Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему: Проблемные вопросы на уроках русского языка и литературы. Проблемные вопросы русской литературы

Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему: Проблемные вопросы на уроках русского языка и литературы. Проблемные вопросы русской литературы

Создание проблемных ситуаций на уроках литературы

Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Его элементы можно усмотреть еще в сократовских эвристических беседах, в высказывании Р.Декарта: «…чтобы усовершенствовать свой ум, надо больше размышлять, чем заучивать», в работах Н.Г.Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Н.И. Пирогова. Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Ушинский, высказавший мысль о том, что «учение, всё взятое принуждением и силой воли, не будет способствовать развитию мыслительной деятельности». Но лишь последние десятилетия принципы проблемного обучения стали активно разрабатываться такими учеными, как С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.И.Ильинская и др. Это связано с актуальной задачей нашего времени, стоящей перед обществом, задачей воспитания творчески активной, гармонически развитой личности.

Современная школа не может ограничиться лишь одной целью – усвоением знаний. Она должна обеспечить способность учащихся к творчеству, способность применять имеющиеся знания в неожиданных, новых ситуациях с целью построения своего, оригинального способа решения поставленной проблемы.

Все специалисты сходятся во мнении, что наиболее важным и трудным в исполнении моментом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Психолог А.М.Матюшкин определяет понятие проблемной ситуации так: «Проблемная ситуация – особый вид мысленного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующийся таким психологическим состоянием, которое возникает у субъекта (ученика) во время выполнения им задания и которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия». Иными словами, проблемная ситуация – это психологическое состояние ученика, которое возникает во время восприятия условия проблемного задания и направляет его на поисковую деятельность.

Проблемная ситуация, по мнению Д.А. Минина и Г.Ш.Рейблата, должна содержать в себе такое количество сведений и признаков о неизвестном, которое необходимо для того, чтобы сделать все понятным для обучаемых и направить их мысль в определенном направлении. Проблемную ситуацию можно создать только на базе имеющихся знаний и легче всего тогда, когда новый материал тесно связан с изученным.

На уроках литературы в старших классах создание проблемной ситуации – одно из условий успешного обучения. Е.И.Ильин пишет: «У каждого урока, как и в искусстве, - сверхзадача. В чем она? Идти к ребятам не только с темой, но и жгучей проблемой. Когда тема и проблема пересекаются, как горизонт и вертикаль, урок обретает свою учебную и нравственную емкость».

Проблемные ситуации могут быть созданы на разных по типу уроках. Так на уроке формирования знаний часто используются проблемные лекции. Примером такого урока может быть лекция в 9 классе по творчеству М.В.Ломоносова. Во время разговора о заслугах ученого перед русской литературой проблемная ситуация создается постановкой вопроса: чем объясняется необходимость реформ Ломоносова в области стихосложения?

Ученики затрудняются ответить на вопрос с помощью имеющихся знаний. Это рождает потребность в новом знании (а потребность – основное условие возникновения проблемной ситуации).

Учитель с помощью подготовленных учащихся знакомит учеников с различными путями развития русского стихосложения. Выбирая между метрической системой М. Смотрицкого, силлабической С. Полоцкого, тонической В. Тредиаковского и силлабо-тонической системой, предложенной М. Ломоносовым, в процессе знакомства с особенностями русского языка и примерами стихов, написанных в разных системах, ребята приходят к выводу, что концепция развития русского стиха М.Ломоносова наиболее приемлема для русского языка, так как соответствует природным его свойствам.

Во время работы ученики усваивают прием сравнения, учатся анализировать и выделять главное.

Много возможностей для создания проблемных ситуаций на уроках совершенствования знаний. Текст произведения учащимися прочитан, на вступительных уроках они познакомились с художественными особенностями произведения, системой образов, проблематикой. Наступило время аналитического исследования художественного текста. И тут уже никакие самые пламенные речи о литературе не дадут прочных результатов, если не удастся выстроить систему творческих, проблемных занятий, которые охватили бы всех учащихся, всех сделали не «подотчетными лицами», а работниками.

Здесь хочется привести пример организации поиска решения другого проблемного вопроса на уроке в 9 классе. В то время как, работая над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», учащиеся анализируют образ Софьи, можно создать такую проблемную ситуацию: как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?

При необходимости поиск организуется с помощью наводящих вопросов:

    Какое образование получила Софья?

    На каких книгах она воспитывалась?

    Почему Молчалин похож на героя из ее книг?

    Каким видит Софья жизненный путь светской дамы?

    Сможет ли Софья, отказавшись от Молчалина, отказаться от «молчалинского типа»?

    Что пугает Софью больше: кривизна души или дерзость?

В результате исследовательской работы учащиеся приходят к главному выводу, что Софья, безусловно, натура страстная, глубокая и самоотверженная, но все ее лучшие качества получили страшное, уродливое развитие. Виноваты в этом система светского воспитания, образования, образ жизни общества, к которому она принадлежит. «Кривизна души» Молчалина, доставившая ей такое страдание, поправшая ее первое чувство, пугает ее меньше, чем дерзость Чацкого, так как вся жизнь света построена на криводушии, а Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. Поэтому страшно легко пошла она на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не примет, дерзость рушит его устои. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его «робость»: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина. И Чацкий, который советует Софье помириться с Молчалиным, не так далек от истины: так или иначе, но рядом с ней окажется именно «муж-мальчик», а не дерзкий Чацкий.

Подобная исследовательская деятельность учащихся активизирует мышление, способствует формированию прочных, осознанных знаний, пробуждает у них потребность к творческой деятельности.

На уроках обобщения и систематизации знаний возникает большое количество благоприятных моментов для создания проблемных ситуаций, и сделать это можно более успешно, чем при изучении нового материала, т. к. у учащихся к этому времени имеется уже определенный фонд знаний, который дает большие возможности для активизации мышления. В этих условиях приемы активизации должны быть направлены на то, чтобы ученик сумел самостоятельно использовать имеющиеся знания в принципиально новых условиях.

Так, например, на последнем уроке по изучению комедии А.С. Грибоедова перед учащимися может быть поставлен следующий проблемный вопрос: Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - пример классицизма или реализма?

Особенности классицизма как литературного метода учащимся известны. Знакомы они и со статьей учебника о реализме. Теперь, используя знания, полученные в результате анализа комедии «Горе от ума», учащиеся должны доказать принадлежность пьесы тому или иному литературному направлению. Без труда ребята находят в комедии черты классицизма: единство времени, места и действия. Дальнейшие ответы учеников учитель может координировать по мере надобности вопросами:

    Чем отличается А.С.Грибоедов от классицистов в вопросе раскрытия характеров героев?

    Чем отличается финал пьесы А.С.Грибоедова от финала пьес в классицизме? Ребята в ходе обобщения знаний приходят к ответу на вопрос: А.С.Грибоедов – писатель-реалист, первый из драматургов проложивший дорогу к реализму.

Целью уроков контроля знаний, умений и навыков является проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. Постановка проблемных вопросов на таких уроках просто необходима, т.к. она позволяет проверить не только степень усвоения материала, но и способность ученика к самостоятельным обобщениям, выявляет его творческие способности. Например, после знакомства с русским символизмом, с творчеством таких поэтов, как В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, в XI классе можно провести устный зачет с таким проблемным заданием: по данному отрывку определите автора стихотворения.

Учащийся, обладающий разнообразными знаниями по теории символизма и по творчеству поэтов данного направления, для нахождения нужного ответа должен последовательно пройти все этапы в решении данной проблемной задачи: не только определить тему и основную мысль, особенности изображения лирического героя и языкового строя стихотворения, но и сначала выдвинуть гипотезу об авторстве (кому из поэтов свойственна подобная тематика, особенности героя и речи), а потом доказать ее (найти в данном стихотворении особенности поэтики предполагаемого автора).

Практика проблемного обучения требует активного применения на уроках необразной (схемы, таблицы) наглядности. Она, по мнению М.Махмутова, высказанному в работе «Организация проблемного обучения в школе», служит в качестве источника информации (связана с обобщением фактов, с индуктивным методом познания) и средства иллюстрации (подтверждения дедуктивных выводов).

Применяя принцип проблемности, учитель использует наглядность как источник постановки учебных проблем. Так, например, на уроке, посвященном «мысли народной» в романе Л.Толстого «Война и мир», ученикам может быть задан такой проблемный вопрос: по схеме опорных положений расскажите, как отражена в романе Л.Толстого «мысль народная»?

Эта схема наглядно показывает логику движения основных положений, ключевых мыслей текста. Работая над ней, учащиеся могут дать полный, развернутый, аргументированный материалом романа ответ на поставленный учителем вопрос. Педагог в данной ситуации, помогая в наиболее сложных случаях, организует учебно-познавательную деятельность учащихся так, что на основе анализа учащиеся самостоятельно делают обобщения и выводы.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что метод проблемного обучения является одним из самых перспективных в педагогической науке. Он позволяет изменить ставшие привычными формы организации занятий. В процессе урока, где реализуется этот метод, учащиеся заняты не только заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач – проблем, подобранных в определенной системе. И каждый раз учитель должен организовать работу учеников таким образом, чтобы они самостоятельно отыскивали в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, сравнивали и анализировали фактический материал, делали необходимые обобщения и выводы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируются способности открывать новые знания, находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Проблемный метод обучения помогает учителю литературы «привести» ученика к книге, ведь только в аналитической, исследовательской работе ребята изменят свое отношение к художественным произведениям и урокам литературы.

Использованная литература:

    Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника. Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

    Ильницкая И.А. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке. "Новое в психологии и педагогике", №1. - 1985 г.

    Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. – 168 с.

    Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1977. – 240 с.

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации] / Г. К. Селевко. – М. : Нар. образование, 1998. – 256 с.

    Фогельсон И.А. Литература учит. Учебное пособие для старшеклассников. - М.: Просвещение, 2001г. – 302 с.

Как и всякий урок, проблемный начинается с подготовительного этапа, на котором учитель определяет тему урока и его содержание, ставит конкретные цели, озвучивает проблему и возможные пути и средства ее решения. Например, при изучении «Слова о полку Игореве» по литературе тему можно взять такую: «И увидел воинов своих, тьмою прикрытых…». Перед учащимися ставится задача, детально работая с текстом на уроке, раскрыть смысл многозначного слова «затмение» (одно на небе, другое — в голове Игоря, третье — в сердцах князей, отчужденных друг от друга), его ключевую роль в развитии сюжета и ответить на вопросы, касающиеся ответственности человека, наделенного властью, за принятое решение, влияние личности на дальнейший ход истории.

На I этапе урока учащиеся записывают тему урока, вопросы для дальнейшего обсуждения в группах, индивидуально или в форме диспута при фронтальной работе:

  • Почему ум князя Игоря уступил его желанию?
  • Всякое ли желание надо подчинять разуму?
  • Имеет ли право человек, ведя за собой сотни, тысячи людей, делать их заложниками своих целей, которые заявлены как патриотичные, жизненно необходимые?
  • Чем является поход Игоря против половцев — стремлением защитить свою землю от врагов или примером гордыни и тщеславия?
  • Так чем же является финал — позором или славой князя? Мог ли при других условиях финал быть другим?

На данном этапе учителем предлагается учебный материал, с которым предстоит работать ученикам. Это и текст произведения, и критическая литература, и иллюстрационный материал, и учебный фильм или презентация.

Дерево решений

На II этапе начинается самостоятельная работа учащихся, в процессе которой они должны осмыслить суть проблемных вопросов и найти пути их решения. Желательно на проблемном уроке использовать такую стратегию, как «Дерево решений» , которая дает возможность учащимся исследовать проблему поэтапно, а затем суммировать знания, давая им оценку. Пользуясь этим приемом, ученики подробно анализируют все возможные варианты потенциальных решений, а также все плюсы и минусы, связанные с каждым из них.

Если работа проводится индивидуально или в парах, то учащиеся на постерах записывают все возможные решения проблем или их последствий, способные влиять на дальнейший ход событий и приводящие к определенным результатам. Затем выкладывают их в качестве «листьев», кроны дерева, объясняя свой ход мыслей или озвучивая определенный вывод в процессе решения проблемной ситуации.

Главное, чтобы атмосфера обсуждения спорных вопросов была дружелюбной, каждый свободно мог высказывать свое мнение, даже если оно и кажется кому-то ошибочным или неверным. Важно находить консенсус в дискуссии.

У корней — причины, рождающие исторические и общественные проблемы; ствол — проблемы, которые заключаются в определенных формах поведения людей. Если работа проходит в группах, то их представители проводят презентацию, оглашая результаты проведенной работы. Педагог отвечает на все вопросы, которые интересуют учащихся, уточняет, дополняет, поясняет то, что было непонятно. Прикрепляет таблицы с вариантами решений к доске, сравнивает их, оговаривает причины, которые привели группы к одинаковым решениям.

Hа III этапе проблемного урока — оценивание учащихся. Баллы желательно выставлять не за правильный или неправильный ответ, а за умение и желание мыслить неординарно, уметь сопоставлять, сравнивать, находить нестандартные решения. Ведь какие-то вопросы могут рождать и последующие, одна проблемная ситуация может перерасти в другую. Поэтому умение достичь конечного результата дорогого стоит.

Новый уровень образования требует от учителя способности работать в классе с деятельностным мышлением ученика. Следовательно, педагог должен преобразовывать и изменять свою деятельность, ориентировать ее на новые задачи, оснащать новыми средствами работы. Новые педтехнологии — это есть рабочий набор мыслительных средств, позволяющих учителю видеть деятельность ученика и свою собственную, организовывать совместную деятельность и управлять ею.

Любая попытка педагога реализовать все вышеизложенное на конкретном предметном материале (физике, математике, истории, музыке, языке и т.д.). развивает не только ученика, но и педагога, если только он готов к тому, что каждое новое завоевание и результат неизбежно обратится в сомнение и новый поиск.

Продолжая разговор о создании на уроке учебной ситуации, в которой учащиеся:

  • активизируют свои силы
  • ставят цели и двигаются к ним
  • находят нестандартный способ достижения самостоятельных образовательных целей и их реализуют, можно предложить следующую стратегию:

Искусство самостоятельно мыслить предполагает не только логическую последовательность, но и стремление к истине, творчество и смелость, критичность и самокритичность, умение выслушать и принять другую сторону, способность аргументировано отстаивать свои собственные убеждения. Этому способствует и «».

В левом нижнем углу ватмана учитель записывает проблемы, с решением которых учащимся предстоит столкнуться на уроке. После их общего обсуждения в группе, паре или в целом классе учащиеся на стикерах пишут кратко пути их решения, исходя из собственных представлений по существу вопроса. Затем прикрепляют их к изображению реки, предварительно зачитав свое мнение — это своеобразный «мостик», по которому общими усилиями ребята смогут символически «перебраться» на другой «берег», на котором окажутся только в том случае, если их решения будут продуманны, точны и объективны.

Такой вид работы позволяет не эксплуатировать память ребенка, а задействовать возможности его понимания и мышления. Основное, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что:

  • Условия, в которые помещают детей при этой стратегии, диктуют необходимость действия.
  • Задания для учащихся содержат трудность, невозможность выполнить его сразу с легкостью.
  • Задание должно опираться на то, что уже освоено детьми, включать, актуализировать знания и способности, сформированные ранее. Это все основные черты учебной ситуации.

Пример — фрагмент из урока по теме «Умей вовремя сказать, вовремя смолчать», образовательной целью которого является формирование понимания сути пословиц и поговорок и умения связывать их содержание с характеристикой литературных персонажей, учить самостоятельно анализировать личностные качества и поступки героев произведений русской литературы:

Частично-поисковый метод можно реализовать с помощью приема .

Учитель предлагает вспомнить основные факты из жизни , (слайдовая форма на компьютере или на ватмане). На слайде №1 кольца разного диаметра и цвета один в одном, каждому из которых соответствует определенная информация (даты и события, которые указаны вразброс). Ученики правильно в своих тетрадях располагают цифры в соответствии с информацией по биографии писателя. В конце работы учитель показывает 2 слайд и предлагает провести самопроверку ответов, проставив баллы на оценочных листах. Каждый верный ответ — 1 балл).

Педагог просит расположить в верной последовательности события, соответствующие основным этапам жизни Л.Н. Толстого:

  1. Участвует в военных действиях на Кавказе, служит офицером.
  2. Поступает в Казанский университет.
  3. Пишет повесть «После бала».
  4. Занимается педагогической деятельностью, уезжает за границу.
  5. Работает над романом «Война и мир».

Неверная и верная последовательность событий в жизни Л.Н. Толстого

Шесть думательных шляп (шесть шляп мышления)

  • Это методика, предлагающая выполнять по одному мыслительному процессу за один раз. Каждая шляпа, распределяемая по группам, по цвету символизирует определенный тип мышления. Каждый цвет рассматривается в отдельности, чтобы можно с максимальной выгодой использовать его преимущества. Затем цвета соединяются, и получается наиболее полное, всестороннее мышление.
  • Белая шляпа. Факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
  • Красная шляпа. Эмоции, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
  • Черная шляпа. Осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Соответствует ли это действительности? Насколько это безопасно?
  • Желтая шляпа. Преимущества, выгода. Зачем это стоило делать? Каковы варианты финала?
  • Зеленая шляпа. Исследования, предложения, новые идеи. Возможны ли альтернативы?
  • Синяя шляпа. Размышление о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе.

Оставьте за мной последнее слово

Проблемный урок, несомненно, предполагает и диспуты. Поэтому в данном случае интересна стратегия «Оставьте за мной последнее слово», состоящий из следующих этапов:

  1. Во время обсуждения темы учитель или ученики отмечают интересные, наиболее достойные внимания комментарии, высказывания учащихся.
  2. Цитаты спикеров или их фрагменты записываюся участниками дискуссии на карточках или просто в тетрадях.
  3. Записывав свои мысли, ученик озвучивает их в процессе дальнейшего обсуждения по поводу решения проблемы.
  4. Затем выступающий указывает на те моменты речи спикера, с которыми он не согласен и предлагает свою точку зрения.
  5. Спикер выступает с ответным словом — если он согласен с этой позицией, то дискуссия завершается, если нет, то учитель враве разрешить спор участников, отметив, что оба решения не взаимоисключают друг друга, или находит другой способ закончить дискуссию, уважительно отнесясь к мнению всех участников диспута.

Уголки

Это прием совместной обучающей деятельности, используемый после чтения текста, прослушивания лекции, просмотра фильма или после постановки проблемы, нацеленной на организацию дебатов. Пошаговая реализация:

  1. Выдвигается тема для обсуждения.
  2. Участники работают сначала индивидуально и письменно записывают все за и против, свое мнение по вопросу.
  3. Только потом объединяются в группы по схожему решению мнений и составляют аргументы для обоснования своего мнения по обсуждаемой теме или проблеме.
  4. Проводятся дебаты. Спикеры групп выступают поочередно.
  5. Участники групп могут менять точку зрения и переходить в другую группу, если их убедили доводы спикеров, или остаться в своей группе и вступить в дискуссию после того, как выступили все спикеры групп.
  6. Подводится итог учителем, суммируются все точки зрения и аргументы.
  7. Подводится итог обсуждения и письменно излагается мнение участников групп в виде эссе.

Позволяет описать и решить большой круг проблем при работе с текстами различного объема. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в них информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа и оценки.

Остов предстоящего исследования — рыбий скелет — должен представлять собой такую модель: на верхних косточках выписываются различные аспекты рассматриваемой проблемы, а на нижних — причины ее возникновения.

В голове записывается главная проблема, которую в ходе исследования необходимо решить.

Хвост — общее и конечное решение всей группы. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, реальные факты. Конечным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Технология работы по данной стратегии может варьироваться:

  • Индивидуальный путь — работа с одинаковым текстом происходит индивидуально.
  • Работа в парах или групповая работа.

Пример — фрагмент из урока-эссе, посвященного творчеству Л.К. Чуковской «Без свободного слова нет свободного человека»:

Презентация спикера группы: Наша группа познакомилась со статьей «Не казнь, но мысль, но слово», написанной в 1968 г. и приурочена к 15-летию ко дню смерти И.В. Сталина. Автор очень эмоционально пишет, что сталинская эпоха миновала, но не проведен еще анализ причин возникновения беспредела власти, до конца не исследован механизм осуществления геноцида по отношению к своему народу. Не успел народ вдохнуть глоток свободы, как опять началась охота на писателей, правдиво изображающих это время. Но если этого не сделают они, то этого не сделает никто. Бывшие охранители сталинского режима, те, кто судил направо и налево миллионы безвинных людей, хотят избежать ответственности и боятся правды как огня. Автор, признавая справедливость реабилитации когда-то осужденных на каторжный труд, болезни и смерть людей, утверждает, что нельзя предать забвению это страшное время. Не требуя смертной казни для жестоких судей и палачей, доносчиков и шпионов, автор говорит, что слово — тоже оружие, и с его помощью можно пригвоздить к позорному столбу эпохи всех мерзавцев и негодяев и судить их судом народной совести. Мы согласны со словами автора: «Пусть же сбудется освобождение слова от всех кандалов, как бы они не назывались. Пусть сгинет немота — она всегда поддерживала деспотизм». И мы восхищены совестливостью, смелостью автора, который продолжает традиции русской литературы, всегда обличавшей мракобесие, защищавшей свободу людей, их честь и достоинство, будившей мысль и нравственное чувство (объясняет наработки по своему заданию на примере схемы «рыбьего скелета» ).

Коллаж

Не менее важным на уроках такого типа является обучение навыкам формулирования и оформления результатов деятельности школьников. Нередко я использую во время подведения итогов урока такой прием как «Коллаж».

Берется ватман, сверху на нем записывается тема урока, а на все свободное поле ватмана прикрепляются работы учащихся за урок. Это могут быть и рефераты, подготовленные заранее (их защищают ученики), рисунки и кроссворды, выполненные прямо на уроке, подобранные ранее фотографии, свои высказывания и высказывания великих мыслителей, карты и т.д., — все то, что могут ребята приготовить дома и в классе по теме. Учащиеся, видя наглядно результаты своего труда, понимают значимость этой работы, итог своей активности в учебной деятельности.

Современные ориентиры школьного обучения — это формирование мышления, новых типов деятельности ученика и учителя и новых форм общения. Чтобы достичь нужных целей, ученика необходимо поставить в условия, где он будет действовать, учиться способам работы, сам вырабатывать знания, служащие ему средством разрешения проблемы и преодоления затруднения. Именно такое содержание образования и играет важнейшую роль в общественном развитии и позволяет ситуативной педагогике быть гуманной, демократичной, выводящей отношения субъектов образования — учителя и ученика — на новый качественный уровень.

Как заинтересовать учеников на простом, казалось бы материале текущего урока?Как сделать всех участниками разговора на уроке? Как заставить каждого из них думать в рамках темы конкретного урока? Задать вопрос. Именно ответ на него может стать маленькой ступенькой на пути серьезных научных поисков и открытий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Можно ли говорить без слов?

«О! если б без слова сказаться душой было можно…» Странные слова, которые я только что произнесла не выдуманы мною. Я нашла их в одном из стихотворений известного русского поэта Фета, жившего в девятнадцатом столетии. Будучи крупным художником слова, Афанасий Фет в то же время много раз в различных своих произведениях жаловался на несовершенство человеческого языка. Фет думал сам и уверял других, будто мысли человека, также как и его чувства, гораздо богаче, ярче, точнее и полнее тех грубых слов, в которых они выражаются.

Давайте посмотрим на репродукцию картины. Название картины пока закрыто (И.Левитан « Вечерний звон»).Нам вовсе не обязательно знать те мысли, которые проходили в голове художника, когда он писал свою картину. Какое название дал бы изображенному на ней каждый из нас? Тихая обитель… Вечер на реке… Летний вечер... Закат…

А теперь прочитаем то, что под ней написал сам автор. Вечерний звон. И только теперь нам вдруг начинается слышаться влажный и задумчивый вечерний церковный благовест. И это впечатление возникает не только под воздействием того, что на картине написано, сколько в связи с тем, что под ней подписано. «Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он…» - говорится в стихотворении поэта девятнадцатого века И. Козлова. А нам обязательно нужно сейчас восстановить эти думы. Что же каждый из нас будет искать, испытывая заминки мыслей. Образов?! Звуков? Да, конечно, нет! Каждый ищет слов, а поскольку перед нами стихи, нам приходится перебирать только такие слова, которые могут «уложиться» в размер и рифму.

Слушаем музыкальный вариант. И еще раз убеждаемся, что в картине, как и в музыке, нет главного для человеческой мысли – понятий. Есть образы. А вот чтобы передать свои мысли другому, приходится мысли «упаковывать» в слова.

Великий Фет мечтал научиться передавать другим людям свои мысли без посредства слов, как-нибудь помимо языка. Но он был уверен, что если не каждый человек, то хоть поэт, художник слова, имея «божественный дар» может выражать с совершенной полнотой в словах все, что ему вздумается:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. ...

ПРОЕКТ. Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Выступление учителя русского языка и литературы Л.Н.Нагаевой на заседании ШМО учителей русского языка и литературы 18.01...

1. Объясните, почему Петр Чайковский считал, что Афанасий Фет – самый талантливый композитор среди поэтов, и кто из русских поэтов является продолжателем традиций Фета в музыкальном строе стихотворений?

Ответ: Петр Чайковский считал Афанасия Фета, самым талантливым композитором среди поэтов, потому что стихи его были самые лиричные и легко ложились на музыку. Поэзия Фета была для Чайковского как бы поэтическим эталоном. Под стихи Фета чаще всего композиторы писали романсы. Романс представляет собой музыку написанную на стихотворение любовной тематики. Продолжателем творчества Фета был Федор Тютчев.

2. Каковы причины духовного падения (деградации) Дмитрия Ионыча Старцева?

Ответ:

3. Каким видится мир природы лирическому герою стихотворений Фета, и какое место в мире природы занимает человек?

Ответ: Мир природы лирическому герою Фета видится – органичным, лиричным, прекрасным. Ведь, лирический герой Фета не стремится «подняться» над природой, а хочет навсегда оставаться её частью, изюминкой. Герой Фета складывается из духовных переживаний любящего человека и из явлений природы. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира

4. На чем основаны дружественные отношения Пьера Безухова и Андрея Балконского?

Ответ: Дружественные отношения Пьера Безухова и Андрея Балконского основаны на противоположности друг к другу, они будто дополняют самих себя. Вот, Андрей может быть откровенен только с Пьером, а Пьер способен верить лишь Андрею. Им интересно вместе. Они высокообразованные, умные, независимые в своих суждениях и в целом близки по духу. Одним словом друзья на века., а Толстой является их учителем.

5. Любовная лирика Тютчева представляет собой единственное в своём роде явление о русской поэзии. Так ли это?

Ответ:

6. В чем суть гуманизма творчества Достоевского?

Ответ: Суть гуманизма творчества Достоевского заключается в том, что гуманизм, тоесть человечный, является смыслом его жизни. В каждой строчке его произведений посвящена людям. Он рассказывает о человечном бытие, о добре и зле. Также, пытается найти человека в человеке. Показывает, как же трудно основаться в новом обществе. Вот в этом видел Достоевский величие человеческой личности, проявление истинной гуманности.

7. Роман «Война и мир» основные проблемы поставление автора в романе?

Ответ: Поставление автора в романе «Война и мир» велико, т. к. сам Толстой рассказывает о своем прошлом, то через что он прошел. В центре романа – изображение войны и мира как противоестественного и естественного состояний жизни людей. В «Войне и мире» он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона. Автор толкует данное понятие значительно шире, чем «мир» как покой после войны. Мир высказывает так – «миром все сделаем» «противоречия в мире». Наконец, личность автора выражается через неповторимый стиль произведения (постоянное стремление к ясности, к правде, богатство лексикиАвтор в романе – это гениальный художник, великий правдолюбец, мудрый философ, психолог, тонкий аналитик всех душевных движений, гуманист.

8. А.С. Пушнер в своей книге «Аполлон в снегу» написал о Тютчеве: «Тютчев не сочинял свои стихи, а проживал их». Так ли это?

Ответ: А.С. Пушнер был прав, то что Тютчев правда проживал свои стихи. Он жил, и главное слово, которое преследовало его жизнь это – «Душа». «Душа» – вот слово, пронизывающее всю поэзию Тютчева, главное его слово. Нет другого поэта, который был бы загипнотизирован ею с такой страстью, так сосредоточен на ней. Не это ли, чуть ли не вопреки его воле, сделало поэзию Тютчева бессмертной?» С этими словами трудно не согласиться.

9. Что погубило доктора Старцева?

Ответ: Причинами духовного падения, то есть деградации, Дмитрия Старцева из произведения Чехова «Ионыч», является влияние среды, окружения и прожитых лет. Ведь, попадая в самую «лучшую» семью Туркиных, он «поражается» их интересами. Мать пишет романы, которые сама читает всем близким, дочь играет на рояле целыми днями, и отец, которые разговаривает на особенном языке, выработанном годами. Затем, влюбляется в дочь, тем самым распинается перед ней, но она не отвечает взаимностью. Тем самым Чехов хотел показать, что не надо предаваться губительному воздействию среды, а оставаться человеком.

10. Почему повесть Чехова названа «Ионыч»?

Ответ: Причинами духовного падения, то есть деградации, Дмитрия Старцева из произведения Чехова «Ионыч», является влияние среды, окружения и прожитых лет. Ведь, попадая в самую «лучшую» семью Туркиных, он «поражается» их интересами. Мать пишет романы, которые сама читает всем близким, дочь играет на рояле целыми днями, и отец, которые разговаривает на особенном языке, выработанном годами. Затем, влюбляется в дочь, тем самым распинается перед ней, но она не отвечает взаимностью. Тем самым Чехов хотел показать, что не надо предаваться губительному воздействию среды, а оставаться человеком.

Ответ: Наших современников привлекает стихи Фета, потому что основным содержанием его поэзии является – любовь и природа. Его стихотворения отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством. Также, Фет писал очень лиричные стихи, которые легко ложились на музыку. Фет, тем самым пользовался спросом, и многие композиторы писали на его стихотворения романсы. Фет создал целый ряд шедевров и в сфере лирики природных настроений.

12. Что можно сказать о Некрасове, читая его стихи?

Ответ: Силы чувства придает непреходящий интерес лирическим стихотворениям Некрасова – и эти стихотворения, наравне с поэмами, надолго обеспечивают ему первостепенное место в русской литературе. Устарели теперь его обличительные сатиры, но из лирических стихотворений и поэм Некрасова можно составить том высокохудожественного достоинства, значение которого не умрет, пока жив русский язык.

13. Почему пьеса названа «Вишневый сад»?

Ответ: Пьеса «Вишнёвый сад» названа так, потому что говорится там о чем-то прекрасном, нежно любимом. Чехов не мог окончательно решиться с названием то ли вишневый, то ли Вишнёвый сад. Позже, ему подсказали поэты лучше с вишнёвый, т. к. нежный звук «ё» в слове Вишнёвый, точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушил в своей пьесе. «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого.

14. В чем прелесть Тютчевской поэзии о природе?

Ответ: Любовная лирика Тютчева богата философскими мыслями, воплощал свои мысли он в любви к женщинам. Любовная лирика пронизана мощным драматичным, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами его личной жизни. Шедевры любовной лирики Тютчева родились из подлинной боли, страданий, чувства невосполнимой утраты, ощущения вины и раскаяния. Тютчев в своей лирике раскрывается как психолог и тонкий лирик.

15. В чем смысл названия драмы «Гроза»?

Ответ: В названии драмы «Гроза», заключен огромный смысл. Эта пьеса не только величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразились все общественные явления: показан подьём общественного движения, настроения людей, которые жили в те времена. Также, это символ перемен в «темном царстве», в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.

16. В чем смысл названия «Очарованный странник»?

Повесть «Очарованный странник» названа так, т. к. слово «очарованный» – означает околдованный, оцепенение. Также, слово «очарованный» также имеет широкий смысл. Его значение связано с глаголом «очаровываться». Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши – «…» «Странник» на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире. Однако, вдумавшись, я поняла, что не все так просто. Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души и душ других людей. Вся жизнь человека – это большое путешествие от начала и до конца, от рождения и до смерти. Автор ведет своего героя от события к событию и доводит его «до последней житейской пристани – до монастыря». Мне кажется, что слово «странник» в названии произведения содержит в себе оба значения. Итак, Очарованный странник – это человек, призванный пройти по жизни, принимая ее такой, какая она есть, находясь под ее очарованием, выполняющий все, что ему предназначено.

В каждом человеке заложено стремление к познанию. Оно просыпается, как только мы сталкиваемся с ситуацией, для решения или объяснения которой у нас не хватает информации. Особенно ярко это видно на примере дошкольников, которые засыпают родителей множеством вопросов, исследуют окружающий мир. Затем дети поступают в школу, где знания даются в готовом виде, и творческая активность вытесняется скучной зубрежкой. Изменить эту ситуацию можно, если на уроках учитель регулярно использует метод проблемных вопросов.

Что такое проблемное обучение?

В 1895 г. в Чикаго американский психолог Дж. Дьюи открыл необычную экспериментальную школу. В ней обучение строилось с учетом интересов учеников на основе ориентировочной программы, которая могла видоизменяться. Учитель, наблюдая за детьми, подбрасывал им интересные которые школьники должны были самостоятельно. Дьюи считал, что только таким образом, через преодоление трудностей, развивается мышление.

На этой основе в 20-30 гг. XX века были разработаны методики проблемного обучения, которые применялись на практике как за рубежом, так и в СССР ("комплексы-проекты"). Их суть заключалась в моделировании исследовательского, творческого процесса, в результате которого учащиеся самостоятельно "открывали" знания.

Однако стало понятно, что у метода есть недостатки. Если педагог следует за интересами школьников, это приводит к фрагментарности их знаний, отсутствию системности в преподавании. К тому же нельзя применить на этапе закрепления изученного, при формировании устойчивых навыков. Большинство экспериментальных школ в итоге закрылись.

Сегодня в детских садах, школах, техникумах и институтах снова активно вводятся технологии проблемного обучения. Это связано с запросом общества, которому требуются творческие, инициативные личности, способные к самостоятельному мышлению. Но другие методы при этом не отметаются.

Так, Мельникова Е. Л. настаивает, что проблемные вопросы - это способ изучения новой информации. Отрабатывать же практические умения уместнее через привычные всем упражнения. Выбор тем для изучения также не отдается на откуп ученикам. Учителя работают по заранее утвержденным программам, которые обеспечивают последовательное изложение материала.

Проблемный вопрос: определение

Дети чаще взрослых сталкиваются с непознанными явлениями вокруг себя. Это - отправная точка для обучения. Рубинштейн говорил, что о начале мыслительной деятельности можно говорить тогда, когда у человека возникают вопросы. Их можно поделить на информационные и проблемные.

Первые требуют воспроизведения или практического применения уже изученного материала ("Сколько будет 2+2?"). Проблемные вопросы - это тип суждения, предполагающий наличие неизвестной информации или способа действия, открыть которые можно через мыслительное усилие ("Если правильно решить пример 8+2*3, то получится 30 или 14?"). На него не дается готового ответа.

Разграничим понятия

Проблемный вопрос - это ведущий элемент технологии проблемного обучения. Школьники сталкиваются с трудностью, которую не могут преодолеть, так как у них не хватает знаний и опыта. Проблема формулируется в виде вопроса, на который ищется ответ.

Педагог, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, прибегает к специальным методам. Наиболее распространенным из них является создание проблемной ситуации. Учитель дает задание, при выполнении которого школьники осознают возникшее противоречие между своей потребностью найти верное решение и имеющимися знаниями. Так, второклассникам предлагается "пылесос". После высказывания различных мнений ставится проблемный вопрос ("Может ли в словах быть несколько корней?").

Исследуемое противоречие может быть сформулировано и в виде проблемной задачи. Она состоит из условия, в котором указываются известные параметры, а также вопроса. Например: "Бобры всю жизнь точат твердые стволы деревьев зубами. Почему их зубы не стираются, не тупятся и сохраняют свой первоначальный размер?" Таким образом, проблемный вопрос может выступать самостоятельной единицей, а может входить в состав задачи. В последнем случае поле поиска ответа заранее ограничено.

Характерные признаки

На уроках педагог постоянно опрашивает учащихся. Однако не все его вопросы - проблемные. Это побуждает нас описать признаки исследуемого понятия. К ним относятся:

  1. Логическая связь между уже известным материалом и искомой информацией.
  2. Наличие познавательной трудности.
  3. Недостаточность имеющихся у школьников знаний и умений для решения проблемы.

Чтобы лучше понять разницу, рассмотрим два вопроса, связанных с Солнечной системой. Предположим, что дети уже изучили ее строение. В таком случае вопрос: "Каким космическим телом является Солнце?" - нельзя назвать проблемным. Школьники знают ответ на него, им не нужно искать новую информацию. Достаточно обратиться к своей памяти.

Проанализируем вопрос: "Что станет с Землей и другими планетами, если исчезнет Солнце?" Дети, на основании имеющихся знаний, могут выдвинуть предположения о продвижении планет в открытый космос, стремительном похолодании, непроглядной темноте. Однако для этого необходима активная мыслительная деятельность. Учащимся известно о строении Солнечной системы, но у них недостаточно сведений о значении Солнца и его взаимосвязях с планетами. Таким образом, можно говорить о наличии проблемного вопроса. Анализ воображаемой ситуации научит детей работать с информацией, выявлять закономерности и делать самостоятельные выводы.

Плюсы и минусы

Решение проблемных вопросов способствует:

  • развитию мыслительных операций и познавательной активности у учащихся;
  • прочному усвоению знаний;
  • формированию самостоятельного творческого мышления;
  • знакомству с исследовательскими методами;
  • развитию логических способностей учеников, а также умения вникать в суть явлений;
  • воспитанию осознанного и заинтересованного отношения к обучению;
  • ориентации на комплексное использование полученных знаний.

Все эти качества особенно важны на этапе профессиональной подготовки молодых специалистов. Большое значение в современном мире приобретает использование проблемных методов обучения в процессе специализации, когда школьник или студент углубляется в изучение конкретной узкой области знаний. Необходимо подготовить профессионалов, умеющих думать, искать и открывать новые подходы, решения.

Однако формировать познавательную самостоятельность у студентов, которые привыкли к обучения, очень сложно. Отсюда вытекает необходимость использовать проблемные вопросы на всех этапах образования, начиная с детского сада.

Нельзя упускать из вида и недостатки метода. Вот их перечень:

  • Значительно повышается объем работы педагога, ведь разработать проблемные вопросы нелегко.
  • Не весь материал можно преподнести в таком виде.
  • Проблемное обучение не предусматривает отработку навыков.
  • Значительно повышаются временные затраты, ведь учащимся нужно время на поиск решения.

Требования к проблемным вопросам

Педагог работает с конкретными учащимися и должен учитывать их особенности. Без этого нельзя говорить об успешном использовании метода проблемных вопросов в классе. Они должны отвечать требованиям, перечисленным ниже:

  1. Доступность. Школьники должны понимать формулировку вопроса, используемые термины.
  2. Посильность. Если большинство учащихся не способны самостоятельно найти решение проблемы, весь развивающий эффект теряется.
  3. Интерес. Мотивация детей - важное условие. Ее значительно повышает развлекательная форма задания, побуждающая искать ответ на проблемный вопрос ("Если бы в 1945 г. в СССР прошли выборы вождя, занял бы Сталин это место?").
  4. Естественность. К проблеме учащихся надо подвести постепенно, чтобы они не чувствовали давления педагога.

Классификация

Махмутов М. И. выделил следующие виды проблемных вопросов:

  • исследующие направленность внимания;
  • проверяющие прочность имеющихся знаний;
  • обучающие школьников сравнивать явления и предметы;
  • помогающие отобрать факты, доказывающие то или иное утверждение;
  • направленные на выявление связей и закономерностей;
  • обучающие поиску и обобщению фактов;
  • выявляющие причину события и его значение;
  • призванные подтвердить правило;
  • формирующие убеждения, а также навыки самовоспитания.

Структура организации проблемной деятельности

Чтобы урок прошел плодотворно, педагог должен предусмотреть следующие этапы:

  1. Учащиеся освежают в памяти изученный материал, на основе которого они будут решать поставленную проблему. Это может быть сделано в форме опроса, беседы, письменного задания или игры.
  2. Создание учителем проблемной ситуации. Дети включаются в деятельность, которая подводит их к осознанию противоречия.
  3. Возникновение эмоционального отклика. Цель проблемных вопросов - активизировать мыслительную деятельность учеников. Спусковым крючком для этого становится эмоциональная реакция - удивление или огорчение из-за невозможности решить задачу.
  4. Осознание сути противоречия в ходе коллективного обсуждения.
  5. Формулирование проблемного вопроса.
  6. Выдвижение гипотез, поиск решения.

Приемы постановки проблемных вопросов

От педагога требуется особое мастерство и творческий подход, чтобы исследовательские уроки стали живыми, яркими. Какие проблемные вопросы могут применяться при этом, мы рассмотрели. Поговорим о том, как начать урок и вызвать интерес у школьников. Для этого применяются следующие приемы:

  1. Проблема озвучивается учителем в готовом виде.
  2. Детям сообщаются разные точки зрения по какому-то вопросу и предлагается сделать собственный выбор ("Николай II - кровавый царь или святой, погибший мученической смертью?").
  3. Ученикам предлагают объяснить с научной точки зрения жизненные явления ("Почему колодцы стараются копать зимой?").
  4. Учитель рассказывает школьникам удивительный факт, неизвестный ранее, и тем самым вызывает у них желание найти объяснение ему ("Почему землеройка весит 2 г и съедает в день 4 г пищи, а тигру при весе около 200 кг достаточно 10 кг мяса в сутки?").
  5. Ученики выполняют задание и сталкиваются с проблемой, которая мешает найти правильное решение ("Поставь ударение в словах: жаркое, замок, хлопок, духи, кружки").
  6. Дети работают с материалом в учебнике. Педагог задает им вопрос по теме, на который надо самостоятельно найти ответ ("На картинке нарисован горизонт. А можно ли дойти до него?").
  7. Ученикам предлагают применить изученный материал для решения практической задачи ("Из чего можно сделать домашний барометр?").
  8. Учитель приводит житейский пример, который входит в противоречие с известными научными данными ("Почему сама спичка отбрасывает тень, а огонек на ней - нет?").
  9. Детям рассказывается необычный факт, имеющий отношение к теме. Они должны определить, могло ли такое случиться на самом деле? ("Веришь ли ты, что яйцо может плавать в стакане и не тонуть?").
  10. Учитель ставит вопрос, ответ на который можно найти, если школьники будут внимательно слушать его объяснения.

Поиск решения: методика

Чтобы дети самостоятельно нашли ответ на проблемный вопрос, учитель должен правильно организовать их работу. В ней выделяются следующие этапы:

  1. Осознание проблемы. Учащиеся отделяют известные данные от неизвестных, ставятся конкретные задачи.
  2. Решение проблемного вопроса. На этом этапе возможно применение разных способов. В некоторых случаях больше подойдет собирание гипотез, которые записываются на доске без оценок и критики. В другой ситуации можно разделить детей на группы и организовать дискуссию. Иногда уместно проведение наблюдений, опытов, экспериментов. Также можно предложить учащимся самостоятельно найти недостающую информацию в справочниках или интернете.
  3. "Ага-реакция!" - совместный выбор правильного решения, сделанный после обсуждения всех предположений.
  4. Проверка результатов. Выполняя упражнения, школьники убеждаются, что их ответ был верным, либо сталкиваются с необходимостью дальнейшего исследования проблемы.

Важно, чтобы учитель не навязывал детям своего мнения и оценок. На этапе выдвижения гипотез недопустимы слова "правильно" или "неправильно". Вместо них уместнее использовать фразы "это интересно", "как необычно", "любопытно". Услышав от детей верное решение, не нужно прерывать обсуждение. Учащимся важно не только найти правильный ответ, но и научиться размышлять, аргументированно отстаивать свою позицию.

В старших классах детей обучают давать письменные ответы на проблемный вопрос. Такой формат уместен на уроках литературы, истории. От школьников требуется проанализировать проблему, обобщить результаты, грамотно аргументировать свою позицию. Как показывает практика, для многих это представляет большую сложность.

Проблемные вопросы на уроках позволяют воспитать людей мыслящих, способных принимать самостоятельные решения в условиях выбора. Школьники учатся не бояться трудностей, творчески подходить к делу, проявлять инициативу.