Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое фреска? Фресковая живопись. Фреска и фресковая живопись

Что такое фреска? Фресковая живопись. Фреска и фресковая живопись

Фреской является живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке. Краски, которыми наносят фреску, разводят чистой или известковой водой. При высыхании штукатурка образует пленку, делающую фреску долговечной.

В наше время фреской могут называть любую настенную живопись в зависимости от ее техники: секко (росписи по сухому), темпера, живопись масляными или акриловыми красками и проч. Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют термин «Буон фреска», что означает «чистая фреска».

Известно, что история появления фрески уходит корнями далеко в прошлое, а именно в период Эгейской культуры (2 тыс.лет до н.э.), когда фресковая живопись получила широкое распространение. Это объяснялось доступностью используемых материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительной простотой техники самой живописи, долговечностью произведений. Все эти факторы обусловили широкое распространение и популярность фрески в те времена. Больше всего фреска использовалась в христианской живописи для украшения как внутренних, так и внешних стен каменных храмов.

Появление фрески обусловлено желанием человека украсить свой дом, сделать более оригинальными его стены, либо потолки. Фреска развивалась одновременно с эволюцией человека.

В древние времена существовало несколько видов настенных росписей, а именно:

Религиозные; - росписи, представляющие предметы или какие-либо моменты жизни, имеющие символический смысл; - росписи-обманки, с использованием перспективы игры света и тени, представляющие реалистические изображения так, что зритель предполагал, что находится перед реальным объектом, а не рисунком.

Фрески – это не значит простая роспись стен. Этот процесс требует длительной подготовки, применения специальной технологии. При изготовлении фрески используется негашеная известь и натуральные пигменты, применение которых и делает эту живопись не только уникальным, но и недешевым. Развитие фрески в современное время позволяет применить также такие дорогостоящие материалы, как гранит и мрамор.

Роспись стен по влажной штукатурке является не только долговечной и безмерно красивой. Фреска имеет уникальные способности: по прошествии определенного количества времени, нанесенная при росписи стен краска незначительно растворяется штукатуркой, из-за чего рисунок приобретает эффект прозрачности. Однако, данная техника росписи очень требовательная к уровню мастерства. Нанесение рисунка на влажную поверхность требует не только наличие навыков и таланта, но «легкой» и опытной руки.

Фреска - (от итал. fresco - свежий), живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. (Большой энциклопедический словарь)

Фреска (от итал. fresco — свежий) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании штукатурка образует пленку, делающую фреску долговечной. (Википедия)

Фреска (по данным БСЭ) - техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой, является основной техникой стенных росписей.

Штукатурка (грунт) составляется обычно из 1 части гашёной извести, 2 частей минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка или дроблёный кирпич), иногда — с органическими добавками (солома, пенька, лён и т.д.), предохраняющих грунт от растрескивания. Для фрески годны краски, которые не вступают в соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; применяются главным образом земляные натуральные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т.д., реже краски медного происхождения (голубец и др.), а также киноварь. Все синие и чёрные краски (реже — другие) наносятся на уже сухую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами во всю их силу, но при письме приходится учитывать, что краски, высыхая, сильно бледнеют. Важную роль во фресках играют лессировки, однако при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и тускнеет. Кроме собственно фрески, с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).

Фреска (по Российскому гуманитарному энциклопедическому словарю) - монумент, живопись по свежей, сырой штукатурке красками довольно сдержанной палитры (земляные пигменты, кобальты и пр.) с использованием в качестве связующего воды или вод. раствора извести. В соединении с веществом штукатурки (стены или потолка) образуется тонкий, практически вечный красочный слой, хотя при высыхании краски бледнеют. Техника фрески не допускает исправлений в процессе работы, они могут вноситься лишь впоследствии темперой. Фреска выполняется по частям, с использованием картонов для отдельных частей композиции. Произведения, выполненные в этой технике, известны еще в эгейском искусстве (2 тысячелетие до н. э.), получили развитие в античной культуре (сохранились фрески интерьеров в Помпеях), затем в искусстве Византии, Болгарии, Сербии, Грузии, Италии и др. В Италии 16 в. получила распространение техника "буон фреско" — без поправок темперой. Традиции фресок были продолжены в росписях 17—18 вв., в 19 в. — в германской назарейской школе, в искусстве модерна, в 20 в. — в мексиканской монумент, живописи и др.

...в Италии, где зародился термин Affresco, фреской называют все росписи, в любом материале, которые выполнены в архитектуре. На своей родине термин утвердился к концу XIV века.
Термин «фреска» происходит от итальянского выражения «affresco» — письмо по сырому, еще свежему известковому грунту. Иногда употребляется и выражение «bouone fresco» (ит.), то есть «истинная фреска», чтобы подчеркнуть именно это ее качество — по — сырому, в отличие от «fresco a secco» (ит.) — так называемой фрески по—сухому, которая по существу является просто работой известковыми красками (красками на известковом связующем) по сухой штукатурной поверхности, схватившейся, отвердевшей, но смоченной перед работой.

В россию термин «фреска» пришел из Италии не ранее XVIII века. Об этом можно судить по тому, что еще в

XVI—XVII веках в русских документах он не встречается и о такого характерa работах в летописных сводах, уставах и указах писали: «стенное письмо на сыром левкасе». Термином же «стенное письмо» означали все росписи на архитектурных поверхностях, выполненные в любой технике,— будь то роспись по сырому левкасу, на эмульсионном связующем или клеевом.
Фреска, как
особый вид живописи , была широко распространена в прошлые эпохи. Предполагается, что ее знали в Древней Греции, писали ею в Древнем риме, Византии, на руси X-XII веков (в киеве, Новгороде, Пскове). Многочисленные фрески-ангелы выполнены в средневековой Западной Европе и на территории нашей страны в XIII—XVIII веках. Бурное и своеобразное развитие она получила в Италии в XIV—XVII веках. ...На руси в ней работали такие мастерa, как a. рублев (около 1360/70 — около 1430) и Дионисий (около 1440 —после 1502/03). В эпоху Возрождения в Италии — рафаэль (1483-1520), Микеланджело (1475 — 1564) и многие другие.
Начиная разговор о фреске как о технике росписи стен, сразу же следует сказать, что не было (да и не могло быть) единой техники фрески, то есть единой системы письма по сырому известковому грунту красками (колерами), разбавленными только водой или имеющими в своем составе то или иное количество гидрата окиси кальция... Единственное, что характерно для всех ее модификаций — это известковое связующее ее грунтов и красок (колеров). Все остальное представляет калейдоскоп рецептуp грунтов, методов их наложения, ассортимента красок, систем письма и т. д.
Не было техники стенописи как системы... где все элементы росписи с начала и до конца сделаны красками (колерами), разбавленными только водой или имеющими в своем составе известковое связующее, то есть техникой чистой подлинной фрески (bouone fresco). Всегда и y всех народов европейского региона культуры стенописи, начиная с античности и кончая XIX столетием, существовала система росписи стен, предполагающая смешение материалов (и отсюда техник), то есть существовала всегда техника росписи стен, в которой в той или иной мере, в том или ином сочетании применялись четыре разных материала, которые все вместе и формировали единую технику росписи, основой которой служила фреска (bouone fresco). Эта система письма (техника стенописи) включала в себя:
a. фреску (bouone fresco, или affresco), то есть письмо по сырому известковому основанию красками без связующего — колерами, разбавленными только водой или имеющими в своем составе то или иное количество гидрата окиси кальция;
b. известковые краски (колеры, имеющие в своем составе известковое связующее — известковое тесто или известковую воду... но которыми уже писали (прописывали) по высохшему грунту или по высохшему (или по подсохшему) красочному слою фрески (affresco, bouone fresco), исправляя что-либо или дописывая детали;
c. темперные краски (главным образом цельнояичные темперы, которыми дописывали и прописывали фрески уже при высохшем их красочном слое...);
d. клеевые краски, которые использовались и применялись для тех же целей, что и темперные.

Современная наука не имеет безусловных оснований считать фреску древнейшей техникой росписи стен, так как научные исследования грунтов древнеегипетских росписей, проведенные уже в наше время известным английским египтологом a. Лукасом и изложенные им в фундаментальном труде «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», убедительно свидетельствуют, что древнеегипетская культура

(XXX-XI вв. до н. э.) не знала извести и что этот материал пришел туда лишь в эпоху Птолемеев, то есть не ранее IV века до н. э. (53. С. 146).
Высококачественные известковые покрытия нередко служили основаниями для росписи стен во дворцах и жилых домах эгейской культуры (XXX— XII вв. до н. э.). Но были ли они фресковыми росписями? Известняковые и особенно цемяночные (кирпичные и черепичные) наполнители этих облицовок, способствующие активной карбонизации растворa (формированию известкового камня), заставляют нас усомниться в этом.

Статья будет интересна тем, кто хочет узнать, что такое фреска и какую роль сыграл этот вид искусства в истории архитектуры и культуры в ходе развития человеческой цивилизации.

Фреска - это искусство и потолков путем нанесения цветного рисунка на еще влажную штукатурку при помощи водяных красок. При такой технике связующим и грунтующим веществом выступает один и тот же материал - известь. Благодаря этому краски хорошо держатся, не осыпаясь.

Что такое фреска, хорошо знали еще во времена античности. Их особенностью было то, что в завершение роспись полировали разогретым воском. Необходимость начать и завершить фреску до высыхания извести заставляла художника работать в очень быстром темпе. Поэтому если нужно было создать большую монументальную роспись, то над ней работало несколько художников. При этом они должны были иметь профессиональный опыт, потому что кроме высокой скорости рисования, необходимо было иметь уверенную сильную руку и четкое представление обо всей композиции в целом, так как работать приходилось каждому только над одной ее частью. Если же были необходимы исправления, то эту часть изображения вместе с известковым слоем вырезали и накладывали новый слой раствора.

В технике фрески выполнены почти все старинные памятники Предки хорошо знали, что такое фрески. До наших дней сохранились настенные росписи Помпей, живопись на стенах христианских катакомб, памятники романского, византийского и древнерусского монументального фрескового искусства.

В интерьере античной архитектуры определяющее значение приобрели стены и окна. Зная, что такое фреска, их щедро украшали красивой росписью по влажной штукатурке и мозаикой (согласно пожеланиям заказчиков - богатых обитателей жилищ, и во времена античности стремящихся к комфорту). Благодаря этому получил широкую известность особый "помпейский" стиль росписи по влажной извести. Мода на роскошное напольное и настенное декорирование сохранилась и в средневековом интерьере. Популярные тенденции переходили из века в век, поэтому неудивительно, что и во времена Возрождения люди знали, что такое фреска. Традиции украшать ими интерьеры не угасли.

Для каждой новой эпохи красота и пышность, богатство и качество оформления жилищ оставались немаловажными. Стоит только вспомнить знаменитые фрески спальни во дворце герцога Людовико Гонзага в Мантуе. Свой всемирно известный фресковый цикл мастер ранней эпохи Возрождения Андрэа Мантенья посвятил хозяину дворца, правителю Мантуи. Художник изобразил сцены из его жизни.

Совершенно особое значение приобрела стеновая фреска в богатом украшении палаццо эпохи Ренессанса. Пышность убранства помещений достигалась не заказом в дом уникальной дорогой мебели, а за счет украшения фресками потолка, стен и пола дома.

Сегодня при помощи фресковой росписи украшают интерьеры как частных домов, так и В наше время фреска приобрела необыкновенную актуальность, популярность и даже престижность, особенно такие ее виды, как художественная и настенная фреска, заменяющая живопись.

История, классификация и примеры знаменитых произведений фресковой живописи.

Что такое фреска?

Термин

Термин фреска происходит от итальянского «свежий» и описывает подход к созданию живописи, в котором цветные пигменты смешиваются с водой, а затем наносятся непосредственно на свежую известково-гипсовую поверхность, которой обычно служат отштукатуренные стены и потолки. Жидкие краски впитываются гипсом и после высыхания они остаются в поверхности. Перед нанесением красок художник, зачастую, делал подготовительный рисунок (синопию) красным мелом.

Типы

Станцы Рафаэля

С течением времени и развитием маньеризма, вкусовые предпочтения склонились к созданию больших холстов и гобеленов маслом, что ограничило охват фресок, которые стали использоваться в основном для потолочной росписи.

Барокко

Стиль барокко можно считать последним периодом, когда массово создавались грандиозные фрески. Наиболее известные работы того времени принадлежат Аннибале Карраччи, Пьетро да Кортона, Луки Джордано и многим другим.

Сикстинская капелла. Микелянджело.

Фреска и фресковая живопись обновлено: Сентябрь 15, 2017 автором: Глеб