Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сценарий концерта - лекции в школе искусств "картины природы в поэзии, музыке, живописи". Образы природы в искусстве

Сценарий концерта - лекции в школе искусств "картины природы в поэзии, музыке, живописи". Образы природы в искусстве

Внеклассное занятие по теме «Искусство» для учащихся 6-7 классов.

Литературная гостиная «Осенний Вернисаж», 6-7 класс

Материалы могут быть использованы в составлении разных проектов с осенней или зимней тематикой учителями, детьми, родителями.
Цель: Формирование эстетического вкуса учащихся.
Задачи:
1. Продолжить работу над выразительным чтением и навыком аудирования.
2. Способствовать возрастанию в детях любви к родной природе.
3. Продолжить работу над формированием классного коллектива

Ход встречи

Ведущий: «Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,
Только художник на всем чует прекрасного след.»

Эти слова принадлежат нашему великому поэту Афанасию Афанасиевичу Фету.
Кто же такой художник и что такое искусство?
Мы сегодня попытаемся лишь прикоснуться к этому важному в жизни человека вопросу.
Искусство - это “образ” - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. Когда мы говорим: «искусство» - всегда имеем в виду уникальность, неповторимость. И когда мы вошли в этот зал, то сразу увидели эту неповторимость, которая смотрит на нас с полотен художников. Да, это всего лишь репродукции, но даже в них заметна удивительная особенность манеры письма, особенность самих образов, художником запечатленных. Мы смогли догадаться, что есть общая для всех этих картин тема – это тема «Осени». Осень - самая утонченная, нежная и в тоже время, полная мудрости пора. Именно поэтому она так сильно привлекала к себе внимание художников, композиторов, поэтов- всех тех, кто творит истинное искусство.
И сегодня мы не только увидим, но и услышим, как многогранно в нашем русском искусстве звучит тема «Осени».

Чтец 1:
Осень (1842)
Как грустный взгляд, люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу -
На небо белое гляжу
Да на верхушки темных сосен.
Люблю, кусая кислый лист,
С улыбкой развалясь ленивой,
Мечтой заняться прихотливой
Да слушать дятлов тонкий свист.
Трава завяла вся... холодный,
Спокойный блеск разлит по ней...
И грусти тихой и свободной
Я предаюсь душою всей...
Чего не вспомню я? Какие
Меня мечты не посетят?
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
(И.Тургенев)

Ведущий: Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь, все переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении. Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в стихах об осени, подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии.
Когда все вокруг так наполнено поэзией, то ты сам в себе вдруг открываешь поэта. Наши девочки: Ира и Аня прочтут вам свои стихи об осени, которые были навеяны им этим сентябрем.

Чтец 2:
Листва шуршала
И тихо на ушко мне что-то шептала:
- Хочу поведать тайну я.
Ты думаешь шуршит листва?
Нет, я царица-осень.
Царица листьев и грибов,
Дождя и солнца и ветров.
Дам радуги-дуги кусок
И приготовлю кузовок
Для урожая нового.
(Кузьмина Анна, 7кл.)

Чтец3:
О чем шепчут листья в лесу?
Не известно про то никому.
«шу-шу-шу»-
Не пойму, нет, никак не пойму.
Ну, а если музыка в сердце твоем,
И стихи не слетают ни ночью, ни днем?
Эти листья откроют вдруг тайну небес,
И про мир нашуршат, где так много чудес.
Постучится Господь: «Тук-тук-тук,
В эту осень открой мне, пожалуйста, друг
в сердце дверь».
(Комлева Ирина, 7кл)

Ведущий: Звучат стихи, но как будто чего-то не хватает, и ты понимаешь, что не хватает музыки. Когда рядом близкие люди, когда в руках гитара, то музыка, уже звучащая в сердцах, становится слышна всем.

Звучит песня «Солнца не будет жди – не жди»

Ведущий: Я задала себе вопрос, а бардовская песня имеет ли право относиться к искусству? Может быть, оно не такое тонкое и изящное? А может быть это этюд, набросок к тому, чтобы родилось что-то высокое, сильное, завораживающее, как в тех картинах, репродукции которых мы видели.
Так хочется на минуту вернутся к ним, потому что каждый из нас особенно отметил для себя из множества какой-то один пейзаж, почему-то именно он показался понятным и близким.
Мы сейчас будем передавать вот это яблоко по нашему кругу и делиться, почему именно та или иная картина более других созвучна каждому из нас. Передавая яблоко, мы произносим фразу: картина
(называем художника и название) созвучна мне, потому что…

Идет игра

Ведущий: Да, мы увидели знакомые места, мы почувствовали особую тайну и притягательность осени: опадающих листьев, нежных солнечных дней бабьего лета, осеннего дождя в пасмурной дымке неба поздней осени. А сейчас всё это мы услышим отрывок из фортепианного цикла Петра Чайковского «Октябрь», в исполнении учителя музыки..

Ведущий: Красиво, торжественно. И в тоже время особая таинственная грусть остается после прослушивания этой удивительной пьесы.
Осень- это особая пора тайн, загадок. Но стоит присмотреться, прислушаться, и ты сам вдруг станешь участником этого великого торжества Осени.

Чтец 4
Падая в травушку солнечным днем?
Нежностью лета и свежестью мыслей,
Пряностью звездной, луны серебром
С липовым вкусом, слегка сладковатым,
Терпкостью клена и вязью дубов…
Радугой летних рассветов, закатов
В них отражается солнца Любовь…
Чтец 5
Знаешь, как пахнут осенние листья,
Если их дождик смочил сентября?
Запахом тайны и вечностью истин -
Всем, что дарует Праматерь-Земля,
Будто готовится к длительной спячке
И укрывается шалью-листвой…
Дождик обильно польет её, значит,
Выпьет Земля пред зимою настой…
Чтец 6
Знаешь, в Природе есть множество нитей,
Связанных крепко в единый узор,
Но в че
реде этих ярких событий
Осень по-своему радует взор.
Выйди на улицу в вечер осенний,
Тот аромат полной грудью вдохни
И до поры долгожданной весенней
Где-то в душе сохрани эти дни…
Елена Ольховик

Ведущий: А еще наш внимательный русский народ подмечал приметы осенних месяцев, давайте заглянем за спинку нашего стула и узнаем, какая же осень в представлении наших предков.

Приметы осени

Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.
В ноябре солнце сквозь слезы и "белых мух" улыбается
27 сентября - Воздвиженье, третья встреча осени. Первые зазимки. На Воздвиженье первая барыня - капуста (срубают капусту).
4 ноября - Казанская. До Казанской - не зима, с Казанской - не осень. Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит.
28 сентября - гусепролет, гусарь. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.
Сентябрь - хмурень
В октябре зима со бела гнезда снимается, к мужику в гости наряжается: " Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем".
Октябрь - грязник
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся
Ноябрь - листогной

Ведущий: Да, искусство поистине многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека...

Лекция-концерт "Весна" (из цикла "Времена года в искусстве")

Гаснет свет. Под музыку 1 части скрипичного концерта А.Вивальди «Весна» идет демонстрация слайдов. (3 мин. 30 сек.). Зажигается свет.

Добрый вечер, дорогие друзья, юные музыканты, уважаемые взрослые, наши гости! Летом и осенью, зимой и весной, прекрасна, многолика и неповторима наша природа. Во все времена она служила неисчерпаемым источником вдохновения писателям и поэтам, художникам и композиторам... И сегодня наша встреча в цикле «Времена года в искусстве» посвящена замечательной поре - весне. Вот уже в последние дни этого времени года мы будем слушать музыку, стихи и романсы, посвященные весне.
По традиции нашу встречу мы начали со скрипичного концерта итальянского композитора 18 века Антонио Вивальди. Только что вы слышали фрагменты из его концерта «Весна ». Образы весенней природы возбуждали фантазии многих художников. И сейчас вы видели репродукции картин русских художников 19 века: Шишкина, Васильева, Репина, Айвазовского... И я думаю, что вы, конечно же, сразу узнали картину пейзажиста Алексея Саврасова «Грачи прилетели ».

В народе весну встречают с прилетом грачей. В народе говорят:
Грач на горе - весна во дворе.
И еще: Увидал грача - весну встречай.

? Скажите-ка, ребята, а с какого месяца начинается весна?
Правильно весна начинается с марта. Возможно, именно поэтому первый день этого месяца - 1 марта, в древней Руси называли новичком.
? А знаете ли вы, ребята, что с 1 марта, а точнее Мартуса, в старину в некоторых странах отмечали Новый Год?
Да-да, не удивляйтесь. Первоначально и на Руси март был новогодним месяцем. Может быть потому, что март - хранитель вечного чуда обновления природы. Это пора, когда природа просыпается после долгой зимней спячки, когда все кругом пробуждается и обновляется. А в некоторых странах до сих пор в марте встречают Новый год. В мусульманских странах, вы знаете, этот праздник называется Новруз.
Именно в мартовский Новый Год появился старинный обычай прыгать через костер. Вот через такой костер и прыгнула Снегурочка из хорошо известной всем весенней сказки. Этот обычай русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков воспроизвел в своей опере - весенней сказке, которая так и называется - «Снегурочка». Растаяла Снегурочка - и нет больше зимы.
Обычно весна не очень-то торопится прийти к нам. И в марте она все еще борется с холодами да вьюгами. И чтобы весна пришла поскорей, раньше был такой обычай -зазывать весну на Русь.
«Весна, весна красная! Приди весна с радостью!» - так пелось в старинных песнях. А еще не так давно украинские и белорусские ребятишки звали приход весны - кликали весну, и пели песенки, которые называют веснянками. А в наше время веснянками называют вообще песни о весне.
№1. Послушайте и вы «Веснянку» на украинском языке в исполнении нашими преподавателями.

В старину люди верили, что весну приносят на своих крыльях птицы. И очень ждали дня 22 марта, когда по приметам вместе с птицами прилетает весна. В этот день, его еще называют «Сороки», бабушки пекли из теста булочки в виде птичек-жаворонков. А ребятишки выбегали с этими печеными птичками на сугробы и кричали:
Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам!
Принесите нам весну - красну!
Зима надоела, весь хлеб поела!
Сейчас этот обряд уже очень редко можно встретить в деревнях и он превратился просто в детскую забаву. Однако на «сороки», т.е. 22 марта, действительно можно услышать пение полевого жаворонка. Журчит жаворонок, переливается, сверлит высь неба. А попробуйте-ка разыскать этого маленького солиста - ни за что не увидать. За свои солнечные гимны жаворонок, эта птичка-невеличка, считается на Руси символом Родины. В народе говорят: жаворонок весну благословил.
Этой птичке посвящено немало стихотворений. Русский композитор М.И. Глинка создал известный романс на стихи Кукольника. Романс этот так и называется ¬ «Жаворонок». Такое же название носит пьеса русского композитора П.И.Чайковского из уже знакомого всем вам фортепианного цикла «Времена года», и посвящена она месяцу марту. А пьеса из другого, тоже известного вам цикла, из «Детского альбома» Чайковского, называется «Песня жаворонка»
№2. Чайковский, «Детский альбом», «Песня жаворонка».

У месяца марта много поэтических названий:
март-зимобор - зиму забирает
март-новичок - кругом природа обновляется
март-протальник - в честь того, что появляются первые проталины.

? И еще одно название, ну-ка, ребята, догадайтесь, почему март называют капельником?
Правильно, солнышко пригревает, сосульки тают и начинается капель. В народе говорят: февраль силен метелью, а март - капелью.
Наши отечественные композиторы В.Белецкий и Н.Розанова создали цикл пьес для балалайки и фортепиано, посвященных весне. Каждая пьеса этого цикла - это своего рода картинка весенней природы. Здесь можно услышать и шуршание льда на реке, и чириканье воробья, и звон весенней капели... Каждая пьеса цикла предваряется небольшим предисловием, которое вам подскажет, какое настроение передается в песне - картине.
№3. Послушайте пьесу «Колыбельная» , в которой композиторы Белецкий и Розанова передают звон весенней капели.
№4. «Весна» - так называется еще одна пьеса - картина из цикла В.Белецкого и Н.РозановоЙ. Послушаем ее.
№5. В старину люди наблюдали, что через 20 дней после прилета грачей начинается ледоход. Послушайте еще одну пьесу-картинку, которая так и называется - «Ледоход» .

? Ребята! А как называется первый весенний цветок, он первым показывается из под снега?
Да это подснежник.
В Молдавии в течение первых десяти мартовских дней отмечают замечательный праздник - праздник весны и искусства. А происхождение этого праздника имеет свою легенду. Послушайте ее:
Злой дух хотел похитить красавицу-весну. Но отважный витязь вступил в борьбу с ним. И победил! На том месте, где проливалась кровь смельчака, расцвел подснежник.
Голубенький чистый подснежник - цветок.
А подле - сквозистый последний снежок.

Эти поэтические строки Майкова П.И.Чайковский взял эпиграфом к пьесе из цикла «Времена года», которая называется «Подснежник».
№6. Послушайте ее в переложении для флейты и фортепиано. Итак, Чайковский, «Времена года», «Подснежник» .
Второй месяц весны древние римляне нарекали словом «апрелис», что означало «раскрывать» - так как в этом месяце на некоторых деревьях распускаются почки. Еще апрель называют «цветнем» - по началу цветения растений. За первые яркие весенние краски в Белоруссии апрель называют «красавик).
За изменчивый характер - все таки в апреле погода еще неустойчивая - тепло то дело сменяют холода - апрель получил много народных прозвищ - он И «капризник», и «обманщик», «плут», «лукавец». А 1 апреля у нас традиционно день шуток и всяческих розыгрышей. В апреле куда ни кинь взгляд - везде вода. А отсюда и новые имена для этого месяца - водолей, снегогон, месяц живой воды. В народе говорят: апрель водою славен. Картину весеннего половодья передал в своем стихотворении «Весенние воды» Ф.И.Тютчев. А композитор с.В.Рахманинов создал знаменитый романс на эти стихи. Помните?
А воды уж весной шумят
Бегут и блещут и гласят
Весна идет, весна идет!
№7. Весенней поре посвящено немало романсов и песен. Теплое апрельское дыхание, журчание весенних ручейков и весеннее настроение переданы в песне «Весна» , авторами которой являются композитор Дубровин и поэт Суслов. Исполнит ее вокальное трио.
«Все весны дыханием согрето,
Все вокруг и любит и поет...», - писал Алексей Толстой.
Да, в апреле все вокруг поет - поют ручьи, слышны голоса птиц, в водоемах устраивают концерты лягушки. А в конце месяца можно услышать, как отсчитывает годы кукушка...
Весна - пора любви, и кажется, что душа тоже поет весеннюю песню. Радостно на душе, и хорошее настроение дарит нам сама природа.
№8. Послушайте «Весеннюю песню» немецкого композитора Феликса Мендельсона в исполнении на валторне.

«В душе моей ликует весна», - поется в известном романсе татарского композитора Рустема Яхина. Какова весенняя природа у нас, в Татарстане, нам всем хорошо известно. А вот в Армении весна теплее, чем у нас и приходит немного раньше. В Армении много гор. С вершин этих гор бурлящих потоком бежит вода, половодьем разливается в равнинах. И все кругом оживает и дышит свежестью.
№9. Послушайте произведение армянского композитора Комитаса. Называется оно «Весна» . Исполняет инструментальное трио.

Последний месяц весны - май - у всех народов любимец. На Руси он издавна олицетворял витязя Победоносца, приносящего радость.
В мае природа ликует, утверждая силу ее жизни, ее величие, вечность и красоту. Земля одевает свой лучший наряд и это отражено в древнем названии месяца - травень, травный. Он же - цветень, удивляет нас волшебными своими красками. «Первые листочки», «Яблони в цвету» - эти и еще многие другие названия музыкальных произведений говорят о том, что тема майских красок, весенней акварели, необычайно популярна у композиторов.
№10. А сейчас вам предстоит услышать импровизацию на тему весенней акварели .

Действительно, ярки майские краски и даже ночи весной становятся короче, как будто красавица-природа, желая еще дольше показать свою цветущую красоту, сокращает майские ночи. А в Петербурге майские ночи называют белыми, потому что в этом месяце в городе на Неве почти так же светло, как и днем. Белые ночи стали источником вдохновенья для многих" русских поэтов. Среди них - Полонский, Апухтин, Вяземский, Гумилев и многие другие. Белые ночи нашли отражение в цикле «Времена года» Чайковского. Пьеса, посвященная месяцу маю называется «Белые ночи».
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю тебя, родной полночный край.
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
№11. Послушайте «Белые ночи» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского

В народе май - время листвы и цветения - называют «зеленый шум». У Некрасова есть замечательные стихи, посвященные этой поре:
Идет-гудет зеленый шум
Зеленый шум, весенний шум.
Русский композитор С.В. Рахманинов создал на это стихотворение кантату под названием «Весна». Для маленьких слушателей я напомню, что кантата - это крупное произведение для певцов-солистов и хора с сопровождением музыкальных инструментов. В кантате «Весна» хор поет гимн весне, а оркестр передает весенний гомон, щебетание птиц, шум сосновых лесов, белой березоньки.
Да, красив весенний лес! А красавица - береза одевается в зеленый наряд очень быстро - всего за одну ночь! А нежные зеленые огоньки листочки - похожи на севших на ветки мотыльков.
В старину в это время девушки в праздничных нарядах шли в лес. С песнями пригибали ветви молодых березок к земле, связывали их вершины, затем отпускали, и получалась зеленая березовая арка. Под березовыми арками пели песни, водили хороводы.
Береза - эта белокорая красавица с зелеными сережками - у всех любимица. А сколько песен посвящено ей! «Во поле береза стояла, «Ах ты, береза», «У нашей березы», и многие другие.
№12. Сейчас в исполнении ансамбля преподавателей отделения народных инструментов прозвучит старинный русский вальс «Березка»

А какое приволье в мае в садах! Молочным обливом красуются вишни, бело-розовым цветом благоухает яблоня, распустила душистые ветви черемуха. За ней спешат сирень и рябина...
«Один раз в год сады цветут», - поется в песне. И имя этой поре - месяц май - благодатное время сочных трав, цветущих садов и долгожданной теплыни. И в заключение нашего вечера послушайте
№13. произведение композитора Полонского «Цветущий май».

Май - весны венец. И уже совсем не за горами лето. И хотя в природе переход от весны к лету едва ли заметен, все равно, каждый из нас ждет – не дождется наступления лета - поры школьных каникул, отдыха и путешествий. Недаром в народе говорят: май - праздник, а июнь - счастье.
Дожидаясь этого поистине счастливого времени года, мы просим вас не забывать, что в цикле встреч, посвященных временам года в искусстве, нас ждет еще одна, посвященная лету. Следите за объявлениями и....
До встречи!

Сценарий Музыкально-поэтическая гостиная «Услышать музыку весны» Добрый день. Мы находимся с вами на фотовыставке Екатерины Рождественской - фотохудожника, переводчика, журналиста. Рождественская придумала свой первый фотопроект – «Частная коллекция» – тринадцать лет назад. С тех пор у нее было много проектов, более ста выставок в России и в других странах. Екатерина Рождественская дочь известного русского поэта Роберта Рождественского. Если сегодня кому-нибудь рассказать, что поэты - Рождественский, Вознесенский, Евтушенко - во второй половине ХХ века были ничуть не менее, а даже более популярны, чем эстрадные певцы, нам могут не поверить. Но ведь было именно так. Это поколение выступало на стадионах! В 2014 году Роберту Ивановичу Рождественскому исполнилось бы 82 года. Р.Рождественский Я жизнь люблю безбожно! Хоть знаю наперёд, Что рано или поздно Настанет мой черёд… Хочу, чтоб не поверили, узнав, друзья мои. Хочу, чтоб на мгновение Охрипли соловьи! Чтобы впадая в ярость, Весна по свету шла... Хочу, чтоб ты смеялась! И счастлива была.

Уже во всём чувствуется весна: в нехолодном ветерке, в ярких солнечных лучах, в щебетанье птиц, даже в улыбках и настроении окружающих людей. Весна – это пробуждение новых чувств, вдохновение, поэзия, лирика... Именно этой атмосферой будет пропитан наш концерт, который мы назвали «Услышать музыку весны». Пусть музыка и поэзия согреют ваши сердца весенним теплом и подарят минуты приобщения к красоте.

За февралём приходит март…

И хоть снегов не убывает,

Весна готовится на старт –

Так в полдень солнце пригревает!

Насыщеннее воздух стал,

Дни марта дышат новизною.

Как будто с чистого листа

Жизнь начинается весною.

1. В. Коровицын «Хорошее настроение» Деревья в сумраке туманном Спокойно спят, досматривая сны. Снежинки запоздавшие летят, Кружась в последнем зимнем танце…

2. А. Превен «В духе блюза»

Весна с улыбкой шлёт привет Проснувшейся природе. Всё после зимних бурь и бед Вздохнуло на свободе. 3. Э. Градески «Джазовая пьеса»

Она пока еще такая невесомая... Еле слышна в шуме большого города... Но скоро, очень скоро ее смогут услышать многие... В прикосновении легкого ветерка, в шелесте листвы, в песне птиц... И тогда мы услышим музыку Весны и увидим ее танец в солнечных лучах... Отражающихся в окнах домов...

Сорок птиц из-за моря на крыльях весну принесут,

Донесут – и рассыплют по снежным слепым перелескам.

И откликнется птицам несмелый подснежник в лесу,

И от робкого ветра качнётся в окне занавеска…

От хохлатки лиловой, от чуткой фиалки лесной,

От протяжных туманов и дымки зелёных озимых –

Веет хрупкой любовью, непереносимой весной,

Разве только на крыльях и переносимой.

4. Ю. Маевский «Вальс из прошлого» Что за музыку я слышу за окном? Всё растаяло, что было зимним сном… И весенним водопадом звон сосулек громко капал, Зазвучало, засмеялось, всё кругом Что за музыка на улице слышна? Это снова на дворе поёт весна! Птичьи трели засвистели, и капели зазвенели… Светлой музыкой вся улица полна. 5. В. Фоменко «Весенняя капель Все мы с нетерпением ждём пробуждения природы, чтобы опять обрести крылья для новых мечтаний… Хочется поскорей тёплого солнышка и цветов, цветов, цветов! Весна запела джаз любви Возвышенно, в мажорной гамме. Цветы от счастья расцвели Великолепным оригами. 6. К. Якобс-Бонд «Я люблю тебя нежно»

Весна освещает все вокруг своей милой и теплой улыбкой, и мы не устаём удивляться ее умению подчинить себе все живое, вовлекая в радостный и волшебный круговорот красок.

Солнце светит ярко-ярко,

Улыбаясь жарко-жарко!

И весёлые веснушки –

Озорные хохотушки

На щеках танцуют супер-джаз!

7. И. Бойко «Поиграем в буги-вуги» Магическая музыка весны...
Откуда возникает, как рождается?
Вливается волшебно в наши сны
В тот час, когда зима с весной встречается.

Чарующая музыка весны...
Ее, услышав, верится в пророчества.
И мы ответа ищем у луны,
Что в небе замерла от одиночества.

Как в сумерки красив весенний синий снег!

Стальные облака краснеют по краям…

Ты, время, не спеши, останови свой бег.

Из дальнего окна доносится рояль...

8. Р. Лавленд «Тайный сад»
У женщины должен быть лунный характер. И чтобы в ней вечно сквозила весна…. – написал поэт Игорь Северянин.

Ночь. Милонга. Танго. Пары.
Взгляд. Объятие. Шаги.
Мягкий свет. Вино. Бокалы.
Серьги. Платья. Каблуки.

Смех. Помады росчерк алый.
Блеск в глазах. Сомненья - прочь.
Снова взгляд - и снова в зале
Танго, музыка и ночь.

9. Х. М. Родригес танго «Кумпарсита»

Гармония, красота… все-таки как не хватает нам порой этого. Современный ритм жизни увлекает нас в стремительном потоке дней, складывающихся в годы, месяцы! И редко мы можем остановиться, чтобы насладиться прекрасным солнечным днем или чарующей музыкой.

10. Р. Клайдерман «Любовь»

Весна, определённо время перемен, и перемены обязательно должны быть хорошими. Ведь именно весной мы начинаем новую жизнь.

Весной возможно всё и даже немного больше…

Готов ли ты шагнуть за горизонт?

Преодолеть земное притяженье?

Раскрыв мечты своей блестящий зонт,

Постичь полёта дивное мгновенье?

Горизонталь плюс вертикаль равна кресту.

Непостижимы линии вселенной.

Иду я вверх по звёздному мосту,

Чтоб прикоснуться к знаньям сокровенным.

11. Э. Артемьев Музыка из к.ф. «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Была туманная луна,
И были нежные березы...
О март-апрель, какие слезы!
Во сне какие имена!

Туман весны, туман страстей,
Рассудка тайные угрозы...
О март-апрель, какие слезы -
Спросонья, словно у детей!..

Как корочку, хрустящий след
Жуют рассветные морозы...
О март-апрель, какие слезы!
О чем ты плачешь? Что с тобой?

12. А. Рыбников музыка к фильму «Тот самый Мюнхгаузен»

Весна и любовь – сколько общего в этих словах. А ведь смысл жизни – в любви. Вся музыка, литература и живопись – сама жизнь – об этом.


Р.Рождественский

Твердят: "В начале
было слово".
А я провозглашаю снова:
все начинается с любви!

Все начинается с любви:
и озаренье, и работа,
глаза цветов, глаза ребенка -
все начинается с любви.

Все начинается с любви.
С любви! Я это точно знаю.
Все, даже ненависть -
родная и вечная
сестра любви.

Все начинается с любви:
мечта и страх, вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг -
все начинается с любви.

Весна шепнет тебе: "Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься. И начнешься.

Все начинается с любви!

13 «Попурри на киномузыку А.Петрова»

Р.Рождественский

Весенний монолог

…Всё весеннее: намёки, и поступки,

и бездумные шаги по мостовой.

Всё весеннее: бульвары и простуды,

ветер, пахнущий вчерашнею травой.

…Всё торопится, шарахается, булькает.

Настигает. Остаётся позади…

Что-то будет. Непременно что-то будет.

Что-то главное должно произойти.

Желаем вам, чтобы этой весной у вас обязательно произошло что-то главное и непременно хорошее. До новых встреч!

Образы природы в искусстве

Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками, а пишут чувствами.

(Жан Батист Симеон Шарден)

Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью.

Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.

У вечности прекрасный календарь,
Оформленный и в злато, и в янтарь.
На нём снега и сонные долины,
И тихий вечер с песней соловьиной,
Цветущих вишен радостный полон
И пары, позабывшие про сон.

Колосьев спелых гордые поклоны,
И горсть зерна в мозолистых ладонях.
Краса лугов и леса изобилье
Иль ветки плеть, опущенной в бессильи.
С надеждою, что вновь всё повторится…
Листает время вечные страницы…

(Ю. Касилов)

Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами художника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков!

Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи.

В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой - один из путей познания божественной истины.

Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.

Интересно, что в европейской живописи пейзаж выделился в самостоятельный жанр и приобрёл популярность во время активного развития промышленности, когда всё больше людей переселялись в города. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.

Пейзажная живопись отражает чувства, настроения и передаёт их особенно тонко, со всеми оттенками и переходами. Этим пейзажный жанр напоминает лирическую поэзию. Поэтические образы природы воплощены и в музыке.

Слушание (1 – 11 слайды): Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент).

Иван Иванович Шишкин на своей картине «Зима» изобразил могущественные, величественные деревья в роскошном белоснежном убранстве.

В своих многочисленных пейзажах художник органично соединил большое с малым, могущественное с нежно-хрупким - то, что он сам часто замечал в природе родного края. Он тонко чувствовал красоту природы, любил её и воспевал в своём творчестве.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
Заметает пурга белый пух.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти…

(С. Есенин)

Белоснежной красавицей изобразил зиму Константин Фёдорович Юон.

Главный мотив картины - белый, пушистый снег. Снег! Какая это радость для детей! Снег - это весёлые развлечения, катание на лыжах, санках, коньках…

Зима негаданно-нежданно
Пришла на чёрные поля,
Ещё вчера была туманна
Дождём умытая земля.

(Е. Благинина)

Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли…
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!

К. Ф. Юон написал свою картину в сдержанной, почти ахроматической цветовой гамме… Он отдал предпочтение белому, светло-серому, нежно-жемчужному цветам. Такое живописное решение позволило художнику воссоздать в пейзаже мотивы зимнего снегопада.

Слушание (12 – 18 слайды): Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года».

Иное впечатление вызывает картина К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Кажется, что вся она будто пронизана солнцем, отчего снег сверкает ярким бело-розовым светом. Богатством цветовых сочетаний, яркостью красок картина приближается к живописи импрессионистов. Воздух в пейзаже насыщен голубизной, более всего заметной на фоне тёмных предметов: строений, леса. Тени - тоже синие. Это небо их окрасило. Ещё лежит снег, но он не скрипучий, январский, а влажный, рыхлый. Снег тает, осыпается с крыш на землю. Радуется теплу домашняя птица: петушок, курочки.

Исаак Ильич Левитан - выдающийся мастер лирического пейзажа. В своей живописи художник создал обобщённые образы природы родного края. Его пейзажи всегда наполнены поэзией.

Картина «Март» - одно из жизнеутверждающих произведений художника. В этом произведении И. Левитан трогательно показывает пробуждение земли, обновляющие её весенние силы.

Великий русский композитор П. И. Чайковский создал галерею образов природы, объединив их в цикле под названием «Времена года».

Слушание (19 – 20 слайды): Чайковский. «Март» из цикла «Времена года»

(А. Блок)

Картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» называют шедевром пейзажной живописи. Это - лирический образ национальной природы. Кисть художника воссоздала красоту родного края. Неспешно пробуждается от зимнего сна природа к новой жизни. Тает снег. Вода собирается в лужах, насыщая свежестью воздух, деревянные заборы, каменные стены церкви и колокольни, кору молодых берёзок. Суетятся, хлопочут птицы, строя гнёзда.

Слушание (21 - 22 слайды): Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года».

«В начале весны» - одно из известнейших пейзажных произведений Василия Николаевича Бакшеева. Художник создал обновлённый образ природы, захватывающий зрителя своей могущественной красотой.

«Голубая весна». Тонкий рисунок, светлый колорит картины ставят её в один ряд с лучшими произведениями мастеров пейзажного жанра.

Густой массой возвышаются светлые стволы берёз. Небо уже по-весеннему голубое, воздух - прозрачный и тёплый. Стройная направленность берёз вверх подчёркивает природную устремлённость деревьев к солнцу. Кажется, что слышны нежное дыхание ветра, звон весеннего ручейка, пение птиц.

Спасибо, кудесник-апрель!
Спасибо за звоны капели,
За пенье вернувшихся птиц.
Глаза у людей потеплели,
Всё больше приветливых лиц.
В сердцах и мечты, и желанья
Решительно гонят тревоги.
Зиме говорят: «До свиданья!
Нас ждут и дела, и дороги!»

(Ю. Касилов)

Как художник-пейзажист, мастер бытового жанра Василий Дмитриевич Поленов состоялся во время пребывания в Париже, где сошёлся с кружком А. П. Боголюбова, сплотившим талантливую творческую молодёжь. Большое влияние на творчество В. Поленова оказало и знакомство с кружком И. С. Тургенева.

В «Московском дворике» пейзаж и бытовые мотивы будто бы дополняют друг друга. Картина В. Поленова поражает своей жизнерадостностью, свежестью красок, мастерской техникой выполнения. В пейзаже исчезают серые и коричневые краски. Кажется, что цвет впитывает в себя голубизну неба, изменяясь под непосредственным влиянием окружающих красок.

Художники и поэты своим творчеством призывают нас взглянуть на обычные явления и вещи по-новому. Музыка помогает прислушаться к самому себе, почувствовать радости и печали.

Слушание (23 – 25 слайды): Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года».

Золотая осень! Живописная осенняя пора!

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

(Ф. Тютчев)

Неповторимой красоте осенней природы посвящена картина И. Левитана «Золотая осень». Сюжет картины будто перекликается с пушкинскими строками:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы.

Смотришь на картину - и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе - лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем плане - стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени». Но как быстро окончится этот праздник!

Никакое время года так не навевает грусть, как осень. Эта грусть звучит и в осенних пейзажах, созданных поэтом А. С. Пушкиным и композитором П. И. Чайковским.

Слушание (26 – 28 слайды): Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор.

Октябрь уж наступил... Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает.
Журча бежит на мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...

В картине «Ранний снег» В. Поленов воссоздал эту печальную пору. По настроению пейзаж художника приближается к тургеневской лирике.

Поздняя осень… Ещё немного - и в природе по-настоящему воцарится белоснежная красавица-зима... Её приближение слышно в стихах С. Есенина, поэта, умевшего понимать язык берёз и камней, земли и неба:

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Слушание (29 – 31 слайды): Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года».

Для того чтобы понять состояние природы, изменяющееся в зависимости от сезона, времени суток, погоды, художнику необходимо воссоздать присущие определённому состоянию тональные и цветовые особенности. Различные живописные средства подчёркивают общее настроение произведения, усиливая его эмоциональное влияние на зрителя. Мастер может сосредоточиться на игре красок или заботиться о мастерстве форм, тщательно выписать передний план, а детали изобразить обобщённо, привлекая внимание зрителя к далёкому горизонту.

Картина А. Рылова «В голубом просторе» дышит оптимизмом, наполняя нас светлой верой в будущее.

Солнце, свежий воздух, весёлые облачка над синим морем, а в небо, стремительно взмахивая крыльями, летят красавцы-лебеди вдогонку за ветром, наполняющим белые паруса корабля. Получая от восприятия картины богатые впечатления, мы сами наполняемся переживаниями, воспоминаниями, ожиданием грядущего.

Слушание (33 – 34 слайды): Рубинштейн. Романс.

По материалам лекции-концерта «Образы природы в искусстве» Т. А. Агеенко, И. Р. Колчановой.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент), mp3;
Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года», mp3;
Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года», mp3;
Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3;
Рубинштейн. Романс, mp3;
Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Март» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Звучит музыка "Времена года" А. Вивальди.

Учащиеся входят под музыку, готовятся к уроку.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Вступительное слова учителя.

1. Чтение отрывков из стихотворений

Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!..

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора:

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит:

Ребята, скажите, о чем идет речь?

Ответы детей.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, проведем его вместе с учителем музыки.

А почему мы решили так сделать, вы скажите чуть позже, когда прочтете эпиграф к нашему уроку.

Что такое эпиграф.

Ответы детей.

Слайд №2

"Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный".
Ульям Шекспир.

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Ответы детей: Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ.

Учитель: Давайте вспомним, а кто еще помогает нам создать тот или иной образ?

Ответы детей: Нам помогают еще и художники.

III. Знакомство с новым материалом.

Учитель: Тема нашего урока "Образ весны в искусстве"

Учитель: Цель нашего урока: определить каким языком каждый вид искусства раскрывает образ весны.

Вспомните, какие поэтические произведения вы знаете о весне? Назовите их авторов?

Сегодня мы с вами вернемся к творчеству Ф. И. Тютчева.

Учитель: Какие интересные моменты его жизни вам запомнились?

Ответы детей: Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье. Юные годы провел в Москве. Рано проявивший способность к учению, получил хорошее домашнее образование. В 1819 году он поступил на словесное отделение Московского университета, которое закончил в 1821 году. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, а в 1822 году отправляется в Мюнхен, где живет и работает 22 года. Все это время он переводит стихи многих европейских поэтов, а также пишет свои, публикуя их в журнале "Современник". В 1844 году Тютчев возвращается на родину. В конце 40-х годов начинается новый подъем его лирического творчества: выходит сборник со стихотворениями поэта.

Учитель: Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи, а точнее описывал все, что его окружало, волновало, огорчало, восхищало. Записывал: А потом еще и еще раз возвращался к тексту и оттачивал каждое слово, каждую фразу, добиваясь красоты, точности, чуда.

И вот одним из таких чудес является стихотворение

"Весенние воды"

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят -

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед".

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

Учитель: Давайте закроем глазки и внимательно послушаем его стихотворение.

Вам понравилось это стихотворение? Какие чувства и настроение оно вызывает?

Ответы детей.

О какой весне пишет поэт? (о ранней)

Какие слова вам подсказали? (ещё в полях белеет снег)

Словарная работа.

В стихотворении есть слова, которые могут быть вам непонятны. Давайте поговорим о них.

Гонец - человек, посланный куда-нибудь со срочным известием

Анализ стихотворения.

(Цель: совершенствовать навык работы с поэтическим текстом и навык чтения.)

Учитель: А теперь проанализируем стихотворение.

1 четверостишие (читается)

Каким поэт Тютчев назвал берег? (сонным)

Почему о весенних ручьях сказано, что они блещут и гласят? (блещут - вода отражается в лучах солнца; гласят - бегут, разговаривают, шумят)

Какие ещё действия совершают ручьи? (бегут, будят)

Что общего между всеми этими словами? (глаголы)

Тютчев использует в своём стихотворении глаголы, чтобы оживить природу, показать скорый приход весны.

2 четверостишие(читается)

Прочитайте, что гласят весенние ручьи. (Весна идёт! Весна идёт!)

Как они сами себя называют? (мы молодой весны гонцы)

Тютчев наделил ручьи человеческой речью. А на самом деле они говорят? (журчат, звенят, как будто говорят)

Как в литературе называется этот приём? (олицетворение)

Олицетворение - такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

3 четверостишие (читается)

О чём восклицает поэт в 3 четверостишье? Для чего Тютчев использует в своём стихотворении эти повторы? (показать скорое наступление весны)

Учитель: И вот ребята, мы еще раз убедились, в том,что Ф.И. Тютчев непревзойденный мастер пейзажа и художественного слова при помощи средств художественной выразительности он показал одухотворенность многогранность, многоликость, яркость весенней природы.

Сейчас мы с вами рассмотрели литературный пейзаж, но пейзажи еще бывают и живописными.

Кто создавал живописные пейзажи?

Ответы детей.

Ученик: Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца ХIХ века. Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало признанием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г. Перова, А. К. Саврасова, В.Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы.

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая картина И. И. Левитана "Весна. Большая вода"

Ученик: на картине изображён момент половодья, когда "большая вода" покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками. Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая густым зелёным пятном ели, а также оттенками зелёного в соседнем с ней дубе и сараях вдали. Наиболее разнообразен голубой цвет: вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Звонкое, голубое небо, струящиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая лодка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня.

Ученик: "Весна - большая вода" очень гармонична и притягательна, это одна из самых лирических картин Левитана. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы.

Моменты весеннего пробуждения природы мы можем увидеть на картинах других наших художников.

"Грачи - первые вестники весны".

Учитель: Как на Руси весну встречали раньше?

Ответы детей.

Слайд №10

Учитель. А еще в эти дни дети бегали стайками по селу с птицами, сделанными из теста. Одних они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. Других надевали на длинные шесты и раскачивали так, чтобы птицы казались летящими. При этом пели песни-заклички.

Песни-заклички назывались "Веснянками". Сейчас мы с вами одну из таких песен и послушаем.

Слайд №11

(звучит музыка)

Учитель: При помощи каких средств художник раскрывает образ весны.

(красок, линий, кисти)

Учитель: Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимое всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой.. После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна.

Назовите мне первые цветы, которые появляются весной? (подснежники)

Слайд №12

И вот почему их так называют и символом чего они являются, об этом нам сейчас расскажут.

Ученик : "Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор подснежники, стали символом надежды и любви"

Ученик : А я знаю другую легенду про нас. "Как-то раз подснежник нарушил закон вечного царства зимы и пробился навстречу солнцу. Добрая волшебница-Весна захотела согреть его. Но налетел злобный ветер и швырнул в нее колючим кустом. Брызнула алая кровь и обагрила белые лепестки. Ожил цветок и стал с тех пор символом торжества добра над злом. И по сей день у молдаван принято дарить 1-го марта женщинам белые и красные подснежники как символ счастья и любви".

Учитель : Какие красивые легенды рассказали нам! Да, подснежник - это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора

Слайд №13

Учитель: П. И. Чайковского, когда он жил в Подмосковье, и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудом природы. Им написан целый цикл, который он посвятил всем временам года. Он так и назвал свой цикл "Времена года", где каждому месяцу года он посвятил целое произведение. Каждая пьеса имеет название и поэтический эпиграф.

Слайд №14

Учитель: Эпиграфом к музыкальной пьесе "Подснежник" Чайковский выбрал строки поэта 19 в. А. Н. Майкова:

Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистой - последний снежок.
Последние слезы о горе былом.
И первые грезы о счастье ином.

(Слушание музыки П.И.Чайковского из цикла "Времена года" Подснежник)

Слайды№№ 15 - 21

Учитель: Какой характер произведения?

Какую картину вы себе представили, слушая произведение?

Музыкальная пьеса Чайковского "Подснежник" наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания:

Слайд№22

Учитель: "...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!"

Насколько перекликаются настроения стихотворения, картины, музыкальной пьесы?

Ответы детей. Настроения радости, так как происходит пробуждении природы.

Учитель: А когда еще бывает такое состояние пробуждения.

Учитель: Что такое утро? (появление солнышка на небе)

Я предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас я включу запись мелодии произведения "Утра", а вы попробуете изобразить появление солнышка. Будьте внимательны. Под мелодию вы должны будете поднимать руки на вверх. Как солнышко восходит. И на кульминации солнышко должно будет проснуться и поднять на небо. Это все вы будете показывать.

Слайды№№23-28

Учитель: Молодцы, у вас хорошо получилось.

  • Какое настроение было в произведении? (певучее, спокойное, напевное, мелодичное)
  • Какой темп был у произведения? (умеренный, медленный, спокойный).
  • Какие инструменты солировали в оркестре? (скрипка, флейта).
  • Какие интонации слышны в теме флейты? (пение птиц)
  • Удалось ли композитору передать в музыке весеннее пробуждение природы? (да)
  • А с помощью чего? (темпа, характера, инструмента)

Учитель: Это произведение написал норвежский композитор Э. Григ, а называется оно "Утро".

Слайд №29

Учитель: Как вы думаете, почему мелодия "Утра" отражает в себе весенние образы?

Ответы детей: Весной и утром вся природа вокруг просыпается.

Учитель: Молодцы! Увидеть красоту природы помогает и песня Александра Ермолова "Апрель"

(исполнение песни)

Слайды №30, 31

Учитель: Делаем вывод по сегодняшнему уроку.

Учитель: Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства.

Вначале урока мы поставили перед собой цель - определить каким языком каждый вид искусства раскрывает образ весны. Давайте ответим на этот вопросы:

  • Как раскрывает образ весны живопись? (рисует образ линией и красками)
  • Как музыка? (звуком)
  • Как литература?(словом)

Учитель: Каждый из вас был настоящим творцом, вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

И в заключение мне захотелось пожелать:

Слайд №34

Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам,
ничто не повторится.

За мигом миг,
за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так и нет
Через одно мгновенье.

IV. Сегодня, когда будете идти домой, посмотрите на ожившую природу глазами Вивальди, Чайковского, Тютчева, Саврасова...