Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Индейцы, метисы, креолы. Жизнь в горах и на равнинах

Индейцы, метисы, креолы. Жизнь в горах и на равнинах

Задолго до того, как в Южной Америке расцвела цивилизация инков, у народа кечуа – самого многочисленного индейского племени в этих краях – уже была своя особая культура. Кечу а вступили в бронзовый век тогда, когда ацтеки и майя продолжали довольствоваться медью. Выработав однажды свои правила, они веками живут на плато Альтиплано и в его окрестностях, в итоге потихоньку вбирая в себя пришлый контингент.

Кечуа на высоте

Высоко в горах жить тяжело, организму требуется особая подготовка. Но у этой медали имеется и другая сторона – привыкшие к головокружительным высотам кечуа не хотят спускаться вниз. Все, кто совершает туры в Боливию , встречают индейцев кечуа , когда путешествуют по Альтиплано и посещают здешнюю главную достопримечательность, солончак Уюни . Многие кечуа успешно живут в Ла Пасе . Индейцев этого народа можно увидеть в качестве наемных рабочих, шахтеров на серебряных приисках, проводников по горным районам Боливии . Присмотритесь к ним – это те самые люди, которые пронесли свою культуру практически неизменной через тысячелетия! Они до сих пор играют музыку на сделанных из панцирей животных инструментах и пользуются домотканой одеждой, которая по своему качеству даст сто очков вперед фабричным образцам.

Всё как встарь

Внешний вид, привычки, музыка и верования кечуа со времен инкского государства – или, во всяком случае, испанской конкисты – не изменились. Миссионеры, переведя Библию на язык этого индейского народа, успешно крестили его, но вытравить языческую культуру из кечуа не сможет никто. Они продолжают колдовать, ворожить, верить в призраков и приметы, делать подношения Матери Земле и даже самому дьяволу. Как и столетия назад, кечуа ходят в своих круглых шляпах-котелках и накидках из шерсти горных альпака. Они готовят те же блюда, что и их прабабушки, используя приёмы, позволяющие получить вкусную еду в условиях бедного кислородом воздуха.

Особый стиль кечуа

Путешественники, совершающие туры в Боливию , имеют возможность близко познакомиться с представителями этого удивительного народа и привезти на память сувенир: одежду из альпака или даже приворотный напиток от ведьмы-кечуа. Кстати, ведьмы и знахарки кечуа придумали и используют свой особый тайный язык. Он называется «кальяуайя» и даже сегодня в ходу у женщин, практикующих магию кечуа.

Интересно, что именем «кечуа » названа популярная марка палаток и горнолыжной экипировки. И это справедливо, ведь кто лучше умеет устраиваться в сложных «полевых» условиях? Разве что соседи кечуа – боливийские индейцы

(кеч. Qhichwa runa, исп. Quechua) - индейский народ , проживающий в западной части Южной Америки, является наследником культурных традиций Тауантинсуйю (кеч. Tawantin Suyu, Tawantinsuyu) – древней .

К моменту завоевания испанцами это был наиболее могущественный из коренных народов, населяющих Южноамериканский континент. Археологические данные свидетельствуют, что культура Кечуа стояла тогда на ступень выше, чем культуры Ацтеков и Майя в Мексике.

Религиозная принадлежность верующих: в подавляющем большинстве католики.

Говорят индейцы на одноименном языке Кечуа, который является государственным в некоторых Южноамериканских странах. Но многие современные Кечуа (особенно в центральных частях и ) говорят на испанском языке.

Краткий экскурс в Историю

История этого гордого народа с уникальной историей и уходящими в глубину веков традициями, началась задолго до возникновения цивилизации Инков: это древнейшее племя южноамериканских индейцев признано обладателем самой высокой культуры, легшей в основу культуры Инкской империи.

К XV в. Кечуа занимали одну из самых могущественных позиций среди всех племен.

Кечуа сегодня

Сегодня Кечуа — самое многочисленное из всех южноамериканских индейских племен, общей численностью около 26 млн человек. Основные страны расселения: Перу – около 14 млн человек, Эквадор – 6 млн человек, – около 4 млн человек, – 1,5 млн человек, — 40 тыс. человек, – около 12 тыс. человек.

Распределение современных Кечуа на карте

Таким образом, народ Кечуа составляет почти 47% населения Перу, более 41 % — Эквадора и более 37% — Боливии.

Они являются прямыми потомками культуры Инков, до сегодняшнего дня они сумели сохранить традиции древней цивилизации в первозданном виде. Культура индейцев К. прочно ассоциируется с наследием Инков – от них они сохранили яркие колоритные наряды и своеобразные завораживающие песни. Основная причина этого уникального явления заключается в том, что большинство представителей этой народности живут в горах, где человеку, не привыкшему к нехватке кислорода, находиться очень сложно.

Таким образом, природная изоляция позволила индейцам, обитателям Анд, пронести сквозь века память о прошлом.

Религия

Испанские завоеватели обратили индейцев-Кечуа в католицизм, но не смогли сломить их воинствующий дух. Сегодня многие Кечуа являются ярыми католиками, но это не мешает им сохранять в глубине души частичку собственной истории.

До сих пор наряду с христианством в племенах встречаются языческие верования и шаманизм. Во время парадов в крупных городах можно увидеть языческие знамена рядом с католическими изображениями.

Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов . Сохраняются почитание горных вершин, Пачамамы (Матери-земли), жертвоприношения при полевых работах и строительстве дома и пр.

Традиционные занятия

К сожалению, сегодня часть древних технологий ведения хозяйства утеряна, однако, индейцы продолжают заниматься тем, что делали всегда.

Традиционными занятиями Кечуа являются: земледелие, скотоводство, народные ремесла.

Наиболее важное место в их хозяйстве занимает террасное орошаемое земледелие, осуществляемое с помощью «чакитакльи» (исп. Chakitakli; заступ с поперечным выступом для ноги), в долинах до сих пор используется примитивный плуг.

В поселениях, расположенных в горах, индейцы выращивают бобы, картофель и другие клубневые культуры, а также зерновые культуры (просо, киноа, каньиуа); в долинах выращивают кукурузу, ячмень, пшеницу.

Большое значение имеет скотоводство в горах, излюбленными животными Кечуа являются ламы и альпаки, хорошо приспособленные к высокогорному суровому климату.

Среди традиционных ремесел Кечуа развито ручное производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением шерсти занимаются мужчины, женщины и дети, но ткут обычно мужчины на примитивных ткацких станках.

Ручное производство тканей

Очень развиты следующие ремесла: выделка фетровых шляп; плетение шляп-панам и всевозможных изделий из тростника; изготовление лепной керамики и украшений из природных материалов; производство калебас, золотых и серебряных украшений; резьба по кости и дереву.

Быт и традиции

Кечуа живут как в долинах, так и в горах, причем, поселения в долинах — кучевые, в горах - разбросанные, далеко отстоящие друг от друга. Жилища индейцев сырцовые, прямоугольные, с двускатной крышей, с одной большой жилой комнатой и несколькими помещениями — кладовыми.

Некоторые члены общины работают возле своих поселков, занимаясь возделыванием земли, другие трудятся на рудниках.

Как и много столетий назад, индейцы изготавливают национальные музыкальные инструменты из панцирей животных и превосходно на них играют.

А какие изумительные блюда умеют готовить Кечуа! Даже простая картошка, приготовленная на горном склоне на открытом огне, приобретает особенный вкус. Национальная кухня индейцев включает в себя множество блюд из мяса домашних морских свинок, которых они разводят специально для приготовления пищи.

Индейцы доброжелательно относятся к туристам, кстати, многие из них заняты в туристическом бизнесе: они организуют экскурсии, изготавливают и продают оригинальные сувениры из кожи, дерева, камня и кости.

Особый менталитет

В основе социальной организации Кечуа лежит община-айлью (кеч. Ayllu), также называемая индейской общиной (кеч. Comunidad Indígena) или крестьянской общиной (кеч. Comunidad Campesina). Членов айлью объединяют кровное родство, общая территория, общинное распределение плодов Матери-земли, а также культ почитания общего предка — Уака (Wak’a). Сегодня насчитывается несколько десятков тыс. общин Кечуа, их число постоянно увеличивается.

В жизни каждого индейца община занимает важное место. Жизнь на благо племени культивируется у Кечуа многие столетия. Взаимовыручка — качество, которое особенно ценится индейцами.

Кечуа осознанно живут в своем обособленном мире, умудряясь сохранять собственную индивидуальность даже в мегаполисах. Известно, что представители этого горделивого народа никогда не просят помощи.

Одежда

Индейцев Кечуа можно встретить во всех крупных городах Перу, Боливии и Эквадора.

Они всегда выделяются среди местного населения своими колоритными традиционными нарядами, изготовленными вручную с соблюдением старинных технологий.

Мужчины носят штаны чуть ниже колен и укороченные куртки из сыромятной кожи или замши. Сверху часто накинуто пестрое домотканое пончо с традиционным узором.

Женщины наряжаются в несколько ярких разноцветных юбок и шерстяную шаль, обычно скалываемую на груди большой брошью. Традиционные украшения выполнены из серебра, камня, кости, раковин.

Пожалуй, основным элементом, отличающим К. от других индейских племен, являются фетровые головные уборы, которые носят все — и женщины, и мужчины. Мужчины предпочитают широкополые шляпы с неглубокой тульей, под которую в холодную ветреную погоду надевается шерстяной вязаный шлем – чульо (кеч. Chullo).

- 60.50 Кб

2Ке́чуа - индейский народ, проживающий в Южной Америке (Перу, Боливия, Эквадор, Аргентина, Колумбия, Чили) и являющийся наследником культурной традиции государства инков Тауантинсуйю. Численность по последним имеющимся данным около 25.245.000 человек: 13.887.073 человека в Перу, 6.018.691 человек в Эквадоре, 3.821.820 человек в Боливии, 1.469.830 человек в Аргентине, 39.100 человек в Колумбии и 8.480 человек в Чили. Кечуа составляют 47 % населения в Перу, 41,3 % в Эквадоре и 37,1 % в Боливии. Название кечуа впервые встречается в письменных источниках 60-80-х годов XVI в.

3Основная масса Кечуа живет в Перу. Индейцы расселены в южных горных районах. Диалекты северо-центральной части горного Перу наиболее отличаются от остальных. Письменность на основе латинского алфавита. Являются верующими - католиками. Крестьянство, население, занятое в сельскохозяйственной и горнопромышленной сферах в Перу, Эквадоре и Боливии в преобладающем большинстве состоят из индейцев кечуа.

Этническая история

4Происхождение и значение наименования кечуа разъясняется из географического описания Перу, датированного 1586 г.

Из этих источников явствует, что инки, а за ними и испанцы применяли термин кечуа в нескольких смыслах. Первое значение слова кечуа -горная долина Андов такого типа, как, например, долина Куско, т. е. теплая долина. Правда, Куско расположен на высоте 3414 м над уровнем моря, и климат там прохладный; теплой долина Куско и ей подобные могут быть названы только по сравнению с высокогорьем. Название кечуа применялось инками, а потом и завоевателями в отношении племен, населявших подобные долины (люди теплых долин), в отличие от обитателей холодного плоскогорья - племен аймара. Наконец, в колониальный период название кечуа установилось для языка этих племен.

5На основании преданий, при сопоставлении с археологическими и топонимическими данными, история образования государства инков представляется в следующем виде.

В долине Куско археологи выделяют так называемую раннеинкскую культуру, датируемую X - началом XV вв. Она отличается керамикой особого стиля. Найдены и бронзовые поделки. Архитектурные сооружения свидетельствуют об организации коллективных работ. Термин инки, вернее инка, приобрел позднее несколько значений: господствующая народность в государстве Перу, титул правителя и название народа в целом. Первоначально наименование инка относилось к одному из нескольких мелких племен, обитавших в долине Куско наряду с племенами аймара, уайльякан, уалья, кеуар, уарок, киспи- канчи. Как и племена долины Анта, расположенной вблизи Куско,- анта майо, тампо, санко, кильискачи, экеко, а также ларе и поке - племя инков принадлежало к языковой группе кечуа. Инки периода расцвета говорили на языке кечуа.

В первые десятилетия XV в. на кечуа с запада напало племя чанка и заняло часть их земель - провинцию Андуайлья, которая поэтому позднее получила название провинции Чанка. В последующие годы племена кечуа и инков, вероятно, вступили в союз.

6В последующие сто лет инки завоевали и подчинили себе племена всей области Анд и создали мощную державу с границами от Южной.Колумбии (р. Анкасмайу) на севере до среднего Чили (р. Рио Мауле) на юге, на протяжении 4 тыс. км. По приблизительным подсчетам Роу, население государства инков достигало 6 млн.

В период расцвета экономики и политического могущества инков и их государства инки распространили свою культуру среди населения всей области Анд.
Они основали на данной территории сильное государство Тауантинсуйю.

7Андское нагорье изобилует долинами с благоприятными для земледелия климатическими условиями, с плодородными почвами, которые к тому же могут орошаться водой многочисленных рек и озер. Основной хозяйственной деятельностью этой местности оставалось земледелие. Главными сельскохозяйственными культурами были кукуруза и картофель. Наряду с ними выращивались кинуа, тыква, бобы, хлопок, бананы, ананасы и многие другие культуры.

В некоторых областях Тауантинсуйю, в частности в Кольясуйю, значительных размеров достигло скотоводство - разведение лам и альпака в качестве вьючных животных, а также для получения мяса и шерсти. Впрочем, содержание этих животных в меньших масштабах практиковалось повсеместно. Была одомашнена одна из разновидностей уток.

8Способность жителей Тауантинсуйю находить огромное количество цветовых оттенков, гармонично сочетать их между собой составляет целую область ремесленного искусства. Индейские ткачи умели выделывать разнообразные сорта тканей - от толстых и ворсистых, типа бархата, до легких, полупрозрачных, типа газовых.

Древнекечуанские металлурги выплавляли и обрабатывали золото, серебро, медь, олово, свинец, а также некоторые сплавы, в том числе и бронзу. Железо они знали лишь в виде гематита; железная руда не обрабатывалась. Строительная техника (постройка дворцов, крепостей, складов, мостов) достигла больших успехов. Для мореплавания помимо обычных лодок и плотов строились специальные большие плоты, обладавшие значительной грузоподъемностью- до нескольких тонн. Гончарное ремесло и керамика, унаследовавшие древнейшие традиции Чиму и Тиауанако, отличались необычным богатством форм.

9С образованием государства соотношение между инками и другими племенами страны изменилось. Если раньше, в период расцвета культуры тиауанаку, племена колья или аймара стояли выше по своему развитию, чем племена кечуа, то с XV в. племена колья - обитатели нагорья - утрачивают свое превосходство.

В результате осуществления « экспансионистской» политики государственная территория инков достигла огромных размеров. Сегодня в границах бывшего инкского государства расположена большая часть территории Перу, Боливии и Эквадора, значительная часть Чили и Аргентины.

10Физико-географические условия не благоприятствовали сохранению территориального единства Тауантинсуйю: не было единой речной артерии, которая соединяла бы различные районы страны, бурные горные реки текли с востока на запад и разрезали страну на части, а не соединяли отдельные ее районы. Не способствовал территориальному единству инкской державы и рельеф: глубокие ущелья, высокие горные цепи, обрывы, пропасти. Вскоре после захвата новых территорий начался процесс переселения племен. усиление политико-административного единства страны оказывало прямое воздействие на процессы этнической консолидации. Было бы неправильно этническое слияние различных племен и народностей Тауантинсуйю представлять как односторонний процесс, как процесс, сводящийся исключительно к кечуанизации. Инки-кечуа неизбежно должны были испытать влияние со стороны подчиненных племен. В результате этого процесса обширная государственная территория Тауантинсуйю превращалась в этническую территорию многочисленной народности кечуа.

Своеобразная и яркая история государства инков исторические была прервана в 1531 г. вторжением испанцев.

11От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние тексты - большей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.

После испанского завоевания в 1531 и кампании по борьбе с язычеством в 1570-х годах кечуа приняли католичество, сохранив, однако, много традиционных верований. двоякой оказалась роль испанских завоевателей. С одной стороны, они прерывали естественный процесс консолидации кечуанской народности, с другой,- утверждая свое экономическое и политическое господство, невольно способствовали сохранению и даже развитию некоторых этнических черт народа кечуа, прежде всего языка.

12Весьма эффективным в колониальный период явился процесс усиления у кечуа культурной общности. Зарождается литература на языке кечуа, в частности драматургия. Драмы «Апу-Ольянтай», «Смерть Атауальпы», «Уткха Паукар», «Элегия на смерть Атауальпы» не только представляют собой высокохудожественные образцы литературы, но и определенно влияют на укрепление этнического самосознания индейцев-кечуа.

Никакими мерами нельзя было ликвидировать глубокий след, оставленный в сознании индейцев движением под руководством Тупак Амару II. Многие тысячи повстанцев, спасаясь от преследования, бежали из родных деревень и городов в отдаленные местности.

13Попадая в районы, населенные индейцами иного языка и иной культуры, они определенно содействовали дальнейшему слиянию с кечуа других этнических групп. Кроме того, значительная часть повстанцев, уйдя в очень далекие местности, встретила там население, которое в конце XVIII в. уже говорило на кечуа. Это обстоятельство способствовало появлению у беженцев сознания единства всех кечуа, и они становились на новых местах носителями идеи единства народности. Эти явления способствовали дальнейшему укреплению самосознания индейцев, взаимосвязей и взаимодоверия, а следовательно, и взаимного этнического сближения между индейцами, принадлежащими к различным группам. оставаясь самой многочисленной группой индейского населения, играя роль основной руководящей и движущей силы широких антиколониальных выступлений, кечуа занимали в этом этническом процессе центральное место. восстания и в особенности движение Тупак Амару II явились завершающим фактором консолидации племенных групп в единую народность.

14Попытка восстановления империи Инков в 1780 была подавлена, но движения (в том числе вооружённые) под этим лозунгом существуют до наших дней.

Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья - Эквадора, Перу, Боливии - не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки.

Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд. Ныне кечуа - самый большой и значительный из современных индейских народов. С 70-х годов происходит массовая миграция кечуа в города, главным образом в Лиму.

Географическая характеристика

15В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо - 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.

Климат и растительность резко различаются в зависимости от высоты над уровнем моря и рельефа. На высокогорье большую часть года царит зима с небольшими морозами и снегом, который, однако, не скопляется большими массами из-за сильных ветров. Растительность здесь очень бедная, деревьев совсем нет. Это область высокогорной степи - так называемой пуны. Летнее время - дождливое. Восточные пологие склоны Анд - долины притоков Амазонки - покрыты густыми лесами, часто заболоченными, здесь влажный субтропический климат. На западных крутых склонах; бедных растительностью, год делится почти пополам на два сезона: дождливый и сухой, засушливый.

16На побережье, отгороженном от остального материка высокими горными хребтами, никогда не бывает дождей, влага собирается лишь в виде густого тумана и выпадает обильной росой. Тогда, примерно на два месяца в году, прибрежная полоса покрывается цветущей растительностью, затем вновь наступает засушливый период. При ирригации возможности земледелия здесь очень велики, так как почва плодородна. Еще во времена инков здесь выращивали кукурузу, фасоль, хлопчатник и некоторые плодовые - гвайава, папайя, в колониальный период были освоены пшеница, ячмень. В последние полвека введены рис, лучшие сорта хлопчатника, виноградная лоза, а также тропические культуры: кофе, какао, бананы, ананасы, цитрусовые, сахарный тростник.

17Кроме одомашненных с древности лам и альпак в колониальный период начали разводить овец, крупный рогатый скот, ослов и лошадей. Последние, однако, акклиматизировались здесь хуже других животных. Большое применение нашли мулы.

Кечуа живут главным образом в Сьерре. Большую опасность в горных районах здесь представляют частые землетрясения. Полоса величайших горных систем нашей планеты - Анд, это - Сьерра, занимающая 30% территории Перу. Здесь из небольшого ледникового озера Лаурикоча берет начало самая многоводная река мира - Амазонка, несущая свои воды в Атлантический океан. Сьерра образована горной системой Анд. В пределах Перу 38 горных вершин поднимаются на высоту более 6000 м.

18С незапамятных времен межгорные бассейны с их плодородными вулканическими почвами были освоены индейскими племенами.

Сьерра служит водоразделом между реками Тихоокеанского и Атлантического бассейнов. И те и другие текут в глубоко врезанных долинах.

В речных долинах Сьерры температурный режим позволяет возделывать сахарный тростник и другие теплолюбивые культуры, на плоскогорье - лишь культуры умеренного пояса.

Однако ночи здесь холодные, температура ночью иногда бывает на 20° ниже, чем днем. Можно сказать, что ночью в Сьерре зима, утром весна, а вечером осень. В Сьерре выпадает много осадков - около 1000 мм.

19Дождливый и сухой сезоны выражены довольно слабо. Осадки выпадают в виде дождя, и только высоко в горах бывают сильные снегопады.

Горно-луговые и горно-степные почвы межгорных бассейнов отличаются высоким плодородием. Они или распаханы, или превращены в пастбища.

Кустарники и леса поднимаются примерно до 3000 м над ур. моря, а выше простираются высокогорные луга- парамос. В лесах Сьерры много ценных пород деревьев- сейба, хинное дерево.

Западное побережье, склоны Анд и межгорные плато зимой находятся под воздействием восточной периферии тихоокеанского антициклона. Южные и юго-восточные ветры перемещают из более высоких и холодных широт массы тропического морского воздуха в более низкие и теплые широты. Эти массы насыщены влагой только в нижних слоях.

Описание работы

Ке́чуа - индейский народ, проживающий в Южной Америке (Перу, Боливия, Эквадор, Аргентина, Колумбия, Чили) и являющийся наследником культурной традиции государства инков Тауантинсуйю. Численность по последним имеющимся данным около 25.245.000 человек: 13.887.073 человека в Перу, 6.018.691 человек в Эквадоре, 3.821.820 человек в Боливии, 1.469.830 человек в Аргентине, 39.100 человек в Колумбии и 8.480 человек в Чили. Кечуа составляют 47 % населения в Перу, 41,3 % в Эквадоре и 37,1 % в Боливии. Название кечуа впервые встречается в письменных источниках 60-80-х годов XVI в.

Кечуа, кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины. Общая численность около 10 млн. человек (1970, оценка). Говорят на языке кечуа .По религии большинство К. ‒ католики, сохраняются пережитки дохристианских верований. Возникновение государства инков способствовало этническому сплочению племён К. Испанское завоевание 16 в. и различные формы рабовладельческой и феодальной эксплуатации К. со стороны завоевателей привели к ломке племенных перегородок, развитию освободительного движения, становлению единого народного языка. Важную роль в формировании народности К. сыграло восстание Тупак-Амару в начале 80-х гг. 18 в. К концу колониального периода (1-я четверть 19 в.) сложилась народность К., включившая многие этнические группы. Развитие товарно-денежных отношений способствует усилению экономических связей между К., живущими в различных районах. Занимаются главным образом сельское хозяйством, в меньшей степени ремёслами (изготовление утвари, одежды, обуви, музыкальных инструментов и др.). Немногочисленный рабочий класс сосредоточен преимущественно в горной и текстильной промышленности; буржуазия К. малочисленна. Национально-революционная борьба К. за равноправие, за землю, против феодальной и капиталистической эксплуатации часто выливалась в мощные народные восстания. Современное национально-революционное движение К. протекает в рамках общедемократического движения стран, в которых они расселены.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959 (библ.).

  • - кичуа, кешуа, - самый крупный из совр. индейских народов на Амер. континенте, составляющий значит. часть населения Перу, Боливии и Экуадора...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Сложилась примерно в первой половине 2-го тыс. н. э. До нач. 16 в. была распространена в районе империи инков - Тауантинсуйу, где обитали кечуанские племена...

    Энциклопедия мифологии

  • - I Ке́чуа кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины...
  • - Кечуа, язык индейского народа кечуа, принадлежащий к группе кечуа-аймара. Распространён в Перу, частично в Боливии и Эквадоре, на С. Чили и Аргентины. На К. говорит около 10 млн. человек...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Майя, индейский народ в Мексике и в Белизе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - индейский народ общей численностью 14870 тыс. чел. Основные страны расселения: Перу - 7700 тыс. чел., Эквадор - 4300 тыс. чел., Боливия - 2470 тыс. чел. Другие страны расселения: Аргентина - 320 тыс. чел., Чили - 55...

    Современная энциклопедия

  • - индейский народ в Перу, Эквадоре и Боливии. Живут также в Аргентине, Чили и Колумбии. Общая численность 14,87 млн. человек. Потомки создателей цивилизации инков. Язык кечуа. Верующие - католики...
  • - язык народа кечуа, один из двух официальных языков Перу, один из трех официальных языков Боливии. Относится к семье кечуа-аймара индейских языков. До колонизации Юж. Америки официальный язык государства инков...

    Большой энциклопедический словарь

  • - неизм.; нескл., м, нескл...

    Орфографический словарь русского языка

  • - петух и курица, Meleagris Gallopavo; индюк, индюшка, индейка; южн. индяк, индык, индычка; кан и канка ряз., тамб. канок, каныш вор., дон. пырин и пырка вост. каплун и каплунка пенз. ; куран вят. куренка вологод...

    Толковый словарь Даля

  • - ИНДЕЙ́СКИЙ, -ая, -ое. 1. см. индейцы. 2. Относящийся к индейцам, к их языкам, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, внутреннему устройству, истории; такой, как у индейцев...

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - ке́чуа I нескл. мн. 1. Индейский народ, составляющий значительную часть населения Перу, Эквадора и Боливии. 2. Представители этого народа. II нескл. м. и ж. Представитель кечуа I 2....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - к"ечуа, неизм. и нескл., муж. и нескл...

    Русский орфографический словарь

  • - ИЛИ КИЧУА исп. quichua, kechua...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 индеец народ язык...

    Словарь синонимов

"Кечуа (индейский народ)" в книгах

Инки-Кечуа

автора Колина Аугусто

Инки-Кечуа

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати. 9000 лет парагвайского чая автора Колина Аугусто

Инки-Кечуа Испанцам было к чему стремиться, их, в числе прочего, манил город Куско – величественная столица империи. В ней располагался Храм Солнца – Кориканча, стены которого, словно плиткой, были полностью покрыты золотыми пластинами. «Внутри храма находился алтарь с

Индейский праздник

Из книги Диего и Фрида автора Леклезио Жан-Мари Гюстав

Индейский праздник В портрете Диего, который Фрида рисует словами любви, сказано: Я представляю себе мир, где он хотел бы жить, как большой праздник, в котором участвовали бы все живые существа и все, что есть вокруг, от людей до камней, а также солнца и тени, и все это

ИНДЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК

Из книги Моё индейское детство автора Нажин Мато

ИНДЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК Одно из самых приятных воспоминаний моего детства связано с теми днями, которые мы с друзьями проводили со своими пони (низкорослыми степными лошадками). Как я уже говорил, каждый мальчик Лакотов имел своего пони и учился ездить на нём. Между ними

Индейский телеграф

Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко Юрий

Индейский телеграф Одно из гениальных индейских изобретений - знаменитый язык жестов. Его понимали все племена равнин и гор от Канады до Мексики. Никто не знает, когда появился язык жестов и кто его придумал, но уже в начале XIX века индейцы разных племен, говорившие на

VI. «Индейский социализм»

Из книги Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца автора Стингл Милослав

VI. «Индейский социализм» Труд облагораживает человека. Он является его самым почетным и ценным правом. Как и свобода, труд – самое прекрасное украшение человека. Владыки же Тауантинсуйу принижали труд, они превращали его из права в обязанность, из достоинства в тяжелое

Из книги Империя инков автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Распространение языков кечуа и хаки На многих примерах известно, что для создателей земледельческих структур характерна языковая раздробленность. Обитатели каждой долины или оазиса живут на одном месте на протяжении многих веков, в результате их язык становится все

Распространение языков кечуа и хаки

Из книги Инки. Исторический опыт империи автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Распространение языков кечуа и хаки На примере древнего Востока известно, что для создателей земледельческих структур характерна языковая раздробленность. Обитатели каждой долины или оазиса живут на одном месте на протяжении многих веков, в результате их язык

Индейский рис

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

Майя (индейский народ в Мексике)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Кечуа (индейский народ)

БСЭ

Кечуа (язык народа кечуа)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Несостоявшийся индейский расизм

Из книги Бремя белых. Необыкновенный расизм автора Буровский Андрей Михайлович

Несостоявшийся индейский расизм Трудно позавидовать и агитаторам, рассказывавшим об угнетении индейцев. То есть было! Все было… Были войны с племенами за землю, были скальпы, которые снимали друг с друга и белые, и индейцы. Был закон штата Калифорния, по которому разные

Кечуа

Из книги Голос дьявола среди снегов и джунглей. Истоки древней религии автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Кечуа Праздники воплощения предков тесно связаны с первобытными религиозными представлениями, но их пережитки долго сохраняются и в классовом обществе. Вера в предков, якобы периодически возвращающихся в наш мир, чтобы наполнить его своей энергией, не исчезла после

Два разговорных языка: кечуа и аймара

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Два разговорных языка: кечуа и аймара Основная трудность, с которой приходилось сталкиваться правителям, – множество диалектов. Отец Акоста насчитал их более 700. На некоторых из них до сих пор говорят малочисленные группы, такие, как юнга или мочика в Итене (северное

Кечуа, кичуа, индейский народ в Перу, Боливии, Эквадоре, на северо-западе Аргентины и севере Чили. Численность 14870 тыс. человек, в том числе в Перу 7700 тыс., Боливии 2470 тыс., Эквадоре 4300 тыс. человек. Говорят на языках кечуа. Диалекты северо-центральной части горного Перу наиболее отличаются от остальных. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - католики.

Во второй четверти XV века в Андах возникло централизованное государство (империя Инков или Тауантинсуйу). В инкский период сформировалась народность кечуа, была создана высокая культура. После испанского завоевания в 1532 и кампании по борьбе с язычеством в 1570-х годах кечуа приняли католичество, сохранив, однако, много традиционных верований. Попытка восстановления империи Инков в 1780 была подавлена, но движения (в том числе вооружённые) под этим лозунгом существуют до наших дней. С 70-х годов происходит массовая миграция кечуа в города, главным образом в Лиму.

Основное занятие - террасное орошаемое земледелие (картофель и другие клубневые культуры, зерновые типа проса - киноа, каньиуа, в долинах - кукуруза, ячмень, пшеница). Основное орудие - чакитаклья - заступ с поперечным выступом для ноги; в долинах применяется примитивный плуг. В горах большое значение имеет скотоводство (лама, альпака, в колониальный период - овцы). До появления грузовиков в середине XX века лама имела большое транспортное значение. Среди народных ремёсел распространено производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением занимаются мужчины, женщины и дети, ткут обычно мужчины. Распространён примитивный ткацкий станок. Развиты выделка фетровых шляп, плетение шляп типа панамы, изделий из тростника, изготовление лепной керамики, калебас, золотых и серебряных украшений, резьба по дереву.

Сельская община, в основном эндогамная, управляется выборным старейшиной и его помощником (варайок). Брак неолокальный.

Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище сырцовое, прямоугольное, с двускатной крышей. Жильём служит одна большая комната, в остальных помещениях - кладовые.

Традиционная мужская одежда - короткие штаны до колен, короткая куртка и пончо из домотканой шерсти. Головной убор - широкополая фетровая шляпа с неглубокой тульей, под которую часто надевается вязаный шлем (чульо). Женщины носят несколько юбок с цветной каймой, причём нижняя юбка длиннее верхних, шерстяную шаль (льиклью), скалываемую на груди большой серебряной брошью. Украшения - из металла, камня, кости, раковин. Большинство кечуа ходят босиком или носят кожаные сандалии.

Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов. Сохраняются почитание горных вершин, матери-земли Пачамамы, шаманизм, жертвоприношения при полевых работах, строительстве дома и т. д. В фольклоре - сочетание местных (например, истории о трикстере-лисе) и европейских сюжетов; милленаристская идеология отражена в мифе об Инкарри ("Инка-царь"), который должен ожить и уничтожить европейских пришельцев. На основе музыкальных традиций кечуа и аймара сложилась получившая мировую известность современная музыка уайно.

Ю. Е. Берёзкин

КЕЧУА ЯЗЫКИ , группа индейских языков, распространенных в западной части Южной Америки в следующих странах (с севера на юг): Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Аргентина. В Эквадоре используется наименование «кичуа» (Quichua). Языковой комплекс кечуа рассматривается в разных работах по-разному. Часто говорят о едином языке кечуа, имеющем множество диалектов. Выделяется от двух до четырех диалектных групп. Относительно четко выделяется северная диалектная группа Эквадора и прилегающих районов Колумбии и Перу, а также группа южноперуанских диалектов вокруг диалекта куско. В другой интерпретации (принятой и в данной статье) группы диалектов считаются особыми языками кечуанской семьи. Число выделяемых языков варьирует от 6 до более двух десятков.
Внешние связи языков кечуа не вполне ясны. Наиболее правдоподобна гипотеза о родстве кечуа с языком аймара (см. АЙМАРА). Нередко постулируется объединяющая эти две семьи макросемья кечумара, однако другие исследователи объясняют сходство кечуа и аймара ареальной диффузией.

Языки кечуа являются наследниками языка империи инков, которая сформировалась на территории современного Перу и достигла наивысшего могущества в 15 в. Как особый (ныне вымерший) язык обычно рассматривается классический кечуа – язык правителей инкской империи. Инки быстро распространялись на соседние регионы и ассимилировали местные индейские племена. Позднее, в процессе испанской колонизации, кечуа – язык инков – оказался для индейцев Андского нагорья средством самоиндентификации (независимо от их этнической принадлежности), а для испанцев – удобным средством общения с индейцами.

На языках кечуа говорят ок. 8,5 млн. человек (по некоторым данным, до 13 млн.). Центральный, или южноболивийский кечуа – самый крупный по числу носителей индейский язык Америки: на нем говорят более 3,6 млн. человек. Другие крупнейшие языки кечуа – куско в южном Перу (около 1,25 млн. носителей; этот вариант кечуа пользуется наибольшим престижем, так как в г.Куско находилась столица империи инков), аякучо в южном Перу (около 1 млн.), чимборасо в Эквадоре (около 1 млн.) (всего на эквадорских языках кечуа говорит более 40% населения этой страны), анкаш в центральном Перу (около 800 тыс.). Кечуа имеет статус официального языка в Боливии и Перу (наряду с испанским). В некоторых районах имеется значительное количество одноязычных носителей кечуа, но больше распространено кечуа-испанское двуязычие (в ряде мест также кечуа-аймара-испанское трехъязычие). Языками кечуа владеют также носители ряда мелких индейских языков.

Кечуа документируется с 16 в., когда была создана письменность на латинской основе. Кечуа является хорошо изученным языком, преподается в школе. Существует орфографический стандарт.

Как было показано в исследованиях Е.И.Царенко и В.С.Пестова, с типологической точки зрения кечуа относится к языкам так называемого алтайского типа: агглютинативная суффиксальная морфология, большое число видовых и совершаемостных категорий, аккузативная конструкция предложения, порядок слов «субъект – объект – предикат», большое число нефинитных зависимых предикаций.

Из кечуа в испанский и далее в другие языки пришло большое количество заимствований, особенно названий растений, животных и др. В русском языке среди них наиболее известные: кока (название вечнозеленого андского кустарника, в листьях которого содержится кокаин и другие алкалоиды), кондор, пума, лама, пампа (травянистая безлесая равнина, степь; отсюда также пампасы), гаучо (южноамериканский пастух). Слово inka на кечуа означает "правитель, представитель правящего рода". Любопытна история английского слова jerky "копченое мясо" – от исп. charqui, которое, в свое очередь, происходит от кечуанского chark"i. От aнгл. jerky обратной деривацией образовался глагол to jerk "коптить мясо".

Энциклопедия "Кругосвет".