Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » План-конспект урока по музыке на тему: урок музыки «Музыкальный образ». Шуберт

План-конспект урока по музыке на тему: урок музыки «Музыкальный образ». Шуберт

Идейное содержание искусства Шуберта. Вокальная лирика: ее истоки и связи с национальной поэзией. Ведущее значение песни в творчестве Шуберта

Огромное творческое наследие Шуберта охватывает около тысячи пятисот произведений в различных областях музыки. Среди написанного им до 20-х годов многое и по образам, и по художе­ственным приемам тяготеет к венской классицистской школе. Од­нако уже в ранние годы Шуберт обрел творческую самостоятель­ность, сначала в вокальной лирике, а затем и в других жанрах, и создал новый, романтический стиль.

Романтическое по идейной направленности, по излюбленным образам и колориту, творчество Шуберта правдиво передает душевные состояния человека. Его музыка отличается широко обобщенным, социально значимым характером. Б. В. Асафьев отмечает в Шуберте «редкую способность быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передавать боль­шинство людей».

В искусстве Шуберта отражено мироощущение лучших людей его поколения. При всей тонкости, лирика Шуберта лишена изысканности. В ней нет и нервозности, душевного надлома или сверхчувствительной рефлексии. Драматизм, взволнованность, эмоциональная глубина сочетаются с замечательным душевным равновесием, а многообразие оттенков чувств - с удивительной простотой.

Важнейшей и любимой областью творчества Шуберта была песня. Композитор обратился к жанру, который теснее всего был связан с жизнью, бытом и внутренним миром «маленького чело­века». Песня была плотью от плоти народного музыкально-поэтического творчества. В своих вокальных миниатюрах Шуберт нашел новый лирико-романтический стиль, ответивший на живые художе­ственные запросы многих людей его времени. «То, что совершил Бетховен в области симфонии, обогатив в своей «девятке» идеи-чувствования людских «вершин» и героическое современной ему эстетики, то Шуберт совершил в области песни-романса как лирики «простых естественных помыслов и глубокой человечно­сти» (Асафьев). Шуберт поднял бытовую австро-немецкую песню на уровень большого искусства, придав этому жанру необычайное художественное значение. Именно Шуберт сделал песню-романс равноправной в ряду других важнейших жанров музыкального искусства.

В искусстве Гайдна, Моцарта и Бетховена песня и инструмен­тальная миниатюра играли безусловно второстепенную роль. Ни характерная индивидуальность авторов, ни особенности художе­ственного стиля не проявились у них в этой сфере сколько-нибудь полно. Их искусство, обобщенно-типизированное, рисующее образы объективного мира, с сильными театрально-драматическими тенденциями, тяготело к монументальному, к строгим, разграни­ченным формам, к внутренней логике развития в большом мас­штабе. Симфония, опера и оратория были ведущими жанрами композиторов-классицистов, идеальными «проводниками» их идей» Даже клавирная музыка (при всем бесспорном значении клавирной сонаты для формирования классицистского стиля) у ранних венских классиков имела побочное значение, по сравнению с мону­ментальными симфоническими и вокально-драматическими произ­ведениями. Один Бетховен, для которого соната выполняла роль творческой лаборатории и значительно опережала развитие дру­гих, более крупных инструментальных форм, придал фортепиан­ной литературе то ведущее положение, которое она заняла в XIX столетии. Но и для Бетховена фортепианная музыка - это прежде всего соната. Багатели, рондо, танцы, мелкие вариации и другие миниатюры очень мало характеризуют собой то, что называется «бетховенским стилем».

«Шубертовское» в музыке совершает радикальную перестанов­ку сил по отношению к классицистским жанрам. Ведущими в твор­честве венского романтика становятся песня и фортепианная ми­ниатюра, в частности танец. Они преобладают не только количест­венно. В них раньше всего и в наиболее законченной форме про­явилась индивидуальность автора, новая тема его творчества, его самобытные новаторские приемы выражения.

Больше того, и песня, и фортепианный танец проникают у Шу­берта в область крупных инструментальных произведений (симфо­нию, камерную музыку в сонатной форме), которые формируются у него позднее, под непосредственным воздействием стиля миниа­тюр. В оперной или хоровой сфере композитору так и не удалось преодолеть до конца некоторую интонационную обезличенность и стилистическую пестроту. Как по «Немецким танцам» нельзя полу­чить даже приблизительного представления о творческом облике Бетховена, так по операм и кантатам Шуберта невозможно догадаться о масштабе и историческом значении их автора, гени­ально проявившего себя в песенной миниатюре.

Вокальное творчество Шуберта преемственно связано с авст­рийской и немецкой песней, получившей широкое распространение в демократической среде начиная с XVII столетия. Но Шуберт внес в этот традиционный вид искусства новые черты, которые радикально преобразили песенную культуру прошлого.

Эти новые черты, к которым прежде всего относится и роман­тический склад лирики, и более тонкая разработанность образов, неразрывно связаны с достижениями немецкой литературы вто­рой половины XVIII - начала XIX века. На ее лучших образцах формировался художественный вкус Шуберта и его ровесников. В годы юности композитора еще были живы поэтические традиции Клопштока и Хёльти. Его старшими современниками являлись Шиллер и Гёте. Их творчество, с юных лет восхищавшее музыкан­та, оказало на него огромное воздействие. Он сочинил более семи­десяти песен на тексты Гёте и более пятидесяти песен на тексты Шиллера. Но при жизни Шуберта утверждала себя и романтиче­ская литературная школа. Он завершил свой путь песенного композитора произведениями на стихи Шлегеля, Рельштаба, Гейне. Наконец, его пристальное внимание привлекли переводы произве­дений Шекспира, Петрарки, Вальтера Скотта, получившие широ­кое распространение в Германии и Австрии.

Мир интимный и лирический, образы природы и быта, народ­ные сказания - вот обычное содержание избираемых Шубертом поэтических текстов. Его совсем не привлекали «рациональные», дидактические, религиозные, пасторальные темы, столь характер­ные для песенного творчества предшествующего поколения. Он отвергал стихи, несущие в себе следы «галантных галлицизмов», модных в немецкой и австрийской поэзии середины XVIII столе­тия. Нарочитая пейзанская простота также не находила у него отклика. Характерно, что из поэтов прошлого он испытывал особен­ную симпатию к Клопштоку и Хёльти. Первый провозгласил чувст­вительное начало в немецкой поэзии, второй создавал стихи и баллады, близкие по стилю к народному творчеству.

Композитор, достигший в своем песенном творчестве высочай­шего претворения духа народного искусства, не интересовался фольклорными сборниками. Он оставался равнодушным не толь­ко к собранию народных песен Гердера («Голоса народов в песне») *,

* Только за год до смерти Шуберт использовал один текст из собрания Гердера - балладу «Эдвард».

но и к знаменитому сборнику «Волшебный рог мальчика», вызвавшему восхищение самого Гёте. Шуберта увлекали стихи, от­личающиеся простотой, проникнутые глубоким чувством и при этом обязательно отмеченные авторской индивидуальностью.

Излюбленная тема песен Шуберта - это типичная для роман­тиков «лирическая исповедь» со всем многообразием ее эмоциональных оттенков. Как и большинство близких ему по духу поэ­тов, Шуберта особенно привлекала любовная лирика, в которой можно с наибольшей полнотой раскрыть внутренний мир героя. Тут и невинная простосердечность первой любовной тоски («Маргарита за прялкой» Гёте), и грезы счастливого возлюблен­ного («Серенада» Рельштаба), и легкий юмор («Швейцарская песенка» Гёте), и драматизм (песни на тексты Гейне).

Мотив одиночества, широко воспетый поэтами-романтиками, был очень близок Шуберту и нашел отражение в его вокальной лирике («Зимний путь» Мюллера, «На чужбине» Рельштаба и другие).

Чужим пришел сюда я.
Чужим покинул край -

так начинает Шуберт свой «Зимний путь» - произведение, вопло­щающее трагедию духовного одиночества.

Кто одиноким хочет быть,
Останется один;
Хотят все жить, хотят любить,
Зачем несчастный им? -

говорит он в «Песне арфиста» (текст Гёте).

Народно-жанровые образы, сцены, картины («Полевая розоч­ка» Гёте, «Жалоба девушки» Шиллера, «Утренняя серенада» Шекспира), воспевание искусства («К музыке», «К лютне», «К моему клавиру»), философские темы («Границы человечества», «Ямщику Кроносу») - все эти разнообразные темы раскрываются Шубер­том в неизменно лирическом преломлении.

Восприятие объективного мира и природы неотделимо от на­строения поэтов-романтиков. Ручеек становится послом любви («Посол любви» Рельштаба), роса на цветах отождествляется с любовными слезами («Похвала слезам» Шлегеля), тишина ночной природы - с мечтой об отдыхе («Ночная песнь странника» Гёте), сверкающая на солнце форель, попавшаяся на удочку рыболова, становится символом непрочности счастья («Форель» Шуберта).

В поисках наиболее яркой и правдивой передачи образов современной поэзии сложились новые выразительные средства шубертовских песен. Они определили особенности шубертовского му­зыкального стиля в целом.

Если о Бетховене можно сказать, что он мыслил «сонатно», то Шуберт мыслил «песенно». Соната для Бетховена была не схемой, а выражением живой мысли. Он искал свой симфонический стиль в фортепианных сонатах. Характерные признаки сонаты пронизы­вали у него и несонатные жанры (например: вариации или рондо). Шуберт же почти во всей своей музыке опирался на совокупность образов и выразительных средств, лежащих в основе его вокаль­ной лирики. Ни один из господствующих классицистских жанров с присущим им в большой степени рационалистическим и объектив­ным характером не соответствовал лирическому эмоциональному облику шубертовской музыки в той мере, в какой соответствовала ему песня или фортепианная миниатюра.

В свой зрелый период Шуберт создал выдающиеся произведения в крупных обобщающих жанрах. Но не следует забывать, что именно в миниатюре выработался новый лирический стиль Шубер­та и что миниатюра сопровождала его на всем творческом пути (одновременно с G-dur"ным квартетом, Девятой симфонией и струнным квинтетом Шуберт писал свои «Экспромты» и «Музы­кальные моменты» для фортепиано и песенные миниатюры, вошед­шие в «Зимний путь» и «Лебединую песнь»).

Наконец, в высшей степени знаменательно, что симфонии и крупные камерные произведения Шуберта только тогда достигли художественной неповторимости и новаторского значения, когда композитор обобщил в них образы и художественные приемы, предварительно найденные им в песне.

После сонаты, господствовавшей в искусстве классицизма, шубертовская песенность внесла в европейскую музыку новые образы, свой особый интонационный склад, новые художественно-кон­структивные приемы. Шуберт неоднократно использовал свои пес­ни и в качестве тем для инструментальных произведений. Именно господство у Шуберта художественных приемов лирической пе­сенной миниатюры *

* Миниатюра специально подчеркивается, так как сольная песня кантат­ного типа не отвечала эстетическим исканиям композиторов-романтиков».

совершило тот переворот в музыке XIX столе­тия, в результате которого одновременно созданные произведения Бетховена и Шуберта воспринимаются как относящиеся к двум разным эпохам.

Самые ранние творческие опыты Шуберта еще тесно связаны с драматизированным оперным стилем. Первые песни юного композитора - «Жалоба Агари» (текст Шюкинга), «Похоронная фантазия» (текст Шиллера), «Отцеубийца» (текст Пфеффеля) - давали все основания предполагать, что из него выработался опер­ный композитор. И приподнятая театральная манера, и ариозно-декламационный склад мелодии, и «оркестровый» характер сопро­вождения, и большие масштабы сближали эти ранние сочинения с оперными и кантатными сценами. Однако самобытный стиль шу­бертовской песни сложился только тогда, когда композитор освобо­дился от влияний драматической оперной арии. С песней «Юноша у ручья» (1812) на текст Шиллера Шуберт твердо вступил на путь, который привел его к бессмертной «Маргарите за прялкой». В рамках этого же стиля были созданы все его последующие песни - от «Лесного царя» и «Полевой розочки» до трагических произведений последних лет жизни.

Миниатюрная по масштабам, предельно простая по форме, близ­кая к народному искусству по стилю выражения, шубертовская песня по всем внешним признакам является искусством домашнего музицирования. Несмотря на то что песни Шуберта сейчас повсе­местно звучат на эстраде, оценить их в полной мере можно только в камерном исполнении и в небольшом кругу слушателей. Композитор меньше всего предназначал их для концертного исполнения. Но этому искусству городских демократических кругов Шуберт придал высокое идейное значение, неведомое песне ХVIII столетия. Он поднял бытовой романс до уровня лучшей поэзии своего времени .

Новизна и значимость каждого музыкального образа, богатст­во, глубина и тонкость настроений, удивительная поэтичность - все это бесконечно возвышает песни Шуберта над песенным твор­чеством предшественников.

Шуберту первому удалось воплотить в песенном жанре новые литературные образы, найдя для этого соответствующие музыкаль­ные средства выражения. Процесс претворения поэзии в музыке был у Шуберта неразрывно связан с обновлением интонационно­го строя музыкальной речи. Так родился жанр романса, олицетворяющий высшее и наиболее характерное в вокальной лирике «романтического века».

Глубокая зависимость шубертовских романсов от поэтических произведений, вовсе не означает, что Шуберт ставил перед собой задачу точного воплощения поэтического замысла. Песня Шуберта всегда оказывалась самостоятельным произведением, в котором индивидуальность композитора подчиняла себе индивидуальность автора текста. В соответствии со своим пониманием, своим настро­ением Шуберт акцентировал в музыке различные стороны поэти­ческого образа, нередко усиливая этим художественные достоин­ства текста. Так, например, Майргофер утверждал, что песни Шу­берта на его тексты раскрыли для самого автора эмоциональную глубину его стихов. Несомненно также, что поэтические достоин­ства стихов Мюллера повышаются от их слияния с музыкой Шу­берта. Часто второстепенные поэты (как Майргофер или Шобер) удовлетворяли Шуберта больше, чем гениальные, вроде Шиллера, в поэзии которого отвлеченные мысли превалировали над богат­ством настроений. «Смерть и девушка» Клаудиуса, «Шарманщик» Мюллера, «К музыке» Шобера в трактовке Шуберта не уступают «Лесному царю» Гёте, «Двойнику» Гейне, «Серенаде» Шекспира. Но все-таки лучшие песни написаны им на стихи, отличающиеся бесспорными художественными достоинствами *.

* Шуберт писал песни на стихи следующих поэтов: Гёте (более 70), Шил­лера (более 50), Майрхофера (более 45), Мюллера (45), Шекспира (6), Гейне (6), Рельштаба, Вальтера Скотта, Оссиана, Клопштока, Шлегеля, Маттисона, Козегартена, Кернера, Клаудиуса, Шобера, Салиса, Пфеффеля, Шюкинга, Коллина, Рюккерта, Уланда, Якоби, Крайгера, Зейдля, Пиркера, Хёльти, Платена и других.

И всегда именно поэтический текст своей эмоциональностью и конкретными обра­зами вдохновлял композитора на создание созвучного ему музы­кального произведения.

Используя новые художественные приемы, Шуберт достигал небывалой степени слияния литературного и музыкального образа. Так сложился его новый самобытный стиль. Каждый новаторский прием у Шуберта - новый круг интонаций, смелый гармонический язык, развитое колористическое чувство, «свободная» трактовка формы - был раньше всего найден им в песне. Музыкальные об­разы шубертовского романса совершили переворот во всей систе­ме выразительных средств, господствовавших на рубеже XVIII и XIX столетий.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1

г. Узловая, Тульская область.

урок музыки в 6 классе

«Драматический образ в музыке Франца Шуберта»

учитель музыки: Вакуленко Г.А.

Этап урока: 1. Организационный момент и мотивация

- Здравствуйте, ребята! Очень рада снова видеть вас! Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

- Кто изображён на этом портрете?

(Франц Шуберт)

Правильно, это знаменитый австрийский композитор Франц Шуберт.

Песни занимают в творчестве Шуберта главное место. Именно песни наиболее ярко отразили всё то новое, что внёс композитор в музыку.

- Чем же отличаются песни Шуберта, что в них было необычно для его современников?

(Это живые сценки с определённым сюжетом, в которых большую роль играет музыкальное сопровождение).

Шуберт был замечательным мелодистом. Его песни многие люди узнают по нескольким звукам. Попробуйте узнать знакомые песни этого композитора.

(Узнают и называют знакомые песни Ф. Шуберта: «Форель», « Ave Maria », «Баркарола», «Серенада», «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха», «Шарманщик» из цикла «Зимний путь»)

- Какие образы во всех этих песнях? (лирические)

Сегодня мы познакомимся с очень необычным произведением. Откройте файл с названием кроссворд. Если вы разгадаете этот кроссворд, узнаете название нового произведения Шуберта.

(Дети открывают файл с кроссвордом и вносят в него ответы. Красным цветом выделяются буквы, которые показывают название «Лесной царь»)

Вопросы для кроссворда:

1.Какой певец пропагандировал творчество Шуберта? (песни исполнял певец Михаэль Фогль)

2.Кем был отец Шуберта? (школьный учитель)

3.Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта? (песни)

4.Где Шуберт получил музыкальное образование? (В церковно-певческой школе, конвикте)

5.Какого композитора Шуберт боготворил? (Людвиг ванн Бетховен)

6.Каким по характеру человеком был Франц Шуберт? (скромный)

7.Как называется несколько песен, объединённых общей темой? (вокальный цикл)

8. Какой старинный жанр был, как бы заново открыт, в творчестве композиторов-романтиков. (баллада)

9.Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? (шубертиады)

10.Песня, которой открывается вокальный цикл «Прекрасна мельничиха»? («В путь»)

(Дети разгадывают кроссворд и читают называние нового произведения Ф.Шуберта).

- Давайте проверим ваши ответы. (Проверяем)

- Как называется новое произведение?

(«Лесной царь»)

«Лесной царь» не просто песня, а песня-баллада. (открываю цифру 8, которую не отгадали дети). Именно этот старинный жанр был заново открыт композиторами романтиками. Тема нашего урока сегодня «Старинной песни мир ».

В основе вокальной баллады лежит литературная баллада.

Литературная баллада - это повествуемое в стихах народное предание фантастического характера . Прочитайте на слайде особенности такого стихотворения.

Особенности литературной баллады:

    Драматический сюжет.

Литературную балладу «Лесной царь» создал немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте. Кто может сказать, почему на слайде рядом с ним находится портрет Василия Андреевича Жуковского?

(Он сделал перевод)

Правильно, Гёте написал балладу на немецком языке, чтобы понять смысл и содержание, нужен перевод. Лучший перевод этой баллады на русский язык сделал Василий Андреевич Жуковский.

Откройте учебники на странице 45. Здесь вы видите этот перевод. Ребята прочитают балладу «Лесной царь» по ролям и посмотрим, какой зрительный ряд к ней подобрала

- Назовите героев баллады Гёте?

(называют)

«Лесной царь» - это драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, свои поступки, свои цели, порой враждебные, свои чувства.

Подберите слова, которые могут выразить чувства каждого героя баллады.

(Дети рассказывают, как надо правильно соотнести героя и его чувства. Затем на экране появляется правильный ответ)

На странице 44 мы прочитаем как появилась песня-баллада Франца Шуберта «Лесной царь» (читаем учебник).

Какое произведение получилось, когда соединились стихи и музыка? Это уже не стихотворение, а….

(песня-баллада)

Вокальная баллада – это сольная песня повествовательного характера с элементами фантастики.

В этой необычной песне сохранились все черты литературной баллады. А чем отличается музыка?

На странице 42 мы познакомимся с особенностями музыки в вокальной балладе? (Читаем с детьми текст учебника)

    Драматический сюжет.

    Повествование строится на сопоставлении контрастных образов.

    Переплетаются реальность и фантастика.

    Музыка тесно связана с сюжетом поэтического текста.

    Свободное развитие музыки.

Давайте послушаем песню-балладу Ф.Шуберта «Лесной царь». Баллада, как правило, исполняется на языке оригинала – немецком.

(Слушание на немецком языке)

- Сколько певцов исполняли вокальную партию? (Один)

Всю вокальную мелодию исполнял один певец.

- Как же вы различали героев?

В этом произведении замечательны выразительность красота и разнообразие вокальной партии. Давайте проанализируем музыкальные партии героев как настоящие музыканты, по нотам. Откройте презентацию «Вокальные партии героев».

(При дальнейшем анализе интонаций героев дети смотрят ноты на слайдах, напевают партии героев, выполняют пластические движения и выбирают интонации на слайдах)

Каждый персонаж появляется со своими характерными интонациями. Лесной царь хочет заманить к себе мальчика.

- Послушайте, с каких интонаций каждый раз начинается его тема.

(наиграть и напеть с детьми 1 тему Лесного царя)

Вначале он пытается очаровать своего случайного гостя, усыпить его внимание. Что ещё напоминает вам эта равномерно покачивающаяся мелодия?

(Напеть с детьми фрагмент мелодии, используя пластическое интонирование, показать рукой интонации покачивания).

- Какие это интонации? Выберите на файле интонации героя. Что у вас получилось?

(Призывные, убаюкивающие)

Потом Лесной царь рассказывает о своих дочерях, которые танцами закружат мальчика. Что напоминает в этот момент мелодия?

(вальс)

На словах «играя, летая» - мелодия кружится вверх-вниз , как будто действительно взлетают и опускаются дочери Лесного царя.

- Какие интонации здесь у Лесного царя?

(льстивые, танцевальные)

В конце концов, Лесной царь перестаёт уговаривать мальчика, и тогда льстиво-ласковые интонации меняются на другие.

Напойте эти слова: «Неволей, иль волей, а будешь ты мой!»

(Напеть с детьми слова: «Неволей иль волей, а будешь ты мой»).

- Какие это интонации?

(Приказывающие, угрожающие.)

Из скольких эпизодов состоит партия Лесного царя? (из трёх)

Как меняются его интонации?

(сначала убаюкивает, заманивает, затем угрожает)

Каждый раз прибавляются новые черты, нарастает драматическая напряжённость.

- Как звучат слова мальчика?

(Слушают и поют тему ребёнка).


- Какие это интонации?

(жалобные, молящие)

Он болен. И хотя сам он об этом не говорит, интонации его фраз всегда об этом напоминают. Эти интонации буквально пронизывают текст, когда рассказ идёт от имени ребёнка. Посмотрите сколько их. (Интонации жалобы выделяются на экране цветными кружочками)

Анализ интонационного богатства этой баллады может быть поистине бесконечным – ведь здесь практически нет повторений.

Является ли построение баллады куплетным?

(Нет, построение свободное)

Почему Шуберт не воспользовался приёмом повторения, как это бывает в обычных песнях, когда с одной и той же мелодией звучат слова одного, потом второго, затем третьего куплета?

(Мелодия подходит только к данному герою)

Каждое четверостишье звучит со своей особенной, только для него подходящей мелодией. Такое построение называется свободным.

- На каком инструменте исполняется музыкальное сопровождение?

(на фортепиано)

На этом слайде вы видите нотный текст баллады. Обратите внимание на партию фортепиано. Там буквально «черно» от нотных знаков. Теснясь на нотной строчке, они образуют насыщенный, но очень чёткий ритмический узор, который остаётся неизменным до самого конца. (наиграть)

- Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?

(В воображении с первых тактов встаёт образ скачущего всадника)

Инструментальное сопровождение полноправное «действующее лицо», помогающее воссоздать и бешеную скачку коня, и завывание ветра. Движение это останавливается только в конце песни на слова рассказчика «ездок доскакал, в руках его мёртвый младенец лежал».

Сделать с детьми вывод и обобщение.

- Какой характер имеет баллада в целом?

(взволнованный, тревожный)

- Какая картина нарисована в стихах и в музыке? Какой образ создал композитор?

Единый драматически-взволнованный образ)

В стихах и в музыке нарисована большая драматическая сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже, если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматически-взволнованный образ.

Давайте отдохнём. Представьте, что мы в лесу, но не страшном, а красивом и добром. (Выполняют движения под плавную музыку ).

Рапевка. «Музыкальное эхо». (Учить чисто интонировать терцию вниз с сопровождением и без него).

(наиграть мелодию песни» Огромное небо» муз. О.Фельцмана)

Правильно, это песня композитора Оскара Фельцмана на стихи Рождественского «Огромное небо». Давайте её споём.

(Пение песни «Огромное небо» О. Фельцмана)

- Можно ли назвать эту песню балладой? Найдите в ней черты, характерные жанру баллады?

Особенности вокальной баллады:

    Драматический сюжет.

    Повествование строится на сопоставлении контрастных образов.

    Переплетаются реальность и фантастика.

    Музыка тесно связана с сюжетом поэтического текста.

    Свободное развитие музыки.

(драматическое содержание, рассказывает о подвиге простых русских людей, есть контрастные образы: мирный город и катастрофа в небе, нагнетание драматизма к концу песни.)

- Что исчезло из современной баллады?

(Нет фантастических героев, нет свободного развития музыки, простая куплетная форма).

В наши днибаллада в поэзии и в музыке имеет уже новые черты.

Современная баллада – это трагическая поэма о подвиге русских людей, проникнутая духом патриотизма.

Давайте составим исполнительский план песни так, чтобы ярче было усиление драматической напряжённости. К темповому и динамическому развитию музыки добавим хоровое.Будем менять состав исполнителей.Если начнёт песню в первом куплете солист, как можно исполнить дальше?

(Дети предлагают свой план исполнения. Исполнение детьми песни, обсуждение получилось или нет создать яркую динамическую напряжённость в исполнении).

С каким жанром мы сегодня познакомились? (вокальная баллада)

Ребята вы все получили оценки. Сегодня они такие. Следующий раз вы постараетесь и получите оценки ещё лучше. (Открываю файл с названием рефлексия)

Давайте ответим на один любой вопрос. Начинает , затем он назовёт того, кто будет отвечать следующим.

    Сегодня я узнал...

    Было интересно...

    Было трудно...

    Я приобрел...

    Меня удивило...

    Урок дал мне для жизни...

    Мне захотелось...

Ребята, сегодня мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок. До следующего урока. Не забудьте поставить в свою клеточку оценку.

Старинной песни мир - коричневый, зелёный,
Не только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
(О. Мандельштам)
Как известно, для того, чтобы музыка жила, необходимы три действующих лица - композитор, исполнитель и слушатель. Композитор вкладывает свои чувства и мысли в нотную запись. Исполнитель стремится наиболее точно передать всё зашифрованное в нотах и неизбежно добавляет что-то своё. Для внимательного слушателя общение с прекрасной музыкой может стать шагом к открытию чего-то нового в себе и в окружающем мире.Сегодня мы познакомимся с выдающимися образцами композиторского и исполнительского мастерства. Стать выдающимися слушателями предстоит вам. Это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Нужно просто сосредоточиться и постараться понять, что скрывается за музыкальным образом.
Послушайте песню
австрийского композитора Франца Шуберта "Двойник" в исполнении великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина."Ноты - это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор," - так говорил Ф. И. Шаляпин, стремившийся добиться наибольшей правды в своём исполнении. "Только правдивое - прекрасно," - ещё одна фраза знаменитого певца.
___________________________________________________________________________________________________________________________________

Творчество Франца Шуберта

способствовало распространению песенного жанра в Европе. Песни Шуберта - это небольшие музыкальные сцены с определённым сюжетом. Аккомпанемент как бы комментирует, иногда иллюстрирует содержание.

Большую часть своих произведений Шуберт написал для венских обществ любителей музыки, для встреч с друзьями, которые он называл "шубертиадами".

М. фон Швинд. Шубертовский вечер (Шуберт за фортепиано).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особой разновидностью песни является баллада .
Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт. В музыкальной балладе повествовательный характер сочетается с картинностью изображения, драматичностью выражения чувств. Нередко повествование строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки. Одно из самых знаменитых произведений композитора - баллада "Лесной царь" на стихи И. В. Гёте.
Шуберт сочинил её, когда ему было 18 лет. Вот как один из друзей композитора рассказывал о процессе сочинения произведения:
"Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке "Лесного царя". Он прошёлся с книжкой несколько раз
взад и вперёд по комнате , внезапно сел - и в самое короткое время баллада появилась на бумаге".
Послушайте балладу "Лесной царь". Обратите внимание на то, как сочетаются мелодия и сопровождение, на изобразительность и выразительность аккомпанемента.

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ
И. В. Гёте. перевод В. А. Жуковского

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" -
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой". -
"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит". -
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей". -
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой". -
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.



__________________________________________________________________________________________________________________________________
Жанр баллады живёт и в наше время. Примером современной баллады можно назвать песню О. Фельцмана на слова Р. Рождественского "Огромное небо" ,
в которой описывается случай, реально произошедший с нашими пилотами, служившими в Германии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание.
1.Какой композитор считается создателем жанра вокальной баллады?
2.Какая из двух картин в приложении наиболее созвучна балладе "Лесной царь"?
3. Почему песню "Огромное небо" можно назвать балладой?
4*.Назовите хотя бы один адрес в Санкт-Петербурге, связанный с именем Ф. И. Шаляпина.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 с.Толбазы

Открытый урок по музыке

"Музыкальный образ в произведении

Франца Шуберта"

Провела:

учитель музыки

Кириллова З.И.

с.Толбазы

Тема урока: "Музыкальный образ в произведении Франца Шуберта"

Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Задачи:

    образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;

    развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;

    воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь», вставленная в презентацию.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный инструмент.

Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант таблицы для заполнения по вариантам и биографии Ф. Шуберта с вопросами, Т.И. Науменко, В.В. Алеев учебник по музыке 7 класс.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.

II. Повторение пройденного.

Какие образы существуют в музыке? (Лирические, эпические, драматические).

Слайд 2 (Щелкать по овалам после появления на них руки).

С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает? («Аве Мария», «Баркарола», «Форель» – лирический образ).

III. Изучение нового материала.

1) – Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.

или .

(Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии).

Слайд 3

2) Вопросы для проверки выполнения работы.

    Кто такой Франц Шуберт?

    Когда и где родился Шуберт?

    Кем были родители Шуберта?

    Где Шуберт получил музыкальное образование?

    Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?

    Во сколько лет Шуберт начал сочинять?

    Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?

    Сколько песен написал Ф. Шуберт?

    Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?

    Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?

    Каким человеком был Шуберт?

    Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?

    Какого композитора Шуберт боготворил?

    Представителем какого музыкального направления был Шуберт?

    Когда к Шуберту пришел настоящий успех?

    Сколько лет прожил Шуберт?

(Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.)

Слайды 4-6 (Щелкать по каждому вопросу после появления на нем руки).

3) Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на русском языке.

Послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и ответьте на следующие вопросы:

Слайд 7

Какие чувства выражает музыка?

Какой образ передал в своей музыке композитор?

Кто исполняет это музыкальное произведение?

(Слушание баллады. Ответы детей на поставленные вопросы.)

Как называется это произведение?

Что такое баллада?

Слайд 8

Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

Слайд 9

Сколько действующих лиц в балладе?

Как звучит тема каждого героя?

Какая интонация преобладает в речи персонажей?

Что вы услышали в аккомпанементе?

Обобщим наши выводы, используя текст в учебнике на странице 42. Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.

Слайд 10

Вариант

Действующие лица

Речь

Мелодия

Музыкальное сопровождение

I

II

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

Работать будете по вариантам: 1 вариант характеризует речь, мелодию и сопровождение отца, сына и рассказчика, а 2 вариант – Лесного царя.

.

(По вариантам раздается фрагмент таблицы. Дети ее заполняют, используя учебник (стр. 42). Проверка заполнения таблицы по слайду.)

Слайд 10 (Щелкать по каждому квадрату после появления на нем руки).

Послушайте еще раз балладу, проследите по тексту (текст на стр. 40 в учебнике) и ответьте на следующие вопросы:

Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души?

Как происходит развитие сюжета в балладе?

Какую роль в произведении играет фортепиано?

Слайд 11

(Слушание баллады на русском языке с лекцией. Ответы детей на вопросы.)

Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» – образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.

4) История создания баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.

Слайд 12

Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.

Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.

Слайд 14

Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

IV. Закрепление.

В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.

Слайд 14 (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).

(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)

1 вариант

2 вариант

1. В какой стране родился Ф. Шуберт?
А) Франции
Б) Италии
В) Австрии
2. Сколько песен написал Шуберт?
А) 600
Б) 500
В) 400
3. Кто автор немецкого текста баллады?
А) Шиллер
Б) Гёте
В) Шекспир
4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?
А) 4
Б) 5
В) 6
5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?
А) Отца
Б) Лесного царя
В) Сына
6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?
А) Пунктирный ритм
Б) Ритм марша
В) Ритм бешеной скачки
7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?
А) Любовь и ненависть
Б) Жизнь и смерть
В) Война и мир

1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?
А) 27
Б) 31
В) 37
2. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного царя»?
А) 28
Б) 23
В) 18
3. Кто сделал лучший перевод баллады?
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Жуковский
4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
А) Лирический
Б) Драматический
В) Эпический
5. Как звучит речь автора, отца и сына?
А) Взволнованно
Б) Завлекательно
В) Вкрадчиво
6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия?
А) Сына
Б) Отца
В) Лесного царя
7. Какой характер имеет баллада в целом?
А) Тихий и спокойный
Б) Взволнованный и тревожный
В) Веселый и озорной

1 вариант

2 вариант

1. В
2. А
3. Б
4. А
5. Б
6. В
7. Б

1. Б
2. В.
3. В.
4. Б
5. А
6. В
7. Б

Слайд 15

Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».

V. Итог урока.

С каким произведением Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке?

Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?

Слайд 16

Что в музыке помогло нам прочувствовать созданный композитором драматический образ?

(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)

VI. Домашнее задание.

Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.

Песни Шуберта.

Предлагаемая вниманию работа своей задачей считает дать характеристику стиля песен Шуберта: особенностей мелодики, гармонии, фортепьянной партии, соотношения слова и музыки.

Шуберт был первым великим композитором-романтиком. Многое сближает его с представителями венской классической школы: простота, ясность, гармоническая уравновешенность, которые свидетельствуют о классических чертах его творчества.

Органическое соединение романтических и классических черт свойственно всему творчеству Шуберта, в том числе и песне.

В песенном творчестве Шуберта происходит тесное единение поэтического текста и музыки.

Шуберт достигал высокого художественного результата благодаря раскрытию духовного мира человека, в воспроизведении его чувств, переживаний, настроений.

Важная особенность шубертовской песни – умение композитора даже самое сложное содержание выражать максимально простыми средствами. Это усиливает художественное воздействие, увеличивает доходчивость его музыки.

Ряд своих песен Шуберт написал в жанрах серенады, колыбельной, а также баркаролы. Шуберт широко использовал элементы танца и марша для обогащения выразительности.

Песенное творчество Шуберта отличает поразительное богатство и разнообразие. Они были написаны на стихотворения примерно ста поэтов, в целом присутствовала широта охвата поэзии немецкой и австрийской в песнях Шуберта.

Очень разнообразны песни Шуберта и по содержанию. Большое место в песнях Шуберта занимает тема природы. Природу композитор всегда рисовал через восприятие ее героем. В особенности привлекала композитора водная стихия – и мирно журчащий ручей («Прекрасная мельничиха», ряд песен «Зимнего пути» и др.), и широкие просторы спокойного и бушующего моря.

Наряду со светлыми чувствами в песнях Шуберта находят отражение страдания и скорбь. Важное место в его песнях занимает тема одиночества, неразделенная любовь. Разнообразие песенной мелодики Шуберта порождено разнообразием содержания, воплощенного в песнях, богатством круга их образов. Вокальная партия всегда оставалась у Шуберта основой песни.

Лирическая мелодия Шуберта – это основная разновидность его мелодики. Вокальность мелодий тесно соединена с песенностью.

Важные качества шубертовской мелодики – ее особая гармоничность и красота. Диатоника господствует в мелодике песен Шуберта. Он применял хроматизмы, подчиненные диатонике. Примечательны замаскированные «хроматизмы вразбивку», например, в песне « Ave Maria » на текст Скотта.

Плавное мелодическое движение часто сочетается с движением по звукам трезвучий.

Круг аккордов в мелодическом движении у Шуберта расширяется. Композитор использовал мелодически по звукам двойной доминанты в песне «Мельник и ручей» из «Прекрасной мельничихи» (второй раздел).

Особое положение в мелодике занимает V ступень лада с ее двойственной функцией квинты тоники и примы доминанты в песне «Гретхен за прялкой» на текст Гете. Шуберт применял этот прием в песнях, исполненных драматизма («Шарманщик» из «Зимнего пути»), что создавало ощущение незавершенности, вопроса.

Широкий диапазон мелодии обусловливает использование различных регистров голоса. Сопоставление регистров в одной мелодии придает ей особую «объемность», эмоциональную наполненность, например, в песне «Спокойно спи» из «Зимнего пути».

Очень широко представлено в песнях Шуберта мелодическое движение, которое можно определить как кружение. Кружение вокруг неустойчивых ступеней применяется в кратких построениях, например, в вокальной партии «Лесного царя» на текст Гете.

Нередко Шуберт применял звуковысотные синкопы (то есть большая высота выделяет звук на слабой или относительно слабой доле). Классический пример представляет песня «Шарманщик» из «Зимнего пути».

В мелодиях многих песен Шуберта встречается лирическое смещение каденций, что усиливает динамичность музыки. Подобного рода каденции встречаются в шести песнях из «Прекрасной мельничихи» - например, «В путь», «Пауза», «Охотник» и др.

В колористическом плане шубертовские хроматические секвенции воспринимаются в связи с характеристикой мрачных душевных состояний.

Восходящая секвенция ограничивается двумя звеньями в песне «Гретхен за прялкой» на текст Гете, что подчеркивает развитие чувств Гретхен.

Выделяются в шубертовской песенной мелодике обороты с повторами, которые применяются в мелодиях различного типа. «Легкие» повторы звука характерны для народной песенности, например, в песне «Форель» на текст Шуберта.

Изучение песен Шуберта показывает, что он привлекает некоторые тональности в связи с текстами определенного характера.

До мажор является самым светлым и ярким по колориту.

Соль мажорная тональность шубертовских используется для светлых и спокойных любовных песен, например, песня «Дикая роза» на текст Гете.

Важная роль в песенных сочинениях Шуберта принадлежит задержаниям с острым диссонансом, в первую очередь малосекундовым. Известный пример – музыкальное воплощение криков ужаса ребенка в «Лесном царе» на текст Гете.

Важнейшее выразительное значение у Шуберта приобретает ладотональная неопределенность интервалов (прежде всего терций, секст). Она тонко использована, например, в песне «Любимый цвет» из «Прекрасной мельничихи».

Различные виды гармонической перекраски не одного звука, а целого мелодического оборота можно встретить в известной «Вечерней серенаде» на текст Рельштаба.

В подавляющем большинстве песен Шуберта фортепианная партия отвечает прямым естественным возможностям инструмента, для которого она написана. Фортепианные партии Шуберта отличает интонационная, тематическая наполненность. Самое новое в фортепианных партиях песен Шуберта связано с соотношением их с вокальной партией.

Музыкальные зарисовки водной стихии у Шуберта всегда тонки и глубоко содержательны. Музыкальные изображения ручья у Шуберта, например, в песне «Куда» из «Прекрасной мельничихи», композитор дает воплощение эмоций, которые ручей вызывает в душе героя.

Новое применение Шубертом «сквозного» фигурационного движения было связано с оттенками содержания различных разделов сочинения. Возможности подобного варьирования фигураций Шуберт открыл уже в песне «Гретхен за прялкой».

Позднее композитор полностью обновлял фактуру, сохраняя только ритмическую формулу. Известнейшим примером служит песня «Лесной царь».

В песнях, в которых сталкиваются резкие контрасты, построение (постлюдия) строится на основе прежнего материала или выступает как обобщение – резюме, подводящее итог столкновению противоречивых начал («Спокойно спи» из «Зимнего пути»).

Тенденция к трактовке заключительных построений как обобщения предшествующего развития наблюдается во многих песенных сочинениях Шуберта. Концовки такого рода заключения, дающие разное «эмоциональное осмысление» можно отметить в песне «Спокойно спи» из песенного цикла «Зимний путь».

Ф. Шуберт осуществил реформу песенного жанра. Он был первым великим представителем нового романтического направления в музыке, а одной из ведущих черт романтизма является внимание к чувствам, переживаниям отдельного человека. Свою роль сыграли и специфические черты Шуберта как художника-романтика.

Важнейшей опорой для Шуберта в его реформе песни было народно-песенное искусство Австрии и Германии. Шуберт опирался на все достижения немецкой и австрийской профессиональной музыки – прежде всего на достижения представителей венской классической школы. Шуберт с широтой, глубиной и правдивостью запечатлел в своих песнях строй мыслей и чувств, духовную жизнь людей своей эпохи.

Список литературы.

    Вульфиус П.А. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта.-М., 1974.

    Конен В. – Шуберт.- М., 1959.

    Васина – Гроссман В. Романтическая песня XIX века.- Москва, 1966.

    Хохлов Ю.Н. Песенное творчество Шуберта.-Москва, 1955.

    Гольдшмидт Г. Франц Шуберт: Жизненный путь –М., 1968.