Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Ходжа Насреддин – Герой всех народов.

Ходжа Насреддин – Герой всех народов.

скакун Ходжи Насреддина

Альтернативные описания

Домашнее животное

Осел, лошак или мул

Человек, который выполняет минимальную работу за максимальное вознагрождение

Вьючное животное

Длинноухий транспорт

Транспорт Насреддина

Азиатская «лошадка»

Осел со среднеазиатским орнаментом

Вкалывающий упрямец

Вкалывающий осел

Осел-работяга

Трудолюбивое животное

Грузовой скот

Скот с тюком на спине

Живой «грузовик» азиата

Безропотный трудяга

Тот же осел

Скотина Насреддина

Ушастый транспорт Шурика

Осел с азиатским уклоном

Осел-трудоголик

Осел, которого припахали

. «грузовик» азиата

. «мотор» арбы

Скакун_Насред-_дина

Насредин учил его говорить

Ослик, впряженный в арбу

Одомашненный африканский осел

Упрямец

Скакун Насреддина

Животное Насреддина

Среднеазиатский вариант друга Винни Пуха

Домашнее животное на Ближнем Востоке

То же, что осел

Осел из Средней Азии

Ослик-азиат

Ослик на просторах Средней Азии

Копытное домашнее животное

Осел в Азии

. «ищет у тещи каши» (палиндром)

Осел, переехавший в Среднюю Азию

Работящий осел

Транспорт хитрого Ходжи Насреддина

Среднеазиатский осел

Ослик-трудяга

Осел среднеазиатской национальности

Ушастый упрямец-трудоголик

Осел-трудяга

Скотина азиатов

Среднеазиатское домашнее животное

Двигатель арбы

Трудолюбивый осел

Тродолюбивый осел

Ушастый работяга

Упрямая животина

Он же осел

Четвероногий тягач арбы

Осел, что тащит арбу

Трудолюбивый ослик

Работящее животное

Рабочий осел

Какое животное упрямиться умеет?

. «тягач» для арбы

Какое животное лягаться умеет?

Какое животное в повозку впрягают?

Лошадь плюс осел

Любимец Насреддина

Старательный осел

Восточное название осла

. «тягач» арбы

Осел или мул

Помесь лошади и осла

Домашнее животное, осёл или мул

Человек, безропотно выполняющий самую тяжёлую работу

Осел и Regio лошак или мул

Вкалывающий упрямец

. "Ищет у тещи каши" (палинд.)

. "Транспорт" Насреддина

. "Тягач" арбы

. "Тягач" для арбы

. "грузовик" азиата

. "ищет у тещи каши" (палиндром)

. "мотор" арбы

Азиатская "лошадка"

Живой "грузовик" азиата

Какое животное в повозку впрягают

Какое животное лягаться умеет

Какое животное упрямиться умеет

М. татарск. сиб. оренб. кавк. осел; ишачка, ишачиха ж. ослица; ишачок, ишачонок м. ишачье жеребя; местами ишаком зовут и лошака и мула, даже и маштака, малорослую лошаденку. То ишак, а то ишан, т. е. не все одно: то осел, а то мусульманское духовное лицо. Ишаковый, ишачий, к ишаку принадлежащ., относящ

Осел ср-аз. национальности

Ср.-аз. осел

Другое название осла

. "Скакун" в упряжке арбы

Ослик, впряжённый в арбу

Его императорское величество Шахиншах неожиданно прибыл в чайхану, где оставили дежурить Ходжу Насреддина.

Император потребовал омлет.

После этого мы продолжим охоту, - сказал он Ходже. - Поэтому скажи, сколько я тебе должен.

Для вас и ваших пяти спутников, господин, омлет будет стоить тысячу золотых монет.

Император поднял брови.

Яйца здесь, должно быть, очень дорогие. Неужели они здесь так редки?

Здесь не яйца редки, Ваше Величество, а визиты королей.

Однажды у ходжи украли тысячу акча. Ходжа отправился в мечеть и до самого утра слёзно молился, чтобы вернул Аллах ему деньги.

Как раз в это время один из местных купцов, захваченный на корабле бурей, обещал, в случае благополучного спасения, пожертвовать Ходже тысячу акча. Спасённый от опасности купец, исполняя обет, подарил ходже деньги. Рассказав ему, что с ним случилось на море, купец прибавил:

Вот благодаря вашему заступничеству и помощи я чудесно спасся.

Ходжа немного подумал, а...

Насреддин

Тимурленг сказал ходже: "Ходжа, ты знаешь, что у всех аббасидских
халифов имеются свои прозвища: одного зовут Мутаваккиль ала-ллахи,
другого - Мутасим би-лляхи, и так далее. Ну, а если бы я был Аббасид,
какое было бы у меня прозвище?" Ходжа отвечал: "О державный властелин,
будьте уверены, что вас прозвали бы "Наузу би-лляхи" ("Пронеси нас бог").

Пошел ходжа в суд, чтобы разводиться с женой. Судья приказал записать
имена жены и ее отца. Когда у ходжи спросили об...

К Насреддину в дом пришёл человек, желающий стать его учеником. В доме было холодно, и, ожидая, пока жена принесёт горячий суп, Мулла сосредоточенно дул себе на руки.

Новичок, зная о том, что каждое действие просвещённого суфия имеет скрытый смысл, спросил его, почему он это делает.

Чтобы согреться, конечно, - ответил тот.

Вскоре им принесли трапезу, и Насреддин подул на свой суп.

Зачем вы это делаете, Мастер? - спросил ученик.

Для того чтобы охладить суп, конечно, - ответил...

Развал Союза, это не только развал империи, но и «развал» сознания. То, что стало твориться в Баку, походило на пир во время чумы. Люди, как будто все годы существования СССР копили в душе злость, а теперь получив добро, стали отрыгивать этой ненавистью.

Все дороги блокировались. Транспорт проверялся и ни дай Бог, если «эксперты» определяли в тебе армянскую кровь, жить оставалось тому считанные минуты.

Друзья мужа оповестили, чтобы срочно пробивались в аэропорт и оттуда на самолёте военном...

По ряду обстоятельств Насреддин оказался однажды в зале для аудиенций правителя Персии.

Шахиншах был окружён своей корыстной знатью, управителями провинций, придворными и всякого рода прихлебателями. Каждый старался протолкнуться вперёд, чтобы его назначили главой посольства, которое вскоре отправлялось в Индию.

Правитель уже начал терять терпение, он оглядывал сверху всю эту назойливую толпу, взывал про себя к небу, чтобы к нему пришла помощь свыше в разрешении этой проблемы - кого же...

Однажды в селении, где жил Насреддин, справляли свадьбу. Жених был тщеславен и не позвал Моллу на пир, опасаясь в душе, что тот посрамит его перед гостями.

В разгар пира в ворота постучали. Слуги пошли открывать и увидели за воротами Моллу Насреддина со свитком пергамента в руках.

Громко восклицая: «Важное письмо жениху! Письмо от султана Бухары!» - Насреддин прошёл к почётному месту, вручил пергамент оторопевшему жениху и сразу принялся за еду.

Жених развернул пергамент, но не нашёл в...

Согласно одной из мифических версий, не подтверждаемых историческими источниками, но тем не менее бытующих в Турции, Ходжа Насреддин, якобы живший в 13 - ом веке, родился в селении Хорту, уезда Сиврихисар, а скончался в Акшехире. Его отцом был имам села Хорту Абдуллах Эфенди, а матерью - Сыдыка Хатун. Ходжа Насреддин окончил медресе в Сиврихисаре, и после смерти отца вернулся в родную деревню, став здесь имамом. В 1237 году он переехал в Акшехир, где обучался у теологов Сейида Махмуда Хайрани и Сейида Хаджи Ибрахима. Преподавал в медресе и работал в должности кади (духовного судьи). В силу занимаемой должности получил имя Насуриддин Хаджи, каковое имя впоследствии якобы трансформировалось в Ходжу Насреддина. Ввиду чрезвычайной популярности этого народного героя и анекдотов, приписываемых ему, информация о жизни Ходжи Насреддина носит откровенно мифологический характер. Мифологичность образа Ходжи Насреддина в числе прочего вытекает и из того, что судя по анекдотам, он был знаком с сельчукскими султанами, водил дружбу с Джелаледдином Руми Мевланой, беседовал с Хромым Тимуром (Тимурленгом), и вообще умудрился пожить в разных исторических эпохах и самых разнообразных ипостасях.


Несомненно, что значение анекдотов Ходжи Насреддина заключается не в событиях явно придуманной народом жизни этого фольклорного персонажа, а в выражениях, вложенных в его уста народом, и превратившихся впоследствии в анекдоты. При исследовании анекдотов Ходжи Насреддина становится очевидным их фольклорное происхождение. В анекдотах этих Ходжа Насреддин, в зависимости от сюжета, предстает перед нами в самых разных образах - хитреца, мудреца или человек недалекого ума, стеснительной или довольно бесцеремонной личности. Одна из особенностей анекдотов с участием Ходжи Насреддина в том, что наш герой постоянно противоречит собеседнику.
Первые истории о Ходже (а всего их более трех сотен) можно найти в книге под названием «Saltukname », известной с 80-х гг. XV в. С тех пор сборники анекдотов о Ходже («Латаиф») повсеместно записывались энтузиастами и профессиональными этнографами из народных уст и много раз издавались в Турции, в Персии, в арабских странах. Его могилу в Акшехире (провинция Конья), в Турции, до сих пор посещают паломники, хотя многие из них верят, что Ходжа не умер и продолжает жить среди нас. Каждый год 5-10 июля в Акшехире проводится фестиваль юмора в память о великом насмешнике.

О первой встрече Моллы Насреддина с Тимуром рассказывают так.
Молла Насреддин был очень некрасив.
Однажды рано утром Тимур со своей свитой ехал на охоту. Навстречу ему попался Молла Насреддин. Тимур, увидя его, рассердился:
— Раз рано утром нам повстречался человек с таким скверным лицом, охота будет неудачной. Возьмите его и посадите в тюрьму.
Бедного Моллу тут же схватили и отправили в темницу.
Однако в этот день у Тимура была очень удачная охота. Вернувшись, он приказал выпустить Моллу из темницы и привести к нему. Когда Моллу привели, Тимур сказал ему:
— Молла! Я думал, что если мы, выезжая на охоту, встретили человека с таким скверным лицом, то удачи нам не будет. Но вышло наоборот. Поэтому я пожалел тебя и освобождаю.
— За мной, о повелитель, не было никакой вины, но ты посадил меня в тюрьму, а теперь освобождаешь. Спасибо! Я прошу тебя только ответить мне на один вопрос.
— Задавай свой вопрос.
— Утром, посчитав меня зловредным человеком, ты бросил меня в тюрьму, хотя именно потому, что я тебе повстречался, охота у вас была удачней, чем раньше. Я тоже вышел рано утром, чтобы заработать на хлеб своей семье. Но я встретил тебя — и мне не повезло. Я остался голодным здесь, а семья — дома. Теперь скажи по совести, кто же из нас приносит несчастье?

Есть и такое предание о первой встрече Моллы Насреддина с Тимуром.
Говорят, Тимур позвал Моллу к себе во дворец. Тот пришел и увидел, что комната полна народа. Все сидели кругом на полу". Только Тимур сидел на высоченной тахте, Молла тотчас поклонился и сказал:
— Здравствуй, боже!
— Я не бог, — ответил Тимур. — Я...
Молла не дал ему договорить:
— Я готов за тебя жизнь отдать, святой Азраил!
— Что ты говоришь! — сказал Тимур. — Какой из меня Азраил?
— Я не понимаю, — ответил Молла, — раз ты не бог и не ангел, то слезай и садись, как человек, рядом со всеми этими людьми. Почему же ты залез так высоко, на самое небо?

У Моллы Насреддина был маленький клочок земли. Каждый год он сеял на нем пшеницу, собирал пудов по пятьдесят—шестьдесят и кормил семью.
После того, как к власти пришел Тимур, налоги увеличились в пять раз. Сельские старосты делали все, что хотели и издевались над народом.
Очередь дошла и до Моллы. Староста схватил его за шиворот и сказал:
— Ты собрал в этом году пятьсот пудов зерна, из этого расчета ты и должен внести налог.
Долго Молла просил и умолял:
— Послушай! Ей богу, я собрал всего-навсего пятьдесят пудов!
Староста никак не отвязывался от Моллы и тому ничего не оставалось как только пойти в город и пожаловаться Тимуру. Тимур выслушал его жалобу, а потом накричал на него:
— Как тебе не стыдно? У тебя аршинная борода, а ты лжешь!
Молла молча поднялся и пошел к двери.
— Что случилось? — спросил Тимур. — Куда ты идешь?
— Государь, — ответил Молла, — оказывается, староста не виноват! Если повелитель называет аршинной бороду, которую всю можно вместить в кулак, то чего взять со старосты, у которого пятьдесят пудов превратились в пятьсот?

У Ходжи Насреддина была очень хорошая корова, которая давала много молока. Однажды она заболела и издохла. Ходжа обезумел от горя.
Соседи стали говорить, что когда у Ходжи месяц назад умерла любимая жена, он так не горевал и не убивался.
- Конечно, - ответил на это Ходжа, - Когда у меня умерла жена, все утешали меня и говорили: “Не плачь, мы найдем тебе новую жену еще лучше…” А вот уже два дня, как подохла моя корова, и никто не приходит ко мне и не утешает: “Не плачь, мы купим тебе новую корову еще лучше…” Так что ж мне теперь остается делать?

Однажды Ходжа повез зерно на мельницу. Стоя в очереди, он время от времени пересыпал зерно из чужих мешков в свой. Мельник заметил это и спросил:
- Как тебе не стыдно, Молла, что ты делаешь?
- Да я вроде как сумасшедший, - ответил смущенный Ходжа.
- Если ты сумасшедший, то почему ты не пересыпаешь свое зерно в чужие мешки?
- Э-э, - ответил Ходжа, - я сказал, что я сумасшедший, но не сказал же, что я - дурак…

Однажды ночью к Ходже забрался вор. Облазив весь дом и, так ничего и не найдя, вор взвалил на себя старый комод и вышел. Подойдя к двери своего дома, он вдруг в ужасе увидел, что вслед за ним плетется сонный Ходжа с матрацем и одеялом.
- Ты куда? - растерялся вор.
- Как куда? - недоуменно ответил Ходжа, - разве мы не сюда переселяемся?

Однажды ночью к Ходже домой забрался вор. Жена проснулась и стала расталкивать Ходжу.
- Молись, чтоб он хоть что-нибудь нашел в нашем доме, - пробормотал Ходжа, переворачиваясь на другой бок, - а отнять у него будет не так уж и трудно…

Однажды один из родственников Ходжи чем-то уж очень угодил ему.
- Проси у меня все, что хочешь, - не подумав, сказал Ходжа.
Родственник так обрадовался, что никак не мог придумать что бы такого попросить.
- Дай мне срок подумать до завтра, - наконец, сказал он.
Ходжа согласился. На следующий день, когда родственник пришел к нему с просьбой, Ходжа ответил:
- Я обещал тебе только одну вещь. Ты попросил дать тебе срок до завтра. Я дал. Так что ты еще хочешь?

Однажды Моллу стали упрашивать прочитать в мечети проповедь. Насреддин долго отнекивался, но люди не отставали. Наконец Молла взобрался на минбар и обратился к верующим с такими словами:
- Добрые люди, знаете ли вы, о чем я буду говорить?
- Нет, - ответили слушатели, - не знаем.
Насреддин, разгневанный, сошел с минбара и воскликнул:
- Коли уж вы такие невежды, то нечего с вами зря время тратить! - и пошел к себе домой.
На другой день Насреддин пришел в мечеть, поднялся на минбар и обратился к собравшимся с тем же вопросом. Люди посовещались с собой и в один голос ответили:
- Конечно, знаем.
- Ну, коли вы сами все знаете, - сказал Насреддин, - то и рассказывать вам нечего.
Он сошел с минбара и отправился восвояси, а слушатели решили ответить в следующий раз, что одни знают, о чем речь, а другие нет, чтобы Насреддину пришлось все-таки сказать что-нибудь.
На третий день Насреддин опять поднялся на минбар и повторил свой вопрос.
Слушатели закричали, что одни знают о чем он будет говорить, а другие - нет.
Тогда Насреддин смекнул, что его хотят провести, не растерялся и сказал:
- Прекрасно. Пусть те, кто знает, расскажут тем, кто не знает.

К Насреддину в дом пришёл человек, желающий стать его учеником. В доме было холодно и ожидая пока жена принесёт горячий суп, Молла сосредоточенно дул себе на руки. Новичок, зная о том, что каждое действие просвещённого суфия имеет скрытый смысл, спросил его почему он это делает.
- Чтобы согреться, конечно, - ответил тот. Вскоре им принесли трапезу и Насреддин подул на свой суп.
- Зачем вы это делаете, мастер? - спросил ученик
- Для того, чтобы охладить суп, конечно, - ответил Молла.
После этого ученик покинул дом Моллы, т.к. не мог больше доверять человеку, использующему одни и те же средства для достижения противоположных результатов.

Однажды сельские мальчишки решил украсть у Ходжи его знаменитые башмаки. Увидев его, идущего по дороге, они столпились под деревом и стали громко спорить, сможет ли Молла залезть на это дерево или нет.
- Что ж тут трудного? Конечно, смогу, - сказал подошедший Ходжа.
- А вот и не сможешь! - ответил один из ребят.
- Дерево слишком высоко, - подтвердил второй.
- Ты только хвастаешь, - поддержал третий.
Ходжа, ни слова не говоря, снял башмаки, засунул их за пояс и подошел к дереву.
- А зачем ты берешь с собой башмаки? - стали галдеть мальчишки.
- Настоящий суфий никогда не знает, куда ему придется двинуться в следующее мгновение. Возможно, на землю мне вернуться больше не придется. Так что, все-таки, лучше взять их с собой…

Однажды Ходжа заявил:
- Я могу прекрасно видеть и в темноте.
- Хорошо, Молла, но если это так, почему же ты всегда ходишь со свечой по ночам?
- Чтобы другие не могли столкнуться со мной.

Однажды тонул в пруду один жадный и богатый кази. Все столпились вокруг пруда, протягивали руки и кричали:
- Дай руку! Дай руку! - но кази как-будто и не слышал. Тут мимо проходил Ходжа Насреддин. Увидав, в чем дело, он протянул кази руку и сказал: На!
Тот вцепился в ладонь Ходжи и уже через минуту был на берегу.
- Судья слышит, только если ему говорить “на”, - объяснил свое поведение собравшимся мудрый Ходжа.

Однажды, Ходжа неосторожно похвастался, что сможет научить своего осла говорить. Услышав об этом, Эмир повелел заплатить Ходже 1000 таньга с условием, чтобы тот показал ему говорящего осла через некоторое время. Дома жена Ходжи начала плакать и убиваться:
- И зачем ты обманул Эмира, зачем взял деньги! Когда он поймет, что ты его обманул, он бросит тебя в темницу!
- Успокойся жена, - ответил Насреддин, - и получше спрячь деньги. Я оговорил себе двадцать лет сроку. За это время либо ишак издохнет, либо Эмир…

Однажды Ходжа потерял своего ишака. Потратив весь день на поиски, раздосадованный Ходжа дал торжественную клятву Аллаху, что если “этот проклятый ишак” и найдется, то он сразу же продаст его за 1 таньга. И тут он увидел своего ишака.
На следующий день на базаре все увидели Ходжу, который стоял со своим ишаком и кошкой. На вопрос, что он тут делает, Насреддин отвечал, что продает своего ишака за 1 таньга и кошку за 100, но - только вместе…

Один человек, собираясь совершать ритуальное омовение в реке, спросил у Ходжи Насреддина:
- Что говорят хадисы - в какую сторону повернуться мне во время омовения? В сторону Мекки или в сторону Медины?
- Повернись в сторону своей одежды, дабы не украли воры… - ответил ему Ходжа.

Однажды, один знаменитый повар угостил Насреддина жареной печенкой. Это блюдо так понравилось Ходже, что он выпросил у повара рецепт и тщательно записал его на листе бумаги. После чего он пошел на базар и купил два фунта свежей печенки.
По дороге домой большая птица вырвала у него из рук печенку и улетела.
- Ну, мясо, у тебя, пожалуй, есть, - иронически глядя ей вслед, промолвил Ходжа. - Но, скажи мне на милость: что ты будешь делать без рецепта?

Однажды, один сосед пришел к Насреддину и попросил у него десятилетнего уксусу. Ходжа отказал.
- Но у тебя же есть десятилетний уксус! - обиделся сосед.
- Странный ты человек, - ответил Ходжа, - ты думаешь, продержался бы у меня уксус десять лет, если бы я давал его каждому, кто попросит?

Однажды, желая подразнить Ходжу, его жена сказала:
- Ходжа, ты так уродлив, что будет горе тебе, если наш будущий ребенок будет похож на тебя…
- Это ничего, - ответил Ходжа Насреддин, - горе будет тебе, если ребенок не будет похож на меня…

Ходжа женился. Через неделю у него родился ребенок. На следующий день Ходжа принес в дом письменный прибор и положил все это у изголовья люльки. Его стали спрашивать: “Эфенди, для чего ты это сделал?”
- Ребенок, проделавший девятимесячный путь за семь дней, - заметил Ходжа, - еще через месяц пойдет в школу…

Однажды, в компании друзей, Ходжа стал сетовать на старость.
- Правда, это совершенно не отразилось на моей силе, - вдруг заметил он, - я силен так же, как и много лет назад.
- Откуда ты это знаешь? - спросили его.
- У нас во дворе издавна лежит огромный камень. Так вот, когда я был ребенком, я не мог его поднять, в молодости я тоже не мог его поднять, не могу и сейчас…

Когда у Ходжы Насреддина украли калитку, он пришел в мечеть, снял дверь и взвалил ее себе на плечи.
- Что ты делаешь? - воскликнул местный молла.
- Аллах все знает и все может, - ответил Ходжа. Так что пусть он вернет мне мою дверь, тогда я отдам ему свою.

Однажды некий праведный дервиш-мелами сказал Насреддину:
- Ходжа, неужто твое занятие на этом свете одно шутовство и нет в тебе ничего добродетельного и совершенного?
- Ну… а что совершенного есть в тебе, дервиш? - ответил Ходжа.
- У меня много талантов, - отвечал тот, - и нет счету моим добродетелям. Каждую ночь покидаю я этот бренный мир и взлетаю до пределов первого неба; витаю я в райских обителях и созерцаю чудеса царства небесного.
- А что, в это время не обвевает ли твое лицо райский ветерок? - заметил Ходжа.
- Да, да! - радостно подхватил дервиш.
- Так вот, это опахало - хвост моего длинноухого осла… - улыбнулся Насреддин.

Однажды, вор сорвал с Ходжи Насреддина шапку и убежал. Ходжа сразу же отправился на ближайшее кладбище и стал ждать.
- Что ты делаешь? - спрашивали его люди, - ведь вор побежал совсем в другую сторону!
- Ничего, - хладнокровно отвечал им Ходжа, - куда б он не побежал, рано или поздно все равно придет сюда…

Насреддин ежедневно переходил через границу со своим ослом, нагруженным корзинами с соломой. Так как все знали, что он промышляет контрабандой, стражники каждый раз обыскивали его с ног до головы. Они обыскивали самого Насреддина, осматривали солому, погружали её в воду, время от времени даже сжигали её, но никогда ничего не могли найти.
Много лет спустя один из стражников встретил отошедшего от дел Ходжу в чайхане и спросил:
- Теперь тебе нечего скрывать, Насреддин. Расскажи мне, что ты перевозил через границу, когда мы никак не могли поймать тебя?
- Ослов, - отвечал Насреддин.

Однажды Эмир решил заставить всех жителей Бухары говорить только правду. Для этого перед городскими воротами поставили весилицу. Всех входящих опрашивал начальник стражи. Если человек, по его мнению, говорил правду, то его пропускали. В противном случае - вешали.
Перед воротами собралась большая толпа. Никто не рашался даже подойти близко. Насреддин же смело на правился к начальнику стражи.
- Зачем ты идешь в город? - строго спросили его.
- Я иду, чтобы меня повесили на этой весилице, - ответил Насреддин.
- Ты лжешь!- воскликнул начальник стражи.
- Тогда повесьте меня.
- Но если мы повесим тебя, то твои слова станут правдой.
- То-то и оно, - улыбнулся Ходжа, - все зависит от точки зрения…

Однажды Молла Насреддин попробовал виноградной водки и совсем опьянел. Сосед стал корить Насреддина.
- Я совсем не пьян, - сказал Ходжа, с трудом ворочая языком. - Я не пьян даже немного, и я докажу тебе это. Посмотри, ты видишь этого кота, который входит в дверь? Так вот, у него только один глаз!
- Ты ещё больше пьян, чем я думал, - сказал сосед. - Этот кот выходит!

К Мулле Насреддину пришёл один уважаемый человек. Он волновался, он был отцом красивой дочери. Он был чрезвычайно обеспокоен. Он сказал:
- Каждое утро она чувствует лёгкое недомогание, я был у всех докторов, но они говорят, что всё в порядке, ничего страшного. Что делать?
Насреддин закрыл глаза, размышляя над проблемой, потом открыл их и спросил:
- Вы даёте ей молоко перед сном?
- Да! - ответил мужчина.
Насреддин сказал:
- Ну, тогда я знаю, в чём дело. Если вы даёте ребёнку молоко, он всю ночь верится слева направо, справа налево, и в результате молоко становится творогом. Потом творог превращается в сыр, сыр превращается в масло, масло становится жиром, жир становится сахаром, а сахар превращается в алкоголь - и естественно, утром у неё похмелье!

Однажды сосед зашел к Ходже Насреддину в весьма расстроенных чувствах.
- Я сегодня подумал, - сказал он, - зачем вообще молиться, просить.
Аллаха о том, о сем... неужто Он Сам не знает, что мне лучше или хуже?
- Аллах точно знает, - ответил Ходжа. - Вопрос в том, знаешь ли это ты.

После смерти жены Насреддин женился на вдове. Насреддин всегда хвалил покойницу жену, а новая жена - покойного мужа. Однажды они лежали в постели и расхваливали прежних супругов. Вдруг Насреддин толкнул изо всей силы жену и сбросил ее на пол. Жена обиделась и пошла жаловаться отцу. Тесть стал спрашивать у Насреддина ответа, и тот сказал:
- Это не моя вина. Нас было четверо в постели: я, моя прежняя жена, она и ее прежний супруг. Стало тесно - вот она и она свалилась.

Однажды Молла шел в соседнее село. По дороге он купил арбуз. Разрезал его, половину съел, а другую бросил на дорогу и сказал про себя:
- Пусть тот, кто увидит этот арбуз, подумает, что здесь проходил бек.
Прошел он немного, вернулся обратно, подобрал брошенную половину, съел и сказал:
- Пусть подумают, что у бека был слуга, который и съел эту половину.
Прошел он еще немного, пожалел, опять вернулся, подобрал корки и съел их, сказав:
- Пусть подумают, что у бека был еще и осел.

Насреддин ходит по комнате и горстями разбрасывает рисовую муку.
- Что ты делаешь? - Спросила его жена.
- Разгоняю тигров.
- Но ведь здесь нет тигров!
- Конечно. Неправда ли, какое действенное средство!

Однажды Эмир сказал Насреддину:
- Мне нужен астролог, но нам никак не удается найти подходящего. Ты не сможешь быть астрологом?
- Смогу, - ответил Насреддин, - но только вместе с женой.
- Как так? - спросил Тимур.
- Так уж повелось издавна, что мое мнение никогда не сходится с мнением моей жены. Вот, например, если я вечером, глядя на облака, скажу: “Завтра будет дождь”, то она, посмотрев на облака, обязательно скажет: “Дождя не будет”. После этого каждый из нас твердо стоит на своем, и мы скорее умрем, чем уступим друг другу. И вот уже несколько лет - я это заметил сам - сбываются или ее слова, или мои. И ничего третьего не случается. Потому астрологом я могу быть только вместе с женой.

Вот уже несколько лет я пытаюсь приготовить халву, но до сих пор ничего не получается, - сказал Насреддин. Когда у меня была мука, не было масла, а если было масло, не было муки.
- Неужели за такое время ты не мог достать и масла, и муки? - спросили его.
- Когда были и масло, и мука, то меня самого не было.

На одной свадьбе Насреддин оказался рядом с незнакомым человеком, который с жадностью хватал горстями сахар, конфеты и всякие сладости и рассовывал их по карманам.
- Это я сынку, - оправдывался он, поглядывая на Насреддина. - Подарки со свадебного пира особенно приятны детям, не правда ли?
Тогда вдруг Насреддин вылил ему в карман полный чайник горячего чая.
- Э-э, что вы делаете, любезный! - завопил жадный гость.
- Когда ваш сын съест столько всяких сладостей, ему несомненно захочется пить!

Однажды к Ходже Насреддину пришел сосед и попросил одолжить ему осла. На что Ходжа Насреддин ответил: «Осла нет дома». В это время осел, находившийся в сарае, стал реветь. Опешивший сосед сказал: «Так осел же в сарае». На что Ходжа Насреддин ответил: «Ты кому больше веришь: мне или ослу?».

Захотелось как-то Ходже супу, и стал он мечтать: «Вот если бы был хороший суп, приправленный мятой, я бы его поел». Вдруг к нему постучались в дверь, вошёл сын соседки с миской в руке и сказал:
— Моя мать больна, дайте ей немного супу.
Услышав это, Ходжа заметил:
— Мои соседи пронюхали, о чём я, бедняжка, мечтаю.

Однажды, кто-то спросил Ходжу:
— Почему одни люди идут в одном направлении, а другие — в прямо противоположном?
Насреддин ответил тут же:
— Понимаете, если бы все оказались на одной части Земли, она стала бы перегруженной и перевернулась бы сверху вниз.

Мулла Насреддин, готовясь к ночлегу, положил под голову бутылку.
— Мулла, — сказал его друг, — не будет ли такая подушка слишком жёсткой?
— Просто бутылка — конечно, — сказал мулла, — но я собираюсь набить её соломой, прежде чем положить под голову.

Однажды Насреддин с султаном отправились на охоту. Все взяли с собой ловчих соколов, а Насреддин — ворону. В поле все пустили своих соколов, и он пустил свою ворону. Ворона села на быка. Насреддин тотчас привязал к его рогам верёвку и повёл за собой, как свою добычу, — ведь ворона его поймала. Но хозяин быка не захотел отдавать животное. Пошёл он к кади и подал жалобу на Насреддина. Услышал об этом Насреддин, побежал к кади и пообещал ему подарок, если тот присудит быка ему.
Вот пришли они оба в суд, хозяин быка и ходжа Насреддин.
Судья говорит:
— Ворона ходжи поймала быка, это его охотничья добыча, и, стало быть, бык принадлежит ему.
С этими словами он прогнал хозяина быка.
На следующий день ходжа Насреддин пошёл к кади домой и понёс ему горшок. Почти до самых краёв горшок был наполнен бычьим навозом, на него ходжа положил лист капусты и лишь сверху залил все маслом. Этот подарок он передал кади.
К ночи пришёл кади домой, и как раз ему захотелось масла. Велел он жене принести горшок. Только зачерпнул ложкой — и увидел, что там. Рассердился он, велел позвать Насреддина.
Пришёл к нему Насреддин.
— Ах, ты негодяй, — говорит кади, — чем же ты меня угощаешь?
— Ты сам себя так угостил, почтенный кади, — ответил ему ходжа Насреддин. — Ты уже наелся из этого горшка, когда вынес приговор. Разве ворона может поймать быка?

Нет, наверное, ни одного человека, который бы не слышал о Ходже Насреддине, особенно на мусульманском Востоке. Его имя вспоминают и в дружеских беседах, и в политических речах, и в научных спорах. Вспоминают по разным поводам, а то и вовсе без повода, просто потому, что Ходжа побывал во всех мыслимых и немыслимых ситуациях, в которых только может оказаться человек: обманывал и обманывался, хитрил и выкручивался, был безмерно мудрым и круглым дураком…

И он вот уже почти тысячу лет все шутит и издевается над человеческой глупостью, корыстью, самодовольством, невежеством. И кажется, что истории, в которых реальность идет рука об руку со смехом и парадоксом, почти не располагают к серьезным разговорам. Хотя бы потому, что человек этот считается фольклорным персонажем, вымышленным, легендарным, но никак не исторической личностью. Однако как семь городов спорили за право называться родиной Гомера, так втрое больше народов готовы назвать своим Насреддина.

Ученые разных стран доискиваются: существовал ли такой человек в действительности и кем он был? Турецкие исследователи считают, что лицо это историческое, и настояли на своей версии, хотя оснований у них было не намного больше, чем у ученых других народов. Просто решили так, и все. Вполне в духе самого Насреддина…

Не так давно в прессе появилась информация, что найдены документы, в которых упоминается имя некоего Насреддина. Сопоставив все факты, можно свести их воедино и попытаться реконструировать биографию этого человека.

Родился Насреддин в семье почтенного имама Абдуллы в турецкой деревне Хорто в 605 году хиджры (1206 год) рядом с городом Сиврихисар провинции Эскишехир. Однако десятки селений и городов на Ближнем Востоке готовы поспорить насчет национальности и места рождения великого хитреца.

В мактабе, начальной мусульманской школе, маленький Насреддин задавал своему учителю — домулле — каверзные вопросы. На многие из них домулла просто не мог ответить.

Затем Насреддин учился в Конье, столице Сельджукского султаната, жил и работал в Кастамону, потом в Акшехире, где, в конце концов, и умер. В Акшехире до сих пор показывают его могилу, а еще там с 5 по 10 июля проводится ежегодный Международный фестиваль Ходжи Насреддина.

С датой смерти еще большая неразбериха. Можно предположить, что если человек непонятно где родился, то он непонятно где и умер. Однако могила и даже мавзолей есть — в районе турецкого города Акшехир. И даже дата смерти на могильной плите гробницы указана — 386 год хиджры (993). Но, как замечает крупный российский тюрколог и академик В.А. Гордлевский, по ряду причин «дата эта абсолютно неприемлема». Потому что получается, что умер Ходжа за двести лет до своего рождения! Было высказано предположение, пишет Гордлевский, что у такого шутника, как Насреддин, и надмогильная надпись должна читаться не как у людей, а задом наперед: 683 год хиджры (1284/85)! В общем, где-то в этих столетиях и затерялся наш герой.

Исследователь К.С. Давлетов относит зарождение образа Насреддина к VIII-XI векам, эпохе арабских завоеваний и борьбы народов против арабского ига: «Если искать в истории Востока период, который мог бы послужить колыбелью образа ходжи Насреддина, который мог бы породить такое великолепное художественное обобщение, то, безусловно, можно остановиться только на этой эпохе».

С категоричностью такого утверждения трудно согласиться; образ Насреддина, каким он дошел до нас, складывался веками. Среди прочего К.С. Давлетов ссылается на «смутные» сведения о том, что «во времена халифа Гаруна ар-Рашида жил известный ученый Мохаммед Насреддин, учение которого оказалось противоречащим религии. Он был приговорен к смерти и, чтобы спастись, притворился сумасшедшим. Под этой маской он стал затем высмеивать своих врагов».

Турецкий профессор-историк Микаил Байрам провел обширное исследование, результаты которого показали, что полное имя реального прототипа Насреддина — Насир уд-дин Махмуд аль-Хойи, он родился в городе Хой иранской провинции Западный Азербайджан, получил образование в Хорасане и стал учеником знаменитого исламского деятеля Фахра ад-дина ар-Рази. Багдадский калиф отправил его в Анатолию, чтобы организовать сопротивление монгольскому нашествию. Он служил в качестве кади, исламского судьи, в Кайсери, а затем стал визирем при дворе султана Кей-Кавуса II в Конье. Он успел побывать в огромном количестве городов, познакомился с множеством культур и славился своим остроумием, так что вполне возможно, что он и был первым героем забавных или поучительных историй о Ходже Насреддине.

Правда, кажется сомнительным, чтобы этот образованный и влиятельный человек разъезжал на скромном ослике и ссорился со своей сварливой и некрасивой женой. Но что не может позволить себе вельможа, вполне доступно герою забавных и поучительных анекдотов, не так ли?

Впрочем, существуют и другие исследования, которые допускают, что образ Ходжи Насреддина на добрых пять столетий старше, чем принято считать в современной науке.

Академик В.А. Гордлевский полагал, что образ Насреддина вышел из анекдотов, созданных у арабов вокруг имени Джухи, и перешел к сельджукам, а позднее к туркам как его продление.

Интересную гипотезу выдвинули азербайджанские ученые. Ряд сопоставлений позволил им предположить, что прообразом Насреддина был известный азербайджанский ученый Хаджи Насиреддин Туси, живший в XIII веке. Среди доводов в пользу этой гипотезы говорит, например, факт, что в одном из источников Насреддин так и назван этим именем — Насиреддин Туси.

В Азербайджане Насреддина зовут Молла — возможно, это имя, как считают исследователи, представляет собой искаженную форму имени Мовлан, которое принадлежало Туси. У него было еще одно имя — Хасан. Подтверждает эту точку зрения и совпадение некоторых мотивов из произведений самого Туси и анекдотов о Насреддине (например, высмеивание предсказателей и астрологов). Соображения интересные и не лишены убедительности.

Таким образом, если начать искать в прошлом человека, похожего на Насреддина, то очень скоро станет ясно, что историчность его граничит с легендарностью. Однако многие исследователи считают, что следы Ходжи Насреддина нужно искать не в исторических хрониках и могильных склепах, попасть в которые, судя по его характеру, он никак не хотел, а в тех притчах и анекдотах, которые рассказывали и до сих пор рассказывают двадцать три народа Ближнего Востока и Средней Азии, да и не только они.

Народная традиция рисует Насреддина воистину многоликим. Иногда он предстает некрасивым, неказистым человеком в старом, поношенном халате, в карманах которого, увы, слишком много дыр, чтобы там что-то залеживалось. Да что там — иногда его халат просто засален от грязи: долгие странствия и бедность берут свое. В другой раз, напротив, мы видим человека с приятной наружностью, небогатого, но живущего в достатке. В его доме есть место праздникам, но бывают и черные дни. И тогда Насреддин искренне радуется ворам в своем доме, ведь найти что-нибудь в пустых сундуках — настоящая удача.

Ходжа много путешествует, но непонятно, где же все-таки его дом: в Акшехире, Самарканде, Бухаре или Багдаде? Узбекистан, Турция, Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Армения (да-да, и она тоже!), Греция, Болгария готовы приютить его. Имя его склоняют на разных языках: Ходжа Насреддин, Джоха Наср-эт-дин, Мулла, Молла (азербайджанский), Афанди (узбекский), Эпенди (туркменский), Насыр (казахский), Анасратин (греческий). Повсюду его ждут друзья и ученики, но врагов и недоброжелателей тоже хватает.

На множестве языков имя Насреддин пишется по-своему, но все они восходят к арабскому мусульманскому личному имени Nasr ad-Din, которое переводится как «Победа Веры». По-разному и обращаются к Насреддину в притчах разных народов — это может быть и уважительное обращение «ходжа», и «молла», и даже турецкое «эфенди».

Характерно, что эти три обращения — ходжа, молла и эфенди — во многом очень близкие понятия. Сравните сами. «Ходжа» на фарси — «хозяин». Это слово существует почти во всех тюркских языках, а также в арабском. Вначале оно использовалось как название рода потомков исламских суфийских миссионеров в Средней Азии, представителей сословия «белой кости» (тюрк. «ак суюк»). Со временем «ходжа» стало почетным титулом, в особенности так стали называть исламских духовных наставников османских принцев или учителей арабской грамоты в мектебе, а также благородных мужей, купцов или евнухов в правящих семействах.

Мулла (молла) имеет несколько значений. У шиитов мулла — лидер религиозной общины, теолог, специалист в толковании вопросов веры и права (у суннитов эти функции выполняет улема). В остальном исламском мире в более общем значении, как уважительный титул, может иметь значения: «учитель», «помощник», «владелец», «защитник».

Эфенди (афанди, эпенди) (у этого слова и арабские, и персидские, и даже древнегреческие корни) означает «тот, кто может (в суде) защищать себя сам»). Это — почетный титул благородных особ, вежливое обращение со значениями «хозяин», «уважаемый», «господин». Обычно следовало за именем и давалось преимущественно представителям ученых профессий.

Но вернемся к реконструированной биографии. У Ходжи есть жена, сын и две дочери. Жена — верный собеседник и вечный оппонент. Она сварлива, но порой гораздо мудрее и спокойнее своего супруга. Его сын совершенно не похож на отца, а иногда он такой же хитрец и возмутитель спокойствия.

У Ходжи много профессий: он земледелец, торговец, лекарь, знахарь, он даже промышляет воровством (чаще всего неудачно). Он очень религиозный человек, поэтому односельчане внимают его проповедям; он справедлив и хорошо знает закон, поэтому становится судьей; он величественен и мудр — и вот уже великий эмир и даже сам Тамерлан хотят видеть его ближайшим советником. В других же историях Насреддин глупый, недалекий человек со множеством недостатков и даже порой слывет безбожником.

Создается такое впечатление, что Насреддин — это проявление человеческой жизни во всем ее многообразии, и каждый может (если захочет) открыть для себя своего Насреддина. Его с лихвой хватит на всех, да еще и останется! Случись Ходже жить в наше время, он наверняка бы ездил на «мерседесе», подрабатывал на стройке, побирался в переходах метро… и все это одновременно!

Можно сделать вывод, что Ходжа Насреддин — это как бы другой взгляд на жизнь, и если некоторых обстоятельств не избежать, как ни старайся, то у них всегда можно чему-нибудь научиться, стать немного мудрее, а значит, и намного свободнее от этих самых обстоятельств! А может, при этом получится и кого-то другого научить… или проучить. Ну, раз сама жизнь так ничему и не научила! За Насреддином точно не заржавеет, даже если перед ним будет сам черт.

Для арабской традиции Насреддин не случайный персонаж. Совсем не секрет, что каждая небылица или анекдот о нем — это кладезь древней мудрости, знаний о пути человека, о его предназначении и способах обретения подлинного существования. И Ходжа не просто чудак или идиот, а тот, кто с помощью иронии и парадокса пытается передать высокие религиозные и этические истины. Можно сделать смелый вывод, что Насреддин — настоящий суфий!

Суфизм — внутреннее мистическое течение в исламе, развивавшееся наряду с официальными религиозными школами. Однако сами суфии говорят, что это течение не ограничено религией пророка, а является зерном всякого подлинного религиозного или философского учения. Суфизм — это стремление к Истине, к духовному преображению человека; это иное мышление, другой взгляд на вещи, свободный от страхов, стереотипов и догм. И в этом смысле настоящих суфиев можно найти не только на Востоке, но и в западной культуре.

Тайна, которой окутан суфизм, по словам его последователей, связана не с какой-то особой мистичностью и секретностью учения, а с тем, что искренних и честных искателей истины во все века было не так уж и много. «Быть в миру, но не от мира, быть свободным от честолюбия, алчности, интеллектуальной спеси, слепого повиновения обычаю или благоговейного страха перед вышестоящими лицами — вот идеал суфия», — писал Роберт Грейвс, английский поэт и ученый.

В наш век, привыкший к сенсациям и разоблачениям, эти истины бледнеют перед рассказами о мистических чудесах и мировом заговоре, но именно о них говорят мудрецы. И вместе с ними Насреддин. Истина не где-то за горами, она здесь, спряталась за нашими привычками и привязанностями, за нашим эгоизмом и глупостью. Образ Ходжи Насреддина, по мнению Идриса Шаха, — удивительная находка суфиев. Ходжа не поучает и не разглагольствует, в его проделках нет ничего надуманного. Кто-то посмеется над ними, а кто-то благодаря им чему-то научится и что-то осознает. Истории живут своей жизнью, кочуя от одного народа к другому, Ходжа путешествует из анекдота в анекдот, легенда не умирает, мудрость живет. Воистину, лучшего способа для ее передачи трудно было найти!

Ходжа Насреддин постоянно напоминает нам, что мы ограничены в понимании сути вещей, а значит, и в их оценке. И если кого-то назвали глупцом, нет смысла обижаться, потому что для Ходжи Насреддина подобное обвинение было бы высшей из похвал! Насреддин — величайший учитель, его мудрость давно перешагнула границы суфийской общины. Но таким Ходжу знают немногие. На Востоке есть легенда, которая гласит, что если рассказать семь историй о Ходже Насреддине в особой последовательности, то человека коснется свет вечной истины, дарующий необычайную мудрость и могущество. Сколько было тех, кто из века в век изучал наследие великого пересмешника, остается только гадать. Вся жизнь может уйти на поиски этой магической комбинации, и как знать, не является ли эта легенда еще одной шуткой несравненного Ходжи?

Поколения сменяли поколения, сказки и анекдоты передавались из уст в уста по всем чайным и караван-сараям Азии, неистощимая народная фантазия добавляла к собранию историй о Ходже Насреддине все новые притчи и анекдоты, которые распространились на огромной территории. Темы этих историй стали частью фольклорного наследия нескольких народов, а различия между ними объясняются многообразием национальных культур. Большинство из них изображает Насреддина небогатым деревенским жителем и не имеет абсолютно никаких отсылок ко времени повествования — их герой мог жить и действовать в любые времена и эпохи.

Впервые истории о Ходже Насреддине подверглись литературной обработке в 1480 году в Турции, будучи записаны в книге под названием «Салтукнамэ», и чуть позднее, в XVI веке, писателем и поэтом Джами Рума Ламии (умер в 1531 году), следующая рукопись с историями о Насреддине датируется 1571 годом. Позднее было написано несколько романов и повестей о Ходже Насреддине («Насреддин и его жена» П. Миллина, «Четки из черешневых косточек» Гафура Гуляма и др.).

Ну, а ХХ век перенес истории о Ходже Насреддине на киноэкран и театральную сцену. Сегодня истории о Ходже Насреддине переведены на многие языки и давно уже стали частью мирового литературного наследия. Так, 1996-1997 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом Ходжи Насреддина.

Основная черта литературного героя Насреддина — выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин, виртуозно владея словом, нейтрализует любое свое поражение. Частые приемы Ходжи — притворное невежество и логика абсурда.

Русскоязычному читателю истории о Ходже Насреддине известны не только по сборникам притч и анекдотов, но и по прекрасным романам Леонида Соловьева «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц», объединенным в «Повесть о Ходже Насреддине», также переведенную на десятки иностранных языков.

В России же «официальное» появление Ходжи Насреддина связано с публикацией «Истории Турции» Дмитрием Кантемиром (молдавский господарь, бежавший к Петру I), куда вошли первые исторические анекдоты о Насреддине (Европа познакомилась с ним гораздо раньше).

Последующее, неофициальное существование великого Ходжи овеяно туманом. Сами посудите. Однажды, перелистывая сборник сказок и небылиц, собранных фольклористами в Смоленской, Московской, Калужской, Костромской и других областях в 60-80-х годах прошлого столетия, исследователь Алексей Сухарев нашел несколько анекдотов, точь-в-точь повторяющих истории Ходжи Насреддина. Судите сами. Фома говорит Ереме: «У меня болит голова, что мне делать?». Ерема отвечает: «Когда у меня болел зуб, я его вырвал».

А вот вариант Насреддина. «Афанди, что мне делать, у меня глаз болит?» — спросил Насреддина друг. «Когда у меня болел зуб, то я не мог успокоиться до тех пор, пока не вырвал его. Наверное, тебе надо сделать то же самое, и ты избавишься от боли», — посоветовал Ходжа.

Оказывается, в этом нет ничего необычного. Подобные шутки можно найти, например, в немецких и фламандских легендах о Тиле Уленшпигеле, в «Декамероне» Боккаччо, в «Дон Кихоте» Сервантеса. Аналогичные персонажи у других народов: Хитрый Петр — у южных славян; в Болгарии встречаются истории, в которых одновременно присутствуют сразу два персонажа, соревнующиеся друг с другом (наиболее часто — Ходжа Насреддин и Хитрый Петр, что связано с турецким игом в Болгарии).

У арабов есть очень похожий персонаж Джоха, у армян — Пулу-Пуги, у казахов (наряду с самим Насреддином) — Алдар Косе, у каракалпаков — Омирбек, у крымских татар — Ахмет-акай, у таджиков — Мушфики, у уйгуров — Саляй Чаккан и Молла Зайдин, у туркмен — Кемине, у евреев-ашкенази — Гершеле Острополер (Хершеле из Острополя), у румын — Пэкалэ, у азербайджанцев — Молла Насреддин. В Азербайджане именем Насреддина был назван сатирический журнал «Молла Насреддин», который издавал Джалил Мамедкулизаде.

Конечно, утверждать, что истории о Ходже Насреддине повлияли на появление подобных сюжетов в других культурах, сложно. Где-то для исследователей это очевидно, а где-то видимых связей обнаружить не удается. Но сложно не согласиться с тем, что есть в этом что-то необычайно важное и притягательное. Ничего не зная о Насреддине, мы также ничего не знаем о нас самих, о тех глубинах, которые возрождаются в нас, живем ли мы в Самарканде XIV века или в современном европейском городе. Воистину, безмерная мудрость Ходжи Насреддина переживет всех нас, и наши дети будут так же смеяться над его проделками, как когда-то смеялись над ними наши деды и прадеды. А может, и не будут… Как говорят на Востоке, на все воля Аллаха!

Конечно, обязательно найдется тот, кто скажет, что Насреддин непонятен или просто устарел. Что ж, случись Ходже быть нашим современником, он не расстроился бы: на всех не угодишь. Да Насреддин вообще не любил расстраиваться. Настроение как облако: набежало и улетело. Расстраиваемся мы лишь оттого, что теряем то, чем обладали. Но стоит задуматься: а так ли уж многим мы на самом деле обладаем? Есть что-то неправильное, когда свое достоинство человек определяет количеством накопленного имущества. Ведь существует то, чего не купишь в магазине: ум, доброта, справедливость, дружба, находчивость, мудрость, наконец. Вот уж если ты их потерял, то есть из-за чего расстраиваться. А в остальном Ходже Насреддину терять нечего, и это, пожалуй, — самый главный его урок.

Так что же, все-таки, в итоге? На настоящий момент не существует подтвержденных сведений или серьезных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остается открытым. Словом, родился Ходжа или не родился, жил или не жил, умер или не умер, не очень-то понятно. Сплошное недоумение и казус. И не посмеяться и не поплакать — просто пожать плечами. Доподлинно известно лишь одно: до нас дошло много мудрых и поучительных историй о Ходже Насреддине. Поэтому в заключение несколько самых известных.

Однажды на базаре Ходжа увидел, как толстый чайханщик тряс нищего бродягу, требуя у него платы за обед.
— Но я же только понюхал твой плов! — оправдывался бродяга.
— Но запах тоже стоит денег! — отвечал ему толстяк.
— Подожди, отпусти его — я заплачу тебе за все, — с этими словами Ходжа Насреддин подошел к чайханщику. Тот отпустил беднягу. Ходжа вынул из кармана несколько монет и потряс их над ухом чайханщика.
— Что это? — изумился тот.
— Кто продает запах обеда, тот получает звон монет, — невозмутимо ответил Ходжа.

Следующая история, одна из самых любимых, приведена в книге Л.В. Соловьева «Возмутитель спокойствия» и в снятом по книге фильме «Насреддин в Бухаре».

Насреддин рассказывает, что как-то раз поспорил с эмиром бухарским, что научит своего ишака богословию так, что ишак будет знать его не хуже самого эмира. На это нужен кошелек золота и двадцать лет времени. Если он не выполнит условия спора — голова с плеч. Насреддин не боится неминуемой казни: «Ведь за двадцать лет, — говорит он, — или шах умрет, или я, или ишак сдохнет. А тогда поди разбирайся, кто лучше знал богословие!»

Анекдот о Ходже Насреддине приводится даже у Льва Толстого.

Насреддин за небольшую плату обещает одному купцу сделать его сказочно богатым посредством магии и волшебства. Для этого купец должен был всего лишь просидеть в мешке с рассвета до заката без пищи и питья, но главное: в течение всего этого времени он должен ни разу не подумать об обезьяне, иначе — все насмарку. Нетрудно догадаться, стал ли купец сказочно богатым…

В статье использованы материалы из Большой Советской Энциклопедии (статья «Ходжа Насреддин»), из книги «Хорошие шутки Ходжи Насреддина» Алексея Сухарева, из книги «Двадцать четыре Насреддина» (Составитель М.С. Харитонов)

Ходжа Насреддин — фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок. Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни в конкретных местах (напр. в г. Акшехир, Турция).

На настоящий момент не существует подтверждённых сведений или серьёзных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остаётся открытым.

На территории мусульманской Средней Азии и Ближнего Востока, в арабской, персидской, турецкой, среднеазиатской и китайской литературе, а также в литературе народов Закавказья и Балкан существует множество популярных анекдотов и коротких историй о Ходже Насреддине. Самое полное их собрание на русском языке содержит 1238 историй.

Литературный персонаж Насреддина эклектичен и совмещает в себе синкретический образ мудреца и простака одновременно.

Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя, бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника, тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл.

Часто оказываясь на грани нарушения общепринятых норм и понятий о приличии, его герой, тем не менее, неизменно находит неординарный выход из положения.

Основная черта литературного героя Насреддина — выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин-эфенди виртуозно владея словом, нейтрализует любое своё поражение. Частые приёмы Ходжи — притворное невежество и логика абсурда.

Неотъемлемой частью образа Насреддина стал ослик, который появляется во многих притчах либо как главный герой, либо как спутник Ходжи.

Русскоязычному читателю наиболее известна дилогия Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине», состоящая из двух романов: «Возмутитель спокойствия» и «Зачарованный принц». Эта книга переведена на десятки языков мира.

Аналогичные персонажи у других народов: Хитрый Пётр у южных славян, Джоха у арабов, Пулу-Пуги у армян, Алдар Косе у казахов (наряду с самим Насреддином), Омирбек у каракалпаков, также встречается в эпосе казахов (особенно южных) ввиду родства языков и культур, Ахмет-акай у крымских татар, Мушфике у таджиков, Саляй Чаккан и Молла Зайдин у уйгуров, Кемине у туркмен, Тиль Уленшпигель у фламандцев и немцев, Хершеле из Острополя у евреев-ашкеназов.

Как триста лет назад, так и в наши, дни анекдоты о Насреддине пользуются очень большой популярностью среди детей и взрослых во многих азиатских странах.

Несколько исследователей датируют появление анекдотов о Ходже Насреддине 13 веком. Если принять, что этот персонаж существовал в действительности, то жил он в том же 13 веке.

Крупный российский тюрколог академик В. А. Гордлевский полагал, что образ Насреддина вышел из анекдотов, созданных у арабов вокруг имени Джухи и перешёл к сельджукам, а позднее к туркам как его продление.

Другие исследователи склоняются к тому, что оба образа имеют лишь типологическое сходство, объясняемое тем, что почти у каждого народа в фольклоре имеется популярный герой-острослов, наделяемый самыми противоречивыми свойствами.

Первые анекдоты о Ходже Насреддине были записаны в Турции в «Салтукнамэ» (Saltukname), книге датируемой 1480 годом и чуть позднее в 16 веке писателем и поэтом «Джами Рума» Ламии (ум. 1531 г.).

Позднее было написано несколько романов и повестей о Ходже Насреддине («Насреддин и его жена» П. Миллина, «Чётки из черешневых косточек» Гафура Гуляма и др.).

В России анекдоты о Ходже впервые появились в 18 веке, когда Дмитрий Кантемир, молдавский господарь, бежавший к Петру I, издал свою «Историю Турции» с тремя «историческими» анекдотами о Насреддине.

В русской традиции самое распространённое имя — Ходжа Насреддин. Другие варианты: Насреддин-эфенди, молла Насреддин, Афанди (Эфенди, Эпенди), Анастратин, Несарт, Насыр, Наср ад-дин.

В восточных языках существует несколько различных вариантов имени Насреддина, все они сводятся к трём главным:
* Ходжа Насреддин (с вариациями написания имени «Насреддин»),
* Мулла (Молла) Насреддин,
* Афанди (эфенди) (Средняя Азия, в особенности у уйгуров и в Узбекистане).

Персидское слово «ходжа» (перс. waga «хозяин») существует почти во всех тюркских и арабском языках. В начале, оно использовалось как название рода потомков исламских суфийских миссионеров в Средней Азии, представителей сословия «белой кости» (тюрк. «ак суюк»). Со временем «ходжа» стало почётным титулом, в особенности так стали называть исламских духовных наставников османских принцев или учителей арабской грамоты в мактебе, а также благородных мужей, купцов или евнухов в правящих семействах.

Арабское мусульманское личное имя Насреддин переводится как «Победа Веры».

Мулла (молла) (араб. аль-муллаа, тур. molla) имеет несколько значений. У шиитов мулла — лидер религиозной общины, теолог, специалист в толковании вопросов веры и права (у суннитов эти функции выполняет улема).

В остальном исламском мире в более общем значении, как уважительный титул, может иметь значения: «учитель», «помощник», «владелец», «защитник».

Эфенди (афанди, эпенди) (араб. Afandi; перс. от древнегреч. aphthentes «тот, кто может (в суде) защищать себя сам») — почётный титул благородных особ, вежливое обращение, со значениями «хозяин», «уважаемый», «господин». Обычно следовало за именем и давалось преимущественно представителям учёных профессий.

Наиболее разработанным и, по оценкам некоторых исследователей, классическим и оригинальным является образ Ходжи Насреддина, существующий и поныне в Турции.

По найденным документам в то время там действительно жил некий Насреддин. Его отцом был имам Абдулла. Насреддин получил образование в городе Конья, работал в Кастамону и умер в 1284 году в Акшехире, где по сей день сохранилась его могила и мавзолей (Hoca Nasreddin turbesi).

На надгробии имеется скорее всего ошибочная дата: 386 год Хиджры (т. е. 993 г. н. э.). Возможно неверна она потому что сельджуки появились здесь только во второй половине 11 века. Высказываются предположения, что у великого шутника и могила «непростая», а следовательно дату нужно читать задом наперёд.

Другие исследователи оспаривают эти даты. К. С. Давлетов относит зарождение образа Насреддина к 8-11 вв. Существует также ряд других гипотез.

— Памятники
* Узбекистан, г. Бухара, ул. Н. Хусаинова, дом 7 (в составе архитектурного ансамбля Ляби-Хауз)
* Россия, г. Москва, ул. Ярцевская, дом 25а (рядом с м. Молодежная) — открыт 1 апреля 2006 г., скульптор Андрей Орлов.
* Турция, обл. Сиврихисар, с. Хорту