Дмитриев (1760 – 1837) воплощают идеи сентиментализма . Сентиментализм (фр. sentimentalisme – чувственность) сформировался во Франции, Англии, Германии. Л. Стерн (1713 – 1768) – «Сентиментальное путешествие» – дал ему название. Сентиментализм противопоставил чувство (sentiment) разуму (ratio).

В России сентиментализм нашёл воплощение в творчестве Н. Карамзина («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»), А. Радищева (1749 – 1802) – «Путешествие из Петербурга в Москву». Карамзин оставался одной из центральных фигура литературного движения первых десятилетий XIX века (преобразователь русского языка, издатель журнала «Вестник Европы» и другие).

Все более властно заявляет о себе романтизм. Идут споры о языке: реформа Карамзина, стремившегося сблизить литературный язык с разговорным; ему противостоит А.С. Шишков (1754 – 1841), основатель общества "Беседа любителей русского слова", выступившего в защиту языковой архаики.

После войны 1812 г. в русском искусстве формируется романтизм . Основателем его стал В.А. Жуковский , который, по словам Веселовского, создал "поэзию чувства и сердечного воображения" ("Певец во стане русских воинов", "Сельское кладбище", "Вечер", "Людмила", "Светлана" и другие). В литературе к романтизму приходят К. Батюшков (1787 – 1855), Е. Баратынский (1800 – 1844), П. Вяземский (1792 – 1878) и другие. Романтизм нашел наиболее яркое воплощение в творчестве А.С. Пушкина (1799 – 1837): цикл "Южные поэмы" – "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы", лирика и др.; М.Ю. Лермонтова (1814 – 1841): "Мцыри", "Демон", "Маскарад" и другое. Глубокий интерес к внутреннему миру человека, противопоставление его серости и жестокости окружающего мира, стремление к необычному, исключительному характеризует романтический стиль.

Значительными поэтами "пушкинской плеяды" явились Д.Давыдов (1784 – 1839), А.Дельвиг (1798 – 1831), В.Кюхельбекер (1797 – 1846) и другие. Бунтарское направление русского романтизма воплотилось в творчестве К.Рылеева (1795 – 1826), А.Одоевского (1802 – 1839), А.Бестужева – Марлинского (1797 – 1837) и других поэтов-декабристов.

Пластические искусства первой половины XIX в. обладают внутренней общностью и единством, неповторимым обаянием светлых и гуманных идеалов. Классицизм обогащается новыми чертами; его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти скульптуре. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтизм. Блистательного расцвета достигают все виды изобразительного искусства и их синтез, который находит свое воплощение в развитии архитектуры и скульптуры.

С наибольшей силой характерные чертыархитектуры и монументального искусства проявились в творчестве зодчих А. Воронихина, А. Захарова, Т. де Томона. А.Н. Воронихин (1759 – 1814) – создатель здания Казанского собора в Петербурге. Его мощные колонные портики монументальны, а купол легок и изящен. Большое внимание Воронихин уделил декоративной скульптуре, к выполнению которой были привлечены крупнейшие ваятели того времени: И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Щедрин.

А.Д. Захаров (1761 – 1814) реконструировал здание Адмиралтейства, сохранив его облик, архитектурные элементы, в первую очередь, знаменитый золоченый шпиль Коробова.

Важнейшая постройка Тома де Томона (1760 – 1813) – здание Биржи, величественное сооружение, окруженное доисторическими колонными портиками – галереями. Ансамбль Биржи определил собой облик центра Петербурга.

В Москве работают архитекторы О.И. Бове (1784 – 1834), занимавшийся реконструкцией Красной площади, Д.И. Жилярди (1788 – 1845), А.Г. Григорьев (1782 – 1868) и другие.

Замечательна была деятельность К.И. Росси (1775 – 1849), создателя выдающихся ансамблей площадей, улиц, архитектурных сооружений в Петербурге (здание Главного штаба на Дворцовой площади, Михайловский дворец – ныне Русский музей, Михайловская площадь – ныне площадь Искусств, новый общественный театр – ныне театр драмы им. А.С. Пушкина, объединенные аркой здания Сената и Синода и др.).

Одно из последних крупных монументальных сооружений в русской архитектуре XIX в. – Исаакиевский собор, строителем которого был А.А. Монферран (1786 – 1858), им же воздвигнута Александрийская колонна на Дворцовой площади.

К.А. Тон (1794 – 1881) осуществлял линию "национального" направления в русской архитектуре. Он построил Большой Кремлевский дворец, самое выдающееся его создание – храм Христа Спасителя в Москве (1837 – 1883).

В этот период работают крупнейшиеваятели. И.П. Мартос (1754 – 1835) был близок к основателям классицизма в искусстве. Изучив в Италии античные надгробия, он наполнил традиционную форму новым содержанием. Одно из его лучших произведений – надгробие М.П.Собакиной (плакальщица, задрапированная в античные одежды, и гений смерти с потухшим факелом в руке). Самое выдающееся его создание ­ памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804 – 1818), отразивший возвышенные патриотические идеалы.

Памятники героям Отечественной войны 1812 г. – М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли, решенные в духе классицизма, создал Б.И. Орловский (1793 – 1837). Представителем позднего классицизма в скульптуре явился И.П. Витали (1794 – 1855) – скульптуры фонтанов в Нескучном саду и перед Большим театром (Москва) и др.

Реалистические тенденции проявились в творчестве П.К.Клодта (1805 – 1867), создателя конных групп для Аничкова моста в Петербурге, памятника И.А.Крылову, конного памятника Николаю I.

Живопись первой трети XIX в. представлена всеми жанрами: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина. Историческая тема нашла отражение в творчестве художников, работавших в русле классицизма, но обратившихся к русской тематике. А.И. Иванов (1776 – 1848) создает картины "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году", "Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедею" и др.

Блестящих успехов достигла портретная живопись. Парадность портретов XVIII в. уступила место интимности и задушевности.

Орест Кипренский (1782 – 1836) – представитель нового поколения романтически настроенных художников. Его творчество явилось поиском наиболее полного и глубокого раскрытия человеческой личности. Цвет в его портретах способствовал выявлению эмоциональности образа: портрет мечтателя и воина Е.В.Давыдова, одухотворенные портреты Е.П. Растопчиной и Д.Н. Хвостовой, возвышенный облик А.С. Пушкина , "питомца чистых муз" и другие

В.А. Тропинин (1776 – 1857) работал в портретном и бытовом жанре. До сорока семи лет крепостной, он создал замечательные картины украинской жизни (вместе с помещиком жил долго на Украине). Картины портретно-бытового содержания – "Старик нищий", "Кружевница", "Гитарист", подкупающие искренностью чувства. Одни из лучших полотен – портреты композитора Булахова, А.С. Пушкина .

Мастером пейзажной живописи был С.Ф. Щедрин (1791 – 1830), создавший поэтические городские пейзажи, виды Рима и других городов Италии. Эти работы отличаются романтической трактовкой сюжета.

Ярчайшим явлением в русской живописи этого периода явилось творчество Карла Брюллова (1799 – 1852). Уже в ранних работах он стремился преодолеть условность живописно-пластической академической манеры ("Итальянский полдень", "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" и другие). В 1833г. он завершает поразившую современников картину "Последний день Помпеи ":

И стал "Последний день Помпеи"

для русской кисти первым днем.

А.С.Пушкин

С блестящим мастерством написаныим портретные композиции: "Всадница", "Графиня Ю.П. Самойлова" и др. Брюлловым созданы портреты выдающихся представителей русской интеллигенции: В.А. Жуковского, И.А.Крылова и другие. Прекрасный образ талантливого творца создан им в автопортрете 1848 г., написанном в излюбленной художником гамме золотисто-коричневых и черных тонов. Во второй трети XIX в. Брюллов обращается к бытовому жанру, воплощая реалистические принципы.

Глубочайшее понимание искусства и его задач в жизни общества проявил гениальный русский художник Александр Иванов (1806 – 1858). Двадцать лет жизни (1837 – 1857) посвятил он своей картине "Явление Христа народу ". Сюжет картины евангельский: Иоанн Креститель указывает толпе на приближающегося Христа, возвещенного библейскими пророками Мессией (спасителем). Величественную тему освобождения народа – "скорбящих и безутешных" Иванов рассматривал в религиозном и нравственном плане; освободителем он показал Христа. И.Е.Репин писал об этом полотне: это "самая гениальная и самая народная русская картина. По своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы". Картина является новаторской и по своим живописно-пластическим средствам, сочетающим традиции классического искусства с достижениями реализма.

В 30-е – 40-е гг. в русском искусстве формируется реализм, основоположником которого явился А.С. Пушкин . В трагедии "Борис Годунов ", воскрешая "век минувший во всей его истине", он изобразил "истину страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах". Принципы реализма были воплощены в романе в стихах "Евгений Онегин", в "Повестях Белкина", "Пиковой даме", "Маленьких трагедиях" и других произведениях.

Традиции Пушкина развивает М.Ю. Лермонтов ("Герой нашего времени"). К критическому реализму приходит в своем творчестве Н.В. Гоголь (1809 – 1852). "Петербургские повести", "Ревизор", "Мертвые души" явились реалистическими картинами русской действительности, написанными ярким, образным языком, отличавшимся "простотой, силой, меткостью, близостью к натуре" (В.Стасов).

Путь русского изобразительного искусства к реализму нашел воплощение в бытовом жанре, занявшем ведущее место в 40-е годы. Крупнейший представитель этого жанра – А.Г. Венецианов (1780 – 1847). Он поэтически передавал сцены деревенской жизни и крестьянского труда, положив в основу своего творческого метода изучение действительности. Светлый и гуманный взгляд Венецианова выражен в изображении крепостных крестьян: "Гумно", "Утро помещицы", "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Жнецы", "Захарка" и др. В своих героях художник видел национальный идеал русской красоты. Венецианов показал себя мастером интерьера и пейзажа.

Этап критического реализма в русском изобразительном искусстве открывает П.А. Федотов (1815 – 1852), по духу своего творчества близкий к Гоголю. Тонким психологизмом отличаются его портреты (портрет Н.Жданович за фортепиано и другие), но сам художник рассматривал их как подготовительную работу к будущим сложным композициям. Его славу составили работы: "Свежий кавалер", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора", "Завтрак аристократа", "Вдовушка", "Анкор, еще анкор". Звание академика принесла художнику картина "Сватовство майора ", ссылаясь на которую Т.Г. Шевченко писал, что для современного искусства "нужна ловкая, верная, а главное – не карикатурная (кисть), скорей драматический сарказм, чем насмешка".

Больших успехов в первой половине XIX века достиглаграфика, разнообразная по техническим средствам и жанрам. Ее расцвет связан с ростом книгоиздательского дела. Традиции русской гравюры продолжал Н.И. Уткин (1780 – 1863). Наиболее известные его работы – галерея портретов писателей: Державина, Крылова, Пушкина. Выдающимися графиками были А.Г. Ухтомский (1770 – 1852), С.Ф. Галактионов (1778 – 1854), А.О. Орловский (1777 – 1832) и другие.

Новым этапом явилось русское искусство второй половины XIX века, развивавшееся под знаком эстетической теории Н.Г. Чернышевского (1828 – 1889). Основное положение его эстетики – "прекрасное есть жизнь" – выдвигало требование правды в искусстве, обращения к реальной действительности, к жизни народа, создания произведений, возникающих под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи.

Реалистические тенденции нашли воплощение вромане середины и второй половины XIX века. Это своеобразная "трилогия" И.А. Гончарова (1812 – 1891): "Обыкновенная история ", "Обломов ", "Обрыв ", поднимавшая проблемы формирования личности в сложных обстоятельствах русской крепостнической действительности. Роман Гончаров считал "кодексом к изучению взаимных отношений, страстей, симпатий и антипатий... словом, школой жизни".

Значительную роль в духовном и нравственном развитии русского общества, в истории русского реализма сыграло творчество И.С. Тургенева (1818 – 1883). "Записки охотника " обратили читателя к жизни народа. Нравственной историей русской интеллигенции стали романы Тургенева: "Рудин ", "Накануне ", "Отцы и дети ", "Дворянское гнездо ", "Новь ", "Дым ". Тонкий психолог, певец любви, живописатель природы, величайший мастер языка, Тургенев отразил общественное и умственное движение своей эпохи.

Создателем сатирического романа был М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889): "Пошехонская старина", "История одного города", "Господа Головлевы".

Вершиной в развитии реалистического направления в русской литературе явились два великих писателя: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881), сложившийся как писатель под влиянием гоголевской "натуральной школы", обратился к теме "униженных и оскорбленных". Глубокий психолог и гуманист, он поставил в своих произведениях важнейшие проблемы времени. Осудив анархический бунт ("Преступление и наказание "), высказав гениальное предвидение о разрушительной силе революции и революционерах ("Бесы "), резко критикуя мир зла ("Братья Карамазовы"), Достоевский мечтал создать образ истинно прекрасного человека (князь Мышкин, роман "Идиот ", Алеша Карамазов роман "Братья Карамазовы "). В центре его внимания – социальные противоречия и противоречия человеческой души – "две бездны": "идеал Мадонны и идеал содомский", примирить которые Достоевский пытался евангельскими принципами смирения и всепрощения.

Л.Н. Толстой (1828 – 1910) – трезвый реалист и великий психолог, изобразивший "диалектику души" (Чернышевский) своих героев, создатель эпопеи "Война и мир ", романов "Анна Каренина " и "Воскресение ". Творчество Л.Н. Толстого, отразив целую эпоху в истории России, поражает силой правды и художественным совершенством. "Судьба человеческая, судьба народная" – вот основные проблемы его произведений, представляющих собой гигантскую и всеобъемлющую картину непрерывного движения жизни, времени, исторического процесса.

Русская литература II половины XIX века дала и великую поэзию: Н.А. Некрасов (1821 – 1878) с глубокой болью писал о тяжелой доле русского народа, воспевал его духовную красоту, русскую природу. Значительный вклад в развитие литературы, эстетических воззрений общества внесли Ф.И. Тютчев (1803 – 1873), А.А. Фет (1820 – 1892) и др. Создателем русского национального театра явился А.Н. Островский (1823 – 1886).

Реализм, демократизм, народность – основные черты русскогоизобразительного искусства этого периода. Один из ведущих художников 60-х годов – В.Г. Перов (1834 – 1882), критический реалист, автор картин "Чаепитие в Мытищах", "Последний кабак у заставы", "Проводы покойника" и другие Значительное место в его творчестве занимают портреты (Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского и другие деятелей русской культуры.).

Перов В.Г. – один из организаторов Товарищества передвижных выставок, возникшего по инициативе Г.Г. Мясоедова (1835 – 1911), Н.Н. Ге (1831 – 1894), И.Н. Крамского (1837 – 1887). Товариществу принадлежит ведущая роль в последующем развитии русского искусства, получившего название "передвижничества".

Передвижники ставили основной задачей многостороннее отображение современной жизни. Активно участвовали они в развитии национальных художественных школ в России . Передвижники разрабатывали все жанры изобразительного искусства, особенно бытовую картину, историческую, портретную и пейзажную живопись. Большую роль в деятельности передвижников, и не только их, но и писателей, композиторов второй половины XIX века сыграл В.В. Стасов (1824 – 1906), борец за народность и демократизм в искусстве.

Талантливым художником и теоретиком искусства был И.Н. Крамской (1837 – 1887). Обладая редким даром психолога, он создал портреты великих людей России: Л. Толстого, Ф. Васильева, И. Шишкина и других. Обращался он и к людям из народа (портрет полесовщика. Мины Моисеева). Крамской создает и сюжетно-композиционные картины, наиболее значительная из них – "Христос в пустыне", где воплощен идеал прекрасного человека, принесшего себя в жертву общечеловеческим интересам и нашедшего в этом свое счастье.

К бытовой живописи обратились художники В.М. Максимов (1844 – 1911; "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"), Г.Г. Мясоедов (1835 – 1911; "Земство обедает"), А.И. Корзухин (1835 – 1894; "В монастырской гостинице"), В.Е.Маковский (1846 – 1920; "Крах банка", "Свидание", "На бульваре"). Особой глубиной творческих замыслов отличались произведения Н.А. Ярошенко (1846 – 1898): "Кочегар", "Заключенный", "Студент", "Курсистка", портреты Г.И. Успенского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.А. Стрепетовой и других

Наиболее ярко особенности русской живописи этого периода воплотились в творчестве И.Е. Репина (1844 – 1930). Его творческая деятельность была исключительно разнообразна. Крупные полотна на сложные современные и исторические темы перемежались с галереей портретов. Блестящее мастерство рисунка и композиции, свежесть колорита сочетались с живым и страстным темпераментом. Под непосредственным впечатлением жизни созданы картины "Бурлаки на Волге ", "Протодьякон", "Крестный ход в Курской губернии". Образы революционеров-народников запечатлены в работах "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", "Не ждали". Талант исторического живописца раскрылся в полотне "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года ". Глубоко показал художник мир передовых деятелей русской культуры (портреты М. Мусоргского, Л.Толстого, хирурга Н. Пирогова и другие).

Великим историческим живописцем России был В.И. Суриков (1848 – 1916). Народ – главный герой его картины "Утро стрелецкой казни". С поистине шекспировской силой показана трагедия бывшего всемогущего вельможи в полотне "Меншиков в Березове ". Образ сильной духом героини создал Суриков в картине "Боярыня Морозова ". Он автор батальных полотен ("Переход Суворова через Альпы ") и других композиций. Эпическому настроению его картин соответствует богатый и сложный колорит.

С народным творчеством, историей народа связал свои произведения В.М. Васнецов (1848 – 1926): "После побоища Игоря Святославича с половцами", навеянное "Словом о полку Игореве"; "Аленушка", "Богатыри", "Баян" и другие. Значительные достижения русского искусства в батальной живописи проявились в творчестве В.В. Верещагина (1842 – 1904) "Апофеоз войны", "На Шипке все спокойно" и другие).

Любовь к родине, родной природе воодушевляла творчество мастеров русского пейзажа: А.К. Саврасова (1830 – 1897; "Грачи прилетели "), Ф.А. Васильева (1850 – 1873; "Мокрый луг", "В Крымских горах"), И.И. Шишкина (1832 – 1898; "Среди долины ровныя", "Утро в сосновом лесу", "Корабельная роща" и другие); А.И. Куинджи (1842 – 1910; "Ночь на Днепре"), И.И. Левитана ("Над вечным покоем", "Вечерний звон", "Березовая роща", "Владимирка" и другие).

Реалистическое направление в русскойскульптуре воплощал М.М. Антокольский (1843 – 1902), обратившийся к темам русской истории: Иван Грозный, Петр I, Нестор-летописец, Ермак.

XIX век – эпоха создания русской национальноймузыки. Ее основоположником явился М.И. Глинка (1804 – 1857). Мечтая о создании национальной оперы. Глинка обратился к русской истории XVII века, к подвигу простого крестьянина Ивана Сусанина. Музыка оперы "Жизнь за царя " своими интонациями, строем была близка народным мелодиям. Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники вторую оперу Глинки на сюжет пушкинской поэмы "Руслан и Людмила ". Глинка – автор проникновенных романсов, хоровых, оркестровых произведений.

Традиции Глинки развивал в своем творчестве А.С. Даргомыжский (1813 – 1869), автор оперы "Русалка" на сюжет драмы А.С.Пушкина, романсов на темы русской жизни ("Титулярный советник" и другие)

Во второй половине XIX века возникает "Вольное содружество пяти" русских композиторов, названное В. Стасовым "Могучей кучкой ": М.П. Мусоргский (1839 – 1881), М.А. Балакирев (1837 – 1910), Ц.А. Кюи (1835 – 1918), А.П. Бородин (1833 – 1887). Н.А. Римский-Корсаков (1844 – 1908). Народ, русская история, судьба родины – основные темы творчества этих композиторов. В числе их лучших созданий – народно-музыкальные драмы Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина", опера Бородина "Князь Игорь" и "Богатырская" симфония, поэтические и сказочные оперы Римского-Корсакова: "Снегурочка", "Золотой петушок", "Садко", многочисленные симфонические, оркестровые и вокальные произведения, обработка народных мелодий.

Великой страницей истории русской музыки явилось творчество П.И. Чайковского (1840 – 1893). Поразительна сила его творческой энергии: десять опер ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Черевички" и другие), три балета ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"), шесть симфоний, три фортепьянных концерта и один для скрипки с оркестром, около ста романсов, множество пьес для фортепиано и скрипки... О могуществе творческих сил, таящихся в людях, о силе любви говорит его музыка. Не случайно своей последней симфонии он хотел дать название "Жизнь".


Похожая информация.


Художественная культура России «Серебряного века»

«Серебряный век» — это стык двух веков в истории России: XIX и XX . В это время появляются такие худо­жественные произведения, как «Воскресенье» и «Жи­вой труп» Л.Толстого , великим писателем становится А.П.Чехов , публикуются повести и рассказы В.Королен­ко, А.Серафимовича, Гарина-Михайловского, М.Горь­кого, Л.Андреева . Заявляют о себе ранней прозой И.Бу­нин , печатаются А.Куприн и В.Вересаев . В это время расцветает и театральное искусство. Имена К.Станиславского, Ф.Шаляпина, М.Ермолаевой приносят славу русскому искусству. А музыкальные произведения А.Скрябина и С.Рахманинова отличается таким новаторством и глубиной, что определяет на многие годы вперед. Новые течения возникают и в русском изобразитель­ном искусстве.

В художественной культуре России появляется боль­шое количество направлений, группировок, объедине­ний, ассоциаций, которые выдвигают собственные творческие программы. Восприятие мира становит­ся более свободным, личность художника все более рас­крепощается. Многие писатели и художники предпри­нимают попытку «сконструировать жизнь», представить ее такой, какой она «должна быть». Жесткие рамки кри­тического реализма ослабевают.

Все это было подготовлено революционной ситуа­цией в России и буржуазно-демократической револю­цией 1905 г. Многие русские писатели обратились к дра­матургии как жанру литературного творчества, способ­ного наиболее полно отразить социальные проблемы. Театр как искусство обретает большую популярность.

Ставятся пьесы А.Толстого, М.Горького, А.Ан­дреева , А.Чехова . «Чайка», «Дети Ванюшина», «Васса Железнова», «На дне» — можно продолжать список наиболее за­метных драматургических произведений.

В культуре «серебряного века» большое место зани­мают философско-этические проблемы. «Что лучше, истина или сострадание?» — так ставит вопрос М.Горь­кий в пьесе «На дне». Эта тема уже звучала в романах Ф.Достоевского , с особой силой она раскрыта в романе Л.Толстого «Воскресенье».

Критика социальной обстановки в России в этот период превращается в критику бытия в целом. «Кос­мическим пессимизмом» отличается творчество Л.Анд­реева . Нотки безверия, отчаяния звучат в его произве­дениях, смыкая с писателями русского модернизма.

В русской художественной культуре, в частности в литературе, возникает новое художественное направ­ление — модернизм . Он явился результатом поисков но­вого способа освоения мира. Часть русской интелли­генции верила, что можно иметь непосредственный, наивный взгляд на . Отказавшись от анализа общественных отношений и сложности че­ловеческой психики, эта часть искала утешения в «ти­хой поэзии повседневности». Другая часть считала, что искусство должно стремиться к накалу чувств и страс­тей, что художественный образ в искусстве должен стать символом, рождающим сложные ассоциации. Воз­ник символизм , как художественное течение в русской поэзии. Его черты проявились в творчестве таких сим­волистов начала XX века, как В.Брюсов, А.Блок, Вяч.Иванов, А.Белый. Их кредо: материальный мир — это только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа . Образы маски, таинственной незнакомки, прекрасной дамы часто появляются в поэзии и прозе символис­тов. Окружающий мир в их произведениях рисуется как нечто иллюзорное, хаотичное, как низшая реаль­ность по отношению к миру идей.

В первом десятилетии XX века, наряду с символиз­мом, появляется и пролетарская поэзия — массовая, близ­кая к городским низам, рабочим. Эта поэзия наполнена революционными настроениями, авторами нередко явля­ются сами рабочие, стихи которых печатаются в жур­нале легального марксизма «Жизнь». Писатели и поэты этого направления группируются вокруг М.Горького .

После поражения революции 1905 года в русском художественном сознании усилились настроения пес­симизма . Это характерно для творческого пути Л.Анд­реева . Но постепенно намечался выход из декадентс­ких творческих установок. В творчестве И.Бунина, А.Куприна формировались новые формы романтизма. Поиски новых форм отражения внутреннего мира че­ловека воплотились в акмеизме и футуризме — новых постсимволических течениях.

Поэты — акмеисты: Н.Гумилев, А.Ахматова, Г.Ива­нов, М.Зенькович в своем творчестве противопостав­ляли мистическим устремлениям символизма стихию естественной природы и жизни, «цветущую силу» жиз­ни, конкретно-чувственное восприятие мира вещей и природы.

Футуристы: Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Каменский, ранний В.Маяковский ориентировались на язык ули­цы, рекламу, лубок, городской фольклор и плакат. Они стремились разрушить грань между искусством и жизнью, считали себя провозвестниками будущего.

Тенденции символистов проявились и в живописи . В это время своего расцвета достигает творчество крупнейшего русского художника — Михаила Врубеля . Художник в поиске истины и красоты, в его картинах фантазия соединена с реаль­ностью, его красота — это мечта, не так просто найти в противоречивой окружающей действительности. Другим важнейшим живописцем был Валентин Серов — продолжатель лучших традиций передвижничества. Творчество художников М.В.Несте­рова, К.А.Коровина, АП.Ряпушкина, Н.К.Рериха, И.Ле­витана развивается на стыке веков в лучших традици­ях реалистического искусства. Скульптура этого периода также отличается богатством. Это творчество А.С.Голубкиной, С.Г.Коненкова, П.Трубецкого.

Следует подчеркнуть, что все эти процессы в худо­жественной культуре России происходили в русле со­циально-исторического контекста . Основные темы это­го времени: Россия и свобода, интеллигенция и рево­люция. «Левые» направления в искус­стве нашли свое воплощение в авангардизме. Авангар­дизмом именовались те художественные течения нача­ла XX века, которые стремились к коренному обновле­нию художественной практики, к разрыву с традиция­ми, в том числе и с реализмом. Авангардисты искали новые, необычные средства выражения и формы про­изведений, новые аспекты взаимоотношений художни­ка с жизнью. Другие направления в русской художе­ственной культуре проявляли повышенный интерес к историческому прошлому русской культуры, к художе­ственным традициям. Художники этого направления объединились вокруг журнала «Мир искусства».

Ряд художников в атмосфере послереволюцион­ных лет высказывают свое недоверие к жизни, сосредотачивают свое внимание на форме, реализуют новый эстетический идеал современного модернизма. Возни­кают и развиваются известные всему миру школы рус­ского авангарда, которые основаны на творчестве В.Е.Татлина, В.В.Кандинского, К.С.Малевича . В 1911 г. возникает сообщество художников, получивших назва­ние «Бубновый Валет». В него входили П.П.Кончаловский, И.И.Машков, М.Ф.Ларионов, М.Шагал . Их творчество носило бунтарский характер, отличалось фор­мальными исканиями, направленными против сложив­шихся норм художественного творчества.

В общем художественная культура «серебряного века» — явление противоречивое и многогранное . Время между дву­мя революциями (1905 — 1917) было сложным, духовный кризис охватил значительную часть творческой интел­лигенции, что нашло отражение в русском искусстве. Неприятие ценностей буржуазной , отрицание современных порядков и пред­чувствие перемен — характерная содержательная сторо­на русской культуры этого периода. Литература, живопись, театр и музыка «серебряного века» стали своеобразным прообразом искусства XX сто­летия, отразив противоречивый и сложный характер культуры.

Две страшнейшие в истории человечества миро­вых войны, политические перевороты и революции, уста­новление жестокого авторитарного режима в России определили дальнейшее развитие русской культуры XX столетия.

Введение. русская художественная культура как общечеловеческая ценность

Данное пособие соответствует содержанию курса, читаемого в рамках "Мировой художественной культуры" для студентов педагогических колледжей и вузов. Данная дисциплина является одной из наиболее важных, а в современной социокультурной ситуации- наиболее идеологически значимых в гуманитарной подготовке специалистов.

Курс "Русская художественная культура" отражает культурологическую направленность предмета. Поэтому его проблемное поле охватывает:

Изучение генезиса отечественной культуры, ее базисных ценностных ориентиров;

Анализ художественных течений и школ как продукта исторической, национальной и религиозной ментальности;

Освоение системы искусств в ее историческом развитии;

Осмысление взаимосвязи литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра как проявления закономерностей функционирования феномена художественной культуры.

Задачи курса:

1.Обосновать этапы становления и развития отечественной художественной культуры от древности до современности.

2. Показать эволюцию художественных стилей профессионального искусства во взаимосвязи с культурно-историческим контекстом.

3.Выявить характерные национальные особенности развития разных видов искусств.

4.Охарактеризовать творчество великих русских мастеров-писателей, художников, архитекторов, композиторов.

Цель курса:- раскрыть наиболее важные культурологические закономерности истории русского искусства с конца X по XX век.

История отечественного профессионального искусства рассматривается в данной книге как органичная часть всеобщей истории и как самобытная краска на карте мировой художественной культуры. Содержание курса в соответствии с его культурологической направленностью имеет междисциплинарный характер, локализуясь "на стыке" истории философии, религиоведения, эстетики и собственно искусствознания (литературоведения, музыковедения, истории изобразительных искусств и архитектуры и др.). Методологическим основанием курса является принцип историзма.

Для обоснования исторической периодизации, принятой в пособии, необходимо прояснить позицию автора по отношению к феномену отечественной художественной культуры.

Известно, что современная мировая художественная культура поражает своей многогранностью и многоликостью. Каждый народ, живущий на исходе XX века, творит искусство, сообразуясь со своими национальными традициями, а также с теми коммуникативными "сверхустановками", на которые ориентируются современные мастера разных стран и континентов. Правда, и сегодня есть культуры, чья художественная жизнь как бы застыла на первобытной стадии развития. На другом полюсе- "наднациональное" экспериментальное художественное творчество, характерное для индустриально развитых стран и, быть может, предвосхищающее художественные направления XXI столетия. Однако эти исключения лишь подтверждают "правило": к концу нашего века большинство народов не только накопило богатейший художественный опыт, но и сумело в той или иной мере выразить национальное "Я" в произведениях искусства.

На этом фоне историческое прошлое и настоящее русской художественной культуры как бы вписываются в европейскую художественную "модель". Однако думается, что отечественное искусство выполняет в мировой культуре особую, не всегда поддающуюся рациональному анализу миссию. Вспомним, что еще великий русский философ Н.А.Бердяев задавался вопросом: что же замыслил Творец о России? Есть основания полагать, что философ был прав, утверждая: русский народ на протяжении своей истории вынашивал высокие идеи духовного смысла Бытия и соборного братства людей. Эти идеи получили наиболее законченное и совершенное воплощение в искусстве- великой русской литературе, музыке, живописи, архитектуре. Из века в век загадочная русская душа, которую и "умом не понять", и "аршином общим не измерить", раскрывалась в творениях гениальных художников. Была ли закономерность в этом бесконечном процессе самопознания? Обратимся вновь к Бердяеву, который писал: "Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине..."

Чем больше погружаешься в глубь веков, "вслушиваешься" в историю, тем яснее начинаешь понимать удивительное действие этого неписаного закона "соответствия земли и души". "Драгоценная ноша нашей культуры" (А. Блок), передаваемая из поколения в поколение, озарила мир светом исканий Истины, Добра и Красоты. Поэтому при изучении русской художественной культуры важнейшей является проблема соотнесенности художественности и духовности.

В масштабах мировой истории русская культура, соединившись с христианством лишь в конце X века, является весьма молодой, как молода и сама русская нация. Молодость же, как известно, отличается стремлением к самостоятельности и постижением жизни методом проб и ошибок. Нет ничего удивительного, что русская художественная культура избрала путь "прочтения" и понимания великой Книги Бытия, не отрицая чужого опыта, но все же предпочитая самобытный национальный путь.

Феномен развития русской художественной культуры заключается в том, что в ее историческом движении были пройдены все возможные "варианты" взаимодействия искусства и религии. В результате этих грандиозных и общезначимых для человечества "экспериментов" сложилось, на наш взгляд, несколько типов художественной культуры. Например, древнерусская художественная культура, выпестованная Православием и неотделимая от него. Этот тип соответствует историческому периоду, длившемуся с конца X по XVII век. Полное единение профессионального искусства и религии было достигнуто в те времена за счет отказа от светских (мирских) форм художественной культуры (например, отсутствовали театр, инструментальное исполнительство). Культурное пространство целиком было заполнено высокодуховными храмовыми искусствами- зодчеством, иконописью, пением. Данный период можно назвать культурой религиозно-художественного монолога. Её заветы не исчезли в веках; они живы и сегодня не только в храмовых искусствах, но и в тех творческих озарениях, что несут свет христианского вероучения.

Иная художественная культура сложилась в XVIII-Х1Хвв., когда искусство развивалось и в церковных, и в светских жанрах в естественном для себя русле. В этот период незримый диалог "художественного" и "духовного" воплотился в анализе вечных нравственных проблем в творчестве великих классиков русской литературы, живописи, музыки. Ещё более страстно к "надвременным" темам было устремлено искусство "серебряного века". Новый тип художественной культуры родился в результате трагической ломки устоев российского государства после 1917 года. Провозгласив атеизм нормой мировосприятия, новой религией, коммунистический режим не мог уничтожить истинные общечеловеческие ценности Веры, Надежды, Любви, что жили в сердцах всех выдающихся русских писателей, художников, композиторов XX века.

В данной книге выделены основные этапы исторического развития художественной мысли России, каждому из них посвящён раздел пособия. Это - древнерусская художественная культура (I часть), художественная культура эпохи Просвещения (II часть), классическое искусство XIX в. (III часть) и художественная культура конца XIX- XX в. (IV часть). В изложении обобщающих разделов курса автор руководствовался следующими установками:

Наличием стиля эпохи или ведущих стилевых тенденций на каждом существенном этапе становления русской художественной культуры;

Тесной взаимосвязью отечественного искусства с геополитическим, социальным и религиозным развитием русского общества;

Относительностью периодизации, ее обобщенностью и абстрагированностыо от деталей.

Части пособия делятся на главы. В конце каждой главы даны вопросы и задания для самостоятельной работы над темой. Части заканчиваются хрестоматией и списком литературы. В конце книги дается краткий терминологический словарь и указатель имен.