Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кто такой литературный критик. Кто такие литературные критики

Кто такой литературный критик. Кто такие литературные критики

Критика литературная это пристрастное интуитивно-интеллектуальное прочтение словесно-художественных текстов, пронизанное при этом интересами, волнениями, соблазнами, сомнениями, связующими словесное искусство с многоцветной реальностью жизни. Литературно-критические высказывания обращены к широкому спектру социально-нравственных вопросов, к «живым потребностям общественного организма» (Григорьев А. Литературная критика). По заключению Р.Барта, Критика литературная «занимает промежуточное положение между наукой и чтением» (Барт Р. Избранные статьи). Литературный критик, способный выразить индивидуальное понимание художественных откровений, заключенных в тексте, - сознательный или невольный посредник на пути литературного произведения от автора к читателю. В одном лице он часто представляет и писательский цех, и читательский мир. «Функция критики, - писал в 1891 Ф.Брюнетьер, - заключается в том, чтобы влиять на общественное мнение, на самих авторов и на общее направление развития литературы и искусства» (Брюнетьер Ф. Литературная критика. Зарубежная эстетика и теория литературы XIXXX веков). Литературно-критическому труду почти неизменно сопутствует полемическая настроенность, полемический диалог с автором, с предполагаемыми читателями, с коллегами-оппонентами. Литературный критик одним из первых, не имея еще за собой традиций интерпретации новорожденного текста, определяет его ценностные параметры. Критик может обращаться и к текстам, давним по своему происхождению, но продолжающим властно влиять на умонастроение читающей публики. Критический этюд И.А.Гончарова «Мильон терзаний» (1872), откликавшийся на постановку «Горя от ума» (1822-24) на сцене Александринского театра в Петербурге и содержавший развернутый анализ самой комедии А.С.Грибоедова, отделен от времени рождения комедии несколькими десятилетиями. При подобной временной дистанции с большей степенью вероятности дает о себе знать публицистический пафос критического выступления, возвращающегося к литературным событиям вчерашнего дня для уяснения их злободневного звучания. Литературно-критические тексты осмысляют и оформляют литературный процесс. Опираясь на богатый исторический опыт западноевропейской и русской словесности, В.Г.Белинский заключал: «Искусство и литература идут об руку с критикою и оказывают взаимное действие друг на друга» («Речь о критике», 1842). В современной филологии различают литературную критику профессиональную, писательскую и читательскую. К профессиональной критике относится литературно-критическая деятельность, ставшая для автора доминирующим родом занятий. Профессиональная критика - явление, пограничное между художественной словесностью и литературоведением. «Критик, оставаясь ученым, - поэт» (Белый А. Поэзия слова Семиотика). Критик-профессионал характеризуется глубиной литературной и общекультурной памяти, собственно эстетическим подходом к феномену словесно-художественного текста, способами реакций на этический, социально-нравственный диктат современности, на читательский спрос.

Литературная критика в России

В России формирование литературной критики, осмысление ею своего предмета и своих задач происходит в 18 веке . Художественный текст, однако, еще не осознается как эстетический феномен, и его критическая оценка строится преимущественно на рационалистической основе; мысль критика замкнута и ориентирована на узкий круг писателей и любителей изящного. В начале 19 века обозначается резкое противостояние рационалистического и эстетического подходов к произведению. Критика постепенно профессионализируется, обретает журнальный характер. С середины 19 века обозначается противостояние критики реальной, эстетической и органической. Погруженности в эстетический анализ противопоставляется утилитарный подход к литературе; художественное произведение становится удобным предлогом для сосредоточенных раздумий над проблемами «жизни действительной». Литературная критика радикального направления вторгается в окололитературную проблематику, связанную со «злобой дня», вступает в яростные споры с неприемлемыми для нее точками зрения по важнейшим социальным вопросам. «Олимпийское спокойствие, - утверждает Д.И.Писарев, - может быть очень уместно в ученом собрании, но оно никуда не годится на страницах журнала, служащего молодому, еще не перебродившемуся обществу» (Писарев Д.И. Сочинения: В 4 томах). В последней трети 19 века, отказываясь от эстетических критериев, критика все последовательнее подчиняет свои оценки определенным социологическим концепциям. В конце 19 - начале 20 века продолжается и завершается активная деятельность критиков, чей творческий путь начался еще в 1860-70-е под влиянием идей реальной критики (Н.К.Михайловский, А.М.Скабичевский, Л.Е.Оболенский и др.). Формируется критика, сосредоточенная главным образом на феномене текста и одновременно обращенная к большому философскому, религиозному, эстетическому контексту. Складываются литературно-критические платформы модернистских течений, отличающиеся широким жанрово-тематическим диапазоном, стилистически изысканным разнообразием. Окончательно определяются приметы массовой журнальной и газетной («фельетонной») критики. Явственно обнаруживают себя располагающиеся особняком оригинальные литературно-критические концепции В.С.Соловьева, И.Ф.Анненского, В.В.Розанова.

В советское время происходит разрушение традиций эстетической критики , функции которой отчасти берет на себя литературоведение. Новые способы общения авторов и читателей вырабатываются на основе нормативно истолкованных представлений о «заветах» революционно-демократической критики «шестидесятников». Верх берут рапповские постулаты об утилитарной роли словесности. Литературная критика 1920-х характеризуется отчетливым движением от аналитического плюрализма к псевдомо-нологизму и к сращению с официальными структурами. 1930-50-е - период упрочения, вынужденного доктринерского «единомыслия» и жестокого контроля за искусством слова со стороны официальной партийной литературной критикой 1960-е - «оттепель» в общественно-литературной жизни, отмеченная разрушением зашоренного монологического сознания, усилением субъективного начала в критике, возвращением к утраченным формам и способам общения с читателем (возрождение относительно независимой от властей журнальной литературной критики, полемических дискуссий). 1970-е отмечены обращением критики к классическому словесно-художественному опыту, к нравственному потенциалу отечественной классики. Последние десятилетия 20 века проходят под знаком заметного усиления самоценно-эстетических, антиутилитаристских тенденций в литературной критике.

В западноевропейской профессиональной литературной критике 19 - начала 20 века отмечается повышенный интерес к биографическому методу («Литературно-критические портреты», 1836-39, Ш.О.Сент-Бёва; «Литературные прогулки», 1904-27, Р.де Гурмона и др.), к позитивистским подходам в оценке изящной словесности, восходящим к французу И.Тэну, итальянцу Ф.Де Санктису, датчанину Г.Брандесу. В литературной критике 20 века на Западе особым кредитом доверия пользуются интуитивистские идеи А.Бергсона и Б.Кроче, психоаналитическая доктрина З.Фрейда, экзистенциализм Ж.П.Сартра, семиология Р.Барта.

Писательская критика подразумевает литературно-критические и критико-публицистические выступления литераторов , основной корпус творческого наследия которых - художественные тексты (в России - литературно-критические статьи, письма В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Д.С.Мережковского, Розанова, А.А.Блока, М.Горького, А.П.Платонова, А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына и др.). В творческой практике некоторых авторов складывается относительное равновесие между поэтическим и собственно литературно-критическим творчеством (А.С.Хомяков, И.С.Аксаков, Анненский). Писательская критика интересна своей отчетливо явленной нетрадиционностью, внезапностью ассоциативных рядов, невольным или вполне осознанным стремлением понять «чужое » во всепоглощающем свете собственной поэтической практики, в масштабах своих сокровенных эстетических исканий.

Читательская критика - многообразные реакции на художественную словесность, принадлежащие людям, профессионально не связанным с литературным делом. Часто читательская критика отмечена печатью непосредственности, проникнута духом исповедальности.

Словосочетание критика литературная произошло от греческого kritike, что в переводе означает – искусство разбирать.

творчества. Литературная критика исходит из общей методологии науки о литературе (см. Литературоведение ) и опирается на историю литературы. В отличие от истории литературы, она освещает процессы, происходящие прежде всего в литературном движении современности, или интерпретирует классическое наследие с точки зрения современных общественных и художественных задач. Литературная критика тесно связана как с жизнью, общественной борьбой, так и с философскими и эстетическими идеями эпохи.

Слово «критика» происходит от греческого kritike - искусство разбирать, судить. Критические суждения о литературе возникли почти одновременно с самим её рождением, первоначально как мнение наиболее уважаемых, умудрённых читателей. Выделившись уже в эпоху античности в Греции и Риме, а также в древней Индии и Китае как особое профессиональное занятие, Литературная критика ещё долгое время сохраняла в ряду иных видов творчества «прикладное» значение общей оценки произведения, поощрения или осуждения автора, рекомендации книги другим читателям.

Теоретическое определение Литературная критика должно быть осознано исторически. Так, критика 17-18 вв. - в согласии с классицистской эстетикой - требовала лишь беспристрастной и основанной на здравом вкусе оценки произведения с указанием на отдельные «погрешности» и «красоты». В 19 в. критика сложилась как особый вид литературы, а деятельность писателя стала рассматриваться в её отношении к эпохе и обществу.

История Литературная критика на Западе, тесно связанная с историей литературных школ и направлений, развитием литературоведческой мысли, прямо или косвенно выражает социальные отношения и противоречия своего времени. Наиболее значительные критики и писатели выдвигали программу развития литературы, формулировали её общественные и эстетические принципы (например, Д. Дидро и Г. Лессинг - ещё в 18 в., Ж. де Сталь, Г. Гейне, В. Гюго, Э. Золя - в 19 в.). Начиная с 1-й половины 19 в. критика окончательно завоевала в Европе право одной из литературных профессий. Влиятельными для своего времени критиками были: Ш. О. Сент-Бёв, И. Тэн и Ф. Брюнетьер - во Франции, М. Арнолд - в Англии, Г. Брандес - в Дании. В США наиболее заметные достижения Литературная критика относятся к 1-й половине 20 в. и связаны с именами В. Л. Паррингтона и Ван Вик Брукса.

В России первые шаги Литературная критика относятся к середине 18 в. (М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский). Диапазон и возможности критики расширил Н. М. Карамзин, впервые придавший ей общественный характер. Критики-декабристы (А. А. Бестужев и др.) с революционно-романтических позиций отстаивали идею народности и самобытности русской литературы. К осознанию принципов реалистической критики приближался Н. И. Надеждин, во многом предшествовавший В. Г. Белинскому. Первые высокие образцы русской Литературная критика сложились в критической прозе А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, оставивших тонкие суждения о назначении литературы, о реализме и сатире, о сущности и задачах Литературная критика В критике В. Г. Белинского, выдвинувшего концепцию критического реализма, оценка произведения строится уже на истолковании его как художественного целого, в единстве его идей и образов, а творчество писателя рассматривается в связи с историей литературы и общества. Не удовлетворяясь оценкой произведения в свете идейного замысла автора, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов обосновали в качестве главной задачи Литературная критика суждение о самой жизни, её процессах, социальных типах, составленное на основе правдивых свидетельств художника - изображённых им картин. Принципиальная новизна их подхода, расширившего само понятие о критике, заключалась в таком истолковании реалистического произведения, какое позволяло обнаружить подлинную глубину его жизненного содержания.

Революционно-демократические критики 60-70-х гг. (Чернышевский, Добролюбов, Д. И. Писарев, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.), продолжавшие традиции Белинского, сумели слить литературное дело с активными выступлениями против крепостничества и самодержавия, за раскрепощение народа. Их деятельность складывалась в идейно-литературной борьбе с либеральными тенденциями «эстетической критики» (А. В. Дружинин, В. П. Боткин и др.), которая пыталась оторвать искусство и литературу от общественной жизни, и внесоциальным пониманием народности литературы в критике так называемых почвенников (А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.). Многие конкретно-критические работы названных критиков обладали несомненными достоинствами, давали содержательный анализ отдельных литературных явлений, но в целом их деятельность противостояла прогрессивному движению русской революционно-демократической критики.

Новую, подлинно научную методологическую основу Литературная критика создало учение К. Маркса и Ф. Энгельса, раскрывшее основные законы социально-исторического развития, их выступления по вопросам искусства и литературы. Марксистская критика на Западе, возникшая во 2-й половине 19 в., была представлена выдающимися литераторами - Ф. Мерингом (в Германии) и П. Лафаргом (во Франции), впервые давшими трактовку проблем искусства с позиций исторического материализма.

Новый этап в развитии русской критической мысли ознаменовала марксистская критика, унаследовавшая и развивавшая в конце 19 - начале 20 вв. традиции революционно-демократические критики поры её расцвета; она складывалась в борьбе с народнической (Н. К. Михайловский) и декадентской (А. Волынский) Литературная критика В работах Г. В. Плеханова был обоснован и осуществлен принцип историко-материалистического подхода к явлениям литературы, оценки их с классовых позиций. Важнейшее значение для развития марксистской Литературная критика имели статьи и выступления В. И. Ленина. В цикле статей о Л. Н. Толстом Ленин обосновал «теорию отражения» применительно к литературному творчеству. Выдвинутый им (в статье «Партийная организация и партийная литература», 1905) принцип партийности литературы, его отношение к культурному наследию, защита реалистических традиций классической литературы оказали большое влияние на формирование марксистской Литературная критика в России: её развитие связано с именами В. В. Воровского, А. В. Луначарского, М. Горького и др.

Работы Ленина имели принципиальное значение для утверждения методологических основ советского литературоведения и Литературная критика

После Октябрьской революции 1917 в России и особенно в результате возникновения в середине века социалистического лагеря марксистское литературоведение и Литературная критика становятся одним из ведущих международных направлений; его представляют как Литературная критика социалистических стран в целом, так и многие критики-марксисты в буржуазных странах Запада и Востока (например, Р. Фоке, К. Кодуэлл и др.).

Марксистская критика рассматривает художественные произведения в единстве всех его сторон и качеств - с точки зрения социологической, эстетической, этической. Литературная критика , как и само художественное творчество, служит средством познания жизни, воздействия на неё и подобно литературе может быть отнесена к области «человековедения». Отсюда - высокая ответственность критики как средства идеологического и эстетического воспитания.

Критика указывает писателю достоинства и промахи его труда, способствуя расширению его идейного кругозора и совершенствованию мастерства; обращаясь к читателю, критик не только разъясняет ему произведение, но вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного на новом уровне понимания. Важным достоинством критики является способность рассматривать произведение как художественное целое и осознавать его в общем процессе литературного развития.

В современной Литературная критика культивируются различные жанры - статья, рецензия, обзор, эссе, литературный портрет, полемическая реплика, библиографическая заметка. Но в любом случае критик в известном смысле должен соединять в себе политика, социолога, психолога с историком литературы и эстетиком. При этом критику необходим талант, родственный таланту и художника, и учёного, хотя вовсе не идентичный с ними.

В советской критике особое значение приобретает партийная направленность критических выступлений, основательность марксистско-ленинской подготовки критика, руководствующегося в своей деятельности методом социалистического реализма - основным творческим методом всей советской литературы. В постановлении ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972) указывалось, что долг критики, глубоко анализируя закономерности современного художественного процесса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно выступать против буржуазной идеологии

Советская Литературная критика , в союзе с Литературная критика других стран социалистического содружества и марксистской Литературная критика стран капитализма, активно участвует в международной идеологической борьбе, выступает против буржуазно-эстетических, формалистических концепций, пытающихся выключить литературу из общественной жизни и культивирующих элитарное искусство для немногих; против ревизионистских концепций «реализма без берегов» (Р. Гароди, Э. Фишер), призывающих к мирному идеологическому сосуществованию, т. е. к капитуляции реалистических течений перед буржуазным модернизмом; против левацко-нигилистических попыток «ликвидировать» культурное наследие и перечеркнуть познавательную ценность реалистической литературы. Во 2-й половине 20 в. в прогрессивной печати разных стран активизировалось изучение взглядов В. И. Ленина на литературу.

Одним из актуальных вопросов современной Литературная критика является отношение к литературе социалистического реализма. У этого метода в зарубежной критике есть и защитники и непримиримые враги. Выступления «советологов» (Г. Струве, Г. Ермолаев, М. Хейуорд, Ю. Рюле и др.) по поводу литературы социалистического реализма направлены не только против художественного метода, но по сути дела - против тех общественных отношений и идей, которые обусловили его возникновение и развитие.

С обоснованием и защитой принципов социалистического реализма в советской критике в своё время выступали М. Горький, А. Фадеев и др. писатели. Активную борьбу за утверждение социалистического реализма в литературе ведёт советская Литературная критика , которая призвана сочетать точность идейных оценок, глубину социального анализа с эстетической взыскательностью, бережным отношением к таланту, к плодотворным творческим поискам. Доказательная и убедительная Литературная критика получает возможность воздействовать на ход развития литературы, течение литературного процесса в целом, последовательно поддерживая передовые и отвергая чуждые тенденции. Марксистская критика, основанная на научных приёмах объективного исследования и живом общественном интересе, противостоит критике импрессионистической, субъективистской, которая считает себя свободной от последовательных концепций, целостного взгляда на вещи, осознанной точки зрения.

Советская Литературная критика ведёт борьбу с догматической критикой, которая исходит из предвзятых, априорных суждений об искусстве и потому не может осознать самую сущность искусства, его поэтическую мысль, характеры и конфликты. В борьбе с субъективизмом и догматизмом завоёвывает себе авторитет критика - общественная по характеру, научная и творческая по методу, аналитическая по приёмам исследования, связанная с обширной читательской аудиторией.

В связи с ответственной ролью критики в литературном процессе, в судьбе книги и автора, большое значение приобретает вопрос о её нравственных обязанностях. Профессия накладывает на критика существенные моральные обязательства, предполагает принципиальную честность аргументации, понимание и такт по отношению к писателю. Всякого рода натяжки, произвольное цитирование, навешивание «ярлыков», голословные выводы - несовместимы с самой сутью Литературная критика Прямота и резкость в суждениях о ремесленной литературе - качество, присущее передовой русской критике со времён Белинского. В критике не должно быть места, указывалось в постановлении ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», примиренческому отношению к идейному и художественному браку, субъективизму, приятельским и групповым пристрастиям. Нетерпимо положение, когда статьи или рецензии «...носят односторонний характер, содержат необоснованные комплименты, сводятся к беглому пересказ у содержания произведения, не дают представления о его реальном значении и ценности» («Правда», 1972, 25 января, с. 1).

Научная убедительность аргументации в соединении с партийной определённостью суждений, идейной принципиальностью и безупречным художественным вкусом - основа морального авторитета советской Литературная критика , её влияния на литературу.

О Литературная критика в отдельных странах см. разделы Литература и Литературоведение в статьях об этих странах.

Лит.: Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Белинский В. Г., Речь о критике, Полн. собр. соч., т, 6, М., 1955; Чернышевский Н. Г., Эстетика, М., 1958; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1-2, М., 1958; Горький М., О литературе, М., 1961; Луначарский А. В., Критика и критики, Сб. статей, М., 1938; его же, Ленин и литературоведение, Собр. соч., т. 8, М., 1967; Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1-2, М., 1950-1965; История русской критики, т. 1-2, М. - Л., 1958; Рюриков Б. С., Основные проблемы советской литературной критики, в кн.: Второй Всесоюзный съезд советских писателей, М., 1956; Фадеев А., Задачи литературной теории и критики, в его сб.: За тридцать лет, М., 1957; Белинский и современность, М., 1964; Очерки истории русской советской журналистики, т. 1, 1917-1932, М., 1966; т. 2, 1933-1945, М., 1968; Актуальные проблемы критики и литературоведения, «Вопросы литературы», 1966, № 6; Кулешов В, И., История русской критики, М., 1972; Бурсов Б., Критика как литература, «Звезда», 1973, № 6-8; Советское литературоведение и критика. Русская советская литература (общие работы). Книги и статьи, 1917-1962 гг. Библиографич. указатель, М., 1966 (разделы «Лит. критика» и «Лит. дискуссии»); Вейман ., «Новая критика» и развитие буржуазного литературоведения, М., 1965; формирование марксистской литературной критики в зарубежных славянских странах, М., 1972; Задачи и возможности литературной критики. (На международном конгрессе в Реймсе), «Иностранная литература», 1972, № 9; Teeter L., Scholarship and the art of criticism, «A Journal of English literary history», 1938, № 5; Peyre ., Writers and their critics, lthaca, 1944; Kayser ., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern - Münch., 1967 (есть библ.); Weliek R., Warren A., Literary theory, criticism and history, в их кн.: Theory of literature, 3 ed., . ., 1963 (есть библ.).

В. Л. Матвеев.

Статья про слово "Литературная критика " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 19820 раз

Литературная критика

Литерату́рная кри́тика - область литературного творчества награни искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения).

Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том численасущных проблем общественной и духовной жизни); выявляет и утверждает творческие принципылитературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственнона формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками - историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией.

История

Выделяется уже в эпоху античности в Греции и Риме, также в древней Индии и Китае как особоепрофессиональное занятие. Но долгое время имеет только «прикладное» значение. Задача её - датьобщую оценку произведения, поощрить или осудить автора, рекомендовать книгу другим читателям.

Затем, после длительного перерыва снова складывается как особый вид литературы и как самостоятельнаяпрофессия в Европе, начиная с XVII века и до первой половины XIX века (Т. Карлейль, Ш. Сент-Бев, И. Тэн, Ф. Брюнетьер, М. Арнолд, Г. Брандес).

История русской литературной критики

До XVIII века

Элементы литературной критики появляются уже в письменных памятниках XI века. Собственно, как толькокто-то выражает своё мнение о каком-либо произведении, мы имеем дело с элементами литературнойкритики.

В число произведений, содержащих такие элементы входят

  • Слово некоего доброго старца о чтении книг (входит в Изборник 1076 г., иногда ошибочно называемыйИзборником Святослава);
  • Слово о законе и благодати митрополита Илариона, где есть рассмотрение Библии как литературного текста;
  • Слово о полку Игореве, где в начале заявлено намерение петь новыми словами, а не по обыкновению«боянову» - элемент дискуссии с «бояном», представителем предыдущей литературной традиции;
  • Жития ряда святых, которые были авторами значимых текстов;
  • Письма Андрея Курбского Ивану Грозному, где Курбский попрекает Грозного слишком большой заботой окрасоте слова, о плетении словес.

Значимые имена этого периода - Максим Грек, Симеон Полоцкий, Аввакум Петров (лит.произведения), Мелетий Смотрицкий.

XVIII век

Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 г. в сатире «Овоспитании». Ещё на французском - critique. В русском написании оно войдет в частое употребление всередине XIX в.

Литературная критика начинает развитие вместе с появлением литературных журналов. Первым такимжурналом в России стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). Первымроссийским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин, предпочитавший жанрмонографической рецензии.

Характерные черты литературной полемики XVIII века:

  • лингво-стилистический подход к литературным произведениям (основное внимание уделяется погрешностямязыка, преимущественно первая половина века, особенно свойственно выступлениям Ломоносова иСумарокова);
  • нормативный принцип (характерен для господствовавшего классицизма);
  • вкусовой принцип (выдвинут в самом конце века сентименталистами).

XIX век

Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературныхжурналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первойполовине века в критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка, позже основными сталипроблемная статья и обзор. Представляют большой интерес рецензии А. С. Пушкина - это краткие, написанные изящно и литературно, полемичные произведения, свидетельствовавшие о стремительномразвитии русской литературы. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии.

Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, такжеписали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русскийтеатр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях.

Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняютсясоциально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличаетсябольшим вниманием к проблемам художественного мастерства.

На рубеже XIX - XX веков активно развиваются промышленность и культура. По сравнению с серединой XIXвека значительно ослабляется цензура, вырастает уровень грамотности. Благодаря этому, выпускаетсямножество журналов, газет, новых книг, увеличиваются их тиражи. Литературная критика также испытываетрасцвет. Среди критиков большое количество писателей и поэтов - Анненский, Мережковский, Чуковский. Вместе с появлением немого кино рождается кинокритика. До революции 1917 г. выпускалось несколькожурналов с рецензиями на фильмы.

XX век

Новый культурный всплеск происходит в середине 1920-х гг. Закончилась гражданская война, и молодоегосударство получает возможность заняться культурой. На эти годы приходится расцвет советского авангарда. Творят Малевич, Маяковский, Родченко, Лисицкий. Развивается и наука. Крупнейшая традиция советскойлитературной критики первой половины XX в. - формальная школа - рождается именно в русле строгойнауки. Главными ее представителями считаются Эйхенбаум, Тынянов и Шкловский.

Настаивая на автономии литературы, идее независимости ее развития от развития общества, отвергаятрадиционные функции критики - дидактическую, моральную, общественно-политическую, - формалистыпошли вразрез с марксистским материализмом. Это привело к концу авангардного формализма в годысталинизма, когда страна стала превращаться в тоталитарное государство.

В последующие 1928–1934 гг. формулируются принципы социалистического реализма - официальногостиля советского искусства. Критика становится карательным инструментом. В 1940 году был закрыт журнал«Литературный критик», распущена секция критики в Союзе писателей. Теперь критика должна быланаправляться и контролироваться непосредственно партией . Во всех газетах и журналах появляютсяколонки и отделы критики.

Известные русские литературные критики прошлого

| следующая лекция ==>

Литературная критика.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Литературная критика.
Рубрика (тематическая категория) Литература

1) Предметомистории литературы является преимущественно прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса.

Литература каждого народа, созданная на его языке, имеет свои национальные особенности, свои закономерности исторического развития. Вследствие этого научное изучение литературы каждого народа представляет собой особую часть литературоведения, особую дисциплину и нуждается в своих ученых-специалистах.

Произведения литературы всœегда отражают своеобразие той исторической эпохи, в которую они были созданы, и в данном отношении явно отличаются от фольклорных текстов.

Произведения фольклора веками живут в памяти народа и передаются в устной форме. Естественно, что при этом постепенно, иногда очень значительно, изменяются их содержание и форма. Часто в фольклорных текстах трудно разглядеть черты того времени, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ они первоначально возникли. По иным ʼʼзаконамʼʼ живет художественная литература, особенно печатная. Произведения, созданные в определœенный период, затем остаются неизменными в течение веков, даже тысячелœетий и сохраняют своеобразие породившего их времени. В особенностях своего содержания и формы они отражают не только характерные черты целой исторической эпохи, но и отдельного ее периода, иногда даже определœенного момента социально-политического и культурного развития того или иного народа.

Без понимания этого, без знания множества фактов, событий, отношений, характерных для того времени, когда возникли те или иные произведения, без умения вникнуть в самый ʼʼдухʼʼ конкретной эпохи невозможно научно изучать художественную литературу.

По этой причине литературовед всœегда должен обращаться к другим историческим наукам, чтобы они вооружили его определœенными сведениями. Ему необходима способность осознавать неповторимое своеобразие каждого периода национально-исторической жизни и его отражение в особенностях художественного содержания и формы литературных произведенийисторизм литературоведческого мышления.

Своеобразие какой-либо эпохи отражается, в первую очередь, в содержании созданных в эту эпоху литературных произведений, прежде всœего в том, какие именно явления жизни воспроизведены, какое воплощение они нашли в образах.

Изучая произведения, литературовед должен не просто сознавать отразившиеся в них эпохальные особенности жизни. Это сумеет сделать и любой внимательный читатель. Литературовед должен понимать такие особенности, то есть отдавать себе ясный, исторически обоснованный отчет в том, в какой мере всœе, воспроизведенное в произведении, характерно для такой-то страны и такой-то эпохи ее жизни и отличие от других стран и эпох, без этих конкретных исторических знаний невозможно правильно понять, какая жизнь отразилась в образах художественных произведений, чтó в них стало предметом осознания и оценки со стороны тех или иных писателœей.

Не только действительность, отразившаяся в произведениях искусства слова, заключает в себе черты, характерные для определœенной страны и эпохи, но и то, как эту действительность осознает и оценивает писатель.

Писатель всœегда принадлежит к определœенному слою общества своего времени, вращается в определœенных социальных и культурных кругах, для него характерен определœенный уровень развития, он часто бывает сторонником какого-либо политического или идейного движения, участником происходящих в его стране общественных событий. У него всœегда есть отчетливые взгляды на жизнь, те или иные общественные идеалы, которые он и выражает в своих произведениях.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, рассматривая процесс развития литератур определœенных стран и творчество отдельных писателœей, ученые-литературоведы постоянно опираются на знание истории. В то же время факты, из которых складывается литературная жизнь эпохи и всœе то, что характеризует творческую деятельность писателœей, литературоведы изучают и самостоятельно.

Многие национальные литературы развиваются на протяжение нескольких столетий, целого ряда исторических эпох. В каждую из них они обнаруживают существенные особенности и различия в своем содержании и форме. По этой причине история литературы как особая научная дисциплина подразделяется обычно на отдельные части, которым литературоведы и посвящают свои исследования. К примеру, история русской литературы подразделяется на историю древнерусской литературы, литературы XYIII века, XIX века, начала XX века и т.п. Подобные подразделœения существуют и в истории других национальных литератур.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, литературоведение представляет собой историческую науку, связанная со всœеми науками об истории человечества, и с их помощью стремящуюся установить закономерности своего предмета – истории литературы народов мира.

2) Литературоведам недостаточно овладеть только представлениями о том, что литература тесно связана с общественной жизнью. Подобно театроведам, музыковедам и т.п. литературоведы должны создать конкретную теорию существенных особенностей художественного творчества, или, иначе говоря, теорию художественной литературы как вида искусства.

Из этого следует, что в общем составе литературоведения наряду с такой частью как история литературы разных стран должна существовать и другая, не менее важная его часть – теория литературы, находящаяся с ней в тесной связи и взаимодействии.

2) Теория литературы является одним из базовых разделов науки о литературе, предметом изучения которого являются: природа и общественные функции художественного творчества, структура художественных произведений и общие законы развития литературы.

Теория литературы как отдельная литературоведческая дисциплина прошла очень долгий путь исторического развития. Первым сочинœением по теории литературы считается ʼʼПоэтикаʼʼ Аристотеля (IV век до н.э.). С этих пор вплоть до настоящего времени, в особенности на протяжении трех последних столетий, интерес к теоретическим вопросам литературоведения всœе более усиливается.

Разработка вопросов теории литературы имеет огромное, по сути дела решающее, значение для исторического изучения литератур различных эпох и народов – для истории литературы как основной части литературоведения. Историческое изучение литератур народов мира не может осуществляться без применения множества общих понятий об отдельных свойствах и особенностях литературных произведений, об отдельных сторонах процесса литературного развития. Все эти понятия должны быть ясны и определœенны по своему содержанию и по своему соотношению. Без этого сама историко-литературная мысль окажется неясной, запутанной. Разработку и систематизацию общих понятий литературоведения и выполняет теория литературы. Она дает истории литературы инструмент для ее конкретных исследований. В случае если бы история литературы не имела теоретически обработанных общих понятий, она была бы вынуждена заниматься лишь описанием отдельных фактов.

Взаимодействие истории и теории всœех видов искусств очень точно определил Чернышевский Н.Г.: ʼʼИстория искусства служит основанием теории искусства, потом теория искусства помогает более совершенной, более полной обработке истории его; лучшая обработка истории послужит дальнейшему совершенствованию теории, и так далее, до бесконечности... Без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границахʼʼ.

Действительно, невозможно создавать историю литературы как науку, не имея ʼʼпонятия о предмете, о его значении и границахʼʼ. Нельзя говорить об истории литературы, не зная, что такое вообще художественная литература.

Без усвоения целой системы понятий, создаваемых теорией литературы, историк литературы будет работать вслепую, без ясного понимания особенностей изучаемого предмета͵ не имея осознанных научных задач. Он окажется плохим представителœем своей науки, не умеющим проникнуть в глубину изучаемых явлений, скользящим лишь по их поверхности.

Система научных понятий, которые разрабатывает для исторического изучения литературы ее теория, очень сложна и разностороння. Она складывается из нескольких разделов.

Прежде всœего, теория литературы должна выработать представление о предмете литературоведения. Для того, чтобы иметь верное и полное понимание того, что такое художественная литература как вид искусства, нужно дать ответ на целый ряд вопросов: В чем заключаются специфические особенности содержания искусства в отличие от содержания других видов общественного сознания? В чем идеологическая сущность искусства и его познавательные возможности? Как зависит литература в исторически неповторимых особенностях своего содержания и формы от условий и обстоятельств национально-исторической жизни общества? Каковы специфические особенности литературы как вида искусства? Ответы на эти вопросы требуют разработки целого ряда понятий. Такой разработке посвящен первый раздел теории литературы – учение о специфике художественной литературы.

Не менее важен и другой круг проблем. На протяжении исторического развития каждой национальной литературы происходят существенные и закономерные изменения ее содержания и ее формы. Для того, чтобы разобраться в этих изменениях, нужна целая система теоретических понятий (роды и жанры литературы, литературные направления и т.п.). Разработка этих и подобных понятий составляет другой раздел теории литературы – учение об особенностях исторического развития литературы.

Для того, чтобы рассматривать отдельные произведения с точки зрения национальных и эпохальных особенностей литературного развития, чтобы узнать и оценить идейно-художественные достоинства произведений, необходима сложная система понятий, с помощью которых бывают охарактеризованы различные стороны и элементы содержания и формы отдельных произведений.

Какие стороны нужно различать в содержании и форме художественных произведений? Что такое, к примеру, сюжет произведения и конфликты, в нем развивающиеся? Каково бывает построение произведения в целом, его композиция? Как связаны между собой различные стороны содержания и формы? На эти и подобные вопросы дает ответ еще один раздел теории литературы – учение о сторонах и элементах организации отдельного художественного произведения (его иногда называют ʼʼпоэтикаʼʼ).

Изучая историю тех или иных национальных литератур, литературовед вынужден на каждом шагу своего исследования пользоваться понятиями всœех этих трех разделов теории литературы. И чем более теоретически вооруженной будет история литературы, тем более совершенной она окажется как наука.

Теория литературы по-своему интересна и необходима не только для исследователœей, но и для самих писателœей. Как мастера художественного слова они стремятся хорошо понимать назначение и особенности того дела, которым занимаются. По этой причине многие писатели (М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.Г. Чернышевский и п.т.) посвящали специальные работы вопросам теории.

3) Литературную критику интересует относительно единовременное, ʼʼсегодняшнееʼʼ состояние литературы; для нее характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач.

Принадлежность литературной критики, которая занимается разбором и оценкой художественных произведений, к литературоведению как науке не является общепризнанной.

Литературная критика возникла достаточно давно. Еще в Древней Греции выступления публицистов, высказывания поэтов нередко содержали в себе принципиальную оценку тех или иных произведений художественной литературы. Заметное развитие получила литературная критика в эпоху Возрождения, а еще более – в конце XVIII и начале XIX века, в эпоху романтизма. В России расцвет литературной критики относится к серединœе XIX столетия, когда выступили такие выдающиеся ее представители как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев. С этого времени критика становится постоянным спутником литературы.

Существование критики обусловлено специфическими особенностями самой художественной литературы, прежде всœего, образно-идеологическим значением ее содержания. Естественно, что она возбуждает у читателœей ответные идейные отклики, нередко очень активные. При этом одни читатели могут испытывать очень деятельное сочувствие к тому или иному произведению за то понимание и оценку жизни, которые в нем выражены, считать его правдивым и убедительным по содержанию. Другие, напротив - могут не соглашаться с идейной направленностью произведения, считать ее неверной, не отвечающей действительности.

С критическими статьями выступают люди, способные раскрыть и передать другим идейную направленность произведений современной им художественной литературы, выражающие свое отношение к текстам. Литературный критик обычно представляет в своих статьях не только себя лично, но и целый литературный, общественный лагерь. По этой причине одно и то же произведение, достаточно глубокое и значительное по своему содержанию, может вызывать различные, иногда даже противоположные отклики и оценки в статьях разных критиков, представляющих мнение разных общественных кругов. По поводу некоторых, особо значительных произведений нередко разворачивается активная литературно-критическая борьба. Примером могут служить напряженные идейные столкновения, происходившие в русской критике в 60-е годы XIX века вокруг романа Тургенева И.С. ʼʼОтцы и детиʼʼ.

Литературная критика вместе с тем выполняет и другую задачу, также вытекающую из самой природы художественной литературы. Идея художественного произведения, то есть осмысление и оценка жизни, которые являются активной стороной его содержания, выражаются не в отвлеченных рассуждениях писателя, а в образах – в изображении отдельных личностей (персонажей), их действий, отношений, переживаний, окружающей их обстановки. Изображение это складывается из множества деталей, композиционных приемов, различных средств художественной выразительности. Для обычного читателя, даже чрезвычайно образованного, оказывается достаточно сложно через всœе это сложное переплетение элементов художественной формы осмыслить содержание произведения, понять его идейную направленность.

Критика приходит читателям на помощь. Разъясняя свое понимание произведения, давая ему оценку, критик при этом не может уклониться от его разбора.

Наряду с этим литературные критики оказывают определœенную помощь самим писателям, давая им представление о том, как были поняты читающей публикой их произведения, насколько полно восприняты авторские мысли.

Каково же взаимоотношение литературной критики и двух других литературоведческих дисциплин? Задача критикой состоит по сути в том, чтобы предлагать читателям такое истолкование и оценку произведений современной художественной литературы, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служит интересам и идеалам определœенного общественного движения. Главная же из базовых задач литературоведения – выяснять и истолковывать объективные особенности и закономерности исторического развития художественной словесности народов мира. На первый взгляд, это совершенно различные, не связанные между собой задачи.

При этом было бы большой ошибкой утверждать, что литературоведение стоит вне интересов общественной жизни и общественной развития. Признать это – значит превратить литературоведение в ʼʼчистую наукуʼʼ. Между тем, литературоведы - ϶ᴛᴏ живые люди, они всœегда обладают определœенными общественными взглядами, их идеологические позиции определяют направление их научной работы – выбор того или иного материала для исследования, самые принципы и приемы этого исследования и т.п.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, теория литературы, история литературы и литературная критика оказываются тесно связанными между собой. Выполняя свои собственные задачи, критик не может не исходить из общего понимания объективных закономерностей и перспектив развития литературы. И он, естественно, вынужден опираться на те наблюдения, научные обобщения и выводы, к которым приходят литературоведы. В то же время как бы далеко от современности не уходили ученые в своих исследованиях, они должны изучать литературу прошлого в такой перспективе, которая объясняла бы ее настоящее.

Для литературоведения как системы дисциплин характерна не только тесная взаимосвязь всœех отраслей (литературная критика опирается на данные теории и истории литературы, история не может существовать без теории и т.п.), но и постоянное передвижение материала из одного ряда в другой: то, что на определœенном этапе составляло предмет литературной критики со временем становится частью истории литературы.

Литературная критика. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Литературная критика." 2017, 2018.

"Каждая эпоха русской литературы имела свое сознание о самой себе, выражавшееся в критике", — писал В. Г. Белинский. С этим суждением трудно не согласиться. Русская критика — явление столь же яркое и уникальное, как и русская классическая литература. Многократно отмечалось, что критика, будучи синтетичной по своей природе, играла громадную роль в общественной жизни России. Критические статьи В. Г. Белинского, А. А. Григорьева, А. В. Дружинина, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и многих других заключали в себе не только подробный разбор произведений, их образов, идей, художественных особенностей; за судьбами литературных героев, за художественной картиной мира критики стремились увидеть важнейшие нравственные и социальные проблемы времени, и не только увидеть, но и порой предложить свои пути решения этих проблем.

Статьи русских критиков оказывали и продолжают оказывать значительное воздействие на духовную и нравственную жизнь общества. Не случайно они давно уже включены в программу школьного образования. Однако на протяжении многих десятилетий на уроках литературы ученики знакомились главным образом с критикой радикальной направленности — со статьями В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и ряда других авторов. Критическая статья при этом воспринималась чаще всего как источник цитат, которыми школьники щедро "украшали" свои сочинения.

Подобный подход к изучению русской классики формировал стереотипы художественного восприятия, значительно упрощал и обеднял картину развития отечественной литературы, отличавшуюся ожесточенными идейными и эстетическими спорами.

Лишь в недавнее время благодаря появлению целого ряда серийных изданий и глубоких литературоведческих исследований наше видение путей развития российской литературы и критики стало более объемным и многогранным. В сериях "Библиотека “Любителям российской словесности”", "История эстетики в памятниках и документах", "Русская литературная критика" вышли в свет статьи Н. М. Карамзина, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, И. В. Киреевского, Н. И. Надеждина, А. А. Григорьева, Н. Н. Страхова и других выдающихся отечественных литераторов. Сложные, драматичные искания различных по своим художественным и общественным убеждениям критиков XIX—начала XX веков воссозданы в серии "Библиотека русской критики". Современные читатели получили наконец возможность познакомиться не только с "вершинными" явлениями в истории отечественной критики, но и со множеством других, не менее ярких явлений. При этом наше представление о "вершинах", о масштабе значимости многих критиков существенно уточнилось.

Думается, что и практика школьного преподавания должна формировать более объемное представление о том, как отразилась русская литература XIX века в зеркале отечественной критики. Важно, чтобы юный читатель начал воспринимать критику как органическую часть Литературы. Ведь Литература в широком смысле — это искусство слова, воплощающееся как в художественном произведении, так и в литературно-критическом выступлении. Критик всегда немного и художник, и публицист. Талантливая критическая статья обязательно содержит в себе мощный сплав нравственно-философских раздумий ее автора с тонкими и глубокими наблюдениями над художественным текстом.

Изучение критической статьи дает очень мало, если ее основные положения воспринимаются как некая догма. Для читателя важно эмоционально и интеллектуально пережить все сказанное критиком, вдуматься в логику его мысли, определить меру доказательности выдвинутых им аргументов.

Критик предлагает свое прочтение художественного произведения, раскрывает свое восприятие творчества того или иного писателя. Часто критическая статья заставляет заново осмыслить произведение или художественный образ. Какие-то суждения и оценки в талантливо написанной статье могут стать для читателя подлинным открытием, а что-то покажется ему ошибочным или спорным. Особенно увлекательно сопоставление разных точек зрения по поводу одного и того же произведения или творчества конкретного писателя. Это всегда дает богатый материал для размышлений.

В настоящей хрестоматии собраны работы ведущих представителей русской литературно-критической мысли XIX—начала XX веков, от Н. М. Карамзина до В. В. Розанова. Многие издания, по которым печатаются тексты статей, стали библиографической редкостью.

Хрестоматия позволит взглянуть на творчество Пушкина глазами И. В. Киреевского и В. Г. Белинского, А. А. Григорьева и В. В. Розанова, познакомиться с тем, как по-разному воспринимали поэму "Мертвые души" современники Гоголя — В. Г. Белинский, К. С. Аксаков, С. П. Шевырёв, как оценивались герои комедии Грибоедова "Горе от ума" критикой второй половины XIX века. Читатели смогут сопоставить свое восприятие романа Гончарова "Обломов" с тем, как он интерпретировался в статьях Д. И. Писарева и Д. С. Мережковского, увидеть в пьесах Островского, благодаря работе А. В. Дружинина, не только "темное царство" с проникающими в него одинокими светлыми "лучами", но многоликий и многокрасочный мир русской национальной жизни.

Для многих, несомненно, станут открытием статьи современников Л. Толстого о его творчестве. Основные приметы таланта Л. Толстого — умение показать "диалектику души" своих героев, "чистоту нравственного чувства" — одним из первых обозначил и раскрыл Н. Г. Чернышевский. Что касается статей Н. Н. Страхова о "Войне и мире", то с полным правом можно утверждать: в отечественном литературоведении немного найдется работ, которые могут быть поставлены рядом с ними по глубине проникновения в замысел Л. Толстого, по точности и тонкости наблюдений над текстом. Критик считал, что писатель "дал нам новую русскую формулу героической жизни", впервые после Пушкина смог отобразить русский идеал — идеал "простоты, добра и правды".

Особый интерес представляют собранные в хрестоматии размышления критиков о судьбах русской поэзии. Необычайно многообразны проблемы, поставленные в статьях К. Н. Батюшкова и В. А. Жуковского, В. Г. Белинского и В. Н. Майкова, В. П. Боткина и И. С. Аксакова, В. С. Соловьева и В. В. Розанова. Здесь мы найдем оригинальные, не утратившие своей значимости суждения о жанрах "легкой поэзии" и о принципах перевода, увидим стремление проникнуть в "святая святых" поэзии — в творческую лабораторию поэта, понять специфику выражения мысли и чувства в лирическом произведении. А как верно, как ярко определена в этих публикациях творческая индивидуальность Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Фета, Тютчева и А. К. Толстого!

Примечательно, что итогом непростых исканий и нередко ожесточенных споров стало стремление критики начала XX века "вернуть" русскую культуру к Пушкину, к пушкинской гармонии и простоте. Провозглашая необходимость "возврата к Пушкину", В. В. Розанов писал: "Хочется, чтобы он вошел другом в каждую русскую семью... Ум Пушкина предохраняет от всего глупого, его благородство предохраняет от всего пошлого, разносторонность его души и занимавших его интересов предохраняют от того, что можно было бы назвать “раннею специализациею души”".

Надеемся, что хрестоматия станет незаменимым путеводителем по произведениям выдающихся русских художников слова, поможет по-настоящему понять эти произведения, сопоставить различные способы их истолкования, обнаружить в прочитанном то, что осталось незамеченным или изначально показалось неважным и второстепенным.

Литература — это целая Вселенная. У ее "солнц" и "планет" были свои спутники — попавшие в орбиту их неотвратимого притяжения литературные критики. И как бы хотелось, чтобы не только классиков русской литературы, но и этих критиков мы могли бы назвать нашими вечными спутниками.