Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сюжет главы, её построение.

Сюжет главы, её построение.

В Тамань, маленький приморский городишко, Печорин приехал поздно ночью на перекладной тележке. Он объяснил вышедшему из дома уряднику и десятнику, что он офицер, едет в действующий отряд, и потребовал казенную квартиру. Десятник повел его по городу, но все дома были заняты. Наконец подошли к маленькой хатке на самом берегу моря, и, хотя десятник сказал, что тут нечисто, Григорий Александрович решил остановиться здесь, поскольку была уже ночь.

Слепой мальчик

Велев денщику выложить чемодан из тележки и отпустить извозчика, он стал звать хозяина. Долго никто не открывал, а потом из сеней выполз мальчик лет четырнадцати. Он заявил, что хозяина в доме нет, а хозяйка ушла в слободку. Печорин ногой открыл дверь в хату. зажег спичку и рассмотрел мальчика. Тот был совершенно слепой. Надо сказать, что Григорий Александрович испытывал сильное предубеждение против калек. Ему казалось, что душа такого человека также увечна. Приезжий выяснил, что мальчик сирота, а у хозяйки есть дочь, которая убежала за море с татарином, лодочником из Керчи.

Ночное приключение Печорина

Устроившись на ночлег, Денщик сразу захрапел, а Печорину не спалось. Вдруг в окно он увидел, что кто-то пробежал к обрывистому берегу. офицер оделся и тихо вышел из хаты. Мимо него твердой походкой проследовал слепой мальчик, неся под мышкой какой-то узел, и направился по узкой и крутой тропинке к пристани. Григорий Александрович двинулся за ним. Мальчик остановился у воды, присел на землю и положил узел рядом с собой. Спустя некоторое время с противоположной стороны появилась белая фигура, подошла к слепому и села рядом. Это была девушка. Она боялась, что какой-то Янко утонет, а слепой говорил, что Янко не боится бури и непременно приплывет. Вскоре к берегу приблизилась лодка, из нее вышел человек в татарской бараньей шапке, и они
втроем принялись что-то вытаскивать из лодки. Затем каждый взял на плечо по узлу, и троица скрылась в темноте, Печорин насилу дождался утра.

Утром, немного полюбовавшись на море и небо, Григорий Александрович отправился к коменданту. Там ему объяснили, что почтовое судно на Геленджик будет только через три-четыре дня, и, угрюмый и сердитый, он вернулся домой. Денщик рассказал ему, что слепой всюду ходит один, и на базар за хлебом, и за водой, что хозяйка вернулась с дочерью и сейчас находится в хате. Печорин
удивился появлению дочери и вошел в хату. Старуха варила довольно роскошный для бедняков обед и на все вопросы отвечала, что она глуха и ничего не слышит. Тогда Григорий Александрович спросил у слепого, куда тот ходил ночью. Мальчик заплакал и стал отпираться.

Девушка с распущенными волосами

Печорин вышел из хаты и сел у забора. Вдруг он услыхал песню. Подняв голову, он увидел на крыше хаты девушку с распущенными волосами. Она смотрела вдаль моря и пела.

Весь день хозяйская дочь вертелась перед Печориным, поглядывая на него с большой проницательностью, но на вопросы не отвечала. Под вечер, остановив ее в дверях, Григорий Александрович начал расспрашивать, что она делала ночью на берегу, и пересказал ей все увиденное. Девушка отвечала уклончиво, и Печорин пригрозил ей донести обо всем коменданту.

Покушение на Печорина

Вечером они с денщиком собирались пить чай, как вдруг послышался шорох и появилась дочь хозяйки. Она села напротив Григория Александровича, устремила на него нежный взгляд, потом подошла к нему, обняла и поцеловала. у Печорина закружилась голова, а девушка шепнула, чтобы ночью, когда все уснут, он вышел на берег. Часа через два, предупредив денщика, чтобы тот бежал к берегу, если услышит выстрелы, он отправился к пристани. девушка уже ждала его. Они сели в лодку. Было темно, по морю мерно и ровно катились тяжелые волны. Хозяйская дочь обняла Печорина и сказала, что любит его. Но вдруг он услышал всплеск, это упал в воду его пистолет. Страшная догадка поразила офицера. Оглянувшись, Григорий Александрович увидел, что они уже в пятидесяти саженях от берега, а он не умеет плавать. Он попытался оттолкнуть от себя девушку, но та, как кошка, вцепилась в него и чуть не выбросила за борт. «Ты видел, ты донесешь!» — говорила она. Они начали бороться. Наконец Печорин с трудом выбросил ее за борт. Голова ее раза два мелькнула в волнах, больше он ничего не видел. В лодке он нашел обломок весла и кое-как причалил к пристани.

), и первая, чьё содержание заимствовано из «дневников Печорина». Автор романа пишет в предисловии: узнав, что Печорин , возвращаясь из Персии, умер, я получил право печатать его записки и решил это сделать, потом что заинтересовался тем, с какой беспощадной искренностью автор выставляет в них наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

Будучи на военной службе, Печорин раз ночью приехал по казённой надобности в захудалый городишко Тамань. Казачий десятник долго не мог найти ему хату для постоя: все были заняты. Свободна оказалась лишь одна, но десятник загадочно предупредил, что «там нечисто».

Лермонтов. Герой нашего времени. Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Эта хата стояла на обрыве моря. На стук дверь не сразу отперли, но наконец из дома вышел слепой мальчик лет 14-ти, с бельмами в обоих глазах. Хозяйки дома не было. Слепой мальчик, сирота, жил у нею из милости.

Войдя в хату, Печорин со слугой-казаком легли спать на лавках. Казак быстро заснул, но Печорин долго не мог сомкнуть глаз – и вдруг увидел быстро мелькнувшую за окном тень. Он встал, вышел из хаты и увидел, как слепой мальчик с каким-то свёртком идёт к пристани, наощупь находя дорогу.

Печорин тихо пошёл за ним. У морского берега рядом со слепым появилась женщина. Они стояли, разговаривая, пока вдали, среди волн, не показалась лодка.

По обрывкам разговора Печорин понял, что в лодке плывёт контрабандист Янко. На море был шторм, но Янко, умело гребя вёслами, счастливо причалил к берегу. Втроём со слепым и женщиной они начали вытаскивать из лодки какие-то узлы и уносить их куда-то. Не став больше следить за ними, Печорин пошёл спать.

Утром вернулась старая хозяйка хаты. На попытки Печорина заговорить, эта старуха прикидывалась глухой. В досаде он взял слепого за ухо, спрашивая: «Ну-ка, слепой чертенок, говори, куда ты ночью таскался с узлом!» Тот в ответ только хныкал.

Выйдя посидеть у забора, Печорин вдруг увидел на крыше хаты красивую девушку – по всей вероятности, дочь хозяйки. Одетая в полосатое платье, с распущенными косами, она была похожа на русалку и пела песню о лодке, которая в бурю плывёт по морю, а правит ею «буйная головушка». По голосу Печорин понял, что именно она ночью стояла со слепым на берегу. Девушка стала, как бы играя, пробегать рядом с ним, пристально глядя в глаза. Эти её шалости продолжались до конца дня.

Под вечер Печорин остановил резвую красавицу в дверях, сказав ей, сам не зная почему: «Я знаю, что вчера ночью ты ходила на берег. Что если б я вздумал донести об этом коменданту?» Девушка лишь хохотала, и Печорин не предвидел, что эти слова будут иметь для него весьма важные последствия.

Когда вечером он сел пить чай, внезапно вошла «русалка», села напротив, нежно глядя на него – и вдруг обняла и поцеловала в губы. Он хотел обнять её, но девушка ловко выскользнула, шепнув: «Нынче ночью, как все уснут, выходи на берег».

Поздно вечером Печорин отправился к морю. Девушка встретила его у воды, повела к лодке, села с ним в неё и оттолкнулась от берега. В лодке она стала обнимать и целовать его, но потом неожиданно перегнула через борт – и попыталась сбросить в море.

Между ними закипела отчаянная борьба. Девушка толкала Печорина в воду, повторяя: «Ты видел, ты донесёшь!» Из последних сил он вырвался и скинул в волны её саму. Мелькнув раза два, «русалка» пропала из виду.

Печорин догрёб до пристани и побрёл к хате, но издалека опять увидел девушку: она доплыла до берега и теперь выжимала мокрые волосы. Вскоре подплыл Янко на вчерашней лодке. Девушка сказала ему: «Всё пропало!». Появился слепой мальчик. Янко объявил ему, что сейчас уплывёт с девушкой, ибо им двоим больше нельзя здесь оставаться. Слепой просился с ними, но Янко прогнал мальчика, бросив ему какую-то мелкую монету.

«Тамань» - первая новелла из «Дневника Печорина», написанная якобы самим главным героем произведения - Григорием Александровичем Печориным. Она играет довольно важную роль в сюжете и судьбе персонажа, с одной стороны, дополняя героя, раскрывая многие важные его качества и черты характера, а с другой - помогая сопоставить Печорина с «естественными» людьми, живущими вдали от оков цивилизации и светских условностей - «честными» контрабандистами.

Итак, «Тамань», краткое содержание. Само название обращает нас к небольшому географическому пункту, названному Печориным (повторимся, от его лица пишет Лермонтов большинство «кавказских» глав романа) скверным городишко, где его ограбили и даже едва не утопили.

Отправляясь по предписанию в Пятигорск, Печорин вынужден задержаться в Тамани, ожидая транспорт. Поиск квартиры приводит его на городскую окраину, где герой встречает странного мальчика: тот слепой, что явно видно по белесым глазам, а двигается по крутым извилистым тропинкам ловко и смело, будто всё отлично видит. Говорит слепой достаточно бестолково, мешая русские слова с малороссийским наречием, и вообще, производит не очень приятное впечатление. Вся новелла «Тамань», краткое содержание её, во многом напоминают детективное произведение. Мастер интриги, Лермонтов с самого начала заинтересовывает читателя и держит его в напряжении на протяжении всего повествования.

А приключения Печорина продолжаются дальше. Изба, где ему пришлось квартироваться, без иконы в и, как пишет в дневнике сам герой, явно место «нечистое». Зато на крыше сарая он видит девушку которая напевает загадочную песенку. «Ундина» замечательно хороша собой, и потому Печорин пытается завязать с нею знакомство. А ещё герой подслушивает разговор слепого и девушки, скорее похожий на тайную беседу двоих сообщников.

Далее «Тамань», краткое содержание повести, становятся всё более интригующими. Печорин жаждет приключений, а тут сама судьба заботится, чтобы ему не было скучно. Герой выслеживает тайные тропы, по которым ночью мальчик и ундина пробираются на берег моря. Оказывается, они контрабандисты, и занимаются преступным промыслом. С одной стороны, любопытство Печорина удовлетворено, с другой, ему хочется до конца проникнуть в загадку. Он сам отважен не менее контрабандистов, авантюрная жилка есть и в характере героя. И потому он просто не может упустить шанс хоть несколько разнообразить своё скучное существование.

Конечно, лучше читать всю «Тамань» - краткое содержание не может предать сюжет полноценно. Однако, ясно, что новелла закончится не на мажорной ноте. Девушка-контрабандистка едва не утопила молодого офицера. Слепой мальчишка украл у него шкатулку с деньгами и шашку. Но и он нарушил покой этих людей, живущих по своим законам. В результате ундина и Янко покинули те места, оставив несчастного слепого нищенствовать и голодать, равно как и его бабку, одинокую древнюю старуху. Печорин слышал, с каким отчаянием говорил мальчик о своей судьбе, и как равнодушно и бессердечно отвечала ему красавица-ундина, бросив за услуги ему жалкие гроши. И на нас, на читателей этот эпизод производит тягостное впечатление. Да и Печорин уже не рад, что ввязался в мы понимаем, читая даже краткое содержание - «Тамань» заканчивается печальным выводом героя о том, что ему выпало играть роль топора в руках судьбы, разрушая судьбы тех, с кем сталкивает его жизнь. И очень точно сравнение Печорина себя с одиноким бригом, бороздящим морские просторы, - бригом, который пущен на волю ветра и волн и бесцельно блуждает на горизонте.

Для Лермонтова вообще роман «Герой нашего времени», «Тамань», краткое содержание которой мы вспомнили, в частности, - произведение важное, занимающее центральное место в творчестве. В нём автор постарался нарисовать портрет своего поколения - людей 30-х-40-х годов 19-го века, умных, образованных, талантливых, но так и не востребованных ни своей страной, ни эпохой.

Не имея никаких высоких устремлений и глубоких духовных помыслов, такие люди, как Печорин, зря на пустяки растрачивают свою жизнь и, в конце концов, становятся «лишними», «эгоистами поневоле», ненавистными самим себе.

Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - страница №1/1

Роль главы «Тамань» в романе М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени».


  1. Деление на части, различающееся сюжетом и героями, - отличительная особенность романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В романе используется «обратная» композиция, которая помогает постепенному раскрытию характера Печорина. Наличие разных рассказчиков даёт возможность постепенно приближать героя к читателю, постепенно раскрывать его загадку, пока он сам «не раскроется» в своём дневнике.
Особенности сюжета и композиции
Хронология сюжета Композиция

1.«Тамань» 1. «Бэла»

2.«Княжна Мери» 2. «Максим Максимыч»

3.«Бэла» 3. Сообщение о смерти Печорина

4. «Фаталист» 4. «Тамань»

5. «Максим Максимыч» 5. «Княжна Мери»

6. Сообщение о смерти Печорина 6. «Фаталист»
«Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока, наконец, он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых», - верно заметил В. Набоков.

Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани. «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча. «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. (В. Набоков).

Важной частью композиции романа является сообщение основного повествователя о смерти Печорина в предисловии к дневнику героя. Лермонтов, продуманно выстраивая свой роман из отдельных разрозненных фрагментов жизни героя, решительно разрывает эту хронологию.

Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов, особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности; выбор рассказчика не случаен - служит общему замыслу; композиция подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.

Система рассказчиков неслучайна. Даются три точки зрения: Путешествующего офицера (это образованный офицер, он кое-что знает о Печорине, о его странном и противоречивом характере, даёт объективную оценку); Максима Максимыча (человек чести, воинского долга, дисциплины; он простодушен, добр, искренен); Печорина (человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, сам себя судит).

Система рассказчиков помогает ответить на вопрос: каким представлен герой? Печорин – таинственный и загадочный человек, его нельзя понять, а его действия нельзя сразу объяснить. Но подобная система - это попытка дать объяснение некоторым поступкам. Дневник Печорина - трагическая исповедь героя, где он искренен перед читателем и самим собой.

Этому замыслу подчинено жанровое разнообразие глав романа, которые можно определить так: романтическая новелла - путевой очерк, психологическая новелла, авантюрная новелла, остросюжетная повесть, дневник - «светская» повесть, записки - романтическая новелла. А в итоге «Герой нашего времени» - социально-психологический философский роман.

Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь замечал: «Я пишу не повесть, путевые записки), то следующие повести –дневник Печорина.

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не будут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения собственной души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому так открыт в своих признаниях.

Итак, «Тамань» - это первая повесть в дневнике Печорина, из неё мы узнаём о приключениях героя в «скверном городишке». Здесь ранний этап жизни героя, о котором рассказывает он сам; на все события читатель смотрит глазами героя.


  1. Роль главы «Тамань» в романе.
1840г. «Тамань» «Отечественные записки».

  1. Сюжет главы, её построение.

    • Печорин приезжает в Тамань

    • Селится в «нечистой» лачужке у моря

    • Встречается с загадочной девушкой, слепым мальчиком и хозяйкой

    • «Околдованного» Печорина пытается утопить «прекрасная ундина»

    • Печорин срывает планы «честных контрабандистов»

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих».

М.Ю. Лермонтов

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща. На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

История, изложенная в Тамани, имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.

Повесть Тамань представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.

В дневнике Печорин повествует о самом начале своих странствий – о первом увлекательном и опасном приключении в приморском городишке. Глава «Тамань» выделяется не только романтической стилистикой, но и особой авантюрной сюжетной динамикой. «Нечистая» лачуга, бурное море, таинственная лодка отчаянно храброго контрабандиста, загадочная юная красавица – «ундина», слепой мальчик, ночное свидание с девушкой, чуть не стоившее офицеру жизни, - всё это, казалось бы, делает короткую историю пребывания Печорина в Тамани наиболее колоритным эпизодом в жизни героя, придаёт повести остросюжетный характер.

Однако главный смысл повести не в авантюрности сюжета, а в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» Покинув наскучившее ему петербургское общество, Печорин жаждет новых впечатлений, и судьба предлагает ему некую тайну «нечистого места», обитатели которого вызывают естественные подозрения: «Я вышел, твёрдо решившись достать ключ к этой загадке». Старуха, слепой, девушка-ундина, Янко на деле оказываются не романтической шайкой разбойников, а вороватыми контрабандистами, сообщество которых разрушается по воле любопытного офицера. Вмешиваясь в жизнь незнакомых ему людей, Печорин разрушает естественные человеческие связи: брошены на произвол судьбы старуха и слепой: «… и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно». Для Печорина становится очевидным, что эти люди живут привычной жизнью, зарабатывают на жизнь опасным незаконным промыслом и вынуждены по-своему защищаться от назойливого проезжего офицера. Но промелькнувшее в душе Печорина сострадание к этим людям, чью жизнь он внезапно разрушил, сменяется холодным, горьким признанием: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих». Так впервые читатель наблюдает героя изнутри, проникает в его сознание.


  1. Характер Печорина, выступающий из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы. «Тамань» - первая часть дневниковых записей Печорина, с этой главы начинается «самораскрытие» героя.
Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит. Читатель начинает это понимать, когда открывает дневник героя. Это трагическая исповедь человека, история его души.

«История души человеческой …полезнее истории целого народа, особенно, когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Главный вопрос: какой герой Печорин? Что движет им? Печорин – романтик?

Не случайно, вероятно, начинается дневник романтической новеллой «Тамань». Она лишь приоткрывает загадку Печорина, потому что здесь рассказан один эпизод из его жизни – встреча с контрабандистами в скучном приморском городке, где герой оказывается по пути на Кавказ. Новелла насыщена романтическими картинами, которые вполне соответствуют характеру героя. Авантюрность сюжета также отвечает деятельной, кипучей натуре Печорина, который «бешено гонится за жизнью», но, ничем не удовлетворяясь, постоянно скучает. Так происходит и здесь. Заинтересовавшись загадочной девушкой, которую Печорин именует Ундиной, он неожиданно попадает в среду местных контрабандистов, с которыми она оказывается связана. Такие герои в русской литературе традиционно воспринимались как романтические. Но у Лермонтова все оказывается иначе. Романтический ореол разрушается самоиронией автора «Журнала»: упоминание о том, что он не умеет плавать, - явно антиромантическая деталь. А загадочный поначалу сюжет заканчивается выводом Печорина о том, что он столкнулся с «мирным кругом честных контрабандистов», до которых ему, по сути, нет никакого дела.

Нужно отметить, что в Тамани романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож. И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет. Янко не боится бури, - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого везде дорога, где только ветер дует и море шумит. Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь. Судьба не сводит Печорина и этого честного контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть обжитые края. Герои повести занимаются опасным промыслом контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. Богатые товары, груз был велик - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог. Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где нечисто, Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он встал, накинул бешмет тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень. Зачем ему нужна эта чужая жизнь. Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все потрогать, наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он почувствовал на лице ее пламенное дыхание - и в ту же минуту русалка бросила в воду его пистолет. Уже нет ундины, есть противник, с которым надо бороться. В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. А какими последствиями обернулась фраза: А если бы я, например, вздумал донести коменданту. И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением донести коменданту. Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь...


  • Печорин в столкновении с контрабандистами показывает себя человеком действия.

  • Герой решителен и смел, но активность его оказывается беспредметной.

  • У героя нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, для которых он чувствует в себе силы.

  • Печорин растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.

  1. Лаконизм повести, точность и простота как отличительные особенности повествования.
«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова…».

А. П. Чехов.

«Тамань» - вершина прозы Лермонтова.

Белинский высоко оценил «Тамань»: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого поэта стихом; она вся в форме; если выписывать, то должно бы выписать всю от слова до слова; пересказывание ее содержания даст о ней такое же понятие, как рассказ, хотя бы и восторженный, о красоте женщины, которой вы сами не видели» (Белинский. Т. 4. С. 226).
Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Основные достоинства повествования: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак!» Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.

Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».

Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.

Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?... С узлом? Яким узлом!»

Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.

Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.

Возьмите повесть Лермонтова «Тамань», - пишет в своих воспоминаниях

Д. В. Григорович, - в ней не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык, как легко, кажется, написано! Но загляните в первую рукопись: она вся перемарана, полна вставок, отметок на отдельных бумажках, наклеенных облатками в разных местах». Черновая рукопись повести не дошла до нас; воспоминания Григоровича - единственное свидетельство о той колоссальной работе, которую проделал Лермонтов.


  1. Пейзаж, контрастность, романтические мотивы, точное воссоздание быта, изображение экзотического мира – способы выражения авторской позиции.
«Тамань» - остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть во всей книге - по-новому и в реалистической манере продолжает традиции романтических разбойничьих повестей; вместе с тем в эту маленькую повесть вплетается распространенный в романтической балладе мотив русалки, ундины, но и он переведен в реальный жизненный план: ундина превращается в обольстительную контрабандистку. Особую роль в повести играет пейзаж.

Роли пейзажа в романе:


  • описание места действия;

  • лирическая передача той или иной оценки жизненных явлений;

  • средство характеристики героев, их душевных настроений.
Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации».

Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. Он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.

Путём искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообразия в изображении пейзажей, создаёт определённую настроенность. Таково, например, описание моря в начале рассказа «Тамань». Этот пейзаж уже подбором деталей (луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль) создаёт ожидание опасности, угрожающей Печорину, вызывает тревогу.

А вот описание прекрасной южной ночи - из «Тамани»: «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона».

Здесь каждое слово необходимо.

«Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища...» - здесь все важно, все нужно. Полный месяц говорит о том, что ночь была светлая, - это сыграет свою роль потом, когда Печорин отправится вслед за слепым мальчиком к морю. Камышовая крыша и белые стены хаты - о ее убогости, бедности; и дальше о том же свидетельствует ограда из булыжника. «Другая лачужка стояла избочась» - это удивительно точно найденное слово показывает, какая дряхлая, покривившаяся была лачужка. Что «берег обрывом спускался к морю», тоже важно: скоро Печорин пройдет по обрывистому берегу и будет удивляться, что «не сломил себе шеи». «Внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны», - эти слова не просто передают красоту природы; они так точны, что позволяют нам ясно представить себе и звуки, и цвета, и даже не названные Лермонтовым запахи южной ночи.

Эта глава романа выделяется ярко выраженной романтической стилистикой и особой сюжетной динамикой.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
ПО РОМАНУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
С ЭЛЕМЕНТАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ .

Учитель: Степура Л.А.

ТЕМА УРОКА: глава «Тамань», ее роль в романе «Герой нашего времени».

ЦЕЛЬ УРОКА: раскрыть роль главы «Тамань» в «самораскрытии» главного героя, дать сведения о пребывании М.Ю.Лермонтова в городе Тамани, прививать любовь к истории своего края.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: «самораскрытие героя», психологизм романа,

Тьмутаракань.

ОБОРУДОВАНИЕ: фотографии и иллюстрации, вырезки из газет.

ЭПИГРАФ К УРОКУ: «Тамань» - это жемчужина русской прозы. (В.Г.Белинский).

«Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России». (М.Ю.Лермонтов).

ХОД УРОКА:

1. Слово учителя:

Сегодня мы будем анализировать одну из самых поэтичных и красивых глав, входящих в роман «Герой нашего времени» - «Тамань». Вам, наверное, знакомо это название потому, что город Тамань находится в Краснодарском крае.

М.Ю.Лермонтов в основу этой повести положил события, случившиеся с автором в этом городке. М.Ю.Лермонтов писал: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть - чуть не умер с голоду, да еще в добавок меня хотели утопить».

Вы помните, ребята, как герой повести становится свидетелем жизни контрабандистов. «Тамань» справедливо можно назвать первым русским детективом.

Дома ребята подготовили выступления об истории Тамани и пребывании М.Ю.Лермонтова в этом городе.

2. Выступление ученика:

Тамань! Что-то загадочное есть в этом слове. (А может быть, Лермонтов придал ему такое значение.) Но мало, наверное, кто знает, что Тамань и далекая сказочная Тмутаракань - одно и то же место.

Археологические раскопки, которые ведутся здесь уже несколько десятилетий, позволили восстановить историю этих мест.

В VI веке до н.э. на берегу Таманского залива обосновались древние греки из Митилены, построили город. Глава переселенцев - Симандр - вскоре умер, и городом стала править его жена - Гермоносса. Ее именем и называли город в течение последующих десяти веков.

Тысячу лет назад, в 988 году, сын киевского князя Владимира Мстислав получил в удел далекое Тмутараканское княжество, ставшее вскоре форпостом, защищавшим на дальних подступах земли Киевской Руси от нападений кочевников. Центр княжества - город Тмутаракань – был крупным портом и торговым центром, через который осуществлялись политические и экономические связи с народами Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Около двух веков жили здесь славяне, на смену им пришли венецианцы и генуэзцы, а в конце XV века все Северное Причерноморье было захвачено турками.

XVII век ознаменовался борьбой России за выход к Черному и Азовскому морям. По Кючук - Кайнаджирскому договору все степное Прикубанье вошло в состав России. В 1783 году земли эти были пожалованы «за верную службу» войску Черноморскому. Прибывшие в Тамань в 1972 году запорожские казаки стали охранять южные рубежи государства Российского. В память о них кубанцы воздвигли в 1911 году величественный памятник. На высоком гранитном постаменте стоит запорожец, держа в правой руке знамя.

В 1794 году по приказу А.В.Суворова рядом с Таманью была заложена
крепость Фанагория.

Древняя таманская земля... Даже простой перечень имен тех, кто побывал здесь, составит славу любому городу: средневековый географ ал - Идриси и летописец Никон, миссионер Юлиан, монах и путешественник Рубрук, ученый Карл Пейсонель, академик П.Паллас, путешественник Дюбуа де Монпере, поэт и дипломат А.С.Грибоедов. 14 августа 1820 года к крепости Фанагория подъехала коляска, в которой сидели генерал Н.Н.Раевский, прославленный герой войны 1812 года, и А.С.Пушкин. Пробыли они здесь недолго, но в письме к брату А.С.Пушкин писал: «С полуострова Таманя, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма».
3. Выступление ученика:

Во времена Лермонтова Тамань была небольшим невзрачным городком, в котором не насчитывалось и шестидесяти дворов. Несколько маленьких кривых улочек обнесены были плетневыми заборами и невысокими каменными оградами, за которыми стояли хатки - мазанки, крытые камышом.

Почему же Лермонтов оказался в таком «скверном городишке» в сентябрьские дни 1837 года?

27 января 1837 года на дуэли был смертельно ранен А.С.Пушкин. Через
несколько дней его не стало...
Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!...

Гневное, страстное стихотворение «На смерть поэта» мало кому известного поручика Лермонтова за два дня сделало его знаменитым. Узнали о нем и во дворце. Разгневанный Николай I приказал арестовать сочинителя стихов. Началось следствие. Лермонтова ссылают в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

Трудным в то время был путь на Кавказ. Заболев по дороге, поэт из Ставрополя попадает на лечение в Пятигорск. Там у Лермонтова меняется маршрут дальнейшего следования, он получает назначение в экспедиционный отряд генерала А.А. Вельяминова, который находился в Геленджике.

В середине сентября с Кавказских Минеральных вод Лермонтов выезжает к месту назначения. Единственно безопасный путь пролегал по Кубанской кордонной линии, где в крепостях, станицах и небольших казачьих пикетах размещались войска. На этой линии находилась и Тамань, дальше можно было добраться по берегу или морем.

Лермонтов, как и герой его повести, подъехал к Тамани ночью. Все избы были заняты. За крепостным валом, версты за две от Фанагорийской крепости и за версту от города, стояла небольшая хатка. Это было подворье Федора Мысника, где и остановился Лермонтов.

Проведя первую ночь с приключениями, которые впоследствии описал в повести, поэт утром собрался к коменданту крепости, чтобы тот как можно скорее отправил его в Геленджик, в отряд. Приезжая сегодня в Тамань, на ее окраине вы видите высокие земляные валы и остатки рва, окружавшие когда - то крепость Фанагорию. Лермонтов побывал в крепости, когда она уже утратила военное значение; здесь проживал комендант, размещался госпиталь да несколько зданий были заняты под склад. Поэт провел а Тамани 2 дня и 2 ночи.

В 1840 году читатели познакомились с повестью «Тамань». «Повесть эта, - писал в рецензии В.Г.Белинский, - отличается каким - то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность ее содержания, все в ней таинственно, лица - какие - то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца. Особенно очаровательна девушка: это какая - то дикая, сверкающая красота...».

В Тамань Лермонтов попал вновь на обратном пути из Петербурга, затем он уехал в Анапу, где пробыл чуть больше недели, а затем в январе 1841 года Лермонтов вновь проезжал через Тамань в столицу, Тамань видела Лермонтова в третий и в последний раз.

В повести «Тамань» Лермонтов изобразил реальных лиц, подлинные события.

В 1976 году в Тамани гостеприимно распахнул свои двери Дом – музей М.Ю.Лермонтова. Его экспозиция охватывает все 3 посещения поэтом приморского городка Тамань. (Ребята рассматривают фотографии, иллюстрации, открытки, вырезки из газеты «Литературная Кубань», можно провести заочную экскурсию в виде презентации).
4. Беседа с классом по повести «Тамань»:

  1. Чем вас увлекла эта повесть?
  2. Как она построена?
  3. Какие страницы вам показались самыми загадочными и
    пленительными?
  4. При помощи каких художественных приемов и изобразительных
    средств Лермонтов воссоздает поэтический мир повести?
  5. Прочитайте и выявите лирический подтекст в описании природы
  6. Каким языком написана повесть?
  7. Какова роль главы «Тамань» в романе?
  8. Как на характер Печорина влияет центральная ситуация главы?
  9. Что нового в этой главе раскрылось в характере героя?
  10. Почему этот роман можно назвать психологическим?
  11. Почему именно с этой главы начинается «самораскрытие» героев?

5. Учитель предлагает план работы с эпизодом:

а) микросюжет;

б) композиция;

в) детали и литературные тропы;

6. Домашнее задание:

Проанализировать по данному плану главу «Тамань».

Литература:

  1. Соловьев, В. Лермонтов на Кубани / В. Соловьев // Вольная Кубань. – 2002.
  2. Рязанцева, Л. М. «Он был источник дерзновенный…»: Сценарий литературного салона / Л. М. Рязанцева // Читаем, учимся, играем. – 2004
  3. Маркин, Э. «Он один свет очей моих» / Э. Маркин // Крестьянка. – 1989