Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Гринев в белогорской крепости. Хождение по водам

Гринев в белогорской крепости. Хождение по водам

Является разжалованный офицер Швабрин Алексей Иваныч, как его представила Гриневу капитанша.

Пушкин дает портрет Швабрина одной строкой: «Офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым», — так описывает автор его внешность. Но гораздо важнее оказываются его внутренние качества.

Он умен, образован, но для него честь и порядочность – забытые понятия. Этот человек не достоин носить звание русского офицера.

Швабрин понятия не имеет, что значит любить. Поэтому , несмотря на недостаток женихов, не прельстилась на его ухаживания и отказалась выйти замуж. Она в глубине души почувствовала его глубокую непорядочность. И чем Швабрин отплатил за ее отказ? Он старался всячески опорочить ее в глазах других. Причем делал это «за глаза» когда ни супруги Мироновы, ни сама Мария слышать его не могли. И не важно, какими он руководствовался мотивами – желанием отомстить за отказ, или отгородить от Маши потенциальных женихов, сам факт подобного очернения девушки говорит о низости швабринской души. Впрочем, этот человек хулил не только Машу. Он, как баба деревенская, сплетничал о капитанше и других обитателях крепости, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.

Следующий эпизод, раскрывающий образ Швабрина не с лучшей стороны – это ссора с и последующая . Петр Андреевич написал песенку. По сути это было легкое, стихотворное баловство, которым он захотел по молодости лет похвалиться перед Швабриным. Более опытный отставной офицер высмеял молодого поэта и в очередной раз оклеветал Машу, упрекнув ее в продажности. Юноша, успевший за время службы в крепости поближе познакомиться с дочерью капитана Миронова, вспылил и обозвал Швабрина лжецом и мерзавцем. На что Швабрин потребовал сатисфакции. Перед испытанным дуэлянтом стоял мальчишка, и Швабрин был уверен, что легко разделается с ним. Он прекрасно знал, что дуэли среди дворян были запрещены, но мало беспокоился об этом, был уверен, что с помощью обмана и клеветы легко выкрутится из ситуации. Будь перед ним опытный боец и фехтовальщик, вероятно Швабрин проглотил бы обиду, и отомстил бы исподтишка. Что, впрочем, он, впоследствии все равно сделает.

Но уроки французского гувернера, как оказалось, не прошли для Гринева даром, и «мальчишка» вполне прилично владел шпагой. Рана, которую Швабрин нанес Гриневу, была причинена в тот момент, когда Савельич окликнул своего хозяина, и тем самым отвлек его. Швабрин подло воспользовался моментом.

Пока Петр Андреевич лежал в горячке, противник настрочил анонимку его отцу, в тайной надежде, что старый воин подключит все свои связи и переведет любимое чадо из крепости.

Что ты видим в этом эпизоде с дуэлью, донос, клевета, удар, нанесенный, когда соперник отвернулся. Все эти черты присущи людям с низкой душой. Сюда можно добавить неверие в Бога. На Руси христианство, вера всегда было оплотом морали и нравственности.

Всю свою низость в полной мере Швабрин проявил во время захвата крепости разбойниками. В лице этого солдата, читатель не видит храброго воина. Он один из первых офицеров присягнул . Пользуясь своей «властью» и вседозволенностью, а также беззащитностью Маши, пытался склонить ее к женитьбе. Но Маша ему была не нужна. Он просто бесился от того, что она его отвергла, а с Гриневым мило беседовала перед обедами, любила всей душой. Его целью было стремление разрушить счастье Гринева и Маши, возобладать той, которая его отвергла. В сердце Швабрина нет места любви. В нем живут предательство, ненависть, доносительство.

Когда Швабрина арестуют за связь с Пугачевым, он оклеветал и Гринева, хотя знал прекрасно, что молодой человек не присягал разбойнику, и не был его тайным агентом.

Гриневу грозила Сибирь, и только мужество Маши, которая не побоялась поехать в Петербург к императрице, спасли молодого человека от каторги. Негодяй же понес заслуженное наказание.

Делая краткую характеристику образа Швабрина, следует отметить, что Пушкин ввел в «Капитанскую дочку» этого отрицательного героя не только с целью разнообразить сюжет, но и чтобы напомнить читателю, что, к сожалению, в жизни встречаются настоящие мерзавцы, способные отравить жизнь окружающим их людям.

Гринев в Белогорской крепости.

Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование. Сначала его обучал Савельич- верный слуга. Позже для него специально был нанят француз. Но вместо получения знаний Петр гонял голубей. По заведенной традиции дворянские дети должны были служить. Вот и отец Гринева отправил его служить, но не в элитный Семёновский полк, как думал Петр, а в Оренбург, для того, чтобы сын испытал настоящую жизнь, чтоб вышел солдат, а не шаматон.

Но судьба забросила Петрушу не просто в Оренбург, а в далёкую Белогорскую крепость, которая представляла собой старую деревушку с деревянными домами, обнесенную бревенчатым забором. Единственное оружие – старая пушка, и та была забита мусором. Вся команда крепости состояла из инвалидов. Такая крепость произвела на Гринева удручающее впечатление. Петр был очень расстроен…

Но постепенно жизнь в крепости становится сносной. Петр сближается с семьей капитана Миронова-коменданта крепости. Его принимают там как сына и заботятся о нем. Вскоре Петр влюбляется в Марию Миронову – дочь коменданта крепости. Его первая любовь оказалась взаимной, и все казалось хорошо. Но тут выясняется, что к Маше уже сватался Швабрин, сосланный в крепость за дуэль офицер, но Мария отказала ему, и Швабрин мстит, очерняя имя девушки. Гринев вступается за честь любимой девушки и вызывает Швабрина на дуэль, где получает ранение. После выздоровления Петр просит благословения родителей на брак с Марией, но отец, разозленный вестью о дуэли, отказывает ему, попрекая за это и говоря, что Петр еще молод и глуп. Маша, горячо любя Петра, на брак без благословения родителей не соглашается. Гринев очень сильно расстроен и огорчен. Мария старается избегать его. Он больше не посещает семью коменданта, жизнь становится для него все невыносимей.

Но в это время Белогорской крепости грозит беда. Пугачевское войско подходит к стенам крепости и быстро захватывает её. Все жители сразу признают Пугачева своим императором, кроме коменданта Миронова и Ивана Игнатьича. Они были повешены за непокорность «единственному и истинному императору». Пришла очередь Гринева, его сразу повели к виселице. Петр шел вперед, смотрел в лицо смерти смело и мужественно, готовясь умереть. Но тут Савельич бросился в ноги к Пугачеву и заступился за боярское дитя. Емельян велел привести Гринева к нему и приказывал ему поцеловать руку, признав его власть. Но Петр не нарушил слова и остался верен императрице Екатерине II. Пугачев рассердился, но вспомнив про подаренным ему заячий тулуп, великодушно отпустил Гринева. Вскоре они снова встретились. Гринев ехал из Оренбург спасать Машу от Швабрина, когда казаки поймали и отвели его в «дворец» Пугачева. Узнав о их любви и о том, что Швабрин заставляет бедную сироту выйти за него замуж, Емельян решил поехать в крепость вместе с Гриневым, чтоб помочь сироте. Когда Пугачев узнал, что сирота – это дочь коменданта, он разозлился, но потом отпустил Машу с Гриневым, сдержав свое слово: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай»

Белогорская крепость очень сильно повлияла на Петра. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях. \

Повесть «Капитанская дочка» можно отнести к одному из вершинных произведений А. С. Пушкина, выполненных в прозе. Не раз даже сам автор данного произведения говорил, что оно историческое, так как в основе лежат крестьянские восстания под предводительством Пугачева. Автор сумел воссоздать атмосферу, которая была характерна для тех времен. Он потрясающе изобразил характеры главных героев и простых людей, которые жили в то тяжелое время.

Произведение является неким повествованием, которое ведется от лица главного героя - П. Гринева. Он стал свидетелем и участником всех описываемых автором событий. Но произведение было бы неполным, если бы в нем не нашлось место для героя, который является полной противоположностью Гринева. Речь идет, конечно же, о Швабрине. С помощью него автору удалось сделать сюжет повести более ярким и захватывающим. Наверное, поэтому образ Швабрина и Гринева рассматриваются только вместе. Но в данном обзоре следует более подробно рассмотреть главного антигероя повести.

Что скрывается в образе Швабрина?

Образ Швабрина продемонстрировал, насколько люди могут быть мелочными, эгоистичными и трусливыми в своих желаниях. С Гриневым в повести «Капитанская дочка» Швабрина объединяет только одно - сильные чувства к М. Мироновой. Под образом антигероя скрывается аристократ, который уже когда-то проходил службу в гвардии. В он попал в силу своего не очень легкого характера. А именно после того момента, когда на очередной дуэли ним был убит поручик.

Автор повести указал, что был такой момент, когда Швабрин уже сватался к Маше. Но ответ, естественно, был отрицательным. Именно поэтому от него нередко можно было услышать оскорбления в ее адрес. Эти нелицеприятные выражения и стали поводом для дуэли между ним и Гриневым. Но образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» не наделен таким качеством, как честность. В тот момент, когда Гринев отвернулся на окрик слуги, Швабрин сумел его тяжело ранить.

Среди недостатков, которыми был наделен антигерой повести, особенно хорошо выделяется отсутствие таких понятий, как честь и служебный долг. В тот момент, когда крепость пала под натиском Пугачева, Швабрин, недолго думая, переходит на его сторону, получив при этом должность одного из командиров. Причиной перехода на мятежную сторону стала ненависть к Гриневу и желание, чтобы Маша стала его женой.

Отношение автора к образу, который был раскрыт в лице Швабрина

Алексей Иванович Швабрин, лишенный каких-либо моральных устоев, показан в повести как развращенный интригами и заговорами, придворными нравами, офицер-гвардеец. Он достаточно сильно презирал отечественную действительность и даже говорил исключительно на французском языке. Но Александр Сергеевич Пушкин не обделил образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» и положительными качествами. Автор наделил его острым умом, находчивостью и хорошим образованием.

Со стороны автора к данному герою проявляется отрицательное отношение. Если смотреть на его оценку, то можно с большой точностью сказать, что она достаточно негативная. Это можно увидеть хотя бы в том, что в повести он упоминается только по фамилии. Также в некоторых местах произведения указаны только инициалы данного антигероя.

К чему привела Швабрина в итоге его подлость?

И что же получается в итоге? Пугачев, которому Гринев поведал о том, что Швабрин держит Машу силой, разгневался. Образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» стал превосходной демонстрацией того, что может произойти с человеком, если он забудет про честь, храбрость и отвагу. Но сказать, что это чему-то учит, нельзя. Когда Швабрин попал в правительственные войска, среди изменников он выделил и Петра. Это он сделал в первую очередь для того, чтобы снять подозрения с себя. Естественно, что Гринев смог выйти из сложной ситуации, не потеряв при этом своей чести и офицерской отваги.

Судьба Швабрина так и осталась загадкой, так как А. С. Пушкин ничего определенного по этому поводу не написал. Но скорее всего, его просто казнили. И назвать подобное наказание несправедливым нельзя.

Что пытался А. С. Пушкин показать читателям при помощи образа Швабрина?

Наверное, автор пытался показать, что людей за их поступки осуждать не надо, используя для этих целей образ Швабрина в повести «Капитанская дочка». Лучше их пожалеть и посочувствовать им. Швабрина можно отнести к тем людям, которые не могут избавиться от своих страхов. Он ничего не видит кроме того, что напрямую связано с ним. Даже не аристократическое происхождение сделало его таким, а отсутствие каких-либо душевных качеств.

К большому сожалению, людей, похожих на Швабрина, вокруг достаточно много. Они наносят вред другим людям, которые хоть чем-то напоминают собой таких персонажей, как Гринев и Маша. Но, как и в повести А. С. Пушкина, все их злодеяния всегда действуют против своих хозяев. Именно в этом заключается беда таких людей. Так, страх способен породить только лицемерие и ложь, которые, в свою очередь, ведут к неудачам.

Что скрыто в образе Швабрина?

Но ведь образ Швабрина был создан не просто так. С его помощью автор показал, что подлость способна привести только к неудачам и провалу. Практически каждый совершаемый нами поступок ведет к определенному результату. Так что необходимо подвести следующий итог: один раз позабыв о своей чести, можно обречь себя на дальнейшие неудачи.

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» —
Спросил он ласково.

А. Сумароков.


Я оставил генерала и поспешил на свою квартиру. Савельич встретил меня с обыкновенным своим увещанием. «Охота тебе, сударь, переведываться с пьяными разбойниками! Боярское ли это дело? Не ровён час: ни за что пропадешь. И добро бы уж ходил ты на турку или на шведа, а то грех и сказать на кого». Я прервал его речь вопросом: сколько у меня всего-навсе денег? «Будет с тебя, — отвечал он с довольным видом. — Мошенники как там ни шарили, а я все-таки успел утаить». И с этим словом он вынул из кармана длинный вязаный кошелек, полный серебра. «Ну, Савельич, — сказал я ему, — отдай же мне теперь половину; а остальное возьми себе. Я еду в Белогорскую крепость». — Батюшка Петр Андреич! — сказал добрый дядька дрожащим голосом. — Побойся бога; как тебе пускаться в дорогу в нынешнее время, когда никуда проезду нет от разбойников! Пожалей ты хоть своих родителей, коли сам себя не жалеешь. Куда тебе ехать? Зачем? Погоди маленько: войска придут, переловят мошенников; тогда поезжай себе хоть на все четыре стороны. Но намерение мое было твердо принято. — Поздно рассуждать, — отвечал я старику. — Я должен ехать, я не могу не ехать. Не тужи, Савельич: бог милостив; авось увидимся! Смотри же, не совестись и не скупись. Покупай, что тебе будет нужно, хоть втридорога. Деньги эти я тебе дарю. Если через три дня я не ворочусь... — Что ты это, сударь? — прервал меня Савельич. — Чтоб я тебя пустил одного! Да этого и во сне не проси. Коли ты уж решился ехать, то я хоть пешком да пойду за тобой, а тебя не покину. Чтобы я стал без тебя сидеть за каменной стеною! Да разве я с ума сошел? Воля твоя, сударь, а я от тебя не отстану. Я знал, что с Савельичем спорить было нечего, и позволил ему приготовляться в дорогу. Через полчаса я сел на своего доброго коня, а Савельич на тощую и хромую клячу, которую даром отдал ему один из городских жителей, не имея более средств кормить ее. Мы приехали к городским воротам; караульные нас пропустили; мы выехали из Оренбурга. Начинало смеркаться. Путь мой шел мимо Бердской слободы, пристанища пугачевского. Прямая дорога занесена была снегом; но по всей степи видны были конские следы, ежедневно обновляемые. Я ехал крупной рысью. Савельич едва мог следовать за мною издали и кричал мне поминутно: «Потише, сударь, ради бога потише. Проклятая клячонка моя не успевает за твоим долгоногим бесом. Куда спешишь? Добро бы на пир, а то под обух, того и гляди... Петр Андреич... батюшка Петр Андреич!.. Не погуби!.. Господи владыко, пропадет барское дитя!» Вскоре засверкали бердские огни. Мы подъехали к оврагам, естественным укреплениям слободы. Савельич от меня не отставал, не прерывая жалобных своих молений. Я надеялся объехать слободу благополучно, как вдруг увидел в сумраке прямо перед собой человек пять мужиков, вооруженных дубинами: это был передовой караул пугачевского пристанища. Нас окликали. Не зная пароля, я хотел молча проехать мимо их; но они меня тотчас окружили, и один из них схватил лошадь мою за узду. Я выхватил саблю и ударил мужика по голове; шапка спасла его, однако он зашатался и выпустил из рук узду. Прочие смутились и отбежали; я воспользовался этой минутою, пришпорил лошадь и поскакал. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности, как вдруг, оглянувшись, увидел я, что Савельича со мною не было. Бедный старик на свой хромой лошади не мог ускакать от разбойников. Что было делать? Подождав его несколько минут и удостоверясь в том, что он задержан, я поворотил лошадь и отправился его выручать. Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум, крики и голос моего Савельича. Я поехал скорее и вскоре очутился снова между караульными мужиками, остановившими меня несколько минут тому назад. Савельич находился между ими. Они стащили старика с его клячи и готовились вязать. Прибытие мое их обрадовало. Они с криком бросились на меня и мигом стащили с лошади. Один из них, по-видимому главный, объявил нам, что он сейчас поведет нас к государю. «А наш батюшка, — прибавил он, — волен приказать: сейчас ли вас повесить, али дождаться свету божия». Я не противился; Савельич последовал моему примеру, и караульные повели нас с торжеством. Мы перебрались через овраг и вступили в слободу. Во всех избах горели огни. Шум и крики раздавались везде. На улице я встретил множество народу; но никто в темноте нас не заметил и не узнал во мне оренбургского офицера. Нас привели прямо к избе, стоявшей на углу перекрестка. У ворот стояло несколько винных бочек и две пушки. «Вот и дворец, — сказал один из мужиков, — сейчас об вас доложим». Он вошел в избу. Я взглянул на Савельича; старик крестился, читая про себя молитву. Я дожидался долго; наконец мужик воротился и сказал мне: «Ступай: наш батюшка велел впустить офицера». Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе. Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия. Видно было, что весть о прибытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они приготовились встретить меня с торжеством. Пугачев узнал меня с первого взгляду. Поддельная важность его вдруг исчезла. «А, ваше благородие! — сказал он мне с живостию. — Как поживаешь? Зачем тебя бог принес?» Я отвечал, что ехал по своему делу и что люди его меня остановили. «А по какому делу?» — спросил он меня. Я не знал, что отвечать. Пугачев, полагая, что я не хочу объясняться при свидетелях, обратился к своим товарищам и велел им выйти. Все послушались, кроме двух, которые не тронулись с места. «Говори смело при них, — сказал мне Пугачев, — от них я ничего не таю». Я взглянул наискось на наперсников самозванца. Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку. Но ввек не забуду его товарища. Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому широкому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате и в казацких шароварах. Первый (как узнал я после) был беглый капрал Белобородов; второй — Афанасий Соколов (прозванный Хлопушей), ссыльный преступник, три раза бежавший из сибирских рудников. Несмотря на чувства, исключительно меня волновавшие, общество, в котором я так нечаянно очутился, сильно развлекало мое воображение. Но Пугачев привел меня в себя своим вопросом: «Говори: по какому же делу выехал ты из Оренбурга?» Странная мысль пришла мне в голову: мне показалось, что провидение, вторично приведшее меня к Пугачеву, подавало мне случай привести в действо мое намерение. Я решился им воспользоваться и, не успев обдумать то, на что решался, отвечал на вопрос Пугачева: — Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают. Глаза у Пугачева засверкали. «Кто из моих людей смеет обижать сироту? — закричал он. — Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет. Говори: кто виноватый?» — Швабрин виноватый, — отвечал я. — Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней жениться. — Я проучу Швабрина, — сказал грозно Пугачев. — Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ. Я его повешу. — Прикажи слово молвить, — сказал Хлопуша хриплым голосом. — Ты поторопился назначить Швабрина в коменданты крепости, а теперь торопишься его вешать. Ты уж оскорбил казаков, посадив дворянина им в начальники; не пугай же дворян, казня их по первому наговору. — Нечего их ни жалеть, ни жаловать! — сказал старичок в голубой ленте. — Швабрина сказнить не беда; а не худо и господина офицера допросить порядком: зачем изволил пожаловать. Если он тебя государем не признает, так нечего у тебя и управы искать, а коли признает, что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами? Не прикажешь ли свести его в приказную да запалить там огоньку: мне сдается, что его милость подослан к нам от оренбургских командиров. Логика старого злодея показалась мне довольно убедительною. Мороз пробежал по всему моему телу при мысли, в чьих руках я находился. Пугачев заметил мое смущение. «Ась, ваше благородие? — сказал он мне подмигивая. — Фельдмаршал мой, кажется, говорит дело. Как ты думаешь?» Насмешка Пугачева возвратила мне бодрость. Я спокойно отвечал, что я нахожусь в его власти и что он волен поступать со мною, как ему будет угодно. — Добро, — сказал Пугачев. — Теперь скажи, в каком состоянии ваш город. — Слава богу, — отвечал я, — все благополучно. — Благополучно? — повторил Пугачев. — А народ мрет с голоду! Самозванец говорил правду; но я по долгу присяги стал уверять, что все это пустые слухи и что в Оренбурге довольно всяких запасов. — Ты видишь, — подхватил старичок, — что он тебя в глаза обманывает. Все беглецы согласно показывают, что в Оренбурге голод и мор, что там едят мертвечину, и то за честь; а его милость уверяет, что всего вдоволь. Коли ты Швабрина хочешь повесить, то уж на той же виселице повесь и этого молодца, чтоб никому не было завидно. Слова проклятого старика, казалось, поколебали Пугачева. К счастию, Хлопуша стал противоречить своему товарищу. — Полно, Наумыч, — сказал он ему. — Тебе бы все душить да резать. Что ты за богатырь? Поглядеть, так в чем душа держится. Сам в могилу смотришь, а других губишь. Разве мало крови на твоей совести? — Да ты что за угодник? — возразил Белобородов. — У тебя-то откуда жалость взялась? — Конечно, — отвечал Хлопуша, — и я грешен, и эта рука (тут он сжал свой костливый кулак и, засуча рукава, открыл косматую руку), и эта рука повинна в пролитой христианской крови. Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье, да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьим наговором. Старик отворотился и проворчал слова: «Рваные ноздри!»... — Что ты там шепчешь, старый хрыч? — закричал Хлопуша. — Я тебе дам рваные ноздри; погоди, придет и твое время; бог даст, и ты щипцов понюхаешь... А покамест смотри, чтоб я тебе бородишки не вырвал! — Господа енаралы! — провозгласил важно Пугачев. — Полно вам ссориться. Не беда, если б и все оренбургские собаки дрыгали ногами под одной перекладиной: беда, если наши кобели меж собою перегрызутся. Ну, помиритесь. Хлопуша и Белобородов не сказали ни слова и мрачно смотрели друг на друга. Я увидел необходимость переменить разговор, который мог кончиться для меня очень невыгодным образом, и, обратясь к Пугачеву, сказал ему с веселым видом: «Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и за тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге». Уловка моя удалась. Пугачев развеселился. «Долг платежом красен, — сказал он, мигая и прищуриваясь. — Расскажи-ка мне теперь, какое тебе дело до той девушки, которую Швабрин обижает? Уж не зазноба ли сердцу молодецкому? а?» — Она невеста моя, — отвечал я Пугачеву, видя благоприятную перемену погоды и не находя нужды скрывать истину. — Твоя невеста! — закричал Пугачев. — Что ж ты прежде не сказал? Да мы тебя женим и на свадьбе твоей попируем! — Потом, обращаясь к Белобородову: — Слушай, фельдмаршал! Мы с его благородием старые приятели; сядем-ка да поужинаем; утро вечера мудренее. Завтра посмотрим, что с ним сделаем. Я рад был отказаться от предлагаемой чести, но делать было нечего. Две молодые казачки, дочери хозяина избы, накрыли стол белой скатертью, принесли хлеба, ухи и несколько штофов с вином и пивом, и я вторично очутился за одною трапезою с Пугачевым и с его страшными товарищами. Оргия, коей я был невольным свидетелем, продолжалась до глубокой ночи. Наконец хмель начал одолевать собеседников. Пугачев задремал, сидя на своем месте; товарищи его встали и дали мне знак оставить его. Я вышел вместе с ними. По распоряжению Хлопуши, караульный отвел меня в приказную избу, где я нашел и Савельича и где меня оставили с ним взаперти. Дядька был в таком изумлении при виде всего, что происходило, что не сделал мне никакого вопроса. Он улегся в темноте и долго вздыхал и охал; наконец захрапел, а я предался размышлениям, которые во всю ночь ни на одну минуту не дали мне задремать. Поутру пришли меня звать от имени Пугачева. Я пошел к нему. У ворот его стояла кибитка, запряженная тройкою татарских лошадей. Народ толпился на улице. В сенях встретил я Пугачева: он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке. Вчерашние собеседники окружали его, приняв на себя вид подобострастия, который сильно противуречил всему, чему я был свидетелем накануне. Пугачев весело со мною поздоровался и велел мне садиться с ним в кибитку. Мы уселись. «В Белогорскую крепость!» — сказал Пугачев широкоплечему татарину, стоя правящему тройкою. Сердце мое сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела... «Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам навстречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич! — кричал дядька. — Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен...» — «А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок». — Спасибо, государь, спасибо, отец родной! — говорил Савельич усаживаясь. — Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о заячьем тулупе и упоминать уж не стану. Этот заячий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал, или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге. Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения... Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачев мог проведать истину и другим образом... Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом... Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом: — О чем, ваше благородие, изволил задуматься? — Как не задуматься, — отвечал я ему. — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. — Что ж? — спросил Пугачев. — Страшно тебе? Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь. — И ты прав, ей-богу прав! — сказал самозванец. — Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился, — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — помня твой стакан вина и заячий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья. Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать и не отвечал ни слова. — Что говорят обо мне в Оренбурге? — спросил Пугачев, помолчав немного. — Да, говорят, что с тобою сладить трудновато; нечего сказать: дал ты себя знать. Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие. — Да! — сказал он с веселым видом. — Я воюю хоть куда. Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон. Как ты думаешь: прусский король мог ли бы со мною потягаться? Хвастливость разбойника показалась мне забавна. — Сам как ты думаешь? — сказал я ему, — управился ли бы ты с Фридериком? — С Федор Федоровичем? А как же нет? С вашими енаралами ведь я же управляюсь; а они его бивали. Доселе оружие мое было счастливо. Дай срок, то ли еще будет, как пойду на Москву. — А ты полагаешь идти на Москву? Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса: — Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою. — То-то! — сказал я Пугачеву. — Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни? Пугачев горько усмехнулся. — Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою. — А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили! — Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсе только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка? — Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину. Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути... Вдруг увидел я деревушку на крутом берегу Яика, с частоколом и с колокольней — и через четверть часа въехали мы в Белогорскую крепость.

Швабрин один из важных персонажей повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Алексей Швабрин антипод главного героя Петра Гринева.

У Швабрина и Гринева много общего: они оба происходили из дворян, имели звание офицера, служили в Белогорской крепости, были влюблены в Марию Миронову. Но как разнятся их характеры!

Швабрин – аристократ, который раньше служил в гвардии. Он был человеком умным, образованным, красноречивым, остроумным, находчивым. Роста он был не очень высокого, лицо его было смуглым и некрасивым. Алесей Иванович страдал худобой. Швабрин всегда сохранят вид напыщенный и высокомерный. Он знал французский язык и великолепно владел шпагой. В Белогорской крепости служил 5 год, был переведен в это глухое место за то, что убил на дуэли поручика.

Несмотря на то, что Швабрин влюблен в дочку капитана Миронова, он описывает Машу Петру «совершенной дурочкой», распространяет про нее лживые слухи. А когда она начинает принимать знаки внимания Петра, Швабрин впадает в бешенство. Он старается опорочить Машу. К семье капитана Миронова Алексей Иванович Швабрин относится с презрением, подшучивает, распространяет лживые слухи. Из-за этого Петр вызывает его на дуэль.

Даже во время дуэли Швабрин повел себя низко, недостойно офицера. Он наносит удар в спину, когда Петр обернулся на голос Савельича. Но даже то, что он нанес серьезную рану Гриневу, не обрадовало его. Ведь пока Маша ухаживала за Петром Андреевичем, их чувства друг к другу окрепли. Тогда Алексей Швабрин пишет письмо отцу Гринева, сообщая о смерти сына. После чего у Гринева заболевает мать.

Во время захвата крепости приспешниками Пугачева, забыв о своей чести и достоинстве, о присяге, не задумываясь ни о чем, Алексей перешел на их сторону. Он думал только о том, как бы спасти себя, не задумываясь о судьбе других. Он признал самозванца царем, остригся, переоделся в казацкую одежду. Перед Пугачевым унижается, ползает у него в ногах, выклянчивает прощение и пресмыкается перед ним. Он злится, потому что Гринев остался верен императрице и долгу дворянина, не был наказан Пугачевым и был отпущен из крепости.

После этих событий Пугачев почти сразу уезжает, оставив за старшего Швабрина. Мария Ивановна остается в его власти. Он держит Марию взаперти, морит голодом, заставляет выйти за него замуж. И в последний момент рассказывает Пугачеву, что она дочь капитана Миронова. Возвращение Петра в осажденную крепость спасло Машу от свадьбы с нелюбимым. Влюбленные сели в кибитку и уехали, а Алексей Швабрин остался стоять у крыльца, и выражение лица у него было злое и недовольное.

И после ареста Швабрина правительственными войсками, он совершает подлость. Он указывает на Петра как на пугачевца-изменника.

Все его поступки говорят о том, что Швабрин подлый, бесчестный, морально опустошенный человек. Он не вызывает никакого уважения и сострадания.

С помощью образа Швабрина великий писатель А. С. Пушкин показал читателю, что подлость, бесчестие и лживость могут привести, в конечном счете, только к неудачам и провалам.

Характеристика и образ Швабрина

Швабрин является антиподом Гринёва. Этот персонаж проверяет Петра на протяжении всего произведения. Их характеры служат примером разного выбора и разного жизненного пути. Они оба попали в Белогорскую крепость и влюбились в Машу Миронову, но своих целей они достигают разными путями. Так в чём же различие между ними?

Швабрин попал на службу в Белогорскую крепость за убийство на дуэли. На момент приезда Петра он находился тут уже 5 лет, поэтому был рад новому лицу и в скором времени сдружился с Гринёвым. Пётр сразу оценил его как умного человека и был заинтересован общением с ним. Но когда Швабрин стал рассказывать о жизни в крепости, он не забывал сказать что-нибудь плохое про каждого её обитателя. Приятелями они оставались недолго. Из-за клеветы на Машу и всю семью Мироновых Гринёв вызывает Швабрина на дуэль и терпит поражение от нечестно нанесенного удара.

Швабрину этого мало, он докладывает отцу Гринёва о дуэли. Из-за этого отец запрещает Петру жениться на Маше Мироной. Со стороны Швабрина это был очень подлый поступок, ведь его целью было только сделать плохо другим.

Швабрин не любит честные бои, в чем мы еще раз убеждаемся, когда он перебегает на сторону Пугачёва, как только восстание начинает разрастаться. Он показывается себя трусливым и слабохарактерным, когда с абсолютной покорностью прислуживает Пугачёву и предаёт жителей Белогорской крепости. Воспользовавшись случаем, Швабрин заключает в плен Машу и требует, чтобы она вышла за него, грозя при этом голодом. Такие поступки явно не свидетельствуют о его любви к Маше. Это больше похоже на месть Гринёву и способ показать свою силу и власть.

Так как в этой истории торжествует справедливость, то в конце Швабрин попадает в тюрьму за измену Родине. На его долгу много плохих поступков, которые раскрывают слабость его души, трусость, желание власти и наживы.

Сейчас читают:

  • Сочинение Зима мое любимое время года

    Зима - это самое замечательное из времен года. Именно в это время года можно окунуться в сказку. Ведь начало зимы – это ожидание главной и сказочной ночи в году. А вторая ее половина ознаменована скорым приближением весны. Я очень люблю,

  • Сочинение по рассказу Дети подземелья для 5 класса

    Меня впечатлил рассказ Короленко. И впечатления не всегда приятные, но всегда сильные. Если бы все было просто приятно и красиво, то это была бы сказка. Здесь все слишком похоже на реальную жизнь,

  • Сочинение Жилин и Костылин - Разные судьбы 5 класс
  • Сочинение В жизни всегда есть место подвигу 8 класс

    Подвигом называют некий героический поступок, в основе которого лежат благие намерения и цели. Принято считать, что подвиги совершают только герои. Но я с этим не могу согласиться. В жизни каждого человека есть место подвигам. Для этого вовсе

  • Образ и характеристика Базарова сочинение

    Действия известного романа совпадали с периодом реформ в России. Общество тогда разделилось на тех, кто приветствовал изменения и тех, кто не желал мириться с новым порядком. Центральное место в произведение занимает Евгений Базаров, главной позицией

  • Только у здоровой нации есть будущее сочинение

    «В здоровом теле здоровый дух» - эта пословица известна каждому из нас с самого детства. Но каждый ли задумывался над её смыслом, ведь здоровье ценишь только тогда, когда оно есть. Всегда ли мы заботимся о своём здоровье,