Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Виды календарей: древние, современные и специальные. Календарь

Виды календарей: древние, современные и специальные. Календарь

Сегодня самыми известными системами летоисчисления являются юлианский календарь («старый»), введённый в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э, и григорианский календарь («новый»), который ввел Папа Римский Григорий XIII в 1582 году. Но история знает и другие календари - некоторыми из них пользовались древние, а другие - введены в обиход совсем недавно.

Календарь майя

Календарь майя на самом деле состоит из трех различных календарей: Длинного счета (астрономического календаря), Цолькин (божественного календаря) и Хааб (гражданского календаря). В календаре хааб было 365 дней, и он делился на 19 месяцев: в 18 было по 20-дней, а в 19м — всего 5 дней. В цолькин было 20 "периодов" по 13 дней в каждом. Цолькин использовался для определения дней церемоний и религиозных мероприятий майя. Длинный счет использовался для для определения длительных временных промежутков во "всеобщем цикле", который имеет 2,88 млн дней (около 7885 лет). Древние майя считали, что Вселенная разрушается и восстанавливается каждые 2,88 млн дней.

Международный исправленный календарь




В международном исправленном календаре 13 месяцев, в каждом из которых 28 дней. Месяцы в нем идут, как и в обычном календаре - с января по декабрь, в также в июне-июле добавлен 13 месяц — "сол". Согласно такого календаря, Пасха всегда будет 15 апреля, каждое Рождество выпадает на среду, а каждый год будет начинаться начнется в воскресенье. Тем не менее, в каждом месяце 13 число будет приходиться на пятницу. Календарь был сделан Моисеем Коствортом в 1899 году, но так никогда не был принят.

Египетский календарь


Первым календарем, который начали использовать древние египтяне, является лунный календарь, основанный на разливах реки Нил. Этот календарь получился очень неточным, и в нем могла возникнуть погрешность до 80 дней. Поэтому египтяне ввели солнечный календарь, основанный на движении звезды Сириус. Два календаря использовались одновременно, но вскоре они начали сильно различаться, что заставило египтян добавлять дополнительный месяц к лунному календарю каждые три года. Но даже с дополнительным месяцем календари не совпадали, поэтому египтяне ввели новый календарь, в котором было 365 дней, разделенных на 12 месяцев. В каждом месяце было 30 дней, а в конце года добавлялось 5 дополнительных дней.

Позитивистский календарь


Позитивистский календарь был предназначен для замены католическому календарю. Он был изобретен в 1849 году Огюстом Контом. Во всех его 13 месяцах было ровно 28 дней, разделенных на четыре семидневные недели. Каждая неделя этого календаря посвящена выдающейся личности в мировой истории.

Китайский календарь


Китайский календарь был солнечно-лунным, т. е. рассчитывался на основании положения Солнца и Луны. В году было 12 месяцев и 353-355 дней, в то время как в високосном году добавлялся целый дополнительный месяц (в результате чего в году становилось 383-385 дней). Високосный месяц добавлялся примерно один раз каждые три года. Хотя этот календарь по-прежнему используется в Китае, он в основном применяется для расчета дней китайских церемоний и свадеб, а для всего прочего используется григорианский календарь.

Эфиопский православный календарь


Эфиопия отметила новое тысячелетие 12 сентября 2007 года, через семь с половиной лет после всего остального мира. Это случилось потому, что в Эфиопии используют Коптский православный календарь, который имеет 13 месяцев по 30 дней в каждом. В високосные годы добавляется дополнительный месяц, состоящий из пяти или шести дней. Календарь часто использовался на Западе до 1582 года, после чего его сменил григорианский календарь. Эфиопия же не перешла на григорианский календарь ввиду чрезмерной консервативности и религиозности в стране.

Французский революционный календарь


Французский революционный календарь также называют французским республиканским календарем, и он был неудачной попыткой "де-христианизации" Франции. Календарь использовался во Франции с 24 октября 1793 года до 1 января 1806 года, когда он был окончательно упразднен. Год начала революции (1792) был объявлен началом новой эры. Эра "от рождества Христова" и начало года с 1 января были упразднены. Вместо этого отсчет каждого года начинался с 22 сентября (первого дня Республики). Учитывая, что календарь был введен в 1793 году, в нем было 1-го года, вместо этого отсчет сразу начался со 2 года.

Римский календарь


Римский календарь является прекрасным примером того, как календарь не должен выглядеть. Эта система летоисчисления, которую иногда называют "пред-юлианским календарем", была создана королем Ромулом во время основания Рима. В календаре было 10 месяцев, общей численностью 304 дня, а также дополнительный 61 день, которые не входили ни в один месяц или неделю. Поскольку месяцы не совпадали с сезонами года, царь Нума Помпилий добавил два дополнительных месяца, януариус (январь) и фебруариус (февраль). В последующем понтифики добавляли дополнительные месяца для своих личных целей. Некоторых из них даже подкупали, чтобы добавить или уменьшить длину года. Юлий Цезарь позже ввел юлианский календарь после того, как он стал понтификом.

Ацтекский календарь


Ацтекский календарь был составлен из двух различных календарей: шиупоуалли и тональпоуалли. В обычном календаре шиупоуалли было 365 дней, разделенных на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Пять дополнительных дней добавлялись в конце года, а еще 12 дней добавляли каждые 52 года. В ритуальном календаре тональпоуалли было 20 месяцев, разделенных на 13 дней, т. е. всего в году было 260 дней. Каждый из этих 260 дней обозначался отдельным символом и был посвящен конкретному богу. Оба календаря совпадали один раз в 52 года, и ацтеки полагали, что мир может быть уничтожен в конце каждого такого цикла. Чтобы предотвратить надвигающуюся гибель, они исполняли 12-дневный ритуал под называнием "фестиваль нового огня", во время которого практиковали человеческие жертвоприношения.

Какой сейчас год? Вопрос не так прост, как может показаться. Все относительно. Люди создали календари, чтобы измерить ход времени. Но время эфемерно, его нельзя поймать, и точка отсчета не может быть отмечена. Здесь начинается сложность. Как найти начало? С чего рассчитывать? И с какими шагами?

1. 2018 год в России.
Большинство стран мира живут по григорианскому календарю. В том числе и Россия. Он был введен Папой Григорием XIII вместо юлианского календаря. Разница между этими двумя календарями сегодня составляет 13 дней, и она увеличивается на 3 дня каждые 400 лет. Вот почему существует такой праздник, как Старый Новый год: это Новый год по юлианскому календарю, и некоторые страны все еще празднуют его.

Григорианский календарь был введен в 1582 году в католических странах, и он постепенно был распространен среди других стран.



2. 2561 год в Таиланде.
В Таиланде 2018 год станет годом 2561. Официально Таиланд живет согласно буддийскому лунному календарю, в котором хронология начинается с того момента, когда Будда достиг нирваны.

Однако они также используют григорианский календарь.



3. 2011 год в Эфиопии.
Эфиопский календарь на 8 лет младше, чем обычный календарь. Более того, он имеет 13 месяцев в году. 12 месяцев имеют 30 дней, а последний очень короткий, всего 5 или 6 дней в зависимости от того, является ли он високосным годом или нет. Кроме того, их новый день начинается не в полночь, а на рассвете. Эфиопский календарь основан на древнем календаре Александрии.



4. 5778 год в Израиле.
Еврейский календарь официально используется в Израиле вместе с григорианским. Все еврейские праздники, дни памяти и дни рождения родственников отмечаются в соответствии с первым. Месяцы начинаются с новой луны, и в первый день года (Рош-а-Шана) может быть только понедельник, вторник, четверг или суббота. Следовательно, чтобы все это работало, предыдущий год продлевается на один день.

Еврейский календарь берет свою хронологию с самой первой новой луны, которая состоялась 7 октября 3761 г. до н.э.



5. 1439 год в Пакистане.
Исламский календарь используется для определения сроков религиозных праздников и в качестве официального календаря в некоторых мусульманских странах. Хронология начинается с хиджры, первой эмиграции мусульман в Медину (622 г. н.э.).

День здесь начинается на закате, а не в полночь. Начало месяца - это день, когда полумесяц впервые появляется после новолуния. Продолжительность года в исламском календаре на 10-11 дней меньше солнечного года.



6. 1396 год в Иране.
Персидский календарь, или календарь солнечных хиджров, является официальным календарем в Иране и Афганистане. Этот астрономический солнечный календарь был создан группой астрономов, включая известного поэта Омара Хайяма.

Хронология начинается с хиджры точно так же, как исламский календарь, но она также основана на солнечном году, поэтому месяцы остаются в одни и те же сезоны. Неделя начинается с субботы и заканчивается в пятницу.



7. 1939 год в Индии.
Единый национальный календарь Индии был создан не так давно и введен в 1957 году. Он основан на расчетах эры Сака, древней хронологии, широко распространенной в Индии и Камбодже.

В Индии есть и другие календари, используемые разными народами и племенами. Некоторые начинают хронологию со дня смерти Кришны (3102 г. до н.э.); другие датируют от подъема Викрама к власти в 57 году; третья группа, согласно буддийскому календарю, начинает хронологию с даты смерти Гаутамы Будды (543 г. н.э.).



8. 30 год в Японии.
В Японии существует 2 существующих хронологии: одна, которая начинается с рождения Христа и традиционная. Последняя основана на годах правления японских императоров. Каждый император дает название своему периоду: девиз его царствования.

Начиная с 1989 года, была «эпоха мира и спокойствия», а трон принадлежит императору Акихито. Предыдущая эпоха - Просветленный мир - продолжалась 64 года. В большинстве официальных документов используются 2 даты: одна по григорианскому календарю и одна по нынешней эпохе в Японии.



9. 4716 год в Китае.
Китайский календарь используется в Камбодже, Монголии, Вьетнаме и других азиатских странах. Хронология начинается с даты, когда император Хуанди начал свое правление в 2637 году до нашей эры.

Календарь цикличен и основан на астрономических циклах Юпитера. В течение 60 лет Юпитер обходит Солнце 5 раз, и это 5 элементов китайского календаря. Один круг Юпитера вокруг Солнца занимает 12 лет, и эти годы получили свои имена от животных. 2018 (григорианский) станет Годом Собаки.



10. 107 год в Северной Корее.
Календарь чучхе использовался в Северной Корее с 8 июля 1997 года вместе с хронологией рождения Христа. Обратный отсчет - 1912 год, год рождения Ким Ир Сена, основателя Северной Кореи и вечного президента страны. Его год рождения - год 1; в этом календаре нет года 0.

При написании дат используются оба календаря. Грегорианский календарный год написан в круглых скобках рядом с годом в соответствии с календарем чучхе.

Мы привыкли, что календарь, который используется сегодня – самый верный и удобный вариант летоисчисления. Ведь им пользуется большая часть мира, и все события мы привязываем лишь к его обозначениям. А ведь эта система была введена в обиход только в шестнадцатом веке. И ответственность за то, какой сейчас календарь, несет папа Григорий XIII. Это в годы его правления был введен стиль исчисления лет, названный григорианским.

Официальный календарь - григорианский

До него люди пытались скоординировать между собой смену времен года и длину солнечных дней. Кроме того, существовала определенная сложность в том, чтобы согласовать различные календари между собой, поскольку в каждом уголке мира время исчисляли по-своему.

Например, красноречив тот факт, что когда в России был принят юлианский календарь, начало года решено было считать 1 марта, тогда как в оригинале – 1 сентября. Более того, хоть этот календарь был предложен Юлием Цезарем еще в 45 году до н.э., в России он начал функционировать лишь в 988 году с введением христианства. Какой календарь в России сейчас? Такой же, как и во всем мире – григорианский.

И хоть сегодня григорианский календарь считается самым удобным и самым оптимальным, он тоже имеет ряд недостатков. Например, високосный год не обязательно будет каждым четвертым. В то время, когда был веден календарь, решено было не считать високосными года, которые оканчиваются на два нуля, а сотни не кратны четырем. Так легче было подогнать количество дней под реальное время. Недостатком его считается и то, что каждый год начинается с разного дня недели (хотя этот минус достаточно сомнительный).

В связи с этим, последние пару столетий ученые пытаются найти альтернативу григорианскому календарю. И, хоть предложений было достаточно, единственно верного и приемлемого не поступило.

Какой календарь лучше: солнечный или лунный

Чтобы полнее ответить на вопрос, какие существуют календари, стоит привести и повсеместную их классификацию. Все календари, которые известны человечеству, можно разделить на три общие категории. Это солнечные, лунные и солнечно-лунные.

Солнечный календарь привязан к полному обороту земли вокруг солнца – то есть к так называемому, тропическому году. Это значит, что за упомянутый цикл должна пройти полная смена сезонов. Официальный григорианский календарь – солнечный.

Лунный календарь привязан к лунному месяцу. То есть он основан на смене фаз луны, видимых с одной и той же точки. Обычно, длина лунного месяца колеблется, и представляет собой дробное число дней. Это приходится компенсировать добавлением суток.

Солнечно-лунный календарь берет во внимание одновременно тропический год и лунный месяц. Он учитывает количество дней в месяце, зависит от чередования фаз луны. Меняется также число лунных месяцев, которые «поместятся» в тропический год.

Каждый народ имеет свой календарь

Иногда народ не может перейти на общепринятый календарь, считая свой самым правильным. Какие есть календари в мире? Например, в Израиле, вместе с официальным григорианским календарем, используется еврейский. Израильский народ празднует праздники согласно своему календарю и даже пишет соответствующие даты в официальных документах. Этот календарь тоже прошел период становления, и в разные годы характеризовался разными особенностями.

В Японии в девятнадцатом веке, был официально введен григорианский календарь. Однако традиционный японский остался, и его система исчисления лет также как в Израиле используется народом.

Самый известный календарь, который не используется в настоящее время, пожалуй, календарь майя. Этот древний народ ухитрился так составить свою систему летоисчисления, что отголоски его стараний достигли современных людей. Ведь конец света, который мы пережили в 2012 году, был ошибочно «прочитан» и предсказан, благодаря этому календарю.

Чтобы ответить на вопрос, какие календари бывают, не хватит одной статьи. Мы не упомянули армянский календарь, ирландский, советский, эфиопский. Каждый из них особенный и интересен многими фактами, а не только названием и периодом исчисления.

Календарь — это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре. Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью человечества. Даже самые древние из календарей, такие как cолнечный календарь Древнего Египта или солнечно-лунный календарь Вавилона с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур. Иудейский календарь — является религиозным календарем и официальным календарем Израиля. Это комбинированный солнечно-лунный календарь. Годы исчисляются от сотворения мира, которое согласно иудаизму произошло в 3761 г. до н.э. Этому году соответствует год мира (Anno Mundi) первый. Например, 1996 год соответствует иудейскому 5757 году.
Восточный (китайский) календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.
Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии). Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет. Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. В соответствии с китайской традицией, первый год правления полулегендарного Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.
Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты. Летоисчисление в Японии — китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждал девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.
В любом случае, начало действия девиза императора считался первым годом нового правления, и с него начиналась новая эпоха — период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления. Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. — легендарной дате основания императором Дзимму японского государства. Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны. Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные.
Наиболее популярным в Индии является самватский календарь (викрам самват), в котором продолжительность солнечного года в известной степени связана с продолжительностью лунных месяцев. Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии», написанной в 1944 г., указывает на большую распространенность самватского календаря. Он писал, что «на большей части территории Индии придерживаются календаря викрам самват». В апреле 1944 г. по всей Индии широко отмечались торжества, посвященные самватскому календарю. Они были связаны с исполнившимся в то время 2000-летием со времени введения эры викрам самват. Так как летосчисление по эре викрам самват начинается с 57 г. до н.э., то, следовательно, 2010 год нашего календаря соответствует 2067-2068 годам самватского календаря. В южной части страны большое распространение имеет гражданский календарь Сака, в котором начало счета лет идет с 15 марта 78 г. н.э. Новый год по нему отмечают около 12 апреля с расхождением в два-три дня. 2010 год нашего календаря соответствует 1932- 1933 годам календаря Сака. В Индии долгое время применялись и другие эры, как, например, эра Кали-юга, которая ведет свое начало с 18 февраля 3102 г. до н.э.; эра Нирвана, которая ведет свой счет с 543 г. до н.э. — предполагаемой даты смерти будды Сакья-Муни. Применялась и эра Фазли — одна из последних исторических эр в Индии. Она была введена падишахом Акбаром (1542-1606), но ею пользовались только в официальных документах. Эпохой этой эры является дата 10 сентября 1550 г. н.э. Широкое распространение имеет и григорианский календарь, который в Индии стали применять с 1757 г. В настоящее время почти все выходящие в свет книги, журналы и газеты датируются григорианским календарем, но часто встречается двойная датировка: по григорианскому календарю и по местному, гражданскому. Запутанность календарных систем оказалась столь значительной, что правительство Индии вынуждено было провести реформу и ввести Единый национальный календарь. Для этой цели в ноябре 1952 г. под председательством крупнейшего ученого, профессора Мегхнада Саха был создан специальный комитет по реформе календаря. По решению правительства он был принят в Индии с 22 марта 1957 г. для гражданских и общественных целей. Для выполнения религиозных обрядов не возбранялось пользоваться местными календарями. Календарь майя берёт начало с мифической даты — 13 августа 3113 года до нашей эры. Именно от неё индейцы отсчитывали прошедшие годы и дни. Начальная точка играет у майя ту же роль, что в европейском летоисчислении дата «Рождества Христова». Почему именно 13 августа 3113 года до нашей эры? Современная наука пока не смогла этого объяснить. Предположительно этот день, в представлениях майя, был ознаменован катаклизмом типа всемирного потопа или чем-то в этом роде. В календаре майя время разделено на циклы или «Солнца». Всего их шесть. Каждый цикл, утверждали жрецы майя, заканчивается якобы полным разрушением земной цивилизации. Прошедшие четыре «Солнца» полностью уничтожили четыре человеческие расы, и лишь немногие люди выжили и поведали о том, что произошло. «Первое Солнце» длилось 4008 лет и завершилось землетрясениями. «Второе Солнце» длилось 4010 лет и закончилось ураганами. «Третье Солнце» насчитывало 4081 год — земля была уничтожена «огненными дождями», пролившимися из кратеров огромных вулканов. «Четвёртое Солнце» увенчалось наводнениями. В настоящее время земляне переживают «Пятое Солнце», конец которого придётся на 21 декабря 2012 года. Шестой цикл в календаре пуст...
Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама», в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка — 5501, фактически 5493 до н.э.), антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя византийская. В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8).
В долине Нила, где в незапамятные времена был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской культурой около 4-х столетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — самой яркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени. Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, как раз и составляют хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число дней, а именно — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали Египетский календарь на 1 сутки. Очевидно, для того, чтобы Сириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось уже 365×4=1460 суток. Но опять-таки, памятуя о том, что Египетский год короче Солнечного на 1/4 суток (6 часов), то для того, чтобы вернуться точно к той же дате Египетского календаря Сириусу требовался еще один год (1460+1=1461). Этот циклический период в 1461 Египетский год и есть знаменитый «Сотический период» (Великий год Сотиса).
Древнегреческий календарь был лунно-солнечным с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris) — 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря. Начало года приходилось на середину лета.
Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем и математиком Эратосфеном было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их «otium graecum» (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось. Почему же старый стиль называется Юлианским ? Первая попытка реформировать древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном «Канопском Декрете» (238 г. до Н.Э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. Таким образом, один год из четырех становился равным 366 суткам. К сожалению, реформа эта тогда не привилась: во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового Египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции.
Только в эпоху Римского владычества уже известный нам Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена заменил Римский календарь реформированным Египетским календарем «Канопского Декрета». В 46 г. до Н.Э. Рим со всеми своими владениями перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название Юлианского. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры. Юлианский календарь оказался недостаточно точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы. Пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII провел реформу календаря 24 февраля 1582. Всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября. Календарь стал именоваться Григорианским .
ОМАР 1 (581-644, правление 634-644), второй из «праведных» халифов Арабского халифата, вводит мусульманский (исламский) календарь . До этого у арабских племен летоисчисление велось от "Эры слонов«- 570 года, связанного с нашествием эфиопской армии на Мекку. Начало этого календаря (летоисчисления) ведётся от пятницы 16 июня 622 года, когда Мухаммед (Мухаммад, Магомет, живший в Аравии ≈570-632гг) переселился (араб. — хиджра) из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎‎, ат-таквиму-л-Хиджри).
Календарь Французской революции (или республиканский) был введен во Франции 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806. Он использовался кратковременно снова во время Парижской коммуны в 1871. Годы отсчитываются с установления первой Французской республики 22 сентября 1792. Этот день стал 1 Вандемьера 1-го года Республики (хотя календарь был введен только 24 ноября 1793). Календарь у древних славян именовался как Коляды дар — Дар бога Коляды. Коляда — это одно из названий Солнца. После зимнего солнцестояния 22 декабря бог Коляда — символ смены годового цикла солнцеворота и перехода солнца от зимы к лету, победы добрых сил над злыми.
Начало летоисчисления велось от даты сотворения мира в Звездном храме, то есть подписания мирного договора в лето Звёздного Храма по Круголету (календарю) Числобога после победы ариев (в современном понимании — России) над империей Великого Дракона (по современному — Китая). Символ этой победы — всадник, поражающий китайского дракона, до сих пор сохранился. В первоначальном варианте это Перун, разящий дракона, а с приходом христианизации Перуна (всадника) назвали Георгием.
До принятия христианства счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, а наиболее важным сезоном, вероятно, считалось лето. Поэтому до нас дошло из глубины веков второе смысловое значение слова «лето» как синонима года. Древние славяне пользовались и лунно-солнечным календарем, в котором каждые 19 годов содержали семь дополнительных месяцев. Была и семидневная неделя, которая называлась седмицей. Конец X века ознаменовался переходом в Древней Руси к христианству. С этим событием связано и появление здесь юлианского календаря. Торговые и политические связи Руси с Византией обусловили принятие христианства и юлианского летосчисления по византийскому образцу, но с некоторым отклонением. Там год начинался 1 сентября. На Руси же по древней традиции началом года считали весну, и год начинали 1 марта. Летосчисление вели «от сотворения мира», приняв византийский вариант этой мифической даты — 5508 год до н. э. Лишь в 1492 г. н. э. (в 7001 г. от сотворения мира) начало года на Руси было установлено 1 сентября. Ввиду истечения седьмой тысячи лет «от сотворения мира» и религиозно-мистического истолкования этого срока, а возможно, и в связи с захватом турками в 1453 г. Константинополя — столицы восточного христианства — в мире распространились суеверные слухи о наступающем в 7000 г. конце света. После того, как эту роковую черту благополучно миновали, и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор сразу же в сентябре 1492 г. (в 7001 г.) перенес начало года с 1 марта на 1 сентября. Из указа Петра 1 от 20 декабря 7208 г. от сотворения мира: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего Генваря (января) с 1 числа станет новый 1700 год купно и новый столетий век. Впреть лета считать не с 1 сентября, а с 1 января и не от сотворения мира, а от Рождества Христова». Год 7208 от «сотворения мира» оказался самый короткий и длился всего четыре месяца, в то время как на Руси в 1699 г. новый год встречался дважды — 31 августа и 31 декабря. В 1702 г. в Амстердаме был напечатан первый русский печатный календарь с началом года с 1 января и счетом лет от «Рождества Христова». Так же со свойственной ему дотошностью Петр подробно расписал, как украшать жилище и праздновать праздник. «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».
А на григорианский календарь Россия перешла только в 1918 году — почти через 350 лет после Европы. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Но православная церковь до сих пор отмечает свои праздники по юлианскому календарю, именно поэтому Рождество у нас празднуют не 25 декабря, а 7 января, и с 2100 года, если церковь не перейдет на Григорианский календарь, разница возрастёт до 14 дней и православное рождество автоматически «перенесётся» на 8 января. Церкви, устанавливавшие календарь по солнечным циклам что-то перемудрили. Нам же из всего этого следует запомнить, что 310 лет назад Новый год стали праздновать 1 января, а через 90 лет Рождество будут праздновать на день позже. А пока, живём и радуемся, что скоро будет самый весёлый праздник — Новый год, и дед Мороз принесёт нам кучу подарков. С наступающим Новым годом!

Имеет очень длинную историю. Является он представителем лунно-солнечного календаря. Как и во всех календарях подобного типа, длина его месяцев составляет попеременно 29 и 30 сут, каждые три года в еврейский календарь добавляют 13-й месяц. Называется этот месяц Веадар; его принято вставлять перед месяцем Нисан каждый 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й год 19-летнего цикла. Нисан является первым месяцем еврейского календаря, а отсчет годов идет от седьмого месяца, называемого Тишри. Благодаря периодической вставке месяца Веадара, весеннее равноденствие всегда приходится на лунацию в месяце Нисан.

В еврейском календаре присутствует год обычный, содержащий 12 месяцев, и год эмболисмический, число месяцев в котором составляет 13. В эмболисмическом году из 30 суток месяца Веадара, вставляемых перед Нисаном, одни сутки относят к шестому месяцу Адару (обычно он содержит 29 сут), а остальные 29 суток составляют месяц Веадар. Вообще еврейский календарь является очень сложным календарем, как и все лунно-солнечные календари.

Мусульманский календарь. Изначально, арабы пользовались лунно-солнечным календарем, напоминавшим еврейский календарь. Считается, что ошибки старого календаря заставили пророка Мухаммеда отказаться от дополнительных месяцев и ввести лунный календарь, первым годом которого стал 622. Год в этом календаре состоит из 12 месяцев, попеременно содержащих 29 или 30 дней. Средняя продолжительность года в таком календаре 354,37 сут. Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные сутки к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года нельзя, исключением является один добавочного дня в високосных лунных годах, тогда количество дней увеличивается с 354 до 355 для того, чтобы новолуние было ближе от первого числа месяца. Этот добавочный день принято добавлять в последний месяц года и тогда количество дней в нем составляет 30. Все лунные календари имеют два периода: период в 8 лет называется «турецкий цикл», период в 30 лет называется «арабский цикл». Некоторые страны Востока - Турция, Иран, Афганистан, одновременно используют календари, построенные на обоих циклах. Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные сутки к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года нельзя, за исключением одного добавочного дня в високосных лунных годах, когда количество дней увеличивается с 354 до 355 для того, чтобы новолуние располагалось недалеко от первого числа месяца. Этот добавочный день включается в последний месяц года и тогда количество дней в нем составляет 30.

В мусульманском календаре со временем начало года все время передвигается, Поэтому в лунном календаре нет сезонов и деления месяцев на летние, зимние, осенние и весенние, в силу того, что все они приходятся на разные времена года. Существуют специальные таблицы для перевода мусульманских систем летосчисления в европейские.

Египетский календарь. Изначально Египетский календарь был лунным. Однако, так как вся жизнь египтян была тесно связана с ежегодными разливами Нила, они создали другой календарь, ориентирующийся на появление звезды Сатурн (она появлялась регулярно в период летнего солнцестояния, и вскоре наступал разлив Нила). Египетский солнечный год содержал 12 мес по 30 сут, по окончании последнего месяца шло еще пять дополнительных суток, так что в сумме получалось 365 суток. Однако, со временем выяснилось, что календарный год был на четверть суток короче года солнечного, и с течением временем календарь расходился все больше и больше с сезонами. Наблюдая внимательнее за восходами Сириуса, египтяне пришли к выводу, что 1461 египетский год по 365 сут равен 1460 солнечным годам по 365,25 сут. Ошибку надо было исправлять. Однако египетские жрецы долгое время препятствовали любому изменению календаря. И только в 238 до н.э. Птолемей III издал декрет о добавлении одного дня к каждому четвертому году, т.е. ввел високосный год. Таким образом, родился современный солнечный календарь.

Доисторический китайский календарь был лунным. Императора Яо около 2357 до н.э., был недоволен существующим лунным календарем, неудобным для ведения сельского хозяйства, и поэтому приказал астрономам определить даты равноденствий и создать сезонный календарь, удобный для сельского хозяйства. Необходимо было как-то согласовать 354-суточный лунный календарь с 365-суточным астрономическим годом. Для разрешения данной ситуации, китайские астрономы предложили каждые 19 лет добавлять 7 вставных месяцев, следуя подробной инструкции. В результате, солнечный и лунный годы хоть и были в основном согласованы, все же оставались определенные различия, исправляемые по мере достижении ими заметной разницы. Однако календарь был все же несовершенен: годы имели неодинаковую продолжительность, а дни равноденствия приходились на разные даты. Год в китайском календаре состоял из 24 полумесяцев. Цикл Китайского календаря составляет 60 лет, и имеет несколько внутренних периодов. Интересно, что каждый год Китайского календаря имеет довольно забавное название, например, «год коровы» , «год тигра» , «зайца» , «дракона» и т.п. Эти годы повторяются с периодом в 12 лет. В 1911 в новой Китайской республике официально был принят григорианский календарь, и хотя крестьяне продолжали пользоваться древним лунным календарем, с 1930 он был запрещен.

Календари майя и ацтеков .

Древняя цивилизация племени майя имела весьма совершенный календарь, содержащий 365 сут, поделенных на 18 месяцев по 20 суток в каждом, оставались еще 5 суток, которые не причисляли ни к одному месяцу. В году было 28 недель, каждая из которых имела по 13 суток; одни сутки оставались лишними. Календарь майя был практически таким же.

Очень интересен сооруженный на базальтовой плите размером 3, 6 м календарный камень ацтеков. Данный камень обнаружил в Мексике отряд Кортеса в 1519. В центре камня было изображено, окруженное двадцатью днями месяца, Солнце. К солнцу примыкали четыре больших прямоугольника, в которых были изображены головы, символизирующие, по-видимому, даты четырех предшествующих мировых эпох. Головы и условные знаки в прямоугольниках следующего круга обозначают 20 суток месяца. Большие треугольные фигуры являются изображениями лучей солнца, а два огненных змея в основании внешнего круга представляют жар небес.