Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что относится к литературе. Что такое «литература

Что относится к литературе. Что такое «литература

Единого определения того, что такоелитература не существует. В широком понимании литература – это все, что написано, т.е. все то, что противопоставляется устному народному творчеству, или фольклору . В узком понимании литературу определяют как совокупность художественных текстов. Эти тексты называют литературными произведениями. Художественные тексты могут быть как прозаическими, так и стихотворными.

Художественная литература

До сих пор нет однозначного определения того, что такое художественность. В разные эпохи под художественными понимались разные тексты. Например, в 1 веке нашей эры письма Плиния младшего, во времена А.С. Пушкина дружеские письма считались произведениями художественной литературы. В настоящее время письмо (эпистолярный жанр) трудно назвать художественным.

Художественная литература считается особой формой общественного сознания, равно как и музыка, изобразительное искусство, скульптура и другие формы искусства. Художественная литература – это форма отражения окружающей действительности человеческим сознанием. Посредством художественной литературы писатели и поэты познают окружающий мир и человека в нем. Любое литературное произведение – это творческое исследование той или иной проблемы. Предметом литературы является окружающая действительность в ее восприятии сознанием человека определенной национальной культуры. Писатель, поэт в особой творческой форме исследует определенное явление окружающей действительности и умозрительно, практически на интуитивном уровне пытается найти ответы на многие вопросы. Большинство литературных произведений в образной форме вскрывает сущность противоречий, возникающих в сознании человека, живущего в этом мире.

Смысл литературного произведения

Главное в литературе не то, что хотел сказать автор, а то, что сказалось в авторском тексте. Ценность литературного произведения определяется количеством смыслов, которые возможно извлечь из литературного текста. Задача читателя и исследователя – научиться видеть и извлекать эти смыслы. Только в этом случае чтение литературного произведения станет полноценным.

Определение термина "Литература"

Сказать что такое литература, можно только на основании широкого изучения человеческой истории. Не следует думать, что под этим словом разумеется какое-то единое, раз навсегда определённое явление. История человеческой культуры показывает, что то, что мы называем литературой, возникло из таких явлений, которые, с нашей современной точки зрения, на литературу едва похожи. Эти явления развивались и изменялись по мере того, как развивалась и изменялась форма человеческого существования. Примитивная песенка первобытного человека, иногда представлявшая собой мало осмысленный подбор звуков в такт трудовому процессу, уже является корнем литературы и из неё развиваются музыка и поэзия. Игры и хороводы у древних народов, сопровождавшие их празднества, связанные то с началом или концом полевых работ, то с войной или охотой, то с семейными событиями вроде свадьбы или похорон, являются одновременно и началом литературы и началом культа(религии). Только при историческом изучении жизни человеческого общества раскрывается, чем была литература в разные времена. Каждый век имеет своё определение литературы. Литература относится к словесной деятельности человека. Язык или речь есть способ передачи от человека к человеку мысли. Чтобы сохранить речь, её записывают, печатают, заучивают. Это уже будет литературное произведение. Литературные произведения, взятые вместе, образуют литературу.

Литература – это искусство слова, один из основных видов искусства. Этим термином обозначают любые произведения человеческой мысли, зафиксированные в письменном виде. Поэтому выделяют литературу техническую, научную, справочную, художественную, публицистическую, документальную, мемуарную, учебную. В привычном и вместе с тем более строгом смысле литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т.п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире.

Литература - произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 в. - "изящная словесность"). В этом значении литература - явление искусства ("искусство слова"), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.

Материальный носитель образности в литературе - речь - позволяет ей необычайно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в т. ч. внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях (монолог и диалог).

Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка, приемов композиции. Существуют виды письменных произведений, смыкающиеся с художественной литературой, - мемуарная, эпистолярная, документальная литература. Древнейшие произведения писались в стихах, проза - относительно более поздняя область художественной литературы. Только в 18-19 вв. эти две области сравнялись по значению. Для 20 в. характерны связи художественной литературы с другими преимущественно новыми видами искусства - кино, радио, телевидением. Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменует важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры.

Литература изучается филологией, по преимуществу литературоведением.

Литература это один из основных видов искусства - искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.

Термин литература

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).

Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности - в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.

Синкретический характер ранних литературных памятников (см. ) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций - Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. - образует своего рода фундамент мировой литературы.

История литературы

Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле - как письменная форма искусства слова - формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом - не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» - литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.

Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».

В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка , который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно - в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

Форма литературы

Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону - определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.

Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.

Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, - слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.

С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, - всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).

Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции - общения, созидания и познания - равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности - переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.

Место литературы

Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она - наиболее идеологическое из всех искусств.

Литературные, образы

Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении , уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).

Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.

Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.

Совокупность литературных произведений , созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу ; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.

Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) - поэзию и прозу, а также на три рода - эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей - характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.

Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, - идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.

Литературное произведение

Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний - мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).

Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» - реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание - действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз , которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь - чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. ).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura - написанное и от littera, что в переводе означает - буква.

На этом уроке мы узнаем, что несёт за собой понятие «литература».

«Ну что за удовольствие от книжки,
в которой нет ни разговоров, ни картинок?»
«Алиса в стране чудес»
Л. Кэрролл

Тема: Введение

Урок: Что такое литература

Несколько слов о том, что представляет собой курс «Литература» и о том, как им пользоваться. Этот курс состоит не из отдельных уроков, а из уроков, представляющих собой систему, связанных друг с другом элементов, общих понятий. Для этого присутствует общий словарь, существуют в каждом уроке ссылки и на тексты, и на место их размещения в сети и системой навигации, которая позволяет от одного урока вернуться к другому, получить необходимые справки, получить в сжатом виде конспект с планом и тезисами урока, также получить списки дополнительной литературы к уроку и задания к этому уроку. Это сообщение должно постоянно присутствовать в нашем подсознании, потому что от любого из уроков, на который Вы зашли случайно, у Вас должна быть возможность перейти к другому уроку через словарь, через конспект, через задания или через любую другую ссылку, которую Вы увидите.

Ответ «литература - это книжки» - правильный, но не совсем точный. Если заглянуть в словарь и поискать там слово «литература», мы увидим разные и противоречивые ответы. Самый толковый ответ есть в школьном этимологическом словаре. Там сказано, что слово «литература» возникла в XVIII веке и в её основе лежит латинский корень litera - это глиняное, каменное или металлическое изображение буквы, которое служило для печати. Понятие «литература» появилось, когда вышли уже печатные книги. Оно распространилось в XIX веке, а до России дошло в XX веке. До этого употреблялось понятие «словесность», что ярко подчёркивало значение литературы. Также использовали другое слово - беллетристика (французское происхождение), понятие, относящееся к художественной литературе. Этот термин не несёт того глубокого смысла, как словесность или литература. Беллетристика - это чтение для свободного времени. Это чтение, которое дополняет и существенно важного для жизни не даёт.

Появившись в XX веке и распространившись, термин «литература» так и не получил чёткого определения в словарях. Чаще всего в словарях и энциклопедиях можно встретить такое определение литературы: «всё то, что написано и имеет общественное значение». Но что касается общественного значения, то возникает некоторое недоразумение, поскольку такое значение может быть разным. Предположим, молодой человек пишет на асфальте: «Маша, я тебя люблю». Для этого молодого человека и для Маши - это, несомненно, литература, для всех остальных - на их усмотрение. Они могут считать это литературой, а могут и не считать. Можно встретить другого рода тексты, написанные на заборах, на асфальте, также тексты, записанные в электронных сообщениях, наконец, слова, записанные в нашей памяти.

Литература это или нет?

Определение «литературы», которое мы находим в книжках или в словарях, смущает нас тем, что в нём не соблюдается главное правило, то правило, которое чётко соблюдается в математике, физике, химии, биологии, правило тождества. Так вот, чёткого определения литературы, как например, что такое математика, биология или физика, не существует. Литературой, как мы выясняем, каждый называет что-то своё. Литература - это то, что с картинками и где есть разговоры, или же, наоборот, то, что совершенно без картинок и нет никаких разговоров. Каждый определяет это сам.

Кроме слова «литература», мы должны обратиться к явлению, называемого литературой, так как значение слова и явления не всегда совпадает. Слово «литература» было совершенно не понятно для того человека, который предшествовал появлению этих самых литер. Это тот человек, который существовал до литературы, ещё раннее, чем десять тысяч лет назад. Именно в те года люди начали передавать при помощи слов, при помощи речи те вещи, те мысли, те чувства, которые позволяли им договориться и вместе осваивать мир. Охотиться на зверей, воевать с врагами, дружить и передавать опыт от одного поколения к другому. Первые книги появились в тот момент, когда не существовало другого материала для их изготовления, кроме камня. Неандерталец, который держит камень в руках, в сущности держит тот материал, из которого появились первые книги. Это были каменные скрижали.

Высекать на них тексты было необыкновенно трудно. Это могли позволить себе только цари, вожди, колдуны, священнослужители. Поэтому книга, сама по себе, оказывалась священным предметом, который приблизительно в XIII веке до н. э., когда жил царь Моисей, послужил для возникновения первой книги - Библии.

Судя по всему то, что начинает Библию, и есть первым текстом, который свидетельствует о появлении литературы. Здесь сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Если бы сказочная Алиса прочитала эти слова, то она смогла бы оживить в своём воображении те разговоры и картинки, которые хотел передать Моисей. Но дальше, рассказывая о происхождении мира, Моисей всё время, как раз о том, о чём мечтала Алиса, говорит: «И увидел Бог, что это хорошо». И дальше самая первая книга, которая существует в истории нашей цивилизации, начинается с благословения. То, что несла в себе Библия, было благословением. Всевышний Господь Бог благословил всё существующее. Вот первая книга, которая являлась священной, воспринималась как благословение Всевышнего. Так возникла литература и она существовала лишь в устной форме. В течении нескольких тысячелетий люди наизусть помнили каждое слово, существующее в Библии.

Рис. 7. Библия на пергаменте

Письмо было изобретено гораздо позже, и надписи, высеченные на камне, были перенесены на пергамент. На пергаменте были написаны книги, возникшие уже на втором этапе появления литературы. Если XIII век до н. э. мы можем считать временем возникновения литературы, то литература в современном её понимании появляется уже в I веке н. э. Появляется она в тот самый момент, когда другой библейский автор (автор уже другой части Библии - Нового завета) , Иоанн Богослов, в своём Евангелие (Евангелие - благая весть) начинает со слов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Совершенно очевидно, что слово начинает отделяться от того предмета, которое оно выражает. Во всяком случае, Иоанн уже понимает, что между словом и тем предметом, которое оно выражает, есть некоторая дистанция. Довольно точно датируется этот момент - между 85 и 95 годами нашей эры - момент начала второго этапа возникновения современной литературы.

Слово и вещь, которое это слово выражает, начинают мыслиться отдельно друг от друга. Книга начинает жить своей жизнью. Вокруг Евангелия и вокруг всех книг Нового завета начинаются ожесточённые споры, какие из них правильные, а какие еретические. Четыре образцовых признака Евангелия и ещё большое количество Евангелий непризнанных, те, по поводу которых учёные и богословы спорят и никак не могут смириться с тем, что некоторые неканонические, непризнанные церкви Евангелия, являются исторически более точными и более правдоподобными. Но это уже другое отношение к литературе и это уже другая литература, которая существует в рукописном виде.

Третий этап связанный с появлением книгопечатанием. Благодаря тому, что появились книжки, доступные маленьким деткам, нам с вами, литература становится не уделом избранных царей, которые могут себе позволить каменные скрижали и не уделом отдельных мудрецов, которые способны на очень дорогом пергаменте очень дорогим способом записывать какие-то тексты. Книга становится массовой и она начинает издаваться сотнями, тысячами, десятками тысяч, а потом и миллионными экземплярами. И вот когда появляется массовая книжка, вместе с ней меняется смысл того, что мы вкладываем в понятие «литература». Литература - это то, по поводу чего мы с вами можем спорить, соглашаться или возражать. Книжка - это то, что является не священным атрибутом, а заурядным, привычным явлением нашей жизни.

Четвертый этап начинается тогда, когда на смену бумажной книги приходит электронная книга. Это тот этап, который мы сейчас переживаем, на наших глазах осуществляется сдвиг истории и всей мировой культуры. Люди переходят с бумажных на электронные носители информации. Это значит, что книга перестала носить на себе отпечаток святости, сохранившейся со времён каменных скрижалей, пергамента, книгопечатания. Каждый человек, пользующийся интернетом, чувствует себя в рамках равной степени и читателем, и автором. Это сокрушительное падение авторитета слова, при котором печатное слово перестало быть источником истины, привело к тому, что современный человек к литературе относится приблизительно также, как к ней относился человек эпохи Неолита десять тысяч лет назад. Но у современного человека есть это право, право покушаться на авторитет книги, право сомневаться, что книга несёт в себе окончательное и бесповоротное изложение истины.

Мы видим четыре этапа развития литературы, от момента её возникновения, в XIII веке до н. э., когда каменная книга служила основанием для устной книги. Мы видим второй этап, возникший в I веке, когда культура книги каменной священной, которая передаётся устным путём, заменилась на книгу, переписываемую от руки на пергаменте. Мы видим третий этап, когда в XV-XVI веке распространилось книгопечатание, и книга на бумаге стала доступной всем. Четвёртый этап, который рождается на наших глазах, когда на смену каменной, пергаментной, печатной приходит электронная книга. И всё это охватывает самые разные явления. Каменные скрижали вы увидите на картинках в интернете, тексты каменных скрижалей расшифровываются и выкладываются в открытом доступе. В течение тысячелетий эти священные книги были уделом мудрецов. Сегодня одним нажатием кнопки вы становитесь обладателем знаний, которые были доступны только избранным людям в прошлые времена.

Это позволяет говорить о том, что мы не нашли в книжках определения слова «литература». И это гораздо важнее и интереснее, чем если бы мы лёгким нажатием кнопки нашли точное исчерпывающее определение литературы. Мы с вами занимаемся литературой живой, которая продолжает развиваться, которая меняется на наших глазах.

Домашнее задание сводится к тому, что Вы должны прочитать последние четыре строчки стихотворения «Пророк» А. С. Пушкина, записать на видео или на аудиофайл, который Вы пришлёте нам. И в нескольких строчках, может в двух-трёх предложениях, напишите, какой смысл Вы вкладываете в эти четыре строчки. Дело в том, что у Пушкина есть два самых разных и принципиально противоположных толкований Господь мог благословить пророка, отправив его проповедовать, но Господь мог и наложить проклятие на пророка, отправляя его проповедовать. И если же господь благословляет пророка, он вселяет в него душу, радость, а если Господь проклинает его, он вселяет в него горе. Вот два варианта концовки, которые мы могли бы предложить, но у Вас могут и должны быть свои собственные варианты, собственные прочтения Пушкина. Как понимаете Вы финал Пушкинского пророка. Те из вас, кто пришлёт нам самые интересные, лучшие видеофайлы, будут приглашены в студию и примут участия в наших будущих видеоуроках.

Итак, первое слово, которое мы с вами попытались объяснить для того, чтобы научиться понимать смысл нашего предмета, оказалось необычайно интересным и полезным, так как мы не нашли чёткого и определённого толкования. Но мы нашли что-то другое, возможность не столько изучать литературу, а сколько её осваивать, переживать заново, мы получили возможность добавлять разговоры и картинки в те мёртвые камни, какими для нас становится литература в наши дни.

Мы приходим к выводу о том, что литература - это способ речевого оформления взаимодействия людей. То есть, дальше мы будем не изучать литературу, а осваивать её.

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008 год.

2. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011 год.

3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2012 год.

1. Что такое литература?

2. Какими терминами заменялось понятие «литература»?

3. Опишите этапы развития литературы.

4. * Поразмышляйте над тем, каким будет дальнейшее развитие литературы.



Литература

Литерату́ра

сущ. , ж. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? литерату́ры , чему? литерату́ре , (вижу) что? литерату́ру , чем? литерату́рой , о чём? о литерату́ре ; мн. что? литерату́ры , (нет) чего? литерату́р , чему? литерату́рам , (вижу) что? литерату́ры , чем? литерату́рами , о чём? о литерату́рах

1. Литература - это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.

Мировая литература. | Литература народов России. | История литературы. | Древнерусская литература. | Античная литература, литература древних греков и римлян образует особую ступень в развитии мировой литературы.

2. Литература - это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык.

Произведение литературы. | Заниматься литературой. | Художественная литература. | Документальная литература. | По сравнению с музыкой в литературе большую роль играет сюжетное построение произведения.

3. Литература - это совокупность печатных произведений, посвящённых проблемам какой-либо науки, отрасли знаний, тем или иным специальным вопросам.

Техническая литература. | Список специальной литературы. | Литература по истории. | Вопросу сохранения экологических систем посвящена обширная литература | Настоящий специалист не может не следить за новой научной литературой по своей специальности

4. Литература - это один из предметов, входящих в школьную программу.

Двойка по литературе. | Прогулять литературу.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "литература" в других словарях:

    Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия

    Это управляемое сновидение. Хорхе Луис Борхес Литература это новости, которые не устаревают. Эзра Паунд В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд Правду сказать, мы знаем… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (фр. litterature, от littera буква). Словесность, письменность, совокупность письменных и устных памятников слова, принадлежащих известному народу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТЕРАТУРА вообще… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (латинское lit(t)eratura, буквально написанное), произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературу… … Современная энциклопедия

    ЛИТЕРАТУРА, литературы, жен. (лат. litteratura). 1. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    Письменность, словесность, печать, пресса, беллетристика, журналистика. ... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. литература письменность, словесность, печать, пресса,… … Словарь синонимов

    литература - ы, ж. littérature <лат. litteratura. 1. Письменность. 20 е гг. 18 в. Бирж. 161. Письменность. Даль. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Словесность, письменность. Литераторъ писатель, словесникъ. Ср. Литература служитъ воплощеніемъ всѣхъ духовныхъ силъ страны, и ежели ея нѣтъ, то это значитъ, что духовныя силы находятся въ отсутствіи или лежатъ глубоко подъ спудомъ. Салтыковъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    литература - ЛИТЕРАТУРА, беллетристика, устар. словесность, разг., пренебр. чтиво ЛИТЕРАТУРНЫЙ, писательский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ЛИТЕРАТУРА, ы, жен. 1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л. 2. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза,… … Толковый словарь Ожегова

    Литература. H.J. Raymond, Life and public services of Abraham L. (Нью Йорк, 1864); J. G. Holland, Life of A. L. (Springfield, 1865);Corsby, Das Leben A. L s (Филадельфия, 1861); W. H. Lamon, LHfe of A.L. (Бостон, 1872); Jouault, A. L., sa… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Литература , . Учебник содержит материалы по русской литературе конца XVIII - XX веков. Подробно рассматривается творчество крупнейших писателей этого периода, приводятся анализы наиболее значительных…