Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кто такие поэты-шестидесятники.

Кто такие поэты-шестидесятники.

Характерной особенностью русской литературы второй половины XIX века явилась демократизация художественного сознания , чему способствовали как характер общественного движения, так и появление в общественно-политической и культурной сферах представителей разночинной интеллигенции.

«Из духоты семинарий, - писал о ней Огарев, - из-под гнета духовных академий, из бездомного чиновничества, из удрученного мещанства она вырвалась к жизни и взяла инициативу в литературе».

С конца 50-х годов возникла в литературе целая плеяда писателей и критиков - разночинцев : Чернышевский, Добролюбов, потом - Писарев, журналисты Благосветов и Курочкин, писатели Помяловский, Некрасов, Слепцов, Решетников, Г. Успенский, Златовратский... Почти все они прошли суровую жизненную школу: боролись с нуждой, странствовали по России, жили в «углах» среди бедноты. Свой жизненный опыт они привносили в литературное творчество. Так, литература тех лет обогатилась новыми сюжетами : описанием жизни «низов» столицы и провинциальных городов, крестьянства; появились деревенские, фабричные очерки и рассказы, произведения, отражающие многообразие народной жизни, как, например, повести Максимова - «Лесная глушь», «Год на Севере», «Сибирь и каторга» и др.

Воодушевленные передовыми идеями 60-х годов и «некнижным» знанием жизни, писатели эти в большинстве своем рассматривали литературную деятельность не как профессию или работу, в какой-то степени обеспечивавшую существование, а как гражданское служение . Литературное отображение жизни преследовало конкретную духовно-практическую цель - силой высказанных мыслей преобразовать жизнь России. Это стремление предопределяло не только тематику беллетристических произведений, но и частое обращение писателей-романистов к публицистике, как к более действенному воздействию на читателей.

Обострение политических конфликтов, развитие общественной жизни, наконец, изменения, произошедшие в сознании людей, требовали теперь от писателей не простого изображения каких-либо событий, а объяснения сложных явлений бытия. По словам Н. В. Шелгунова, «в 60-е годы, точно чудом каким-то, создался внезапно совсем новый, небывалый читатель с общественными чувствами, общественными мыслями и интересами, желающий думать об общественных делах, желавший научиться тому, что он хотел знать».

Литературе придавалось значение своего рода «учебника жизни ». Стихи, проза, публицистические статьи писателей и критиков возбуждали живейший интерес просвещенного общества.

Развитие общественной и культурной жизни изменило в целом и концепцию литературного творчества, подверглись пересмотру художественные и нравственные критерии, возрастали аналитические тенденции . Наступившая эпоха новых буржуазных отношений внесла существенные изменения в мироощущения людей.Романтический накал страстей в литературе и жизни сменился трезвым прозаическим восприятием . На смену романтическим повестям А. Марлинского пришли сначала очерки «натуральной школы», затем - полные жизненной правды романы Тургенева и Достоевского . В качестве господствующего направления в литературе на всем протяжении второй половины XIX века утвердился реализм , который в тот период носил в основном ярко выраженный социально-обличительный характер . Основу этого направления в 60-70-е годы составила творческая деятельность писателей, в свое время образовавших так называемую «натуральную школу » - Некрасова, Григоровича, Достоевского и более поздних крупнейших художников-реалистов: Тургенева, Островского, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого. При всем различии творческих начал их объединяло обостренное внимание к российской действительности, обличение социальной несправедливости, народолюбие и гуманизм .

Литературному реализму второй половины XIX века было присуще не только правдивое изображение действительности, но, прежде всего, аналитический подход , а также широкомасштабность художественного мышления , когда человеческая индивидуальность рассматривалась и оценивалась на фоне общенародной жизни, в соотнесении с ней .

Вместе с «маленьким человеком» Гоголя и писателей «натуральной школы» в литературу пришел герой, отображающий в какой-то степени дух эпохи, размышляющий о себе и важнейших проблемах страны . Тематика литературных произведений носила в основном национальный характер : современные русские люди, с их чувствами и проблемами, русская жизнь, русский пейзаж прочно вошли в поэзию и прозу.

Наряду с сюжетной основой повествования естественную трансформацию претерпел и образ литературного героя. Он не только стал человеком своего времени, обладателем определенных общественных идей, но изменился и внешне. Вместо впечатляющего романтического героя-красавца с пламенными очами в литературу пришел скромный, часто малопривлекательный наружно персонаж, но наделенный высоким духовным потенциалом . Такими предстают герои романов Л. Толстого - Кутузов (в «Войне и мире») - пожилой, обрюзгший, одноглазый; Пьер Безухов - рассеянный увалень в очках; Достоевского - Раскольников, Неточка Незванова.

В 60-х годах 19 века первым увидел изменения в людях Ф. М. Достоевский. Он видел ту невозможность существования капитализма на русской почве , видел то, как русским людям навязывается западный менталитет и как они от этого страдают (повышенный интерес к индивидуальности, необходимость накопления всё большего количества денег испортили людей, сломали их духовность и разрушили нравственность). Ф. М. называет это время "мечущимся ", Лесков же говорил об этих годах так: "Всё перебуровалось ".

Животрепещущим для русского общества являлся вопрос о дальнейшей судьбе России - как дальше развиваться стране, продолжать ли начатое дело реформ или повернуть вспять? Какими идти путями - решительной революционной ломки всего отжившего или медленного постепенного преобразования? Какие силы должны возглавить и совершить это? и т.д. и т.п.

Единственным слоем общества, который всё ещё помнил о нравственном законе, было купечество . Купеческая культура всё ещё сохраняла народную ментальность и веру, осознание народного единства.

В это время появляется такое понятие, как интеллигенция . Это особый слой общества (не сословие), как правило состоявший из разночинцев . Неотъемлемой частью жизни интеллигенции был интеллектуальный труд .

На фоне этих внутриполитических событий в России в литературе появляется новое направление - психологический реализм . Развитие литературы определяется жанром романа , хотя и другие жанры в это время тоже не теряют свою популярность и актуальность. Однако роман реализовал наиболее глубокое содержание замысла писателя, имел философский характер , который по сей день привлекает внимание учёных.Психологизм литературных произведений содержится, в первую очередь, в исповедальности главных героев, которая раскрывается в их поступках, в обстановке их окружающей. К тому же, роман как основной жанр литературы 60-70-х годов опирался и на образцы древней литературы , и на географию , как науку.

Антинигилистический роман - особый жанр литературы 60-х годов 19 века, который предполагает особую концепцию автора с отрицанием нигилизма, как общественного явления, вредного для русского народа.

В 70-х годах 19 века огромную значимость приобретает социальный характер романа , который отражает реалии жизни в определенный период истории народа (хотя в 60-х годах подобное тоже встречалось). Проблема случайных семейств стоит необычайно остро, т.к. семья - это и самое прочное звено общество, и самое хрупкое одновременно.

К концу 70-х годов наметился отход от эпической формы произведений, переход к малым формам (роман ---> повесть), т.к. сама жизнь не давала возможности писателям создавать романы. К 80-м годам жизнь стала более суетливой, необходимость зарабатывать деньги и содержать семью тревожила и самих писателей, да и реальность не давала такого героя, который достоин быть героем. Литература переживает переходный период, смену идей и настроений. Началось развитие массовой литературы для не очень взыскательного читателя ("народного").

Народный читатель - не имеющий образования и без эстетических принципов человек.

Встал вопрос о том, как писать для народа. Толстой предложил опираться на фольклор, который имел эстетические идеалы, присущие русскому народу и понятные каждому.

2.Общая характеристика развития русской литературы в 80-90 годы. (по учебнику «История всемирной литературы»)

Последние десятилетия XIX века были обозначены серьезными переменами в общественной и литературной жизни России. Крах народничества как системы социально-философских взглядов и как типа общественного поведения отразился в литературе: он повлиял на изображение не только героев, причастных к этому движению, но и такой важной вообще для русской литературы сферы жизни, как крестьянская. Проблема «интеллигенция и народ», которой всегда были заняты лучшие умы России, теперь - ввиду драматического поворота в истории революционно-народнического движения - приобрела особенную остроту. То, что происходило в деревне, имело прямое отношение к судьбам интеллигенции: рушилось целое мировоззрение.

Атмосфера политической реакции, настроения «конца века», «сумеречности», «хмурости» эпохи - все это не могло не давить на художественное сознание общества. Литература развивалась в условиях тяжелого цензурного и психологического гнета. И все же, приспосабливаясь к полицейскому режиму, чтобы не погибнуть вовсе, прогрессивная литература искала новые пути - и находила их. Интеллектуальная жизнь этой эпохи - эпохи «мысли и разума» - отличалась интенсивностью во всех сферах. И если техника, наука, живопись, музыка, как известно, переживали расцвет, то и словесное искусство не стояло на месте
Утверждение капитализма в экономике повлекло изменения в социальной, культурной, духовной сферах русской жизни. После либеральных реформ 60-70-х годов во внутренней политике восторжествовал консервативный курс.
В общественной мысли изжили себя просветительские иллюзии, потерпели крах идеи народничества, утопизм общинного социализма. Но в то же время вызревали новые интеллектуальные силы , шла упорная, часто подспудная работа коллективной мысли.

· Революционные призывы -> постепенное изменение страны.

· Прогрессивные идеи интеллигенции предшествующих лет не были утрачены, но произошедшее разочарование в полит. идеалах вызвало упаднические настроения. -> новые искания интеллигенции.

Н. А. Бердяев писал: «Были признаны права религии, философии, искусства независимо от социального утилитаризма, моральной жизни, то есть права духа, которые отрицались русским нигилизмом, революционным народничеством и анархизмом...».

Изменения коснулись и литературы. Ушли из жизни в начале 80-х годов Тургенев и Достоевский, отошел от художественного творчества Гончаров. На литературном горизонте появилась новая плеяда молодых мастеров слова - Гаршин, Короленко, Чехов. Среди писателей, начавших творческий путь в эти годы, - В. Гаршин (1855-1888), В. Короленко (1853-1921), А. Чехов (1860-1904), более молодые А. Куприн (1870-1938), Л. Андреев (1871-1919), И. Бунин (1870-1953), М. Горький (1868-1936).

В литературе этого периода появляются такие шедевры, как - в прозе - «Братья Карамазовы» Достоевского, «Смерть Ивана Ильича» Толстого, рассказы и повести Лескова, Гаршина, Чехова; в драматургии - «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» Островского, толстовская «Власть тьмы»; в поэзии - «Вечерние огни» Фета; в публицистике и научно-документальном жанре - речь Достоевского о Пушкине, «Остров Сахалин» Чехова, статьи о голоде Толстого и Короленко.

В литературном процессе отразилось напряженное развитие общественной мысли . Вопросы общественного и государственного устройства, быта и нравов, национальной истории - по сути, вся русская жизнь была подвергнута аналитическому освещению. При этом был обследован огромный материал, поставлены великие, определяющие дальнейший прогресс страны проблемы. Но вместе с тем русская литература наряду с так называемыми «проклятыми вопросами» отечественной действительности приходит к постановке и общечеловеческих нравственных и философских проблем .
Реалистическое направление оставалось господствующим, достигнув выдающихся успехов в предшествующий период. Тем не менее, с начала 80-х годов ряд крупных мастеров слова обнаруживают стремления к поиску новых выразительных средств . В переписке, статьях Л. Толстого, В. Короленко, А. Чехова, позднее М. Горького постоянно возникали вопросы о дальнейших судьбах реализма.
Развитие капиталистических отношений обозначилось не только ростом городов, строительством железных дорог, фабрик и заводов, но и изменениями в психологии людей. Новые условия жизни прождали новые понятия, меняли человеческие чувства, восприятия и духовные потребности. Актуальную остроту обретал вопрос, заданный Чеховым в одном из писем: «Для кого и как писать? ». В это же время Толстой неоднократно признавался в письмах и дневниках, что ему совестно изображать вымышленных героев . Эпоха долго не давала писателям конкретного образа литературного героя.
Творческие искания Толстого, Чехова, Короленко были глубоко индивидуальны. Но их объединяла общая направленность - в судьбах литературных персонажей усматривается отражение судеб общества , личная судьба становится поводом для постановки общечеловеческих нравственных проблем, по-новому осуществляется связь объективного повествования и субъективного авторского видения обстоятельств повествования. Поиски новых средств выразительности приводили в некоторых случаях к склонности употреблять символы, иносказания, аллегорические концовки повествования, введение в реалистический текст фактических или философских сюжетов.

Общая направленность поисков новых литературных персонажей Толстого, Чехова и Короленко:

· отражение судеб общества;

· личная судьба - постановка общечеловеческих нравственных проблем;

· в некоторых случаях - склонность употреблять символы, иносказания, аллегорические концовки, фактические и философские сюжеты в тексте

Критика 80-х - начала 90-х годов отмечала тургеневское и толстовское начало в рассказах Гаршина, Короленко, Чехова; в произведениях, написанных под впечатлением русско-турецкой войны 1877-1878 гг., находила сходство с военными описаниями автора «Севастопольских рассказов»; в юмористических рассказах Чехова - зависимость от щедринской сатиры и т. д.

В рассматриваемую эпоху шел бурный процесс «демократизации» литературы, сказавшийся в первую очередь на расширении ее тематики.

Цель многих писателей - натуралистическое воссоздание действительности -> воспроизведение как можно большего количества современных фактов/явлений . Пример - Боборыкин: масса эпизодов и действующих лиц с целью «схватить и изобразить настоящий момент», но произведениям не хватает глубины, сырые зарисовки, зачастую большое количество ненужных для сюжета персонажей.
Чехов критиковал приукрашенное, фотографически подобное, но не истинное воспроизведение современной жизни. Утверждал необходимость нравственной идеи в художественных произведениях
Отечественное бытие, особенно провинциальное с его особенностями и пороками, стало предметом пристального внимания одного из наиболее социальных писателей тех лет - В. Г. Короленко.
Биография писателя достаточно характерна для прогрессивно мыслящего интеллигента второй половины XIX века. Сын чиновника судебного ведомства, он еще гимназистом лишился отца. В 1874 году поступив в Московскую Петровскую сельскохозяйственную академию, через 2 года был исключен из нее, а затем и выслан за участие в коллективном протесте студентов против полицейского режима, царившего в этом учебном заведении.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 3944 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Эпохе общественного пробуждения шестидесятых годов предшествовал тридцатилетний период николаевского царствования, одной из характерных черт которого был всепроникающий, мертвящий жизнь бюрократизм. Напуганный в самые первые дни восшествия на престол движением декабристов, Николай I стремился укрепить государственную власть, не опираясь на общественное мнение, на самодеятельность широких слоев русского общества. А потому он должен был усиливать и раздувать централизованный бюрократический аппарат. В итоге такой внутренней политики восторжествовало бумажное отношение к делу: сотни тысяч бумаг направлялись из центральных учреждений в местные, губернские и уездные. При этом николаевская государственная система имела претензию называть себя народною. Россию она считала особым государством, не похожим ни на одну из западных держав, ибо в России якобы нет противоречий между сословиями, в ней царит единство самодержавия с народом под сенью православия.

К 1861 году в русском общественном движении вступили в бескомпромиссную борьбу две исторические силы - революционная демократия и либерализм. На смену революционерам из дворян пришли революционные разночинцы во главе с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым.

К 1861 году революционная ситуация в стране достигла апогея. Пришло время, когда «самый осторожный и трезвый политик должен был бы признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание - опасностью весьма серьезной». Однако революционная ситуация 1859-1861 годов сразу же обнаружила слабые моменты. «Народ, сотни лет бывший в рабстве у помещиков, не в состоянии был подняться на широкую, открытую, сознательную борьбу за свободу».

Размежевание по социально-экономическим причинам осложнялось различиями в культурно-исторической ориентации: продолжалась борьба между либералами-западниками и славянофилами. Первые пророчили России великое будущее, считая ее молодой нацией, не обремененной тысячелетними культурными традициями. Их отсутствие, с точки зрения западников, облегчало процесс перехода страны на западноевропейские пути исторического развития и делало безболезненными заимствования и пересадку на русскую почву готовых социально-экономических и политических институтов, выработанных западной цивилизацией.

С усложнением общественной жизни, с нарастанием политической борьбы, с расширением арены реализма произошла дифференциация литературного развития. В условиях новой эпохи художественный универсум Пушкина оказался неповторимым. На смену ему пришла более резкая специализация литературы по отдельным направлениям, школам и даже жанрам. Толстой, например, вошел в литературу шестидесятых годов как создатель уникального произведения «Война и мир», но все усилия его таланта ушли в прозу.

В свою очередь, Толстой, Тургенев, Достоевский, Щедрин явились в границах своей эпохи такими талантами, масштабы которых оказались не по плечу многим их современникам. «Мысль семейная » в творчестве С. Т. Аксакова, например («Семейная хроника », 1856; «Детские годы Багрова-внука», 1858), готовит «ростовскую» тему «Войны и мира». Но если роман Л. Н. Толстого выходит за пределы семейного круга Ростовых и Болконских к поискам общих начал более широкого национального и общечеловеческого плана, то у С. Т. Аксакова «багровская» тема локализована, замкнута в самой себе. Ф. М. Решетников в повестях и романах из народного быта («Подлиповцы», «Где лучше?») изображает крестьянскую Россию в движении и развитии, предвосхищая динамику групповых народных образов в «Войне и мире».

Писатель эпохи шестидесятых годов сталкивался с необходимостью художественного осмысления необыкновенно подвижной и текучей стихии бытия.

Жизнь эпохи 60-х годов взывала к поиску новых форм художественного изображения, диалектически совмещающих в себе утонченный анализ с динамичным, постоянно «перенастраивающимся» синтезом. В литературу приходит новый герой - изменчивый и текучий, но сохраняющий при всех переменах верность самому себе, глубинным основам своего «я», своей неповторимой индивидуальности. Это герой, стремящийся снять роковое противоречие между словом и делом. Активный и целеустремленный, он пересоздает себя и мир в процессе творческого взаимодействия с окружающей средой. Новый герой является перед читателями в самых разных обличиях, в живом многообразии человеческих характеров, связанных с особенностями художественной индивидуальности писателя, с его общественными убеждениями. «Новый человек» Толстого, например, в чем-то полемичен по отношению к «новым людям» Чернышевского, а герои Чернышевского полемичны по отношению к тургеневскому Базарову.

Универсальную русскую формулу героического дал в романе-эпопее «Война и мир» Толстой, создавший два символических характера, между которыми располагается в различной близости к тому или иному полюсу вся иерархия людских судеб, развернутых в произведении. На одном полюсе его находится тщеславный Наполеон, а на другом - классически демократичный Кутузов. Два этих героя представляют соответственно стихию индивидуалистического обособления, или «войны», и духовные ценности «мира», или единения людей.

Русская литература 60-х годов очень недоверчиво относилась к человеку «частному», «дробному», к человеку «касты», «сословия», той или иной социальной раковины.

Русский писатель шестидесятых годов оставался неудовлетворенным как успокоенностью человека в малом, так и нигилистической неукорененностью его ни в малом, ни в большом. Настойчивое стремление воссоздать полную картину разветвленных связей героя с миром, конечно, заставляло показывать героя и в малом кругу его жизни, в теплых узах семейного родства, малого дружеского братства, малой общины, своего сословия. Писатель шестидесятых годов был очень чуток к духовному сиротству, отрицательно оценивал общности отвлеченные. К так называемой «ложной общности», к казенному, формальному объединению людей он был непримирим. «Скрытая теплота патриотизма» у Толстого, сплотившая группу солдат и командиров на батарее Раевского, удерживает в себе и то чувство «семейственности», которое в мирной жизни свято хранят Ростовы. Но с малого, тем не менее, начинался отсчет большого. Поэтизируя «мысль семейную», русский писатель шел далее: «родственность», «сыновство», «отцовство» в его представлениях расширялись, из первоначальных клеточек человеческого общежития вырастали коллективные миры, обнимающие собою народ, нацию, отечество.

Возникновение в русской литературе 60-х годов оригинального жанра эпического цикла связано с тем, что в фундаменте русского искусства той поры лежали достаточно прочные эпические устои. Русский роман 60-х годов диалектически снимает противоречие, возникшее в ходе развития литературы между классическими формами древнего эпоса и новыми формами романа. Глубоко и всесторонне осваивая достижения западноевропейского романа, удерживая свойственную ему конфликтность во взаимоотношениях личности и общества, героя и народа, русская литература придает этой конфликтности творческий, созидательный характер. В сложной борьбе с обществом и самими собой, проходя через драматические духовные кризисы и переломы, герои «Войны и мира» движутся к постижению высшего смысла жизни «миром», к правде народной. Одновременно с ними, подвергаясь суровым историческим испытаниям, мужает, крепнет и сама «народная мысль». Конфликт личности и общества, героя и народа становится относительным, жанровые рамки западноевропейского романа на русской почве раздвигаются, искусству возвращаются утраченные им в буржуазном мире эпические горизонты.

В «Записках охотника», «Севастопольских рассказах», «Губернских очерках», «Записках из Мертвого дома» созревало и формировалось «эпическое зерно» будущих романов, целостный образ России, ядром которого оказывалась народная жизнь. В то же время эпические циклы обладали собственными содержательными возможностями, обеспечивавшими им независимое и равноправное существование среди других повествовательных жанров. В классическом романе Тургенева и Достоевского, даже в толстовском романе-эпопее «Война и мир» народная жизнь изображалась суммарно, в коллективных ее поступках и проявлениях. Отдельные народные характеры приобретали здесь обобщенный смысл. Символом патриархального «мира» являлся «круглый» Платон Каратаев, как символом непокорной, буслаевской его ипостаси оказывался «колючий» Тихон Щербатый. В «Преступлении и наказании» хрупкая Сонечка Мармеладова является символическим носителем народного начала и на ее образ падает непомерно большая идейно-художественная нагрузка. Освещение народной жизни в романе шестидесятых годов приобретало большую концептуальность, но за счет утраты той художественной раскрепощенности, которую мог себе позволить автор очерка или очеркового цикла.

Литература 70-х годов, продолжая идейные и эстетические традиции 60-х, представляет собою вместе с тем и принципиально новое явление. Иными, по сравнению с предыдущим десятилетием, были 70-е годы. В воспоминаниях передовых людей той поры они остались как время, которому присущи были одновременно и поразительная цельность, определенное идейное единство, и внутренний драматизм, противоречивость; время, которое умело вселять в мыслящих людей высокую веру в историческую значительность личного самоотверженного действия и в то же время обнаруживало утопичность и наивность многих убеждений.

Между 70-ми и 60-ми годами, безусловно, существовала определенная преемственная связь. Демократическое движение разночинцев не исчерпало себя предыдущим десятилетием, потребность общественных преобразований не только не ослабевала, а усиливалась: неудовлетворенность результатами реформы побуждала искать новые формы общественной деятельности. Именно признание неосуществленности тех надежд, которые возлагались на реформу, вело к поиску прямых контактов с народной массой, с крестьянством и придавало новому десятилетию особые, ему лишь свойственные черты. Семидесятники обостренно ощущали отличие своей роли, своей исторической судьбы от исторического предназначения, выполняемого прежними поколениями.

Но недостаточность и невозможность прежних идеалов, прежней веры, которыми жила литература предыдущих десятилетий, ощущается писателями этого времени с предельной остротой. Уже в романе Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым писатель работал в 1870-1871 годах, прозвучал упрек людям 40-х годов в отсутствии почвы.

Литература 70-х годов ищет формы, жанры, которые были бы адекватны самой же действительности. В 70-е годы искались связи с «русской почвой и русской правдой»5, с другой стороны, именно русская действительность вызывала острейшее недовольство и «русская правда» подчас казалась иллюзией, фикцией, ложной идеей. Это порождало чуть ли не у каждого крупного писателя острую неудовлетворенность как общим состоянием литературы, так и собственным творчеством. В сущности, и для Толстого, и для Тургенева, и для Достоевского 70-е годы - время переломное, время внутреннего кризиса, поисков «новой манеры» и даже, пожалуй, нового мировоззрения.

Невозможность ограничиться одними лишь разговорами ощущалась в 70-е годы при решении самых разных проблем. В этом смысле показательна постановка в публицистике и литературе той поры восточного вопроса. Общественная мысль обращается к судьбе славянских народов, страдающих от турецкого гнета, и в преддверии русско-турецкой войны42 на страницах журналов и газет развертывается обсуждение славянского вопроса, который тотчас же становится и русским вопросом. Достоевский увидел в революционном движении утрату связи с народными основами, с «почвой». Как ни странно, народовольцам потребовалась именно «беспочвенность». Они почти сознательно оторвали себя от «почвы», отстранили от себя народническую зависимость от крестьянской России, от ее типа сознания. Не случайно они появились в конце 70-х годов - как результат и как преодоление «хождения в народ». Народовольцы отстранились от той жизни, которая обнажила перед ними всю свою противоречивость, посеяла разлад и ощущение беспомощности.

В сущности, 70-е годы утверждали новый опыт отношений мыслящих, передовых людей с историей. Центральное место в общественном движении и в развитии русской общественной мысли 70-х годов занимало народничество.

С народническим движением непосредственно связаны и новые явления в литературе, а проблематика народнической прозы оказалась во многом близка, хотя и не во всем приемлема, крупным писателям, творившим в это время: Л. Н. Толстому, М. Е. Салтыкову-Щедрину, Ф. М. Достоевскому, Г. И. Успенскому.

Народничество рождалось из своеобразного соединения трезвого, вдруг открывшегося понимания реальной действительности (половинчатости реформы, потрясающего народного разорения) - и утопичнейшей веры в возможность чуть ли не моментального ее преобразования. Степень потрясенности реальным положением дел в России была столь велика, что она как бы уже сама по себе рождала убежденность в готовности этой отсталой, разоренной России пойти за мыслящей личностью.

На формирование идеологии народничества непосредственное воздействие оказали «Исторические письма» П. Л. Лаврова, публиковавшиеся в 1868-1869 годах, и книга Н. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России (1869).

НАРОДНИЧЕСТВО – идеологическая доктрина и общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины 19 – начала 20 в. Его сторонники ставили целью выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенно адаптировать большинство населения к условиям модернизации хозяйства.

Народничество как особое явление русской культуры и общественного сознания. Генезис народничества связан с историей становления русской интеллигенции. Идея «печалования и сострадания о неправде и рабстве человека» (Н.А.Бердяев) придала особую окраску всей системе общественного сознания России второй половины 19 в. Снимая противостояние западничества и славянофильства, сторонники новой идейной доктрины попытались соединить элементы обоих течений русского протолиберализма. Их своеобразные взгляды – теория некапиталистического пути развития России, перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины – стали значимым и достаточно обособленным явлением русской философской мысли и культуры.

Несмотря на утопичность этой системы идей в целом, она содержала элементы деятельного отношения к действительности. В соответствии с ней, преобразования должны были осуществляться на основе морального идеала – веры в Нравственность, Добро, способное изменить мир. Эта вера и основанная на ней самоотдача, готовность к самопожертвованию, исключительное и рационально обоснованное бескорыстие типичны для «русского социализма» и своеобразного менталитета прогрессивной части русского общества 19 в. В целом его можно было сформулировать так: «следуй нравственному правилу – и все устроится».


Во второй половине девятнадцатого века, русская литература и культура переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят важные события: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. В целом, общественные отношения преодолевают некую планку, определённый уровень, после которого возврат в недалёкое прошлое кажется невозможным. В первую очередь это касается отношений к человеку, его проблемам, без различия категорий и сословий. Начинается процесс формирования «нового человека», его общественного и нравственного самосознания. Не удивительно, что подобные стремления сделали именно реализм, основным направлением в русской литературе к середине 19 столетия, посредством которого развиваются принципы изображения действительности. Его новый этап был тесно связан с попыткой детального проникновения в глубины человеческих чувств и отношений. Авторы демонстрируют желание не только передать свои эмоции через действующих лиц, но и вскрыть основные причины социального зла. Как следствие, авторы всё чаще обращаются в произведениях к народной тематике, образ крестьянина, мужика, становится одним из основных в художественной литературе. Традиции реализма заложенные Лермонтовым,Пушкиным , Гоголем, закрепляются, их произведения во многом становятся эталоном для новых авторов. Изрядное значение и вес приобретают критические отзывы на произведения. Заслугой этому в немалой степени послужила деятельность Чернышевского, в том числе и его диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности". Нельзя не вспомнить, что именно в это время произошло знаменательное событие: в российской империи отменили крепостное право, что конечно нашло отражение и в художественной литературе. Желание дальнейших преобразований на этой почве привели к полемике и появлению двух лагерей: либералов и демократов. Первые предлагали политические и экономические реформы постепенного изменения общественных отношений, вторые настаивали на немедленных, радикальных преобразованиях, как правило, через революционные процессы. К демократическому лагерю принадлежали в числе прочих Добролюбов, Герцен, Некрасов, Чернышевский, а либеральных взглядов придерживались Достоевский, Тургенев, Дружинин, Лесков. Как правило обмен взглядами и идеями осуществлялся через полемику на страницах литературных журналов. Также в литературе идут споры между сторонниками «чистого искусства» и приверженцами «гоголевского» направления, позже – между «почвенниками» и «западниками». Под воздействием идеологии разночинцев развиваются идеи «реальной критики», поднимается проблема положительного героя. Творческие поиски писателей – реалистов приводят к новым художественным открытиям, обогащению жанра романа, усилению психологизма. Во второй половине 19-го века появляется целая плеяда талантливых русских писателей: Ф.М. Достоевский(Бедные люди, Преступление и наказание), И.С. Тургенев(Отцы и дети, Записки охотника), И.А. Гончаров(Обыкновенная история, Обломов, Обрыв), А.Н. Островский (Гроза, Не всё коту масленица, Бесприданница, Свои люди - сочтёмся), Н.А. Некрасов(Княгиня Волконская, Кому на Руси жить хорошо),М.Е. Салтыков – Щедрин(История одного города, Господа Головлёвы, Пошехонская старина), Л.Н. Толстой(Война и мир), А.П. Чехов(Роман доктора, Роман репортёра, Палата №6, Смерть чиновника, Тоска, Ванька, Вишнёвый сад).

Чингисхан, Карл Великий и первый

русский академик Меньшиков -

они не умели писать на бумаге,

но бегло писали на "досках Судьбы"...

(Сергей Федин)

1. ЛИТЕРАТУРА

В русской советской литературе военных и послевоенных четырёх десятилетий XX века нам предоставляется возможность выделить два периода:

Первый - литература военных лет и послевоенного возрождения (40 - 50-е годы)

Второй - литература развитого социализма (60 - 70-е годы).

Переход к этапу развитого социализма в СССР историки относят к концу 50-х годов, не связывая его с одной конкретной датой.

Развитой социализм не мог сложиться в течение одного только года. С вступлением социализма в стадию зрелости стало очевидным, что уже сложилась и предстала перед взором человечества во всём своём величии новая цивилизация, а отсюда и новая культура, в корне отличающаяся от основанной на эксплуатации миллионов людей труда капиталистической цивилизации.

В 60 - 70-е годы были созданы новые условия для развития литературы и искусства. Глубокие изменения в социальной структуре советского общества, рост его культуры, сознательности, инициативы открывали новые перспективы проявления принципов народности и партийности, требовали нового подхода к решению проблемы современного героя и ряда других проблем.

На этапе развитого социализма стало особенно ясно, что ни один художественный метод не открывал перед художником таких возможностей, какие предоставлял метод так называемого социалистического реализма.

В период развитого социализма продолжали свою работу в области литературы классики социалистического реализма. Это: Константин Федин, Михаил Шолохов, Александр Твардовский, Александр Фадеев, Леонид Леонов. Наряду с ними работало новое поколение писателей, таких как: В. Белов, В. Можаев, Г. Троепольский, В. Астафьев,

В. Шукшин, В. Распутин, Виль Липатов, А. Чаковский, Ч. Айтматов и мн. другие.

В произведениях этих писателей общественные и нравственные противоречия чаще всего выражались в формах повседневного, привычного человеческого существования.

В литературоведении уже высказывался взгляд на период 60 - 70-х годов как на наиболее близкий к классическому реализму по сравнению с литературой первых послереволюционных лет. Этот вывод основывается на характере философских и нравственных исканий таких писателей, как Василий Шукшин.

Талант В.М. Шукшина всё более меряется меркой Лескова, Чехова, Бунина. Его герои бьются над проблемами, которые приковывали внимание крупнейших писателей прошлого: в чём смысл жизни, "что с нами происходит", в чём тайна мира, красоты, движения, "зачем всё?" Духовная напряжённость его рассказов связана с попытками героев объяснить мир и себя, понять связь, "докопаться до дна".

Как писатель Шукшин пробовал свои силы в жанрах романа ("Любавины", "Я пришёл дать вам волю"), повести ("Там вдали", "Калина красная", "До третьих петухов"), драмы ("Энергичные люди"), рассказа.

Главные герои большинства рассказов Шукшина - деревенские люди: трактористы, шофёры, счетоводы, бригадиры, словом - сеятели и хранители земли. Как правило, герои В. Шукшина - люди любознательные, часто - "с чудинкой", но в мыслях и чувствах непосредственны, порой простодушны, до трогательности обаятельны.

В своих рассказах Шукшин высмеивал человеческие пороки, умел показать, где добро, а где зло.

В рассказе "Охота жить" зло и добро показаны в прямой схватке. Старый охотник Никитич, человек беспредельной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь, - и получил от него пулю в спину. Бескомпромиссно отрицательное отношение Шукшина к злу, в данном случае выполненному в образе уголовника. Тем важнее подчеркнуть, что писатель впоследствии не раз обращался в своих произведениях к людям, по тем или иным причинам отбывавшим тюремное заключение.

Проблема счастья человека, остро волновавшая В. Шукшина, осталась неразрешённой им до конца, но решалась она в пользу нашей жизни всё с большим успехом.

Литература 60 - 70-х годов, исследуя сложные пути развития нравственного сознания личности, исходила из социальной практики. Не только разум, не только знания, но и сила нравственного излучения личности приобретали особую цену.

Обращаясь к широкому изображению действительности, к анализу особенностей того этапа жизни, писатели снова и по-новому ставили проблемы организации и управления производством, отношений руководителя и коллектива, творческого роста личности.

Воссоздав атмосферу рабочих будней в романе "И это всё о нём", писатель Виль Липатов в конфликте Евгения Столетова с мастером Гасиловым показал борьбу созидателя с потребителем. Герой Липатова борется с такими пороками общества как мещанство, очковтирательство.

В литературе и искусстве второй половины 60-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая -- официально признанная. Она была представлена публикуемыми повестями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными произведениями. Кроме того, существовало неизвестное или малоизвестное большинству читателей и зрителей творчество деятелей культуры, созданное не в рамках традиционного метода социалистического реализма. Некоторые из произведений официального искусства, высоко оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались "однодневками". И наоборот, многие работы второго, не признанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.

В творчестве многих представителей литературы и искусства в рассматриваемый период занимала тема Великой Отечественной войны. На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе "Обыкновенный фашизм" М.И. Ромма). В городах и рабочих поселках сооружались памятники героям и жертвам войны (например, мемориал "Героическим защитникам Ленинграда" скульптора М.К. Аникушина).

На рубеже 60--70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В.П. Астафьева, Б.П. Можаева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А.Н. и Б.Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны. Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г.К. Жукова "Воспоминания и размышления", А.М. Василевского "Дело всей жизни" и др.). Однако многие талантливые произведения, написанные в этот период, не смогли преодолеть цензурных запретов и увидели свет спустя длительное время.

Идеализации общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников -- И. С. Глазунова. Как и прежде, пылились в запасниках музеев полотна художников-авангардистов 30-х годов. Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого. В то же время была открыта "зеленая улица" для публикации произведений заведомо слабых, но соответствующих идеологическим основам социалистической культуры. Во второй половине 70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги Л. И. Брежнева "Малая земля". "Целина" и "Возрождение". Книги-воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК КПСС, носили публицистический характер и предназначались в основном для изучения в сети партийной учебы. Однако правление Союза писателей СССР сочло возможным принять Л.И. Брежнева в ряды писательского Союза.

Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в самиздате. Этим путем впервые пришли к читателю книги А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", А.П. Платонова "Чевенгур", Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго".

В 60-х гг. общественно-политические процессы в стране, вступившей в период зрелого социализма, глубокое взаимопроникновение национальных и интернациональных начал в художественном творчестве, уровень художественного развития советской литературы, опыт, накопленный ею для многопланового отображения основных жизненно важных конфликтов, создали предпосылки для окончательного становления нового, современного этапа развития советской литературы. Важные изменения в литературной жизни страны выразились в оживлении деятельности творческих союзов, в прохождении острых дискуссий, в активизации работы журналов и издательств. После 2-го съезда писателей СССР (1954; последующие съезды происходили в 1959, 1967, 1971, 1976) резко увеличилось число и тиражи журналов и альманахов, расширилась карта их "расселения". Альманах "Дружба народов" превратился в ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. В Москве было создано новое издательство "Советская Россия". Новые издательства организовались в Калмыцкой, Кабардино-Балкарской, Чечено-Ингушской автономной республиках и ряде областей. С 1958 в Москве стала выходить вторая литературная газета "Литература и жизнь", в дальнейшем реорганизованная в еженедельник "Литературная Россия". Постоянным фактом литературной жизни стали дни советской литературы, проходящие в республиках, краях, различных областях СССР.

Формирование и развитие советских литератур в неразрывной связи с общественно-историческим развитием и культурным строительством в СССР, их неуклонный рост -- количественный и качественный -- важнейшая закономерность духовной жизни советского общества и одна из характерных типологических черт литературного процесса.

Объективное исследование всех пластов и социальных групп общества, правдивое раскрытие конфликтов прошлого и настоящего с позиций партийности, народности, следование принципу историзма способствовало расцвету национальных литератур, выявлению самых глубинных потенций и создавало прочные основы их интернационального единства.

В конце 50 -- начале 60-х гг. достижения советской поэзии были связаны в первую очередь, с теми произведениями, в которых ставились наиболее масштабные, кардинальные для современной эпохи проблемы. Биография века, путь нового общества, личность в её соотношениях с историей -- такие темы стали предметом художественного исследования в эпических поэмах "Середина века" (опубл. 1958) В.А. Луговского, "Строгая любовь" (1956) Я.В. Смелякова, "Любава" (1958--62) Б.А. Ручьёва, "Палестина, Палестина..." И.В. Абашидзе, "Голос Азии" (1956) Турсун-заде, "Кровь и пепел" (1960), "Стена" (1965) Ю. Марцинкявичюса, "Проданная Венера" (1958) В.Д. Федорова, "Суд памяти" (1962) Е.И. Исаева и др.; в больших стихотворных циклах, претендующих на глубокие философские и социальные обобщения, "Человек" (1961) Э. Межелайтиса, "Розы и виноград" (1957) Рыльского, "Когда разгуляется" (1956--59) Пастернака и др.; в поэтических сборниках "Стихотворения" (1957) Н.А. Заболоцкого, "Лад" (1961) Асеева. Духовное богатство своего молодого современника, чуткость, многообразие и сложность его интеллектуальных и эмоциональных реакций отражали в своём творчестве Б.А. Ахмадуллина, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Н.Н. Матвеева, М. Мачавариани, Б.Ш. Окуджава, Р.И. Рождественский, Д. Чарквиани и др.

На каждом этапе развития советского общества естественно возвращение писателей к теме Ленина. В создании многожанровой и многопроблемной ленинианы, открывающей перспективы художественного воплощения типического образа человека на качественно новом уровне понимания этой задачи, находит своё выражение многонациональная общность советской литературы. Значительные достижения в этой области ознаменованы такими произведениями, как последняя часть драматической трилогии Погодина "Третья патетическая" (1959), романы-хроники М.С. Шагинян "Семья Ульяновых" (1938, перераб. изд. 1957), "Первая Всероссийская" (1965), повесть Казакевича "Синяя тетрадь" (1961), лирический дневник Катаева "Маленькая железная дверь в стене" (1964), художественно-документальная книга Е. Я. Драбкиной "Чёрные сухари" (1957--60).

Углубление историзма в советской литературе вызвало в 60--70-е гг. новый подъём историко-революционной прозы. В произведениях этого жанра писатели ставят актуальные проблемы активного, героического отношения к жизни, в широком историко-философском контексте вскрывают важные тенденции общественного развития: романы "Отец и сын" (1963--64), "Сибирь" (1969--73) Маркова, "Заре навстречу" (кн. 1--2, 1956--57) В.М. Кожевникова, "Сотворение мира" (кн. 1--2, 1955--1967) В.А. Закруткина, "Земля и народ" (1956) Р. Сирге, "Рассвет над морем" (1956) Ю.К. Смолича, "Двенадцать ворот Бухары" (1967--68) Д. Икрами, "Люди на болоте" (1962) Мележа, "Кровь и пот" (1961--70) А. Нурпеисова и др. Остродраматические каротины классовой борьбы в послевоенной литовской деревне нарисовал М. Слуцкие в романе "Лестница в небо" (1963). Многие из этих произведений, а также романы и повести М.Н. Алексеева "Вишнёвый омут" (1961), "Хлеб -- имя существительное" (1964), "Карюха" (1967), Залыгина "Солёная падь" (ч. 1--2, 1967--68), "Комиссия" (1975), А.С. Иванова "Тени исчезают в полдень" (1963), "Вечный зов" (1970) обращаются к истокам народной жизни, стремясь художественно исследовать корни и предпосылки новой исторической общности людей, её проблемы, перспективы грядущего. Свидетельство зрелости советской многонациональной литературы в целом -- появление значительных эпических полотен в литературах небольших по численности народов: романы чувашских писателей В. Краснова-Асли, Н. Ильбекова, кабардинцев Х. Теунова и А. Шортанова, адыгейца Д. Костанова и других.

Всестороннее исследование сложных процессов, происходящих в послереволюционной деревне, сочетается в советской литературе с пристальным вниманием к личности человека, его нравственному облику, его месту в системе общественных отношений. Трилогия Ф.А. Абрамова "Пряслины" (1958--73), романы П.Л. Проскурина ("Горькие травы", 1964; "Судьба", 1972), Авижюса ("Деревня на перепутье", 1964), а также такие произведения, как "Липяги" (1963--65) С.А. Крутилина, "Деревенский дневник" (1956--71) Е.Я. Дороша характеризуются точным знанием языка и быта колхозной деревни, содержательным художественным анализом жизни, характеров, взаимоотношений людей, тонким пониманием родной природы, поэзии крестьянского труда и базирующихся на нём нравственных ценностей. Широкую галерею самобытных народных характеров создал В.М. Шукшин, утверждавший в своих произведениях нравственный максимализм, высокий пафос духовности.

Талант В.М. Шукшина всё более меряется меркой Лескова, Чехова, Бунина. Его герои бьются над проблемами, которые приковывали внимание крупнейших писателей прошлого: в чём смысл жизни, "что с нами происходит", в чём тайна мира, красоты, движения, "зачем всё?" Духовная напряжённость его рассказов связана с попытками героев объяснить мир и себя, понять связь, "докопаться до дна".

Как писатель Шукшин пробовал свои силы в жанрах романа ("Любавины", "Я пришёл дать вам волю"), повести ("Там вдали", "Калина красная").

Главные герои большинства рассказов Шукшина - деревенские люди: трактористы, шофёры, счетоводы, бригадиры, словом - сеятели и хранители земли. Как правило, герои В. Шукшина - люди любознательные, часто - "с чудинкой", но в мыслях и чувствах непосредственны, порой простодушны, до трогательности обаятельны.

В своих рассказах Шукшин высмеивал человеческие пороки, умел показать, где добро, а где зло.

В рассказе "Охота жить" зло и добро показаны в прямой схватке. Старый охотник Никитич, человек беспредельной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь, - и получил от него пулю в спину. Бескомпромиссно отрицательное отношение Шукшина к злу, в данном случае выполненному в образе уголовника. Тем важнее подчеркнуть, что писатель впоследствии не раз обращался в своих произведениях к людям, по тем или иным причинам отбывавшим тюремное заключение.

Проблема счастья человека, остро волновавшая В. Шукшина, осталась неразрешённой им до конца, но решалась она в пользу нашей жизни всё с большим успехом.

Важное место в литературном процессе по-прежнему занимает военная проза. Художественно точное воплощение богатого фактического материала, углублённость размышлений о трагическом и героическом военном четырёхлетии и его месте в истории отличают трилогию Симонова "Живые и мёртвые" (1959--71). С глубокой психологической достоверностью анализируется внутренний мир человека на войне, социальные и нравственные мотивы его поведения в рассказе Шолохова "Судьба человека" (1956--57), в повестях "Пядь земли" (1959) и "Мёртвые сраму не имут" (1961) Г. Я. Бакланова, "Сотников" (1970) и "Дожить до рассвета" (1972) В. Быкова, в рассказе "Иван" (1958) и романе "В августе сорок четвёртого" (1974) В. Богомолова. Значительный вклад в создание военного эпоса внесли произведения К.Д. Воробьева, А.А. Ананьева, Н. Думбадзе, Б. Овсепяна, Т. Ахтанова. Многоплановое изображение Великой Отечественной войны дали в своих романах "Горячий снег" (1969) и "Берег" (1975) Бондарев. Постановкой сложных социальных проблем, стремлением проникнуть в национальную психологию, показать её классовую обусловленность, изобразить характер нового человека отличаются романы "Крик стрижа" (1969) В. Бешлягэ, "Луна, как жерло пушки" (1970) С. Шляху

Расширяется жанровый и стилистический диапазон документальной прозы, обогащенной лиризмом, глубиной философских обобщений, страстной публицистичностью. Значительные страницы в летопись Великой Отечеств. войны вписал С.С. Смирнов книгами "Брестская крепость" (1957), "Рассказы о неизвестных героях" (1963). Одному из трагических эпизодов военного прошлого посвящена "Хатынская повесть" (1973) А.М. Адамовича. Стремление полнее выразить в непосредственном разговоре с читателем личный опыт, отношение к жизни вызвало появление таких оригинальных в жанровом отношении книг, как "Дневные звёзды" (1959) Берггольц, "Ледовая книга" (1959) Ю. Смуула. В лирико-прозаической книге "Мой Дагестан" (1968) Гамзатов размышляет о красоте своей Родины, о судьбе её истории и культуры, о месте традиции в формировании духовного облика современника.

Разрабатывая социально-нравственные проблемы, писатели используют приёмы "многоголосия" повествования, открывающего возможность сопоставления разных точек зрения, характеров и жизненных позиций, "раскованности" романного времени, позволяющей полнее выразить напряжённый самоанализ героев, их "исповедальные" раздумья (произв. А.Г. Битова, Ю.В. Трифонова, Слуцкиса и др.). Аналогичные процессы наблюдаются и в драматургии. В пьесах А.В. Вампилова острые конфликтные ситуации становятся проверкой нравственно-волевого потенциала, внутренней культуры героев.

Советская литература всесторонне раскрывает философский и культурно-экономический смысл происходящих перемен, отражает новые производственные отношения людей в морально-этической сфере их бытия: романы В. Кожевникова "Знакомьтесь, Балуев!" (1960), Г.Н. Владимова "Большая руда" (1961), А.Е. Рекемчука "Молодо-зелено" (1961). Острые проблемы современного производства, отношения в рабочей среде становятся всё более привлекательным материалом для литературы, ищущей новых, действенных средств изображения человека, гражданина, борца.

Партия высоко оценивает достижения советской литературы, отмечает активизацию деятельности творческой интеллигенции, которая вносит всё более весомый вклад в общепартийное, общенародное дело строительства коммунистического общества. Партия призывает к дальнейшему повышению роли социалистической культуры и искусства в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских людей, формировании их духовных запросов. Постановление ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972) призывает бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно выступать против буржуазной идеологии, смелее исследовать процессы, происходящие в обществе. Постановление оказало существенное воздействие на развитие литературной критики и литературоведения, которые стремятся более активно, с партийных позиций воздействовать на ход литературного процесса, формировать убеждения и вкусы читателей. Возрастает общественный авторитет, усиливается марксистско-ленинская методологическая вооружённость, повышается профессиональный уровень литературно-критических работ (см. Литературоведение в разделе Наука, а также ст. Литературная критика). Большое внимание партия уделяет подготовке и воспитанию творческой смены как одной из важнейших задач плодотворного развития советской художественной культуры. В постановлении ЦК КПСС "О работе с творческой молодёжью" (1976) дана развёрнутая программа совершенствования всей системы профессионального обучения и идейно-политической закалки молодого поколения художественной интеллигенции.

Формирование советской литературы как нового этапа в развитии духовной культуры человечества всегда привлекало к себе внимание прогрессивной художественной интеллигенции различных стран. В общественной деятельности и творчестве А. Барбюса и Р. Роллана, Б. Брехта и И. Бехера, Т. Драйзера и М. Андерсена-Нексё, Премчанда и Лу Синя, Р. Фокса, Н. Хикмета и многие др. выдающихся представителей литературы 20 в. утверждалось всемирно-историческое значение революционного опыта советских писателей в создании единой социалистической многонациональной литературы и прочерчивались трассы её будущего решающего воздействия на ход развития"... интернациональной культуры демократизма и всемирного рабочего движения" (Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 120). Воплощаясь в произведениях советской литературы, идеи социалистического интернационализма вооружают писателей разных стран новым видением мира, открывают реальную перспективу выхода из тупиков буржуазного общества. В растущем международном авторитете советской литературы со всей очевидностью выражается торжество ленинской национальной политики (см. раздел Международные культурные связи).