Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Питер Брейгель младший: произведения и картины с названиями. Питер брейгель старший картины Питер Брейгель Старший краткая биография и интересные факты

Питер Брейгель младший: произведения и картины с названиями. Питер брейгель старший картины Питер Брейгель Старший краткая биография и интересные факты

Известный нидерландский художник Брейгель Питер (Старший), известный также как «крестьянский художник» или «мужицкий», за свою приверженность к изображениям сельских пейзажей и жанровых сцен, посвященных жизни простого народа. Дал миру еще двух художников сыновей: Питера Младшего «Адского» и Яна Старшего «Райского».

Биография мастера

Точное время, так же как и точное место рождения этого художника неизвестны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта.

Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию.

Каким образом и при каких обстоятельствах он попал в Антверпен неизвестно, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.

В 1551 году появилась первая запись, упоминающая о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимавшемуся печатанием и распространением гравюр.

Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку, только посетив эту страну и прослушав курс лекций у итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. Там он должен был создать серию гравюр, посвященных итальянским пейзажам и античным памятникам.

Но на юного живописца красоты Италии не произвели особого впечатления, он практически не встречался с художниками, кроме Джулио Кловио, известного миниатюриста, поразившего Питера своими работами, и уже через год вернулся в Нидерланды.

Вскоре после возвращения (1555-1558) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о ом, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу.


На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.

В творчестве и молодого, и более зрелого Брейгеля будет постоянно прослеживаться вопрос: люди – слепы и глухи к чужим страданиям или они полностью подчинены воле Бога и не могут мыслить и действовать самостоятельно? Это время Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской не гнушался мошенничества, он подделывал подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.


Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде.

В 1563 году Питер сочетается браком по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, и с молодой женой они переселяются в Брюссель.

Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен, на которых запечатлены пейзажи, посвященные разным временам года.

Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах.

В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти.

Умер живописец, не дожив до старости, в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе, там он и похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.

Более трети сохранившихся полотен Питера Брейгеля Старшего находятся в музеях Вены. В нашей стране полотен этого художника нет.

Этапы творчества

Практически все дошедшие до наших дней картины Брейгеля изображают представителей крестьянства. Лица крестьян скрыты, художник не работал как портретист, но жанровые цены прописаны до мельчайших подробностей.

Кроме этого в своих произведениях художник обращался и к античным сюжетам, и к христианской тематике.

Известное во всем мире полотно «Поклонение волхвов» вызывала и вызывает множество толков и споров. Она посвящена Рождению Иисуса Христа, но по общему впечатлению оно навевает скорее тягостные мысли о том, что если в стране война, то рождение младенца не приносит никому радости.

В центре полотна Дева Мария, ее лицо почти скрыто от зрителей капюшоном плаща, но вся фигура скорее скорбная, чем радостная. Лица волхвов напоминают жестокие маски, а люди, столпившиеся вокруг Мадонны, смотрят на нее жестокими или равнодушными глазами. Солдаты с острыми пиками, устремленными в небо, словно напоминают о той войне, что в 16 веке раздирала Родину мастера.

НА произведения Брейгеля нельзя просто смотреть или любоваться ими, они требуют глубокого осмысления и напряженной работы мысли, они, написанные пять столетий назад, актуальны и в наше неспокойное время.


Из пяти сохранившихся и дошедших до наших дней картин, изображающих времена года и тяжелый труд крестьян, самой яркой является «Жатва».

Золотое пшеничное поле, уходящее вдаль, снопы, как результат труда, на переднем плане крестьяне, усердно выполняющие свою работу. Со всем присущим только ему мастерством художник изображает повседневную жизнь крестьян, которая известна ему с детства. Он явно симпатизирует своим героям. При этом художник дает зрителям понять, что только при полном порядке вещей, установленных Высшей властью, то есть Богом, можно добиться полного равновесия между природой и людьми.


Это полотно так же относится к серии «Месяцы» и изображает какой-то из зимних месяцев. Это белая сияющая равнина под зеленовато- серым небом, природа отдыхает от трудов праведных, люди заняты своими исконными занятиями. В картинах Брегеля они являются гармоничной частью природы и повсюду видны плоды их трудов. На заднем плане трактир, высокая колокольня, запруда и повсюду людские фигуры.

Именно в Нидерландах люди умели жить и работать в полной гармонии с природой, не насилуя и не вредя ей. И Брегель, как настоящий сын своей страны и с детства приученный к крестьянскому труду, умел отразить в своих полотнах мирный труд крестьян и чудесные пейзажи.


Сюжет картины посвящен народному празднику – проводам зимы. Битва, разыгрываемая между Постом и Масленицей, обычно представлялась комедиантами во время праздников. Здесь же шуты спускаются с подмостков к публике и их яркие карнавальные костюмы контрастируют с будничными костюмами спешащих по своим делам прохожих. Художник на своем полотне умудрился показать картину жизни во всем ее многообразии: кто-то пляшет и поет, кто-то затеял уборку перед праздником, кто-то играет в кости, а где-то траурная процессия отправляется на погост.

И название, и сюжет картины многозначительно указывают на то, что в жизни так часто рядом идут радость и горе, смех и плач, Великий пост и развеселая Масленица.

В самом центре полотна двое путников в черной одежде пилигримов идут вслед за карликом, который зажжённым факелом указывает им дорогу. Не напоминание ли это об античных философах — стоиках, которые искали человека с фонарем среди белого дня?

Несение креста


Картина, написанная в 1564 году, посвящена самому известному библейскому сюжету – пути Иисуса на Голгофу. Но, нарушая все христианские каноны, художник в центре изображает не Иисуса, а Деву Марию, Святого Иоанна и плачущую Магдалину. И только присмотревшись можно увидеть в толпе серо-коричневых людей падающего под тяжестью своей ноши Мессию.

Толпу горожан окружают стражники в красных, как капельки крови на дороге, мундирах и с острыми пиками. Время, в которое писалась картина, было очень сложным для страны. Именно в это время обострилась борьба между католиками и гугенотами, было разрушено много храмов и уничтожены бесценные произведения искусства.

Исследователи творчества Брейгеля считают, что мастер специально изобразил Иисуса в толпе вместе со слепыми людьми, не умеющего разглядеть своего Бога, он хочет нести свой крест, как и любой человек при жизни несет свою ношу.


Картина создана в 1567 году, уже после введения в Нидерланды войск герцога Альбы и уничтожения инакомыслящих и непокорных.

На картине мы видим небольшой отряд людей, освещенных закатным солнцем и их командир, упавший с коня и обративший свое лицо к небу. Его черты невольно напоминают лицо жестоко воителя – герцога Альбу.

Возможно, в груди у художника тщетно тлела надежда на обращение завоевателей и прощение мятежным Нидерландам. Но надежда оказалась напрасной.

Вслед за этим полотном была написана картина «Избиение младенцев в Вифлееме», которая опять-таки через библейский сюжет показывала страшную современность и неумолимость завоевателей. И вновь в черты центрального лица на полотне он вкладывает черты своего врага – герцога Альбы.


Две картины «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» были написаны в 1566-1567 гг, самое страшное и тяжелое для страны время, когда повсюду царило горе. Эти два жизнерадостных и жизнеутверждающих полотна резонируют с окружающей действительностью.


В центре полотна невеста — пышущая здоровьем красавица. Но, что очень символично, нет изображения жениха, это также вызвало множество споров среди исследователей. Многие считают, что невеста олицетворяет Церковь, ожидающую своего нареченного жениха – Иисуса Христа и его возвращения на землю и Страшного суда.

Тщательно выписаны все гости. Дело в том, что указом испанского короля было запрещено приглашаться крестьянам более двадцати человек на торжественные мероприятия. Но обычно на такие мероприятия собиралась вся деревня, хотя и тайно. НА большом полотне мы может подробно изучить выражение лиц и чувств у каждого приглашённого, а большинство людей толпится в дверях, только мечтая попасть за столы.

Во второй же картине изображено свободное веселье крестьян, отдающихся без долгих мыслей, веселому танцу под незамысловатую музыку деревенских музыкантов. От картины веет настоящей свободой и искренним весельем. Простодушные поселяне не задумываются о горьких временах, в тот момент они только радуются жизни.


Картина написана в 1568 году и поражает своим натурализмом. Из глубины полотна, прямо на зрителя идет вереница безобразных калек, лишенных и глаз и зрячего поводыря. Они, не зная сами, идут к своему несчастью, поскольку перед ними простирается овраг. Вот первый из слепцов уже падает, а за ним неизбежно упадут все. Страшны их лица, безобразные и гримасничающие, страшны и тела, безжизненные и угловатые.

Как истинный христианин, Брейгель обращается к библейской притче: «может ли слепец указать истинный путь к свету другому слепцу? Не упадут ли они оба в яму?»

Конечно, Господь не говорил о физическом недостатке, он проповедовал о слепых духом, не способных увидеть свет истинной веры. Наверное, поэтому в глубине картины изображена церковь, но путь к ней заказан тем, кто не знает, куда идти и где найти спасение и утешение.


Это сравнительно небольшое полотно, в котором художник сумел изобразить более ста (некоторые исследователи считают, что до двухсот) народных пословиц.

Что интересно, но некоторые пословицы и без разъяснений понятны и нам: кто-то ведет за нос своего соседа, кто-то старается уместиться между двух стульев, некто бьется о стену головой, а кто-то завис над землей.

Другие чисто нидерландские пословицы и без разъяснений понятны. Например, «и у крыши есть щели» созвучна с русской «у стен есть уши», а «бросать деньги в воду» синонимична русской «бросать деньги на ветер».

Но все пословицы объединены одной общей темой: бесполезных, бесцельных и даже вредных занятий. Кто-то кроет крышу дома печеными блинами, кто-то стреляет из лука в воздух, а кто-то пытается стричь свинью.

Символичные две центральные фигуры полотна: юноша, что вертит на пальце земной шар, который считает, что в мире все свершается по его велению. И старик, согнувшийся в три погибели, пытающийся влезть внутрь подобия земного шара. Этими символами художник пытается сказать, что мир сошел с ума, что все перевернулось вверх дном.

К сожалению, до наших дней дошло не более трети произведений, созданных великолепным и глубоким нидерландским художником Питером Брейгель (Старшим), но даже те, что дошли до наших дней заставляют о многом задумать и по –новому взглянуть на смысл жизни и место человека на земле.

Пи́тер Бре́йгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, МФА: [ˈpitər ˈbrøːɣəl]; ок. 1525 - 9 сентября 1569, Брюссель), известный также с прозвищем «Мужицкий» - нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин , которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552-1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника .

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.


В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» - одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие - «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

ТВОРЧЕСТВО

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название - «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».


ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.

В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно. Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего. Перед Марией — трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.

Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.

Творения Брейгеля требуют от зрителя напряженного внимания, тревожат своей неоднозначностью, будят воображение.

Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.

ЖАТВА

Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.

В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.

Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.

Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

Ноябрь в России – месяц памятный. В ноябре революция, та самая, Октябрьская, Великая. Долго отмечали. Теперь перестали. Со всем примирились, с чем-то согласились. Но почему, когда думаю о революции, мне так часто вспоминается Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude, ок. 1525 - 9 сентября 1569) . Он не понаслышке знал, что такое восстание и сумел отразить это в своих полотнах. Но хватит вступлений, приступим к рассказу.

Брейгеля с революцией роднит многое. Он тоже любил простой народ. За что и получил прозвище «Мужицкий». Только вот любил он то, за что не любят обычно. В его картинах почти всегда гротеск. Ему искренне нравились только дети, о взрослых он думал совсем иначе.

Странное дело, своим главным учителем он считал , даже карьеру художника начал с подделки его работ. Но Босха в раннем самостоятельном творчестве мастера было немного – Брейгеля больше интересовал реализм.

Рыночная площадь – особенное место в любом средневековом городе. Центр всей жизни, центр праздника. Для художника карнавал имел особенное значение. Ему нравилось, когда весь окружающий мир как будто вставал с ног на голову. Именно тогда можно было увидеть самую суть вещей.



Перед нами картина «Битва масленицы и поста». Пост проиграл. Это сплошная похвала глупости. Пьяные люди, калеки, нищие… Их мы видим в первую очередь. Только дети играют в игры, не обращая внимания на причуды взрослых. Люди уже выходят из церкви, выходят, чтобы присоединиться к оргии. Прямо по центру на бочке восседает толстяк. На его ногах – котелки, не голове – пирог. Забавный перифраз Иеронима Босха, его демона обжорства из триптиха «Сад земных наслаждений». У Босха демон пугает. У Брейгеля он смешон.

Смех – лучшее лекарство от страха смерти. А она совсем рядом, тоже тут, на площади, прямо в правом углу картины. Труп мужчины, скорее всего, погибшего от чумы. Его живот вздут, над ним кружатся мухи. Люди идут мимо, не замечают его, бросают милостыню в горшок, стоящий рядом с усопшим. Никто даже не понимает, что он уже мертв, что его смерть угрожает всему городу. Перед нами трагедия, но трагедия незаметная. Именно она больше всего интересовала Брейгеля.

Есть в такой трагедии что-то особенное. Когда она выставлена на показ, то ее все замечают, все видят. Но в этом равнодушном мире, по большей части, всем все равно. И это безразличие убивает. Как тут не вспомнить один эпизод из великого романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку. Когда герой спрашивает, зачем он это сделал, тот отвечает, что ему все равно. Собака, человек, любая другая жизнь – цена всего один патрон. Один патрон – и не важно кто. Так и на картине «Икар» Брейгеля. Главного героя вы даже не видете.



Перед вами корабль, крестьянин, путник, рыбак, прекрасный пейзаж. А Икар у корабля – вон торчат его ноги. Он захотел взмыть в небо, научить людей летать. Но упал, а в итоге всем пофиг. Никто не пытается его спасти. Идти далеко, а корабль под парусами. Что там, еще один погиб, да какая разница, мало смертей что ли в мире?

Смертей много. Питер Брейгель сам это видел. Видел, с какими зверствами испанцы подавляли мятежи в своей колонии, как ни за что гибли тысячи людей в руках инквизиции. Это может свести с ума. И так родилась «Безумная Грета». Именно эту картину обычно вспоминаю я, когда думаю о любой войне.



Есть легенда (она в основе картины) про женщину, которая сошла с ума. В её жизни было слишком много горя. Умерли родные, сгорел дом. Она все сносила, но до той поры, пока не пропала её сковородка. Тогда Грета надела доспехи, взяла меч и пошла в Ад воевать с Дьяволом. Она слышала, что у него лучшие сковородки. Вот тут и пришло время Босха в жизни Брейгеля. Мы видим Грету, которая, не обращая внимания на все, что творится вокруг, идет к своей цели. Но её фигура комична. В правой руке она сжимает меч, на ней латы и шлем, а левой пытается удержать все добро, оставшееся от прошлой жизни. Не лучшая тактика для нападения. Кроме того, она даже не замечает, что сковородка, из-за которой она потеряла разум и отправилась на войну, все еще находится в её корзине.

А на заднем плане женщины обороняют свой горящий дом от чертей, сражаясь не хуже профессиональных солдат. Грета слепа. Слепа не в прямом, а в переносном смысле. Но таковы почти все люди. Питер Брейгель Старший, видевший слишком хорошо, знал это как никто другой. Не случайно именно слепцов он изобразил незадолго до смерти.

«Слепцы» – прекрасная аллегория. Люди обожают следовать за теми, кто сильнее, но при этом не замечают, куда их ведут. Не знают они и того, что, временами, бывает слеп сам ведущий. Как часто дорога к «Царству небесному» на земле заканчивалась провалом и кровавой резней. Не это ли главный урок истории? На полотне мы видим, что первый уже упал, второй только чувствует, что потерял равновесие, но не может ничего понять. Другие еще ни о чем не подозревают. Они падают в болото. Их тела затянет трясина, и никто даже не вспомнит о них.

Считается, что незадолго до смерти Брейгель создал свое лучшее полотно, которое назвал «Торжество правды». Правда не дожила до наших дней, картина бесследно исчезла в истории. Художник, который так хотел открыть людям глаза, в сознании потомков остался певцом глупцов, слепцов и смерти. И только дети и сама природа на его картинах умели искренне радоваться жизни. Может, в этом и было торжество правды – смотреть на мир глазами ребенка?

Питер Брейгель-старший, картины которого мы рассмотрим, родился в 1525 году и умер в 1569 году, 15 сентября. Брейгель известен под прозвищем Мужицкий. Питер Брейгель-старший картины писал преимущественно на бытовые темы. Основные произведения живописца мы представим в этой статье.

«Времена года»

Цикл картин на эту тему содержал 6 или 12 работ. На сегодняшний день их осталось только пять. Питер Брейгель-старший картины с названиями «Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Сенокос», «Жатва» и «Сумрачный день» написал предположительно в 1565 году. Именно с этих жанровых сцен мы начнем представлять произведения художника.

Работа «Охотники…» показывает, как предполагается, декабрь или январь.

Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью. Пейзаж, который мы видим сверху, - это долина с замерзшей рекой и деревеньки. Везде бурлит жизнь. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост. Цветовая гамма темна, в особенности зеленый лед и небо, они контрастируют с белизной снега и холмов вдали.

Раннюю весну без единого просвета солнышка мы видим при изображении «Сумрачного дня». Один из персонажей занят обрезкой ветвей, другой собирает их в вязанки, еще трое подвыпили и бездельничают. По бурлящей реке несутся, как щепки, кораблики. По мрачному небу ветер гонит тучи.

Настроение радости несет произведение «Сенокос».

Оно создано в золотисто-оранжевых тонах и показывает оживленный и бодрый труд крестьян, слитых в гармонии с природой. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай. Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. А рядом на лугу его собирают в стога. Все торопятся воспользоваться погожими деньками. Питер Брейгель-старший картины писал с любовью к своим персонажам, детальным знанием их труда и часто с легким юмором.

«Жатва» отражает работу более поздним летом, может быть, даже в начале осени. Кто-то активно трудится, другие уже подкрепляются перед дальнейшей работой. Один из мужчин заснул в тени дерева.

Поздняя осень, небо потемнело, почернело, пастухи торопятся загнать стадо, поскольку надвигается ненастье. Так Брейгель изобразил «Возвращение стада» с летних пастбищ.

Страшные события на родине

Армия испанцев под предводительством Альбы вторглась на родину художника. Начались бесчинства оккупантов. Несколько тысяч нидерландцев признали еретиками и уничтожили. На эту тему Питер Брейгель-старший картины пишет очень страшные и горькие.

«Триумф смерти» (около 1562)

На дальнем плане - выжженная земля, полыхают огни пожаров. Все застилает едкий дым. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Поодаль стоят виселицы с повешенными. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Многим отрубают головы. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. В нижнем правом углы картины кавалер играет даме на лютне, предпочитая не замечать стоящую рядом смерть, забирающую их соседку по пиршественному столу. Напротив них, в левом углу, приходит конец королю с короной, в доспехах, в алом плаще, подбитом горностаем. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Простой народ и аристократы - все равны перед смертью.

Путешествие в Италию

В 1552-1553 годах художник побывал во Франции, Швейцарии и Италии. Его потрясли памятники Вечного города и шедевры Возрождения. Переосмыслив их, Питер Брейгель-старший картины создает с итальянскими мотивами на библейские темы. Его волнует, как Бог смешал все языки, не дав людям кощунственно построить башню до небес. Он создал три картины. Мы же рассмотрим большую, которая находится в Вене.

Вавилонский зиккурат

Очень впечатляет картина «Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший (1563-й - год создания произведения) взял за образец римский Колизей. Уже построены семь этажей, растет восьмой, проникающий за облака, но башня уже слегка дала крен и местами обваливается. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением. Они среди каменных блоков упали на колени перед Нимвродом и его свитой, испрашивая прощения за неудачи. Вдали виднеются картины гордого Вавилона. В основу был положен популярный сюжет из Библии о строительстве башни, достигающей вершиной неба. Библейские мудрецы, ненавидя города как таковые, как места греховные, дали картину бренности людских устремлений. А Брейгель изобразил не традиционное смешение языков, а ошибки в расчетах, потому башня и рушится.

Поздние работы

Питер Брейгель-старший картины в позднем периоде пишет с укрупнением персонажей на своих работах. Если раньше фигурки были мелкими, то теперь художник начинает интересоваться человеком. Мы также рассмотрим последнюю картину «Слепые», которую написал Питер Брейгель-старший. Картины с описанием как давались выше, так и последуют далее. Произведение «Слепые» - немеркнущий шедевр Брейгеля.

Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший

Сюжет основан на притче из Библии, которая гласит, что если слепец ведет слепого, то они обязательно попадут в яму.

На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Исследования показали, что каждый ослеп от разных причин, так детально изобразил художник незрячие глаза. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Поводырь уже упал в пруд. Следующий уже запнулся за него. Третий вот-вот оступится. Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто не придет им на помощь. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Их гибель предначертана. На лицах - беспомощность и ужас. В центр мира живописец поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет. Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.

Картина «Сорока на виселице» написана перед смертью художника. Она завершает его творчество, наполненное духовными исканиями.

Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) — великий художник прошлого из Нидерландов. Известен также как Брейгель «Мужицкий «. Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе. Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх. Надо сказать, что в его семье было немало известных и просто хороших художников, как, например, — сын или , но именно он явился самым известным, который своим творчеством внёс значимый вклад в мировое искусство.

Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. Этому мастерству Питер обучался в Антверпене в мастерской у Питера Кука ван Альста, который был известным придворным художником того времени. После этого он был принят в антверпенскую гильдию художников и стал заниматься живописью на профессиональной основе. Искусство стало его работой. Тогда он впервые увидел картины , которые произвели на него неизгладимое впечатление. После этого он создал несколько вариантов на темы полотен художника и даже стал подражать ему в своей живописи, учиться технике Босха. Так, с этим связана довольно скандальная история, когда гравюра на тему Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью Иеронима Босха за большие деньги.

Его картины — это правда и вымысел. Как и многие художники того времени, он был недоволен политикой, властью, законами, вседозволенностью церкви, но не мог честно говорить об этом, так как за правду могла последовать суровая кара. Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Поэтому он, как и некоторые другие, предпочитали выражать своё несогласие, внутренний бунт через символизм. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы. Может быть, поэтому при жизни его считали «немым». Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. Он не писал портреты своих жён, детей и самого себя и поэтому о нём практически ничего неизвестно. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого.

Питер Брейгель Старший умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Был захоронен в церкви Богородицы. В настоящее время Питер Брейгель старший является одним из самых известных художников прошлого. Его картины находятся во многих музеях мира, около трети из которых — в музее истории искусств в Вене. К сожалению, в Российских музеях его полотна отсутствуют.

Художник Питер Брейгель Старший (Мужицкий) картины:

Безумная Грета

Вавилонская башня

Возвращение стада

Игры детей

Избиение младенцев

Крестьянская свадьба

Крестьянский танец

Малая Вавилонская башня

Мизантроп

На пути в Египет

Обращение Савла

Охотники на снегу

Падение ангелов

Падение Икара

Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц

Перепись в Вифлееме

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов