Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Лубочный стиль. Смотреть что такое "Лубочная картинка" в других словарях

Лубочный стиль. Смотреть что такое "Лубочная картинка" в других словарях

Русский лубок — графический вид народного творчества, возникший в эпоху Петра Великого. Листы с яркими забавными картинками печатались сотнями тысяч и стоили чрезвычайно дешево. В них никогда не изображались горе или печаль, веселые или познавательные сюжеты с простыми понятными изображениями сопровождались лаконичными надписями и были своеобразными комиксами XVII-XIX веков. В каждой избе на стенах висели подобные картинки, ими очень дорожили, а офеней, распространителей лубков, ждали повсюду с нетерпением.

Происхождение термина

В конце XVII столетия оттиски с деревянных досок называли немецкими или фряжскими потешными листами по аналогии с эстампами, техника которых пришла в Россию с западных земель. Фрягами издавна звались на Руси представители южной Европы, преимущественно итальянцы, все остальные европейцы именовались немцами. Позднее фряжскими листами называли эстампы с более серьезным содержанием и реалистичным изображением, а традиционным русским лубком — искусство народной графики с упрощенной, ярко расцвеченной графикой и доходчиво емкими образами.

Существует два предположения, почему потешные листы получили название лубочной картинки. Возможно, первые доски для оттисков делались из луба - нижнего слоя коры дерева, чаще всего липы. Из этого же материала изготавливались коробы - вместилища для сыпучих продуктов или домашнего скарба. Их нередко раскрашивали живописными узорами с примитивными изображениями людей и животных. Лубом со временем стали называть доски, предназначенные для работы по ним резцом.

Техника выполнения

Каждый этап работы над русским лубком имел свое название и выполнялся разными мастерами.

  1. Вначале контурный рисунок создавался на бумаге, на подготовленную доску его карандашом наносили знаменщики. Такой процесс назывался знаменованием.
  2. Затем к работе приступали резчики. Острыми инструментами они делали углубления, оставляя тонкие стенки по контуру рисунка. Эта деликатная кропотливая работа требовала особой квалификации. Готовые для оттисков доски-основы продавали заводчику. Первые лубочники-граверы по дереву, а затем и по меди, жили в Измайлово, деревне под Москвой.
  3. Доска смазывалась темной краской и с наложенным на нее листом дешевой серой бумаги помещалась под пресс. Тонкие стенки с доски оставляли черный контурный рисунок, а места вырезанных углублений сохраняли бумагу неокрашенной. Такие листы назывались простовками.
  4. Картины с контурными оттисками отвозили цветальщикам - деревенским артельщикам, занимавшимся раскраской картин-простовок. Эту работу выполняли женщины, часто дети. Каждый из них расписывал до тысячи листов в неделю. Краски артельщики делали сами. Малиновый цвет получался из вареного сандала с добавкой квасцов, голубой колер давал лазурит, различные прозрачные тона извлекались из обработанных растений и древесной коры. В XVIII веке с появлением литографии профессия цветальщиков почти исчезла.

По причине износа доски часто копировались, это называлось переводом. Изначально доску резали из липы, затем стали использовать грушу и клен.

Появление потешных картинок

Первый печатный станок назывался фряжским станом и был установлен в Придворной (Верхней) типографии на исходе XVII века. Затем появились другие типографии. Доски для печати резались медные. Существует предположение, что русский лубок впервые начали изготавливать профессиональные печатники, устанавливая простейшие станки в своих домах. Жили типографские умельцы в районе современных улиц Стретенки и Лубянки, здесь же, у церковных стен, они продавали потешные фряжские листы, которые сразу стали пользоваться спросом. Именно в этой местности к началу XVIII века лубочные картинки обрели свой характерный стиль. Вскоре появились другие места их распространения, такие как Овощной ряд, а затем Спасский мост.

Потешные картинки при Петре

Желая угодить государю, рисовальщики для потешных листов придумывали забавные сюжеты. Например, битву Александра Македонского с индийским царем Пором, в которой греческому античному полководцу придавалось явное портретное сходство с Петром I. Или сюжет черно-белого оттиска про Илью Муромца и Соловья-разбойника, где русский богатырь и обликом, и одеждой соответствовал образу государя, а разбойник в шведской военной форме изображал Карла XII. Некоторые сюжеты русского лубка, возможно, заказывал сам Петр I, как, например, лист, в котором отражены реформаторские предписания государя от 1705 года: русский купец, облаченный в европейскую одежду, готовится обрить бороду.

Печатники получали заказы и от противников петровских реформ, правда, содержание крамольных лубков было завуалировано аллегорическими образами. После смерти царя распространился известный лист со сценой похорон мышами кота, где содержалось множество намеков на то, что кот — это покойный государь, а довольные мыши — земли, завоеванные Петром.

Расцвет лубка в XVIII столетии

Начиная с 1727 года, после смерти императрицы Екатерины I, выпуск печати в России резко сократился. Большинство типографий, в том числе петербургская, закрылись. А печатники, оставшиеся без работы, переориентировались на производство лубочных картинок, используя типографские медные доски, во множестве оставшееся после закрытия предприятий. С этого времени начался расцвет русского народного лубка.

К середине века в России появились литографские машины, позволявшие многократно умножить количество экземпляров, получить цветную печать, более качественное и детальное изображение. Первая фабрика с 20 станками принадлежала московским купцам Ахметьевым. Возросла конкуренция среди лубочников, сюжеты становились все разнообразнее. Создавались картинки для основных потребителей — горожан, потому отображали они городскую жизнь и быт. Крестьянская тематика появилась лишь в следующем веке.

Производство лубка в XIX столетии

Начиная с середины века, в Москве работало 13 крупных литографских типографий, наряду с основной продукцией выпускавших лубочные картинки. К концу столетия виднейшим в области изготовления и распространения этой продукции считалось предприятие И. Сытина, которое производило ежегодно около двух миллионов календарей, полутора миллионов листов с библейскими сюжетами, 900 тысяч картинок со светскими сюжетами. Литография Морозова ежегодно выпускала около 1,4 миллиона лубков, фабрика Голышева — близко 300 тысяч, тираж других производств был поменьше. Самые дешевые листы-простовки продавались за полкопейки, самые дорогие картинки стоили 25 копеек.

Тематика

Лубочными сюжетами XVII века служили летописи, устные и рукописные сказания, былины. К середине XVIII столетия популярным стал русский рисованный лубок с изображениями скоморохов, шутов, дворянского быта, придворной моды. Возникло множество сатирических листов. В 30 - 40 годы самым популярным содержанием лубков было изображение народных городских гуляний, празднеств, развлечений, кулачных боев, ярмарок. Некоторые листы содержали по несколько тематических картинок, например, лубок «Встреча и проводы Масленицы» состоял из 27 рисунков, изображавших потехи москвичей разных районов города. Со второй половины столетия распространились перерисовки с немецких и французских календарей, альманахов.

С начала XIX века в лубочных картинках появляются литературные сюжеты произведений Гете, Шатобриана, Франсуа Рене, других популярных в то время писателей. С 1820 годов в моду входит русский стиль, который в печати выразился в деревенской тематике. За счет крестьян возрос и спрос на лубочные картинки. Популярными оставались темы духовно-религиозного, военно-патриотического содержания, портреты царской семьи, иллюстрации с цитатами к сказкам, песням, басням, поговоркам.

Лубок XX - XXI века

В графическом дизайне рекламных листовок, плакатов, газетных иллюстраций, вывесок начала прошлого века часто применялась лубочная стилистика. Это объясняется тем, что картинки оставались популярнейшим видом информационной продукции для малограмотного сельского и городского населения. Жанр позднее характеризовался искусствоведами как элемент русского модерна.

Лубок оказал влияние на формирование политического и агитационного плаката первой четверти XX века. В конце лета 1914 года было организовано издательское общество «Сегодняшний лубок», задачей которого был выпуск сатирических плакатов и открыток. Меткие короткие тексты писал Владимир Маяковский, работавший над изображениями вместе с художниками Казимиром Малевичем, Ларионовым, Чекрыгиным, Лентуловым, Бурлюковым и Горским. До 1930 годов лубочная графика нередко присутствовала в рекламных плакатах и дизайне. На протяжении столетия стиль применялся в советской карикатуре, иллюстрациях к детской и сатирической карикатуре.

Нельзя назвать русский лубок современным видом изобразительного творчества, пользующимся популярностью. Подобную графику чрезвычайно редко используют для ироничного плаката, дизайна ярмарок или тематических выставок. В этом направлении работает мало художников-иллюстраторов и карикатуристов, но в интернете их яркие остроумные работы на злобу дня привлекают внимание пользователей сети.

«Рисуем в стиле русский лубок»

В 2016 году под этим названием в издательстве «Хоббитека» вышла книга Нины Величко, адресованная всем, кто интересуется народным изобразительным творчеством. В труде собраны статьи развлекательного и познавательного характера. На основе работ старых мастеров автор обучает особенностям лубочного рисунка, объясняет, как рисовать поэтапно картинку, вписанную в рамку, изображать людей, деревья, цветы, дома, выводить стилизованные буквы и другие элементы. Благодаря увлекательному материалу, технику и свойства лубочной графики освоить совсем не сложно, чтобы самостоятельно создать яркие развлекательные картинки.

В Москве на Сретенке расположен музей русского лубка и наивного искусства. Фундамент экспозиции составляет богатая коллекция директора этого заведения Виктора Пензина. Экспозиция лубочных картинок, начиная с XVIII века и заканчивая нашими днями, вызывает немалый интерес посетителей. Не случайно музей находится в районе Печатникова переулка и Лубянки, где более трех веков назад проживали те самые типографские работники, которые находились у истоков истории русского лубка. Здесь зарождался стиль фряжских потешных картинок, а листы для продажи вывешивались на ограде местной церкви. Возможно, экспозиции, книги и демонстрация картинок в интернете возродят интерес к русскому лубку, и он вновь войдет в моду, как это бывало неоднократно с другими видами народного творчества.


Лубок – народные картинки на популярные сюжеты с поясняющим текстом, в качестве которого могли использоваться пословицы, простеньких стихотворения или небольшие рассказы. Нередко лубочные картинки были намеренно декоративны и даже гротескны. Благодаря своей дешевизне они пользовались огромным спросом даже у беднейших слоёв населения. Рассматривая эти картинки с удивлением замечаешь, что многие из них актуальны и сегодня.


Сегодня точно неизвестно, как и почему назвал эти картинки «лубочными». По одной из версий название картинки получили из-за того, что вырезали их на липовых досках. По другой – картинки эти продавали в офени-коробейники в лубяных коробах. А кто-то утверждает, что название пошло с Лубянки – московской улицы, где жили мастера по изготовлению этих картин. Но так или иначе, именно лубки – народные юмористические картинки, которые продавались на ярмарках с 17-го до начала 20-го веком, считались самым популярным и самым массовым видом художественного творчества на Руси.



Картинки продавали в по 1-2 копейки за штуку или партиями по 100 штук по рублю. В Москве лубок можно было купить у стен Кремля – на мосту у Спасских ворот, где вcякий люд толпился с раннего утра и до темна. Для царского обихода «потешные» лиcты продавали в Овощном ряду.




Лубок – это оттиск или гравюра, которые получают на бумаге с деревянного клише. Сначала лубочные картинки быть только черно-белыми. Ими украшали боярские хоромы и царские палаты, а уже позже картинки стали цветными, а их производство – массовым.




Позже картинки начали раскрашивать. Занимались этим женщины под Владимиром и под Москвой, пользуясь при этом заячьими лапками. Порой такие картинки чем-то напоминали современную раскраску для малышей – торопливую, неумелую, а порой и нелогичную по цвету. Но среди дошедших до нас лубков учёные сегодня выделяют много картинок с неожиданно свежими и неповторимыми сочетаниями.




Если представители высших слоёв общества относились к лубку несерьёзно и отказывались признавать эти картинки искусством, у крестьянского люда они пользовались огромной популярность. Хотя иногда мастера простолюдины-самоучки рисовали их на самой дешёвой серой бумаге. В те далёкие времена о бережном сохранении лубков никто не заботился – никому и в голову не приходило, что через пару столетий эти картинки будут считать шедеврами русской народной живописи. Современные же искусствоведы считают, что лубок вобрал в себя и историю древней Руси, и народный юмор, и природный талант русского народа. В них истоки и красочной литературной иллюстративности, и живой карикатуры.

1888 г.




Шло время, и технология изготовления лубка существенно изменилась. В 19-ом веке рисунки делали уже не на дереве, а на металлических пластинах. Это позволило лубочных дел мастерам изготавливать более тонкие и изящные картины. Стала богаче и гораздо более яркий цветовая гамма «потешных» картинок.




Лубочные картинки на протяжении долгого времени были главной духовной пищей для простого народа, источником новости (поскольку газет быть критически мало) и знаний. А лубок стоил не дорого и распространялся по всей стране, несмотря на огромные российские расстояния. На лубке можно было найти и картинки околонаучной тематики, и сатирические сочинения, и виды городов с описанием, и арифметику, и буквари, и хиромантию с космографией. Популярны были и календари с полезной бытовой информацией.



Н.А. Некрасов. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина и Ко. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина и Ко. 1902 г.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
У Владимира Ивановича Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка», была самая большая коллекция лубка. В его коллекции были все без исключения вышедшего в тому времени.

Для тех, кого заинтересовала тема русского лубка, мы подготовили продолжение - . Особое внимание стоит обратить на тексты.

– русские народные картинки ручной работы, представляющие собой богатый и выразительный слой истории, культуры и искусства Российского государства. Эти некогда популярные изображения, отличающееся простотой и доступностью образов, красноречиво говорят о жизни и мировоззрении простых людей прошлого.

На Руси лубок появился в 16 веке. Учёные всё ещё спорят о происхождении названия «лубок». Некоторые говорят, что оно пошло от слова «луб», старорусского названия липы, на досках которой вырезали картинки. Другие же утверждают, что оно связано с лубяными коробами, в которых их разносили. А московская легенда гласит, что всё началось с Лубянки, улицы, где жили мастера лубочного искусства.

Рисунки выводили на специальным образом распиленных досках и называли «фряжскими листами», затем «потешными листами» и «простовиками». Изначально в них преобладали религиозные сюжеты, после чего лубок стал удобным и недорогим способом распространения информации, историй нравственно-поучительного характера и пропаганды. Шло время, техника лубка менялась. В 19-м веке древесина уступила место металлу и работы стали изящнее. Сюжетами служили житие святых, былины и песни, басни и портреты императорской семьи, сцены из жизни крестьян, сказок и романов, знания о далёких странах и исторических событиях.

Дорогие лубочные картины украшали царские палаты и боярские терема. Простой народ скупал на ярмарках недорогие (по цене от полкопейки) чёрно-белые лубки, отдавая предпочтение комическим рисункам. Многие представители высшего общества отказывались назвать искусством творения народных художников-самоучек. Но в наши дни русский народный лубок украшает собрания крупнейших музеев.

Для Нью-Йоркской публичной библиотеки наиболее «урожайный» период по сбору крупных и редкостных книг с гравюрами из Восточной Европы пришёлся на десятилетие с 1925 по 1935 год. Тогда советское правительство национализировало и продавало за рубеж содержимое императорских дворцовых библиотек. В одной лишь Нью-Йоркской публичной библиотеке представлены предметы из девяти императорских библиотек, а также издания, принадлежавшие 30 членам императорской семьи. Библиотека приобрела их на месте (и по хорошей цене), откомандировав для пополнения книжных фондов Ярмолинского Авраама Цалевича (1890-1975), куратора славянского отделения с 1917 до 1955 год. Он приехал в советскую Россию в 1923 году, а в 1924 вернулся в Штаты. Ценные экспонаты из фонда императорских дворцовых библиотек также приобрела Библиотека Конгресса США и Гарвардский университет. Букинист Ганс Краус написал:

«Эти [русские дворцовые] коллекции, столь малоизвестные и высоко оценённые на Западе, содержали невероятные материалы. Настолько раритетных восточноевропейских произведений в этом полушарии ещё не видели. У царей и цариц усердно служили книжные коллекционеры. Кроме приобретённых книг их собрания пополнялись многочисленными полученными в подарок изданиями, напечатанными на специальной бумаге, с роскошными переплётами, в шёлке или сафьяне и с имперским гербом. («Сага о редкой книге», 1978, стр. 90-91.)

Значительную часть библиотечной коллекции лубка занимают и произведения из собрания выдающегося деятеля культуры Российской империи, Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895). Он был личностью исключительно многогранной. Тайный советник, юрист и реформатор судебной системы всей душой любил искусство. Собственными усилиями он скупал материалы и издавал иллюстрированные книги, среди которых «Русские народные картины», «Русские гравёры и их произведения», «Словарь русских гравированных портретов», «Достоверные портреты московских государей», «Материалы для русской иконографии» и другие сборники. Потратив большую часть своего состояния, Ровинский собрал одну из лучших частных коллекций российской и западноевропейской графики. После его смерти экспонаты рассредоточились по различным музеям, библиотекам и другим культурным учреждениям России. На Западе же сбереглись замечательные серии томов, которые он публиковал зачастую крайне малочисленными тиражами.

На сайте Нью-Йоркской публичной библиотеки, где опубликован альбом «Русский народный лубок 1860-1870-х годов» , представленно почти 200 изображений, мы отобрали 87 наиболее интересных.


Нечаянность, 1867.



Новая песня, 1870.



Трудолюбивый медведь, 1868.



Морские сирены, 1866.



Как купчихи гуляют, 1870.



Вот как в Москве ярославцы половые трудятся, с красотками веселятся, 1870.



Похороны кота крысами и мышами, 1866.



Клеветник и змея, 1869.



Конёк-Горбунок, 1870.



Вылетел в трубу, 1872.



В Марьиной роще, 1868.



В Петербурге места нет, едет в деревню дураков обманывать, 1870.



Замечательнейший из великанов, скороходов и уродов Серпо Дидло, 1866.



Жидовская карчма, 1868.



Спор большого носа с сильным морозом, 1870.



Кащей и его желание, 1867.



Напраслина, 1867.



Небылица в лицах, 1868.



Новейший карточный оракул, 1868.



Перековка старых на молодых, 1871.



Храбрый воин Аника, 1868.



Сильный и храбрый богатырь Аника воин, 1865.



Сильный и храбрый Бова Королевич поражает Полкана богатыря, 1867.



Сильный и славный храбрый воин Аника, 1868.



Славный сильный и храбрый Бова Королевич поражает Полкана богатыря, 1868.



Славный сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич, 1868.



Сильный храбрый богатырь Илья Муромец, 1868.



Сильный могучий Бова Королевич побеждает Полкана богатыря, Еруслан Лазаревич побеждает трехглавого змея, 1867.



Сильный славный храбрый богатырь Иван Царевич 1868.



Крестьянин и Смерть, 1868.



Хищные волки, напавшие на проезжающих, 1868.



Как львица воспитала царского сына, 1868.



Упрек старосты с бурмистром, 1870.



Правда и ложь, 1871.



Кринолин, 1866.



Курение цыгары, 1867.



Ловля рыбы на озере, 1870.



Мамаево побоище на Куликовом поле в 1380 году, 1868.



Муж жену веселит, 1868.



Мздоимец-ростовщик, 1870.



Нападение англичан на Соловецкий монастырь, 1868.



Переправа российских войск через Дунай 11 марта 1854 года, 1869.



Песня "Что ты спишь мужичок", 1871.



Песня про то, как жена пила пиво да мужа накормить позабыла, 1866.



Песня "Возвращение на родину из Питера промотавшегося трактирщика", 1870.



Поднесение государю хлеба-соли в Москве, 1865.



Под Одессой 10 апреля 1854 года, 1864.



Рачительное домоводство, 1870.



Раек, 1970.



Романс, 1867.



Русская крестьянская свадьба, 1865.



Шамиль Иман Чечни и Дагестана, 1870.



Сказка о том, как мастеровой черта надул, 1867.



Скупой, 1866.



Ступени человеческого века, 1866.



Травля змея и тигром, 1868.



Царь Иоанн Васильевич Грозный, 1868.


А ну-ка, Мишенька Иваныч, 1867.



Чепуха для смеху народу на потеху. Как звери с птицами охотника погребают, 1865.



Деревня, 1970.



Генерал Топтыгин, 1868.



Ах, барыня, 1870.



Английский милорд, храбрый рыцарь Гуак, храбрый рыцарь Францил Вентцян, богатырь Бова Королевич, богатырь Еруслан Лазаревич, 1861.



Его императорское высочество наследник цесаревич великий князь Александр Александрович и её императорское высочество великая княгиня Мария Фёдоровна, 1871.



Горный пейзаж, 1870.



Карл Великий и змея, 1870.



Турецкая тройка спешит с донесением турецкому Султану о занятии Карса российскими войсками, 1870



Жизнь за царя Ивана Сусанина, 1866.



Даниил длинный великан, 1868.




Катенька, 1867.


Била жинка мужика, 1867.


Била жинка мужика, 1867.


На деньги молодец наш льстится, 1867.


Песня "Я цыган молодец...", 1867.


Песня "Ходили девушки по берегу...", 1867.


Песня "Мужик пашенку пахал", 1867.


Песня малороссийская, 1868.


По владимирскую клюкву, разносчик балясник, 1867.


Прощание, 1867.


Роспись приданого, 1867.


Русская песня "Не брани меня, родная...", 1867.


Русская деревенская песня "Отдал меня батюшка", 1867.


"Слон и Моська", 1867.


Цыганка, 1867.


Железная дорога. Рассказ сбитенщика про железную дорогу, 1868.

Вконтакте

Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

An unknown 18th-century Russian folk artist. , CC BY-SA 3.0

История

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).


Author unknown , CC BY-SA 3.0

В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппине; во Франции - в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.


Author unknown , CC BY-SA 3.0

Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов.

В России

История

В России XVI века - начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы».

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези».


неизвестен , CC BY-SA 3.0

Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».


Anonymous folk artist , CC BY-SA 3.0

Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата.

Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых.

Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.


неизвестен , CC BY-SA 3.0

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.

В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности).

Лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим - пуп земли ).


неизвестен , CC BY-SA 3.0

Производство лубков

Гравёры назывались «фряжских резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.


Табурин, Владимир Амосович , CC BY-SA 3.0

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины.

Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети.


.G. Blinov (details unknown) , CC BY-SA 3.0

Позднее появился более совершенный способ производить лубочные картины, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске.

Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

Простовиков , то есть самых дешевых картинок, стоимостью в ½ копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн. ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.

Популярность

Лубки полюбились в России сразу и всем без исключения. Их можно было встретить в царских палатах, в холопьей избе, на постоялом дворе, в монастырях.

Есть документы, свидетель­ствующие, что у патриарха Никона их было двести семьдесят штук, большей частью, правда, еще фряжских. А царевичу Пет­ру покупали уже немало и отечественных, в его комнатах их насчитывалось около ста. Причин столь стремительной и широкой популярности нехитрых вроде бы картинок две.

Тарелка "Птица Сирин Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0 "

Во-первых, лубки заменяли простому человеку недоступные ему книги: учебники, начиная с азбуки и арифметики и кончая козьмографией (астрономией), художественную литературу - в лубках чередой последовательных картинок, как в клеймах житийных икон, с обширными подписями пересказывались или публиковались былины, повести.

Приключенческие переводные романы о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче, сказки, песни, пословицы. Были лубки наподобие информационных бюллетеней и газет, сообщавшие о самых важных государственных событиях, о войнах, о жизни в других странах.

Были толкующие священное писание, изображавшие крупнейшие монастыри и города. Были лубки-лечебники и про всякие народные поверья и приметы. Бы­ли злейшие сатиры.

Фотогалерея






















Полезная информация

Лубо́к
лубочная картинка
лубочный лист
потешный лист
простовик

Происхождение названия

Название произошло от досок особого пиления, которые назывались луб (палуба). На них ещё в XV в. писали планы, чертежи, рисунки. Потом появились так называемые «фряжские листы», а позже небольшие бумажные картинки стали называть просто лубок (лубочная народная картинка).

В России

В России народные картинки получили широкое распространение в XVII-XX вв. Стоили они дешево (купить их могли даже малообеспеченные слои населения) и нередко выполняли функцию декоративного оформления. Лубочные листы выполняли социально-развлекательную роль газеты или букваря. Именно они являются прообразом современных календарей, постеров, комиксов и плакатов. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы.

Типы лубков

  • Духовно-религиозные - В византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.
  • Философские.
  • Юридические - изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Ёрш Ершович Щетинников».
  • Исторические - «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.
  • Сказочные - сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.
  • Праздники - изображения святых.
  • Конница - лубки с изображением всадников.
  • Балагурник - потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Способ расцветки

Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков - за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Преимущества печатной картинки

Первыми преимущества печатной картинки раскусили в Москве все те же завсегдатаи Спасского моста, или Спасского Крестца, как тогда чаще называли это место. Книжная торговля-то там и до лубка процветала - главный торг России был по этой части. Но только книжки продавали больше рукописные и очень часто самого ядовитого свойства, типа сатирических «Попа Саввы - большой славы» и «Службы кабаку». Сами сочинители и их приятели - художники из такого же простонародья - рисовали к этим книжкам и картинки-иллюстрации, или вшивали их в страницы, или продавали отдельно. Но много ли от руки нарисуешь?!

Изготовление

Эти-то сочинители и художники и обратили внимание на лубки, которые привозили иноземцы сначала в подарок московскому царю и боярам, а потом и на широкую продажу. Оказалось, что и изготавливать их не так уж сложно, притом печатать с одной доски можно многие тысячи картин, да еще вместе с текстом, вырезаемым таким же образом рядом с рисунком. Кто-то из иноземцев или из белорусов, видимо, и первый станок в Москве соорудил и готовые доски для образца привез.

И.Д. Сытин

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью. И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.

Формирование стиля

Молодой еще русский лубок, конечно, заимствовал у других искусств, и в первую очередь у и книжной миниатюры, очень многое и посему в художественном отношении скоро стал как бы своеобразным сплавом, синтезом всего лучшего, что выработало русское искусство за предыдущие века своего существования.

Но только до чего же лубочники заострили и утрировали все формы, до чего же усилили контрастность и рас­калили краски, раскалили до такой степени, что каждый лист буквально горит, брызжет веселым многоцветьем.

В наше время

В современном мире стиль лубка не забыт. Его широко используют в иллюстрациях, театральных декорациях, росписях и оформлениях интерьера. Выпускается посуда, плакаты, календари.

В современной моде лубок тоже нашёл отражение.В рамках 22-го «Текстильного салона» в Иваново, была представлена коллекция Егора Зайцева, «iVANOVO. Лубок».

Вконтакте

Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

An unknown 18th-century Russian folk artist. , CC BY-SA 3.0

История

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).


Author unknown , CC BY-SA 3.0

В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппине; во Франции - в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.


Author unknown , CC BY-SA 3.0

Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов.

В России

История

В России XVI века - начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы».

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези».


неизвестен , CC BY-SA 3.0

Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».


Anonymous folk artist , CC BY-SA 3.0

Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата.

Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых.

Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.


неизвестен , CC BY-SA 3.0

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.

В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности).

Лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим - пуп земли ).


неизвестен , CC BY-SA 3.0

Производство лубков

Гравёры назывались «фряжских резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.


Табурин, Владимир Амосович , CC BY-SA 3.0

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины.

Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети.


.G. Blinov (details unknown) , CC BY-SA 3.0

Позднее появился более совершенный способ производить лубочные картины, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске.

Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

Простовиков , то есть самых дешевых картинок, стоимостью в ½ копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн. ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.

Популярность

Лубки полюбились в России сразу и всем без исключения. Их можно было встретить в царских палатах, в холопьей избе, на постоялом дворе, в монастырях.

Есть документы, свидетель­ствующие, что у патриарха Никона их было двести семьдесят штук, большей частью, правда, еще фряжских. А царевичу Пет­ру покупали уже немало и отечественных, в его комнатах их насчитывалось около ста. Причин столь стремительной и широкой популярности нехитрых вроде бы картинок две.

Тарелка "Птица Сирин Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0 "

Во-первых, лубки заменяли простому человеку недоступные ему книги: учебники, начиная с азбуки и арифметики и кончая козьмографией (астрономией), художественную литературу - в лубках чередой последовательных картинок, как в клеймах житийных икон, с обширными подписями пересказывались или публиковались былины, повести.

Приключенческие переводные романы о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче, сказки, песни, пословицы. Были лубки наподобие информационных бюллетеней и газет, сообщавшие о самых важных государственных событиях, о войнах, о жизни в других странах.

Были толкующие священное писание, изображавшие крупнейшие монастыри и города. Были лубки-лечебники и про всякие народные поверья и приметы. Бы­ли злейшие сатиры.

Фотогалерея




















Полезная информация

Лубо́к
лубочная картинка
лубочный лист
потешный лист
простовик

Происхождение названия

Название произошло от досок особого пиления, которые назывались луб (палуба). На них ещё в XV в. писали планы, чертежи, рисунки. Потом появились так называемые «фряжские листы», а позже небольшие бумажные картинки стали называть просто лубок (лубочная народная картинка).

В России

В России народные картинки получили широкое распространение в XVII-XX вв. Стоили они дешево (купить их могли даже малообеспеченные слои населения) и нередко выполняли функцию декоративного оформления. Лубочные листы выполняли социально-развлекательную роль газеты или букваря. Именно они являются прообразом современных календарей, постеров, комиксов и плакатов. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы.

Типы лубков

  • Духовно-религиозные - В византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.
  • Философские.
  • Юридические - изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Ёрш Ершович Щетинников».
  • Исторические - «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.
  • Сказочные - сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.
  • Праздники - изображения святых.
  • Конница - лубки с изображением всадников.
  • Балагурник - потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Способ расцветки

Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков - за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Преимущества печатной картинки

Первыми преимущества печатной картинки раскусили в Москве все те же завсегдатаи Спасского моста, или Спасского Крестца, как тогда чаще называли это место. Книжная торговля-то там и до лубка процветала - главный торг России был по этой части. Но только книжки продавали больше рукописные и очень часто самого ядовитого свойства, типа сатирических «Попа Саввы - большой славы» и «Службы кабаку». Сами сочинители и их приятели - художники из такого же простонародья - рисовали к этим книжкам и картинки-иллюстрации, или вшивали их в страницы, или продавали отдельно. Но много ли от руки нарисуешь?!

Изготовление

Эти-то сочинители и художники и обратили внимание на лубки, которые привозили иноземцы сначала в подарок московскому царю и боярам, а потом и на широкую продажу. Оказалось, что и изготавливать их не так уж сложно, притом печатать с одной доски можно многие тысячи картин, да еще вместе с текстом, вырезаемым таким же образом рядом с рисунком. Кто-то из иноземцев или из белорусов, видимо, и первый станок в Москве соорудил и готовые доски для образца привез.

И.Д. Сытин

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью. И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.

Формирование стиля

Молодой еще русский лубок, конечно, заимствовал у других искусств, и в первую очередь у и книжной миниатюры, очень многое и посему в художественном отношении скоро стал как бы своеобразным сплавом, синтезом всего лучшего, что выработало русское искусство за предыдущие века своего существования.

Но только до чего же лубочники заострили и утрировали все формы, до чего же усилили контрастность и рас­калили краски, раскалили до такой степени, что каждый лист буквально горит, брызжет веселым многоцветьем.

В наше время

В современном мире стиль лубка не забыт. Его широко используют в иллюстрациях, театральных декорациях, росписях и оформлениях интерьера. Выпускается посуда, плакаты, календари.

В современной моде лубок тоже нашёл отражение.В рамках 22-го «Текстильного салона» в Иваново, была представлена коллекция Егора Зайцева, «iVANOVO. Лубок».