Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Древние греки о происхождении мира. Судьба в представлении древних греков

Древние греки о происхождении мира. Судьба в представлении древних греков

Прежде, чем изложить эту сторону культуры народа Греции, стоит вспомнить очень известный миф. Рассказывает он о влюбленной паре: Эвридике и Орфее. Девушка погибла от укуса кобры, а ее молодой человек не мог смириться с жестокой утратой. Он отправился за любимой в подземное царство мертвых к самому царю Аиду, чтобы уговорить его вернуть ему возлюбленную.

К тому же, Орфей был известен своим высочайшим мастерством игры на разных музыкальных инструментах, в частности на кефаре. Своим искусством он зачаровал бога Харона, и тот переправил его по реке мертвых к подземному владыке. Но было одно условие: Орфею нельзя было оборачиваться назад, ведь Эвридика по пятам шла за ним по царству загробному, ведомая Гермесом. По условию влюблённые могли вернутся на землю, только если Орфей выдержит данное испытание. Но Орфей не смог удержаться и посмотрел на Эвридику. С той секунды она исчезла, канув в царстве мертвых навсегда.

Орфей же вернулся на землю. Прожить ему довелось недолго. Через пару лет мужчина встретился со своей возлюбленной, поскольку в ходе одного из греческих праздников был жестоко убит. Душа его пришла в Аид и воссоединилась с Эвридикой.

Можно сделать вывод о том, что греки с древности считали, что человек обладает душой, что она вечна и способна жить как на земле, так и в загробном мире.

Легенды о царстве мертвых

Практически во всех мифах, касающихся жизни богов и связанных с царством мертвых, в мир Аида усопших сопровождал Гермес. Он вел души через отверстия в земной коре и доводил их до берегов Стикса. По преданию, эта река царство мертвых опоясывала аж 7 раз.

Греки клали в рот усопшему монетку. Считалось, что ему нужно будет расплачиваться с Хороном, который переправляет через Ахеронт. Это приток Стикса. Выход из подземного царства стерег гигантский пес Цербер (по другим источникам Кербер). Живых пес в царство мертвых не пускал, как не выпускал усопших из Аида.

2. Миноса.

3. Радаманта.

Эти судьи допрашивали усопших, прибывших к ним в царство. Жить человеку в царстве мертвых во благе, быть в устрашении или без радости? Все зависело от того, какую жизнь человек провел на земле. Быть в милости доводилось единицам, верили древние Греки. Кстати и ныне некоторые основные обычаи захоронения сохранились. Усопшим и сейчас греки в рот кладут монетки.

Коварных, злых и завистливых людей в загробном мире ждала немилость. Никакого солнечного света, радости, исполнения желаний. Такие души бросали в тартар - саму преисподнюю. Впрочем, большая часть людей оказывалась на лугу Асфоделевом. Это была туманная местность, на которой росли поля тюльпанов, очень бледных и диких. По этим полям как раз и скитались неприкаянные души, найдя тут свою последнюю обитель. Немного проще таким душам было, если родственники на земле вспоминали о них и совершали в их честь разные церемонии. Вот почему и в современном мире поминать умерших родственников считается благим делом.

Суровое обиталище теней

Именно таким представлялось царство мертвых древним грекам. Таким его «видят» люди разных народов и сейчас. Но именно в древней Греции были заложены представления об этом неизведанном, темном и страшном мире.

Там вечная ночь, постоянно шумят воды черного Океана. Мир мертвых скорбный, в нем текут мрачные реки, растут почти мертвые, черные деревья, живут мерзкие, страшные чудовища. Там казнят титанов-преступников. Утешение в царстве мертвых найти невозможно, как мир и покой. По преданиям, даже боги страшатся туда попасть.

Впрочем, такое представление о царстве Аида просуществовало у греков недолго. Со временем взгляды изменились и люди нашли иное объяснение загробной жизни. Ведь все люди разные, живут неодинаковой жизнью, творят разные дела. Поэтому и исход идентичным быть не может.

Конечно, некоторые жители полисов и не задумывались о царстве мертвых и о том, что там за «чертой». Это ученые объясняют отсутствием у иных племен представлений о добре и зле. В другом же случае, более выгодное положение в загробном мире мог занять человек, проживший честно, совершив геройские поступки, будучи решительным, обладатель твердого характера, доблестный, мужественный. У древних греков со временем очень популярным стало учение о светлом Элизиуме. Согласно поверьям, человек, проживший жизнь честно, попадал в рай.

Кстати, многие жители полисов знали и верили в то, что за зло обязательно придет воздаяние. Подземные духи способны видеть все, что происходит на земле и если где-то творится несправедливость, они обязательно покарают за данное деяние.

По другим версиям греков древности, души умерших остаются в могилах или скрываются в подземных пещерах. При этом они способны обращаться в змей, ящериц, насекомых, мышей, в том числе и летучих. Но при этом они никогда не станут иметь человеческий вид.

Есть еще легенда. Согласно ей души «живут» в зримой форме, обитая на островах мертвых. При этом они снова могут перейти в образ человека. Для этого им нужно «поселиться» в орехах, бобах, рыбе и других продуктах, которые скушают их будущие матери.

Еще по одному преданию, души или тени покойников улетают в северную часть земного шара. Там нет солнца и света. Но вернуться в Грецию они могут в виде дождей.

Имеется и такая версия: души уносятся на запад. Далеко-далеко. Туда, где садится солнце. Именно там и существует мир мертвых. Он очень похож на наш белый свет.

Особо стоит отметить, что древние, да и современные греки, верили в получение возмездия за грехи и плохие деяния. Мертвых настигает наказание в зависимости от того, как они прожили свою жизнь на земле. В свою очередь, были поверья относительно переселения душ. Кстати, этот процесс можно было контролировать. Для этого нужно было использовать магические формулы. А наука о применении этих формул называлась «метемпсихоза».

Древние греки смерть ненавидели, ее боялись. В жизни старались больше веселиться, не предаваться скорби.

Обряды

Обряд погребения был необходим и это делали со времен древности. Усопший тем самым получал возможность переправиться через реку мертвых и попасть в Аид. Только так его душа достигала успокоения. Самым страшным для древних греков было отсутствие обряда захоронения для какого-либо из родственников.

Не преданный земле родственник, павший на войне, страшный грех для его семьи. Таких людей могли даже покарать смертью.

Взгляды на существование душ после смерти и загробный мир менялись, но обряды древних греков оставались неизменными, как традиции и ритуалы. Чтобы не допускать гнева богов в день смерти родственника или друга надлежало иметь вид скорбный.

Хоронили усопших в специально подготовленных для этого местах. Это были либо подвалы их собственных домов, или склепы. Чтобы не вспыхнули эпидемии, места захоронений постепенно стали переносить на острова, которые были необитаемы. Еще один выход нашли жители городов. Они хоронили умерших за стенами полисов.

Греки выбирали одну из форм погребального обряда. Первая предполагала сожжение на костре тела покойного, другая - предание его земле. После кремации прах закладывали в специальную урну, а ее закапывали в землю или хранили в гробнице. И тот, и другой способ приветствовался, не вызывал нареканий. Считалось, что если захоронить одним из этих способов, можно избавить душу от мучений, неприкаянности. Уже в те времена могилки украшали цветами, венками. Если тело предавали земле, не кремируя, вместе с ним в могилу опускались все ценности, которыми человек дорожил при жизни. Мужчинам принято было класть оружие, а дамам - драгоценные украшения и дорогую посуду.

Смена приоритетов

Со временем греки пришли к выводу о том, что тело человека - это нечто очень сложное, а душа имеет высшее мировое начало. После смерти она должна воссоединиться с этим целым.

Старые воззрения об Аиде потихоньку начали разрушаться в умах греков, обретая бессмысленность. Только лишь простые граждане, жившие в деревнях, еще побаивались грозной кары Аида. Кстати, некоторые воззрения о царстве мертвых хорошо ужились с догмами христианства.

Если обратиться к поэмам Гомера, его герои - люди довольно индивидуальные. Все это сказывалось на характере смерти. К примеру, Ахилл был уверен, что только после усыпления он обретет вечную славу и всегда открыто и бесстрашно шел навстречу своей судьбе. Но перед истинным лицом смерти герой Гомера спасовал. Ахилл взмолился о пощаде и милости судьбы. Так Гомер дал понять современникам и потомкам, что человек - всего лишь слабая частичка этого мира.

В более поздние времена у древних греков появились идеи вторичного и даже многократного рождения. Якобы человеческая душа приходит на землю в разные периоды и эпохи в виде разных людей. Но во всех представлениях было неизменно: человек бессилен перед роком, волей судьбы и смертью.

    Достопримечательности в Салониках

    Салоники красивый город с великой историей, которая охватывает века.Что стоит посмотреть в Салониках. Археологический музей Салоники М. Андроник 6, тел: (+30) 2310830538, факс: (+30) 2310830538, Время работы: (1 апреля - 31 октября) Суббота: 13.00-19.30 вторник-воскресенье: 8.00-19.30 и (1 ноября - 31 Марта) Понедельник: 10.30-17.00, вторник-воскресенье: 8.00-17.00. Музей остается закрытым: 25 и 26/12, 1 / 1, 25 / 3, 1 / 5 и на Пасху.

    Погребальные обряды в Греции

    С древнейших времен греки задумывались о том, что там, «за чертой». Есть ли какая-либо возможность существования человеческой души после смерти телесной? Что происходит с душой, когда она уходит в мир иной? Ответов на эти вопросы человечество не нашло по сей день. Впрочем, от некоторых предположений о существовании загробного мира в древней греческой цивилизации зависели и особенности погребения людей.

    Что привезти из Греции

    Если вы собираетесь провести свой отпуск в солнечной Греции, то, конечно же, лучше заранее знать, что конкретно можно привезти в качестве сувениров домой. В этой статье мы расскажем вам о самых популярных греческих сувенирах и товарах, которыми вы с удовольствием порадуете себя и своих близких. А еще вы сохраните свои драгоценные нервы, заранее зная, обо всех тонкостях греческих продуктов и сувенирных товаров.

    Коринфийский канал

    узкая полоса земли шириной 6 км, находился между двумя заливами - Саронским на востоке и Коринфским на западе, объединяя Пелопоннес с Мегаридой и остальной Грецией: «этот же (перешеек) сделал материком страну внутри» (Павсаний).

    Детский лагерь "Sintrivanis"

Изложено по поэме Гесиода "Труды и дни"

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди.

Отец Зевс создал третий род и третий век - век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед.

Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла

Загробный мир в представлениях древних греков воплощало царство Аида – суровая обитель теней, черная бездна с вечной ночью и бурлящими водами. В этом мире нет места покою и тишине, здесь ревут адские огненные реки, в которых отражаются сухие ветви мертвых деревьев, увядшие цветы, обитают страшные чудовища и казнятся титаны. Верования греков были пронизаны мистицизмом и в красках описывали преисподнюю.

Однако унылое представление о загробном существовании просуществовало недолго. Для многих греков было очевидным то, что люди разные, а потому и участь душ разная. Древний культ героев оказался мостом к пониманию этого. Так, параллельно возникает учение об Элизиуме на блаженных островах, куда попадают герои. Имелось у них и представления о загробном возмездии за зло. Согласно древним верованиям греков, подземные духи наказывают за ложную клятву, а символами посмертной Намезиды стали пес Цербер, Сизиф и Тантал.

Искать помощи душам было негде. По ряду старых версий, тени погибших жили в могилах или разломах, где они могли принимать облик змей, летучих мышей, но обратно превращаться в людей не имели способности. По другой легенде, души жрецов-царей обитали в зримой форме на отдельных островах мертвых. Третий взгляд таков: тени мертвых становились людьми в том случае, если входили в орехи, бобы, рыбу и были съедены будущими матерями. Вот такие запутанные видения. Согласно четвертому поверью, тени умерших уходили на север, туда, где не светило солнце, и только изредка возвращались в виде оплодотворяющих дождей. Пятый взгляд заключается в следующем: тени мертвых путешествуют на запад, где садится солнце и существует мир духов.

Само погребение требовалось для того, чтобы умерший, переправившись через Аидову реку, мог получить упокоение – непогребенных оттуда изгоняли. Другими словами, душа нуждались в проводниках. Поэтому отказ от погребения служил жестоким наказанием. В то же время, непогребение родственников, погибших на войне, каралось смертью. В итоге верования греков обрели восточный характер: человеческое тело считали совокупностью стихий, а душу возводили к началу мира, с которым она непременно должна соединиться, как часть с целым. Постепенно старые представления об участи души потеряли смысл: Аид разрушился, уступив место христианским догматам.

Страна Швейцария

В начале нашей эры на территорию нынешней Швейцарии пришли гельветы, племя кельтского происхождения. В 107 году до нашей...

Сотворение человека в Иранской традиции

После творения всего мира светлый Ормузд задумал сотворение человека. Он создал Гайомарда – первого человека и его...

Создание проекта дома

На сегодняшний день, строительный рынок пестрит предложениями о строительстве загородного дома по уже готовому проекту. Существуют весьма...

Танец кенгуру

Давным-давно, когда ночь покрывала своей темнотой весь мир так, что свет луны и звезд не мог пробиться, жил...

Почему болят кисти рук - причины и лечение

Практически все действия человек производит при помощи рук: работает на компьютере, пьёт кофе, ведёт ребёнка в детский...

Талиесин и Херве

Талиесин, что в переводе означает «сверкающее чело», стал пользоваться боль-шой популярностью в середине XII века. Тогда, как...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Тема судьбы не была изначальной в истории развития человечества, она появилась на исходе первобытности. Одними из первых, кто осознал наличие этой неведомой до этого времени силы, были древние греки. Это осознание приходит к грекам на закате первобытности, когда люди начинают выделяться из «мы-бытия» и понимать, что каждый индивид обладает своей собственной только ему принадлежащей долей-участью.

Судьба в античности - сверхразумная и сверхинтеллектуальная сила, которая определяет течение жизни. Но эта судьба не могла определять все человеческие намерения. Эта судьба ни в коей мере не превращала человека в бездушный механизм, безвольный и безынициативный. Из-за того, что античная судьба управляла всем, человек не мог отвергать свободы воли. Иногда человек не мог знать и как ему следует поступать в соответствии с судьбой. Поэтому человек поступал так, как того требовало свободно-волевое намерение человека. Поэтому в античности удивительным образом совмещались вера в сверхразумную судьбу и свободное использование своей воли для реального устроения жизни.

Цель данного реферата - изучить концепцию судьбы в представлении древних греков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

Рассмотреть истоки древнегреческих представлений о судьбе;

Исследовать концепцию судьбы и развитие личностного самосознания греков.

Структура работы включает в себя введение, два основных параграфа, заключение и список литературы. Во введении ставится цель и задачи работы, в основной части работы раскрывается основное содержание, в заключении делаются выводы по всей работе и подводится ее итог.

1. Истоки древнегреческих представлений о судьбе

Представления о судьбе имеют глубокие корни, уходящие в историческое прошлое какого-либо народа. Гносеогенные истоки не являются первым этапом возникновения категории судьбы. Правильнее было бы предположить, что значительно более ранний этап был связан, по-видимому, с магией. Именно эту связь подчеркнул в свое время Дж. Фрезер в своей «теории» магия - религия - наука. Но, отличаясь от религии и науки, магия, по Фрезеру, выступает, как «близкая родственница науки», Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 25. ибо и в магических верованиях, и в науке «последовательность явлений считается вполне правильной и неизбежной, так как определяется неизменными закономи» Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 25. .

Таким образом, зародыш будущего научного понятия закономерности уже существовал в рамках магического мировоззрения.

Вера в магию не только предполагает необходимую связь между логическими действиями и их результатами, но и от самого человека, как субъекта магического действия, тоже зависит производить ли это действие, задействовать ли эту необходимую связь именно в данный момент и задействовать ли ее вообще. В представлениях же о судьбе необходимость мыслится как реализующая совершенно независимо от человека. Человек не может ни отменить, ни отсрочить ее осуществление, ни вообще хоть как-то повлиять на нее.

Отсюда можно сделать вывод, что в представлениях о судьбе, в той мере, в какой осуществление судьбы считается фатально-неизбежным, идея объективной необходимости выражена более отчетливо, чем в рамках веры в магию. Размышляя о причинах, по которым люди разочаровались в магии, Дж.Дж. Фрезер пишет: «Наиболее проницательные умы, вероятно, с течением времени заметили, что магические обряды не производили тех конкретных результатов, которых ожидало более наивное большинство их собратьев. Это великое открытие привело к коренному перевороту в умах тех, кто сделал это открытие. Такой человек уже не находил более в смерти врагов своих или же друзей доказательства непреодолимого могущества заклинаний - теперь он знал, что друзья или враги одинаково подпадали под власть силы более могущественной, чем любая из доступных ему самому, что они повиновались судьбе, которую он бессилен был направить». Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 28.

Гносеогенный подход Фрезера для объяснения формирования представлений о судьбе достаточно очевиден. Нельзя не признать, что в его позиции есть доля правды. В мифологеме судьбы встречаются более развитые представления о необходимости и закономерности явлений окружающего мира, по-видимому, они действительно были подготовлены познавательными успехами человека.

В древнегреческой мифологии сохранились следы перехода от веры в магию к образу судьбы. Одним из ярких примеров этого является легенда о смерти Мелеагра, в которой жизнь героя фатально зависит от головни. Вариант мифа приводится по Аполлодору. «От Ойнея Алфея родила сына Мелеагра… Когда ему исполнилось 7 дней, к его родителям пришли Мойры и сказали: «Мелеагр умрет тогда, когда сжигаемая на жертвеннике головня сгорит дотла». Услышав это, Алфея схватила головню и спрятала ее в ларец». Когда же после знаменитой калидонской охоты на вепря Мелеагр перебил братьев своей матери, она сожгла головню, то Мелеагр умер. Здесь связь между смертью Мелеагра и сжиганием головни имеет явно магический характер, но сжигать или не сжигать головню - целиком в воле человека, то есть матери Мелеагра. Так же здесь уже фигурируют Мойры, как божества судьбы, что говорит о переходе от простых магических представлений к персонификации категории судьбы.

В.П. Горан, исследуя этот миф, делает такой вывод: «Не смотря на то, что в рамках этого варианта интерпретации связи жизни Мелеагра с головней эта связь выступает как результат специального решения богинь судьбы, тем не менее, и магический характер этой связи полностью сохраняется. Это позволяет предположить, что мотив магической связи есть рудимент более древних представлений, восходящих к временам доминирования веры в магию, когда образ Мойр, как богинь судьбы, возможно, еще не сформировался. Вероятно, что и мотив фатальной связи между жизнью Мелеагра и головней в дошедшем до нас варианте легенды, в котором фигурирует эта связь, и богини судьбы, был результатом переинтерпретации более древнего варианта легенды, в котором фигурировало только использование магии». Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы / В.П. Горан. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 153.

Но все же, не смотря на изменения, произошедшие с категорией судьбы, вера в магию не исчезает совсем из жизни древних греков. Она проявляется в предсказаниях, вере в оракулы, в гаданиях и жертвоприношениях. В качестве прямого следствия жертвоприношения ожидался какой-то ответ богов, отсутствие же ответа, знака божества, воспринималось крайне негативно. Вера древних греков в оракулы сохранялась на всем протяжении их истории. Связь представлений о судьбе с верой в пророчества и оракулы - один из древнейших истоков формирования греческого понятия судьбы. Способность к знанию будущего воспринималась как божественный дар. Но этот дар придавал особую значимость и знанию, которое дано прорицателю. Вера в знание о будущем была равна вере в судьбу.

Оракул, как и пророчество, претендует на знание предопределенного будущего. Оракулы исходят только от богов. Вера в знание, данное оракулом, сродни вере в богов вообще и их способности вступать в общение с людьми. Предсказания прорицателей и оракулов выражаются в словесной форме. Это указывает на веру в магию слова. Произнесенное вслух слово открывает тайну будущего. Того, что сказано, никак нельзя изменить. Здесь слово равнозначно предопределению судьбы.

В.П. Горан считает, что следы связи древнегреческих представлений о судьбе с магией слова настолько слабы, что их реконструкция возможна лишь на уровне гипотез. В качестве одной из таких гипотез можно назвать предположение В.П. Горана о том, что существует определенная связь между верой в прорицания и верой в силу заклинаний и заклятий.

Еще один след связи представлений о судьбе с магией встречается даже у Гомера. Это образ богинь-прях. Богини судьбы прядут нить жизни человека в момент его рождения. Дж. Томсон Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества / Дж. Томсон. - М.: Иностр. лит., 1958. - 659 с. связывает возникновение образа прях с обычаем прясти ребенку одежду к его рождению. Функции этой одежды первоначально были тесно связаны с магией. Одежде приписывали таинственную связь с человеческой жизнью.

Действительно имеется соответствие между представлением о магической связи одежды с жизнью новорожденного, с представлениями о связи жизни с нитью, которую выпряли ему при рождении богини судьбы Мойры. Вероятно, что предполагаемый Томсоном обычай изготовления одежды для новорожденного стал постепенно терять свою магическую роль. А сам образ «прях» - старейших представительниц рода, трансформировался в образ Прях, как мифологических персонажей.

В новом образе судьбы акцент смещается с темы рождения на тему смерти. Конечно, образ судьбы сохранил свою связь с темой рождения, но одновременно судьба тесно ассоциировалась со смертью. Функция богинь судьбы - заведовать рождением - трансформируется в повелевание смертью. Пряхи определяют момент смерти человека. Таким образом, судьба выступала как весь сугубо индивидуальный жизненный путь человека. В этом понимании судьбы общественное сознание пришло к определенному осмыслению целостности и неповторимости всего жизненного пути каждого человека от его рождения до смертного конца. Т.е. судьба определяет рождение, деяния во время жизни и смерть. Человек начинает осознавать, что его судьба индивидуальна, она принадлежит ему одному и никому больше. Гомеровский Ахилл знает свою судьбу, более того, он волен сам выбрать ее. И он выбирает, выбирает не тихую и спокойную жизнь, а славу и геройскую смерть. Это говорит об усилении внимания общественного сознания к индивиду. Индивид выделяется из своей группы, кроме всего прочего, и своей смертью. Она отличает его от других людей и выступает одним из средств самоутверждения индивида. Однако, «необходимо учитывать и общие особенности эпоса: гиперболизацию, определенные стереотипы в рассказах о героях и их быте, нарочитую архаизацию» Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989. - С. 293-294. .

У Гомера встречаются и другие примеры связи концепции судьбы с магией. Одиссей не открывает киклопу своего имени, так как имя имеет магическое значение. Когда же Полифем узнает имя Одиссея, то он получает возможность влиять на него с помощью своего отца Посейдона.

Таким образом, скорее всего Фрезер прав, утверждая, что магические верования являются одним из источников дальнейшего развития религии и науки. Но нельзя согласиться с ним в том, что магия совершенно исчезает из жизни людей и уступает место науке. Магия продолжает существовать, но, наряду с ней, появляются и другие формы познания мира. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества связано с начавшимся процессом развития личностного самосознания. Если раньше человек совсем не выделял себя из коллективного, первобытного, «мы - бытия», то потом он начинает осознавать себя самостоятельной личностью, которая сама несет ответственность за свои поступки. Человек понимает, что судьба всемогуща, но и он сам кое-что может, кроме того, как слепо повиноваться ее воле.

2. Концепция судьбы и развитие личностного самосознания греков

Судьба - одна из важнейших категорий древнегреческой философии. Вообще судьба не является в античности чем-то случайным и необязательным. Так как вся античная космология основана на непосредственном чувственном восприятии, она по самому своему существу не склонна к исследованию каких-либо точных законов. Само восприятие мира древними греками было скульптурно, что обесценивало те законы природы, которые являются главным предметом изучения современной науки. Управляет этим скульптурным миром нечто не подлежащее ни исследованию, ни изучению, не имеющее имени и превышающее человеческие способности и потребности. Это судьба. Таким образом, судьба связана с очень развитой интуицией, со скульптурной картиной мира и является их неотъемлемой частью. Космос, по представлению греков, телесен, а все, что телесно, управляется судьбой, Следовательно, космос также находится под властью судьбы.

Во взаимоотношениях человека с космосом можно провести ту же параллель, что и между судьбой и богами. Космос есть первообраз, а человек - подражание, микромир по отношению к макромиру. То, что есть в космосе, есть и в человеке; а то, что имеется в человеке, имеется и в космосе. Макрокосм и микрокосм различаются лишь количественно. Между человеком и космосом нет раскола, нет границы. Просто одно - универсально, а другое индивидуально. Но все же, исходя из характера ранней греческой классики, при высоком развитии чувства личности, сама личность все же оставалась придатком космоса, не всегда обязательным и необходимым.

Термин «душа» можно встретить уже у Гомера, но слово «личность» совершенно отсутствует в классический период. А.Ф. Лосев считает, что это говорит о том, что греки плохо понимали смысл и своеобразие человеческой личности, душа же мыслилась, как нечто вполне материальное. Концепция личности гораздо ярче выступает в противопоставлении судьбы и личности, так как основу древнегреческой трагедии составляла именно судьба личности, а не души. Но, не смотря на это, самого термина «личность» не появилось ни у одного из величайших греческих трагиков: Эсхила, Софокла и Эврипида. А.Ф. Лосев считает, что «это свидетельствует о том, что судьба личности в окружающей ее среде или в космосе, как бы эта судьба ни была ужасна, представлялась здесь чем-то естественным и закономерным» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 538. . Поэтому у древних греков не возникало необходимости в специальном обозначении этого понятия. Вероятно, конкретная судьба, «выпрягаемая» Мойрами, и означала личность в чувственной метафорической форме. Такое определение личности очень логично вписывается в общую чувственную картину мира, созданную древними греками.

А.Ф. Лосев очень осторожен с понятием личности в античности. В своем обширном труде по истории античной эстетики он выдвинул теорию «о связи рабовладельческой формации с идеей судьбы». Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 55. По А.Ф. Лосеву, такие стороны античной культуры как пластика и рабовладение «совпадают в одном: в отсутствии опыта человеческой личности… в понимании человека не как личности, а как вещи» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 52. . А.Ф. Лосев обосновывает это тем, что в период рабовладения в самом человеке отсутствует восприятие себя как человека, а не как вещь. Рабы считают себя вещами рабовладельца, а «свободные сознают себя рабами общего миропорядка, рабами прежде всего судьбы, рока» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 55. .

Другой же исследователь концепта судьбы и ее связи с развитием личностного самосознания В.П. Горан Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В.П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 76. полемизирует с А.Ф. Лосевым. Он считает, что вывод А.Ф. Лосева об отсутствии у античного грека опыта человеческой личности неверен, так как античная идея судьбы развивалась на протяжении большого периода времени, в том числе и тогда, когда рабство еще не было доминирующей характеристикой древнегреческого общества. В.П. Горан пишет, что «для гомеровского времени сведение представлений о судьбе к непосредственному выражению рабского сознания вряд ли можно было бы признать оправданным даже независимо от того, оправдано оно или нет для более развитых этапов рабовладения». Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С.76. Так В.П. Горан опровергает теорию А.Ф. Лосева о зависимости идеи судьбы от рабства.

В.П. Горан считает, что А.Ф. Лосев, говоря о связи судьбы с рабовладельческим строем, не убедителен. Но сама по себе эта идея реально предполагает представление о несамостоятельности и означает радикальное отрицание именно личностного «измерения» человека. «Но как раз это обстоятельство и позволяет утверждать, что возникновение идеи судьбы исторически знаменовало собой зарождение личностного самосознания». Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 77.

В.П. Горан думает, что отрицание чего-либо, пусть даже оно и осуществляется весьма решительно и безусловно, уже тем, что оно существует, показывает наличие определенного представления о том, что отрицается. То есть, если идея судьбы так явно отрицает наличие самостоятельности человека как субъекта своей жизненной доли, а в качестве этого субъекта мыслится некая высшая сила, то уже одно это наводит на мысль о том, что представление о таком субъекте и о жизненной доле человека уже существовали. То, что появляется такое представление, позволяет говорить о зарождении личностного самосознания, даже если человек и мыслит себя еще только в качестве объекта судьбы.

Таким образом, В.П. Горан делает вывод, что не могло быть никакого вопроса об идее несвободы и внешней судьбы, если уже не было идеи свободы и представления о свободной человеческой личности». Горан В. П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 77.

Что же касается не идей и представлений, а соответствующих реалий, то надо не забывать, что несвобода древнего человека, его зависимость от природы и от социальных сил была первичной по отношению к его свободе и самостоятельности. Но в осознании этой зависимости, в формировании идей такой зависимости в общественном сознании определяющая роль должна быть признана за процессом приобретения индивидом самостоятельной значимости и становления личностного самосознания. Несвобода, зависимость могла осознаваться в том числе и в форме идеи судьбы, лишь в той мере, в какой выкристаллизовывалась и идея свободы, пробуждалось личностное самосознание. В свою очередь, и идея свободы тоже осознавалась тем отчетливее, тем яснее и утверждалась тем решительнее и прочнее, чем более отчетливо осознавалась идея зависимости, и чем более резкий контраст составляли эти два ряда идей в сознании и соответствующие им реалии в жизни, например, контраст рабской доли и доли свободного человека.

Таким образом, вопреки А.Ф. Лосеву, античная идея судьбы указывает не на отсутствие «опыта человеческой личности» в рабовладельческом обществе, но, напротив, на пробуждение личностного самосознания. Отсюда понятен тот уже отмеченный А.Ф. Лосевым факт, что для античного человека судьба менее всего заметна на людях мелких, но более всего ощущается в героических фигурах, таких, как Ахилл или Прометей. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А. Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С.57.

В.П. Горан делает вывод, что «сам факт возникновения идеи судьбы и конкретные особенности ее содержания свидетельствуют о пробуждении внимания общественного сознания к индивиду и зарождении личностного самосознания…» Горан В. П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 83. . Но В.П. Горан делает оговорку, что речь идет лишь о начале этого трудного процесса.

И все же В.П. Горан слишком жестко критикует концепцию А.Ф. Лосева. Да А.Ф. Лосев связывал понимание человека с рабством и восприятием человека как вещи. Но его же исследования поэм Гомера говорят о том, что тот же А.Ф. Лосев уловил некую закономерность соотношения концепции судьбы с понятием человеческой личности.

Таким образом, вероятно, оба исследователя правы в том, что процесс осознания человеком себя как личности, безусловно, имел место в развитии культуры Древней Греции. Но этот процесс шел довольно медленно, его тормозили многие реалии античного мира, в том числе и институт рабства. Становление личностного самосознания нашло свое отражение в представлениях о судьбе. Все изменения, происходящие с восприятием человеком самого себя, находили свое отражение в трансформирующейся концепции судьбы.

судьба вера магия самосознание

Заключение

Судьба - одна из основных мировоззренческих категорий традиционных обществ. Античная цивилизация не была исключением в отношении к этой категории. Хотя судьба не была изначально присуща античной культуре, но все же она появилась достаточно давно. Некоторые зачатки будущих представлений о судьбе мы можем обнаружить в древнейших магических верованиях, и наоборот, в развитых представлениях о судьбе мы находим множество параллелей с магией. По мере развития античной культуры роль магии несколько ослабевает, но она не исчезает совсем, как на этом настаивал Дж. Фрезер. В более поздние периоды магия существует наряду с другими феноменами культуры, просто она уже не является одним из главенствующих элементов в развитии общественного сознания. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества было связано с началом процесса развития личностного самосознания. Человек мало-помалу осознает себя свободной личностью и хотя судьба и всемогуща, но и он сам кое-что может.

Богатейший материал для изучения античной культуры дают поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея», где автор создает великолепную картину жизни древнегреческого общества эпохи разложения общинно-родового строя. Гомеровский эпос дает много примеров отношений между волей судьбы и волей самостоятельной личности. В разные периоды развития общества постепенно трансформируется образ человека, его мировоззрение, понимание собственной значимости и осознание свободы в выборе каких-либо действий и даже возможности выбора своей судьбы.

Процесс осознания человеком себя как личности шел довольно медленно, его тормозили многие реалии античного мира, в том числе и институт рабства. Становление личностного самосознания нашло свое отражение в представлениях о судьбе. Все изменения, происходящие с восприятием человеком самого себя, находили свое отражение в трансформирующейся концепции судьбы.

Список литературы

1. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы В.П. Горан. - Новосибирск: Наука, 1990. - 335 с.

2. Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В.П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С 76-83.

3. Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989 - 479 с.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - 584с.

5. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества / Дж. Томсон. - М.: Иностр. лит., 1958. - 659 с.

6. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - 831 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Религиозные представления древних греков. Пантеон греческих богов, покровительствовавших природным стихиям, ремёслам, земледелию, войне и иным занятиям людей. Влияние повседневной жизни древних греков на их религию и мифологию. Миф о Деметре и Персефоне.

    презентация , добавлен 04.02.2011

    Учение о жизни после смерти: формы загробной субстанции человека, ее связь с местом погребения в представлении древних египтян. Похоронный ритуал, Пять Душ, значение имени, цель бальзамирования: воскресение души, путешествие по Преисподней, суд Осириса.

    реферат , добавлен 30.11.2011

    Зарождение мифологии древних греков от одной из форм первобытной религии - фетишизма. Эволюция мифологических и религиозных представлений эллинов. Древнегреческие мифы и легенды о жизни богов, людей и героев. Религиозные обряды и обязанности жрецов.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2013

    Идеализация и ограниченность в понимании религии древних греков. Источники изучения древнегреческой религии. Религия эгейской эпохи. Следы тотемизма, промысловых культов и тайных союзов. Вредоносная и лечебная магия. Аристократический культ героев.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Религиозное мировоззрение древних греков - вера во всесилие Рока. Древнегреческий культ предсказания судьбы - прорицательство. Элевсинские мистерии, как форма религиозно-культовых действий. Антропоморфизм- человекоподобие богов. Политеизм (многобожие).

    презентация , добавлен 04.02.2017

    Анализ образа героя в ирландской мифологии, его основных характеристик и стиля жизни. Характеристика роли семьи на протяжении всей жизни героя, занятий его повседневной жизни, взаимоотношений с богами. Изучение личностных качеств мифического персонажа.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2010

    Влияние культа Исиды на мировосприятие древних египтян, формирование погребальной обрядности и представлений о загробной жизни. Связь между культом Исиды и магией, его роль в идеологических изменениях и верованиях египтян в период Среднего царства.

    статья , добавлен 10.08.2017

    Мифологические мировоззрения древних греков. Гора Олимп как жилище бессмертных богов. Перун и молния как символы верховного древнегреческого бога Зевса. Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Гефест, Аполлон, Афина и Афродита как главные боги Древней Греции.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Представления о душе у древних славян. Связь души со звездой, с дыханием, паром, дымом. Отождествление образа человека и души. Сравнение души и огня. Загробная жизнь по представлению славян. Материальная основа души. Обряды древних славян на поминках.

    реферат , добавлен 29.01.2011

    Изучение славянского язычества, системы дохристианских представлений о мире и человеке, основанной на мифологии и магии. Одухотворение природы, культа предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей.

Флора и фауна не отличались особым разнообразием. Зато горные районы были богаты на природные ресурсы. Во многих местах были обнаружены залежи железной руды, драгоценных металлов и мрамора. Встречались отложения высококачественной глины и строительного камня.

Древние периоды развития Греции

Крито-микенский период пришелся на конец III – начало II тысячелетия до н. э., и считается наиболее ранним зарождением европейской цивилизации. Именно в этот период на территории Греции возникли государственные образования.

Первое государство образуется на острове Крит, где была развита хозяйственная деятельность, ремесла, налаживалась торговля. Мастера создавали тонкие шедевры керамики с изображенными на них животными и растениями, изделия из бронзы. Города строились на побережье вокруг дворцов, остатки которых поражают богатством внутреннего убранства. Критское царство обладало мощнейшим флотом, имело развитые торговые связи.

На смену критскому государству пришло микенское. Микены были воинственными племенами, вторгшимися на территорию Крита. Они развивали торговые связи, занимались сельским хозяйством. Возникшую ранее на острове письменность микены приспособили для своего языка, о чем свидетельствуют найденные таблички с древними письменами.

Около 1100 года до н. э. крито-микенская цивилизация совершенно исчезла. Пришел полнейший экономический упадок, была утеряна письменность, многие ремесла были забыты. Численность населения существенно сократилась. Этот период учеными назван «Темным веком» в греческой истории.

Период Архаики обозначился значительным приростом населения, развитием ремесел и увеличением благосостояния народа. В поисках пригодных для сельского хозяйства земель греки растекались по всему Средиземноморью и побережью Черного моря, налаживая торговые связи. Возникало множество городов-государств, где процветали различные ремесла – изготавливались гончарные, металлические и железные изделия, тонко обрабатывались камни. Появляются греческие храмы, украшенные статуями в стиле реализма.

Классический период обозначился стремительным развитием искусства, литературы, философских наук и политики. Это время расцвета греческой цивилизации, ее культуры и государственности. Период обозначился плотным сотрудничеством разрозненных городов-государств и Афин, чей флот сыграл решающую роль в войне с персами.

Мифология

Мифологические представления древних греков складывалась веками, формировались мифы и легенды о бессмертных богах, живущих на горе Олимп. Именно по мифологическим данным можно воссоздать полную картину представлений греков о мире.

Землю населяли грозные великаны и чудовища, титаны и циклопы. Природные явления нашли отражение в греческих божествах. Так возник бог Зевс – могущественный громовержец, отец всех богов и людей.

Боги в видении греков были наделены человеческими чертами внешне, а также характерами и пороками людей. Их отношения были очень схожи с простыми человеческими. Они ссорились, предавали друг друга, влюблялись, расставались. Каждый из богов отвечал за какой-то промысел или род деятельности, покровительствовал какому-либо виду искусства или же олицетворял природное явление. Люди строили храмы для своих богов и приносили им дары. Каждый греческий город имел своего покровителя, оберегающий его жителей от войн и несчастий.


Мифы и сказания о легендарных героях нашли отражение во многих древних литературных источниках, описывая их бессмертные подвиги. Множество мифологических сюжетов были использованы скульпторами для создания своих шедевров.

Наука

В древности греки объясняли все природные явления и процессы волей богов, но со временем стали применять научный подход. В Греции изучали математику, риторику, биологию, философию, медицину и многие другие науки.

Греки сумели систематизировать знания народов Месопотамии и Египта, объединив их в общую математическую науку. Большой вклад в развитие точных наук внесли Архимед, Евклид и Пифагор. Серьезно относились и к философии, пытаясь объяснить происхождение мира и роль человека в нем. Особое внимание уделялось проблемам конкретного человека, его профессиональной деятельности и жизни в условиях государства. Великими философами тех времен были Аристотель, Сократ, Платон и Гераклид Понтийский.

Были организованы школы, где юные греки могли обучаться чтению, письму, математике, а также танцам и атлетике, что позволяло всесторонне развиваться.


Научным центром Греции стала Александрия. В Александрийскую библиотеку и музей съезжались ученые со всего Средиземноморья. Здесь творили свои шедевры выдающиеся художники и поэты, скульпторы и драматурги.

Образование

В эпоху Древней Греции существовали как частные, так и государственные учебные заведения. Образование мог получить любой свободный человек, независимо от его положения в обществе. Принципы обучения базировались на личностном и командном соревновании. Ученикам прививали как точные науки, так и музыкальные, развивали физически и духовно, давали азы морального кодекса гражданина. Обучение проходило поэтапно, начиная с низшей школы и заканчивая гимназиями.


Мальчики обучались письму и чтению, а также игре на лире или кифаре. Обязательной была подготовка к воинской службе. На таких занятиях ученики обучались метанию диска, бегу и прыжкам, тренировались выносливость и упорство. В Спарте мальчиков забирали из семьи и воспитывали с большим уклоном на физическое образование. Они приучали учеников с самых малых лет уметь переносить лишения, голод и боль.

Девочки в первую очередь обучались ремеслу – ткачеству, гончарству, прядению. Они учились писать и читать, а также танцам, гимнастике и пению.

Искусства Древней Греции

Из всех видов искусств наиболее быстрый подъем был заметен в литературном жанре. Из большого количества древних шедевров греческой литературы до нашего времени дошло очень немного, но они обусловили развитие литературы всей западной цивилизации. Античная литература включает в себя произведения философов, поэтов и писателей.

Древние авторы позаимствовали алфавит у финикийцев. Долгое время они писали справа налево, и только в VI веке до н. э. письменность приобрела привычный вид. Тематика ранних литературных произведений неразрывно связана с древнегреческими мифами. Наиболее распространенным жанром был эпос. Шедеврами литературы считаются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они являлись источником знаний для многих поколений, воспевая подвиги и легендарные жизни героев.

Позже в Греции зародилась лирическая форма поэзии, а также басни, обучающие моральному поведению и благодетели. Самостоятельным жанром стала драматургия, которая получила широкое распространение.

Древнегреческий театр возник из ритуального действа в честь бога Диониса. Так сформировались первые два жанра – комедия и трагедия. Сюжеты были тесно связаны с мифологией, носили нравственный характер, поднимали важные проблемы, близкие каждому человеку. Комедии обычно высмеивали человеческие слабости и являлись сатирическим изображением известных философов и политиков того времени.

Театры строили под открытым небом. Они имели круглую или овальную форму и достигали достаточно крупных размеров. Представления могли продолжаться в течение нескольких дней, где каждый драматург представлял на суд зрителей свои произведения по мотивам классической драмы. Наиболее известными авторами-драматургами в Древней Греции были Эсхил и Софокл. Они создали множество трагедий, но не многие из этих творений сохранились до настоящего времени.

Театральные представления обязательно сопровождала музыка. Музыкальное искусство было широко распространено среди греков и воспевалось в легендах и мифах. Мелодичным звукам музыкантов-богов приписывали невероятную мощь, влияние на людей, животных и силы природы. Само слово «музыка» вышло из греческого языка.

Музыкальное образование было обязательным для свободных граждан Греции. Практически все общественные мероприятия проходили под музыку. Греки устраивали состязания певцов и музыкантов. Спартанцы приспосабливали музыку к своим военным нуждам.

Пение под музыку было неотъемлемой частью ритуальных действ в честь богов. Песни имели свое назначение, разделялись по жанрам. Но нотной записи греки не знали, поэтому древние мелодии не сохранились. Однако песенный фольклор передавался между композиторами и исполнителями. Так возникли свадебные песни, хвалебные, бытовые. Из музыкальных инструментов распространены были лира, флейта и кифара. Музыканты не получали профессионального образования, поэтому искусство было построено на импровизации.

Развитие получила и греческая живопись. Образцы стенной живописи не дошли до настоящего времени, а известны лишь из литературных источников. В них указано, что мастера умели передавать светотени и создавать изображение предметов в объеме.

В большом количестве дошли образцы изображений на керамике. По ним можно судить о художественном уровне античной эпохи. Для ранней живописи характерны простые орнаменты и геометрические мотивы. Изображались сцены из мифов и легендарные подвиги из древних эпосов.

Уже позже художники освоили мастерство изображать человеческое тело и мелкие детали одежды. Возникают художественные школы, мастера которых работают в разных жанрах – портрет, натюрморт, пейзаж и другие.

Античная скульптура стала одним из наиболее чтимых видов искусства в Греции. Авторы старались воспеть красоту человеческого тела, его гармоничность и совершенство. Статуи богов украшали храмы, устанавливались на площадях.


Античная архитектура

В истории развития архитектуры Древней Греции насчитывается несколько периодов. Древний период, наступивший после войны с персами, характеризуется развитием и активным строительством городов-государств. Постепенно архитектурные формы из массивных и грубых становились более легкими и красивыми. Начинает формироваться собственный стиль, освобожденный от влияния других культур. Характерными особенностями было наличие площади в центре города и храмового сооружения.

Период классики являлся для греков периодом расцвета и выделялся разнообразием и смешением культур. Используются более дорогие материалы и роскошные формы. Стиль приобретает более гармоничные черты. Поздний период характеризовался пышностью и роскошью архитектурных форм, особенно при строительстве храмов. Сооружения возводились с особо эффектными архитектурными элементами.

Первоочередной задачей для греческих архитекторов было возведение храмов. Сооружения поражали своим изяществом и красотой, но были выполнены в стиле обычных жилищ греков. Человекоподобные боги обитали в каменных храмах, обычно прямоугольной формы со ступенчатым крыльцом и колоннами. Фронтоны украшались скульптурами. Крыша была двускатной. Помещение было светлым и просторным, внешнее убранство стремилось к гармонии. Греческие храмы не были внушающими страх перед богами, а, наоборот, приветливыми, схожими на жилье смертных.

Были созданы три типа колонн – ордеры, что определяло их форму, пропорции и способ отделки. Выделяют дорийский, ионический и коринфский ордеры, которые получили широкое применение в строительстве античных сооружений.


Наряду с храмами строились и театры, стадионы и жилые дома. Формы греческих построек всегда отличала простота и благородство элементов. Греками тщательно изучались природные условия и пейзаж, подбирался тот стиль архитектуры, который наиболее удачно вписывался в окружающие ландшафты.