Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что означает выражение береги честь смолоду. Смысл пословицы «Береги честь смолоду

Что означает выражение береги честь смолоду. Смысл пословицы «Береги честь смолоду


Честь - это честность, бескорыстность, справедливость, благородство. Честь - это значит быть верным голосу совести, следовать моральным принципам. Также есть такое понятие как бесчестие. Это полностью противоположное понятие по смыслу слову честь. Хотелось бы отметить, что честь и бесчестие это понятия, характеризующее человеческую личность. Я считаю, что каждый человек должен жить по чести, то есть иметь доблестные благородные чувства, которые позволяют достичь поставленной цели, заслужить уважение других и не потерять уважение к самому себе. Развивать все эти качества нужно начинать с детства, главную силу в воспитании которых должна приложить семья.

На примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» можно в подробностях рассмотреть, как понятие чести воспитывается в человеке с самого детства. Главный герой этой повести Пётр Гринёв.

Он с самого детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. «Береги честь смолоду, а платье снову»- такое наказ получает Петруша от своего отца, отправляясь на службу в далекую и глухую крепость. И вот по дороге в эту крепость происходит ситуация, в которой Пётр Гринёв поступает по совести: он проигрывает Зурину в бильярд 100 руб. По тем временам это были огромные деньги. И, ругаясь с Савельичем, отдает, поступая честно. Далее, подъезжая к Оренбургу, кибитка Гринёва и Савельича попадает в буран. Повстречавшийся на дороге человек выводит заблудившуюся кибитку на правильный путь. Гринёв снова, ругаясь с Савельичем, благодарит этого человека: дает ему заячий тулуп и деньги на водку, поступая благородно, по-совести.

По приезде в Белогорскую крепость у Гринёва начинается новая жизнь. Там он знакомится с Машей Мироновой - дочкой коменданта и поручиком Швабриным. Но вскоре между Гринёвым и Швабриным происходит ссора: поручик критиковал любовную песенку и позволил себе грязные намеки относительно Маши Мироновой. Гринев, как человек чести, не мог допустить этого и вызывает Швабрина на дуэль. Во время дуэли Гринёва ранили, но его поступок оказался также благородным и совестным. От поступка к поступку Гринев восходит на вершину нравственного воспитания, и когда перед ним встает вопрос жизни и смерти: нарушить присягу и сохранить свою жизнь или погибнуть честным офицером, сохранив доброе имя, то Гринев выбирает последние.Только Воля Пугачёва спасает героя от виселицы. Данный поступок слова говорит о Гриневе, как человеке чести.

Итак, мы видим, что в любой ситуации Петр Гринев ведет себя достойно, по-чести, следует наставлениям отца. Хочется сказать, что если человек живёт по-чести то это чувство у него нельзя отнять. С этим не справятся никакие невзгоды, опасность и жизненные сложности. Сила и человечность личности заключается именно в его чести.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-07-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

проблема чести и долга в повести капитанская дочка

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов)

В конце двадцатых - начале тридцатых годов А. С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства, а также вопрос, кто или что движет историю: массы или личность. Именно это заставляет писателя обратиться к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения - «История Пугачева», «Капитанская дочка», Дубровский», «Медный всадник». Историческая повесть «Капитанская дочка» была написана А. С. Пушкиным в 1833-1836 годы. В основе сюжета - жестокое столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьян во главе с Емельяном Пугачевым. На фоне этих событий и повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева к дочери коменданта Белогорской крепости Маше Мироновой. Центральной проблемой произведения является проблема чести и долга, о чем свидетельствует эпиграф: «Береги честь смолоду», который, как мы увидим дальше, повсюду будет определять жизнь главного героя. Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Как окажется позднее, этот поступок спас ему и его слуге жизнь. Здесь Пушкин проводит мысль о том, что истинное добро никогда не останется неоцененным; добрым и честным людям гораздо легче существовать, нежели злым и корыстным. Приезд в Белогорскую крепость также ознаменовался многими изменениями в миропонимании Петра Андреевича. Здесь он встречается с Машей Мироновой, здесь между ними вспыхивает нежное чувство. Гринев поступил как истинный офицер и дворянин, вступившись за честь любимой девушки и вызвав на поединок Швабрина. Образ Швабрина прямо противоположный образу Гринева. По своему положению он относится к гвардейскому офицерству. Блестяще образованный светский человек, тем не менее, по своему характеру очень беспринципный. Мы мало знаем о его прошлом: карьера его сломлена в результате «смертоубийства», надежд на возвращение в Петербург нет. Швабрин примкнул к восстанию исключительно ради собственной выгоды, потому что иначе его бы ждала виселица. Поступившись таким образом дворянской честью, Швабрин влился в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания ему были абсолютно чужды. Во время самого бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников. Чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Петр Андреевич, чем вызвал уважение со стороны Пугачева. Постепенно раскрывая образ предводителя крестьянского восстания, Пушкин дает нам понять, что и Пугачеву не чужды понятия чести и долга. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниям Пугачева Петр Андреевич и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. В этом состоит главное отличие Гринева-сына от старика Гринева, для которого важнее всего были честь и долг офицера-дворянина. Гринев-младший сумел расширить эти понятия до их общечеловеческого значения и не отказал в человечности такому, казалось бы, чуждому ему человеку, как Пугачев. Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовятся отправить на эшафот вслед за Пугачевым.

Перед вами сочинение на тему «Береги честь смолоду». Это сочинение-рассуждение по произведению «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. В сочинении исследуется характер Гринева.

Вам также могут быть полезны эти страницы:

  • Все сочинения по произведению «Капитанская дочка»
  • Краткое содержание произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

А сейчас – к делу.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин - полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Надеюсь, вам понравилось это сочинение-рассуждение «Береги честь смолоду» по творчеству А.С. Пушкина.

Несколько полезных идей можно также почесрпнуть с этого слайда:

Каждый раз, когда мы слышим любую поговорку, например «Береги платье снову, а честь смолоду», нам интересны ее корни и значение при условии, что мы достаточно любознательны. В настоящей статье мы предлагаем размышление на тему пословицы, упомянутой выше.

Происхождение пословиц

Народ веками копит мудрость жизни. Всё примечают сметливые крестьяне: и когда проверять погоду на лето, и каким образом сажать пшеницу и рожь, и как отличить одну лошадь от другой. Замечали и поведение растений, и повадки животных, и главные черты людей. Каждое наблюдение выражали в метких, ярких и емких словесных изречениях. Они хорошо запоминались за счет внутреннего ритма, а то и рифмы. Не является исключением пословица «Береги платье снову, а честь смолоду».

Виды пословиц и поговорок

И, в основном, пословицы и поговорки нужны для прогностической функции или определения чего-то постфактум. Например, когда человек повторяет неблаговидные поступки своих родителей, про него говорят со вздохом: «Яблоко от яблони недалеко падает». Но это значит, что человек уже совершил нечто нехорошее, и ничего поделать нельзя теперь. Но есть отдельный вид поговорок — назидательные. Они призваны рассказать людям, как стоит поступать, чтобы жизнь была более «правильной» и отвечала ожиданиям окружающих. Поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» относится именно к таким. Она была создана, чтобы подрастающее поколение понимало общий канон поведения, принятый в обществе.

Значение поговорки: абстрактное и конкретное

Это выражение сравнивает, с одной стороны, бытовое и понятное утверждение о том, что за платьем необходимо ухаживать с того момента, как оно было сшито. То, что здесь употребляется конкретное слово, не означает именно частный предмет одежды. Это скорее собирательный образ, наименование любой одежды вообще, вещи в принципе.

Всякому рачительному хозяину известно, что и рубаху, и сапоги, и даже мешок зерна стоит применять строго по назначению и не содержать в неправильных условиях. Ведь если рубахой вытирать новорожденных телят, она быстро испортится. А если зерно хранить не в специальном хорошо проветриваемом амбаре, а за печкой, то оно отсыреет и его будет нельзя есть. И уж тем такие более дорогие вещи, как сапоги, кафтан, тулуп, ковер, которые не только один раз в жизни покупали, но и передавали по наследству. Их надо беречь, чтобы они прослужили как можно дольше. Аккуратное отношение к вещи есть залог ее «долгой и здоровой жизни».

С другой стороны, поговорка повествует о таком сложном и абстрактном понятии, как честь.

И создается этот контраст намеренно. Об абстракции люди задумываются редко, тем более молодые. Их кровь горяча, всякие запреты и рамки им кажутся не более, чем выдумкой отживших свое стариков. Но именно в молодости чаще всего люди совершают поступки, которые можно было бы охарактеризовать как бесчестные. Поэтому и возникла эта поговорка, как назидание и поучение более молодому поколению.

Таковы размышления по теме: «Береги платье снову, а честь смолоду: значение пословицы и анализ ее».

Употребление поговорки

В современном мире используется, как правило, вторая часть поговорки. Так как в последнее время размываются границы морали и понятия «должного», то сейчас обычно говорят это людям, которые опозорили себя, запятнали каким-либо недостойным поступком. А если тот, кого отчитывают подобным образом, вдруг спросит: ««Береги платье снову, а честь смолоду», — кто сказал?» Ему гневно ответят: «Народ!». Знаете, как в песне: музыка — авторская, слова — народные.

Честь и этикет

Так что же такое честь и почему ее нужно беречь? Честь — это набор правил поведения, принятых в том обществе, в котором живет человек. «Поддерживать честь» означает вести себя приемлемым для окружающих образом. Однако не стоит путать честь с этикетом. Последний — это набор внешних правил: как сидеть за столом, как есть, как здороваться. А честь подразумевает, что человек занимает определенную внутреннюю позицию и ведет себя в соответствии с ней, правда, честь предполагает определенный внешний канон поведения. Это помещает понятие «чести» между «этикетом» и «достоинством». Человеческое достоинство внешне себя может вообще никак не проявлять.

Но мы отвлеклись, поэтому продолжаем. Взять не ту вилку за обедом — конфуз, а ткнуть этой вилкой соседа в глаз — бесчестье и хулиганство. Перебить говорящего — некрасиво, обвинить его в краже — означает «обесчестить». Первое может произойти по невнимательности, второе же в любом случае сознательный выбор.

История понятия «честь»

Сегодня понятие «честь» считается морально устаревшим и в ходу только в некоторых специфических структурах, в которых присутствует жесткая иерархия (армия, криминальный мир). Сейчас обычно говорят о достоинстве. Понятие «достоинства», слава богу, пока еще актуально, надеемся, его солнце не закатится.

Но во времена рыцарей и прекрасных дам честь была неотъемлемым атрибутом человека. По крайней мере, в высшем свете. Под честью дамы понимали подобающее поведение ее сначала по отношению к родителям, а затем к мужу. Манеры и умение вести себя в обществе тоже входили в понятие «честь». Даже представить себе невозможно, чтобы в те времена две дамы, поссорившись, вцепились друг другу в волосы!

Если происходил открытый конфликт, делали проще — не встречались. Одна не принимала у себя в доме другую, и они не ходили на одни и те же мероприятия. А честь организаторов мероприятия поддерживалась тонким умением не приглашать к себе двух таких дам одновременно. Сталкивать их нарочно считалось также бесчестным поступком.

Честь мужчины была гораздо более тонким и сложным понятием. Нельзя быть лжецом и вором. Запрещено было без веских оснований обвинять в этом других людей. Нарушение субординации (подобающих отношений между подчиненным и начальником) приравнивалось в большинстве случаев к потере чести. В кодекс чести также входило дозволенное отношение к женщинам, причем даже со своей женой человек обязан был обращаться определенным образом. За одни подозрения в том, что муж ударил свою жену, уж не говоря о чужой женщине, человек исключался из приличного общества. Ни одно мероприятие не принимало его, ни один друг не приглашал в гости. Все двери сразу закрывались перед ним.

А смыть позор бесчестия можно было только кровью. Правда, особо агрессивные мужчины находили любой повод для того, чтобы оскорбиться и подраться.

Таким образом, поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» (автор неизвестен) не только наставляла молодых людей на путь истинный, но и сохраняла им жизнь. Ведь сделанное в ранней молодости на горячую голову бесчестное дело могло всплыть наружу. Если кто-то об этом узнавал и рассказывал, то его надо было непременно вызвать на дуэль, чтобы отстоять свою честь. Вот такие горячие нравы были прежде.

Надеемся, наша статья помогла разобраться в значении пословицы «береги платье снову, а честь смолоду». Смысл ее перестал быть загадкой для читателя.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. А как быть с честью? И так, поговорка “береги честь смолоду”. Нет! Беречь надо бабушкины бусы, а честь надо заслужить. Как можно не согласиться с фразой “береги честь смолоду”? Итак, беречь честь смолоду – это не совершать поступков оскорбляющих, прежде всего, собственное достоинство. Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнёшь, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» (А. Пушкин, Капитанская дочка).

Отпуская своё чадо во взрослую жизнь, кто-то говорит: «Береги копейку», а у кого-то родительское благословение укладывается в «береги честь смолоду, а платье снову». До определённого момента оберегание чести ребёнка является прямой обязанностью родителей.

Понятие чести включает в себя справедливость, благородство, преданность, правдивость. Сегодня, когда нравственный вектор смещен в сторону прагматизма, потребительства, можно услышать мнения, что быть человеком чести нерентабельно. Самоуспокоение в виде: «Сегодня я пойду на маленькую сделку с совестью, но это один раз. Впереди целая жизнь и я успею переписать всё набело» - дорога к бесчестию.

Совет молодым с юности дорожить своей честью, добрым именем (так же, как и одежду сберечь снову, т.е.пока она новая). К известной пословице «Береги честь смолоду» следовало бы добавить - «Береги здоровье смолоду» (Ф. Коломийцев, Профилактика преждевременной старости). Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться.

Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь - основной жизненный принцип, несмотря ни на какие перипетии судьбы.

Пример этому - все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, о котором я собираюсь рассказать. И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой.

Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность - две разные вещи. Более того - огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался. И причиной этому - тоже благородство Петра, проявившего в отношении “вожатого”, который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым.

Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Фразу «Береги честь смолоду» можно смело назвать центральной мыслью повести «Капитанская дочка». Петр Гринев – персонаж, для которого честь далеко не пустой звук. Его история показывает нам, каким должен быть настоящий дворянин и защитник Родины.

Он вступается за честь Маши Мироновой и стреляется со Швабриным, невзирая на то, что тот – офицер. Такая принципиальность Гринева трогает даже Пугачева, который знает цену чести. Он милует Петра, и они остаются друзьями.

Для него офицерский долг и честь ничего не значат, ему важно лишь спасти свою шкуру. Он легко отрекается от присяги и идет на службу к Пугачеву, шантажирует Машу, доносит на Гринева. Его история показывает, что честь – понятие внутреннее, и оно не связано со званиями и титулами. Конечно, у вас возник вопрос: “А с этой-то пословицей, что не так?”. Как можно придраться к ней? Можно и нужно. Дальше будет ответ и подробный разбор.

Нет, не подумайте, что я осуждаю важность чести и репутации – главных качеств лидера, я о другом. Она звучала так: “береги честь смолоду коли рожа крива”. Сейчас я наконец-таки объясню, почему я НИКОГДА не употребляю ее в речи и делаю это осознанно.

Как результат, мы боимся сделать ошибку, чтобы не потерять честь. Честь предлагается защищать бездействием. Честь не дана нам изначально в жизни, чтобы потом в конце посмотреть, сколько у нас ее осталось (как в забегах официантов с полными стаканами). Беречь – значит ничего не делать. Нет, я не трусливо бездействую и сижу заткнув рот, боясь отказа или косого взгляда в мою сторону, я честь берегу!” – сидит в глубине нашего сознания.

В качестве одного из примеров хочется привести повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Сколь ярко Пушкин описывает то, как во время бунта проявляются высокие качества одних героев и низость других! Гринев узнает об этом и, по стечению обстоятельств уже вместе с Пугачевым, едет в Белогорскую крепость.

Наш великий соотечественник и современник описываемых событий Александр Васильевич Суворов говорил: «Мне честь моей дочери дороже жизни и собственной чести». В летнем саду Машенька встречается с дамой средних лет, в которой все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». В ту же ночь его арестовали, и увидела она своего отца только через 16 лет. Вместе с мамой они терпеливо ждали его, смиренно снося все трудности и невзгоды.

В юном возрасте редко кого называют человеком чести, несмотря на то, что это чувство дается с рождения. Честь делают только те поступки, которые не идут вразрез с собственным достоинством.

Даровская Елизавета

Сочинение-рассуждение по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" с аргументами из литературных произведений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

А.С.Пушкин писал повесть «Капитанская дочка» с 1833 по 1836 год. Центральной проблемой произведения является проблема чести и долга, о чем свидетельствует эпиграф: “Береги честь смолоду”, который, как мы увидим дальше, повсюду будет определять жизнь главного героя.

Авторская позиция в данном тексте выражена косвенно, через поступки и мысли главного героя (повествование ведется от лица главного героя). В начале повести мы видим Петра Гринева недорослем, “гоняющим голубей и играющим в чехарду с дворовыми мальчишками”, но с самого детства он жил в обстановке чрезвычайной нравственности. Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич, всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Как окажется позднее, этот поступок спас ему и его слуге жизнь. Приезд в Белогорскую крепость также ознаменовался многими изменениями в миропонимании Петра Андреевича. Здесь он встречается с Машей Мироновой, здесь между ними вспыхивает нежное чувство. Гринев поступил как истинный офицер и дворянин, вступившись за честь любимой девушки и вызвав на поединок Швабрина. Затем автор повествует нам о пугачевском бунте, в котором особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников. Чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Петр Андреевич, чем вызвал уважение со стороны Пугачева. Постепенно раскрывая образ предводителя крестьянского восстания, Пушкин дает нам понять, что и Пугачеву не чужды понятия чести и долга. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниям Пугачева Петр Андреевич и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовятся отправить на эшафот вслед за Пугачевым. Однако дело решает Маша Миронова, которая считает своим долгом поехать в Петербург и рассказать императрице, как было дело на самом деле, надеясь на “милость” монаршую, а не на “правосудие”. Чудесная встреча девушки с дамой, впоследствии оказавшейся самой императрицей, и помилование Гринева еще раз показывают, что в обществе, живущем по законам чести и долга, гораздо легче добиться правды.

Автор, безусловно, прав, утверждая, что честь и долг - важные качества каждого человека. По моему мнению, проблема чести и долга в настоящее время заключается в том, чтобы не потерять эти благородные понятия. Самое главное - осознание каждым человеком наличия высших ценностей, заключенных в понятиях чести и долга. Людям свойственно равняться друг на друга, бессознательно брать пример с окружающих. Что получается в результате? Понятия о чести меняются далеко не в лучшую сторону вследствие стремления людей равняться на недостойных личностей и оправдывать свои неблагородные поступки тем, что они ведут себя не хуже и не лучше других.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Так, например, в романе А.С. Пушкина «Дубровский» таким человеком является Владимир Дубровский, который не мог поступиться своей честью и убить судебных приставов и помещика Троекурова, погубивших его отца.

Также такого героя мы видим в известном литературном произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сам Тарас убивает своего сына, который предал своих братьев по оружию и Родину.

Таким образом, все мы должны понять, что честь и достоинство в наши дни – очень редкие качества, которые нужно беречь и развивать в себе, поскольку потеря чести - это падение моральных устоев, разложение общества.

Разумеется, ничего значительного в молодых дворянских героях романа нет. Они случайно оказываются в потоке грозных исторических событий. Но буря восстания не сломила их (как сломила она Швабрина , оказавшегося негодяем и подлецом), а очистила, помогла проявить вовсе не классовые предрассудки, а лучшие человеческие качества, высокое благородство души.

В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.
Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.
Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.
Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: “Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...” Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.
Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.
Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.
Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин - полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.
Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.
Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.
Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем-триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: “Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину”. Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.
Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.
Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.
Итак, пословица “береги честь смолоду” имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Честь и долг офицера не были пустыми звуками для дворян XVIII века, особенно для патриархального дворянства, показанного в лице Гринева-старшего и коменданта Белогорской крепости капитана Миронова. Капитан предпочитает лучше умереть, чем присягнуть самозванцу, а Гринев-старший считает долгом офицера “понюхать пороху”, поэтому он и отправляет сына служить не в Петербург, а в отдаленную губернию. Образ Петруши Гринева показан автором в развитии. Сначала это “недоросль”, “гоняющий голубей и играющий в чехарду с дворовыми мальчишками”, а затем он волею судеб оказывается ввергнутым в пучину исторических событий.
Приехав в Белогорскую крепость, Гринев попадает под начальство капитана Миронова. Он сразу же замечает, что комендант был человек “необразованный”, “простой, но самый честный и добрый”. В семье Мироновых он был принят как родной, потому что коренных отличий от собственного семейства с его патриархальным укладом, медовым вареньем и Придворным календарем он не замечал. Первоначальное свое предубеждение против Марьи Ивановны он объясняет злословием приятеля. Швабрин оклеветал семейство Мироновых, не сделавшее ему ничего плохого. Он мстил за оскорбленное честолюбие. Швабрин - человек совершенно другой среды, нежели Гринев и семья капитана Миронова. Приехавший из Петербурга, где он видел роскошь и иную жизнь с другими принципами и ценностями, он никак не может вписаться в гарнизонное общество, встречает молчаливое, но упорное неприятие. Марья Ивановна, простая бедная девушка, не имеющая в этой Богом забытой крепости никаких видов на замужество, вдруг отказывает ему. Самолюбие Швабрина уязвлено.
Он пытается отомстить. Солгать, предать, оклеветать человека для него не составляет ровно никакого труда. Мстительность Швабрина проявляется и на суде так же, как при захвате крепости Пугачевым.
Будучи от природы человеком неглупым, Пугачев сразу видит разницу между Швабриным и Гриневым. Он не может не уважать последнего, который даже перед лицом смерти продолжает вести себя с достоинством, говорит правду и сохраняет верность однажды данной присяге. Он не может не понимать, что Гринев лично против него зла не таит, и если будет воевать, то только подчиняясь приказу, что этот молодой дворянин представляет ничуть не больше опасности, чем, скажем, Швабрин, Хлопу-ша или Белобородое, которые, по выражению самого Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”.
Гринев верно полагает правду “самым простым, а вместе и самым надежным” способом оправдания. Он не так уж много видел в своей жизни. Чуть ли не единственные примеры, которые он мог наблюдать, были его отец и капитан Миронов. И хотя Гринев в жизни и, в частности, в Петербурге “чудеса подозревал” и даже пробовал напиться, проиграться и жениться, он все-таки не посрамил имени предков и чести своего рода, а, в принципе, повторил их пример. Но нельзя сказать, что Гринев ничем не отличался от представителей предыдущего поколения. Хотя перед ним не было явного врага - турка или шведа, - перед ним был его русский народ, расколовшийся на две половины, это был запутанный клубок взаимоотношений, участником которых был сам Гринев. Долг Гринева был не просто долгом перед Отечеством, обязанностью действовать и поступать в интересах власти, а долгом перед человеком, необходимостью принять единственно справедливое решение. Для этого нужно было обладать многими нравственными качествами.
Для женских образов повести также присуще понятие долга, которое перерастает в понятие верности. Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности вопреки страху. Она - истинная дочь своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Его дочь падала в обморок от выстрела пушки, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что-либо противное ее совести. Пушкин подводит нас к выводу, что честь и достоинство - это необходимые качества цельной и органичной личности. Каждый из героев повести по-разному понимает эти понятия и поступает так, как велит ему совесть.

Центральной проблемой произведения является проблема чести и долга, о чем свидетельствует эпиграф: “Береги честь смолоду”, который, как мы увидим дальше, повсюду будет определять жизнь главного героя.
Петр Андреевич с самого детства жил в обстановке чрезвычайной нравственности. Автор устами старого слуги Савельича раскрывает моральные устои семьи Гриневых: “Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...” Такими словами поучает преданный слуга своего молодого барина, впервые напившегося и показавшего себя не с лучшей стороны.
Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Как окажется позднее, этот поступок спас ему и его слуге жизнь. Здесь Пушкин проводит мысль о том, что истинное добро никогда не останется неоцененным; добрым и честным людям гораздо легче существовать, нежели злым и корыстным.
Приезд в Белогорскую крепость также ознаменовался многими изменениями в миропонимании Петра Андреевича. Здесь он встречается с Машей Мироновой, здесь между ними вспыхивает нежное чувство. Гринев поступил как истинный офицер и дворянин, вступившись за честь любимой девушки и вызвав на поединок Швабрина.
Образ Щвабрина прямо противоположный образу Гринева. По своему положению он относится к гвардейскому офицерству. Блестяще образованный светский человек, тем не менее, по своему характеру очень беспринципный. Мы мало знаем о его прошлом: карьера его сломлена в результате “смертоубийства”, надежд на возвращение в Петербург нет. Швабрин примкнул к восстанию исключительно ради собственной выгоды, потому что иначе его бы ждала виселица. Поступившись таким образом дворянской честью, Швабрин влился в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания ему были абсолютно чужды.
Во время самого бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников. Чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Петр Андреевич, чем вызвал уважение со стороны Пугачева. Постепенно раскрывая образ предводителя крестьянского восстания, Пушкин дает нам понять, что и Пугачеву не чужды понятия чести и долга. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниям Пугачева Петр Андреевич и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. В этом состоит главное отличие Гринева-сына от старика Гринева, для которого важнее всего были честь и долг офицера-дворянина. Гринев-младший сумел расширить эти понятия до их общечеловеческого значения и не отказал в человечности такому, казалось бы, чуждому ему человеку, как Пугачев.
Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовятся отправить на эшафот вслед за Пугачевым. Однако дело решает Маша Миронова, которая считает своим долгом поехать в Петербург и рассказать императрице, как было дело на самом деле, надеясь на “милость” монаршую, а не на “правосудие”. Чудесная встреча девушки с дамой, впоследствии оказавшейся самой императрицей, и помилование Гринева еще раз показывают, что в обществе, живущем по законам чести и долга, гораздо легче добиться правды.

© Allsoch.ru 2000 - 2012

Подтвердить эту мысль можно на примере крестьянского правдолюбца, героя произведения В. Распутина «Пожар». Его сознание и следование моральному долгу не делает общество гуманнее. Однако существование таких, как он, людей доказывает, что понятия о чести, долге и достоинстве все же продолжают действовать.
Есть и еще одна составляющая проблемы чести и долга. Это сознание морального долга, сопряженного с любовью к своим соплеменникам и придающее человеку смелость, решительность, силу. И хотя люди часто даже не замечают жертвы, принесенной ради их спасения, долг по отношению к окружающим остается в нашем понимании самым благородным и возвышенным. Актуальность последнего наблюдения подтверждает аллегорический образ Данко из известного литературного произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Данко смел, решителен и силен, но, спасая людей от физической гибели, он не может спасти их от нравственного падения. Ценой гибели он вывел своих соплеменников из глухой темноты леса, но они не улучшат мир своей гуманностью и чистотой.

(по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Повесть «Капитанская дочка» - одно из исторических произведений А. С. Пушкина. Писатель воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева. Исторические события влияют на судьбу всех героев повести и определяют ее. Важной проблемой повести является проблема чести и долга. Не случайно эпиграфом к произведению служит народная пословица: «Береги платье снову, а честь - смолоду». Она же является основным принципом жизни Гринева-старшего.

Для Андрея Петровича Гринева, который является представителем старого служивого дворянства, понятие чести - это прежде всего честь офицера и дворянина. «Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников…», - так наставляет отец сына. Под стать Гриневу-отцу и комендант Белогорской крепости Миронов, который отказывается присягнуть Пугачеву: «Ты мне не государь. Ты вор и самозванец». Он понимает, что его повесят, но даже под страхом смерти не нарушает присягу. Иван Кузьмич выполнил свой долг, обороняя до последней минуты крепость и не боясь смерти: «Умирать так умирать: дело служивое». Для Гринева-отца смерть тоже не страшна, а страшна потеря чести: «Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге…». Долг офицера он видит в служении Отечеству, а не в дуэлях и прожигании денег в столице, поэтому и отправляет сына Петра служить в Белогорскую крепость.

Петр Гринев - представитель уже другого поколения, поэтому и понятие о чести у него несколько другое. Он расширяет это понятие до общечеловеческого и гражданского значения. Петр вступает в бой за честь Маши Мироновой; дерется на дуэли, зная, что они запрещены. Он ставит человеческую честь выше офицерской. Гринев признает героические качества вождя восстания, но это не значит, что он может нарушить присягу: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Он пойдет против Пугачева: долг офицера повелевает сражаться против самозванца, вора и убийцы. Чувство долга стоит выше личных интересов, выше его чувств: «…долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы».

Совсем другой человек Швабрин. Алексей Иванович Швабрин - бывший гвардейский офицер, переведенный служить в Белогорскую крепость за дуэль. Он изменяет присяге и переходит на службу к Пугачеву, хотя глубоко презирает и народ, и самого вождя. Для него не существует понятий «честь», «долг», «присяга»; ему важно спасти жизнь любым способом. Швабрин изменяет долгу офицера. Да и за Машей Мироновой он скорее всего ухаживал из-за скуки гарнизонной жизни. Отвергнутый, он полон жажды мести и всеми способами старается очернить Машу.

Гринев, общаясь с Пугачевым, понимает, что перед ним не просто бунтовщик, а человек со своими принципами, с чувством долга и чести. «Долг платежом красен», - говорит Пугачев. Оценив доброту и смелость Гринева, самозванец не может повесить его. «Казнить так казнить, жаловать так жаловать». Он не видит в Гриневе врага. Впоследствии Пугачев поможет Петру и накажет Швабрина.

Для нас, как и для А. С. Пушкина, восстание под предводительством Пугачева - история. Но извечным остается выбор: честь или бесчестие, долг или безответственность.

/ / Сочинение-рассуждение по пословице «Береги честь смолоду»

«Береги честь смолоду» - русская пословица, которая содержит в себе нравственный смысл, о котором должен помнить каждый человек. Пословица многих поколений и основа литературных трудов. Одна из центральных тем произведений русских классиков. Беречь честь смолоду - значит ставить устоявшиеся принципы выше собственных слабостей. Честь - это повод для гордости, но не для гордыни.

Такое качество русской души, как честь - важное свойство, характеризующее человека чести, как искреннего и принципиального, следующего таким понятиям, как долг, уважение, дружба.

Наиболее ярким примером человека чести, является главный герой повести Пушкина « » - Петр Гринев. Первое впечатление от главного героя отрицательное: выпивал, играл в карты, но зато, когда появляется «дело чести», Гринёв проявляет себя, как порядочный и воспитанный человек. Он отдал проигранные деньги, которые были немалые, притом, что Савельич уговаривал его уклониться от уплаты долга; защищал честь любимой девушки на дуэли, хотя знал, что может погибнуть. Также, на допросе юноша не назвал имени возлюбленной, что характеризует его еще и как человека, преданного любви.

Доказал поступками, что он высоконравственный человек, пройдя через жизненные испытания и трудности. Он не только человек чести, но и человек совести. Гринев ни разу не преступил через свои принципы. История с Пугачевым складывается благополучно и Маша сама находит заступника в лице императрицы.

Тем самым, А.С. Пушкин хотел показать то, что, несмотря на обстоятельства или уклад твоей жизни, нужно поступать по чести, оставаться человеком в любой ситуации, быть человеком в человеке.

Честь - это не статус, не эгоизм и не пафос. Честь - это культ человека, формирование которого ведёт к становлению личности. Можно быть честным человеком, придерживаться негласных правил, разграничивать «добро» и «зло», но стоит допустить одну ошибку, и честь будет запятнана. Поступать нужно как правильно, а не как хочется.

Наше современное общество, к сожалению, утратило ценность слова «честь». Поступки человека чести могут быть и не видны всем, но внутри себя, ты почувствуешь, что поступил правильно. А потом эти поступки станут системой, нарушить которые непозволительно. Главное, быть человеком чести для себя, а не для окружающих. По такому принципу жили наши бабушки и дедушки, учили нас этому, почему же мы не можем также?