Конспект НОД по речевому развитию на зимнюю тему в подготовительной группе ДОУ
Пусенкова Светлана Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 27, г. Мурманска.Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Снеговик – Почтовик». Он принес нам картину от Деда Мороза. Эта картина называется «Зима». Но в картине есть ошибки, Дедушка Мороз просит нас, ее переделать и рассказать, что бывает осенью, а что бывает зимой.Цель:
Материал: мольберт, картина «зимние развлечения», цветные карандаши, альбомные листы.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку, отгадаете - узнаете, о каком времени года сегодня будем мы с вами беседовать:
Старик у ворот тепло уволок (мороз) .
Скатерть бела весь мир одела (снег) .
Сам не бежит, и стоять не велит (мороз) .
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о каком времени года мы будем с вами сегодня говорить?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Назовите, какие приметы зимы вы знаете?
Дети:
Воспитатель: Ребята, а теперь вспомните пословицы о зиме, которые предупреждают нас что зима - холодное время года:
Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из стихотворения:
«Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке.
Раз, два! Вот и поскользнулся...
Раз, два! Чуть не кувыркнулся...
Раз, два! Крепче на носках!»
(С. Черный «На коньках») .
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении?
Дети: О том, как мальчик катался на коньках
Воспитатель: Верно, ребята. Зима это не только холодное время года, но оно еще и веселое время. Зимой можно... (дети дополняют своими ответами) .
Дети: Кататься с горки на санках, на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков.
Физкультминутка «Снеговик» :
Раз рука, два рука
Лепили мы снеговика (показывают, как лепят) .
Мы слепили снежный ком
Вот такой... (показывают большой ком) ,
А потом поменьше ком
Вот такой... (показывают ком поменьше)
А на верх поставили маленький комочек (показывают маленький комок) ,
Вот и вышел снеговик, снеговичок.
Снег, ведерко, да морковка (загибают пальчики на руке) ,
Да уменье и сноровка
И готов снеговичок, очень милый толстячок.
Демонстрируется картина «Зимние развлечения» .
Воспитатель:
Воспитатель предлагает образец рассказа:
Однажды в зимний теплый солнечный день детский сад вышел на прогулку. Многие из детей побежали на горку, но не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки, а ребята с горки уже, что-то кричат ему, наверное, просят поскорее освободить путь. Рядом с горкой стоит большой снеговик. Мальчик и девочка приделывают ему пуговицы. Не забыли дети и о птичках, которым зимой приходится туговато, ребята принесли рябинки и маленько крошек хлеба. Хорошее, веселое время - зима!
Заслушиваются два-три рассказа. Воспитатель вместе с детьми оценивает их. Хвалит ребенка, сумевшего избежать повторов.
Воспитатель (подводится итог занятия) : ребята, вы хорошо поработали на занятии, а сейчас предлагаю стать художниками и нарисовать, как вы любите развлекаться зимой.
Афонина Татьяна Михайловна
Воспитатель, МБДОО Детский сад №15, г. Саров
Афонина Т.М. Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» // Совушка. 2016. №3(5)..02.2019).
Программные задачи:
1. Продолжать учить составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
2. Закреплять умение, подробно и логически последовательно, излагать содержание картины. Самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
3. Упражнять в составлении предложений со словами синонимического ряда (слова быстро, мигом, лихо, пулей, как ветер, стремительно, во весь дух и т.д.) и включении данных слов в связное высказывание.
4. Обогащать словарь детей словами определениями, сравнительными оборотами.
5. Упражнять в согласовании существительных в роде (муж., ср., ж.).
6. Формировать навыки совместной учебной деятельности.
Словарь: сущ.: детвора, санки, лыжи, коньки, крепость, развлечения, забавы, снежки, настроение, горки, шапки, шубы, валенки, каток.
Прилаг.: снежная,суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная, пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, липкий, искристый, рассыпчатый, хрустящий, серебристый, мокрый, веселое, радостное, праздничное, новогоднее, грустное, шаловливое, хорошее, прекрасное, плохое.
Глаголы: кататься, лепить, строить, спущусь, съеду, скачусь, съеду, мчусь, скользить, веселятся, смеются, хохочут, разрумянились.
Наречия: быстро, стремительно, лихо, во весь дух, стремглав, стрелой, в один миг, тотчас, вдалеке.
Материал: картины «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы», фланелеграф, плоскостные «снежки», саночки плоскостные, заготовка книги, бумага, маркер.
Предварительная работа; беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Воспитатель:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках покатила.
Короткая беседа по вопросам:
Ребята о чем эта загадка? (о зиме)
Кто из вас любит зиму? Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков…)
Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. Горки мы делали из снега. А знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Я предлагаю вам построить горку из слов.
Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получится. Начинаем:
ЗИМА какая? (Снежная,Суровая Морозная Веселая Красивая Нарядная Холодная Вьюжная)
СНЕГ какой?(Пушистый Белый Легкий Мягкий Холодный Колючий Липкий Искристый Рассыпчатый Хрустящий Серебристый Мокрый)
НАСТРОЕНИЕ какое? (Веселое Радостное Праздничное Новогоднее Грустное Шаловливое Хорошее Прекрасное Плохое)
Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.
Воспитатель: А для катания на этой горке нужны саночки. Но поедут санки тогда, когда вы скажете, как быстро можно скатится с горы.
Я с горы спущусь во весь дух- а ты…
(Я с горы съеду быстро. Я с горы скачусь стремительно. Я с горы спущусь вихрем. Я съеду с горки стрелой. Я с горы скачусь лихо.)
Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались.
Воспитатель: Мы заговорили с вами про катание на санях, и я вспомнила четверостишие:
Мчусь, как ветер, на санях
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке. (Саша Черный)
Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме.
(В-ль обращает внимание детей на картины: «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы»)
Мне очень нравится одна из картин, а какая, вы попробуйте догадаться.
Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь.
Слушайте: Морозный день,Радостное настроение, Зимние забавы,Дети упали с санок.
Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались
Воспитатель. Дети, зима чудесное время года! Давайте вместе внимательно рассмотрим эту картину. Демонстрирую картину «Зимние развлечения».
Какое время года изображено на картине?
Обратите внимание на природу, какой день, погода?
Кого мы видим на картине?
Как еще можно назвать их?
Как одеты дети?
Куда пришли дети?
Что изображено на переднем плане картины?
Что делают дети?
Какое у детей настроение?
Как вы думаете, а почему они смеются?
А что произошло с детьми, которые уже скатились с горки?
Не обидно ли мальчикам, что над ними смеются?
Если подойти ближе, что можно услышать?
Что изображено на заднем плане, вдалеке?
Что делают дети?
Как бы вы назвали картину?
Д/и «Закончи предложение».
Однажды, зимним днем, когда стояла хорошая морозная погода…(ребята пришли на горку.)
Дети оделись тепло: (в зимние шапки, шубы, валенки).
Морозный воздух и игры разрумянили (ребятам щеки).
На горке собралось много ребят. Все хотели скатиться, но (на пути произошло веселое происшествие).
Два товарища решили лихо скатиться на санках с горы, (но на половине пути перевернулись прямо в снег). Им весело, они смеются и машут друзьям.
А вдалеке, на катке, (мальчишки, скользят по льду на коньках).
У всех собравшихся ребят веселые лица у них (хорошее, радостное настроение).
Они любят зиму (за чудесные развлечения).
Воспитатель. Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине.
Для того чтобы рассказ получился интересным, не забудьте:
В начале, рассказать о том, какой был день…
В середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило…
В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили…
Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ. Кто хочет рассказ начать…продолжить…закончить. Кто расскажет весь рассказ. Заслушиваются 2-3 рассказа.
Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Я вам предлагаю создать книгу, в которой будут записаны все ваши рассказы. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и вашим мамам и папам.
Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»
Возрастная группа: Старшая Название группы: «Буратино» Подготовила: Воспитатель: 1-ой категории Д.Р. Нуцалова г. Когалым 2017
Составление сюжетного рассказа по картинкам «Зимние забавы» .
Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы» .
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Интеграция: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Методические приемы: беседа-диалог, составление рассказа, физкультминутки.
Оборудование: картина «Игры на свежем воздухе» (Зимние забавы) ; разрезные картинки «Зимние забавы» , картинка снеговика, использование ИКТ.
Формы и методы: наглядные – рассматривание картин «Игры на свежем воздухе» ; словестные – отгадывание загадки о снеговике, игра «Подбери ласковое название для зимних слов» ; повторение чистоговорки; практические – составление сюжетного рассказа по картине «Зимние забавы» .
Предварительная работа:
Материал: мультимедийный проектор, подбор слайдов по теме занятия, картина «Зимние забавы» .
Ход занятия.
Организационный момент:
Дети проходят, становятся в круг. Игра: «Здравствуй»
Здравствуй правая рука
Здравствуй левая рука
Здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй всеь наш, дружный круг
Я люблю свой детский сад
В нем полным, полно ребят
Может 100, а может 200
Хорошо когда мы вместе
Воспитатель: Все на месте?
Воспитатель: Все ли тут?
Обернулись, посмотрели
И друг другу улыбнулись
Воспитатель: Давайте и гостям улыбнемся, и поздороваемся
Поиграем в пальчиковую игру «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепи,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.
Ребята посмотрите внимательно скажите, что нового появилось в нашей группе (Волшебный сундучок) .
Этот сундучок нам передал снеговик. Давайте посмотрим что в нём?
Здесь конверты с заданиями (открывает первый конверт, читает) . «Здравствуйте, ребята. Я очень люблю зиму и все, что с ней связанно. Поэтому передаю вам картинки связанные с зимой.
Предлагаю поиграть в игру «Назови ласково» .
Софья разложи картинки на столе. А теперь возьмите картинки, которые связанные с зимой и встаньте в круг. Подберите, пожалуйста, ласковые названия для зимних слов: 1) зима – зимушка; 2) снег – снежочек; 3) снеговик – снеговичок; 4) сани – саночки; 5) сугроб – сугробик; 6) снегурка – снегурочка; 7) лед – ледок; 8) сосулька – сосулечка; 9) шуба – шубка; 10) снежинка – снежиночка; 11) горка – горочка; 12) валенки – валеночки; 13) рукавица – рукавичка; 14) шарф – шарфик; 15) мороз – морозик; 16) ледянка – ледяночка; 17) ёлка –ёлочка; 18) шишка – шишечка; 19) заяц – зайчонок.
Картинки не связанные с зимой:
девочка в летнем платье, зелёное дерево, осенний дождь.
Молодцы! А почему вы не взяли эти картинки? (потому что они не связанные с зимой)
Присаживайтесь на стульчики.
Ребята, вот вам следующее задание, «я знаю чудесную зимнюю чистоговорку попробуйте ее повторить» :
ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ- за окном морозы,
ЗИ-ЗИ-ЗИ- саночки вези.
ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза,
ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ- озябнешь на морозе.
ИСКО-ИСКО-ИСКО- зимой солнце низко.
АСКА-АСКА-АСКА- вокруг снега сказка,
ИСТО-ИСТО-ИСТО- снег все спрятал чисто.»
Воспитатель: Молодцы, чисто, ясно произнесли чистоговорку. Теперь отдохнём?
Физкультминутка:
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, ма шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
(Садятся на места)
Давайте посмотрим, что нам ещё прислал снеговик.
Посмотрите, снеговик прислал нам интересные картинки.
А о чём картинки вы узнаете, отгадав загадку.
Ребенок: Сколько снега намело
Стало чисто и светло
И мороз почти до слёз
Ущипнул меня за нос
Знать уже пришла сама
Настоящая … (Зима)
Вам нравится зима?
Зима – чудесное время года
Снеговик предлагает составить рассказ по этим картинкам.
Какое время года изображено на этих картинках? (Зима)
Посмотрим внимательно на эти картинки. Скажите о чём эти картинки? (эти картины о том, как дети играют в разные игры)
А как одеты дети? (Они одеты в зимнюю, тёплую одежду)
Какая погода на картинах? (Зимний, солнечный день. Выпало много снега)
1 картина
Теперь рассмотрим, что делают дети на этой картине? (Дети лепят снеговика) .
Воспитатель: -Как дети его лепят? (Они скатали снежные комья: один большой, другой – поменьше, третий - самый маленький. Из маленького сделали голову, из пуговиц – глаза, из морковки – нос. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик)
2 картина
Воспитатель: - Посмотрите на эту картину, как ребятишки играют в снежки? (Они бросают снежки друг в друга, по их лицам видно, что им весело, они громко кричат, что-то может «берегись!» , «пли!»
3 картина
Воспитатель: - Рассмотрим детвору, которая катается с горки на санках. (Дети катаются на саночках с горки. По их лицам тоже видно, что им весело, потому что санки с горы катятся быстро.)
4 картина
Воспитатель: - А вот ребята катаются на коньках. Расскажите, как они одеты, как катаются? Придумайте им имена. (Саша и Маша одели коньки, теплый спортивный костюм, шапку и пошли на каток. Они кружились, скользили по льду. Рисовали лезвием конька красивые узоры) .
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, на катке еще есть мальчишки, играющие в хоккей. Что у них в руках? (У них есть клюшки) .
Что они делают? (Они гоняют шайбу) .
Я думаю, что им очень весело.
5 картинка
А здесь дети катаются на лыжах
Что они делают? (Они едут по лыжне) .
Что у них в руках? (У них в руках есть лыжные палки, чтобы отталкиваться ими от снега)
Снега выпало много, лыжи легко скользили по снегу.
А если подойти к детям поближе, что можно услышать? (Можно услышать шум, смех детей, весёлые крики, голоса) . У них весёлое, хорошее, настроение.
Воспитатель: -Вы рассказали обо всех детях на картине, теперь нам осталось закончить рассказ. Например: «Долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли, усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться» .
Воспитатель: -Молодцы, теперь послушайте мой рассказ.
«Зимний, солнечный день. Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом. Ребята одели теплую одежду, вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Одни дети стали лепить снеговика. Они скатали снежные комья: большой, средний, и из маленького сделали голову. На голову одели ведро, нос – морковка. Замечательный получился снеговик! Недалеко от них мальчишки играют в снежки. А вот и горка! На ней дети быстро скатываются вниз на саночках. Другие ребята катаются на лыжах, у них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться от снега. А на катке ребята катаются на коньках, играют в хоккей. Долго ребята гуляли, пока не замерзли. Усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой!»
Воспитатель: - А теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ. (Слушаем рассказ 4-5 детей, воспитатель помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа. Следит за грамотным построением предложений) .
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Какие хорошие рассказы вы придумали.
Снеговику очень понравился наш рассказ.
А сейчас, мы покажем снеговику как мы гуляем зимой.
Физкультминутка:
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках,
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катали.
А потом без сил упали
И в детский сад мы прибежали.
Д/игра: Разгадывание загадок (использование ИКТ)
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки.
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега.
Ответы детей: лыжи
Кто десять километров,
Качая в такт рукой,
Бежит быстрее ветра
Согнувшись кочергой?
Ответы детей: конькобежец
Клюшки в руках, шайба на льду.
Мы с бараньими рогами
Смелый вратарь у всех на виду.
Этой команды нету дружней.
Эта игра зовётся …
Ответы детей: хоккей.
Мы с бараньими рогами
Вниз под горку мчимся сами,
А как на гору взбираться,
Начинаем упираться.
Ответы детей: санки.
Итог:
О чём мы сегодня говорили?
Что мы делали?
Что больше всего вам понравилось?
И ваши рассказы тоже понравятся снеговику.
Он посылает вам эти раскраски, ведь у зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.