Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Герой нашего временитамань. Сюжет главы, её построение

Герой нашего временитамань. Сюжет главы, её построение

Тамань. Рисунок М.Ю. Лермонтова. 1837г.

В дальнейшем рассказ ведется от лица Печорина. Из всех приморских городишек Тамань показалась ему самым скверным местом, где только ему приходилось бывать: он там чуть не умер с голода, и, вдобавок, его еще хотели утопить. Печорин приехал в Тамань поздно ночью. Напрасно проискав свободное жилье в городе, он нашел приют в хате на самом берегу моря. Поначалу на стук его в избе никто не откликался, но, в конце концов, выползший от туда слепой мальчик лет четырнадцати сказал, что никого нет, хозяйка ушла в слободку, и, когда вернется, он не знает. Печорин ложится спать, но не может заснуть. Вдруг он замечает, что в окне мимо него кто-то мелькнул. Печорин выходит из хаты и видит слепого мальчика, который несет под мышкой какой-то узел. Заинтересовавшись, Печорин идет за ним, спускаясь по тропинке к морю. На берегу слепой встречается с женщиной. Они ведут беседу о некоем Янко. Женщина говорит, что из-за бури Янко не приплывет, но слепой ей возражает. Минут через десять к берегу причаливает лодка. Из нее выходит человек среднего роста в татарской шапке. Женщина и слепой помогают ему вытаскивать из лодки груз. Затем, с узлами на плечах, они расходятся. Печорин в темноте постепенно теряет их из виду.

На следующий день он едет в крепость Фанагорию, чтобы узнать у коменданта, когда можно будет отправиться дальше, в Геленджик. Комендант ничего не может сказать, так как стоящие у причала корабли пока не готовы к отплытию.

Казак, служащий у Печорина денщиком, сообщает ему, что «здесь нечисто и люди недобрые» . Об этом его предупредил казачий урядник. Печорин пытается расспросить хозяйку, но та говорит, что она глухая. Тогда он хватает за ухо слепого мальчишку и требует ответить, куда тог ходил ночью. Слепой, заплакав, отвечает, что никуда не ходил.

Решив «достать ключ от этой загадки» , Печорин садится на камень у забора, смотрит на море. Вдруг он слышит песню. Подняв глаза, Печорин увидел на крыше хаты девушку с распущенными волосами. Она то пристально всматривалась вдаль, то рассуждала сама с собой, то снова принималась петь. Печорину кажется, что он слышал ее голос раньше. Девушка пробегает мимо него, останавливается и пристально смотрит ему в глаза. Целый день она вертится около его квартиры. Печорин заводит с ней разговор и спрашивает, что она делала на крыше хаты днем? Девушка отвечает загадками. Тогда он пересказывает ей все, что видел минувшей ночью и угрожает донести коменданту. Под вечер девушка приходит к Печорину и назначает встречу ночью на берегу. По прошествии двух часов он отправляется к морю, предусмотрительно захватив с собой пистолет и предупредив казака. Девушка предлагает ему покататься на лодке. Отплыв на достаточно большое расстояние от берега, незнакомка обнимает Печорина, признается ему в любви. В то же время она достает его пистолет и бросает в воду, а затем пытается вытолкнуть из лодки и самого Печорина, который не умеет плавать. Ему удается выбросить девушку в воду и доплыть на лодке до берега. Печорин поднимается на утес и оттуда видит «свою ундину», выжимающую из волос морскую пену. Вскоре к берегу причаливает Янко. Девушка говорит ему, что все пропало. Приходит слепой с каким-то узлом. Янко наказывает слепому беречь то место, где лежат богатые товары, говорит, что теперь стало опасно, и он едет искать работу в другом месте, а девушку забирает с собой. Слепой же ему не нужен, и, оставшись один, мальчик долго плачет. Печорину становится грустно: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» . Он возвращается домой и решает немедленно уехать. Принявшись за сборы, Печорин обнаруживает пропажу нескольких ценных вешей. Его осеняет догадка, что это их нес ночью слепой в узле под мышкой. Утром Печорин покидает Тамань.

«Что сталось со старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..» - пишет он в своем журнале.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

М. Ю. Лермонтов.

Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской литературы, русский поэт, прозаик, драматург. Для всего его творчества характерна тема одиночества, одиночества души. Эта тема не обходит стороной и его роман «Герой нашего времени». В нем М. Ю. Лермонтов рассказывает о русском обществе тридцатых годов девятнадцатого века.

Весь роман образно можно разделить на две части – дневник Печорина, где герой рассказывает о своей жизни, и вторая часть о жизни Печорина, в которой посторонний человек рассказывает жизни героя. К первой части относится глава «Тамань», она и открывает дневник Печорина.

В этой главе автор подробно описывает картину природы вокруг. Он говорит о том, что окружающий его мир вокруг - темный и мрачный. Именно это придаёт рассказу загадочность. Также автор подробно описывает жизнь людей, их повседневный быт. В главе «Тамань» мы начинаем узнавать черты характера Печорина, его отрицательные и положительные качества. Мы узнаём о том, что герой самолюбив, но в экстремальных ситуациях мы замечаем его отвагу и решимость. К сожалению, в повседневной жизни он эти качества направляет совершенно в другое русло. Также мы узнаём о любопытстве героя, которое чуть его не погубило. Именно об этом моменте мне бы хотелось бы рассказать поподробнее, ведь именно здесь мы узнаём о его настойчивом характере, о потребности Печорина в ярких событиях, экстремальных ситуациях. Ведь что-то же заставляет его следить за слепым мальчиком ночью. Только обещание загадки могло заставить Печорина ввязаться в данную ситуацию, чуть не закончившуюся смертью героя.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что роль главы «Тамань» переоценить невозможно. Именно в ней раскрывается характер героя, именно в ней мы узнаем о его любопытстве и многом другом. Нас также захватывает эта глава потому, что нам интересна дальнейшая судьба героя, нам интересно встретит ли Печорин ещё когда-нибудь этих несчастных контрабандистов, в жизнь которых он вторгся, сломав судьбу, ведь именно из-за него Янко и ундина бросают слепого мальчика и старуху на произвол судьбы, без средств проживания. Обретёт ли в дальнейшей жизни герой счастье и найдёт ли свое место в жизни – именно на эти вопросы нам в дальнейшем хочется найти ответы.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Выдающийся писатель Михаил Юрьевич Лермонтов создал уникальное произведение – «Герой нашего времени», где непосредственное значение имеет третья повесть под названием «Тамань».

Повествование ведется от лица главного героя, имя которого Григорий Печорин. Из-за военной службы, персонажу выпала доля посетить захудалый город Тамань, где все для него оказалось скверным. Героя чуть не утопили, он едва не умер от голода. Место пребывания нагоняло в уныние.

Пытаясь уйти от невзгод, Печорин тщетно искал жилье в городишке, однако снял квартиру он у берега моря. Казалось, что хата – это свободна, но, постучав приличное количество раз, лишь через некоторое время на пороге появился слепой мальчик, который на вопрос, где хозяйка квартиры, ответил, что её нет дома, так как ушла она в слободку. Так или иначе, Печорин улегся спать, но забыться не получается.

Внезапно герой в окне из-за своей бессонницы замечает, как слепой четырнадцатилетний мальчик под мышкой несет некий узел. Григория пробирает любопытство, он, не желая упускать мальчика из виду, следует за ним. Дорога ведет к берегу моря, где персонаж замечает, как слепой оказывается на месте не один, а с женщиной, вместе с которой мальчик ведет беседу о Янко. Героиня утверждает, что тот не приедет из-за погодных условий, но мальчик высказывает возражения по этому поводу.

Пока герои вели разговор, к берегу причаливает лодка, из которой появляется человек среднего роста, на голове его татарская шляпа. По тем обрывкам разговора, что успел уловить Печорин, становится понятно: приплывший странник является контрабандистом. В результате герои, что стояли у берега, начали забирать из лодки некие узлы, перетаскивая их в какое-то место. Затем главный персонаж теряет трех людей из виду, не расстроившись, уходит смыкать очи.

На следующий день вернулась хозяйка квартиры, которой Печорин пожелал рассказать о похождениях слепого мальчика, но та лишь прикидывалась глухой, не обращая внимания на тот якобы вздор, что нес съемщик хаты. В раздраженном состоянии он кинулся за мальчиком, чтобы добиться истины, но ничего не удалось выяснить у него, ибо слепой только и делал, что плакал.

Чтобы отдохнуть, Печорин вышел из дому, дабы посидеть на скамейке. На крыше дома он замечает девушку, которая, как посчитал герой, является дочкой хозяйки квартиры. Раскинувшись на крыше, длинные волосы были распущены, платье на героини было полосатое, она сидела, словно русалка на дереве, и пела какую-то песню о лодке, попавшую в бурю. Голосок прекрасный выдал девушку, Печорин сразу осознал, что именно она была той ночью на берегу моря вместе со слепым мальчиком и контрабандистом. Не выжидая время, героиня стала играть с молодым человеком, глядя ему пристально в глаза. Так Печорин ощущал игривость девушки целый день.

Когда настал вечер, персонаж остановил героиню в дверях, утверждая ей, что он знает, с кем и где провела ту ночь девушка. Поначалу Печорин грозит ей доложить всю информацию коменданту, но та лишь приходит в безудержный смех. Такого поведения Григорий Печорин весьма не ожидал.

Когда стемнело, пришла пора устроить чаепитие. Не успел Печорин поднести кружку к губам, как девушка вбежала в комнату, обняла его крепко и поцеловала. Герой хотел поступить взаимно, однако та прошептала, что ждет его, когда все будут блуждать во снах, у берега моря.

Полный неизвестности и интриги, персонаж решил прийти в назначенное место. Подойдя к берегу, девушка сидела в лодке, ожидая героя. Печорин, присаживаясь рядом с ней, начинает обнимать её, целовать, а героиня в это время откатывает лодку все дальше и дальше от суши. Внезапно девушка сталкивает Григория Печорина, тот от неожиданности не может собраться, плавать он не умеет. Поэтому борется за жизнь до последнего.

В результате Печорин сам скидывает девушку, которая так боялась, что если он не умрет, то правда о той ночи с контрабандистом выйдет наружу, что жаждала утопить молодого человека. Но, герой не прост, как кажется. Всеми силами он одержал победу, считая, что утопил девушку. Однако, доплыв до берега, обнаруживает ее силуэт, она выжимает собственные волосы. Через некоторое время подплывает Янко, которому героиня доносит, что «все пропало», появляется слепой мальчик. Контрабандист заявляет слепому, что забирает с собой девушку и уплывает в свои места, тот просится разделить участь с ними, но Янко прогоняет героя, давая ему какую-то монету.

Печорин, глядя на разворот событий, остается в недоумении, почему он оказался именно здесь, почему он помешал жизни некоторым жителям. «Я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну», - молвил персонаж.

Так, когда светлело, герой покидает пределы Тамани. Ему так и не открылась информация по поводу судеб старухи и слепого мальчика. И в конце понимает, да и какое ему до этого дело!

Пересказ №2

Уже поздно ночью Печорин прибыл в маленький захолустный приморский городишко Тамань. Объяснив часовым, что он офицер, который направляется в свой действующий полк, потребовал казенную квартиру. Однако объехав весь город Печорину нигде не могут найти пристанище. Наконец десятник привел его к небольшой бедной хате, которая стояла на самом берегу моря, предупредив, однако, что "там нечистое место".

На зов хозяина выполз слепой мальчик-подросток и сообщил что хозяйки нет дома. Сирота провел офицера и его слугу-казака в дом. Из Хаты повеяло сыростью и убогостью. Печорин разложил чемодан и зажег огарок свечи. Все легли спать.

Сон никак не приходил к Печорину. Он, наблюдая за месячными лучами, заметил тень, которая мелькнула неожиданно за окном. Выйдя из хаты, офицер заметил мальчишку, который нес, прижав к себе, узел и довольно уверенно, как для слепого, спустился по крутой тропинке к берегу.

Несмотря на сильный ветер и приближение бури Печорин смог расслышать отрывки разговора слепого и неизвестной женщины. Оба ждали возвращения некого Янко. К берегу медленно приближалась лодка. Причалив из нее вышел мужчина в бараньей шапке и помахав рукой, стоящим на берегу, начал разгружать лодку.

Утром Печорин отправился в Фанагорию, узнать о времени отъезда в Геленджик. Не получив вразумительного ответа от коменданта крепости, офицер вернулся домой, где ждал его казак.

Старуха-хозяйка не могла ответить ни на один вопрос гостей, поскольку была глухой. Слепой мальчишка тоже отрицал свой ночной поход. Печорина привлекла печальная песня, доносившаяся откуда-то сверху. На крыше хаты стояла девушка с распущенными косами, всматриваясь вдаль моря она пела о "буйной головушке", что "везет вещи драгоценные".

На протяжении всего дня длинноволосая "ундина" вертелась вокруг Печорина, пытаясь обворожить его. Ни на один его вопрос она не давала четкого ответа и вела себя довольно странно. Тогда он решил рассказать ей об увиденном и подслушанном разговоре на берегу моря, при этом откровенно спросив:" А если б я, например, вздумал донести коменданту?". Русалка, исчезнув, через некоторое время вернулась полна решимости и с предложением встретится ночью на берегу моря.

Через два часа, предупредив о своем уходе казака и взяв пистолет, Печорин спустился к морю. «Взойдем в лодку», - предложила смело девушка и офицер не успев даже опомнится уже плыл в лодке по ночному морю. "Русалка " прильнула всем телом к Печорину едва не сбросила в воду. Началась отчаянна борьба, в которой явно побеждала девушка. Но наконец силы "ундины " стали покидать ее и в какой-то момент офицеру удалось выбросить девицу из лодки.

Доплыв до берега и притаившись в траве, Печорин смог рассмотреть, как побежденная "русалка" все таки добравшись до берега: "... выжимала морскую пену из длинных волос своих". Вскоре появился Янко и слепой. Контрабандист и девушка, обговорив происшедшее, решили, что им пора ехать и искать работу в другом месте. Мальчишка тоже просился, но Янко ответил: "На что мне тебя? " и бросив ему мелкие монеты, поднял маленький парус - уплыл.

Вернувшись домой Печорин обнаружил пропажу личных вещей. Немного посердившись, он решает ничего дальше не выяснять и уезжает, оставив только неприятные воспоминания о Тамани.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Тамань
  • Фаталист

Тамань. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Предложение

    Главный герой юмористической пьесы-шутки Антона Павловича Чехова - Ломов Иван Васильевич. Герой - здоровый и упитанный мужчина тридцати пяти лет. Он приезжает в имение к своему соседу - помещику Степану Степановичу Чубукову.

  • Краткое содержание Пришвин Синий лапоть

    Проводили как-то отдельные дороги для машин и пешеходов, для чего пришлось срубить часть деревьев. Крупные стволы сразу увезли, а оставшиеся ветки раскидали по кучам. Лето окончилось, и охотники заметили, что исчезли все зайцы

  • Леонов

    Творческий путь Леонида Максимовича начался довольно рано: уже в позднем отрочестве он получил возможность публиковать свои стихи в архангельской газете «Северное утро»

  • Краткое содержание Эдгар По Золотой жук

    Вильям Легран, претерпев череду неудач и потеряв свое наследство, переезжает жить на Сэлливанов остров, известный своей загадочностью и пустынностью. Там он обустраивает свое жилище, вдали от цивилизации, в самой глубине острова


Именно с Тамани начались приключения Печорина на Кавказе. Глава является отдельной повестью, но между тем составной частью произведения в целом. В ней происходит знакомство с дневником Печорина, позволяющее заострить внимание на внутреннем мире главного героя. Его душевных переживаний и терзаний. Анализ главы «Тамань» из романа «Герой нашего времени» поможет понять, что двигало Печориным на момент совершения им тайных поступков, их мотивацию.

В записках видно, что Печорин устал, измучен и подавлен, но приключение, случившееся с ним в Тамани, взбодрило его не на шутку, ведь он чудом остался жив, едва не погибнув от рук контрабандистов.

В Тамань Печорина занесли дела служебные. Впечатление город произвел скверное. Вынужденный искать ночлег, он останавливается у, мягко говоря, странных людей. Хозяин жилища слепой парень. Его подруга загадочная девушка. Поведение этих двоих сразу показалось Печорину странным. Вели они себя осторожно, словно пытались что-то скрыть. Григорий решил проследить за странной парочкой. Оказалось эти двое связаны с контрабандистами. Выяснив их тайну, он чуть не лишился жизни. Девушка, пригласив Печорина на тайное свидание, планировала утопить его, сбросив с лодки. Чудом ее коварный план не осуществился.

Что двигало Печориным, когда он решил устроить слежку обычное любопытство или очередная жажда приключений. Зачем он вторгся в чужую жизнь, нарушив покой «честных контрабандистов»? Может он поддался женским чарам, раз с такой легкостью согласился на свидание. Недаром он сравнивает девушку с русалкой, заманивающей в сети чересчур любопытных. Ведь ей удалось обвести его вокруг пальца. Его, который сам любил расставлять ловушки, играя судьбами людей.

Печорин считал, что это не случайность. Он недоумевал.

«Зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Он впервые понимает, что играет роль в чужих судьбах. Он вторгся в чуждый ему мир, нарушив спокойствие и внеся смуту. Душевные переживания терзают Григория, мучая и не давая покоя. Но, анализируя происшедшее, Печорин приходит к выводу, что вины его как таковой в случившемся нет. Он остается безразличен к судьбам других, ведь свои интересы он всегда ставил выше других.

«…Какое дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..».

В главе «Тамань» переплелось романическое начало с суровой действительностью. В ярких красках описаны местные красоты. На фоне живописного пейзажа образ контрабандистов раскрывается лучше. Вольный образ жизни, смекалка, хитрость в этом тоже есть своя романтика, но внутренний мир этих людей оставляет желать лучшего. Они пропитаны алчностью, жаждой наживы. Их отношения не были построены на любви. Скорее этими двумя двигали свои интересы, и целью была личная выгода.

Эта глава наиболее четко показывает внутренние ощущения Печорина. В ней оценка всех поступков. Завеса тайны характера приоткроется, предоставив возможность читателю самостоятельно вынести вердикт относительно главного героя.

После дикого путешествия Печорин вернется в круг, гораздо ближе и родней ему. В «водяное общество», в котором он словно рыба в воде и уж здесь он заставит всех плясать под свою дудочку, а не наоборот.

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?»
М.Ю. Лермонтов
В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.
История, изложенная в «Тамани», имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.
Повесть «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.
Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет». «Янко не боится бури», - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка». Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края». Герои повести занимаются опасным промыслом – контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары», «груз был велик» - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог.
Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где «нечисто», Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать», наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» - и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины», есть противник, с которым надо бороться.
В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением «донести коменданту». Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. И когда заплакал слепой мальчик, когда девушка навсегда уехала с Янко, тут Печорин ужаснулся от содеянного: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам же не пошел ко дну».
Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита»: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак!» Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.
Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».
Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.
Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?... С узлом? Яким узлом!»
Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.
Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.
А.П. Чехов, при всей строгости своих оценок, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова…».
От себя хочется добавить, что порой становится грустно, когда в современном книжном многообразии очень трудно выбрать чтение для души. Все это рыночное «чтиво», которое повсюду нас окружает, кричит и лезет в глаза, просто раздражает. И, честное слово, одна маленькая повесть «Тамань» из «Героя нашего времени» уже стоит всего этого «книжного безобразия».