Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Противопоставление бриана де буагильбера и ревекки. Ребекка — прекрасная дочь еврея Исаака из романа «Айвенго

Противопоставление бриана де буагильбера и ревекки. Ребекка — прекрасная дочь еврея Исаака из романа «Айвенго

Вклад сэра Вальтера Скотта в дело создания исторического романа переоценить невозможно. Его произведениями лет сто пятьдесят зачитывалось не одно поколение читателей. «Айвенго» — одна из наиболее интересных вещей, написанных этим автором.

Историческая обстановка романа

Норманны завоевали около 150 лет назад исконные земли саксов всего в одном сражении. Действие романа происходит в XII веке на фоне борьбы двух братьев за трон. Это законный король Ричард I и его брат Джон, который, по сути, хочет узурпировать власть в королевстве. Династия Плантагенетов вполне утвердилась на острове и вытеснила ее коренных жителей на худшие земли. Саксонская знать мечтает вернуть себе прежнее положение. И страна оказывается в трех противоборствующих лагерях. Такова расстановка сил в начале романа, где главным должен быть образ Айвенго, созданный воображением писателя. Завязка романа начинается с возвращения Айвенго на родину, где он не знает, что его ждет.

Характеристика образа Айвенго

Уилфред Айвенго лишен наследства своим отцом Седриком, но глубоко влюблен в его подопечную Ровену, которой Седрик готовит более высокую участь, чем брак с его сыном. Айвенго — саксонский рыцарь, который верен Ричарду I, королю Англии, представителю пришедшей из Франции династии Плантагенетов. От своего сюзерена он получил желание следовать куртуазным законам чести. Доблесть, смелость, верность для него не пустой звук. Такова характеристика образа Айвенго в целом.

Участвуя в Ричарда, он завоевал большую славу как истинный защитник веры и христианства. Там он покрывает себя славой, но и вызывает к себе ненависть рыцаря Буагильбера, которого он победил на турнире в Палестине. Это одна из сторон, которой охарактеризован образ Айвенго. Он — идеальное воплощение рыцарского кодекса чести и героизма. Для него примером служит Ричард Львиное Сердце. Отважный рыцарь долгое время провел, сражаясь за Святую Землю. Он не юнец, но истинный который не будет действовать сгоряча, — таким предстает образ Айвенго перед читателем. Во время двухдневного турнира в Ашби он получил тяжелое ранение, но, собрав всю силу и выдержку, довел турнир до победы. А затем Айвенго, не выздоровев до конца, отправится защищать честь еврейской девушки Ревекки. Это еще одна грань, которая входит в образ Айвенго. К своему королю, доблесть и мужество которого безупречны, рыцарь относится с большой долей критики из-за его любовных приключений. Сам же главный герой романа однолюб, и никаким соблазнам он не подвержен. Образ Айвенго в романе Вальтера Скотта написан достаточно однообразно. Этот персонаж положительный, и его достаточно трудно нарисовать ярко.

Бриан де Буагильбер

Это рыцарь Ордена Тамплиеров. Рыцари-тамплиеры являются представителями мощной международной военной религиозной организации, которая якобы посвятила себя завоеванию Святой Земли. Но на самом деле они часто вмешиваются в европейскую политику. Бриан де Буагильбер — грозный боец, который перенес много испытаний, опасностей и бурных страстей. Он суров и выглядит зловеще. Мораль он не признает. Он потакает своим страстям и соблазнам. Так, зная, что состоятельный еврей Исаак собирается поехать в Шеффилд, рыцарь не гнушается простым нападением на него с целью ограбления. Жадность, похотливое отношение к женщинам, далекое от возвышенных куртуазных представлений того времени, характеризуют этот персонаж.

Он не стесняется похитить дочь старого Исаака, Ребекку, и добиваться у своей пленницы любви. Однако с течением романа его образ претерпевает романтические изменения благодаря его любви к Ревекке. Он, поняв, что девушка не ответит на его чувства, потерял интерес к жизни и погиб в поединке с Айвенго, но сделал свою гибель сознательной. Таков образ рыцаря ордена храма в романе Вальтера Скотта «Айвенго». Он противоположен главному герою, но очень интересен и ярок.

Леди Ровена

Трудно анализировать образ белокурой леди Ровены, потому что в романе он дан намеком и без развития. Мы многое узнаем о ее окружении, а о ней самой можем судить только косвенно. Из текста мы узнаем, что она справедливая и красивая. Еще сообщается, что девушка — это существо «мягкое, доброе, нежное», хотя благодаря своему воспитанию она весьма гордая и серьезная.

Леди Ровена служит только пешкой в руках мужчин, которые пытаются ею манипулировать. Так, Морис де Браси сразу захотел жениться на ней, когда узнал, какое у нее приданое. Седрик желает связать ее браком с Ательстаном, чтобы они могли родить новое сильное королевское саксонское поколение. И никому нет дела до чувств самой леди Ровены. Она мужчинами не воспринимается как человек с собственными желаниями. Даже Айвенго относится к ней как к предмету. Когда он возвращается на родину, то не спешит обрадовать леди Ровену своим появлением, а держит и от нее все в глубокой тайне. Выигрывая турнир, Айвенго называет Ровену королевой любви и красоты, хотя она, возможно, предпочла бы простую теплую встречу.

Даже когда в конце романа Айвенго наконец добивается у Седрика согласия на свадьбу, то оказывается, что читатель даже не видел, как Айвенго ухаживал за своей невестой. Можно только предположить, что некогда ухаживания были, и у Ровены возникло чувство любви к Айвенго. Этот молодой мужчина — средневековый романтичный рыцарь, и ему нужна прекрасная дама для выражения куртуазной любви и борьбы за нее. Это и делает Ровену чем-то вроде пешки для самого писателя, чтобы поддерживать любовную интригу, поэтому мало привлекает к ней интерес, любовь и сочувствие читательской аудитории. Положительный образ писателю не удался. Он слишком схематичен.

Ревекка

Не совсем справедливо сравнивать Ревекку и Ровену, потому что в романе они играют разные роли. Если о любви Ровены и Айвенго читатель знает как о свершившемся факте и не видит в ней никакой интриги, то отношения Ревекки к Айвенго даны в развитии. Любовь прекрасной черноволосой еврейки не находит отклика в душе главного героя. Ревекка — человек гордый, смелый, мужественный и свободный, так как она не принадлежит к высшей знати. Она — лицо презираемое в силу своей национальности. Но красавица-еврейка почти всегда уверена в себе.

И всякий раз, когда она находится под угрозой насилия, то ведет споры с храмовником. Ревекка имеет возможность выбирать свою судьбу — умереть с достоинством на суде Тамплиеров или поехать в Испанию и посвятить себя работе в больнице. В финальной сцене она дарит Ровене ларец с драгоценностями и отвергает предложение перейти в христианство и остаться в Англии.

Такими вырисовываются главные женские образы в романе Вальтера Скотта «Айвенго».

Заключение

Этим романом сразу после его написания зачитывались самые известные писатели всех стран, не говоря уж о массовом читателе. Затем он перешел в разряд детской литературы. Но современного ребенка роман вряд ли заинтересует. Эта красочно описанная эпоха раннего Средневековья может вызвать интерес у взрослого вдумчивого человека, знающего историю и склонного к анализу.

Фэндом : Скотт Вальтер «Айвенго»

Рейтинг : G
Жанры : Статьи
Размер : Мини, 9 страниц
Кол-во частей : 1
Статус: закончен

Описание : Анализ образа рыцаря ордена тамплиеров в романе Вальтера Скотта "Айвенго".

Публикация на других ресурсах: Где угодно со ссылкой на автора. (прим. администрации: разрешение получено)

Образ рыцаря Ордена Храма в романе Вальтера Скотта "Айвенго"

Роман "Айвенго" (1820 г.) является одним из наиболее значительных произведений Вальтера Скотта. Выходом в свет "Айвенго" отмечен пик его прижизненной славы. Во многом благодаря именно этому роману в литературе и в сознании массового читателя возник устойчивый образ "злого тамплиера". В данной статье будут рассмотрены причины возникновения такого негативного образа, а также видение личности злого храмовника Буагильбера с позиций читателя начала третьего тысячелетия.

Хотя в "Айвенго" имеются несоответствия описываемой исторической эпохе, например, ношение рыцарями панцирей, шлемов с подъемными забралами и перьями, использование кинжалов-мизерикордов и др., роман от этого нисколько не проигрывает, его литературные достоинства компенсируют эти недостатки.

В центре внимания Скотта не исторические события, а человек: он стремился поведать читателю о частной жизни выбранной эпохи, о ее обычаях и нравах, обо всем том, чем жили и дышали люди конца XII в., о том, как они любили и ненавидели. Каждый герой "Айвенго", даже эпизодический, обладает своим уникальным характером. Личностные черты четко прорисованы, а у некоторых персонажей очень ярко показана напряженная внутренняя борьба, например, у еврейки Ревекки - между ее верой и любовью к иноверцу Айвенго, а у храмовника Бриана де Буагильбера - между любовью к Ревекке и желанием спасти ее от казни ценой отказа от Ордена и позора вследствие этого. Таким образом, Скотт показал себя тонким психологом. Скотт порой шел на сознательное искажение исторической действительности, дабы в детальных описаниях мелких подробностей и следовании букве достоверности исторических реалий эпохи не упустить из вида то, ради чего, собственно, и был написан роман. Так, примером намеренного искажения Скоттом исторической действительности может служить идеализация Ричарда Львиное Сердце. Писатель изображает этого монарха как идеального рыцаря без страха и упрека, который путешествует инкогнито и ведет простолюдинов на штурм замка зарвавшегося барона Фрон де Бефа, чтобы освободить пленников. Однако исторический король Ричард Львиное Сердце вовсе не был столь добр и простодушен. Примером его жестокости может служить Айядиехская резня, когда недовольный медлительностью, с которой Саладин выполнял условия капитуляции Акры, Ричард I потерял терпение и 20 августа 1191 г. приказал перебить 2 700 пленных, взятых в Акре, пощадив только тех, кто был в состоянии заплатить выкуп. В ответ на этот непростительный поступок Салах ад-Дин приказал казнить всех пленных франков.

Скотт идеализировал этого жестокого монарха, поскольку стремился к созданию образа короля, близкого фольклорным традициям. Еще более безупречным и идеальным преподнесен в романе сам главный герой - рыцарь Уилфред Айвенго. Само имя Айвенго было подсказано автору старинным стихотворением, где упоминались три поместья, одно из которых называлось Айвенго. Это имя, как признается Скотт, "соответствовало замыслу автора в двух отношениях: во-первых, оно звучит на староанглийский лад; во-вторых, в нем нет никаких указаний относительно характера произведения". А Скотт, как известно с его же слов, был против "захватывающих" заглавий. Образ Айвенго нельзя назвать удачей автора. Главный герой настолько нереалистично безупречен, что выглядит безжизненным, невыразительным и пресным на фоне ярких, колоритных, мастерски изображенных героев из противного лагеря, в особенности сложного и противоречивого рыцаря Ордена Храма Бриана де Буагильбера, образ которого наряду с представлением Ордена Храма в романе и представляет для нас наибольший интерес. На протяжении всего периода, прошедшего после написания "Айвенго", данный персонаж оставался либо недооцененным критиками, либо оценивался как однозначно негативный.

Советская литературно-критическая традиция неизменно рассматривает Буагильбера как негодяя и разбойника, а Орден Храма - как шайку насильников: "Типичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крестоносец Буагильбер, рыцарь ордена Храма, тамплиер. Рыцари этого ордена, первоначально основанного для прикрытия путей к христианским святыням Иерусалима, превратились со временем в хорошо организованную и разветвленную по всей Европе шайку насильников и вымогателей, действовавшую под прямым покровительством Ватикана. Далеко запускал свои щупальца орден тамплиеров: выполняя приказ Ватикана, он помогал немецким "псам-рыцарям" нападать на средневековую Русь с запада и посылал своих братьев-рыцарей проводниками и советниками в ставку Батыя, подготовлявшего тяжелый удар, который обрушился на Русь с востока. Будучи крупнейшим феодалом Европы, орден оказывал сопротивление централизованной королевской власти, помогал феодальным мятежникам, становился международным центром самой черной феодальной реакции. Все эти черты деятельности тамплиеров отражены в большей или меньшей степени в типичном живописном образе Буагильбера, хищника и насильника. В лице Буагильбера В. Скотт не только заклеймил разбойничью сущность феодализма, но и показал органическую связь между феодализмом светским и феодализмом церковным: оба грабят народ, деятельно помогая друг другу, а иногда цинично прикрывая грабеж орденскими знаками, крестом "воинства Христова". (цитата из статьи Р. Самарина, 1982 г.)

Как видим, этот отзыв более чем нелестен. И это далеко не единственный пример негативной оценки данного героя. Но действительно ли Скотт хотел изобразить рыцаря Храма таким? Едва ли. Ведь однозначно негативный персонаж в качестве антагониста главного героя не был бы столь интересен с точки зрения концептуальности романа, как персонаж противоречивый. А храмовник Буагильбер обладает не только негативными чертами, Скотт не отказывает ему и в некоторых достоинствах. Подтверждения этому можно найти по ходу всего повествования.

Обратимся к описанию этого героя: "...человек высокого роста, старше сорока лет, худощавый, сильный и мускулистый. Его атлетическая фигура вследствие постоянных упражнений, казалось, состояла из одних костей, мускулов и сухожилий; видно было, что он перенес множество тяжелых испытаний и готов перенести еще столько же... На лице его ясно выражалось желание вызвать в каждом встречном чувство боязливого почтения и страха. Очень выразительное, нервное лицо его с крупными и резкими чертами, загоревшее под лучами тропического солнца до негритянской черноты, в спокойные минуты казалось как бы задремавшим после взрыва бурных страстей, но надувшиеся жилы на лбу и подергивание верхней губы показывали, что буря каждую минуту может снова разразиться. Во взгляде его смелых, темных, проницательных глаз можно было прочесть целую историю об испытанных и преодоленных опасностях. У него был такой вид, точно ему хотелось вызвать сопротивление своим желаниям - только для того, чтобы смести противника с дороги, проявив свою волю и мужество. Глубокий шрам над бровями придавал еще большую суровость его лицу и зловещее выражение одному глазу, который был слегка задет тем же ударом и немного косил. Этот всадник, так же как и его спутник, был одет в длинный монашеский плащ, но красный цвет этого плаща показывал, что всадник не принадлежит ни к одному из четырех главных монашеских орденов. На правом плече был нашит белый суконный крест особой формы...". (здесь писатель допустил ошибку - тамплиеры носили белые плащи с красными крестами, красные плащи с белыми крестами носили иоанниты).

Уже одно это описание внешности содержит указания на противоречивость характера этого героя. С одной стороны - надменность и самодовольство: "...на лице его ясно выражалось желание вызвать в каждом встречном чувство боязливого почтения и страха... у него был такой вид, точно ему хотелось вызвать сопротивление своим желаниям - только для того, чтобы смести противника с дороги, проявив свою волю и мужество...", а с другой -храбрость и стоицизм: "...видно было, что он перенес множество тяжелых испытаний и готов перенести еще столько же... во взгляде его смелых, темных, проницательных глаз можно было прочесть целую историю об испытанных и преодоленных опасностях...".

Вот еще одно описание Буагильбера: " ... Он снял кольчугу и вместо нее надел тунику из темно-красной шелковой материи, опушенную мехом, а поверх нее - длинный белоснежный плащ, ниспадавший крупными складками. Восьмиконечный крест его ордена, вырезанный из черного бархата, был нашит на белой мантии. Он снял свою высокую дорогую шапку: густые черные как смоль кудри, под стать смуглой коже, красиво обрамляли его лоб. Осанка и поступь, полные величавой грации, были бы очень привлекательны, если бы не надменное выражение лица, говорившее о привычке к неограниченной власти..." (здесь вновь плащ тамплиера описан писателем неверно - белые плащи с черными крестами носили тевтонцы. т.к. маловероятно, что Скотт не знал, как в действительности выглядел плащ тамплиера, то можно предположить, что "ошибки" в описаниях плаща допущены им намеренно, видимо, он хотел создать некий собирательный образ рыцаря военно-монашеского ордена и для этого одел храмовника сначала в плащ госпитальера, а затем тевтонца). Примечательно и то, что почти при каждом упоминании этого персонажа автор использует эпитеты "надменный храмовник" или "гордый храмовник".

Но вернемся к вопросу о противоречивости нашего героя. Когда Айвенго, присутствовавший инкогнито в доме изгнавшего его отца, из скромности отказался назвать имя рыцаря-сакса, из числа храбрейших шести рыцарей, приближенных короля Ричарда, одержавших победу на турнире в Сен-Жан д"Акре, храмовник сам назвал это имя и признал свое поражение, отдавая должное воинской доблести своего врага: "Я сам назову имя рыцаря, которому из-за несчастной случайности - по вине моей лошади - удалось выбить меня из седла. Его звали рыцарь Айвенго; несмотря на его молодость, ни один из его соратников не превзошел Айвенго в искусстве владеть оружием".

Весьма показательными являются описания поединков Буагильбера и Айвенго. Обращает на себя внимание тот факт, что храмовник ни разу не был побежден силой или ловкостью своего противника, а был признан побежденным турнирными правилами. Один раз поражение было по вине лошади, второй раз - лопнула подпруга седла, третий раз - из-за ранения лошади, а четвертый - во время так называемого Божьего суда, храмовник умер своей смертью. Таким образом, автор подчеркивает, что противники были равными по воинскому мастерству и доблести, но не по успеху на ристалище: "...впервые в тот день выехали на арену бойцы, столь равные по силе и ловкости... оба совершали славные подвиги, оба не находили среди всех остальных рыцарей равных противников... искусство, с каким они наносили и отражали удары, было таково, что у зрителей невольно вырывались единодушные возгласы восторга и одобрения". Айвенго, победивший Буагильбера и остальных зачинщиков турнира, выглядит первым среди равных. Можно предположить, что автор не захотел изображать антагониста главного героя более слабым, поскольку хотел подчеркнуть победу Айвенго, как одержанную не силой, но торжеством справедливости: "...победитель потребовал кубок вина и...провозгласил, что пьет "за здоровье всех честных английских сердец и на погибель иноземным тиранам!". Победитель-сакс торжествует над поверженными зачинщиками-норманнами - шотландец Скотт сочувствует саксам. Невозможно пройти мимо этой авторской симпатии саксам, которая дает о себе знать по ходу всего повествования. Все позитивные персонажи, кроме короля Ричарда, - саксы, а все негативные - норманны. Не сложно догадаться, почему симпатии автора на стороне саксов, а не норманнов. Грубые и неотесанные, в глазах более цивилизованных норманнов, саксы напоминают Скотту диких горцев его родины. Ставшая притчей во языцех неприязнь шотландцев к их исконным врагам - англичанам, которая жива и поныне, нашла свое отображение и на страницах "Айвенго". Само собой разумеется, что Скотт, как шотландец-патриот, проводит параллели между саксами и шотландцами и между норманнами и англичанами, между норманнским завоеванием Англии и между завоеванием Шотландии англичанами, между противостоянием саксов и норманнов и между борьбой шотландцев против англичан. Естественно, что "злой" тамплиер Буагильбер тоже норманн, а не сакс.

Наиболее отчетливо противоречивость характера Буагильбера показана на примере его взаимоотношений с еврейской красавицей Ревеккой, а напряженные споры этих двух ярких персонажей являются вершиной литературного гения Скотта и сполна раскрывают талант писателя, как знатока человеческих душ.

С Ревеккой связан самый безумный поступок храмовника. Плененный красотой Ревекки, Буагильбер, переодевшись разбойником, похитил ее, призрев законы чести, религиозные предрассудки и обет безбрачия. Заточив пленницу в высокой башне замка Торкилстон, он пришел к ней требовать выкуп красотой и любовью. Сначала он ведет с ней светскую беседу, делает ей комплименты, называя ее то "прекрасным цветком Палестины", то "Эндорской волшебницей", то "розой Сарона", затем угрожает ей применением силы, полагая, что, запугав ее, сделает ее покорной, однако здесь его ждала неожиданность - хрупкая девушка проявила невероятное мужество и силу воли. Ревекка вскочила на окно и пригрозила, что бросится вниз, если он сделает попытку приблизиться к ней хоть на шаг. Привыкший вызывать во всех встречных почтительный страх, Буагильбер был удивлен и восхищен такой храбростью у беззащитной женщины, которая предпочитала смерть бесчестью. Если до этого момента он был пленен лишь красотой ее лица, то теперь к этому добавилось уважение: "...мужество и гордая решимость Ревекки, в сочетании с выразительными чертами прекрасного лица, придали ее осанке, голосу и взгляду столько благородства, что она казалась почти неземным существом... Буагильбер, человек гордый и мужественный, подумал, что никогда еще не видывал такой вдохновенной и величественной красоты...". Очарованный ее решительностью храмовник поведал ей о том, при каких обстоятельствах он вступил в Орден и ради чего: "возможность мести, Ревекка, и огромный простор для честолюбивых замыслов...". Он не извинился перед ней за свои угрозы: "Не прошу прощения за то, что угрожал тебе насилием. Благодаря этому я узнал твою душу. Только на пробном камне узнается чистое золото". Но все же своим честолюбием Буагильбер испугал Ревекку гораздо сильнее, нежели угрозой насилия. Затем Бриан увез Ревекку из горящего замка Торкилстон в прецепторию Темплстоу и прорываясь сквозь передовые отряды осаждающих отчаянно защищал ее и невзирая на беспорядочный кровавый бой, все время заботился о ее безопасности. Он беспрестанно возвращался к ней и, не думая о том, как защитить самого себя, держал перед ней свой треугольный, выложенный сталью щит.

А теперь о кинематографических интерпретациях романа сэра Вальтера Скотта "Айвенго". Их было несколько, я осилила три, нет, правильнее будет три с половиной - потому что советскую экранизация я, возможно, и видела в несознательном возрасте, но сейчас это совсем не факт, отдельные воспоминания сохранились, и тут на днях случайно наткнулась на оную на канале "Домашнем". Смотреть это действо было совершенно невозможно, оператору надо оторвать руки, но вот внешне "нашенский" Айвенго наиболее подходит под образ, созданный сэром Вальтером Скоттом.

Итак, по порядку - первой была английская экранизация 1982го года, у нее сразу были все шансы статься в фаворитах, что собственно говоря и произошло.
Это мой любимый Айвенго, совсем нет той уверенности, что на картинке выше, а вот рефлексии и переживаний прошлых лет более чем.
Ну и поэтому единственная претензия - не юноша, Эндрюсу на момент съемок было 33.

Вот еще один - тоже гордый, тоже смелый и уверенный в себе, и усы на месте - Роберт Тейлор, герой всей экранизации 1952го, был в каждой бочке затычка, пардон, всех спас: нашел заточенного в австрийском замке Ричарда Львиное Сердце, организовал сбор средств для его выкупа, привлек к этому самую обеспеченную часть населения Англии - иудеев, вызвал противных норманнов на турнир, победил, будучи смертельно раненым, быстро поправился и проник в замок, где томились Седрик, Ровена, Исаак и Ребекка, устроил там бунт при поддержке извне, по собственной инициативе отправился спасать Ребекку из рук "инквизиции" и победил.

Но возраст - 40 лет Тейлору, усики прощелыги и прическа, похожая на дурацкий паричок, нет, не Айвенго, кто-то другой.

И последний представитель плеяды славных рыцарей Айвенго - Стивен Вэддингтон, наверняка мужчина симпатичный в нашей обычной жизни, но с этими космами и челкой, подчеркивающей какую-то странную курносость, а также мощным торсом, он может сравниться скорее с Тарзаном, но уж никак не с Айвенго.

Прости, Стивен. Хотя мужества и храбрости тебе было не занимать. Ну и губа у этого Айвенго совсем была не дура, успел и Ребекку поматросить, и к Ровене вернуться.

Прекрасные дамы из этой экранизации (Айвенго-97) - прекрасны во всех отношениях.
Ровена смелая патриотка, готовая поднять своих подопечных на бой с норманнами и уничтожить соперницу в борьбе за личное счастье.

Ребекка страстная натура, свободолюбивая и независимая. И мне кажется нифига не смирившаяся с потерей Айвенго. В последней сцене ее красноречивый взгляд в камеру говорил, что вряд ли они виделись с благородным рыцарем в последний раз.

(Если что, то это другая сцена на картинке).
Дамы, изображающие Ровенн в других экранизациях, на мой взгляд довольно никакие - такую роль им уготовили сценаристы. Ровенна-52 (Джоан Фонтейн) то пыталась предъявлять какие-то претензии Ребекки, то бегала беспомощно вокруг Айвенго, когда тот кричал: Где Ребекка? Где Ребекка? Или стояла смирившись со своей участью, когда тот поехал спасать прекрасную иудейку. Но рыцарь в итоге достался ей.

Ровенна-82 - "блондинко", причем натуральное. Губки, глазки, зубки, что он в ней нашел? Характер отсутствует, сценаристы специально страстей пожалели на Ровенну, не пойму только за что.

Я бы поставила на Ребекку, но небесная канцелярия пожелала иначе, а жаль, Оливия Хасси - чудо как хороша. И тоже такая вся немного задумчивая, рефлексирующая, ну чем не пара Айвенго, он даже целовал ее всячески и говорил, что если бы не вера, то сия дева была бы самой лучшей ему наградой, да еще и пытался догнать в тот момент, когда она, попрощавшись с Ровенной, покидала Англию навсегда.

Но конечное самое чудо из чудес Ребекка-52 - Элизабетт Тейлор. Как же она прекрасна, а как же она смела и горда. Эх...Да будь я Айвенго, не раздумывая бы, схватила ея и унеслась бы с ней на горячем арабском скакуне в далёкие палестины и зажила бы там долго и счастливо. Но и Элизабет не повезло.

В "Айвенго"-82 дело обстоит на порядок лучше. Бриан - Сэм Нил, отрицательная харизма наличествует, но вот страстности в нем не хватает.

Мне больше тут понравился Де Браси - Стюарт Уилсон, давно на него заглядываюсь, со времен Pallisers.

И третий их братец-акробатец Фронт де Бёф тут уж несказанно могуч и хорош - Рис-Дэвис. И вообще просто душка, даром, что Исаака, изверг, поджарить хотел.

А вот мальчики забавляются - большой пузырь - это Фронт де Бёф. Скорые выводы делать тут не стоит, наверное, может у средневекового рыцарства это было в порядке вещей. "нуачо".

Но самый лучший Бриан де Буагильбер получился у Киарана Хайндса, хронометраж позволил развернуться ему во всей красе, и получилось то, что надо. Я бы за таким на край света ломанулась, ну в пределах разумного, конечно.

Ну что Ребекка нашла в том лохматом Айвенго, и чего не хватило ей в этом страстном Буагильбере. Не, ну все ж понятно, но ей и там и там особо не светило
.

Соратники храмовника тоже в этой версии симпатяги, особенно де Браси.

Запас картинок у меня истощился.
Из вредоносных остался принц Джон, он везде неплох, но в версии 97го года как-то особенно неприятен. А его брат-потеряшка везде симпатичен, и особенно в той же версии 97го. Это у них экранного времени много выдалось.
Все Седрики, Исааки, Робин Гуды и т.п. присутствуют, но воображения не поражают. С Вамбой, по-моему, неплохо вышло в самой старой версии, там его фирменные шуточки остались.
В версии 82го главным шутом все-таки был Ательстан, Вамба там как-то особо не пригодился.

В Айвенго-97 все персонажи очень лохматы и бородаты, поэтому симпатией я к ним не прониклась, ну этот кинематографический реализЬм "втопку", много суровых англо-сакских парней супротив грозных норманнов. Мой любимый момент в Айвенго-52 - саксонцы в замке Седрика считают драгоценности на выкуп Ричарда Львиное Сердце, вбегают партизаны Робин Локсли и братец Тук, принеся очередную добычу, все растроены, что денег мало, тут же появляется еврей Исаак, принеся вексель на 100 тысяч марок серебром, все рады, что теперь денег достаточно. Но вдруг идилию нарушает Айвенго, сообщая новость, что за Ребекку тоже требуют 100 тысяч марок серебром. Все очень сочувствуют Исааку, который решает все-таки выкупить короля. Но гордый Айвенго по личной инициативе едет вызволять Ребекку, какая там леди Ровена, пусть побрякушки считает В общем грандиозная американская отсебятина, снятая на зависшие в Англии денежки. Буду любить менее сказочную, чем Айвенго-52, но более легкомысленную, чем минисериал Айвенго-97, версию 1982го года. И в первую очередь вот за этого благородного рыцаря. Пожалуй пока хватит.

Ivanhoe Айвенго (1982)
Режиссер: Даглас Кэмфилд, США
"Съёмки фильма полностью проходили в Англии. Часть производилась в замке Алнвик в Нортумберленде, остальные сцены были сняты в павильонах Pinewood Studios в Букингемшире." (* из Вики).
С книгами теперь фильмы сравнивать не принято... Да и в фильме указано -- "по мотивам".

Но всё равно -- сравнивать буду, не в пользу фильма -- или книги)) А так просто... Книги я читаю ОЧЕНЬ внимательно, тем более, что "Айвенго" -- моя любимая аж с третьего класса! Можно представить себе, сколько раз я её перечитывала.))
И ВСЁ ЖЕ фильм никогда не заменит книги, даже самый лучший (имеется ввиду книги, уже проверенной временем классики, а не чего-нибудь дешёвого, на потребу дня... Тогда фильмы подчас бывают лучше).
В книге, конечно, любимейшие мои сцены с монахом Туком и Чёрным Рыцарем. Великолепен Шут, и его друг, свинопас и раб Седрика Саксонца, Гурт. В фильме мои любимые персонажи получились эпизодическими. В своё время Вальтер Скотту говорили, что второстепенные персонажи у него получаются живее и лучше главных... Нельзя с этим не согласиться))) Чего стоит одна только попойка Чёрного Рыцаря с монахом-Туком, под покровительством святого Дункана.Одну эту сцену можно читать и перечитывать. А острые словечки шута Вамбы, его шуточки... истинного филолога)). Замечания о саксонской, французской и английской речи!... Всего этого вы почти не найдёте в фильме, и если хотите понаслаждаться -- читайте книгу)))

В фильме намного более корректно и благородно осветили еврея Исаака, кстати в книге -- тема евреев далеко не на последнем месте. В книге Исаак в НЕМАЛОЙ степени колеблется между тем принять ли деньги -- или великодушно не вспоминать о деньгах бедному рыцарю, спасшему ему жизнь (и кошелёк...). В книге согбенный и "жалкий" Исаак, всегда прячет под полой кошелёк со звонкими шекелями. И, хоть он презираем всеми, а на турнире (всеобщем празднике) явно показывает этой знатной публике, что его-то дочь, Ревекка, ходит в золоте и брильянтах, в то время как ваши брильянты, знатные сеньоры, все в долговых списках у "бедного" еврея!
Эту страсть к золоту (соперничающую в душе Исаака с любовью к дочери...))) сглаживает, исправляет (вслед за отцом) добрая и сострадательная Ревекка. И в фильме -- и в книге Ревекка внушает значительно больше к себе симпатии, чем Ровена. Именно потому, что Ревекка показана умной и деятельной девушкой. Исполнительница роли Ревекки -- Оливия Хасси -- без сомненья, украсила этот образ. Вообще, благодаря двум чрезвычайно харизматичным актёрам Оливия Хасси (Ревекка) и Сэм Нилл (рыцарь-храмовник, Бриан де Буагильбер) -- фильм получился, в немалой степени, о некотором любовном треугольнике: Уилфред Айвенго -- Ревекка -- Бриан.

Белокурая саксонка Ровенна проигрывает Ревекке во всём, начиная со своей кукольно-невыразительной внешности, и заканчивая тем что актрисе зачем-то завивали волосы, это смотрелось так неестественно. Два самых неудачных образа в фильме -- это именно Ровенна и Робин Гуд (тоже блондин), которому перед каждой съёмкой тоже как будто бы делали укладку и постригали его острую бородку... Словно бы Робин Гуд в своём Шервудском лесу каждый день бывал в цирюльне! Да ещё и дурацкое перо прилепили на шапочку! Ещё не видя этого фильма, я видела пародии на Робин Гуда -- и не могла понять ну какого ж Робина они пародируют?! Да вот этого самого! И в "Шреке" тоже.)))

Но вернёмся к Бриану и Ревекке. И Айвенго. Вообще, положительные роли и писать, и играть трудно. Трудно не сделать их слишком сладкими... Трудно привнести в них жизнь, и потому Айвенго рядом с Брианом -- смотрится бледнее (и в книге тоже). Но актёр, сыгравший роль, сумел привнести в неё толику жизни. Не во всех сценах, но во многих. В фильме много очень красивых и верно сделанных, можно было бы сказать -- со смаком сделанных! -- сцен рыцарской жизни. Бриан-храмовник, и два его друга рыцаря (в книге их было пять, вместе с Брианом), показаны очень хорошо. Показаны интересно, жизненно. И сам турнир, и позже -- пир в замке вероломного короля Джона. Из второстепенных персонажей -- можно отметить именно короля Джона, и друзей Бриана. Это хитрое, лукавое, и яростное братство рыцарей, людей того времени.
В фильме неожиданно хорошо смотрится Ательстан, благородный сакс королевких кровей(пример вырождения древней королевской крови...). Персонаж в некоторых чертах комичный -- в момент испытания он всё же проявляет мужество и твёрдость.

Если в книге Храмовник показан человеком лишённым жалости и сострадания, человеком вспыльчивым и жестоким, то в фильме этот образ получился благороднее и трагичнее. В фильме яснее подан тот факт, что храмовник становится жертвой интриг своей "святой" братии, которая подставляет и его, и еврейку Ревекку под удар ради личных целей. И Бриан, по сути, принимает смерть ради спасения любимой женщины, умирает как герой, и истинный рыцарь. В книге же Бриан поражён именно Рукой Господа, так и остаётся яростным и властолюбивым храмовником. Хотя и в книге уже, благодаря душевным терзаниям, образ Бриана сложнее, сильнее, чем образ Айвенго.

Усложняется и образ Уилфреда Айвенго (актёр Энтони Эндрюс). Яснее показано, что этот рыцарь, по сути, любит двух женщин -- Ровенну, свою первую и самую сильную, ещё детскую любовь, но и Ревекку -- тоже, как девушку, встретив которую (и в подобных романтических обстоятельствах!), НЕВОЗМОЖНО не полюбить. К Ревекке он испытывает любовь зрелую, любовь мужа, воина.))) И в этом сложном аккорде чувств главного героя -- появляется дыхание жизни. Заключительная сцена фильма, спасение Ревекки, яснее проявляет их чувства друг к другу (на самом деле...). Но разность вер, и положения в обществе, и то что Уилфред уже чужой муж -- непреодолимо разделяют их. И потому недостижимой Прекрасной Дамой для Уилфреда Айвенго (да и для благородного, всё-таки благородного! Бриана де Буагильбера), по сути, становится именно презренная еврейка Ревекка.

////////////////////////////////////////////////////////

Ivanhoe Айвенго 1997
Страна: США
Режиссер: Стюарт Орм

Посмотрела ещё одну киноверсию романа В.Скотта, 1997 года.
Это шестисерийный фильм, конешно, намного более подробный, чем все другие версии романа (в какой-то степени -- даже слишком подробный...). Здесь появляется, более ярко, и шут Вамба, и старина Гурт,здесь с любовью подан саксонский быт. И, к счастью, очень симпатишная леди Ровенна)), с прекрасными, словно утреннее солнце, золотисто-рыжеватыми волосами.А саксы -- носят бороды, как это и положено.
Первые сцены, и первые серии фильма производят только положительное впечатление! Фильм сделан очень хорошо, с яркими, красивыми сценами английской природы, передан дух старины, и та разность между саксами -- и норманами, которую не сразу осознаёшь, читая роман.
И в правда -- в чём же была эта разность?... Да в первую очередь в том, что норманы (чужеземцы, чаще всего французы) привнесли куртуазную, замковую культуру, элитарную -- рыцарских турниров,этикета, моды, французскую речь, и прочее... Вальтер Скотт в книге даёт небольшие экскурсы в историю английского языка. Это потом уже все перемешалось и слилось в общий этнос и общий язык -- английский.

Сразу же оговаривается, что фильм снят ПО МОТИВАМ романа Вальтера Скотта. И сюжетно ничего не исказили, приводятся целые диалоги из романа,но всё же, для шести-то серий!, диалогов написали намного больше! Диалоги Вальтера Скотта расширили и распространили. И, на мой взгляд, это несколько повредило фильму, сделав его чуть более нужного затянутым. Но -- в традиции сериала...
В фильме нет ни одного знаменитого на весь мир актёра (подтип Брэда Пита...). Актёры играют очень хорошо, но все малоизвестны. И потому, наверное, фильм не так популярен, как прочие экранизации романа.

Но, повторюсь, на мой взгляд фильм можно было б сделать на две, последние, серии короче, то есть слить последние три серии в одну. Слишком уж подробно (простите такое слово -- до соплей) режиссёр остановился на сумасшедших инквизиторах и судьбе несчастной и благородной еврейки Ревекки, и страсти к ней Бриана. Исаак и в этом фильме показан весьма благородным, хоть и расчётливым человеком. А Ревекка... Она, конешно, и в книге положительный персонаж (о чём уже писалось), но я бы никак не назвала её красавицей... Подобрали актрису с настолько ярко-выраженной еврейской внешностью, что и не спутаешь, к какому племени она принадлежит... Это явно во всём... Да к тому же, в конце фильма даётся уж совсем недвусмысленный намёк -- что рыцарь-то Айвенго искусился Ревеккой, да и храмовник, судя по всему, тоже... Что Ревекка стала не только недостижимой Прекрасной Дамой для двух этих рыцарей, но и возлюбленной. Мол жена -- это жена, служение храму -- служение храму, а вот возбуждать любовь в сердце мужчины способна лишь такая, как Ревекка -- Прекрасная Дама...

Допустимо ли подобное толкование для романа Вальтер Скотта -- это очень большой вопрос. В романтической сцене, где раненый Айвенго впервые в полубреду видит Ревекку -- говорится так "К своему удивлению, он (*Айвенго) увидел, что находится в комнате великолепно убранной в восточном вкусе (...), на минуту ему показалось, что он перенесён во время сна обратно в Палестину". Далее идёт очень РОМАНТИЧЕСКОЕ описание ВОСТОЧНОЙ КРАСАВИЦЫ -- "доброй волшебницы", "девицы, стоявшей перед ним в тюрбане и в восточном одеянии",с "задумчивым лицом", и чьи глаза "какой-нибудь менестрель сравнил бы с вечерней звездой"). Но когда сэр рыцарь (побывавший в войне за Гроб Господень!, это тоже нужно помнить)узнал от самой же девушки, что она еврейка (а в первую минуту он об этом и не подумал) -- далее В.Скотт пишет так:"Но Айвенго был СЛИШКОм ИСКРЕННИМ КАТОЛИКОМ, чтобы сохранить те же чувства к еврейке. (...) Ревекка грустно вздохнула, видя как быстро у Айвенго почтительное восхищение и даже нежность уступили место холодному и не очень глубокому чувству признательности за неожиданную помощь. Правда, и раньше в обхождении Айвенго не было заметно ничего, кроме естественного для каждого юноши преклонения перед красотой." И далее Айвенго обращается с просьбой -- "Разве нет в окрестностях какого-нибудь франклина, или ХОТЯ БЫ БОГАТОГО КРЕСТЬЯНИНА, который бы согласился взять на своё попечение раненого земляка?... Неужели нет поблизости саксонского монастыря, куда бы меня приняли?...". Хотя "Ревекка (...) и не подумала винить Айвенго в том, что он разделял ОБЩИЕ ПРЕДРАССУДКИ того времени и своего вероисповедания, как ни больно было ей (*это) видеть."
Как можно увидеть в этой сцене рыцарь Айвенго увидел восточную красавицу, причём очень романтическую (во вкусе литературы 19 века). Образ Ревекки в книге чрезвычайно РОМАНТИЧЕСКИЙ, она молодая девушка и несчастливо влюблена в красивого чужеземца-рыцаря. Именно эта несчастливая любовь делает Ревекку сострадательной, красивой, вызывающей сочувствие -- только имеющий живую и трепетную душу может страдать, может любить. А любить умеют не все, и здесь не важно какой крови тот или иной человек.

Но НЕ Ревекка главная героиня романа. Иначе бы сэр Вальтер Скотт назвал бы роман как-нибудь по другому, уж точно не "Айвенго". Нравы и рыцарство -- вот, на мой взгляд, основные темы романа, занимательный взгляд на историю Англии. Свинопас Гурт, Шут Вамба или распевающий песенки крестоносцев Рыцарь-Лентяй (Чёрный Рыцарь) -- им уделено в книге ничуть не меньше места, чем Ревекке или даже Айвенго.Вот эти образы как раз ВЫГОДНО ОТТЕНЯЮТ романтических героев -- Айвенго, Ревекку, Бриана... И, если уж говорить честно, из всех трёх ромнатических героев самым ярким получился рыцарь-храмовник, потому что сам этот образ сложен и противоречив.

Ведь основная беда Бриана, и всех, показанных и в книге и в фильме, рыцарей-храмовников, и просто рыцарей (включая короля Джона, как первого рыцаря королевства...) -- это их безверие, жестокосердие и политиканство... Из всех показанных рыцарей, только что рыцарь Айвенго (как идеальный (и в скобках стоит заметить -- вероятно, не существующий в жизни) образец рыцарства))) -- хранит в душе Веру в Господа.
Насколько верно такое описание тамплиеров, потому что ведь это тоже вымышленные и романтические персонажи (включая Главного Магистра Ордена), каждый решает для себя сам.
Что же касается сцен суда над ведьмой, которым так много места уделено в фильме, то почему же Ревекку не кололи иглой, и не рассматривали на её теле особых знаков Антихриста?, если уж говорить о достоверности? Да и стали бы вообще так долго разбираться?
Вобщем, сцены эти не так затянуты у Вальтера Скотта, и служат лишь сюжету романа. Бриан же так и погибает -- по-сути, нераскаявшимся, яростным язычником, от самого Божьего Провидения (в книге). Ну а в фильме -- погибает ради Прекрасной Дамы Ревекки. Опять же, насколько это допустимо для Храмовника - это вопрос, который каждый решает сам для себя так, как ему захочется.

Текущая страница: 14 (всего у книги 15 страниц)

Глава 40

А в это время у стен обители Темплстоу, так же как и в Конингсбурге, собралась многолюдная толпа. Незадолго до того часа, когда должен был решиться вопрос о жизни и смерти Ребекки, из всех близлежащих селений сюда сошлись толпы местных жителей. Но если в Конингсбурге шумно веселились, словно на сельской ярмарке или приходском празднике, здесь царили уныние и страх.

Взгляды множества простолюдинов были прикованы к воротам прецептории, но еще больше народу окружало ристалище, принадлежавшее рыцарям-храмовникам.

Это была просторная и хорошо утоптанная поляна, прилегавшая к стенам обители. В обычное время ристалище предназначалось для военных и рыцарских упражнений членов ордена. Оно находилось на плоской вершине живописной возвышенности и было обнесено прочной оградой. Храмовники часто приглашали в прецепторию знатных ценителей суровых рыцарских забав, поэтому вокруг арены были устроены галереи и скамьи для зрителей.

На восточной стороне арены находилось место, предназначенное для магистра ордена Храма Луки Бомануара – тяжелое резное кресло, похожее на трон, окруженное скамьями для влиятельных членов ордена. Здесь же развевалось на флагштоке священное белое знамя с красным крестом, а на спинке кресла магистра был начертан по-латыни девиз ордена: «Господи, не нам, но имени Твоему ниспошли славу!»

На противоположном краю ристалища возвышался врытый в землю столб, обвитый тяжелыми цепями, вокруг него было сложено топливо для костра; между грудами бревен и хвороста оставался лишь узкий проход – там и должна была пройти Ребекка. Место будущей казни охраняли четверо палачей-эфиопов, чьи мрачные, черные как уголь физиономии приводили в замешательство публику, видевшую в них посланцев ада.

– Как же, как же. Однако по заступничеству Святого Дунстана вернул обратно и то, и другое…

– Неужто вернул? – восклицал бойкий паренек в зеленом кафтане, стоявший поблизости. – А вот мне говорили совсем другое…

Позади этих двоих топтался рослый молодец с арфой за плечами – деревенский менестрель. На нем была пестро расшитая рубаха, а на шее болталась массивная цепь с ключом для настройки инструмента. Менестрель был родом из Шервуда, о чем свидетельствовала гравировка на серебряной бляхе, прикрепленной к его правому рукаву.

– О чем это вы толкуете? – полюбопытствовал менестрель. – Я пришел сюда сложить одну песню, но, сдается мне, напал на целых две…

– Ательстан умер, – продолжал поселянин, – или был похищен… Я своими ушами слышал, как из обители Святого Эдмунда доносятся заупокойные молитвы. В Конингсбурге готовились к богатым поминкам…

– Упокой, Господи, его душу, – скорбно произнес мастеровой и покачал головой. – Жалко. Не так уж много осталось древней саксонской крови…

– Рассказывай, – вмешался в разговор дюжий монах с посохом. – А ежели что не так, я поправлю. Да только не ври, Господь этого не любит.

– Зачем мне брать грех на душу, отче? – обиделся поселянин. – За что купил, за то и продаю… Одним словом, похоронили Ательстана в монастыре…

– Первая ложь! – прогудел монах. – Не далее как сегодня я своими глазами видел его во дворе конингсбургского замка. Живого и невредимого, хотя и малость не в себе… И главное в том, – монах победоносно оглядел публику, – что благородный Ательстан как умер при мне, так и при мне возродился к жизни!

– Да ведь и я о том же! – чуть не плача, вскричал молодой поселянин. – Вот, значит, лежит он в гробу в обители, а монахи ужинают прямо в склепе. Вдруг слышат протяжный стон, звон цепей и загробный голос: «У-у-у, злокозненные пастыри!»

Мастеровой перекрестился, шепча: «Господи помилуй, страх-то какой!»

– Вздор! – взревел монах. – Ательстан ни единого слова в ту минуту не сказал…

Неизвестно, чем бы закончился этот спор, не оттащи менестрель монаха в сторону за сутану.

– Ты опять нарываешься, брат Тук! Мало тебе приключений? Чего ты тут крутишься – в келье тебе не сидится?

– А ты, Аллен? Вырядился, как веселая бабенка…

– Меня сюда сам предводитель послал!

– Скажу тебе по секрету, я видел Ательстана вот как тебя сейчас. И без всякого савана… Ладно, смейся, коли весело, – мрачнея, проговорил монах. – А тут у меня есть небольшое дельце…

Гулкие удары большого церковного колокола оборвали разговор двух знакомцев. Удары следовали один за другим, оповещая о начале церемонии. Толпа замерла, и в абсолютной тишине, прерываемой лишь колокольным звоном, все головы повернулись к стенам обители в ожидании выхода магистра и обличенной в колдовстве Ребекки.

Наконец подъемный мост прецептории опустился и высокие ворота распахнулись. Из них первыми выехали шестеро трубачей, за ними следовал рыцарь со знаменем ордена, затем прецепторы, по двое в ряд, и, наконец, магистр на великолепном коне в простой сбруе. Последним показался рыцарь Бриан де Буагильбер в сверкающих боевых доспехах, но без меча, копья и щита. Все оружие несли за ним двое оруженосцев.

Узкое смуглое лицо Буагильбера, видневшееся сквозь поднятое забрало и отчасти закрытое концами длинного плюмажа, было бледным, словно он провел несколько бессонных ночей, страстным, гордым и одновременно нерешительным. Однако рыцарь правил норовистым конем твердой рукой искусного наездника и лучшего воина ордена храмовников.

По обе стороны от Буагильбера гарцевали Конрад Монт-Фитчет и Альберт де Мальвуазен, взявшие на себя обязанности поручителей рыцаря. Они были безоружны и в белых одеждах – в тех, какие храмовники носят в мирное время. За ними плотным строем следовали прочие рыцари ордена и вереница оруженосцев и пажей, одетых в черное. В основном это были молодые послушники, добивавшиеся чести быть посвященными в рыцари ордена Храма.

Далее в окружении пеших стражников, похожих на тощих воронов, медленно, но твердо шла осужденная. Девушка была смертельно бледна, однако казалась спокойной. С нее сняли все украшения и яркую восточную одежду; голова Ребекки оставалась непокрытой, и лишь две черные косы змеились по ее стройной спине, обтянутой грубой тканью белого балахона. Маленькие ступни девушки были босы.

По толпе прошла волна шепота, и если появление надменного де Буагильбера вызвало в людях скрытую неприязнь, то Ребекка с ее трогательно-покорным выражением лица и ослепительной красотой внушала глубокое сострадание. Многие отказывались верить, что девушка по собственной воле стала орудием дьявола…

Процессия в полном безмолвии поднялась к ристалищу, прошла через ворота в ограде, обошла арену по кругу и остановилась. Магистр и его конная свита, кроме Буагильбера и его поручителей, спешились, и состоящие при рыцарях конюхи и оруженосцы немедленно увели коней за ограду.

Тем временем Ребекку подвели к черной скамье, установленной рядом с костром. Взглянув на это страшное место, где все уже было приготовлено для казни, девушка вздрогнула, закрыла глаза и начала беззвучно молиться, едва заметно шевеля губами. Спустя минуту она овладела собой, пристально взглянула на столб с цепями, как бы смиряясь со своей участью, и безразлично отвернулась.

Между тем Лука Бомануар занял место на возвышении, и, как только все рыцари в соответствии с рангом и орденскими чинами разместились вокруг и позади него, хриплые протяжные звуки труб возвестили о начале Божьего суда. Альберт де Мальвуазен выступил вперед и положил к ногам магистра перчатку Ребекки, служившую залогом предстоящего поединка.

– Доблестный лорд и преподобный отец! – торжественно произнес Мальвуазен, – доблестный рыцарь Бриан де Буагильбер, приняв сей залог, обязался исполнить долг чести в нынешнем состязании. Тем самым он подтвердит, что девица Ребекка, дочь Исаака из Йорка, поистине справедливо заслуживает обвинения в колдовстве и смертной казни на костре по приговору святейшего ордена Храма. Рыцарь готов благородно и честно сразиться с защитником осужденной, если на то последует ваше мудрое согласие.

– Принес ли рыцарь клятву, что будет биться за честное и правое дело? – спросил магистр. – Подайте сюда распятие…

– Высокопреподобный отец, – поспешно ответил Мальвуазен, – брат наш Бриан де Буагильбер уже принес клятву в присутствии рыцаря Конрада Монт-Фитчета. Дважды присягать ему нет надобности, так как противница его не христианка и он не имеет права скрестить с ней оружие.

К радости Мальвуазена, магистр вполне удовлетворился таким объяснением. Зная нежелание Буагильбера приносить публично подобную присягу, настоятель пустился на хитрость, и она удалась.

Лука Бомануар дал знак герольду начинать. Трубы загремели, и герольд, выйдя на арену, звонко воскликнул:

– Слушайте, слушайте, слушайте! Храбрый рыцарь сэр Бриан де Буагильбер готов сразиться со всяким свободнорожденным рыцарем, который согласится выступить в защиту еврейки по имени Ребекка в качестве ее представителя в судебном поединке. Защитнику осужденной предоставляются равные права с рыцарем ордена Храма…

Снова зазвучали трубы, а затем наступила продолжительная тишина.

– Кто желает выступить защитником? – громко спросил магистр Бомануар и удовлетворенно заключил: – Итак, мы видим, что никто не явился… Обратитесь к подсудимой с вопросом, ожидает ли она кого-либо, кто выразил согласие участвовать в поединке!

Герольд направился к Ребекке, и в ту же минуту, нарушая ход церемонии, Бриан де Буагильбер тронул свою лошадь и поскакал в сторону костра, так что приблизился к девушке одновременно с посланцем магистра.

– Мы не можем препятствовать противникам общаться друг с другом, ибо это способствует обнаружению истины. Ведь так мы взываем к суду Божьему… Что она сказала? – обратился магистр к герольду, когда тот, возвратившись, предстал перед ним.

– Осужденная не признает себя виновной, снова настаивает на поединке и просит законной отсрочки. По истечении назначенного вами срока, если ее защитник так и не явится, она смиренно примет волю Господа.

– Чтобы никто не смог упрекнуть нас в несправедливости и несоблюдении закона, – важно проговорил магистр, – пока солнце не склонится к закату, мы будем ждать… Как только это время истечет, злосчастная преступница должна приготовиться к смерти.

Ребекка, задумчиво опустив голову, с покорностью выслушала решение магистра. Внезапно до нее донесся негромкий голос Бриана де Буагильбера, который заставил ее вздрогнуть и вызвал гораздо большую тревогу, чем слова герольда.

– Слышишь ли ты меня, дорогая Ребекка?

– Ступай прочь, жестокий рыцарь, я не желаю иметь с тобой ничего общего! И больше не смей обращаться ко мне!

– Я не понимаю, что здесь происходит… – словно в исступлении зашептал храмовник. – Это ристалище, этот костер, эти вязанки дров и черные призраки палачей… Я знаю, для чего они тут, но это кажется мне чудовищным сном…

– В отличие от тебя, – не удержалась от презрительной усмешки девушка, – я воспринимаю все происходящее как самую настоящую явь.

– Послушай, Ребекка, – пробормотал Буагильбер, – у тебя еще есть возможность спасти свою жизнь. Садись в седло позади меня… мой конь быстр, как ни у кого, и через час никакая погоня нам не будет страшна… Пусть я буду проклят, пусть имя Бриана де Буагильбера будет навечно покрыто позором и предано забвению, но ты мне дороже всего! Для нас откроется целый мир

– Уходи, – с мукой проговорила девушка. – Ты мне не нужен. Лучше умереть, чем стать твоей. Я ненавижу тебя, рыцарь…

Ребекка умолкла и отвернулась, потому что к ним приближался настоятель, встревоженный продолжительным отсутствием Буагильбера.

– Ну что, может, ведьма хотя бы тебе призналась в своих преступлениях? – с усмешкой спросил Альберт Мальвуазен.

– Упряма, как тысяча бесов, – с раздражением ответил храмовник.

– В таком случае, благородный брат, ты должен вернуться на свое место и терпеливо ждать окончания срока. Тень уже начала удлиняться… Идем, храбрый Буагильбер, украшение нашего святого ордена! – С этими словами прецептор протянул руку, чтобы взять под уздцы коня рыцаря.

– Лицемер! Не трогай мои поводья! – с гневом вскричал Бриан де Буагильбер, отталкивая руку Мальвуазена, и бешеным галопом помчался на противоположный конец ристалища…

Два следующих часа прошли в напрасном ожидании рыцаря-защитника. Толпа приуныла, некоторые зрители, утомившись бездельем, начали расходиться.

– Причина налицо, – заметил монах в толпе, обращаясь к менестрелю. – Хоть она и редкостная красавица, однако чужих кровей. Эх, если бы не мой сан… Клянусь, этот посох изрядно бы поплясал на спинах надутых храмовников. А теперь, похоже, уже никто не вступится за девушку…

Среди членов ордена тоже все чаще звучали предположения, что колдунью сожгут еще до темноты. Приближалась пора объявить залог Ребекки недействительным. Наконец магистр дал знак герольду приблизиться, но в ту же минуту в распахнутых воротах ристалища показался всадник.

Сотни голосов в толпе взревели: «Защитник! Защитник!», однако по мере приближения рыцаря к центру арены восторг сменился возгласами разочарования. Лошадь рыцаря, видимо, промчалась десятки миль без остановки, едва передвигала ноги и мелко дрожала от усталости, а сам всадник, покрытый с головы до ног пылью и дорожной грязью, с трудом держался в седле.

Однако на требование герольда объявить свое имя и цель своего появления здесь вновь прибывший твердо и с достоинством ответил:

– Я, честный рыцарь дворянского рода, явился сюда, чтобы копьем и мечом оправдать девицу Ребекку, дочь Исаака из Йорка, ради торжества закона и справедливости и отмены вынесенного девице смертного приговора как лишенного оснований и ложного. А также для поединка с сэром Брианом де Буагильбером, которого я объявляю предателем, убийцей и презренным лжецом. Со мною Господь Бог, Пресвятая Дева и мой покровитель святой Георгий.

– Незнакомец, – надменно произнес прецептор Мальвуазен, – ты обязан привести доказательства, что являешься настоящим рыцарем благородного происхождения. Орден Храма не дозволяет своим братьям сражаться против тех, кто прячет лицо…

– Мое имя, – произнес рыцарь, открывая забрало, – много древнее и известнее твоего, Альберт Мальвуазен. Я – Уилфред Айвенго!

Слова Уилфреда перебил внезапно охрипший голос де Буагильбера:

– Я не стану с тобой сражаться. Сперва залечи свои раны, добудь лучшего коня вместо этой дохлой клячи, и тогда, быть может, я и смогу без унижения для себя вышибить из тебя дух.

– А! Высокомерный рыцарь Храма! – воскликнул Айвенго. – Ты, должно быть, забыл, что дважды побывал на земле, пораженный моим копьем! Вспомни-ка ристалище в Акре и турнир в Ашби. Неужто забыл, как ты на каждом шагу похвалялся, что одолеешь рыцаря Айвенго и восстановишь свою честь? И если ты немедленно не вступишь бой, при всех дворах Европы и в каждой прецептории твоего ордена тебя станут звать не иначе, как трусом!

Храмовник бросил взгляд на Ребекку и, заметив, что девушка не сводит горящих глаз с Уилфреда, в бешенстве взревел:

– Саксонская дворняга! Держи крепче свое копье и готовься к смерти!..

– Разрешает ли мне Великий магистр вступить в единоборство? – спокойно осведомился Айвенго, оборачиваясь к Бомануару.

– Не имею права отказывать тебе в этом. Однако необходимо, чтобы обвиняемая подтвердила твое право выступить ее защитником… Хотя, если по справедливости, ты, рыцарь, проделал долгий путь и еще не готов к битве. Я бы хотел, чтобы условия для участников поединка были равными.

– Пусть будет как будет. Здесь не турнирная забава, а Божий суд… Ребекка! – Айвенго приблизился к месту казни. – Признаешь ли ты меня своим защитником?

– Да! Признаю! – воскликнула девушка в величайшем волнении. – О нет! Ты не должен. Эти раны… Ты погибнешь из-за меня…

Но Уилфред Айвенго уже не слышал ее – опустив забрало, он в нетерпении мчался к центру ристалища с копьем наперевес.



То же самое не замедлил сделать и Бриан де Буагильбер. Однако оруженосец, застегивая пряжку на шлеме храмовника, успел заметить, как изменилось бледное до этого лицо рыцаря – по нему пошли багровые пятна.

Герольд, видя, что оба противника готовы к схватке, трижды громко провозгласил:

– Исполняйте свой долг, доблестные рыцари!

Затем он отступил в сторону, а магистр Лука Бомануар бросил на арену залог поединка, перчатку Ребекки, и произнес роковые слова:

– Начинайте!

Грянули трубы, толпа зрителей замерла, и рыцари понеслись навстречу друг другу.

И тут произошло то, чего все ожидали и боялись: измученная долгой дорогой лошадь Айвенго и ее еще не окрепший всадник от первого же удара меткого копья храмовника рухнули на арену. Горячий конь пронес Буагильбера мимо и остановился.

Случилось нечто непредвиденное. В момент столкновения копье Уилфреда лишь слегка задело щит противника, однако, к общему удивлению, Бриан де Буагильбер покачнулся в седле, потерял стремена и, в свою очередь, выскользнул из седла и пал на землю.

Айвенго мгновенно высвободился из-под своего неподвижно лежащего коня, вскочил, выхватил меч и бросился к храмовнику. Однако его противник не пошевелился и даже не сделал попытки подняться на ноги, чтобы продолжить бой. Наступив рыцарю ногой на грудной панцирь, Уилфред приставил конец меча к его горлу и потребовал сдаться, угрожая немедленной смертью.

Но Бриан де Буагильбер продолжал лежать молча и неподвижно.

– Не убивай его, сэр рыцарь! – воскликнул Великий магистр. – Не губи душу нашего брата без исповеди и отпущения грехов! Мы признаем твою победу!

Лука Бомануар спустился на арену и приказал снять шлем с побежденного. Глаза Буагильбера были закрыты, на сине-багровом лице застыла последняя судорожная улыбка.

Вскоре и эта страшная ухмылка смерти стала таять, щеки покрыла бледность, черты лица заострились. Даже не задетый копьем своего противника, храмовник пал жертвой собственных необузданных страстей.

– Воистину свершился суд Божий! – с трепетом проговорил магистр ордена Храма. – Да будет во всем его воля.

Глава 41

Над ристалищем повисла напряженная тишина.

Лишь Уилфред Айвенго нарушил ее, задав единственный вопрос:

– Признает ли магистр мои действия соответствующими правилам судебного поединка?

– Вполне! – произнес Лука Бомануар. – Объявляю девицу Ребекку свободной и невиновной. Оружие, доспехи, конь и прах умершего рыцаря остаются в распоряжении победителя.

– Я не желаю пользоваться имуществом рыцаря, – ответил Айвенго, – и не предам на позор его мертвое тело. Буагильбер сражался честно. Рука Божья, а не человеческая поразила его. Пусть его похоронят без лишней пышности, как и подобает умершему за неправое дело. Что же касается девушки…

Слова Айвенго были прерваны топотом множества лошадей. Земля задрожала – очевидно, приближалась целая лавина всадников. Наконец в воротах ристалища показался Черный Рыцарь, а за ним – отряд конных воинов и рыцарская свита в полном вооружении.

Всадники спешились у возвышения, где собрались храмовники.

– Мы таки опоздали! – недовольно воскликнул Ричард. – Я, собственно, хотел было оставить этого Буагильбера себе, но… Стоило ли тебе, Айвенго, браться за подобные дела, когда ты едва стоишь на ногах?

– Не я, а само Провидение, государь, – ответил Айвенго, – покарало этого гордеца. Бриан де Буагильбер не заслуживал почетной смерти, которую вы для него избрали.

– Мир его праху, если только это возможно, – проговорил Ричард Львиное Сердце, взглянув на неподвижно лежащее тело храмовника. – Он был храбрым рыцарем и умер в доспехах как истинный воин… Но нечего понапрасну терять время. Сэр Бохун, исполняй свои обязанности!

Один из рыцарей свиты короля спрыгнул с седла, выступил вперед и, опустив тяжелую руку на плечо настоятеля, сурово произнес:

– Я беру тебя, Альберт Мальвуазен, под стражу как государственного преступника!

Лука Бомануар, до этого пораженно молчавший, спросил:

– Кто смеет арестовывать рыцаря Храма Сионского в стенах его прецептории, да еще и в присутствии Великого магистра ордена? Кто должен ответить за это дерзкое оскорбление?

– Мое имя Генри Бохун, граф Эссекс, я – главнокомандующий всеми войсками Англии.

– К тому же граф берет под стражу Мальвуазена, – прибавил король, открывая забрало шлема, – по приказанию Ричарда Плантагенета, которого ты, магистр, видишь сейчас перед собой… Конрад Монт-Фитчет, твое счастье, что ты родился не моим подданным! Что до Мальвуазена и его брата Филиппа, то оба будут казнены еще до окончания этой недели…

– Я обжалую твой приговор! – выкрикнул магистр в лицо королю.

– Взгляни на башню этой обители, храмовник, – усмехнулся Ричард, – там развевается английский королевский флаг, а не орденское знамя. И отныне всегда будет так. Смирись, Лука Бомануар, и будь благоразумен, если ничего поделать не можешь!

– Я подам жалобу Святейшему Престолу. Ты нарушил права и привилегии ордена Храма, данные самим Папой!

– Поступай как знаешь, – сказал король. – Однако лучше бы тебе не толковать о нарушении прав после того, как вы свили тут гнездо заговорщиков… Поезжай со своей верной свитой в другую прецепторию, авось тебя где-нибудь примут. А можешь и остаться, если хочешь быть свидетелем истинного правосудия…

– Что? Мне оставаться гостем в доме, где я должен быть повелителем? – воскликнул Лука Бомануар. – Ни за что! Рыцари, оруженосцы и служители, следуйте за знаменем святого ордена Храма!

Магистр величественно приосанился под взглядом короля. Растерянные храмовники столпились вокруг него, словно овцы вокруг сторожевой собаки, услышавшие близкий вой голодного волка. Однако страха в них не чувствовалось – на смену первоначальному удивлению пришла враждебность. Они сомкнулись в ряд, выставив копья, а позади рыцарей черной стеной замерли стражи прецептории и оруженосцы. Толпа зрителей, в которой еще недавно звучали насмешки и выкрики возмущения, глухо загудела при виде грозного строя испытанных воинов.

Граф Эссекс, видя, что храмовники приняли боевой порядок, дал команду своим ратникам быть готовыми к схватке. И только король Ричард, будто радуясь опасности, промчался вдоль строя рыцарей, со смехом подзадоривая их:

– Что же это вы, почтенные господа, насупились? Неужели не найдется ни одного достойного рыцаря, который преломил бы копье с самим королем Англии?

– Слуги святого Храма! Остановитесь!.. – воскликнул магистр. – Коня мне… – Лука Бомануар взобрался в седло и направился к королю. – Я не позволю ни одному из членов ордена сразиться с тобой, английский государь. Наш орден не служит мирской тщете и гордыне… За мной, братья!

Он подал знак к выступлению, и трубачи тотчас заиграли восточный марш, обычно служивший рыцарям Храма сигналом к походу. Храмовники тут же перестроились в колонну и медленно двинулись к воротам, как бы желая показать, что уходят с поля боя единственно по воле своего Великого магистра, а не из страха перед противником. Толпа возбужденно зашумела, увидев спины последних всадников. Один монах Тук был разочарован и, не удержавшись, погрозил им вслед своим пудовым посохом…

В это время Ребекка, обессилевшая и потрясенная переменой своей судьбы, лежала на руках старого отца, который уселся прямо на землю у позорного столба с цепями. Девушка находилась в полузабытьи и совершенно не сознавала того, что происходило вокруг.

– Пойдем, моя дорогая дочь, бесценное мое сокровище, упадем к ногам этого доброго юноши, – наконец прошептал Исаак, и Ребекка опомнилась.

– Нет, отец! – встрепенулась она. – Я не могу… я не решусь сейчас говорить с ним, мне так много нужно ему сказать… Ты прав, но не теперь. Бежим скорее из этого страшного места!..

– Но как же так, Ребекка? Разве можно не произнести ни слова в благодарность тому, кто рисковал жизнью ради тебя! Тому, кто вызвался стать защитником моей единственной дочери, едва я только назвал ее имя! – огорчился старик. – Нас по праву назовут неблагодарными собаками…

– Отец! – Ребекка с трудом поднялась на ноги и взглянула на арену, но того, кого она искала глазами, не было видно среди множества рыцарей и воинов. – Сейчас не время, тем более что я вижу там самого короля Ричарда…

– Что ты сказала? – Исаак мигом вскочил на ноги и схватил дочь за руку. – И в самом деле… Идем же скорее отсюда, золотая моя, ты верно рассудила… – Старик потащил Ребекку прочь с ристалища к носилкам, которые дожидались у ворот. При этом он не переставал бормотать себе под нос: – Вот уж кому мне не следовало бы попадаться под горячую руку… Ричард не простит мне тех денежных делишек, которые я вел с его братцем…

Так Ребекка, чья судьба на протяжении всего этого дня волновала всю округу, исчезла незамеченной, и теперь внимание зрителей было приковано к Черному Рыцарю. Снова и снова над ристалищем разносились восторженные крики: «Да здравствует Ричард Львиное Сердце! Долой храмовников!»

Однако вскоре король покинул арену, ристалище опустело и народ стал расходиться. Кто-то радовался благополучному исходу судебного поединка, но были и такие – правда, их можно было перечесть по пальцам, – которые досадовали, что не довелось поглазеть на пылающий костер и корчащуюся в пламени ведьму.

Айвенго не спеша ехал рядом с графом Эссексом; оба всадника замыкали почетный эскорт короля Англии.

– Хорошо еще, что король не примчался в одиночку и предусмотрительно захватил тебя и твой отряд… – заметил Уилфред. – При его неукротимой удали и безрассудстве можно было ожидать чего угодно.

– Как бы не так, сэр Айвенго, – засмеялся граф. – Нашему королю не свойственна мудрая предусмотрительность. Как раз в это время я вел отряд к Йорку, где собрались сторонники принца Джона, и в пути случайно встретился с государем… Как и подобает странствующему рыцарю и борцу за справедливость, Ричард в сопровождении полуживого еврея-финансиста мчался спасать его дочь. Мне едва удалось убедить короля дать приказ моему отряду поворачивать коней…