Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Откуда в России появились корейцы? Население Южной Кореи: численность, занятость и интересные факты.

Откуда в России появились корейцы? Население Южной Кореи: численность, занятость и интересные факты.

Прецедент уже был в 2004 году, 10 лет назад, когда впервые за всю историю отмечалась эта дата. Вот тогда вышло распоряжение правительства Российской Федерации, которое так и было сформулировано: «О проведении мероприятий посвященных 140 годовщине добровольного переселения корейцев в Россию». Вот и сейчас есть поручение Правительства Министерства регионального развития, которое полностью будет заниматься организационной частью этих мероприятий.Создан организационный комитет, в который вошли представители регионов с компактным проживанием российских корейцев. Вот скоро должны провести второе заседание комитета, его возглавляет Игорь Слюняев – министр регионального развития Российской Федерации. Утвержден план проведения мероприятий, включающих мероприятия, как в Москве, так и в регионах.

А какого рода мероприятия?

Они очень разноплановые. Допустим, уже первое мероприятие будет в Новосибирске, потом в Москве, Владивостоке. В Новосибирске - это международная научно-практическая конференция об истории переселения корейцев в Россию. А 20 мая во Владивостоке, и в Москве 26, 27, мероприятия с такой неожиданной повесткой, но неожиданной для тех, кто впервые слышит. А для нас это одно из приоритетных мероприятий на тему – православие и корейцы. Это давняя история. Она начинается с середины 19 века, когда начали переселяться корейцы в Россию, и одним из условий переселения было приобщение к православной вере.

Но и потом есть большая история российской духовной миссии в Корее, которая была основана в конце 19 века и просуществовала вплоть до трагических событий 1917, когда наступила другая эпоха. Так что, история очень богатая и корейцы придают этому значение, потому что с православием они связывают и веру, и духовность, которая, в свою очередь, важная составляющая духовного пространства и является важной основой для интеграции. Поэтому симпозиум во Владивостоке так и будет называться «Корейцы в России: история, культура». Православие - как один из путей интеграции в культурно-духовное пространство России.

А, в свою очередь, в Корее будут мероприятия?

Там создан организационный комитет. Корейцы тоже придают большое значение данному мероприятию. Оргкомитет создан по инициативе корейскими парламентариями, депутатами. И вошли туда и бывшие послы республики Корея в России. Но в общем плане это важная для исторической родины дата. А какая поддержка будет оказана – это все в стадии обсуждения.

Скажите, а в Сеуле есть российский культурный центр?

Вот сейчас, после Нового Года, с первого января вошел в силу безвизовый режим между Россией и Южной Кореей. И в рамках вот этого важного решения было принято двустороннее соглашение об открытии культурных центров в Сеуле и Москве. В Москве он есть, при посольстве. Корейцы придают большое значение культурной составляющей. Московский культурный центр будет развиваться. Что касается Южной Кореи и присутствия российской культуры, то там частными организациями создан Пушкинский дом, при активном участии российских граждан, которые живут там. Планируется открыть при посольстве в Сеуле культурный центр для того, чтобы знакомить корейцев с русской культурой.

То есть такой запрос есть?

Да, есть. И это уже вошло в план мероприятий, которые были поддержаны на государственном уровне.

А русских в Корее много?

Временно проживающих русскоязычных насчитывается около десяти тысяч, но в основном это люди, которые приехали на работу. В меньшей степени на учебу, по делам бизнеса, туристы.

А как складывается диалог культур среди молодежи обеих стран?

Может быть, с открытием культурных центров это процесс пойдет быстрее, просто сейчас такой период, когда не очень большая часть молодежи России осведомлена, знает корейскую молодежную культуру. Что-то доходит, но, чтобы было какое-то представление, необходимо чтобы постоянно была связь не только в социальной сети. В прошлом году было несколько гастрольных туров со стороны представителей молодежи Южной Кореи: различные флэшмобы, приезжал популярный рэпер. Но это единичные акции, такого постоянного процесса нет, все это в будущем. Хотя, что касается Южной Кореи, как она смотрит на российскую культуру, то последняя принимается на «бис». Очень много и постоянно приезжают российские артисты. Популярны и даже переведены на корейский язык российские хиты.

А какое внимание к языку? Вы сказали, что переводятся тексты песен…

Вот в русском доме, который открыт южнокорейцами, там действуют курсы русского языка, бесплатные.

А что касается корейского в России?

В Корее государственная политика направлена на то, чтобы познакомить мир с корейской культурой и распространять корейский язык по всему миру. В том числе и в России. В Москве постоянно функционируют бесплатные курсы в корейском культурном центре, пользуются большим спросом. И вызывают серьезный интерес. Даже уже не хватает преподавателей, условий, чтобы всех принять. Язык – это важный компонент. Менталитет – это, прежде всего язык, он ключ к другой культуре. Приятно, что россияне проявляют интерес к корейскому языку. Иногда даже больше, чем представители русскоязычных корейцев. Есть такой парадокс.

Как вы думаете, этот взаимный интерес, диалог культур, который складывается между Кореей и Россией, на каком фундаменте существует: история, ментальность?

Если говорить о ментальности, то это вопрос серьезный, философский. Как раз за 150 лет проживания корейцев явным стал парадокс, что 5-6 поколение, которое уже живет здесь, фактически впитали черты русского менталитета. Но утратили корейский язык. Родной для них – русский, что редкость для народов, проживающих в России. В 90-х годах, когда открылись двери для бывших граждан СССР, многочисленные народы, которые имеют историческую родину за пределами России: немцы, евреи, около 2 млн немцев вернулись в Германию. Третья по численности этническая группа – корейцы, оказалось, что уехали единицы. И когда вопрос почему: оказалось, что все подходит, кроме менталитета. Потому что, в Корее он совсем другой и не привычен для русскоязычных корейцев, которые приобрели уже русские черты.

А экономические связи активны между нашими странами?

Вот три года назад, было провозглашено стратегическое партнерство между Россией и Южной Кореей, которое предусматривало активизацию экономических связей между нашими странами. Но там принимала участие и Северная Корея, потому что главный проект – это открытие Транссибирской магистрали. Она дошла до границы Северной Кореи, осталось решить политические вопросы, согласовать и тогда, экономическая картина может поменяться. Если бы Корея была единой, то было бы все проще, конечно. Диалог пока складывается трудно. Просто, если со стороны Южной Кореи он предсказуем, то со стороны Северной он трудно представляем. Но у всех есть ожидания позитивного решения. По крайней мере, такая надежда есть у всех, а что касается конкретного выражения, трудно сказать. В последний период Северная Корея послала «мессадж» о том, что она инициирует переговорный процесс. В чем это выразится? Никто не знает. Такая тенденция есть.

Как происходит расселение корейцев в России?

История тут такая. 150 лет назад – это было приморье, потом в 1937 году насильственное переселение в районы средней Азии. Там были компактные проживания и успешные. Была целая большая эра в экономике: создание корейских колхозов. В 50 – х годах примерно 250 человек были удостоены звания героя соцтруда. Это высшее звание. Вот это режим переселения он был уже либерализован, и можно было свободно выбирать место жительства. И большое число корейцев стало разъезжаться. Молодежь стала получать высшее образование, старалась качественное получать, в крупных центрах. В советское время «по удельному весу высшего образования» корейцы были на одном из первых мест. Сейчас дисперсное расселение. Те, кто занимается корейскими вопросами, мы многих не знаем. Практически нет крупного населенного пункта, где не жила бы хотя бы одна семья. Мы знаем ту прослойку, которая заметна.

Корейцы любят работать и любят учиться?

Да, это национальная ментальная черта. В каждой корейской семье приоритетным направлением деятельности является образование. Поэтому не случайно ходит легенда, что самая бедная семья старается собрать деньги, отправить ребенка учиться, чтобы он получил высшее образование. Образование - шаг к успеху.

Какова взаимосвязь между корейцами, живущими в России. Это постоянное общение, обмен?

Это в большей степени семейные связи. По последней переписи 158 тыс корейцев, по неофициальным 200 тыс. Многие приезжают из бывших республик СССР.

Да есть еще связи между общественными корейскими организациями. После 90-х годов во всех государствах бывшего СССР, были созданы общественные корейские структуры. Но основная масса населения из полмиллиона корейцев развиваются индивидуально. Они живут автономно порой. В отличие от других народов, у которых ярко выражена диаспора, тут диаспора условна в большей степени.

Скажите, пожалуйста, помимо России, где еще в мире корейцы в большом количестве проживают?

Корея одна из многих стран, которая относится к мировой нации. Южная Корея – 50 миллионов, Северная Корея – 25 миллионов, и 8 миллионов живут за пределами своей исторической родины. Расселенность такая, что практически нет такой страны, где бы не жили корейцы. Самые крупные это Китай и Америка. На первом месте Китай, там есть даже корейская автономия. Америка – это территория, на которой корейцы могут раскрыть свой личный потенциал. В Канаде много, в Южной Америке, в Европе. Наблюдая за корейцами, выходцами и гражданами тех стран, где они прижились, есть такая особенность: очень быстро адаптироваться к новой среде проживания, ассимилироваться, принимать менталитет.

Почему это так? Это своего рода свобода толерантность корейского человека?

Способность приспосабливаться к тем жизненным условиям, в которых они оказались. В 1937 корейцы не просто выжили, но и быстро добились успеха.

Может быть, потому что своя культура не такая догматичная, доминирующая?

Страна много лет была закрытой. Это, конечно, сформировало определенный генотип, но оказалось что корейцы склонны к открытости.

Вы сказали про православие, который интересно корейцам. А как насчет буддизма?

В Москве есть миссия буддистская, которая изначально является миссией от буддистской церкви в Корее. Но она зарегистрирована как корейский культурно-просветительный духовный центр. Там распространяется корейский язык, также знакомят с буддизмом. Образ мышления, мировоззрения – это буддизм. Есть люди, которые этим интересуются.

А для самих корейцев что популярно?

Как ни странно, самая распространенная религия – христианство.

К буддизму корейцы причисляют себя в силу происхождения, а вера самая распространенная это неправсославные ветви христианства - баптисты, пресвитерианцы, протестанты. То есть та вера, которую завезли 200 лет назад американцы, она распространилась и окрепла. Сейчас среди 40 процентов верующих популярны именно данные направления во многом, потому что когда-то были частью другой культуры, теперь, стали частью корейской.

Валентин, большое спасибо за беседу.

Узбекистан : 173 832
Австралия Австралия : 156 865
Казахстан Казахстан : 105 483
Филиппины : 88 102
Вьетнам Вьетнам : 86 000
Бразилия Бразилия : 49 511
Великобритания Великобритания : 44 749
Мексика Мексика : 41 800-51 800
Индонезия : 40 284
Германия Германия : 33 774
Новая Зеландия : 30 527
Аргентина Аргентина : 22 580
Сингапур : 20 330
Таиланд Таиланд : 20 000
Киргизия Киргизия : 18 403
Франция Франция : 14 000
Малайзия Малайзия : 14 000
Украина Украина : 13 083
Гватемала Гватемала : 12 918
Индия :10 397
ОАЭ ОАЭ : 9 728
Швеция Швеция : 7 250
Саудовская Аравия Саудовская Аравия : 5 145
Парагвай Парагвай : 5 126
Камбоджа Камбоджа : 4 372
Китайская Республика Китайская Республика : 4 304
Эквадор Эквадор : 2 000
Язык Религия Расовый тип

Коре́йцы - основное население Корейского полуострова .

По антропологическому типу принадлежат к восточно-азиатской ветви монголоидной расы. Говорят на корейском языке .

Жилища

Корейская кухня советских корейцев корё-сарам хорошо узнаваема широким применением кориандра , придающего корейским салатам характерный вкус и запах.

Одежда

В традиционном костюме корейцев, в отличие от китайского и японского, преобладал белый цвет. Одежда мужчин состояла из рубашки, широких шаровар, чулок и веревочных или соломенных башмаков; сверху халат, зимой на вате. Волосы собирались в пучок и связывались вверху шишкой на голову надевались иногда шляпа с полями из камыша, лакированной материи и т. д. Женщины носили по несколько юбок, род корсета или широкого пояса и накидку на плечах, а зимой - ватные халаты; причёска их была схожа с китайской.

Имена

В большинстве случаев фамилия состоит из одного, а имя из двух слогов. Как имя, так и фамилия часто записывается с помощью ханча . При использовании европейских языков некоторые корейцы сохраняют традиционный порядок написания, а другие меняют его согласно западной схеме. В Корее женщина, выходя замуж, обычно оставляет себе девичью фамилию.

В Корее используется всего около 250 фамилий. Самыми распространёнными из них являются Ким , Ли , Пак и Чхве (Цой). Однако большинство однофамильцев не являются близкими родственниками. Происхождение корейских фамилий тесно связано с корейской историей и географией . Существует множество кланов, каждый из которых связан с определённым местом, как, например, Кимы из Кимхэ . В большинстве случаев каждый клан прослеживает свою родословную до общего предка по мужской линии.

В течение корейской истории использование имён эволюционировало. Древние имена, основанные на корейском языке , встречались во время периода Трёх королевств (57 год до н. э. - 668 год н. э.), однако со временем, по мере принятия китайской письменности, они были вытеснены именами, записываемыми китайскими иероглифами. Во время периодов влияния монголов и маньчжуров правящая элита дополняла свои корейские имена монгольскими и маньчжурскими именами. Кроме того, в конце японского колониального правления корейцев принуждали брать японские имена .

Боевые искусства

Тхэквондо (кор. 태권도 , 跆拳道 , произносится «тхэквондо́», иногда пишется «тэквондо», «таэквондо», «таеквондо») - корейское боевое искусство. В 1955 году генерал-майор Чхве Хон Хи , взяв за основу несколько школ борьбы, создал тхэквондо. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: «тхэ» - нога, «квон» - кулак, «до» - путь. По определению Чхве Хон Хи, «тхэквон-до означает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников ». Тхэквондо, в отличие от других боевых искусств, характеризуется именно большим количеством высоких прыжков с ударами ног.

Хапкидо (кор. 합기도 , 合氣道 ; хап - объединение; ки - энергия, сила; то (-до) - путь) («путь объединения энергии») - корейское боевое искусство, схожее с японским айкидо , так как на его появление во многом оказала влияние техника, положенная и в основу айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, джиу-джитсу. В дальнейшем в него вошли и элементы тхэквондо и тансудо.

Тансудо (кор. 당수도 , 唐手道 «путь танской (китайской) руки») - корейское боевое искусство, сосредоточенное на дисциплине и практике форм и последовательностей самозащиты. Хван Ки, основатель этого искусства, утверждал, что он создал тансудо, когда жил в Маньчжурии в 30-х годах XX века, основываясь на старых текстах о субак (старое корейское военное искусство). Японское карате и китайские внутренние школы ушу , возможно, повлияли на тансудо. Во многих аспектах тансудо подобно карате и тхэквондо, однако практически не имеет акцента на спортивных соревнованиях.

Кёксульдо (кор. 격술도 ) - боевое искусство из Северной Кореи, которое практикуется прежде всего в пределах Корейской народной армии. Кёксульдо было распространено также в Восточной Европе в государствах бывшего Варшавского пакта . В Корее кёксульдо стоит на вооружении спецподразделений и армии. Мировая федерация кёксульдо (세계실전격술도총본관) состоит из двух гражданских (не военизированных) тоджанов в Южной Корее. Один из тоджанов находится в Инчхоне , второй - в городе Чхонан . В отличие от остальных коммерциализированных школ кёксуля, основной упор в этих школах делается на увеличение физической силы и выносливости тела. Современная форма одежды - военный камуфляж с нашивками школы кёксульдо или чёрная форма.

Напишите отзыв о статье "Корейцы"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Корейцы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3 .

ТОМСК, 12 июн — РИА Новости. Российские корейцы, обучающиеся в школах и вузах Москвы, Тольятти, Ставрополя, Томска и Ташкента, написали сочинения о своей жизни в России. Они рассказали, на каком языке видят сны и что, с их точки зрения, портит имидж культурной страны.

В апреле Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) объявил о старте всероссийского конкурса на лучшее сочинение на русском языке "Почему мое будущее связано с Россией". Конкурс посвящен 150-летию добровольного переселения корейцев в Россию, а его участниками стали корейцы, обучающиеся в РФ.

Конкурс приурочили к межнациональному форуму молодежи Сибири и Дальнего Востока "Вместе — мы сила", который проходит в эти дни в Томске.

Талантливые сестры

"Я, девочка с корейской фамилией и русской душой, горжусь, что живу в многонациональной России!" — пишет в своем сочинении московская девятиклассница Ди-Ён Дон. Она, как и многие другие участники конкурса, родилась не в России — в Узбекистане, и мечтает побывать в Корее.

Как рассказала девушка корреспонденту РИА Новости, ее мечта осуществится этим летом — школьница планирует съездить в гости к брату, который учится в столице Южной Кореи — Сеуле.

Родители девушки — педагоги по образованию — привезли дочь в Россию в 1998 году. Тогда Ди-Ён было всего восемь лет. Она рассказывает, что в ее роду по материнской линии много педагогов: деды и прадеды работали учителями. Сама школьница пока не знает, кем станет.

"Я учусь в девятом классе средней общеобразовательной школы №1086 с корейским компонентом обучения в Москве. В школе обучаются не только корейцы, но и русские, татары, армяне и другие. Атмосфера в школе дружелюбная", — пишет она в сочинении.

"Люблю слушать русские народные песни и романсы. Моя бабушка, Фрида Васильевна, знала много русских романсов и очень любила их исполнять. <…> Сейчас, живя в Москве, часто хожу в кино, театры, музеи, концерты. Нашему деду дают льготные билеты и бесплатные приглашения как реабилитированному от незаконных политических репрессий. Вот он и зовет нас по очереди на различные концерты и спектакли", — добавляет школьница.

Ди-Ён заняла третье место в своей возрастной категории (14-18 лет). В Томск на церемонию награждения она приехала вместе с двоюродной сестрой Марией Ли, которая участвовала в конкурсе в другой возрастной категории — 19-25 лет.

"150 лет вместе. Это много или мало? Безусловно, в историческом масштабе совсем мало, но для жизни отдельного человека это большая дата. Арифметический расчет одного поколения равняется 25 годам. Значит, шестое поколение этнических корейцев проживает в России. <…> В нашем роду я россиянка в пятом поколении", — пишет Мария Ли.

Ее прадед и дед значительное время прожили в Узбекистане, куда их переселили с Дальнего Востока в 1937 году. "Дед сейчас живет в городе Москве. Я считаю себя кореянкой, хотя для меня родной язык — русский. Имя дали русское. Отчество ношу тоже русское", — делится студентка Российского государственного университета туризма и сервиса.

"Простая российская кореянка"

В своих сочинениях школьники и студенты рассказали о мечтах и надеждах — они связывают свою жизнь с Россией и надеются, что в будущем не будут слышать фраз типа "Россия — для русских".

"В школу я пошла в Москве, где впервые столкнулась с проблемой: иногда на меня странно смотрели проходящие мимо люди. Хоть я была ребенком, но уже тогда поняла, что это из-за смуглой кожи и узкого разреза глаз. Тогда это была просто детская обида, я еще не знала важность и глобальность этой проблемы. Призываю всех быть толерантными друг к другу", — пишет ученица столичной школы Юлия Ким.

Корреспонденту РИА Новости корейская москвичка Ди-Ён Дон рассказала, что и в ее жизни случались неприятные события из-за национальности. "В школе — нет, там все спокойно. Это было в метро, на папу однажды там напали из-за национальности. Но, слава Богу, появилась полиция, все обошлось", — вспоминает она.

"Живя не первый год в Москве, я ощущаю некий дискомфорт, особенно, когда бываю в людных местах. Порой слышишь: "Понаехали тут!" — пишет Мария Ли.

Девушка уверена, что неприятности, в которые попадают мигранты в России, "портят имидж великой и культурной России".

"От интеллигенции, общественных и государственных деятелей будет зависеть то, как я, простая российская кореянка, буду чувствовать в обществе. А ведь от морального самочувствия каждого гражданина зависит будущее огромной страны", — считает студентка.

Впрочем, отмечают молодые корейцы, все это не мешает им любить российские города, например Москву.

"Это город, в котором, безусловно, можно найти то, что ищешь. И образование, и работу. Здесь необычайно большой выбор университетов, институтов, академий, колледжей", — рассказывает ученица московской школы №1086 Анна Тигай.

Обретенная родина

Председатель жюри конкурса, преподаватель ТГПУ с 20-летним стажем Анна Курьянович рассказала РИА Новости, что все участники писали о русском языке как средстве единения нации.

"Ребята, всего 18 человек, писали, начиная о своей малой родине, где родились, писали, что долго прожили в РФ, как изнутри видят свое положение — корейский ребенок в условиях российского проживания. Кто-то писал о книгах, бабушках и дедушках. Все считают Россию своей родиной, исторической, генетической или приобретенной", — рассказала она.

"Пишут, что жили в Узбекистане, Таджикистане, в странах дальнего зарубежья, но хотят жить в России. Общая идейная тональность светлая, это тексты с хорошей верой в будущее. <…> О родине, о языке нельзя написать хорошо "по указке", если ты это не пропустил не только через свой мозг, но и через свои чувства", — подчеркнула председатель жюри.

Полиглоты в моде

Многие участники конкурса говорят, что знание русского и одновременно других языков им обязательно пригодится. Это не просто модно и престижно, а позволяет наладить межнациональные связи даже на уровне "школа-университет".

"Мечтаю овладеть китайским и испанским языками. Знание языков позволяет человеку знать многообразие культур и делает его высокообразованным в обществе. Мне очень комфортно дома, на работе, в институте. Дружу не только с корейцами, но и с русскими, евреями, армянами, узбеками и другими. Все они относятся ко мне хорошо и уважительно. Мне легко с ними общаться", — рассказала в сочинении Мария Ли.

Как пишет один из конкурсантов, пятиклассник из Москвы Чжу Сучжин, "чтобы передать красочность русского языка, приходится много трудиться, чтобы оживить на корейском языке все красноречие русского языка".

Дед мечтает съездить в Крым

Молодые российские корейцы особо отметили в своих сочинениях "чудеса" страны — природные памятники и заповедники. Рассказали, что используют любую возможность для путешествий по стране — выезжают на соревнования, на конкурсы, ездят с семьей.

"Мой дед обещал свозить в Звенигород, чтобы послушать трели соловья. Когда-то он служил в армии в тех краях и слышал это чудное пение, которое запомнил навсегда. <…> Дед мечтает съездить в Крым, который стал с этого года частью РФ, как это было 23 года назад. Обещает взять меня с собой на этот полуостров", — пишет Дон Ди-Ён.

Восхищаясь российскими просторами, конкурсанты вспоминают русских классиков литературы, цитируют стихи о природе, признаются в любви к березкам, лету в деревне. Все в традициях "загадочной русской души".

Вспоминают и известных корейцев, живших в России, например, Виктора Цоя. "Его слушают, поют и перепевают так же часто, как перечитывается "энциклопедия русской жизни XIX века" "Евгений Онегин". Творчество Виктора Цоя можно уверенно считать "энциклопедией русской жизни" 80-х годов ХХ века", — считает Анна Тигай.

Вижу сны на русском

"Так кто же я? Кореянка или русская, кого во мне больше? Как себя называть? С одной стороны, говорю и мыслю по-русски, сны вижу на русском. А с другой стороны, у меня фамилия корейская, разрез глаз восточный, обычаи и традиции в семье соблюдаются корейские, отчасти русские. Думаю, что будет правильно сказать, что я — российская кореянка", — пишет конкурсантка Мария Ли.

Она отмечает, что словосочетание "российские корейцы" твердо утвердилось в РФ после распада СССР. "Моих предков до третьего поколения, которые жили в России, называли просто "корейцы", а начиная с прадеда, называли "советскими корейцами" А нынче, кто проживает в РФ, — "российские корейцы", — пишет она.

Мария Ли стала победительницей конкурса в своей возрастной группе — от 19 до 25 лет. Среди школьников лучшей признали работу Вероники Ким из Томского гуманитарного лицея. Школьница вообразила, что берет интервью у своего любимого писателя Михаила Булгакова.

А так написал о России десятиклассник столичной школы Чжун Мин Джонг: "В мои 17 лет я представляю свою собственную жизнь как отдельную главу в истории — все с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Я дитя двух культур, но начало мне дала моя Родина — Россия".

История государства Южная Корея (Республика Корея) ведет свой отсчет с 1945 года, когда произошло разделение Корейского полуострова после советско-американского соглашения, а затем в 1948 г. образование двух государств — Северной (КНДР) и Южной Кореи. В те годы население Южной Кореи составляло 19 млн человек, а сама страна была одной из самых слаборазвитых и бедных в регионе.

Перепись населения в древнее время

Государство Корея имеет многовековую историю. Еще с древних времен население Кореи (Южной и Северной) находилось под строгим учетом. Занимались этим старосты в деревнях, которые каждые три года подавали сведения чиновникам о количестве семей и людей в каждом селе. Сведения собирались по уездам, затем по провинциям и сводились в общие цифры уже в столице.

Однако надежность этих сведений давно подвергается сомнениям, т. к. было возможно занижение реальной численности (предположительно, не менее чем в 2 раза). Каждое село и провинция были заинтересованы в более низком количестве проживающих людей, чтобы меньше платить налоги или идти в армию.

Ученые предполагают, что в 15-м веке население Кореи составляло около 8 млн человек, а к началу 19-го века выросло до 15 млн. Большая часть корейцев проживала в деревнях (около 97%). Численность жителей столицы колебалась за это время от 100 до 150 тыс. человек (время правления династии Ли).

Население Кореи в 20-21-м веках

Первая вполне надежная перепись состоялась только в 1910 году и дала цифру 17 млн чел. Для сравнения: население России в то время составляло 160 млн.

В 1948 году страна была поделена на два государства: Северную Корею и Южную (9 и 19 млн граждан соответственно). С тех пор процентное соотношение проживающих на разных концах полуострова сохраняется почти неизменно (2:1 - Юг:Север).

К 1998 году количество населения в Южной Корее составляло уже 46,44 млн чел., и она уже могла соревноваться по численности с большими европейскими странами: Англией (57 млн), Польшей (38 млн), Францией (58 млн), Испанией (40 млн).

Демографические показатели

До начала 20-го века женское население Кореи было молодым, а рождаемость очень высокой. Одна кореянка рожала в среднем 7-10 детей, но треть из них умирала в младенчестве и другая треть — в возрасте до 10 лет. Продолжительность жизни у мужчин составляла 24 (!), а у женщин — 26 лет. Таким образом, в те годы высокая рождаемость вполне компенсировалась высокой детской и взрослой смертностью, потому общее количество населения увеличивалось довольно медленно.

В эпоху колонизации страны Японией (первая половина 20-го века) демографические цифры улучшаются за счет появления новых методов лечения, новых лекарственных средств и снижения смертности. К 1945 году средняя продолжительность жизни у мужчин составляла 43 года, у женщин — 44, т. е. почти в 2 раза больше.

Самый большой скачок роста рождаемости произошел между 1945 и 1960 годами (период становления экономики), и тогда же правительство стало беспокоиться, что население Южной Кореи слишком быстро увеличивается. В связи с этим случались попытки ограничить рождаемость корейцев.

Изменения в эти цифры внес экономический прогресс страны: по мере роста образованности и улучшения жизни рождаемость стала падать. К 1995 году корейцы живут уже 70 лет, а кореянки — 78, что в 3 раза больше по сравнению с началом 20-го века.

В 2004 году число корейцев составило 48,4 млн, продолжительность у женщин — 72,1, мужчин — 79,6 года.

Прирост населения Кореи, ее столицы и демографических показателей в 20-21-м веках

По таблице можно проследить динамику увеличения числа жителей Республики и значительное изменение демографических показателей за более чем 100 лет.

Таблица. Демографические показатели (Республика Корея)

Население,

млн чел.

Столица Сеул, количество жителей, чел.

Средняя продолжительность жизни (мужчины/женщины), лет

(Север + Юг)

нет данных
нет данных
нет данных

9,9 млн (без пригородов)

нет данных
нет данных

23 млн (с пригородами)

К 2017 году Республика Корея стала одной из самых высокоразвитых стран в мире. Современные кореянки имеют в среднем 1,18 ребенка. Хотя большинство из них не работает, они не проявляют желания иметь много детей. Это связано с дорогим образованием, которое нужно обеспечить детям, и более поздним возрастом, когда дети начинают работать и вносить свой вклад в семейный бюджет.

Национальность корейцев

Государственный язык — корейский, хотя имеет 6 диалектов с отличиями в произношении и грамматике. С середины 20-го века тексты стали писать слева направо, 50% слов заимствовано из китайского языка.

Какое население Южной Кореи по национальному составу и религиозному? Корейцы составляют 90% населения страны, а 10% - нац. меньшинства, среди которых преобладают китайцы (20 тыс.). В страну приезжает на заработки большое количество людей из Китая, Филиппин и островов Малайзии.

По последним данным статистики 2016 года, 46% корейцев не относят себя ни к какому вероисповеданию, остальная часть придерживается буддийских и конфуцианских религиозных течений, а также есть протестанты и католики.

Плотность населения довольно высокая — 508 чел./км 2 , причем 47 % населения проживает в двух городах — Сеуле (11 млн) и Пусане (4 млн).

В 2016 г. население Республики составило 51,634 млн. Самые крупные города — Сеул, Пусан, Инчхон, Тэгу, Тэчжон, Ульсан.

Черты корейского характера

Самая главная черта корейцев — трудолюбие, которое лежит в основе национального характера. Карьера для молодых граждан является главной жизненной целью.

Особенности корейского характера:

  • всегда «сохраняют лицо», не повышают голос, не проявляют обиду, злобу или слабость;
  • почтительное отношение к гостям, все лучшее — им;
  • уважение старших, молодой человек всегда и во всем соглашается со старшим (братом, отцом, дедом);
  • патриотическая солидарность, всегда готовы оказать помощь своему другу и дома, и за границей.

Трудолюбивые корейцы только совсем недавно перешли на 5-дневную рабочую неделю и рабочий день по 8 часов (до этого была 6-дневка по 10 часов в день). Корейцы почти непрерывно учатся или работают, у них даже не принято пойти в бар и выпить пива с друзьями, а уж играть по несколько часов в день на компьютере им и в голову не придет. Корейский ребенок в среднем развлекается 1 час в день и 10-12 часов отводит время учебе, затем сдает экзамены, становится студентом и т. д.

Экономическое развитие

Сейчас Республика Корея стала индустриальной страной с высокоразвитой промышленностью.

А ведь после окончания Корейской войны в 1953 году она оказалась с полуразрушенной экономикой, ее ВВП был ниже уровня слаборазвитых африканских стран. Причем природные ресурсы в этой стране находились на минимальном уровне.

Прошло немногим более 60 лет — и теперь это индустриальная страна с высокоразвитой промышленностью. ВВП на душу населения (Южная Корея) составил в 2016 г. более 37 тыс. долл., уровень безработицы за 2016 г. — 3,6%.

В чем же загадка этого преображения? Специалисты утверждают, что ответ на этот вопрос нужно искать, прежде всего, в самих корейцах. Ведь и правительство (начиная с 1961 года, когда к власти пришел президент Пак), и само население Южной Кореи поставили перед собой цель — создать страну с высокообразованными специалистами, и все силы и средства были этому подчинены. В стране выучилось целое поколение людей с высоким уровнем образования, которые заложили основу производственного и экономического процветания.

Также Президент Пак с помощью увеличения своих полномочий и силового управления заставил богатых корейцев направить инвестиции в промышленность своей страны, в частности в создание судостроения.

Занятость населения Южной Кореи в 2016 г. составила 65% для жителей трудоспособного возраста (15-64 года), которые имеют хорошо оплачиваемую работу. Среди мужчин эта цифра выше (76 %), чем у женщин (55 %).

Корейцы по праву гордятся своим уровнем (85% взрослых получили полное среднее образование) и качеством образования. В стране очень высокий уровень жизни, средний семейный доход на 1 человека составил в 2016 году более 19 тыс. долл. в год.

Городское и сельское население

За период «корейского экономического чуда» (1960-1985) Южная Корея стремительно превращалась из сельскохозяйственной в урбанизированную страну с высоким уровнем промышленности. В сельском хозяйстве за счет механизации людей требовалось все меньше, а в городах при таком промышленном росте — все больше. Это процесс повлиял на городское население Южной Кореи. Численность населения городов за эти годы выросла с 34 до 65% за счет произошедшего массового переезда крестьян.

До 1970 г. южнокорейская столица представляла хаотичное нагромождение одноэтажных домиков. Теперь Сеул удивляет туристов своей сверхвысокой плотностью застройки, что объясняется не только дороговизной земли, но и сложившимися еще раньше традициями в корейских деревнях отводить как можно большую площадь под дефицитную землю для вспашки.

Мегаполис Сеул

Размещение населения Южной Кореи отличается высокой плотностью - 453 чел./кв км в среднем по стране, а также высокой долей урбанизации: за последние 60 лет процент городского населения увеличился с 34% (1960) до 80% (2015).

Особая роль в урбанизации отводится Сеулу, который почти 5 последних столетий населяли 100-150 тыс. человек. Но в 1936 г. Сеул населяло уже 727 тыс., в 1945 — 901 тыс., в 1960 — 1,5 млн. Начиная с 1993 года, когда количество жителей его достигло 10,9 млн, численность начала падать и к 2000 году сократилась на 9%.

Экономисты связывают это с появлением городов-спутников Сеула, в которые начали переезжать жители столицы. Их привлекает туда более дешевое жилье, свежий воздух и хорошая экология. Все эти спутники соединяются с Сеулом линиями метро.

В огромной зоне Сеула и его спутников (более 80 км в окружности) проживает сейчас 45% всего населения Республики, что является примером сверхвысокой концентрации населения в столичной зоне (к примеру, в Лондоне проживает только 13% английского населения).

Экономная нация

Корейцы — очень экономная нация. Интересно узнать, как и сколько население Южной Кореи тратит денег на коммунальные и другие расходы? Главный принцип здесь — разделение счетов и расходов. Любая корейская семья заводит несколько счетов, что позволяет разделить траты на обучение, еду и др.

Самая большая часть — это обучение в вузе, на которое начинают откладывать деньги с первых месяцев жизни ребенка. На покупку продуктов и посещение ресторана (национальная традиция) — свой отдельный счет, на коммунальные услуги — также. Причем продукты корейцы чаще всего покупают через Интернет (это на 40% дешевле, чем в магазине). А за проезд в городском транспорте они вообще придумали расплачиваться кредитной картой.

Корея вымирает?

Недавно Национальная ассамблея Республики Корея высказала прогноз, что население Южной Кореи постепенно вымирает из-за низкой рождаемости в последние десятилетия. Исследователи подсчитали, что это произойдет к 2750 году.

При нынешнем количестве в 50 млн человек прогнозируется уменьшение общего числа корейцев к 2136 году до 10 млн человек. Ближайшие годы подтвердят или опровергнут эти высказывания.

October 29th, 2013

Вячеслав Шипилов

Из всех наций и народностей, которые натурализовались в России, не обо всех можно сказать, когда именно они появились в Русском государстве. Но пришествие в Россию корейцев история обозначила с точностью до года и даже до месяца. И появились они, как говорится, в нужное время и в нужном месте.

ВСЕЛЕНИЕ ПО ФАКТУ

Раньше всех о появлении корейцев на территории России сообщил в своём докладе по инстанции поручик Василий Рязанов. Это и стало самой первой официальной информацией о данном неожиданном факте. В 1863-1866 годах Рязанов командовал 4-й ротой 3-го линейного батальона Восточной Сибири в посту Новгородский, ныне порт Посьет. Одновременно он был начальником самого поста, осуществляя здесь всю полноту военно-административной власти.
В сентябре 1864 года на основании донесения поручика Рязанова свою докладную записку составил исправляющий должность инспектора линейных батальонов Восточной Сибири полковник Фёдор Ольденбург. О появлении корейцев в русских пределах он известил военного губернатора Приморской области адмирала Петра Казакевича: «…командующий этой ротой мне доложил, что 14 семей в числе 65 душ обоего пола перешли из Кореи в январе месяце сего года в Приморскую область, построили фанзы в верстах 15 от поста Новгородского, успешно занимаются огородничеством, земледелием и обещают по своему трудолюбию быть вполне полезными хозяевами».
Так было основано первое невоенное поселение в Южно-Уссурийском крае с названием Тизинхе. Не прошло и года, как в долине реки Тизинхе (теперь река Виноградная) был снят первый урожай кукурузы, проса, ячменя, и овощей. При этом корейские крестьяне помогли русским военным сделать многопудовый запас гречневой крупы. «Греча в полном семени, провеяна и по сходной цене, чем довольны обе стороны», - сообщал интендантам в пост Владивосток поручик Рязанов.

Через год по соседству, в долине одноименной реки, появилась корейская деревня Янчихе. Сегодня это село Цуканово на берегу реки Цукановки. Вскоре по берегам Адими, Сидеми и Мангугая, переиначенных в 1972 году в Пойму, Нарву и Барабашевку, стали возникать всё новые и новые корейские поселения, их и на карту не успевали наносить... То же Адими «обросло» по реке Верхним Адими и Нижним Адими. И так по всем местным рекам, а то и без всякой к ним привязки. Прямо от российско-корейской границы «инородческие поселения» стали множиться, будто грибы после дождя. А лучше сказать - словно сосульки в нечаянную зимнюю оттепель, ведь корейцы рвались на российскую территорию в основном в зимнее время.

Почему именно зимой?

Корейские простолюдины - «пхёнмины» - в полном смысле слова бежали из своей страны. Бежали от продолжавшихся несколько лет подряд неурожаев и голода. Бежали от безземелья и непосильного гнёта феодалов-«янбанов», от притеснения «вонов» - ненасытных и безжалостных чиновников. Если у корейских перебежчиков что и оставалось, так это только жизнь. И рисковали они в полной мере: или пан, или пропал, ведь попытки покинуть Корею карались смертной казнью. Именно так проявляла себя феодальная самоизоляция страны в эпоху династии Ли (1392-1910 годы). Когда Николай Пржевальский, путешествуя по Южно-Уссурийскому краю, сумел в октябре 1867 года посетить пограничный корейский город Кыген-Пу, то убедился в нешуточном преследовании самовольных эмигрантов. Начальник города «…по фамилии Юнь Хаб и в чине капитана …просил передать нашим властям, чтобы выдали обратно всех переселившихся к нам корейцев, и он тотчас же прикажет всем им отрезать головы».

От спасительной России отчаявшихся корейцев отделяла лишь пограничная река с удэгэйским названием Тумень-Ула. Сейчас она обозначена по-русски как река Туманная, а по-корейски - Туманган. Российско-корейская граница имела 16,4 версты (17,5 километра). Прямо по реке. Перекрыть такую границу по всей длине корейского берега сопредельным властям не составляло особого труда. В ширину Тумень-Ула была здесь от 70 до 95 саженей (150-200 метров), заметить можно было даже единственного пловца. Но корейские «пхёнмины» бежали в Россию не поодиночке, а целыми семьями, даже целыми деревнями: и женщины, и дети. Стариков тоже не бросали на произвол судьбы. При этом корейские перебежчики брали с собой все пожитки, всю хозяйственную утварь и домашнюю живность, гнали имевшуюся скотину. Как тут можно было быстро и незаметно переправиться через пограничную реку? Даже с учётом того, что река вполне оправдывала своё название насчёт туманов. Но где было взять неимоверное количество лодок, плотов, паромов и иных плавсредств? Поэтому корейские таборы могли брать реку только с ходу, то есть по льду! А при удачном побеге из Кореи зима давала затем время для подготовки к весеннему севу на новом месте.

БЫЛИ ВАШИ, СТАЛИ НАШИ

Царские власти не препятствовали приходу и расселению корейцев на совершенно свободных землях. Других землепашцев в Южно-Уссурийском крае просто не было. И корейские перебежчики оказались как нельзя кстати. Они и начали экономически осваивать Южное Приморье, как только пустынный край отошёл к России по Пекинскому трактату 1860 года. А русскому крестьянину оставался ещё год до отмены крепостного права да до трёх лет пешего пути, чтобы ступить на новые земли…

Первое русское поселение на территории Посьетского стана датируется 1867 годом. Речь идёт о селении Новокиевском, то есть о современном посёлке Краскино. Его основали отставные армейские и флотские нижние чины, вкладывая в название надежду на то, что Новокиевск превратится в «матерь городов русских» на тихоокеанской окраине России. А первыми жителями-переселенцами стали здесь воронежские, тамбовские и астраханские крестьяне. Им понадобилось немало времени, чтобы научиться совмещать опыт европейского земледелия с хозяйствованием в совершенно не знакомых природно-климатических условиях. Корейцам же достаточно было решиться на переход границы, чтобы стать свободными землепашцами под защитой русских военных.

Сами корейцы, будь то северные или южные, считают своё государство древнее Древнего Китая. Если истоки государственности Китая историческая наука находит в ХIХ-XVIII веках до нашей эры, то корейцы видят корни своего государства уже в глубине VI-V тысячелетий до н. э.! Если первая китайская династия Инь зародилась в бронзовом веке, то «основание корейского государства королём Тангуном» должно было произойти ещё в недрах каменного века, в эпоху позднего неолита. В принципе же Тангун является персонажем старинных корейских сказаний, оставаясь «сыном верховного небожителя и обращённой в женщину медведицы».

Что касается европейцев, они могли узнать о существовании Древнего Чосона, видимо, от китайцев. В частности, через венецианского купца и путешественника Марко Поло, который вернулся из Китая домой в 1295 году. Но по большому счёту, насколько известно, европейцы начали проникать в Корею только в конце XVIII века - в рясах миссионеров. Правда, попытки описания берегов Кореи делались несколько раньше, например французским мореплавателем Жаном Лаперузом в 1785-1788 годах. А Россию познакомил с Кореей глава православной миссии в Пекине отец Иакинф, в миру знаменитый востоковед и синолог Никита Бичурин. С 1806 по 1820 год - 14 лет подряд! - он изнутри изучал Китай и Северо-Восточную Азию. Познания о Корее и корейцах учёный черпал из китайских исторических и этнографических источников. Сам тоже имел встречи с «корёсцами», когда те, будучи вассалами Поднебесной, являлись к китайскому богдыхану с богатой ежегодной данью и подношениями.

Прямое соприкосновение русских с Кореей состоялось в ходе кругосветной экспедиции адмирала Евфимия Путятина на фрегате «Паллада». В апреле-мае 1854 года экспедиция картографировала восточные берега Кореи, начиная с островов Комундо на юге и кончая устьем реки Тумень-Ула на севере. Вот какими увидел корейцев писатель Иван Гончаров, который состоял секретарём при Путятине. В путевых очерках «Фрегат «Паллада» сообщается, что корейцы «и простой, и непростой народ - все были одеты в белые бумажные или травяные широкие халаты… кроме того, на всех надето было что-то вроде шаровар из тех же материй… Рослый здоровый народ, атлеты с грубыми смугло-красными лицами и руками: без всякой изнеженности в манерах, без изысканности и вкрадчивости, как японцы, без робости, как ликейцы… Славные солдаты вышли бы из них, а они заражены китайской учёностью и пишут стихи».

Спустя ровно десять лет русская военная администрация Южно-Уссурийского края нашла в лице корейских переселенцев чрезвычайно ценных государственных крестьян. Они обладали достаточным опытом возделывания земли в сыром муссонном климате среди сопок и по морскому побережью. Тем более что корейцы приходили со своим рабочим скотом и с необходимым набором сельскохозяйственных орудий. Таким образом, удавалось быстро и без особого напряжения для казны получить готовых, усердных земледельцев. Они давали возможность на месте решать проблемы продовольственно-фуражного снабжения армейских и флотских частей. А одновременно с обеспечением российских войск мясом и крупами, сеном и овсом корейцы исправно участвовали в строительстве и содержании дорог, в предоставлении гужевого транспорта для казённых нужд, то есть исполняли, как тогда было принято, дорожную и подводную повинность.

Через три года после первых донесений о перебежчиках была проведена первая перепись «русского» корейского населения. В отчёте чиновника особых поручений при военном губернаторе Приморской области Фёдора Буссе от 6 марта 1867 года значилось, что по рекам Тизинхе, Сидеми и Мангугай проживало 143 семьи в составе 750 душ, в том числе 419 мужского и 331 женского пола, включая детей. Они имели в своём хозяйстве 11 лошадей и 166 голов крупного рогатого скота в тягле. В среднем корейская семья состояла из пяти душ. Плюс 42 семьи из 134 человек, которые были вновь прибывшими и не успевшими найти себе место для поселения6.

И ВОЗДВИГЛИ ХРАМ

Корейцы, выбиравшие Россию, основательно укоренялись на русской земле. Они охотно принимали подданство «белого царя». Исключительно по собственной инициативе корейцы построили в Тизинхе первый на стыке границ трёх государств - России, Кореи и Китая - православный храм. Сначала Свято-Иннокентьевская церковь была деревянной, а затем - из кирпича местного обжига. Обезглавленный в пору борьбы с религией храм и по сей день служит Российскому государству на одной из пограничных застав. А в богоприимные годы православный крест успел вознестись также на церковных куполах в Нижней Янчихе, Адими и Заречье, в Усть-Сидеми и Усть-Мангугайском. И по всему Посьетскому стану поплыл над сопками «малиновый звон». Под его сенью продолжали возникать новые поселения с корейскими названиями в русском произношении: Тальми, Ансан, Дюнсой, Намдон, Ходувай…

При построенных корейцами храмах, как заведено было тогда в России, начинали действовать церковно-приходские школы. В одноклассных школах с 3-годичным обучением занятия проводились или на корейском языке, или на русском и корейском одновременно. В двухклассных школах с 5-летним курсом ученики осваивали грамоту только по-русски. Мальчики и девочки посещали школы раздельно. В течение первого десятилетия 1900-х годов священники Тизинхинской Свято-Иннокентьевской церкви, Посьетской Петропавловской и Адиминской Николо-Александровской Фёдор Пак, Роман Ким и Василий Лян добились поголовной грамотности детей в окормляемых приходах.

На полуострове Краббе корейцы поставили церковь в честь апостолов Петра и Павла по случаю пребывания в Посьете в апреле 1873 года великого князя Алексея Романова. А в мае 1891 года на фрегате «Память Азова» прибыл в Посьет наследник Российского престола Николай Романов. Во Владивостоке и в Посьете он снова ступил на землю «государева Отечества», завершив после Японии свою зарубежную «кругосветку»

На берегу бухты Новгородская цесаревича встречали не только войска в парадном построении. Празднично одетых местных жителей пришло ещё больше. Но большинство тех людей были в невиданных для столичного глаза ханбоках - национальной одежде корейцев. При всей протокольной сдержанности Его Высочество не стал скрывать своего интереса к «подданным инородцам». Цесаревич имел весьма тёплый разговор с корейскими сельскими старостами, их потом пригласили в свиту, сопровождавшую высокого гостя по Посьету и окрестностям.

НИ ТЕСНОТЫ, НИ ОБИДЫ

Посьетский, а ныне Хасанский район Приморья сразу превратился для корейских перебежчиков в основное место заселения. А под угрозой японских пушек в 1871 году очередная волна беженцев из Страны утренней свежести переполнила российское приграничье с Кореей. И властям Южно-Уссурийского края пришлось расселять корейцев за пределами Посьетского участка. Корейцы начали натурализовываться среди казаков и переселенцев из Центральной России, Белоруссии, Украины, Польши и Финляндии. Деревянный корейский плуг в ярме с красно-бурой скотиной стал вспарывать целину по долинам рек Суйфун (Раздольная) и Уссури, в Сучанской (Партизанская) и Приханкайской долинах и далее по Амуру. Где бы ни селились корейцы, отношения с россиянами европейского происхождения, как отмечает сегодня профессор Пусанского университета Ли Че Хёк, «протекали на фоне толерантности и способности к ведению диалога». Собственно, так оно и было, учитывая весьма широкую межкультурную коммуникацию при освоении Дальнего Востока и Приморья.

В 1871 году правительство решает перенести главный тихоокеанский порт России из устья Амура (Николаевск) в бухту Золотой Рог (Владивосток). Назначенному начальником порта Владивосток контр-адмиралу Александру Кроуну для устройства порта «…предоставлено было право… найма рабочих из китайцев и корейцев»8. Появившиеся во Владивостоке корейцы «… для приискания себе заработков, занимают места… устраивая себе для жилья землянки». А к 1893 году во Владивостоке возникает целый квартал для выходцев из Кореи. В топонимике города квартал носил название Корейской слободы (на месте современной улицы Хабаровской). В кратком историческом очерке, изданном в 1910 году к 50-летию Владивостока, его первый летописец Николай Матвеев отмечал под 1893 годом: «в корейском обществе насчитывалось уже 2816 человек, в том числе женщин 86 и 50 человек детей. Домохозяев корейцев в городе было 29. Собиралось в год разных налогов около 9 тысяч рублей… У корейцев существовал даже свой суд… свой общественный старшина и другие должностные лица, состоящие на жалованьи»10. И далее, в 1898 году, «составлен приговор» об открытии в городе русско-корейской школы с ассигнованием 3 тысяч рублей.

В последующие десятилетия число российских и советских корейцев на Дальнем Востоке стабильно росло. Их прибавление шло за счёт новых перебежчиков и естественного прироста. Корейская диаспора расселилась по всему Приморью и распространилась по Приамурью, вплоть до Забайкалья. Свои корейские общины имели все дальневосточные города, начиная с региональных «столиц» - Владивостока и Хабаровска.

Лишь дважды наблюдалось некоторое снижение численности корейцев на Дальнем Востоке. Первый спад в этой динамике произошёл в 1916 году в связи с Первой мировой войной. Став союзником Японии по Антанте, Россия вынуждена была блокировать стихийную иммиграцию из аннексированной японцами Кореи. Ну а в 1929-1937 годах корейцы побежали от «сплошной коллективизации» и от «решения национального вопроса», предпочитая занятые японцами Корею и Маньчжурию стране побеждающего социализма. «Пиковое» в 1929 году 180-тысячное корейское население Дальнего Востока сократилось к 1937 году до 172 тысяч. А осенью 1937 года корейцы в принудительном порядке были поголовно выселены с Д альнего Востока в Среднюю Азию. Но это тема для отдельного разговора.

В год 140-летия появления в России «чосон сарам» - людей Страны утренней свежести - был объявлен общероссийский национально-культурный фестиваль корейцев. На протяжении 2004 года фестиваль проходил во Владивостоке, в Хабаровске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве. В городах поменьше - Уссурийске, Находке, Батайске, где живут сегодня российские корейцы, тоже прошли свои торжества. Затем фестиваль плавно перерос в мероприятия 2005 года, связанные с 60-летним юбилеем освобождения Кореи от японских оккупантов советскими войсками в 1945 году. Начало торжествам положило открытие мемориального камня в долине реки Виноградной, где появилась когда-то первая корейская деревня на русской земле, - Тизинхе. С её первых жителей и «пошла» почти полумиллионная диаспора нынешних российских корейцев. И везде корейцев знают как трудолюбивых, упорных и уверенных в себе оптимистов.

Источник - Российский исторический журнал РОДИНА