Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Евгений базаров новый тип литературного героя. Базаров - новый человек

Евгений базаров новый тип литературного героя. Базаров - новый человек

«Отцы и дети». Нигилист, молодой разночинец, студент, будущая профессия которого - врач. Нигилизмом называют философское движение, представители которого ставили под сомнение принятые в обществе ценности. Во второй половине XIX века в России так называли молодых людей с атеистическими и материалистическими взглядами, которые хотели перемен в сложившемся государственном строе и общественном порядке и негативно относились к религии.

Этот термин встречался в критической литературе и до Тургенева, но после выхода «Отцов и детей» разошелся и стал использоваться в повседневной речи. Слово «нигилист» превратилось в характеристику молодых мужчин и женщин, чьим составным образом в литературе стал Евгений Базаров. Герой остается и в сознании нынешнего человека воплощением нигилизма как отрицания старого, включая «старые» представления о любви и человеческих отношениях.

История создания

Идея «Отцов и детей» начала формироваться у Тургенева в 1860 году, когда тот пребывал в Англии на острове Уайт. Прообразом Евгения Базарова стал молодой врач из провинции, случайный попутчик Тургенева, с которым писатель ехал в поезде. Поездка оказалась сложной - колею занесло снегом, поезд на сутки остановился на какой-то крошечной станции. Тургеневу удалось плотно пообщаться с новым знакомым, они проговорили ночь, и писатель оказался сильно заинтересован собеседником. Случайный знакомый писателя оказался нигилистом. Взгляды этого человека и даже его профессия легли в основу образа Базарова.


Сам роман был создан быстро, в сравнении с тем, с какой скоростью Тургенев работал над другими произведениями. От идеи до первой публикации прошло меньше двух лет. План книги писатель составил в Париже, куда приехал осенью 1860 года. Там же Тургенев начал работать над текстом. Автор планировал закончить работу к весне того же года, чтобы привезти в Россию готовый к публикации текст, но творческий процесс застопорился. Зима ушла на то, чтобы написать первые главы, а к весне 1861-го роман был закончен только наполовину. Тургенев писал в письме:

«В Париже не работается, и вся штука застряла на половине».

Автор заканчивает работу летом 1861 года, уже на родине, в селе Спасское. К сентябрю внесены правки, и Тургенев возвращается с романом в Париж, чтобы там прочитать текст друзьям, кое-что исправить и дополнить. Весной 1982 года «Отцы и дети» впервые публикуются в журнале «Русский вестник», а осенью выходят отдельной книгой.


В этой окончательной версии образ Базарова делается менее отталкивающим, автор избавляет героя от некоторых неприглядных черт, и на этом эволюция персонажа заканчивается. Сам Тургенев так описывал Базарова в списке действующих лиц, когда составлял предварительный портрет героя:

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много - энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект - антипод Рудина - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки».

Биография

Время действия романа «Отцы и дети» - годы непосредственно перед отменой крепостного права (которая состоялась в 1861 году), когда передовые идеи уже начинали проявляться в обществе, в особенности среди молодежи. Евгений Базаров имеет наполовину дворянское происхождение. Его отец, небогатый армейский хирург в отставке, провел жизнь в сельской среде, управляя имением жены-дворянки. Образован, но современные прогрессивные идеи обошли его стороной. Родители Евгения - люди консервативных взглядов, религиозны, однако сына любят и постарались дать тому наилучшее воспитание и образование.


Евгений, как и отец, выбрал карьеру врача и поступил в университет, где сдружился с Аркадием Кирсановым. Базаров «наставляет» приятеля в нигилизме, заражая того собственными взглядами. Вместе с Аркадием главный герой приезжает в имение Кирсановых, где знакомится с отцом приятеля Николаем и старшим братом отца Павлом Петровичем. Противоположные взгляды на жизнь и черты характера обоих героев при столкновении приводят к конфликту.


Павел Кирсанов - гордый аристократ, приверженец либеральных идей, офицер в отставке. За плечами у героя трагическая любовь, которая приключилась с ним в годы юности. В Фенечке, дочери экономки и любовнице своего брата Николая, он видит некую княгиню Р., бывшую возлюбленную. Неприятная ситуация с Фенечкой становится поводом для дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым. Последний, оставшись с Фенечкой один на один, целует девушку, чему Павел Кирсанов оказывается возмущенным свидетелем.


Евгений Базаров придерживается революционных и демократических взглядов, окружение либералов-Кирсановых герою идейно чуждо. С Павлом Петровичем герой постоянно спорит об искусстве, природе, человеческих отношениях, дворянстве, - персонажи ни в чем не находят общего языка. Когда Базаров влюбляется в Анну Одинцову, богатую вдову, ему приходится пересмотреть некоторые взгляды на природу человеческих чувств.

Но взаимопонимания Евгений не находит. Анна считает, что безмятежное спокойствие - главное в жизни. Волнения не нужны героине, Анна относится к Базарову с некоторой симпатией, но на признание не отвечает, чтобы не тревожиться.


Побывав в имении Одинцовой, Базаров вместе с Аркадием на три дня едет к родителям, а оттуда назад в имение Кирсановых. Как раз в это время происходит сцена заигрывания с Фенечкой, после которой Павел Петрович и Базаров стреляются на дуэли.

После этих событий герой решает посвятить жизнь медицинской практике. Отношение к труду у Евгения было таково, что сидеть без дела он не мог. Только труд оправдывал существование. Базаров возвращается в имение матери, где принимается лечить каждого, кому необходима медицинская помощь.


Проводя аутопсию человека, умершего из-за тифа, герой нечаянно ранит себя и через некоторое время умирает из-за заражения крови. После смерти героя над тем, будто в насмешку над взглядами Базарова, проводят религиозный обряд - штрих, завершающий трагическую судьбу героя.

Внешность героя Тургенев описывает следующим образом: у Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, нос заострен книзу, глаза большие, зеленоватого оттенка, висячие бакенбарды песочного цвета.


Смысл жизни герой видит в том, чтобы расчистить место в обществе для ростков нового, однако скатывается в полное отрицание культурного и исторического прошлого человечества, заявляя, что искусство не стоит ломаного гроша, а обществу нужны исключительно мясники и сапожники.

Образ и экранизации

В российском кино Евгений Базаров появлялся трижды. Все три экранизации носят одно и то же название - «Отцы и дети», как и сам роман. Первая лента снята в 1958 году киностудией «Ленфильм». В роли Базарова выступил советский актер Виктор Авдюшко. Следующая экранизация вышла в 1984 году. Базаров в исполнении Владимира Богина выглядит очень самоуверенным молодым человеком.


Последняя по времени экранизация выпущена в 2008 году. Это четырехсерийный мини-сериал, снятый режиссером , которая стала также одним из авторов сценария. В роли Базарова выступил . С идеологических распрей здесь акцент перенесен на любовные отношения и возможность обретения героями счастья. Сценаристы трактовали это тургеневское произведение как семейный роман.

  • Некоторые выразительные моменты сценаристы добавили в фильм «от себя», у Тургенева этого не было. Знаменитая сцена, где Базаров признается Анне в любви, происходит среди стекла и хрусталя, которыми наполнена комната. Эти декорации призваны подчеркнуть хрупкость и красоту дворянского мира, в который вторгается Базаров, как «слон в посудной лавке», и хрупкость отношений героев.
  • В сценарий также ввели сцену, в которой Анна дарит Базарову кольцо. В тексте этот момент отсутствует, но он был введен, чтобы подчеркнуть внутреннее сходство Базарова с Павлом Петровичем (возлюбленная последнего когда-то сделала для него то же самое).
  • Режиссер Авдотья Смирнова изначально собиралась отдать роль Павла Кирсанова собственному отцу, актеру и режиссеру .

  • Сцены в имениях снимались в настоящих «тургеневских» местах. Для съемок поместья Кирсанова съемочной группе разрешили использовать флигель в имении Тургенева «Спасское-Лутовиново». Само имение - музей, где хранится множество подлинников, поэтому там снимать не разрешают. Во флигеле же планировалась реставрация. В другой тургеневской усадьбе - Овстюг, что под Брянском, - снимали имение Анны Одинцовой. А вот дом родителей Евгения Базарова пришлось строить специально для съемок. С этой целью по деревням искали старые строения.
  • Десятимесячное чадо одной из сотрудниц музея в имении Тургенева сыграло роль маленького сына Фенечки. В Брянске к съемкам привлекли местных работников театра, те исполняли роли слуг.

  • Чтобы создать одни только наряды для дам, художнику по костюмам Оксане Ярмольник пришлось потратить 5 месяцев. Костюмы, однако, не аутентичны, а намеренно приближены к современной моде, чтобы зрителю легче было проникнуться симпатией к героям и вникнуть в перипетии их жизней. Полностью реконструированные костюмы делали фильм похожим на историческую пьесу и отдаляли зрителя от происходящего на экране, поэтому решено было аутентичностью пожертвовать.
  • Сцены, происходящие якобы на городских улицах, на самом деле сняты на натурных площадках «Мосфильма».
  • Посуду и обои, которые зритель видит в кадре, создавали специально для съемок, чтобы те соответствовали духу времени.

Цитаты

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
«Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».
«Воспитание? - подхватил Базаров. - Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например... А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова, одного из представителей новой, зарождающейся в России социальной силы - разночинной интеллигенции. Образ его необычен, а поэтому, знакомясь с ним, с его судьбой, мы открываем для себя что-то новое, интересное и занимательное.
Образ Базарова занимает центральное место в романе. С одной стороны, Базаров выглядит одиночкой в чужой среде. Писарев в своей статье “Базаров” указывал на то, что “...у Тургенева... не хватило материалов для того, чтобы вполне обрисовать своего героя с разных сторон”. Действительно, автор романа “Отцы и дети” не знал, как держат себя Базаровы с другими Базаровыми, так как он сам принадлежал к среде Кирсановых.
С другой стороны, Тургенев изобразил человека нового типа в его конфликте со старыми формами психологии, идеологии и быта.
На протяжении всего действия романа автор с интересом наблюдает за своим героем и ставит его в различные ситуации.
На характер Базарова, его манеру поведения и личность влияет революционность его мышления. Одевается он просто, его не связывает условный этикет. Базаров легко сходится с простыми людьми. “Мой дед землю пахал!” - с гордостью говорил он. Базаров выступает против дворянских условностей, он смеется над традициями. Отсюда его ироничность, пренебрежение к красивым словам. Автор намеренно поставил своего героя в среду, которая не хочет и не может понять его.
Большую роль в романе играют сцены споров. Базаров не признает никаких авторитетов, тем более традиций. Павел Петрович Кирсанов невзлюбил Базарова за неуважение к другим людям, за развязное, как ему кажется, поведение. На язвительные вопросы Базаров отвечает небрежно, со спокойствием, граничащим с равнодушием. Может быть, именно безразличие Базарова угнетает Павла Петровича, бьет по его чувству собственного достоинства, самоуважению.
В сцене дуэли решается вопрос о том, кто же является носителем истинного благородства. И в этой ситуации П. П Кирсанов оказался морально побежденным.
Базаров - ученый-естествоиспытатель, материалист и революционер. Он увлечен своим делом, его цель - перепроверить известные уже воззрения на собственном опыте. Базаров опирается на непосредственные ощущения, проявления чувств у человека он считает ненужными. Вот в этом он глубоко заблуждался, и Тургенев доказал несостоятельность подобных взглядов, проведя героя через испытание любовью.
Полюбив Одинцову, Базаров понял, что чувства существуют. Любовь оказалась сильнее теорий, она “расшатала” систему взглядов господина нигилиста. Романтизм, отвергаемый поначалу героем, стал присущ и ему самому.
Тургенев сам испытывал “невольное влечение” к своему герою. Обращаясь к читателям и критикам, он писал о Базарове: “Вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения”.
Тургенев не разделял его мыслей об искусстве и природе. Это можно заметить в тексте: Базаров презирает искусство и не признает природу, а Тургенев разворачивает перед нами чудесные пейзажи; Базаров отрицает любовь и дружбу, а Тургенев рисует нам отношения между родителями Базарова и их беззаветную любовь к самому герою.
В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца и гордо смотрит в глаза смерти. Ждать собственную смерть, лицом к лицу столкнуться с ней и не испугаться может не каждый. Но эта жизнь логически завершена - Базаров не смог бы осуществить свои намерения в настоящем.
Образ Базарова кажется то отталкивающим, то привлекательным и загадочным. В нем много противоречий и несоответствий. Тургенев собрал в нем такие черты, которые никак не могут быть у одного человека, это собирательный образ нарождающегося явления в русской жизни.
Несмотря на то, что автора можно скорее отнести к поколению “отцов”, Тургенев во многом согласен с Базаровым. Я думаю, что Тургенев сочувствовал своему герою. И хотя он называл его “трагической личностью” и многое не принимал в Базарове, мастерство писателя-реалиста возобладало - герой-нигилист изображен выразительной и привлекательной личностью.

Задачи и тесты по теме "Образ Е. Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»"

  • Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове - Звуки и буквы 1 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс

    Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1

Во второй половине XIX века в России начал потихоньку заявлять о себе новый тип героя. Если раньше им был дворянин, то теперь отечественные литераторы все чаще обращают внимание на разночинцев демократов, людей неаристократичного происхождения, которые своим трудом и упорством пробили себе дорогу. Образ Базарова в романе «Отцы и дети» абсолютно соответствует такому герою, поэтому можно с уверенностью сказать, что Тургенев умел улавливать настроение народа и вслушиваться в российскую жизнь. Если бы это было не так, то писатель не смог бы так точно изобразить конфликт между разными поколениями.

Демократизм Базарова

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» является воплощением демократических идей и принципов. Герой с гордостью заявляет о том, что его дед был из крепостных, но в то же время не вспоминает, что другой дед - по материнской линии - был дворянином. Уже в этом проявляется любовь Евгения к простому народу, отвержение сословного деления общества. Базаров с уважением относится лишь к людям, приносящим своим трудом и умом пользу стране.

Главного героя тоже указывает на его простоту. В дворянской среде он появляется в балахоне, что является пренебрежением условностями. Также автор обращает внимание на красную руку Евгения, она сильно отличается от холеных ручек аристократов. Базарову не чужд физический труд, он не любит тратить время на развлечения, даже в Марьине продолжает целыми днями заниматься опытами.

Ненависть аристократии и любовь народа к герою романа «Отцы и дети»

Базаров - образ, к которому тянется простой народ, и в то же время презирают дворяне. Так называемые аристократы всей душой возненавидели Евгения, обзывая его циником, гордецом, плебеем, нахалом. Столкновение Павла Петровича и Базарова - это не просто борьба двух поколений, но и противостояние людей с разными убеждениями и моральными ценностями. Аристократ только и ждал предлога, чтобы сцепиться со своим врагом.

В то же время у народа в романе «Отцы и дети» вызывает лишь положительные эмоции. Ребята целыми днями бегали за доктором, словно собачонки, Петр и Дуняша симпатизировали герою. Даже застенчивая Фенечка так привыкла к простоте и доброте Евгения, что осмелилась вызвать его посреди ночи, когда заболел сын.

Одиночество Базарова

О борьбе демократии и аристократии повествует роман «Отцы и дети». Базаров представлен в произведении как некий донкихот, он впадает в крайности. Евгения ненавидят аристократы и любят простые люди, но вот единомышленников у него нет, даже сам автор не понимает своего героя, он считает, что в реальной жизни такому человеку делать нечего. В Марьине Базаров отличается от местных помещиков, и для слуг он там как свой, но вот в своей деревне для всех крепостных он барин.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» является трагическим. Герой не находит себе единомышленников, лишь мнимых последователей, для которых его идеи - дань моде. Кроме того, он несчастен в любви. Гибель Евгения была неизбежна, ведь таким, как он, практически невозможно выжить на земле.

В романе Тургенева "Отцы и дети" виднейшим представителем разночинской интеллигенции является Евгений Базаров.

Внешность

Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум.

Происхождение

Сын простого штаб-лекаря.

"... лекарский сын, и дьячковский внук..."
"... Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать."

Воспитание, образование

Домашнее, свободное воспитание. Студент Петербургского университета, медицинский факультет. Он занимается опытами, которые проводил на лягушках с той целью, чтобы полученные выводы использовать при лечении людей. Главным предметом его занятий были естественные науки - это биология, химия, физика и другие. У Базарова была цель жизни, он хотел стать медиком, чтобы приносить пользу обществу.

Черты характера

Базаров умен и знающ.

"... к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность..."

Насмешливый, ироничный человек, не верит в возвышенную любовь. Базаров деятельный, любознательный человек:

"...Базаров в несколько минут обегал все дорожки сада, зашел на скотный двор, на конюшню."

Общественно-политические взгляды

Базаров - демократ-нигилист (нигилист- человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ничего на веру). Базаров - человек нового поколения, пришедшего на смену старому. Он любит природу, но он не говорит о ней красивых слов как Аркадий, для него это мастерская и человек берет от нее самое нужное и полезное.

Отношения с окружающими

Базаров, который владеет особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно. С крестьянами разговаривает как с равными себе, с аристократами постоянно спорит.

Он одинок: ни Ситников, ни Кукшина, ни Аркадий не являлись его последователями. Душа его скрыта от всех, он никому не раскрывал своих тайн. Он всем сердцем любил своих добрых родителей, полюбил Одинцову, но все чувства, которые он испытывал к самым дорогим ему людям, были спрятаны от всех.

Речь, лексика

Базаров изъясняется резко, категорично, остроумно. Его язык близок к народной речи:

"божья коровка", "тертый калач", "...дурь из него вся вышла..", "у твоего отца видно губа не дура".

Базаров - революционер, он один борется с изжившими себя порядками, понимает, что установившиеся отношения в обществе нужно ломать и создавать новые условия для жизни людей, но как это сделать, не знает.

Отрицательная сторона в личности Базарова, это то, что он верил только в науку и отвергал романтизм. У него был только односторонний интерес, интерес к науке, а это несет в себе опасность не только для него, но и для всех людей в целом.

И.С.Тургенев обладал удивительной интуицией. Гениальность писателя заключается в том, что он умел чутко вслушиваться в российскую жизнь и находить в ней ростки нового, самого актуального. Так в конце 50 — начале 60 годов он увидел в России новый тип героя, который приходил на смену герою-дворянину.

Образ Базарова — новый герой русской литературы

Первый героем в галерее таких образов в творчестве писателя стал Евгений Базаров.

На смену герою-дворяниу приходит герой-разночинец

И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:

В этом замечательном человеке (прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

Детство Базарова

О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем, что его дед был крепостным

«Мой дед землю пахал»,

с гордостью заявляет герой.

Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.

Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович. Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее. Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.

Базаров — разночинец

И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:

«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром писал:

«Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».

Образ Евгений Базарова как человека дела

Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:

  • в отношении к обитателям Марьина,
  • в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
  • в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.

Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью (уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну). Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам. Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.

Базаров — нигилист

Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции

(«Прекрасно то, что полезно»).

Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.

Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.

Для Базарова — практика есть критерий истины

Практика является для него критерием истины. Эксперимент — единственный способ изучения природы. При этом искусство и красота оказываются понятиями ненужными. Практицизм позиции в образе Базарове выражен в его словах:

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Евгений Базаров как человек идеи

Этим он интересен и писателю, и читателю. Но его идеи бесплодны, в основе их разрушение, именно в этом видит герой свое назначение («место расчистить», что напоминает слова русского перевода «Интернационала» — «до основанья»). Позиция главного персонажа романа неприемлема для Тургенева.

Сила характера Базарова проявляется в сценах смерти

Сила характера Базарова-человека проявляется в сценах смерти. Во-первых, смерть — это то, что нельзя отрицать. Так вечная природа спорит с человеческими теориями. Во-вторых, в смерти Евгений и становится человеком, чутким, нежным, поэтичным, мужественным. Примечательна фраза, сказанная им перед смертью:

«Я нужен России… Нет видно, не нужен.»

Так сам герой отвечает на вечный вопрос русской действительности и русской литературе — вопрос о герое времени. В эпилоге романе Тургенев, описывая могилу Базарова, говорит о вечности природы и суетности человеческой жизни.

Наша презентация