Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Главные польские композиторы современности. Польская музыка

Главные польские композиторы современности. Польская музыка

Они прославились своими мазурками и полонезами, операми и камерно-вокальными произведениями. Выдающиеся польские композиторы получили признание не только на родине, но и далеко за ее пределами. По крайней мере одно имя известно почти всем.

Знакомит с наиболее известными представителями музыкального искусства Польши и их главными достижениями.

Фридерик Шопен (1810-1849)

Самый известный польский композитор, представитель семьи французских мигрантов. Его творчество относят к величайшим достижениям Польши. В возрасте 20-лет будущий композитор и пианист переехал во Францию. Назад в Польшу уже так и не вернулся.

Шопен создал 60 мазурок, три фортепианные сонаты, около трех десятков музыкальных этюдов, ряд произведений для фортепиано с оркестром, песен для голоса с фортепиано на польские тексты. Его произведения, особенно полонезы и мазурки, считали синонимом польскости.

Именем Шопена названы многочисленные объекты. Среди самых известных - филармония в Гданьске, Варшавская консерватория, аэропорт в Варшаве, астероид и кратер на Меркурии.

Фридерик Шопен считается национальным героем Польши!

wikipedia.org/Общественное достояние

Станислав Монюшко (1819-1872)

Выдающийся польский композитор середины XIX века, вышедший из семьи белорусских мигрантов. Является автором песен, оперетт, балетов, опер. Его песни заложили основы польской национальной вокальной музыки. Многие из написанных им оригинальных мелодий стали считаться народными.

Станислав Монюшко считается создателем польской классической национальной оперы. Всего он написал более 15 опер. Кроме этого, Монюшко создал первые польские национальные произведения симфонической музыки.

В честь Станислава Монюшко названы улицы во многих городах Польши, а также в некоторых городах Беларуси и Украины.

wikipedia.org/Domena publiczna

Кароль Шимановский (1882-1937)

Один из самых знаменитых польских композиторов первой половины XX столетия. Родился и вырос в Украине. В Польшу переехал в 19-летнем возрасте.

Шимановский является автором многочисленных фортепианных, камерных и оркестровых произведений. Одна из самых известных его работ - опера "Король Рогер". Композитор был отмечен Золотым академическим лавровым венком за выдающиеся заслуги для польского искусства в целом.

В 1976 году в городе Закопане был открыт "Музей Кароля Шимановского". Почетное имя композитора носит также музей музыкальной культуры в Кропивницком (Украина). В честь Шимановского названа и Музыкальная Академия в городе Катовице.

wikipedia.org/Общественное достояние (Public Domain)

Витольд Лютославский (1913-1994)

Выдающийся польский композитор. Считается одним из величайших представителей музыкального искусства последней трети XX столетия.

Был также награжден золотой медалью Королевского филармонического общества Великобритании (1987), званием командора французского Ордена искусств и литературы (1982), польским орденом Белого орла (1994).

Произведение Витольда Лютославского "Три стихотворения Анри Мишо" считается образцом хорового авангарда XX века.

Сегодня, 23 ноября, выдающийся польский композитор и дирижёр Кшиштоф Пендерецкий отмечает 80-летие. Его музыкальный талант и новаторство внесли неоценимый вклад в развитие музыкального искусства. Наследие мировой музыкальной классики было бы неполным без работ Кшиштофа Пендерецкого и других, не менее блистательных польских композиторов современности, о которых мы решили рассказать.

2013-11-22 23:00

Кшиштоф Пендерецкий

Кшиштоф Пендерецкий — яркая фигура современной мировой музыкальной культуры: композитор, дирижёр, педагог (причём во всех ипостасях - выдающийся). Он один из самых высокооплачиваемых, востребованных композиторов современности. Пендерецкий пишет в основном только на заказ, не стесняясь быть конъюнктурным, что, в общем-то, правильно.

Композитор с детства обучался игре на скрипке и фортепиано. В конце 1940-х годов Кшиштоф играет в городском духовом оркестре, а позже организовывает собственный оркестр, в котором выступает в качестве скрипача и дирижёра. В раннем творчестве Пендерецкий много экспериментировал и использовал абсолютно новые способы музыкальной выразительности - нетрадиционные способы пения и игры на музыкальных инструментах, имитировал музыкальными средствами различные крики, стоны, свисты, шёпоты. Главная художественная задача композитора в ранних сочинениях - достижение максимально эмоционального воздействия на слушателя, а главными темами становились страдание, боль, истерия. Для передачи своего нестандартного музыкального замысла Пендерецкий специально придумывал новые знаки и использовал их в партитурах.

Начиная с середины 1970-х годов, музыкальный стиль Пендерецкого эволюционирует в сторону большей традиционности, тяготеет к неоромантизму. Основное внимание композитор уделяет крупным вокально-симфоническим и симфоническим произведениям. Одно из них - «Польский реквием» - композитор создавал в течение нескольких десятилетий (1980-2005). С большим интересом Кшиштоф Пендерецкий относится к русской культуре, что выражается в его произведениях - «Слава святому Даниилу, князю Московскому» (1997), «Страсти по Иоанну» (на тексты из Библии, Булгакова и Достоевского; в настоящее время не окончено) и оратории на тексты Сергея Есенина (не окончена, точное название неизвестно).

Творчество последних десятилетий Пендерецкого отмечено сближением с традициями XIX века и остаётся одним из самых востребованных среди наследия музыки конца ХХ века и сегодня.

Збигнев Прайснер

Збигнев Прайснер - это один из самых талантливых композиторов современности, написавший множество прекрасных мелодий. Формально он никогда не изучал музыку, самостоятельно занимался музыкальным самообразованием, покупал записи и реконструировал композиции, переписывая отрывки и куски, чтобы выразить своё восхищение или внести улучшения в оригинал. Вскоре он познакомился с молодым польским кинорежиссёром Антони Краузе, который попросил его написать оригинальную музыку к своему фильму «Прогноз погоды». Этот опыт стал началом карьеры Прайснера как композитора, пишущего для кино. Через Краузе Прайснер познакомился с Кшиштофом Кесьлёвским, который искал композитора для работы над музыкой к своему фильму «Без конца». Данная работа стала началом дальнейшего многолетнего сотрудничества и прочной дружбы. В 1988 году Прайснер согласился написать музыку для всех десяти эпизодов «Декалога» Кесьлёвского. В некоторых из них музыка Прайснера присваивается вымышленному голландскому композитору Ван Ден Буденмаеру. Связано это с тем, что в «Декалоге» Кесьлёвский хотел использовать несколько композиций Малера, которые никогда не записывались в Польше (записать их стоило бы целое состояние), и Прайснер предложил следующий выход: «Я (Прайснер - прим. ред.) напишу что-то другое, непохожее. Если не получится, тебе придется купить права на Малера. Если я напишу паршивую музыку, скажем, что это не я, а Ван Ден Буденмайер. А если напишу хорошую, будет моя ».

На композитора обратили внимание и голливудские кинопроизводители, и в 1991 году Прайснер пишет музыку к фильмам Луи Мандоки, Джона Ирвинга, Агнешки Холланд и многих других.

Свой стиль композитор определяет как «романтизм», обращается к произведениям Паганини и Сибелиуса, а также к польским композиторам-романтикам. Он описывает собственные произведения словом «творения», потому что считает, что его музыка не является ни классической, ни традиционной музыкой кино. Это нечто среднее.

Войцех Киляр

Киляр начал сочинять музыку в конце 1950-х годов. Он придерживался традиционных форм, и в его творчестве ощущалось влияние Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева. Но в 1960-х годах вместе с Кшиштофом Пендерецким и Хенриком Гурецким Войцех становится первопроходцем польского музыкального авангарда.

Уже к 30 годам Киляр считался успешным классическим композитором, но его индивидуальный стиль сложился несколько позже - в 70-х годах. Одним из наиболее значительных его сочинений этого периода считается «Krzesany» (1974 год).

В настоящее время Киляр известен прежде всего как кинокомпозитор. Он написал музыку к более чем 150 фильмам, поставленным знаменитыми режиссёрами, среди которых Роман Полански и Фрэнсис Форд Коппола. Причём у последнего Войцеху удалось поработать над культовым фильмом «Дракула». Именно Киляра попросили сочинить музыкальное сопровождение для трилогии «Властелин колец» Питера Джексона.

Хенрик Миколай Гурецкий

В 1952 году Хенрик Миколай Гурецкий начал учёбу в Рыбникской высшей музыкальной школе и закончил четырёхлетний курс за 3 года. Впервые его сочинения были исполнены в 1958 году. В 1960-м композитор уже стоит в первых рядах авангардистов. С 1968 года Хенрик преподаёт композицию в Катовицкой высшей музыкальной школе.

Подлинная слава пришла к Гурецкому в начале 1990-х, когда его «Симфонию скорбных песен» (Симфония № 3, 1976) исполнили американская певица Дон Апшоу и Лондонская симфониетта: по свету разошлось более миллиона пластинок с их записью. Написанная для солирующего сопрано и оркестра, симфония рассказывает о страданиях, которые причинил Польше нацизм.

Невзирая на коммерческий успех 3-й симфонии, Гурецкий не стал дальше писать музыку в том же стиле. В 1990-е и 2000-е его имя чаще всего фигурировало в связи с сотрудничеством с американским Kronos Quartet. Для этого ансамбля он сочинил такие композиции, как «Songs are Sung» (вдохновлена поэзией Велимира Хлебникова), «Concerto-Cantata» и «Kleines Requiem für eine Polka».

Гурецкий - легенда современной академической музыки. Он прожил нелёгкую жизнь и прошёл большой путь как композитор - от авангардных сочинений в духе сериализма и соноризма до неоромантических композиций, которые относят к сакральному минимализму, направлению, которое представляют также Арво Пярт, Петерис Васкс и Гия Канчели.

Анджей Пануфник

Анджей окончил Варшавскую консерваторию по классу композиции и теории музыки. В 1938-39 годах учился на дирижёра в Венской опере. Во время оккупации продолжал писать музыку, зарабатывая на жизнь игрой на фортепиано в варшавских кафе в дуэте с композитором Витольдом Лютославским. В дни Варшавского восстания он покидает столицу, оставляя дома все свои партитуры на верную гибель. К счастью, часть из них Анджею удалось восстановить.

После окончания войны Пануфник становится главным дирижёром Краковской филармонии, а в 1946-м - директором Варшавской филармонии. После неразрешимых разногласий и отказа принимать идеологию соцреализма композитор в 1954-м эмигрирует в Англию.

23 мая 2013 года на сцене Михайловского театра состоялась мировая премьера одноактного балета Начо Дуато «Невидимое» на музыку Пануфника. Хореограф признался, что музыка польского композитора не давала ему покоя целых три года. И вот, наконец, он поставил балет о том, что мы не можем увидеть, зато можем почувствовать. И даже сам придумал костюмы, чтобы точнее передать свои эмоции.

национальные оперы и песни, которые до сих пор можно услышать со сцены. Большую часть его произведений можно услышать на Монюшковском фестивале.

Как изменила музыку Вторая мировая война

До 1939 года польские композиторы творили и активно сотрудничали с коллегами из других стран. В начале XX века были основаны самые знаменитые конкурсы, которые дали миру немало новых исполнителей. Так, на конкурсе имени Шопена в Варшаве дебютировал Дмитрий Шостакович.

До начала Второй мировой войны популярной была яркая и эмоциональная музыка. У всех было на слуху имя Кароля Шимановского. Его балет «Харнаси» прогремел в то время по всей Европе. В нем еще чувствовались фольклорные мотивы, но не присутствовал политический окрас.

Именно из-за политики многие польские композиторы после начала войны эмигрировали в другие страны. Они не желали ограничивать себя в творчестве и сочинять музыку к определенным датам. Однако даже в то нелегкое время нашлись люди, умевшие противодействовать политическому режиму: Гражина Бацевич, Лютославский и Болеслав Шабельский. Витольд Лютославский даже после окончания войны не стал изменять своему любимому направлению в творчестве - романтизму. Он писал легкие произведения с изысканным звучанием.

Соноризм

Политическая оттепель наступила только в 1956 году. В это время польские композиторы получили возможность творить без ограничений. Самыми прославленными культурными деятелями в то время стали Тадеуш Биард и Казимеж Сероцкий. Но они не только прославили свою страну, но и учредили фестиваль «Варшавская осень». Он считается популярным и престижным по сей день.

Известные польские композиторы после войны много экспериментировали со звучанием. Они хотели следовать европейской культуре, в результате чего родилось направление "соноризм". Это особая техника построения композиций. В основе новых произведений стали использоваться только звуковые оттенки. Так в Польше зародилось авангардное творчество. Флагманом и ярчайшим представителем этого направления стал Кшиштоф Пендерецкий. Он использовал для своих произведений не только музыкальный ряд, но и звуки природы, визг пилы, грохот и стук пишущей машинки. Первое впечатление публики было шоком, но позже произведения этого композитора вошли в историю мировой музыкальной культуры.

Войцех Киляр и минимализм

Музыка польских композиторов используется не только на большой сцене. Многие авторы писали ее для фильмов и религиозных праздников. Авангардное творчество продолжило свое существование и в семидесятых. Тогда популярность приобрел Войцех Киляр. Он писал свои произведения не только для популярных польских фильмов, но и для выступлений оркестров. Меломаны по всему миру высокого оценили его авангардную поэму «Кшесаны», относящуюся к направлению минимализма. Она отличается скупостью формы и содержания. Уже сорок лет поэма остается любимым произведением многих.

Более поздние произведения Киляра остаются преданными минимализму. Критики отмечают, что музыкальный язык этого композитора отличается точностью и особой яркостью. Ему не нужно придумывать сложные формы, чтобы завоевать своего слушателя. В своем творчестве Войцех использовал фольклорное наследие польских горцев. Яркие композиции Киляра разной тематической направленности часто используются в современных польских фильмах.

1 марта 1810 года родился Фредерик ШОПЕН, величайший польский композитор и пианист

ШОПЕН, ФРИДЕРИК ФРАНЦИШЕК (фр. Chopin, Frderic Franois; польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) (1810-1849), польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции (оттого закрепилась французская транскрипция его имени). Шопен - единственный из немногих композиторов, сочинявших на практике только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хоровой коллектив, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его бесчисленные фортепианные пьесы в самых разных формах - мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и остальное - это всеми признанные шедевры. Шопен был настоящим новатором, зачастую отходившим от классических правил и норм. Он создал новоиспеченный гармонический язык и открыл формы, призванные вместить в себя новое, романтическое содержание.

Жизнь. Фридерик Шопен родился в 1810, по-видимому, 22 февраля, в Желязовой Воле под Варшавой. Его папа Никол (Миколай) Шопен, французский эмигрант, служил гувернером и школьным учителем; мама воспитывалась в дворянской семье. Уже ребенком Шопен проявил яркие музыкальные способности; в 7 лет его начали обучать игре на фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им мелкотравчатый полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы. В богатых домах польской знати он приобрел привкус к роскоши и подчеркнутую изысканность манер.

В 1823 Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. В 1825 его пригласили предстать перед российским императором Александром I, и вслед за тем он получил награду - бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию; ее окончание в 1829 формально завершило музыкальное образование Шопена. В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения, а дамы - превосходные манеры. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а после этого отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, того, что называют «революционным». Это произошло в 1831, и затем Шопен никогда не возвращался на родину.


Listen or download Фредерик Шопен Вальс соч.64 №2 for free on Prostopleer

В 1831 Шопен поселился в Париже. Он любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя часто отзывался о них с иронией. Его весьма ценили как пианиста, в особенности когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не больше трех десятков публичных концертов. Его исполнительский стиль был своеобразен: по отзывам современников, его отличала необычайная ритмическая воля - Шопен был, если можно так выразиться, пионером рубато, он с большим вкусом артикулировал музыкальную фразу, продлевая одни звуки за счет сокращения других.


Listen or download Вальс N2 си-минор Я умею играть for free on Prostopleer

В 1836 Шопен направился в Чехию повидаться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлекся юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка была вскоре расторгнута. Осенью того же года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной - баронессой Дюдеван, о жизни которой в Париже ходило несть числа сплетен и которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд - 34. Их союз продолжался восемь лет, причем большую доля этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане. Кошмаром для Шопена, который не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838-1839, прожитая с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова). Сочетание неважной погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, по-видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие.

Listen or download Фредерик Шопен Ноктюрн №2 for free on Prostopleer В 1847 отношения Шопена с Жорж Санд решительно испортились в результате вмешательства музыканта в отношения его подруги со своими детьми от первого брака. Это положение, совместно с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние черной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848. Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где, уже больной, он играл у королевы Виктории и дал немного концертов - завершающий из них состоялся 16 ноября 1848. Через неделю он вернулся в Париж. Не в силах больше давать уроки, Шопен вынужден был принять щедрую поддержку от своей шотландской почитательницы Джейн Стирлинг. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора, Людвика; не оставляли его вниманием и французские друзья. Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта.

Музыка. Композиторская техника Шопена нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные - лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его настолько же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.

Экспромт

Фортепианные пьесы малых форм. Эти пьесы могут быть условно разделены на две группы: преимущественно «европейские» по мелодике, гармонии, ритму и явственно «польские» по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.

Шопен сочинил около трех десятков этюдов, цель которых - помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (в частности, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: аналогично баховскому Хорошо темперированному клавиру, этюды Шопена - гениальная музыка, блестяще раскрывающая возможности инструмента; дидактические задачи уходят на второй план, нередко о них и не вспоминают.

Хотя Шопен сперва освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Так, в течение зимы, проведенной на Майорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии - лаконичные виньетки, последние - настоящие драмы, диапазон настроений - от полной безмятежности до яростных порывов. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место среди шедевров фортепианной литературы. Его перу принадлежит больше двадцати ноктюрнов - прекрасных, мечтательных, поэтичных, лирических откровений. Шопен - автор нескольких баллад (это жанр программного характера), в его творчестве представлены ещё экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.

«Польские» жанры. Шопен поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами - жанрами, в которых нашли отображение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, обыкновенный для польского фольклора. Эти очаровательные, красочные пьесы привнесли в западноевропейскую музыку славянский колорит, что изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 в. оставили своим последователям. Шопен сочинил больше полусотни мазурок (их прототип - польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) - небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а другой раз в них слышится и нечто восточное. Как все написанное Шопеном, мазурки пианистичны и требуют от исполнителя большого искусства - более того не содержат явных технических трудностей. Полонезы крупнее мазурок и по протяженности, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», целиком хватило бы, чтобы дать Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

Революционный этюд

Крупные формы. Время от времени Шопен обращался к крупным музыкальным формам. Возможно, наивысшим его достижением в этой области следует считать отменно выстроенную и весьма убедительную по драматургии фантазию фа минор, сочиненную в 1840-1841. В этом сочинении Шопен нашел модель формы, целиком отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам. Вместо того чтобы придерживаться классическим образцам сонатной формы, он позволяет замыслу сочинения, мелодическим, гармоническим, ритмическим особенностям материала предуготовлять структуру целого и способы развития. В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845-1846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).


Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827), - юношеское произведение, которое в настоящее время нечасто исполняется. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя. Ее третья часть - имеющий известность во всем мире похоронный марш, а финал - вихрь октав, близкий «ветру, воющему над могилами». Считавшаяся неудачной по форме, Вторая соната в исполнении великих пианистов предстает как поразительно цельное произведение. Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объединяющую ее четыре части, и является одним из высших достижений Шопена.

Другие сочинения. Шопену принадлежит кроме того ряд произведений для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы. Для фортепиано с оркестром им созданы Andante spianato и полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми минор и фа минор), рондо-краковяк, а кроме того вариации на тему Моцарта La ci darem la mano (ария из оперы Дон Жуан). Вместе с виолончелистом О.Ж.Франшоммом он сочинил Большой концертный дуэт для виолончели и фортепиано на темы из оперы Мейербера Роберт-дьявол, сонату соль минор, интродукцию и полонез для того же состава, а ещё трио соль минор для фортепиано, скрипки и виолончели. Шопеном создан ряд песен для голоса с фортепиано на польские тексты. Во всех сочинениях с оркестром сказывается неопытность автора в области инструментовки.