Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «Большое музыкальное кругосветное путешествие». Сценарий музыкального семейного досуга

«Большое музыкальное кругосветное путешествие». Сценарий музыкального семейного досуга

Татьяна Лебедева
Развлечение «Путешествие по музыкальной стране» для детей старшего дошкольного возраста

Зал украшен панно в виде паровозика. У стен стоят столики и стулья, имитирующие купе поезда. Раздается голос из репродуктора :

Внимание! Внимание! Скорый поезд N 47, следующий по маршруту "Музыкальная страна " отправляется в 16 часов 20 минут по московскому времени.

Звучит музыка . Дети забегают в зал и садятся на стульчики

Музыкальный руководитель : В пути нас ожидают интересные музыкальные остановки , на них мы будем слушать музыку , играть на музыкальных инструментах , петь песни, танцевать. Давайте возьмем с собой хорошее поведение, отличное настроение, и главное – внимание! Пассажиры все на месте. Поездная бригада на своих местах. Провожающие покинули вагон. Можно отправляться. Поезд со станции "Детский сад" отправляется в путешествие по музыкальной стране . Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Песенная".

Звучит музыка Метлова «Поезд»

Мы споем распевку, как всегда

Распевки «Паровоз» музыка В . Карасевой, слова Н. Френкель, «Бубенчики» музыка В . Тиличеевой, слова М. Долинова

Остановка на станции «Песенная» .

Музыкальный руководитель предлагает спеть песни

«Простая песенка» музыка А . Александрова, слова М. Ивенсен

Песенка друзей музыка Герчик

Другие знакомые песенки по желанию детей всей группой , сольно, дуэтом и т. д. (можно с обыгрыванием)

Музыкальный руководитель : Поезд отправляется дальше. Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Танцевальная".

Звучит музыка Метлова «Поезд» . Дети имитируют езду на поезде.

Остановка на станции «Танцевальная»

Ребенок : Хочу, чтоб пляска началась,

Чтоб ноги устали не знали,

Чтоб гости, посмотрев на нас,

В ладоши громко хлопать стали

Музыкальный руководитель : Эй, девчоночки-девчушки,

Веселушки-хохотушки,

Эй, мальчишки-молодцы,

Озорные удальцы.

Приходите поплясать,

Свою удаль показать.

Музыкальный руководитель предлагает вспомнить знакомые танцы и станцевать

Парная пляска кар. нар. мел

Полька Кремена (из сборника «Ритмическая гимнастика» Бурениной)

Танец маленьких утят

Другие знакомые танцы по выбору музыкального руководителя

Музыкальный руководитель : Поезд наш помчался дальше,

Перелески-города.

Будем петь сейчас частушки,

Дети, все готовы?

Дети : Да!

Звучат частушки в исполнении детей , музыкального руководителя и воспитателя.

Вы - мальчишки-хулиганы

В зал спешите первыми.

На занятиях кричите,

Все какие-то нервные.

Посмотрите вы на нас,

Мы - мальчишки - первый класс.

По столовой кто дежурит,

Кто целует в щечку вас.

Посмотрю на Джона Депа

Или даже на Брюс Ли,

Вот такие бы мальчишки

Нашей группе подошли.

Ой, девчонки дорогие

За что обижаете,

Мы ж не просим в нашу группу

Кристину Орбакайте.

Музыкальный руководитель : Поезд отправляется дальше. Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Игровая".

Звучит музыка Метлова «Поезд» . Дети имитируют езду на поезде.

Остановка на станции «Игровая»

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в музыкальные игры

Игра «Ищи» муз Ломовой

«Чей кружок быстрее соберется» муз Ломовой

Игра «Будь ловким» муз Ладухина

Другие по выбору музыкального руководителя

Музыкальный руководитель : Поезд отправляется дальше. Осторожно, двери закрываются, следующая станция " Инструментальная"

Остановка на станции «Инструментальная»

Музыкальный руководитель : Приехали на станцию «Инструментальная» . На ней живут веселые подружки матрешки - Дашенька, Глашенька, Иринушка, Маринушка. Они очень любят плясать и хотят научить вас.

Вот как умеет Дашенька : Тан-цуй, тан-цуй,

Тан-цуй, тан-цуй

Музыкальный руководитель раздает детям музыкальные инструменты , простукивает ритмический рисунок и предлагает детям повторить на них

Музыкальный руководитель : Повторите этот танец Дашеньки (дети повторяют) . А вот как умеет Глашенька : Ножка – топ,

Ножка – топ.

Музыкальный руководитель : Повторите этот танец Глашеньки (дети повторяют) . Иринушка пляшет вот так : Чок - чок, каблучок.

Чок – чок, каблучок.

Музыкальный руководитель : Повторите этот танец Иринушки (дети повторяют) . А маленькая Маринушка пляшет вот так : Топ-топ, каблучок,

Постучи покрепче.

Музыкальный руководитель : Повторите этот танец Маринушки (дети повторяют) . Молодцы, хорошие танцы у наших Матрешек, а мы еще и вспомнили, как нужно играть на музыкальных инструментах .

Ребенок : С нетерпеньем ожидаем мы чудесного момента,

Когда вместе заиграем на разных инструментах.

Хорошо нас научили, на ложках и на скрипке

От музыки чудесной расцветут вокруг улыбки.

Музыкальный руководитель предлагает поиграть на музыкальных инструментах

«Маленький танец» муз Гайдна

Солнечная капель муз Соснина

Другие музыкальные произведения пол выбору музыкального руководителя

Музыкальный руководитель : Наше путешествие подошло к концу . Поезд возвращается на станцию «Детский сад» . Мы с вами еще раз побывали в самой прекрасной и всеми любимой стране под названием «Музыка »

Публикации по теме:

Фотоотчет к сценарию "Путешествие на машине времени" - развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.

Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Ведущий: День сегодня не простой это в мире знает каждый. Впервые в космос полетел человек с земли отважный. Ученые не сразу решились отправить.

Музыкальное путешествие по разным странам и континентам

Цели и задачи воспитательной и концертно-просветительской деятельности:

Воспитание успешной личности;
- стимулирование исполнительского мастерства обучающихся, развитие сценической воли и артистизма;
- приобщение подрастающего поколения к лучшим образцам отеческого и зарубежного искусства, нравственно-эстетическим ценностям;
- воспитание активного слушателя классической музыки, духовно-нравственное воспитание;
- пропаганда фортепианной музыки среди воспитанников д/садов, учащихся общеобразовательных школ, взрослого населения посёлка;
- повышению статуса и имиджа детской школы искусств.

Представленные композиторы:
1. И.С.Бах (1685-1750) - немецкий композитор и органист.
2. Карл Черни (1791-1857) - австрийский ком-р, пианист, педагог с 14лет.
3. Феликс Лекуппе - (1811 - 1887) - французский ком-р, пианист, педагог.
4. П.И.Чайковский (1840 - 1893) - русский ком-р, дирижёр, педагог.
5. Рейнгольд Глиэр (1875 - 1956) - русский ком-р и педагог.
6. Э.Вила- Лобос (1887- 1959) - бразильский ком-р, дирижёр, педагог.
7. Д.Шостакович (1906 - 1975) - советский ком-р, пианист, педагог, общественный деятель.

Программа концерта:
1. И.С.Бах Менуэт
2. И.С.Бах Маленькая прелюдия ре минор
3. И.С.Бах Маленькая прелюдия до минор
4. К.Черни-Гермер Этюд № 1 (ч.2)
5. К.Черни-Гермер Этюд № 43 (ч.1)
6. Ф.Лекуппе Этюд
7. П.И.Чайковский Полька
8. П.И.Чайковский Старинная французская песенка
9. П.И.Чайковский Немецкая песенка
10. Р.Глиэр Ариетта
11. Э.Вила-Лобос Пусть мама баюкает
12. Д.Шостакович Гавот

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыка проведу у вас я - преподаватель по классу фортепиано.

И сейчас мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по разным странам и континентам, и вы услышите классическую музыку в исполнении учащихся фортепианного отделения.

Итак, поезда собираются в путь со станции, корабли уходят в море из гавани, самолёты снаряжаются в аэропорту, а нашей с вами гаванью, станцией, аэропортом будет вот этот концертный зал. Подключите свою фантазию и воображение и представьте себе, что вы, спустившись с трапа самолёта, оказались в одном из красивейших краёв Германии, в Тюрингии. Вдали виднеется гора с замком на вершине. Это Вартбург - старинная крепость.

Поднимаемся в этот замок. Из окон открывается захватывающий дыхание вид на окрестные горы, покрытые лесом. У подножья горы расположен небольшой город Эйзенах, в котором в 17 веке, в 1685 году родился немецкий композитор И.С.Бах.

На небольшой эйзенахской площади стоит Дом-музей И.С.Баха. Именно в этом доме появился на свет гениальный немецкий композитор. Верхние помещения обставлены старинной мебелью и показывают, как жили немецкие горожане во времена Баха. В других комнатах висят портреты, гравюры, находятся документы. А внизу находится зал музыкальных инструментов. В нём выставлена старинная виола, которая является предшественницей семейства скрипичных; лютня - предшественница гитары; клавесины и клавикорды - предшественники фортепиано; духовые - флейта, гобой, труба.

Обычно в этом Доме-музее для путешественников устраивают концерты из произведений Баха и других композиторов. Давайте представим себе, что мы находимся на одном из таких концертов.

Концерты обычно открывают произведения Баха, которые были написаны им три века назад. Но, несмотря на это, музыка Баха понятна и близка нам, потому что наполнена человеческими чувствами. Его музыку любит и почитает весь мир. Мечтал ли сам композитор о такой славе? Наверное, он удивился бы этому.

И.С.Бах в возрасте сорока лет был уже главой большого семейства. После смерти первой жены Марии Барбары Бах нашёл новую подругу жизни - Анну Магдалену. Брак был во всех отношениях вполне счастливым. Анна Магдалена оказалась не только заботливой хозяйкой, с любовью принявшей четырёх осиротевших детей, но и музыкантшей, понимавшей творчество мужа. У неё был красивый высокий голос (сопрано). Муж обучал её игре на клавесине. Анна Магдалена помогала мужу переписывать ноты. С годами её почерк стал так похож на почерк Баха, что их трудно было различить. Она приучала к переписке нот и детей. Сохранились две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», в которых собраны нетрудные клавирные пьесы, хоралы и песни. Сейчас прозвучит Менуэт из этого сборника.

1. И.С.Бах Менуэт - Малыгина Н.

И.С. Бах сам занимался музыкальным воспитанием своих детей. Обучение игре на клавикорде он начинал с упражнений. И, если терпение у ребёнка заканчивалось, то Бах любезно сочинял для него небольшие пьесы, часто прямо на уроке. Так возникли Маленькие прелюдии. В этих небольших пьесах обнаруживается непостижимое величие Баха, сыграв или услышав их один раз - забыть невозможно!

2. С.Бах Маленькая прелюдия ре минор

(Назовём её «Старинный танец»)

Иоганн Себастьян Бах - самый выдающийся представитель династии Бахов. Его жизнь внешне сложилась мало примечательно. Он ни разу не покинул пределов своей страны, не приобрел мировой славы. При жизни и почти 100 лет после смерти его музыка не пользовалась популярностью. Ее считали слишком сложной и устаревшей. И лишь в 1829 году под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона состоялась «мировая премьера» величественного произведения Иоганна Себастьяна - оратории «Страсти по Матфею», свершилось мировое открытие композитора И.С.Баха!

С того времени сочинения Баха заполонили музыкальное пространство Европы, России, Нового Света.

А в 1977 году музыка Баха звучала в космосе на американском корабле «Вояджер». На борту корабля находился золотой диск с музыкой И.С. Баха, которая звучала в космосе для других цивилизаций.

3.И.С.Бах Маленькая прелюдия до минор

(Назовём её «Размышление о жизни»)

Удивительное искусство - Музыка! Она способна объединять людей разных национальностей! Люди, живущие в разных странах на разных континентах могут общаться и понимать друг друга с помощью языка Музыки. Музыке у всех народов рассказывает об одном и том же: о человеке и его чувствах, о человеке и природе, о событиях в жизни человека, а также музыка позволяет совершать увлекательные путешествия в дальние страны.

Фантастически быстро переместившись во времени и пространстве, мы выходим на остановке - Австрия. Судя по прическам и костюмам - мы в XVIII веке. Это не Рим, не Венеция, не Флоренция. Это город Вена. Вена - красивейший город на берегу холмистого Дуная.

Представьте себе множество дворцов и очень красивых зданий.

Вена - мировая столица музыки. Музыка была и есть душой города, в котором жили и работали гениальные композиторы Гайдн, Моцарт, Шуберт. В этом же городе жил и сочинял музыку Карл Черни, который прославился тем, что в 14 лет был в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Так же он был знаменит созданием огромного количества Этюдов для пианистов(около 800).

Этюд - это музыкальное произведение, предназначенное для развития техники исполнителя. Нет такого музыканта, который бы не сыграл ни одного этюда. Дети их играют с 1-го класса музыкальной школы. Также их играют и в музыкальном училище, и в консерватории. Сейчас вы услышите два Этюда Черни.

4. К.Черни-Гермер Этюд № 1 (ч.2)

(Назовём этот этюд «Весёлые нотки»)

5. К.Черни-Гермер Этюд № 43 (ч.1)

(Назовём его «Весна»)

В жанре Этюда писали музыку многие композиторы. Сейчас вы услышите ещё один этюд. Но для этого мы сойдём на станции - Франция XIX века. Столицей Франции является город Париж. В Париже находится огромное количество достопримечательностей, к числу которых относятся: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Лувр, Собором Парижской Богоматери, Гранд - Опера…
XIX - Расцвет французской музыки. Знаменитыми становятся имена следующих композиторов: Берлиоз, Бизе, Дебюсси, Равель. Мы познакомимся с французским композитором Феликсом Лекуппе. Как и австрийский ком-р Карл Черни, Лекуппе сочинил немало этюдов для фортепиано. Один из них вы сейчас услышите.

6. Ф.Лекуппе Этюд

Мы снова отправляемся в путь и через короткий промежуток времени попадаем в Россию второй половины XIX века. Сегодня мы поговорим о русском композиторе П.И.Чайковском и послушаем его музыку из «Детского альбома».

Почему же великий композитор, создавший такие крупные произведения как оперы, балеты, симфонии, вдруг обратился к детской музыке? Оказывается, Пётр Ильич очень любил детей. «Что может быть лучше в жизни, чем дети и цветы?» - часто говорил он. Но, к сожалению, собственной семьи и детей у него не было. Поэтому, приезжая в гости к своей сестре Александре Давыдовой, Петр Ильич любил проводить свободное время в компании своих маленьких племянников. Их у Чайковского было семь, и композитор неустанно придумывал для них разнообразные праздники с кострами, фейерверками и танцами. Один из племянников Чайковского, Володя Давыдов, пытался освоить игру на фортепиано, но музыкальная наука давалась ему трудно, и Петр Ильич решил помочь малышу. Он написал цикл фортепианных пьес для него. 24 пьесы получились очень разные, но легкие, запоминающиеся и интересные по названию — были здесь и картины природы, и детские игры, и сказочные персонажи, путешествия...

Семья, в которой родился П.И.Чайковский была образованной и просвещённой. Его мама - Александра Андреевна, получила образование в одном из петербургских институтов, знала языки, много читала, любила музыку. У неё был хороший голос, и она охотно пела в кругу родных и знакомых. Отец Илья Петрович, страстный любитель театра и музыки, играл на флейте и создал с друзьями трио (виолончель, гитара, флейта). Дом Чайковских был городским культурным центром. Вся знать города по вечерам собиралась здесь. Торжественные приемы происходили в зале. Вместе с взрослыми веселились дети. Особенное им нравилось, когда раздавались звуки вальса, мазурки, польки и … кружились, подхваченные танцем, пары.

7. П.И.Чайковский Полька

Петр Ильич Чайковский очень много путешествовал. Повидал множество разных стран, был в Италии, Германии, Франции, Чехии, и даже в Америке. Везде он записывал свои впечатления в дневник. Но был у него ещё и нотный дневник, в котором он записывал народные песни.

Во Франции Чайковский, гуляя в небольшом городке по тихой зеленой улице, он вдруг услышал пение. Петр Ильич остановился и стал прислушиваться. У открытого окна пела женщина грустную, неторопливую песенку. Чайковский подошел к ней и спросил: «Скажите, пожалуйста, какую песню вы поете? Она мне очень нравится». «О, это старинная-старинная французская песенка. Очень давно ещё в 16 веке её пели трубадуры». Чайковский поблагодарил женщину и пошел дальше. Вернувшись на родину, Петр Ильич вспомнил эту песню, написал пьеску для фортепиано под названием «Старинная французская песенка» и включил ее в «Детский альбом».

8. П.И.Чайковский Старинная французская песенка

Но вот… Чайковский в Германии. На улицах и ярмарках, в кофейнях и домах горожан звучала музыка - это была музыкальная страна. Очень ему понравилась застольная немецкая песенка, которую он записал в музыкальный дневник и которая тоже в последствии вошла в «Детский альбом».

9. П.И.Чайковский Немецкая песенка

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков состоит наша общая родина Россия. Просторы ее огромны. Это край, в котором соседствует море, степь, горы, вечные снега и таёжные леса и, если бы мы захотели совершить путешествие по ее территории, то оно подлилось бы очень много времени. Сейчас вы услышите произведение ещё одного русского композитора Рейнгольда Глиэра.

Эта музыка - о Родине, о любви к ней.

10.Р.Глиэр Ариэтта

В Россию мы ещё вернёмся. А сейчас посетим далёкую Бразилию XX века.

Гордостью этой страны является Э. Вила-Лобос - бразильский ком-р, педагог, дирижёр, писатель. Также как и Чайковский, наряду со сложными серьёзными произведениями он написал много музыки для детей - более 500 произведений. Есть у него и детский альбом по названием «Мир ребёнка». Сейчас вы услышите одну из пьес из этого сборника «Пусть мама баюкает»

11.Э.Вила-Лобос Пусть мама баюкает

В заключении нашего путешествия мы вернемся назад в Россию XX века.

Композиторы этого времени наряду с современными мотивами и интонациями используют часто в своих сочинениях старинные жанры эпохи И.С.Баха, например, пассакалью, менуэт, прелюдию, гавот и др. Чем вызван такой интерес к старинному искусству? Может быть тем, что мы с вами испытываем чувства, и настроения схожие с переживаниями людей, живших 3 столетия назад? Может быть….

Сейчас вы услышите Гавот Д.Шостаковича - композитора XX века. Эта пьеса входит в альбом для детей «Танцы кукол».

Как вы уже, наверное, заметили, что все гениальные композиторы писали музыку для детей, тем самым они выполняли высокую миссию воспитания подрастающего поколения, раскрашивали мир ребёнка всеми цветами радуги.

12. Д.Шостакович Гавот

На этом мы заканчиваем наш концерт-путешествие. Сегодня музыка позволила вам побывать в разных городах и странах, познакомились с композиторами, послушали произведения разных жанров. Сегодня мы ещё раз убедились в том, что музыка разных стран и народов богата и многообразна. И самое главное - мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всей Земли, сделать нашу жизнь богаче и добрее.

Уколова О. А.

с.Шипуново, 2014

Цель: формирование музыкально - эстетической культуры учащихся.

Задачи:

1. познакомить с музыкальными инструментами и их историей; расширять кругозор учащихся.

2. развивать эстетический вкус, музыкальную память.

3. воспитывать любовь к музыке, дисциплину.

Форма проведения: Урок - путешествие

Оборудование:

1. музыкальные ребусы

2. каринки с музыкальными инструментами

3. фонограммы песен «Утята», «Веселые гуси», «Мы - маленькие дети»

Литература.

1. Троицкая Н.Б. Сценарии школьных праздников: Метод. пособие/ Н.Б. Троицкая, Г.А. Королева. - М.: Дрофа, 2004.

2. Домрина Е.Н. Беседы о музыке. - Ленинград, 1982.

3. Тутубалина Н.В. Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста./ Н.В. Тутубалина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

План

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

3. В гостях у Скрипичного ключа

4. Путешествие по городу Музыкальных Инструментов

5. Прогулка по городу Песен.

6. Итог урока

Ход урока - путешествия

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы узнаете, как и откуда появилась музыка, музыкальные инструменты.

Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать из различных предметов звуки. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты.

Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А вы когда-нибудь слышали музыку птичьих голосов, музыку дождя, ветра? Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках.

В. Семернин «Музыка всюду живет»

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт -

В шелесте трав,

В шуме дубрав

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода -

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои

Ива роняет у брода…

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей,

Песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт, -

Только прислушаться надо.

Ребята, вспомните, где ещё вам слышались звуки музыки? (ответы детей)

Музыка - один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни.

Сейчас я приглашаю вас совершить чудесное путешествие по Музыкальной стране. Мы побываем в городе Музыкальных инструментов, сходим в гости к Скрипичному ключу и совершим прогулку по городу Песен.

Сначала мы отправимся в гости к Скрипичному ключу.

Два крючка - две закорючки,

Две малюсенькие штучки,

Ими дверь не отопрешь,

Их и в руки не возьмешь.

Не от шкафа платяного,

Не от мишки заводного,

А скажу вам наперед:

Два ключа от знаков - нот.

Познакомьтесь, ключ скрипичный (показываю изображение скрипичного ключа)

Развесёлый, симпатичный,

На второй всегда линейке,

Он сидит, как на скамейке.

Есть ещё и ключ басовый. (показываю изображение басового ключа)

Он и добрый, и суровый,

На четвертой он линейке

Место с краю занимает,

Ноту «фа» октавы малой

Ключ басовый открывает.

Отгадайте загадку:

«5 ступенек - лесенка,

На ступеньках - песенка». (ноты)

Какие ноты вы знаете? (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)

Как они расположены на нотном стане? (на доске - нотный стан, дети рисуют ноты)

Как не задуматься над тем, что одни и те же известные звуки гаммы: до, ре, ми, фа, соль, ля, си - Бетховен превращает в сонаты «Аппассионата» и «Лунная», Чайковский - в 12 пьес «Времена года» и оперу «Евгений Онегин», Хачатурян - в знаменитый вальс к драме Лермонтова «Маскарад», а Дунаевский - в одну из самых проникновенных песен о столице нашей Родины «Моя Москва».

Вы, конечно, понимаете, что отдельные звуки - это ещё не музыка. Звуки должны быть организованы в связную музыкальную речь.

Ребята, если вы по-настоящему любите музыку, то подружитесь с нотками крепко-накрепко. Тогда вам откроется неведомый мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку, слышать её в окружающей природе. Вы поймете, какое многообразие мелодий могут составить всего семь ноток - подружек. Именно они делают окружающий нас мир еще прекрасней и добрей.

Сейчас я предлагаю вам отгадать музыкальные ребусы (см. в приложении)

Следующий конкурс «Музыкальные слова»:

1. Назовите животное, в названии которого есть нота «ре» (черепаха)

2. Назовите растение, в названии которого есть нота «соль» и еще одна нота. (фасоль)

3. Назовите птицу и цветок, в названиях которых есть нота «си» (синица, сирень)

4. Назовите птицу и растение, в названиях которых есть нота «до» (удод, подорожник)

Конкурс «С миру по нотке»: за одну минуту надо вспомнить слова, в которых есть слоги - ноты.

Под музыку - играют, под музыку - поют,

Под музыку танцуют ребята все вокруг.

Приглашаю вас исполнить танец «Утята».

А сейчас на нашем пути город Музыкальных Инструментов.

Вам знакомы жители этого города? Назовите их.

А теперь отгадайте, о каком инструменте идет речь.

Громче флейты, громче скрипки,

Громче труб наш великан,

Он ритмичен, он отличен,

Наш весёлый… (барабан)

Барабан (показываю картинку) - ударный инструмент. Это самый древний инструмент в мире. Ещё первобытный человек выбивал ритмы по костям мамонта, по деревянному бруску, глиняным кувшинам. Барабаны гремят во время военных походов, торжественных церемоний, народных празднеств. Барабаны используют во всех видах оркестра: симфоническом, духовном, народном, эстрадном, джазовом. В симфоническом оркестре барабаны изображают раскаты грома, орудийную канонаду. С барабаном торжественно маршируют по Красной площади воспитанники военно-музыкального училища, открывая военный парад.

Представляю вам другой инструмент.

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,

Мотив звучит издалека, поет про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив, я называюсь… (скрипка)

Посмотрите на этот нежнейший и красивейший из струнных инструментов (показываю картинку). Древний предок теперешней скрипки - славянский инструмент - состоял из долбленного деревянного корытца, покрытого плоской пластинкой, трёх струн, лукообразного смычка. Это был поистине всенародный инструмент: бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на таких скрипках на ярмарках. Скрипку не пускали во дворцы, где звучал голос виолы. Первые скрипки в их современном виде появились в Европе в начале 16 века. Во всем мире известны итальянские мастера Амати, Гварнери, Страдивари. На инструментах, созданных руками этих итальянских скрипичных мастеров, играют выдающиеся скрипачи мира.

А теперь послушайте загадки про другие инструменты.

1. Тянется, а не резина;

С клапанами, а не машина;

Песни поет, а не радио. (баян)

2. Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Вам знаком… (аккордеон)

3. Морщинистый Тит

Всю деревню веселит (гармонь)

Гармонь, аккордеон и баян - духовые клавишные инструменты. При помощи мехов нагнетается воздух, он приводит в колебание металлические пластины - язычки. Так возникает звук. Первую ручную гармонь сделали в 1822 году. Есть много разновидностей русской гармони - ливенка, Елецкая, хромка, саратовская, тульская и др. О гармони писали стихи С.Есенин, А.Твардовский, А.Прокофьев и др. поэты. Гармонь и баян сопровождают все деревенские праздники. В наши дни широко распространен баян - разновидность гармони. Своё название баян получил по имени легендарного древнерусского певца - сказителя Баяна.

А это что за инструменты?

1. У какого инструмента есть и струны и педаль?

Что же это? Несомненно, это славный наш… (рояль)

2. Стоит шкаф: крышку открываешь - зубы торчат.

Пальцами нажимаешь - звуки получаешь. (пианино)

В конце 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори создал новый вид клавишного инструмента. В усовершенствованном виде он стал называться фортепиано. Фортепиано - это клавишно-ударный инструмент. Во время нажатия на клавишу по струне ударяет специальный деревянный молоточек, обтянутый войлоком. Основное качество этого инструмента - яркий, певучий звук и возможность играть на нём очень громко и очень тихо. Отсюда и название инструмента - фортепиано (громко - тихо). Современные разновидности фортепиано - это рояль и пианино. Они отличаются формой и расположением струн (у рояля струны натянуты горизонтально, а у пианино - вертикально). Первым композитором, который начал писать именно для фортепиано, был немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен.

О каких инструментах идёт речь?

1. У костра сыграть нам рада семиструнная… (гитара)

2.Треугольник, три струны

Выходите плясуны (балалайка)

Балалайка является родственницей гитары, только у неё всего три струны. В 18-19 вв. она была, пожалуй, самым распространенным музыкальным инструментом. Под неё плясали во время праздников, пели песни, про неё складывались сказки. Более ста лет тому назад на балалайку обратили внимание любители музыки, захотели дать простому, «мужицкому», инструменту новую жизнь, чтобы он зазвучал в концертных залах. Прежде всего, балалайку усовершенствовали, и в 1887г. Создали в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», который потом был преобразован в Великорусский оркестр. Сейчас балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают для неё произведения.

Конкурс «Найди лишнее слово»

На доске записаны слова, найдите лишнее.

1. Скрипка, труба, гитара, балалайка (труба, остальные струнные)

2.Пианино, аккордеон, барабан, рояль (барабан, остальные клавишные)

3.Смычок, струны, дирижерская палочка, клавиши (струны, т.к. остальные сделаны из дерева)

А сейчас мы отправляемся в город Песен.

Песня является самым древним и самым распространенным музыкальным жанром в наши дни. О песне говорят, что она родилась вместе с человеком. В древнегреческих мифах, появившихся за тысячи лет до нашей эры, мы находим рассказы о силе влияния песен. Пение муз, покровительниц поэзии и разных видов искусств, в сопровождении звуков золотой кифары, на которой играл бог солнца Аполлон, было настолько прекрасным, что кругом воцарялась тишина, и даже Арес, бог войны, забывая о шуме кровавых битв.

Легендарный певец Орфей не только доставлял своим пением наслаждение, но и усмирял диких животных. Имя Орфея стало синонимом замечательного певца; его лира, на которой он аккомпанировал себе, - эмблемой искусства, а пение муз оставило нам великое слово - музыка.

С незапамятных времен песня, ставшая выразителем благородных, высоких чувств, у всех народов обрела способность волновать человеческие сердца, помогать людям в жизни.

Ребята, а вы любите петь?

Какие песни вы знаете? (ответы детей)

Конкурс «Угадай песню по описанию»

1. Песня о ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет. («Чему учат в школе»)

2. Песенка о плохой погоде в день рождения. («Песенка крокодила Гены»)

3. Песня о трагической гибели маленького насекомого. («В траве сидел кузнечик»)

4. Песня о кусочке земли, на котором растут бананы и кокосы, и очень весело проводится время. («Чунга-Чанга»)

5. Песня о людях, чей дом - лес, а жизнь - дорога. («Песенка друзей»)

6. Песня об одинокой красавице («Во поле березка стояла»)

7. В какой песне можно узнать про глагол и про тире? («Чему учат в школе»)

8. В какой песне на свадьбе пьют молоко? («Золотая свадьба»)

Песню можно не только спеть, но и инсценировать.

Давайте и мы с вами попробуем инсценировать песню «Весёлые гуси»

В завершении нашего путешествия я предлагаю исполнить песню «Мы - маленькие дети».

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех!

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорю вам: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»

Занятие 13 Тема: «Путешествие по музыкальной стране»

Цель: определение средств музыкальной выразительности, создающей образ (акценты, динамику).

Задачи: учить выразительно двигаться в соответствии с ха­рактером музыки; выполнять легкие поскоки с ноги на ногу; учить сравнивать пьесы разного характера, развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки; расширять певческий диапазон; учить петь легким, подвиж­ным звуком; работать над интонацией и дикцией; продолжать формировать певческое дыхание; закреплять танцевальные движения и их последовательность; развивать самостоятель­ность, творческую активность детей.

Ход занятия

Вводная ходьба.

«Полька* П. И. Чайковского. Дети поскоками друг за дру­гом заходят в зал.

Музыкальное приветствие. Предложить детям отправиться в путешествие по музыкальной стране.

Музыкально-ритмические движения.

«Айголек», каз.нар.песня, обр. Б. Жусибалиева. Педагог I знакомит детей с новым танцевальным движением «айна» («зеркало»). Соединить кисти рук перед лицом, ладони должны быть обращены к зрителю, локти подняты на уровень плеч.

Слушание музыки.

«Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского.

«Итальянская песенка» П. И. Чайковского.

Дети слушают «Неаполитанскую песенку» П. Чайковского. Меняется ли характер музыки, из скольких частей состоит пьеса?

Там же, в Италии, П. И. Чайковский написал «Итальян-I скую песенку». Исполнить пьесу. Чем отличаются эти пьесы? I Каков характер каждой пьесы?

«Неаполитанская песенка» - жизнерадостная, задорная, I танцевальная, а «Итальянская песенка» - плавная, нежная, I похожа на вальс. Обратить внимание детей на акценты в музы-I ке: в «Неаполитанской песенке» акцент приходится на первую I долю такта (исполнить фрагмент), а в «Итальянской песенке» -

на вторую долю и звучит внезапно (исполнить фрагмент). Ка­ким инструментом можно подчеркнуть эти акценты? (бубном) Предложить детям сначала отметить акценты хлопками, а за­тем раздать 2-3 бубна и проиграть обе пьесы вместе с детьми. Подражание каким инструментам еще прослушивается в пье­сах? (кастаньеты, бубен, гитара)

Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент».

«Лошадка и жеребенок», развивать подвижность языка и

нижней челюсти.

Дети цокают языком медленно и быстро.

«Кукушка», обр. И. Арсеева. Упражнять в чистом интони­ровании малой терции вверх. Вырабатывать четкую артикуля­цию. Разучивать попевку в сопровождении одной мелодии без музыкального сопровождения.

Пение.

Повторить знакомые песни, подготовленные к осеннему празднику. Следить за дикцией, правильным дыханием. Начи­нать и заканчивать пение одновременно.

Игра на музыкальных инструментах.

«В лодке» Н. Любарского. Предложить детям исполнить знакомую пьесу на различных музыкальных инструментах, которые они выбирают по желанию (металлофоны, трещотки, бубны, коробочки, колокольчики).

Танцевальные движения.

Отработать и закрепить движения знакомых танцев.

Хороводная игра.

«Прогулка в осенний лес» Т, Куликовой. Предварительно разучить текст песни. Двигаться спокой­ным хороводным шагом, выполнять движения в соответствии

с текстом.

Повторить игры, используемые на осеннем празднике. Краткий анализ занятия. Музыкальное прощание.