Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Профессия концертмейстер. В чем ее суть? Основные принципы работы с концертмейстером

Профессия концертмейстер. В чем ее суть? Основные принципы работы с концертмейстером

Если верить статистике запросов русскоязычных пользователей Google, свою работу они ненавидят в четыре раза меньше, чем собственную мать, в два раза меньше, чем свою жизнь, и почти столько же раз, сколько свою внешность.

Обозреватель попытался разобраться в проблеме всеобщего неприятия рабочих будней и обратился за комментариями к психотерапевту Валерию Залескому.

Усталость и страх

Не зря говорят, что умственный труд утомляет куда больше, чем физический. Современные воротилы офисного бизнеса, вдоволь насидевшись за буковыми столами в кабинетах с кондиционерами, то и дело пытаются выбраться «на волю», чтобы хоть немного отвлечься от виртуальных переговоров и телефонных бесед.

«Уже несколько месяцев подряд не хочу работать. Довольно сильно. Настолько, что это уже сказывается на результате моей работы, а также на моем здоровье. Отпуск помогает мало – через 2–3 дня опять перестаю понимать, зачем я прихожу в этот офис. Менять работу сейчас боюсь, так как другую, скорее всего, найду такую же или хуже. Плюс там ещё добавится стресс от незнакомого коллектива и необходимости зарабатывать место под солнцем (здесь это, типа, уже есть). То есть, как я это вижу, – полный тупик. Очень хочется надеяться, что выход есть, только я его не вижу».

(Татьяна, бухгалтер)

Как правило, депрессирующие личности, при любом удобном моменте не брезгующие пожаловаться на свою работу, встречаются в рядах офисного планктона. Большинство мнений, выражаемых недовольными, сводятся к одному: я слишком много работаю и очень мало получаю.

Как отмечает В. Залесский, состояние неудовлетворенности ситуацией, связанной с рабочими отношениями, возникает у людей, работающих в сложной административной системе, например, в крупной компании, где у отдельно взятого работника может быть сразу несколько начальников.

Главной причиной постоянного недовольства своей работой, считает психотерапевт, является не физическое, а эмоциональное напряжение – от боязни не справиться с поставленной задачей до страха потерять работу.

Синдром офисного работника, о котором в последнее время говорят ничуть не меньше, чем о различных подвидах гриппа, может прогрессировать, приводя человека в состояние депрессии и даже отказа от выполнения возложенных на него трудовых обязанностей.

Психотерапевт советует всем монотонно трудящимся менеджерам среднего звена, изо дня в день перекладывающим пачки счетов, договоров и их факсовых копий со стола на стол, предельно внимательно отнестись к своим мыслям.

Обязательно необходимо минимизировать мрачные, грустные, а также волнующие думы – именно они, а не работа по перекладыванию бумаг, делают нас более раздражительными и недовольными.

Старайтесь релаксировать даже на годовом итоговом собрании акционеров в головном офисе компании. В конце концов, если вы не станете этим заниматься, это за вас будет делать кто-нибудь другой, правда, уже точно не в вашем присутствии.

Рутина-паутина

Казалось бы, утро начинается одинаково только в одном культовом месте – статистическом учреждении из не менее культового «Служебного романа». Однако, это не так.

Утра, дни и вечера отдельно взятых тружеников в рабочие будни похожи как две капли воды. Привычный маршрут от дома до работы, утренние приветствия с коллегами, просмотр почты и первая чашка чая на столе – все это происходит почти в каждом офисе в каждом городе с 8 до 9 утра. А далее по накатанной: звонки, письма, встречи, звонки, письма, встречи...

«Я ненавижу свою работу. Она не приносит абсолютно никакой пользы людям, только вред. Она – порождение бюрократии. Терплю только ради денег – а их платят выше среднего, потому что никто не хочет заниматься такой г*** работой, тем более с мозгами (а без мозгов здесь не обойтись). Вот и платят за то, что терплю...»

(Юлия, менеджер)

Справиться с ощущением того, что работа – лишь вынужденная необходимость для зарабатывания денег не так уж и легко, особенно если человек перестает верить в значимость и нужность своих трудовых действий, отмечает В. Залеский.

Однажды человек сталкивается с вопросами, ответить на которые самому себе он не в состоянии. Зачем я все это делаю? Есть ли от этого польза другим людям? Какова значимость моих действий по сравнению с другими?

По мнению психотерапевта, решение «рутинной» проблемы может быть найдено только в кардинальных переменах – повышении по служебной лестнице, горизонтального карьерного движения, а также смене места работы.

И хотя последний вариант, как правило, примеряется работниками лишь в крайнем случае, именно он может помочь отличить настоящую застоявшуюся рутину от банальной депрессии.

Слишком простая или сложная работа

На одном из женских форумов обозреватель случайно наткнулся на следующее сообщение:

«Самое ужасное, что делает мою работу невыносимой – это отсутствие работы! Объем работы очень маленький, его практически нет! Зато на меня, вместо моих обязанностей, как на самую «младшенькую», вешают всякие секретарские обязанности: это отксерь, это распечатай, это оформи красиво. Боже, как же это тяжело «работать», а точнее, просто отсиживать каждый день по 8 часов, ничего не делая! Притом, что человек я очень трудолюбивый, достаточно амбициозный, мечтаю о карьере, не глупый, предпочитающий лучше перерабатывать и возвращаться поздно домой, чем вот так сидеть, тупо смотря в стенку. Как следствие такой «отсидки», чувствую, что начинаю забывать пройденное в вузе. Думаю уже уволиться в никуда, но сейчас кризис, да и опыт работы очень маленький – боюсь вообще остаться не у дел».

Несоответствие способностей человека возложенным на него функциям напрямую связано с ощущениями разочарования и нереализованности своих возможностей, считает В. Залеский.

Рано или поздно к меньшему объему работы человек привыкает, хотя и трудно переживая наличие невысвобожденной энергии, которую он мог бы потратить на решение рабочих задач.

Однако дисбаланс между желанием выполнять тот кусок работы, который ему «по зубам», может привести и к гораздо худшим последствиям – депрессии, возникновению ощущения недоверия со стороны руководства, которое якобы не хочет давать работнику ответственную задачу, потере квалификации.

Как считает В. Залеский, решение надуманных проблем, связанных с недостатком или переизбытком работы, лежит в плоскости отношений работника и его собственного «Я». Трезво оценивайте свои возможности по выполнению той или иной задачи. Чувствуете в себе дополнительные силы – инициируйте новые цели и задачи, предлагайте их своим коллегам и начальству. Под лежачий камень вода самореализации явно не потечет.

Любимые коллеги

Еще один излюбленный мотив нелюбви к своей работе – недовольство рабочим коллективом.

Коллеги могут «выводить» по разным поводам: от шуршания пакетиками во время бизнес-встречи до неадекватного поведения и несоблюдения субординации.

К сожалению, современная система подбора персонала, в первую очередь, делает акцент на профессиональных качествах работника, а не на его богатом духовном мире. Именно поэтому у вас всегда есть шанс оказаться застенчивым работящим тихоней-изгоем в обществе хамоватых бездельников, сговорившихся против вас. И где тут быть работе в радость?!

Положительный микроклимат в коллективе – залог успешной работы компании в макросреде, считает В. Залеский. Однако решение личностных проблем работника – не первостепенная задача руководства организации. Именно поэтому зачастую человек, который не может справиться с давлением остальных работников, уходит из компании.

Как правило, решение проблемы отдается на откуп самому работнику, который находится в ситуации морального выбора: наплевать на всех и продолжать работать, потому что работа – это главное, либо бросить все, потому что без нормальных коммуникаций с другими сотрудниками работать просто невозможно.

В этой ситуации психотерапевт советует не «рубить с плеча», а грамотно взвесить все за и против. Если по каким-либо причинам установление положительного микроклимата невозможно, стоит хорошо проанализировать, какой ущерб могут приносить натянутые отношения с коллегами лично вам.

В некоторых ситуация, отмечает психотерапевт, приходится идти на сделки с собственной совестью, ведь страх не найти достойную работу нынче ощущается намного острее, чем порог инстинкта самосохранения.

А какие мысли посещают вас, когда вы думаете о своей работе? Любите ли вы свое дело, и приносит ли вам оно не только пользу, но и удовольствие? Делитесь своим мнением в комментариях! Особо «тяжелые» случаи мы готовы обсудить на консультации у психотерапевта и подробнее рассказать о них в следующих материалах.

Психологические факторы успешности концертмейстерской работы

Интерес к теме «Психологические факторы успешности концертмейстерской работы» стимулирован двухлетним сотрудничеством в роли концертмейстера с хоровыми коллективами, народными, струнными и духовыми инструментами. Что же все - таки такое успех и успешность? Понятия эти довольно разные, успех - следствие упорной работы, определённых затрат энергии. Он зависит от множества факторов, и большинство из них – не внешние, а внутренние. Успешность же отражает субъективное переживание и условия достижения успеха. При этом в качестве условий достижения успеха выступают личностные, а не внешние ресурсы (то есть психологические факторы). Это значит, что они напрямую доступны вашему влиянию, и непременным условием успешности является ваша психологическая готовность к нему, к осуществлению тех действий, которые будут наиболее эффективными и полезными для вашей карьеры.
У музыки в большей степени, чем у многих других областей человеческой деятельности, есть основания быть причисленной к психологической сфере. «Психологические моменты проникают во все области исследования музыки, так как она сама по себе есть психически обусловленное явление».
Музыкальная психология на протяжении XX века развивалась по многим направлениям, в том числе по музыкальным профессиям. Деятельность музыкантов, педагогов, теоретиков, работающих в разных сферах академической музыки, психологически очень различается. Столь же различны и профессионально сформировавшиеся «психотипы»: дирижёр с ярко выраженными волевыми качествами, иногда авторитарностью, совершенно не похож на весьма чувствительного и ранимого певца. Исполнитель на народных инструментах, работающий на пересечении сфер народной и классической музыки, отличается от более «академичного» инструменталиста симфонического оркестра.
Имеет ли деятельность концертмейстера в сфере музыкального образования серьёзные основания претендовать на самостоятельную «нишу» в области психологии музыкальной деятельности? Ведь с недавних пор бытует мнение о второсортности профессии концертмейстера, да и понятие во всех словарях довольно скромное: «пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах». Думаю, что все концертмейстеры мира согласятся со мной, что это далеко не так! Концертмейстер – это «ствол творческого древа», от него во многом зависит, насколько здоровыми и зелеными вырастут листья и возможно даже зацветут красивейшие цветы, ведь профессиональный концертмейстер он не только исполнитель, он также очень чуткий психолог. «Профессия концертмейстера - это и призвание, и мастерство, и умение совместно общаться, творить и переживать музыку»
Концертмейстеру необходимо уметь общаться как словами, так и музыкой. Вербальный способ, как это может показаться, не представляет сложности, поскольку является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Однако искусством общения, имеющим прямое отношение к концертмейстерскому искусству, владеет далеко не каждый. Это умение не просто поддержать беседу, но и выслушать, понять, проникнуться состоянием собеседника, создать ему комфортные для общения условия. Поэтому, в ряду многих музыкальных профессий, концертмейстерство наиболее требовательно к универсальным коммуникативным способностям. Неслучайно качества, характеризующие мастерство концертмейстера, которые в методической литературе называют «особым чутьём», «концертмейстерской интуицией», «концертмейстерской жилкой», относятся не столько к исполнительским или педагогическим, сколько к психологическим свойствам.
В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и транспонирования. В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления сцено-фобии, страха перед повторением ошибок.
Важность такой помощи трудно переоценить, особенно при работе с детьми, имеющими неокрепшую психику и подверженными различным влияниям окружающего мира. Как доказывает жизнь, наличие в команде профессионального психолога существенно влияет на спортивные достижения; шахматисты мирового уровня не мыслят свою деятельность без такой психологической помощи, которую в ансамбле часто оказывает пианист. Не менее ответственны, на первый взгляд мало заметные психологические функции концертмейстера в обычной классной работе.
В работах Е.Шендеровича, владевшего тонкостями профессии, автору удаётся приблизиться к целостному отражению основных проблем концертмейстерства, и, прежде всего, равноправия пианиста в ансамбле. Творческое содружество концертмейстера и солиста, по его мнению, норма, но, к сожалению, нормой является забывать упоминать о концертмейстерах в рецензиях, очерках, радиопередачах. Е.Шендерович рассматривает деятельность концертмейстера в психологическом срезе и, при всей значимости специфических навыков профессии, на первое место ставит быстроту реакции, обеспечение удобства для солиста, способность «быть "музыкальным лоцманом" - уметь провести "исполнительский корабль" сквозь все возможные рифы». Но, отмечая важность вышеперечисленных способностей, автор не сообщает, являются ли они врождёнными или воспитываются, и если воспитываются, то каким образом.
В психологии выделяют два типа структур деятельности: константную и переменную. Работа концертмейстера, при обобщённо чётких целях, строится на индивидуально выбранных способах осуществления поставленных задач, и поэтому относится к переменной структуре, более сложной и требующей умения адаптироваться в изменяющихся условиях.
К сожалению, нередко именно от педагогов по фортепиано менее успевающие студенты могут услышать в качестве неутешительного приговора: «Пойдешь в концертмейстеры, если больше ни на что не годишься!»
Концертмейстерство это сумма особых свойств личности и узкоспециальных навыков. Это мастерство глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна интуиция.
Концертмейстеру следует помнить об основных предпосылках, необходимых для развития интуиции - способность к концентрации. Обычно она не высока, но в жизни всё же случаются ситуации, требующие очень высокого уровня концентрации (концерты, конкурсы и т. д), когда включается механизм интуитивного восприятия. Ощущение единства в ансамбле, ощущение лёгкости, творческой свободы и эстетического удовольствия, наглядный пример универсальности интуиции и единых принципах её проявления.
Интуицией обладают все без исключения, даже её противники, всё дело в уровне развития и индивидуальных особенностях. Интуиция имеет ещё более древнее происхождение, чем человеческая цивилизация, поскольку присуща и животным.
Каждый человек в большей или меньшей степени ежедневно использует интуицию, сам не подозревая об этом, так же, как и не задумывается о проблеме своей музыкальности, отдавая предпочтение тем или иным мелодиям, выбирая их соответственно настроению. Музыкальные и интуитивные способности, как ни странно, имеют много общего.
Идея воспитания интуиции не более фантастична, чем идея детского музыкального образования, однако специально обучить интуиции намного сложнее, чем музыкальной грамоте. Именно поэтому, несмотря на появившиеся в последнее время подробнейшие руководства по воспитанию интуиции, успех обеспечен далеко не всем, особенно, если в ней нет насущной потребности. Человек, всерьёз задавшийся целью развить интуитивные свойства, со старанием выполняющий все рекомендации, в большинстве случаев будет разочарован. Интуиция - средство, способ, а не цель. Она не возникает сама по себе, она рождается в процессе стремления к чему-либо. Яркое, по-детски непосредственное восприятие мира, постоянное его открытие заново, умение рассмотреть его самые неожиданные и взаимоисключающие грани, удивиться и согласиться с их существованием - постоянные спутники интуиции.
Концертмейстер – это призвание или место работы?
Концертмейстерство - одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны чётко, оставляя за специалистом право их широкого выбора. Яркой отличительной чертой является индивидуальный путь совершенствования и конечная "планка" мастерства, определяющаяся специфическими особенностями характера и личными внутренними качествами каждого концертмейстера.
Выбирая эту профессию, нужно обладать многими качествами, во-первых, очень любить выступать на сцене, у концертмейстера не должно быть боязни сцены. Обязательно такое умение, как схватывать на «лету» мелодии, склеивать пропущенные места, если вдруг солист пропустил какое-то место в пьесе. Любить общаться с людьми, особенно важен союз концертмейстера и педагога. Наличие технических резервов: резерва беглости, резерва выносливости, резерва силы и т.д. Если вы выбираете эту профессию, как основную, нужно быть готовым к тому, что, как правило, это означает быть на вторых ролях, умение слушать, играть с партнером – очень важная деталь профессионального мастерства концертмейстера, который с детства привык к индивидуальным занятиям, как единственно возможной форме работы. Естественное сопереживание возникает как результат непрерывного контакта партнеров, их взаимопонимания и согласия, что тоже приводит нас к выводу о том, что «человек – концертмейстер» должен понимать и «чувствовать» любого партнера не смотря ни на что. Ведь насколько не был бы хорош солист, если ему аккомпанирует не очень грамотный концертмейстер – ничего хорошего не будет. Это как у художника – если кисти и краски плохие – красивой картины не получится.
Большинство людей либо не знают, что это такое, либо считают, что концертмейстеры мало что делают. Быть на втором плане и в тоже время усиленно трудиться, причём работать иногда приходится и все выходные, особенно если в понедельник концерт, нужно постоянно разыгрываться, разучивать произведения. Непрерывный труд, и минимум признания - вот что такое профессия концертмейстера.
Концертмейстерство – это в первую очередь любовь к музыке, а музыка вымывает прочь из души всю пыль повседневной жизни!

Наверно тема работы с концертмейстером не столь популярна в наши дни, как это было лет 5 назад. Да, ДШИ, школы Танца, некоторые хореографические коллективы практикуют работу под «живую» музыку до сих пор. Но в последнее время я часто сталкиваюсь с тем, что стремление к экономии приводит к тому, что хореографов, все чаще, оставляют без концертмейстера.

Людям далеким от мира танца сложно объяснить, что концертмейстер хореографу необходим особенно для обучения детей на начальном уровне. Но, к сожалению, многие, просто не понимают какая разница, заниматься под фортепьяно или музыкальный центр. Сама с этим столкнулась. Но, как говорится, не будем о грустном…

Наверно мне повезло, большую часть времени я работала все-таки, под «живую» музыку. В течение 5 лет работы в Детской Школе Искусств концертмейстер был постоянно, потом поменяла работу и перешла в общеобразовательную школу, поначалу концертмейстер тоже был, но постепенно часы начали сокращать, но я смогла убедить, что концертмейстер мне необходим, хотя бы для малышей. Поэтому с детьми 1-2 года обучения я работала с аккомпаниатором. Потом, правда, и этого лишилась. Теперь я как большинство работаю под музыкальный центр. Уже приспособилась. Поначалу, правда, было сложно.

Но, тем не менее, если такие счастливицы остались (у которых есть концертмейстер) поделюсь своим опытом работы с ним.

В моей практике было два концертмейстера. Первый был с опытом работы в хореографии, второй без. Это небо и земля! Если у концертмейстера до Вас не было опыта работы с хореографом, то Вам придется его всему учить. Потому, что просто уметь хорошо играть, этого мало. Надо хорошо ориентироваться в названиях движений. Знать, как и в каком темпе играть.

Для того, чтобы Ваш урок не превратился в долгие объяснения с концертмейстером, на первых порах, придется работать с ним индивидуально. Собираться вдвоем, перед уроком, и подбирать музыку к каждому движению. Как я это делала?

Самое простое, это взять сборники, с нотами предназначенные специально для уроков классического танца, например. Там все произведения подобраны к определенным движениям. Если у Вас есть такой сборник, то Вы просто находите подходящую музыку и проделываете под нее свою комбинацию, при этом, комментируете, в каком темпе следует играть, в каких местах сделать акценты, если это необходимо. И так с каждым движением! Это, конечно, процесс не быстрый, но не обязательно все это проделать за один раз. Достаточно разобрать 2-3 движения. В следующий раз еще 2-3 и т.д. Постепенно у Вас выстроится нормальный, полноценный урок.

Если такого сборника у Вас нет. Не беда! Берете любой сборник, здесь Ваш концертмейстер может подсказать какой лучше, исходя из того, что Вы хотите и что есть в наличии. И начинаете подбирать произведения исходя из нужного Вам темпа. Я частенько брала только какой-то определенный отрывок из произведения. Добавляя припорасьон вначале и в конце него, ну и, конечно, подгоняла под нужное количество тактов. Обязательно нужно комментировать концертмейстеру, где и как расставлять акценты в музыке. Дети тогда легче воспринимают материал.

Например, с малышами у меня есть движения, где мы 4 такта что-то делаем, 4 такта отдыхаем. В музыке мы выделяли это так. Когда делаем — музыка играет громче, отдыхаем – музыка играет тише. Точно так же можно выделять широкие и мелкие движения. Широкие — громче, мелкие – тише. Тут уже на Ваше усмотрение. Можно расставлять акценты на сильную долю. Здесь все более менее понятно. А вот, когда начинается изучение движений из-за такта, тогда детям сложнее. Здесь нужно просить концертмейстера выделять не сильные доли, а наоборот. Тоже самое, и с темпом. Поначалу темп медленный, потом увеличивается.

Концертмейстер не должен быть весь в нотах с головой, он должен всегда краем глаза наблюдать за тем, что происходит в классе и подстраиваться под танцующих.

Еще один момент. На каждое движение подобранное Вами вместе с концертмейстером в сборнике должна быть подписанная закладка. Чтобы во время урока концертмейстер мог быстро найти нужную музыку. У меня поначалу со вторым концертмейстером были трудности из-за того, что она на уроке очень долго искала нужный сборник. Дети остывали. И частенько она не могла вспомнить, что же накануне мы с ней подобрали и в каком сборнике. Это была большая проблема! Я поначалу, надеясь, на профессионализм концертмейстера, не опускалась до того, чтобы отслеживать закладывает ли она нужные страницы. Да к тому же откуда я знаю, может человек как свои пять пальцев знает свои сборники и не нуждается в закладках? Потом, пришлось отслеживать. И дело пошло быстрее. Концертмейстеру моему надо отдать должное, она не обижалась и просьбы мои выполняла без проблем. Но люди, конечно, бывают разные.

В общем, в конечном итоге, за 5 лет мы, конечно с концертмейстером сработались. Но трудов это мне стоило не малых! Поэтому, последний совет, если у Вас есть возможность выбирать, то выбирайте себе в концертмейстеры человека, у которого есть опыт работы в хореографическом коллективе.

Вот и все мои советы. А как у Вас происходит работа с концертмейстером?

Первым материалом для нового раздела “Юмор и курьезы” мы решили сделать “Памятку для концертмейстеров”. Нельзя сказать, что это новый текст – наверное, все его знают.

Тем не менее, начать хотелось бы с него. Во-первых, он действительно смешной, а во-вторых… В общем, сказка ложь, да в ней намек. Уважайте своих концертмейстеров!

Памятка для концертмейстеров

1. Забудьте все то, чему вас учили раньше в классе по специальности. Эти знания вам не понадобятся, более того, - будут мешать.

2. Прежде, чем играть, закройте все возможные крышки у инструмента - это вызовет уважение к вам членов любой кафедры.

3. Не начинайте играть, проверьте, на месте ли солист.

4. Если солист на месте, обязательно дождитесь легкой улыбки, затравленного взгляда, угрюмого кивка - любого доказательства, что вас заметили.

5. Если солист в невменяемом состоянии, помогите ему, тактично напомнив о себе легкой возней за роялем, в особо серьезных случаях можно ненавязчиво уронить подставку или крышку рояля.

6. Будьте бдительны, солист может начать внезапно, поэтому нужно уметь начать с любого места и из любого положения.

7. Будьте внимательны, солист может также внезапно закончить исполнение. Чтобы придать естественную законченность произведению, будьте готовы в любую секунду непринужденно ляпнуть тонику.

8. Забудьте про f, этот нюанс вам не нужен. Ни один уважающий себя солист не позволит вам играть f, тем более его педагог. Привыкните к мысли,что основной рабочий нюанс mp - так всем спокойнее.

9. Откажитесь сразу и решительно от поисков звукового разнообразия - помните о естественном богатстве звуковой палитры инструментов консерватории.

10. Будьте внимательны к проигрышам - здесь иногда нас слушают. Поэтому текст лучше выучить. Ни в коем случае не играйте проигрыши очень хорошо, по отношению к большинству солистов это неэтично.

11. Ни в коем случае не играйте ритмично, иначе будет не вместе.

12. Не принимайте близко к сердцу темповые обозначения и авторские указания - такая наивность не поощряется солистами.

13. Работая с вокалистами, научитесь мелко и часто дышать. Это поможет вам освоить вокальное рубато (русская транскрипция) музыкальной фразы.

14. Обязательно научитесь петь, дирижировать, играть как минимум на одном струнном, народном, медном и деревянном духовом инструменте.

Если после прочтения инструкции вам покажется,что вы еще многого не умеете, не огорчайтесь. Вас научат играть на рояле вокалисты, духовики, дирижеры, народники - все те, кто знает, как надо лучше вас.

Музыкальный мир предлагает множество различных профессий, одна из них - концертмейстер. Это, по сути, аккомпаниатор, но круг его обязанностей велик, так же как и спектр умений и способностей. Велика роль концертмейстера в педагогической деятельности, в работе ансамблей, особые обязанности ложатся на его плечи в оперном искусстве. Расскажем о том, из чего состоит работа концертмейстера, и о том, какими качествами он должен обладать.

Понятие «концертмейстер»

Есть мнение, что концертмейстер - это простая профессия, в которую идут люди, не способные стать солистами. Но на самом деле эти музыканты должны обладать гораздо большим арсеналом способностей и умений, так как им недостаточно просто быть хорошими исполнителями, но и нужно иметь чувство ансамбля, уметь эффектно подать солиста и т. д. Концертмейстер сопровождает других музыкантов, учеников, музыкальные представления. Уже само название профессии говорит о том, что этот человек - мастер ведения концертов, он является объединяющим началом концертного действия.

История профессии

Становление профессии концертмейстера происходит в 17-м веке, когда появляются специальные пианисты, которые сопровождают выступления певцов. Эта специализация вырастает из практики домашних концертов, когда в гостиных проводились камерные концерты музыкантов и их сопровождали специально подготовленные для этого пианисты. Постепенно профессия кристаллизуется и обрастает новыми нюансами и обязанностями. Аккомпаниаторы становятся востребованными в музыкальной педагогике, в оперном искусстве, в симфонических оркестрах. Сегодня концертмейстер - это помощник дирижера и распорядитель концерта. Постепенно формируются несколько разновидностей этой профессии: собственно аккомпаниатор, пианист-концертмейстер, педагог и оперный концертмейстер. Рассмотрим специфику каждого вида.

Аккомпаниатор

Концертмейстер, сопровождающий вокалиста, предоставляет ему музыкальный фон. Однако это простая профессия только на первый взгляд. На плечи аккомпаниатора ложится задача поиска гармоничного сосуществования партии клавирного сопровождения и солирующего голоса или инструмента. Концертмейстер этой разновидности решает задачу создания акустического ансамбля, для этого ему необходимо быть единомышленником солиста, его партнером. Но при необходимости аккомпаниатор должен становиться лидером, руководителем концерта, он направляет вокалиста, ведет его и одновременно подчеркивает красоту звучания солиста. Концертмейстер должен быть по уровню таланта и мастерства не ниже солиста, у них должно быть единое дыхание. Нередко аккомпаниатор выручает вокалиста, помогает ему в непредвиденных и трудных ситуациях. Не напрасно многие вокалисты ищут «своего» концертмейстера и годами работают с одними и теми же партнерами.

Концертмейстер-пианист

Концертмейстер - это всегда виртуозный музыкант, ведь ему приходится решать несколько одновременно. Нередко аккомпаниаторы работают и как пианисты, а вот далеко не каждый, даже очень талантливый, исполнитель может стать концертмейстером.

Со второй половины 19-го века, когда начинает формироваться профессиональное исполнительское искусство, выделяется отдельная специальность - пианист, тогда же начинают формироваться специфические критерии оценки мастерства аккомпаниатора. И совмещать эти две профессии удавалось не всем. Существуют обывательские представления, что каждый, кто владеет пианистической техникой, с легкостью может стать аккомпаниатором. Они, естественно, не соответствуют действительности. Концертмейстер-пианист, нередко работающий в оркестре или ансамбле, должен тонко чувствовать групповое творчество, уметь направлять партии других музыкантов, управлять течением мелодии.

Становлению русской школы аккомпаниаторов немало способствовали выдающиеся композиторы: М. Глинка, С. Рахманинов, М. Мусоргский, Они внесли в культуру концертмейстерства такие черты, как плавное звукоизвлечение, образность, идеальная техника. Благодаря их деятельности происходит переоценка значимости фигуры аккомпаниатора и его мастерства. Из второстепенного действующего лица он превращается в полноценного партнера ансамбля.

Концертмейстер-педагог

Исторически деятельность концертмейстера была связана также с педагогикой. Аккомпанирование на уроках вокала и хореографии - это особое мастерство и искусство. Концертмейстер - важная фигура в педагогическом процессе. Тонкий слух аккомпаниатора позволяет уловить ошибки ученика. Пианист помогает студенту лучше показать возможности своего голоса, раскрыть глубину произведения, найти верную интерпретацию. Аккомпаниатор-педагог должен не только обладать техникой и музыкальным чутьем, но и он должен уметь проникнуть в психологию ученика, найти с ним контакт.

Концертмейстер оперы

Еще одно важное амплуа концертмейстера - это работа в опере. В этом статусе сливаются сразу несколько ролей. Во-первых, концертмейстер является репетитором для певца, помогает ему найти верное звучание, контролирует точность исполнения. Поэтому у него должен быть тонкий слух и большая музыкальная эрудиция. Во-вторых, он является руководителем струнной группы в оркестре, помощником и опорой дирижера. Проводником творческого замысла постановщика к оркестру также является концертмейстер. Ноты - это лишь фактура, которую еще нужно сыграть с определенным темпом, настроением, душой. Вот это глубокое содержание и передает концертмейстер и четко контролирует его поддержание во время спектакля.

Качества концертмейстера

Столь разнообразные обязанности концертмейстера требуют от него особых качеств. Кроме того, что он должен виртуозно владеть инструментом, у него должен быть хороший слух, он должен владеть ансамблевой техникой, иметь представления о певческом искусстве. Хороший аккомпаниатор должен не только легко играть ноты с листа, но и следить за мелодией, уметь направить солиста по правильному пути. Также концертмейстеру необходимо терпение, умение не ставить свои амбиции выше общего интереса.

Хороший аккомпаниатор обязательно обладает интуицией, имеет быструю реакцию и умение мгновенно перестраиваться. Ведь в случае ошибки солиста во время концерта он должен быстро подстроиться под артиста, не сбив ритма выступления. Концертмейстер должен быть контактным человеком. При работе с ансамблем или солистом чрезвычайно важно взаимодействие между участниками. Во время концерта музыканты ориентируются не только на движения дирижера, но и на взгляды и мимику концертмейстера.

Востребованность концертмейстеров

Профессия аккомпаниаторов остается престижной и востребованной на рынке. Это связано с тем, что хороший концертмейстер - это штучный товар, уникальное сочетание таланта и школы. Сегодня ставка концертмейстера есть в каждом учебном музыкальном заведении, в театрах, оркестрах, концертных организациях. Многочисленные исполнители хотят работать с личными аккомпаниаторами, которые хорошо знают их манеру и возможности. Поэтому за хороших специалистов часто идет охота и борьба.

Должностная инструкция концертмейстера

В разных организациях на аккомпаниатора возлагаются разные обязанности. Однако в целом должностная инструкция концертмейстера включает такие требования, как умение читать с листа, транспонировать музыкальные произведения, педагогические навыки. Аккомпаниатор должен знать партии, в которых он участвует, соблюдать дисциплину и нести ответственность за исполнение своих обязанностей. На концертмейстера возлагаются организационные, педагогические и психологические обязанности.

Известные аккомпаниаторы

Как мы выяснили, работа концертмейстера творческая, сложная, многозадачная. Далеко не каждый исполнитель может стать хорошим аккомпаниатором, поэтому специалисты ценятся на вес золота. Многие вокалисты годами работают с одними концертмейстерами, между ними складываются дружеские, почти родственные отношения. Самыми известными представителями этой профессии являются М. Бихтер, Б. Мандрус, Д. Ашкенази, М. Неменова-Лунц.