Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Происхождение название Венеры — планеты любви. Скульптура может быть копией

Происхождение название Венеры — планеты любви. Скульптура может быть копией

MIXBUD: Стройматериалы купить Киев Менеджер предоставит ответы на интересующие Вас вопросы и поможет подобрать строительные материалы под Ваш конкретный случай. Приобретение стройматериалов онлайн– прекрасный способ закупки всего необходимого перед началом ремонта для тех, кто ценит свое время. В свою очередь мы обязуемся отправить заказанную Вами продукцию в точно оговоренный срок в полном объеме.

Имена планет

Само слово «планета» греческого происхождения; так древние греки называли странников, бродяг, путешественников. Отсюда и «planetes aster» - блуждающая звезда. В старину на Руси этот термин давали в переводе; писали «переходная звезда», позже - «блуждающая», «блудячая», «бродячая» или «движимая» звезда. Но уже в XI-XIII вв. использовалось и греческое слово, произносившееся тогда по-русски как «планитис», мужского рода и с гласными u . Однако древние греки говорили «планэтэс»; в таком звучании это слово позаимствовал у них латинский язык. Так что современное слово «планета» пришло к нам из латыни через западноевропейские языки, и случилось это не позже XVI в.

Древние знали пять «блуждающих звезд» - Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн, легко заметных для невооруженного глаза (впрочем, в наших широтах заметить Меркурий не так уж легко). При точном целеуказании и хороших условиях наблюдения можно заметить и Уран, имеющий блеск 5,5 m (хотя до изобретения телескопа и даже в течение двух веков после его изобретения распознать в Уране планету никто не смог). Однако с древности планет насчитывалось семь, поскольку астрономы в старину называли планетами также Луну и Солнце.

Слово «Луна» очень древнее; в латинском языке luna некогда имело форму luksna и было прямо связано с lux - свет, блеск. Его родственник - русское слово «луч». Луна в русском языке имеет и второе название - «месяц», как полагают, еще более древнее. Ученые прослеживают его связь с индоевропейским праязыком, в котором слово «Мес» служило названием Луны. Этот же корень встречается в словах «мера», «мерить». Возможно, это связано с циклическим изменением лунных фаз, позволяющим измерять время, вести календарь, недаром само слово «месяц» стало употребляться в значении «двенадцатая часть года». Обычно мы называем луной ночное светило в полной фазе, в виде светлого круга, а словом «месяц» обозначаем его, когда видим в виде тонкого серпа.

В отличие от Луны, Солнце имеет только одно имя. Славянское слово «Солнце» образовано от древнего индоевропейского корня sau - светить. По-латыни Солнце - sol Славяне же ввели в название Солнца уменьшительные суффиксы -н- и -ц-, так что его эмоциональная окраска теперь соответствует слову «оконце». Мы этого не улавливаем, как в случае «окно - оконце», поскольку другой формы у слова «Солнце» нет, но, говорят, в древности она была. В современном языке существует еще более «ласкательная» формы - «солнышко». Историки считают появление этих форм небескорыстным: так наши предки задабривали могучее светило. Но мне кажется, что причина этого не столько в страхе перед Солнцем, сколько в радости от его появления.

Но вернемся к «настоящим» планетам. Привычные для нас имена пяти ярких планет имеют древнеримское происхождение. Меркурий - бог римского пантеона, соответствовал греческому Гермесу, но греки времен Пифагора (VI в. до н. э.) называли эту планету «Стилбон», т. е. «сверкающий», «искрящийся». Для Венеры, позже названной в честь римской богини красоты, аналога греческой Афродиты, у древних греков было два имени: Геспера (вечер) и Фосфора (несущая свет) или Эосфора (несущая утро). Вплоть до Пифагора греки считали, что это два разных светила: одно появляется после захода Солнца, а другое - перед его восходом. Гипотезу о том, что это одна планета, приписывают Пифагору.

Во всем мире люди, как правило, повторяли ошибку древних греков, считая Венеру двумя разными светилами. К примеру, как «утреннюю звезду» русский народ знает Венеру под названиями «Утренняя заря», «Утренняя звезда», «Утреница», «Утренняя зарница» или просто «Зарница», «Зарянка», «Зурница» и др. Как вечернюю звезду Венеру в России называли «Вечерняя заря», «Вечерняя звезда», «Вечерница», «Вечерняя зарница». Подобным образом Венеру называют многие народы, но есть и особенности. Например, многие тюркские народы называют утреннюю Венеру Пастушьей звездой: с ее появлением пастухи выводят скот на пастбище. Впрочем, у некоторых народов встречаются названия Венеры, объединяющие утреннюю и вечернюю звезды: по-арабски Венера - Зухра. Пройдя через несколько языков и изменив звучание, это слово на Руси превратилось в «Чигирь» или «Чигирь-звезду».

Ярчайшая из планет, Венера единственная из всех бывает видна на фоне беззвездного фиолетового неба сразу после заката или непосредственно перед восходом Солнца. В компании с ней в эти моменты может быть виден только месяц. Поэтому она получила немало соответствующих названий: «Слуга месяца», «Подруга месяца» (в Польше), «Жена месяца» (в Африке). В русской сказке мы встречаем прекрасную дочь Месяца и сестру Солнца, которую добывал хитроумный Иванушка из «Конька-Горбунка», - это планета Венера! Другой сюжет - красавица из пушкинской сказки, у которой «во лбу звезда го-Рит». Вообще, существует целый пласт легенд, навеянных Венерой, причем он постоянно обновляется: многие легенды XX в. об НЛО также связаны с Венерой.

Марс - римский бог войны, аналог греческого Ареса. Древние греки называли эту планету «Пирой» (огненный, пламенный), вероятно, из-за ее красного цвета. Поскольку Венера видна лишь по утрам и вечерам, место ярчайшего светила среди ночи принадлежит Юпитеру. Отсюда и его древнегреческое имя - «Фаэтонт» (блистающий, лучезарный). А именем Сатурна было «Фенонт» (сияющий). Так что самый древний ряд планет у греков выглядел так: Стилбон, Геспер, Пирой, Фаэтонт, Фенонт. Позже, познакомившись с культурой Двуречья, греки узнали, что вавилонские астрономы, существенно опередившие их в науке, называют планеты именами своих богов. Тогда греки стали называть планеты именами богов, - разумеется, уже своих, а не вавилонских. Так возник ряд: Гермес, Афродита, Арес, Зевс (аналог Юпитера) и Кронос (отец Зевса, в римской мифологии - Сатурн).

Позаимствовав науку у греков, римляне выстроили свой ряд планет, ставший теперь общепризнанным: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Даже старое «раздвоенное» представление о Венере как вечерней и утренней звезде было выражено на латинском по греческому образцу: Веспер («вечер» и «вечерняя звезда») и Люцифер («несущий свет» и «утренняя звезда»; сатаной Люцифер стал значительно позже, уже в мифах христианской религии). Что касается Гермеса, то он был заимствован как покровитель торговли у греков, но вошел римский ряд планет под именем Меркурий, образованным от латинского слова merx - «товар».

Таково происхождение названий пяти ярких планет. Шестую планету открыл в XVI в. Николай Коперник - это Земля! Древнейшее славянское слово «земля» восходит к понятиям «низ, поверхность». Сначала этим словом обозначали небольшие участки, а затем и большие территории (Новгородская земля), вообще сушу и даже весь мир. Но смысл «планета» появился у него лишь после выхода работы Коперника «Об обращениях небесных сфер» (1543 г.).

Две самые дальние планеты - Уран и Нептун - были открыты уже в новое время, около 200 лет назад, и ученым пришлось специально изобретать для них названия. По поводу Урана Ю.А. Карпенко пишет: «Выдающийся английский астроном Вильям Гершель (1738-1822), открывший в 1781 г. седьмую планету Солнечной системы, оказался плохим имятворцем. Он решил подарить эту планету своему королю и назвал ее Георгиевой звездой, по-латыни Georgium sidus . И термин sidus , преимущественно означающий "звезда", и король в названии планеты были абсолютно неуместны, поэтому название не получило в астрономии прав гражданства».

Зная непростую судьбу Гершеля, можно было бы более снисходительно отнестись к его неудачной попытке придумать название для новой планеты. Ганноверский немец по рождению, Вильям (Фридрих Вильгельм) Гершель в 19 лет эмигрировал в Англию и долгие годы был вынужден заниматься наукой как любитель, зарабатывая на жизнь как музыкант. Именно открытие Урана позволило ему полностью отдаться астрономии, поскольку за эту находку английский король Георг III сделал его своим личным астрономом и назначил ему пожизненную пенсию. Ну чем еще мог отблагодарить астроном своего покровителя? Не исключено, что Гершель понимал недолговечность такого названия, припоминая историю галилеевых спутников Юпитера, которые сам Галилей предлагал называть «Звездами Медичи». Так оно и вышло. Вскоре после открытия Гершелем новой планеты российский астроном А.И. Лексель предложил называть ее Нептуном Георгия III или Нептуном Великобритании, но это предложение не было поддержано: названия показались слишком длинными и неудачными по смыслу. Тогда французский астроном Ж. Лаланд предложил дать планете имя «Гершель», но и эту идею не поддержали, поскольку она нарушала традицию. И вот немецкий астроном Иоганн Воде придумал для новой планеты, движущейся за Сатурном, имя - Уран. Хотя этот бог не из римского пантеона, а из греческого, по смыслу название очень подходило: согласно мифу, отцом Зевса-Юпитера был Крон-Сатурн, а его отцом - Уран. Вот так и стала седьмая планета Ураном.

Восьмую планету, как известно, открыли «на кончике пера» в 1846 г. Французский астроном Урбен Леверье, теоретически определивший ее положение на основе наблюдений за движением Урана, сообщил свой прогноз немецкому астроному Иоганну Галле, и тот обнаружил новую планету на указанном месте. Робкая попытка назвать ее Планетой Леверье тотчас была отвергнута: сам Леверье предложил дать ей имя Нептун. Идея понравилась всем: поскольку генеалогическую линию Юпитер-Сатурн-Уран про должать было невозможно (Уран не имел отца), то вернулись к братьям Зевса-Юпитера, одним из которых и был бог морей Нептун (у греков - Посейдон).

Кроме восьми больших, классических планет в Солнечной системе есть популяция планет-карликов (dwarf planets), получившая права гражданства в 2006 г. Прототипом этой новой группы тел стал Плутон, открытый в 1930 г. и в течение 76 лет считавшийся девятой планетой Солнечной системы. Что касается имени новой планеты, то, придумывая его, астрономы прошли уже ставший типичным путь - от имени автора открытия к имени персонажа мифов, но при этом впер вые смогли найти компромиссное решение. Вообще-то открыл Плутон молодой американский астроном Клайд Томбо (1906-1997), работавший на Ловелловской обсерватории близ Флагстаффа (штат Аризона, США). Но это открытие стало итогом многолетней программы поиска «Планеты Икс» за Нептуном, начатой еще в 1905 г. основателем и владельцем этой обсерватории Персивалем Ловеллом (1855-1916). Дело в том, что, вдохновленные теоретическим открытием Нептуна, астрономы во второй половине XIX в. внимательно наблюдали за движением Урана и Нептуна, пытаясь обнаружить признаки возмущений со стороны еще более далекой планеты. Одно время казалось, что эти признаки найдены и что массивная транснептуновая планета действительно существует. Страстным энтузиастом ее поисков стал Ловелл, человек яркой и удивительной судьбы, талантливый предприниматель, дипломат, писатель и астроном. На собственной первоклассно оснащенной обсерватории он организовал поиски этой Planet X - так он сам ее называл.

После смерти Ловелла программа поиска Планеты Икс прекращалась и возобновлялась вновь, пока не завершилась 18 февраля 1930 г. открытием новой планеты за орбитой Нептуна. Правда, она оказалась совсем не такой крупной, как ожидалось, но это не разочаровало ни ее первооткрывателя Клайда Томбо, ни его коллег. Напротив, обнаружение новой планеты на Ловелловской обсерватории в канун 75-летия Персиваля Ловелла вызвало всплеск энтузиазма. Большая личная роль Ловелла в организации поиска новой планеты требовала каким-то образом увековечить его имя, и даже предлагалось назвать эту планету «Ловелл». Но астрономы и в этом случае проявили твердость и не отошли от традиции: новую планету, живущую на темной окраине Солнечной системы, назвали Плутоном. С точки зрения мифологии тут все идеально: Плутон - греческий бог подземного царства, брат Посейдона (Нептуна) и Зевса (Юпитера) Но при этом и Ловелл оказался увековечен: две первые буквы в имени планеты (Pluto) совпали с его инициалами - Percival Lowell, а графический знак планеты - Pl или P - не оставляет никаких сомнений в двойственном смысле названия девятой планеты. Разумеется, не был забыт и Клайд Томбо: в 1931 г. английское Королевское астрономическое общество наградило его золотой медалью.


После открытия Плутона Томбо с помощниками еще 14 лет продолжал поиск очередной, десятой планеты, но обнаружить ее не смог. Нельзя сказать, что работа была проделана зря: в ходе поисков было открыто 775 новых астероидов Главного пояса (в основном между орбитами Марса и Юпитера), но десятая планета не нашлась. Со временем и Плутон был лишен статуса нормальной планеты. Многие астрономы и любители науки были этим разочарованы и до сих пор возражают против «разжалования» Плутона. Мы еще вернемся к этой проблеме, а пока познакомимся с новым типом объектов - карликовыми планетами.


Поначалу в эту группу вошли только три объекта: бывшая «нормальная» планета Плутон, бывший крупнейший астероид Церера и новооткрытая планета Эрида, обитающая на периферии Солнечной системы, за поясом Койпера. Некоторая система в их названиях в тот момент просматривалась: Плутон - греческий бог подземного царства, Церера - римская богиня урожая и производительных сил земли, а Эрида - греческая богиня раздора, дочка Ночи и внучка Хаоса. К лету 2009 г. к ним добавились еще две карликовые планеты: Хаумея - персонаж из гавайской мифологии, и Макемаке - божество из мифов острова Пасхи. География персонажей расширилась, но пока система их названий в общих чертах не нарушена: это по-прежнему герои мифов, но теперь уже разных народов мира. Однако в дальних уголках Солнечной системы может обнаружиться еще много карликовых планет. Хватит ли для их наименования имен мифологических персонажей? Вероятно, когда-нибудь эту традицию придется изменить подобно тому, как постепенно менялась традиция наименования астероидов.

Вторая планета от Солнца названа именем самой прекрасной богини римского пантеона – богини любви и красоты . Возможно, причиной тому стало то, что поверхность ее полностью скрыта мощным облачным покровом,- она столь же загадочна, непонятна и в то же время красива, как и , недаром до недавнего времени ее именовали “планетой тайн”. Подобные ассоциации могли быть вызваны и тем, что Венера – самый яркий объект земного неба после Солнца и Луны, при их отсутствие ее свет заставляет предметы отбрасывать тени.

Однако, первоначально, в древние времена, эта планета ассоциировалась совсем с другими мифическими божествами. Ее называли утренней звездой, когда она появлялась на востоке во время восхода Солнца и вечерней звездой, когда она была видна в западной части неба на закате. Дело в том, что из-за особенностей своей орбиты, Венера не может быть видна более трех часов перед рассветом и трех часов после захода Солнца.

Древние греки не знали, что видят одну и ту же звезду (причем не звезду, а соседнюю планету) и считали, что в утренние часы они могут любоваться Фосфором, божеством ослепительно яркой утренней звезды; а вечером их взглядам предстает , бог вечерней звезды – самой прекрасной из звезд, в Риме почитавшейся под именем Люцифер.

Уже гораздо позднее халдейские астрономы в результате долгих наблюдений и размышлений пришли к выводу, что это все-таки одно и то же небесное тело; тогда греки дали ей имя своей Улыбколюбивой богини, а римляне впоследствии ее переименовали.

Венера очень напоминает Землю по своим основным характеристикам. Но, несмотря на это сходство, поверхности их отличаются довольно существенно. Большая часть Венеры занята холмистыми равнинами.

Практически все детали рельефа этой планеты, названной в честь богини любви и красоты, носят женские имена. Крупные возвышенные области названы Земля Афродиты, Земля Иштар, Земля Лады. Многочисленные гряды, протянувшиеся на сотни и тысячи километров, напоминают срединно-океанические хребты. Для названий равнин используются мифологические женские персонажи. Например, равнина Елены, красота которой привела к троянской войне.

Масса Венеры составляет 80% от массы Земли, размеры же их практически идентичны. Расположенная ближе к Солнцу, чем наша планета, она получает от него в два с лишним раза больше света и тепла, чем Земля, температура на ее поверхности составляет в среднем 462°С. Тем не менее, с теневой стороны на Венере господствует мороз более 20 градусов ниже нуля, так как сюда не попадают солнечные лучи в течение очень долгого времени.

Она имеет очень плотную, глубокую и очень облачную атмосферу, не позволяющую увидеть с Земли поверхность планеты. Давление на поверхности – 96 атмосфер (на поверхности Земли – 1 атмосфера). Глубина облачного покрова достигает в некоторых местах 50 км, облака в основном являются парами концентрированной серной кислоты. Сама атмосфера практически полностью состоит из углекислого газа, также в ней содержится около трех процентов азота и практически нет воды и водного пара.

Среднее расстояние от Венеры до Солнца 108,2 млн. км; оно практически постоянно, поскольку орбита Венеры ближе к окружности, чем у любой другой планеты Солнечной Системы. Временами Венера подходит к Земле на расстояние чуть более 40 млн. км. Было установлено также, что период вращения Венеры вокруг оси очень длительный, около 243 земных суток, – больше, чем период обращения вокруг Солнца (224,7 суток), поэтому на Венере “сутки” длиннее года и календарь совершенно необычен. Теперь известно, что Венера вращается в обратном направлении – с востока на запад, а не с запада на восток, как Земля и большинство других планет.

На планете не зарегистрировано магнитного поля.

Post Views: 140


Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка. Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн.

1. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение


Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера - римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена


8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому


Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру


Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту - морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя - Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции


Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов


Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком "грубыми и неизящными". Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480-323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская - объект национальной гордости французов


Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры - статую Венеры Медичи - из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой


Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали



К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали


Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей


Высота Венеры Милосской - 2,02 м.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения


Отсутствующие руки Венеры Милосской - гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.

Есть темы, которые занимали человечество только на отдельных этапах его жизни. А есть такие, которые волнуют его тысячелетиями. В их числе — любовь. Древним грекам это явление представлялось в образе прекрасной богини Афродиты.
Времена античности в жизни человечества соответствуют примерно переходному возрасту. Понятно, что понадобилась богиня любви. Она была не только у греков, но и у других древних народов: вавилонян (Иштар), египтян (Исида), финикийцев (Астарта).
Древние боги, как и сами древние греки, не сидели без дела. Что касается Афродиты, то в ее задачу входило внушать смертным и бессмертным любовь и устраивать браки. Как объясняли сами греки устами поэта Гесиода: «С самого было начала дано ей в удел и владенье/ Между земными людьми и богами бессмертными вот что:/ Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы,/ Сладкая нега любви и пьянящая радость объятий».
Древнейшие из дошедших до нас античных изображений богини любви относятся к V в. до н.э. Например, сохранился мраморный рельеф с острова Сицилии, на котором запечатлена сцена рождения Афродиты. Согласно мифу (его гекзаметром изложил Гомер), она появилась на свет из морской пены вблизи острова Кифера. Повинуясь дуновению теплого ветра Зефира, волны принесли ее к Кипру (отчего Афродиту называют еще Кипридой). Там ее встретили горы, богини времен годы, окутали «нетленной одеждой», украсили золотым венцом, серьгами и ожерельем и отвели на гору Олимп, в обитель бессмертных богов, которых ее появление привело в восторг.
Древнегреческие живописцы рисовали Афродиту на керамических вазах, а скульпторы создали лучшие из известных в искусстве статуи богини. Их устанавливали в храмах Афродиты, недаром еще в VIII веке до н.э. Гомер в своих гимнах называл богиню любви «чести великой достойной». Но если на ранних своих изображениях Афродита окутана одеяниями, то с IV века до н.э. мастера постоянно помнили о том, что она еще и богиня красоты. Афродита виделась им теперь идеальной женщиной. И, дабы ничто не мешало зрителю наслаждаться ее совершенством, ваятели лишили ее «нетленных одежд» — сначала отчасти, а потом и вовсе.
Автором первой в Греции обнаженной статуи Афродиты был скульптор Пракситель. До него так и не ваяли не только богинь, но и обычных женщин. Чтобы новшество не слишком потрясло греков, настроившихся на молитву, он изобразил богиню как бы скинувшей одежды перед омовением: рядом с ней сосуд для воды, в руке — покрывало. Рассказывали, что статую Праксителю заказали жители острова Кос и скульптор изваял две — обнаженную и одетую. Заказчики предпочли традиционный вариант, и тогда нагую Афродиту, в пику им, забрали соседи с острова Книд. Они проявили широту взглядов, и город их прославился на всю Грецию: Афродита Книдская стала эталоном женской красоты. С тех пор богиню так и изображают — без одежды. А об обнаженных статуях древние греки сочиняли иронически-одобрительные эпиграммы: «Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала:/ — Горе мне, где же нагой видео Пракситель меня?» Подлинник Праксителя не сохранился, но с него было сделано примерно 50 копий. Кроме того, другим скульпторам он послужил образцом для подражания — например, автору так называемой Афродиты Капитолийской, которая ныне стоит в римском музее. В подлиннике дожила до наших дней другая знаменитая Афродита, найденная на острове Милос, более известная как Венера Милосская (120 до н.э.). Ей поклонялись не только древние греки, но и не верившие в античных богов европейцы XIX века.

Копии с греческих Афродит делали римляне. Они тоже чтили богиню любви и красоты, только называли ее Венерой. Более того, римляне считали, что они произошли от сына Афродиты Энея, так что прекрасная богиня была для них прародительницей и покровительницей. В искусстве древним римлянам лучше всего удавался скульптурный портрет. Но поскольку никому из мастеров не довелось увидеть Венеру воочию, они предпочли позаимствовать ее изображение у греков. Теперь благодаря им мы можем получить представление о плохо сохранившихся греческих шедеврах.
Рельеф «Рождение Афродиты» украсил алтарь древнегреческого храма на Сицилии примерно в 460 году до н.э. Прошло около двух тысяч лет. За это время истории о древнегреческих богах уступили место рассказам о христианских святых. Любовь не исчезла с лица земли, но как бы ушла в подполье: открыто превозносить разрешалось только любовь к Богу, а «владенье» Афродиты, весь этот «девичий шепот, улыбки, и смех, и обманы», получило название «грех». Но к XV веку уже нашей эры человечество снова стало вспоминать античные мифы, и в 1485 году в Италии, на родине античности, художник Сандро Боттичелли вновь воспроизвел сцену появления на свет Афродиты, только уже не в камне, а на холсте. Точь-в-точь, как ее описал Гомер. Так богиня любви и красоты пережила в искусстве второе рождение и осталась в нем навсегда. А поскольку возвращение состоялось на земле древних римлян, она стала называться своим римским именем — Венера.
С тех пор очаровательной богине было посвящено бесчисленное множество портретов. Как только её не писали: то спящей, то с зеркалом, то с Амуром… На всех полотнах у нее разные лица и даже разный обхват талии, но не узнать ее невозможно: всюду она — воплощение идеала женской красоты для пишущего ее художника. Даже когда живописцы перестали изъясняться на языке мифов, вездесущая богиня нет-нет да и появлялась на какой-нибудь картине под своим настоящим именем. Но и просто изображая обнаженную женщину, художник — быть может, не всегда осознанно — пишет свою Афродиту.
В наше время идеал красоты человечество пытается искать в фотомоделях. Далеко не каждый фотограф знаком с греческой мифологией, и все же на каждой фотографии модели незримо присутствует Венера. Вот уж воистину бессмертная богиня!

>> Первые наблюдения

Первые наблюдения

Венеру, также как Сатурн, Юпитер, Марс и Меркурий, человечество знало еще в эпоху каменного века. Планетой восхищались древние китайцы и греки, жители Египта, Вавилона и Месопотамии, индейские племена Южной и Северной Америки. Ошибались древние звездочеты только в одном - они делили Венеру на две звезды, одну наблюдая рано утром, другой поклоняясь в сумерках. Отсюда и два названия. У жителей древней Эллады Венера, восходящая утром, звалась Фосфор, восходящая вечером - Веспер. Жители дельты Нила утреннюю именовали Тайоумутири, вечернюю - Оуэйти. Майя придумали Венере два названия: Великая Звезда или Нох Эк и Звезда Осы или Ксукс Эк, также древние майя умели вычислять синодический период Венеры.

Пифагорейцы первые заговорили о том, что утреннее и вечернее сияющее чудо - это одна звезда, а не две. А Гераклит Понтийский доказывал в своих научных тркдах, что Венера вращается не вокруг Земли, как ошибочно предполагали тогда, а вокруг Солнца. Где-то в этот же исторический период греки стали называть Венеру в честь богини Афродиты, богини любви и красоты на греческом Олимпе.

Кажущееся нам традиционным и неизменным название планеты Венера предложили древние римляне, назвав так чарующее небесное тело по аналогии с греческим вариантом. Афродита и Венера - вечно-юные богини женственности, красоты, любви. Изучение планет в античный период истории человечества сводилось большей частью к составлению карт звездного неба. Хотя, древние астрономы пытались рассчитать расстояние от Земли до всех известных тогда планет Солнечной системы.

Необычно понимание Венеры у древних индейцев Южной Америки. Они связывали Венеру с жизнью мужского божества - Кецалькоатля. По индейским верованиям, каждый цикл Венеры, а они располагали знаниями о венерианских циклах, олицетворяет жизнь бога Кецалькоатля на Земле. Утреннее восхождение Венеры озаряет появление бога на Земле. Вторая фаза утреннего цикла Венеры заставляет Кецалькоатля испытывать сильнейшее возбуждение и совершать необдуманные поступки. Когда Венера полностью прячется от глаз майя за солнечным диском, тогда Кецалькоатль веде жестокую битву с беспощадным Солнцем. Вечерняя фаза Венеры наделяет Кецалькоатля мудростью и умиротворением, он спускается на Землю в облике человека и делится тайнами мудрости с внимающими ему майя. Нижняя фаза вечерней Венеры символизирует смерть божества. Новый цикл Венеры - и история Кецалькоатля повторится вновь, и так неизменно до скончания времен Венера символизирует подвиги бога индейцев майя на Земле. В священном городе майя была возведена специальная астрономическая башня, предназначавшаяся только для наблюдения за Венерой. Проводя ночи в наблюдениях за небесными телами на башне Эль-Караколь, звездочеты пламени майя составили примерный календарь затмений Венеры, пытались рассчитать время оборота планеты вокруг своей оси.

Удивительно понимание Венеры древними китайцами. Для них Венера была мужского рода. Ее цвет - белый, который тогда в Китае символизировал смерть. Осенью Венера ярче всего видна в свою вечернюю фазу, поэтому китайцы отдали ей покровительство над этим временем года. Из известных тогда химических элементов, Венере был отдан металл. Согласитесь, ничего общего с восприятием планеты античной Европой. В Вавилоне Венеру считали матерью богов Иштар и называли “ярким факелом небес”.

Древние славяне называли Венеру на греческий манер Афродит, или же Денница и Чигирь-звезда. Но славянская мифология практически не связана с символикой и обожествлением звезд, поэтому историки и располагают скудной информацией. Известно только, что наши предки знали Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Традиционные для славянской культуры источники - летописи и фольклор ничего не говорят о попытке изучить движение Венеры.

Первым из великих умов Европы заговорил о возможности прохождения Венеры по Солнцу Иоганн Кеплер в 1631 году.

Самым первым и самым романтичным упоминаем о Венере в письменных источниках является легенда о происхождении Исиды и Гора, древнеегипетских божеств. В древнейших религиозных текстах Древнего Египта, которые называются “Тексты пирамид”, говорится, что Исида и ее сын Гор потомки Великой Утренней Звезды… Потомки божественной Венеры