Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кто такой неформал. Неформал - кто это? Одежда для неформалов (фото)

Кто такой неформал. Неформал - кто это? Одежда для неформалов (фото)

Кто такие неформалы?


Проходя по улице мимо очередной тусовки молодых людей, мы невольно обращаем внимание на ярко одетых, татуированных или особым образом причесанных людей. "Вот уж молодежь!" - думаем мы. Однако мало кто из обычных людей представляет, что такая одежда, прическа и татуировки могут значить многое. Для нас, конечно, они значат мало. А вот для молодых людей, которые переживают сложный период своей жизни в связи с возрастом такая одежда - это символ чего-то особенного. Чего же? Попробуем разобраться.

Неформалы - кто они?

Кто такие неформалы? Прежде всего, неформалы - это социальная группа. Как правило, термин относится к тем молодым людям, которые стремятся каким-либо образом выделиться из общества окружающих их людей. Стремление к неформальным культурам возникает у человека обычно в подростковом возрасте. Однако существует большое количество случаев, когда люди надолго остаются неформалами. Это связано с глубоким осознанием идей неформального движения. Впоследствии такие люди становятся некими духовными вдохновителями молодежи. Они постоянно находятся в кругу молодых людей и занимаются тем, что прописано в неформальном "своде правил" своей культуры. Естественно, свод правил не подразумевает под собой наличие юридического документа. Скорее, это просто воззрения и традиции определенной неформальной культуры.

Пожалуй, наиболее частая причина для возникновения неформальной группы - это музыкальное направление. На этих дрожжах образованы основные неформальные культуры. Например, хиппи, металисты, рэперы, инди и так далее. Музыка обладает каким-то магическим влиянием на молодых людей. Известные музыкальные группы должны ощущать огромную ответственность за то, что они передают со сцены. Для того чтобы понять, кто такие неформалы или что значит быть, например, металистом, нужно любить музыку в стиле метал. Без осознания музыки и без ее принятия ни один человек не будет истинно принят в ту или иную неформальную культуру.

Другой популярной причиной возникновения неформальных культур является политическая и историческая ситуация. К примеру, нацизм в Германии тоже был неформальной культурой, которая переросла в машину для убийств мирового масштаба.

С этой точки зрения интересна история возникновения культуры хиппи. Первоначально существовало движение битников (от слова "beat" или "удар"). Их можно считать прародителями всех неформальных культур нынешнего мира. Движение зародилось в 50-х годах в Соединенных Штатах Америки. В ходе Второй Мировой Войны многие молодые люди потеряли родителей, после чего их поколение называли разбитым. Эти молодые люди выражали свою скорбь и протест, одеваясь в рваные джинсы, обвисшие свитера и старые кеды. На фоне остальных школьников в пиджаках и галстуках битники выглядели, как нищие. Такая одежда и часто вызывающее поведение неформалов были вызовом традиционным устоям общества. К концу 50-х годов по приказу правительства США был изобретен наркотик ЛСД, который был призван уничтожить малозащищенные слои молодежи. Согласно исследованиям, до 60% активно употреблявших ЛСД погибали от сердечных приступов. Но ситуация быстро вышла из-под контроля. Наркотик превратился в общенациональную беду. В той среде возникли такие величайшие музыкальные коллективы, как "The Doors", "Led Zeppelin" и "Rolling Stones". Музыканты активно принимали наркотики и писали песни под их воздействием. Группы были очень популярны, что привело к формированию движения хиппи. Эти молодые люди вели беспорядочный образ жизни, употребляли легкие наркотики, путешествовали из города в город по различным музыкальным фестивалям. Их девизом было известное выражение: "Make love, not war", что в переводе на русский звучит как "твори любовь, а не войну".


лФП ФБЛЙЕ ОЕЖПТНБМЩ?
йИ НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ ЗДЕ ХЗПДОП. оБ ХМЙГЕ, Ч НБЗБЪЙОЕ, Ч ЛЙОПФЕБФТЕ, Ч РПДЯЕЪДЕ... йИ ДПЧПМШОП НОПЗП. пОЙ ОПУСФ ЮЕТОЩК ГЧЕФ, ПВЧЕЫЙЧБАФ УЕВС ГЕРСНЙ, ДЕМБАФ УФТБООЩЕ РТЙЮЕУЛЙ Й ОЕОБЧЙДСФ цБООХ жТЙУЛЕ. йИ НЙТПЧПЪЪТЕОЙЕ Ч ЛПТОЕ ПФМЙЮБЕФУС ПФ ПВЭЕРТЙОСФПЗП. пОЙ ЪБЮБУФХА ЙДХФ ОБРТБЧП, Ч ФП ЧТЕНС ЛБЛ ЧУЕ ПУФБМШОЩЕ ЙДХФ ОБМЕЧП.
оЕЖПТНБМЩ Ч УПЧТЕНЕООПН ПВЭЕУФЧЕ ДЕМСФУС ОБ ОЕУЛПМШЛП ЛБФЕЗПТЙК: РБОЛПЧ (ЧЕЮОЩЕ РПЖЙЗЙУФЩ), ЗПФПЧ (РТЕУМЕДХЕНЩ НЩУМСНЙ П УНЕТФЙ), ьнп (ЗМХВПЛП ТБОЙНЩЕ МЙЮОПУФЙ), УФТЕКОДЦЕТПЧ (РБОЛЙ, УПВМАДБАЭЙЕ РТБЧЕДОЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ: ОЕ РШАФ, ОЕ ЛХТСФ Й РПЮФЙ ОЕ ТХЗБАФУС), МАДЕК ПУПВП ОЕ ЪБГЙЛМЙЧБАЭЙИУС ОБ ФПН, ЛЕН ЦЕ ЙНЕООП ПОЙ СЧМСАФУС, Й УПЧУЕН ЮХФШ-ЮХФШ ЕЭЕ ПУФБМПУШ ИЙРРЙ. чУЕ ЬФЙ ОБРТБЧМЕОЙС ПВЯЕДЙОСЕФ ПДОБ ПВЭБС ФЕНБ: НХЪЩЛБ. тПЛ. лБЛ УЛБЪБМ ПДЙО НПК ИПТПЫЙК ДТХЗ: #171;тПЛ ЧППВЭЕ ОЕМШЪС РТПУФП УМХЫБФШ, ЛБЛ УМХЫБАФ ТЬР, РПРУХ, ЙМЙ ЛМХВОСЛ. тПЛ #8211; ЬФП УБНБ ЦЙЪОШ, Й ЙН ОХЦОП ЦЙФШ. тПЛ #8211; ЬФП ОБЙЧЩУЫБС ЖПТНБ УЧПВПДЩ. уЧПВПДЩ УМПЧБ, НЩУМЙ, УПЪОБОЙС Й ЮХЧУФЧ#187;. ьФЙН ОЕЖПТНБМЩ Й ПФМЙЮБАФУС ПФ ЧУЕИ РТПЮЙИ ЛХМШФХТ. чУЕ ЛХМШФХТЩ, МАВПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ ЧРЙУЩЧБЕФУС Ч ПРТЕДЕМЕООЩЕ ТБНЛЙ Й ЗТБОЙГЩ. рПФПНХ ЮФП ФБЛ ХУФТПЕО НЙТ. оЕЖПТНБМЩ ЦЕ ОБ ЬФПФ НЙТ РМЕЧБМЙ. б НЙТ РМЕЧБМ ОБ ОЙИ... рЕЮБМШОП, ОП ЬФП ФБЛ. рПФПНХ ЮФП ОЕМШЪС УФБФШ УПЧЕТЫЕООП УЧПВПДОЩНЙ. чУЕЗДБ ВХДЕФ ЛБЛБС-ФП ЗТБОШ, ЪБ ЛПФПТХА ОЕМШЪС ВХДЕФ РЕТЕУФХРЙФШ.
ч бЮЙОУЛЕ ОЕЖПТНБМПЧ НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ ВПМШЫЕ ЧУЕЗП Ч ТБКПОЕ бЧБФХ Й 3-ЗП НЙЛТПТБКПОБ, НЕОШЫЕ ЧУЕЗП Ч ТБКПОЕ рТЙЧПЛЪБМШОПЗП. оЕЖПТНБМЩ ОЕДПМАВМЙЧБАФ ТЬРРЕТПЧ Й ЗПРОЙЛПЧ. б ТЬРРЕТЩ Й ЗПРОЙЛЙ ОЕДПМАВМЙЧБАФ ОЕЖПТНБМПЧ. уПЧЕТЫЕООП ЪТС, С ЧБН УЛБЦХ.
с ЧЩЪЧПОЙМ ПДОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, ДМС ФПЗП ЮФПВЩ ЧЪСФШ Х ОЕЗП ЙОФЕТЧША. юЕМПЧЕЛБ ЪЧБМЙ уБФБФБОПН. пО ЦЕ бОБОБУ. рП ТПЦДЕОЙА ВЩМ ОБТЕЮЕО ЙНЕОЕН чБМЕТЙК. нЩ УЙДЕМЙ Ч РБТЛЕ рПВЕДЩ Й РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РПЗМСДЩЧБМЙ ОБ ОЕВП. б ФПЮОЕЕ ОБ ФХЮЙ, ЛПФПТЩЕ РП ЬФПНХ УБНПНХ ОЕВХ ИПДЙМЙ.
- уЛБЦЙ ЧПФ НОЕ, ЛБЛ ФЩ ДПЫЕМ ДП ФБЛПЗП УПУФПСОЙС?
- ч УНЩУМЕ?
- оХ, ЛПЗДБ ФЩ ОБЮБМ УМХЫБФШ ТПЛ, ЛПЗДБ РТЙПВЭЙМУС Л ОЕЖПТНБМШОПНХ ДЧЙЦЕОЙА... оБЮЙОБМПУШ ЧУЕ У ЮЕЗП?..
- бББ... уОБЮБМБ С УМХЫБМ БМШФЕТОБФЙЧЛХ... #171;Linkin Park#187; Й ФПНХ РПДПВОПЕ... рПФПН ТЬР УМХЫБМ. нЕУСГЕЧ ЫЕУФШ... дБЦЕ УБН ЛПЕ-ЮФП РЙУБМ. ъБФЕН ЛБЛ-ФП УТБЪХ РЕТЕЫЕМ ОБ #171;лПТПМС Й ыХФБ#187;, #171;Koсn#187;...
- б УЛПМШЛП ФЕВЕ МЕФ ВЩМП ФПЗДБ?
- мЕФ 14...
ч ЬФП ЧТЕНС УФБМЙ РПДИПДЙФШ ПУФБМШОЩЕ. рПМФЕТ, NeedLZ, рШАЭБС уПМОГЕ Й РТПЮЙЕ... рП-ЪДПТПЧБЧЫЙУШ УП ЧУЕНЙ, С ЧЕТОХМУС Л уБФБФБОХ:
- рПЮЕНХ ЙНЕООП ТПЛ? юФП ФЕВС Ч ОЕН РТЙЧМЕЛБЕФ? юФП ФЩ Ч ОЕН ЧЙДЙЫШ ДМС УЕВС?
- тПЛ - ЬФП ОЕ ФХРБС НХЪЩЛБ. ч ТЬРПЧУЛЙИ РЕУЕОЛБИ НПЦОП РПМПЦЙФШ ВЙФ, ОБЗПЧПТЙФШ Ч НЙЛТПЖПО ЧУСЛПК ЖЙЗОЙ Й ФТЕЛ ЗПФПЧ. рПРУБ - ЬФП ФПЦЕ РТПУФП ЧПРМЙ РПД ЖБОЕТХ. ч ТПЛ-НХЪЩЛЕ ЦЕ ЕУФШ ДХЫБ. ьФП ЧУЕ ДЕМБЕФУС ОЕ ТБДЙ #8220;ВБВПЛ#8221;. мАДЙ ЧЩЛМБДЩЧБАФУС. ч ЛПОГЕ ЛПОГЕТФБ ЧУЕ НХЪЩЛБОФЩ РПФОЩЕ Й ЗТСЪОЩЕ.
ч ФПМРЕ УМЩЫЙФУС ПДПВТЙФЕМШОЩК УНЕИ. оЕУНПФТС ОБ ДПЦДШ, МАДСН ЧЕУЕМП.
- рПОСФОЕОШЛП... еЭЕ ЧПРТПУ. чПФ ЧЕДШ ОЕЖПТНБМШОПЕ ДЧЙЦЕОЙЕ, Ч ГЕМПН, Ч ПУОПЧЕ УЧПЕК, ПОП ПЮЕОШ ВПМШЫПЕ. й ПОП УБНП РП УЕВЕ ДЕМЙФУС ЕЭЕ ОБ ЛХЮХ ЧУСЛЙИ ОБРТБЧМЕОЙК. л ЛБЛПНХ ОБРТБЧМЕОЙА ФЩ УЕВС ПФОПУЙЫШ?
- юФП-ФП УТЕДОЕЕ НЕЦДХ ЗПФПН Й РБОЛПН. фБЛ ОБЪЩЧБЕНЩК dark-РБОЛ.
- уЛБЦЙ НОЕ, ФЩ УПЗМБУЕО У ФЕН, ЮФП ОЕЖПТНБМЩ - ЬФП ОЕ РТПУФП НПМПДЕЦОПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ, ОП ГЕМБС ЛХМШФХТБ, ГЕМЩК УПГЙБМШОЩК УМПК?
- дБ, ЛПОЕЮОП.
- фПЗДБ ТБУУЛБЦЙ НОЕ П УЧПЙИ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ЧЪЗМСДБИ. лБЛ ФЩ ПФОПУЙЫШУС Л ФПНХ, ЮФП УЕКЮБУ РТПЙУИПДЙФ Ч УФТБОЕ? юФП ФЩ ПВП ЧУЕН ЬФПН ДХНБЕЫШ?
- с ДХНБА, ЮФП ВЩ ОЙ РТПЙУИПДЙМП, ЛБЛ ВЩ ОЙ НЕОСМУС УПГЙБМШОЩК УФТПК, ЧУЕЗДБ ВХДХФ МАДЙ, ЛПФПТЩН ВХДЕФ ИТЕОПЧП, Й ЧУЕЗДБ ВХДХФ МАДЙ, ЛПФПТЩН ВХДЕФ ИПТПЫП. б ЛФП-ФП ЧППВЭЕ ВХДЕФ Ч НЕДХ ХНЩЧБФШУС.
- еЭЕ ТБЪ ПВ ПВЭЕУФЧЕ... лБЛПЕ РПМПЦЕОЙЕ Ч ОЕН ЪБОЙНБАФ ОЕЖПТНБМЩ? лБЛ ЛХМШФХТБ?
фХФ ТЕЫЙМБ ЧЩУЛБЪБФШУС NeedLZ:
- чЕТИОАА УФТПЮЛХ.
уБФБФБО ПФЧЕФЙФШ ОЕ ХУРЕМ. ч ЬФП ЧТЕНС рПМФЕТ ОЕПЦЙДБООП ДПЗБДБМУС П ФПН, ЮФП ЪДЕУШ ОБ УБНПН ДЕМЕ РТПЙУИПДЙФ:
- фЩ ЮФП, Х ОЕЗП ЙОФЕТЧША ВЕТЕЫШ? пО ЦЕ ВЕЪНПЪЗМЩК!!!
ъБ УЙН ЪБСЧМЕОЙЕН РПУМЕДПЧБМБ ПФЧЕФОБС ТЕБЛГЙС уБФБФБОБ, ДБМЕЕ ПВНЕО МАВЕЪОПУФСНЙ, РМБЧОП РЕТЕЫЕДЫЙК Ч ЛТПЧБЧХА ТБЪВПТЛХ. рПОБВМАДБЧ ЪБ ЬФПК ЛБТФЙОПК ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС, С ТЕЫЙМ, ЮФП У уБФБФБОБ ОБ УЕЗПДОС, РПЦБМХК, ИЧБФЙФ. рТЙЫМПУШ РЕТЕЛМАЮЙФШУС ОБ NeedLZ, ЛПФПТБС СЧМСМБУШ ьнп:
- фЕРЕТШ ФЧПС ПЮЕТЕДШ. тБУУЛБЦЙ НОЕ РТП БЮЙОУЛЙИ ьнп.
- юЕЗП ТБУУЛБЪЩЧБФШ?.. рПЪЕТЩ.
рПМФЕТ:
- мАДЙ У ОЕДПУФБФЛБНЙ, РПУФПСООП РМБЮХФ Й РХУЛБАФ УПРМЙ.
оБТПД ЪБУНЕСМУС, ОБЮБМ ЮФП-ФП ПВУХЦДБФШ. уФБМП ЫХНОП. с РТПДПМЦБМ ДЙУЛХУУЙА У NeedLZ:
- фП ЕУФШ ьнп - ЬФП НПДБ?
- оЕФ... иПФС Х ОБУ Ч ЗПТПДЕ, ДБ.
нЕЦДХ ФЕН УП ЧУЕИ УФПТПО ХЦЕ УЩРБМЙУШ ФЕПТЙЙ, РТЕДМПЦЕОЙС Й ЧЕТУЙЙ... лФП ФБЛЙЕ ьнп, ПФЛХДБ РПСЧЙМЙУШ, ЪБЮЕН ПОЙ ЧППВЭЕ ОХЦОЩ Й ЮЕН ЙЪЧЕУФОЩ. оЕТПМЙ ЮФП-ФП ХРТСНП ВПТНПФБМБ РТП СРПОУЛЙИ ЗПФПЧ, рПМФЕТ - РТП ЪБЛПОЮЕООЩИ ОЕХДБЮОЙЛПЧ, Й ФБЛ ДБМЕЕ... уФБМП РПОСФОП, ЮФП ФЕНХ ьнп РТЙДЕФУС ПУФБЧЙФШ ЪБ ЛБДТПН.
уТЕДЙ ЧУЕК ЬФПК ЫХНЙИЙ ФПМШЛП ПДЙО ЮЕМПЧЕЛ УПИТБОСМ ПФОПУЙФЕМШОПЕ УРПЛПКУФЧЙЕ. рТЙЕЪЦЙК ОЕЖПТНБМ ЙЪ оПЧПУЙВЙТУЛБ. ъПЧХФ бОФПОПН. ч НЙТХ ВПМЕЕ ЙЪЧЕУФЕО ЛБЛ оЕоПТНБМ. пО Й УФБМ НПЕК УМЕДХАЭЕК #8220;ЦЕТФЧПК#8221;.
- бОФПО, ТБУУЛБЦЙ НОЕ П ОПЧПУЙВЙТУЛПК ОЕЖПТНБМШОПК ФХУПЧЛЕ...
- юФП ЙНЕООП?
- оБЮОЙ У ФПЗП, УЛПМШЛП ЧБУ ФБН ЧППВЭЕ... ч бЮЙОУЛЕ, ОБРТЙНЕТ, ФПМШЛП ПДОБ ОЕЖПТНБМШОБС ЛПНРБОЙС. зПТПД НБМЕОШЛЙК, ЧУЕ ДТХЗ ДТХЗБ ЪОБАФ. оПЧПУЙВЙТУЛ РПВПМШЫЕ, ФБН УЙФХБГЙС ДПМЦОБ ЧЩЗМСДЕФШ РП-ДТХЗПНХ. уЛПМШЛП ФБН Х ЧБУ РПДПВОЩИ УВПТЙЭ?
- чУЕ ПФ ЧТЕНЕОЙ ЪБЧЙУЙФ. дОЕН ОБ РМПЭБДЙ мЕОЙОБ УПВЙТБЕФУС ПДОБ ЛХЮЛБ. чЕЮЕТПН, ФБН ЦЕ, ХЦЕ ДТХЗБС... й ТСДПН ФПЦЕ ПФДЕМШОЩНЙ ЗТХРРБНЙ УФПСФ. фПМШЛП ЛПЗДБ ДПЦДШ ЙДЕФ, ЧУЕ УПВЙТБАФУС РПД ЛТЩЫЕК пРЕТОПЗП ФЕБФТБ. рПМХЮБЕФУС ПДОБ ВПМШЫБС ЛПНРБОЙС. с ФБЛ ПДЙО ТБЪ 200 ЮЕМПЧЕЛ ОБУЮЙФБМ...
дПНБ ЧПЪОЙЛМБ РТПВМЕНБ У ЪБЛМАЮЕОЙЕН. с ЪБДБМУС ЧПРТПУПН: ЮЕЗП ЦЕ ОЕЖПТНБМЩ ИПФСФ ПФ ЦЙЪОЙ? ч РПЙУЛБИ ПФЧЕФБ ПВТБФЙМУС Л УЧПЕНХ ДТХЗХ уЕТЗЕА. пО ЦЕ Air. пФЧЕФ НЕОС ЧРПМОЕ ХУФТПЙМ. #171;оЕЖПТНБМЩ ОЙЮЕЗП ОЕ ИПФСФ ПФ ЦЙЪОЙ. пОЙ ФПМШЛП РЩФБАФУС ЙЪНЕОЙФШ ЕЈ... рЩФБАФУС ЙЪНЕОЙФШ МАДЕК, ПВТБЪХНЙФШ ЙИ, ЧЕТОХФШ Ч ЙИ ДХЫЙ ЧПМА, ОБУФПСЭЙЕ ЮХЧУФЧБ... чТПДЕ ФБЛ.#187;
оХ ЮФП ФХФ ДПВБЧЙЫШ?..

Серьёзно обсуждать эту статью не имеет смысла. А помещаю я её, как и большинство подобных статей, лишь из-за культурологического интереса. Только два вопроса возникло – а что это за «дарк метал» в 89 году? И что такое «московская сатанинская церковь»?

Статья была оформлена двумя безвкусными коллажами из фотографий каких-то рок-звёзд и их фанатов. Помещу один из двух, т.к. они плохого качества, да и вообще, статья не про музыку.

Источник: «Наука и религия» , №7 за 1989 год.

В статье говориться о четырёх группах с названием «ПАМЯТЬ». Я знаю о существовании двух организаций под этим названием: православная «ПАМЯТЬ» Дмитрия Васильева и менее известная про-языческая «ПАМЯТЬ» Валерия Емельянова.

Сегодня мы предлагаем читателям беседу нашего корреспондента Сергея БАРСУКОВА с социологом Андреем БЫСТРИЦКИМ. Андрею 28 лет, и молодёжные «неформальные» объединения, часть из которых называет себя «Системой», – основной предмет его исследований.

– Классическое начало беседы требует обозначить предмет разговора, а именно основные типы неформальных объединений.

– Для меня и некоторых моих коллег более приемлема типология построенная на отношении той или иной группировки к личности как таковой, к познанию окружающего мира и тому, что называется «общественно значимым действием». Мы выделяем группы, где коллективное начало «мы» явно превалирует над личностным началом «я». К ним относятся в основном экстремистские объединения как правого, так и левого толка. Здесь личность – некое производное от родового целого, рассчитывать на самостоятельное значение она не имеет права. Есть группы, в которых наблюдается уравновешенность и личностного и коллективного начала. Это хиппи, панки и им подобные. И есть группы, где личностное усилие необходимо.

Говоря о типологии групп, нужно сказать, что само слово «неформал» подразумевает большой набор самых различных характеристик, которые трудно свести к единому целому, поскольку, к примеру, ставить в один ряд «люберов» и «Демократическую перестройку» просто немыслимо. Есть иная типология, основанная на возрастном цензе, при которой неформальные группировки подразделяют на подростково-юношеские и взрослые. Первые – это хиппи, панки, кришнаиты, люберы, «Ремонт», «Внуки Дзержинского» и многие другие. Вторые – это в основном общественно-политические группы, от «Демократического союза» до «Памяти». Их принято делить на «левые» и «правые» – в зависимости от политической установки, часто даже неосознаваемой.

– А как вписываются сюда религиозные группы?

– Дело в том, что сознание очень многих людей не религиозно в привычном смысле этого слова, но и не атеистично. Можно сказать, что оно мифологическое. Мы еще вернемся к этому определению, пока же скажу, что религиозность так или иначе пропитывает многие неформальные группы. Скажем, «металлисты». Казалось бы, просто музыка. Однако если мы будем подниматься по ступеням «хэви-метал-рока», то столкнемся с группами «трэш-метал», «дарк-метал», «спид-метал» и т. д. Многие из них связаны с восточной биоэнергетической символикой. У подростков популярны значки с изображением символов «Инь» и «Ян», хотя, как правило, они не понимают до конца этих значений.

В группах экологического типа наряду с декларацией неких общегуманитарных ценностей занимаются оккультно окрашенной медитативной практикой. Что касается, скажем, групп «Память» (только в Москве их сейчас четыре), то там можно встретить самые разные религиозные течения: неоязычников , ортодоксальных христиан (в основном православного толка), биоэнергетиков. Я столкнулся, например, с одной группой, члены которой занимаются борьбой с силами Шамбалы. Что такое Шамбала, они знают весьма смутно, поскольку сведения о ней почерпнули из книг , сочинений некоего Андрея Томашевского (он же Эндрю Томас) и каких-то отдельных текстов, связанных с супругами Рерих.

В столице есть даже «московская сатанинская церковь» .

– И чем занимаются ?

– По моим сведениям, преимущественно «черной» медитативной практикой. Немного упростив, можно сказать, что среди «сатанистов» существует установка: взять с собой на тот свет как можно меньше греха. А поскольку серьёзный грех совершить непросто, если принять во внимание Уголовный кодекс, то требуется определённого рода компенсация, особого рода состояние, при котором человек внутренне переживает совершение этого греха. Поскольку же в состояние грехопадения тоже войти не так-то просто, то используются различные медитативные направления, получившие распространение на Западе: переживание сиюминутных парадоксальных ситуаций, дзэновские игры самого различного свойства и т. д.

– А что такое «православные хиппи»?

– Это группы вполне хипповского мировоззрения, которые разделяют общие евангельские установки на всеобщую любовь, отказ от насилия, сориентированные на религиозность православного толка. Они часто занимаются весьма своеобразной миссионерской деятельностью, например пытаются лечить наркоманов посредством приобщения к вере христовой, делая упор на богоспасаемость души и её очищение. Деятельность порой бывает довольно успешной.

– Кстати, а используют ли наркотики как медитативное средство?

– Такие группы есть. Как правило, там курят гашиш, употребляют кохнар.

– Думаю, что нет. Многим участникам молодёжного неформального движения просто не по силам целостное религиозное мировоззрение. И те группы молодежи, которые ориентируются на христианскую идею, обычно группируются вокруг священнослужителей. Скажем, у евангельских христиан-баптистов – свой молодёжный клуб.

Некоторые группы интересуются русской религиозной философией, изучают труды Н. Фёдорова, П. Флоренского, Вл. Соловьева. С. Булгакова. Но это группы, сформировавшиеся по индивидуальным интересам и стоящие вне стихийного течения.

– Где же проходит некая опознавательная грянь между сознанием религиозным и мифологическим, вернее, неомифологическим?

– Религиозное сознание ориентируется на сакральные, нематериальные ценности, существующие за рамками «мира дольнего» в «мире горнем». Для него характерно понятие «мира нашего» и «мира иного». Мифологическое сознание нерасчлененное, у него сакральный смысл может придаваться самым обыденным вещам. Для религиозного сознания характерны свои понятия о добре и зле. Есть силы зла и добра, причём силы зла сами по себе не столько мирские, сколько потусторонние: они могут входить в человека, могут выходить из него. Сознание же мифологическое просто делит реально живущих людей на «своих» (добрых) и «чужих» (злых), и у «чужих» огульно отрицаются все человеческие качества. «Чужого» можно убить, зарезать – для мифологического сознания он не человек, тогда как для целостного религиозного сознания, особенно христианского – люди одинаковы.

– А как же тогда «басурманы», иноверцы?..

– На мой взгляд, это и означает отсутствие целостного христианского мировоззрения. Поиски «неформалов» по-своему подтверждают такое предположение. Мне кажется, появление протестантизма на Западе знаменовало принципиально новое отношение к вере. В России протестантизма не было, в России был раскол. Это качественно другой процесс. Я не могу сказать, что Россия по-настоящему не знала христианства, поскольку оно само по себе глубоко неоднородно: в нём смешались самые различные направления. Но развитого религиозного сознания, без напластований языческого мифологизма, в России все-таки было немного. Возможно, только сейчас мы переживаем ситуацию, когда мифологическое сознание начинает изживаться. Например, возьмём наши споры о том, что такое «социализм». Сам «социализм» не является здесь предметом рационального познания, а, скорее, вопросом веры. Городская культура предполагает большую степень плюрализма, личностного самостоятельного выбора, тогда как патриархальной культуре свойственна гораздо меньшая выделенность личности из мира. Поэтому именно патриархально-эпигонские группы в большей степени ориентированы на синкретическую (нецелостную) религиозность, при которой зачаточное религиозное и устоявшееся мифологическое сознания смешиваются между собой. Различия, наблюдаемые в этих группах, весьма поверхностные, кажущиеся. Недаром такая организация, как «Память», являясь фундаменталистской реакцией на вестернизацию России, объединяет в себе совершенно разных людей. Казалось бы, что общего у неохристианина с человеком, считающим язычество наивысшим достижением русской культуры? Тем не менее общее есть. Страх перед самостоятельным развитием личности, стремление переложить ответственность на какого-нибудь вождя, отца, мудреца.

– То есть это предпочтение общинной модели?

– Да, это сходно с тем, что многие люди боятся самостоятельно жить в таком мире, где бы они полностью отвечали за себя. Даже самые казалось бы продвинутые неформальные группы ещё далеки от настоящего понимания личности и от настоящей цивилизованности. Патриархально-общинное сознание, к тому же не отвечающее новым условиям жизни, рождает искажённые формы мышления. Они и питают так называемую «неформальную» религиозность. Я не намерен трогать чувства верующих, по-настоящему религиозных людей – это их личное дело. Я говорю о том, что та религиозность, которая сейчас складывается в самых разных слоях нашего общества,– это религиозность вторичная, мифологическая и архаичная по своей форме, и эта её архаичность выливается в пугающие результаты.

– Вы имеете в виду «казанский вариант»?

– И его. Но дело в том, что так называемый «казанский вариант» реализуется не только в Казани. Сходные процессы наблюдаются в Астрахани, в Павлодаре. Если подростковые драки всегда были присущи механизму молодёжной социализации, то этого не скажешь о степени жестокости, забвения всех гуманистических ориентиров, которые в этих местах переходят все возможные границы. В моем представлении «казанский вариант» имеет прямое отношение именно к такой синкретической, неорганической религиозности. Ситуация в Казани характерна тем, что город жестко поделен группировками на районы, и за считанные часы может быть выставлена тысячная армия боеспособных единиц. Здесь нет ни спонтанности, ни стихийности: организация этих подростков ничуть не слабее армейских подразделений.

Такая жесткая социализация связана с тем, что две трети жителей Казани мигрировали в 70-е годы из сельской местности, и одновременно с этим началась массовая застройка города. Двор всё-таки сдерживал социальную агрессивность, предписывал определённые поведенческие ритуалы: «драться до первой крови», «один на один» и т. д. Теперь старая клановая структура Казани распалась. В подобных ситуациях естественна тяга подростков к сплачиванию в жёсткие замкнутые группировки. По существу, они воспроизводят модели патриархальных «паханских» структур. И если подростками ещё не руководят уголовники, то это лишь случайность, поскольку место для уголовных лидеров там припасено: оно подготовлено патриархально-общинной мифологией. Как ни парадоксально, всё это происходит на некой полурелигиозной основе вторичного мифологического сознания. Если сюда добавить совершенно невероятную политизацию, то эта картина может вызывать серьезное беспокойство. С одной стороны, десоциализованная молодёжь, с другой – «паханские» структуры. С третьей – какая-то полууголовная идеология, и с четвертой – глобальная политизация с утопиями социальной справедливости, возможности достижения всеобщего социального блага жёсткими насильственными действиями. Может быть, покажется натяжкой связывать это с религиозностью, но если всерьёз говорить о мифологическом сознании, которое очень развито в нашей стране, то это всего лишь один из факторов распадающегося мифа.

Другой несомненный симптом нашего времени – это переживаемый нами распад того, что принято называть имперским сознанием. Идеи мессианства, что были свойственны людям в 20–40-е и даже 50-е годы, сейчас, в общем-то, умерли. Очень мало молодых людей теперь открыто заявляют, что идеи социализма должны распространиться на весь мир. Но это не значит, что мессианская идея всеобщего насильственного благодетельствования исчезла окончательно. Выбросы её могут быть самыми поразительными. Это ведь тоже форма своеобразной мифологической религиозности.

– И попахивает культовой магией...

– В какой-то мере. Если говорить о сегодняшнем религиозном сознании, то картина возникает довольно размытая. Нельзя сказать, что вот эти люди – религиозные, а эти – убеждённые атеисты. На самом деле есть множество людей, живущих среди мифов, слухов, предвзятых мнений, болезненных установок и болезненных разочарований. Всё это во многом и определяет духовную атмосферу сегодняшнего дня, и не только молодежную, но, скорее всего, всеобщую.

– Получается, что деление на «формалов» н «неформалов» происходит сейчас по принципу: «формалы» – это некое социальное добро, а «неформалы» – социальное зло?

– Вы правильно отметили этот мифологический водораздел: «формалы» – социальное добро, «неформалы» – зло. Дело в том, что общественное мифологическое сознание склонно к полярным противопоставлениям, когда мир четко делится на «чёрное» и «белое», «злое» и «доброе», а заодно на «неформальное» – как некое общественное зло, и «формальное» – некое «правильное» добро. Это одна из утопий, как и другие представления обыденного сознания – скажем, противопоставление социализма капитализму (примечательно, что такие демократические страны, как Швеция, Англия, Бельгия, Голландия, Монако сохранили формальный монархический строй).

– Андрей, а «митьки» это группа или общественное движение?

– Ситуация складывается такая: с одной стороны, мы осваиваем культуру нынешнюю, с другой – культуру прежних времён. А «митьки» представляют собой некую промежуточную группу, пытающуюся осваивать культурный контекст. Они ведут игру с культурными символами и через уподобление им стремятся освоить ту культуру, от которой мы так отстали. Они пишут картины, рассказы, музыку. Есть такая картина, на которой «митьки» дарят свои уши Вен Гогу. То есть налицо попытка посмотреть на мировую культуру не снизу вверх, а на равных. Но попытка эта не во всех «митьках» реализуется одинаково. У них тоже достаточно патриархально-общинных заморочек: щеголяние ватником, тельняшкой, кирзовыми сапогами. В определённом смысле «митьки» – это альтернативное культурное движение.

Неформалами ("нефорами", "ниферами") называют почти всех людей, чей образ мыслей, поведение, привычки и внешний вид явно отличаются от общепринятого. А поскольку судят в первую очередь "по одёжке", то стать неформалом в глазах посторонних легко из-за нестандартной (или наоборот, стандартной для некоторых субкультур) причёски, одежды, аксессуаров: косой чёлки или длинных волос (у мужчин), кед с яркими шнурками, фенечек и так далее. На улице неформала легко узнать по особому сленгу и часто асоциальному поведению, которое демонстрирует протест против общественных норм, стандартов и системы вообще.

К сожалению, внешней атрибутикой, употреблением нескольких слов, понятных только определённой группе людей, и самомнением дело часто и ограничивается. И зря - ведь на самом деле неформал - это не бунтарь, живущий только ради бунта, а человек с особыми нестандартными взглядами на жизнь и общество. Начитанный, мыслящий, имеющий нестандартные вкусы, раскрепощённый и свободный от рамок, которые люди создают сами себе. может и не иметь выделяющегося внешнего вида и бросающейся в глаза атрибутики, примечательной одежды, но иметь внутреннее наполнение, особое мировоззрение и собственные принципы, отличающиеся от общепринятых.

Неформалами называют также людей, выделяющихся не за счёт собственных черт, а относящих себя к какой-то определённой социальной группе, часто молодёжной субкультуре, представителей групп, организаций, движений, объединённых общими интересами и занятиями, не являющимися нормой для социума. Характерные черты данной субкультурой часто прослеживаются во внешней атрибутике: одежде, обуви, причёске, наличии пирсинга, особых предпочтений в цвете и крое одежды, аксессуарах и украшениях.

Само слово "неформал" возникло ещё в 70-х - 80-х годах в СССР как противопоставление человеку, имеющему отношение к "формальной" (одобренной государством) организации молодёжи - комсомолу, трудовым загонам, кружкам спорта, туризма, танцев. Вместо участия в формальных организациях, действующих в соответствии с общественными стереотипами и курсом страны, некоторые представители молодёжи (в первую очередь студенты) создавали собственные организации. В противопоставление официальным их называли "неформальными".

Первые неформалы становились участниками самосозданных групп общественных инициатив, клубов по интересам, но часто это перерастало в полулегальную и нелегальную деятельность - от зачатков первых музыкальных и идеологических субкультур до подростковых банд. Сами представители этих социальных объединениями неформалами себя не называли - термин закрепился в обществе как негативный, и лишь позже, в середине 90-х, такую окраску утратил - тогда протест против общества стал если не нормой, то хотя бы знакомым явлением.


Неформалы 70-х - 80-х годов были из среды хиппи и панков , остальные контркультуры были представлены слабо - к тому же действие цензуры, недоступность музыкальных и прочих культурных достижений Запада (вспомнить хотя бы о статусе рока) и давление правоохранительных органов не давало явлению развиваться. Примыкали к неформальской среде песенные клубы и фэндомы книг в стиле фентези. Их легко было отличить по рваным джинсам и яркой одежде, банданам, фенечкам, кожанным курткам и иногда штанам, длинным волосам, некоторой другой нестандартной символике в виде значков и нашивок. Часто образ дополнял ярко выраженное асоциальное поведение: пристрастие к алкоголю, сигаретам, иногда даже наркотикам.

Сейчас неформалами себя называют представители большинства молодёжных субкультур. Неформал - это человек, личность, противопоставляющий себя, свои воззрения и деятельность мейнстриму, то есть предпочтениям большинства. Что характерно для неформалов? В первую очередь новизна и нестандартный подход - они склонны отрицать опыт и идеалы прошлых поколений, им чужда наработанная предшественниками культура, в том числе классика, национальные традиции и черты. Призвание неформала - эпатаж; поразить общественность, бросить ей вызов - его идеал жизни. Из-за подобных столкновений по каждому ценностному ориентиру и рождается понятие неформальной среды как контркультуры - правда, большинство в ней всё ещё нацелены на потребление, а не самостоятельное творчество. Авангард и устремлённость в будущее - лучшие её черты.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОУ СПО

РЕФЕРАТ

На тему: «Неформалы»

Дисциплина: «Социальная психология»

Выполнил: ст.гр. 23ПВ

Худоян Роза Амаровна

Проверил:

г. Белогорск


I. Основная часть.

1). Понятие "неформалы". "Неформалы" - кто они?

Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемый целей. ФОРМАЛЬНОЙ обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди и дети, подростки и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией. Стихийно возникающие молодежные группы именуют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. С моей точки зрения, наиболее адекватным представляется термин "самодеятельное движение". И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Вот почему употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты" и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер.

"Любителями" же по традиции называют людей, посвятивших себя творчеству в непрофессиональной форме, будь то сценическое или изобразительное искусство, коллекционирование, изобретательство, общественная деятельность. Поэтому термин "самодеятельные организации" по отношению к таким объединениям представляется более оптимальным и может быть отнесен ко всем видам и направлениям молодежной активности. Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

1. Сотрудничество.

2. Оппонирование и критика.

3. Оппозиция и борьба.

Все эти три функции органически взаимосвязаны и не могут быть искусственно отменены.

Таким образом, я думаю, что мы уже немного разобрались с вопросом: " Кто такие "НЕФОРМАЛЫ"? Хотя это довольно короткое объяснение данного понятия, все же я думаю, что суть более или менее ясна. Можно сказать еще более коротким определением, которое постараюсь сформулировать сам: "НЕФОРМАЛЫ" - это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

Может быть, мое определение не совсем полное и точное. Я просто попытался выразится кратко.

А). Экстернальная культура.

Экстернальные культуры существовали и существуют в разных обществах. Ранние христиане были экстерналами в Римской Империи. В средневековой Европе - это многочисленные ереси. В России - раскол.

Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и символику. Если основная культура - это те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа - самоописания общества.

Существует баланс двух подсистем общества: контркультура немыслима и не существует без официального общества. Они взаимодополнительны и связаны. Это одно целое. Для такого рода выпавших культур можно предложить термин "экстернальные" (от лат."externus"-чужой).Сообщества типа "Системы" действительно отчуждены от общества, хотя и неотделимы от него. Сфера экстернальной культуры включает, собственно, множество разных субкультур: например криминальную, богемную, наркомафию, и.т.д. Они экстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым "общепринятым". Их объединяет то, что все они - локальные коммуникативные системы, расположенные вне рамок основной сети (той, что определяет государственное устройство).

Если представить общество в целом как иерархию взаимосвязанных позиций (статусов), то "Система" окажется между позиций, то есть вне общества. Не случайно общественным мнением и научной традицией она относится к сфере андеграунда (от англ."undeground" - подполье),контр-культуры, или в отечественном лексиконе было популярно еще словечко "неформалы". Все эти определения указывают на внеположенность, для которой характерны приставки "контр-", "под-","не-". Ясно, что речь идет о чем-то противостоящем ("контр-"),не видимом и скрытном (под-),неоформленном. Эта локализация вне структур общества вполне согласуется и с собственно "Системным" мировосприятием.

Необходимо дать характеристику "Системы", хотя бы самую общую, что бы можно было представить, о чем идет речь. Но сделать это оказывается непросто. Привычных черт сообщества здесь, кажется, нет. Сама "Система" категорически отвергает попытки свести ее к какой-либо социальной схеме. Типичный пример ее самоопределения - отрывок из статьи А. Мадисона - очень старого (олдового) хиппи из Талина:

"Движение, а его несравненно правильней было бы назвать сдвигом, не выставило ни громоздких лидеров, облаченных в пуленепробиваемую харизму, не породило организаций, объявивших священную войну всем и уж, конечно, в особенности друг другу за право курировать нетленные мощи ортодоксии, наконец не подвело под эту несуществующую ортодоксию никакой специальной хипповской философии, идеологии или религии. Вместо идеологии с самого начала были заземлены идеалы, формирующиеся достаточно просто - мир и любовь".

Действительно, "Систему" нельзя определить ни как организацию или партию, ни как общину или политическое (идейное, религиозное) движение. А как ее определить?

Вне общества.

Существует способ определения сообщества через его место в социальной структуре. Что касается "Системы", то ее типичный представитель находится в промежутке между позициями социальной структуры. Скажем, один "олдовый пипл" из Пскова так говорит о себе:

" На счет работы: я работал на многих предприятиях, но понимал, что это не мое... Есть одна работа, на которую я хочу попасть, она - моя.

Это - археология. Там я мог бы работать даже бесплатно".(ЛенТВ, передача" Взгляд ",25 февраля 1987г.)

Характерно, что он, с одной стороны, рабочий на заводе (это место, которое отвело ему общество), но сам он себя с этим статусом не идентифицирует: " Это не мое". С другой стороны, он считает " своим" делом археологию, но такое самоопределение не санкционировано обществом. Соответственно этот "пипл" оказывается в неопределенном положении и в отношении норм трудовой деятельности, ведь нормы связаны со статусом. В общем, типичный пример лиминальной личности, "подвешенной" между позиций.

В "Системе" к кому не подойди, такой же промежуточный считает себя художником, среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства). Здесь таких большинство. Статус в собственных глазах не совпадает со статусом в глазах общества. Принимаемые нормы и ценности иные, нежели предписанные обществом. Система, объединяющая таких людей, оказывается в результате сообществом, находящимся в промежутках социальной структуры, вне ее. Процитируем еще раз упоминавшегося уже Мадисона, раз уж он сам взял на себя роль хипповского историографа и теоретика: " Хиппизм, заявляет он, не вступает во взаимоотношения с конституцией, его неуправляемые владения начинаются там, где нет и в помине границ государственных. Эти владения повсюду, где горит огонь творящей независимости".

Все без исключения "пиплы" настаивают на своей непринадлежности к обществу, или иначе - независимости. Это - важная черта "Системного" самосознания. В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к "лиминальным сообществам ",то есть возникающим и существующим в промежуточных областях социальных структур (от лат."лимен"-порог). Здесь собираются "лиминальные" личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.

Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В. Тернера,Т. Парсонса,Л. Фойера.