Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » На ком женился базаров. Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями

На ком женился базаров. Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями

Встреча Базарова с родителями – один из самых сложных конфликтов, в которые приходилось вступать новым людям – конфликт с собственными родителями – «отцами» в прямом смысле этого слова. Задача нашего урока заключается в том, чтобы понять, какие и почему сложились у Базарова отношения с родителями.

Вопрос

Как относятся к Евгению его отец и мать? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к началу XX главы романа.

Ответ

«Аркадий вытянул голову из-за спины своего товарища и увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца.
Лошади остановились.
- Наконец пожаловал, - проговорил отец Базарова, все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами . - Ну, вылезай, вылезай, почеломкаемся. Он стал обнимать сына... «Енюшка, Енюша», - раздался трепещущий женский голос . Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала , если бы Базаров не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипывания ». (Гл. XX)

«- Ваш сын - один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, - с живостью ответил Аркадий.
Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щеки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук.
- Итак, вы полагаете... - начал он.
- Я уверен, - подхватил Аркадий, - что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи.
- Как... как это было? - едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них .
- Вы хотите знать, как мы встретились?
- Да... и вообще...
Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове еще с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой.
Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы - и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо.
- Вы меня совершенно осчастливили
, - промолвил он, не переставая улыбаться, - я должен вам сказать, что я... боготворю моего сына ; о моей старухе я уже не говорю: известно - мать! но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином , не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!
- Он бескорыстный, честный человек, - заметил Аркадий.
- Именно бескорыстный. А я, Аркадий Николаич, не только боготворю его, я горжусь им , и все мое честолюбие состоит в том, чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания...» - Голос старика перервался. (Гл. XXI)

Душевное состояние героев показано лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения.

Вопрос

Что же собой представляют эти люди?

Ответ

Василий Иванович – не дворянин, а разночинец, сын дьячка, ставший врачом. Он был военным врачом у генерала Кирсанова, по-видимому, очень хорошим так как за работу во время чумной эпидемии в Бессарабии его наградили орденом Владимира. Гордился тем, что знал декабристов из «Южного общества».

«Ведь я что? Отставной штаб-лекарь, волату ; теперь вот в агрономы попал. Я у вашего дедушки в бригаде служил, - обратился он опять к Аркадию, - да-с, да-с; много я на своем веку видал видов. И в каких только обществах не бывал, с кем не важивался! Я, тот самый я, которого вы изволите видеть теперь перед собою, я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал! Тех-то, в южной- то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечет. Ну, да ведь мое дело - сторона; знай свой ланцет, и баста! А дедушка ваш очень почтенный был человек, настоящий военный». (Гл. XX)

«Напоминает мне ваше теперешнее ложе, государи мои, - начал он, - мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты, тоже где-нибудь этак возле стога, и то еще слава Богу. - Он вздохнул. - Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии.
- За который ты получил Владимира? - подхватил Базаров. - Знаем, знаем... Кстати, отчего ты его не носишь?
- Ведь я тебе говорил, что я не имею предрассудков, - пробормотал Василий Иванович (он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы». (Гл. XXI)

Сейчас это мелкий землевладелец (в имени его жены 22 души) и по-своему трудовой человек. Сад обработан его руками, он и сейчас еще занимается врачебной практикой: лечит крестьян, и притом бесплатно. Это очень добрый, мягкий человек. Он готов любить все, относящееся к его сыну.

«- Сколько у твоего отца душ? - спросил вдруг Аркадий.
- Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать.
- И все двадцать две, - с неудовольствием заметил Тимофеич». (Гл. XX)

«- Здесь есть мужичок, он страдает иктером...
- То есть желтухой?
- Да, хроническим и очень упорным иктером. Я прописывал ему золототысячник и зверобой, морковь заставлял есть, давал соду; но это все паллиативные средства; надо что-нибудь порешительней. Ты хоть и смеешься над медициной, а, я уверен, можешь подать мне дельный совет». (Гл. XXI)

Вопрос

В области науки Василий Иванович пытается не отстать, идти в ногу с веком. Удается ли ему это?

Ответ

«… я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века.
Василий Иванович вытащил из кармана новый желтый фуляр, который успел захватить, бегая в Аркадиеву комнату, и продолжал, помахивая им по воздуху:
- Я уже не говорю о том, что я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает, хотя другие владельцы даже не помышляют об этом: я говорю о науках, об образовании.
- Да; вот я вижу у тебя - «Друг здравия» на тысяча восемьсот пятьдесят пятый год, - заметил Базаров.
- Мне его по знакомству старый товарищ высылает, - поспешно проговорил Василий Иванович, - но мы, например, и о френологии имеем понятие, - прибавил он, обращаясь, впрочем, более к Аркадию и указывая на стоявшую на шкафе небольшую гипсовую головку, разбитую на нумерованные четырехугольники, - нам и Шенлейн не остался безызвестен, и Радемахер.
- А в Радемахера еще верят в *** губернии? - спросил Базаров.
Василий Иванович закашлял.
- В губернии... Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли. И в мое время какой-нибудь гуморалист Гоффман, какой-нибудь Броун с его витализмом казались очень смешны, а ведь тоже гремели когда-то. Кто-нибудь новый заменил у вас Радемахера, вы ему поклоняетесь, а через двадцать лет, пожалуй, и над тем смеяться будут. - Скажу тебе в утешение, - промолвил Базаров, - что мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся». (Гл. XX)

Все, о чем они говорят с сыном далеко от современной Базарову науки, газета «Друг здравия» почернела от старинной пыли – она четырехлетней давности (1855 года).
Василий Иванович гордится, что понимает что-то во френологии, а это ложная наука, и тогда уже бывшая бесконечно устаревшей.
Высшим авторитетом Василий Иванович считает Радемахера, последователя ученого, жившего еще в XVI веке.
И то, что кажется прогрессивным, и действительно прогрессивно, по сравнению с деятельностью других есть не что иное, как «паллиативная»* мера. А Базаров – сторонник не половинчатых, а крутых, революционных мер.

* «Паллиативная» (половинчатая) мера – то, что дает лишь временный эффект.

Арина Власьевна – человек иного времени, иного образа жизни, чем ее сын. Но в романе она показана главным образом как беспредельно любящая мать.

«Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием; любила покушать - и строго постилась; спала десять часов в сутки - и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова; не прочла ни одной книги, кроме Алексиса, или Хижины в лесу, писала одно, много два письма в год, а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно двигалась с места. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Она знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить, - а потому не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и сплетничала подчас. В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно; управление имением предоставила Василию Ивановичу - и уже не входила ни во что: она охала, отмахивалась платком и от испуга подымала брови все выше и выше, как только ее старик начинал толковать о предстоявших преобразованиях и о своих планах. Она была мнительна, постоянно ждала какого-то большого несчастья и тотчас плакала, как только вспоминала о чем-нибудь печальном... Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает - следует ли радоваться этому!» (Гл. XX)

Вопрос

Какую роль родители играли в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность?

Ответ

Родители делали все, что могли. Василий Иванович гордится тем, что «ничего не жалел для его воспитания». «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания...»

Они помогали сыну, чем могли, хотя сами жили небогато. К чести Базарова нужно отметить, что он у них «отроду лишней копейки не взял» (Гл. XXI). Василий Иванович говорит, что рано умел разгадать сына, понять, что он человек очень умный, и дать ему дорогу в науку (Гл. XXI).

Вопрос

Какие надежды возлагает Василий Иванович на сына?

Ответ

«…ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?» «Он будет знаменит!» (Гл. XXI).

Василий Иванович понимает, что Базаров – человек необыкновенный, а вместе с тем очень бескорыстный и не бесчувственный. Отец угадывает даже, что сын не на медицинском поприще достигнет своей известности, но больше всего его волнует не то, чем будет заниматься его Евгений, а то, что он будет знаменит. Василий Иванович гордится сыном, хотя вряд ли понимает его цели.

Вопрос

Как же Базаров относится к родителям?

Ответ

Базаров глубоко любит своих родителей. Он просто говорит об этом Аркадию: «Люблю, Аркадий!» А это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него: «Аге, ге! Как он, однако, поседел, бедняга!» «…Сядь лучше вот тут на диван да дай на себя посмотреть». (Гл. XX)

Вопрос

Разделяют ли родители взгляды своего сына? Устраивает ли Базарова образ жизни родителей?

Ответ

При всей любви у них нет единства: Базаров не может закрывать глаза на разницу взглядов и целей жизни. «Глухая жизнь, жизнь в себе», по устоявшимся законам, оживляемая лишь «великодушничанием» с крестьянами – такую жизнь принять Базаров не может.

Примечательно, что Базаров не только не спорит с отцом, но даже не поддерживает заводимых отцом разговоров о политике: «о тяжких опасениях, внушаемых ему наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса», о подготавливающейся реформе. Он даже обвиняет себя в том, что однажды «подразнил» (его выражение) отца, сконфузив его тем, что знает, как тот приказал высечь оброчного мужика. Задача Базарова – основы жизни переделать: «исправьте общество, и болезней не будет». А переделать основы жизни у родителей нельзя.

Вопрос

Легко ли Базарову перенести такое положение?

Ответ

Нельзя говорить о его бесчувственности. Базарову не хочется огорчать родителей. Решившись уехать, он целый день не мог сказать об этом отцу и, лишь прощаясь с ним, сказал «с натянутым зевком». Он огорчен тем, что сконфузил отца перед отъездом, ему «совестно» от него запираться во время работы, он пытается заговаривать с матерью, но… «выйдешь к ней – и сказать ей нечего». Это сложный и безвыходный, по-своему трагический конфликт с родителями, любимыми и любящими людьми. Лучший выход в таком положении – «определить территории», свою и родительскую, и встречаться лишь на «нейтральной полосе». Базаров так и вынужден делать.

Вопрос

Как сам Тургенев смотрит на этот конфликт, осуждает он Базарова или нет и какое чувство останется у читателя, прочитавшего это главы?

Ответ

Тургенев не осуждает Базарова, он объясняет, почему так получилось, но вместе с тем Тургенев сочувствует родителям в их большой печали, так как чувство родительской любви – «святое, преданное чувство».

«Чти отца и матерь свою». Даже если взгляды на жизнь разные, это не должно мешать взаимному уважению и дружбе между родителями и детьми.

Литература

Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999
Н.И. Якушин. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 1998
Л.М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 120 – 160

Каким должен быть урок, чтобы он запомнился, чтобы ученику хотелось идти в школу и заниматься там с удовольствием? Думаю, урок нужно строить так, чтобы он стал и доступным, и в то же время необыкновенным, нетрадиционным. В данной системе уроков я использую не только нестандартные методы и приёмы, но и обновляю содержание некоторых уроков, применяя элементы проблемного обучения. Создание проблемной ситуации учителем – творческий поиск знаний учащимися. В старших классах особенно актуальна на уроках литературы проблема семьи, проблема отношений в семье.

Большинство наших воспитанников из неблагополучных семей, хотя есть и дети – сироты, и дети, никогда не знавшие своих родителей. Вот на такой контингент учащихся и рассчитан цикл уроков литературы, где затрагивается тема семейных отношений, где на примере произведений “Война и мир” Л. Толстого, “Гроза” А. Островского, “Вишнёвый сад” А. Чехова, “Отцы и дети” И. Тургенева, “Доктор Живаго” Б. Пастернака, “Тихий Дон” М. Шолохова, “Жизнь и судьба” В. Гроссмана и др. ребята убеждаются в необходимости создания благополучной семьи, в которой при любой ситуации можно найти поддержку и понимание. Учащиеся пришли к выводу, что обязанности есть не только у родителей по отношению к детям, но и у детей перед родителями. Такое умозаключение я решила использовать в теме “Базаров и его родители” при изучении романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Мы не станем говорить о родителях Базарова, как об “отставных людях”, идущих не в ногу со временем, во многом не понимающих сына – нигилиста. Для нас, как и для самого Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна – любящие отец и мать, стремящиеся, чтобы их сын нашёл счастье в жизни. Важно увидеть на данном уроке, что эту семью объединяет любовь, уважение, искреннее дружелюбие. Когда Евгений умирает, горе родителей безмерно. Необходимо заставить учеников сострадать несчастью людей, потерявших сына, тогда они сами придут к решению, что дети ответственны перед родителями за их душевный покой, за их долгую жизнь.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.

Оборудование урока:

  • эпиграфы к уроку на доске:

Базаров - человек реального, полезного дела.

Д.И. Писарев

Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.

Р. Гамзатов


И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном -
Помни свято об этом всю жизнь.

М. Рябинин

  • Репродукция картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.

Методические приёмы: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.

На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева десятиклассникам в домашнем задании было предложено написать эссе на тему “Что значат для меня мои родители?”. Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование “яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему, задачу, цель занятия.

Ход урока.

I. Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери”.

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”

Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко -
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:

Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.

В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.

Учитель зачитывает выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”

  • У меня есть мама и папа, я их очень люблю. Для меня они самые дорогие люди на свете. Когда я приезжаю домой, а это бывает очень редко, для меня наступают райские минуты. Я им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете.
  • Для меня мои родители очень много значат. Пока я без них никуда. Без их любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, они меня всегда поддерживают в моральном и финансовом смысле. Мне их часто не хватает, потому что домой езжу только по выходным. Родители для меня – это жизнь.
  • Родители – это как две руки у человека. Если нет кого-то из них – уже как-то не так, чего-то не хватает, что-то не так в мире. Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.

Задание классу:

Относительно изучаемого произведения определите тему урока, задачу и цель урока.

Десятиклассники выдвигают несколько гипотез и приходят к правильному решению.

Тема урока: “Базаров и его родители”.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями.

Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.

II. Реализация домашнего задания.

Слово учителя:

Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения:

"Семья как основа нравственного благополучия в смутное время".

Вспоминаем, что роман “Отцы и дети” был написан в 1862 году. В произведении изображены все основные общественные силы России, показано размежевание, затронуты главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов IXX века. Из ответов учащихся выстраивается алгоритм:

Нравственное благополучие семьи

Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.

Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец. Что из себя представляют отцы в понимании десятиклассников? Учитель зачитывает отрывки из эссе тех ребят, чьи отцы недавно ушли из жизни, но оставили свой след в душах детей (надо отметить, что один из них был директором школы, благополучным человеком, а другой, наоборот, пьяницей, неудачником):

Я очень хочу снова увидеть своего папу. Когда приезжаю домой, всё напоминает мне о нём, хочется поговорить с ним, рассказать о своих проблемах, посоветоваться. Я люблю свою маму, но с ней не поговоришь по-мужски, не раскроешь ей своих мужских секретов.

Вот мне, например, когда умер отец, стало чего-то не хватать в жизни. Обычно приедешь домой, папа сразу же встретит тебя, обнимет покрепче, расцелует в обе щеки, и весело ему, даже плакать хочется. А сейчас домой приедешь – всё тихо, никто не говорит, никто не ругается. Тихо и безмолвно.

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.
  • Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).
  • Речь отца и сына. (Примеры из текста).
  • Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).

Слово учителя.

Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.

  • Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я её очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от неё секретов.
  • Когда я выйду замуж, и у меня родятся дети, я тоже стану такой матерью для своих детей, как и моя мама. А мама моя – это настоящее чудо, она добрая, ласковая, красивая, но самое главное – хороший человек и любящая, всегда понимающая, родная и просто... Мама!

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Арины Власьевны.
  • Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?
  • Обратите внимание на эпиграф: “Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”.
  • Почему Р. Гамзатов считает, что мать – “великая раба”?

Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.

Докажите, пользуясь критической литературой, что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни...Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу. Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы...” ).

III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:

  • 1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? .
  • 2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.
  • 3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?

“Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними” .

Слово учителя.

Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости? Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?

Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков.

IV. Слово учителя.

В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.

Сообщение ученика об истории создания данной картины .

Работа с текстом.

Прочитайте последний абзац эпилога ,сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация? Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.

Вывод.

Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока, слова звучат на фоне произведения Ф. Шуберта “Ave Maria”):

Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном –
Помни свято об этом всю жизнь.

V. Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение: “История жизни Аркадия Кирсанова”.
  2. Написать сочинение-миниатюру “Почему Аркадия нельзя назвать настоящим другом Базарова?”

Литература

  1. Тургенев И. С. Избранные сочинения. / Библиотека учителя /. - М. , Худож. литер. , 1987.
  2. История русского искусства. В 2-х томах. - М., Госиздат “Искусство”, 1960.
  3. Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все? - М., Просвещение, 1990.
  4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПК и ПРО, 2002.
  5. Смолина Е. А. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга. - Волгоград, Учитель, 2001.

Молодость — время для усвоения мудрости, старость — время для её применения.
Ж.-Ж. Руссо

Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий» (XXI). Базаров говорит правду. Он жалеет своих родителей уже потому, что «отроду лишней копейки не взял» (XXI). В страшные минуты жизни он думает о них. Так, перед дуэлью с Павлом Петровичем во сне-бреду он видит мать, а перед смертью, понимая состояние родителей, уже не скрывает свою любовь к ним. Он постоянно помнит о своих «стариках», ибо, разъезжая по *** губернии с Аркадием, всё время имеет в виду, что конечная цель его летнего путешествия — имение родителей, где — он точно знает — его нетерпеливо ждут: «Нет, надо к отцу проехать. (...)он от *** в тридцати верстах. Я его давно не видал, и мать тоже; надо стариков потешить. Они у меня хороше, особенно отец: презабавный. Я же у них один» (XI). Однако Аркадий задал свой вопрос не случайно. Отношения Базарова к родителям, если глядеть со стороны, кажутся холодными, даже неприязненными: слишком мало нежности в этих отношениях.

В литературоведческих разборах «Отцов и детей» главного героя принято упрекать в пренебрежении, а иногда даже в презрении к родителям. Но насколько справедливы эти упрёки?

Первый упрёк: Базаров не спешит домой, где, кстати, не был три года, а едет сначала в имение к Кирсановым, потом в губернский город, затем в имение Одинцовой. Добравшись наконец до имения родителей, он выдерживает в родном доме только три дня и снова уезжает. Так Базаров проявляет, мягко говоря, невнимание к старикам родителям. Но те же поступки героя можно объяснить и по-другому. Бедность — вот причина, по которой герой три года не приезжал к родителям. Можно предположить, что у него просто не было денег на неблизкую дорогу домой или в летние каникулы он зарабатывал (в клинике, например) средства на следующий учебный год — ведь выпрашивать деньги у родителей он считает недостойным.

Базаров по натуре человек общительный, любознательный и самостоятельный. Он, несмотря на бедность, добился уважения среди студентов университета, о чём свидетельствуют его отношения с Аркадием и отзывы Ситникова (XII). Поэтому жизнь в уединённом родительском домике кажется молодому нигилисту скучной: здесь, кроме как с отцом Алексеем, и поговорить не с кем. Да и трепетные родительские заботы о «перинках» и «говядинке» для ненаглядного Енюшеньки тяжелы ему. Вот он и жалуется Аркадию: «Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. (...) ...отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам — никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать то же. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней — и сказать ей нечего» (XXI). Между тем Базарову через год предстоит серьёзный выпускной экзамен в университете, и он, в отличие от других героев романа, намерен не отдыхать, а упорно работать всё лето. Из-за этого, очевидно, он ещё в Петербурге принимает приглашение Аркадия, своего почитателя и товарища по университету, погостить в Марьине — так Базаров обеспечит себе спокойное, сытое лето и не будет в тягость родителям.

Второй упрёк: главный герой проявляет откровенный эгоизм в отношении родителей, не уделяя им достаточно внимания. Однако не следует забывать, что молодой нигилист приезжает к родителям сразу после тяжёлого объяснения с Одинцовой. Переживая неудачу в любви, он ищет уединения и какого-нибудь занятия-отвлечения, поэтому терпеть сейчас родительские ласки ему невмоготу. Он уезжает в Марьино, где, будучи гостем, имеет право не вмешиваться ни в какие «житейские дрязги» (XXII), и совершенно отдаётся своей работе. Несмотря на эти соображения, упрёк в эгоизме, адресованный Базарову, справедлив.

А кто из «детей» в романе ведёт себя иначе? В доме Одинцовой живёт старая тётка княжна Х...я, на которую «не обращали внимания, хотя обходились с ней почтительно» (XVI). Аркадий, вернувшись вместе с Базаровым к отцу в Марьино, не может забыть красавицу Одинцову: «...прежде он бы только плечами пожал, если бы кто-нибудь сказал ему, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым, и ещё под каким! — под родительским кровом, а ему точно было скучно, и тянуло вон» (XXII). «Грубый сын» Базаров пробыл у родителей три дня и заскучал, «нежный сын» Аркадий, тоже томясь от любви, пробыл немногим дольше: «Десяти дней не прошло со времени его возвращения в Марьино, как он опять, под предлогом изучения механизма воскресных школ, скакал в город, а оттуда в Никольское» (там же). Да и теперешние достойные «отцы», решая собственные житейские проблемы, относились к родителям весьма небрежно. Николай Петрович Кирсанов вспоминает: «Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать... Я, наконец, сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась...» (XI). Разумеется, похожее поведение других героев романа не оправдывает Базарова, но показывает, что в отношении к «предкам» добропорядочные «дети» мало чем отличаются от решительного нигилиста. А их в современных литературоведческих разборах принято хвалить и ставить в пример главному герою.

Третий упрёк: Базаров проявляет неуважение к своим родителям, так как не видит в них личностей. Лёжа под стогом сена в имении своего отца, Базаров рассуждает: «...они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит...» (XXI). Образ «маленького человека», столь разнообразно представленный в русской литературе, вполне опровергает подобные взгляды Базарова. Пушкин в рассказе «Станционный смотритель», Гоголь в повести «Шинель», сам Тургенев в рассказе «Уездный лекарь» и т.д. доказывают, что «маленький человек» только кажется примитивным, а если приглядеться к нему, это человек со своим сложным внутренним миром, с глубокими чувствами, высокими жизненными принципами.

Доказывая, что мнение сына о стариках Базаровых совершенно неверно, Тургенев приводит факты, которые нигилист знает, но почему-то не считает существенными. Своего отца Василия Ивановича младший Базаров ласково-иронически называет «презабавный старикашка» (XX), а между тем старший Базаров, будучи сыном дьячка, выбился в люди, благодаря своей настойчивости и способностям, — выучился на лекаря. Сам сын признаёт, что Василий Иванович «в своё время сильный был латинист, серебряной медали за сочинение удостоился» (XXI). Старший Базаров имеет вполне героическую биографию: участвовал в Отечественной войне 1812 года, «щупал пульс» у фельдмаршала Витгенштейна, и у поэта Жуковского, и у будущих декабристов; за свои заслуги перед государством (активно боролся с эпидемией чумы в Бессарабии) получил орден Святого Владимира (там же) и, следовательно, дворянское звание для себя и будущего потомства. Это достижение отца младший Базаров легкомысленно считает пустяком, как будто не понимает, что дворянский чин весьма облегчает ему самому жизнь в России.

В Арине Власьевне — своей матери — Базаров видит только хорошую домохозяйку. За свою жизнь она прочитала одну книгу — французский сентиментальный роман «Алексис, или Хижина в лесу», поэтому сын-студент не знает, о чём говорить с этой простоватой старушкой. Но прав Аркадий, который на личном опыте понял, каково жить без материнской заботы и ласки: «Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право» (XXI). Базарову и невдомёк, что его хлопотливая мать — мудрый друг и утешитель отца. Когда, погостив три дня, сын уезжает, Василий Иванович плачет от обиды и одиночества, но Арина Власьевна находит слова, чтобы поддержать мужа в отчаянную минуту, хотя и ей горько пренебрежение сына: «Что делать, Вася! Сын — отрезанный ломоть. (...) Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня» (там же).

Не удостоен базаровского уважения и дед Власий, секунд-майор, который участвовал в Итальянской кампании Суворова. Правда, подобное пренебрежение могло появиться у Базарова, демократа по духу, в пику дворянскому преклонению перед длинной родословной. Только второй дед — Иван Базаров — избежал критической разборки: в споре с Павлом Петровичем внук-нигилист с гордостью говорит о нём: «Мой дед землю пахал» (X).

Четвёртый упрёк: Базаров презрительно-снисходительно относится к жизненным принципам своих родителей, а эти принципы, между прочим, вытекают из философии древнего грека Эпикура (341—270 до н.э.), оригинально развитой в поэзии римского поэта Горация (65—8 до н.э.). Гораций в своих стихах представил философию небогатого, но культурного человека, который ищет счастье в «золотой середине», то есть в довольстве малым, в господстве над страстями, в спокойном и умеренном наслаждении благами жизни. Умеренность и покой, по Горацию, позволяют человеку сохранить внутреннюю самостоятельность. Легко заметить, что старики Базаровы живут именно так: довольствуясь малым и никому не кланяясь. Арина Власьевна ухаживает за мужем, заботится о пище и порядке в своём домике, а Василий Иванович лечит крестьян и возделывает свой сад-огород, наслаждаясь природой и размышляя о жизни: «На сём месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца: оно приличествует пустыннику. А там, подальше, я посадил несколько деревьев, любимых Горацием» (XX), — рассказывает он Аркадию.

Различие жизненной философии «отцов» и «детей» проявляется в отношении к миру — созерцательно-примирительном у горацианства, активно-наступательному нигилизма: «Да, — начал Базаров, — странное существо человек. Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет: тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними» (XXI).

Нигилист Базаров очевидно взрослее своих родителей, благодаря мощному интеллекту, напряжённой внутренней жизни, но родители, по Тургеневу, мудрее сына,так как умеют жить в гармонии с миром. В знаменитом споре с Павлом Петровичем Базаров заявляет:«... я тогда буду готов согласиться с вами, когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания» (X). И вот жизнь (а она, по убеждению Тургенева, богаче и разнообразнее любой теории) ставит молодого нигилиста лицом к лицу с таким «постановлением». Семья и семейный быт его собственных родителей достойны уважения и обладают высочайшей прочностью, так что их не может разрушить даже страшный удар — смерть единственного сына, самого нигилиста.

Итак, взаимоотношения в семье Базаровых иллюстрируют вечный как мир конфликт сменяющих друг друга поколений. Старые родители обожают и побаиваются своего высокоучёного и самоуверенного сына. Перед его приездом Василий Иванович даже спорол с сюртука орденскую ленточку и отослал из столовой мальчишку, обычно отгонявшего веткой мух во время обеда. В присутствии сына старики стесняются сказать неловкое слово (а вдруг ему не понравится), показать свои чувства («... он этого не любит. Он враг всех излияний» — XXI). В отношении Базарова к родителям соединяются любовь и забота (не «тянет» деньги со стариков), отчуждение и поспешные оценки.

Сухое и жёсткое отношение Базарова к родителям может быть следствием или нетерпимого, эгоистичного характера, или молодости. В случае Базарова имеет место, скорее, вторая причина. После того как самоуверенный нигилист навсегда распрощался с другом-учеником Аркадием Кирсановым, натворил бед в Марьине (ранил Павла Петровича на дуэли), а главное, испытал настоящую, но безответную любовь, Базаров приехал к родителям. Потому, что больше ехать было некуда, и потому, что здесь его ждали и любили, несмотря на все его недостатки и промахи.

Теперь его отношение к родителям становится более мягким, а во время короткой смертельной болезни раскрывается его сдержанная любовь к отцу и матери. Он не жалуется на боль, чтобы не пугать стариков, соглашается им в угоду причаститься, а Одинцову просит утешить их после своей смерти: «Ведь таких людей, как они, в (...) большом свете днём с огнём не сыскать» (XXVII). В финале романа конфликт поколении в семье Базаровых исчерпан и в моральном, и в физическом смысле, а последние строки романа воспринимаются как «гимн родительской любви» (Герцен), всепрощающей и неизменной.

«Отцы и дети» — выдающееся произведение И. Тургенева, в котором представлена широкая панорама отношений людей разных возрастов.

Отец Базарова - представитель старшего поколения, бывший военный лекарь. Нынче занимается лечением жителей деревни. Василий Иванович не доверяет новым тенденциям в медицине. Он человек, который живет старыми правилами, характерными для его поколения. Старый Базаров консерватор. Он полагается на помощь Бога.

Мать - настоящая хозяйка, хоть и дворянского происхождения. Ее нельзя назвать умной, зато она добрая и заботливая. Арина Власьевна суеверная и одновременно набожная женщина.

Родители любят сына без памяти. Мать тратит уйму усилий на должное воспитание отпрыска, а отец заботится о хорошем образовании. Арина Власьевна боится сына и всячески старается ему услужить, а Василий Иванович старается не показывать, насколько сильно любит Базарова. Они оба настолько гордятся сыном и настолько его превозносят, что считают себя ничтожными по сравнению с ним. Родители пекутся о его благе, готовы пылинки сдувать с ребенка. Все разговоры и помыслы только о сыне, о его благополучии, достижениях и заботах. Супруги любят Евгения безгранично и не замечают его истинной сути.

Когда Базаров приезжает домой, родители надеются на то, что он останется с ними. Но тихая деревенская жизнь быстро надоедает, и Евгений отправляется в путь. Расстроенный отец сетует, что снова остается в одиночестве.

Базаров привык к родителям, но он не любит их так сильно, как они его. Он хорошо к ним относится, они дороги ему. Но Евгений не задумывается над тем, что это нужно как-то выразить. Он и родителям не позволяет выставлять на всеобщее обозрение их эмоции, проявлять излишнюю заботу о нем. Только когда близится последний час, Евгений просит Одинцову присмотреть за Василием Ивановичем и Ариной Власьевной, потому что лучше на свет никого нет.

И. Тургенев изображает разность интересов молодежи и людей старшего поколения. Молодые быстро осваиваются с новшествами. А вот людям солидного возраста суета и либеральность взглядом ни к чему. Тургенев подчеркивает актуальную и для нынешнего времени мысль: поколения должны прислушиваться, помогать друг другу. Только так можно обрести взаимопонимание.

Источник:
Базаров и родители (сочинение)
«Отцы и дети» — выдающееся произведение И. Тургенева, в котором представлена широкая панорама отношений людей разных возрастов. Отец Базарова - представитель старшего
http://sochinenienatemu.com/ottsy-i-deti-turgenev/bazarov-i-roditeli-sochinenie/

Образы стариков родителей Базарова

Небогат. Управляет имением жены.

В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила

его в изоляции от современных идей.

Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен,

Василий Иванович Базаров,» высокий, худощавый человек с

взъерошенными волосами и тонким орлиным носом»,

с трубкой в зубах, «отставной ветеран» (как он себя именует) .

Он прожил долгую кочевую жизнь военного лекаря,» в каких только

обществах не бывал, с кем не важивался!»

Не без гордости бережёт он воспоминание из далёких лет

своей походной жизни:

Я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал» .

Живёт в нём и другое, утаённое воспоминание — о декабристах:

«Техто, в южной армии, по четырнадцатому, вы понимаете

(и тут Василий Иванович значительно сжал губы) ,

всех знал наперечёт».

Живя в глуши, Базаров — старший — вставал с рассветом, в своем саду

сам каждое деревце сажал.

Имея весьма скромный доход, он посадил крестьян на оброк и

отдал им свою землю «исполу».

Он старается «не отстать от века», быть тем мыслящим человеком

Для которого «нет захолустья». Ему не хочется перед такими

передовыми людьми, как Базаров и Аркадий, ударить лицом

в грязь, и он пытается блеснуть перед ними своим интересом

к науке, заводит речь»о тяжёлых опасениях, внушаемых ему

наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса» .

Выражается он витиевато.

Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 22 души

Набожная последовательница православия.

Мнительна и сентиментально-чувствительна.

Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.

Арина Власьевна-«кругленькая, низенькая старушка» с «пухлыми ручками»,

набожная, чувствительная, верящая в приметы, гадания, заговоры, сны.

Всё это рисует образ «настоящей русской дворяночки прежнего времени» ,

которой следовало бы жить «лет за двести, в старомосковские времена» .

Но она покоряет своей добротой, искренностью.

но не докучали ему излишней опекой и “не притесняли”.

Он — гордость и слава добрых, наивных старичков.

Они дали “Енюшеньке” полную свободу, и он сформировал

себя как личность совершенно самостоятельно.

Но Евгений не жаловал своих родителей, считал себя

выше родителей и это создаёт пропасть в отношениях

Источник:
Образы стариков родителей Базарова
Пользователь Vlad Bouners задал вопрос в категории Литература и получил на него 1 ответ
http://otvet.mail.ru/question/196063421/

Родители базарова

Старик Базаров и его жена Арина Власьевна очень любят своего единственного сына Евгения. После смерти сына они печально и одиноко доживают свой век.

Образ и характеристика отца Базарова в романе «Отцы и дети»

Полное имя героя — Василий Иванович Базаров:

«. щеки Василия Ивановича смутно покраснели. «

«. вот я – старик, шестьдесят второй год живу. «

«. Отец в шестьдесят лет хлопочет. «

«. Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже, и рот немного шире. «

«. как он, однако, поседел, бедняга. «

«. высокого, худощавого человека с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку. «

«. шлепая стоптанными туфлями. «

«. прикладывая по-военному руку к засаленной ермолке, прикрывавшей его голову. «

«. старый штаб-лекарь предстал перед молодыми людьми, облеченный в домоделанный полотняный пиджак и с соломенною, тоже домоделанною, шляпой на голове. «

«. Бронзовые щеки Василия Ивановича смутно покраснели. «

«. вдруг разевал широкий рот и хохотал безо всякого шума. «

«. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке. «

«. руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. «

«. его неподвижную, сгорбленную спину. «

«. хохотал, выказывая все свои черные зубы до единого. «

Отец Базарова управляет имением, принадлежащим его жене:

«. В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. «

«. и моего отца усадьбишка оттуда недалеко. «

«. небольшая деревушка, где жили родители Базарова. Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. «

«. Впрочем, мне не в диво: я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. «

«. в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров. «

«. Он был прежде полковым доктором. «

«. позвольте попросить в кабинет к отставному ветерану. «

«. Я у вашего дедушки в бригаде служил, – обратился он опять к Аркадию. » (служил в бригаде у генерала Кирсанова — дедушки Аркадия Кирсанова)

Отец Базарова — простой человек:

«. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. «

«. Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один. «

«. Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. «

«. у меня здесь все по простоте, на военную ногу. «

«. Весь его домик состоял из шести крошечных комнат <. > кожаный, кое где продавленный и разорванный, диван. «

«. мы живем здесь, так сказать, на бивуаках*. » (бивуак — стоянка войск для ночлега)

«. мы с тобой не Крезы и <. > у тебя не дворец. «

«. Вот тебе на! Презабавный старикашка и добрейший. «

«. добродушнее хохотал <. > его осчастливленный отец. «

«. великодушничает с крестьянами – кутит, одним словом. «

«. По непринужденности обращения, – заметил Аркадию Базаров, – и по игривости оборотов речи ты можешь судить, что мужики у моего отца не слишком притеснены. «

«. Такой же чудак, как твой, только в другом роде. Много уж очень болтает. «

«. Василий Иванович <. > собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал. «

«. он беспрестанно двигался, поводил плечами, точно платье ему под мышками резало, моргал, покашливал и шевелил пальцами, между тем как сын его отличался какою то небрежною неподвижностию. «

«. Василий Иванович живо вскочил с скамейки. «

«. Замечательная живучесть! – проговорил, отходя от окна, Базаров. «

«. И Василий Иванович суетливо пошел вперед, шаркая и шлепая стоптанными туфлями. «

«. я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века. «

«. я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает. «

«. А ты посмотри, садик у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы. «

«. Василий Иванович. В бухарском шлафроке, подпоясанный носовым платком, старик усердно рылся в огороде. «

«. А я здесь, как видите, как некий Цинциннат, грядку под позднюю репу отбиваю. Теперь настало такое время, – да и слава богу! – что каждый должен собственными руками пропитание себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому. «

«. Все это я делаю gratis* – анаматёр. » (*gratis — бесплатно)

«. Ведь я, ты знаешь, от практики отказался, а раза два в неделю приходится стариной тряхнуть. Идут за советом – нельзя же гнать в шею. Случается, бедные прибегают к помощи. «

«. толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей. «

«. Ну да, я готов вот перед ними признаться, имел я эту страсть в молодости – точно; да и поплатился же я за нее. «

«. Василий Иванович повел всех в сад, для того чтобы полюбоваться красотою вечера. «

«. На сем месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца. «

«. Ну, коли христианство не помогает, будь философом, стоиком, что ли! Ведь ты хвастался, что ты философ. «

«. затерли бы меня, маленького человека. «

«. Василий Иванович не смел сознаться, что он сам пожелал молебна… Набожен он был не менее своей жены. «

«. в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу. «

«. мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты <. > Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии. «

«. За который ты получил Владимира? – подхватил Базаров. «

«. он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы. «

«. не только боготворю его, я горжусь им. «

«. Они тебя так любят. » (родители любят Базарова)

«. рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания. «

«. каждое утро, чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки. «

«. Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять… не…»

«. Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену, свою подругу, так крепко, как и в молодости ее не обнимал: она утешила его в его печали. «

Образы родителей Базарова — это тоже типы «отцов», но они ничего общего не имеют с Кирсановыми. Родители Базарова — бедняки, плебеи, «маленькие люди» и написаны Тургеневым удивительно тепло, ярко. Они запоминаются надолго и волнуют своей добротой, сердечностью, искренностью. Мать Базарова -типичная патриархальная дворяночка старого времени. Ей, по словам писателя, следовало бы «жить лет за двести, в старомосковские времена».

Арина Власьевна — религиозная, боязливая и чувствительная женщина, верившая во всевозможные гаданья, заговоры, сны, приметы, в конец света и т.д. Она вся отдалась заботам о сыне. Арина Власьевна больше всего думала о том, чтобы не помешать и не надоесть ему. Для нее вся жизнь и весь ее смысл заключались только в нем. Доброту, заботу матери Евгений всегда чувствовал и высоко ценил. В глубине души он любил ее. Больной, он просил ее, чтобы она причесала его. Базаров умирает с думой о матери. «Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?»,- говорил он в полубредовом состоянии. И хотя Тургенев писал, что подобные женские типы исчезали, все же в них он находил то простое, человечное, что было ему дорого и близко.

Отец Базарова — самобытный человек, жизнерадостный «штаб-лекарь», провинциальный философ. Это человек труда, дела; в то же время он любил помечтать, поговорить о великих мира сего — о Руссо, Горации, Цинциннате, о мифологических героях. Ему пришлось в жизни многое увидеть, потереться в различных сферах, побывать на войне против Наполеона, где он, как медик, щупал пульс у князя Витгенштейна и Жуковского. Василий Иванович свободно пользуется, хотя и недостаточно точно, латынью, научной терминологией. Живя в деревне, он стремится к тому, чтобы не зарасти мохом, не отстать от века в науке. Отец Евгения чувствует происходящие изменения в жизни и считает, что теперь настало такое время, « … что каждый должен собственными руками пропитанье себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому».

Главными жизненными принципами Василия Ивановича являются труд и свобода. Он сам любит работать в саду, огороде, оказывает медицинскую помощь окрестным поселянам. Василий Иванович считает себя человеком отжившим, в сыне он видит свою смену. Все думы и помыслы его были связаны с ним, о нем он расспрашивал Аркадия. В отце заговорило чувство гордости, когда Аркадий сказал ему, что Евгений — «один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался».

Василий Иванович верил, что Евгений прославит свое имя, будет знаменит, как ученый, получит известность в будущем не только как врач, но, очевидно, и как общественный деятель. Стоически, мужественно переносил он страдания, болезнь сына. Зная о безнадежности его состояния, Василий Иванович старался утешить себя, жену мыслью о выздоровлении. С каким восторгом говорил он о приезде Анны Сергеевны и врача. «Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен! -сказал Базаров-отец. — Жена! жена! .. К нам ангел с неба».
Но это был только последний и безнадежный крик самоуспокоения. В образах скромных, незаметных старичков Базаровых Тургенев показал таких людей, которых, по выражению Евгения, в большом свете днем с огнем не найдешь. Писатель создавал их с самой искренней любовью. Он опоэтизировал родителей в эпилоге, сказав о них трогательные слова.