Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Русское возрождение (xvii–xviii века). Повторяем и делаем выводы

Русское возрождение (xvii–xviii века). Повторяем и делаем выводы

Развитие культуры в Русских землях во второй половине xiii-xvi в.РА З В И Т И Е К УЛ ЬТ У РЫ В
РУСС К И Х З Е М Л Я Х В О ВТО Р О Й
П ОЛ О В И Н Е X I I I - X V I В.
Презентацию подготовила:
Ученица 6Б класса
Пашкова Кристина

Что мы узнаем из этой презентации?

ЧТО МЫ УЗНАЕМ ИЗ ЭТОЙ
П Р Е З Е Н ТА Ц И И?
1) Какие общие явления в развитии культуры
произошли в странах Западной Европы и Руси в XIII-XIV в.
2)О живописных шедеврах, созданных на Руси в конце
XIV в.
3) О достижениях русского зодчества конца XIII-XIV в.
4) О причинах культурного возрождения русских земель.

В этой презентации вы увидите такие изображения как:

В Э Т О Й П Р Е З Е Н ТА Ц И И В Ы У В И Д И Т Е
ТА К И Е И З О Б РА Ж Е Н И Я К А К:
1) Спаситель. Роспись купола церкви Спаса
Преображения на Ильине улице в Новгороде. (Художник:
Феофан Грек)
2) Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в
Новгороде. XIV в.
3)Успенский собор в Коломне. XIV в.

Начало возрождения культуры в русских землях

Н АЧ А Л О В ОЗ Р ОЖ Д Е Н И Я
К УЛ ЬТ У Р Ы В Р УСС К И Х З Е М Л Я Х
Батыево нашествие нанесло большой урон культуре. Лучшие
ремесленники, мастера погибли или были угнаны в рабство. В
результате многие виды ремесла были надолго утрачены. Тем не
менее примерно через 100 лет, почти в одно время с началом эпохи
Возрождения в Западной Европе, со второй половины XIV в.
Начинается постепенное культурное возрождение русских земель.

Что способствовало

Ч ТО С П О СО Б С Т В О ВА Л О
1) Освоение новых территорий
2) Успехи в хозяйственном развитии
3) Центр политической и культурной жизни постепенно
перемещался в Москву
4) Единство Русской земли стала одной из ведущих во
всех русских землях.

Книжное дело, летописание

К Н И Ж Н О Е Д Е Л О, Л Е Т О П И С А Н И Е
С XIV В. НА РУСЬ СТАЛИ ВВОЗИТЬ БУМАГУ-БОЛЕЕ УДОБНЫЙ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПИСЬМА, ЧЕМ БЕРЕСТА, И ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ
ДЕШЕВЫЙ, ЧЕМ ПЕРГАМЕНТ.
КНИГ СТАЛО БОЛЬШЕ, ОНИ ПОДЕШЕВЕЛИ. ИЗМЕНИЛАСЬ И ТЕХНИКА
ПИСЬМА. НА СМЕНУ УСТАВУ, КОГДА БУКВЫ ВЫПИСЫВАЛИСЬ С
НЕОБЫЧАЙНОЙ ТОЧНОСТЬЮ И ТОРЖЕСТВЕННОСТЬЮ, ПРИШЕЛ
ПОЛУУСТАВ-БОЛЕЕ БЕГЛОЕ И СВОБОДНОЕ ПИСЬМО.
В КОНЦЕ XIII-XIV В. СЛОЖИЛИСЬ НОВЫЕ ЦЕНТРЫ ЛЕТОПИСАНИЯ –
ПСКОВ, СУЗДАЛЬ, РОСТОВ, МОСКВА.

Устное народное творчество, литература

У С Т Н О Е Н А Р ОД Н О Е Т В О Р Ч Е С Т В О,
Л И Т Е РА Т У РА
Наивысшего расцвета достиг в XIV в. Былинный
героический эпос. Слагатели былин обращались к славному
прошлому своей страны, к временам Киевской Руси.
Любимым героем былин стал князь Владимир Красное
Солнышко. А стольный град Киев представал в них как
воплощение единства Русского государства. Так же освоился
новы жанр устного творчества – исторические песни.

Зодчество

ЗОДЧЕСТВО
С конца XIII в. на Руси возобновилось каменное
строительство: в Твери по образу владимиро Успенского
собора был построен собор Спаса Преображения. При Иване
Калите построили Успенский и Архангельский соборы, церкви
Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. На кануне Куликовской
битвы в коломне начали возводить Успенский собор,
превосходивший по размерам все московские храмы.

Живопись

ЖИВОПИСЬ
С XIV в. Начался расцвет русской живописи. Большой
вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала
в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал на Руст из
Византии в 70-х гг.XIV в. Уже известным живописцем.
Одной из лучших работ мастера являются фрески церкви
Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

10. Иллюстрации

ИЛЛЮСТРАЦИИ
Успенский собор в Коломне
Церковь Спаса
Преображения
на Ильине улице
в Новгороде
Спаситель. Роспись купола церкви
Спаса Преображения на Ильине
улице в Новгороде

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII- XIV В.

Вопросы в тексте параграфа

Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

Освоение новых территорий, объединение земель вокруг Москвы, десятилетия отсутствия набегов Орды, успехи в хозяйственном развитии способствовали возрождению русской культуры. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещался в Москву, возглавившую борьбу против Золотой Орды. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала одной из ведущих во всех русских землях. Она проходила красной нитью через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры. В культурном развитии Руси начался период переосмысления роли русского человека, его мироощущения и жизни в едином русском государстве.

Что такое эпоха Возрождения?

Эпоха Возрождения или Ренессанса представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения. Эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

В этот период на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм. Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно, от этого и происходит термин «Возрождение». По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения. Быстрыми темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. На новый уровень выходят литература, живопись, музыка. Закладывается основа будущих значимых научных теорий и открытий.

Узнайте, когда и где в Европе впервые появилась бумага

Около 1100 года производство бумаги было завезено в Испанию маврами, впервые появляется бумажная мельница в Хативе (Испания). Также в X-XI веках бумага уже активно использовалась в скрипториях Византии.

Почему, на ваш взгляд, в былинах повествуется о событиях, связанных с историей Древней Руси?

В устном народном творчестве Древняя Русь, стольный град Киев, Владимир Красное Солнышко, былинные богатыри представали как воплощение единства Руси. Именно эта идея стала очень популярной в народном творчестве новой Руси XIV века.

В чем вы видите главное отличие жанра былины от жанра исторической песни?

В отличие от жанра былины, героями исторической песни представлялись не идеализированные герои и правители, а простые люди. В песнях рассказывалось об их героизме, подвигах, чувствах и судьбе. Уж очень свежи были в памяти события противостояния Орде, когда во всей красе проявился героизм простых людей.

Найдите изображения церкви Николы на Липне в Интернете. Сравните их с русскими храмами домонгольского времени. Сделайте выводы.

Каменный храм, заложенный в 1292 году, стал первым каменным храмом, построенным на Новгородской республике после монгольского нашествия на Русь. При строительстве храма зодчие ориентировались на одну из последних домонгольских церквей - церковь Рождества в Перынском скиту, которая в свою очередь является новгородской переработкой принципов смоленской архитектуры. Это такой же квадратный в плане, крестовокупольный, четырёхстолпный, одноглавый и одноабсидный храм, только более крупный и широкий. Лопатки на трёхлопастном фасаде присутствуют только на углах. Над западным входом в храм находится ниша, в которой раньше были фрески. В верхней части барабана, над «бровками» окон и под трёхлопастными абрисами фасадов располагаются аркатурные пояса, аналоги которых по мнению некоторых исследователей следует искать в романской (или переходной романо-готической) архитектуре Ливонии. Кроме того, храм оформлен небольшими нишами с каменными рельефными крестами.

В это церкви впервые можно увидеть новую строительную технику. По сравнению с более древней техникой, которая состояла из чередующихся рядов камня и плинфы на растворе извести с примесью кирпича-цемянки, храм Николы в большей степени сложен из волховской плиты на растворе песка с известью. В кладке церкви Николы в некоторых местах применен еще и кирпич более усовершенствованной удлиненной формы. Именно такая система кладки вскоре станет характерной особенностью каменного новгородского зодчества 14-15 веков.

Церковный зодчий решил последовать за строителями церкви Перынского скита и отказался от былой системы посводного покрытия. Он перешел к трехлопастному завершению здания, являющегося отличительной особенностью практически всех памятников знаменитого новгородского зодчества 14-15 веков. Зодчий храма Николы решил переменить членения фасадов лопатками, что станет характерной чертой зодчества первой половины 14 века. Для того чтобы создать художественный облик церкви Николы, были применены вытянутые пропорции, что и стало одной из характерных черт новгородских памятников 14-15 веков.

В отличие от суровых новгородских церквей домонгольского периода храм Николы отличается легкостью, нарядностью и торжественностью форм. В храме с особой отчетливостью выступили черты, которые свидетельствовали о начале полного переосмысления былых архитектурных традиций.

Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле?

Феофан стал признанным мастером в Византии, но его искусство «переросло» строгие византийские каноны. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Многие талантливые люди Византии того времени стремились уехать в Италию, где зарождалась эпоха Возрождения. Феофан так же мог уехать в Италию, но не смог отказаться от своей православной веры и поехал реализовывать свои творческие амбиции на Руси.

На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. После его приезда в Новгород его искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой. Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

Известно, что на Руси Феофан Грек принимал участие в росписи десятков церквей. К сожалению, большинство его работ утрачено и неизвестно, принадлежит ли ему самому или его ученикам целый ряд первоклассных произведений, ему приписываемых. Достоверно известно только, что им была расписана церковь Спаса Преображения в Новгороде.

Конечно живопись Феофана Грека была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Назовите причины культурного возрождения русских земель.

  • освоение новых территорий;

2. Какие новые жанры и идеи появились в устном народном творчестве в XIII-XIV вв.?

В устном народном творчестве XIII-XIV веков наивысшего расцвета достиг былинный героический эпос. Создатели обращались к славному прошлому своей страны, к временам Киевской Руси. В устном народном творчестве Древняя Русь, стольный град Киев, Владимир Красное Солнышко, былинные богатыри представали как воплощение единства Руси. Именно эта идея стала очень популярной в народном творчестве новой Руси XIV века.

Наряду с героическим эпосом, былинами, сформировался новый жанр устного творчества – исторические песни. В отличие от жанра былины, героями исторической песни представлялись не идеализированные герои и правители, а простые люди. В песнях рассказывалось об их героизме, подвигах, чувствах и судьбе. Уж очень свежи были в памяти события противостояния Орде, когда во всей красе проявился героизм простых людей.

3. О чём идёт речь в «Повести о разорении Рязани Батыем»? Определите жанр этого произведения.

Повесть о разорении Рязани Батыем посвящена реальному историческому событию, поражении русских князей и о разорении Рязани ханом Батыем. Все герои повести - реальные исторические персонажи. Евпатий Коловрат показан в образе былинного богатыря, уважение к подвигу которого выказал даже сам Батый. Произведение создано в жанре военной повести и прославляет героизм русских людей, их веру, стойкость, готовность к самопожертвованию ради своей страны.

4. Расскажите о достижениях русского зодчества конца XIII-XIV в.

Русское зодчество конца XIII-XIV века развивало и переосмысливало традиции Древней Руси. Именно в этот период возникла национальная русская архитектура, потому что появились первые русские зодчие, способные самостоятельно вести строительство. Также в этот период увеличилось количество построек, и особенно каменных зданий. Русские мастера выбирали место для строительства, учитывая окружающий ландшафт.

Памятники русского зодчества в основном рассказывают о мире средневекового православного человека. Все они строились по единым канонам – храмы были крестово-купольными. Венчал храм крест. Несмотря на каноны на Руси сложились уникальные архитектурные школы. Так, для владимиро-суздальской архитектуры были характерны резьба по камню, аркатурные пояса из полуколонн. Новгородскую архитектурную школу отличала простота и строгость форм и внутреннего убранства, отсутствие резных элементов.

Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. Построен Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Свидетельством возрастания могущества Москвы стало возведение белокаменного Кремля. Все здания в Москве возводились в духе традиций владимирского зодчества (пышность, торжественность), что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы.

Своеобразием отличалось зодчество Пскова. Поскольку эта земля находилась на окраине Руси, то распространение получило именно оборонное строительство. Примером тому служит каменная крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений страны. Вся архитектура самого города Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

5. Какая важная для историка информация содержится в названии московской церкви Спаса на Бору?

Полное название церкви - Собор Спаса Преображения на Бору. Это монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. Сама история праздника Преображения Господня предполагает наличие горы или холма, поэтому храмы, посвящённые этому празднику, стараются строить на возвышенности. Стоял он на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал.

6. Перечислите живописные шедевры, созданные на Руси в конце XIV в.

В конце XIV века самым известным художником считался Феофан Грек. Его работы - фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, в частности фреска Спасителя на куполе церкви, Икона Донской Божьей Матери, Иконостас Благовещенского собора стали шедеврами конца XIV века. В начале XV века в русском живописном мире появляются новые имена – Андрей Рублев, Дионисий.

7. Подтвердите фактами утверждение, что русская живопись всё более освобождалась от византийского влияния и приобретала свои самобытные черты.

Монументальная живопись пришла на Русь в конце десятого века вместе с христианской верой. Князья возводили храмы и церкви, которые требовалось расписывать и украшать иконами. Своих мастеров ещё не было, и волей-неволей приходилось приглашать греческих художников. Так византийская школа живописи и церковные каноны надолго вошли в культуру древней Руси. Однако, после свержения монголо-татарского ига сложились, наконец, свои, русские традиции изобразительного искусства.

С начала двенадцатого столетия начинается период политической раздробленности на Руси. Именно тогда начинает складываться самобытная русская школа иконописи и монументальной живописи. Княжества были разделены, Русь потеряла культурные связи с Византией, и поэтому в каждом городе искусства развивались независимо друг от друга и внешнего мира. Культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Там греческие каноны приобрели новый, самобытный вид. Иконопись обрела монументальный и торжественный вид, но потеряла плавность линий византийской техники. Одним из таких шедевров является икона св. Дмитрия Солунского.

Следующий период знаменуется монгольским владычеством. Русь по сути была изолированной. Культура пришла в упадок. Новые церкви почти не строились, и поэтому искусство мозаики и фрески уступило место иконописи. И только в Новгороде, куда не дошли разорительные орды кочевников, сохранилась и даже продолжала развиваться живопись. Некоторые учёные считают, что новгородская иконопись 13-15-ых веков просто упростила византийские образцы: изображаемые образы потеряли объём, стали простыми и грубоватыми. Считается, что именно так живопись обрела национальный колорит. Новгородские иконы этого периода отличаются более выразительными, эмоциональными образами. Также в них прослеживается европейское влияние. Линии фигур стали жёсткими, цвета контрастными, преобладает красный фон. Примером новгородской иконописи 13-15-ых столетий является икона «Иоанн Лествичник с Георгием и Власием».

После освобождения от зависимости от Орды и объединения Руси наступило время расцвета и возрождения культуры. На русскую живопись оказали своё влияние новгородская школа, работы таких великих мастеров, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий. В этот век окончательно сложилась настоящая русская школа живописи. Ей свойственна смесь византийского искусства с национальным колоритом.

Работаем с картой

Рассмотрим карту на странице 27 атласа

1. Найдите на карте города, в которых началось каменное строительство в конце XIII-XIV в.

Названия городов, в которых началось каменное строительство в конце XIII-XIV в . подчеркнуты синим цветом. Это Тверь, Москва, Коломна, Великий Новгород, Псков.

2. Покажите на карте города, которые в XIII-XIV вв. стали новыми центрами летописания.

Названия городов, которые в XIII-XIV вв. стали новыми центрами летописания подчеркнуты зелёным цветом. Это Ростов, Суздаль, Псков и Москва.

Изучаем документ

1. Какова была творческая манера Феофана Грека? Чем он отличался от большинства художников того времени?

Феофан Грек был гением в живописи и как положено всем гениальным художникам он не просто делал роспись, он творил. Автор текста о Феофане Греке подчеркивает именно умение художника создавать картину сначала в своей голове, а потом воплощать ее на холсте или штукатурке храма. Феофан свои картины творил, а не копировал. Этим он, по мнению автора, отличался от большинства художников того времени. В образах Феофана - огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора.

2. Какое влияние оказал Феофан Грек на дальнейшее развитие русского искусства?

Страстное, вдохновенное искусство Феофана Грека первоначально было созвучно мироощущению русских людей и, несомненно, оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников. Они начали творить. Высокое мастерство Феофана, его умение подчинять многофигурные росписи храма единому замыслу, живой динамизм и психологическая глубина созданных им образов нашли отклик и у русских мастеров.

Правда, тема сурового аскетизма, которую столь блестяще разработал византийский мастер, не получила дальнейшего развития. Она не соответствовала новым настроениям русского народа, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызывало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и Руси в XIII-XIV вв. вы можете указать?

Развитие культур Руси и стран Западной Европы в XII-XIV веках условно можно назвать одним общим словом – Возрождение. Вернее, этот период знаменуется началом эпохи возрождения культуры, переосмысления места человека в мире, роли церкви и государства.

Конечно же развитие культуры на Руси и в странах Западной Европы шло своими собственными путями, однако есть и некоторые общие тенденции. Например, в европейской литературе начинает прослеживаться тенденция к развитию так называемой «городской» или «крестьянской» литературы, которая по сути является народной песней, записываемой на бумаге. В таких произведениях главными героями являются простые люди с их достоинствами и недостатками. В них отражается народная мечта о свободе, достоинстве, благородстве простого человека. Широко стали распространены героические баллады - большую известность получил цикл баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин Гуду - любимому герою английского народа. Похожие тенденции мы видим и в развитии русской литературы и устного народного творчества.

2. Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды? Приведите примеры взаимного влияния культур. Подготовить исследовательский проект «Взаимопроникновение культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды».

Скорее да, мы можем говорить о некотором взаимопроникновении культур разных народов. Влияние монголо-татар в большей степени выражено в элементах русской бытовой культуры, привнося изменения в быт, одежду, украшения, сферу торговых отношений. Изменилась одежда: наряду с длинными белыми славянскими рубахами и длинными штанами в обиход вошли были золотые кафтаны, цветные шаровары и сафьяновые сапоги, женские украшения как бисер, бусы, раковины и т. д. Монголы привнесли в русскую культуру счеты, валенки, пельмени.

Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с народами Орды не могло не повлиять и на язык. Так, в русский язык пришло множество тюркских слов, которые современниками уже и не расцениваются как заимствованные. Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному (казак, караул, ярлык) и экономическому устройству (казна, тамга (откуда таможня), товар). Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (жесть, кирпич, лачуга), украшения (бирюза, жемчуг, серьга), огород (арбуз, ревень), ткани (бязь, войлок, миткаль, тесьма), одежда и обувь (башмак, кафтан, кушак, фата, чулок, штаны). К лексическим заимствованиям этого периода относятся и такие широко известные слова, как барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма.

О тесном переплетении двух культур свидетельствует и обогащение истории родословных русских семей вкраплением монголо-татарских корней. Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить, выходцы из этой среды даже становились государями всея Руси. Вот примеры известных русских фамилий, происходящие от татаро-монгольских корней: Бунины, Карамзины, Рахманиновы, Скрябины, Тургеневы и т.д.

Таким образом, монголо-татарское завоевание оказало в целом значительное влияние на древнерусскую цивилизацию. Помимо прямых последствий ордынской политики здесь наблюдаются структурные деформации, которые в конечном счете привели к изменению типа феодального развития страны. Московская монархия не была непосредственно создана монголо-татарами, скорее наоборот: она складывалась вопреки Орде и в борьбе с ней. Однако опосредованно именно последствия воздействия завоевателей обусловили многие сущностные черты этого государства и его общественного строя, что проявилось культуре этого периода.

Заимствования у монголов сказались и на военном деле, прежде всего на устройстве конницы. По мнению евразийцев, Русь заимствовала такие черты воинской доблести монгольских завоевателей, как храбрость, выносливость в преодолении препятствий. Также в русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Кроме того, московские правители восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров. Их знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогало в отношениях с восточными державами, особенно с теми, которые стали преемниками Золотой Орды, но случались недоразумения в отношениях со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.

Но самое главное, что нам удалось почерпнуть или скорее даже воспитать в себе во время Ордынского владычества – это терпимость к вероисповеданию и традициям других народов, что позволило на этих принципах в дальнейшем построить новую многонациональную Россию.

Возможные дополнительные вопросы на уроке

Как отразилось Батыево нашествие на культурной жизни Руси?

Серьезнейший удар был нанесен по культуре русских княжеств. После Батыева нашествия строительство каменных зданий на Руси надолго прекратилось.

Какие факторы могли способствовать возрождению русской культуры?

Факторы, способствовавшие возрождению русской культуры:

  • освоение новых территорий;
  • успехи в хозяйственном развитии;
  • усиление Московского княжества, начало процесса объединения Северо-Восточной Руси;
  • идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством.

РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XVII–XVIII ВЕКА)

Основная характеристика периода

В XVII в. расширяются контакты России с западными странами, в том числе с государствами Юго-Восточной Европы, благодаря чему в Россию пребывает все больше иностранцев. Формируется первое "окно в Европу". Это был век расширения Русского государства во все стороны. На западе – воссоединение с Украиной, на юге – присоединение области Войска Донского, на востоке – присоединение Сибири, на севере – освоение районов, близких к Северному Ледовитому океану. Спокойное накопление мощи прерывалось бунтами: крестьянским под руководством Степана Разина, медным и в конце века стрелецким, связанным с борьбой за власть. Эти бунты не были такими страшными, как Смутное время, и царской власти удавалось их быстро подавлять. С присоединением Казанского и Астраханского ханств, Украины и Сибири Русь становится Россией , а жители ее уже могут быть названы россиянами , поскольку в состав России в большом количестве входит и нерусское население. Впрочем, русские всегда выступали в России как государствообразующая нация.

Период с конца XVII столетия до золотого века русской культуры (XIX в.) называют русским Возрождением , находя в русской культуре этого времени наиболее характерные черты эпохи Возрождения: двуединый процесс национального самосознания и одновременно приобщения к мировой культуре (В. В. Кожинов).

Такое понимание русского Возрождения хорошо вписывается в контекст общевозрожденческого движения. Возрождение возникло на юге Италии в XIV в. (Данте, Боккаччо, Петрарка). На север Европы – во Францию, Испанию, Англию оно пришло в XVI – начале XVII в. Еще дальше в Россию Возрождение пришло в XVII–XVIII вв. под непосредственным влиянием петровских реформ. Оно возникло не сразу на всей территории, а последовательно шло с запада и, начавшись в южной России, к концу XVII в. достигло центра. Многие деятели Возрождения в Великороссии были выходцами с Украины и Белоруссии, куда Возрождение пришло раньше. Это соответствует общему движению Возрождения, которое, возникнув в Италии, затем двигалось на север и на восток. И если в Западной Европе Возрождение кончилось в XVII в., переходя в следующем веке в эпоху Просвещения, то в России Возрождение окончательно утверждается в XVIII в., соединяясь с Просвещением. Реформы Петра I были подготовлены в XVII в., когда произошло присоединение Малороссии, укрепились отношения с западными странами и в Москве появилась обширная Немецкая слобода, которая произвела на жившего по соседству в Измайлове мальчика – будущего российского императора – огромное впечатление. Те культурные изменения, которые произошли в России в XVII в. и перешли во многом благодаря Петру в XVIII в., подготовили в дальнейшем золотой век русской культуры.

Эпоха Возрождения характеризуется в первую очередь становлением самодостаточной личности. В России, где не было развитого гражданского общества и торжества закона, это привело к становлению специфически русского явления – интеллигенции. Для эпохи Возрождения характерно обособление и увеличение веса светского искусства. То же происходит и в России: возникают светская литература и архитектура, парсуна в живописи. В Европе с эпохи Возрождения начинается развитие капитализма и становление нации. В России в эпоху Возрождения также начинается зарождение капиталистических отношений и становление национального самосознания, чему способствовали и внутренние причины.

В начале XVII в. Россия испытала губительный социальный и государственный кризис, в результате которого остро встал вопрос о соотношении государства и народа. В Смутное время царской власти или вообще не было, или она переходила из рук в руки нескольких конкурентов. В подобных условиях неизбежно возникал вопрос о том, что делать населению, кому служить и служить ли вообще. Те, кто не желал никому служить, пополняли шайки разбойников, которые, увеличиваясь в объеме, доходили до масштаба народного восстания против государства как такового и всей высшей элиты и установленных ею порядков. В качестве примера можно привести восстание под руководством Ивана Болотникова. Такую же функцию ниспровергателей существующих порядков выполняли казаки, роль которых на Руси в Смутное время резко возросла. Сторонники порядка выбирали себе одного из претендентов на престол: Лжедимитрия I, Лжедимитрия II, Василия Шуйского, польского царевича Владислава, польского короля Сигизмунда. Но были и те, кто осознал в условиях отсутствия твердой власти, что помимо дилеммы: не служить вообще или служить одному из претендентов на трон – существует альтернатива: служить родной стране, отечеству, русской земле. Это способствовало росту национального самосознания, пониманию того, что есть единая нация и единая страна, которую должен защищать каждый. Рост национального самосознания привел к возникновению освободительного движения под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Национальное самосознание было важно и в культурном отношении. Оно способствовало не только возрождению государства, но и русскому Возрождению в духовном смысле. На вершине русского Возрождения оно привело к созданию особого социального слоя – интеллигенции, призванной сыграть огромную роль в развитии России в последующие века.

Главный момент, отличающий русское Возрождение, как и Возрождение вообще, – усиление индивидуального личностного начала, которое проявляется во всех изображаемых событиях и произведениях. Происходит "открытие характера", внутреннего мира человека. Люди уже не делятся на абсолютно добрых или злых. Они становятся многообразными и изменчивыми, как разнообразен и изменчив окружающий мир. "Не бывает же убо никто беспорочен в житии своем" – говорится в хронографе 1617 г. Основу ренессансной лирики, по В. В. Кожинову, составляет единство личностного и национального. В эпоху Возрождения появляются нравственность, личный внутренний мир, личность в полном смысле этого слова.

Главные признаки русского Возрождения: появление новых видов и отраслей культуры – поэзии, парсуны, московского барокко, партесного пения, философии. В формальном смысле появляется авторство.

По утверждению Η. Н. Бахтина, "роль чужого слова, цитаты, явной и благоговейно подчеркнутой, полускрытой, скрытой, полусознательной, бессознательной, правильной, намеренно искаженной, ненамеренно искаженной, нарочито переосмысленной и т.д. в средневековой литературе была грандиозной. Границы между чужой и своей речью были зыбки, двусмысленны, часто намеренно извилисты и запутаны. Некоторые виды произведений строились, как мозаики, из чужих текстов".

Но вот человек вспомнил, что он создан по образу и подобию Бога, и решил возродить в себе божественный образ. Это и есть подлинное Возрождение, которое началось в XVII в. с украинского философа Григория Сковороды, а наибольшего развития достигло в конце XVIII в. у А. Н. Радищева в его "Путешествии из Петербурга в Москву". Без русского Возрождения не было бы золотого века русской культуры.

В середине XVII в. возникло движение ревнителей благочестия , которые предлагали "спасаться в миру", заводили школы и богадельни. Социальный элемент сближал это движение с европейской Реформацией. Но "боголюбцы" стремились к оцерковлению всего русского быта, в то время как Реформация двигалась в направлении обмирщения религиозной жизни. Из кружка "боголюбцев" вышли будущий патриарх Никон и главный его противник протопоп Аввакум. Когда Никон стал патриархом, он провел реформу русской церкви с целью приближения ее богослужения к обрядовой традиции других православных государств. Тех, кто не принял реформу Никона и придерживался в религиозной практике прежних правил и обычаев, стали называть старообрядцами. От четверти до трети населения сохранило верность древней традиции. Старообрядцы считали, что ничего в святоотеческих книгах исправлять не надо; напротив, во всех других странах все должно быть изменено в соответствии с правилами русской церкви.

Церковная реформа , разделившая народ на ново- и старообрядцев, была связана с тем, что, но мнению Никона, после воссоединения Украины с Россией и в предвидении дальнейшего расширения русских земель, следовало готовиться к созданию вселенской православной империи под эгидой русского государства. Различия между русским и греческим обрядами казались Никону препятствием к этому. Он решил унифицировать обряд, взяв за основу греческую практику, которая, кстати сказать, была введена на Украине и в Белоруссии. Реформа облегчила культурную ассимиляцию Великороссии и соединенных с нею других ветвей единой русской нации. Она также усилила влияние на Великороссию Украины, в которую возрожденческие тенденции проникли раньше.

В свое время культура распространилась из Киева на центральную Россию, теперь, в эпоху Возрождения, можно было говорить о второй волне влияния. В XVII в. было основано целое общежитие малороссийских ученых монахов в Андреевском монастыре, основанном в 1648 г. на берегу Москвы-реки близ Воробьевых гор (назван по находящейся в нем церкви Андрея Стратилата). Именно эти монахи приняли активное участие в переводе и исправлении богослужебных книг, в развитии просветительского и книжного дела в России. При монастыре была образована школа. В 1764 г. монастырь был упразднен.

Петр I, по словам А. Тойнби, "всколыхнувший нечеловеческим усилием всю Россию", ответил на польско-литовское давление, достигшее пика в Смутное время, когда поляки оккупировали и два года (с 1610 по 1612) удерживали Москву. Преобразования Петра I в культурном отношении не были переворотом в полном смысле слова. Европейский Ренессанс достиг пределов русского государства еще до рождения Петра, а первый театральный спектакль в России прошел в год его рождения. После Смутного времени на Печатном дворе (единственной тогда русской типографии) и в московских приказах (особенно в Посольском, имеющем дело с иностранцами) образовался круг людей, для которых литературная работа стала основной профессией. Это была как бы протоинтеллигенция, в конце русского Возрождения ставшая полноценной интеллигенцией.

"Чтение книг вошло у нас в великое употребление: ибо ныне не только просвещенное науками благородное общество, но и всякого звания люди с великою охотою в том упражняются: чего ради и выходит в публику немалое количество разного сочинения книг, наполненных или нравоучениями, или служащих для увеселения и препровождения от тоски праздного времени, которые охотно читают и самые поселяне, обучавшиеся грамоте, которых ныне уже довольно". Эти слова принадлежат писателю конца XVIII в. Матвею Комарову.

До Петра русский Ренессанс был в основном словесным, гуманитарным, Петр же придал ему практическую направленность. Поэтический "музей слов" Симеона Полоцкого дополняется Кунсткамерой, реальным музеем монстров и курьезов. При Петре были созданы флот, общедоступный театр, Академия наук, парки и парковая скульптура. Произошла секуляризация культуры. Петровские преобразования в культурном отношении ценны тем, что дали возможность развиваться русскому Возрождению в полном объеме. Главное культурное событие русской империи – появление интеллигента .

Хотя интеллигенция в полной мере сформировалась только в XIX в. с выходом на арену разночинцев, начало ее породил указ Петра III от 1762 г., по которому дворянство освобождалось от обязательной государственной службы. Тем самым из среды дворянства теперь могли выделяться свободные образованные люди, не являющиеся ни воинами, ни чиновниками. Они и создавали интеллигентские кружки. В интеллигенте соединились европейская образованность с русской сострадательностью и отзывчивостью. Недаром слово "интеллигенция" во всех словарях обозначается как специфически русское. Первым русским интеллигентом, по словам Н. А. Бердяева, был А. Н. Радищев, без которого не было бы великой русской литературы (а если выйти за рамки культуры, то, может быть, и русских революционеров тоже). Ф. М. Достоевский писал, что все мы (имея в виду писателей второй половины XIX в.) вышли из "Шинели" Гоголя. Но из чего вышла (была сшита) гоголевская "шинель"? Той боли за простого человека не могло бы возникнуть, если бы до Гоголя не было "Путешествия из Петербурга в Москву". Так что вся русская литература XIX в. – от Η. М. Карамзина до Л. Н. Толстого – это следствие "Путешествия" Радищева. Или, если сказать иначе, "Путешествие" Радищева и великая русская литература имеют один источник, коренящийся в специфически русской интеллигентности, – таланте сострадания и сочувствия к человеку как таковому. Таким образом, русская интеллигенция, в которой соединились европейская образованность с русским сочувствием, стала источником великой русской литературы XIX–XX вв.

Термин "интеллигенция" (лат. intelligentia, intellegentia – понимание, познавательная сила, знание), включенный в литературный обиход писателем П. Д. Боборыкиным в 1860-е гг., из русского перешел в другие языки. Стало быть, он обозначает российское явление – наличие большого числа образованных людей, находящихся в оппозиции к государственной власти (никто не причислит к интеллигенции Бенкендорфа). Интеллигенция в России – это посредница между государством и народом в условиях, когда нет самостоятельных законодательных учреждений и не действует закон как таковой. Русский человек внутренне свободен. Его свобода идет от широты Великой русской равнины. Уже при Ярославе Мудром Русь территориально превосходила всю Западную Европу. Чтобы внедрить необходимую организацию на таком обширном пространстве, требуется давление сверху, государственный авторитаризм. Но тогда становится необходим посредник, заменяющий отсутствующие социальные институты, – его роль и выполняет интеллигенция. Первым, кто открыто осуществил эту функцию, был А. Н. Радищев.

Смутное время показало слабость русского государства. Необходимость сопротивляться давлению Запада привела к русскому Возрождению и достойному ответу Петра I. Русские взяли у Запада то, что им было нужно для победы над ним, и реванш Петра I состоялся. Энергии Петра хватило на два века, а затем, после поражения в Крымской и Японской войнах, понадобился новый ответ на вызов. В диалектике внутренней свободы русского человека и внешней его организации таится разгадка того парадокса, о котором писал Н. А. Бердяев: "Почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность?"

Интеллигенция появилась под влиянием секуляризации литературы и, в свою очередь, способствовала ей. Как русскому человеку интеллигенту свойственна широта, как представителю гонкого культурного слоя интеллигенции – сострадание. Вот две основные черты русского интеллигента.

А. Ф. Лосев, размышляя о природе интеллигентности, писал: "Подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования... ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него... Интеллигентность – это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное".

Начавшись с А. Н. Радищева, про которого Екатерина II сказала: "Это бунтовщик, хуже Пугачева", но который революционером не был, русская интеллигенция способствовала революции 1905 г., что ей поставили в вину "веховцы", а затем и революции 1917 г.


Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 2-й этап – середина XIV в. – середина XV в. Характеризуется хозяйственным подъемом, укреплением княжеской государственности, появлением новых политических центров, борьбой за объединение. Осознается единство русской земли. Постепенно преодолевается замкнутость русской культуры. Складываются противостоящие друг другу московское и тверское летописание. Появляется цикл литературных памятников, связанных с Куликовской битвой. Достигает расцвета новгородское зодчество. Создаются шедевры фресковой живописи и иконописи – произведения Феофана Грека и Андрея Рублева.


Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 1-й этап – От Батыева нашествия до середины XIV в. Характеризуется глубоким упадком материальной и духовной культуры, разрывом культурных связей Руси с другими странами, особенно европейскими, падением культурной роли старых центров: Киева, Чернигова, Ростова, Суздаля, Владимира. Сохраняют ведущее культурное значение лишь Новгород и Псков. В конце периода наблюдаются первые признаки возрождения. Возобновляется каменное строительство, появляются новые центры летописания: Москва и Тверь.


Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 3-й этап – вторая половина XV в. – начало XVI в. Характеризуется объединением русских земель в единое государство, слиянием местных культур в единую русскую культуру, превращением Москвы в общерусский культурный центр. Усиливаются связи с западноевропейской культурой. Достигает расцвета московское зодчество, формируется ансамбль Московского Кремля. Крупнейший художник эпохи – Дионисий.


Грамотность Грамотными на Руси были священники и горожане. Подтверждением широкого распространения грамотности среди горожан стали берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде, а впоследствии – и в других городах, в т.ч. в Москве. Грамоты содержат личную переписку, долговые расписки, хозяйственные записи, упражнения учеников и т.п. Найдено уже более 1 тыс. грамот XIV–XV вв. Берестяные грамоты XIII в.: рисунок и прописи мальчика Онфима.


Грамотность Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на вощеных дощечках – церах. Для письма применяли заостренные палочки – писала. Известны также надписи на глиняных и медных сосудах, бочках, других ремесленных изделиях. Чаще всего это имена мастеров. Надпись на потире 1499 г.: «А делал Иван Фомин». Берестяные грамоты, церы и писала, найденные на раскопках в Новгороде.


Письменность Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии. Во многих монастырях имелись обширные библиотеки. Писцы объединялись в мастерские, выдерживая специализацию: одни переписывали текст, другие рисовали заставки и миниатюры, третьи готовили пергамен, краски и чернила. В XIV в. на смену пергамену пришла импортная (итальянская) бумага. Поначалу она была не дешевле, но позволяла писать быстрее. В XV в. бумагу стали ввозить также из Франции, а позднее – из Германии. Отослание апостолов на проповедь. Миниатюра из Сийского Евангелия 1339 г. – древнейшей московской рукописи.


Письменность Манера письма в XIV в. изменилась: на смену древнему уставу пришел полуустав. Буквы стали мелкими, не такими геометрически правильными, расстояния между ними – разными, появились надстрочные знаки, обозначающие сокращения, обозначился наклон в начертании букв. Чем были вызваны такие изменения в почерке? Остромирово Евангелие 1057 г. Древний устав. Лаврентьевская летопись 1377 г. Полуустав. ?


Письменность Листы бумаги склеивали в виде свитков (столбцов) или складывали в тетради (греч. «тетрас» означает «четыре» – четыре листа). Несколько тетрадей сшивали в книгу. Деревянный переплет обтягивали кожей, украшали бархатом, серебряным позолоченным окладом, драгоценными камнями. Книги стоили целое состояние. Евангелие XV в. Ризница Троице-Сергиева монастыря.


Письменность Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами. В XIII–XIV вв. часто использовался «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ. В XV в. распространился плетеный и растительный орнамент. Евангелист Иоанн, диктующий Прохору. Миниатюра из Федоровского Евангелия XIV в.


Литература Основная форма литературных произведений XIII–XV вв. – повесть. Литературные повести той эпохи дошли до нас в составе летописей, житий святых, различных сказаний. Центральная тема литературы XIII–XIV вв. – борьба против завоевателей. Наиболее известные произведения: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли» (вступление к дружинной повести об Александре Невском). Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой свод XVI в.


Литература На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва. Крупнейшие произведения: «Задонщина» (конец XIV в.) и «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.). О набеге Тохтамыша рассказывала «Повесть о московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской». Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище». XVII в. ГИМ.


Литература Во второй половине XV в. стал распространяться жанр сюжетной повести. В этих произведениях появлялись вымышленные литературные сюжеты и герои. «Повесть о Петре и Февронии» рассказывала о любви муромского князя и крестьянской девушки. Почему Петр и Феврония стали почитаться как покровители счастливого брака и супружеской верности? Петр и Феврония Муромские. Икона XVI в. Музей им. Андрея Рублева?


Литература «Повесть о Меркурии Смоленском» рассказывала о подвиге богатыря, в одиночку спасающего Смоленск от полчищ Батыя, в то же время изображала его тайным подвижником, праведником и постником, действующим по велению Богородицы. В «Повести о Петре, царевиче ордынском» рассказывается о том, как Петр изменился под воздействием христианского учения. Это была первая попытка показать внутреннее перерождение человека, до этого герои были либо только отрицательными, либо только идеальными. Св. Меркурий Смоленский.


Архитектура Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия. Когда на Руси после нашествия возобновилось каменное строительство? Это произошло лишь в конце XIII в., через полвека после нашествия. Крупнейшим центром зодчества стал не пострадавший от нашествия Новгород. Новгородские церкви XIII–XIV вв. были не только культовыми, но и оборонительными постройками, Церковь Николы на Липне близ Новгорода г. ?


Архитектура Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений или городских концов. Они невелики по размеру, имеют мощные стены с окнами-бойницами, один купол. Вместо традиционных трех апсид осталась одна. Здания выглядят массивными и монолитными. Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород г. Разрушена во время Великой Отечественной войны. Восстановлена реставраторами.


Архитектура Новгородские зодчие перешли от позакомарного перекрытия к трехлопастному, а затем – к восьмискатному. Вместе с тем, во второй половине XIV в. возвращается стремление к декоративности. Церковь Федора Стратилата украшают пояса арочек и треугольничков (по барабану), фасад расчленен лопатками, по апсиде спущены валики. Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород гг.


Архитектура Еще более обилен декор церкви Спаса на Ильине улице. В дальнейшем такой обильный декор в Новгороде не применялся. Многие новгородские церкви XV в. следовали более ранним образцам. Церковь Спаса на Ильине улице. Новгород г. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Новгород г. ? Какую церковь напоминает храм в Кожевниках?


Архитектура Самая ранняя каменная постройка на Руси после Батыева нашествия – Спасо-Преображенский собор в Твери (). Шестистолпный крестово-купольный храм с богатой резьбой и майоликовым полом не сохранился: был разобран в 1763 г. Почему именно в Твери каменное строительство развернулось раньше всего? Тверские князья в конце XIII в. задумывались о борьбе за великокняжеский престол и стремились всемерно повысить свой авторитет. Церковное строительство в Твери не было широким, возможно, из-за напряженных отношений между тверскими князьями и митрополитами. ?


Архитектура Каменное строительство в Москве началось в связи с ее превращением в резиденцию великих князей и митрополитов. Первоначально в Кремле были построены несколько небольших каменных храмов в традициях владимиро-суздальского зодчества. До наших дней они не сохранились: были разобраны в конце XV в. Успенский собор в Московском Кремле. 1326–1333 гг. Реконструкция.


Архитектура Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества – в Подмосковье. Успенский собор «на Городке» в Звенигороде построен Юрием Звенигородским в гг. (по другой версии в 1407 г.). Белокаменный одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Подражание владимирским храмам, но меньше, более приземист, беднее декором: нет ни аркатурных поясов, ни барельефов. Успенский собор «на Городке» в Звенигороде. Первоначальный вид. Реконструкция.


Архитектура В том же стиле построены Рождественский собор Саввино- Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.) Рождественский собор Саввино- Сторожеского монастыря. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря.


Архитектура В 1427 г. был построен Спасский собор Андроникова монастыря – древнейшее из дошедших до наших дней здание Москвы. Здесь традиционный для владимирского зодчества кубический объем нарушен: средние своды возвышены над боковыми. Как это повлияло на внешний вид собора, на его зрительное восприятие? Спасский собор Андроникова монастыря. ?


Архитектура Новый этап развития русского зодчества наступил в конце XV в., когда в связи с браком Ивана III и Софьи Палеолог Москва стала претендовать на роль центра мирового православия. По распоряжению Ивана III обветшавшие постройки времен Ивана Калиты были разобраны. В 1472 г. началось строительство нового Успенского собора. Но в 1474 г. уже подведенные под своды стены неожиданно рухнули. Тогда великий князь пригласил в Москву итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля. Арх. Аристотель Фиораванти.


Архитектура Аристотель Фиораванти, приступая к строительству, ознакомился с традициями русского зодчества во Владимире, Ростове, Ярославле. В итоге в 1475–1479 гг. итальянец создал произведение типично русской архитектуры, обогатив его приемами итальянского Возрождения. Успенский собор – пятиглавый, по стенам украшен аркатурным поясом. Этим он схож с Успенским собором Владимира. Но этим сходство почти исчерпывается. Успенский собор Московского Кремля. Южный фасад. Арх. Аристотель Фиораванти.


Архитектура Владимирский Успенский собор был белокаменным, московский – кирпичным, причем стены его необычайно тонкие для русских храмов. Во владимирском Успенском соборе три апсиды, в московском – пять. Во Владимирском соборе 14 столпов, в московском – шесть, причем четыре из них круглые, а два восточных, отделяющие алтарную часть, – квадратные. Апсиды собора необычайно глубоки и как бы вдвинуты в алтарную часть. Успенский собор Московского Кремля. План.


Архитектура «Бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси, опроче Владимирской церкви, а мастер Аристотель». Успенский собор Московского Кремля. Южный фасад. Арх. Аристотель Фиораванти.


Архитектура В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля взамен обветшавших белокаменных времен Дмитрия Донского. В строительстве принимали участие итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин. Московский Кремль при Иване III. Худ. А.М. Васнецов. В Кремле было построено 18 башен, в т.ч. 6 проездных. Строительство завершилось в 1516 г.


Архитектура В 1489 г. псковские мастера построили в Кремле Благовещенский собор – домовую церковь государя. Подобно раннемосковским храмам он был трехглавым. Две западные главы были достроены в 1564 г. В 1572 г. пристроено крыльцо. Благовещенский собор как и другие московские храмы, построен из кирпича (в Пскове строили из белого камня). Собор сочетает московские традиции (узорчатые пояса, килевидные закомары и порталы) и псковские (квадратные столбы, повышенные подпружные арки). Благовещенский собор Московского Кремля.


Архитектура В 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая палата для приема иностранных послов. Это был самый большой зал в тогдашней Руси. Своды опирались на огромный центральный столп. Грановитая палата Московского Кремля. Арх. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.


Архитектура В 1505–1508 гг. итальянский архитектор Алевиз Новый выстроил Архангельский собор – усыпальницу великих князей. В отличие от строгого Успенского собора Архангельский чрезвычайно декоративен и внешне походит на дворец. В его облике особенно много от приемов итальянского Возрождения. Архангельский собор Московского Кремля. Вид с северо-востока. Арх. Алевиз Новый.


Живопись В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи. Характерные особенности: узкие вытянутые фигуры, обилие изящных миниатюрных деталей, многослойные композиции, богатая цветовая гамма, особенно киноварный (алый) цвет. Новгородская икона XIV в. «Сошествие Христа во ад». Новгородская икона XIV в. «Георгий-змееборец»


Живопись Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек. Живопись Феофана отличается свободой композиции, индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной выразительностью. Фрески Феофана выглядят суровыми и грозными. Феофан оказал большое влияние на новгородскую живопись. Специалисты полагают, что роспись церкви Федора Статилата выполнена учениками Феофана. Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Феофан Грек г.


Живопись В Москве Феофан расписал Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Рождества Богородицы, дворец Василия I. В связи со сносом этих построек при Иване III росписи Феофана до нас не дошли. Зато сохранились иконы, написанные им для иконостаса Благовещенского собора. Фигуры написаны мягко, пластично, выражают спокойную сосредоточенность. Архангел Гавриил. Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек г.


Живопись Иоанн Предтеча. Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора. Феофан Грек г. Богоматерь. Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора. Феофан Грек г.


Живопись Величайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев (ок. 1360–1430), инок Троице-Сергиева, а позднее Спасо-Андроникова монастыря. Деисусные иконы Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, написанные Рублевым, отличает мягкая манера, чуждая византийской суровости Феофана Грека. Спас Вседержитель. Центральная икона Деисусного чина. Рождественский собор Саввино- Сторожевского м-ря. Андрей Рублёв, 1410–1420-е гг.


Живопись В 1405 г. Рублёв участвовал в росписи Благовещенского собора Он также написал для этого собора несколько икон, отличающихся многофигурной композицией и точно найденным общим ритмом движения. Благовещение. Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. А. Рублёв г. Преображение Господне. Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. А. Рублёв г.


Живопись Самая знаменитая икона Рублёва – Троица Ветхозаветная. Каков сюжет этой иконы? В христианской традиции ангелы считаются воплощением Троицы. Вопреки прежней традиции, Рублёв исключил из иконы Авраама, Сарру, слугу, закалывающего тельца. Все внимание – фигурам ангелов. Композиция подчинена ритму кругового движения, создающему настроение бесконечности, спокойствия и гармонии. Троица Ветхозаветная. Храмовая икона иконостаса Троице-Сергиева монастыря. Андрей Рублев гг. ?


Живопись Последний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий (ок или 1450 – после 1519). До наших дней сохранилась часть фресок Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля, но полнее всего творчество Дионисия представлено в Ферапонтовом монастыре. Христос Вседержитель. Роспись подкупольного пространства собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий.


Живопись Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря сохранились почти полностью и никогда не записывались. Фигуры легкие, стройные, удлиненные (маленькие головы, длинные ноги, высокие талии), как бы парящие в воздухе. Краски напоминают нежные акварельные полутона (вопреки легенде Дионисий использовал не местные, а итальянские краски). Архангел Михаил Архангел Гавриил


Источники иллюстраций Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд BE%D1%80%D0%BE%D0%B4; BE%D1%80%D0%BE%D0%B4


Источники иллюстраций Слайд kultury/arhitektura/pics/mk/1.jpghttp:// kultury/arhitektura/pics/mk/1.jpg Слайд D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд 31.

Вопрос к I пункту. Что такое эпоха Возрождения?

Назовите известные вам достижения культуры стран Западной Европы и Востока в XIII-XIV вв.

Возрождение – это время, когда в Европе пытались вспомнить достижения Античности, возродить те времена. Тогда людей снова стали изображать правдоподобно, со всеми мышцами и правильными пропорциями тела, в живописи появилась перспектива и игра света и тени и т.д.

Вопрос ко II пункту. Узнайте, когда и где в Европе впервые появилась бумага.

Способ производства бумаги европейцы узнали от арабов. Проник он в Европу, когда усилились контакты между этими народами, то есть в XI-XII веках (особенно усилился потом самых разных достижений арабов в Европу после Первого крестового похода).

Вопрос к III пункту 1. Почему, на ваш взгляд, в былинах повествуется о событиях, связанных с историей Древней Руси?

Потому что то время считалось Золотым веком. Особенно привлекало людей то, что тогда кочевников из степи побеждали, а не подчинялись им.

Вопрос к III пункту 2. В чём вы видите главное отличие жанра былины от жанра исторической песни.

В былине прославляются правители и лучшие воины (богатыри). В исторической песне речь идёт о судьбе простых людей, часто не героической, но берущей за душу.

Вопрос к IV пункту. Найдите изображения церкви Николы на Липне в Интернете. Сравните их с русскими храмами домонгольского времени. Сделайте выводы.

Церковь Николы на Липне похожа на домонгольские церкви Владимиро-Суздальской земли. Она такая же квадратная в плане, центр её композиции – единственный купол. Стены украшены небольшим числом рельефов, но при это видно, что церковь может стать крепостью – стены толстые, окна небольшие, узкие и находятся высоко над землёй.

Таким образом, зодчие Московского княжества опирались на творения своих предшественников в домонгольский период.

Вопрос к V пункту. Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле?

В Восточной Римской империи было много живописцев, потому сильная конкуренция. Кроме того Новгород, где вначале поселился Феофан, был богаче, чем Кафа в Крыму (сегодня Феодосия), откуда он переехал в русские земли. Он вполне мог переселиться по этим чисто житейским соображениям.

Вопрос к параграфу №1. Назовите причины культурного возрождения русских земель.

Экономика восстановилась после Батыева нашествия, новые нашествия были не такими страшными и разоряли не все княжества в одно время;

Распахивались новые земли, что также помогало экономическому подъёму;

Русские земли стали собираться вокруг нескольких центров, благодаря чему меньше стала усобиц, началась более спокойная жизнь;

Новым центрам объединения, включая Москву, нужно было доказывать свою значимость, то есть создавать собственные летописи, строить величественные храмы и т.п.

Вопрос к параграфу №2. Какие новые жанры и идеи появились в устном народном творчестве в XIII-XIV вв.?

В этот период появились такие новые жанры как историческая и воинская песни. В этих и прежних жанрах отражены новые реалии, вроде судьбы угнанных монголами пленных. Появляются там и идеи борьбы против захватчиков и объединения сил, единства русской земли ради этой борьбы.

Вопрос к параграфу №3. О чём идёт речь в «Повести о разорении Рязани Батыем»? Определите жанр этого произведения.

Это воинская песнь. Там идёт речь о нашествии войск Батыя на Рязанскую землю и гибели её вместе с княжеской семьёй, а также о сопротивлении врагу, воспевается Евпатий Коловрат.

Вопрос к параграфу №4. Расскажите о достижениях русского зодчества конца XIII-XIV в.

После Батыева нашествия снова стали строить из камня. Постепенно опять появились величественные храмы. Они прославляли мощь крупнейших городов, включая Москву. По стилю храмы во многом ориентировались на Владимиро-Суздальское княжество домонгольских времён, но вносились и новшества.

Значительный скачок совершила новгородская архитектура. Вместо аскетичных церквей домонгольского периода, храмы стали изысканными, богаты украшенными рельефами, с немного даже вычурными архитектурными украшениями. Видимо, город настолько разбогател, что заказчики могли позволить себе роскошь.

Вопрос к параграфу №5. Какая важная для историка информация содержится в названии московской церкви Спаса на Бору?

Это название храм получил от бора, то есть леса, который рос тогда по соседству. Название показывает, что в те времена места вокруг Москвы были всё ещё дикими.

Вопрос к параграфу №6. Перечислите живописные шедевры, созданные на Руси в конце XIV в.

Наиболее выдающимися произведениями того времени считаются творения Феофана Грека. До нас дошла лишь небольшая часть творчества автора, но среди сохранившихся, наиболее выдающиеся – икона Донской Божьей Матери и иконостас Благовещенского собора.

Вопрос к параграфу №7. Подтвердите фактами утверждение, что русская живопись всё более освобождалась от византийского влияния и приобретала свои самобытные черты.

У русской живописи появляется свой колорит. Например, даже для иконы и фрески Феофана Грека, который полностью сформировался как мастер за пределами русской земли, прослеживается русский стиль, который он усвоил уже в Новгороде. На его творениях фигуры и лица не застывшие, они как бы в движении, причём движении больше духовном.

Появлялись даже новые формы церковной живописи. Так в Восточной Римской империи никогда не было развитых иконостасов, в русских церквях они стали обязательными.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и Руси в XIII-XIV вв. вы можете указать?

И европейская, и русская культуры в этот период возрождают достижения прошлых эпох после периода упадка. Только Европа возрождает Античность после Средневековья, а русские земли – домонгольский период после нашествия кочевников. Однако достижения культур разные, их стили далеко отстоят друг от друга.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды? Приведите примеры взаимного влияния культур.

В целом, северо-восточные русские земли были изолированы своими болотами и лесами не только от нашествий, но и от культурных влияний. В основном, они развивали собственные традиции. Из иностранцев прославиться удалось лишь Феофану Греку. Но достижения культур взаимно проникали на бытовом уровне. Например, русский язык много взял у кипчакского (половецкого), который был официальным языком Золотой Орды.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Продолжите заполнение в тетради таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X – начала XVI в.».

Повторяем и делаем выводы

1. Как Русь была завоёвана монголами? Назовите главные причины этого завоевания. Почему Русь в XIII в. сумела отбить нашествие с запада, но не смогла защититься от нашествия с востока?

С Запада не было нашествия. Немецкие крестоносцы и шведские войска устраивали отдельные экспедиции, они не посылали все свои силы против русских княжеств и не хотели их завоевать. Их целью был контроль над финно-угорскими народами, за который они боролись с Новгородом.

В то же время монголы стремились именно захватить русские земли. Они вообще мечтали завоевать весь мир, ведь именно это завещал им великий Чингисхан. И монголы хорошо подготовились к нашествию, разведав все пути по русским рекам и начав вторжение именно тогда, когда эти реки были скованы льдом и могли использоваться как дороги.

Русские княжества к нападению не подготовились. Более того, они так и не выступили единым фронтом из-за раздробленности. И пока монголы громили Владимиро-Суздальскую землю, Галицко-Волынские князья надеялись, что их беда пройдёт стороной.

Но даже если бы русские княжества выступили единым фронтом, это могло не помочь. Монгольская армия была самой эффективной в мире. Это было хорошо организованное войско, делившееся на мелкие подразделения, потому оно могло выполнять сложные манёвры. Полководец всегда следил за ходом битвы со стороны, потому видел ситуацию и управлял этими манёврами. Все монголы были конными лучниками. Во время штурмов городов они использовали китайские эффективные машины. Потому на поле боя им не было равных. Рыцарство Польши и Венгрии смогло объединиться, но войско Батыя разбило их двумя разными частями, то есть фактически одновременно. Это ещё один ответ не только на вопрос, почему монголам удалось захватить русские земли, но и почему русские дружины отбили нападения с запада, но не справились с восточной угрозой. Монголы были лучшими воинами, они без труда победили бы и немецких крестоносцев, и шведские войска, так же, как они наголову разбили польских и венгерских рыцарей.

2. В чём выражалось господство Золотой Орды над Русью? Каковы последствия установления ордынского ига для развития Руси? На какие сферы жизни народа иго повлияло наиболее пагубно?

Русские князья подчинялись Золотой Орде и даже правили только с разрешения ханов, получая на это ярлыки. За ярлыками приходилось ехать в ставку хана и выражать свою покорность.

Как зависимые правители князья присоединяли свои дружины к войскам хана. В частности, они воевали против других князей, которых хан решил наказать. Но этому в условиях соперничества, князья были только рады. Тяжелее были походы в далёкие земли. Однако эту волю хана также приходилось исполнять.

Русские земли платили дань, от которой была свободна лишь церковь. Кроме того, в ставке хана князья раздавали богатые подарки.

Тяжелее всего оказывались периодически повторявшиеся нашествия, в ходе которых разорялись те или иные земли.

3. Можно ли сказать, что борьба русского народа с ордынскими завоевателями имела всемирно-историческое значение? Ответ обоснуйте.

Эта борьба имела значение для самого русского народа, но для всего мира – вряд ли. Владения монголов, несмотря на мечты Чингисхана, занимали совсем не весь мир. Кроме того, в XIV веке они уже распались на отдельные государства. И борьба Китайцев против династии Юань (тех же монголов) никак не влияла на историю России, так же как и борьба русского народа не ощущалась в Китае. Что уж говорить про далёкие от Монголов страны вроде Португалии, или о не имевшей в то время вообще никаких связей с Евразией Мезоамерике.

4. Как началось возрождение Руси? Почему Москва стала центром объединения русских земель? Какие произведения искусства того времени свидетельствуют о начавшемся возрождении Руси?

Возрождение началось постепенно, когда княжества стали восстанавливаться после Батыева нашествия. Особенно быстро восстановление началось, когда при Иване Калите новые нашествия прекратились, а позже и стали невозможны из-за Великой замятни в Золотой Орде.

О выходе из упадка говорит, например, церкви того времени, вроде Успенского собора в Коломне, расцвет живописи, связанный с именем Феофана Грека и др.

Москва изначально стала центром объединения потому, что ей благоволили золотооордынские ханы, и княжество не восставало против них, пока монголы были сильны. Но когда они ослабли, Москва вовремя сумела увидеть собственную выгоду в ситуации и отстоять её с оружием в руках.

Отдельно стоит отметить ситуацию в Новгороде. Там не было нашествия Батыя, потому восстанавливаться не пришлось. А торговля обеспечивала городу процветания. Благодаря всему этому там расцвела культура, про что говорят сложные и даже вычурных храмы этого города, вроде церкви Спаса Перображения на Ильине улице.

5.Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий в истории нашей страны.

На Куликовом поле северо-восточные княжества впервые разбили столь значительные силы монголов. Это укрепило лидерство Москвы, а Москве позволило почувствовать свою силу. Потому стала важной, хотя и не окончательной вехой как на пути создания единого русского государства, так и на пути этого государства к независимости.