Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Рассказать о старинных русских романсах. История создания романса «очи черные

Рассказать о старинных русских романсах. История создания романса «очи черные

Русский романс – это композиции, которые что-то затрагивают в человеческой душе, это определенные чувства, которые были положены на музыку, это своеобразная поэзия, которая заставляет смеяться или плакать. Романсы сложно с чем-то сравнивать, они расположены обособленно, среди остальной музыки и песен. Романс – это исконно русская разновидность музыкального искусства, загадочная душа русского народа смогла отыскать уникальный способ для выражения страсти именно в романсах.

Главная тематика этого вида искусства – любовь, что бы ни говорили, связующим звеном непременно будет именно любовь. Крайне жаль, что романсы в настоящее время утратили собственные позиции в человеческих сердцах, которые перестали думать о таких значимых ценностях, как надежда, вера и любовь. Постоянная спешка нынешнего общества не способна вместить в себя всю страстность и нежность романса.

Невзирая на то, что некоторые музыканты не отказываются от исполнения такой разновидности искусства, как русские романсы, но на их концертных выступлениях почти невозможно наблюдать молодых граждан, что определенно огорчает. Ведь в настоящее время именно эти романсы могли бы служить своеобразным барьером на пути презрения к настоящей любви, в которую не только определенно не верит большое количество людей, но и над которой просто насмехаются, стоит кому-либо высказать свои традиционные убеждения по данному поводу.

Русские романы – это исповедь человеческой души о чем-то потаенном, слушателям что-то доверяется и вызывает в них трепет. Романс тончайшими струнками касается потаенных уголков сердца людей и без разницы, на каком языке или диалекте он исполняется, и как его понимают все слушатели. В ресторанах Европы русские романы заставляют иностранных граждан погрузиться в мечты, которые даже не понимают слов.

По какой же причине сами россияне не ценят одно из прекраснейших творений своей культуры? Может потому, что если вдуматься и вслушаться, станет вполне ясно, что в стремлении походить на Запад с его феминизмом, эмансипациями, шовинизмом и иным, россияне утрачивают что-то, что является гораздо более важным? Что русская душа постоянно стремится к поэтичному, прекрасному… к русским романсам, в которых обитает самая настоящая искренняя любовь…
Как мало в интернете ссылок на русские романсы… Как мало количество людей, которые интересуются ими…


    Традиции хоровых музыкальных произведений уходят в далекие времена. Она появилась в те времена, когда древнее человечество около костра, освоив...


    Вопрос о том, что же представляет собой классика, и в настоящее время весьма актуален. Если же рассуждать с оценочной стороны, то классика – это...


    Классическая музыка состоит из разнообразных жанров: сюит, симфоний, сонат, этюдов, ноктюрнов, фантазий, опер, фуг, духовной музыки. К основным...


    Каждое искусство обладает собственным языком. Музыка – это своеобразный язык интонаций и звуков – характеризуется особенной эмоциональной полнотой. ...

История русского романса

Романс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

В XVIII веке «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (пусть и написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке — «российской песней». «Романсами» также называли стихи поэтов типа Сумарокова или Тредиаковского, в которых звучали народные напевные мотивы.

Романсы делятся на:
Классический романс — написанный профессиональными композиторами.
Городской романс (бытовой) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона.
Цыганский романс
Жестокий романс
Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником «казачьего романса», считается песня неизвестного автора 19 века «Не для меня придёт весна…».

Истоки романса в России лежат в вокальной камерной музыке ХVШ века. Кант, ария, российская песня и, наконец, романс - в самой терминологии отразилась история лирического произведения для голоса с аккомпанементом.

Канты - это песни самого различного содержания: канты «виваты», канты заздравные, застольные, любовные, пасторальные, шуточные. Среди авторов кантов были Антиох Кантемир, Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Феофан Прокопович. Самой значительной фигурой в этом ряду был Василий Тредиаковский, чьи песни заполонили рукописные сборники 1730-1750 годов.

Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо всё днесь мне её доброты
Мыслить умом есть много охоты.

Россия мати! Свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небу российску ты солнце ясно!

Со второй половины ХVIII века на смену кантам приходит российская песня. В 1759 году вышел в свет первый печатный нотный сборник - «Собрание разных песен» Г.Теплова. Автор этих песен, Григорий Николаевич Теплов (1711-1779), видный сановник, сенатор, член Академии наук, был хорошо известен в Петербурге как композитор-любитель, скрипач, клавесинист и певец. Это был смелый шаг - взять популярные любовные стихи, которыми зачитывались все любители поэзии, и положить их на музыку. Большинство песен написаны на стихи самого яркого поэта того времени - Александра Петровича Сумарокова. Сборник Теплова быстро приобрел популярность, и все музыкально образованные барышни запели скорбно-элегическую «Уж прошел мой век драгой» в духе французского менуэта.Сентиментальная поэзия XVIII в духе модной тогда «чувствительности» стремилась к простоте, искренности, задушевности лирического высказывания. Очень сильное влияние на нее оказали народные песни. Так появились популярные «русские песни» Ивана Дмитриева, Юрия Нелединского-Мелецкого. Песня Ивана Дмитриева «Стонет сизый голубочек» очаровала не только дворянских барышень, но и распространилась в народе.С конца XVIII в русской музыкально-поэтической лирике утвердился термин «романс». В 1796 году впервые его употребили Гавриил Державин и Григорий Хованский. В то время авторами романсов считались поэты, а не композиторы. Их сюжеты, лексику, образный строй подхватит будущее поколение российской поэзии.С в русской литературе романтизма песенное творчество русских поэтов становится весьма разнообразным и по содержанию, и по жанровым признакам. На смену «российской песне» приходит жанр «русской песни» - своеобразный вид песни-романса, ориентирующийся на фольклорную традицию.Основателем этого направления был Алексей Мерзляков, профессор Петербургского университета. Самая знаменитая его песня - «Среди долины ровныя…»

Высшего расцвета жанр русской песни достиг в творчестве А.Кольцова и Н.Цыганова. На стихи А.Кольцова писали музыку многие известные композиторы - М.Глинка, А.Гурилев, М.Балакирев, А.Даргомыжский… Имя Николая Цыганова не столь известно, как имя Кольцова, но его песня-романс «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…» (музыка А.Варламова) приобрела мировую известность.«Русская песня» - своеобразный, но не единственный вид вокальной лирики XIX в. Уже в первой половине десятилетия появляются баллады, элегические романсы, вольнолюбивые песни, гусарские песни. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку оказал Пушкин. Его поэзия дала толчок развитию романсной лирики. В творчестве молодого Глинки поэзия Пушкина впервые получила совершенное выражение. Романс становится по-настоящему крупным художественным явлением. А романс Глинки «Не искушай меня без нужды…» (1825) на слова Е.Боратынского стал первым шедевром жанра романса-элегии, с него началась всероссийская известность композитора. Это был любимый романс Пушкина. Через пятнадцать лет последует еще один гениальный романс - «Сомнение». Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» стало основой романса, соединив поэта, композитора и Анну и Екатерину Керн. Вместе с пушкинской строкой романс обретал глубину, яркость красок, совершенство.Именно в пушкинскую эпоху выдвигается ряд талантливых композиторов-романсистов: А.Алябьев («Соловей», «Ах, когда б я прежде знала..»), А.Варламов («Красный сарафан», «Что отуманилась, зоренька ясная…»), А.Гурилев («Сарафанчик», «Однозвучно гремит колокольчик…»), Верстовский и другие.Фотографии (слева направо): А.С.Пушкин, М.Глинка, Е.Боратынский, А.Варламов, А.Алябьев, Верстовский, А.Гурилев/Наряду с камерно-вокальной классикой в XIX веке возникает и бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей. С середины века разделяются области классического романса и романса бытового. Первый, создаваемый преимущественно композиторами-классиками (П.Чайковский, С.Рахманинов, М.Балакирев, М.Бородин, С.Даргомыжский и др.) на стихи крупных поэтов, исполнялся мастерами вокального искусства, второй, как правило, возникал в сотрудничестве малоизвестных поэтов и музыкантов-любителей и становился достоянием массового музицирования.Огромное влияние имел жанр романса на творчество цыган. Родоначальником профессионального исполнительства цыган в России стал знаменитый хор графа А.Г.Орлова-Чесменского, собранный в 1744 году и руководимый на протяжении многих лет династией Соколовых:

Соколовский хор у «Яра»
Был когда-то знаменит..
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.

Репертуар таких хоров первоначально состоял главным образом из русских народных песен и романсов. Поклонниками цыганского пения были Пушкин и Толстой, Фет и Островский, Лесков и Тургенев, Герцен и Куприн. Самой известной цыганской певицей в конце XIX века была Варвара Панина.В 1895 году композитор Цезарь Кюи написал книгу-исследование «Русский романс», в которой подвел итог романсного творчества русских композиторов от Глинки, Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки» до конца XIX.Начало ХХ века отмечено ростом технических достижений. Популяризации романса способствуют граммофоны и пластинки. Романс становится больше исполнительским, чем композиторским и поэтическим искусством. Благодаря сохранившимся записям мы можем слышать голоса звезд городского романса - Анастасии Вяльцевой, Надежды Плевицкой, Михаила Вавича, Наталии Тамары.Самым блестящим исполнителем русских романсов по праву считался Федор Иванович Шаляпин.Многие бытовые романсы и песни той поры словно разделяются на два эмоциональных потока: с одной стороны - безудержное веселье, ухарство, с другой стороны - разочарование, надлом, душевные страдания. Вспомним романс «Ямщик, не гони лошадей…» (Я.Фельдман - Н.Риттер), написанный в 1915 году. До сих пор эти проникновенные строки, наполненные тоской, отчаянием, горечью. Но сквозь грусть прорываются ноты какого-то упоения страданием, ритм движения захватывает и уносит слушателя в быстрый завораживающий танец.Иногда судьба авторов романсов была сродни стихии их любимого жанра. Все знают романс «Отцвели хризантемы…», но только исполнители и любители русского романса знают имя композитора, создавшего этот шедевр Николая Харито. Его судьба могла стать темой самого жестокого романса.Среди исполнителей русского романса начала XX века выделяется своей особой творческой манерой Александр Вертинский. Романс в его интерпретации - целый спектакль. Он исполнял в основном песни и романсы собственного сочинения в неповторимой авторской манере, но и известные романсы наделял особым грустным лирическим смыслом (маска Пьеро). Через показную ироничность и экзальтированность исполнения передавалась острая тоска по искреннему человеческому общению, бескорыстным отношениям и глубоким чувствам.Самыми популярными романсами в 20-30-е годы ХХ века были романсы Бориса Фомина. Среди них такие шедевры, как «Только раз бывает в жизни встреча», «Эх, друг-гитара», «Твои глаза зеленые» и,конечно, «Дорогой длинною». Среди его романсов практически не было неудачных. Не потому они до сих пор популярны.В 30-е годы романс вступает в ритм танго, что провоцирует еще большую его популярность. С помощью радио и патефона романс входит в каждый дом. Их внутреннее пространство вобрало в себя огромную энергию и мастерство исполнителей, а также дух времени. В каждом доме звучат голоса Ивана Козловского, Сергея Лемешева, Клавдии Шульженко, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина.На рубеже ХХ-Х1Х веков романс словно переживает второе рождение. В кинематографе романс служит элементом стилизации под какую-либо эпоху («Собака на сене», «испанские романсы» Г.Гладкова), обозначением определенного культурного слоя («Дни Турбиных», романс «Белой акации гроздья душистые»), выражает лирическое состояние современных героевРазные судьбы», романс Рощина, «Ирония судьбы», романсы М.Таривердиева и др. Музыка к театральным постановкам пишется с теми же целями. Наиболее известны театральные романсы: «Ты меня на рассвете разбудишь» и «Белый шиповник» А.Рыбникова из спектакля «Юнона» И «Авось». На протяжении всей второй половины XX века композиторы обращаются к романсовым традициям и интонациям в разных музыкальных направлениях: музыка театра и кино, лирическая эстрадная музыка, авторская песня, рок-музыка.Музыка к театральным постановкам пишется с теми же целями. В кинематографе развивается жанр «кинороманс». Известны кинофильмы: «Жестокий романс», «Тюремный романс», «Городской романс», «Железнодорожный романс», «Новый русский романс».Международный конкурс молодых исполнителей русского романса «Романсиада» впервые был организован и проведен в 1997 году. Идея конкурса - обращение к русскому романсу, как альтернативе агрессивному засилью поп-культуры - родилась в газете "Труд". Конкурс проводится ежегодно с сентября по декабрь, завершаясь финалом и гала-концертом в Колонном Зале Дома Союзов, исторически связанном с процессом развития жанра русского романса. Художественный руководитель "Романсиады" Заслуженный деятель искусств РФ Галина Преображенская.

Из истории самых известных романсов.

«В лунном сиянии» (также называем «Колокольчик» и «Динь-динь-динь») — романс, относящийся к так называемым ямщицким песням, поэта и музыканта Евгения Дмитриевича Юрьева.

Евгений Дмитриевич Юрьев (1882—1911) — русский поэт и композитор, автор нескольких романсов, среди которых: «Колокольчик», «Эй, ямщик гони-ка к „Яру“», «Зачем любить, зачем страдать» и др.Известно более пятнадцати романсов Е. Д. Юрьева, сочиненных им в период 1894—1906 годов на собственные слова и музыку, а также одиннадцать романсов и песен, в том числе «цыганских» (то есть похожих на цыганский романс) на его слова, положенных на музыку другими композиторами, в том числе А. Н. Чернявским.Информация о биографии Е. Д. Юрьева почти не сохранилась.Вскоре после Октябрьской революции новая власть объявила романс «буржуазным пережитком», мешающим строить светлое будущее, где не место всяким любовным переживаниям. И в русской культуре на несколько десятилетий он был забыт.


Лишь со второй половины 1950-х годов романс как жанр был «реабилитирован» и стал постепенно возвращаться к советским слушателям.
Романс «В лунном сиянии» (он же — «Динь-динь-динь» и «Колокольчик») продолжает в русской песенной культуре ямщицкую тематику, начатую романсом «Вот мчится тройка удалая…» в 1828 году, когда Алексей Николаевич Верстовский положил на музыку отрывок про ямщика из стихотворения Фёдора Глинки. Об истории создания романса вообще мало что известно, просто сочинился — всё.

В лунном сиянии снег серебрится,


Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.
В лунном сиянье ранней весною
Помнятся встречи, друг мой, с тобою.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенел,
Этот звон, этот звон
О любви сладко пел.
Помнятся гости шумной толпою,
Личико милой с белой фатою.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Звон бокалов шумит,
С молодою женой
Мой соперник стоит.
В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.

http://lilitochka.ru/viewtopic.php?id=2599

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV-XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни - как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали , Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов - , .

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Романсом принято называть вокальное сочинение обязательно лирического содержания. По сути – это камерное музыкальное произведение для голоса в инструментальном сопровождении. Исполняются романсы одним исполнителем под аккомпанемент обычно одного инструмента.

Появление романса в России

Впервые этот жанр возник в Испании еще в XIII-XIV столетиях. Первыми исполнителями таких песен были странствующие поэты, исполнявшие свои произведения на распев. Писались эти произведения на романском языке, отсюда, соответственно, и название «романс».

В Россию романс пришел из Франции в XVIII веке. Благодаря тому, что именно в это время процветало русское поэтическое творчество, новый вокальный жанр прижился и быстро распространился, впитав в себя черты русской культуры. При чем сначала романсы писались исключительно на французском. Вокальные произведения с инструментальным сопровождением на русском языке долгое время назывались русскими песнями. Фактически, это был фольклор. Каждый исполнитель дополнял такие песни собственными словами, менял на свой лад музыку.

Русский романс

Само же понятие "русский романс" появилось намного позже, когда на романс стали обращать внимание профессиональные композиторы. Они видели в русских песнях источник вдохновения и творчества, поэтому русские романсы настолько пропитаны русским духом. Создателями русских романсов были такие композиторы, как Глинка, Мусоргский,Алябьев, Даргомыжский, Гурилев, Варламов, Балакирев, Чайковский, и Рахманинов.

Благодаря работе композиторов, в начале XIX века возникает цыганский романс. Впоследствии сами цыгане привносят в него собственную изюминку и доводят до высокого уровня, благодаря уникальному стилю исполнения.

Разновидности русских романсов

  • Городской романс. Он появился в конце XIX века и существовал в качестве фольклора. С точки зрения поэзии, городской романс отличает конкретика в образах, а также ступенчатая композиция. Главный герой представляется бывалым, а объект любви - недостижимым. С точки зрения музыки - городскому романсу присущ гармонический минор и характерные секвенции.
  • Цыганский романс. Главное темой таких романсов является страстное любовное переживание. С музыкальной точки зрения - цыганские романсы имеют профессиональное происхождение, дополненное манерой исполнения самих цыган. Позднее под влиянием цыганского романса развился русский шансон.
  • Жестокий романс. В таком романсе синтезированы особенности баллады, романса и лирической песни. В нем четко выделяются основные сюжеты, при чем все они трагичны и заканчиваются смертью героя, убийством или горем.
  • Казачий романс. Такое вокальное творчество развивалось на Дону в 19 веке. В таком романсе передаются особенности казачьей жизни и любви.

Многие современные известные романсы написаны в 20-30 годы прошлого века. Композиторы, писавшие их, позднее были запрещенными, поскольку в советское время романс читался мещанским жанром. Это Борис Фомин, Борис Прозоровский, Юлий Хайт. Их произведения были названы старинными романсами и забыты. Но они исполнялись за рубежом, вернувшись в Россию только в 80-е годы.

Сейчас на помощь любителям романсов пришел интернет. Тексты Песен на MorePesen.ru дает возможность скачивать любимую музыку, тексты песен в формате mp3.


Введение

1. История возникновения жанра романса в русской музыкальной культуре

Этапы усложнения романса и отделение бытового романса от классического

3. Особенности развития бытового городского романса

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность темыреферата. Городской романс послужил почвой для развития блатной песни, его традиции также творчески развиваются в авторской песне. В XXI веке термин "городской романс" стал употребляться как эвфемизм для обозначения русского шансона.

Первая половина XIX века была периодом расцвета русской бытовой песни и бытового романса. Для песенно-романсного искусства тех лет была характерна взаимосвязь между творчеством профессиональным и народным. В лучших образцах этого жанра композиторы-профессионалы опирались на бытовую народную песню. В свою очередь, такие песни-романсы, как "Красный сарафан" Варламова, "Соловей" Алябьева, "Колокольчик" Гурилева становились народными, широко проникая в русский быт.

Объектом данного исследования являются процессы развития городского романса в истории русской художественной культуры.

Предметом исследования - место городского романса в пространстве русской художественной культуры второй половины XIX века.

Цель исследования состоит в выявлении специфики и особенностей жанра городского романса. В соответствии с намеченной целью ставятся следующие необходимые задачи:

Проследить историю развития жанра русского романса.

Исследовать этапы усложнения романса и отделение бытового романса от классического.

Выявить особенности развития русского бытового романса.

Изучить основные черты городского романса, сравнить русский городской романс и авторскую песню.

Структура работы. Реферат состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы.


1. История возникновения жанра романса в русской музыкальной культуре


Романс (от испанского romance) - камерно-вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин "романс" возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском ("романском", отсюда название - "романс") языке, а не на латинском, принятом в ту эпоху в церковных песнопениях .

Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили название "романсеро". Распространившись в других странах, термин "романс" стал обозначать с одной стороны поэтичный жанр: особо напевное лирическое стихотворение, а также стихотворение, предназначенное для музыки, а с другой стороны - жанр вокальной музыки. Эта вокальная форма включала в себя песни любовно-лирического или элегического характера, в основе которых лежала не церковная, а "мирская", бытовая тематика. Романсы сочинялись как анонимными, так и известными авторами; в последнем случае вокальная мелодия сопровождалась обычно различными музыкальными инструментами: скрипкой, флейтой, арфой, клавесином, гитарой и, наконец, роялем .

В России название романс первоначально носили вокальные произведения, написанные на французский текст. Использование французского текста в романсе было обязательным условием даже для русских композиторов. Романсы же с текстом на русском языке назывались "российскими песнями".

Ранние образцы русского романса запечатлены в творчестве Г. Теплова. В 1759г. был издан сборник его песен "Между делом и бездельем" на слова А. Сумарокова. Это ранние образцы русского романса, в которых автор музыки старался не только отразить форму строфы, но и раскрыть поэтический образ в мелодике своих песен. Но в песнях Г. Теплова ещё нет ясности и чистоты стиля, единства основного исходного образа. Однако, выход его сборника, содержавшего 17 песен, в музыке которых уже синтезированы элементы, присущие жанру романса,- связь с русской бытовой (в основном городской) музыкальной средой, родство с музыкой дворянского салона, текст литературного происхождения и сопровождение инструментального характера, говорил о том, что во второй половине XVIII века новое направление в русском вокальном искусстве не только заявило о себе, но и получило художественное подтверждение .

Новой ступенью в развитии русского романса является сентиментальная песня "Стонет сизый голубочек" Ф. Дубянского на стихи И. Дмитриева. Здесь музыка удивительно сливается со стихом и дышит искренностью. "Голубок" объединил интонации, ладовое своеобразие, приёмы сопровождения многих лирических песен, подняв всё это на значительную художественную высоту.

К концу XVIII века Россия узнала имя ещё одного талантливого создателя российских песен - Ю. Козловского. Выходец из Польши, он внёс в мягкие очертания своих песен стройную поступь полонезных ритмов, наполнил мелодику присущей польской музыке элегичностью и драматизмом. Одним из его шедевров стал романс "Прежестокая судьбина".

С конца XVIII века в России процветает любительство как одна из форм художественной жизни. Одним из композиторов-любителей был генерал-майор А. Титов. Генерал был автором нескольких бытовых опер, песен и романсов. Его романс "Кукла" звучит нередко в концертах и в наше время. А. Титов избирает для своих произведений преимущественно декламационный характер мелодии, развивающейся последовательно от безмятежных начальных образов к драматической кульминации в конце. Возрастает в его романсах и роль фортепианного сопровождения .

Создавая родственное сюжету настроение, оно как бы "окутывает" мелодию голоса. Позже этот приём особенно ярко прослеживается в романсе "Зимний вечер" М. Яковлева на слова А. Пушкина. М. Яковлев тоже относится к музыкантам-любителям. Работая в департаменте юстиции чиновником, он часто бывал на музыкальных вечерах в доме А. Дельвига, на стихи которого написал свою "Элегию". Искренняя, исповедальная поэзия А. Дельвига обогатила романс, и его русские песни обрели в народе широкую известность.

На смену "российской песне" приходит жанр "русской песни" - своеобразный вид песни-романса, ориентирующийся на фольклорную традицию. Основателем этого направления был А. Мерзляков. Многие из его песен навеяны народными песнями, а некоторые фольклоризовались. Самая знаменитая песня А. Мерзлякова - "Среди долины ровныя…" вышла в народ, как и многие другие "русские песни".

Таким образом, в начале XIX века складывается русский бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей, стилистически близкий песне.


. Этапы усложнения романса и отделение бытового романса от классического

романс жанр бардовский субкультура

Высшего расцвета жанр "русской песни" достиг в творчестве двух поэтов: А. Кольцова ("На заре туманной юности…", "Ах ты, степь моя…") и Н. Цыганова ("Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…", "Что это за сердце…").

Творчество А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва, П. Булахова, А. Дюбюка стало значительным явлением в русской музыке. Огромная популярность песен и романсов этих композиторов была связана с чутким воспроизведением чувств и мыслей "среднего" человека. Отзвуки "последекабристских" настроений и острое чувство социального неравенства, образ страдающей женщины в конфликте с окружающей средой и стихийная сила народа в символе "доброго молодца" - все эти темы властно вторгаются в городской романс, определив на десятилетия его тематику. Позднее в вокальную лирику проникает социально-обличительная тема, в отдельных произведениях появляются образы "маленьких" людей (романс "Нищая" А. Алябьева на стихи Беранже в переводе Д. Ленского).

Основными интонационными истоками городского фольклора являются: крестьянская песня, популярные арии итальянских и французских опер, цыганская таборная песня.

Талантливые композиторы, авторы бытовых романсов отбирают в этом пёстром сплаве наиболее ценное, создавая демократический песенный стиль, на котором в дальнейшем выросло творчество П. Чайковского и С. Рахманинова. Характерной чертой их творчества было умение чутко раскрывать "волновавшие людей чувства" простым песенным языком.

Развитие бытовой романсовой лирики сыграло важную роль в формировании русского национального музыкального стиля. Интонации бытового романса широко проникали и в оперу, и в инструментальную музыку первой половины XIX века.

В XIX веке развивается русский классический романс. Романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему миру человека и к сокровищам народного искусства .

Творчество великих мастеров романса развивалось во взаимодействии с поэтическими направлениями. В истории русского искусства тесно связаны имена М. Глинки и А. Пушкина, П. Чайковского и А. Толстого, Н. Римского-Корсакова и А. Майкова, С. Рахманинова и Е. Бекетовой.

Особенно глубокое воздействие на русскую музыку оказало творчество А. Пушкина. Его поэзия дала решающий толчок к развитию русской романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства. В творчестве М. Глинки поэзия А. Пушкина впервые получила совершенное выражение в форме таких романсовых шедевров композитора, как "Адель", "Мери", "Я помню чудное мгновенье".

Русские композиторы XIX века уделяли особое внимание проблеме декламационности (А. Даргомыжский, М. Мусоргский). Романс в их творчестве иногда приобретает черты театрально сценки, исполняемой конкретным персонажем (А. Даргомыжский: "Червяк", "Титулярный советник", М. Мусоргский: "Семинарист", "Светик Савишна", "Озорник").

Расширение выразительных возможностей романса осуществляется и другим путём. Композиторы нередко объединяют романсы в вокальные циклы, создавая относительно крупные и тематически богатые "сюитного" типа произведения, в которых, в частности, может быть использовано такое острое противопоставление контрастных музыкально-поэтических образов, какое невозможно в пределах одного романса. Жанр вокального цикла позволяет композитору дать разностороннюю характеристику его основным героям, представить музыкальными средствами саморазвитие поэтических образов и сюжета .

В конце XIX века классический романс претерпевает существенные изменения: усложняются средства выражения, музыкально-поэтическая связь. В творчестве П. Чайковского романс нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием ("День ли царит"). Этот тип романса характерен и для С. Рахманинова ("Весенние воды").

Романс постепенно выходит за рамки камерного жанра, приближается к вокально-симфоническому направлению, изредка романс представлен только музыкальной пьесой ("Вокализ" С. Рахманинова). Но эта форма сложнее как для исполнения, так и для восприятия, романсы эти находят отклик у элиты, а не массовой публики. Так, постепенно классический романс становится интеллектуальным, элитным, теряя при этом свою лёгкость и простодушие.

Развитие романса в XX веке, уже в первые его десятилетия, представляет более сложную картину. Наряду с продолжением традиции XIX века композиторы стремятся решить ряд новых задач или найти новое решение старых. По-новому ставится, например, проблема синтеза музыки и поэзии; композиторы пытаются найти в каждом произведении индивидуальное её решение вне типовых жанров и форм. Так возникает новый род камерно-вокального произведения - "стихотворение с музыкой". Подобного рода сочинения есть у С. Танеева, С. Рахманинова, С. Прокофьева.

На новой основе, вне опоры на традиции оперной декламационности, решается в романсе проблема музыкально-речевой интонации. Чтобы максимально приблизиться к интонациям естественной речи, композиторы обращаются к текстам, написанным свободным стихом и даже прозой (С. Прокофьев: "Гадкий утёнок", А. Даргомыжский: "Каюсь, дядя, чёрт попутал") .

С другой стороны, в романсе XX века интенсивно развивается инструментальное начало. Фортепианная партия зачастую становится настолько самостоятельной и образной, что можно говорить об особом жанре "романса-прелюдии" ("Сирень", "Маргаритки" С. Рахманинова). Следует отметить также проникновение в романс элементов фольклора, главным образом народных музыкально-речевых жанров (И. Стравинский: "Прибаутки", "Весна (монастырская)").

Большое количество стилистических находок в романсе XX века не могло, однако, компенсировать некоторой потери общительности, доступности, свойственной классике этого жанра. В советском романсе осуществляется и творческое развитие классических камерно-вокальных жанров (Ан. Александров, H. Мясковский, Ю. Шапорин, Ю. Кочуров) и обновление их путём усиления песенного начала (Г. Свиридов) или начала интонационно - характеристического (С. Прокофьев, Д. Шостакович). В 60-70-е гг. очень расширяется круг исполнительских средств романса, появляются циклы для нескольких исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов, что приближает вокальные циклы к кантатным и даже вокально-симфоническим произведениям.

"Русская песня" - своеобразный, но не единственный вид вокальной лирики XIX в. Уже в первой половине десятилетия появляются баллады, элегические романсы, вольнолюбивые песни, гусарские песни. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку оказал Пушкин. Его поэзия дала толчок развитию романсной лирики. В творчестве молодого Глинки поэзия Пушкина впервые получила совершенное выражение. Романс становится по-настоящему крупным художественным явлением. А романс Глинки "Не искушай меня без нужды…" (1825) на слова Е. Боратынского стал первым шедевром жанра романса-элегии, с него началась всероссийская известность композитора. Это был любимый романс Пушкина. Через пятнадцать лет последует еще один гениальный романс - "Сомнение". Стихотворение Пушкина "Я помню чудное мгновенье…" стало основой романса, соединив поэта, композитора и Анну и Екатерину Керн. Вместе с пушкинской строкой романс обретал глубину, яркость красок, совершенство.

Именно в пушкинскую эпоху выдвигается ряд талантливых композиторов-романсистов: А. Алябьев ("Соловей", "Ах, когда б я прежде знала.."), А. Варламов ("Красный сарафан", "Что отуманилась, зоренька ясная…"), А. Гурилев ("Сарафанчик", "Однозвучно гремит колокольчик…"), Верстовский и другие.

Наряду с камерно-вокальной классикой в XIX веке возникает и бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей. Первый, создаваемый преимущественно композиторами-классиками (П. Чайковский, С. Рахманинов, М. Балакирев, М. Бородин, С. Даргомыжский и др.) на стихи крупных поэтов, исполнялся мастерами вокального искусства, второй, как правило, возникал в сотрудничестве малоизвестных поэтов и музыкантов-любителей и становился достоянием массового музицирования.

Таким образом, с середины века разделяются области классического романса и романса бытового.


. Особенности развития бытового городского романса


Городской романс (бытовой) - разновидность романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX - первой половины XX века. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви.

С музыкальной точки зрения городской романс отличают гармонический минор и характерные для него шаблонные каденции и секвенции, включая "золотую секвенцию" .

Истоки городского романса находятся в "высоком" русском романсе и в городском фольклоре второй половины XIX века, в том числе так называемом жестоком романсе. Более поздние формы городского романса испытали влияние цыганского романса, оперетты и клезмера .

Городской романс послужил почвой для развития блатной песни, его традиции также творчески развиваются в авторской песне. В XXI веке термин "городской романс" стал употребляться как эвфемизм для обозначения русского шансона.

Термином "русский городской романс" обозначают романс бытовой (характеризующийся фольклорными и литературными формами бытования в городской среде), отличая его от романса "высокого" (классического), под которым подразумеваются камерные вокальные произведения, созданные профессиональными композиторами на слова профессиональных поэтов и не предназначенные для пения в быту или любительского музицирования.

Отличительной чертой бытового романса является его популярность и общедоступность, соответствие разнообразным вкусам широких кругов городского населения вплоть до песен городских окраин, например "Кирпичики").

В основу характеристики основных разновидностей городского романса положена классификация, предложенная литературоведом М. Петровским. Он выделяет из жанрового массива мещанский, цыганский, жестокий и сентиментальный романсы (в основе вычленения данных разновидностей - характер эмоциональности).

Некоторые исследователи называют также салонный романс. Важным представляется нам замечание М. Петровского о том, что цыганский романс - не особый национальный жанр, а тот же бытовой романс, "несколько "сдвинутый" своеобразной исполнительской манерой".

Таким образом, по-прежнему открытым остается вопрос о жанровом определении романса. На данный момент в филологической науке существует относительная свобода в употреблении терминов "песня", "баллада" и "романс".


Основные черты городского романса: сюжет о страданиях неразделенной любви; характерная расстановка персонажей, где Он - страдающий влюбленный, Она - недостижимая возлюбленная; особая "романсовая" фразеология ("глядел он до боли в очах"); ступенчатая композиция, нагнетающая эмоциональное напряжение и так далее.

У городского романса, как правило, нет заглавия. Его роль обычно выполняет первая строка или строка рефрена. Городскому романсу свойственна конкретика. Это как бы "случай из жизни", воспоминания свидетеля, обычно бывалого человека. Поэтому в зачине городского романса, как правило, указывается определенное место воссоздаваемого действия. Это могут быть некие отдаленные территории ("расскажу про тот край, где бывал я"), экзотические страны и города ("В далекой солнечной и знойной Аргентине", "В далеком Лондоне погасли огоньки"), или, напротив, предельно заурядные декорации ("В одном городе близ Саратова, / Под названьем тот город Петровск"). Эффект подлинности создают и многочисленные подробности, как будто встающие перед мысленным взором рассказчика ("Серый домик двухэтажный/в переулочке стоял", "Есть в Италии маленький домик, / он стоит на обрыве крутом, / Каждый вечер в двенадцать часов / Там слуга отпирает засов") .

Существенно влияние городского романса на авторскую песню (на примере его эстрадной ветви - А. Вертинский, И. Кремер, В. Козин, П. Лещенко, К. Сокольский). А. Вертинский ввел в практику процесс сочинения песен на чужие стихи (показав это в основном на примере поэзии Серебряного века), что было принято на вооружение бардами. Также он внедрил в песню театральное начало, в рамках авторской песни развитое в творчестве В. Высоцкого, Ю. Кима, позже - А. Галича, создавших немало ролей, выстроенных по законам сценической композиции. "Поющий поэт" выступил в роли не только автора, но и соавтора текстов исполняемых песен. И. Кремер, кроме того, была режиссером-постановщиком своих "интимных" песенок.

Искренность и чистота чувств, литературный и художественный вкус исполнителей эстрадного городского романса проецируются на творчество поэтов-бардов. С произведениями В. Козина, П. Лещенко, К. Сокольского связана неподцензурная история русской песни, продолжившаяся в творчестве бардов. Они бытовали как устный фольклор, распространяясь также посредством подпольно изготовляемых пластинок ("на ребрах"), позже - магнитофонных записей .

Романсовая традиция была органично воспринята бардами разных поколений. Так, цыганские мотивы звучали в песнях М. Анчарова, А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Кима, В. Туриянского, Н. Матвеевой, Е. Клячкина, Г. Дикштейна и многих других.

Таким образом, в творчестве представителей городского романса заявило о себе личностное, индивидуальное начало, ставшее определяющей особенностью авторской песни. От романсового жанра пришло в нее ролевое, драматургическое начало, а также обращенность, адресация, настроенность на общение.


Заключение


Цель исследования, которая состояла в выявлении специфики и особенностей жанра городского романса достигнута. Задачи, поставленные для ее достижения, решены. В результате были сделаны следующие выводы.

Романс - это удивительный жанр. Его уникальность заключается в том, что в малой, камерной форме, он способен поведать об очень многом.

Термином "русский городской романс" обозначают романс бытовой (характеризующийся фольклорными и литературными формами бытования в городской среде), отличая его от романса "высокого" (классического), под которым подразумеваются камерные вокальные произведения, созданные профессиональными композиторами на слова профессиональных поэтов и не предназначенные для пения в быту или любительского музицирования. Отличительной чертой бытового романса является его популярность и общедоступность.

Городской романс порожден субкультурой города и обладает определенной ценностью в ее рамках, оставаясь при этом за пределами элитарной культуры.

Основные черты городского романса:

-сюжет о страданиях неразделенной любви;

-характерная расстановка персонажей, где Он - страдающий влюбленный, Она - недостижимая возлюбленная;

-особая "романсовая" фразеология ("глядел он до боли в очах");

-ступенчатая композиция, нагнетающая эмоциональное напряжение и так далее.

Городскому романсу свойственна конкретика. Это как бы "случай из жизни", воспоминания свидетеля, обычно бывалого человека. Поэтому в зачине городского романса, как правило, указывается определенное место воссоздаваемого действия.

Список использованной литературы


1.Даль, В.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / В.И. Даль - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 736 с.

2.Валери, П. Об искусстве [Текст] / П. Валери - М.: Искусство, 1993. -507 с.

3.Визбор, Ю.И. Не верь разлукам старина. - М., Эксмо, 2004. - 237 с.

Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев - М.: Музыка, 2000. - 368 с.

Долгушина, М.Г. У истоков русского романса: камерная вокальная культура Александровской эпохи [Текст] / М.Г. Долгушина; Рос. ин-т истории искусств, Волог. гос. пед. ун-т. - Вологда: Кн. наследие, 2004. - 381 с.

Комиссарская, М.А. Русская музыка XIX века. [Текст] / М.А. Комиссарская, М.: Знание, 1974. - 208 с.

Уколова, Е.Л. Очи черные: Альманах для поклонников старинного романса и любителей русской старины [Текст] / Е.Л. Уколова - М.: 2001. - 64 с.

Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика [Текст] / Г.М. Цыпин - СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.