Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какие черты личности Печорина проявились в истории с контрабандистами? (ЕГЭ по литературе). Почему Печорин называет контрабандистов честными? Взаимоотношения печорина и контрабандистов

Какие черты личности Печорина проявились в истории с контрабандистами? (ЕГЭ по литературе). Почему Печорин называет контрабандистов честными? Взаимоотношения печорина и контрабандистов

Подробности

Анализ главы «Тамань» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Григорий Александрович Печорин - одна из самых загадочных фигур русской классической литературы. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» сохраняет лучшие черты его романтических произведений и стоит у истоков русского психологического реализма. Поставив своей задачей изображение героя времени с сильной волей и могучей душой, но с трагической судьбой, исследование отрицательных и положительных сторон своего поколения, автор создает удивительное произведение. «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа»,- пишет Лермонтов. Логике психологического анализа подчинена композиция произведения, построенная на нарушении хронологии. О Печорине мы узнаем из уст простого и наивного Максима Максимыча, знакомимся с его психологическим портретом, который создает сам автор-рассказчик, но ведущим способом организации повествования о герое времени становится самоанализ, представленный в журнале Печорина.

Журнал Печорина открывает новелла «Тамань», с нее начинается «самораскрытие» героя. Начало новеллы, на первый взгляд, не предвещает того романтического мира, который будет создан потом: «Тамань - самый скверный городишка из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Однако пейзаж уже первых страниц новеллы отличается своим романтизмом: «Полный месяц светил на камышовую крышу… Берег обрывом спускался к морю… Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…» С помощью олицетворения автор создает лиричную картину. Поэтика новеллы контрастна: романтические пейзажи сменяются точным воссозданием быта, изображение экзотического мира «честных контрабандистов» - выражением авторской позиции.

Войдем вместе с героем в хату. «…две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель». Эту бытовую зарисовку прерывает совершенно романтическая фраза: «В разбитое окно стекло врывался морской ветер». На самом деле в этой фразе - затаенное желание героя окунуться в романтику приключений, и он будет удовлетворен.

Все в жизни людей, у которых остановился Печорин, настораживает его. Он имеет «предубеждение» против калек, а здесь живет слепой мальчик. В хате «на стене ни одного образа - дурной знак». Однако Печорин будто бы действует вопреки. Он уже готов окунуться в таинственную жизнь контрабандистов, вместо того чтобы отстраниться от чуждого ему мира, и даже рад случаю, предоставленному ему судьбой. Да и мир «честных контрабандистов» оказывается вовсе не чуждым для героя. Не случайно, спускаясь по тропинке за слепым, Печорину на ум приходит вдруг фраза Евангелия: «В тот день немые возопиют и слепые прозрят». Ситуация в новелле романтическая, и у героя появляется некоторая приподнятость настроения. Его душа, мятежная, страстная, родственна морской стихии, он готов к опасности и жаждет житейских бурь.

В новелле Печорин (ведь именно он - автор текста, по мысли Лермонтова) создает удивительный образ ундины, русалки. В действительности героиня новеллы - простая бедная девушка. Но Печорин, постоянно ищущий за явлениями мира скрытый смысл, видит в ней образ, навеянный романтической немецкой поэзией. «Необыкновенная гибкость стана», «длинные русые волосы», «что-то дикое и подозрительное» в ее взглядах, «загадочные речи», «странные песни» - вот составляющие образа печоринской ундины. Он запоминает песню русалки «от слова до слова», потому что она - о людях вольных, людях риска, людях действия. Такие люди и близки нашему герою!

Правда, во время их поединка в лодке, ундина превращается в совершенно реального и опасного противника: «она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море». Печорин осознает даже, что уступает ей в ловкости, однако благодарен за радость поединка. В этом поединке обращает на себя внимание деталь, которая вроде бы дискредитирует сильного Печорина - он не умеет плавать! Но мы уже подготовлены предыдущим повествованием к странностям и противоречиям натуры героя.

Символические образы главы «Тамань»: море, парус - продолжают романтическую тему произведения. Эти поэтические образы воплощают в себе идею свободы, вольности, к которой стремится герой. Ему чужды игра, притворство, позерство, царящие в светском обществе, он ищет возвышенный идеал. Потому и близок ему мятежный Янко, которому, по его собственным словам, «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Янко живет вольной жизнью в гармонии с миром, а ее-то и недостает Печорину. Но свободолюбивый Янко уходит под белым парусом вместе с прекрасной ундиной. Символична финальная сцена «Тамани»: идеал, к которому так стремится душа Печорина, неуловим и недостижим. Действительность вновь разрушает романтический мир. Вернувшись в хату, Печорин обнаруживает, что «честные контрабандисты» его банально обокрали. Возможно, поэтому разочарованно и иронично звучит последняя фраза «Тамани»: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».

Первая часть журнала Печорина раскрывает перед читателем именно романтическую сторону его натуры. Перед нами предстает герой мятежный, личность незаурядная, жаждущая бурь и тревог, человек безрассудной храбрости, ищущий свой идеал. В то же время мы видим, как действительность, обыденность жизни разрушает романтический мир, создаваемый героем в его воображении. Этот вечный конфликт романтической поэзии!

В художественном отношении «Тамань» представляет собой образец высокого искусства. Лаконичность, точность и простота повествования, сочность языка делают новеллу непревзойденным образцом романтической прозы. В.Г. Белинским сравнивал повесть с лирическим стихотворением. А.П. Чехов признавался, что влюблен в эти лермонтовские страницы. Да и как не восхититься поэтическим мастерством, с которым написано прозаическое произведение Лермонтова! «Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями, я забылся…» Забудемся и мы, читая прелестные строки Лермонтова и наслаждаясь Словом…

Ответ оставил Гость

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» повесть «Тамань» стоит особняком. Открывая «Журнал Печорина», то есть его дневниковые записи, эта повесть вместе с тем открывает нам внутренний мир героя. «Чужая душа – потемки» – эта пословица как нельзя лучше характеризует общую мрачно-таинственную атмосферу «Тамани».

Хронологически эта повесть располагается самой первой, но в романе она – третья. Читатель уже знаком с Печориным, с его непонятными окружающим поступками и холодным сердцем. И тут Лермонтов помещает героя в экстремальную, удивительную, полуфантастическую ситуацию. Герой попадает в круг контрабандистов. Как же это произошло?

Печорин приезжает в Тамань «на перекладной тележке поздно ночью». Новое место сразу произвело удручающее впечатление на Печорина: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России». К тому же, после долгих поисков казенной квартиры, выяснилось, что свободных нет. Кроме одной, но там, как доложил Печорину десятник, «нечисто».

Григорий Александрович все-таки решил отправиться на эту «фатеру», так как выбирать не приходилось. Очутившись в странном месте, герой встречается с не менее странными людьми. Сначала он знакомится со слепым мальчиком. При знакомстве его не покидает чувство, что слепота мальчика – это обман. «В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно…»

В первую же ночь в «нечистом месте» начинают происходить удивительные события: Печорин невольно становится свидетелем ночного перевоза товара контрабандистами. Так впервые он видит Янко: «Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст...» Янко – отважный разбойник, не боящийся бури.

На следующий день главный герой знакомится с еще одной участницей ночной сцены – девушкой, подругой Янко. Она не была красавицей, но «в ней было много породы», «в ее косвенных взглядах» было «что-то дикое и подозрительное», «в ее улыбке было что-то неопределенное». Печорин был зачарован. И более всего, не внешней красотой девушки, а какой-то внутренней тайной, постичь и раскрыть которую, ему было не под силу. И вправду, поведение девушки было довольно загадочно: «…быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности,…загадочные речи,…прыжки, странные песни».

Поведение девушки оправдывалось тем, что наш герой пытался выведать у слепого мальчика подробности об их контрабандной деятельности. Уговорив Печорина ночью совершить прогулку на лодке, ундина, как он ее называл, попыталась утопить Григория Александровича. Но ей это не удалось. Ундина и Янко, испугавшись возможного разоблачения, спешно скрылись.

Первое, что бросается в глаза при прочтении повести «Тамань», – это удивительно красивые описания природы. Так как эта повесть является частью «Журнала Печорина», мы понимаем, что рассказчик в ней – сам главный герой. Подобные пространные описания природы раскрывают нам печоринскую душу с новой стороны. Он тонко, почти поэтически чувствует красоту окружающего мира. И обладает определенным литературным талантом для того, чтобы найти точные определения для описания природы: «Берег обрывом спускался к морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…»; «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».

Встреча Печорина, главного героя романа Лермонтова «Герой нашего времени», с «честными контрабандистами» изображена в повести «Тамань», первой в «Журнале Печорина». Композиция романа необычна: он состоит из отдельных повестей со своим завершенным сюжетом, объединенных общим главным персонажем. Лермонтов придерживается не хронологии событий, а логики постепенного раскрытия характера главного героя. С этим связано и наличие трех рассказчиков. Сначала Максим Максимыч рассказывает об организации Печориным похищения Бэлы, его охлаждении к ней и гибели девушки, затем рассказчик, странствующий по Кавказу, передает впечатления от увиденной им встречи Печорина с Максимом Максимычем. Получив в свое распоряжение записки Печорина и узнав о его смерти, рассказчик якобы публикует его дневники («Журнал Печорина») с целью (как он сообщает в предисловии) показать «историю души» человека, названного героем времени и охарактеризованного как портрет, составленный из пороков современного молодого поколения.

Из повести «Тамань» читатель узнает, что сразу по прибытии на Кавказ из Петербурга «по казенной надобности», а не по своей воле Печорин оказался в «скверном городишке» Тамани. Подробного описания городка нет, лишь вскользь упоминается о грязных переулках и ветхих заборах, но «скверным» он назван не поэтому. Эпитет отражает, скорее, отношение Печорина к событиям, происходящим в этом местечке. Подведя итог всему случившемуся, Печорин запишет в дневнике: «… слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть не утопила». Таким образом, иронизируя по поводу произошедшего, герой называет двух основных участников разыгравшейся драмы.

Создавая «Тамань», Лермонтов опирался на литературную традицию жанра разбойничьей новеллы, романтической по характеру изображения героев и обстоятельств. Поначалу складывается впечатление, что автор и не отступает от этого жанра. Завязка событий – «фатера», где «нечисто», слепой который «не так слеп, как оно кажется», лунный пейзаж, буря на море, таинственная белая фигура, отважный пловец – все это вызывает интерес у Печорина, заставляет не спать ночью, скрытно следить за тем, что происходит на морском берегу. Однако все это не настолько его тревожит и захватывает, чтобы он забыл о том, что было в недавнем прошлом: однообразный шум моря напоминает ему «ропот засыпающего города» и навевает грустные воспоминания. В то же время ночное приключение не настолько важно, чтобы, желая узнать развязку, Печорин отложил отъезд в Геленджик. Узнав о том, что судна не будет еще дня три-четыре, он возвращается от коменданта «угрюм и сердит».

Впоследствии Печорин скажет, что давно уже живет не сердцем, а головою. Собираясь на свидание с «ундиной», он не забывает взять с собой пистолет и предупредить казака-денщика, чтобы тот, услышав выстрел, бежал на берег. Красавица, по-видимому, наивно думала, что, очаровав Печорина, станет хозяйкой положения. Однако Печорин не таков и знает цену женскому кокетству. И все же он смущается, по-настоящему волнуется, у него кружится голова, когда девушка целует его. С одной стороны, он называет её поведение «комедией», с другой – поддается ее обаянию. Он способен глубоко чувствовать и переживать, но ни на минуту не перестает анализировать.


Кульминационная сцена – отчаянная борьба в лодке. Раньше Печорин сравнивал девушку с романтической русалкой, любуясь длинными распущенными волосами, необыкновенно гибким станом, золотистым отливом кожи, правильным носом, сравнивая ее с «птичкой, выпугнутой из кустарника». Как образованный аристократ, он небрежно рассуждал о «маленькой ножке» и «Гетевой Миньоне». Теперь ему приходится бороться за свою жизнь, а девушке – за свою. И нисколько не странно, что сейчас он говорит о ней: « … как кошка вцепилась в мою одежду… ее змеиная натура выдержала и эту пытку». Впрочем, нельзя не отметить, что, выбравшись на берег, Печорин «почти обрадовался», узнав в белой фигуре на берегу «свою русалку».

Развязка совсем не романтическая. Все герои живы, но «мирный круг честных контрабандистов» потревожен, брошены на произвол судьбы полуглухая старуха, слепой мальчик. Печорин сочувственно рассказывает, как долго, долго плакал бедный слепой, но тут же замечает, что «слава богу, поутру появилась возможность ехать». В финале он еще раз вспоминает о брошенных слепом и старухе, но философски замечает: «… какое мне дело до радостей и бедствий человеческих …». А вот по-настоящему он к ним равнодушен или старается себя в этом убедить, читатель должен понять сам, обдумывая прочитанное и сравнивая то, что он узнал о герое в разных частях романа.

Критик В.Г. Белинский оценил Печорина как человека с «сильной волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги». Таким мы знаем Печорина из рассказов Максима Максимыча, а теперь, в «Тамани», об одном из таких случаев он рассказал сам. Да, он деятелен, смел, находчив, решителен, умен, образован, но движет им лишь праздное любопытство. «Контрабандисты» все же выигрывают на его фоне. Они тоже смелы (Янко) и находчивы (ундина), а также вызывают сочувствие, жалость (старуха, мальчик); они борются за жизнь, а Печорин играет ею, впрочем, не только своей. Последствия его вмешательства в чужие судьбы печальны, и он понимает это, сравнивая себя с камнем, потревожившим гладь источника, а затем, в «Княжне Мери», с топором в руках судьбы. Печорин, по словам Максима Максимыча, чувствует себя не менее несчастным, чем те, кому он вольно или невольно делает зло. В «Тамани» это косвенно подтверждается.

В этой части романа Печорин не произносит ни одного большого монолога, его мысли и чувства во многом еще скрыты от читателя, но уже вызывают большой интерес, благодаря недомолвкам и умолчаниям.

«Тамань» высоко ценили Белинский и Тургенев, Толстой и Чехов за какой-то особенный колорит, гармоничность, прекрасный язык.

Сочинения по литературе: Печорин и контрабандисты. Анализ главы «Тамань»

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?»

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

История, изложенная в «Тамани», имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.

Повесть «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.

Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет». «Янко не боится бури», - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка». Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края». Герои повести занимаются опасным промыслом – контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары», «груз был велик» - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог.

Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где «нечисто», Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать», наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» - и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины», есть противник, с которым надо бороться.

В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением «донести коменданту». Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. И когда заплакал слепой мальчик, когда девушка навсегда уехала с Янко, тут Печорин ужаснулся от содеянного: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам же не пошел ко дну».

Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита»: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак!» Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.

Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».

Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.

Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?... С узлом? Яким узлом!»

Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.

Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.

А. П. Чехов, при всей строгости своих оценок, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова…».

От себя хочется добавить, что порой становится грустно, когда в современном книжном многообразии очень трудно выбрать чтение для души. Все это рыночное «чтиво», которое повсюду нас окружает, кричит и лезет в глаза, просто раздражает. И, честное слово, одна маленькая повесть «Тамань» из «Героя нашего времени» уже стоит всего этого «книжного безобразия».

Контрабандист не может быть честным, потому что занимается противозаконными действиями. Почему Печорин называет контрабандистов честными? Ответ можно найти в главе «Тамань».

Григорий признается, что ему становится грустно в конце описания случившейся с ним истории в Тамани. Печорин видит, как плачет оставшийся один слепой мальчик. Янко и Ундина уносятся вдаль моря. За свой труд и преданность мальчишка получил монету на пряник. Читателю жалко слепого, страшно за Ундину, обидно за Печорина.

Сам Григорий понимает, что совершил. Он сравнивает себя с камнем, брошенным в гладкий источник. Эпитет гладкий соотносится с чистым, спокойным. Контрабандисты занимаются своим делом, чтобы выжить. Их убогое жилье доказывает нищету и скудность. «Мирный круг» состоит из нескольких человек, все они вызывают только жалость.

Осуждать можно Янко, но и его судьба незавидна: темной ночью мчаться по бушующему морю сможет не каждый. Что станет со старухой и слепым, где найдут они себе пропитание?

Честные контрабандисты «Герой нашего времени», честность, в данном случае, - это забота. Янко и Ундина пытались облегчить участь обездоленных. Печорин вмешивается в их жизнь и заставляет контрабандистов покинуть выбранный для жизни город. Они справятся и смогут найти себе новое пристанище, а слепой мальчишка вряд ли встретит таких же друзей. Единственный способ быть сытым разбивается о камень человеческой души, занятой поиском развлечений для своего ума.