Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Индейцы Гуарани: Сущность Древней Земли. Мате, или парагвайский чай: история, мифы индейцев гуарани и способы приготовления

Индейцы Гуарани: Сущность Древней Земли. Мате, или парагвайский чай: история, мифы индейцев гуарани и способы приготовления

Существует около 34 этнических групп, общая численность народа оценивается в 260 тыс. человек, при этом к Гуарани относят большинство парагвайских метисов (до 4 млн).

Родственный народ — Тупи (исп. Tupi) в Бразилии, исторически разница между Тупи и Гуарани невелика, восприятие их как 2-х отдельных племен связано с колонизацией территории тупи-гуарани разными странами — Португалией и Испанией.

До прихода европейцев индейцы Гуарани называли себя «Ava » («Люди»), это название до сих пор принадлежит одной из групп - Ava Guarani. Термин «гуарани» применялся иезуитскими миссионерами для перешедших в христианство индейцев, чтобы отличить их от «лесных людей» - Caiwa (англ. Guarani-Kaiowa — современная группа индейцев в Бразилии). При том, что всех Гуарани объединяет общая культура, различные племена отличаются друг от друга.

Историческая справка

Поскольку индейцы не владели письменностью, о доколумбовой истории народа можно судить только по устным сказаниям, легендам и мифам. Известно, что уже в III в. до н. э. племена Гуарани представляли собой обособленную группу, заселяющую (исп. Cuenca del Plata).

К приходу европейцев народность насчитывала около 400 тыс. человек. Племенные группы, объединенные одним диалектом, составляли общины. Типичная деревня представляла собой нескольких длинных домов на 10-15 семей. Индейцы занимались земледелием, охотой, рыболовством и ремеслами. Из ремесел было распространено гончарное, ткачество и резьба по дереву. Основу питания индейцев составляли дичь, батат, маис, маниок, бобы, арахис и мед. Распределение провизии в каждой деревне производилось вождем-касиком и Советом старейшин. Религией Гуарани, как и у других индейцев Америки, был политеистический (многобожный) анимизм (вера в души и духов) с ярко выраженным почитанием предков.

Контакт с европейцами

Первая встреча с европейцами состоялась в 1537 г., когда конкистадор Гонсало де Мендоза (исп. Gonzalo de Mendoza) пересек территорию Парагвая и основал город (исп. Asuncion), ставший административным колониальным центром Испании в XVI-XVIII в., а затем - столицей Парагвая.

Племена Гуарани стали одними из первых, с кем в Новом Свете столкнулись завоеватели, прибывшие из-за океана почти 5 столетий назад. На тот момент Гуарани являлись доминирующей нацией в Парагвае, Боливии, в южной части Бразилии и северной Аргентине. После завоевания этих земель европейскими колонизаторами, этому народу не удалось избежать судьбы североамериканских индейцев: у них отняли принадлежавшие им земли, загнали в резервации, на столетия лишив права на национальное самоопределение.

Иезуитские миссии

Иезуиты впервые появились в регионе в 1585 г., и к 1608 г., своими протестами против порабощения индейцев они добились, чтобы король Филипп III разрешил Ордену колонизировать индейские территории и обращать исконных жителей в христианство.

В результате, Гуарани с территории Бразилии, где процветала работорговля, начали перемещаться ближе к иезуитским миссиям в поисках защиты от организованных банд торговцев живым товаром.

Первая иезуитская миссия «Loreto», была основана в 1610 г. Поток переселенцев на расчищаемые земли в юго-восточных областях Парагвая был столь велик, что вскоре население 12-ти новых миссий достигало 40 тыс. человек. Иезуиты управляли индейцами через вождей (Касиков). Однако, никакие королевские распоряжения не останавливали отряды работорговцев, обуреваемых жаждой наживы. В итоге, после ряда штурмов к 1638 г. большинство миссий было разрушено, и более 60 тыс. индейцев оказались на рынках и . Тогда же иезуитам удалось добиться от папы римского Урбана VIII (лат. Urbanus PP. VIII) Указа, запрещающего обращения в рабство индейцев из миссий, а от испанского короля Филиппа IV (исп. Felipe IV) - разрешения снабжать огнестрельным оружием Гуарани, принявших христианство.

После нескольких стычек банд работорговцев с вооруженными индейцами в 1641 г., натиск на миссии прекратился почти на 10 лет. Ко времени своего максимального процветания в первой половине XVIII в, миссии охранялись хорошо обученными и вооруженными отрядами Гуарани, насчитывающими до 7 тыс. человек. Между тем, сосуществование иезуитов с индейцами не всегда было мирным, многие вожди боролись против «пришельцев», а большое восстание Гуарани 1628 г. было подавлено с помощью испанских войск.

В 1732 г. 30 редукций региона Гуарани насчитывали 142 тыс. обращенных в христианство туземцев; общее число индейцев, находившихся под контролем иезуитов, доходило до 300 тыс. Помимо земледелия и скотоводства, они занимались разнообразными ремеслами, включая изготовление оружия, пороха, ювелирных изделий и музыкальных инструментов.

Индейцы Гуарани отличаются от других южноамериканских племен более агрессивным нравом, они часто враждовали между собой. Причем, кровопролитные конфликты между различными группировками возникали буквально на пустом месте, чаще всего из-за твердого убеждения индейцев, что никакое происшествие не бывает случайным. Они рассуждали примерно так: «Если во время охоты меня ударила упавшая ветка, значит, кто-то навел на меня порчу, поэтому я должен убить его и всю его родню ».

Ученые предполагают, что индейцы, погрязшие в циклах «месть за месть», возможно, совсем бы истребили друг друга, если б не пришедшие из Европы миссионеры.

Не исключено, что проповеди инородцев о том, что Бог всегда против братоубийственных войн, оказались для индейцев решающим фактором.

После ухода иезуитов

В 1768 г. иезуиты были изгнаны из испанских владений, и миссии перешли к другим орденам, прежде всего к францисканцам. Многие Гуарани получили собственные земельные наделы. Часть ремесленников переехали в города, где они могли больше зарабатывать. В результате плохого управления миссии пришли в упадок, и большинство индейцев вернулось в деревни. Поголовье скота сошло на нет, земли и хозяйство пришли в упадок. Период революций и борьбы за независимость довершил разрушение хозяйств, и к 1814 г. в миссиях осталось менее 8 тыс. Гуарани.

В сражениях на стороне аргентинских войск (исп. Manuel de Belgrano) участвовал отряд индейцев из 2,5 тыс. человек под командованием Андре Гуажирари (исп. Andre Guazhirari), представителя народа Гуарани по прозвищу «Андресильо», который получил от (исп. José Gervasio Artigas) звание «генерал-капитан миссий». В 1811 г. Гуажирари был назначен губернатором провинции Гранд-Мисьонес (исп. Gran Misiones), в которую вошла вся территория бывшего «государства иезуитов». Губернатор Гуарани проводил земельную реформу и освобождал рабов; к 1817 г. войска Андресильо фактически создали «государство Гуарани», на земли которого впоследствии претендовало несколько молодых стран.

В 1817 г. редукции (поселения индейцев в Парагвае, находившиеся под управлением Иезуитского ордена) были лишены особого статуса диктатором Парагвая, Хосе де Франсия (исп. Dr. Jose Gaspar de Francia), для «уравнивания прав всех граждан страны». Причем, Франсия принял в качестве песню «Tetã Purahei» на языке Гуарани.

Карлос Антонио Лопес (исп. Carlos Antonio Lopez; президент Парагвая с 1844 по 1862 гг.) пытался искоренить культуру индейцев, максимально ассимилировав их в парагвайское общество. Диктатор запретил книгопечатание на языке Гуарани и издал указ о замене всех индейских имен и фамилий — на испанские. При его сыне, (исп. Francisco Solano Lopez), сменившем отца на посту президента в 1862 г., и особенно во время (1864-1870), принадлежность к Гуарани стала рассматриваться как объединяющий патриотический фактор: издавались газеты и публиковалась патриотическая поэзия на языке этого народа. Война, в которой погибло большинство населения Парагвая, не обошла и индейские племена. Еще одним следствием войны была аннексия территорий Гуарани Бразилией и Аргентиной.

Некогда они занимали здесь солидную лесную территорию, на которой вели охоту, занимались земледелием и собирательством. По мере расширения Сан-Паулу, городские власти постепенно вытесняли индейцев с их земли, при том, что индейцы очень болезненно реагируют на попрание их свобод. Например, одно из племен предъявило властям ультиматум: если посягательства на землю не прекратятся, все племя осуществит коллективное самоубийство. Поняв, что индейцы слов на ветер не бросают, власти отступили.

В конце XX в. стало проблематичным впрямую атаковать коренное население, и городские власти перевели часть окрестных земель в статус Национального парка, таким способом отрезав у индейцев большую часть территории. Следующая атака была проведена несколько лет назад, когда городское дорожное управление решило проложить автостраду через землю индейцев, тем самым разрезав их владения пополам. В итоге, в распоряжении Гуарани осталась узкая полоска земли, зажатая между Национальным парком и автотрассой.

Часть земель город выделил под строительство элитного поселка для представителей правящего класса, считающих, что резервации индейцев – это мусорные свалки, которые следует искоренить.

Конфликт индейцев Гуарани с властными структурами большинства стран предопределен их идеологией, их образом жизни и традициями.

Основной лейтмотив игнорирования властями индейцев: чему могут цивилизованное общество научить люди, живущие на помойке? Подобный подход, который насаждается среди населения Бразилии, позволяет игнорировать требования индейцев, предъявляющих права на свои исконные территории.

Для индейцев свобода – абсолют, любое действие рассматривается сквозь призму этого понятия. «Мы видим мир свободным для всего живого », — жизненная позиция Гуарани. Когда португальцы колонизировали Бразилию, их попытки превратить индейцев в рабов оказались безрезультатными, те саботировали любые работы, доводя себя до голодной смерти. Колонизаторы вынуждены были завозить рабов из Африки.

Все действия колонизаторов, сгоняющих индейцев с их исконных земель, а затем пренебрежительное отношение бразильских властей, привели к тому, что за 5 столетий между сторонами так и не возникло диалога. Индейцы до сих пор не считают, что их земли были оккупированы.

В 2002 г. было официально признано, что весь город Сан-Паулу, в котором индейцам не нашлось места, построен на исконно индейских землях.

Отстаивая свои права, индейцы готовы к диалогу, противостояние никогда не входило в планы Гуарани. Даже в отношении людей, преступивших индейские нормы и правила, главенствует принцип «прежде, чем кого-то осуждать, выслушай ». Индейцы и готовы терпеливо слушать человека до тех пор, пока тому есть что сказать.

Гуарани в первую очередь важно согласие с собой, опирающееся на многовековой уклад жизни и те правила, которые передаются вождями из поколения в поколение.

«Для белого человека земля – это власть; для нас земля – это жизнь».

Жизненный уклад

Смешавшие в себе языческие традиции с католическими догматами, эти люди не похожи на другие латиноамериканские племена индейцев. Многие обитатели поселков до сих пор предпочитают жить в строгой изоляции, максимально ограничивая контакты с внешним миром, пытаясь уберечь свой тысячелетний уклад жизни. И все же цивилизация неотвратимо просачивается в их обособленные сообщества. Так, индейцы, прежде отвергавшие всякую одежду, считая наготу естественным явлением, теперь немного прикрываются: мужчины ходят в шортах, а женщины заворачиваются в куски тканей, типа сари индианок.

Индейцы живут очень бедно, в своих традиционных хижинах. Разводят домашних животных, охотятся, ловят рыбу, выращивают мате, арбузы, ананасы, кукурузу и различные корнеплоды.

Интересно, что в большинстве деревень есть настоящие футбольные поля. Удивительно, с какой тщательностью аборигены ухаживают за «футбольным покрытием», каждое утро подстригая его мачете, отвоевывая поле у всепоглощающих джунглей.

Индейцы уже без страха относятся к современной медицине, были даже случаи, когда они добровольно обращались в местные больницы по поводу удаления аппендицита.

У некоторых Гуарани есть машины или мотоциклы, на которых они ездят в город на заработки. Почти в каждой индейской хижине с земляным полом и убогой обстановкой стоит телевизор, по которому идут нескончаемые мексиканские сериалы.

В племенах сохраняются незыблемыми брачные традиции: жениться Гуарани положено рано (в 13-15 лет); отец сам выбирает сыну жену; жениться на чужаках нельзя – исключат из племени; чем больше в семье детей, тем лучше.

Гостей индейцы не очень жалуют, но попадающих в деревню людей они «считывают», решая, может ли человек быть вхожим в их сообщество. Во время беседы вожди наблюдают за чужаком: за манерой поведения и разговора, мимикой, языком тела. Дальнейшее общение происходит лишь в том случае, если гостя «приняли».

В молельном доме поселка – строении, где проходит большинство обрядов и собраний индейцев – решаются проблемы общины, происходит урегулирование конфликтов между семьями и внутри семей, которые здесь являются заботой вождя.

После знакомства принято преподнести в дар вождю табак, и, если дар принят, посетитель может общаться с индейцами, знакомиться с их бытом, задавать интересующие вопросы. Это на первый взгляд легкое испытание удается преодолеть единицам.

Наступление цивилизации

Эти уникальные люди, живущие в южноамериканских джунглях, умудрились не потерять свои древние традиции и заложенный предками жизненный уклад под бешеным натиском цивилизации, которая около 50 лет назад вторглась на их территорию.

К сожалению, современный мир безжалостно уничтожает привычный образ жизни коренных индейцев. В 1970-х гг. на континенте начались масштабные работы по добыче нефти и вырубка лесов, а также в целях развития региона властями ведется строительство дорог через сельву. В 80-е гг. нефтяной бум достиг земель Гуарани, теперь им приходится бороться с вторжением цивилизации и защищать свои земли.

Сейчас на исконной территории индейцев действуют 7 нефтедобывающих компаний, которые пагубно влияют на окружающую природу, загрязняя крупные реки, текущие через Сельву.

Как известно, леса и реки испокон веков являются основным источником пропитания индейцев. Вырубка лесов вдоль рек и деятельность нефтяных компаний становится огромной проблемой для племен, живущих обособленно. Чтобы прокормить семьи, мужчины занимаются охотой, однако, из-за вырубки зарослей животные уходят все дальше вглубь Сельвы, и охотиться становится все сложнее.

По данным организации «Survival International», которая защищает коренные народы в разных странах, только в Бразилии Гуарани раньше принадлежали минимум 350 тыс. км² территории (нынешний штат Mato Grosso do Sul). Сейчас в 7-и бразильских штатах проживают около 46 тыс. представителей народности.

Только в 1988 г. бразильское правительство согласилось вернуть коренному народу часть государственной территории, однако, до сих пор не завершено разграничение земель. Сами Гуарани считают, что их исконные земли были незаконно присвоены властями нескольких государств.

В марте 2010 г. «Survival International» представила в ООН доклад о бедственном положении индейцев в Мату-Гросу-ду-Сул. В документе отмечались крайняя нищета индейцев, в которой они живут, скудное питание и дискриминация со стороны властей. Особое внимание обращалось на негативные последствия для индейцев растущего спроса на биотопливо. Большая часть земельных угодий, принадлежащих Гуарани, сейчас занята посевами сахарного тростника и сои, служащих сырьем для получения этанола.

Бразилия занимает II место в мире после США по выпуску этанола, а также является лидером по поставкам биотоплива на зарубежные рынки. С конца 2010 г. компания «Shell» работает в этой стране совместно с местным производителем сахара «Cosan», который также является крупнейшим мировым производителем этанола.

Так как большая часть посевов сахарного тростника расположена на землях Гуарани, многие индейцы вынуждены гнуть спину на плантациях за грошовые заработки.

6 сентября 2010 г. на сайте «Survival International» было опубликовано письмо Гуарани к руководству «Shell». Индейцы считают, что компания должна прекратить работу на принадлежащих им землях; они пожаловались, что химикаты, которые применяются на полях сахарного тростника, наносят вред здоровью людей и животных, отравляют рыбу и губят лекарственные растения.

Гуарани также заявляют, что ни «Shell», ни «Cosan», ни власти Бразилии не спрашивали у них разрешения, чтобы размещать посевы сахарного тростника на землях предков.

В феврале 2010 г., несмотря на протесты экологов и коренных жителей , власти Бразилии разрешили строительство на Амазонке ГЭС «Belo Monte», которая, судя по проекту, должна стать 3-ей в мире электростанцией по величине. Однако в ходе строительства сооружения окажутся затопленными около 500 км² прибрежных территорий.

В апреле индейцы Амазонии пригрозили войной против «белых», если начнется строительство ГЭС.

Несмотря на уверения властей о соблюдении всех экологических норм в ходе строительства, экологи убеждены в том, что «Белу-монте», может привести к разрушению местной флоры и поставить под вопрос выживание племен Гуарани. В сентябре 2011 г. Федеральный суд Бразилии постановил остановить строительство ГЭС, мотивировав свое решение тем, что гидростанция помешает рыболовному промыслу аборигенов Амазонии. Тем не менее, в августе 2012 г. Верховный суд Бразилии вынес решение о продолжении строительства дамбы в Амазонской Сельве. Первая очередь гидротехнического сооружения «Белу-монте» была торжественно введена в эксплуатацию 5 мая 2016 г. в присутствии (порт. Dilma Vana Rousseff; президент Бразилии с 1 января 2011 г. по 31 августа 2016 г).

История «парагвайского чая»

Именно Гуарани подарили миру зеленый чай Мате , который в глубокой древности пили их предки. Наверняка, многие слышали о чудодейственном настое южноамериканских индейцев, но мало кому известно, где и как зародилась традиция приготовления напитка.

Раньше Йерба Mате (Yerba Mate) было дикорастущим деревом, из высохших листьев которого индейцы готовили особый настой. Широкое употребление Мате индейцами было вызвано целым спектром целебных свойств напитка, способствующих повышению иммунитета, укреплению нервной системы, замедлению старения организма. К тому же Мате хорошо утоляет чувство голода. Гуарани воспринимают Мате не только как настой, помогающий людям поддерживать организм в тонусе, не причиняя вреда, но и как символ дружбы, как традицию, объединяющую людей. Индейские легенды гласят, что Yerba Mate Гуарани получили в дар от Яри (Jari) – могущественной богини Луны.

Вероятно, европейцев с Yerba Mate познакомили Гуарани, ведь самые ранние упоминания о напитке в их культуре датируются 1536 г. Очень сомнительно, что испанские конкистадоры самостоятельно обнаружили это растение и догадались о его чудодейственных свойствах. Согласно хроникам колонизации Южной Америки, испанцы сразу стали употреблять Мате, потому что настой помогал избежать цинги – страшной болезни, поражавшей многих мореплавателей и путешественников. Также завоеватели заметили, что местные индейцы, употреблявшие этот напиток, приобретали необыкновенную физическую выносливость.

Сами Гуарани редко употребляли листья в виде напитка, в основном они пережевывали свежие листья Yerba Mate, как жители горных районов и Боливии жуют листья коки. Известно, что некоторые группы Гуарани применяли растение в медицинских целях и в магических обрядах. В местностях, откуда происходит Yerba Mate, растение известно под несколькими именами: его называют «ка’a — трава бога Тупа», «парагвайской травой», «парагвайским чаем», «иезуитским чаем», «травой Святого Томаса» и «травой дьявола». Но самым распространенным стал вариант «йерба-мате» или просто «йерба».

В середине XIX в. французский путешественник, географ и натуралист Александр Бонплан (фр. Alexandre Bonpland) впервые начал проводить научные исследования свойств «Yerba Mate», развитие которых потребовало в начале XX в. засеять плантации кустарника в аргентинской провинции Мисьонес (исп. Misiones). С того времени началось производство Мате, которое в наши дни достигло высокого уровня. Сегодня миллионы людей на всех континентах вместо традиционных чая и кофе ежедневно употребляют целебный настой индейцев.

Ускользающие в вечность

Они пережили и Ацтеков , но не смогут долго продержаться и пережить прессинг современного мира, который, «желая добра», несет индейцам плоды прогресса, неотвратимо убивающие самобытность этих людей.

Культура индейцев постепенно умирает. Молодые Гуарани все чаще отправляются на заработки в другие страны и редко вспоминают о своем далеком доме. Редкие энтузиасты стараются записать легенды и мифы этого уникального народа, запечатлеть их рисунки и орнаменты. К сожалению, через несколько десятков лет об исконных южноамериканских племенах, канувших в вечность, наши потомки смогут прочитать только в книгах. Увы, древние народы вымирают, забирая мудрость предков и сам дух старозаветной земли, и Гуарани — не исключение.

Любопытные факты

  • Гуарани всегда хорошо знали флору своих земель, на сегодняшний день их язык является 3-им (после греческого и латинского) этимологическим источником для ботанических названий.
  • Парагвайский Гуарани является одним из 2-х официальных языков страны, при этом им владеют почти 90% населения Парагвая неиндейского происхождения — исключительное явление для языка американских индейцев.
  • Видимо, чувствуя свою «вину» перед коренными индейцами, аргентинское правительство всячески демонстрирует им уважение. Например, единственные в мире люди, для которых вход в Национальный парк с сделан бесплатным, это индейцы Гуарани.
  • Сегодня на Гуарани ведется преподавание в школах, а в 2009 г. в Боливии открылся Университет с преподаванием на этом языке.
  • Ситуация, которая разыгралась в Бразилии, один к одному напомнила сюжет научно-фантастического фильма «Аватар» (англ. Avatar; 2009 г). По признанию Джеймса Кэмерона, на создание фильма его вдохновила борьба бразильских аборигенов за свои права. В «Аватаре» рассказывается о войне между представителями расы На’ви, живущей на планете Пандора, и землянами. Люди стремятся выселить На’ви с их планеты ради полезных ископаемых.
  • 12 апреля 2010 г. Джеймс Кэмерон принял участие в демонстрации против строительства ГЭС «Belo Monte». 20 апреля 2010 г. активисты «Гринпис» выразили свой протест против строительства плотины, насыпав перед зданием Национального Агентства по электроэнергетике 3-тонную кучу перегноя.
  • Как и во времена первых конкистадоров, современные Гуарани готовы выменять любой трофей на яркую мелочевку: зеркальца, ножницы, бусы. Если в руках молодого человека девушки увидят яркую бижутерию, то он сразу же становится «первым парнем на деревне», и «сердцеедом».
  • Гуарани до сих пор пользуются не традиционным календарем, а своим — лунным. Строго по этому календарю индейцы определяют время посева и уборки урожая, сезон рыбалки и охоты. Одно из любопытнейших свойств индейского лунного календаря – с его помощью молодые пары планируют пол ребенка, причем, с вероятностью 100%.
  • Г. считают, что не только живые существа, но и каждый предмет имеет душу, исключение составляют лишь деньги. Индейцы уверены, что деньги провоцируют людей на грязные поступки.
  • В поселках индейцев много собак, но люди не считают их своей собственностью, не владеют ими — они «позволяют собакам жить рядом с собой», ухаживая за ними и делясь пищей.
  • Рыбалка считается исконно женским занятием. Для ловли рыбы используется сок из листьев ядовитого растения «babasko», который смешивают с глиной. Полученным «зельем» травят рыбу и собирают ее в сети, сплетенные из растительных волокон и листьев пальмы. Для охоты Гуарани используют специальный яд кураре, получаемый из некоторых видов лиан.
  • Несколько тысяч лет назад среди индейцев был распространен ритуальный каннибализм, с приходом миссионеров-католиков Гуарани полностью отказались от него.
  • Отстраненность — яркая черта индейского характера, которая еще ярче проявляется в отношении к усопшим: когда человек умирает, вместе с ним хоронят и его вещи, «чтобы у умершего не было повода возвращаться». По убеждению индейцев, нельзя быть привязанным к покойному, необходимо отпустить его, примирившись и отстранившись.
  • Иногда для того, чтобы излечиться от тоски по умершему человеку, индейцы переселяются в другие поселки.
  • Некоторые мужчины Гуарани любят выпить, а так как усваиваемость алкоголя у индейцев плохая, они быстро хмелеют и медленно трезвеют.
  • Самым известным представителем народа Гуарани является Хосе Луис Чилаверт (исп. Jose Luis Felix Chilavert Gonzalez), знаменитый в прошлом вратарь сборной Парагвая по футболу.
  • «Чтобы напоминать о себе, нам пришлось выучить язык завоевателей », – говорит вождь племени Гуарани.
  • «У нас не бывает долгосрочных планов. Планы появляются, как только мы просыпаемся утром ».
  • В эпоху колониализма в Европе мате был известен как «Настой Иезуита», он стоил дороже кофе и чая, на чем и богатели «святые Отцы». Когда Южную Америку захлестнули революции и кровопролитные войны, европейцы на долгое время забыли о Мате, потом уже воспринимали напиток, как экзотику.
  • Культура породила свои особые традиции питья Мате. Согласно народным традициям, по способу приготовления напитка, можно судить о настроении самого матеро (исп. Matero – мастер по приготовлению напитка) или о его отношении к гостю.
  • Существует своеобразный «язык Мате», например: горький мате – равнодушие; сладкий мате – дружба; холодный мате — презрение, равнодушие; мате с грейпфрутом – неприязнь; мате с карамелью — меня печалит твоя грусть; мате с медом – женитьба; мате с омбу – гостя хотят выпроводить.
  • Согласно представлениям Гуарани, у йербы есть душа, ведь, как гласят мифы, растение когда-то было девушкой. Индейцы говорят: «Йерба мате – это сущность, душа всех Гуарани. А Гуарани – это сущность земли, на которой растет Йерба ».

За каждый Ваш репост - огромное Спасибо! Gracias!

Гуарани – это южная ветвь народов тупи-гуарани. Большая их часть в данный момент проживает в Парагвае, где они насчитывали около 30 тысяч человек, согласно переписи населения 1987 года. Также значительное их количество живет в Аргентине и Бразилии. Словом, там, где распространено употребление мате. Согласно переписи населения 2005 года, общая численность гуарани (где бы они ни проживали), составляет около 95 тысяч человек. Этнологи относят их к американской расе большой монголоидной расы. Язык их, также как и народ, зовется гуарани, правда иногда его также именуют лингва-жерал, хотя это и не совсем верно, так как лингва-жерал был создан иезуитами на основе языка гуарани со значительным количеством слов романского и африканского происхождения, и эти два языка отличаются друг от друга.

Так как с момента испанского завоевания, конкисты, прошло много веков, многие из народа гуарани с рождения говорят на испанском, хотя, конечно же, и знают свой язык, который в Парагвае является государственным, наряду с испанским. По оценкам специалистов, на языке гуарани в общей сложности говорят от 5 до 12 миллионов человек (сюда входят люди, потомки смешанных браков).

Самоназвание гуарани – это «ава», что означает «человек». Остальные люди – это «не человеки», что иногда встречается и в самоназваниях других народов.

Испанцы не сразу пришли к единому мнению о том, как же следует называть этот народ. Так, пришедшие на смену самоназванию «ава» имена «кариос», «чандулес», «чандрис» и «ландулес» не прижились. Конечным оказался известный теперь нам термин «гуарани», который, скорее всего, возник от боевого клича индейцев: «гуарани», либо же от их слова «гуарини», что переводилось как «война». Отсюда следует, что испанцы считали гуарани в первую очередь воинами, и за ними закрепилось конечное название, которое теперь мы можем расшифровать как «человек войны».

Гуарани жили обособленными кланами, селясь на краю лесов и по берегам рек. Их существование было достаточно примитивным: земледелие было простейшим, из культур они предпочитали маниоку и маис. Так как этого было явно недостаточно, а в наличии не всегда были убитые враги, которых можно было съесть, они также занимались рыбной ловлей, охотой, используя огромный лук, который из-за его веса приходилось втыкать в землю. Удельная мощность его была такова, что снаряды – специально обожженные глиняные шарики величиной с орех («бодоги») с 30 метров попадая в жертву, проламывали кость (об этом писал Поль Лафарг в своей «Истории социализма»). Про дичь в виде птиц говорить не приходилось: у них просто не было шансов на выживание. Но и этим гуарани, конечно же, не ограничивались. В своих селениях они разводили попугаев, уток, кур, свиней, собак и другую живность.

Исходя из вышеизложенного становится понятно, что хотя гуарани пили мате, и он занимал в их жизни важную нишу, питание этого народа одной лишь йербой отнюдь не ограничивалось. То есть, перефразируя русскую пословицу, скажем, что жили они «не мате единым».

Местная религия, насчитывавшая множество богов, была сломлена мощным духом миссионерства, в связи с чем, все они, практически поголовно, являются католиками. Но кое-где все-таки можно встретить обособленные племена, живущие вне цивилизации. Их образ жизни вполне соответствует тому, как жили их далекие предки, еще до прихода испанцев. А жили они так: не носили практически никакой одежды (лишь женщинам полагалась подобие треугольной набедренной повязки), охотились, пили йербу, слушали своих шаманов и «растворялись» в природе. Растворялись они не посредством питья мате. Не будем рисовать гуарани добрыми плюшевыми индейцами. Они так же, как и другие племена, употребляли галлюциногенные грибы, растения, и с их помощью «говорили с духами».

Этническая общность гуарани была сформирована примерно во втором тысячелетии до нашей эры, южнее великой реки Амазонки. Перед приходом конкистадоров, в 16 веке, гуарани проживали на территории современного Парагвая, однако в ходе многовековых миграций, происходивших, главным образом, за счет того, что племена сражались с завоевателями, гуарани отходили на новые территории. Но не только это заставляло их идти вперед. Одной из причин было их «кочевое» мировоззрение. Таким образом племена тупи-гуарани прошли далеко на запад, обосновавшись даже в Боливийских Андах.

Интересным является тот факт, что гуарани шли тем же путем, что и Паи Суме, их легендарный белый бородатый бог, и герой национального эпоса, который научил их земледелию и медицине. Именем «Паи» гуарани в будущем будут называть всех святых отцов – иезуитов, и в современном португальском языке слово «паи» (pai) – переводится как отец. Правда, подразумевается, что это слово произошло от латинского «pater».

Слово «Паи» входило в состав еще одного очень важного понятия для гуарани: «Паитити» (Paititi), – так они называли место «без зла», расположенного где-то к востоку от Куско. И эта земля не была для них мифом. Это было реальное место, к которому они стремились всю свою историю. Считается, что, возможно, «паитити», переводится как «земля белого паи». Именно эта земля считалась мистической целью всей их миграции, и где-то там жил Паи Суме. Место, которое конкистадоры будут искать как вместилище золота, а святые отцы как рай на земле. В 16 веке в представлениях гуарани Суме трансформировался в Святого апостола Томаса (в православии он известен как Фома), и индейцы уже будут показывать дорогу, расположенную в 200 милях в глубине страны, где на скале отпечатались следы апостола… Эта дорога идет с Атлантического побережья, в юго-восточном направлении, длиной около 3000 миль.

Святой Томас (Фома) глубоко запал в мировоззрение гуарани, иначе не сохранился бы текст, перевод которого приводит В. Е. Резниченко в своей статье «Зеленая кровь «Южного конуса», опубликованной в 2006 году в журнале Института Латинской Америки Российской академии наук (ИЛА РАН). В ней прослеживается версия возникновения мате от апостола Томаса:

Но Фома спешит в дорогу:

По велению Христа, -

говорит он, – я другие

должен посетить места.

А, прощаясь, вам на память

я хочу в подарок дать

парагвайский чай – да будет

с вами Божья благодать!

Молвив так, он входит в реку,

блещущую, как хрусталь,

и она святого к морю

в дальнюю уносит даль.

Плачут о его уходе

бедные гуарани,

и вернуть Фому обратно

просят Господа они

Но мы же вернемся именно к Паи Суме, то есть к тому моменту, пока он не стал апостолом Томасом, и понятию «паитити». В конце концов, гуарани, спустя много веков своей миграции, достигли «паитити», и встретились с землей их белого бога. Это были белые люди (испанцы), однако это не принесло народу гуарани счастья.

Сохранилась молитва к Паи Суме, которую еще помнят шаманы из Бразилии:

Ты, сторож нашей родины, защитник наших земель

Очисти нас от скверны и защити от злых существ!

Присмотри за нашими лесами, горами, реками и водопадами (Паи Суме)

Охрани наш народ от врагов и эксплуататоров, о, великий (Паи)

Пусть твое благословение, что исходит из обители бога Тупа,

Распространится на все, куда ступит моя нога!

Наш отец!

Помимо всевозможных богов, гуарани «знали» еще множество духов, с которыми они «поддерживали» связь. Одними из самых известных, имеющих непосредственное отношение к мате являются Ка’а йари’и, который, или, как наверное правильно будет сказать, которая (так как этот дух красивая женщина) не допустит того, чтобы злые люди преждевременно и безответственно обрывали листья с дерева, дарующего народу гуарани «божественный напиток». Такого человека ждет кара.

И второй дух, это Каагуй Пора, который будет следить за тем, чтобы деревья не рубили, нанося вред лесу.

Вот, пожалуй, и все. Стоит только упомянуть о том, что народа гуарани не было бы вовсе, если бы не всемогущий бог-творец Тупа, который создал все на этой земле, да этим и ограничился, предоставив гуарани другим более мелким богам. Думается, что и название тупи-гуарани – это в чем-то дань великому богу.

Гуарани никогда не имели своего собственного государства, в отличие от инков-кечуа, численность которых сейчас составляет порядка 25 миллионов. Они проживают на территории современного Перу, Боливии, Эквадора, на северо-западе Аргентины, а также на севере Чили. Союз племен в далеком 1438 году привел к созданию империи Инков (Тауантинсуйу). В это время была создана высокая культура, которая, к сожалению, была растоптана сапогом испанского солдата под крики Viva Espana!

Ньяндева, чиригуано, симба

К приходу европейцев гуарани насчитывали около 400 тыс. человек и были, в основном, оседлыми земледельцами, сочетавшими подсечно-огневое земледелие с охотой и рыболовством. Типичная деревня состояла из нескольких длинных общинных домов на 10-15 семей, общины составляли племенные группы, объединённые одним диалектом. Основу питания составляли маниок , маис , батат, бобы, арахис, дичь и мёд. Из ремёсел было распространено гончарное, ткачество и резьба по дереву. Распределение продуктов в каждой деревне производилось выборным вождем-касиком и советом старейшин. Гуарани хорошо знали флору своих земель, и на сегодняшний день язык гуарани является третьим, после греческого и латинского, этимологическим источником для ботанических названий .

Религией гуарани, как и у других индейцев Америки, был политеистический анимизм с почитанием предков . Бытовало представление о Земле без зла (гуар. Yvy marâne"ÿ ) - под этим подразумевалась не жизнь после смерти, а бессмертие при жизни; предполагается, что миграции гуарани могли быть связаны с поисками такой земли. По отчётам иезуита Мартина Добрицхоффера , в прошлом имелась ограниченная практика каннибализма , возможно, как часть ритуала похорон. Мифы и сказания, составляющие мифологию гуарани до сих пор популярны в сельских районах Парагвая. Особую важность в мифологии гуарани имеют водопады Игуасу .

Встреча с европейцами [ | ]

Первый контакт гуарани с европейцами состоялся в 1537 году, когда конкистадор (англ. Gonzalo de Mendoza ) пересёк «территорию Парагвай» и основал Асунсьон , ставший административным колониальным центром Испании в XVI-XVIII веках, а затем - столицей Парагвая.

Об индейцах района Асунсьона сохранились отзывы, как о заметно более дружелюбных по сравнению с индейцами района Буэнос-Айреса.

Первый губернатор испанской территории Гуайра , основанной на части земель населённых гуарани, ввёл практику обращения индейцев в рабство . Параллельно с этим испанцы вступали в сожительство с женщинами гуарани.

Иезуитские миссии [ | ]

В то же время взаимодействие иезуитов с индейцами-гуарани не было абсолютно мирным, многие вожди боролись против пришельцев, а большое восстание гуарани 1628 года было подавлено с помощью испанских войск .

После изгнания иезуитов [ | ]

В 1768 году иезуиты были изгнаны из испанских владений , и миссии-редукции перешли к другим орденам, прежде всего к францисканцам . Многие гуарани получили индивидуальные земельные наделы. Часть ремесленников, освободившись от контроля иезуитов, переехала в города, где они могли больше зарабатывать.

В результате плохого управления миссии пришли в упадок и большинство индейцев вернулось в деревни. По переписи 1801 года в миссиях проживало 45 тысяч гуарани. Поголовье скота сошло на нет, земли и хозяйство находились в плачевном состоянии. Период революций и борьбы за независимость довершил разрушение хозяйств миссий, и к 1814 году в миссиях осталось 8 тысяч гуарани.

После того, как отряд гуарани в две с половиной тысячи человек под командованием индейца Андрес Гуасурари (исп.) по прозвищу Андресильо участвовал в походах и сражениях на стороне аргентинских войск Бельграно , Андресильо получил от Артигаса звание «генерал-капитана миссий» . В 1811 году Аргентина назначила Андре Гуажирари губернатором провинции Гранд-Мисьонес , в которую вошла вся территория бывшего «государства иезуитов ». Губернатор-гуарани проводил земельную реформу и освобождал рабов. К 1817 году войска Андресильо установили полный контроль над территорией редукций, фактически создав «государство гуарани». В течение некоторого времени на земли Гранд-Мисьонес претендовало несколько новосозданных государств, в то время как провинция фактически была самоуправляемой.

На территории Парагвая редукции были лишены в 1817 году особого статуса диктатором Парагвая

В аргентинском городе Игуасу, помимо мировой достопримечательности - одноимённых водопадов с прилегающим парком, оказывается есть на что посмотреть ещё. Это коренные жителяи этих мест, индейцы Гуарани, и их деревни. Вообще-то Гуарани считаются парагвайским народом. В Парагвае и второй главный язык - гуарани, и деньги - гуарани, и много населения - гуарани и смесь с гуарани. Однако индейцы эти живут и в Аргентине и в Бразилии. Посмотреть на их жизнь очень просто. Практически в городе, неподалёку от торгового центра Punto Iguazu есть их деревня. Называется "Индейская община Ириапу". Индейцев частенько можно увидеть и в городе, определить что это они, очень просто - они похожи на бомжей. В деревню Гуарани можно сходить платно, и получить в довесок унылейшую экскурсию с местным представителем племени по близлежащему лесу. Но можно сходить бесплатно и посмотреть на их жизнь. С дороги платный вход отмечен красивой табличкой:

Пройдя несколько метров, турист видит кассу и "рекомендации". Я переведу их дословно. *Не бросать мусор, *Не курить, *Поставить мобильные на беззвучный режим, *Запрещено фотографировать без разрешения, *Не ломать ветви деревьев. Спасибо. Запомните эти пункты, мы будем возвращаться к ним


Если турист попал через платный вход, на кассе его заставят оплатить визит, и приставят местного гида. Гид будет водить вас по лесу и показывать деревья, кустарники, макеты капканов и прочую лабуду. Я думаю вы уже поняли, что при таких вводных данных: платный вход, запрет на всё и экскурсия в лес, идти в это чудное местечко нет никакого смысла.


Поэтому для того, чтобы посмотреть настоящую жизнь современных индейцев, нужно идти, вернее ехать другим путём. Въезжать нужно через другой вход. Он никак не отмечен, просто нужно свернуть направо за 100 метров до платного входа. Проезжаем через луга и поля...


И оказываемся в индейской деревне


Индейцы живут грязно и очень бедно. Давайте осмотрим главную площадь посёлка, местных и их жизнь.


Большинство из них не говорит по-испански.


Да и вообще гуарани считают эту землю истинно своей, а аргентинцев - захватчиками, которые "ладно, так и быть уж, пусть живут"... Чувствуя свою "вину" перед индейцами, аргентинское правительство всячески им помогает и демонстрирует уважение. Например для индейцев гуарани, для единственных в мире, сделан бесплатный вход в парк с водопадами.




Все их брачные традиции не лучше остальных диких брачных традиций других древних народов: жену сыну выбирает отец; женится индейцам гуарани положено рано, в 13-15 лет, чем больше нарожают, тем лучше; женится на чужаках нельзя, иначе не примут обратно в племя. И знаете, всё тоже самое у русских староверов , которые живут в разных странах Южной Америки


Некоторые индейцы, которые пообразованней, и знают испанский, подрабатывают гидами. Например этот тоже проводит небольшие экскурсии за 100 песо.


Главная гордость, которая должна сразить наповал туристов (особенно русских) - этот плуг. Вот наш гид демонстрирует, как им пашут землю.

Ещё есть телега - тоже предмет особой гордости


Туристы в эту деревню захаживают, в отличие от деревни Мака в Парагвае, которой не повезло расположиться вдалеке от туристических троп. А сюда захаживают частенько. Поэтому индейцы вяло приторговывают своими подделками.











Посмотрим на индейские жилища.


Пол везде земляной. Бедно - ладно, но везде жуткий срач. Наверняка вы помните предупредительную табличку для туристов при въезде - "не бросать мусор". Наверняка этот срачь устроили туристы


Почти в каждом индейском доме посреди разрухи стоит телевизор, а по нему идут нескончаемые мексиканские сериалы


Электричество индейцы добывают от солнечных батарей: помощь оккупационного аргентинского правительства


И как только бедные гуарани терпят всю эту цивилизацию грязнуль с фотоаппаратами и телефонами, которая окружила их со всех сторон?..







Удивительно, но при такой разрухе, индейцы чем-то таки занимаются: выращивают домашних животных (для еды), очень редко охотятся на безумных зверей, которые заблудились из соседнего заповедника, а также выращивают арбузы, ананасы, кукурузу и всякие корешки типа картошки.


Вот это - ананасы






Кстати, смотрите - пирсинг вполне современный. Кто у кого перенял?...




Наш шофёр (слева), как и многие - многие аргентинцы относится к индейцам с лёгкой степенью неприязни. Он говорит: "Как им не помогай, что для них не делай - не хотят жить как люди"...



У некоторых гуарани есть машины, мотоциклы, и они даже ездят на заработки в город



Вот этот паренёк - тоже гид. Видите, на мотоцикл заработал. Ему кстати 17 лет и он продвинутый - говорит по-испански


Уважаемые визитёры, проход воспрещён, гласит табличка. Не во все места деревни можно ходить. Но если очень надо, то можно


Некоторые мужчины гуарани любят выпить. А усваиваемость алкоголя у них плохая, поэтому они долго ходят пьяными.


Молодёжь играет в игры, которые им принесла цивилизация: футбол, волейбол. Кстати, волейбол очень любят все индейцы - в закрытой парагвайской деревне племени мака , девушки тоже играют в волейбол


Если вы все-таки зайдёте к гуарани с туристического входа, почти ничего из того, что показал вам здесь я, вы не увидите.


Итак, войдя с туристического входа, вы попадётесь в цепкие лапки гидов гуарани, и вам придётся заплатить деньги за вход и экскурсию. Вас будут водить по лесу, показывая различные капканы на животных (недействующие макеты), и различные деревья и кустарники. Смотреть близко на жизнь простых жителей, по словам экскурсоводов-гуарани, нельзя. Это сильно беспокоит жителей, они не любят туристов. Вы увидите шалашик - жилище гуарани (обратите внимание, как чисто, экспонат явно не действующий).


Тропа воинов


Школа, которую построило оккупационное аргентинское правительство для детишек гуарани. Там их учат испанскому языку, и работе гидами.



Гостей проводят даже на экскурсию в "музей". Музей этот настолько жалок, что предназначение его видимо не столько показать какие то экспонаты (из коих там несколько примитивных рисунков), сколько продемонстрировать бедственное и несчастное положение народа гуарани


Но в последнее время гуарани немного усовершенствовали работу с туристами, и те гуарани, к которым возит мой шофер, даже поют для туристов песенку. Подробнее про услуги шофёра в Игуасу рассказано .


Если вы собираетесь в Игуасу и хотите поселится в деревне Гуарани, выберете себе домик по вкусу, и пришлите мне его адрес на е-мейл . И я посоветую вам, в удачном ли месте он расположен, безопасно ли там, красиво ли и далеко ли оттуда добираться до интересных мест.

Племя Гуарани – индейский народ, живущий на территории экваториальных стран Южной Америки, у бассейна реки Амазонки. Это единственная этническая группа в амазонской Сельве, сохранившая свой традиционный уклад жизни со времен предков. Около 50 лет назад на территорию племени гуарани вторглась цивилизация, которая постепенно уничтожает их привычный образ жизни. В 1970-х годах здесь активно начались работы по добыче нефти и вырубка лесов, а также с целью развития региона властями ведется строительство дорог через Сельву. В 80-е гг. нефтяной бум достиг земель гуарани, не соприкасавшихся с цивилизацией уже много десятков лет. И теперь им приходится бороться с приходом цивилизации и защищать свои земли.

Существует множество этнических групп гуарани. Всего их насчитывается 37, а численность составляет около двух тысяч человек. Сейчас на территории гуарани осуществляют деятельность семь нефтяных компаний. Загрязнение окружающей среды оказывает пагубное влияние и на природу. Компании уничтожают все природные богатства, загрязняя крупные реки, текущие через Сельву.

Жители племени гуарани живут в традиционных хижинах, здесь они готовят пищу, отдыхают, изготавливают дротики и копья. Они не носят одежду, поскольку считают, что нагота – естественное явление. Чтобы прокормить себя, занимаются охотой, рыболовством и выращивают растения. Сельва и близлежащие реки дают пропитание индейцам гуарани, ведь вода является основным источником их жизни. Однако вырубка лесов вдоль рек и деятельность нефтяных компаний становится огромной проблемой для этого народа, живущего вдали от цивилизованного мира. Чтобы добыть мясо, мужчины занимаются охотой, однако из-за вырубки животные уходят все дальше вглубь Сельвы и охотиться становится сложнее. Рыбалка считается женским занятием. Для рыбалки готовится необычная смесь из листьев ядовитого растения бабаско, которые растирают и смешивают с землей, а затем травят рыбу и собирают в сети. Сети плетутся из растительных волокон и пальмовых листьев. Для охоты также используется специальный яд – кураре, получаемый из лиан. На изготовление яда уходит один день. Ядом смазывают стрелы, которыми стреляют в диких обезьян из духовых труб. Яд действует на кровь животных, однако после термической обработки мяса он не опасен, поскольку является природным. Женщины также занимаются сбором диких плодов и клубней юкки. Юкка – основной продукт питания для гуарани. За каждой семьей закреплен участок, на котором выращиваются юкка, сахарный тростник, бананы, папайя, маис и кунжут. Земледелие – важная часть жизни индейского народа.

Вождей в племени нет, но существует почитание старших, передающих молодежи свои знания и традиции. В племени существует многоженство. Но чтобы жениться, мужчина обязан хорошо владеть копьем и уметь охотиться. Женщины также активно участвуют в повседневной жизни. Большое значение придают заботе о пожилых людях, поскольку от них передается культура и обычаи потомкам. Под влиянием цивилизации орудия труда гуарани сильно изменились, сейчас используются металлические орудия (мачете, топорики и ножи).

У гуарани нет письменности, все рассказы и песни передаются из уст в уста. Это очень важно для них, чтобы потомки не забывали прошлое и сохраняли традиции и обычаи своего народа.

Об укладе жизни последних представителей племени гуарани рассказывает документальная киносъемка «Гуарани. Последние индейцы Амазонии». Смотрите видео-фильм онлайн:

Извините, фильм недоступен.

Жители маленькой деревушки Бамено в амазонских джунглях всеми силами пытаются отстоять право на существование своего народа.